Закрытая трансмиссия для велосипеда

Новости

MicroSHIFT Advent X 1х10. Трансмиссия, которая умеет больше, чем стоит

Выпуск два года назад комплекта 9-скоростной трансмиссии от сравнительно молодого тайванского бренда прошел почти незаметно, так как в то время компания преимущественно была ориентирована на производство компонентов для комплектации бюджетных велосипедов, а выпуск продукции, предназначенной для отдельной продажи все ещё оставался в тени гигантов Shimano и Sram. Тем не менее, заявленная производителем функциональность при весьма привлекательной цене $125 за переключатель, шифтер и кассету заинтересовали пишущих велосипедистов и велосипедных обозревателей, отметивших прекрасные для этой цены эксплуатационные качества компонентов даже после нескольких месяцев полевых испытаний. Низкая цена и совместимость с аналогами от других брендов также добавили позитива в отчеты. Единственное вызванное тогда у испытателей недоумение – это уходящая в архаику 9-скоростная трансмиссия и диапазон её кассеты, ограниченный звездой 42Т…

Недостаточная известность и конкурентоспособность MicroSHIFT как производителя компонентов для отдельной продажи была с лихвой компенсирована выбором производителями велосипедов, всё чаще и чаще отдававшим предпочтение тайваньскому бренду в качестве партнера, предлагавшего помимо хорошей цены достойное качество и лучшие сроки поставок. Расширив производство, на сегодняшний день MicroSHIFT выпускает компоненты 10- и 11-скоростной трансмиссии, которые уже можно заметить не только как OEM-продукт, комплектующий велосипеды более чем двух десятков премиум-брендов (включая GT и Cannondale), но и как самодостаточный товар, достойный приобретения. Причем, как группой, так и по отдельности. Предметом детального рассмотрения стала наиболее популярная группа 10-скоростной трансмиссии — Advent X с диапазоном передач кассеты 11-48Т и стоимостью $167.

Расширенный до 11-48Т диапазон новой 10-скоростной кассеты – это большой шаг вперед по сравнению с максимальными 42 зубьями предыдущей версии. Команда MicroSHIFT считает, что, обладая этим диапазоном передач, райдер может справиться с любым подъемом, если он пригоден для покорения его в седле. Это как раз то, чего ранее многим не хватало на больших градиентах или в длинных восхождениях.

Вторым важным аспектом любой кассеты является её вес. Следуя ему, MicroSHIFT изменили конструкцию, сделав два алюминиевых паука и закрепив на каждом из них по три звезды верхнего диапазона, причем две самые большие звезды также выполнены из алюминия. Оставшаяся четверка надевается на барабан втулки по отдельности. В результате получилась кассета, конструкция которой схожа с имеющими тип HG аналогами и с таким же типом совместимости со втулкой заднего колеса. Вес кассеты с алюминиевым пауком составляет 424г. С учетом её стоимости, это более чем респектабельно, особенно на фоне 470г у Shimano XT и 448г у SRAM GX. Вместе с версией кассеты G-Series группы Advent X, существует и более бюджетная серия H, снижающая стоимость кассеты на $20, но добавляющая ей вес по причине отсутствия в конструкции алюминия.

Набор звезд в кассетах обеих серий почти повторяет предыдущую версию с одной добавленной передачей и выглядит так: 11-13-15-18-21-24-28-34-40-48Т.

В процессе тестирования кассета G-Series группы Advent X оставила приятные впечатления не только совместимостью с любой цепью и барабаном задней втулки типа HG, что не требует дорогостоящих замен, но и качеством переключения даже на самом большом, в восемь зубьев, скачке между двумя низшими передачами. Приятные впечатления остались и от заявленной MicroSHIFT стоимости верхней версии G — $64.

Как и кассета, шифтер Advent X также полностью обновлен и представляет собой триггерный механизм с двумя рычагами, управляемыми движением вперед большим пальцем руки. В сравнении c предыдущей версией его рычаги получили обновленную эргономику для большего удобства в процессе управления передачами, а версия Pro – силиконовую накладку, предохраняющую от проскальзывания. Кроме этого, оба рычага вращаются на закрытых подшипниках, добавляющих в переключение плавности и мягкости. Механизм серии Advent X не совместим с компонентами трансмиссии Shimano или SRAM (если этот момент для вас – принципиальный, обратите внимание на серию XLE Xpress, также выпускаемую MicroSHIFT). На руль шифтер Advent X крепится только посредством съемного хомута и не имеет опций, совместимых с системами I-Spec или Matchmaker.

Каждая из версий позволяет одним нажатием поднять цепь по звездам кассеты на четыре передачи, что весьма удобно при быстрой смене ритма во время движения в гору. Естественно, переключения – дискретные и тактильно чувствительные, поэтому возможность «не попасть в передачу» во время выбора режима переключения практически исключена. Рычаг, освобождающий трос трансмиссии, работает только по одной передаче за каждое переключение.

Несмотря на то, что положение рычагов не имеет возможности их регулировки, за всё время тестов необходимость в ней не возникла, а испытания в грязную и сырую погоду не повлияли на качество работы механизма шифтера. Остается добавить, что вес шифтера Advent X Pro вместе с прилагаемым в комплекте с ним тросом составил 134 грамма, а его рекомендованная цена — $29.99.

Как и в большинстве современных задних переключателей Shimano в конструкции Advent X используется фрикционная муфта Clutch MicroSHIFT, предотвращающая раскачивание цепи и её спадание со звезд во время движения по сложному рельефу. Её расположение – там же, в поворотном механизме рамки переключателя, но её конструкция несколько отличается и состоит из храповика и набора шайб, отвечающих за жесткость вращения механизма. Режим работы муфты можно отрегулировать с помощью находящегося в легком доступе внешнего винта, а в случае необходимости – весь узел несложно разобрать для чистки и смазки.

Отключающий муфту поворотный рычаг делает легким смещение переключателя назад, чем существенно упрощает процесс снятия заднего колеса, когда это необходимо. Для переключателя Advent X компания MicroSHIFT обновила и ролики, сделав их увеличенного диаметра и добавив высоты в их зубьях для большей плавности хода цепи.

Не являясь производителем цепей MicroSHIFT заявляяет, что их задний переключатель Advent X может работать с продуктами большинства производителей (№1 в списке рекомендованных – KMC) и обладает емкостью, достаточной для кассет с диапазоном до 48Т (MicroSHIFT также не возражает против «чужих» 10-скоростных, отвечающих этому требованию кассет, но рекомендует свою). Как и шифтер серии Advent X, переключатель не совместим с компонентами трансмиссии Shimano, и в этом случае вам также следует обратиться к серии XLE.

Вес переключателя Advent X 10sp – 311г. Часть заслуг плавного и хода тросика и легкости при нажатии на рычаг шифтера следует отнести способу подводки кабеля трансмиссии к переключателю. Вне зависимости от разнообразия рам велосипедов и типов используемых ими типов проводки, кабель подходит к переключателю практически без изгибов и остается таким вне зависимости от выбранной передачи.

Безусловно, как относительно новый игрок на рынке компонентов трансмиссия MicroSHIFT заслуживает внимания, особенно на фоне оставшегося приятного удивления от её функциональности, надежности и предложенной стоимости, способной конкурировать с аналогами в виде Shimano Deore M6100 или Sram NX Eagle. В сравнении с предыдущей версией Advent компания сделала большой шаг к улучшению качества компонентов и, несмотря на более широкий диапазон передач, смогла добиться большей точности и плавности в их работе.

Переключение Скоростей на Велосипеде

Большинство современных велосипедов оборудованы скоростными трансмиссиями и новичкам порой очень трудно разобраться как правильно менять передачи на их велосипедах. В догонку, наш менталитет заставляет прочитать инструкцию только после того, как устройство сломано. В этой статье мы рассмотрим основные правила и рекомендации по переключению скоростей, а также затронем тему ухода за системой переключения и начнем с азов — устройства системы переключения скоростей на велосипеде.

Устройство переключения скоростей велосипедов

Велосипедная трансмиссия — это, пожалуй, один из самых сложных механических узлов. Ну и конечно же самый важный, ведь именно он приводит в движение велосипед, передавая усилия ног через педали, шатуны, звездочки и цепь к заднему колесу. Не важно сколько скоростей на велосипеде, вы должны знать устройство их переключения, хотя бы для того, чтобы правильно произнести название нужной детали в веломагазине. Итак, системы переключения бывают двух видов:

  1. односкоростные
  2. многоскоростные

С первым пунктом все просто, мы имеем классический состав элементов: передняя + задняя звезда, а между ними цепь. От размера шестеренок (количества зубьев) будет зависеть то, с каким коэффициентом конвертируются усилия ваших ног чтобы передать их на заднее колесо. Зачастую производители используют средние значения, чтобы велосипедист на односкоростном байке чувствовал себя уверенно по ровным участкам, ему хватало сил покорить небольшой подъем и немного разогнаться со спуска. Если соотношение его не устраивает, можно увеличить или уменьшить количество зубъев на одной из звездочек, тем самым обеспечив оптимальную нагрузку.

Многоскоростные трансмиссии отличаются намного более широким диапазоном передач, доступным для наездника в одном или нескольких движениях пальцев рук. Наличие выбора скоростей дает возможность сделать езду динамичнее, быстрее и интереснее. Да что там, скоростные велосипеды позволяют ехать там, где и пешком тяжело подниматься, а также разогнаться практически как автомобиль (пускай короткий промежуток времени). Велосипеды со скоростями имеют намного более сложное строение и требуют особой подготовки к управлению.

Рассмотрим состав трансмиссии на велосипеде со скоростями: передние звезды, передний переключатель, цепь, задние звезды, задний переключатель и самое главное — ручки переключения передач велосипеда. Кроме того, стоит упомянуть такие крошечные, но очень важные элементы как тросы и рубашки (провода в топовых версиях), с их помощью движения ваших пальцев передаются на переключатели скоростей. Кроме количества скоростей, различают также и по устройству системы переключения: планетарная (шестерни разного диаметра находятся внутри задней втулки или кареточном узле велосипеда), или классический мультиспид, где все узлы видны наружу.

Читайте также  Ваз инжектор масло в трансмиссию

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Сколько бы скоростей не было у вашего байка, вам обязательно нужно знать как правильно ими пользоваться, чтобы продлить ресурс компонентов трансмиссии и езда не превратилась в ночной кошмар с тресками или проскоками цепи. Важно помнить несколько правил, которые помогут сделать переключение передач легким, а главное безопасным.

  1. Изучите трансмиссию своего велосипеда — вы должны знать сколько у вас всего передач; какое количество звездочек находится впереди, а какое сзади; куда нужно двигать ручки переключения чтобы происходило увеличение или понижение нагрузки.
  2. Вращение педалей — это обязательное условие для того чтобы скорость переключилась. Недостаточно просто нажать или повернуть рукоятку, важно сделать один полноценный оборот передних педалей, чтобы цепь заняла выбранную вами звезду впереди или сзади.
  3. Смена передач произойдет только в том случае, когда к педалям не прикладывается или подается минимальная нагрузка. Даже самый дорогой переключатель не способен сдвинуть цепь на соседнюю звездочку, если вы со всех сил давите не педали. Поэтому тренируйтесь делать это среди ровных участков, и со временем сможете менять передачи даже в самых сложных условиях.
  4. Следите за техническим состоянием системы переключения вашего велосипеда. Когда узлы не изношены, вовремя смазаны, а переключатели настроены, тогда смена передач происходит в одно мгновение.
  5. Помните, главное как можно больше ездить на велосипеде используя систему переключения передач. Выработанная мышечная память позволит менять передачи не смотря на трансмиссию или индикаторы на руле легкими движениями пальцев без скрипов и прочих неприятностей.

Расположение цепи на скоростном велосипеде

Положение велосипедной цепи на определенных шестеренках также имеет некоторые особенности, которые влияют на четкость переключение скоростей и долговечность деталей трансмиссии. Несколько очень полезных советов: никогда не используйте самую маленькую звезду спереди и самую маленькую сзади. То же самое применимо к большой звезде впереди и большой звезде позади. Если вы пренебрегаете данным рекомендациями, в трансмиссии создается так называемый перекос цепи, который негативно скажется не только на ее долговечности, но и КПД велосипедиста. Дело в том что при сильном перекосе цепи, звенья оказывают пагубное влияние на зубья передних/задних звезд, загибая или зализывая их в одну из сторон. Также при неправильно выбранном соотношении звезд будут разбалтываться соединения между пинами и звеньями цепи ускоряя ее износ. Что касается КПД, то он снижается через увеличения трения между элементами трансмиссии, хоть и не существенно.

Оптимальный диапазон передач на велосипеде

В зависимости от подготовки велосипедиста или рельефа по которому ездит велосипед, вы используете какой-то определенный набор соотношений передних и задних звезд, что приводит к их ускоренному износу. Если вы никогда не включаете хотя бы 50% из существующих на вашем велосипеде скоростей, стоит задуматься об оптимизации не только их количества, но и передаточного отношения. К примеру, ваш велосипед обладает передними звездами с расчетом 22/32/42, а сзади кассета 12-32. При этом вы чаще всего включаете впереди шестерни 22 и 32, а сзади только средние звездочки. В таком случае стоит задуматься о смене кассеты на модель с меньшим количеством зубьев на большой стороне. К примеру, модификация 11-28 или 11-25. В таком случае вместо 3х звездочек сзади, вы станете использовать как минимум 5-6, ведь нагрузка между соседними передачами будет не так ощутима как на версии 11-32.

То же самое можно сделать с передними звездами, но кроме уменьшения их размера, вы можете уменьшить количество скоростей, убрав 1 или даже 2 звезды. Кроме оптимизации нагрузки и более рационального использования деталей трансмиссии, вы немного снизите вес велосипеда ;). В случае с недостатком пониженных передач, стоит установить набор задних звезд с увеличенным количеством зубьев на большей стороне или уменьшить размер передних звезд.

Из чего состоит велосипед. Устройство велосипеда

Конструкция велосипеда кажется простой: рама, руль, седло и два колеса, педали и цепь — ничего сложного. Но это только на первый взгляд. Мы собрали в единый список детали и элементы, которые можно встретить в большинстве современных моделей, и перечень получился довольно большой.

Запчасти на А-Г

Mеханическое или гидравлическое устройство, в конструкции велосипеда предназначенное для смягчения ударов колес о грунт. Может находиться в передней вилке и/или в задней части рамы под сиденьем.

Деталь из гибкого материала (кожи, резины, пластика), расположенная на конце щитка для дополнительной защиты велосипедиста от летящих из-под колеса брызг воды или грязи.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба небольшого диаметра, соединяющая подседельную трубу с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два верхних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая подседельную трубу с рулевой трубой. Может иметь различный наклон и форму, определяя геометрию рамы и назначение велосипеда.

Деталь, к верхней части которой крепится вынос руля, к нижней — переднее колесо. Может изготавливаться из различных материалов, иметь различную форму и дополняться амортизаторами.

Центральная деталь велосипедного колеса; состоит из оси, подшипников и корпуса, к которому крепятся спицы. Втулка заднего колеса, в отличие от втулки переднего колеса, имеет посадочное место для задних звезд.

Деталь, которая крепит руль к верхнему концу вилки.

Парная деталь руля велосипеда, представляющая собой ручки или наконечники на концах руля. Могут быть сделаны из резины, мягкого пластика, кожи или других материалов, которые делают захват руля рукой комфортным и эргономичным.

Запчасти на Д-И

Другое название — «петух». Съемная деталь, которая устанавливается между концом нижнего пера рамы, и задним переключателем скоростей для того, чтобы принимать на себя энергию удара и деформироваться в случае падения велосипеда или удара по заднему переключателю. Деталь также носит названия «сменный крюк» или «серьга на раму».

Место установки колеса, особая форма открытой крепежной петли. «Дропаут» означает, что колесо буквально выпадет из места крепления, если не будет закреплено, например, эксцентриком.

Механизм, обычно с троссовым приводом, который перемещает цепь по задним звездам для переключения передач велосипеда. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, как правило, расположенное на задней части рамы или во втулке заднего колеса. Может управляться тормозными ручками, закрепленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Cпециальный кожух, который устанавливается над цепью и передней звездой для того, чтобы исключить попадание одежды велосипедиста между звездой и звеньями цепи.

Колесо с зубьями, которое сцепляется с цепью; одна из деталей кассеты или системы звезд.

Запчасти на К-О

Часть велосипедной трансмиссии; состоит из оси и подшипников, устанавливается в кареточный стакан для крепления шатунов на раме велосипеда. Благодаря подшипникам, позволяет шатунам вращаться свободно.

Место соединения подседельной трубы, нижней трубы и нижних перьев велосипеда, также место установки каретки.

Деталь велосипедной трансмиссии, состоящая из нескольких звезд различного диаметра от большего к меньшему, которая крепится ко втулке заднего колеса велосипеда. По звездам кассеты с помощью заднего переключателя перемещается цепь, меняя передачи велосипеда.

Колесо в традиционном понимании. В велосипедной конструкции колесо состоит из центральной втулки, обода, спиц, внутренней камеры с ниппелем для подачи и откачки воздуха, покрышки. Набор колес по-английски называется wheelset или wheel set.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба, соединяющая стакан каретки с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два нижних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая кареточный стакан с рулевой трубой.

Деталь колеса велосипеда; представляет собой клапан, который открывается для впуска газа в камеру (например, воздуха для накачивания шины), а затем автоматически закрывается и остается герметичным, благодаря давлению в камере и/или пружине, чтобы предотвратить выход газа.

Часть колеса, к наружной части которой прикреплена покрышка чаще с камерой внутри, а ко внутренней — спицы, идущие ко втулке колеса. Может являться частью тормозной системы велосипеда. Ободы колес, предназначенные для использования с ободными тормозами, имеют гладкие параллельные боковые поверхности, к которым прижимаются тормозные колодки для обеспечения торможения. Ободы колес с дисковыми или барабанными (расположенными внутри втулки) тормозами могут не иметь таких поверхностей.

Приспособление, с помощью которого колесо крепится в дропаутах. В современных велосипедах часто используются эксцентрики — оси с зажимным крепежным механизмом, который позволяет быстро снимать и устанавливать колесо.

Читайте также  Где заливается масло в трансмиссию

Запчасти на П-У

Деталь, которую велосипедист толкает ногой, чтобы привести велосипед в движение. Состоит из оси с подшипником, прикрепленной к шатуну, и платформы, на которую ставится стопа ездока. Платформа может быть плоской или иметь специальное крепление к обуви велосипедиста.

Часть трансмиссионной системы велосипеда; деталь, обычно с троссовым приводом, которая перемещает цепь от одной передней звезды к другой, тем самым переключая передачи. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, расположенное на вилке велосипеда. Управляется тормозными ручками, установленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Другое название — «планетарная коробка передач». Это втулка заднего колеса велосипеда, внутри которой расположена система переключения передач. Шестерни и механизм изменения передаточного отношения находятся в смазке в закрытой защитной оболочке.

Часть рамы велосипеда; относительно вертикальная труба, идущая от сиденья к кареточному стакану. В подседельную трубу вставляется подседельный штырь с сиденьем.

Штырь (узкая труба), к верхней части которого крепится сиденье, а нижняя часть вставляется в подседельную трубу рамы и используется для регулировки высоты посадки велосипедиста в зависимости от того, как глубоко штырь вставлен в трубу.

Резиновая покрышка в традиционном понимании. Трубчатая шина, размещаемая поверх камеры на ободе колеса. Большинство шин используются с внутренними надувными камерами, но также встречаются бескамерные шины и обода. Может иметь различный рисунок протектора для использования велосипеда в различных условиях.

Основная деталь велосипеда, состоящая из нескольких труб, соединенных в форме многоугольника. Обеспечивает места для крепления колес, руля, сидения и других компонентов, которые составляют велосипед. Может иметь различную геометрию и изготавливаться из различных материалов, в зависимости от назначения велосипеда.

Современная и наиболее распространенная конструкция рамы велосипеда состоит из двух треугольников: основного треугольника (нижняя труба, верхняя труба, рулевая труба, подседельная труба) и двойного заднего треугольника (подседельная труба, пара задних верхних и пара задних нижних перьев). Такая конструкция рамы известна как «алмазная» рама. В расширенный набор или фреймсет (frameset), поставляемый производителями рам, дополнительно могут включаться вилка, рулевая колонка и/или подседельный штырь.

Зубчатый ремень из углепластика/карбона для передачи усилия от передней звезды (или звезд) к задней звезде (или звездам). Используется в качестве альтернативы металлической цепи.

Съемный кожух (оплетка, покрытие), в котором движется трос. Обычно представляет собой композитную конструкцию, состоящую из гладкой или смазанной лубрикантом внутренней оболочки, продольно несжимаемого слоя, такого как спиральная обмотка или пучок проволоки, и защитного наружного покрытия.

Набор элементов, предназначенный для обеспечения вращения вилки в рулевой трубе рамы. Состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и нескольких упорных колец.

Другое название — «рулевой стакан». Часть рамы велосипеда, находящаяся на стыке верхней и нижней труб рамы. В рулевую трубу устанавливается рулевая колонка и вилка.

Что такое передаточное число и почему это важно?

За последние десять лет количество передач на дорожных велосипедах неуклонно растет. Текущая трансмиссия велосипеда обеспечивает вплоть до 22 различных передаточных комбинаций благодаря 2 передним и 11 задним звездам. Этого зачастую достаточно для езды по любой местности, но потребности у всех разные, кто-то сильнее, кто-то слабее, а потому каждый должен индивидуально подобрать для себя различные соотношения между звездами для максимальной эффективности.

Перед появлением цепного привода, тогдашние велосипедисты не без оснований считали, что размер колеса имеет огромное влияние на возможность развивать определенную скорость. Пенни-фартинги не были спроектированы с таким большим колесом исходя из каких-то эстетических соображений или чудаковатости создателя. Массивная окружность позволяла развивать большую скорость и велосипедист должен был быть достаточно сильным, чтобы провернуть такое колесо.

Изобретение цепного привода улучшило эффективность работы велосипеда, потому что появилась возможность использовать разные передачи. Соединяя между собой большую звезду на шатунах с маленькой сзади, один оборот педалей производит несколько оборотов заднего колеса. В чем-то это стало похожим на пенни-фартинг с той лишь разницей, что несколько оборотов делает заднее колесо, а не переднее.

Подсчет количества оборотов колеса производимого за счет определенной передачи (соотношения передней и задней звезд) велосипеда происходит достаточно просто. Предположим, что передняя звезда на 53 зубьев (53Т) работает в паре с задней 12Т, то есть имеем соотношение 53:12 или 4,42. Это значит, что заднее колесо делает 4,42 оборота за счет одного оборота педалей. В отличие от этого, на передаче 39х25Т колесо сделает всего 1,56 оборотов.

1. Сравнение соотношения передач

Дорожная трансмиссия может предложить большое количество разных соотношений: от 1,21 до 4,81 с шагом 0,15-0,40. Вместо того, чтобы понимать значение передач буквально, они могут трактоваться более значимо одним из двух способов.

Суть первого метода состоит в том, чтобы связать передаточное число с размером колеса путем их умножения между собой (график 1А). В случае с колесом дорожного велосипеда, его размер в 27 дюймов может быть использовано для упрощения, хотя истинный диаметр колеса с ободом 700с и 23мм покрышкой будет равняться 26,3 дюймам. Полученное значение, назовем его «передача-дюймы», является эквивалентом диаметра колеса прямого привода – такого, как переднее колесо у Пенни-фартинга.

Иными словами, «передача-дюймы» равняется значению диаметра колеса, которое имеет окружность равную тому расстоянию, что преодолеет любое другое колесо посредством одного оборота педалей с использованием определенной передачи. Поэтому, езда на высокой передаче вроде 53х12Т – это то же самое, что проворачивать колесо диаметром в 119 дюймов. А передача 39х25Т – эквивалент 42-дюймовому колесу. Занятно, не так ли?

Второй метод. Пройденная дистанция рассчитывается путем умножения передаточного числа на длину окружности колеса, которая измеряется в метрах. Это значение показывает дистанцию, которую пройдет велосипед с одним оборотом педалей. Таким образом, система 53х12Т дает 9,28 пройденных метров, а 39х25Т – 3,28 метров.

Значение, полученное одним из методов, может быть представлено на графике, где наглядно будет видно суть разных передач велосипеда. Подобным графиком, что интересно, часто пользуются в соревнованиях по BMX. Райдерам нужно точно подобрать трансмиссию, чтобы получить необходимый эффект на определенных площадках при определенных погодных условиях. То же самое делают трековые гонщики, меняя передние звезды и/или задние, дабы увеличить или уменьшить передаточное число по мере необходимости.

Важно отметить, что даже незначительные различия в соотношении (например, 1 передача-дюйм) влияет на то, как легко велосипед может быть разогнан или какую максимальную скорость получиться развить.

Выйдя на дорогу

На практике, велосипедисты обычно не обращают достаточно внимания на передаточное число ввиду обилия доступных выборов. Тем не менее, есть значительная ценность в том, чтобы сделать тонкую настройку трансмиссии велосипеда для максимизации эффективности езды.

Некоторые станут настаивать на 11-зубчастой звезде, хотя используют они ее очень редко и только на долгих крутых спусках. Такой подход также способствует дебатам касательно стандартной системы (53/39Т) против компактной (50/34Т), хотя обе предлагают сравнительное соотношение. Ведь действительно, соединяя кассету 11-23Т с компактной системой, получаются почти идентичные соотношения со стандартной системой в паре с кассетой 12-25Т.

Однако, существует тонкое различие между стандартной и компактной системами. Динамика, с которой растет передаточное число, больше у стандартной системы. К примеру, соотношение у системы из задних звезд 11-15Т и передней 53Т растет в среднем со скоростью 7,0 передача-дюймов/Т, а у системы с передней звездой 50Т – 6,6 передача-дюймов/Т. Эта разница определяет истинное различие между двумя системами, генерируя отличные друг от друга ощущения при переключении передач.

Выбирать ту или иную систему сложно и неправильно без опыта использования каждой. Но в целом, меньшее пройденное расстояние благодаря одному вращению педалей, которое характерно для компактной системы, больше подойдет новичкам и любителям, в то время как гонщикам и спортсменам понадобится дополнительный запас мощности стандартной системы.

Существует и еще одно мнение. Каждое сочетание передних и задних звезд страдает от того, что некоторые передачи, по сути, совпадают между собой, а потому отдельное количество передач на стандартной системе с 11-скоростной кассетой 11-25Т равняется всего 15, а не 22, если бы умножить 11х2. А вот в компактной системе будет уже 16 отдельных передач. Это отличие зависит от конкретных комбинаций, а не размера передних звезд, потому как те же 16 передач можно получить и с кассетой 11-28Т.

Хорошие передаточные числа

Так что же делает переключение идеальным? Думаю, вы хотите такую трансмиссию, где каждое повышение или понижение передачи идеально подходит под ваши физические возможности. Райдеры, которые любят ездить на высоком каденсе, предпочитают небольшой шаг между передачами. Зато мощные велосипедисты, которые впрочем недостаточно заботятся о своих коленях и ездят с более низким каденсом, захотят больших изменений при переключении передач.

Читайте также  Какая трансмиссия у трактора

А потому первые будут наслаждаться компактной системой и/или кассетой, где у звездочек количество зубьев меняется с единичным шагом. В то время как большие звезды и/или более значительный шаг изменения зубьев в кассете подойдут последним. Но стоит иметь в виду, что степень того, как вам подходит трансмиссия, зависит от физической формы и характера местности.

В конечном счете, выбор типа системы – это личный выбор и каждый велосипедист вправе самостоятельно решать, что лучше подходит ему, и здесь не обойтись без некоторых экспериментов. К счастью, производители трансмиссии предлагают много вариантов выбора 11-скоростной кассеты и компактных/полукомпактных/стандартных звезд.

Бесполезно судить о ценности комбинации конкретной звезды и кассеты на основе единого соотношения. Звезда 53Т всегда будет предлагать большее передаточное число, чем компактная 50Т, и обе имеют разное влияние на количество оборотов колеса, что в конечном итоге определяет то, как будут переключаться скорости в диапазоне всей кассеты. В то же время, если посвятить немного своего времени на выбор оптимальной разницы в количестве зубьев между двумя передними звездами, можно расширить универсальность трансмиссии.

Наверняка, совсем скоро велокомпьютеры в паре с электронными переключателями будут собирать данные о том, как часто используется определенная передача. Есть также перспектива последовательного одновременного переключения передних и задних звезд на основе заранее запрограммированных переключателей. Возможно, эти и другие инновации создадут новую эру в умном переключении передач.

Как мы убиваем трансмиссию велосипеда: 5 смертельно опасных ошибок

Срочно прекратите совершать эти ошибки. Иначе ваш Shimano Dura-Ace Di2 быстро отправится на свалку.

  • А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?

Плавное переключение. Шелест цепи. Все это признаки здоровой и ухоженной, любимой трансмиссии. Но иногда чрезмерная любовь причиняет боль. Например, когда масла слишком много…

Как обслуживать трансмиссию велосипеда, каких самых распространенных ошибок не допускать — рассказывает Даг Суми, механик команды Holowesko-Citadel.

1. Смерть от чрезмерной смазки

Многие полагают: нет ничего хуже скрежета сухой цепи? Отчасти верно: масло предотвращает ржавчину и износ. «А лишняя смазка, особенно на внешней стороне, притягивает песок и грязь, что в свою очередь тоже увеличивает износ», — предупреждает Даг.

Как быть? Механик советует использовать «лубрикант» в соответствие условиям езды: для дождливой погоды, грязной-небрежной езды — «мокрая» смазка, для сухой погоды — «сухая». Как понять, что пора снова смазывать: вы должны слышать небольшой писк прежде, чем дело дойдет до «визга» (при трении цепи о трансмиссию).

Когда наносить смазку: вы должны слышать небольшой писк прежде, чем дело дойдет до «визга»

Когда наносить смазку: вы должны слышать небольшой писк прежде, чем дело дойдет до «визга»

2. Враг внутри цепи

Цепь «напитывает» смазку, и последняя в процессе езды обязательно «вытягивается» наружу. В итоге, снова-таки, налипает грязь. Как быть — после каждой поездки не ленитесь протирать цепочку тряпкой. Всего 10 секунд — и чиста не только ваша совесть.

3. Шланг

Многие велосипедисты — не сторонники полоскать байк из шланга. В итоге нижние кронштейны регулярно не вымыты и захватывают каждую каплю смазки с подшипников, вместе с чем продолжают накапливать все больше грязи. Результат налицо: трансмиссии страдают от последствий.

Даг говорит: «В мойке шлангом нет ничего криминального, если из него вода не летит с силой 11 атмосфер. Много ездите — каждые две недели приносите ведро, шланг и немного моющего средства или обезжиривателя и мойте байк — это принесет дивиденды. Как это делать: просто нанесите обезжириватель по всей длине цепи. Используйте старую зубную щетку, чтобы удалить остатки песка и грязи. Аккуратно смойте обезжириватель и дайте цепи высохнуть в течение 5-10 минут, прежде чем наносить свежую смазку».

Как правильно мыть цепь велосипеда — детальная инструкция в следующем ролике:

4. Делайте это чаще

Когда обычно велосипедист меняет цепь? Через 2, 5, 8 тысяч километров. Или спустя сезон. Или когда уже не звезды — а зубы акулы. Даг Суми советует делать это чаще, чем планируете. Например, каждые 4000 км. «Или купите себе девайс для проверки растяжения цепи — это более надежный вариант. И сами подумайте, что дешевле: заплатить за три 20-долларовых цепки, или за одну кассету с ценником $80?».

5. После дождя

После дождя велосипедист обычно мчится в теплый душит и сушит-стирает экипировку, при этом забывая про байк. А ведь дождь смывает с цепи смазку и оставляет деталь уязвимой для ржавчины, что в последствии может стать причиной серьезных проблем.

Совет Дага: приехав домой, быстро почистите, помойте, протрите цепочку. Затем высушите и нанесите смазку, удалите лишние капли последней — и следующей выкатке ваш байк будет готов.

Любите свой велосипед. Ухаживайте за ним — и он отплатит той же монетой

Любите свой велосипед. Ухаживайте за ним — и он отплатит той же монетой

  • А вы не забыли подписаться на YouTube-канал Bike&Me?

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Как переключать скорости на велосипеде

В предыдущей блоговой статье мы уже рассказывали, как настроить велосипед для комфортной посадки. Сейчас поговорим о правильном переключении велосипедных скоростей, отвечая на часто задаваемые вопросы по этой теме.

Что такое переключение скоростей на велосипеде?

Переключая скорости на велосипеде, мы перемещаем цепь с одной звезды на другую. Комбинация передних и задних звезд помогает экономить силы при увеличении скорости.

Когда велосипедист переключает скорости, он поддерживает постоянное количество оборотов в минуту, а значит нагрузка на мышцы равномерная и такая поездка приносит пользу для здоровья человека. Чем еще полезны велопрогулки, читайте в этой статье. А еще переключение скоростей (передачи) помогает учитывать:

  • рельеф местности (спуски и подъемы);
  • тип трассы (асфальт или грунтовая дорога);
  • погодные условия (сильный ветер);
  • уровень физической подготовки велосипедиста.
Схема устройства переключения скоростей велосипеда

Схема устройства переключения скоростей велосипеда

О том, как настроить велосипед после покупки, подробно рассказано здесь.

Как работает переключение?

Если велосипедист переключает скорость, нажимая на шифтер (манетку) на руле справа, то он перекидывает цепь между задними звездами. При нажатии на левую рукоятку срабатывает передний переключатель скоростей и цепь перебрасывается между передними звездами.

Сколько всего велосипедных скоростей?

У велосипедов разного типа различное количество скоростей (от 6 до 33 в современных моделях). При этом число передач определяется количеством ведущих (передние звезды) и ведомых (расположены на заднем колесе) звезд. Посчитать количество велосипедных скоростей просто: умножьте число задних и передних звезд. Например, переднее колесо имеет 3 звезды, а заднее — 7 звезд, таким образом у велосипеда 21 скорость. Если вы новичок, выбирайте велосипед с 3 передними звездами и 7-9 задними.

  • Городские велосипеды имеют 6-8 скоростей и этого вполне достаточно для комфортной прогулки по тротуарам и парковым зонам.
  • На спортивных моделях и mtb-велосипедах стоит 10-33 передачи.
  • На горных велосипедах 3 ведущие звезды и 9 ведомых или 2 передних и 10 задних (это наиболее доступные по цене модели). На дорогих моделях стоит 1 ведущая звезда и 10-11 ведомых.

Что нужно для правильного переключения скоростей?

  1. Переключайте передачи только в процессе вращения педалей.
  2. Уменьшайте нагрузку на педали для плавного переключения скоростей.
  3. Не перескакивайте через одну скорость, регулируйте скорость последовательно.
  4. На подъеме переключайте скорость заранее.
  5. Нажимайте шифтер, если не произошло переключение скорости.

Пример переключения скорости на манетке

Как использовать передачи?

Оптимальный каденс (простыми словами — частота вращения педалей) должен соответствовать 80 оборотам в минуту, для новичков — 60-70 оборотов, выше 80 является нагрузкой для профессионалов. Если вы будете придерживаться этого показателя, то убережете колени и продлите срок эксплуатации трансмиссии.

На малой передней звезде (звезда 1) нужно ездить со скоростью 10 км/ч, на этой передаче вы отлично справитесь с резкими подъемами, вязким грунтом, песком и грунтовкой.

На второй передней звезде допустимо ездить со скоростью 20-25 км/ч, это основная рабочая звезда. В комбинации с задними звездами со 2 по 6 вы преодолеете грунтовую дорогу, песок, сильный встречный ветер.

Третья звезда является самой большой, она подойдет для езды по асфальтированной дороге, грунтовке или при спуске, но без ветра. При этом задействованы маленькие задние звезды с 5 по 9 (зависит от величины звездной кассеты).

Как переключать скорости при подъеме в гору?

Чтобы при подъеме в гору сбросить скорость на передних звездах, вам нужно сделать переключение плавным, то есть замедлить вращающий момент педалями. Для переключения скорости на задних звездах, наоборот, увеличивайте вращающий момент педалями.

Важно! Поднимаясь на возвышенность, не переключайте скорость на передних звездах, при этом переключать скорости на задней трансмиссии абсолютно безопасно.

Как устранить неполадки?

Даже после непродолжительного катания могут возникнуть проблемы с трансмиссией. Самая распространенная проблема — не переключается цепь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: