Завод тракторных трансмиссий остановка

Танкоград в осаде

Челябинский тракторный (в составе концерна "Уралвагонзавод" входит в ГК "Ростех") — не только производитель дорожно-строительной техники (ДСТ), он еще и единственный разработчик и поставщик двигателей для отечественной бронетехники. Поэтому его внутренние неурядицы могут отразиться на выполнении госпрограммы вооружений. Об этом специалисты написали руководителям Ростеха и Минобороны и даже главе государства. Но так ли все тревожно на самом деле?

Потускневший бренд

Если проанализировать, что говорят сегодня о заводе в СМИ и что сообщает о себе он сам, кажется: время застыло для него. На бывшем флагмане машиностроения с гордостью вспоминают о славном прошлом, но неохотно информируют о настоящем, будто стрелки часов замерли где-то в советском времени, не позволив произойти новым событиям, состояться другим героям. Здесь привыкли к тому, что былой имидж завода, как спасательный круг, до сих пор поддерживает коллектив. Даже сформировалась особая логика: в трудную годину Танкоград помогал Родине, теперь она должна протянуть руку помощи его наследникам. Значит, самим выбраться из полыньи на твердую поверхность уже не получается.

Фото: iStock

Проблемы у ЧТЗ начались давно — работники считают, с момента вхождения завода в состав НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ). Раньше, уверяют, предприятие работало с прибылью. Но с августа 2011 года сменилось семь гендиректоров — бывших коммерсантов, юристов, педагогов. Как правило, они не задерживались в кресле больше года, однако их производственные эксперименты были далеко не безобидны.

Рынок уже не нуждался в прежнем количестве продукции ЧТЗ, поэтому предприятие решили свернуть территориально, перевезти оборудование в один из корпусов. Новая команда все переиграла — станки сгрудили в другом здании, где площадей откровенно не хватило. В итоге часть оборудования просто сдали в металлолом, часть оставили в инженерном корпусе с отключенным отоплением. Чтобы станочники могли работать зимой, пространство разгородили брезентовыми шторами, установили тепловые пушки. Гордость завода, главный конвейер, порезали на металл, перешли на стапельную сборку техники. Почувствовав, что просчитались, взялись было делать упрощенный конвейер, но потом отказались и от этой затеи. На пустующих площадях намеревались создать индустриальный парк, подготовили для регистрации документы. Увы, и этому не суждено было сбыться. Все стратегии и программы получали одобрение в центре корпоративного управления, ну а за неисполнение никто не спросил.

Попытка № 7

Столь же неэффективным было руководство последнего директора Петра Переведенцева, которое можно назвать эпохальным разве что из-за рекордной на фоне других длительности. Менеджер, возглавивший завод в феврале 2017-го (недавно он уволился по собственному желанию), запомнился конфликтами и невыполненными обещаниями. Выступая на первой профсоюзной конференции, он заверил коллектив, что ЧТЗ вскоре перестанет генерировать убытки, закончит финансовый период с рентабельностью плюс один рубль. Но, поднявшись на трибуну через год, признался, что этого не случилось, хотя снова обнадежил. Еще через год предприятие завалили требованиями кредиторы. Юридическая служба стала работать в авральном режиме, не успевая гасить исковые пожары.

Производственники знают, как управленческая чехарда отражается на работе цехов и отделов предприятия. Бывший директор внешнеторговой фирмы ЧТЗ Владимир Клейн вспоминал об одном примечательном случае в Индии: два индуса-механизатора выясняли отношения за право работать на стареньком тракторе "Катерпиллар", поскольку не хотели пересаживаться на новый челябинский бульдозер с механической трансмиссией. Для них "механика" была неудобным пережитком прошлого. Между тем машины с механической трансмиссией — и сегодня "фишка" челябинцев. Управляющий акционер компании "СТД-Групп" Тарас Закорчемный, в прошлом заместитель гендиректора ЧТЗ по сбыту, считает, что у таких тракторов есть рыночная ниша, но у "рабочих лошадок", представляющих собой кальку с тракторов-старичков Т-130 и Б-170, созданных десятки лет назад, должна быть альтернатива. Увы, ничего прорывного с тех давних пор на заводе предложить не смогли. Новые модели, которые создают видимость поиска, корректнее называть модификациями. Но даже их выпуск, отмечают инсайдеры, стал штучным.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

По данным московской компании "АСМ-Холдинг" (она, в частности, готовит аналитику для Минпромторга РФ), в 2018 году ЧТЗ выпустил 300 инженерных машин, а в 2019-м — только 190. Для сравнения: столько ежемесячно сходило с конвейера до присоединения к УВЗ. А на пике возможностей завод производил свыше 100 тракторов в сутки. Удивительно ли, что сжавшееся во всех отношениях предприятие в последнее время часто упоминают в негативном контексте? По данным "СПАРК-Интерфакс", 2018 год завод закрыл с чистым убытком 1,7 миллиарда рублей, а в 2019-м контрагенты пытались отсудить у него почти миллиард. Со скандалов начался и 2020-й: заводу досталась сомнительная слава крупнейшего должника энергоснабжающей организации, его счета, проинформировали разные издания, заблокировали за неуплату налогов. Претензии предъявили 26 компаний, требуя банкротства.

Ударило по репутации и известие о том, что поставка новой силовой установки для бронетехники XXI века не состоится. Перспективный танк Т-14 "Армата" лишился возможности установки на него дизельного двигателя, создаваемого в рамках НИОКР "Чайка", поскольку последняя будет закрыта, проинформировал осведомленный источник. Еще одной крупной неудачей стало провальное выполнение ГОЗ-2019: как явствует из заводского приказа № 82к от 5 февраля 2020 года, план выпуска двигателей специального назначения выполнен лишь на 54 процента.

Вид на жительство

ЧТЗ задолжал банкам, по одним данным, 14, по другим — 17 миллиардов рублей, поэтому на предприятии опасаются, что московское руководство, движимое желанием спасти хотя бы оборонное направление, просто разделит завод на производства ДСТ и танковых двигателей, необходимых головному заводу корпорации в Нижнем Тагиле. Но не приведет ли это к параличу обоих, ведь сети и заготовительный передел у них общие? Вариант банкротства, позволяющий очиститься от долгов, менеджеров тоже не вдохновляет. Хотя остальным заводчанам терять особо нечего: бесконечные оптимизации, мизерные зарплаты, неполная занятость…

Фото: Белов В., Гордиевич Александр/Фотохроника ТАСС

Впрочем, есть еще один путь. По данным московских структур, заводом заинтересовалась Объединенная машиностроительная группа (ОМГ) во главе с Дмитрием Стрежневым. Из открытых источников известно: у ОМГ теперь серьезные машиностроительные активы — автозавод "Урал", компания, управляющая предприятиями "Тверской экскаватор", "Челябинские дорожно-строительные машины", "Брянский арсенал", "Заволжский завод гусеничных тягачей" и другими. Известно также, что гендиректор группы стал совладельцем Ярославского моторного завода. Аккумулирование части принадлежавших Олегу Дерипаске активов позволило вывести их из-под санкционного давления и создать предпосылки для развития бизнеса. В частности, бывшему заместителю гендиректора ЧТЗ по перспективным двигателям, а ныне советнику при ректорате Южно-Уральского госуниверситета, члену правления Ассоциации развития поршневого двигателестроения РФ Виктору Захарову известно о переговорах по поводу создания двигателестроительного объединения с единым инжиниринговым центром, в состав которого может войти и моторное производство ЧТЗ. Решения пока нет, однако эксперт не исключает и возможного приобретения всего завода — тогда не пришлось бы резать производственный комплекс по живому.

Как бы то ни было, в способность бывшего флагмана без сторонней помощи одолеть проблемы и изыскать ресурсы для развития, кажется, уже мало кто верит.

Цех по производству трансмиссий Петербургского тракторного завода

Цех занимается разработкой и производством трансмиссий для сельскохозяйственной, дорожно-строительной, коммунальной и железнодорожной техники.

📍 Цех выпускает 6 500 коробок перемены передач (КПП) в год.
📍 Площадь – около 10 000 кв. м.
📍 В производстве задействованы 110 самых современных на сегодняшний день станков и металлообрабатывающих комплексов.
📍 Коллектив цеха составляет 339 человек.

Кировский завод

Летаем на Кировском заводе!

А что там – на Кировском заводе? Показываем!

Устраивайтесь поудобнее, пристегивайтесь и вперед 🚀 Нажимайте на «пуск» и смотрите, как устроены основные производственные площадки нашего завода.

Тракторы и буровые установки, ротор турбины и огромный испытательный стенд, локомотивы и высокотехнологичные станки – всё здесь. Такой экскурсии у вас еще не было 👌🏻

Кировский завод

Приз зрительских симпатий #ВсевключеноКЗ

Есть ровно одна причина открыть альбом «Приз зрительских симпатий» и выбрать любимую работу конкурса #ВсевключеноКЗ: только вы можете определить лучший снимок

Трех победителей уже выбрали эксперты. Теперь дело за вами. Отдать свой голос – элементарно! Выберите лучший из 10 и примите участие в опросе ⚡ Как это сделать? Голосование проходит на нашей официальной странице ВКонтакте.

Времени на раздумье не так много – до 24 октября

Полюбоваться на все работы конкурсантов офлайн можно будет у центральной проходной.

Кировский завод

Как рождается сталь?

Вы знаете, как рождается сталь? История знаменитой путиловской начинается во второй половине XIX века. Тогда завод стал главным поставщиком стальных рельсов для всей Российской империи 🚂 А еще — материала для … Ещё производства станков, снарядов, вагонов и крейсеров.

От истории к практике — отправимся к печи. За ней следят четыре сталевара. Эти герои работают при сорокаградусной жаре 🔥 Дальше — еще горячее: 1600 по Цельсию. При такой температуре на протяжении четырех часов варится «бульон» из 30 компонентов. Следующий шаг — самый ответственный. Когда материал готов, в печи выбивают выпускное отверстие и через него выпускают сталь. Каждое движение тут должно быть точным и выверенным. Дальше… Ещё

Кировский завод

Сегодня в рубрике #КировецИсторияЛегенды рассказываем о полноприводном тракторе К-744Р. Но среди 5 фактов ниже ⬇ есть один неверный. Сможете угадать, какой? 🤔

1. Первый серийный трактор К-744Р сошел с конвейера в марте 2000 года.

Читайте также  Герметик для трансмиссии ликви моли

2. Трактор 7-го тягового класса.

3. В течение сезона он мог подготовить и засеять до 5 000 гектаров. Это снижало до минимума себестоимость работ 💪🏻

4. К-744Р отличался простой и надежной конструкцией.

5. Он круглогодично применялся на тяжелых и энергозатратных транспортных работах (расчистка снега, буксировка застрявшей в грязи или глубоком снегу техники и т. д.).

#КировскийЗавод #Кировец #Производство #Промышленность #ПетербургскийТракторныйЗавод #ПТЗ

Кировский завод

Мастер-класс «Букет первоклассника»

Маленькие кировцы – самые самостоятельные

Накануне Дня знаний мы провели мастер-класс по флористике для будущих первоклассников и их родителей – сотрудников Кировского завода.

Вместе с флористами они собрали тематический букет, который дети вручили своему первому учителю на линейке.

Как прошел мастер-класс, смотрите в новом видео ⬇

#КировскийЗавод #КорпоративнаяКультура #маленькиекировцы

Кировский завод

На Кировском заводе – круто!

На Кировском заводе – круто! Согласны? Тогда участвуйте в творческом конкурсе ⚡

Опубликуйте пост на своей странице в соцсетях и получите шанс выиграть крутой ноутбук!

Условия конкурса:
• До 27 сентября выложите фото или рисунок, которые ассоциируются у вас с Кировским заводом
• В тексте напишите, почему вам нравится здесь работать
• В публикации поставьте хэштеги #назаводекруто и #КировскийЗавод , а также отметьте наш аккаунт @kirovskyzavod
• Проверьте, чтобы ваша страница была открыта на период проведения конкурса

Главный приз – ультрабук HP Pavilion 15-eg0004ur
Второе место – сертификат KASSIR.RU номиналом 15 000 рублей
Третье место – годовая подписка на онлайн-кинотеатр

Кировский завод

Волшебство рядом: Кировский завод глазами детей

Вы встречали фантастических жирафов, китов или слонов? Чудеса ближе, чем кажется ✨

Оказывается, Кировский завод – это волшебный город. Здесь живут богатыри и сказочные животные. Они летают в космос на кировских ракетах Именно таким дети видят наш завод ⬇

Давайте пофантазируем Какой еще мифический герой может у нас жить?

#маленькиекировцы #КировскийЗавод #Дети #работа #промышленность #СПб

Кировский завод

Экскурсия кировцев по маршруту «Дорога жизни»

Кировцы помнят!
⠀ … Ещё
14 августа мы провели для сотрудников экскурсию по маршруту «Дорога жизни».

Мероприятие прошло в рамках проекта «Помним». Его цель – рассказать о кировцах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и переживших жестокие дни блокады Ленинграда.

За 10 часов экскурсии 90 сотрудников узнали о вкладе кировцев в оборону Ленинграда и посетили:
мемориальный комплекс «Цветок жизни»
братское кладбище советских воинов и ленинградцев
музей «Дорога жизни»
мемориальный комплекс «Невский пятачок»

Главный специалист отдела сводно-финансовой отчетности Оксана Анфилофьева поделилась впечатлениями: «Благодаря поездке я узнала новую интересную информацию о военном времени и посетила места, в которых всегда хотела побывать. С удовольствием поеду еще на такую экскурсию».

Ко дню рождения Чебоксарского тракторного

25 октября 1975 года считается днём рождения Чебоксарского тракторного завода.
В этот день был принят ОТК бульдозер Т-330.
А строительство завода началось 12 января 1972 года, и был завод Всесоюзной Ударной комсомольской стройкой.
Это сегодня, спустя 40 лет, мы рассуждаем о том, реально ли построить Волжскую скоростную магистраль за пять лет. Можно ли сравнивать несравнимые времена и объёмы — не знаю, но, как бы то ни было, за тот же срок ЧЗПТ был построен и стал давать продукцию.

Градообразующим заводом ЧЗПТ назвать, конечно, нельзя, но целый Новоюжный район строился и предназначался для будущих работников тракторного:

Чебоксары. Промтрактор и Новоюжный район (все фото по клику открываются в большом размере!).

Главная магистраль, огибающая завод и проходящая через весь район — проспект Тракторостроителей. В середине его, перед заводом, на постаменте стоит тот самый первый трактор Т-330:

[ Раскрыть пару фото исторического бульдозера Т-330 ]

Чебоксары. Вид на ЧЗПТ. 80-е годы (источник: foto.cheb.ru).

Первый трактор Т-330 на постаменте у завода.

Т-330 в Музее трактора.

С тех пор, конечно, сменилось название: в 1993 году ПО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» преобразовано в ОАО «Промтрактор», в 2002 году представлен бренд «ЧЕТРА», а в 2005 году ОАО «Промтрактор» вошло в состав ООО «Концерн Тракторные заводы»:

Сегодня ассортимент продукции широк: это и бульдозеры — гусеничные и колёсный, и трубоукладчики (до 104,5 тонн!), и экскаваторы, и даже вездеходы:

Почти всю эту продукцию нам удалось посмотреть и даже провести тест-драйв!
Итак, отправляемся на экскурсию по цехам завода:

Центральная проходная ОАО «Промтрактор».

Да, специально для тех комментаторов, которые хотели бы видеть полный цикл производства, скажу, что ещё в советское время была предусмотрена кооперация со смежными предприятиями.
Так, гусеницы и ряд деталей ходовых систем для промышленных тракторов с 1985 года производятся на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», который ныне тоже входит в концерн Тракторные заводы:

Памятник «Машиностроитель России» перед проходной ЧАЗ.

Но вот мы на заводе.
Самое сердце производства.

Металлообработка на Промтракторе осуществляется с достаточно высоким уровнем автоматизации.
В цеху трансмиссий, например, работает японская автоматическая линия MAZAK:

Один из обрабатывающих центров автоматической линии:

Инструментальный магазин обрабатывающего центра:

Пульт управления линией:

Одна из производимых здесь деталей:

Ещё на заводе есть ряд автоматических линий, работающих с 80-х годов.

Также здесь используются немецкие универсальные обрабатывающие комплексы SCHIESS:

Автоматические линии обслуживаются робокарами, которые перемещают заготовки и детали с одного обрабатывающего центра на другой. Робот перемещается медленно, точно повторяя колёсами собственный след на цеховом полу; следует важно, как слон, не обращая внимание на моськами суетящихся вокруг журналистов:

Я проявил уважение к степенной работе этого агрегата и не стал заступать ему дорогу, чтобы проверить его защиту от столкновения с препятствиями. :)
Увлекательное зрелище движения этих роботов и их взаимодействия с обрабатывающими центрами смотрите на видео в конце поста.

Здесь производится одна из операций металлообработки.
Один из участников пресс-тура упросил показать её без защитного кожуха, поэтому фреза отведена от детали, хорошо видна только струя смазочно-охлаждающей жидкости:

Одна из деталей, сошедшая с обрабатывающего центра:

Ещё склад заготовок (или готовых деталей?):

Малая механизация, естественно, тоже присутствует:

Технологическая оснастка, которую меняют при перенастройке линии на другую продукцию:

Ежедневно завод может изготавливать несколько совершенно разных моделей тракторов, трубоукладчиков и даже экскаваторов, а переналадка гибкой автоматической линии сводится к замене оснастки и загрузке нужного программного обеспечения.
Моя родная кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок (ныне «»Системы автоматического управления электроприводами»), со специализацией в том числе по робототехнике и автоматике технологических комплексов, готовила инженеров, которые принмали участие в наладке и эксплуатации всей этой автоматики.

Все детали производства за пару часов осмотреть, естественно, невозможно.
Поэтому вот, навскидку, ещё один интересный цех — здесь делают все электрические соединения.
Нарезают провода, маркируют, собирают их в жгуты и монтируют на контактные колодки.
Представляете всю сложность тракторной электрики? Вот только одна часть:

Посмотрим, что происходит с проводами в этом цеху.

Здесь набирается текст, который нужно напечатать на проводе:

Здесь идёт печать на провод (как на обычном струйном принтере):

Здесь провод отрезается в нужном месте, причём концы хитро зачищаются от изоляции:

Здесь на провод обжимом устанавливаются контакты:

Вот такой получается результат:

В конце концов маркированные провода вяжутся в жгуты на специальных стендах:

Далее мы осматриваем покрасочный цех.
Перед покраской все детали тщательно очищаются от возможной ржавчины при помощи пескоструйной обработки мелкой дробью. Каковая всё-таки умудряется миновать сетки и мусорные ящики, и попадает даже на пол:

Шикарные фото космонавтов из фантастического боевика с краскопультами наперевес вышли у z_alexey , а меня грубо оттолкнул какой-то москвич при камере, и получилась только пара фотографий через окошко:

Затем с окрашенной детали удаляются натёки в ненужных местах, и она отправляется на сушку:

А мы плавно переходим в другой цех — сборки кабин.
Кабины собираются не на главном конвейере, а как отдельный агрегат, который потом просто будет установлен на место:

Сборочный чертёж кабины:

Кабина — сложное устройство, с дисплеями и джойстиками, а также удобными сидениями и, если надо, кондиционером. И ещё кучей каких-то механизмов, назначение которых осталось для меня загадочным. Вот эта загадочная часть кабины:

Разбирая фотографии, заметил интересную деталь:

Поскольку в цеху вроде бы нет процедур, требующих очищенной воды, возможно, этот фильтр для воды питьевой?

А вот здесь, надо полагать, одно из требований системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 — чёткий порядок выявления проблем и их устранения:

А вот текущий план цеха по дням:

Ну а теперь мы направляемся на главный сборочный конвейер:

Сам конвейер представляет собой железный транспортёр огромной грузоподъёмности.
Одновременно перемещать десяток находящихся на нём тяжёлых тракторов — удовольствие не дешёвое.
Поэтому, когда день выдаётся не сильно загруженным, трактора с места на место передвигают портальными кранами.
Ими же подносятся к месту сборки готовые агрегаты и узлы, включая вышеописанные кабины.
Половина зала представляет собой оперативный склад комплектующих:

Вот ещё типичный ящик с болтами, шпильками и гайками различных размеров:

Когда сборка только начинается, кажется, что конструкция на изумление проста:

Затем рама постепенно обрастает деталями:

Кому интересно, можете подробно посмотреть, какие операции выполняются на кждом месте конвейера:

Читайте также  Какое масло заливать в трансмиссию ауди

[ Ещё 7 сборочных постов и другие фото ]

Кроме плакатов и сборочных чертежей, используются и обучающие программы, которые показывают процесс сборки на большом телевизоре:

Да, между делом заметил мощные аккумуляторы для трактора:

Вот так всё это движется, вперёд и вперёд:

Наконец, установлена и кабина:

Теперь осталась установить заказанное навесное оборудование:

и одеть гусеницы:

Полностью процесс «обувания» (одевания гусениц) показан на видео.
Я же, вспоминая, как в детстве натягивал резиновые гусеницы на ГДРовский игрушечный бульдозер с мотором, даже не подозревал, что в действительности это делается при помощи самого трактора!

Да, ещё на заводе любят шокировать избалованную автоматикой публику классическими «ломом, кувалдой и какой-то матерью» — есть места, где нужна и кувалда :)

И вот — готовая продукция на выезде из цеха!

В ассортименте — широкая линейка бульдозеров разного веса, мощности и назначения, а также трубоукладчики:

Между прочим, тракторы ЧЕТРА — самые крупные в России! На фото Алексея Заболотнова — я на капоте Т-35:

Промтрактор теперь даже экскаваторы выпускает:

И те, и другие управляются, представьте, джойстиками!
Техника всё более становится похожа на компьютерные игрушки:

И вот здесь исполнилась мечта моего детства!
Нет, конечно, на тракторе я тоже поездил, но что грезил об этом с детства, сказать не могу.
А вот экскаватором поуправлять — это да.

z_alexey любезно сфотографировал меня за рулём джойстиками экскаватора:

Я был в полном восторге от плавности и отзывчивости управления.
Если заводские пилоты-асы на шоу аккуратно закрывают отвалом спичечный коробок, то даже я на экскаваторе, кажется, смог бы его аккуратно открыть! :)

Аналогично на порядок мягче и сцепление экскаватора. Ну что тут скажешь, машина элитная.
Но сравнивать их, вообще-то, ни к чему — назначение разное.
А какие танцы может вытворять бульдозер — смотрите далее на видео!

В заключение исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Виктор Четвериков провёл брифинг:

Рядом с кучей диктофонов стоит valerkka , спасибо ему за приглашение на пресс-тур и организацию!

А я пока покажу заводскую доску почёта:

Ещё раз поздравляю всех работников завода с днём его рождения и желаю новых эффективных разработок, больших заказов и успешных результатов!

Другие материалы по теме:

Кстати, здесь я не удержался, поставил в пост широкие фотографии (1024х768, что хорошо для просмотра на широком дисплее). Скажите, продолжать ли показывать фото в таком размере или делать поменьше — для дисплеев формата 4:3 и, может быть, планшетов с нетбуками и даже смартфонов?
И не забывайте, что всегда по клику можно открыть фото в большом размере (сейчас делаю 1600х1200 и больше при необходимости)?

Полный Баков "Тракторных заводов"

Почему из бывших совладельцев концерна «Тракторные заводы» Альберта Бакова и Михаила Болотина силовики нагрянули лишь к последнему?

Полный Баков "Тракторных заводов"

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, основатель концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаил Болотин стал фигурантом уголовного дела о присвоении или растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК). При этом бывшему совладельцу предприятия, Альберту Бакову, зятю небезызвестного режиссера Никиты Михалкова, внимания силовиков пока удается избегать. Это несколько странно, так как ранее суд удовлетворял иски кредитора о возврате задолженности в размере 31,9 млрд рублей и с Болотина, и с Бакова. Но теперь, похоже, почему-то отвечать придется только одному из них.

Не исключено, что господин Баков имеет надежную защиту в лице главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который в 2018 году пристроил его главой «Центрального научно-исследовательский института точного машиностроения» (АО «ЦНИИТОЧМАШ»). Это стало для него своеобразной «наградой» за доведение до банкротства предприятий, входивших в структуру «Тракторных заводов», которые потом перешли под крыло госкорпорации?

Помимо Михаила Болотина по этому делу проходят его заместитель по корпоративным финансам и экономике Михаил Школьник и руководитель казначейства КТЗ Ирина Восторгина. Согласно одной из версий, коммерсантам инкриминируется хищение средств одного из государственных ведомств, совершенное еще в 2014–2015 годах.

КТЗ тогда получил от 5,2 млрд рублей в качестве аванса за изделия, которые должны были создаваться на входившем в то время в КТЗ машиностроительном заводе в Кургане (КМЗ) и в московском АО «НИИ стали», также подконтрольном в то время холдингу. Но из НИИ большая часть денег сразу же ушла на выдачу займа ООО «Новые инвестиции». После совершения еще нескольких сомнительных транзакций, как считает следствие, оказались на счету небольшой частной фирмы, аффилированной с подозреваемыми, были ими обналичены, присвоены и использованы по собственному усмотрению.

А ведь свет на эту историю мог бы пролить и господин Баков, который много лет управлял концерном на пару с Болотиным. Альберт Баков в 2006 году стал гендиректором машиностроительного концерна «Тракторные заводы», головной офис которого находился в Чебоксарах. Затем Баков с Болотиным вошли в число совладельцев холдинга, объединявшего более двадцати предприятий по всей России, в том числе, челябинский, владимирский и волгоградский тракторные заводы, Красноярский завод комбайнов, Курганмашзавод и др.

Чем закончилась эпопея с «Тракторными заводами», сегодня хорошо известно — холдинг оказался на грани банкротства. При том, когда это событие уже было угрожающе близко, ключевой актив концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) — производитель БМП Курганмашзавод — формально вернулся под контроль своих прежних собственников Михаила Болотина и Альберта Бакова. До этого головной компанией КТЗ была нидерландская структура, которую в 2010 году получил один из российских банков в обмен на кредит в 15 млрд рублей. Учитывая последующие события, у некоторых сложилось мнение, что партнеры решили «поживиться» напоследок.

Полный Баков

Михаил Болотин

В ноябре 2017 года решением Арбитражного суда Чувашии в отношении концерна была введена процедура наблюдения. Инициатором выступил один из кредиторов, сумма исковых требований которого к тому моменту составила 68,5 млрд рублей при общем объеме долга перед банком в 85,4 млрд. Всего же общий объем задолженности предприятия составил порядка 100 млрд рублей — сумма просто космическая.

И куда делись эти деньги должны были знать Болотин и Баков, ведь именно эти «эффективные» менеджеры довели концерн «до ручки». Его существование было поставлено под угрозу, но тут на сцену вышел «Ростех», которому холдинг был передан решением Правительства РФ был в операционное управление.

И госкорпорация сразу же сделала, кажется, лучшее, что могла — отстранила прежнее руководство КТЗ, включая гендиректора Болотина, и организовала масштабные аудиторские проверки его деятельности. К решению финансовых проблем концерна были привлечены частные инвесторы, однако окончательно урегулировать их сразу не удалось.

При этом кредиторы не сразу отстали от Болотина и Бакова. Осенью 2018 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск кредитной организации о взыскании с концерна 29,94 млрд рублей, а Мещанский районный суд признал обоснованным требование о возврате задолженности по кредитам в размере 31,9 млрд рублей с бывших совладельцев КТЗ Михаила Болотина и Альберта Бакова.

И в таком случае возникает закономерный вопрос: почему тогда деньги трясли с обоих партнеров, но сейчас задержан лишь один из них?

Сообразили на скольких?

Как ранее подробно писал The Moscow Post, тогда, в 2018 году, действия кредитора, желающего вернуть свои деньги, некоторые оценили как попытку помешать Ростеху «как надо» распорядиться концерном «Тракторные заводы». Дело в том, что между организациями существовала договоренность, что банку вернут только 5.4 млрд рублей, но ситуация изменилась всего за месяц. И вторую сторону можно понять: с чего бы ему было делать такой солидный дисконт Чемезову?

Понятное дело, и господин Баков был не рад перспективе платить миллиарды за свои прошлые дела, поэтому они с Чемезовым оказались по одну сторону баррикад. Но не исключено, что они стояли там задолго до этого — «Ростех» своего интереса к концерну, кажется, никогда особо не скрывал.

Притом похоже, что концерн нужен был не только (или не столько) госкорпорации, как Искандеру Махмудову с его «Трансмашхолдингом». Чемезов с Махмудовым находятся в таких прекрасных отношениях, что после передачи «Тракторных заводов» «Ростеху» последний привлек в концерн инвестора — связанную с «Трансмашхолдингом» группу «Транспортные компоненты». Затем концерн поделили на восемь военных предприятий, включая «Курганмашзавод», которые «Ростех» оставил себе, а гражданские площадки перешли к «Транспортным компонентам».

Иными словами, активы Чемезов и Махмудов «сообразили» на двоих, оставив кредитора концерна без солидной суммы денег. Ранее об этом также подробно писал The Moscow Post.

Баков на особом положении

Можно предположить, что в этом «дележе» не последнюю роль сыграл господин Баков, который, вот сюрприз, в том же 2018 году вдруг стал во главе ростеховской структуры. Видать, Чемезов оценил его «успешную» работу в концерне, где Баков мог реализовывать весьма занятные схемы.

В частности, речь идет об оплате услуг специально созданных обособленных подразделений, которые по сути дублировали работу управляющей организации — иными словами, за одну и ту же работу платили дважды.

Происходили и странные истории с имуществом: например, находящаяся на балансе «Курганмашзавода» гостиница «Славянка» досталась некоей Инвестиционной компании «Актив» за 21,5 млн рублей, из которых 2,8 миллиона были получены денежными средствами, а 18,7 миллиона – акциями ООО «Промтрактор-Финанс». Но спустя какое-то время гостиницу выкупили обратно уже за 111,4 млн рублей. Очень похоже на неприкрытый вывод средств.

Читайте также  Как ведет себя трансмиссия

Подобное могло происходить и при предоставлении займов аффилированным предприятиям. Так, входящее в концерн АО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (АО «СКБМ») получило займ в размере 253 млн рублей. На эти средства СКБМ выкупил… миноритарный пакет акций «Курганмашзавода». Экономический смысл сделки тогда никто так и не понял. Но. учитывая свежее уголовное дело. его смысл сейчас начинает отчетливо вырисовываться.

Опытный банкрот

И в биографии Бакова подобных банкротных историй хватает. Вспомнить хотя бы историю с «Челпром-Даймонд», где среди соучредителей также был его тесть Никита Михалков и уже известный нам Михаил Болотин.

Полный Баков

Сошлись будущие родственники еще в конце 90-х, когда Баков являлся одним из совладельцев концерна «Никос», а Михалков, только стал главой Российского фонда культуры

Ранее The Moscow Post подробно писал. как предприятие закупило партию алмазов, для чего взяло кредит в 134 млн рублей у «Челябинвестбанка». Притом кредит брал основатель компании, Александр Синтяев, который затем внезапно исчез. Разбираться пришлось Бакову и Ко, в процессе выяснилось, что «Челпром-Даймонд» также заключила контракт на поставку бриллиантов с инфоранной фирмой Dundela Limited. После проверки сделок следователи и возбудили уголовное дело о незаконном обороте природных драгоценных камней, группой лиц по предварительному сговору.

После этого «Челпром-Даймонд» начал распродавать имущество на торгах, победителем оказался некий ТД «Красивые вещи». Последнему досталось более 40 тысячи бриллиантов за 63 млн рублей. При этому соучредителем организации выступает некая Болотина Анна Михайловна. Уж не приходится ли она родственницей Болотину?

Уже после известных событий в «Тракторных заводах» банкротить попытались самого бакова. С соответствующим иском обратился «Бинбанк», которому бизнесмен задолжал более 78 млн рублей. Однако и здесь Баков сумел выйти сухим из воды: в феврале 2019 года производство по делу о его банкротстве было прекращено в связи с имевшей место процессуальной заменой заявителя, писало РИА «Новости». Тогда право взыскания долгов перешло холдингу «Транспортные компоненты», который неожиданно заявил об отказе от исковых требований. Владельцами щедрого предприятия были кипрские офшоры «ТАДОРИКС КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД» и «МЕНИЕРО ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД».

И как тут не вспомнить, что Бакова подозревали в том, что у него имеются офшоры, писала «Новая газета». После этого бизнесмен даже направился в суд с иском к редакции, но инстанция встала на сторону журналистов. Так значит, иностранный след в его биографии все же прослеживается? Можно предположить в таком случае, где могли осесть средства «растерзанных» им активов.

Если предположить, что он действительно реализовывал на прежних местах работы некие схемы, то же он может делать и в АО «Цнииточмаш». С приходом в госструктуру топ-менеджера существенно выросли судебные претензии: в 2020 году иски в шесть раз превышают 2017 год. Более того, по неподтвержденной информации, сотрудники и ветераны предприятия даже пишут Председателю Совета Федерации Федерального собрания Матвиенко Валентине Ивановне письма с просьбой не допустить банкротства ведущего института.

И в это охотно верится, если прошерстить биографию господина Бакова, который вдруг так к месту пришелся в «Ростехе». И, видимо, в госкорпорации он как за каменной стеной, раз сейчас удивительным образом не повторяет судьбу своего бывшего партнера Болотина.

Челябинский тракторный завод

Челя́бинский тра́кторный заво́д (до 6 октября 1941 — Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина, до 20 июня 1958 — Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске) — машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции.

Численность работающих — более 13 000 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,5 млн м 2 .

Оператором (владельцем) предприятия является ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак».

Содержание

История ЧТЗ

До войны

29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США) [1] , спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929—1933 годов — заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (1869—1942) [2] .

15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л.с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн.

1936 год. Тракторы предприятия принимают участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники — артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжёлых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил, или десяти Днепрогэсам.

Завод в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ совместно с семью частично и полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград». В частности, сюда были полностью эвакуированы Харьковский моторный завод № 75 и Ленинградский Кировский завод, в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» [3] [4] . В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

После войны

20 июня 1958 года завод был переименован в Челябинский тракторный завод.

В январе 1961 года запущен в серийное производство трактор с электромеханической трансмиссией ДЭТ-250.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т. д.) были разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году ЧТЗ выпускал 22 варианта трактора Т-100М. Данный трактор, включая все его модификации, стал самым массовым за историю предприятия: всего было выпущено 412145 экземпляров.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой Отечественной войны, установлен обелиск в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 — первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.

Март 1988 год — тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Январь 1989 года — начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

Сентябрь 1990 года — бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире [5] .

30 декабря 1990 года — выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: