Замена трансмиссии или велосипеда

Что делать, если не переключается скорость на велосипеде?

Что делать, если не переключается скорость на велосипеде?

Длительная эксплуатация велосипеда приводит к изнашиванию отдельных узлов. Многие можно отремонтировать и продолжать наслаждаться ездой на природе.

Что делать, если не переключаются скорости на велосипеде?

Покупать новый вел не вариант, разбираемся в причинах самостоятельно. Вооружаемся инструментом и ремонтируем стального друга.

Работа трансмиссии

Интенсивная эксплуатация

отражается на состоянии цепи и других узлах трансмиссии. Первые нарушения спортсмен может заметить, когда катается по трассе, где требуется менять скорость езды. Что делать, если набрал скорость, а она не переключается.

Во время переключения скоростей происходит следующее: начинается прокручивание на педалях вперед после выбора требуемой передачи.

Спортсмен нажимает на манетку

деформация цепи, износ или растяжение;

или ручку передач на руле, скорость устанавливается не моментально, слышны щелчки, в этот момент цепь крутится натяжно и это первый повод обратить внимание на неполадки.

Но когда скорости совсем перестали переключаться, то тут может быть несколько причин:

  • деформация цепи, износ или растяжение;
  • разрыв или стачивание троса;
  • поломка рычага переключения:
  • загрязнение цепи;
  • разрушен или поврежден кассетный механизм.

Грязную цепь можно промыть, смазать маслом, а с заменой тросиков или рычага придется немного повозится.

Этапы ремонтных работ трансмиссии

Профилактический ремонт включает в себя настройку переднего и заднего переключателя, проверку состояния всех узлов, тросов, цепи, кассеты.

Внимательно осмотрите все детали, многие разрушения видно сразу. Трос прохудился и скоро порвется, то его лучше заменить на новый и не ждать, когда он придет совсем в негодность.

Запчасти можно купить в специализированном или спортивном магазине, где продают велосипеды. Приступайте к ремонту:

  1. Ослабьте крепежный болт, разберите манетку. Болт можно снять полностью.
  2. Осматривайте все детали, если есть поврежденные сразу заменяйте на новые.
  3. Вытащите трос из рубашек, очистите и добавьте по капелькам масла для лучшего скольжения.
  4. Вставьте новый трос и соберите все в обратном порядке.
  5. Следующим этапом настраиваем переключатель.
  6. Уберите лишнюю часть троса кусачками и закрепите его специальным наконечником.

Внимательно надо проверить кассеты и ролики, если детали стерлись, то это может стать причиной плохого переключения скоростей. Их тоже необходимо заменить.

Замена и техосмотр цепи

Каждые 100 км рекомендуется менять цепь. За это время велосипедная цепь изнашивается, стирается, а может полностью разрушиться. Отправляясь в путешествие можно взять запасную цепь, а дома всегда иметь 2-3.

Если цепь провисает, можно убрать несколько звеньев. Это ненадолго спасает велосипедиста, но желательно в ближайшее время поменять цепь на качественную.

Для демонтажа цепи есть специальный инструмент — выжимка, с его помощью можно снять цепь быстро и практично, не повредив другие элементы велосипеда.

Новую необходимо смазать перед эксплуатацией, иначе далеко уехать не получится.

Задний переключатель

разрыв или стачивание троса;

Петух — механизм, крепится на задний переключатель, это защита заднего переключателя скоростей от механических повреждений. Если велосипед упал, то первым удар на себя примет петух. И лучше заменить эту деталь своевременно чем потом менять всю трансмиссию, а возможно и раму.

Заменить его можно самостоятельно или обратиться в мастерскую. Настройка передач возможна только смены петуха.

И когда с ним все в порядке переходите к настройке механизма сзади:

  1. Установите цепь на маленькую звезду сзади и на большую спереди.
  2. Открутите болт, который держит трос задней перекидки.
  3. Вращаем болт с буквой “Н” до того момента, когда они лягут в одну плоскость с необходимой звездой.
  4. Слегка натяните трос и закрепите болт, который его держит. Не передергивайте и не перетягивайте.
  5. Поставьте скорость на минимальную, аккуратно вращайте винт “L” до того момента, пока ролики не окажутся напротив большой звезды.

Переключайте скорости и если все работает хорошо, все выполнено правильно.

Настройка переднего переключателя

Что делать, если не переключается скорость на велосипеде спереди. Рулевой тормоз наиболее чувствителен. Неправильная настройка может привести к травмам и повреждением велосипеда. Неправильная регулировка может привести к тому, что цепь слетит или порвется.

  1. Используя манетку задней перекидки установите цепь на среднюю звездочку Цепь должна быть натянута равномерно, без перекосов.
  2. Поставьте велосипед на первую передачу и открутите болт фиксации троса.
  3. Используя винт “L” переместить рамку перекидки, так чтобы от переключателя до цепи было одинаковым.
  4. Установите трос и закрепите болтом, не перетягивая.
  5. Далее передачу переключите на большую звездочку, найдите винт в маркировкой “Н” и отрегулируйте положение так, чтобы цепь закрепилась в центре.
  6. Проверяем результат работы, используем барашка на манетке и добиваемся оптимальной точности регулировки.

Процесс максимально простой и понятный. Если столкнулись с проблемой: не переключается скорость на велосипеде что делать, не паникуйте, а отправляйтесь в магазин за комплектующими и принимайтесь реставрировать железного коня.

О горном велосипеде — Усовершенствование велосипеда

Размышляя об оправданности совершенствования велосипеда, любители могут прийти к абсолютно разным выводам. Изначально стоит задуматься и понять для себя, что с повышением технического уровеня велосипеда, он становится лучше и как спортивный снаряд. Поэтому хорошо подумав зачем, и нужен ли вообще обновленный спортивный снаряд, можно приступать.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Делать замену компонентов стоит с особой осторожностью, многим начинают просто нравиться железки и такие люди не могут остановиться. Иной случай, когда человек мнит себя спортсменом. Этим он объясняет все свои дорогостоящие покупки. При этом, у него отсутствуют программы для тренировок, в соревнованиях участие не принимает, зато разговаривая с другими велосипедистами, он невзначай выдает, что проходит круг уже на 5 сек быстрее.

Спонтанные идеи в этой области крайне нежелательны. Как уже упоминалось выше, гонка за железками может превратиться в хобби. Иногда технический момент становится важнее самого занятия. В этом случае можно назвать ситуацию тупиковой. Модернизировать старые модели бесполезно. То же самое и с дешевыми вариантами. С такими велосипедами невозможно подобрать подходящие детали из-за разницы в размерах и типах.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Велосипеды на стальной раме и с трещоткой вместо кассеты улучшать нет смысла. Легче купить новый велосипед. Теперь представим, что покатавшись на первой своей не самой дешевой модели, владелец захотел что-нибудь поменять. С чего начинать?

Стиль катания
Для начала стоит подумать, подходит ли имеющийся для желаемого стиля катания. Совсем новичкам в этом плане сложнее, ведь представить, куда поедешь и как будешь кататься сложно без колес и седла под собой. Преимущественно велосипедисты совершенствуют модели, которые не подходят им по типу. Кто-то оснащает горный велосипед рулем-бараном, ставит шоссейные колеса. А ведь на самом деле для асфальта нужен гибрид или шоссейная модель. В случае, если тип велосипеда подходящий, стоит смотреть на основные детали: раму, вилку и колеса. Остальные компоненты менее важны.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Рама
Разумеется, рама — это практически душа велосипеда. Имея хорошую раму, можно задумываться об остальных компонентах. Доступно для выбора несколько материалов рам: сталь, алюминий или карбон. Последний означает низкий вес рамы, но высокую ее стоимость. Оптимальный вариант — алюминий.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Когда велосипед изначально правильно подобран по размеру, он легко сможет понять, в чем отличие дешевого варианта от дорогого. Восторженное мнение сложится из-за уровня механики, деталей, амортизации и всего прочего. Когда на дорогую раму ставят безделушки, трудно заметить что-либо. По этой причине, покупка дорогой рамы и дешевой навески абсолютно не оправдана. Обязательно нужно убедиться в том, что параметр ЕТТ соответствует необходимому для владельца. Стандарт штока вилки чаще всего 1 1/8’’.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Вилка
Абсолютно все недорогие велосипеды продаются с подобием вилки, с пружинно-эластомерными внутренностями. Горный велосипед предполагает установку качественной амортизационной вилки. Сюда входят вес не более 2 кг, а так же предпочтительно наличие воздушной пружины. Один из самых популярных брендов — Rockshox. Даже недорогие модели работают приемлемо. Air в названии означает, что вилка с воздушной пружиной.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Некоторые уходят от амортизационной вилки к жесткой. Вес значительно уменьшается, но езда без амортизатора спереди — довольно некомфортное занятие. Точнее сказать, это дело привычки.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Колеса
Несколько причин замены колес: вес, жесткость и эстетическое удовольствие. Разница после замены может быть в целый килограмм! Легкие и жесткие колеса нужны при частых выездах на природу со сложным рельефом. Либо для езды по городу с различными препятствиями. Однако, имея малый опыт катания, будет сложно понять разницу между дорогими и дешевыми колесами. Выяснить, треубуется замена или нет, можно очень просто. Осмотреть обода, спицы и втулки, послушать странные звуки. А после уже решать, требуется ли замена.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Покрышки
Очень важный момент, который играет роль при сборке велосипеда мечты — правильные покрышки. Невероятная ошибка чаще всего заключается в том, что владельцы стремятся установить самую, что ни на есть, шипастую резину. Лишь определившись с типом местности, по которой предполагается катание, можно понять, какие именно покрышки подойдут.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Тормозная система
Выбор между ободными и дисковыми тормозами зависит от стиля езды и местности. Среди дисковых тормозов лучше всего покупать вариант с гидравлическими тормозами. Однако, актуален он лишь в случае агрессивной езды. Для неспешного катания подойдет и дисковая механика. Существует маленький нюанс: д ело в том, что роторы дисковых тормозов крепятся на втулку. У компании Shimano роторы крепятся при помощи стандарта Center Lock, остальные крепятся при помощи 6 болтов.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Ободные тормоза, изначально установленные на многих велосипедах, предполагают наличие проблем, при замене на дисковые: придется заменить и колеса. Колеса под такой тип тормозов собираются на ободах с высокими стенками. В случае же, если достаточно и их, стоит позаботиться о целостности и чистоте тросиков и рубашек.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Читайте также  Замена масла в трансмиссии субару

Трансмиссия
Плохое переключение скоростей не всегда происходит по вине оборудования. Трансмиссию нижних групп стоит постараться настроить своими силами или в мастерской. В случае, если улучшения не произошло, можно смело менять переключатель. Немалую роль играют манетки. Количество скоростей манетки должно соответствовать количеству скоростей, на которые рассчитан переключатель. Возможно, придется заменить кассету.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Наличие переднего переключателя может усложнить или, наоборот, упростить задачу. Правильно настроенный передний переключатель работает без проблем длительное время. Шатуны, каретка и звезды меняются при сильных желании и необходимости. Важно помнить о том, что шатуны бывают разной длины, да и стандартов под определенную каретку тоже немало. Предварительно стоит разобрать этот вопрос более детально.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Руль
Перед заменой руля будет нелишним подумать еще раз, стоит ли оно того. Сильное желание, однако, меняет ситуацию и если что приобретать, следует подробно изучить вопрос геометрии рулей. Различные материалы и характеристики рулей очень сильно влияют на управляемость и удобство владельца. Карбоновые рули самые легкие, алюминиевые — тяжелее, но наиболее универсальны.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Седло
Зависит от цели, поствавленной владельцем велосипеда. Перспектива участия в гонках требует более длинного седла, специально разработанного для гонок. Длительные поездки предполагают комфортные модели седел, которые отличаются большей шириной.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Педали
Решившись на модернизацию, стоит понять, какие именно педали нравятся и есть ли опыт езды на контактных. Топталки подойдут для прогулочной езды в городе. А вот упомянутые контактные — если бывают случаи выездов за город, то они будут очень кстати. Только нужно учесть особенности встегивания и выстегивания.
О горном велосипеде: Усовершенствование велосипеда

Подведем итог
Модернизировать недорогой велосипед — решение на любителя и сугубо по ситуации. Самое основное, что можно поменять – это покрышки, тормоза, трансмиссию и подвеску. Перечисленное больше всего влияет на поведение велосипеда. Остальное же сугубо по желанию и по большей части для того, чтобы «дорого-богато».

Как улучшить советский велосипед (реставрация велосипедов)

Перед тем как начать апгрейдить советский велосипед необходимо выяснить подойдет ли его крепление под новые вилки, дисковые тормоза и остальные детали. Также следует знать, что если велосипед оснащен трещоткой и стальной рамой, то кассету на него установить не получится. А вот если все его параметры подходят под новые детали, то приложив максимум усилий можно сделать хороший тюнинг советского велосипеда и сконструировать современную модную модель.

Реставрация старого велосипеда или покупка нового

Целесообразность реставрации зависит от предполагаемых сфер применения. Если в прерогативе катание по пересеченным местностям, надежность и комфортность езды, скоростное передвижение и бездорожье, то лучше вложиться в новый транспорт.

А вот любителям старины можно сделать тюнинг ХВЗ, с учетом того что катание будет производиться только в городских условиях и по асфальтированным дорожкам.

Поверхностные отделки

Внешняя оболочка велосипеда является одной из важных составляющих апгрейда: устанавливаются новые шины, перекрашивается рама, добавляются аксессуары.

Для покраски необходимо вначале полностью разобрать велосипед и снять раму. После этого приступить к самому окрашиванию:

  1. Растворителем удалить старый слой краски;
  2. Зачистить ржавчину;
  3. Обезжирить поверхность;
  4. Перегрунтовать;
  5. Полностью просушить;
  6. Покрасить несколькими слоями из пульверизатора;
  7. Высушить.

Детали рамы и вилки окрашивается отдельно, отличительные знаки наносятся трафаретом или наклеиваются.

тюнинг советского велосипеда

Также отдельно подготавливаются и прокрашиваются ободья колеса. Чтобы предотвратить попадание краски на втулку и спицы их следует обмотать полиэтиленом.

Аксессуары для тюнинга:

  • Мягкие ручки на руль;
  • Установка зеркал заднего вида; и задние фонарики;
  • Спидометры и велосипедные компьютеры; навесная;
  • Подкрылки, локеры и брызговик;
  • Держатель для фляги;
  • Велосипедные подножки.

тюнинг советского велосипеда

Световой тюнинг актуален при катании вечером и ночью:

  • В качестве прокачки устанавливаются светящиеся элементы на ниппель. Детали имеют несколько режимов свечения, что обеспечивает постоянное обновление отражающихся лучей;
  • Светодиод на колеса и рамы;
  • Аниматоры на спицы колеса, такие вставки начинают мигать при кручении педалей.

Техническая модернизация

Для апгрейда советского велосипеда необходимо установить современные:

  • Каретки, шатуны, педали;
  • Переднюю вилку и руль;
  • Новые покрышки и диски;
  • Тормозную трансмиссию; ;
  • Шифтер, переключатель скоростей.

Установка шифтера

Шифтер (каретка) представляет собой главный узел в системе передач. Идентичные советскому стандарту модели не выпускаются, поэтому подбирается картриджная деталь.

Для установки каретки следует:

  1. Модифицировать резьбу или поставить переходник;
  2. Собрать и установить шифтер;
  3. Поставить шатуны и педали для трехзвездочной системы.

Установка вилки

Переборка старой вилки включает в себя замену или очистку и смазывание всех внутренних деталей, после этого она устанавливается обратно.

Руль менять не обязательно, даже проржавевший можно хорошо отчистить и покрасить, но при желании подбирается новый руль с учетом предполагаемого типа езды.

После замены первоначальных элементов обновляется тормозная система: самый оптимальный вариант – v-brake, для его установки потребуется сварочный аппарат: на вилку необходимо наварить специальные насадки.

Не обязательно зачищать старую вилку – можно купить новую жесткую вилку среднего класса. Замена вилки позволит безбоязненно кататься по сложным участкам дорог.

Замена трансмиссии

Плохое переключение передач может значительно ухудшить езду на велосипеде. Для повышения качества езды следует грамотно настроить трансмиссионную систему. Если предполагается покупка трансмиссии, то следует акцентировать на задний переключатель, он должен быть хорошего качества. Часто четкость переключения зависит от шифтеров (манеток) поэтому следует также внимательно подходить к выбору манетки, обращая внимание на технические характеристики, а не низкие цены.

Переключатель на передней стороне велосипеда, как правило, требует меньше усилий, одноразовая настройка системы позволит долгое время беспрепятственно работать.

Целиком замена системы осуществляется только по желанию, если нет цели облегчить вес велосипеда, то ее можно оставить.

тюнинг советского велосипеда

Замена колес

Выбирать колеса лучше с двойным ободом, так как они характеризуются длительным сроком эксплуатации. В идеальном варианте устанавливаются 28 дюймовые колёса с двойным ободом. Некоторые советские велосипеды сразу оснащаются колесами с тормозной втулкой. Если нет посадочных мест, то колеса устанавливаются на предварительно наваренные места посадки.

Если советский велосипед был скоростным, например: Старт Шоссе, то тюнинг необходимо производить с заменой переключателя и манетки. Самостоятельная замена системы не представляет труда, главное выбрать подходящие детали. На советские велосипеды легче устанавливаются трещотки, но на такие модели как Старт-Шоссе и Турист можно подобрать кассеты.

Замена шин

Резина должна соответствовать катанию, поэтому при езде по болотистым местам, лесам и грунтовым дорогам желательно приобрести шипованные покрышки. Хорошие покрышки стоят немалых денег, но это полностью оправдывается последующим комфортным катанием по бездорожью.

Педали

Для комфортной езды лучше приобрести контактные педали, самый практичный вариант продается под маркой Shimano V540. Эта марка будет особенно актуальна, если вес велосипедиста не достигает 80 кг. Педали Шимано имеют отличный внешний вид, жесткость крепления, легкость сцепления и не зависят от степени загрязнения трассы и шипов.

Популярный велосипед Турист с тюнингом может обойтись как в крупную, так и в незначительную сумму, все зависит от мастерства и фантазии велосипедиста, а также от технических характеристик первоначальной модели. Основные детали для апгрейда — это амортизация, тормоз, покрышки и трансмиссия, все остальное меняется по желанию, и особых изменений в комфортности езды не приносят.

Стратегии замены велосипедных цепей

Как показывает практика, привод на современных велосипедах изнашивается относительно быстро. Наверное, цепь – это второй элемент, который будет нуждаться в замене на новом велосипеде после тормозных колодок. Быстрее всего в приводе изнашиваются цепи, медленнее ведомые звезды (кассета) и ролики заднего переключателя, еще медленнее ведущие звезды (звезды системы). Состояние роликов переключателя менее критично – их можно заменить в любой момент вне зависимости от прочих компонентов. Поэтому обсуждаться будут только цепи и звезды.

По мере работы цепь удлиняется. Это происходит из-за износа щечек в зонах соприкосновения с соединительными штифтами и самих штифтов. Скорость износа цепи в общем случае не изменяется на всем протяжении ее службы. Но вытянутая цепь, в свою очередь, начинает быстро изнашивать звездочки. И чем сильнее вытянута цепь, тем на меньшее количество зубьев звездочек распределяется нагрузка от натянутой цепи. В результате чего, скорость износа зубьев звезд – смятие и стачивание – существенно возрастает по мере износа цепи. Даже самая дорогая кассета с сильно вытянутой цепью проработает совсем недолго.

Наиболее часто используемые звезды изнашиваются заметно быстрее, чем остальные. Для выравнивания износа стоит пользоваться разными передачами: если вы не используете весь диапазон кассеты, возможно, стоит вместо горной кассеты (11-34, например) взять шоссейную (12-25).

Кроме того, велосипедная трансмиссия обладает одной неприятной особенностью. Если вы меняете заметно изношенную, но еще работающую цепь, на новую, то та может начать срываться на некоторых (самых используемых) звездах. В итоге придется менять ее целиком. Для минимизации затрат на замену комплектующих, стоит применить одну из следующих стратегий замены привода. Необходимо учесть, что приведенные цифры приблизительны – они сильно зависят от веса велосипедиста, интенсивности и условий использования велосипеда, класса оборудования.

Езда до полного износа

Это самый простой вариант. Если вовремя не заменить цепь, то через 3000-5000 км (для горных и гибридных велосипедов) придется менять не только ее, но и кассету, а в худшем случае и звезды системы. Способ удобен тем, что не требует регулярной проверки состояния привода. При появлении срывов цепи вы просто сразу меняете цепь и кассету и, возможно, 1-2 звезды системы. Этот способ имеет смысл применять при использовании дешевых звезд и дорогой цепи.

Читайте также  Как пользоваться трансмиссией cvt

Езда в три цепи (круговая замена цепей)

Измеритель удлиннения цепи

Можно купить пару дополнительных цепей и через каждые 500-1000 км менять их местами так, чтобы износ всех цепей был равномерным. Равномерность износа следует оценивать измерительными инструментами, а не пройденным километражем, так как цепи могут работать в разных условиях (грязь, смазка) и вообще быть разными (дешевая цепь может растягиваться значительно быстрее дорогой). Если инструментов нет, то просто прикладывать все три цепи и выбирать ту, что наименее изношена, то есть, короче всех (с поправкой на количество звеньев, если оно разное). Круговая замена цепей позволит существенно продлить срок службы звездочек, сохраняя общий срок службы цепей примерно на том же уровне, что и в первом случае. Т. е. кассета и звезды системы проходят 10000-12000 км, а каждая цепь за несколько «кругов» 3000-4000 км. Эту стратегию стоит применять в случае использования цепей и звезд примерно одного уровня. Причем, желательно с системами со стальными звездами, т. е. начального и среднего уровня.

Регулярная замена цепей

Если же на вашем байке стоит дорогая кассета и дорогая система с алюминиевыми звездами, которые подвержены более быстрому износу, чем стальные, стоит поступить по-другому. Так как звезды в этом случае стоят существенно дороже цепей, а даже самая дорогая цепь на горном велосипеде не проходит 10000 км, имеет смысл регулярно менять цепи. Причем, можно брать и не самые дорогие, но и не дешевые. Например, через каждые 1000-2000 км ставить новую цепь, а старую выкидывать или дарить своим заклятым друзьям. Главное, внимательно следить за состоянием цепей и не допускать их критического износа. Вы потратите лишние деньги на цепи, но существенно продлите жизнь кассете. Ориентировочно до 15000-20000 км. Алюминиевые звезды системы могут в этом случае работать до 8000-15000 км, а стальные еще больше.

Еще один момент. По мере износа кассеты и вытяжки цепей заметно падает четкость переключения передач, а, устанавливая новые цепи и сохраняя кассету в хорошем состоянии, вы получите четкую работу в течение длительного времени.

Скомбинировав 2-й и 3-й способы, на 7 цепях и сменив по пути алюминиевые 2-ю и 3-ю звезды системы, я проехал около 26000 км на одной кассете.

Выводы

При своевременной замене цепей второй и третий способы могут дать заметную экономию средств по сравнению с первым. Заметной разницы между вторым и третьим не будет, но третий способ может обеспечить более длительную четкую работу привода. В то же самое время, первый способ не требует контроля состояния цепи.

Регулярная чистка и смазка цепи может существенно продлить жизнь трансмиссии вашего велосипеда. Использование привода состоящего из дорогих комплектующих не принесет большого увеличения срока службы – расходы на километр пути будут заметно выше, – но позволит снизить вес байка и увеличить четкость работы привода.

Когда нужно менять цепь, систему или кассету на велосипеде? Как узнать?

Детали вашего байка, из которых состоит трансмиссия, изнашиваются с разной скоростью. Мы рекомендуем не тянуть с их заменой, так как это сохранит Вам приличную сумму денег в дальнейшей перспективе.

Так как изношенные детали приводят быстро износ других частей. И так же стоит отметить тот факт, что старая, грязная и изношенная кассета или передние звезды с цепью дают ужасное ощущение при езде, создавая ощущение сырой и мешковатой работы. В то время как чистое и бодрое переключение, при соблюдении чистоты и смазки цепи – делает старый велосипед по ощущениям как новый.

И так. Давайте прежде всего начнем с вело-цепи, т.к. эта деталь меняется в велосипеде наиболее часто. И когда это происходит несвоевременно — она начинает убивать кассету и ведущие звезды Вашего байка.

Когда менять велосипедную цепь?

Есть 2 основных способа определить это!

Первым является измерение небольшого отрезка звеньев вашей цепи. И вы можете найти инструменты специально для этой работы, которые могут выглядеть как некий зачаток инструмента – как кусок металла или пластика, которые вы вставляете в цепь.

И если она изношена, инструмент вставляется вплотную к цепи. Если же значение 0,5 то можно продолжать кататься, но уж стоит помнить о скором износе! А если значение 0,75 то цепь однозначно пора менять!

Если у вас нет ни одного из вело инструментов, то можете просто измерить расстояние вашей цепи между звеньями. Таким образом, длинна 8 целых звеньев ровна 8 дюймам. И вы буквально можете увидеть растяжение цепи со временем. Т.е. если при измерении вы получаете значение 8,1 дюйма – то нужно менять цепь.

Старый второй способ тоже достаточно точный.

Переключаем цепь на большую переднюю звезду вашего велосипеда и на участке, смотрящем вперед, пробуем оттянуть звено от звезды. У цепи в хорошем состоянии звено почти не будет отходить. Если же цепь изношена, то Вы будете все больше и больше видеть звездочку. И если при оттягивании Вы видите почти весь зуб звезды – то пришло время менять цепь!

Грубо говоря – большинство шоссейных вело цепей живут от двух до трех тысяч километров. Но это, опять же, зависит от условий, в которых вы катаетесь, от того, как вы заботитесь о чистоте трансмиссии вашего велосипеда, и как много сил Вы тратите при педалировании.

Когда менять ведущие звезды на велосипеде?

Если они подточены как зубы акулы – это верный знак, что вам пора менять ведущую звезду. Но стоит отметить что некоторые зубья всегда короче других. И это сделано для помощи переключения передач.

Когда менять кассету на велосипеде?

Как и передние звезды, ваша кассета может служить очень долго если вы регулярно меняете цепь. Но она все равно постепенно изнашивается. Наиболее точным индикатором износа вело-кассеты является проскакивание цепи по звездам, после замены цепи по звездам. И возможно проскакивание только по 1-й или 2-м звездам, которые наиболее чаще всего использовались. Но если такое происходит, то нужно менять всю кассету. Кстати говоря, есть другая причина, когда не нужно менять изношенную цепь для важного события. Вроде велогонки или другого спортивного мероприятия. Потому что если вы только узнали, что ваша кассета изношена, то уже немного опоздали с заменой.

Вы так же можете купить инструменты для проверки износа кассеты, но я Вам не рекомендую этого делать, так как существует множество типов велосипедных кассет и это не очень практично.

Есть еще один способ проверить, когда ваша кассета испорчена. Вы зажимаете задний тормоз, на велосипедной стойке или полу и нажимаете на педали. И можете увидеть, как цепь начинает сползать вверх по кассете и это показывает ее износ.

Я не могу передать вам насколько важно все это держать в хорошем состоянии. Я имею в виду, что когда хорошая велосипедная цепь стоит 20 или 30 долларов и новая звезда трансмиссии стоит в 5 раз дороже, вы можете увидеть это с экономической и практической точки зрения. И проще всего поставить новую вело цепь.

В любом случае менять чаще цепь, либо потратиться на новую вело кассету или звезды – решать вам.

Выбор манетки для велосипеда

Наверняка каждый велосипедист, пускай и не самый опытный, обращал внимание на рулевые механизмы переключения передач своего байка или велосипеда, на котором гоняет его ребенок, именуемые манетками или шифтерами. Они отвечают за выбор нужной передачи на задней трещотке/кассете и соответственно, на шатунах. Их моделей и классификаций, принципов работы, равно как и брендов производителей далеко не мало. Можно легко растеряться, но если изучить вопрос внимательнее, вооружившись опытом и знаниями, тогда можно понять для себя не только отличия, но и разобраться, которые из них предпочтительнее для Вас и Вашего ребенка, возможно, других членов семьи. Попробуем разобраться вместе.

Что представляют собой манетки (шифтеры)

работа манеток

В самом первом приближении, манетки – это устройства, с помощью которых райдер пальцами руки регулирует скоростные режимы. Два шифтера левый и правый крепятся на соответствующие стороны руля и контролируют темп работы всей трансмиссии, что приводит к разным скоростным режимам велосипеда. Левый шифтер отвечает за переднее переключение звездочек шатунов, а правый регулирует передачи на задней кассете или трещотке. Размещаются манетки сразу после грипсов (велосипедные ручки на руле) рядом с рычагами тормоза либо уже совмещенные с ними (это моноблоки, о которых мы расскажем позже). Переключение передач происходит в зависимости от устройства манетки: путем прокручивания специального барабана по окружности оси руля (грипшифты или по-простому крутилки), при усилии пальцев на маленькие рычажки шифтера с характерным щелчком переключения скорости (триггеры) и сдвига влево/вправо одного рычага (пистолеты с системой dual controll).

Принцип работы манеток (шифтеров)

тросик и манетка

Все манетки независимо от марки производителя и устройства работают по одному принципу: натяжения/ослабления стальных тросиков, которые совмещены с нижним задним и передним переключателем. Так же как и рычаг механической тормозной системы, сообщающийся тросом с тормозными колодками за исключением гидравлики, в которой вместо троса работает гидролиния с тормозной жидкостью.

Читайте также  Какое масло в трансмиссию для кайрона

При ручном выборе нужной передачи, переключатель прокручивает внутренний блок, на который намотан трос, происходит либо его накручивание-натяжение, либо раскручивание-ослабление, что приводит в свою очередь, к сдвигу нижних переключателей, которые накидывают цепь на повышенную скорость или сбрасывают на пониженную. За закрепление троса в определенной скоростной позиции отвечает фиксатор в виде пружины.

Работа манеток при индексированном (точно по порядку) переключении скоростей в большинстве моделей отображается на оптическом дисплее или на встроенном указателе без пластикового стекла, где четко видно задействованные по нумерации передачи в момент движения.

Разновидности манеток (шифтеров) и их применение

виды манеток

Чтобы не углубляться в далекие дебри, знакомые профессионалам велоспорта, лучше остановимся на самых распространенных разновидностях шифтеров и их применении на определенных классах велосипедов:

1. Грипшифты, они же крутилки (с англ. – фиксированное перемещение). Внешне они схожи с вращающимся небольшим барабаном на газовых, электрических котлах, только устанавливаемые по окружности рулевой трубы велосипеда. По центру имеют указатель и нумерацию скоростей, на который ориентируются при выборе передач. Вращается барабан по часовой стрелке и против нее. Выпускаются всеми мировыми производителями, имеют невысокую стоимость, быстро реагируют на смену передач, просты в работе и не требуют серьезных усилий. К недостаткам можно отнести случайные переключения, скольжение барабана при запотевании рук в жаркую погоду, необходимость использования велоперчаток. Занимают достаточно большой отрезок рулевой трубы, особенно вместе с грипсами.

Грипшифты традиционно причисляют к бюджетным и относительно надежным механизмам, но не спешите сбрасывать их со счетов, все параметры строго индивидуальны, как и запросы каждого человека (мы коснемся их детальнее в следующем подзаголовке статьи). Чаще всего, грипшифты устанавливают на городские модели велосипедов для взрослых и детей, подростковые горные байки начального уровня, но есть и дорогие, топовые варианты, например фирмы Sram для туристических велосипедов и многих других.

2. Триггеры (с англ. – курок). Самая распространенная разновидность шифтеров во многих велосипедных дисциплинах. Крепятся на специальный хомут в самом удобном месте, после грипсов в горизонтальном положении параллельно рулевой трубе. Имеют два эргономичных рычажка переключения повышенных и пониженных скоростей, которые расположены аккурат возле руки, что очень удобно в работе. Выпускаются всеми мировыми производителями за счет массовости потребления для всех классов МТВ байков, экстремальных катаний и совмещения с гидравлической системой тормоза. Просты и комфортны в работе, надежное переключение, абсолютно исключающее любые случайности. К минусам можно отнести поломки и деформации при падении.

триггеры

Триггеры насчитывают огромный выбор линеек по стоимости, качеству, предназначения и могут устанавливаться на самые разные классы велосипедов: МТВ и всех его подвидов, городские, гибридные, туристические и все многоскоростные велосипеды, исключая только шоссейные.

3. Моноблоки (цельный, комбинированный механизм). Самые универсальные манетки, в которые интегрированы два рычажка переключения передач как у триггеров и дополнительный третий рычаг тормоза. Это фирменная разработка велосипедного гиганта Shimano, которая практически не встречается у мировых конкурентов. Моноблоки удобны в работе, единый механизм крепится на хомут и не нуждается в дополнительном оснащении. Широко применяется для МТВ байков начального и среднего класса для разных возрастных групп. Из недостатков – невозможность совмещения с гидравлическими тормозами, при поломке нуждаются в полной замене.

Моноблоки, как правило, ставятся на горные, городские велосипеды начального и среднего уровня для подростков и взрослых райдеров. Среди них есть и довольно бюджетные модели, так и средние по стоимости, но они не ставятся на высокий уровень байков, потому, как Вы уже знаете, исключают установку гидравлических тормозов.

4. Пистолеты, они же манетки с системой dual controll (с англ. – двойного контроля). Специальные шифтеры для профессионалов шоссейного велоспорта. Их также называют шоссейными моноблоками, в каждый из которых интегрирован всего один эргономичный рычаг, который отвечает за переключение скоростей при сдвиге влево/вправо и осуществляет торможение при усилии на себя. Очень легкие и надежные механизмы, самой высокой стоимости, применяются в спортивных дисциплинах.

пистолеты

Пистолеты распространены на гравийных, гоночных, шоссейных велосипедах, где идет борьба за каждый грамм лишнего веса. Но многие опытные веломаны, катающиеся на дальние дистанции в турах по стране, континентам, также устанавливают такие манетки пистолеты.

Очень важно отдавать себе отчет в том, что современная велоиндустрия в лице мировых и отечественных производителей часто прибегают к хитроумным приемам маркетинга и всячески комбинируют навесное оборудование, не придерживаясь определенной линейки всего комплекта трансмиссии. Поэтому дорогой велосипед от известного производителя может иметь разного класса навесное оборудование, включая манетки, тем самым Вы переплачиваете только за имя, велосипедный бренд. Бюджетные велики могут оборудоваться безымянными (no name) компонентами неизвестного происхождения. Так что здесь нужно внимательно изучать всю спецификацию.

Какие манетки (шифтеры) выбрать себе и ребенку?

манетки для ребенка

Для начала нужно иметь маломальский опыт катания на велосипеде, чтобы все опробовать самому. Имеет значение класс Вашего байка и велосипеда ребенка, система торможения, количество передач трансмиссии, в каких дорожных условиях проходит вся его эксплуатация, насколько часто Вы выезжаете и в какую погоду, длительность катания.

Нужно сказать, что взрослые велосипедисты быстро привыкают к разным моделям переключателей и могут впоследствии сами определиться, насколько комфортно проходит работа определенного типа манетки на их байке. Ребенку же бывает сложно сразу приспособиться к самостоятельной регулировке скоростей. Например, часто ребенку трудно выжимать рычажки триггеров или моноблоков, так как у них маленькая ладошка и пальцы, что требует значительных усилий, происходит путаница и неудобство, малыш вынужден нажимать ладошкой на рычажки, что может привести к потере управления. Поэтому в таком случае, вполне подойдут грипшифты из-за компактности и легкости переключения.

У взрослых людей, напротив, может быть большая ладонь и длинные пальцы, в этой ситуации грипшифты едва доставят должный уровень комфорта, здесь нужно экспериментировать с триггерами, а лучше всего, если позволяют финансовые возможности и класс велосипеда, просто поставить пистолеты. В других случаях, фирменные моноблоки могут обеспечить оптимальный баланс функциональности, качества и стоимости.

Причины плохой работы и ремонт манетки велосипеда

ремонт манетки

Фирменные манетки от любого мирового производителя, это надежные и качественные механизмы, которые могут служить годами, не доставляя никаких проблем владельцу. Но любой механизм рано или поздно изнашивается, сказываются и разные условия эксплуатации, обычное загрязнение. Происходят скрипы, трудность работы в переключении. Причины могут быть банальны: засорился механизм шифтера, на тросик налипла грязь, что затрудняет его движение в рубашке, возникает необходимость чистки и смазки подвижных элементов конструкции. В такой ситуации не спешите с заменой. Манетки для велосипеда купить сейчас не проблема, поэтому на первых порах, лучше произвести ТО старых, и в зависимости от результатов, действовать дальше. Шифтеры можно разобрать самому в домашних условиях и хорошенько почистить, смазать, но если в этом деле мало опыта, тогда просто обратитесь в ближайшую веломастерскую – Вы гарантированно получите профессиональную консультацию и качественный сервис.

Замена манеток на велосипеде

замена манеток

Если по очевидным причинам назрел вопрос замены шифтеров, тогда постарайтесь подойти к нему со всех сторон. Первым делом, изучите старые переключатели, имеет значение их совместимость с количеством скоростей трансмиссии Вашего велосипеда или на который они будут устанавливаться. Например, за последнее время появилась тенденция ставить одну звезду на шатуны и от девяти звездочек на кассете, для таких типов трансмиссии вторая манетка и соответственно передний нижний переключатель не нужен.

Также обратите внимание на модель шифтеров, материалы сборки, для какого велосипедного класса они предназначены, под каким брендом выпускаются, будут ли они совмещаться с другим навесным оборудованием, которым укомплектован байк. Постарайтесь придерживаться одной линейки и одного бренда всех компонентов, так вероятность несовместимости будет нулевой. Ни в коем случае не ставьте неизвестные китайские аналоги, в которых используется низкопробный металл тросиков, подвижных элементов, дешевый пластик и т. д. Если бюджет ограничен – лучше купить манетки начального уровня, но фирменные, так Вы получите хотя бы приемлемое качество и слаженную работу переключателей.

Если позволяют ресурсы, тогда можно в идеале поставить шифтеры дороже, среднего и более уверенного класса, но тогда не забывайте, что это может потянуть за собой и желание сродни фетишизму – заменить весь комплект трансмиссии велосипеда.

Выводы

Что же, как говорят в народе: «не поваляешь – не поешь». Все нужно пробовать самому в действии, чтобы получить опыт, это лучше всего раскрывает природу велосипеда.

Просто запомните, что манетки или шифтеры являются неотъемлемой чертой каждого современного велосипеда, который имеет более одной передачи трансмиссии. Суть их работы – это контроль и выбор нужных скоростных режимов. Манеток может быть две, если на шатунах больше одной звезды (от двух до трех), а может быть одна, если установлена трансмиссия 1х9/10/11/12. Все остальное раскрыто в содержании статьи, но если вдруг, у Вас возникнут трудности с выбором – обращайтесь, мы всегда рады помочь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: