Жидкость для автоматических трансмиссий куда заливать

Замена масла в АКПП: когда менять, как это сделать самому и какие есть нюансы

Мы намеренно написали заголовок с ошибкой – большинство ее все равно не заметят. А все потому, что жидкость для АКП российские автовладельцы упорно называют маслом. Хотя то, что залито в автомат называется ATF – если расшифровать аббревиатуру, то получится Automatic Transmission Fluid. Последнее слово переводится именно как жидкость. И это правильно: она не только смазывает, но еще и передает момент. Впрочем, сейчас интереснее другое: как эту жидкость поменять и нужно ли вообще этим заниматься.

Замена масла в АКПП: когда менять, как это сделать самому и какие есть нюансы

Существует миф, согласно которому АКП – полностью необслуживаемый агрегат, в который жидкость заправлена на весь срок службы. Однако это относится только к тем владельцам, которые привыкли ездить на свежих машинах, время от времени приобретая что-то новенькое. Остальным напоминаем: обычно речь идет о срока до 5 лет и пробеге до 100 000 км. Вечных жидкостей не бывает: они стареют под действием высокой температуры и кислорода из воздуха, загрязняются продуктами износа и, в итоге, теряют свойства. Поэтому ATF надо менять – здесь и начинаются различные варианты подхода к этому процессу.

В автоматических коробках передач примерно половина жидкости плещется в поддоне. Большой объем находится в гидротрансформаторе и в теплообменнике, а также в гидроблоке и насосе. Поэтому полнота ее замены при разных подходах будет неодинаковой. При частичной замене жидкость сливают через штатное отверстие – мотор при этом выключен, но агрегаты прогреты. Так можно слить примерно половину содержимого. Однако в упомянутых выше гидротрансформаторе, теплообменнике и прочих местах жидкость останется прежней. Что ж, добавляем такое же количество новой жидкости. При желании можно снять поддон и заменить фильтр, почистить магниты и удалить всяческие отложения. Но увеличить объем сливаемой жидкости все равно не удастся.

Замена масла в АКПП: когда менять, как это сделать самому и какие есть нюансы

Можно попытаться перехитрить коробку, проведя указанную процедуру несколько раз. При этом часть старой жидкости все-таки удастся заменить на новую, а потому, после нескольких процедур, удастся заполнить коробку свежей жидкостью в большей степени. Недостаток способа очевиден: придется разориться на большое количество ATF. Да и времени жалко. Кроме того, нужно понимать, что никакие отложения из потаенных сусеков коробки при этом все равно не удалить. Однако есть и дополнительное достоинство: не потребуется так называемая адаптация коробки, которую обычно проводят на специализированных сервисах. Речь о коррекции давления в контуре включения каждой из передач. При резком изменении вязкости ATF коробка может не успеть адаптироваться к новым условиям работы, но в описанном случае это не грозит неприятностями.

Полная замена жидкости – это уже приключение. Надо подсоединиться в разрыв трубки, идущей от АКП к радиатору. К трубке, из которой жидкость при работающем моторе вытекает, нужно подсоединить емкость для отработавшей жидкости, а в другую подавать новую. На специализированных автосервисах этим обычно занимается автомат. При этом жидкость проходит по всем агрегатам коробки, включая радиатор и гидротрансформатор. Правда, и в этом случае абсолютно полной замены все-таки не происходит, потому что новую жидкость нужно экономить. Расход и так составляет примерно удвоенную емкость системы, а потому замену прекращают, ориентируясь на цвет выходящей жидкости: она должна быть светлой.

Замена масла в АКПП: когда менять, как это сделать самому и какие есть нюансы

На практике обычно достаточно частичных замен ATF примерно раз в 50 000 км пробега. Если машина эксплуатируется в спокойном режиме, то можно проводить полную замену примерно раз в 100 000 км. Понятно, что при тяжелых условиях эксплуатации интервалы потребуется сократить. Стоит помнить о том, что заменяемая жидкость не должна иметь характерного запаха гари и не быть слишком темной. Обычно такие признаки являются следствием подгорания фрикционных накладок, а потому, как говорится, поздно пить «Боржоми» – коробку надо показывать спецам на сервисе.

Как менять масло в АКПП (в том числе и полностью)? — Энциклопедия японских машин — на Дром

Поменять масло в АКПП можно тремя основными способами:

1. Способ первый, традиционный — частичная замена масла, его освежение. Откручивается сливная пробка в картере АКПП (внизу), сливается столько масла, сколько может вытечь, и заливается столько же (или больше/меньше — уровень проверяется по щупу). При этом меняется 30-40% масла. Ничего кардинального в АКПП при этом не присходит — новое масло просто смешивается со старым. Если нужно поменять более 30-40% масла или все масло полностью, процедуру частичной замены рекомендуется повторить несколько раз (3-5) через каждые несколько сотен километров пробега.

Плюсы этого способа:

  • все можно проделать самостоятельно, не заезжая на СТО и не прибегая к посторонней помощи;
  • расходуется небольшое количество масла (при одной замене);
  • промывается фильтр и поддон; по отложениям на поддоне можно проанализировать работу АКПП и предотвратить серьезные поломки;
  • меньше риск вымыть в АКПП «полезные» отложения и следовательно, меньше риск нарушить работу коробки.

  • для полной замены АТФ нужно менять ее несколько раз, что приводит к ее большому суммарному расходу;
  • полностью АТФ вы все равно не поменяете.

2. Способ второй — 100%-ная замена масла в АКПП на СТО, с применением специальной аппаратуры. На многих СТО сейчас установлены аппараты (в основном фирмы Wynns), с помощью которых масло в АКПП меняется методом продавливания. Новое масло вытесняется старым, что позволяет говорить о его полной замене. Делается это по такому алгоритму: через радиатор охлаждения коробки к АКПП подсоединяются трубки аппарата, заводится двигатель, старое масло сливается, новое заливается. Через специальное окошко можно визуально контролировать цвет АТФ — как только он достигнет нужной окраски, процедура прекращается. На такую замену уходит порядка 10-12 литров АТФ. Стоимость такой процедуры во Владивостоке составляет порядка 200-400 рублей за саму работу плюс стоимость АТФ. Вам также могут предложить применить промывку.

  • обман с количеством залитой в вашу машину АТФ отпадает — вы контролируете весь процесс и сами видите, сколько АТФ вошло в АКПП;
  • полная замена масла в АКПП очень существенно влияет на расход бензина в сторону уменьшения, так как сильно снижаются потери в гидротрансформаторе. Кроме этого, зачастую «резвее» становится сама АКПП;
  • вы доверятесь профессионалам.

  • на СТО вам дадут гарантию на свою работу, но не дадут гарантию на нормальную работу АКПП после этого. Это связано с тем, что при полной замене масла «полезные» отложения вымываются со всеми вытекающими из этого последствиями — вплоть до поломки АКПП. Впрочем, это актуально только для машин с большим пробегом, а не для свежих машин;
  • аппаратура для такой процедуры есть еще не во всех городах, то есть этот способ доступен не каждому автомобилисту;
  • стоит это, конечно, дороже, чем просто освежение масла.

3. Способ третий — 100%-ная замена масла в АКПП своими силами. Для тех, кто не хочет переплачивать представителям автосервиса и уверен в своих силах. Оговоримся сразу: нижеперечисленные методы замены масла в АКПП взяты с форума и их действенность остается целиком и полностью на совести тех, кто описал их в нашем форуме :)

Итак, метод в общих чертах таков: прогреть АКПП, проехав около 5 км, заехать на яму, и, заглушив двигатель, открутить сливную пробку на поддоне АКПП. Слить максимальное количество масла. После чего очень аккуратно открутить поддон — в нем остается еще довольно большое количество масла, и при неосторожном движении вы можете вылить его на себя. Аккуратно снять фильтр (выльется еще некоторое количество масла), промыть фильтр (бензином или сольвентом, продуть), промыть поддон от налета, затем поставить обратно фильтр, прокладку, поддон. Затем залить в отверстие щупа столько же АТФ, сколько вылилось в результате предыдущих операций (или даже чуть больше). После этого необходимо отсоединить маслоотводящие трубки от радиатора охлаждения, надеть на каналы для масла шланги, которые опускаются в емкость подходящего для слива АТФ размера (кто-то использует банки из-под Dexron, кто-то бутылки из-под Кока-Колы — дело вкуса :)). Заводится двигатель и через несколько секунд из шланга польется масло. Как только вытекающее масло приобретет цвет свежего (то есть фактически новое масло вытеснит старое), глушите двигатель (для этого лучше использовать напарника). Снимайте шланги и присоединяйте трубки обратно. Остается только проверить уровень АТФ по холодным меткам и по горячим (после того, как прокатитесь в спокойном режиме несколько километров).

Замена масла в АКПП: все, что нужно знать автолюбителю

Некоторые современные автопроизводители утверждают, что жидкость для АКПП заправлена на весь срок службы машины. Так ли это на самом деле, ведь надо учитывать еще тяжелые условия эксплуатации и качество заливаемого состава. Но, не все автомобильные концерны так категоричны. Например, известная японская фирма Toyota предписывает всего 60-70 тыс. км пробега на штатном АТФ. Затем рекомендуется замена масла в АКПП. Тот же Mercedes-Benz, который раньше утверждал о том, что смазка в его пятиступке вечная, сегодня рекомендует менять жидкость в семиступке 722.9 после 120 тыс. км пробега или раз в 5 лет.

Какое масло выбрать

Другой вопрос — а какую смазку заливать на определенных пробегах? Рынок сегодня предлагает на выбор огромное количество аналогов, вполне приемлемых по составу родному ATF. Есть реальные примеры, когда заменитель даже превосходил по качеству оригинальную смазку, и коробка служила верой и правдой заводской срок или более.

Масла для АКПП

Масла для АКПП

В ряде случаев, когда проводится замена масла в коробке автомат, стоит использовать только составы, рекомендуемые производителем. Например, это актуально для АКПП последних лет выпуска, которые слишком чувствительны к малейшим несоответствиям присадок. Были случаи, когда из-за применения неродного АТФ автомат начинал шуметь и нестабильно работать. К примеру, 6-скоростная коробка ZF 6HP.

Почему же так происходит, ведь автоматические коробки современного образца конструктивно мало чем отличаются от старых АКПП. Просто все дело в новых конструктивных изменениях, из-за чего требования к составу смазки стали жестче. К слову, блокиратор гидравлики нового образца имеет больше режимов перехода. В таких условиях масло должно включать все необходимые примеси, чтобы создавался определенный тепловой баланс в парах трения.

Однако владелец не чувствует нестабильную работу коробки, но рано или поздно продукты износа неминуемо разрушают другие элементы трансмиссии. Поэтому нет никакой гарантии, что неоригинальное масло сможет обеспечить те же условия и не привести к гибели автомата раньше отведенного срока.

Периодичность замены масла в АКПП

Интервал замены жидкости АКПП обычно бывает указан в регламенте. Примерно ресурс смазки с учетом наших суровых условий составляет 60-70 тыс. км пробега транспортного средства. Дилеры еще больше укорачивают срок, рекомендуемый производителем, учитывая ежегодное ухудшение экологии, частые передвижения в пробках и другие сопутствующие условия.

На самом деле определить качество масла сможет каждый владелец самостоятельно. Достаточно вытащить щуп, и осмотреть жидкость. Цвет должен быть светлым, запах гари отсутствовать. Иначе — если смазка темная или воняет, надо везти машину на СТО.

Сравнение цвета масла АКПП

Сравнение цвета масла АКПП

Также надо обращать внимание на характерные признаки износа масла АКПП:

  • снижение давления в системе;
  • частые пробуксовки авто, особенно на подъемах и при переключении на нижние передачи;
  • сложности с переключением передач АКПП — толчки, не попадание скорости и т. д.

Безусловно, все эти симптомы могут вызываться также другими причинами, но сбрасывать проблему с устареванием жидкости не стоит.

Если машина работает в условиях нестандартного климата (средняя температура воздуха очень высокая или низкая) — периодичность замены масла в АКПП следует сокращать уже до 25-30 тыс. км пробега. Также желательно сразу обновлять ATF, если коробка подверглась не предусмотренным по паспорту нагрузкам — буксировка, эксплуатация на «сухую» и т. д.

Последствия езды на старом масле

Сильному износу в современных автоматических КПП подвергаются фрикционы. Стружка и грязь быстро забивают магистрали блока и соленоиды — каналы потом сложно поддаются очистке.

Фрикционные диски коробки передач

Фрикционные диски коробки передач

Особенно чувствителен к качеству масла гидротрансформатор последнего образца, который из-за плохого ATF часто выходит из строя. Жидкость для этого механизма подбирается правильно, чтобы от нагруженных элементов отводилось тепло и обеспечивались все условия для смазывания. Если же вовремя не заменять АТФ или заливать низкосортные составы, фрикционы начнут в скором времени изнашиваться и убивать остальные элементы АКПП.

Вообще, автомат — механизм конструктивно сложный, представляющий собой комбинацию механики, электроники и гидравлики. АТФ в нем не только выполняет смазочную функцию, но и является рабочим телом. С учетом данной особенности АКПП становиться очень чувствительным к уровню и качеству ATF.

Как проверить уровень масла в коробке

Щуп предоставляет возможность замерить количество масла в АКПП. Он для этого и предусмотрен, находится в подкапотном пространстве. Обычно бывает выкрашен в красный цвет, в отличие от щупа для проверки автола — этот измеритель желтого цвета.

Проверка уровня масла в АКПП

Проверка уровня масла в АКПП

Как правило, на щупе бывают две засечки — верхняя показывает норму масла, прогретого до нужной температуры. Нижняя метка соответствует правильному объему АТФ в холодном состоянии.

На некоторых автомобилях вместо проверочного щупа предусмотрено специальное окошко (Фольксваген, Ауди, БМВ, Киа). Автомобиль ставится на яму или домкрат, затем нужно посмотреть, сколько масла внутри коробки.

Смотровое окно АКПП

Смотровое окно АКПП

Уровень надо проверять на двигателе, прогретом до рабочей температуры (80-90° на обычных и 100-110° на форсированных моторах). На автомобилях марки Додж, Хюндай, Джип, Мазда и Митсубиси АКПП надо обязательно переключать в нейтральное положение. А на Хонда следует заглушить мотор, а потом уже проверять.

Недостаток трансмиссионки в АКПП может привести к довольно печальным последствиям, вплоть до полного разрушения механизмов. Нередко при дефиците ATF насос подхватывает воздух. Трансмиссионка превращается в подобие воздушно-масляной эмульсии — очень сжимаемой жидкости, из-за чего давление постоянно падает. Поэтому за уровнем смазки надо следить регулярно.

Способы замены

Масло заменяется двумя популярными способами — частичный долив и полная замена. В первом случае уходит меньше времени и жидкости. Принцип простой: оставшаяся в системе смазка смешивается с новой АТФ. Такой вариант не идеален, так как полученная смесь в скором времени снова превращается в жижу. Однако быстрота и сравнительная простота привели к тому, что данный метод используется повсеместно.

Как правильно менять масло в АКПП

В первую очередь надо подготовить необходимое оборудование — воронку, емкость для определения количества жижи, новую АТФ.

Замена масла в АКПП

Замена масла в АКПП

Теперь сам процесс, как менять масло в АКПП.

  1. Поставить авто на яму.
  2. Вывернуть пробку, заранее подставив под нее емкость.
  3. Дождаться полного слива.
  4. Закрутить пробку на место.
  5. Залить свежую АТФ.
  6. Посмотреть на уровень через окошко или с помощью щупа. Если жидкости недостаточно, то залить еще.

При переизбытке, надо слить лишнюю жидкость, открутив пробку.

Теперь о том, как провести полную замену, тоже быстро и без применения аппарата. Также подготавливается свежая жидкость и емкость, но вдобавок еще прокладка поддона коробки, герметик, сальник, головки, фильтр и бензин (керосин) для промывки.

Порядок замены масла в АКПП в этом случае выглядит так:

  • проехаться на автомобиле не менее 5-10 км, чтобы прогреть АТФ;
  • поставить машину на яму;
  • перевести рычаг АКПП на нейтральное положение;
  • подставить емкость, открутить пробку;
  • дождаться слива масла;
  • открутить болты поддона, сорвать крышку с герметика;
  • слить жидкость, находящуюся внутри поддона;
  • вывернуть фильтр;
  • тщательно очистить внутреннюю часть поддона — обработать кисточкой, смоченной в бензине, магниты;
  • протереть все детали сухой тряпкой, которая не оставляет ворс и нитки;
  • ввернуть новый фильтр;
  • поставить на место поддон;
  • вставить новую прокладку, заранее смоченную герметиком по всему кругу;
  • закрутить болты;
  • залить свежее масло в том же количестве, что было слито;
  • отсоединить левый шланг охлаждения и опустить его конец в емкость (можно в 5-литровую пластиковую бутылку);
  • завести мотор;
  • сливать ATF до тех пор, пока из магистрали не пойдет новое масло — определить свежую жидкость можно по более светлому цвету;
  • проверить уровень смазки — добавить или слить, если жидкость меньше или больше нормы.

Эксперимент, доказывающий необходимость замены масла

В любом автомате надо своевременно заменять АТФ. Это не просто слова, а проверенные экспертизой данные. Чтобы выяснить, насколько портится масло в АКПП в стандартных условиях работы автомобиля, журналом «За рулем» был проведен тест. Из коробок передач Ниссан Альмера (120 тыс. км пробег) и Датсун ми-До (60 тыс. км пробег) взяты пробы ATF.

На первый японский автомобиль устанавливается 4-ступенчатая АКПП производства Франции DP2, а на Datsunmi-DO стоит 4-диапазонная Jatco JF414E.

  • в оба автомата было залито АТФ с завода — оно еще не менялось ни разу;
  • обе машины ездили преимущественно по городу — дом-работа-магазин;
  • в коробку Альмеры заправлено с завода Elf Renaultmatic, а в датсуновскую — Genuine GM EJ-1;
  • специально для экспертизы машины подвергли высоким нагрузкам.

После испытаний масло проверили на кинематическую вязкость и кислотно-щелочное число.

Примечательно, что масло из АКПП Nissan Almera полностью превратилось в ненужную жижу, хотя состояние говорило об обратном — цвет ATFбыл более светлым, запаха гари практически не ощущалось. А вот жидкость из Jatco JF414E стало полностью черным. Эти факты лишний раз показали, что обращать внимание только на внешность и цвет смазки неправильно.

Исследование конкретно показало, что:

  • вязкость Elf Renaultmatic упала на 30%, что указывает на полное ухудшение полезных присадок — использовать такой АТФ нельзя, при езде должны ощущаться тычки и толчки при смене передач (за счет конструктивных особенностей автомобиля Альмера и коробки, эти признаки не наблюдались);
  • вязкость Genuine GM EJ-1 в целом оказалась не настолько ухудшена, однако масло тоже заметно подустало и требовало замены.

Рекомендации опытных автомехаников

Замена масла АКПП — ответственная процедура, считают специалисты. В некоторых случаях, если коробка старая и в ней ни разу не обновляли АТФ, полная замена может принести вред, а не пользу. Дело в том, что фрикционы и другие детали с наибольшим процентом износа, выделяют продукты, осаждающиеся на внутренней поверхности гидравлической системы автомата. Свежий состав начинает активно вымывать отложения и переносить их в гидроблок и соленоиды, что вызывает неизбежное засорение каналов. Как следствие, это приводит к сложностям при переключении скоростей.

Чтобы этого не произошло, рекомендуют выбирать самый щадящий метод обновления — частично, без снятия поддона. Из картера в этом случае сливается примерно 20-30 процентов АТФ от общего объема. Новое масло доливают до нормы, после 1000 км пробега процедуру повторяют — опять сливают 2-3 литра жидкости и заливают свежий состав.

Частичная замена проводится также обычным способом. Жидкость в этом случае обновляется разом, но нужно быть уверенным в полной исправности коробки. Из картера сливается весь объем жидкости, поддон разбирается, ставится новый фильтр. Подобная технология дает возможность обновить 50-60% от общего количества ATF. В идеальных условиях данный метод лучше проводить после двух щадящих способов замены.

Выводы

АКПП относится к основным механизмам автомобиля. От исправности данного узла зависит не только комфорт передвижения, но и куда важнее — безопасность водителя и пассажиров. Поэтому надо всегда смотреть на сроки замены масла в автоматической коробке передач. Если же появился запах гари и переключение скоростей вызывает вопросы, следует немедленно проверить уровень и при необходимости посетить СТО. В автосервисе проведут общую диагностику узла, которая позволит выявить не только устаревание ATF, но и такие характерные неисправности, как деформация уплотнителя и утечки, дефект поддона, разрушение фрикционов и т. д.

Как менять масло в автоматической коробке передач

Для корректной работы и охлаждения вращающихся элементов автоматической коробки передач требуется смазка. Смазка конструкционных компонентов АКПП происходит с помощью масла, которое нагнетается в коробку встроенной помпой. Затем масло по патрубкам поступает в теплообменник, где оно охлаждается до своей температуры, необходимой для работы.

Раньше производители автомобилей не озвучивали требования по своевременной смене масла в автомобильных коробках передач. В современных автомобилях автоматические коробки функционируют в жёстких режимах, поэтому разработчики рекомендуют каждые 45 — 60 тысяч км пробега авто менять отработанное масло. Увеличивать интервал по своему усмотрению не рекомендуется, поскольку это приводит к преждевременной поломке трансмиссии и её дорогостоящему ремонту. Поэтому регулярная смена масла в АКПП — главный фактор, продлевающий срок службы устройства. Следить за уровнем и состоянием масла требуется на протяжении всего времени эксплуатации авто. На частоту замены масла влияют сложные условия эксплуатации авто:

  • Высокая температура, из-за чего масло быстро устаревает;
  • Низкие температуры, при которых масло густеет;
  • Пробуксовка колёс;
  • Перевозка внушительных грузов и буксировка гружёных прицепов;
  • Резкий разгон с места и режимы старт/стоп.

С учётом осложнённых условий эксплуатации автомобиля, менять масло в коробке передач надо чаще, что продлит срок его службы.Какое масло заливать в АКПП при замене знает только производитель, поэтому надо строго следовать инструкции по эксплуатации, иначе перехитришь сам себя.

Надёжная работа АКПП зависит ещё от того, насколько правильно проводится сама процедура замены масла. Различают несколько способов замены масла в автоматической коробке передач.

Частичная замена масла

Замену автомобильного масла производят только на «холодном» двигателе. Способ несложный и предполагает не полную смену общего объёма отработанного масла, а лишь его части. В автомобильной коробке оставляется некоторая часть масла. Для проведения частичной замены выкручивают сливную пробку в картере коробки передач. При этом сливается только та часть масла, которая способна самостоятельно вытечь. Заливать надо объем, соответствующий вытекшему, или больше, проверяя при этом уровень щупом, обычно, заменяется от 30 до 40 процентов масла. При этом способе снимается фильтр и из него тоже выливается масло, проверяется, есть ли в нём металлическая стружка, чистятся магнитики. Фильтр лучше заменить.

Чтобы полностью сменить масло в коробке передач, надо провести процедуру 3-4 раза. Перемешивать старое масло со свежим в условиях гаража можно следующим образом. Освободив передние колёса и подвесив их в воздухе, переводим селектор передач на Drive. При этом колёса вращаются, коробка функционирует, прокачивая масло по системе. Происходит перемешивание старого масла и вновь залитого.

К плюсам этой методики относят возможность самостоятельного совершения процедуры замены, без услуг СТО и использование меньшего объёма масла.

Полная замена масла в автотехцентре

Чтобы провести полную замену масла в АКПП в условиях техцентра применяют специальную аппаратуру. В большинстве автосалонов сегодня работают аппараты циклической смены масла, изготовленные компанией Wynns. В таких устройствах смена масла происходит по методике «продавливания», когда отработанное масло постепенно вытесняется из системы новым. Происходит процесс по алгоритму:

  • К АКПП подключаются шланги от аппарата через радиатор охлаждения;
  • Заводят двигатель автомобиля;
  • Сливают отработанное масло;
  • Заливают новое масло.

Через функциональное окно оператор наблюдает и визуально контролирует оттенок АТФ. Процедура прекращается, как только достигается необходимая окраска. Но считать процесс завершённым можно только после замены или чистки масляного фильтра. Чтобы это сделать, надо снять поддон, очистить его, установить новую прокладку. Затем с помощью аппаратуры доливается необходимое количество масла, которое потерялось, когда снимался поддона. После окончания замены масла установку отключают.

К плюсам подобного метода относится способность контролировать количество жидкости, поступившей в АКПП. К тому же полная замена сказывается на общем расходе топлива, уменьшая его. Это объясняется снижением потерь бензина в гидротрансформаторе.

Самостоятельная полноценная замена масла

Хотя такой вариант нежелателен, но, если вы уверены в собственных силах, то никто не запретить вам менять масло самостоятельно.

Для данной процедуры требуется прогреть коробку, немного проехав. После открутить пробку слива на поддоне, и слить максимально возможный объем масла. Следующий шаг — откручивание самого поддона, где ещё содержатся остатки масла. Затем снимается фильтр, продувается и очищается бензином или же сольвентом. Промывается поддон от образовавшегося налёта, меняется прокладка, и снова собираем конструкцию. Заливается масло в специальное отверстие, контролируя щупом количество АТФ, какое вылилось из-за предыдущих операций. Теперь отсоединяют от радиатора охлаждения масловыводящие трубки и надевают шланги, опущенные в ёмкость для слива отработанного масла (подумать о соответствии резервуара объёму сливаемой жидкости). После чего заводится мотор и сливается масло, пока вытекающая жидкость не станет по цвету, как свежее масло. Заглушаем двигатель и восстанавливаем конструкцию, заливаем новое масло.

А ещё у нас есть видео, в котором мы подробно показываем все этапы замены масла в АКПП. Смотрите!

Как заменить масло в автоматической коробке передач

Автоматическая коробка переключения передач самый важный и дорогой после двигателя узел в современном автомобиле. Для обеспечения правильного движения транспортного средства и стабильной работы устройства необходимо своевременно проводить замену масла в АКПП. Несвоевременное обслуживание может вывести из строя этот узел, что чревато дорогим ремонтом. В этом обзоре расскажем: как, зачем и почему нужно менять эту техническую жидкость в коробке.

Замена масла в автоматической коробке передач

  • Как работает масло в АКПП?
  • Нужно ли проводить замену масла в АКПП?
  • Когда нужно менять масло в коробке-автомат?
  • Как определить, когда необходимо менять масло?
  • Какое масло нужно заливать в АКПП?
  • Как узнать, какое масло было залито в АКПП?
  • Способы замены масла в коробке-автомат
  • Технология выполнения работ при самостоятельной замене масла в АКПП
  • Частичная замена
  • Полная замена масла в автоматической коробке своими руками

Как работает масло в АКПП?

Для начала вспомним принцип работы «автомата» в машине. Это устройство соединяет двигатель и колеса автомобиля, преобразовывая крутящий момент силового агрегата в энергию, необходимую для движения. В АКПП коленвал мотора соединен с гидротрансформатором (ГДТ), выходной вал которого работает с механизмами трансмиссии. Последние приводят в движение колеса машины.

Масло в коробке передач, ATF (Automatic Transmission Fluid), необходимо по следующим причинам:

  1. Обеспечивает нормальную работу узла. Оно равномерно передает усилие крутящего момента на трансмиссию. Благодаря ему машина перемещается без рывков, плавно. ATF выполняет роль своеобразной педали сцепления в АКПП. Своим телом масло приводит в действие детали гидротрансформатора.
  2. Исполнительный механизм. Получив команду от ЭБУ (электронного блока управления), АТФ осуществляет давление на определенные каналы в устройстве (гидроплите), тем самым производя переключение передач.
  3. Отводит тепло. В результате работы механизмов металл нагревается. Трансмиссионная жидкость (масло) выводит тепло в картер, тем самым стабилизируя работу устройства.
  4. Функция смазки. Металлические детали КПП находятся в постоянном движении, взаимодействии с другими компонентами узла. Им необходима постоянная смазка. Это увеличивает срок их эксплуатации, сокращает износ, улучшает адгезивные свойства. ATF выполняет роль смазывающей жидкости.
  5. Отвод продукта отработки. При работе механизма неизбежно образуется металлический сор: пыль, заусенцы, стружка и т. д. Масло при помощи добавленных в него присадок помогает устройству избавиться от ненужного накопления, облегчая работу механизмов.

Назначение трансмиссионной жидкости может меняться в зависимости от вида установленной КПП. В роботизированной коробке, например, Getrag 6DCT250, оно необходимо для охлаждения и смазки редуктора. Остальные компоненты устройства охлаждаются воздухом.

Нужно ли проводить замену масла в АКПП?

Несколько лет назад некоторые производители известных брендов, например, знаменитого немецкого триумвирата: Audi, BMW, Mercedes, желая привлечь внимание к своей продукции, объявили: масло менять не нужно. Такая рекомендация была записана в сервисной книжке по обслуживанию автомобиля.

Автолюбители были обрадованы подобным нововведением: лишние расходы никому нет нужны. Однако практика последующих лет показала, что полную замену масла в коробке передач следует проводить обязательно. Иначе даже самый совершенный механизм быстрее приходит в негодность, изнашивается.

В этом убедились сами производители: количество отказов в работе АКПП по достижении солидного пробега значительно возросло.

Сейчас промышленность предлагает более качественные технические жидкости, чем раньше. Они способны выдерживать критические температуры, работу в экстремальных условиях. Однако это не является поводом экономии на покупке масла.

Существенно возросла интенсивность движения, нагрузки на механизмы, в том числе и на КПП. ATF со временем теряет свои рабочие качества, необходимые для смазки, охлаждения, привода в действие деталей коробки.

Если вовремя не заменить жидкость, то она со временем наполняется мусором, появившимся от трения металлических компонентов: отслоившихся частей фрикционов, накладок, продуктов разложения, износа. Подобная абразивная смесь негативно влияет на детали КПП, приводя их негодное состояние.

Когда нужно менять масло в коробке-автомат?

Все производители регламентируют срок замены ATF. Он не одинаков для автомобилей разных брендов. Диапазон службы, исходя из пройденного пробега, составляет от 50 до 120 тыс. км. Тот же BMW AG, который недавно ратовал за вечность своей технической жидкости, рекомендует проводить заливку нового масла после 50 тыс. км пробега или 3 лет эксплуатации авто.

Замена масла у автомобиля с нормальной эксплуатацией производится при достижении 60 тыс. км пробега или двух лет использования машины.

Замена масла в автоматической коробке передач

Подобная операция должна производиться не только в соответствии с рекомендациями производителей, а даже раньше, по мере окончания рабочих качеств АТФ.

В районах с повышенной влажностью, экстремальными температурами такое обслуживание АКПП нужно проводить через 30 тыс. км или раз в год. Также раньше срока необходимо делать замену трансмиссионной жидкости для автомобилей, которые используют ежедневно с большой нагрузкой.

Следует учитывать условия эксплуатации машины:

  • климат;
  • интенсивность;
  • манера вождения.

Хочется особо остановиться на последнем пункте. Некоторые владельцы транспортных средств сами виноваты в том, что трансмиссионная жидкость вырабатывается раньше срока. Этому способствует агрессивный или спортивный стиль вождения:

  • постоянное чередование скоростных ускорений с резким торможением;
  • прием кик-даун (при начале движения педаль газа до упора на светофоре);
  • прохождение крутых поворотов на высокой скорости.

Перечисленные действия заставляют работать механизмы с запредельной нагрузкой. Соответственно повышается температурный режим в узле, детали нагреваются. В таких условиях масло быстрее теряет свой ресурс, вязкость и его нужно менять.

Как определить, когда необходимо менять масло?

Необходимо регулярно проводить осмотр технической жидкости и прислушиваться к работе механизмов автомобиля.

Масло в рабочем состоянии имеет красноватый цвет без различных примесей и следов загрязнения. Для этого необходимо вытащить щуп из устройства, расположенного в коробке передач.

При обнаружении следующих симптомов нужно незамедлительно залить новое ATF:

  1. Масло изменило цвет на темно-коричневый.
  2. Присутствует при просмотре щупа запах горелого.
  3. Появление постоянного воя во время движения авто, доносящегося из АКПП. При переключении режима звук также меняется.
  4. Масло разжижается, начинаются утечки, что приводит к снижению уровня.
  5. Машина при движении дергается.
  6. Нестабильная работа (возможна пробуксовка) коробки передач.
  7. «Пропадают» некоторые режимы: Drive, Reverse.

Также на большинстве марок зарубежного производства на информационном табло появляется ошибка, говорящая об неисправности АКПП.

Какое масло нужно заливать в АКПП?

Перед тем, как заменить масло в коробке автомат, нужно обязательно знать его маркировку.

Жидкости, заливаемые в МКПП и АКПП, существенно отличаются друг от друга. Они имеют свою вязкость, рабочие характеристики. Применение «чужого» масла может привести к выходу устройства из строя. По договоренности производители автомобилей заливают в автоматические КПП ATF красного цвета.

Как узнать, какое масло было залито в АКПП?

Вроде бы простой вопрос, но не всегда на него можно сразу дать ответ. Сервисная книжка, где указывает вид продукта, может потеряться, определить цвет жидкости на щупе – проблематично. В таких случаях можно воспользоваться такими вариантами:

  • в некоторых случаях информация указывается производителем под капотом на шильдике;
  • позвонить официальному представителю, дилеру;
  • узнать информацию на сайте интернета.

В качестве подсказки отметим маркировку ATF, которые используют известные бренды:

  • Volkswagen Group – G-052-055, ZF, в крайнем случае – ESSO;
  • Toyota – ATF Toyota Tyre-T;
  • BMW – ZF;
  • Nissan – Nissan Matic;
  • Mercedes – ATF Mercedes.

Оригинальные масла отличаются высоким качеством, но стоят дорого. В целях экономии можно посоветовать использование аналогичного продукта других производителей. Для этого нужно узнать технические параметры: допуска, вязкость оригинала.

Однако в этом случае существенно возрастает опасность приобретения контрафактного товара, которого на рынке больше, чем достаточно. Применение жидкости с неизвестными характеристиками может привести к поломке АКПП.

Способы замены масла в коробке-автомат

Если у владельца автомобиля с автоматической коробкой передач нет навыков в подобных делах или желания заниматься таким делом, то следует воспользоваться услугами профессионалов автосервиса.

Обслуживание проводится с использованием специального оборудования, которое под давлением вводит новое масло в систему, вытесняя отработанное. Достоинствами подобного метода считаются:

  • качество замены;
  • ATF меняется в полном объеме;
  • скорость обслуживания;
  • значительное улучшение работы АКПП;
  • снижение расхода топлива.

Впрочем, есть и отрицательные моменты проведения такой операции:

  • затраты на услугу;
  • приобретение нового масла в повышенном объеме;
  • не рекомендуется проводить подобную услугу на старых авто.

Последнее объясняется тем, что с отходами вымывается «рабочая среда» старой коробки. Не факт, что со свежим маслом изношенные механизмы смогут нормально функционировать.

Технология выполнения работ при самостоятельной замене масла в АКПП

Для желающих сэкономить, есть вариант провести замену трансмиссионной жидкости самостоятельно. Если соблюдать технологию проведения, то работа не доставит больших проблем.

Нужно учитывать следующий нюанс. На разных марках заливные горловины и сливные отверстия располагаются в различных местах. Для тех, кто в первый раз собирается провести подобную операцию, можно зайти в интернет и набрать в поиске: как заменить масло в АКПП. Ответов по любому бренду будет достаточное количество.

Частичная замена

Менять масло можно двумя способами: частично или полностью. В первом случае жидкость в коробке обновляется, добавляя в общую смесь лучшие рабочие характеристики.

  • открутить сливную крышку картера;
  • слить масло;
  • залить через горловину примерный объем слитой жидкости.

Таким способом происходит смена примерно 35% от общего объема. Это дает экономию средств при одноразовой замене. Мастера автосервисов советуют повторить процедуру несколько раз после 400-600 км пробега.

Специалисты советуют проводить полную замену АТФ, All automotive fuse box diagrams in one place что обеспечит лучшую работу коробки передач.

Полная замена масла в автоматической коробке своими руками

Проведение операции начинается с прогрева АКПП. Для этого следует проехать минут пять на авто при невысокой скорости.

Процесс происходит следующим образом:

  1. При выключенном моторе открыть крышку и слить трансмиссионное масло. Возможен еще один вариант – откачка через отверстие, в котором расположен щуп.
  2. Снять поддон с отработанным АТФ, и вылить жидкость.
  3. Промыть крышку.
  4. Снять масляный фильтр (или промыть).
  5. Залить свежее масло, равное по количеству, слитому.
  6. Маслопроводные трубки, подходящие к радиатору охлаждения системы, отсоединить. Концы следует опустить в приготовленные емкости.
  7. Завести мотор, подождать, пока из трубок не потечет свежее ATF (видно по цвету).
  8. Выключить силовой агрегат, трубки присоединить к радиатору.
  9. Долить жидкость до минимальной отметки.

После этого нужно прокатиться на автомобиле несколько километров и проверить вновь уровень. Если он меньше минимального, то нужно добавить масла. Также следует проверить систему по поводу утечки.

Нужно помнить, что подобная операция помогает сменить масло не в полном объеме, а только на 70-80%. Для достижения лучшего показателя следует повторить подобную процедуру. Для этого понадобятся дополнительные расходы.

Такой нюанс, если машина на гарантии, то масло меняется специалистами дилерского центра. Самостоятельная замена станет причиной для прекращения гарантийного договора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: