Кроме машин с гидростатической трансмиссией что это такое

3.7. Гидростатические машины и механизмы

Свойство гидростатического давления, создаваемого в одной точке покоящейся жидкости, передаваться одинаково всем остальным точкам (закон Паскаля) широко используется при конструировании различных гидравлических установок.

В частности, на этом законе основана работа гидравлических прессов, аккумуляторов, повысителей давления (мультипликаторов), гидравлических подъемников, тормозных систем и других устройств. В задачу нашего курса не входит изучение всего многообразия применяющихся гидравлических устройств. Поэтому рассмотрим лишь отдельные примеры гидростатических механизмов.

Гидравлический пресс состоит из двух цилиндров (рис.3.21) с поршнями, площади которых равны ω1 и ω2. Если на поршень малого цилиндра действует сила Р1, то внутри жидкости создается давление . Это давление согласно закону Паскаля передается всем точкам жидкости, в том числе и поршню с сечением ω2. Сила Р2 = р ω2 или

Таким образом, за счет увеличения площади поршня большого цилиндра по сравнению с малым получается выигрыш в силе. В работе получается проигрыш, т.к. еще затрачивается работа на преодоление сил трения. Гидравлический пресс – это своего рода «гидравлический» рычаг по аналогии с механическим. к.п.д. пресса находится в пределах ŋ=0,80…0,85. Давление рабочей жидкости в приводах прессов достигает 1000…1200 ат.

Гидравлический аккумулятор – устройство, служащее для накопления потенциальной энергии жидкости. Основным его назначением является аккумулирование гидравлической энергии в периоды пауз в ее потреблении (прессами или различного рода подъемниками), которая потом используется при включении их в работу.

Применение гидроаккумуляторов дает возможность ограничивать мощность насосов величиной средней мощности потребителей гидравлической энергии или же, в системах с эпизодическим действием, обеспечить перерывы в работе насосов.

Особое преимущество аккумуляторы имеют в гидросистемах с эпизодическими большими пиками расхода, которые в некоторых случаях во много раз превышают средний расход жидкости в системе. энергия, накопленная в аккумуляторе, может быть отдана в очень короткое время, поэтому аккумулятор может кратковременно развить большую мощность.

Аккумуляторы применяют также в машинах, в которых необходимо обеспечить компенсацию утечек при длительной выдержке изделия под давлением. К подобным случаям относятся формовка и вулканизация изделий из каучука, прессование деталей из пластмасс и пр.

Кроме того, аккумулятор служит аварийным источником энергии, компенсатором утечек, гасителем гидравлических ударов.

В практике машиностроения применяют в основном газовые (пневматические), грузовые и пружинные аккумуляторы (рис.3.22).

Максимальное давление, которое получают в машиностроении с помощью насосов, обычно не превышает 700 ат. Для получения более высоких давлений обычно применяют повысители давления (мультипликаторы), что особенно целесообразно в тех случаях, когда необходимо развить большие давления при малых расходах жидкости.

В прессах распространены мультипликаторы, повышающие давление насоса от 210…350 до 1100 ат. К.п.д. подобных мультипликаторов находится в пределах 0,94…0,96.

Коэффициент усиления мультипликатором, под которым понимают отношение выходного давления к входному, находится в пределах 1000:1. Так, существуют парогидравлические мультипликаторы, которые повышают давление от 7 до 6000 ат.

Наиболее распространенная схема мультипликатора представлена на рис.3.23.

Давление p1 подводится в цилиндр 1, внутрь которого входит подвижный полый цилиндр 2 весом G и диаметром D. Цилиндр скользит по неподвижному плунжеру 3 диаметром d, канал которого отводит жидкость под повышенным давлением p2.

Кроме машин с гидростатической трансмиссией что это такое

Применение гидростатической трансмиссии в шахтных машинах

Споры о выгодах применения механической и гидростатической трансмиссий в технике, задействованной при работах в шахтах, понемногу стихают. Но некоторые производители не хотят переходить к выпуску новых прогрессивных моделей, продолжая создавать машины с классической трансмиссией. Хотя превосходство гидростатического привода уже доказано эксплуатационниками на разных горнодобывающих предприятиях, где руководство решилось на закупку продукции передовых машиностроительных компаний мира.

Читать в журнале

Главным достоинством гидростатической трансмиссии является возможность плавного изменения передаточного отношения в широком диапазоне частот вращения, что позволяет гораздо лучше использовать крутящий момент двигателя машины, по сравнению со ступенчатым приводом. Поскольку выходную частоту вращения можно довести до нуля, возможен плавный разгон машины с места без применения сцепления и пробуксовки. Малые скорости движения особенно нужны для различных строительных, промышленных и горных машин. Даже значительное изменение нагрузки не влияет на выходную частоту вращения, поскольку проскальзывание у данного типа трансмиссии отсутствует, в отличие от гидродинамической трансмиссии, где передача вращательного момента производится посредством жидкости в гидротрансформаторе.

Большим достоинством гидростатической трансмиссии является простота смены направления движения на ходу, без остановки, которое обеспечивается простым изменением наклона шайбы коаксиально-поршневого (плунжерного) гидронасоса или гидравлически — изменением потока рабочей жидкости. Это позволяет обеспечить исключительную манёвренность машины.

Тяговое усилие при использовании гидростатического привода зависит не только от частоты вращения двигателя, но и от наклона шайбы насоса. Ввиду этого гидростатическая трансмиссия отличается высокой производительностью при весомой топливной эффективности. Также экономится ресурс двигателя, поскольку при небольших нагрузках нет нужды повышать обороты двигателя, а ускорение достигается увеличением угла наклона шайбы гидронасоса.

Так как техника Hencon оборудуется гидростатической трансмиссией, пользователи отмечают возможность достигать высокой тяги и увеличение надёжности машин. Наши специалисты на протяжении десятков лет работают с данным видом привода, за это время он показал себя исключительно с лучшей стороны.

Машины с гидростатической трансмиссией в ходе долговременного использования показывают намного меньший расход топлива, чем машины с классической коробкой передач. Использование гидростатического привода позволяет проводить работу значительно интенсивнее. Расчётный ресурс плунжерного гидронасоса составляет 50 лет, он является необслуживаемым агрегатом и нуждается только в смене гидравлического масла один раз в 5-6 тысяч моточасов.

При этом техника с подобной трансмиссией не нуждается в высоком уровне знаний обслуживающего персонала.

В области малых передаточных отношений эффективность гидростатической трансмиссии выше, чем гидродинамической, но при передаточном отношении, близком к единице, она снижается. Поэтому гидростатическая трансмиссия чаще применяется в машинах, эксплуатируемых на малых скоростях и там, где требуется часто менять направление движения «вперед-назад».

Гидростатическая трансмиссия заменяет собой целый ряд агрегатов, например, коробку передач, сцепление, карданные валы с шарнирами, главную передачу, тормозные суппорты с колодками и т. п.

Снижение расхода топлива и массы машины, экономия на неиспользуемых агрегатах и их частом обслуживании, а также высокая надежность и долговечность гидростатической трансмиссии компенсирует достаточно высокую стоимость гидравлического оборудования. В первую очередь это относится к специальным транспортным и технологическим средствам. При этом отпадает необходимость использования классических тормозов во время работы. Двухпедальная система управления позволяет двигаться вперед или назад при нажатии соответствующей педали, а при отпускании обеих педалей машина автоматически останавливается. Вместо двух педалей можно использовать одну педаль хода и рычаг/джойстик с тремя положениями: вперед, назад и стоп.

Рейтинг лучших садовых тракторов и райдеров на 2021 год

Рейтинг лучших садовых тракторов и райдеров на 2021 год

Работы на сельскохозяйственном или садовом участке отнимают немало сил и времени. А если не использовать дополнительный инвентарь, то такие занятия могут затянуться на долгий период. Но если воспользоваться садовым трактором или райдером, то обработка участка не вызовет чувства сильной усталости да и не отнимет много времени. Такие устройства пользуются популярностью у владельцев как больших, так и малых участков. Благодаря такой популярности, модели постоянно совершенствуются, и им добавляется новый функционал.

  • 3.1 MTD Smart RF125
  • 3.2 STIGA Tornado 2098
  • 3.3 Cab Cadet LR1 NR76
  • 4.1 AL-KO Solo T 15-103.7 HD-A
  • 4.2 Viking MR 4082.2
  • 4.3 MasterYard CR1638
  • 5.1 Беларус 122Н-01
  • 5.2 Беларус 132Н

В чем разница?

На первый взгляд, эти два оборудования для работы в приусадебном участке довольно схожи, по этой причине многие считают, что это одно и то же. А теперь давайте, рассмотрим их особенности и разберемся в чем разница.

Итак, оба агрегата представляют собой машины, которые имеют надежный и мощный мотор, деку, чтобы скашивать траву, а так же удобное сиденье и панель управления. Корпус таких устройств изготавливается из прочного материала, который устойчив к определенным воздействиям.

Двигатель у садовых тракторов располагается в передней части корпуса, перед креслом оператора. У рейдеров, обычно, мотор устанавливается за креслом оператора. Но так же бывают модели, где двигатель ставят под креслом, благодаря этому устройство становится более компактным.

Дека для кошения по своей конструкции схожа у обоих этих агрегатов. Но отличие — в ее расположение. У тракторов эта деталь находится между колес, благодаря этому машина получает маневренность. Но из-за этого многие модели не предполагают установку дополнительного навесного оборудования. У райдера дека располагается в передней части корпуса. Так оператору открывается большой обзор, и появляется возможность контролировать весь процесс работы. С таким расположением деки удобно совершать покос вблизи построек или под деревьями. Благодаря этому к райдеру можно добавить разнообразные подвесные элементы, при помощи которых агрегат становится универсальным помощником.

Читайте также  Трансмиссия qaa polo объем масла

Если говорить о стоимости, то садовые тракторы стоят дешевле. Но и функционал их ограничен.

Виды райдеров и садовых тракторов

В первую очередь, такой вариант техники отличается двигателем. Наиболее распространенным вариантом являются модели с бензиновым двигателем. Так же распространение получили агрегаты с дизельным двигателем. Но они отличаются большей стоимостью, при работе издают больше шума, да и обслуживание таких вариантов обойдется дороже. Имеются и устройства, которые работают от заряда аккумулятора, но такие модели выпускаются в ограниченном количестве. Это обусловлено тем, что они не могут работать длительное время, а так же отличаются большим весом, что весьма нежелательно для работы на газоне.

Если говорить о деках, то по своей конструкции они не отличаются от тех, что устанавливаются на газонокосилках. Только разница в ширине данного элемента. Обычно она варьируется от 60 до 150 см. Но дека может отличаться принципом своей работы, т.е. как будет идти сбор срезанной травы. Обычно весь срез собирается в травосборник или может быть боковой выброс. Так же есть возможность регулирования высоту скашивания.

Так же садовая техника отличается способом управления. Если управление ручное, то применяется рычаг. Модели с ножным управлением используют педали. Здесь могут быть две педали, одна из которых предназначена для движения вперед, а другая – назад. Кроме этого такие агрегаты бывают с механической и гидростатической трансмиссией. Бюджетные варианты, как правило, имеют механическую коробку передач. Но не думайте, что регулировать скорости здесь можно так же, как в автомобиле. Она выбирается в момент полной остановки техники. Для передвижения используется высокая скорость. А если будет производиться работа с нагрузкой, то выбирают более низкую. Модели с гидростатической трансмиссией более удобны в управлении, да и практически не нуждаются в обслуживании. Также обычно у садовой техники предусмотрен задний привод, редко встречаются модели с полным и передним приводом.

Критерии выбора

Если вы желаете приобрести надежного помощника, который прослужит вам верой и правдой много лет, то изучайте тщательно каждую модель. А сейчас рассмотрим определенные параметры, на которые стоит обратить внимание перед покупкой.

Самым главным параметром является мощность двигателя. Его необходимо подбирать исходя из площади, на которой вы будете проводить работы. Если у вас небольшая территория, и вы планируете только подстригать траву, то оптимальным вариантом станет маломощный агрегат. Такие модели будут отличаться своей мобильностью и маневренностью. Техника, имеющая мощность до 13 кВт подойдет для площадей не превышающих 3 Га. Такие модели имеют большой выбор навесного оборудования, при помощи которого можно не только стричь траву, но и выполнять множество других работ. Оборудование, имеющее высокую мощность, используется на больших площадях, где обрабатываемая поверхность достигает 10 Га.

Выбор трансмиссии будет зависеть от особенностей территории. Если участок располагается на равнине, не имеет возвышенностей или впадин, то предпочтение следует дать моделям с автоматической трансмиссией.

Большую роль играет ширина скашивания. Чем больше данный параметр, тем вы быстрее выполните работу. Но не на всех участках подойдут агрегаты с широкой декой. Если у вас много кустов или деревьев, вокруг которых требуется обработка, то лучше брать вариант с большой шириной скашивания.

Определенные модели имеют функцию измельчения травы, которая называется мульчирование. В дальнейшем такой обработанный продукт используется для удобрений. Если вы используете удобрения, то данная функция будет весьма полезна.

А теперь давайте рассмотрим параметры, которые будут создавать комфорт оператору во время работы, а так же в обслуживании агрегата. Чтобы в процессе работы не уставали ноги и спина, лучше выбирать кресло со средней жесткостью. Так же сиденье должно регулироваться по высоте, чтобы каждый человек мог подобрать оптимальную высоту под свой рост. Оплетка руля должна быть достаточна мягкая и хорошо гасить вибрацию в процессе работы техники. Полезным будет наличие счетчика моточасов, так вы не пропустите время технического осмотра вашего садового помощника.

Лучшие бюджетные райдеры и садовые тракторы

Вы — владелец большой территории с газоном и устали выполнять садовую работу при помощи газонокосилки? Тогда данная модель райдера станет отличным решением вашей проблемы. Он предназначен для работы на площади от 1000 кв.м. «MTD Smart RF125» имеет двигатель, мощность которого равна 12 л.с. Такая мощность позволяет подстричь газон на площади 16 соток всего за один час. Ширина скашивания составляет почти 1 метр. Есть 5 позиций для регулирования высоты кошения, которые варьируются от 30 до 95 мм. Благодаря специальному протектору шин, после работы трава не будет примята, и внешний вид вашего участка будет на высшем уровне. Данная модель имеет боковой выброс травы, при желании можно установить дополнительную емкость для сбора объемом в 200 литров.

Производитель не забыл и об удобствах оператора. Для работы в темное время суток установлены галогеновые лампы. Сидение имеет оптимальную жесткость, и расположено так, что оператор легко может достать до всех элементов управления. «MTD Smart RF125» имеет шестискоростную механическую трансмиссию и одну скорость для заднего хода. Радиус разворота составляет 46 см, что дает высокую маневренность и мобильность.

Категории тракторных прав: расшифровка

Так называемые тракторные права — это удостоверение на управление самоходной автотехникой, столь необходимой при проведении ряда сельхозработ. В этой статье мы подробно разберемся в их структуре, особенностях, требованиях к их получению и многом другом.

Самоходная техника — это.

Категории тракторных прав перекликаются с понятием «самоходная техника», так как дают возможность управлять именно ею. К этой разновидности транспорта относится:

  • Собственно трактор.
  • Механическое безрельсовое транспортное средство, обязательно имеющее в своей конструкции: двигатель внутреннего сгорания (объем должен быть не менее 50 см 3 ) / электромотор (наивысшая мощность не должна быть ниже 4 кВТ), независимый привод. Исключением будет военный транспорт.
  • Самоходная машина, предназначенная для строительных и дорожных работ.

категории тракторных прав

Таким образом, категории транспортных прав пригодятся для управления не только непосредственно тракторами, но и снегоходами, экскаваторами, погрузчиками и иным спецтранспортом.

Кто правомочен управлять самоходной техникой

Сразу отметим, что пользование самоходной техникой без предъявления документа из списка ниже является противозаконным. Для управления спецтранспортом нужно иметь одно из наименований тракторных прав:

  • удостоверение тракториста, тракториста-машиниста;
  • временное удостоверение, дающее право на управление самоходной автотехникой;
  • пункт, недействительный с 28.11.2015: временное разрешение, позволяющее управлять самоходным транспортом.

Различие между временным разрешением и удостоверением состояло в том, что первое выдавалось лицам, вызывающим у комиссии сомнения в успешности последующей эксплуатации самоходной техники, но вместе с тем хорошо сдавшим экзамен. Это касалось, например, граждан с определенными медпротивопоказаниями.

Временное удостоверение же дается обучающимся на время прохождения производственной практики. Постоянные права оформляются для них только после итоговых экзаменов в профучреждении.

тракторные права категории д

Теперь разберемся, какие категории тракторных прав существуют в РФ.

Тракторные права: основные старые категории

Главных групп удостоверений водителя самоходной техники шесть. Приведем расшифровку категорий транспортных прав:

  • «А». Сюда относятся автосредства, которые не рассчитаны на передвижение по автомобильным трассам, имеющим статус общего назначения; также сюда причисляется самоходная техника, максимальная скорость которой — 50 км/ч. Будьте внимательны! Категория «А3» в тракторных правах не относится к этой группе! Имея «А», можно управлять:
  1. Внедорожным мототранспортом.
  2. Внедорожным автотранспортом с максимальной суммарной массой не более 3,5 тонны, и количеством пассажирских мест не более 8.
  3. Автотранспортом-внедорожником, весящим более 3,5 тонны (за исключением техники, которая включена в IV). Опять же повторимся, что категория «А3» в тракторных правах нового образца не относится к этой группе.
  4. Внедорожный автомобильный транспорт, где число пассажирских мест будет больше 8.
  • «В». Гусеничный и колесный транспорт, мощность двигателя которого составляет не более 25,7 кВТ.
  • «С». Колесный транспорт, мощность которого варьируется в пределах 25,7-110,3 кВт.
  • «D». Тракторные права категории «Д» предоставляют возможность управления колесным транспортом мощностью более 110,3 кВт.
  • «E». Гусеничные самоходные машины, мощность мотора которых более 25,7 кВт.
  • «F». Категория сельскохозяйственного самоходного транспорта.

Новые тракторные права: категории

Еще в декабре 2011 года список тракторных категорий в водительских правах расширился — в его составе появились четыре новые группы. Кратко расшифруем их:

  • «А1». Данная категория идентична по составу с уже упомянутой категорией «А» и всеми ее подпунктами.
  • «А2». Категория тракторных прав «А2» по всем значениям совпадает с категорией «В» обычных легковых автомобилей. Но, обратите внимание, со специализацией для внедорожного транспорта.
  • «А3». Содержание этой категории совпадает с «С».
  • «А4». Тракторные права категории «Е» будут составом этой новой группы.
Читайте также  Замена масла в трансмиссии шевроле каптива

категория а3 в тракторных правах

Подробная расшифровка тракторных прав

Определенные удостоверения машиниста-тракториста предполагают владение рядом необходимых умений. Рассмотрим в таблице расшифровку категорий тракторных прав.

Тракторист-профессионал, умеющий управлять самоходным автотранспортом. Это подразумевает:

эксплуатацию трактора вкупе с прицепными грузами и иными приспособлениями различных габаритов и веса;

контроль за погрузкой/разгрузкой;

проведение ситуативных или плановых ремонтных работ своей техники.

Машинист с данной категорией должен уметь:

управлять тракторами, подходящими под тип категории, имеющими прицепы разного веса и размеров;

уметь ремонтировать двигатель и другие узлы машины.

Тракторные права категории «Д» подразумевают:

управление мощными тракторами с разнокалиберными прицепами;

проведение ремонта: как ситуативного, так и планового.

А теперь рассмотрим более детально требования к будущему трактористу-машинисту.

Требования к водителю самоходной техники

Чтобы получить одну из категорий тракторных прав, необходимо:

  1. Достичь определенной возрастной отметки.
  2. Не иметь медицинских противопоказаний, исключающих возможность вождения самоходной техники.
  3. Иметь необходимый пакет документации.
  4. Успешно преодолеть экзаменационные испытания.

какие категории тракторных прав

Коснемся каждого пункта более детально и подробно.

Возрастные ограничения

Представим в виде таблице подробные возрастные ограничения для получения той или иной категории тракторных прав.

Возраст машиниста Категория прав, которую он правомочен получить
16 лет и старше Удостоверение группы «I» категории «А»
17 лет и старше Удостоверение водителя, управляющего машинами, относящимися к категории «В», «С», «Е», «F»
18 лет и старше В таком возрасте возможно получить права машиниста, управляющего автотехникой категории «D»
19 лет и старше Граждане могут управлять транспортом, относящимся к подпунктам «II», «III» категории «А»
22 года и старше Преодолев отметку в 22 года, можно получить права на управление техникой, относящейся к группе «IV» категории «А»

А теперь перейдем поближе к обучению и экзаменационным испытаниям.

Обучение и получение соответствующего удостоверения

С ноября 2015 года самостоятельное обучение на любую из категорий тракторных прав объявлено недопустимым! Будущие водители самоходной техники должны получить соответствующие знания и навыки, а затем сдать экзамен в Гостехнадзоре. Он и является ключом получения необходимого удостоверения машиниста. Обучение же ведется по официально утвержденным программам профессионального или дополнительного профессионального образования.

Если обычные водительские права автовладельцы могут получить в любом регионе РФ, то с удостоверением тракториста дело обстоит немного сложнее — его можно получить только по месту регистрации будущего машиниста или же по месту расположения учебного заведения, где он получает соответствующее образование. Нововведение также вступило в силу в ноябре 2015 года.

категории тракторных прав расшифровка

Если же тракторные права были по каким-то причинам изъяты, то восстановить их возможно только после успешной сдачи теоретического экзамена. Приступить к нему можно только по прошествии половины срока лишения прав. При этом гражданам, утратившим удостоверение за вождение техники в нетрезвом состоянии, в Гостехнадзор перед сдачей экзамена обязательно нужно предоставить медицинскую справку.

Допуск к экзаменационным испытаниям

Чтобы быть допущенным к сдаче экзаменов на получение одной из категорий транспортных прав, гражданину необходимо иметь при себе следующее:

  • диплом, свидетельство или иной документ, подтверждающий наличие соответствующего профессионального образования, позволяющего управлять самоходным автотранспортом и, в частности, тракторной техникой;
  • справку о прохождении медкомиссии, освидетельствование, доказывающее неимение противопоказаний к вождению и управлению трактором;
  • для сдающих экзамен на получение тракторной категории «А» (кроме группы «I») — водительские права соответствующей категории, опыт вождения от 1 года.

тракторные права категории е

Сдача экзамена

Как само экзаменационное испытание, так и последующее вручение удостоверения машиниста-тракториста происходит в самом ближайшем к месту регистрации (или профобучения) гражданина отделении Гостехнадзора. По большему счету, эти процессы совмещаются с итоговыми или промежуточными экзаменами в профессиональном учебном заведении, наиболее перекликающимися с темой управления самоходной автотехникой.

Стандартный порядок сдачи экзамена таков:

  1. Темы, связанные с теорией безопасного управления самоходными машинами.
  2. Темы, связанные с пользованием конкретным транспортом и соответствующим оборудованием.
  3. Теория ПДД.
  4. Практический экзамен, охватывающий все полученные теоретические знания.

«Теория» здесь сдается по билетам (тракторные права категории «А3» можно получить тоже только этой схеме).

Практические испытания состоят из двух этапов:

  1. Прохождение задания на трактородроме или в пространстве закрытой площадки.
  2. Следование по специальному маршруту на открытой местности.

новые тракторные права категории

Граждане, «провалившие» теоретические экзамены, не допускаются к заключительной практической части — повторно сдать теорию можно будет спустя неделю. Если же, наоборот, сдана теория, но не повезло с практикой, оценка за теоретический экзамен будет действительна на протяжении трех месяцев. На сдачу всего комплекса экзамена в сумме дается три попытки. При их исчерпании повторный допуск к экзаменационным испытаниям возможен только после обучающего периода.

Получение удостоверения машиниста

Для получения прав тракториста-машиниста необходимо предоставить в Гостехнадзор следующие документы:

  • соответствующее заявление;
  • паспорт гражданина РФ либо другой документ, удостоверяющий личность;
  • медицинскую справку;
  • диплом, сертификат, свидетельство о соответствующей квалификации из своего учебного заведения;
  • ранее выданные права водителя, тракториста (в случае, если повышаете свою категорию);
  • водительское удостоверение (для категории «А», за исключением ее первой подгруппы);
  • фотографии;
  • квитанцию, подтверждающая уплату госпошлины за получение удостоверения тракториста.

Тракторные права — необходимое удостоверение, позволяющее управлять определенным видом самоходной техники, в зависимости от категории этого документа. Получить такой документ можно только после прохождения специального обучения и успешной сдачи теоретического и практического экзамена.

Так мог выглядеть ЧТЗ. Смотрим челябинский завод, который бросил вызов тракторному Голиафу

Поворачивая с улицы Героев Танкограда на Северный Луч, видишь целый паркинг, забитый желтыми тракторами, и первая мысль — это продукция ЧТЗ. Но здесь, наискосок от ферросплавного завода, располагается крупнейший производитель промышленных тракторов в России, независимый завод ДСТ-УРАЛ.

Площадку с тракторами хорошо видно на стыке Героев Танкограда и Северного Луча

Фото: Артём Краснов

И, глядя на роботов-сварщиков, целый отдел инженеров-электронщиков и тракторы с управлением от смартфона, трудно избавиться от мысли, что в какой-то альтернативной вселенной вот так выглядит современный ЧТЗ. Мы побывали на производстве ДСТ-УРАЛ и постарались уяснить, как Давиду удалось одолеть тракторного Голиафа?

Оператор наблюдает, как громоздкая рама трактора сваривается в автоматическом режиме портальными роботами

Фото: Артём Краснов

В 90-х компания ДСТ базировалась в Новосинеглазово и занималась торговлей запасными частями для тракторов, а позже — восстановлением чэтэзовской техники, что было популярным бизнесом для того времени. Впоследствии многие фирмы-ремонтники так и застряли на этой стадии. Почему ДСТ-УРАЛ решил создавать собственный трактор, ведь в начале нулевых, когда промышленность лежала в руинах , это было рискованной затеей?

Выпуск первого поколения тракторов начался сравнительно недавно, в 2007 году. Сейчас завод выпускает уже второе поколение (на фото)

Фото: Артём Краснов

Генеральный директор завода Евгений Горелый объясняет:

— В тот момент было понятно, что бульдозеры ЧТЗ устаревают, во многом из-за наличия механической коробки передач. Это существенно снижает и удобство управления, и производительность трактора. И мы увидели нишу для более современных тракторов с гидростатической трансмиссией, поэтому с самого начала сделали ставку исключительно на нее.

Насосы (синие) пристыкованы к двигателю: они создают давление в гидросистеме

Фото: Артём Краснов

А это гидромотор, преобразующий давление жидкости во вращательное движение

Фото: Артём Краснов

Механическая коробка передач хорошо известна автомобилистам: крутящий момент здесь передается через наборы шестеренок. Но уже назад иностранные тракторостроители начали переход на гидростатику, которая проще и ремонтопригоднее механики. При такой схеме тракторный дизель приводит в движение насосы (по одному на каждый борт), те качают жидкость по трубопроводам высокого давления в гидромоторы, а они через планетарную передачу вращают ведущие звездочки трактора. Система получается простой и очень гибкой, а кроме прочего, хорошо подходит для автоматизации. Поэтому трактора ДСТ-УРАЛ в качестве опции имеют систему дистанционного управления, в том числе с помощью банального смартфона.

Джойстиковое управление современным трактором полностью электронное, что позволило сделать кабину легкосъемной. Ее демонтаж иногда нужен для транспортировки

Фото: Артём Краснов

Уход от механической трансмиссии в пользу гидростатики сразу же отстыковал продукцию ДСТ-УРАЛ от чэтэзовских тракторов, ключевым элементом которых (и номерной деталью) является задняя часть рамы с корпусом коробки передач. Фактически она и является той «костью» трактора, вокруг которой нарастает остальная машина.

Рама трактора в цехе сборки

Фото: Артём Краснов

У тракторов ДСТ-УРАЛ рама проще и собственной разработки, что позволило компании зарегистрироваться как независимый производитель тракторов. Элементы рамы гнут на специальных станах из магнитогорского проката, а варят преимущественно роботы. И цеха сварки в самом деле впечатляют: отдаленно они напоминают современные автомобильные производства.

Металл поставляется с Магнитогорского металлургического комбината

Фото: Артём Краснов

Читайте также  Какое масло залито в трансмиссию нивы с завода в нив

Цех плазменной резки

Фото: Артём Краснов

Лист металла раскраивают с высокой точностью

Фото: Артём Краснов

Огромный стенд для гибки металла позволяет работать с шестиметровыми листами проката. Если до его появления рама сваривалась из отдельных частей, то теперь ее лонжероны цельные

Фото: Артём Краснов

Цех крупноузловой сварки: здесь из уголков и листов металла сваривают фрагменты будущей рамы и элементов ходовой части

Фото: Артём Краснов

Варят в основном роботы

Фото: Артём Краснов

А вот еще один робот паяет в свое удовольствие

Фото: Артём Краснов

Этот цех сами заводчане называют своей гордостью: здесь происходит финальная сварка рам в автоматическом режиме

Фото: Артём Краснов

Рабочие здесь лишь закрепляют фрагменты рам струбцинами и прихватывают их сваркой «наживульку». Все ответственные швы проваривает автоматика

Фото: Артём Краснов

Стенд позволяет закрепить раму целиком и вращать ее под нужным углом

Фото: Артём Краснов

Сами приспособления для поворота заготовок — собственной разработки ДСТ-УРАЛ. Но роботы, конечно, импортные

Фото: Артём Краснов

Роль рабочего — больше надзирать, чем делать самому. Потому и умения нужны скорее интеллектуальные, чем физические

Фото: Артём Краснов

Завод сразу же ушел и от чэтэзовских дизелей в пользу ярославских моторов () и (). Все перечисленные моторы разработаны еще в годах, поэтому в любом случае решение было компромиссным, и сейчас завод увеличивает пропорцию тракторов с уже современными рядными дизелями (), которые выпускают с 2011 года. А новое поколение тракторов ДСТ-УРАЛ, которое выйдет в ближайшие годы, ориентировано исключительно на рядные дизели, как ярославского производства, так и импортные.

Рядные дизели ЯМЗ-536

Фото: Артём Краснов

Современные дизели экономичнее и экологичнее, но и больше напичканы электроникой. Зато межсервисный интервал у них выше вдвое: 500 мото-часов против 250 у ЯМЗ

Фото: Артём Краснов

Собственной разработкой является также кабина трактора, все внешние панели и разнообразное навесное оборудование, включая бульдозерные лопаты, рыхлители, краны для трубоукладки и так далее.

Кабина в цехе подсборки

Фото: Артём Краснов

Лопата трактора представляет собой слоеный пирог из стальных листов

Фото: Артём Краснов

Цех мехобработки и корпуса распределителей гидросистемы трактора

Фото: Артём Краснов

В цехе мехобработки работают станки с числовым программным управлением, проще говоря, роботы

Фото: Артём Краснов

Процесс происходит «за закрытыми дверями», но в паузу можно заглянуть внутрь рабочей зоны

Фото: Артём Краснов

Из покупных элементов, кроме двигателей, — ассортимент литых изделий (траки, катки, ведущие звездочки) электроника и некоторые элементы гидростатической трансмиссии, например бошевские шестеренчатые насосы.

Сборочный цех. Каждый трактор собирают отдельно: здесь никакого конвейера нет

Фото: Артём Краснов

Сейчас завод выпускает тракторы второго (для себя) поколения, которые вытеснили первое в период с 2018 по 2020 год. У них другие кабины, оптимизированная гидростатическая трансмиссия (используются в том числе плунжерные насосы), более прочные рамы и множество улучшений помельче, необходимость которых диктовала сама жизнь.

Трубоукладчик ТГ-50 с выдвинутым противовесом

Фото: пресс-служба завода ДСТ-УРАЛ

При этом впечатляет и ассортимент: от сравнительно легкого трактора D9 до монструозного трубоукладчика с дизелем мощностью : при массе 66 тонн он способен поднять трубу до 100 тонн.

А это трактор с оборудованием для укладки кабеля

Фото: пресс-служба завода ДСТ-УРАЛ

Помимо классических бульдозеров, есть специальные исполнения, например, для военных (их фотографировать не разрешили), для полигонов ТБО, лесников и пожарных и так далее.

Трактор-болотоход на испытательном стенде: здесь проверяют тяговое усилие выпускаемых тракторов

Фото: Артём Краснов

А еще завод выпускает фронтальные погрузчики: как небольшие гусеничные, похожие на робота Валли, так и более крупные колесные.

Забавный фронтальный погрузчик на гусеничном ходу ориентирован больше на коммунальные службы. Правда, масса у него всё равно серьезная —

Фото: пресс-служба завода ДСТ-УРАЛ

А это его старший брат, но уже колесный П465

Фото: пресс-служба завода ДСТ-УРАЛ

Я спрашиваю, насколько рентабельно делать и гусеничную, и колесную технику одновременно? Заводчане отвечают: спрос есть на оба типа, а что до производства — оно достаточно гибкое. Тем более колесные машины имеют те же рядные дизели и гидростатические трансмиссии, так что унификация спасает.

Колесные погрузчики собирают в том же цеху, что и гусеничные трактора

Фото: Артём Краснов

Чтобы двигать вперед всё это разнообразное производство, у завода есть весьма обширный инженерный центр. Здесь трудятся порядка 80 специалистов, и, что интересно, их средний возраст — . В основном, конечно, это выпускники автотракторного факультета ЮУрГУ, в том числе кафедры «колесные и гусеничные машины», а также Аграрного университета. Также много ребят с приборостроительного факультета ЮУрГУ, потому что современный трактор — это наполовину робот. Например, на заводе освоили систему 3D-нивелирования, которая управляет лопатой (скребком) трактора так, чтобы вне зависимости от рельефа получалась идеально ровная поверхность.

Конструкторский отдел напоминает офис. У каждого на столе каска: сборочный цех находится буквально за стенкой. Кстати, очень хорошая практика: инженеры не должны отрываться от технологов и сборщиков

Фото: Артём Краснов

Проектирование, естественно, идет в . На экране — рама трактора

Фото: Артём Краснов

Главному конструктору завода Артёму Танину-Шахову слегка за тридцать. Сам он, кстати, закончил аэрокосмический факультет, а на заводе — уже более десяти лет. Я спрашиваю, чувствуется ли дефицит кадров? Одно время ведь ЮУрГУ готовил избыточное количество инженеров, а значит, проблем быть не должно.

— Конечно, дефицит есть, — парирует Артём. — Но при этом у нас практически нет текучки. Стажировку у нас начинают со второго курса университета, а большинство инженеров приходят сразу после выпуска и так и работают у нас. Но мы расширяемся, поэтому потребность в кадрах всё равно есть.

Главный конструктор Артём Танин-Шахов в отделе, где сидят айтишники: они, например, программируют блоки управления трактором

Фото: Артём Краснов

Я спрашиваю, хорошо ли работать с коллективом настолько молодым, будто это не тракторный завод, а какой-нибудь Google?

— И хорошо, и плохо, — отвечает Артём. — С одной стороны, у молодых инженеров нет страха перед новыми проектами и новыми технологиями, они готовы браться за всё. С другой стороны, поскольку мы стали серьезным производителем тракторов и увеличились объемы, растет и цена ошибки, поэтому мы нуждаемся и в опытных кадрах.

Большинство инженеров завода несколько лет назад были студентами. Но многие начинали стажировку еще на втором курсе университета

Фото: Артём Краснов

Какими проектами занят отдел главного конструктора сейчас?

— Разработка отдельных машин — это в каком-то смысле пройденный этап, — говорит Артём Танин-Шахов. — Сейчас мы мыслим проектами, которые позволяют сделать качественные шаги вперед для всей техники, например, внедряем системы дистанционного управления. Чтобы, условно, трактором в Заполярье мог управлять оператор, сидящий где-нибудь в Кургане.

— В смысле? Это даже сложно представить.

— Оператор видит обстановку на мониторах, управляет трактором с помощью джойстиков и педалей, а сама машина находится на расстоянии, скажем, километров, — объясняет Артём, — сейчас главной проблемой является задержка сотового сигнала, потому что в труднодоступных районах Севера со связью не очень. Но, например, в Челябинске можно управлять трактором на расстоянии, скажем, сотни километров «в прямом эфире».

Сейчас на заводе работает около 800 человек, включая рабочих, инженеров и управленцев. Это в несколько раз меньше, чем на ЧТЗ, но по объему продукции в 2020 году завод ДСТ-УРАЛ вышел на первое место среди производителей бульдозеров в России. Машины такого класса собственной конструкции выпускают только три крупных предприятия, и все в городах «на Че»: челябинские ЧТЗ и ДСТ-УРАЛ, а также чебоксарский ЧЕТРА. В прошлом году ДСТ-УРАЛ с его 500 тракторами занял лидирующие позиции. При этом спрос на рынке выше предложения: по оценкам маркетологов завода, из 2500 машин такого класса пятая часть приходится на узкоспециализированную технику, а из оставшихся 2000 машин российские заводы не удовлетворяют и половины спроса, поэтому запас на вырост (на импортозамещение) — чуть ли не двукратный.

А это Евгений — один из мастеров сборочного цеха, который работает на заводе аж с 2006 года. В то время как раз запускали первое поколение тракторов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: