Виды трансмиссий назначение трансмиссии

Назначение, общее устройство трансмиссии танка

Трансмиссия гусеничной машины — совокупность агрегатов, соединяющих двигатель машины с ее движителем.

Трансмиссия предназначена для:

– передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса ходовой части машины;

– изменения крутящего момента на ведущих колесах (скорости движения машины) по величине и направлению;

– плавного трогания машины с места;

– торможения машины и удержания её в заторможенном состоянии на подъемах и спусках;

– отключения двигателя от ведущих колес во время его запуска, при его работе на холостом ходу и при переключении передач;

— отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.

Техническая характеристика:

— с гидравлическим управлением,

— с повышающим редуктором (гитарой),

— двумя бортовыми коробками передач с соосными с ними бортовыми передачами

Трансмиссия состоит::

— входной редуктор (гитара);

— две бортовые коробки передач (БКП);

— две бортовые передачи (БП);

— система гидроуправления и смазки;

2.Топливо, масла, охлаждающие и специальные жидкости, применяемые при эксплуатации машин, их назначение, отличительные признаки, марки

Эффективность использования БТВТ в значительной мере зависит от эксплуатационных материалов. Под эксплуатационными материалами (ЭМ) принято понимать продукты, применяемые и расходуемые в процессе эксплуатации машин.

Типы эксплуатационных материалов:
-Топлива
-Смазочные материалы
-Специальные жидкости
-Разные продукты

Автомобильные бензины
Эксплуатационные качества бензинов
характеризуются:

• коррозионностью и токсичностью;

• наличием механических примесей и воды.

Дизельное топливо
Основными свойствами дизельного топлива являются:

Смазочные материалы— вещества, вводимые между трущимися поверхностями различных узлов трения агрегатов и механизмов для уменьшения трения и снижения износа трущихся деталей, отвода тепла от них, герметизации зазоров между деталями и предохранения их поверхностей от коррозии

Масла представляют собой вязкие жидкости, прозрачные и непрозрачные, окрашенные смолами и присадками в цвета от желтого до темно- коричневого и черного, легче воды и практически в ней не растворяющиеся

Наибольшее распространение в БТВТ имеют минеральные масла.
Растительные используются в качестве присадок.

Наиболее перспективные — синтетические.

По целевому назначению смазочные масла разделяют на:

Свойства моторных масел

Основными эксплуатационными свойствами моторных масел являются:

— противоизносные и противозадирные;

— противоокислительные свойства и склонность к лакообразованию;

защитные и коррозионные.

Примеры обозначения масел:
М-8-В1:

— 8 — класс кинематической вязкости;

— В — по эксплуатационным свойствам относится к группе В (среднефорсированные двигатели);

— индекс 1 – предназначено для бензиновых двигателей;

— 10 — класс кинематической вязкости;

— Г — по эксплуатационным свойствам относится к группе Г (высокофорсированные двигатели);

— индекс 2 –предназначено для дизелей;

— индекс «к» — масло предназначено для двигателей КамАЗ;

— 6 и 10 — класс кинематической вязкости;

— буква «з» означает, что масло имеет загущающую присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства, и предназначено для всесезонного или зимнего применения;

— В (без индекса) – масло универсальное и предназначено как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.

Классификация и марки смазок, применяемых при эксплуатации БТВТ.
Пластичные смазки представляют собой мазеподобные продукты. По общим свойствам они находятся между жидкими маслами и твердыми смазочными материалами, так как сочетают свойства жидкости и твердого тела.

По сравнению с маслами пластичные смазки имеют преимущества:

— удерживаются на наклонных и вертикальных поверхностях;

— не вытекают и не выдавливаются под действием значительных нагрузок;

— лучше защищают металлические поверхности от коррозии;

— обеспечивают лучшую герметизацию узлов трения и предохраняют их от загрязнения;

— меньшая зависимость вязкости от температуры;

— большая эффективность в жестких условиях эксплуатации;

— экономичность за счет большего ресурса работоспособности и меньшего расхода.

Специальные жидкости применяют в качестве теплоносителей, рабочих жидкостей в гидравлических системах, для разделения агрессивных сред и т.д.

В зависимости от назначения СЖ, применяемые в БТВТ, подразделяются на две группы:

— рабочие жидкости для

Амортизаторные жидкости, их марки и применение
Применяются для заправки амортизаторов. Режим работы характеризуется многократным сжатием в условиях резкого приложения усилий и широким диапазоном изменения температур (от -50 до 120-140 градусов).

АЖ-12т (ГОСТ 23008-78) — основная марка общего назначения. Работоспособна при температурах от -50 до +140 градусов.

Жидкость 7-50с-3 (ГОСТ 20734-75) — высокотемпературная, представляет собой смесь синтетических продуктов. Рекомендуется в качестве амортизационной жидкости в телескопических амортизаторах. Работоспособна в интервале температур от -60 до +175 градусов в контакте с воздухом.

Тормозные жидкости


Жидкость БСК (ТУ 6-101553-75 )

Жидкость ГТЖ-22М (ТУ 6-01787-75). Состав: 65% гликоля + 35% эфиры с присадками.

Жидкость ГТЖА-2 ("Нева") (ТУ 6-011163-78)

Гидравлические жидкости, их марки и применение

Большинство гидравлических жидкостей получают из минеральных масляных дистиллятов с добавлением присадок.

Гидравлическое масло МГЕ-10А (ОСТ 38 01281 -82) — основная марка гидравлической жидкости общего назначения. Обладает хорошей термоокислительной стабильностью, низкотемпературными свойствами. Работоспособна в течении длительного времени от -55 до +90 градусов.

Используется в гидроприводах стабилизатора и механизма заряжения танков.

Противооткатная жидкость ПОЖ-70 (ТУ 601815-75) готовят на водногликогеновой основе. Она содержит антикоррозионные и антипенную присадки. Заправляется в противооткатные устройства орудий. Работоспособна при интервале температур от -60 до +50 градусов, сохраняет работоспособность до +100 градусов.

Назначение, устройство и работа трансмиссии

Назначение, устройство и работа трансмиссии В представление о работе трансмиссии входит такое понятие, как преобразование энергии двигателя в силу, позволяющую на небольших оборотах двигателя с большой скоростью тронуться с места. Чтобы до конца выяснить, в чём заключается назначение, устройство и работа трансмиссии, следует рассмотреть и работу сцепления, а точнее их совместную работу, которая обеспечивает движение автомобиля.

Абсолютно неважно, какая у вас модель автомобиля, но согласованная работа трансмиссии и сцепления является показателем, например, такой функции, как неподвижное состояние автомобиля во время остановки. В этом случае работа сцепления направлена на то, чтобы передавать вращение от вала двигателя и отсоединять его от трансмиссии. А в тот момент, когда вы нажимаете на педаль сцепления, происходит обратный процесс, и это позволяет автомобилю сдвинуться с места. Трансмиссия отвечает за хорошую работу коробки передач, что обеспечивает возможность менять скорость автомобиля при движении по дороге.

Основное назначение трансмиссии заключается в том, что с её помощью можно преобразовать мощность двигателя автомобиля в полезный вращательный момент, который, в свою очередь, подаётся на колёса. Это и приводит в конечном итоге к тому, что автомобиль может сдвинуться с места, а затем двигаться с определённой заданной скоростью.

Работа трансмиссии.

Как известно, коробка передач имеет несколько скоростей – высокую скорость, низкую и дополнительные промежуточные. Если вы включаете низкую скорость на коробке передач, действие трансмиссии на двигатель незначительно, автомобиль двигается в этот момент медленно, что позволяет максимально увеличить ускорение автомобиля, когда нужно тронуться с места и двигаться по дороге.

Если вы включаете высокую скорость на коробке передач, то сила вращения уменьшается, а скорость увеличивается, и одновременно трансмиссия позволяет выбрать такой режим работы двигателя, чтобы оптимизировать расход топлива. Но поскольку при увеличении скорости автомобиля, мощность двигателя падает, заехать, например, на горку становится не так-то просто, поэтому при возникновении препятствий на дороге, лучше снизить скорость автомобиля, переключив коробку передач. Когда вы переключаете коробку передач на более низкую скорость, и автомобиль начинает медленнее двигаться, мощность двигателя возрастает и можно спокойно преодолеть возникшее не дороге препятствие. Надо также помнить о том, что не следует перевозить тяжёлые грузы на больших скоростях, поскольку мощность у автомобиля в этом случае недостаточная.

У автомобилей с ручной коробкой передач, выпускаемых в последнее время, предусмотрено несколько промежуточных скоростей (4-6), что позволяет водителю легче справиться с различными препятствиями и ситуациями на дороге.

Возникновение ручной трансмиссии неразрывно связано с изобретением автомобиля, как такового. Конечно, с момента изобретения автомобиля прошло много лет. За это время и конструкции моделей автомобиля, и коробка передачи скоростей были значительно усовершенствованы.

Устройство трансмиссии.

В конструкции автомобиля ручное сцепление расположено между двигателем и трансмиссией. Оно состоит из вращающихся пластин, которые находятся в сцеплении (контакте) до того момента, пока водитель не нажмет на педаль сцепления, и, таким образом, не разъединит их. Одна из пластин расположена на коленчатом вале двигателя автомобиля, и двигается одновременно с ним. Вторая пластина расположена на коленвале трансмиссии и осуществляет одновременное с ним движение. С помощью пружин пластины сжаты вместе.

Читайте также  Инструкция по ремонта трансмиссии

Когда водитель нажимает на педаль сцепления, происходит гидравлическое или механическое соединение и сцепление этих пластин. Возможно, вы слышали, как водители иногда говорят между собой о том, что гидравлика «забарахлила». Этот разговор является свидетельством того, что сцепление стало плохо работать. У некоторых автомобилей есть и вакуумное сцепление, которое обеспечивается вакуумом, создаваемым двигателем.

Поверхность сцепления, как впрочем, и всё остальное, со временем снашивается. Поэтому возникает необходимость в своевременной замене этой поверхности, что достаточно важно. Дело в том, что от состояния поверхности сцепления зависит, насколько плавно, без рывков, вы начинаете движение своего автомобиля.

Коробка передач с рычагом переключения скоростей располагается между двумя передними сидениями в салоне автомобиля, что позволяет достаточно комфортно переключать скорости по мере необходимости. Конструкция сцепления устроена так, что переключение скоростей должно быть последовательным.

Самая низкая скорость — первая. С неё и начинает своё движение автомобиль, поскольку именно на этой скорости мощности двигателя достаточно, чтобы сдвинуть автомобиль с места и начать движение. Попробуйте начать движение с большой скорости. Ваш автомобиль тут же заглохнет! Чтобы изменить скорость, водитель должен на мгновение отжать сцепление, что отключит трансмиссию и даст возможность рычагу переключения передач принять другое положение.

Но, как известно, последние модели автомобилей всё более совершенны, а вместе с ними улучшаются и устройство и работа трансмиссии.

У полуавтоматической трансмиссии часть работы берёт на себя компьютер, и водителю автомобиля достаточно нажать на кнопку для того, чтобы переключить скорость в тот момент, когда это необходимо. Можно, установив режим автомата, просто нажимать на педаль газа, а об остальном позаботится компьютер.

Назначение трансмиссии автомобиля. Из каких узлов состоит трансмиссия? Схемы трансмиссии

По способу передачи крутящего момента трансмиссии разделяют на механические, гидравлические, электрические и комбинированные (гидромеханические и электромеханиче ские). На современных автомобилях наиболее распространены механические трансмиссии (рис. 56).

Схема трансмиссии автомобиля определяется его общей компоновкой: размещением двигателя, числом и расположением ведущих мостов. Различают четыре схемы механиче ских трансмиссий (рис. 57): заднеприводные (а); переднеприводные (б); полноприводные (в); трехосные грузовые автомобили (г). Отношение общего количества колес к количеству ве дущих называется колесной формулой (4×2,4×4, 6×4, 6×6 и т.п.).

Устройство. Механическая трансмиссия полноприводного автомобиля с колесной формулой 4×4 (рис. 57в) состоит из следующих агрегатов, через которые последовательно передается крутящий момент: сцепление 2; коробка передач 3; раздаточная коробка 7; карданные передачи 4 и 9; механизмы заднего 5 и переднего 8 ведущих мостов (главная переда ча и дифференциал); полуоси; шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) 6, используемые для передачи крутящего момента на управляющие колеса.

В конструкцию трансмиссии заднеприводного автомобиля (рис. 57а) входят: сцепле ние 2; коробка передач 3; карданная передача 4; механизм заднего ведущего моста 5 (главная передача и дифференциал); полуоси.

В конструкцию трансмиссии переднеприводного автомобиля (рис. 576) входят: сце пление 2; коробка передач 3; механизм переднего ведущего моста 5 (главная передача и дифференциал); полуоси; шарниры равных угловых скоростей 6.

Принцип действия трансмиссии. В трансмиссии полноприводного автомобиля крутящий момент передается от двигателя на колеса следующим образом: от коленчатого вала двигателя — на муфту сцепления; при включенном сцеплении — на коробку передач, где может изменяться по величине и направлению в зависимости от включенной передачи. Пе реключение передач происходит при выключении сцепления, т.е. при разъединении двигате ля и трансмиссии. От коробки передач крутящий момент через карданную передачу или не посредственно передается на раздаточную коробку, где распределяется в определенном со отношении между ведущими мостами. Раздаточная коробка позволяет включать или выклю чать привод на один из ведущих мостов. От раздаточной коробки через карданные передачи крутящий момент передается на главные передачи ведущих мостов. Далее через дифферен циал и полуоси — на ведущие колеса. В трансмиссии полноприводного трехосного грузового автомобиля крутящий момент к главной передаче заднего моста передается посредством карданной передачи от раздаточной коробки, минуя механизм среднего моста.

В трансмиссии заднеприводного автомобиля крутящий момент передается от двига теля на колеса следующим образом. От коленчатого вала двигателя — на муфту сцепления; при включенном сцеплении — на коробку передач, где может изменяться по величине и на правлению в зависимости от включенной передачи (переключение передач происходит при выключении сцепления, т.е. при разъединении двигателя и трансмиссии). От коробки пере дач крутящий момент через карданную передачу передается на главную передачу ведущего моста; от главной передачи через дифференциал и полуоси — на ведущие колеса. В трансмис сии заднеприводного трехосного грузового автомобиля крутящий момент к главной передаче заднего моста передается посредством карданной передачи от механизма среднего моста.

В трансмиссии переднеприводного автомобиля крутящий момент передается от дви гателя на колеса следующим образом: от коленчатого вала двигателя — на муфту сцепления. При включенном сцеплении крутящий момент передается на коробку передач, где может из меняться по величине и направлению в зависимости от включенной передачи. Переключение передач происходит при выключении сцепления, т.е. при разъединении двигателя и транс миссии; от коробки передач — на главную передачу ведущего моста, от главной передачи — на дифференциал, а далее через полуоси и ШРУС на ведущие колеса.

Назначение агрегатов трансмиссии. Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании автомобиля с места.

Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости движения автомо биля в зависимости от условий движения. Кроме того, коробка передач обеспечивает воз можность движения автомобиля задним ходом и длительного разъединения двигателя и ве дущих колес.

Раздаточная коробка (РК) передает и распределяет крутящий момент от коробки пе редач на ведущие мосты автомобиля. Кроме того, раздаточная коробка может выполнять функцию дополнительной коробки передач, увеличивая общее передаточное число транс миссии. Раздаточная коробка устанавливается только на полноприводных автомобилях.

Карданная передача передает крутящий момент между агрегатами, оси валов которых могут смещаться при движении.

Главная передача увеличивает крутящий момент и изменяет направление его переда чи под прямым углом к продольной оси автомобиля.

Дифференциал передает крутящий момент от главной передачи к полуосям и позволя ет колесам вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля и его движении по не ровностям дороги.

Полуоси передают крутящий момент от главной передачи и дифференциала на веду щие колеса.

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) используются для передачи крутящего момента от переднего ведущего моста к управляемым и ведущим колесам, обеспечивая воз можность передачи момента при повороте управляемых колес.

  1. ^ Устройство и работа тормозной пневмокамеры колес.
  1. Назовите основные части автомобиля. Их назначение.

Назначение. Двигатель преобразует тепловую энергию сгорания топлива в механиче скую энергию.

Устройство. В состав двигателя входят: кривошипно-шатунный механизм (КТТТМ); га зораспределительный механизм (ГРМ); система охлаждения; система смазки; система пита ния; система зажигания; система пуска.

Назначение. Шасси обеспечивает связь автомобиля с дорогой, передает крутящий момент от двигателя на колеса и служит основанием для размещения двигателя, кузова и других элементов автомобиля.

Устройство. В состав шасси входят: трансмиссия, ходовая часть, механизмы управле ния.

Назначение. Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на колеса.

Устройство. В состав трансмиссии входят: сцепление; коробка передач; раздаточная коробка; карданная передача; редуктор ведущего моста; полуоси.

Ходовая часть

Назначение. Ходовая часть обеспечивает перемещение автомобиля и является осно ванием для крепления всех элементов автомобиля.

Устройство. В состав ходовой части входят: рама; подвески мостов; передний мост; задний мост; колесный движитель.

Механизмы управления

Назначение. Механизмы управления служат для изменения направления и скорости движения автомобиля, а также его полной остановки и удержания на месте.

Устройство. В состав механизмов управления входят: рулевое управление; тормозная система.

Назначение. Кузов предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров, а также у некоторых легковых автомобилей и автобусов является несущим элементом конст рукции.

  • бескапотная (КамАЗ);
  • полукапотная «Газель»;
  • капотная (ГАЗ 3307).
  • седан (ВАЗ 2107);
  • хетчбек (ВАЗ 2108);
  • универсал (ВАЗ 2104) и т.д.
  1. Назовите механизмы и системы ДВС. Их назначение.
  1. ^ Кривошипио-шатунный механизм (КШМ)
  1. ^ Газораспределительный механизм (ГРМ)
  1. ^ Система охлаждения
  1. ^ Система смазки
  1. ^ Система питания
  1. ^ Система зажигания
  1. ^ Система пуска
  1. ^ Устройство и работа стартерной аккумуляторной батареи. Расшифруйте условные обозначения АБ.
  • корпус (аккумуляторный бак) 4 с крышкой;
  • отрицательные пластины 1, собранные в полублок;
  • положительные пластины 2, собранные в полублок;
  • сепараторы 9;
  • баретки, связывающие пластины в полублоки;
  • выводные штыри (борны) 8;
  • заливные пробки 5;
  • электролит (раствор серной кислоты и дистиллированной воды).
Читайте также  Как долить масло в трансмиссию

Принцип действия. Пластины, опущенные в электролит, в результате химической реакции приобретают определенный электрический потенциал по отношению к электролиту и становятся положительными и отрицательными электродами. Так как потенциал электро дов имеет различное значение, то при соединении их проводником через него потечет элек трический ток. При разряде АКБ ток течет от отрицательного электрода к положительному. При заряде — ток от постороннего источника потечет от положительного электрода к отрица тельному.

  1. Напряжение батареи.
  2. Плотность электролита (при нормальных условиях — 1,27-1,28 г/см 3 ).
  3. Емкость АКБ (количество электричества, которое АКБ отдает при разряде до наи меньшего допустимого значения.
  4. Зарядный ток (-10 % от емкости).
  1. ^ Назовите механизмы управления автомобиля. Их назначение.

Назначение. Рулевое управление предназначено для изменения направления движе ния автомобиля посредством поворота передних управляемых колес.

Устройство и неисправности механической КПП. Как она работает

Трансмиссия любого автомобиля – это система, выполняющая функции преобразования, распределения и доведения крутящего момента от двигателя до ведущих колес. Коробка передач является наиболее важным элементом данной системы.

КПП: функции и основные типы

рычаг переключения передач

Коробка передач автомобиля предназначена для преобразования и распределения крутящего момента двигателя для последующего доведения его до ведущих колес, а также для изменения объема тяговых усилий при различных условиях движения транспортного средства. Кроме того, она призвана обеспечить разобщенную работу ведущих колес и двигателя (например, при прогреве двигателя или его работе на нейтральной передаче).

На данный момент существует четыре основных типа коробки:

  1. механические;
  2. роботизированные;
  3. автоматические;
  4. вариатор.

Механическая КПП («механика», МКПП) имеет самый простой принцип работы. Она представляет собой цилиндрический редуктор, для которого предусматривается ручной способ переключения передач.

Роботизированная коробка передач («робот») – это обычная «механика», в которой функции включения и выключения сцепления, переключения скоростей полностью автоматизированы. Управление данными процессами осуществляется специальными сервоприводами, которые контролируется электроникой.

Автоматическая КПП («коробка-автомат», АКПП) включает в себя гидротрансформатор, который заменяет сцепление и обеспечивает функцию регулирования крутящего момента, и механическую коробку передач (чаще всего, планетарный редуктор).

коробка вариатор

Вариатор – это бесступенчатая коробка передач, в которой используется гидравлический или механический принцип работы при преобразовании крутящего момента. Для вариатора, вообще, не существует понятия «передача»; он выдает их бесчисленное множество.

В настоящий момент и вариатор, и «робот», и «автомат» объединяют одним понятием — автоматическая коробка передач, которая в споре с «механикой» начинает постепенно одерживать верх. Однако до сих пор самой популярной остается МКПП. Это обусловлено следующими факторами:

  1. максимальной простотой конструкции;
  2. надежностью деталей и узлов к механическому воздействию и перегрузкам;
  3. относительной дешевизной обслуживания и ремонта (даже капитального).

Благодаря данным качествам, механическая КПП – это самый распространенный тип коробки передач. Поэтому, не зря, современные автоматические АКПП снабжают функцией ручного переключения передач (например, типтроник).

Основные виды МКПП

Акцентируем внимание на «механике». Это будет наиболее оптимальным хотя бы потому, что знание МКПП позволит при определенных навыках и умениях осуществить ее текущее обслуживание и даже ремонт.

«Механика» — это ступенчатая коробка передач. Иными словами, принцип работы механики заключается в следующем: крутящий момент двигателя изменяется ступенями — парами взаимодействующих друг с другом шестерен. У каждой ступени определенное передаточное число, преобразовывает скорость вращения коленвала двигателя и обеспечивает вращение с необходимой угловой скоростью.

Число ступеней, которыми комплектуется коробка передач, лежит в основе классификации механических КПП. Так, выделяют:

  1. четырехступенчатые;
  2. пятиступенчатые;
  3. шестиступенчатые и более.

механика

Наиболее оптимальным вариантом у специалистов считается пятиступенчатая КПП, которая и является наиболее распространенной в среде «механики».

Вторым критерием классификации механической коробки является количество валов, используемых при преобразовании и распределении крутящего момента двигателя. Существуют трехвальные КПП (используемые преимущественно на заднеприводных транспортных средствах) и двухвальные (применяемые на переднеприводных автомобилях).

Устройство двухвальной КПП и принцип ее работы

Ограничимся анализом наиболее распространенного вида механической коробки передач — двухвальной. Устройство механической коробки передач включает в себя следующие детали и узлы:

  1. первичный (или ведущий) вал;
  2. блок шестерен первичного вала;
  3. вторичный (или ведомый) вал;
  4. блок шестерен вторичного вала;
  5. механизм переключения передач;
  6. муфты синхронизаторов;
  7. картер;
  8. главную передачу;
  9. дифференциал.

Функции первичного вала сводятся к передаче крутящего момента двигателя (посредством соединения со сцеплением). Блок шестерен первичного вала жестко закреплен на валу.

Вторичный вал располагается параллельно первичному. Его шестерни, свободно вращающиеся на валу, находятся в зацеплении с шестернями первичного вала. Кроме того, на ведомом валу находится в жестко закрепленном состоянии шестерня — элемент главной передачи.

трехвальная коробка передач

Назначение главной передачи и дифференциала сводится к передаче крутящего момента к ведущим колесам транспортного средства. Механизм переключения обеспечивает выбор необходимой передачи в конкретных условиях движения автомобиля.
Несмотря на то, что устройство коробки (двух — и трехвальной) различаются, принцип их работы один и тот же.

Нейтраль исключает подачу крутящего момента с двигателя на колеса. Перемещение рычага (включение передачи) означает перемещение муфты синхронизатора специальной вилкой. Муфта синхронизирует угловые скорости вторичного вала и соответствующей шестерни. Затем зубчатый венец муфты зацепляет зубчатый венец шестерни, что обеспечивает блокировку шестерни вторичного вала на самом валу. В итоге коробка передает крутящего момента с определенным передаточным числом от двигателя автомобиля на ведущие колеса.

Принцип работы механической коробки при переключении передач абсолютно идентичен.

Основные неисправности МКПП

Неисправности МКПП определяются особенностями ее устройства и эксплуатации. Наиболее распространенными техническими проблемами механической коробки передач являются следующие.

1. Затрудненное переключение (или включение) передач.
Указанная неисправность обусловлена выходом из строя механизма переключения передач, износом и заеданием синхронизаторов или шестерен, недостаточным уровнем или низким качеством трансмиссионного масла в картере.

2. Непроизвольное выключение передач.
Это обстоятельство (именуемое в просторечии — «вылетает скорость») определяется неисправностями блокировочного устройства (например, шариков-фиксаторов) и критическим износом синхронизаторов и шестерен.

3. Устойчивый шумовой фон при работе.
Данную неисправность необходимо конкретизировать. Специалисты выделяют три ее проявления:

  • шум при работе коробки;
  • шум при работе только одной конкретной передачи;
  • шум коробки при нейтральном положении рычага управления.

Общий шум коробки обуславливается изношенностью или повреждением подшипников, шестерен, синхронизаторов, шлицевых соединений, а также пониженным уровнем трансмиссионного масла в картере. Шум при работе одной из передач является показателем изношенности или повреждения конкретных шестерен и синхронизаторов. А вот шумовой фон в позиции «нейтраль» чаще всего свидетельствует об износе подшипника ведущего (первичного) вала.

4. Подтекание трансмиссионного масла.
Эта проблема коробки передач связана с избытком смазки в КПП или общей негерметичностью картера, вызванной повреждением сальников, уплотнительных прокладок, ослаблением крепления крышек.
Чаще всего описанные выше неисправности, связанные с износом и повреждением деталей и узлов, ликвидируются исключительно их заменой. Причем наиболее предпочтительным в этом деле является обращение в специализированный автосервис.

Основы эксплуатация и обслуживания МКПП

проверка уровня масла в кпп

При соблюдении правил эксплуатации, правильном техническом и сервисном обслуживании у водителя не должно возникнуть проблем с КПП автомобиля. В этом случае она работает вплоть до окончания срока эксплуатации транспортного средства.

В процессе работы коробки необходимо постоянно контролировать уровень смазки – трансмиссионного масла – и выдерживать необходимый показатель, не допуская ни его превышения, ни занижения. В первом случае в КПП будет концентрироваться избыточное давление, во втором – не будет обеспечиваться должной смазки трущихся узлов и деталей, что приведет к уменьшению срока их работы. Кроме того, важной профилактической мерой является периодическая полная замена смазки, которая осуществляется в соответствии с технической документацией транспортного средства. Этот принцип эксплуатации КПП можно контролировать водителю самостоятельно, без привлечения специалиста.

Весьма часты случаи возникновения механических неисправностей коробки в результате необоснованно агрессивной и грубой работы водителя с рычагом переключения передач. Важно помнить, что переключение скоростей – это смена режимов работы коробки (изменение ступеней). Резкая и быстрая смена передач может привести к быстрому выходу из строя механизма переключения, синхронизаторов, и валов с шестернями.

Читайте также  Выпуски трансмиссии в 2007

И еще один момент: важно контролировать, как работает коробка переключения передач. Никто и никогда не заменит человеческий фактор: водителю, ощущающему нестандартность работы КПП, необходимо либо самостоятельно найти и устранить причину неисправности, либо (что предпочтительнее) обратиться к сервис-мену на СТО.

Классификация и виды тракторов

Широкое использование самоходных машин в различных сферах деятельности и производственных отраслях подразумевает техническую сегментацию техники с учётом специфики её применения. В материале описаны основные технические критерии и области использования по которым классифицируются тракторы.

Виды тракторов

Критерии классификации тракторов

К ряду особенностей самоходных машин относятся: как непосредственно функциональные возможности техники, определяющие её назначение, так и чисто технические, говорящие о общей конструкции, тяговых характеристиках, ходовых качествах, типу передачи мощности на ходовую часть.

В перечень критериев классификации тракторов входят:

  • Назначение
  • Тяговый класс
  • Тип остова
  • Вид ходовой части
  • Тип трансмиссии

Виды тракторов по назначению

В классификации самоходных машин различают следующие виды назначения:

  • Сельскохозяйственные (в том числе сельскохозяйственные модели промышленных тракторов)
  • Промышленные (в том числе промышленные версии сельскохозяйственных тракторов)
  • Лесные (в том числе лесозаготовительные и лесопромышленные)

Сельскохозяйственные

Тракторы сельскохозяйственного назначения делятся на виды по специализации:

  1. Общего назначения для выполнения работ в животноводстве и растениеводстве (без возделывания пропашных культур)
  2. Универсально-пропашные тракторы с использованием как на общих работах так и на пропашных работах.
  3. Пропашные, применяемые только для возделывания и уборки пропашных культур.
  4. Специализированные, применяемые только при возделывании определённых культур (рисоводческие, хлопковые, виноградниковые, овощеводческие, свекловодческий, табаководческий, чаеводческий, хмелеводческий)
  5. Специальные трактора по области применения (болотоходные, горные, тепличные, животноводческие для обслуживания ферм)
  6. Вспомогательные (погрузчики и другие машины для внутрихозяйственных работ)

Беларус 82.1

Проведение пропашных работ

Пропашные трактора своей общей конструкцией, ходовой частью вместе с формируемыми передаточными числами КПП соответствуют и обеспечивают выполнение технологических операций в составе агрегатов по возделыванию и обработки пропашных культур (в соответствии с междурядьями возделываемых культур). Универсально-пропашные трактора подразумевают широкое использование машин данной классификации как в пропашных операциях, так и других сельскохозяйственных и общих промышленных работах.

МТЗ 80Х

Трактор для теплиц

Промышленные

Для промышленных работ трактора классифицируются по специализации применения:

  1. Общего назначения (для работ с бульдозером, рыхлителем, скрепером, каналокопателем и др.).
  2. Специализированные по назначению (одноковшовые погрузчики; трубоукладчики; тягачи; экскаваторы и другие).
  3. Специализированные по области применения (мелиоративные и болотоходные; подземные; земноводные для строительных работ в прибрежных зонах; подводные; малогабаритные для работ в трюмах, вагонах и зданиях).

Трактор Кировец

Промышленный гусеничный трактор

Лесные

Самоходные машины для лесных работ классифицируются по признакам специализации:

  1. Лесопромышленные для лесозаготовительных работ (трелёвочные, лесовозные, лесозборочные).
  2. Специализированные по назначению (валочные, сукорезные, раскряжовочные, окорочные, дробильные, лесопогрузочные, валочно-трелёвочные, валочно-лесовозные и другие).
  3. Специализированные по области применения (плавающие для работ на лесосплавах, болотоходные для лесозаготовок на слабых грунтах).
  4. Лесохозяйственные для лесовосстановительных, лесопожарных и осушительных работ (болотоходные, лесопожарные, общего назначения).

Лесной трактор Машина для валки леса Пожарный лесной трактор Лесопожарный трактор Трактор для перевозки леса Лесовоз на базе Т-150К Лесной трактор Лесной трактор на базе МТЗ 1221 МУЛ-1221 Лесной трактор Лесной бесчёкерный трелёвочник

Классификация по тяговому классу

Среди градации тракторов по тяговым характеристикам существуют самоходные машины от самого малого тягового класса в 0.2 т.с. (мотоблоки и минитрактора) до сверхмощных, энергонасыщенных, промышленных серийных образцов с тягой в 80 т.с.

В характеристиках тракторов тяговое усилие указывается в кН (кило Ньютонах), в отражении класса трактора тяговое усилие на крюке отображают в Т.С. (тонн силах), где 1 т.с = 10 кН. Данный критерий является основным показателем для формирования рабочих технологических агрегатов в составе с эксплуатируемым трактором, указывает тяговую способность машины, сформированную мощностью двигателя и передаточным числом трансмиссии с его ходовой частью.

Самыми распространёнными и активно используемыми тракторами среди самоходных машин сельскохозяйственного и промышленного назначения являются машины в тяговом классе от 0.9 до 3 т.с., где класс 1.4 т.с. самый массовый из используемых. Примером таких тракторов являются популярная марка трактора МТЗ 82(80) и ряд современных версий МТЗ в данном классе: 892, 920, 922, 923, 952,1021, 1025.

Примером одного из самых мощных образцов техники является гусеничный промышленный трактор Т-800 в тяговом классе 75 т.с. производства Челябинского Тракторного Завода.

Типы и конструкции остова

  • Безрамные
  • Полурамные
  • Рамные
  • Монокорпусные
  • Секционные с шарнирно-сочленёнными секциями

Примером рамных тракторов является лесные машины семейства «Онежец», где рама представляет сварную конструкцию из продольных металлических балок и трубчатых поперечен, на которые опираются двигатель, кабина, кузов и все узлы трансмиссии. А также рамный тип остова имеют тяжёлые гусеничные промышленные трактора Челябинского Тракторного Завода (Т-100, Т-130, Т-170 и другие).

Рама трактора

Самая популярная конструкция – полурамная. Остов представляет собой составную структуру с передней частью в виде балочной полурамы, которая присоединена к корпусу трансмиссии машины. В ряд машин с таким типом остова входят следующие марки известных колёсных самоходных машин: МТЗ, ЛТЗ, ВТЗ, ЮМЗ.

Полурамный остов трактора

Примерами тракторов с остовом в виде шарнирно-сочленённых секций (полурам) является колёсный трактор Т-150К, трактора семейства «Кировец» (К-700, К-701, К-702 и другие).

Ломающаяся рама трактора

Безрамные и монокорпусные типы остова в конструкции тракторов применяются редко и не встречаются среди популярных эксплуатируемых моделей.

Типы ходовой части и виды движителя

По виду движителя трактора делятся на колёсные и гусеничные. Кроме этого существуют версии самоходных машин конструкция, которых позволяет переоборудовать ходовую часть на полугусеничный ход по необходимости. А также нужно отметить, что некоторые современные гусеничные трактора оборудуются резиновым гусеничным движителем, что является новацией в классе гусеничных машин.

Гусеничный трактор

Машины с гусеничным движителем отличаются повышенной проходимостью и меньшим давлением на поверхность почвы в сравнении с колёсными тракторами. Так, большее пятно контакта гусениц позволяет уменьшить пробуксовку, что значительно повышает КПД передачи мощности при образовании тягового усилия. В среднем коэффициент буксования гусеничных тракторов в три раза ниже чем у колёсных машин, что даёт преимущество в проходимости особенно на переувлажнённых почвах. Недостатком гусеничного хода является невысокая скорость выполнения работ и трудоёмкость обслуживания.

На современных колёсных тракторах, при работе в составе почвообрабатывающих агрегатов, повышение тяговой сцепляемости и одновременное снижение давления на почву достигается дополнительным сдваиванием ходовых колёс.

По типу ходовой базы колёсные машины-трактора различаются на две основные группы:

  • с одним ведущим задним мостом с колёсной формулой — 4К2
  • с приводом обеих мостов и колёсной формулой — 4К4

Типы трансмиссии

Среди конструкций тракторов существуют следующие типы трансмиссий:

  • Механическая
  • Гидромеханическая
  • Электоромеханическая
  • Гидрообъёмная

Механическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть через систему механических редукторов в составе с зубчатыми передачами и муфтами. Данная система является самой распространённой. Таким типом трансмиссий оснащены трактора от самого малого до 3 тягового класса.

Механическая трансмиссия трактора

Гиромеханическая трансмиссия дополнительно к механической части имеет в своём составе гидроподжимные муфты, работу которых обеспечивает отдельная гидросистема. Такой тип трансмиссии позволяет работать технике без разрыва мощности, при переключении передач, позволяет упростить и повысить комфорт управления. Примером тракторов с гидромеханической трансмиссией являются марки: Т-150(Т-150), К-700 (и его версии), МТЗ 3022, МТЗ 2022, МТЗ 3522, МТЗ 4522.

Гидромеханическая трансмиссия

Электромеханическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть трактора через преобразование крутящего момента от основного двигателя внутреннего сгорания в электрическую энергию посредством встроенного генератора, который в свою очередь питает электродвигатели, передающие мощность через ведущие мосты на ход машины. Преимуществом такой системы является бесступенчатое регулирование скорости движения и дистанционность передачи энергии. Недостатками является высокая стоимость механизма и относительно невысокий КПД передачи энергии.

Электромеханическая трансмиссия

Примером машины с такой трансмиссией является промышленный дизель-электрический трактор ДЭТ-250 (ДЭТ-320, ДЭТ-400). А также данная система реализована на грузовых автомобилях марки БелАЗ и МоАЗ.

Гидрообъёмная трансмиссия построена следующим образом — двигатель внутреннего сгорания машины своим крутящим моментом передаёт мощность на гидронасос; давление, созданное насосом, поступает на гидроматоры, с помощью которых осуществляется привод ходовой части. На сегодня данная система в конструкции тракторов применяется редко и не является популярной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: