Вело колесо с трансмиссией

Сколько скоростей на велосипеде нужно и как их переключать?

Распространенное, но все уменьшающееся заблуждение о том, что чем больше скоростей тем лучше.

Нужно задаться вопросом чем лучше? Или кому лучше?

Сегодня можно встретить решения от 1 до 33 скоростей. В самых различных сочетаниях: 1×7, 1×11, 2×9, 3×10 (первая цифра — количество звезд спереди, вторая цифра количество звезд сзади на кассете). Перемножая эти цифры вы получаете то, максимальное количество скоростей, которое можете "включить" во время катания.

Что значит «переключить передачу»?

Переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие. Таким образом изменяется передаточное соотношение и усилие "на педалях".

Зачем велосипеду скорости?

В первую очередь для комфорта. Передачи дают возможность экономить силы и выбирать удобный режим педалирования исходя из:

  • Рельефа дороги (плоскость, подъем или спуск, разгон или плавное торможение);
  • Качества дорожного покрытия (шоссе, проселок, горы);
  • Требуемой скорости;
  • Погоды (попутный или встречный ветер);
  • Физического состояния райдера.

При правильно подобранных передачах:

  • Быстрее и экономичнее (с точки зрения физических сил) передвигаться;
  • Получить дольший срок службы работы компонентов велосипеда;
  • Снизить нагрузку на коленные суставы.

А также быстрее ехать с горки, взбираться в подъемы затратив меньше усилий или ехать с удобной постоянной скоростью.

Сколько скоростные трансмиссии бывают?

Сзади на кассете, если велосипед многоскоростной обычно от 5-11 звездочек. Так и трансмиссии бывают 7/8/9/10/11 скоростные.

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10-11 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Спереди обычно бывает от 1 до 3 звезд.

Почему раньше все хотели сделать скоростей побольше?

Считалось, небезосновательно, что чем большее передаточное соотношение будет на конкретном велосипеде, тем более точную передачу можно подобрать под конкретный рельеф. Это действительно так.

Однако сегодня все таки пришли к тому, что можно обходиться и меньшим количество звездочек на велосипеде. Тем самым сильно экономя вес, так как убираются лишние звезды спереди и передний переключатель.

Почему цепь не спадает с одной звезды спереди?

Разработка последних лет — специальная звезды Narrow Wide с переменным и более высоким сечением зубов, а также особенный задний переключатель, который гасит все неровности. Все это вкупе позволяет обойтись без необходимости успокоителя цепи на передней звезде.

Сколько все это стоит?

Тенденция такая, что чем выше классом трансмиссия — от 7 до 11 скоростной, тем она дороже.

  • 7-9 скоростные ставят на самые доступные велосипеды;
  • 10 скоростные можно встретить на велосипедах среднего класса;
  • 11 и даже 12 скоростные версии встречаются на профессиональных моделях.

Чем больше звезд в кассете, тем они становятся ближе друг к другу и цепь будет тоньше. От этого цена такого изделия будет выше, а долговечность ниже.

На фото 10 и 11 скоростная кассета.

Что значат цифры в описании трансмисии 48х36х26Т?

Они означают количество зубьев на звездочках. Если вы новичок, то информация для вас почти бесполезна так как не с чем сравнить. А вот если вы уже опытный велолюбитель, то сможете выбрать новую трансмиссию или велосипед согласно своим предпочтениям на опыте предыдущих велосипедов.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Если вы хотитет чтобы ваша цепь и звездочки прослужили максимально долго рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Поясним — переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны ситуации вплоть до поломки переключателя или разрыва цепи.

Также старайтесь переключаться заранее и не допускать чрезмерного перекоса цепи.

Поломки переключения передач.

Через какое-то время катания, смазываете ли вы цепь или нет, может потребоваться внимание к трансмиссии. Цепь может перестать идеально переключаться как в самом начале. Проблемы могут быть в следующем:

  • Растянулся тросик переключения передач — требуется подтянуть специальным рычажком на манетке или переключателе;
  • Рубашка тросика скопила слишком много грязи — лучше заменить вместе с тросиком;
  • Не настроен задний переключатель — требуется настройка, лучше в мастерской.

Какие виды переключателей на руле бывают?

Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают:

  • вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки;
    • (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

      рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.

      Специальные рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

      Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

      Если говорить более профессионально, то смена скоростей меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет изменения передаточного числа между колесом и педалями. Каденс важен с точки зрения сил и пользы для здоровья, чтобы равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.

      Оптимальным считается каденс в районе 60-100 вращений в минуту.

      Если вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее.

      На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется бОльшее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее.

      Так сколько же нужно скоростей для счастья?

      Ответим на этот вопрос так. Как и в статье сколько стоит хороший велосипед мы отметим, что все зависит от применения велосипеда и места катания.

      Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.

      Для городских и складных велосипедов нет необходимости в количестве скоростей более 7-9. Для них тезис "чем больше, тем лучше" не работает.

      Для горных велосипедов среднего и высокого уровня уже сегодня предлагаются решения 1×10, 1×11 (Одна звезда спереди и 10-11 сзади). При этом "всего" 10-11 скоростей хватает даже для гористой местности. На более доступных велосипедах чаще встречаются варианты вроде 2×10, 3×9.

      Для любительского катания, достаточно уже 18 скоростей. Катание в городе, парке или лесных массивах менее требовательно к передаточным соотношениям.

      Автор статьи: Смирнов Денис. Гонщик — даунхилл, слалом. Призер соревнований в России и за рубежом c 2006 года. Призер Кубка Москвы по даунхиллу 2018.

      Что лучше, мотор-колесо или кареточный двигатель?

      Что лучше, мотор-колесо или кареточный двигатель?

      Для электрификации велосипедов используется 3 типа двигателей: кареточный электромотор, прямоприводное или редукторное мотор-колесо. Кареточный (подвесной, центральный) двигатель ставится в каретку и через трансмиссию передает крутящий момент колесам. Дополнительная тяга обеспечивается при вращении педалей райдером. Мотор-колеса ставятся на место штатной втулки и без посредников передают крутящий момент на ведущее колесо. В вопросе, что лучше, мотор-колесо или кареточный двигатель – ответ зависит от главных критериев оценки и условий предстоящей эксплуатации электровелосипеда.

      Особенности редукторных мотор-колес

      Наличие редуктора в конструкции ступичного электромотора повышает крутящий момент. Такой электромотор не сопротивляется вращению педалей и обеспечивает хороший накат при отключенном двигателе. На практике это выглядит так: при отпускании ручки газа электромотор не притормаживает, а свободно вращается и дальше. При одинаковом потреблении энергии редукторные МК выдают более высокую тягу. Они компактны и легковесны, но из-за ограниченного диапазона мощностей (до 1000 Вт) не позволяют развить скорость выше 40 км/ч.

      Плюсы и минусы редукторных МК приведены в таблице:

      Преимущества

      Высокий крутящий момент. Хорошие тяговые характеристики. Уверенное преодоление подъемов.

      Ограниченная мощность – до 1000 Вт.

      Экономичность. Высокий КПД.

      Износ шестерен редуктора.

      Свободный накат, в т.ч. при выключенном моторе.

      Меньший срок службы – около 8000 км.

      Комфорт использования системы PAS.

      Скорость в пределах 40 км/ч.

      Компактность. Легкий вес.

      Шумнее МК с прямым приводом, сложнее конструкция – меньше надёжность.

      Мотор-колесо 1500Вт - 1,5кВт 100мм, переднее, DDK фотоОсобенности прямоприводных мотор-колес

      Мотор-колеса прямого привода имеют более простую конструкцию без шестерен, поэтому отличаются еще более высокой надежностью и долгим сроком службы. Диапазон мощностей у них шире – от 500 до 6000 Вт, что позволяет получать высокие скорости. Фактически при установке мощного прямоприводного МК велосипед превращается в электромопед.

      Приведем сравнительную таблицу сильных и слабых сторон мотор-колес прямого привода:

      Преимущества

      Широкий диапазон мощности.

      Сопротивление качению, которое препятствует свободному накату и вращению педалей при выключенном моторе.

      Высокая надежность и долговечность.

      Вес и размеры – больше, чем у редукторных моделей.

      Возможность получения высоких скоростных характеристик – вплоть до 100 км/ч и выше, если фактически нужен электромотоцикл.

      КПД – меньше, особенно на малых скоростях. Крутящий момент – ниже.

      Допустимость нагрузок в 4 раза выше номинальной мощности с малым риском поломки – за счет повышения напряжения.

      Необходимость установки аккумуляторов высокой емкости и крепкой рамы с усиленными дропаутами.

      Особенности кареточных электромоторов

      Кареточный электромотор для велосипеда 48V 600W, VoltPRO 68-600

      При установке центрального мотора обеспечивается оптимальная развесовка транспортного средства. Управляющий контроллер устанавливается в общем корпусе с электродвигателем и охлаждается при движении. При помощи переключения передач обеспечивается гибкое управление скоростью и крутящим моментом. Такой комплект можно установить на любой велосипед, сохранив при этом львиную долю родной трансмиссии. Это особенно актуально для дорогих байков и моделей с 27,5” колесами и 32 спицами (у МК 36 отверстий).

      Кареточные моторы компактные и легкие, но стоят дороже аналогичного комплекта МК примерно на 30%. Эти модели рассчитаны на профессиональное использование. Они подвержены ударам, попаданию грязи и воды, ускоренному износу велосипедной трансмиссии, поэтому по надежности уступают мотор-колесам.

      Выводы

      Что лучше выбрать, мотор-колесо или кареточный мотор – зависит от назначения собираемого электровелосипеда. Для сборки городской модели оптимально подходит мотор-колесо, причем для спокойной езды со скоростью до 40 км/ч – редукторное, а для развития более высоких скоростей – электрический мотор прямого привода. Для езды по холмистой, горной или пересеченной местности, а также для агрессивного стиля катания, рекомендуется установить подвесной двигатель на каретку велосипеда.

      Читайте в предыдущей статье блога VoltBikes о безопасной езде на электровелосипеде.

      Как выбрать колеса для велосипеда?

      К огда вы проехали на велосипеде достаточно много, приходит время задуматься о смене колес. Стоит отметить, что в этом вопросе все очень индивидуально: нельзя точно сказать, какой именно километраж делает необходимой покупку — цифра может варьироваться от нескольких до десятков тысяч километров. Все зависит от дорожных условий, веса, какой вес в целом перевозит велосипед, насколько вы агрессивный наездник и как много вы тормозите.

      Когда пора менять колеса: Некоторые ободы имеют специальный индикатор смены — отверстие или выемку, которая исчезает по мере того, как обод изнашивается. Если такой индикатор отсутствует, нужно попробовать поискать на поверхности незначительные впадины, углубления или другие признаки чрезмерного износа.

      Нельзя забывать, что абсолютно все ободы и спицы подвержены так называемой «усталости металлов«, поэтому разумно будет попросить продавца в велосипедном магазине оценить состояние колес вашего велосипеда в том случае, если вы ездите на нем уже несколько лет, а замену ни разу не производили.

      Также стоит задуматься о смене колес, если необходимо повысить производительность: обновление позволит ездить быстрее, покорять более крутые склоны и более агрессивнее вести себя на спуске.

      Прекрасный вариант — воспользоваться дополнительной опцией и сделать предварительный заказ на изготовление велосипеда. Это довольно дорого, но позволяет выбрать каждую составляющую колес индивидуально, и, кроме того, абсолютно точно подобрать их под ваши индивидуальные потребности и запросы.

      Совместимость велосипедных колёс

      Неважно, меняете ли вы колесо вследствие износа обода или потому что случайно попали в рытвину: убедитесь, что новые колёса будут идеально совместимы со всеми текущими настройками велосипеда в нижеперечисленных аспектах. Начать нужно с того, что колесо может быть задним или передним, для шоссейных или для горных велосипедов — это обязательно нужно держать в голове и всегда учитывать при замене.

      Размеры шин

      Посмотрите на боковину шины, чтобы определить ее размер: он должен идеально соответствовать размеру новой шины.

      На шоссейных велосипедах вы всегда встретите такую пару чисел как 700х23. Первое число (700) означает внешний диаметр шины в миллиметрах; второе (23) — указывает на фактическую ширину шины (тоже в мм).

      На горных велосипедах можно найти пару чисел, которая выглядит как 26х2.0. Это приблизительный внешний диаметр в дюймах (26″ = 66 см) по отношению к ширине (2″ = 5 см). Вот еще несколько довольно распространённых размеров: 27.5″ (= 69 см) и 29″ (= 74). Другие размеры тоже существуют, но вышеназванные встречаются чаще всего.

      Если диаметр шины и размер колеса совпадают, то ширина шины, в принципе, должна тоже подойти. В исключительных случаях — суперширокая шина на суперузкой раме — шину будет довольно сложно подобрать. Кроме того, на некоторых колёсах можно найти небольшой специальный список с перечислением подходящих широт шин.

      Типы шин

      Если у вас самый обыкновенный тип покрышки (клинчера), то клапан камеры шины, Шрадера или Престы, должен идеально подходить к отверстию на велосипедном ободе. Если это не так, камеру шины необходимо заменить.

      Вы можете использовать бескамерные шины, но тогда потребуется приобрести и подходящее бескамерное колесо (и такой же герметик). Большинство владельцев горных велосипедов предпочитают бескамерные покрышки; и растущее число шоссейных велосипедистов также хвалят их. Бескамерные покрышки используются для снижения давления, что приводит к более мягкой, приятной езде и лучшему сцеплению с трассой без риска прокола.

      К колесам с системой UST (Универсальная Бескамерная Система) гораздо легче подобрать и прикрепить покрышки. (Имейте в виду, что бескамерные покрышки не могут быть использованы на колёсах с камерами. Так что при выборе новых колес подумайте о покупке такого колеса, которое подойдет к бескамерным покрышкам, чтобы иметь возможность их попробовать).

      Камерные покрышки обычно используются владельцами элитных велосипедов и тоже подходят только к тому ободу, который был специально создан для их использования.

      Виды тормоза

      Важно знать, какой у вас тормоз: на ободе или дисковой? Тормоз, действующий на обод требует использования колеса с плоским ободом, идеально выровненным по тормозной колодке. Если у вас сейчас на колесе стоит дисковой тормоз, то и новые колеса тоже должны ему подходить в соответствии с имеющимся типом ротора (перфорированный круг, который вращает спицы колеса). У большинства дисковых тормозов ротор присоединён 6-болтовым креплением, но некоторые из колёс Shimano имеют одно центральное крепление.

      виды тормоза велосипеда

      Крепление оси

      Ваше колесо крепится к раме при помощи механизма-эксцентрика или с помощью сквозной оси? Убедитесь, что новое колесо также будет соответствовать имеющемуся типу крепления.

      Механизм-эксцентрик проходит через ось, вписанную в накладку на раму (так называемый «петух») по обеим сторонам колеса. Колесо встанет на место, только тогда, когда вы его сильно и надёжно прикрутите.

      У вас крепление с помощью сквозной оси, если вы видите, что она проходит через два отверстия на раме (одно из которых нарезное), для того, чтобы прикрепить колесо к велосипеду. (Имейте в виду, может случиться и так, что у вас на одном колесе окажется крепление с помощью сквозной оси, а на другом — с помощью механизма-эксцентрика).

      Размеры оси

      Диаметр оси: если у вас сквозная ось, необходимо узнать ее диаметр. Наиболее встречаемые размеры: 12 мм (передние колёса шоссейных велосипедов и задние колёса горных велосипедов), 15 мм (передние шоссейных и передние горных) и 20 мм (передние горных). (Поскольку почти все механизмы-эксцентрики имеют диаметр в 9 мм, то здесь не приходится беспокоиться при выборе и теряться от разнообразия).

      Длина оси: и для механизмов-эксцентриков и для сквозных осей необходимо знать размер расстояния внутри рамы, там, где крепятся колеса. Самые распространенные цифры: 100 или 110 мм (передние), и 130, 135 или 142 (задние). (У некоторых колес есть специальный адаптер, который позволяет подогнать их к различным длинам оси).

      Размеры задней втулки

      Размер задней втулки определяет, как колесо соединяется с ходовой частью велосипеда (трансмиссией).

      Кассетная задняя втулка с барабанной трещеткой. Такая втулка находится на большинстве велосипедов и отличается наличием шлица, который входит точно в центр задней кассеты (она, в свою очередь, обычно крепится к втулке с помощью специального замка). Очевидно, что втулка ваших новых колёс должна идеально подходить к кассете.

      виды втулок для велосипеда

      Нитевидная втулка. Такой вид втулки чаще всего можно встретить на более старых, пяти, шести или семи скоростных велосипедах. Лучше всего она сочетается с трещеткой со звёздами — набором задних зубцов, которые крепятся обыкновенными спицами. Этому виду втулки подойдёт абсолютно любая кассета с резьбой.
      Апгрейд велосипедных колес

      Часто при замене колес велосипедными любителями напрочь игнорируется тот факт, что правильные колеса могут намного увеличить производительность велика. Все обсужденные выше проблемы совместимости при замене колес должны быть учтены и при их апгрейдах.

      И даже если вы не собираетесь одновременно обновить и шины, внимательно проинспектируйте их текущее состояние, чтобы убедиться, что они не нуждаются в замене.

      Улучшенные материалы. Суперлегкие и суперпрочные ободы из волокон карбона сильно отличаются в эффективности и цене от большинства колес из алюминиевого сплава. В отличие от алюминия, из карбона могут создаваться ободы более разнообразных форм и обеспечиваться наибольшая сила и надежность. Это позволяет дизайнерам создавать более легкие, прочные или аэродиномичные колеса с таким же или даже меньшим весом, как и у алюминиевых аналогов. Тем не менее, будьте предельно осторожны при выборе, так как тормоза карбоновых ободов могут стать очень скользкими при дожде или наоборот, сильно нагреться при быстром спуске (в сравнении с алюминиевыми).

      Улучшенные подшипники. Подшипники не сильно влияют на производительность вплоть до того момента, как начинается их износ. Когда это происходит, колесо начинает терять эффективность. Когда вы замените его не более качественное и дорогое, скорее всего, подшипники окажутся более долговечными.

      Улучшенная втулка (на задних колёсах). Вы сможете наслаждаться более эффективной и долгосрочной ездой. Колесо с более быстрым вращением втулки — имеется в виду шатун, который проходит более короткую дистанцию до окончания трансмиссии — сделает велосипед более отзывчивым и податливым.

      Выбор колес для улучшения производительности велосипеда

      При обновлении колес вы наверняка надеетесь найти более легкие, прочные и аэродиномичные, при этом прекрасно подходящие тому типу езды, который вы предпочитаете. Тогда следует подумать о ключевых областях, от которых зависят особенности выбора колес для разных типов езды.

      Облегченные колеса. Играют ключевую роль при поднятии в гору. Более легкие колеса уменьшают общий вес велосипеда, а значит и ту энергию, которую вы затрачиваете на движение. Всего лишь на двести грамм легче, чем нынешние колеса — но при этом, огромная разница в производительности!

      Распределение веса по колесу также играет важную роль. Колеса с бОльшим весом на обод тяжелее привести в движение. С другой стороны, колеса с меньшим весом на обод и с бОльшим на втулку являются гораздо более восприимчивыми.

      Более прочные колеса. Для некоторых видов езды важность прочности превосходит важность веса. Шоссейным велосипедам для езды в пригородах и туризма приходится сталкиваться с высокими нагрузками и большим километражем.

      Прочный комплект колес — обязательная составляющая спусковой горной езды, которая подразумевает агрессию и длинные прыжки. К счастью, широкая распространённость фуникулеров облегчает процесс поднятия транспортного средства на вершину. Любая горная езда, в которой спуски сочетаются с поднятиями, должна осуществляться только на легких и одновременно прочных колесах.

      Нет универсальной системы для оценки прочности, поэтому следует обращать особое внимание на название марки колёс, использованные материалы и другие конструкторские детали. Более высокое расположение спиц делает колесо более прочным. Пересечение спиц также увеличивает прочность, особенно если спицы пересекаются по несколько раз.

      Более аэродинамичные колеса. Даже на такой низкой скорости, как 40 км/ч, уменьшение сопротивления ветра создает существенную разницу. Так что для всех типов езды: от очень быстрой до очень медленной, замена колес на более аэродинамичные сослужит прекрасную службу. Не нужно сотни тысяч рублей на полнодисковое колесо: такие неуловимые изменения, как более глубокое расположение обода — то есть когда боковина шины находится выше — улучшают аэродинамику и создают лопасти у спиц. Ищите надпись «аэро» в названии колес и других устройств. Однако, будьте внимательны: с аэродинамичными колёсами гораздо сложнее управляться при встречном ветре.

      Более широкие колеса. В прошлом считалось, что более тонкие колёса являются более аэродинамичными, однако последние исследования в области воздушной турбулентности показали, что не всегда излишняя широта колёс — причина слабого сопротивления воздуху. Такие колеса позволяют более комфортно чувствовать себя в седле — и они намного меньше отвечают дорожному сопротивлению — так что основная тенденция в мире колёс — увеличение широты.

      Большинству колес подходят разные широты покрышек, но лучше все-таки подумать об их идеальном сочетании. Также, если вы выбрали экстраширокие колеса, нужно убедиться, что они смогут соответствовать размерам рамы велосипеда. В таких случаях необходима консультация экспертов.

      Обслуживание велосипедных колёс

      Центровка колеса. Центровка колёс подразумевает поддержание идеальной круглой формы, без всяких изгибов и неровностей. Эта процедура может проводиться нечасто, а только во время обязательных технических осмотров. Однако, если вы постоянно пользуетесь велосипедом, то, соответственно и количество осмотров должно быть увеличено: это позволит повысить продуктивность.

      Ремонт колеса. Если вам кажется, что колесо скорее испортилось, чем износилось, можно попробовать попросить починить его в магазине. Принесите его с собой и проконсультируйтесь, что будет лучшим вариантом: замена или ремонт.

      Трековый велосипед, фикс: что это и зачем?

      Мы много писали о велосипедах разного рода, для разных дисциплин, с разной конструкцией. О чем мы позабыли, так это о трековых велосипедах. Нет, вспоминать про них приходилось, но как-то совсем уж поверхностно. Пришло время поправить эту ситуацию.

      Трековый велосипед внешне похож на шоссейный велосипед без переключателей скоростей. Вместо многоскоростой трансмиссии используется задняя втулка без свободного хода —педали крутятся всегда вместе с колесом. Классика, которая практически неизменной дошла до нас сквозь многие десятки лет. Технологии далеко шагнули вперед и продвинули велосипеды с фиксированной передачей на новый уровень благодаря проработке колес, цепей и прочих элементов. Неизменной осталась философия, ведь более всего ценится именно она.

      Для чего?

      Для велосипедов с фиксированной передачей, отведено место на специальных треках (велодромах или велотреках) с деревянным покрытием в закрытом помещении. Да, можно встретить велодром без деревянного покрытия и под открытым небом, но сути это не меняет. На Олимпиаде проводятся соревнования в дисциплинах Спринт, Командная гонка преследования, Кейрин, Командный спринт, Мэдисон, Омниум.

      Велотрек представляют из себя овальное кольцо, где повороты выполнены с наклоном, чтобы в повороте райдер мог не сбавлять скорость. Покрытие трека гладкое и выполняется из очень твердых пород дерева, чтобы сопротивление качению оказывалось минимальное. Что же до давления в колесах, то оно, разумеется, максимальное для тех же целей.

      Суть езды на велодроме заключается в небыстром наборе скорости и поддержании её на высоком уровне продолжительное время. Условия тепличные — ветра нет, палящего солнца нет, всё ровно, связь с велосипедом очень четкая. Для трека нормально поддерживать скорость около 40-50 км/ч в течении целого часа. Разумеется, такие цифры под силу подготовленным спортсменам. Про рекорды мы рассказывали отдельно, рекомендую ознакомиться.

      Было ли так всегда? Нет, не было. Фиксы являются прародителями всех велосипедов и свою историю отсчитывают с 19-го века, когда втулки колес не оборудовались даже храповым механизмом, так как его попросту еще не было. Нет, ну, конечно, человечество тогда уже располагало таким механизмом, но в велосипеды он внедрялся не сразу.

      Отвечая на вопрос “Для чего?”, остается только сказать — для трека. Но многим, особенно велокурьерам в крупных городах, нравится ездить на таком велосипед и по городу, это даже вылилось в отдельную субкультуру фиксед-гир. Проводятся и соревнования, например Red Hook Crit и Thendecrit, где ездят по обычным дорогам, но на трековом велосипеде. А если в вашем городе есть крытый велодром — тренировки на нем, в зимнее время, отличная альтернатива станку.

      Чем отличается трековый велосипед и фикс? Трековый используется только на велотреке, а на фиксе ездят по городу, хотя по факту это может быть один и тот же байк.

      Простота

      В велосипеде с фиксированной передачей всё направлено на простоту, чтобы райдер смог сосредоточиться на движении, чтобы ничего не отвлекало, даже передачи и тормоза.
      Простота для фикса важна с точки зрения веса, ведь разгонять и поддерживать скорость проще на велосипеде, который максимально аэродинамичен и лёгок.

      То есть, если взять за основу шоссейный велосипед, чей вес находится в переделах, например, 7-ми килограммов и снять с него всё оборудование, оставив по одной звезде спереди и сзади, то мы уберем около 2,5-3 кг. Конечный вес велосипеда будет колебаться в пределах 4 кг. Цифра кажется невероятной, правда. Но это раздетый шоссейник, к трековому велосипеду он не относится, увы.
      Реальный топовый трековый аппарат от компании LOOK весит в переделах 8-9 кг. И это уже точка разочарования. Почему упрощенный до невозможности велосипед весит больше шоссейника, обвешенного кучей оборудования? Вопрос хороший и я хотел бы уйти от ответа, но всё же попробую объяснить и не без своих догадок.

      Во-первых, фиксы делают очень аэродинамичными, что влечет за собой большой расход материала в сравнении с обычным шоссейником. Кстати, шоссер для ТТ (заезды на время) или триатлона также весит довольно много, около 10-11 кг. Всему виной высокий показатель аэродинамики. Колеса тоже выполняются в этом соответствии, что делает их совсем нелегкими.

      Если вы обращали внимание, то трековые велосипеды часто комплектуются задним колесом, спицы которого полностью закрыты каким-то материалом (диск). В действительности такие колеса часто и спиц-то не имеют, а данный материал несет на себе всю нагрузку и при этом создает минимальное количество вредных завихрений воздуха. Спереди могут поставить колеса-лопасти. Их называют так из-за того, что они могут содержать от 2-х до 5 очень широких спиц, походящих на лопасти винта.

      В общем, основная идея — хорошая аэродинамика. Некоторые производители готовы сделать велосипед неуклюжим на вид, но только бы сэкономить пару ватт райдеру, которые он даже не почувствует на себе. А вот часы на финише отметят улучшение результата на 5-10 секунд, например.

      Во-вторых, за снижение веса инженеры таки борются и весьма активно. Мы как-то рассказывали о велосипеде, чей руль распечатывался из титана на специальном принтере. Борьба за снижение веса идет по всем фронтам, но пока показатели такие, какие мы уже озвучили.

      В-третьих (это уже из области догадок), трековый велосипед, это вам не шоссер, он переносит намного большие нагрузки. Вы только посмотрите на бедра топовых трековых спринтеров. Естественно, они одевают только контактную обувь, а раньше ездили в туклипсах. Силы, с которыми они крутят педали настолько велики, что никакая обувь не выдерживает. Если мы с вами едва 100-150 Вт выдаем, то опытный спринтер может выдать более 2000 Вт.
      Тут мы и подходим к повышенной прочности рамы и руля велосипеда, которые также увеличивают вес велосипеда. Ведь титан для руля используют не просто так, могли бы и карбон взять за основу, он то легче, но почему-то таки вкладываются компании в сложные технологии объемной печати металлом, который очень сложен в обработке.

      Аэродинамика, вес, рама

      Да ладно вам, я же только что об этом написал) Поехали дальше.

      Как устроен трековый велосипед?

      Очень просто устроен. Устраивает такой ответ? Знаю, что нет.

      Ну, вообще, да, устроен он очень просто. Настоящий чистокровный фикс не предусматривает наличие тормозов, они на треке не нужны. Райдер пользуется педалями не только для разгона, но и для торможения. Учитывая, что педали напрямую соединяются с колесом без храпового механизма, то торможение происходит весьма специфическим образом. Педали приходится придерживать ногами, замедляя их ход, а вместе с ними и ход всего велосипеда. В некоторых ситуациях фиксеры тормозят, фиксируя заднее колесо полностью. Добиваются они этого эффекта перенося весь вес тела вперед, разгружая заднее колесо. На трушном байке фиксера вы всегда обнаружите протертости на покрышке в строго определенных местах, например, через каждые 10 см.
      Так происходит всё из-за той же фиксированной передачи. Один оборот педалей прокручивает колесо на 0,8 оборота, например. Если на колесе поставить отметку в самой нижней точке и прокрутить педали из самой нижней точки ровно на один оборот, то отметка на колесе уже не будет на том же месте. Она сместится. Прокручиваем педали еще на один оборот и точка на колесе остановится в третьем месте, но каждый раз на равном удалении от предыдущей точки. Вот в этих местах и будут протертости резины от торможения юзом. Правда, в реальности тормозит райдер не в самой нижней точке педали, а когда оба шатуна выравниваются горизонтально.

      Тормозов нет, разобрались. Втулка не имеет храпового механизма, тоже понятно. Спереди всего одна звезда и это понятно без напоминаний. Что всё это даёт в совокупности?

      Плавность хода это дает и жесткую связь с велосипедом. Цепь, проходящая от передней звезды к задней, работает без перекосов, а значит максимально эффективно и с минимальными потерями. К тому же, служит дольше цепей, работающих в многоскоростных трансмиссиях.
      По цепям у нас есть статья, где сравниваются цепи разных производителей на долговечность.

      Гражданские версии фиксов бывают разными. Трушные поклонники используют только трушные фиксы, как на треке. Некоторые даже на трубках ездят. Более практичные райдеры устанавливают колеса под клинчерные покрышки, устанавливают хотя бы один, но тормоз и используют двухстороннюю втулку с свободным ходом, что бы не крутить педали все время. Трубки, клинчеры — обо всём этом мы рассказывали, читайте.

      Флип-флоп или двухсторонняя втулка имеет по одной звезде с каждой стороны. Одна из них жестко закреплена к втулке, а вторая с помощью храпового механизма. При необходимости владелец велосипеда делает остановку и переворачивает колесо, чтобы получит желаемый режим работы втулки.
      На звезде с храповым механизмом, если это еще не понятно, набрав какую-то скорость, можно перестать крутить педали и колесо их уже за собой не потащит. Лайтовый это вариант, который, по правде говоря, превращает фикс в городской велосипед и не более того. Тем не менее, он еще носит звание сингл-спид (от англ. Single Speed — одна скорость).

      Ну, и руль. Он не всегда похож на шоссейный. Часто на фиксы ставят руль типа “булхорн”, он не имеет классического изгиба вниз, а наоборот — устремляется вперед велосипеда, чтобы райдер мог максимально низко прилечь и вытянуться — всё ради аэродинамики. Конечно, такая поза неудобна от слова “совсем”, но позволяет снизить лобовое сопротивление.

      Крылья на фиксы ставят извращенцы. После такого апгрейда велосипед полностью теряет весь свой спортивный шарм и приобретает облик исключительно городского велосипеда с дефективной втулкой.

      Датчане показали велосипед без переключателя и цепи. Но с 13 скоростями

      Датская компания CeramicSpeed, выпускающая подшипники и велосипедные запчасти, на выставке Eurobike 2018 представила рабочий концепт велосипеда со скоростной трансмиссией, не имеющей цепи и переключателей. Трансмиссия выполнена 13-скоростной с облегченным алюминиево-углепластиковым валом, передающим вращение с ведущей звезды на «кассету» заднего колеса. Разработчики утверждают, что эффективность передачи вращения в новой трансмиссии составляет 99 процентов.

      Сегодня существует несколько вариантов скоростных велосипедных трансмиссий, наиболее распространенным из которых является цепной с одним или двумя переключателями скоростей. В таком варианте трансмиссии передача вращения с ведущей звезды на блок звезд заднего колеса производится посредством цепи. Конструкция такой трансмиссии относительно проста в обслуживании, хотя имеет не очень высокую эффективность — при педалировании часть мощности тратится на преодоление трения между цепью и звездами, между звеньями, а также на растяжение самой металлической цепи.

      В среднем эффективность цепной трансмиссии составляет около 70 процентов, но может уменьшаться или значительно увеличиваться в зависимости от качества используемых велосипедных компонентов и материалов. Например, эффективность дорогостоящих профессиональных трансмиссий для шоссейных велосипедов может достигать 98 процентов. При этом показатель эффективности не постоянен и со временем уменьшается по мере загрязнения цепи и звезд, выработки и потери смазки.

      Новая трансмиссия, представленная компанией CeramicSpeed, получила название Driven. Она представляет собой разновидность вальной велосипедной трансмиссии и предусматривает возможность переключения скоростей. Ведущая и ведомая «звезды» выполнены в виде дисков с зацепами на одной из плоскостей, равномерно распределенными по окружности. Ведущая имеет одно кольцо из выступов, но может иметь и несколько. Ведомая «звезда» оснащена 13 кольцами из выступов.

      Ведущий и ведомый диски связаны валом. В передней части вал оснащен диском с подшипниками на краю, которые своими внешними кольцами входят в пазы между зацепами ведущего диска. В задней части вала установлен такой же диск. Он может перемещаться по оси вала вперед и назад. Благодаря этому он может входить в зацепление с разными кольцами на ведомом диске, благодаря чему и изменяется передающее число аналогично обычной цепной велосипедной трансмиссии. Всего Driven имеет 21 радиальный подшипник.

      Разработчик уверяет, что трансмиссия рассчитана на передачу мощности более одной тысячи ватт. Для сравнения, во время обычной гонки средняя мощность, развиваемая велогонщиком составляет около 250 ватт. Трансмиссия Driven проходит начальный этап испытаний. Как она будет работать во время дождя и при загрязнении, будет ли выдерживать скачки нагрузки, пока неизвестно. Вероятно, обслуживание и ремонт трансмиссии будут довольно сложными и дорогостоящими из-за необходимости промывать или даже менять радиальные подшипники.

      Представленный велосипед с новой трансмиссией выполнен аэродинамическим. По конструкции рамы и форме руля можно предположить, что он предназначен для соревнований с раздельными стартами, то есть рассчитан на полупрофессиональный и профессиональный уровень использования. Можно предположить, что в официальных гонках велосипед с трансмиссией Driven использовать будет запрещено. Дело в том, что зацепы ведомой «звезды» могут представлять серьезную опасность для велосипедистов во время аварии — во время вращения она фактически превращается в мясорубку.

      В профессиональном шоссейном велоспорте из соображений безопасности долгое время было запрещено использование дисковых тормозов. Велогонщики нередко используют драфтинг для экономии сил за счет соперника впереди. При этой технике один велогонщик идет вплотную позади другого, и если не соблюсти дистанцию, возможно столкновение. Считалось, что при таком столкновении на скорости (на шоссейных гонках средняя скорость обычно составляет 35-38 километров в час) велогонщики могут сильно порезаться о тормозной диск.

      В январе текущего года немецкий инженер Андреа Моцеллин представил велосипедное колесо складной конструкции. Предполагается, что такое колесо значительно облегчит перевозку велосипеда, к примеру, в багажнике автомобиля. Обод 26-дюймового колеса под названием Revolve состоит из шести секций, соединенных металлическим каркасом. Колесо можно потянуть за центральную часть и сложить. К велосипеду Revolve крепится с помощью стандартного эксцентрика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: