Вся трансмиссия ваз 2106

Назначение, устройство работа трансмиссии автомобиля ВАЗ-2106

Все, что связывает двигатель с ведущими колесами, составляеттрансмиссию автомобиля. Трансмиссия в автомобиле выполняет, как правило, следующие функции:

-передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам;

-изменяет величину и направление крутящего момента;

-перераспределяет крутящий момент между ведущими колесами.

В зависимости от вида преобразуемой энергии различают следующие виды трансмиссии:

-механическая трансмиссия (передает и преобразует механическую энергию);

-электрическая трансмиссия (преобразует механическую энергию в электрическую и после передачи к ведущим колесам – электрическую в механическую энергию);

-гидрообъемная трансмиссия (преобразует механическую энергию в энергию потока жидкости и после передачи к ведущим колесам – энергию потока жидкости в механическую энергию);

-комбинированная трансмиссия (электромеханическая, гидромеханическая – т.н. «гибриды»).

Наибольшее применение на современных автомобилях нашламеханическая трансмиссия. Механическая (гидромеханическая) трансмиссия, изменение крутящего момента в которой происходит автоматически, называетсяавтоматической трансмиссией.

В конструкции трансмиссии в качестве ведущих колес могут использоваться передние, задние, а также и передние, и задние колеса. Если в качестве ведущих колес используются задние колеса, автомобиль имеет задний привод, а если передние – передний привод. Привод на передние и задние колеса имеют полноприводные автомобили.

У автомобилей с разными типами привода конструкция трансмиссии имеет существенные различия, как по составу элементов, так и по их устройству.

Трансмиссия заднеприводного автомобиля имеет следующее устройство:

Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии.

Карданная передача обеспечивает передачу крутящего момента от вторичного вала коробки передач на вал главной передачи, расположенных под углом друг к другу.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передаче его

на полуоси ведущих колес. На заднеприводных автомобилях применяется гипоидная главная передача (оси шестерен не пересекаются).

Дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колесами. Он позволяет полуосям вращаться с разными угловыми скоростями, что необходимо при повороте автомобиля.

Работа трансмиссии. Как известно, коробка передач имеет несколько скоростей высокую скорость, низкую и дополнительные промежуточные. Если вы включаете низкую скорость на коробке передач, действие трансмиссии на двигатель незначительно, автомобиль двигается в этот момент медленно, что позволяет максимально увеличить ускорение автомобиля, когда нужно тронуться с места и двигаться по дороге.

Если вы включаете высокую скорость на коробке передач, то сила вращения уменьшается, а скорость увеличивается, и одновременно трансмиссия позволяет выбрать такой режим работы двигателя, чтобы оптимизировать расход топлива.

Но поскольку при увеличении скорости автомобиля, мощность двигателя падает, заехать, например, на горку становится не так-то просто, поэтому при возникновении препятствий на дороге, лучше снизить скорость автомобиля, переключив коробку передач. Когда вы переключаете коробку передач на более низкую скорость, и автомобиль начинает медленнее двигаться, мощность двигателя возрастает и можно спокойно преодолеть возникшее не дороге препятствие. Надо также помнить о том, что не следует перевозить тяжёлые грузы на больших скоростях, поскольку мощность у автомобиля в этом случае недостаточная.

У автомобилей с ручной коробкой передач, выпускаемых в последнее время, предусмотрено несколько промежуточных скоростей (4-6), что позволяет водителю легче справиться с различными препятствиями и ситуациями на дороге.

Возникновение ручной трансмиссии неразрывно связано с изобретением автомобиля, как такового. Конечно, с момента изобретения автомобиля прошло много лет. За это время и конструкции моделей автомобиля, и коробка передачи скоростей были значительно усовершенствованы.

Трансмиссия ВАЗ 2103 / ВАЗ 2106

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
сцепление LADA 2106 , регулировка сцепления LADA 2106 , трансмиссия LADA 2106 , коробка передач LADA 2106 , сцепление LADA 2103 , регулировка сцепления LADA 2103 , трансмиссия LADA 2103 , коробка передач LADA 2103 , сцепление ВАЗ 2103 , регулировка сцепления ВАЗ 2103 , трансмиссия ВАЗ 2103 , коробка передач ВАЗ 2103 , сцепление ВАЗ 2103 , регулировка сцепления ВАЗ 2103 , трансмиссия ВАЗ 2103 , коробка передач ВАЗ 2103

1. Общие сведения

Сцепление

  1. Маховик.
  2. Крышка картера сцепления.
  3. Картер сцепления.
  4. Фрикционные накладки ведомого диска.
  5. Ведомый диск.
  6. Фрикционные кольца демпфера.
  7. Ступица ведомого диска.
  8. Опорное кольцо демпфера.
  9. Тарельчатая пружина демпфера.
  10. Пластина соединения нажимного диска и кожуха сцепления.
  11. Муфта и подшипник выключения сцепления в сборе.
  12. Нажимная пружина.
  13. Кожух сцепления.
  14. Нажимной диск.
  15. Первичный вал коробки передач.
  16. Толкатель вилки выключения сцепления.
  17. Вилка выключения сцепления.
  18. Оттяжная пружина.
  19. Рабочий цилиндр сцепления.

Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании автомобиля с места.

Сцепление однодисковое, сухое, постоянно замкнутого типа, с центральной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний (демпфером), с гидравлическим приводом.

Диски сцепления установлены на маховике и закрыты алюминиевым картером, который крепится к блоку цилиндров.

Ведущая часть сцепления – неразборный узел, состоящий из кожуха, нажимного диска и диафрагменной пружины. Этот узел крепится к маховику шестью болтами.

Ведомая часть состоит из ведомого диска в сборе с фрикционными накладками и гасителя крутильных колебаний (демпфера). Ведомый диск – стальной, с фигурными прорезями, делящими его на двенадцать лепестков, изогнутых в разные стороны. К лепесткам ведомого диска приклепаны стальными заклепками фрикционные накладки. Ведомый диск соединяется со ступицей через детали гасителя крутильных колебаний (демпфера), который обеспечивает упругую связь между ними. Ступица ведомого диска расположена на шлицах первичного вала коробки передач.

Гидропривод сцепления состоит из главного цилиндра, рабочего цилиндра, вилки, подшипника выключения сцепления, бачка и педали сцепления. Бачок и цилиндры привода сцепления соединены между собой трубопроводами. В гидроприводе сцепления применяется тормозная жидкость.

Коробка передач

  1. Зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи.
  2. Скользящая муфта синхронизатора третьей и четвертой передач.
  3. Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора третьей передачи.
  4. Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора второй передачи.
  5. Ступица муфты синхронизатора первой и второй передач.
  6. Скользящая муфта синхронизатора первой и второй передач.
  7. Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора первой передачи.
  8. Зубчатое колесо заднего хода.
  9. Втулка зубчатого колеса первой передачи.
  10. Зубчатое колесо первой передачи промежуточного вала.
  11. Блокирующее кольцо синхронизатора первой и второй передач.
  12. Промежуточный вал.
  13. Пробка сливного отверстия.
  14. Зубчатое колесо второй передачи промежуточного вала.
  15. Зубчатое колесо третьей передачи промежуточного вала.
  16. Блокирующее кольцо синхронизатора третьей и четвертой передачи.
  17. Ступица синхронизатора третьей и четвертой передач.
  18. Зубчатое колесо постоянного зацепления промежуточного вала.
  19. Первичный вал.
  20. Вторичный вал.
  21. Зубчатое колесо постоянного зацепления первичного вала.

Примечание
На рисунке изображена четырехступенчатая коробка передач.

Коробка передач служит для изменения величины крутящего момента, передаваемого от двигателя к ведущим колесам, разобщения работающего двигателя и трансмиссии (во время стоянки, остановки, движения накатом), изменения направления вращения ведущих колес (движение задним ходом).

На автомобиле установлена механическая коробка передач с четырьмя передачами переднего хода и одной заднего. На автомобилях более позднего года выпуска устанавливаются пятиступенчатые коробки передач (с пятью передачами переднего хода и одной заднего). Обе коробки передач являются взаимозаменяемыми. На всех передачах переднего хода установлены синхронизаторы. Зубчатые колеса первой, второй и третьей передач имеют постоянное косозубое зацепление. Благодаря этому обеспечивается снижение шумности и увеличение долговечности работы коробки передач.

Коробка передач соединяется с картером сцепления, который, в свою очередь, соединяется с двигателем. Всё это образует силовой агрегат.

Коробка передач состоит из картера, передней, задней и нижней крышек, первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями, механизма переключения передач.

Картер коробки передач отлит из алюминиевого сплава и имеет снаружи ребра (для лучшей теплоотдачи и жесткости). В верхней части картера имеется сапун для сообщения с атмосферой. Клапан, расположенный в сапуне, предотвращает попадание посторонних материалов внутрь коробки передач.

Первичный вал изготовлен вместе с шестерней постоянного зацепления. Вал опирается на два подшипника (передний — в торце коленчатого вала, задний — в передней стенке картера коробки передач).

Вторичный вал установлен на одной оси с первичным и является его «продолжением». Вал опирается на три подшипника (передний — в торце первичного вала, промежуточный — в задней стенке картера, задний — в задней крышке коробки передач).

Промежуточный вал изготовлен вместе с блоком шестерен. Вращение вала происходит в двух подшипниках (двухрядном шариковом и роликовом цилиндрическом). Шариковый подшипник фиксируется на валу болтом и шайбой. Роликовый подшипник зажат между бортом вала и шестерней передачи заднего хода.

Читайте также  Какого вида дополнительных трансмиссий не существует

Технические характеристики коробки передач

Параметр Спецификация
Четырехступенчатая коробка передач Пятиступенчатая коробка передач
Передаточные числа Первая передача 3,75 3,67
Вторая передача 2,30 2,10
Третья передача 1,49 1,36
Четвертая передача 1,00 1,00
Пятая передача 0,82
Передача заднего хода 3,87 3,53
Главная передача 4,1 или 3,9
Заправочная емкость, л 1,35

Карданная передача

Карданная передача состоит из двух (переднего и заднего) карданных валов, эластичной муфты, промежуточной упругой опоры, подвижного шлицевого соединения и двух карданных шарниров. Задний шарнир соединяется с фланцем ведущей шестерни главной передачи с помощью вилки. Передний карданный вал соединяется с фланцем вторичного вала коробки передач с помощью эластичной муфты. Другой конец переднего вала опирается на промежуточную опору.

Карданные валы изготовлены из тонкостенных труб. Передний вал имеет на обоих концах шлицевые наконечники, а задний – вилки карданных шарниров. Шлицевое соединение смазывается через отверстие, закрываемое пробкой. Смазочный материал удерживается сальником.

Эластичная муфта поглощает вибрации и шум в карданной передаче. Она выполнена из шести резиновых элементов, между которыми установлены металлические вкладыши с отверстиями для болтов.

Промежуточная опора поглощает вибрации в карданной передаче и состоит из кронштейна, прикрепленного к поперечине болтами и гайками. В кронштейне расположена резиновая изолирующая подушка, в которой установлен шариковый радиальный подшипник.

Карданный шарнир состоит из двух вилок, закрепленных на валах, и крестовины, которая соединяет вилки между собой. На шипы крестовины установлены игольчатые подшипники, которые уплотнены сальниками.

Задний мост

  1. Болт крепления колеса.
  2. Направляющий штифт.
  3. Тормозной барабан.
  4. Штуцер для прокачки.
  5. Опорная чашка пружины подвески.
  6. Кронштейн.
  7. Крышка подшипника дифференциала.
  8. Зубчатое колесо главной передачи.
  9. Картер редуктора заднего моста.
  10. Фланец.
  11. Гайка фланца.
  12. Грязеотражатель.
  13. Правая полуось.
  14. Балка заднего моста.
  15. Кронштейны крепления подвески.

Задние мосты «классических» автомобилей ВАЗ имеют одинаковое устройство и унифицированы. В зависимости от модели, задний мост может комплектоваться редуктором с передаточным числом 3,9 или 4,1.

Задний мост данных автомобилей имеет вид пустотелой балки, к которой приварены фланцы с посадочными местами для подшипников полуосей. В середине к балке болтами крепится редуктор, в котором расположены дифференциал и главная передача. Со стороны фланцев в балку вставлены две полуоси.

Главная передача гипоидная, ведущая и ведомая шестерни подобраны с учетом оптимальных эксплуатационных показателей, поэтому они поставляются в качестве запчастей и заменяются одним комплектом.

Ведущая шестерня главной передачи устанавливается на двух подшипниках, между их внутренними кольцами установлена распорная втулка, которая, при затяжке гайки, обеспечивает предварительный натяг в подшипниках. Ведомая шестерня главной передачи крепится к фланцу корпуса дифференциала и вращается вместе с ним на двух подшипниках.

Полуось наружным концом опирается на подшипник, закрепленный запорным кольцом, а внутренним – входит в шлицевое отверстие полуосевой шестерни. Подшипник полуоси закрепляется в посадочном месте балки при помощи пластины, которая крепится с тормозным щитом и маслоотражателем четырьмя болтами к фланцу балки. Двумя направляющими штифтами к фланцу полуоси крепится тормозной барабан.

Характеристики и описание Шестерки

В 1974 году на Волжском автомобильном заводе было решено обновить модель ВАЗ-2103. Изначально все работы по обновлению сводились к снижению стоимости авто за уменьшения использования хромированных декоративных элементов и переработке светооборудования под тогдашние европейские стандарты.

Фото ВАЗа 2106

ВАЗ-2106

Такие вроде и мелкие доработки, вначале касавшиеся только кузова, но в последствии затронувши и салон авто, привели к появлению одного из самых массовых автомобилей ВАЗ. Поначалу данному авто хотели присвоить индекс 21031, а в итоге модель обозначили как ВАЗ-2106.

Популярность модели можно оценить по периоду ее выпуска – первая «шестерка» сошла с конвейера в 1975 году, а последняя – в 2005 году. Вначале ВАЗ-2106 считалась одним из самых комфортабельных авто массового потребления, а в конце своего производства – недорогой рабочей лошадкой с минимумом необходимых удобств.

Для новой модификации модернизировали двигатель от ВАЗ-2103, увеличив ему общий объем цилиндров до 1,6 литра, который обеспечил на выходе 75 л. с.Используемые двигатели30 лет существования не проходили без изменений в конструкцию, данный седан практически постоянно менялся, хотя эти изменения были не особо значительными.

Как и в предыдущих моделях, для «Шестерки» было предусмотрена возможность установки и других силовых агрегатов. В последствии появилась версия ВАЗ-21061 с силовой установкой от 2103, а чуть позже и версия 21063 с мотором от 2101.

Все двигатели, устанавливавшиеся на ВАЗ-2106, являлись 4-цилиндровыми, с жидкостной системой охлаждения. В базовой модели силовая установка развивала 75 л. с., двигатель ВАЗ-21061 развивал 71 л. с., а 21063 – 64 «лошадки».

Изначально все модели оснащались карбюраторной системой питания с карбюратором типа «Вебер». С 1980 его заменили на «Озон».

История Ваз 2106

В 1990 году появилась еще одна версия – 21065. На эту версию устанавливали базовый 75-сильный агрегат, а «Озон» заменили на позаимствованный у ВАЗ-2105 карбюратор «Солекс».

Венцом модернизирования этого авто стал выпуск модификации 21067, которая появилась в 2002 году. У этой версии стояла инжекторная система питания с каталитическим нейтрализатором.
Но в целом двигатели ВАЗ-2106 и модификаций помимо модернизации системы питания не особо изменялись.

Трансмиссия

ВАЗ-2106 и его модификации были исключительно заднеприводными автомобилями. Опять же поначалу трансмиссия была полностью позаимствована у ВАЗ-2103. Коробка передач была механической, 4-скоростной. Такой коробкой оснащались все модели вплоть до появления модификации 21065, у которой стояла же 5-ступенчатая коробка.

Трансмиссия ВАЗ-2106

Трансмиссия

Крутящий момент на задний мост передавался карданным валом, проходящим под днищем авто.

Задний мост ВАЗ-2106 имел коническую главную передачу и дифференциал. Вращение на колеса передавалось при помощи полуосей.

Ходовая часть

Для гашения колебаний, которые колеса авто воспринимают от дорожного покрытия, в конструкцию ВАЗ-2106 входила передняя независимая подвеска, на задней оси применялась зависимая подвеска.

Передняя подвеска состояла из двух поперечных рычагов – верхнего и нижнего, амортизаторной стойки с витой цилиндрической пружиной, поперечины подвески, к которой она и крепиться и стабилизатора поперечной устойчивости.

Ходовая часть ВАЗ-2106 фото

Ходовая часть

Ступица колеса прикреплялась к рычагам при помощи двух шаровых опор.

Задняя подвеска, как уже указано, была зависимой. Задний мост крепился к кузову авто шарнирно. Такое соединение обеспечивалось двумя нижними и двумя верхними реактивными штангами, установленными продольно, а также одной поперечной штангой. Не обошлось и без использования в этой подвеске амортизаторов и цилиндрических пружин.

Рулевое управление

Рулевой механизм у ВАЗ-2106 состоял из рулевого механизма и привода. Рулевой механизм, устанавливаемый на это авто был червячного типа, редуктор которого размещался в картере. Крепился этот механизм на левом лонжероне кузова.

Рулевая колонка ВАЗ-2106

Рулевая колонка

Усилие от редуктора посредством сошки передавалось на систему рычагов, включающую боковую и среднюю тяги и маятниковый рычаг. Маятниковый рычаг дополнительно кронштейном крепился к правому лонжерону.
Система рычагов соединялась с поворотными кулаками передних ступиц.

Тормозная система

Тормозная система – двойная, включающая рабочий и стояночный тормоза.

Рабочая система включала в себя привод гидравлический и рабочие механизмы. Привод являлся двухконтурным, обеспечивающим разделение привода на две независимые части – один контур приводил в действие передние механизмы, а второй контур – задние. Этим обеспечивалась работоспособность системы при пробое одного из контуров.

Тормозная система ВАЗ-2106

Тормозная система

Передние тормозные механизмы были дисковыми, а сзади – барабанными. Наличие барабанного механизма позволило использовать механизм и как стояночный тормоз.

Стояночный тормоз являлся механическим, посредством троса водитель воздействовал на механизм, обеспечивающим разжатие колодок и задние колеса стопорились.

Электрооборудование

Схема электрооборудования, использовавшаяся на ВАЗ-2106 была однопроводной. В качестве минусового провода выступал сам кузов авто. Оснащение электроприборами было классическим – АКБ и генератор были источниками энергии, а стартер, система зажигания, система свето- и звукосигнализации, отопление и вентиляция салона – потребителями.

Ножевые предохранители ВАЗ-2106

Ножевые предохранители

В разное время в электрооборудование вносились коррективы: сигнальные фонари на дверях заменили на катафоты, некоторые модели оснащались обогревом заднего стекла, с временем светооборудование стало включать в себя и задний противотуманный фонарь.

Большая часть электрооборудования запитывалась электроэнергией только после поворота ключа зажигания. Но были и элементы, которые запитывались постоянно – звуковой сигнал, аварийная сигнализация, прикуриватель, плафон освещения салона, сигнальные фонари открытых дверей.

Читайте также  Задний переключатель для трансмиссии

Идентификация авто

Все автомобили ВАЗ-2106 получали паспортные данные, которые наносились на авто в определенных местах в виде табличек и маркировок.

Так, основная табличка с данными по авто располагалась в подкапотном пространстве с правой стороны на коробе воздухопритока. Эта таблица крепилась к кузову при помощи заклепок.

Табличка с данными по авто фото

Табличка с данными по авто

На эту таблицу наносились обозначение модели авто, модели двигателя, массовые характеристики авто, идентификационный номер и номер для запчастей, данные по заводу-изготовителю.

При этом некоторые из данных еще были зашифрованы в идентификационном номере, включавшем в себя:

  • Международный код изготовителя авто;
  • Модель авто;
  • Код года выпуска;
  • Номер кузова авто;

Рядом с основной табличкой на короб был нанесен при помощи клеймения еще раз идентификационный номер. Некоторые заводы, впускавшие ВАЗ-2106, дополнительно рядом с табличкой приклеивали наклейку с этим же номером.

Также идентификационный номер был нанесен вверху на передней стенке багажника. Он тоже был нанесен при помощи клеймения.

У силовой установки был свой номер, который был выбит вместе с моделью двигателя на приливе блока, рядом с бензонасосом.

Приборная панель

Приборная доска у ВАЗ-2106 была позаимствована с модели ВАЗ-2103. Все приборы были разделены, каждый датчик стоял отдельно. Над рулевой колонкой располагались два больших круглых датчика – спидометр и тахометр, ниже которых установили рукоятку сброса с показателей суточного пробега.

Приборная панель ВАЗ 2106

Приборная панель

Влево от этих датчиков в ряд расположили три небольших вспомогательных датчика – Давления масла, температуры и топливного бака. Под этими датчиками расположили три функциональных клавиши – включения дворников, головного света и обогрева заднего стекла.

Замок зажигания располагался ниже приборной доски, слева от рулевой колонки.

Это основные характеристики и конструктивные особенности автомобиля ВАЗ-2106. И хоть сейчас он уже не производится, но любителей данного авто еще очень много, а значит, «колесить» по дорогам эта модель будет еще долго.

Коробка передач ВАЗ 2106

Советский союз – это не просто государство, а целая эпоха, длившаяся более 70 лет. Государство стремилось стать одним из лидеров на мировой арене, поэтому крайне важно было, чтобы автомобильная промышленность была не хуже, чем в странах западного мира. Одним из ярких представителей такой гонки автопрома стал легендарный автомобиль ВАЗ 2106. Выросло несколько поколений наших граждан, которые считают шестерку лучшим отечественным автомобилем. И это не лишено здравого смысла, ведь инженеры автозавода в Тольятти создавали простой и оттого надёжный автомобиль.

КПП автомобиля

Коробка передач авто ВАЗ 2106 также отличалась высокой степенью надёжности и качества. Впрочем, без высококачественного трансмиссионного масла работа КПП была бы недолгой. КПП шестерки – это основной элемент трансмиссии, с помощью которого передается крутящий момент с силового агрегата через сцепление на привод ведущих колес, регулируя скорость их вращения.

КПП ВАЗ 2106 и их устройство

На этот автомобиль устанавливалось два вида коробок передач, одна из них – механическая 4-ступенчатая трансмиссия. Вторая – улучшенный вариант предыдущей, рассчитанная на 5 скоростей, также механического типа. При этом пятиступенчатая коробка передач из-за своей модернизации отличалась большей ценой и была более требовательна в обслуживании. Кроме того, обе эти КПП (и пятиступенчатая, и 4-ступенчатая) могут быть взаимозаменяемы.

Схема переключения передач ВАЗ 2106 показана на фото.

Схема передач коробки передач

Устройство любой из них представляет собой простую конструкцию, состоящую из нескольких валов (первичный, вторичный, промежуточные), картера и механизма переключения передач с синхронизаторами. На первичном валу находится крепко посаженная шестерёнка, которая входит в постоянное зацепление со всеми остальными шестернями. Вал вращается за счёт двух подшипников, расположенных спереди и сзади, передний к тому же находится в гнезде коленчатого вала с торца. Задний находится внутри картера и уплотнен с помощью сальника. Наличие последнего объясняется тем, что в картере находится трансмиссионное масло.

Вторичный вал вращается за счёт трёх подшипников. Игольчатый передний подшипник жёстко посажен в гнезде первичного вала, шариковый подшипник по центру находится в посадочном гнезде картера, а задний запрессован в гнездо на задней стенке. Он также имеет сальниковый элемент, предотвращающий возможную утечку масла из картера КПП.

Вал промежуточного типа представляет собой вал с блоком шестерен, вращающийся на двух подшипниках. Спереди установлен шариковый подшипник, а сзади цилиндрический роликового типа. На боковой части находится шестерня с обратным ходом движения. Что касается синхронизаторов, то конструктивно они одинаковы и состоят из ступицы, пружин и муфт, снабжённых блокираторами в виде колец.

Во многом благодаря простой, надёжной и качественной КПП ВАЗ 2106 может похвастаться неплохой динамикой и скоростными характеристиками. Всё шестерни, за исключением тех, что у задней скорости, имеют косой зуб и находятся в постоянном зацеплении. Подобная конструкция при своих небольших размерах позволяет передавать на валы больший крутящий момент, тем более передаточные числа КПП ВАЗ 2106 подобраны грамотно. На задний ход устанавливаются шестерни с прямым зубом, поэтому автомобиль не может набирать высокую скорость при включенной задней скорости, так как такие шестерни не могут передать большой крутящий момент.

Устройство КПП ВАЗ 2106

Переключение скоростей происходит в результате работы муфт с синхронизаторами. Сам рычаг переключения и весь механизм представляет собой вилки со штоками. После переключения скорость фиксируется шариками с пружинами, которые удерживают шток. Инженеры также предусмотрели защиту от возможности включения сразу двух скоростей одновременно, используя для этого специальные блокираторы или же в простонародье «сухари». Для того чтобы поменять масло, в КПП есть специальные отверстия с пробками, имеющими резьбу и резиновые уплотнители.

Имейте в виду: эксплуатационные характеристики металлических деталей подобраны, учитывая использование качественного трансмиссионного масла.

Основные неисправности на КПП ВАЗ 2106 и как их устранить

Неисправности коробки передач «шестерки» имеют не одну причину. Соответственно, и способы их устранения будут разниться.

Причина неисправности

Наличие шума в КПП (может пропадать если выжать педаль сцепления)

Шумов нет, но скорости включаются с трудом

Между третьей и четвертой передачей отсутствует возможность зафиксировать рычаг переключения передач на нейтральной передаче

Самопроизвольное отключение передач

При переключении передач слышен шум, треск или визг

Течь масла

Стоит учитывать, что часть неисправностей связана с другими узлами и агрегатами автомобиля.

Как заменить КПП на ВАЗ 2106

Перед тем как приступать к демонтажу коробки передач и дальнейшему разбору, необходимо убедиться, что причина неисправности в самой КПП, а не связана с другими элементами. Например, возможны следующие варианты.

  1. Масло в коробке ниже минимального уровня или вовсе отсутствует. Как правило, в такой ситуации передачи будут включаться с сильным хрустом и большим трудом.
  2. Ослабли крепления коробки, и она болтается. В основном ослабленная коробка заметна на ходу при езде по кочкам.
  3. Неисправности сцепления. Вышел из строя привод сцепления, в таком случае если выжать педаль сцепления до упора, то передачи также будут включаться с трудом и сильным хрустом.

Если же есть точная уверенность в том, что причина неисправности кроется непосредственно в коробке передач, то можно переходить к процессу ее снятия.

Демонтаж КПП

Автомобиль нужно разместить над смотровой ямой (если, конечно, нет возможности воспользоваться подъемником). Под задние колеса обязательно надо положить противооткатные упоры, рычаг стояночного тормоза должен быть опущен вниз. Рычаг переключения передач подлежит снятию.

Снять рычаг недостаточно, так как на кулисе (основной рычаг переключения скоростей) остаётся ещё три втулки, которые нужно отвернуть.

Для этого необходимо, воспользовавшись двумя отвертками, аккуратно развести лепестки верхней втулки. После этого ее надо снять. Затем, приложив небольшие усилия, можно снять втулки А и Б с рычага.

Раздвижение крепежа отвертками

Открутить два винта, крепящих крышку к полу и демонтировать её. Воспользовавшись отвёрткой, ослабить два винта, держащих чехол рычага ручного тормоза и снять его. Открутить винты под передними сидениями, с помощью которых закреплены коврики спереди к полу.

Ослабление крепежа

Отодвинуть передние сиденья до упора назад и отогнуть края ковриков.

Край коврика у кресла

Открутить гайки на передних сидениях, с помощью которых салазки прикреплены к кронштейнам.

Гайка крепления

Открутить четыре самореза, крепящих накладку к порогу, и снять её (накладки снимаются с обеих сторон).

Читайте также  Замена масла в трансмиссии бмв

Болты крепления порога

Поднять коврик пола и отодвинуть максимально вперед, при этом кольцо коврика (А) должно быть продетой через кулису (Б).

Поднят коврик пола

Открутить винты, с помощью которых закреплена пластиковая крышка кулисы, и снять её.

Крепеж крышки

Снять шланг, с помощью которого в корпус воздушного фильтра поступает теплый воздух. После отсоединения шланга подвода теплого воздуха нужно, вооружившись гаечным ключом, открутить все болты, с помощью которых крепится стартер, и отодвинуть его вперёд. Отсоединить сливную пробку картера и слить масло в любую подходящую ёмкость.

Снять выхлопную систему, начиная с выпускного коллектора. От фланца коробки передач нужно отсоединить муфту карданного вала (после снятия глушителя). Отсоединить колодку проводов (смотрите фото) от датчика включения сигнала заднего хода (находится непосредственно на КПП в правой ее части).

Отключение датчика включения сигнала

Подручным инструментом (плоскогубцы или же просто руками) ослабить гайку спидометра и отсоединить конец тросика от редуктора.

Отсоединение тросика от редуктора

Демонтировать рабочий цилиндр сцепления (снимать его полностью не нужно, достаточно достать из кронштейна; шланг цилиндра снимать не обязательно). Открутить четыре болта, с помощью которых крепится крышка картера сцепления

Болты крепления

Воспользовавшись любым подходящим деревянным бруском, необходимо подпереть кронштейн, установив брусок одной стороной на поперечину, а другой на землю.

Упор в виде бруска

Открутить гайки, с помощью которых поперечина крепится к кузову. Убрать брусок и свести кормовую часть коробки передач. С помощью того же бруска нужно подпереть переднюю часть двигателя, обязательно в месте, указанном на фото.

Применение бруска

Отвернуть верхние болты, которыми картер сцепления закреплён к двигателю. Помощник должен поддерживать корму КПП, а в это время нужно отвернуть нижние болты крепления картера коробки передач к двигателю. После всех проделанных манипуляций нужно вместе с помощником вывести коробку передач назад по ходу движения до тех пор, пока первичный вал не выйдет из зацепления с маховиком двигателя. На самом деле ничего сложного в замене данного узла нет, особых знаний и навыков не требуется.

Установка КПП

Прежде чем приступать к этому процессу, необходимо шлицы первичного вала смазать «Литолом» или другой подходящей смазкой.

Нанесение смазки

Далее надо включить первую или третью передачу, после чего можно устанавливать коробку передач в обратной последовательности. При установке необходимо обратить внимание, что, когда очередь дойдет до глушителя, гайки крепления к коробке приемной трубы затягивать не стоит. Сначала лучше затянуть место соединения приемной трубы и выпускного коллектора, после чего затягивать крепление кронштейна КПП и приемной трубы выхлопной системы.

После установки КПП на ее место нужно залить новое трансмиссионное масло и в ручном режиме проверить включение передач. Любая из них должна включаться легко. Далее можно проверить работоспособность коробки на ходу, при движении автомобиля.

Монтаж и демонтаж коробки передач лучше проводить с помощником. Во-первых, так поставить коробку удобнее и быстрее. А во-вторых, узел весит достаточно много. Один человек в условиях ограниченного пространства может попросту его уронить на себя.

Конечно, ВАЗ 2106 – далеко не современный автомобиль. А значит и технологии производства, и работы всех его узлов давно морально устарели. Единственное, что отличает их, в том числе и коробку передач, так это надёжность и относительная простота конструкции.

По сравнению с современным трансмиссиями, особенно АКПП (автомат), коробка шестерки, неважно 5- или 4-ступенчатая, выглядит примитивной. Но зато она действительно надёжная, а ремонт может осуществляться буквально «на коленке», своими руками. Собственно, за это классика от АвтоВАЗа и ценится, причем до сих пор. К тому же комплектующие стоят не так уж и дорого.

Коробка передач ваз 2106

четырехступенчатая коробка передач ваз 2106

Четырехступенчатая коробка передач ваз 2106 (продольный разрез)

1 – первичный вал;
2 – крышка подшипника;
3 – манжета первичного вала;
4 – подшипник первичного вала;
5 – сапун;
6 – ведущая шестерня привода промежуточного вала;
7 – роликовый подшипник переднего конца вторичного вала;
8 – картер;
9, 14 – скользящие муфты синхронизаторов III–IV и I–II передач;
10, 15 – вилки включения;
11 – пружина синхронизатора;
12, 13, 16, 19 – ведомые шестерни соответственно III, II, I передач и заднего хода;
17 – промежуточный подшипник вторичного вала;
18 – шпилька соединения картера и задней крышки;
20 – рычаг переключения;
21 – уплотнитель;
22 – вторичный вал;

23 – шестерня привода спидометра;
24 – манжета вторичного вала;
25 – фланец эластичной муфты;
26 – гайка;
27 – грязеотражатель;
28 – задний подшипник вторичного вала;
29 – задняя крышка картера;
30 – промежуточная шестерня заднего хода;
31 – шестерня заднего хода промежуточного вала;
32 – задний подшипник промежуточного вала;
33, 35, 36 – ведущие шестерни соответственно I, II и III передач;
34 – сливная пробка;
37 – промежуточный вал;
38 – нижняя крышка картера;
39 – ведомая шестерня привода промежуточного вала;
40 – передний подшипник промежуточного вала;
41 – болт.

пятиступенчатая коробка передач ваз 2106 (четырехступенчатая)

Пятиступенчатая коробка передач ваз 2106 (продольный разрез)

1 – первичный вал;
2 – крышка подшипника;
3 – манжета первичного вала;
4 – подшипник первичного вала;
5 – сапун;
6 – ведущая шестерня привода промежуточного вала;
7 – роликовый подшипник переднего конца вторичного вала;
8 – картер;
9, 14 – скользящие муфты синхронизаторов III–IV и I–II передач;
10, 15 – вилки включения;
11 – пружина синхронизатора;
12, 13, 16, 19 – ведомые шестерни соответственно III, II, I передач и заднего хода;
17 – промежуточный подшипник вторичного вала;
18 – шпилька соединения картера и задней крышки;
20 – вилка включения V передачи;
21 – рычаг переключения;
22 – уплотнитель;
23 – муфта V передачи;
24 – ведомая шестерня V передачи;

25 – шестерня привода спидометра;
26 – манжета вторичного вала;
27 – фланец эластичной муфты;
28 – гайка;
29 – грязеотражатель;
30 – задний подшипник вторичного вала;
31 – болт;
32 – задний подшипник промежуточного вала;
33 – ведущая шестерня V передачи;
34 – промежуточная шестерня заднего хода;
35 – задняя крышка картера;
36, 38, 40, 41 – ведущие шестерни соответственно заднего хода, I, II и III передач;
37 – средний подшипник промежуточного вала;
39 – маслосливная пробка;
42 – нижняя крышка картера;
43 – промежуточный вал;
44 – ведомая шестерня привода промежуточного вала;
45 – передний подшипник промежуточного вала;
46 – болт.

На автомобили моделей ВАЗ-2106 устанавливается трехвальная четырехступенчатая коробка передач. Автомобили ВАЗ-21065-00 и ВАЗ-21065-01 оснащаются пятиступенчатыми коробками передач, изготовленными на базе четырехступенчатых. Оба агрегата взаимозаменяемы и большинство их деталей одинаковы.
Коробка передач состоит из картера и задней крышки, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных шпильками с гайками. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой, которая крепится десятью гайками на шпильках. Внутри картера на подшипниках качения смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы. Их косозубые шестерни (кроме передачи заднего хода) имеют постоянное зацепление. Первичный вал опирается своим передним концом на подшипник, установленный внутри коленчатого вала двигателя, и имеет шлицы, на которых «сидит» ведомый диск сцепления.
В расточке первичного вала размещен роликовый подшипник вторичного вала. Промежуточный вал выполнен в виде блока шестерен и установлен на двухрядном шариковом и цилиндрическом роликовом подшипниках. Включение заднего хода осуществляется перемещением промежуточной шестерни по ее оси в зацепление с прямозубыми шестернями промежуточного и вторичного валов. Шестерни передачи заднего хода размещены внутри задней крышки картера. Здесь же расположены шестерни V передачи (в пятиступенчатой коробке) и винтовые шестерни привода спидометра.
Передачи переднего хода включаются посредством муфт с инерционными синхронизаторами. Механизм переключения состоит из вилок со штоками. Включенные передачи фиксируются подпружиненными шариками, входящими в лунки штоков. Невозможность включения двух передач одновременно обеспечивается блокировочными сухарями.
Коробка передач заправляется трансмиссионным маслом в количестве 1,35 л. Для заливки и слива масла служат пробки с самоуплотняющейся конической резьбой. Сливная пробка, ввернутая в нижнюю крышку, имеет внутри магнит для улавливания металлических продуктов износа механизмов коробки. Концы первичного и вторичного валов уплотнены резиновыми манжетами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: