Трансмиссия cvt что это значит

Вариаторная коробка передач. Что такое CVT.

Nissan CVT

При описании технических характеристик автомобилей важным пунктом является тип коробки передач и число передач. С классической механической трансмиссией все понятно (не о ней речь). Про традиционную автоматическую трансмиссию (АКПП, «автомат») слышали, пожалуй, все. А вот что такое трансмиссия CVT, обычно именуемая «вариатором»…

Условно коробки передач можно разделить на два вида – те, с которыми нужный режим передачи тяги приходится выбирать вручную – МКПП, и те, которые делают это самостоятельно – АКПП. В последних задача водителя – указывать технике, заблокировать ли трансмиссию, двигаться вперед, назад, или перейти на «нейтраль» – то есть просто выбирать режимы «P», «R», «N», «D»… Для управления режимами привычной многим АКПП служит всего один рычаг (и иногда дополнительные клавиши). Но ведь и в машине с «вариатором» тот же самый рычаг! Да, но, это ещё не значит что эти совершенно разные коробки передач имеют сходное устройство.

Принцип действия главного узла, который используется сейчас в CVT – Continuously Variable Transmission (CVT – бесступенчатая трансмиссия – дословно, «постоянно изменяющаяся трансмиссия»), которую мы привыкли называть «вариатором», был описан ещё в 1490 году Леонардо да Винчи. Первый патент на вариатор был оформлен в 1886 году, но с тех пор технология значительно продвинулась вперед. Первые автомобили, в которых этот узел успешно применили, появился почти через 500 лет после этого – под известной сейчас «грузовой» маркой DAF (Нидерланды) когда-то производились и легковые автомобили, и именно на одной из таких голландских моделей в 1958 году впервые в мире стал серийно применяться вариатор. Со временем не только европейцы, но и японцы стали интересоваться этим оригинальным типом коробки передач, и когда в 1990 году в США в продаже появилась первая машина с CVT, ей стала именно японская Subaru Justy GL. Со временем CVT избавились от своих «детских болезней», и вот теперь очень часто автомобили с вариаторами вытесняют с первых мест в рейтингах продаж своих «автоматных» собратьев.

В отличие от традиционных автоматических трансмиссий, в вариаторной коробке нет заданного количества ступеней. Самый известный тип вариатора работает на основе ворота, позволяющего без использования жестко заданных передач установить любой коэффициент передачи крутящего момента.

Если вас смущает слово «передача», которое продолжают использовать при описании CVT трансмиссий, то напомним, что в широком смысле «передача» – это отношение скорости колёсного вала к скорости двигателя. И хотя в вариаторном типе трансмиссии отсутствуют ступени, термин «передача» продолжает использоваться из удобства.

По сравнению с обычной трансмиссией, в которой используется достаточно сложное сочетание шестерней, тормозов, захватов и управляющих устройств, вариатор – это образец простоты.

В большинстве вариаторных трансмиссий есть три компонента:

  1. Входной «движущий» ворот с изменяемым диаметром;
  2. Выходной «движимый» ворот с изменяемым диаметром;
  3. Металлический или резиновый ремень.

Кроме того, в CVT используется множество микропроцессоров и сенсоров, но эти три элемента – ключевые.

CVT

Ворот с изменяемым диаметром – сердце вариатора. Такой ворот состоит из двух 20 градусных конусов, направленный остриями друг к другу. В желобе между конусов протянут ремень. Обычно используются V-образные ремни, если они изготовлены из резины.

Когда конусы расположены дальше друг от друга и ремень находится в нижней части желоба, радиус петли уменьшается. Когда конусы расположены ближе друг к другу, ремень располагается выше, и, следовательно, радиус увеличивается. В вариаторах для изменения расстояния между половинками ворота используют гидравлический пресс, центробежную силу или пружины.

Вороты с изменяемым диаметром используются парами. Один ворот, называемый «движущим» (drive pulley или driving pulley), подсоединён к коленчатому валу двигателя. Так же иногда используют слово «входной» т.к. через него в трансмиссию поступает энергия от двигателя. Второй ворот, называемый «движимым» (driven pulley), передает крутящий момент колесному валу. Поэтому, его можно назвать «выходным» воротом.

Что бы сохранить натяжение ремня, когда один ворот увеличивает радиус, второй одновременно его уменьшает. Изменяя радиус воротов относительно друг друга, можно получить бесконечное количество ступеней. Например, когда радиус «движущего» ворота уменьшен, а «движимого» увеличен, то скорость вращения снижается и мы получаем пониженную передачу. Если радиус увеличен на «входном» вороте, а на втором снижен, то скорость вращения увеличивается и получается повышенная передача.

Простота и отсутствие ступеней делают CVT трансмиссию идеальной для многих видов техники, а не только автомобилей. Например, уже долгое время вариаторы используется в промышленных прессах, тракторах и скутерах. Во всех этих случаях в вариаторе использовались ремни из плотной резины, которые могли скользить и растягиваться, снижая эффективность.

Долгое время трансмиссии CVT не пользовались большой популярностью в связи с недолговечностью ремней – ведь даже самый прочный резиновый ремень в таком режиме долго не выдержит.

CVT Metal Belt

Использование новых материалов позволило сделать вариаторы еще более надежными и эффективными. Одним из важнейших моментов стало использование металлических ремней для соединения воротов. Эти ремни состоят из нескольких тонких стальных полос (обычно 9 или 12), скрепленных металлическими зажимами. Металлические ремни не скользят и отличаются высокой прочностью, позволяя использовать вариаторы с двигателями высокой мощности. Кроме этого трансмиссия с такими ремнями работает тише.

MB CVT

Сегодня всё больше крупнейших автопроизводителей (таких как General Motors, Audi, Honda, Nissan, Toyota и мн. др.) проектирует свои автомобили на основе вариаторной трансмиссии.

По материалам: HowStuffWorks «Auto», АвтоРелиз и Ambox
© При использовании материалов сайта гиперссылка на TransParts.by обязательна.

  • Назад
  • Вперед
  • Вы здесь:  
  • Главная страница />
  • Статьи />
  • Вариаторная коробка передач. Что такое CVT.

Подробно о надежном вариаторе производства Toyota Direct Shift-CVT

Компания Toyota презентовала серию новых узлов и агрегатов, основанных на архитектуре TNGA. Так кроме двухлитрового рядного силового агрегата с термическим КПД 40 процентов была презентована бесступенчатая трансмиссия Direct Shift-CVT со «стартовой передачей». Главным достоинством коробки передач, со слов производителя, является плавное и фактически незаметное переключение скоростей.

За счет этого на любой скорости КПП может подобрать оптимальное передаточное число, а это станет определяющим условием для того, чтобы двигатель работал в оптимальном режиме. Однако есть и небольшой недостаток – водитель теряет чувство автомобиля, ведь с нажатием на педаль газа мотор почти не меняет обороты. Насколько надежен данный агрегат, и какими еще достоинствами он характеризуется?

Вариатор легче аналогов

Чем отличается Direct Shift-CVT от того, что было разработано раньше? В этом устройстве есть механическая первая передача. В компании Toyota она получила название Launch gear, что означает «стартовая передача». Благодаря зубчатой передаче транспортное средство трогается с места и разгоняется от 25 км/ч и выше, в зависимости от того, как интенсивно водитель жмет на педаль акселератора. После этого механическая передача выключается и в работу вступает вариатор.

Происходит это за счет электроники: она просто переводит работу коробки с редуктора на ременной привод. Плавность переключения – «фишка» трансмиссии, за которую отвечает электронный блок управления. Во время его разработки и программирования были заимствованы технологии у автоматических трансмиссий. Новая компоновка позволила изготовителю уменьшить размеры шкивов и угол конуса, что благоприятно сказалось не только на общей конструкции (она стала компактней и легче), но и на времени перемещения ремня – экономия порядка 20%.

Преимущества Direct Shift-CVT

Механическая первая передача дает возможность транспортному средству динамично развивать скорость с места, причем без фактической потери крутящего момента. Передаточное число «стартовой передачи» равняется 4.62, а это значит, что вариатор способен обеспечить движение транспортного средства по бездорожью максимально эффективно используя поступающий с силового агрегата крутящий момент. Технологичность Direct Shift-CVT в том, что коробка передач совмещает в себе достоинства сразу двух типов трансмиссии – механики и вариатора.

Читайте также  Когда трансмиссия радио рекорд

Производитель гордится и тем, что новый разработанный им агрегат обеспечивает:

  • оптимальный температурный режим работы КПП даже во время покорения бездорожья;
  • работу мотора в зоне низких оборотов в случае резкого старта с места;
  • высокий ресурс внутренних составляющих за счет того, что двигатель постоянно находится в оптимальных режимах работы.

Решение внедрить в агрегат зубчатую пару привело к уменьшению диапазона изменений передаточных чисел CVT. В предыдущей модели это значение равнялось 6.5, а в новом вариаторе 5.0. Что это дало? Как уже было сказано выше – уменьшение габаритов и общей массы коробки передач, но одновременно с этим снизились и потери от инерции.

Если верить официальным заявлениям представителей Toyota, уменьшение произошло на 40%. В общей сложности скорость работы Direct Shift-CVT стала выше на 20%. В связи с конструктивными изменениями потребовался более мощный и эффективный насос. С этим проблем у инженеров Toyota не возникло. В результате общий расход топлива транспортным средством, опять же, со слов представителей Toyota, снизился на 6%.

Возможность ручного переключения

Практически все современные CVT предполагают наличие ручного режима переключения скоростей. В Toyota решили не отходить от намеченного тренда и также наделили Direct Shift-CVT подобным режимом. Всего вариатор получил 10 фиксированных скоростей, что считается рекордом для CVT, и максимальным значением для автоматических трансмиссий. Сегодня 10-ступенчатые гидроавтоматы производят разве что в General Motors. Остальные постепенно отказываются от подобной затеи.

Потенциал вариатора в плане ресурса

Разработкой данного агрегата специалисты Toyota уже по сложившейся традиции занимались совместно с коллегами из Aisin. Этим вариатором уже оснастили Toyota Corolla Hatchback осенью 2019 года, автомобиль предназначен для американского рынка. Что касается российских покупателей, то каждый желающий приобрести транспортное средство с Direct Shift-CVT сегодня может рассчитывать на покупку Toyota RAV4 пятого поколения XA50 с данной трансмиссией.

Поскольку Direct Shift-CVT находится в деле не так давно, можно делать первые осторожные выводы. Вариатор не получился идеальным, нашлось несколько «детских болезней», которые производителю пришлось оперативно лечить. Так оказалось, что в этом агрегате довольно слабый и чувствительный гидротрансформатор. Уже спустя несколько месяцев после продажи первых экземпляров Toyota отзывали все автомобили с этим вариатором для замены агрегата на аналогичный, но с другим ГДТ. Так как новая коробка еще в дефиците, компания по отзыву автомобилей длится до сих пор.

Еще одно проблемное место – соленоиды. Они чувствительны в отношении качества и чистоты трансмиссионного масла. Это значит, что менять трансмиссионное масло в Direct Shift-CVT придется как можно чаще. Но из всего этого можно извлечь и положительный момент – до России технологичная трансмиссия дошла после тщательной проверки в реальных условиях. То есть, конечный покупатель сможет приобрести автомобиль с уже надежным и лишенным каких-либо недостатков вариатором CVT. Ожидаемый ресурс – 300 тыс. км. Но, опять же, многое зависит от обслуживания.

Коробка передач CVT — что это такое? Автомобильная коробка передач — вариатор

Просто иметь автомобиль недостаточно, важно еще и разбираться, что в нем и как работает. Естественно, никто не требует от обычного водителя досконального знания принципов действия двигателя внутреннего сгорания, но хотя бы простые вещи понимать нужно, чтобы при необходимости самостоятельно починить машину. К сожалению, поломки бывают. И сейчас речь пойдет об одном важном элементе. Коробка передач CVT — что это такое? Именно на данную тему мы и поговорим далее.

Трансмиссия

Именно с этих основ и стоит начать. В первую очередь вам надо понять, что представляет собой это устройство в целом. А уж потом думать на тему о том, как устроена коробка передач CVT, что это такое и т. д.

коробка передач cvt что это такое

Итак, трансмиссия – обязательный элемент автомобиля. Дело в том, что без неё вся работа сложного механизма внутреннего сгорания пойдет насмарку. Функционирование трансмиссии заключается в том, чтобы передавать крутящий момент с двигателя на колёса. Собственно, это и приводит автомобиль в движение. Так что, как видите, важность её довольно сложно переоценить.

Кроме того, есть и другие функции, например, изменение тягового усилия, скорости, а также общего направления движения. Состоит трансмиссия из целой плеяды различных деталей. В данном случае нас интересует лишь коробка передач. Но о ней речь пойдет немного ниже.

Кроме того, вам также необходимо знать, что в автомобилях обычно используется электромеханическая, а иногда и просто механическая трансмиссия. По крайней мере, такова ситуация на сегодняшний день.

Коробка передач – что это такое

Что вам нужно понять, так это то, что подобная система характерна только для машин с ДВС. В других случаях, например, для электромобилей, никаких рычагов не будет. Просто потому, что нет такой необходимости.

ремонт акпп

Работа коробки передач как таковой заключается в следующем: двигатель, который используется в автомобилях, имеет очень широкий диапазон крутящего момента. Колеса же, в свою очередь, не могут вращаться с той же скоростью. Использование трансмиссии позволяет нивелировать разницу в оборотах. КП же помогает водителю контролировать скорость вращения, разгоняясь и замедляясь в нужный момент.

Из того, что еще нужно сказать: на сегодняшний день применяются механические коробки передач, управляемые вручную, автоматические и вариаторы. Именно на них остановимся подробнее.

Механическая коробка передач

Особо задерживаться на этом не надо, но некоторые вещи все-таки стоит прояснить. Например, принцип работы. Итак, заключается он в сложном механизме валов и шестерней. Именно ими и управляет водитель, сдвигая рычаг передачи, просто подстраивая механизм под нужный ему режим работы. Все комбинации механизма отличаются друг от друга передаточным числом, от чего и будет зависеть та скорость, которую набирает вся машина в целом.

В общем, практически на всех автомобилях, которые можно увидеть в городе, если и установлена механическая, а не автоматическая коробка передач CVT, то только трехходовая. Это означает, что режимов работы будет пять или шесть. То есть четыре, а возможно, и пять скоростей для езды вперед, а также задняя скорость, чтобы изменить направление движения. Именно таким образом и создается 5-ступенчатая коробка передач.

Иногда попадаются экземпляры с четырехходовой коробкой, и это означает наличие шестой, а то и седьмой передачи.

коробка передач cvt nissan

Автоматическая КПП

Технически любая коробка передач, которая способна работать самостоятельно, без участия водителя, то есть достигая нужной скорости, просто меняя комбинации валов, считается автоматической. Но на деле же так обычно называют только планетарные гидромеханические системы. Они наиболее распространены, и речь практически всегда идет о них. Потому рассматривать другие варианты не нужно.

Разве что стоит упомянуть про электропневматические и электромеханические устройства. Дело в том, что работает все на электронике, то есть определенный алгоритм действий «вшит» в саму КП.

Тем не менее водитель не полностью исключен из процесса – это необходимо для обеспечения безопасности. Так, человек за рулем может выбрать режим работы своего автомобиля. Собственно, именно от этого аспекта зависит, как быстро переключаются передачи и каков предел повышения скорости.

Для регулирования таких деталей чаще всего используют обычный рычаг. Правда, его назначение со временем поменялось, но многим водителям так просто привычнее. Однако есть и такие модели машин, где используются кнопки. На современных же авто вообще можно встретить полноценную цифровую клавиатуру, которая, собственно, и управляет системой.

Читайте также  Автоматическая трансмиссия с вариатором это

Вариатор

Передача, трансмиссия – это все, конечно, очень важная информация. Но теперь нужно подойти к основной теме разговора. То есть к вариативной коробке передач. Собственно, на этом и будет сконцентрировано все внимание.

CVT, или Continuously Variable Transmission, – именно так расшифровывается данная аббревиатура. Особенность такой коробки передач в том, что она способна плавно изменять диапазон оборотов. Таким образом можно избежать резких рывков, которые характерны для механической, и даже мягких постукиваний – для АКПП.

Преимуществ у подобной системы достаточно много.

автоматическая коробка передач cvt

Сегодня их используют исключительно для легковых машин. Дело в том, что технически они довольно сложны, потому производить их достаточно большими и мощными для тех же тракторов или танков – занятие трудновыполнимое. К тому же основная их цель – облегчить существование простым людям, а они, как известно, ездят в основном на седанах и хетчбэках.

Устройство и работа вариатора

Коробка передач CVT – что это такое? Чтобы понять, нужно сперва разобраться в её устройстве. В целом это достаточно сложный механизм, о чем было упомянуто раньше. Но общую структуру объяснить можно.

Итак, главенствующее место занимает прибор, который обеспечивает одновременно передачу оборотов с двигателя и разъединение его с коробкой. Используется для работы на нейтральном положении. Сам вариатор как таковой применяется для езды на любых скоростях. Отдельным механизмом управляется задний ход – дело в том, что CVT попросту не способна сама обеспечить движение в эту сторону. Потому приходится заимствовать наработки у автоматических коробок передач.

Устройства, которые используются, могут быть разными. Речь сейчас идет о первом в списке, то есть о передаче крутящего момента. Например, самым распространенным является гидротрансформатор. Далее, существует еще центробежное и электромагнитное сцепление, а вдобавок – многодисковое «мокрое».

Варианты вариатора

Такая тавтология вполне уместна. Дело в том, что для создания самого механизма CVT могут использоваться немного отличающиеся друг от друга детали, которые и влияют на работу.

Например, самые дешевые и достаточно распространенные – это клиноременные вариаторы. Здесь используется обыкновенная ременная передача, образованная с помощью двух конических дисков. Движение последних влияет на общий диаметр и управляется с помощью гидравлического механизма.

Ремни из резины давно канули в Лету, в основном из-за своей недолговечности. С рабочим ресурсом всего в пятьдесят тысяч километров и довольно плохой гибкостью, ничего удивительного в этом нет. Их заменили металлизированными ремнями из нескольких полосок стали. Все проблемы прошлых вариантов были решены.

Существует и еще один возможный метод работы – металлическая цепь. Гибкость здесь превосходит всяческие ожидания. Для передачи импульса используют все те же высококлассные и очень прочные стальные конусы. Все это нужно для увеличения срока службы. Так как это достаточно современная разработка, нет ничего удивительного, что именно она вытесняет все аналоги с рынка. КПД тут наибольший, а потери, неизбежные при передаче крутящего момента, сведены к минимуму.

CVT (коробка передач). Минусы

Как и любое другое устройство, это не застраховано от недостатков. Они просто компенсируют ту пользу, что приносить задействование подобного механизма.

cvt коробка передач минусы

Во-первых, пересев на машину с подобной КП вместо обычной, вы будете довольно долго ощущать некий дискомфорт. Дело в том, что обороты могут колебаться в широком диапазоне. Особенно часто это происходит, когда автомобиль ускоряется. Но такой минус компенсируется тем, что сама работа более гладкая. Как уже было сказано раньше, отсутствуют рывки и прочие «радости жизни» на плохих дорогах.

Также можно привести и практический пример одного из известных автомобильных производителей. Например, коробка передач CVT Nissan. Одна из моделей, «Альтима» 2013 года выпуска, оснащена как раз такой системой. Так вот, водители жалуются на довольно ощутимый недостаток чувствительности. Правда, не все это замечают, что стоит отдельно отметить. Также глава компании уточнил, что подобные устройства являются хорошей альтернативой автоматике, да еще и вдобавок с низким потреблением топлива и минимизированным уровнем выбросов.

Стоит учитывать и тот факт, что далеко не каждая CVT в состоянии справиться с буксированием. К тому же общая ненадежность старых моделей сильно подмочила репутацию системы в целом. Но на сегодняшний день такие проблемы в большинстве своем решены. По крайней мере, в плане долговечности.

Приобретение

Еще один интересный вопрос – это цена коробки передач. Дело здесь в том, что вариатор нужно приобретать целиком – сразу вместе с трансмиссией. Иначе никакого толка от такой покупки просто не будет. А вот тут и возникают те самые трудности, ведь цена вопроса очень и очень высока. Трансмиссия – важная деталь автомобиля, и поэтому нельзя экономить на ней.

Только сама покупка может вылиться в сумму более 200 тысяч рублей. Частенько даже намного больше. И это без учета установки, прохождения техосмотра и т. д.

коробка передача cvt вариатор

Тем не менее найти подобные детали вполне можно. Для этого есть два основных пути. Первый – это обратиться в сервисный центр или филиал производителя в вашем городе (там могут посоветовать место для покупки деталей для их автомобиля), супермаркет запчастей или же попробовать все делать самостоятельно. То есть покупать с рук. Правда, в последнем случае никто не может гарантировать вам безопасность ваших вложений.

Что касается установки, намного лучше, если производиться она будет специалистами. Не имея достаточного опыта в обращении с подобными механизмами, легко напортачить. А учитывая потраченную сумму, это не совсем разумно.

Ремонт АКПП

Следующий важный пункт плана – это научиться ухаживать за собственной «ласточкой». На самом деле называть вариатор автоматической коробкой не совсем корректно, ведь передач как таковых там попросту нет. Но в целом это не так уж и важно.

Самая уязвимая часть конструкции – ремень. Собственно, чаще всего ремонт АКПП заключается именно в его замене. Проблема тут в том, что популярная сегодня стальная цепь вполне в состоянии повредить даже конусы-держатели, несмотря на их прочность. А вот это уже может привести к очень серьезным последствиям.

механическая трансмиссия

Также нужно следить за датчиком скорости. Предустановленный не особенно надежный, часто может сбоить. Например, при разрыве ремня он попросту замирает, хотя и переводит трансмиссию в аварийный режим. Последний, впрочем, далеко не всесилен, и все равно может не уберечь от последствий. Кстати, замена масла в таких коробках производится только на специализированных СТО. А квалифицированных механиков, знающих толк в обслуживании бесступенчатого вариатора, в России очень мало. Поэтому даже такая простая процедура, как замена масла, становится весьма проблемной для автовладельца.

Заключение

Собственно, вот и все, что вам нужно знать о вариаторе. Так что теперь не придется задаваться таким непростым вопросом: «Коробка передач CVT – что это такое?» Отметим, что это устройство капризное. Именно таким словом можно его охарактеризовать. Неустойчивость на неровных дорогах, особенно на неасфальтированных, некоторые проблемы с гарантией и общей надежностью — все это не внушает особого доверия. Поэтому вряд ли оно справится с конкуренцией на российском рынке.

Тем не менее коробка передача CVT (вариатор) вполне пригодна для использования. В чем-то она даже превосходит свои аналоги. Пусть пока эту коробку переключения передач и не довели до абсолютного совершенства, все равно она достойна внимания.

Читайте также  Все элементы трансмиссии автомобиля

Итак, мы выяснили устройство такой трансмиссии, как бесступенчатый вариатор.

Что такое вариатор cvt? Устройство вариаторной коробки передач

Современному автолюбителю, который хорошо разбирается в нынешнем поколении автопрома, хорошо известны основные типы трансмиссии: классическая «механика», автоматическая и с недавнего времени роботизированная коробка передач. Читая материалы, посвященные выходу новых авто мы чаще всего, сталкиваемся именно с этим трио, не подозревая что вариантов доступного выбора гораздо больше. Для примера возьмем автоматическую трансмиссию. Кроме стандартного АКПП на несколько диапазонов, в этом сегменте существует вариатор cvt. Но почему о нём известно не так много? Попытаемся разобраться с подобной технологией, попутно разобрав её плюсы и минусы.

Что такое вариаторная коробка передач

Довольно часто можно услышать предположение, что это новый вид трансмиссии, которую сейчас активно применяют на новых моделях машин. Что такое вариатор на самом деле знают немногие.

Вариатор CVT (Continuously Variable Transmission «CVT») – это передающее устройство между мотором и колесами, разработанное и примененное еще в 1886 году (первый прототип был и вовсе описан известным инженером, и конструктором Леонардо Да Винчи). В таком типе трансмиссии, в отличие от ступенчатой системы АКПП, нет привычной коробки передач. Принцип работы вариаторной коробки напоминает работу стандартного ворота, а основная особенность её состоит в возможности плавной перемены передач вращения, ведущего и ведомого валов.

Однако утверждать, что варитор cvt это простой механизм из-за отсутствия ступеней и диапазонов – заведомо ошибочно. В сравнении с автоматической трансмиссией стандартного образца, вариаторная обладает непростым сочетанием из воротов и ремней, которые со стороны кажутся «первобытным» механизмом. А современные наработки в этой сфере, ко всему прочему оснащены неисчислимым количеством микросхем и сенсоров, значительно усложняя конструкцию устройства.

Техническая составляющая вариатора

Чтобы лучше понять устройство вариаторной коробки передач, необходимо четко ознакомится с 3 самыми основными частями, использующимися в конструкции вариатора. В абсолютном большинстве таких типов устройств встречаются:

  • движущий (входящий) ворот;
  • движимый ворот (выходящий);
  • металлические или резиновые ремни скрепления.

Чтобы понять, что значит вариаторная коробка передач, достаточно будет разобрать несложный механизм работы подобного устройства. Оба ворота имеют изменяемый диаметр действия. Расположены шкивы друг напротив друга, и скреплены V-образным ремнем. Конусы вариатора, в отличие от обычного «автомата», имеют сдвигаемые части. Если входящий ворот раздвигается, ремень совершает движение по пути малого диаметра, опираясь гранями по его поверхности. На практике это соответствует 5-6 передаче. А вот если ситуация противоположная, и ворот сдвинут, то в действие первая передача.

Вся хитрость в использовании подобного устройства состоит в том, чтобы удачно и плавным образом совершать переключение передаточного числа. При достаточной плавности действия различия между привычными ступенями не будут заметны. Кроме того, передача крутящего момента по пути двигатель-трансмиссия-шасси происходит не с помощью давления масла, а с помощью кинетической силы механизмов.

Преимущества автомобиля с вариаторной коробкой передач

Активное изучение такой технологии началось еще в XIX веке. С тех пор, устройство вариаторной коробки передач постоянно улучшалось, а сам метод управления транспортного средства с помощью него постепенно выходил на новый уровень. Однако, потенциальную выгоду увидели в нём недавно, когда начали оснащать современные модели подобным типом трансмиссии. На сегодняшний день, наиболее крупные автомобильные производители в лице GM, Audi, Nissan, Toyota и многих других, оснащают свои флагманы именно таким типом трансмиссии.

Использования вариторной коробки передач подразумевает выгоду сразу в нескольких направлениях, как в целях личной экономии водителя, так и в сохранении ресурса всего автомобиля. Наиболее основными из них есть:

  • автомобиль гораздо быстрее разгоняется (в сравнении со стандартными АКПП);
  • высокие показатели КПД (на 5-10% выше чем у АКПП);
  • простота в управлении автомобилем (в сравнении с системой, использующейся в МКПП);
  • уменьшенные показатели расхода топлива (в сравнении с МКПП и стандартной АКПП);
  • ровная и плавная езда, благодаря незаметному переключению скоростей (без рывков и провалов между переключениями диапазонов скорости).

Минусы вариаторной коробки передач

Однако питать ложные надежды в «совершенности» такого приспособления также не нужно. Среди всего прочего, минусы вариаторной коробки передач существенны, особенно для потенциального рядового автолюбителя. Наиболее основными являются:

  • сложный ремонт. Несмотря на такой несложный механизм, нарушить работу воротов легко, если не имеешь достаточного опыта в обращении с вариатором. Официальных сервисных центров, занимающихся ремонтом такого типа трансмиссии днём с огнём не сыщешь (хотя тенденция в последнее время склонна к изменениям), не говоря уже о городах с населением меньше миллиона;
  • низкий ресурс ремня (о котором мы поговорим чуть позже), требует периодичной его замены. Приемлемые варианты для замены найти не так-то просто, не говоря уже о потенциальной стоимости такого ремня;
  • микрочипы и датчики на устройстве при ремонте могут влететь в круглую сумму. Их заменой займутся далеко не все мастерские в городе;
  • использование определенного дорогостоящего масла в обслуживании коробки. Хорошие варианты приходиться долго искать, так как разный производитель требует индивидуальный тип масляной жидкости.

Ресурс вариатора и что может ломаться

Это отдельный пункт, который требует особого разбора. Дело в том, что даже отличающийся по конструкции и принципу действия вариатор сvt всё же, как и его «автоматический» собрат, нуждается в периодическом обслуживании и замене расходуемых жидкостей.

Но в отличие от того же «автомата», использование ремневого трапециевидного захвата двоих воротов подразумевает его сервисную замену. Если исправно проверять свою коробку, проводить диагностическую замену масла, ресурс вариатора, а если быть точнее, то ремня составит порядком 120-160 тысяч километров. Дальнейшая эксплуатация ремня по истечению ресурса его действия чревата разрывом последнего, что в свою очередь может привести к аварийным и катастрофическим последствиям.

Как это устроено: коробка-вариатор

Как это устроено: коробка-вариатор

Как это устроено: коробка-вариатор

  • Основной механизм трансмиссии – гидротрансформатор. Это агрегат, принимающий на себя крутящий момент, который вырабатывает двигатель и передает его на исполняющие элементы;
  • Шкив первичной передачи (связан с гидромуфтой) и шкив вторичной передачи (передает усилия на ходовую часть авто);
  • Передача усилий осуществляется через ремень, а в некоторых случаях – цепь;
  • Электроника управляет изменением режимов работы механизмов;
  • Отдельный узел, который активируется, когда включается задняя передача;
  • Вал, на котором закреплен шкив трансмиссии и главная передача;
  • В большинстве модификаций также установлен дифференциал.

Как это устроено: коробка-вариатор

  • Электропередача. В этом случае устройство используется только для узкопрофильного транспорта. Мотор приводит в движение динаму генератора, которая вырабатывает необходимую энергию для работы трансмиссии. Пример такой коробки передач – БелАЗ;
  • Передача от гидротрансформатора. Этот тип передач отличается плавностью работы. Гидромуфта раскручивается насосом, который подает масло под большим давлением в зависимости от оборотов мотора. Такой механизм лежит в основе всех современных автоматических коробок передач;
  • Передача гидрообъемного типа. Старая технология, но в некотором типе транспорта она все еще применяется. Принцип такой коробки – ДВС приводит в движение масляный насос, который подает напор на гидродвигатели, соединенные с ведущими колесами. Пример подобного транспорта – некоторые модели комбайнов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: