В трансмиссию часть входит

Как работает механическая коробка передач?

Чтобы сдвинуть автомобиль с места и разогнать его, нужно мощность двигателя (крутящий момент) преобразовать и передать на ведущие колеса. Но как это реализовать, когда мотор уже работает на холостом ходу и его коленчатый вал вращается, а машина стоит на месте? Задачу способен решить простейший трансмиссионный агрегат из ныне существующих – механическая коробка передач (МКПП).

Рычаг МКПП

Помимо нее, в современных авто используются автоматические и вариативные виды трансмиссии, но это более сложные и дорогие устройства.

Зачем нужна МКПП?

Первая причина ясна – надо как-то подключить вращающийся вал двигателя к приводам колес, чтобы тронуться с места. Есть и вторая: силовой агрегат развивает рабочую мощность (иначе – максимальный крутящий момент) при достижении определенного числа оборотов коленчатого вала. Для большинства бензиновых двигателей этот порог составляет 3000 об/мин, для дизельных – 2000 об/мин.

Пока число оборотов коленчатого вала не достигнет нижнего порога, мотор не сможет развить нужную мощность и создать усилие, достаточное для движения.

Для чайников, то бишь, новичков, желающих разобраться в работе автомобильных узлов, предлагается такое пояснение:

  1. Во время работы на месте (холостой ход) количество оборотов коленвала составляет 800-900 об/мин. Чтобы начать движение, развиваемой мощности недостаточно и нужно поднять ее за счет нажатия на газ и повышения оборотов до 2-3 тыс. в минуту. В этот момент и нужно подключить привод колес, что выполняется с помощью коробки передач.
  2. Без МКПП разгон автомобиля выйдет плавным и невероятно долгим, а если попадется подъем, то машина не разгонится никогда. Причина та же – нехватка мощности. Для повышения динамики нужен преобразователь усилия, способный замедлить вращение, но увеличить крутящий момент.
  3. Для разворота и парковки машине нужен задний ход, его также обеспечивает механическая коробка передач.

R - задняя передача на МКПП

Если между колесным приводом и коленчатым валом поставить зубчатую передачу с шестеренками разного размера, то колеса станут вращаться медленнее. Но при этом на каждом колесе возрастет усилие (на жаргоне – тяга) и разгон автомобиля ускорится. А плавное подключение вращающихся элементов обеспечит другой узел МКПП – сцепление.

Работа сцепления

Понять принцип работы узла сцепления поможет такой пример: представьте вращающийся металлический стержень с диском на конце, символизирующий коленвал с маховиком. Если к плоскости диска подвести другой диск, то после соприкосновения он тоже станет крутиться. Так в общих чертах и действует автомобильное сцепление, только второй диск насажен на вал, идущий дальше, к шестеренчатой передаче.

Система действует за счет силы трения, поэтому соприкасающиеся поверхности имеют специальное антифрикционное покрытие. Диск сцепления в механической трансмиссии двигается рычагом в виде вилки. Механически рычаг не связан с педалью сцепления, он перемещается гидроцилиндром. Нажатие на педаль сжимает жидкость в этом цилиндре, поршень выдвигается и перемещает рычаг.

Устройство сцепления

Алгоритм работы сцепления при движении с места следующий:

  1. На холостом ходу коленвал и первичный вал МКПП крутятся, поскольку диски находятся в зацеплении.
  2. Нажатием на педаль водитель отодвигает диск и вал трансмиссии останавливается. Теперь его можно подключить к шестеренчатой передаче путем выбора первой скорости.
  3. Нажав на газ, водитель добивается повышения оборотов и медленно отпускает педаль сцепления. Диски снова входят в зацепление и машина трогается с места.

Разрывать механическую связь с помощью сцепления нужно и дальше, при переходе на другую скорость. Чтобы разобраться в данном процессе, нужно понять, как работает сама коробка скоростей.

Работа механической коробки

Агрегат состоит из таких основных элементов:

  • корпус с масляным картером;
  • три вала с шестеренками – первичный, вторичный и промежуточный;
  • устройства синхронизации;
  • рукоять переключения с вилочными приводами перемещения шестерен.

С помощью рукоятки водитель меняет пары шестерен, входящие в зацепление с приводами от двигателя и колес. Шестерни подобраны таким образом, чтобы обеспечить нужный крутящий момент на колесном приводе при разных режимах движения. На первых ступенях выходного вала задействованы шестеренки большего диаметра, чтобы главная передача вращалась медленнее, но с большим усилием. На III, IV и V скорости размер шестерен уменьшается и в итоге при движении на высокой скорости число оборотов привода и коленвала совпадает.

Схема работы МКПП

Зубья шестерней выполнены под углом с целью снижения шума трансмиссии. Чтобы при вхождении в зацепление на ходу зубья не переломались и не возникло удара, синхронизатор уравнивает скорости вращения соседних шестеренок. Это происходит в момент, когда водитель выжимает сцепление и переводит рукоять на другую позицию.

Механическая КПП является наиболее простой и надежной трансмиссией, устанавливаемой на автомобили с различной грузоподъемностью. Чем она отличается от автоматической и вариативной, – так это низкой стоимостью при высокой ремонтопригодности, а это влияет и на общую цену авто. Неудобство одно: водителю нужно постоянно манипулировать педалями акселератора и сцепления, чтобы своевременно переключаться на другую скорость при изменении режима движения.

ТРАНСМИССИЯ

трансмиссия 1. ж. 1) Совокупность механизмов для передачи на расстояние механической энергии от двигателя к станкам, машинам и т.п. (в технике). 2) Система передаточных устройств от двигателя к рабочим органам машины. 2. ж. Передача болезней при посредстве насекомых (в медицине).<br><br><br>. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

трансмиссия ж. тех.transmission

ТРАНСМИССИЯ

трансмиссия передача, Словарь русских синонимов. трансмиссия сущ., кол-во синонимов: 2 • гидротрансмиссия (1) • передача (85) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гидротрансмиссия, передача. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯпередача сил.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф.,1907.ТРАНСМИССИЯпередача сил.Словарь иностранных слов. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

8.2. Трансмиссия (указать тип) Примеры: С ручным переключением, со сцеплением на маховике С сервопереключением передач, с гидротрансформатором Объемн. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

Тис Тирс Тирания Тиран Тир Тина Тимин Тимар Тим Тиамин Тая Тасс Таня Танс Там Таисия Таис Таир Сям Стрия Стр Стая Стас Станс Стан Ссср Срам Смит Смирна Сми Сма Сити Ситар Сися Сист Сирия Сирин Син Сим Сатир Сати Сарм Сарис Сари Саня Сантим Сант Сани Сан Самс Самнит Ряст Ряса Рия Ритм Ритина Рита Рисс Рис Ринит Рин Риман Рим Риа Рая Ратин Раст Расист Расин Рант Рамс Рами Рам Раия Раис Нтр Нит Нии Натр Настя Настия Наст Наирит Мтс Митя Митра Мистрис Миссия Миссис Мисс Мис Мирт Мир Министр Мина Миасс Мая Мат Мартини Мартин Марти Март Марс Мария Маринист Марин Мантия Мант Манси Манс Мания Ман Маис Итр Истрия Истрина Истрин Истра Истина Исстари Исса Иса Ирма Ирита Ириса Ирина Тисса Тмин Иранист Транс Иран Иня Трансмиссия Трас Триас Интим Интарсия Инта Трясина Инст Иния Тясмин Ямина Имя Аят Атм Ася Астр Ассист Ассирия Асс Ямс Арт Яна Ария Анри Анисим Аним Амт Амнистия Амия Амин Аист Аир Ясса Анимист Анис Ант Анти Антимир Аня Арин Аритмия Ясмина Армия Ясир Ярина Арсин. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

transmission line, power train, transmission* * *трансми́ссия ж.transmission, power driveавтомати́ческая трансми́ссия — automatic gear-box, automatic . смотреть

ТРАНСМИССИЯ

1) Орфографическая запись слова: трансмиссия2) Ударение в слове: трансм`иссия3) Деление слова на слоги (перенос слова): трансмиссия4) Фонетическая тран. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯ и, ж. transmission f., нем. Transmission &LT;лат. transmissio переход, передача. Совокупность механизмов для передачи на расстояние механи. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

специальная установка для передачи мощности от двигателя станкам, машинам и различным приводным устройствам. Имеет широкое применение для одновременног. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

Трансмиссия обращение к культурному наследию. Разновидность культурной т. фундаментализм. Он ориентирован на восстановление ранних культурных образц. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ж.Kraftübertragungsstrang m, Antrieb m, Transmission f, Triebwerk n, Fahrzeuggetriebewerk n, Kraftübertragung(sanlage) f, Antriebsstrang m, Triebsstran. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯ (Transmission) — ременная или канатная передача (валы, шкивы, подшипники и пр.), предназначенная для передачи вращательного движения двига. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ж. trasmissione f — автоматическая трансмиссия- бесступенчатая трансмиссия- гидравлическая трансмиссия- гидродинамическая трансмиссия- гидромеханическ. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

трансми́ссия термин, иногда употребляемый применительно к совокупности механизмов и устройств для передачи движения; то же, что силовая передача. Э. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

(от лат. trans — через, сквозь и missio — посылка) механическия передача: ஐ "А железная машина послушно и без промедления в тысячу раз усилила его. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

техн. трансмі́сія электромехани́ческая трансми́ссия — електромехані́чна трансмі́сія — автоматическая трансмиссия — бесступенчатая трансмиссия — гидравлическая трансмиссия — гидромеханическая трансмиссия — гидростатическая трансмиссия — замкнутая трансмиссия — полуавтоматическая трансмиссия — потолочная трансмиссия — ремённая трансмиссия — ступенчатая трансмиссия — фрикционная трансмиссия Синонимы: гидротрансмиссия, передача. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

Rzeczownik трансмиссия f Kino Techniczny transmisja f Techniczny pędnia f

ТРАНСМИССИЯ

корень — ТРАНСМИССИ; окончание — Я; Основа слова: ТРАНСМИССИВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ТРАНСМИССИ; ⏰ — Я; Слов. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ж.transmission; power drive; driveline- автоматическая трансмиссия- бесступенчатая трансмиссия- гидравлическая трансмиссия- гидродинамическая трансмисс. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. трансми/ссии; мн. трансми/ссии, Р. трансми/ссийСинонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

1) transmisión, juego de ejes, línea de ejes, línea de transmisión; 2) eje de poleas, árbol de transmisión трансмиссия, автоматическая трансмиссия, бесступенчатая трансмиссия, гидродинамическая трансмиссия, гидромеханическая трансмиссия, гидростатическая трансмиссия, механическая трансмиссия, полуавтоматическая трансмиссия, электромеханическая. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

-и, ж. Специальное устройство или система для передачи движения от двигателя к станкам или другим механизмам.[От лат. transmissio — пересылка, передач. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

трансми́ссия, трансми́ссии, трансми́ссии, трансми́ссий, трансми́ссии, трансми́ссиям, трансми́ссию, трансми́ссии, трансми́ссией, трансми́ссиею, трансми́ссиями, трансми́ссии, трансми́ссиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: гидротрансмиссия, передача. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

transmisyon* * * ж, тех. transmisyonСинонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

сущ.(передача имущества, права) transmission- наследственная трансмиссияСинонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯ, в автомобиле — устройство (шестерня или вал с цепью или приводом), передающее энергию от двигателя к колесам. Скорость, как правило, измен. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ж тех.(передача) Transmission f, Übertragung f, Antrieb mСинонимы: гидротрансмиссия, передача

Читайте также  Как устроена трансмиссия троллейбуса

ТРАНСМИССИЯ

трансмиссияתִמסוֹרֶת נ'; מִמסָרָה נ'* * *ממסרת גליםשידורתמסורתСинонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯ (от лат . transmissio — передача, переход), устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Трансмиссией называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.<br><br><br>. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯ (от лат. transmissio — передача — переход), устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Трансмиссией называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.<br>. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

— (от лат. transmissio — передача — переход), устройство илисистема для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам,мельницам, дробилкам и др.). Трансмиссией называют также всю совокупностьпередач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

Ударение в слове: трансм`иссияУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: трансм`иссия

ТРАНСМИССИЯ

трансми/ссия, -и Синонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

ж тех transmissão fСинонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

• hnací mechanismus• hnací ústrojí• převodné ústrojí• převodní ústrojí• převodný mechanismus• transmise

ТРАНСМИССИЯ

transmission– бесступенчатая трансмиссия– трансмиссия гидрообъемная– фрикционная трансмиссияСинонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

трансмиссия, трансм′иссия, -и, ж. (спец.). Совокупность механизмов для передачи движения (вращения) от двигателя к рабочим частям станков, машин.прил. . смотреть

ТРАНСМИССИЯ

f.transmissionСинонимы: гидротрансмиссия, передача

ТРАНСМИССИЯ

трансми'ссия, трансми'ссии, трансми'ссии, трансми'ссий, трансми'ссии, трансми'ссиям, трансми'ссию, трансми'ссии, трансми'ссией, трансми'ссиею, трансми'ссиями, трансми'ссии, трансми'ссиях. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯ трансмиссии, ж. (латин. transmissio — пересылка) (тех.). Устройство в виде вала с приводными ремнями, передающее движение от машины-двигателя к рабочей машине.<br><br><br>. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСМИССИЯ, -и, ж. (спец.). Совокупность механизмов для передачи движения (вращения) от двигателя к рабочим частям станков, машин. || прилагательное трансмиссионный, -ая, -ое. смотреть

ТРАНСМИССИЯ

– часть устройства авто, обеспечивающая передачу крутящего момента от двигателя до колес. EdwART.Словарь автомобильного жаргона,2009 Синонимы: гидротрансмиссия, передача. смотреть

Трансмиссия

Трансмиссия (англ. bicycle gearing) — совокупность деталей, передающих усилие велосипедиста на ведущее колесо.

Классическая велосипедная трансмиссия состоит из ведущей звезды, цепи и ведомой звезды; ведущая звезда закреплена на валу каретки, который посредством шатунов принимает нагрузку с педалей. Часто под словом трансмиссия подразумевают только звездочки и цепь, хотя педали, шатуны, переключатели и часть деталей втулки тоже относятся к ней.

Содержание

Классификация

  1. Глухая передача — педали жёстко соединены с задним колесом посредством цепи. Используется на детских велосипедах, спортивных трековых и на некоторых велосипедах для городской езды («фиксед», «глухарь»). Обладает максимальным КПД и надёжностью при минимальном весе. Однако, её использование весьма специфично и требует известных навыков, что сильно ограничивает её применение.
  2. Односкоростная — в задней втулке располагается механизм свободного хода (обгонная муфта), передающий усилие только в одном направлении — с ведущих звёзд на колесо. Применяется в наиболее массовом типе велосипедов — синглспиде.
  3. Многоскоростные — с возможностью изменять передаточное отношение трансмиссии:
      (исторически первая)
    • С Передаточное отношение

Отношение количества оборотов колеса на один оборот педалей. Важнейший параметр трансмиссии. Зависит от числа зубьев на ведущей и ведомой звездочках (их шаг одинаков на любом велосипеде), обычно этими числами и обозначается, например «передача 42-14». Нетрудно посчитать, что на один оборот педалей в этом случае придется три оборота колеса (42/14=3). Диапазон трансмисии горного велосипеда чаще всего будет от 0,68 до 3,8 (то есть в 5 с лишним раз). Понимание этих величин поможет, например, при выборе между планетаркой и обычной трансмиссией. На практике говорят просто о количестве «скоростей», поскольку распостраненные виды велосипедов имеют примерно одинаковый набор звезд. Однако, иногда это может привести к ошибочным заключениям, и следует учитывать количество зубьев звездочек.

Передаточное отношение трансмиссии не учитывает диаметра колес велосипеда, что не дает возможности сравнивать тяговые и скоростные возможности велосипедов с разными диаметрами колес. Для комплексной оценки тяги велосипеда используется параметр «укладка» или «шаг» велосипеда [1]  — это расстояние (в метрической или английской системе), которое проезжает велосипед за один оборот педалей на данной передаче. Чем меньше укладка, тем лучше тяга велосипеда на данной передаче, но меньше скорость.

Виды велосипедных трансмиссий

Типы привода

  • Цепной
  • Ременный
  • Карданный

С внешним переключением

Применяется в большинстве видов спортивных велосипедов, за исключением предназначенных для некоторых специфических видов спорта, а также в некоторых утилитарных, с целью их удешевления при сохранении возможности переключения передач.

Представляет собой 1-3 ведущих звездочки (система) и 5-11 ведомых (кассета или трещотка). Переключение передач осуществляется перебросом цепи на соседнюю звезду с помощью переключателя (соответственно, переднего или заднего), за счет чего меняется передаточное соотношение. Чтобы такой переброс был возможен, зубья звездочек сделаны короткими и тонкими (в сравнении с односкоростными), что приводит к повышенному их изнашиванию. В какой-то степени недостаток ресурса это можно компенсировать равномерным использованием всех звезд, но это снижает удобство пользования.

Цепь делается более тонкой и роль внутренней втулки выполняют выступы на пластинах (а не отдельная деталь), вследствие чего тоже сокращается срок службы и снижается надежность. При работе цепь часто оказывается перекошена, поскольку звездочки располагаются в разных параллельных плоскостях, это еще один фактор повышенного износа, из чего следует рекомендация избегать больших перекосов (то есть не использовать сочетания типа большая звезда системы — большая звезда кассеты).

Грязь, намерзшая вода и мокрый снег нередко нарушают работу такой трансмиссии. Песок может заклинить цепь, что приводит к повреждению звезд системы, глина и чернозем набиваются между звездами и цепь теряет контакт с зубьями. Из-за этого в трудных дорожных условиях нужно проявлять повышенную осторожность.

Эти и множество других особенностей делают трансмиссию горного велосипеда весьма капризным устройством, особенно в условиях грязных дорог, требующим частого обслуживания и регулярной замены тех или иных деталей. Также следует по возможности изучать устройство своего велосипеда и приобретать элементарные навыки по ремонту, поскольку поломки вдалеке от мастерских случаются довольно часто. Применение высококлассных комплектующих улучшает надежность и долговечность привода, однако не компенсирует неумелое использование.

Безусловным достоинством является высокая ремонтопригодность в полевых условиях, опытные велосипедисты умеют устранить едва ли не любую поломку (правда, зачастую с ограничением функциональности привода). [2]

Преимущества:

  • Очень широкий диапазон передаточных отношений.
  • Относительно высокий КПД.
  • Возможность переключения передач под нагрузкой.
  • Низкий вес.
  • Хорошая ремонтопригодность в полевых условиях.
  • Необходимость регулярной настройки, проверки, смазки и замены целого ряда компонентов.
  • Плохая работа при отсутствии обслуживания.
  • Плохая работа в очень грязных условиях.
  • Наличие «запрещенных» сочетаний передач.

С внутренним переключением

Основными недостатками такой трансмиссии считается значительный вес и большая стоимость, при том что диапазон передач обычно меньше, чем у «горной», а КПД хуже. Для планетарных втулок предназначены рамы с горизонтальными дропаутами, либо редкие виды с эксцентриковой кареткой или со сдвижными дропаутами. Также возможна установка планетарной втулки на распространенные рамы с вертикальными дропаутами, но при этом требуется использовать натяжитель цепи, что сводит на нет некоторые достоинства такой трансмиссии.

Очень сложная и специфичная конструкция планетарки делает её неремонтопригодной в полевых условиях. Это не столь плохо само по себе, поскольку ресурс обычно очень велик и поломки случаются крайне редко. Но из-за практически отсутствующего в нашей стране сервиса по их обслуживанию, и сложностей с запчастями и специальными инструментами, замена на новую остается едва ли не единственным способом ремонта. Кроме того, есть сведения о том, что механизм многих планетарных втулок не рассчитан на высокие нагрузки, и такие втулки мало подходят для использовании в гонках или в других тяжелых условиях. [3]

Механизм переключения располагается в задней втулке, таким образом оказывается хорошо защищенным от внешних воздействий (главным образом, от грязи и воды), а шестерни постоянно находятся в смазанном состоянии. Цепь же и звёзды обычно используются «синглспидного» типа [4] . В сумме это дает высокую надежность и неприхотливость привода при повседневном использовании.

Еще одна особенность — возможность переключать передачи без вращения педалей, что удобно для городской езды. Однако планетарные втулки, в отличие от привода с задним переключателем, плохо переключаются под нагрузкой, что опять же снижает их применимость для езды в тяжелых условиях.

Достоинства:

  • Нетребовательность к обслуживанию (включая смазку и замену деталей) и к навыкам владельца.
  • Возможность переключения передач без вращения педалей.
  • Высокая надежность при утилитарном применении (грязь, дождь, но малые нагрузки).
  • Высокий ресурс цепей и звёздочек.
  • Низкий КПД.
  • Относительно высокая цена.
  • Большой вес.
  • Низкая надёжность при высоких нагрузках, практически полная неприспособленность к экстремальным.
  • Узкий диапазон передаточных отношений у недорогих втулок.
  • Неремонтопригодность в полевых условиях.

Упомянутые выше шестерённые коробки передач являются, по сути, вариацией на тему «планетарки». С одной стороны, отсутствие необходимости упаковать всю механику внутрь втулки позволяет делать их более приспособленными к экстремальной нагрузке. С другой стороны — полное отсутствие совместимости со стандартным железом (обычно такая коробка — часть рамы, каретка — часть этой коробки, да и шатуны нужны свои) и конские нагрузки на цепь на младшей передаче (ведь передача понижается ДО цепи) — практически перечёркивает их плюсы.

Комбинированные многоскоростные системы

Существуют и ограниченно используются системы привода с комбинацией внешнего и внутреннего переключения.

  • Планетарная втулка и задний переключатель с кассетой. Наиболее распространена система SRAM Dual Drive. Позволяет отказаться от переднего переключателя, сохраняя большой диапазон трансмиссии. Применяется на дорогих складных велосипедах. со встроенным планетарным редуктором и задний переключатель. Пример — Truvativ HammerSchmidt с передаточными отношениями 1 и 1.6. Применяется на некоторых велосипедах для экстремального спорта (требует крепление ISCG на раме). Также выпускаются системы Schlupf, не требующие крепления ICSG, и Truvativ G-Boxx.
  • Планетарная втулка, натяжитель цепи и передний переключатель. Позволяет малой кровью значительно увеличить диапазон привода. Применяется разработчиками отдельных Односкоростные системы

Достоинства:

  • Высокая простота в обслуживании
  • Максимальная надежность
  • Низкая цена
  • Очень узкий диапазон применимости такого привода.

Тип привода механизма

Боуден-трос

Используется в подавляющем большинстве случаев. Боуден-трос (англ. bowden cable) — это гибкий трос, используемый для передачи усилия за счет перемещения троса (как правило, стального, также встречаются полимерные тросы) внутри гибкой трубки, называемой [5] металлической оплеткой с внешним защитным слоем из пластика или другого материала (например, кевлара).

Настройка боуден-троса выполняется с помощью барабана, представляющего собой полый болт, при вращении увеличивающий или уменьшающий эффективную длину рубашки. Соответственно, трос при этом натягивается или ослабляется.

Электрический привод

Оборудование Dura Ace Di2

Оборудование Cyber Nexus

Оборудование Alfine Di2

Схема установки компонентов Shimano Di2

В этом оборудовании вместо тросов используются миниатюрные электромоторы, встроенные в переключатели, и кнопки управления в манетках. Следующие группы оборудования Shimano выпускаются в варианте Di2 — с электроприводом переключателей:

  • Dura Ace (с 2009 года),
  • Ultegra (с 2011 года),
  • Alfine (планетарная втулка на 8 или 11 передач, с 2013 года),
  • XTR (с 2015 года).

У Campagnolo электропривод имеют 2 группы:

  • Super Record EPS (с 2012 года)
  • Athena EPS

У SRAM электроприводом (сразу с беспроводным управлением) оснащена группа RED eTap (с 2016 года).

  • Ликвидируется проблема загрязнения и вытягивания тросов.
  • Переключатели сами подстраиваются под выбранную передачу оптимальным образом, не требуя периодической настройки.
  • подседельного штыря модули.
  • Возможность несовместимости прошивок отдельных узлов.
  • Практически любая проблема в системе приводит к превращению велосипеда в синглспид до ее устранения.
  • Ограниченный температурный диапазон применения (не ниже -10 °С).

Также существует очень редкое и дорогое оборудование Shimano Cyber Nexus для [6] :

Раздаточная коробка передач

Множество автомобилей выпускается с так называемым полным приводом, где крутящий момент передается на все оси, как заднюю, так и переднюю. Это существенно повышает проходимость автомобиля, позволяя машине преодолевать достаточно серьезное бездорожье, а также повышает устойчивость авто в движении при разных дорожных условиях. И все это благодаря наличию в трансмиссии дополнительного элемента – раздаточной коробки. Без этого узла ни обходится ни один полноприводный автомобиль.

Основная задача раздатки – отобрать часть крутящего момента, который идет от вторичного вала КПП и передать его на приводной вал переднего моста. При этом на заднюю ось вращение идет постоянно. Но это классическая схема, в которой основным ведущим мостом является задний. В целом существуют различные типы раздаточных коробок по положению переключения ведущих мостов, об этом ниже.

Конструкция

Устройство раздаточной коробки самой простой конструкции включает в себя всего несколько составных элементов:

  • ведущий вал (им выступает вторичный вал КПП);
  • ведомый (по нему вращение передается на задний мост);
  • промежуточный вал;
  • вал привода передней оси;
  • механизм управления (присутствует не всегда);
  • корпус.

Между собой в простой коробке взаимодействие валов происходит благодаря шестерням.

раздаточная коробка шестеренчатая

Раздатка автомобилей BMW xDrive

Позже в конструкцию добавили еще один элемент – дифференциал, который получил название межосевого (он же – межмостовой).

Отметим, что это только одна из видов конструкций раздатки, на автомобилях применяются разные типы раздаточных коробок по конструкции, поэтому есть даже небольшая классификация их по ряду характеристик.

Принцип работы и некоторые конструктивные особенности

Принцип работы раздатки описанной выше конструкции достаточно прост. Вращение поступает от КПП на ведущий вал и передается шестернями на промежуточный. Одна из шестерен промежуточного вала имеет постоянное зацепление с шестеренкой ведомого вала, поэтому вращение сразу же передается на заднюю ось.

На промежуточном валу также имеется еще одна шестеренка – подвижная, которая при надобности вводиться в зацепление с шестерней, установленной на валу привода переднего моста. Перемещение ее осуществляется посредством механизма управления.

То есть, в авто одна ось является ведущей постоянно, вторая же – подключается при надобности. Водителю всего лишь необходимо задействовать механизм управления для ввода в зацепление шестерни, чтобы вращение стало дополнительно передаваться и на передний мост.

В целом, этот принцип работы используется во всех типах раздатки, но вот конструктивное исполнение их может быть самым разным.

Описанная схема — самая простая, в ней немало недостатков. Одним из них является наличие паразитного момента скручивания, который приводит к значительным нагрузкам на раздатку и сложности ее управления. Поэтому в конструкцию и добавили дифференциал.

В задачу дифференциала входит распределение крутящего момента между осями в определенном соотношении. То есть, при одном из отключенных мостов, на второй подается весь момент. Но как только задействуется второй мост, происходит распределение (соотношение обычно составляет 50/50 или 40/60).

Одним из недостатков межосевого дифференциала планетарного типа (самого распространенного) при включенных двух мостах является то, что в случае потери сопротивления колес на одной из осей (к примеру, она вывешена), автомобиль останавливается. Для устранения этого недостатка в конструкцию раздатки может входить также и блокировка дифференциала.

раздаточная коробка audi

Раздатка с цепной передачей автомобилей Audi Quattro

Также некоторые производители вместо шестеренчатой передачи на передний мост, используют цепь.

Классификация

В целом, конструктивных исполнений раздаток – множество, поэтому и используется классификация их. Она разделяет все существующие виды раздаточных коробок по таким критериям как:

  • Способ распределения мощности;
  • Число передач;
  • Тип механизма управления;
  • Расположение валов.

Распределение мощности

Способ распределения мощности – один из основных критериев, по которым разделяются раздатки. Он характеризует, как именно осуществляется передача вращения между осями.

По этой классификации коробки делятся на обеспечивающие:

  • Постоянный привод на обе оси без возможности отключения какого-либо мостов;
  • Возможность отключения переднего или заднего моста (он в этой компоновке трансмиссии является вспомогательным);
  • «Равноправное» отключение. Такая раздатка позволяет отключать любой из мостов (позволяет на авто сделать любой тип привода – передний, задний, полный).

Трансмиссия с постоянным приводом используется как на легковых авто, так и некоторых внедорожниках. В раздатке таких трансмиссий отсутствует механизм управления, и ведущими являются постоянно все колеса.

Отметим, что в современных конструкциях раздаток полноприводных трансмиссий дифференциал не используется, вместо него устанавливаются разного рода муфты (электромеханические, фрикционные, магнитные). Их особенность заключается в том, что они могут обеспечивать меняющееся соотношение распределения вращения. Управление этими муфтами осуществляется электроникой, что позволяет системе привода быстро реагировать на дорожные условия и направлять больший момент на требуемую ось.

Раздаточные коробки с отключаемым одним из мостов – самая распространенная компоновка для кроссоверов. Ее особенность заключается в том, что водитель самостоятельно решает, когда нужен полный привод. В такой конструкции также нередко используются муфты в качестве межосевого дифференциала. Управление коробкой может быть, как полностью механическим, так и электроприводным.

схемы полного привода

Схема видов полного привода

«Равноправное» отключение мостов встречается нечасто. Обусловлено это более сложной конструкцией самой коробки.

Количество ступеней

По количеству передач существующие типы коробок передач делятся на одно-, двух- и трехступенчатые. На легковых автомобилях и кроссоверах обычно используется одноступенчатая передача. Это означает, что передаточное число раздаточной коробки равно 1, то есть она его не изменяет и на колеса передается тот момент, который задан КПП.

На внедорожниках же часто встречается двухступенчатая раздатка. В ней имеется две передачи, у которых передаточное число равно 1 и 2. Нередко такую коробку еще называют «раздаткой с делителем». Наличие двух передач позволяет при надобности на этом узле изменить передаточное число, повысив тяговое усилие на колесах. Но при этом автомобиль движется вдвое медленнее. В обычной коробке это делается всего лишь наличием дополнительной пары шестерен.

Трехступенчатые раздаточные коробки на автотранспорте обычно не встречаются, их используют на спец. технике.

Механизм управления

Что касается типа механизма управления, то он бывает ручным, полуавтоматическим и полностью автоматическим. Первый вариант – самый надежный, поскольку в конструкции отсутствует какая-либо электроника. В такой раздаточной коробке водитель самостоятельно, при помощи системы рычагов вводит в зацепление шестерни, включая дополнительный мост.

В полуавтоматическом механизме задействование дополнительного моста осуществляется механизмом управления с электронным приводом. То есть, включение и выключение дополнительного моста проходит без участия водителя. Но такая система управления позволяет и самому водителю включать полный привод.

ручной и полуавтоматический привод

Ручной и полуавтоматический механизм управления раздаткой

Автоматическое же управление подразумевает, что работу раздаточной коробки полностью контролирует электроника. Она на основе показаний датчиков определяет момент, когда нужен полный привод и задействует его.

Положение валов

Последний критерий, по которым делятся раздаточные коробки – положение валов. Оно бывает соосным и несоосным. Первый вариант указывает на то, что ведомый и вал привода переднего моста расположены на одной оси. Ведущий же вал располагается параллельно им.

В несоосной конструкции на одной оси располагаются ведущий и ведомый валы, а вал переднего моста установлен параллельно.

Заключение

Напоследок отметим, что это общая информация, касающаяся раздаточных коробок. Чтобы более точно понять принцип работы какого-либо определенного типа этого узла, необходимо подробнее рассматривать ее конструкцию и особенности функционирования.

В трансмиссию часть входит

Техническое обслуживание механизмов трансмиссии

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании трансмиссии

При ежедневном техническом обслуживании проверяют действие механизма сцепления и переключения передач, а на автомобилях повышенной проходимости также действие механизма переключения передач раздаточной коробки.

При проведении ТО-1 выполняют следующие работы:
по сцеплению — смазывают подшипник муфты сцепления, вилок, оси, педали, проверяют величину свободного хода педали;
у автомобилей, имеющих гидравлический привод сцепления, проверяют уровень жидкости в резервуаре привода;
по коробке передач и раздаточной коробке — проверяют крепление картера и действие рычага переключения передач, при необходимости доливают масло в коробки;
по карданной передаче — проверяют крепления кронштейнов опорных подшипников карданного вала, смазку шлицев;
по главной передаче, дифференциалу, полуосям — проверяют соединения картеров ведущих мостов на герметичность, крепления гаек полуосей или шпилек на их фланцах, доливают масло в картер главной передачи.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В ТО-2, помимо работ, выполняемых при проведении ТО-1, входят:
по коробке передач и раздаточной коробке — проверка соединений картеров на герметичность, состояние валов и подшипников;
по карданной передаче — проверка состояния опорных подшипников и картеров;
по главной передаче, дифференциалу, полуосям — проверка состояния (нет ли люфта) и регулировка подшипников ведущего вала главной передачи, проверка состояния и регулировка подшипников ступиц ведущих колес.

Кроме перечисленных работ при проведении ТО-2 производят смену масла в картерах агрегатов трансмиссии в соответствии с графиком смазки.

Проверка и регулировка сцепления

Нормальная работа сцепления существенно влияет на условия работы трансмиссии автомобиля.

Недостаточная величина свободного хода вызывает пробуксовку сцепления (неполное включение) и быстрый износ фрикционных накладок и подшипника выключения сцепления. Если свободный ход педали будет велик, то не будет происходить полного выключения сцепления.

Рис. 153. Проверка величины свободного хода педали сцепления

Для проверки сцепления на полное включение затягивают ручной тормоз при работающем двигателе, включают прямую передачу и плавно отпускают педаль сцепления, нажимая на педаль управления дросселем. Если двигатель заглохнет сразу же после отпускания педали сцепления, значит, сцепление включается полностью.

Для проверки сцепления выключают сцепление при работающем двигателе и поочередно переключают передачи в коробке передач. При исправном сцеплении переключение передач происходит бесшумно.

Величину свободного хода педали проверяют линейкой (рис. 153), приставленной вплотную к педали сцепления и упирающейся в пол кабины. Заметив по шкале линейки положение отпущенной педали, нажимают рукой на педаль и приводят ее в положение, соответствующее началу выключения сцепления, что определяется резким увеличением усилия, необходимого для перемещения педали. По шкале линейки определяют разницу указанных двух положений педали в миллиметрах.

В автомобилях ГАЗ -51А, ГАЗ -53А, ЗИЛ -130 величину свободного хода педали сцепления регулируют изменением длины тяги, соединяющей вилку выключения сцепления с рычагом на валике педали. Для увеличения свободного хода педали сцепления регулировочную гайку на тяге отвертывают, а для уменьшения — завертывают.

У двухдисковых сцеплений ( ЗИЛ -164) при неполном выключении, кроме регулировки величины свободного хода педали, регулируют положение среднего ведущего диска сцепления. Для этого отвертывают болты крепления нижней крышки картера сцепления и снимают ее. После этого повертывают коленчатый вал пусковой рукояткой и устанавливают попеременно каждый из трех установочных винтов в нижнее положение, завертывают винты до упора, а затем вывертывают каждый из них обратно на пять прорезей (пять «щелчков»). Зазор между торцом установочного винта и средним ведущим диском при этом будет 1,25 мм. По окончании регулировки ставят и закрепляют нижнюю крышку картера сцепления.

Регулировка главной передачи

Правильная и надежная работа главной передачи автомобиля в большой степени зависит от регулировки подшипников валов. Неправильная регулировка подшипников может привести к выходу из строя не только самих подшипников, но и шестерен главной передачи и дифференциала.

Вследствие износа шестерен, подшипников и ослабления креплений нарушается регулировка, увеличивается осевое перемещение шестерен при работе под нагрузкой. Характерным признаком является повышенный шум шестерен, что ведет к быстрому износу и выкрашиванию зубьев. Поэтому при техническом обслуживании автомобиля следует проверять и при необходимости регулировать подшипники главной передачи и дифференциала.

Следует иметь в виду, что чрезмерная затяжка подшипников главной передачи увеличивает их нагрев и ускоряет износ, а при слабой затяжке будет увеличенный осевой зазор, что также приводит к ускоренному износу и разрушению подшипников вследствие перекоса роликов и возникающих при этом ударных нагрузок.

Подшипники главной передачи регулируют с предварительным натягом, т. е. так, чтобы осевое перемещение вала совершенно отсутствовало и при этом вал проворачивался от руки с некоторым сопротивлением.

Величина предварительного натяга подшипников определяется крутящим моментом, необходимым для проворачивания вала в подшипниках.

Регулировка подшипников вала ведущего зубчатого колеса главной передачи автомобиля ГАЗ -51А. При появлении в подшипниках осевого зазора, превышающего 0,03 мм, производят регулировку.

Осевой зазор подшипников измеряют индикаторным приспособлением.

После этого поворачивают переднюю крышку картера заднего моста до совпадения ее отверстий с резьбовыми отверстиями фланца стакана подшипников вала ведущей шестерни; ввертывают два болта крышки в резьбовые отверстия фланца стакана и при помощи их вынимают стакан вместе с валом ведущей шестерни из картера.

Рис. 154. Выпрессовка стакана подшипников в сборе с валом ведущей шестерни при помощи болтов-съемников:
1 — стакан п сборе с валом ведущей шестерни, 2 — болты-съемники

Затем проверяют, достаточное ли количество прокладок имеется между подшипниками. Для этого зажимают фланец стакана (рис. 155) в тиски, расшплинтовывают гайку и завертывают ее до отказа. Если регулировочных прокладок имеется достаточное количество, то ведущая шестерня проворачивается за фланец свободно, при этом будет ощущаться осевой зазор в подшипниках.

Рис. 155. Детали крепления и регулировки подшипников ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ -51А:
1 — шплинт, 2 — гайка, 3 —шайба, 4— фланец (крепления кардана), 5 — крышка подшипников, 6 — шайба опорная подшипника, 7 — внутреннее кольцо переднего подшипника, 8 — регулировочные прокладки, 9 — распорная втулка, 10— вал ведущей шестерни, 11 — стакан подшипников вала ведущей шестерни

При недостаточном количестве регулировочных прокладок подтяжка гайки приведет к тому, что ведущая шестерня будет проворачиваться очень туго или совсем не будет проворачиваться. В этом случае надо правильно подобрать толщину регулировочных прокладок, расположенных между торцом кольца внутреннего переднего подшипника и распорным кольцом, с тем чтобы обеспечить предварительный натяг подшипников.

Для этого отвертывают корончатую гайку, снимают фланец, крышку с сальником и внутреннее кольцо переднего подшипника. Затем вынимают или добавляют одну или две регулировочные прокладки в зависимости от величины осевого зазора в подшипниках.

Далее собирают стакан вала ведущей шестерни в последовательности, обратной разборке, но без сальника в крышке и затягивают до отказа корончатую гайку. При этом одна из прорезей гайки должна совпадать с отверстием в валу для шплинта. При недостаточной затяжке гайки возможно проворачивание внутреннего кольца подшипника, износ регулировочных прокладок и, как следствие, опасное увеличение осевого люфта ведущей шестерни.

Для проверки регулировки прокладками зацепляют крючок динамометра за отверстие фланца кардана (рис. 156) и плавно поворачивают шестерню. Затем отвертывают гайку, снимают фланец, ставят на место крышку с сальником и фланец, затягивают гайку до положения, отмеченного кернером, и зашплинтовывают ее. Собирают задний мост, ставят рессоры и присоединяют фланцы карданного вала к ведущей шестерне главной передачи.

Подшипники вала ведущей шестерни автомобиля ГАЗ -5ЭА регулируют аналогичным образом, толщина регулировочных прокладок—0,1; 0,15; 0,025 мм.

В автомобилях ЗИЛ -164А, ЗИЛ -130 подшипники регулируют подбором регулировочных шайб, расположенных между торцом внутреннего кольца переднего подшипника и распорной втулкой. Набор регулировочных шайб состоит из восьми штук, толщина которых 2,0—2,02; 2,05—2,07; 2,15— 2,17; 2,25—2,27; 2,35—2,37; 2,45-2,47; 2,55—2,57; 2,60—2,62 мм.

Разборка стакана, подбор суммарной толщины двух регулировочных шайб, сборка стакана и проверка подбора шайб выполняются так же, как на автомобиле ГАЗ -51А.

Подшипники промежуточного вала главной передачи автомобилей ЗИЛ -164А, ЗИЛ -130 регулируют подбором регулировочных прокладок, расположенных под крышками подшипников. Набор регулировочных прокладок состоит из пяти штук, толщина которых 0,1; 0,5; 0,2; 0,1 и 0,05 мм.

Под каждой крышкой обязательно должны быть установлены прокладки толщиной 0,05 и 0,1 мм, остальные по мере необходимости. Прокладки должны удаляться с обеих сторон одинаковой толщины и по равному количеству.

Ежедневно перед выездом из гаража осмотром проверять отсутствие подтекания масла из картеров коробки передач и главной передачи, проверять действие сцепления,коробки передач, карданной и главной передач на ходу автомобиля.

Через 10 тыс. км пробега контролировать уровень жидкости в бачке привода сцепления; проверять свободный ход педали сцепления и уровень масла в картерах коробки передач и главной передачи. Подтягивать болты и гайки крепления фланцев карданных шарниров и промежуточной опоры.

После первых 15—20 тыс. км пробега, а в дальнейшем через 24—30 тыс. км заменять масло в КП и главной передаче в следующем порядке: после поездки, когда масло теплое, через спускные отверстия, вывернув пробки, слить масло из картеров, поднять задние колеса домкратом, завернуть спускные пробки, залить для промывки в картеры масло для двигателя до половины уровня, пустить двигатель, включить четвертую передачу на 1—2 мин. Остановить двигатель, слить промывочное масло и заправить картеры маслом до нормы.

На автомобиле ВАЗ необходимо вывернуть пробки и смазать консистентной смазкой ФИОЛ -1 шлицевое соединение переднего карданного вала со стороны эластичной муфты. На автомобиле «Москвич» заполнить штауферные масленки подшипников полуосей консистентной смазкой 1-13 или ЯНЗ -2 и завернуть колпачки.

На автомобиле ЗАЗ через 12 тыс. км смазать карданные шарниры полуосей трансмиссионным маслом, которое нагнетать шприцем до выхода через все уплотнители подшипников крестовины.

Картеры пополнять можно только тем маслом, которое было залито ранее; при переходе на другой сорт масла картер необходимо промывать заправляемым маслом. Консистентные смазки нагнетаются при помощи солидолонагнетателя. Нагнетание смазки следует производить до полного выхода отработавшей и появления свежей смазки из зазоров сопряженных деталей. Если смазка через масленку не проходит, необходимо вывернуть масленку и проверить ее исправность путем нагнетания через нее смазки. При эксплуатации автомобиля по грязным и запыленным дорогам сроки смазки узлов сокращаются в 2—3 раза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: