Из чего состоит автомобиль?
Автомобиль является технически сложным устройством, состоящим из большого количества деталей, узлов и механизмов. Разбираться в них обязан каждый уважающий себя автовладелец, даже не для того, чтобы уметь самостоятельно устранить любую неисправность, которая может возникнуть в дороге, а просто для понимания принципа работы своей машины, и умения на понятном специалисту языке объяснить суть возникших проблем. Для этого необходимо знать хотя бы азы, из каких основных частей состоит авто, и как называются правильно каждая деталь.
Кузов авто
Основой любой машины является её кузов, представляющий собой корпус автомобиля, в котором размещаются водитель, пассажиры и грузы. Именно в кузове располагаются и все остальные элементы авто. Одно из главных его назначений – это защита находящихся в нём людей и грузов от воздействия внешней среды.
Несущая система автомобиля. Она является скелетом автомобиля, к которому в последующем крепятся все детали
- однообъёмная, когда в одном объёме располагаются моторный, пассажирский и грузовой отсек (примером могут служить минивэны или фургоны);
- двухобъёмная, в котором предусмотрен моторный отсек, а места для пассажиров и груза объединены в одном объёме (универсалы, хэтчбеки, кроссоверы и внедорожники);
- трёхобъёмная, где предусмотрены отдельные отсеки для каждой части кузова автомобиля – грузовой, пассажирской и моторной (пикапы, седаны и купе).
- несущий;
- полунесущий;
- разгруженный.
- лонжеронов, представляющих собой несущие балки в форме прямоугольной профильной трубы, они бывают передние, задние и лонжероны крыши;
Кузовная несущая система. Данная система позволяет понизить массу автомобиля, снизить центр тяжести, а значит, повысить устойчивость при движении
- стоек – элементов конструкции, поддерживающих крышу (передние, задние и средние);
- балок и поперечин, которые бывают у крыши, лонжеронов, под опорами двигателя, и каждым рядом сидений, имеется также передняя
- поперечина и поперечина радиатора;
- порогов и пола;
- надколёсных ниш.
Автомобильный двигатель, его виды
Он являет собой комплекс механизмов, которые преобразуют тепловую энергию сгорающего в его цилиндрах топлива в механическую
-
или двигатель внутреннего сгорания, который для получения механической энергии использует энергию сжигаемого в его цилиндрах топлива;
- электродвигатель, работающий от электрической энергии аккумуляторных батарей или водородных элементов (автомобили на водородных элементах сегодня уже имеются у большинства ведущих автостроительных компаний как опытные образцы и даже имеются в мелкосерийном производстве);
- гибридные двигатели, соединяющие в одном агрегате электродвигатель и ДВС, соединительным звеном между которыми выступает генератор.
- бензиновые;
- дизельные;
- газовые;
- водородные, в которых топливом выступает жидкий водород (устанавливаются лишь на опытных моделях).
- поршневые;
- роторно-поршневые;
- газотурбинные.
Трансмиссия
Это силовая передача, осуществляющая взаимосвязь двигателя с ведущими колесами автомобиля
-
, представляющее собой два фрикционных диска, прижатых друг к другу, которые соединяют коленвал двигателя с валом редуктора. Это соединение валов двух механизмов выполнено разъёмным, чтобы, отжимая диски, можно было разорвать связь двигателя и редуктора, для переключения передачи и изменения скорости вращения колёс.
- Главная передача, расположенная на приводном мосту автомобиля. Она передаёт крутящий момент от карданного вала полуосям, изменяя направление вращения на 90о.
- Дифференциал – это механизм, служащий для обеспечения разных скоростей вращения правого и левого приводных колёс при поворотах автомобиля.
- Приводные валы или полуоси – элементы, передающие вращение колесам.
(или редуктор). Этот узел служит для изменения скорости и направления движения авто.
, представляющая собой вал с шарнирными соединениями на концах, служащий для передачи крутящего момента задним приводным колёсам. Она используется только в заднеприводных и полноприводных машинах.
Ходовая часть
Ходовая часть – это комплекс устройств, при взаимодействии которых осуществляется перемещение автомобиля по дороге
- рама, к которой крепятся все остальные элементы ходовой части (в безрамных машинах для их крепления используются элементы кузова автомобиля);
- колёса, состоящие из дисков и шин;
- передняя и задняя подвеска, которая служит для гашения колебаний, возникающих во время движения, и бывает рессорная, пневматическая, пружинная или торсионная, в зависимости от применяемых демпфирующих элементов;
- балок мостов, служащих для установки полуосей и дифференциалов, они имеются только в авто с зависимой подвеской.
Рулевое управление
Эти устройства состоят из рулевого управления, которое связано с передними колесами рулевым приводом и тормозами
- руля с рулевой колонкой, так называется обычный вал, на котором жёстко насажено рулевое колесо
- рулевого механизма, состоящего из зубчатой рейки и шестерни, насаженной на вал рулевой колонки, он преобразовывает вращательное движение рулевого колеса в поступательное перемещение рейки в горизонтальной плоскости;
- рулевого привода, передающего воздействие от рейки рулевого механизма колёсам, для их поворота, и включающего в себя боковые тяги, маятниковый рычаг и поворотные рычаги колёс.
- механический;
- пневмоусилитель;
- гидравлический;
- электрический;
- комбинированный электрогидроусилитель.
Тормозная система
Существует три варианта системы торможения: рабочая, стояночная, запасная
Важной частью машины, обеспечивающей безопасность управления, является тормозная система. Главное её назначение состоит в том, чтобы принудительно остановить движущееся транспортное средство. Она также используется, когда необходимо резко сбросить скорость движения авто.
- механическая;
- гидравлическая;
- пневматическая;
- комбинированная.
- педали тормоза;
- главного гидроцилиндра тормозной системы;
- заправочного бачка главного цилиндра, для заправки тормозной жидкости;
- вакуумного усилителя, имеющегося не во всех моделях;
- системы трубопроводов для переднего и заднего тормоза;
- тормозных цилиндров колёс;
- тормозных колодок, прижимаемых колесными цилиндрами к ободу колеса при торможении транспортного средства.
Электрооборудование
Электрооборудование, которое представляет собой совокупность электрических приборов и аппаратов, обеспечивающих нормальную работу двигателя
- аккумуляторную батарею;
- генератор;
- систему зажигания;
- световую оптику и систему освещения салона;
- приводы электродвигателей вентиляторов, стеклоочистителей, стеклоподъёмников и других устройств;
- обогрев стёкол и салона;
- всю электронику автоматической коробки передач, бортового компьютера и защитных систем (ABS, SRS), управления двигателем и других;
; - противоугонную сигнализацию;
- звуковой сигнал.
Устройство кузова автомобиля и всех его составных частей необходимо знать каждому водителю, чтобы поддерживать машину всегда в исправном состоянии.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Тест 10. Коробка передач
1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СЛУЖИТ ДЛЯ ____ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПО ВЕЛИЧИНЕ И НАПРАВЛЕНИЮ, А ТАКЖЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ______ ДВИГАТЕЛЯ ОТ ТРАНСМИССИИ.
Выберите номера всех правильных ответов
2. ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ НАЗЫВАЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ ЧИСЛА ЗУБЬЕВ ШЕСТЕРН:
1) ведущей к ведомой;
2) ведомой к ведущей.
3. В КАРТЕРЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ НАХОДЯТСЯ:
1) валы; 6) рычаг переключения;
2) муфты; 7) ползуны (штоки);
3) шестерни; замковое устройство;
4) подшипники; 9) предохранительное устройство;
5) синхронизаторы; 10) фиксирующее устройство.
4. В КРЫШКЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ НАХОДЯТСЯ:
1) валы; 6) ползуны (штоки);
2) муфты; 7) замковое устройство;
3) шестерни; рычаг переключения;
4) подшипники; 9) фиксирующее устройство;
5) синхронизаторы; 10) предохранительное устройство.
5. УСТРОЙСТВА МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ:
УСТРОЙСТВО
ПРЕДОТВРАЩАЕТ:
А. Самопроизвольное выключения передачи.
В. Случайное включение передачи заднего хода.
С. Одновременное включения двух передач.
Выберите номера всех правильных ответов
6. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ НА РИС. 10.1:
9) с дистанционным управлением;
10) с автоматическим управлением;
11) с непосредственным управлением.
Рис. 10.1. Коробка передач ГАЭ-53
7. ПОЗИЦИЯ 2 (РИС. 10.1) УКАЗЫВАЕТ:
1) замок; 4) предохранитель;
2) фиксатор; 5) синхронизатор;
3) делитель; 6) демультипликатор.
8. СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (РИС. 10.1):
1) самотеком; 3) разбрызгиванием;
2) под давлением; 4) комбинированный.
9. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ТРЕТЬЕЙ ПЕРЕДАЧЕ (РИС. 10.1):
1) первичный вал 7;
2) вторичный вал 7;
3) муфта переключения передач 15;
4) шестерня постоянного зацепления 13;
5) шестерня третьей передачи вторичного вала 4;
6) шестерня третьей передачи 11 промежуточного вала.
Выберите номера всех правильных ответов
10. ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧИ В КОРОБКЕ (РИС. 10.1) ДОСТИГАЕТСЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ:
1) муфты 15; 4) шестерни 4;
2) шестерни 6; 5) блока шестерен 9.
11. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ (РИС. 10.2):
7) с дистанционным механическим приводом;
с дистанционным пневматическим приводом.
12. ДЛЯ ОТБОРА МОЩНОСТИ СЛУЖИТ ШЕСТЕРНЯ (РИС. 10.2):
Установите правильную последовательность
13. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ПОВЫШЕННОЙ ПЕРЕДАЧЕ (РИС. 10.2):
1) муфта 15; 5) шестерня 22;
2) водило 16; 6) шестерня 14;
3) шестерня2; 7) первичный вал /;
4) сателлиты 8; о солнечная 13, эпициклическая 11 шестерни и валы привода мостов 9 и 18.
Рис. 10.2. Раздаточная коробка КамАЭ-4310
Выберите номера всех правильных ответов
14. СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ (РИС. 10.2):
1) самотеком; 3) разбрызгиванием;
2) под давлением; 4) комбинированный;
15. ДЛЯ БЛОКИРОВКИ ДИФЕРЕНЦИАЛА СЛУЖИТ МУФТА (РИС. 10.2):
16. ПРАВИЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ НА РИС. 10.3:
a) 1 — водило, 2 — эпициклическая шестерня, 3 — солнечная шестерня, 4 — сателлитная шестерня;
b) 1— водило, 2 — солнечная шестерня, 3 — эпициклическая шестерня, 4 — сателлитная шестерня;
c) 1— эпициклическая шестерня, 2 — солнечная шестерня, 3 — водило, 4— сателлитная шестерня.
Рис. 10.3. Схема межосевого дифференциала
17. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ KAMA3-5320 (РИС. 10.4):
1) двухвальная; 7) многоступенчатая;
2) трехвальная; четырехступенчатая;
3) механическая; 9) гидромеханическая;
4) многовальная; 10) с дистанционным управлением;
5) трехступенчатая; 11) с автоматическим управлением;
6) пятиступенчатая; 12) с непосредственным управлением.
18. ПОЗИЦИЯ Б (РИС. 10.4) ОЗНАЧАЕТ:
1) лючок; 3) лоток для сбора масла.
2) картер сцепления;
Рис. 10.4. Коробка передач КамАЗ-5320
19. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ПЕРВОЙ ПОВЫШЕНОЙ ПЕРЕДАЧЕ (РИС. 10.4):
3) валик делителя 12;
4) вторичный вал 9,
5) промежуточный вал 10;
6) первичный вал делителя 1;
7) муфта переключения передач 7;
шестерня первой передачи вторичного вала 8.
Выберите номера всех правильных ответов
20. ВКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ЗАДНЕГО ХОДА В ДАННОЙ КОРОБКЕ (РИС. 10.4) ДОСТИГАЕТСЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ:
1) вилки 4 3) шестерни 11;
2) муфты 7; 4) синхронизатора второй передачи.
21. СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ДАННОЙ КОРОБКИ (РИС. 10.4):
1) самотеком; 3) разбрызгиванием;
2) под давлением; 4) комбинированный.
22. НАГНЕТАНИЕ МАСЛА К ПОДШИПНИКАМ ВТОРИЧНОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТСЯ (РИС. 10.4):
Несущая система автомобиля: рама, кузов
Несущая система служит своего рода каркасом автомобиля. Благодаря надежному несущему основанию важнейшие части кузова, двигатель, подвеска и элементы трансмиссии крепятся образуя цельную конструкцию. Исторически все транспортные средства проектировались на “раме”. Однако, с появлением несущего кузова о раме в легковых автомобилях подзабыли. В настоящее время несущая система авто используется в основном при строительстве лимузинов, внедорожников, тракторов и грузовых машин.
Рамный принцип соединения основных систем был заимствован создателями первых машин у конструкторов железнодорожного транспорта. В автомобилестроении несущая система получила название шасси. По сути, такое рамное шасси может использоваться автономно, без какого-либо кузова.
В качестве материала для первых рам применялись ценные породы древесины, а также металл в виде круглых труб. Серийные модели рам из штампованного профиля с прямоугольным сечением появились в начале 20 века. Однако, спустя всего 30 лет на смену рамным автомобилям пришли «легковушки» с самонесущим кузовом.
Какие виды рамных конструкций существуют?
Традиционная рама автомобиля состоит из балок, к которым с помощью креплений присоединены основные автомобильные системы, в том числе силовые агрегаты и элементы ходовой (мосты, подвеска, колёса с дисками и шинами). Кузов автомобиля как часть несущей части служит местом размещения пассажиров и грузов, а также выполняет декоративную функцию.
Любая рамная конструкция предполагает функциональное разделение несущих элементов кузова и декоративных деталей, иногда усиленных особым каркасом. Прочный каркас может фиксироваться рядом с дверными проемами. Такой вариант не предполагает поддержку в процессе силовых нагрузок, неизбежных при эксплуатации автомобиля. В зависимости от вида используемой кузовной несущей, все рамы делятся на:
- лонжеронные;
- хребтовые;
- периферийные;
- вильчато-хребтовые;
- решетчатые рамы;
- несущие элементы, встроенные в кузов.
Также существуют комбинированные типы автомобильных рам, состоящие из элементов различных конструкций.
Преимущества и недостатки
Важным преимуществом рамочной конструкции считается высокая прочность несущей кузова автомобиля. По этой причине рама идеально подходит для грузовиков и внедорожников, даже несмотря на то, что общая масса транспортного средства с рамной несущей заметно больше.
Ещё одним положительным качеством рамы является универсальный характер ее использования. При производстве унифицированных узлов и агрегатов, совместимых с шасси, возможен выпуск различных моделей авто, отличающихся только внешним видом кузова и оформлением салона. Некоторые автоконцерны используют этот «хитрый» принцип при создании рестайлинговых модификаций в целях экономии средств. Примечательно, что сборка автомобилей с рамным основанием проще, а ремонт, как правило, менее трудозатратен.
И все же несущий кузов пользуется сегодня гораздо большей популярностью. Связано это с существенными недостатками рамных машин, среди них:
- большая масса автомобиля вследствие разделения назначений рамы и кузова;
- массивные лонжероны, расположенные под кузовом авто. Их объем компенсируется за счёт пространства для пассажиров, при этом внушительная высота порогов делает посадку в автомобиль менее комфортной;
- низкий уровень пассивной безопасности по причине возможного смещения при аварии рамной конструкции относительно кузова;
- более низкий показатель жёсткости на кручение по сравнению с характеристиками несущего кузова.
В стремлении сделать легковой автомобиль соответствующим современным требованиям безопасности и комфорта автоконцерны заменили рамную конструкцию на несущий кузов. Но обойтись без рамного авто в условиях бездорожья, повышенной вибрации во время движения, а также чрезмерной нагрузки на шасси, по-прежнему, невозможно.
Особенности рам разного типа
Хребтовая рама
Разработка чешской компании Tatra была впервые применена при производстве авто этой фирмы. Рама с каркасом в виде трубы, соединяющей между собой детали трансмиссии и силовой агрегат, хорошо себя зарекомендовала и получила распространение среди других автопроизводителей.
Конструктивно хребтовая рама представляет собой единое целое с двигателем, сцеплением и коробкой передач, ведь каждый из элементов системы надежно связан с рамной конструкцией жестким креплением. Вал внутри трубы рамы посредством вращения выполняет крутящий момент от мотора к составляющим трансмиссии. Специфика механизма заключается в обязательной независимой подвеске для всех колес.
Хребтовая рама привлекает автомобилистов высоким показателем жесткости на скручивание. Применение хребтовой технологии позволяет быстро и эффективно создавать модели с несколькими ведущими мостами без потери в качестве и безопасности управления транспортным средством. Вот только обслуживание и ремонт деталей может оказаться непростым, ведь часть механизмов труднодоступны, так как находятся внутри конструкции рамы.
Вильчато-хребтовые рамы
Разновидность хребтовой рамы также придумана командой инженеров компании Tatra. Вильчато-хребтовая конструкция оборудована своего рода вилками для мотора с трансмиссией, установленными по обе стороны основной трубы несущей. Трезубцы, венчающие раму спереди и сзади, служат кронштейнами, местом соединения с лонжеронами, к которым крепятся детали подвески и другие агрегаты.
Уникальность этого типа рам заключается в использовании обычного карданного вала и отсутствием жесткой сцепки между рамой, мостами и двигателем. К сожалению, размещение силового агрегата в задней части авто повлекло за собой проблемы с управляемостью, поэтому вильчато-хребтовые системы практически не применяются при проектировании современных ТС.
Периферийные рамы
Особый вид лонжеронных рам стал известен в Европе шестидесятых годов прошлого века, когда периферийную конструкцию начали использовать при производстве габаритных легковых машин и «дредноутов» из США. Лонжероны в рамах такого вида расположены у порогов на большой ширине друг от друга так, так что высокий пол автомобиля по площади больше, чем в стандартном корпусе. При этом высота машины с периферийной рамой существенно меньше. Относительно низкая прочность поперечины рамы ввиду ее особого расположения заставила инженеров предусмотреть в авто более надежный и жесткий кузов, выдерживающий даже мощные боковые удары.
Пространственные рамы
Один из самых сложных типов конструкции рамы применяется при создании спорткаров. Тонкие трубы из легированного металла устойчивы к кручению, но все же поддаются изгибу. В современном автомобилестроении доверие завоевали монококи, представляющие собой пространственную конструкцию, внешняя оболочка которой служит основным несущим элементом.
Независимо от того, какая несущая система у Вашего автомобиля, “основа” транспортного средства требует максимум заботы и внимания. Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS проводят компьютерную диагностику состояния ходовой части, важнейших узлов и агрегатов авто. Опытные мастера осуществляют грамотное техническое обслуживание, своевременно выявляют и устраняют любые неисправности. Все работы выполняются точно в срок и по доступным ценам. Обращайтесь к профессионалам!