Классификация масел для трансмиссии

Классификация масел для трансмиссии

Тема 8.2

Классификация масел

Трансмиссионные и гидравлические масла

Условия работы трансмиссионных масел

Условия работы трансмиссионных масел отличаются от моторных следующим:

— зубчатые передачи работают в условиях граничного трения;

— они должны сохранять работоспособность при температурах от —50 до 50 °С;

— их время работы продолжительнее;

— они должны снижать вибрацию и уровень шума.

Зубчатые передачи работают с высокими удельными давлениями в местах контактов зубьев (600—1200 МПа, а в гипоидных до 4000 МПа), большими скоростями скольжения трущихся поверхностей (3—10 м/с, в гипоидных и червячных редукторах — до 20 м/с) и высокими, порядка 300—800 °С, температурами в точках контакта зубчатых колес. Температура масла в агрегатах трансмиссии достигает 120—150 °С. В этих условиях и наблюдается наиболее часто режим граничного трения. Поэтому трансмиссионные масла должны обладать высокими противоизносными и противозадирными свойствами, поэтому они содержат значительное количество природных поверхностно-активных смолистых веществ и специальные противоизносные и противозадирные присадки.

Нижний температурный предел применения трансмиссионных масел обеспечивает трогание машины с места и последующий переход на повышенные передачи без предварительного разогрева масла в агрегатах. Летом в жару температура в картерах трансмиссии достигает максимальных значений, что предопределяет выбор минимально допустимой вязкости масла, не вызывающей его утечек через неплотности.

Кроме того, трансмиссионные масла должны обладать хорошими антикоррозионными свойствами и образовывать минимальное количество пены, что решается подбором соответствующей масляной основы и добавкой комплекса присадок.

Классификация трансмиссионных масел и их обозначение

Согласно ГОСТ 17479.2—85, трансмиссионные масла делятся на классы по вязкости (табл. 1), а в зависимости от эксплуатационных свойств подразделяются на пять групп, определяющих область их применения (табл. 2).

Таблица 1. Классы вязкости трансмиссионных масел

Отличие масла гидравлического

Таблица 2. Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам и области их применения

Марки гидравлических масел

Гидравлическое масло для авто

Маркировка трансмиссионных масел: ТМ — трансмиссионное масло; первая цифра — группа масла (уровень качества масла); второе число — класс вязкости.

В нормативно-технической документации встречаются устаревшие обозначения, поэтому в табл. 3 приводится их соответствие с обозначениями по ГОСТ 17479.2—85.

Таблица 3. Соответствие устаревших обозначений трансмиссионных масел и обозначений по ГОСТ 17479.2—85

В табл. 4 приведены соответствия классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2—85 и по SAE и API.

Трансмиссионные масла имеют следующие классы вязкости: 75W, 80W, 85W — зимние, 90 и 140 — летние, 80W-90, 85W-95 и 85W-140 — всесезонные.

Таблица 4. Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2—85 и по SAE и API

Маркировка гидравлических масел

Встречающееся масло GL—6 по API соответствует GL—5, но более долговечное с повышенными противокоррозионными свойствами.

Масло марки ТАД-17и соответствует SAE 85W-90 по SAE или GL—5 по API.

Перспективными являются синтетические трансмиссионные масла с вязкостью SAE 75W-90 и уровнем качества API GL—5 (ТМ-5). Такие масла предпочтительнее для зимних условий, так как они загустевают при более низких температурах, чем минеральные. Также как и моторные масла, синтетические трансмиссионные масла характеризуются пологой вязкостно-температурной кривой. Для получения таких масел используют синтетические углеводородные масла, сложные эфиры многоатомных спиртов, сложные эфиры карбоновых кислот, полисилоксановые жидкости и другие высокотехнологические компоненты. Обычно синтетическое масло имеет вязкость 7,1 мм 2 /с при температуре 100 °С, 22 Па*с при температуре —40 °С, а также температуру вспышки 230 °С, температуру застывания —57 °С.

Синтетического масла может хватить на весь срок службы автомобиля при условии отсутствия подтеканий через неплотности. Сдерживающим фактором широкого применения синтетических масел является их высокая стоимость.

В табл. 5 приведены рекомендации по применению трансмиссионных масел в зависимости от их назначения и температуры окружающей среды, а в табл. 6 даны рекомендации по применению трансмиссионных масел с учетом предельно низких температур эксплуатации.

Таблица 5. Рекомендации по применению трансмиссионных масел

Отличие масла гидравлического

Таблица 6. Значения температур окружающей среды, при которых возможно трогание машины с места, °С, не ниже

Отличие трансмиссионного масла от гидравлического

Условия работы и требования к гидравлическим маслам

Гидравлические масла используются в гидравлических приводах систем управления, в подъемных устройствах автомобилей-самосвалов и дополнительного оборудования.

Являясь рабочим элементом в гидравлических приводах, они также предохраняют трущиеся детали от износа, отводят избыточное тепло, и удаляют продукты износа и загрязнения.

При работе гидравлические масла подвергаются большому перепаду температур — от минус 30 до плюс 80 °С; давление в системе составляет 10—15 МПа; скорость скольжения до 20 м/с; имеет место постоянный контакт с черными и цветными металлами, уплотнениями и шлангами при высоких давлениях и температурах. Поэтому к гидравлическим маслам предъявляются следующие эксплуатационные требования:

— хорошие вязкостно-температурные свойства (при максимальной температуре вязкость должна быть не ниже 7 мм 2 /с, а при минимальной — не ниже 1000 мм 2 /с);

— низкая температура застывания;

— хорошие смазывающие свойства, не вызывающие коррозии и не разрушающие резиновых изделий;

— стабильность при хранении и использовании;

— хорошие антипенные свойства;

Чаще всего для заполнения гидросистем в качестве жидкости используются маловязкие нефтяные масла или их смеси. Иногда добавляются вязкостные, противоизносные и антиокислительные присадки.

Классификация гидравлических масел и их обозначение

По кинематической вязкости гидравлические масла делят на десять классов (табл. 7), а по эксплуатационным свойствам — на три группы (табл. 8).

Обозначение гидравлических масел состоит из трех групп знаков: букв «МГ» (минеральное гидравлическое); цифр, обозначающих класс кинематической вязкости; буквы, указывающей на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.

Таблица 7. Классы вязкости гидравлических масел

Гидравлическое трансмиссионное масло 6

Таблица 8. Группы гидравлических масел по эксплуатационным свойствам

Условия работы трансмиссионый масел

Пример обозначения гидравлического масла МГ-15-В: МГ обозначает масло гидравлическое; 15 — класс вязкости; В — группа по эксплуатационным свойствам.

Отечественная классификация гидравлических масел по группам в зависимости от эксплуатационных свойств имеет зарубежные аналоги.

по ГОСТ 17479-85 . А Б В

по ISO 6074/4 1982/Е . НН Н НМ

В технической литературе часто встречается устаревшая классификация гидравлических масел. В табл. 9 представлено соответствие обозначений гидравлических масел современной классификации по ГОСТ 17479.3—85 и принятой ранее.

Таблица 9. Соответствие обозначений гидравлических масел по ГОСТ 17479.3—85 принятым ранее

Маркировка гидравлических масел

Контрольные вопросы

1. Расскажите об условиях работы трансмиссионных масел.

2. Какие требования предъявляются к трансмиссионным маслам?

3. Как классифицируются трансмиссионные масла?

4. Расскажите об условиях работы гидравлических масел.

5. Какие требования предъявляются к гидравлическим маслам?

6. Расскажите о классификации гидравлических масел.

Р .S. Чтобы правильно выбрать масло для конкретного двигателя, нужно учитывать ряд факторов

1. Требования производителя автомобиля изложенные в инструкции по эксплуатации (сервисной книжке).

Конструкция двигателей может сильно отличаться друг от друга. При разработке новых моторов конструкторы ориентируются на определенную вязкость масла. Поэтому у разных моделей – разная мощность маслонаососов, диаметр пропускных каналов, размер хонинговки, разные параметры по отводу тепла. Поэтому прежде чем покупать моторное масла, загляните в инструкцию по эксплуатации, в крайнем случае воспользуйтесь одним из поборников масла на сайте Шелл, Мобил, Кастрол и т.д. Все они подбирают масло по системе Олислагер, где забиты требования автопроизводителей и подбор масел идет по ним.

2. Климатические условия эксплуатации автомобиля.

Все довольно просто, чем холоднее температура окружающей среды, тем меньше должен быть класс вязкости моторного масла (число стоящее после букв SAE):

температурные пределы SAE

Рисунок 1 Приблизительные температурные пределы использования масел различных классов по SAE

3. Срок эксплуатации и текущее состояние двигателя.

При длительном сроке эксплуатации автомобиля зазоры в парах трения двигателя значительно увеличиваются, что требует применения более вязкого масла для обеспечения удовлетворительного давления в смазочной системе. Это особенно важно в летнее время, когда двигатель автомобиля может нагреваться до максимальных температур.

Для старых изношенных двигателей, ресурс которых подходит к концу, рекомендуют использовать моторные масла, класс которого выше чем указаны сервисной книжке. Этом могут быть классы SAE 15W-40, SAE 20W-40, для совсем старых двигателей лучше остановиться на классах: SAE 15W-50, SAE 20W-50. Внимание, заливая масло повышенного класса обращайте внимание на температуру. Вязкое масло при крепком морозе – может стать не лекарством, а ядом которое убьет двигатель.

Довольно редко, в основном у японских автомобилей вам может встретиться спецификации Global DHD и ILSAC. Создание этих спецификации было попыткой объединить требования API и ACEA с требованиями японских автопроизводителей. Впрочем особого развития эта идея не получила и вторая версия так и не появилась. Для японских и корейских мотоциклов двольно распространена спецификация JASO. Для 2-тактных двигателей (FA , FB, FC, FD по мере возрастания свойств, а для четрехтактных MA и MB). Для двигателей гидроциклов и снегоходов – ориентируйтесь на спецификацию NMMA.

Существует несколько видов смазочных материалов, которые различаются не только по своему химическому составу, но также по степени вязкости и по условиям применения.

Читайте также  Бесступенчатая трансмиссия с вариатором

Реферат

Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Для обеспечения нормальной работы агрегатов трансмиссии масло должно обладать определенной вязкостью и совокупностью эксплуатационных свойств, которые отражаются в различных классификациях и спецификациях. Трансмиссионные масла применяются в механических коробках передач (МКП), раздаточных коробках, ведущих мостах, то есть в тех агрегатах, в которых крутящий момент двигателя передается зубчатыми колесами. К тому же эти масла используются в гидромеханических передачах — гидроусилителях рулевого управления (ГУР) и автоматических коробках передач (АКП). Функции трансмиссионных масел: ▪ предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений; ▪ снижение до минимума потерь энергии на трение; ▪ отвод тепла от поверхностей трения; ▪ снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок; ▪ масла не должны быть токсичными. Необходимые характеристики трансмиссионных масел: ▪ иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства; ▪ обладать высокой антиокислительной стабильностью; ▪ иметь хорошие вязкостно-температурные свойства; ▪ не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии; ▪ иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой; ▪ обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями; ▪ иметь хорошие антипенные свойства; ▪ иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения. Классификация трансмиссионных масел Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируют по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств. Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85. По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ-5-18 ТМ означает начальные буквы русских слов «трансмиссионное масло», первая цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра — класс вязкости масла.

Классификация по вязкости В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса.

Классы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с

Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С, не выше

Классификация по эксплуатационным свойствам В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам:

Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

Группа масел по эксплуатационным свойствам

Рекомендуемая область применения

Минеральные масла без присадок

Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С

Минеральные масла с противоизносными присадками

То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Цилиндрические, конические,спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и Гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

До введения ГОСТ 17479.2-85 масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой.

Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации/TD>

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85

Принятое обозначение масла

Трансмиссионные масла класса вязкости 9

Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 9

кинематическая, мм2/с, при 100 °С, не менее

динамическая, Па•с, при -45 (-35) °С, не более

Индекс вязкости, не менее

Температура,°С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

застывания, не выше

Массовая доля, %:

механических примесей, не более

серы (хлора), не менее

фосфора, не менее

Кислотное число, мг КОН/г, не более

Испытание на коррозию пластинок из стали и меди

Смазывающие свойства на ЧШМ:

индекс задира, Н, не менее

показатель износа при 20 °С, 1 ч, и нагрузке 392 Н, мм, не более

Нагрузка сваривания, Н, не менее

Критическая нагрузка, Н, не менее

Моторно-трансмиссионное масло МТ-8п (ТУ 38.101277-85) — используется как трансмиссионное в планетарных передачах гусеничных машин, а также в системе гидроуправления некоторых специальных машин. Масло ТСзп-8 (ТУ 38.1011280-89)— предназначено для смазывания агрегатов трансмиссий, имеющих планетарные редукторы коробок передач, и некоторых систем гидроуправления мобильных транспортных средств. Масло ТСз-9гип (ТУ 38.1011238-89)— работоспособно в широком интервале температур от -50 до +120 °С в различных автомобильных трансмиссиях, включая и гипоидные передачи. Масло ТСп-10 (ГОСТ 23652-79)— пименяется всесезонно в Северных районах и как зимнее в средних климатических зонах для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 100-110 °C.

Трансмиссионные масла класса вязкости 18

Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 18

кинематическая, мм2/с, при температуре

при -15 (-20) °С, не более

Индекс вязкости, не менее

Температура,°С:

вспышки в открытом тигле, не менее

застывания, не выше

Массовая доля, %:

механических примесей, не более

фосфора, не менее

Водорастворимых кислот и щелочей

Испытание на коррозию пластинок в течение 3 ч:

из стали и меди при 100 °С

из меди при 120 °С, баллы, не более

Кислотное число, мг КОН/г, не более

Стабильность на приборе ДК-НАМИ (140 °С, 20 ч):

изменение кинематической вязкости при 100 °С, %, не более

осадок в петролейном эфире, %, не более

Склонность к пенообразованию, см3, не более, при температуре:

24 °С после испытания при 94 °С

Смазывающие свойства на ЧШМ:

индекс задира, Н, не менее

нагрузка сваривания, Н, не менее

показатель износа при осевой нагрузке 392 Н, (20+5)°С, 1 ч, мм, не более

Цвет, ед. ЦНТ, не более

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

Область применения охватывает все грузовые и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины и другие виды мобильной техники, а также некоторые виды тяжелых редукторов промышленного оборудования. Масло Тэп-15 (ГОСТ 23652-79) Применяют в качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом. Рабочий температурный диапазон масла -20. +100 °С. Масло Тсп-15К (ГОСТ 23652-79) — трансмиссионное масло, единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей. Работоспособно длительно при температурах -20. +130 °С Масло Тап-15 (ГОСТ 23652-79) — применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме 130 °С. В средней климатической зоне используют всесезонно при температуре до -25 °С. Масло Тсп-14гип (ГОСТ 23652-79) предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей (в основном, семейства ГАЗ) и специальных машин в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Диапазон рабочих температур масла -25. +130 °С. Масло ТАД-17и ( ГОСТ 23652-79) — универсальное минеральное. Работоспособно до -25 °С; верхний предел длительной работоспособности 130-140°С. Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники. Трансмиссионные масла без присадок, в последние годы, производят и применяют чрезвычайно редко для устаревших видов техники. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания. Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола — зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания. Рыночный ассортимент трансмиссионных масел сегодняшнего дня, заметно сократился. Совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп -15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

Гидромеханические коробки переда Основным сортом, применяемым в России для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179-79). Это масло имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатируемых в северных районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38.401494-84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели — работоспособно до -50 °С. В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях рулей, используют масло марки Р, выпускаемое по тем же ТУ, что и масло марки А. Применяется оно в качестве всесезонного в умеренной климатической зоне.

Читайте также  Гидромеханическая трансмиссия бульдозера это

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

В каждом автомобиле используется линейка расходных материалов, стимулирующих к исправной работе оборудования в течение всего периода эксплуатации. Среди них выделяют трансмиссионные масла. Их главным предназначением считается смазывание зубчатых поверхностей. Эти соединения располагаются в коробке передач, системе управления транспортным средством, механизме, распределяющим крутящий момент по мостам автомобиля.

Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

В России, чтобы классифицировать смазочные смеси по группам, применяется регламент ГОСТ 17479.2-85. Вязкостные показатели технического вещества и его рабочие свойства считаются основными признаками разделения масляных составов. По вязкостным параметрам расходные материалы подразделяются на четыре группы: 9, 12, 18 и 34.

Что касается сферы использования и рабочих характеристик, то масло для трансмиссий подразделяют на пять классов. К первой категории относят составы, не содержащие в себе добавок. К остальным добавляют комплексы, способные огораживать детали и механизмы от преждевременного износа. С повышением группы, пакет добавок более эффективен. К последней категории причисляют всепригодные смазочные жидкости для трансмиссий, то есть обладающие универсальными свойствами.

На постсоветском рынке ГСМ присутствует огромный объем зарубежной продукции, предназначенный для автотранспорта. В связи с этим прижилась систематизация веществ в соответствии с международным регламентом.

На сегодня различают несколько разновидностей стандартов международного класса:

  1. По вязкостным параметрам – SAE;
  2. По эксплуатационным характеристикам – API;
  3. Спецификация европейских стран – ZF;
  4. Военная категоризация Соединенных Штатов;
  5. Документационное определение от автогигантов Форд и Дженерал Моторс.

Этот стандарт очень распространен по всему миру, так как характеризует масляное вещество по индексу вязкости. Классификация SAE J306 была создана в Америке, она разделяет трансмиссионные смазки в соответствии с вязкостью и рабочими температурными условиями при работе машины. По этому стандарту легко установить допустимые температурные интервалы, а это – основа правильного выбора смазочного компонента для системы передач и других механизмов транспорта.

Автопроизводитель дает рекомендации по выбору. Эта информация содержится в руководстве и документации пользователя. Полагаясь на данные, автовладелец способен самостоятельно выбрать соответствующее трансмиссионное масло для требуемой марки автомобиля. При покупке необходимо учитывать допустимые интервалы рабочих температур машины. Стандарт SAE J306 показывает показатель вязкости при максимально допустимых температурах.

Низкотемпературные данные параметра вязкости определяются в соответствии с показателем динамической густоты по Брукфильду, равной 150 тысяч сантипуазов. Чтобы выявить значения, проводились специальные опыты в реальных условиях с силовыми установками разных конструкций. Разрушение зубчатых колес на валу происходило при превышении указанных значений. Поэтому низкотемпературные значения важно соблюдать, так как рекомендации производителя подкреплены реальными испытаниями.

Высокотемпературный показатель складывается по параметрам кинематической вязкости смазывающего материала при температуре, близкой к точке кипения воды. Полученные данные позволяют примерно судить о допустимой нагрузке масляной оболочки.

По идентификатору SAE смазочные трансмиссионные составы разделяют на несколько групп:

  • четыре зимних варианта с обозначением W (Winter- зима): 70, 75, 80, 85;
  • пять летних вариаций без дополнительных аббревиатур: 80, 85, 90, 140, 250.

Для всесезонных разновидностей смазочных составов характерно двухстороннее обозначение. Первый индекс – это зимняя маркировка, а второй вариант летняя, например, SAE 75W-140.

Сезонные смазочные смеси для трансмиссий не очень популярны за пределами Европы, так как требуют частой замены при невыработанном ресурсе. Поэтому наиболее распространенными трансмиссионными смазками являются всесезонные.

Категоризация API- комплексная оценка рабочих качеств состава. На сегодня единого стандарта для классификации трансмиссионных смазок по качеству, рабочим параметрам и использованию не придумано. Поэтому американским научным сообществом создана комплексная категоризация API для ручных трансмиссий. Распределение на группы происходит посредством конструкционных составляющих механических трансмиссий, а также среды использования.

Система распределения масел API известна во всем мире. Масляные жидкости для трансмиссий обозначают, как API GL с присущим для смеси индексом. Номер индекса зависит от применяемых присадок в масляном составе:

  • GL -1. Характерно для безприсадочных составов или с незначительным содержанием противокоррозионных, противоокислительных и антипенных добавок.
  • GL -2. Содержит противоизносные и препятствующие появлению фрикции добавки.
  • GL -3. Значительное содержание антизадирных и противоизносных комплексов.
  • GL -4. Включение в состав высококачественного антиизносного и антизадирного пакета добавок.
  • GL -5. Наличие высококачественных многофункциональных присадок.

Большинство трансмиссионных смазывающих жидкостей производится из минеральной базы.

Основа выбора трансмиссионных масел

Распределение смазок для трансмиссии по классификаторам API, SAE значительно облегчает покупку продукта для автомобильного транспорта. Но важно учитывать задачи, с которыми способен справиться приобретаемый масляный компонент. Среди подобных задач выделяют:

  • Уменьшение показателей трения между поверхностями зубчатых колес и повышение данных износостойкости компонентов системы;
  • Пониженные затраты энергии на создание масляной пленки;
  • Теплоотвод;
  • Минимальные показатели окисления;
  • Нейтральность к комплектующим трансмиссии;
  • Сохранность полезных характеристик с течением продолжительного периода времени;
  • Уменьшение вибрационных потоков ходе эксплуатации;
  • Отсутствие токсичности.

Верно выбранное трансмиссионное масло способно качественно выполнять возложенные на него задачи и продлевает эксплуатационный срок действия механизмов.

Классификация трансмиссионных масел для механических КПП

Все трансмиссионные масла классифицируются по определенным установленным стандартам и условиям эксплуатации.

Наиболее распространенная система стандартизации, которой придерживаются производители масел, разработана Аmеrican Рetrоleum Institute (АРI). Указателем данного стандарта является аббревиатура GL (Geаr Lubricant), с последующей номерной классификацией. Так, например, в автомобилях ранних годов выпуска используется трансмиссионное масло с аббревиатурой GL-1 – GL-3, а в современных автомобилях различных типов и модификаций – GL-4 и GL-5. Трансмиссионные масла группы GL-6 в настоящее время не применяются, так как эффективность присадок класса GL-5 соответствует всем самым строгим требованиям.

Кроме номерной аббревиатуры GL для легковых автомобилей, Amеrican Petrоleum Institute (API) предложил дополнительно две новые категории, характеризующие свойства трансмиссионных масел грузовых автомобилей — PG. Совместная работа АРI с Американской Ассоциацией Автомобильных Инженеров (SАЕ) и Американским Обществом Испытаний Материалов (АSТМ) позволило выделить отдельную группу трансмиссионного масла, обладающие высокотемпературными свойствами:

РG-1 – применяется в МКПП автобусов и тяжелых грузовиков;

РG-2 – применяется в редукторах ведущих осей грузовиков и автобусов. В технической литературе часто заменяют обозначение категории РG-2 на обозначение группой GL-7.

В основном, классификация API предусматривает разделение трансмиссионных масел по эффективности присадок, обеспечивающих противозадирные свойства. Чем выше номерной показатель группы GL, тем больше эффективность присадок. Сернистые соединения, содержащиеся в присадках, во время работы механизмов разрушают небольшой поверхностный слой металла путем химических реакций. Как следствие образуется тонкая модифицированная пленка – продукт износа. В результате, при критических и максимальных нагрузках, детали КПП изнашиваются меньше благодаря присадкам и модифицированной пленке. Химическая модификация состава трансмиссионного масла позволяет продлить срок службы именно стальных и чугунных элементов.

Трансмиссионное масло для переднеприводных и заднеприводных коробок передач

Что же касается синхронизаторов, которые устанавливаются во всех МКПП и изготавливаются из цветных металлов, то химические реакции на них оказывают пагубное воздействие и ускоряют износ. В трансмиссиях отечественных переднеприводных автомобилей ВАЗ до сих пор применяется обыкновенное моторное масло, так как российскими заводами производителями трансмиссионных масел до настоящего момента не налажен выпуск соответствующего состава масла. При использовании обычного моторного масла синхронизаторы сохраняются, а износ шестеренок увеличивается.

Есть и другие минусы в работе КПП при использовании трансмиссионного масла класса GL-5. Принцип работы синхронизаторов механической коробки переключения скоростей основан на трении. Переключение скоростей тем легче, чем больше коэффициент трения механизма синхронизации. А так как присадки масла GL-5 снижают коэффициент трения, то приходится прикладывать больше усилий к рычагу переключения скоростей для переключения передачи. Таким образом для всех типов современных МКПП рекомендуется использовать трансмиссионное масло c допуском GL-4. Оно предназначено для синхронизированных КПП как переднеприводных, так и заднеприводных автомобилей. По сравнению с трансмиссионным маслом GL-5, оно проявляет меньше агрессии к синхронизаторам. Подводя итоги, следует сказать, что масло GL-4 отлично справляется с защитными функциями в КПП.

Масло для редуктора (моста)

Производители трансмиссионного масла рекомендуют использовать масло класса GL-5 только в КПП с гипоидным зацеплением (именно такой тип шестерен используется в автомобильных мостах (редукторах). Наиболее распространенная ошибка – это заправка трансмиссионного масла класса GL-4 в редуктор заднеприводного автомобиля. Быстрый износ и выход из строя шестеренок главной пары – это последствия неправильного использования масла.

Универсальное масло для механической КПП и редуктора

Также заводы-производители масел для КПП выпускают универсальные масла для использования как в КПП с синхронизаторами, так и в КПП с гипоидными передачами. Такое масло маркируется совмещенным допуском GL-4/GL-5.

Так как многие важные свойства масла не были учтены при классификации по системе АРI, то многие производители известных брендов: General Мotors, МАN, Сhrysler, Fоrd, Vоlvo, Маck, Меrcedes выдвигают свои требования и определенные спецификации к заводам производителям трансмиссионных масел.

Как выбрать вязкость трансмиссионного масла

Стоит отметить, что качество масла определяется не только наличием и концентрацией различных присадок. Важную роль играет вязкость. При высоких рабочих температурах масла должны сохранять оптимальную вязкость и нормально уплотнять зазоры, а при «минусовых» температурах – не становиться слишком густыми и вязкими, что может препятствовать корректному вращению шестеренок агрегатов КПП. Густое и вязкое масло усложняет работу синхронизаторов КПП, и при переключении скоростей масло выдавливается из зазоров между контактирующими рабочими поверхностями. Из-за чрезмерной густоты масла в сильные морозы, переключать передачи становится очень затруднительно. Случается даже, что автомобиль может двигаться без включения передачи (на нейтральной скорости), достаточно выжать сцепление.

Читайте также  Как работает трансмиссия робот

Учитывая тот факт, что трансмиссионные агрегаты должны работать в различные времена года и при различной температуре окружающей среды производители масел разработали летние, зимние и всесезонные масла. На маркировке обязательно указывается цифро-буквенное обозначение (например, 75W-90), В данном случае буква W – обозначает, что масло можно использовать в зимнее время и вязкость определена в условиях низкой температуры окружающей среды. Если в маркировке нет дополнительной буквы W, то это означает, что масло предназначено для эксплуатации исключительно в летний период. Существует следующая классификация трансмиссионных масел (SАЕ J 306C): Летние — 80, 85, 90, 140, 250; зимние — 70W, 75W, 80W, 85W. Предельные характеристики вязкости при минусовых температурах должны соответствовать определенным требованиям: вязкость масла должна быть в пределах – 150000 санти-Пуазов (сП) при температуре 1000С. Для других типов трансмиссионных масел SAE обозначается Санти-Стоксами (сСт) при температуре 100С.

В отличие от зимних и летних масел, требующих ежесезонной замены, всесезонные масла не требуется менять каждые полгода. Замена происходит в зависимости от выработки.

Как выбрать масло для коробки передач

Что касается подбора трансмиссионного масла, то следует в первую очередь прислушиваться к требованиям автопроизводителя, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля. Все масла и классификация SАЕ основаны по принципу высокотемпературных либо низкотемпературных вязкостей. Учитывая температурные особенности нашей климатической зоны, оптимальная зимняя вязкость должна соответствовать показателю 80W.

Согласно классификации АРI трансмиссионные масла делятся на группы:

GL-1 – используются в механических КПП без синхронизаторов в грузовых автомобилях и сельскохозяйственной технике, а также в механизмах с червячными и спирально-конусными передачами.

GL-2 – применяются для смазки в трансмиссиях сельскохозяйственной техники либо червячных передачах, которые работают при низких скоростях и оборотах.

GL-3 – применяются при умеренных нагрузках на червячно-конические передачи, а так же в трансмиссиях грузовых автомобилей. Противопоказано применение в трансмиссиях с гипоидными передачами.

GL-5 – применяются в трансмиссиях с гипоидными передачами, которые работают при высоком скоростном режиме при малых крутящих моментах. В основном применяется для гипоидных передач со смещенными осями. В механических КПП применяют только, если это предусмотрено заводом изготовителем автомобиля.

Классификация трансмиссионных масел по SАЕ:

70W – обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -55С.

75W — обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -40С.

80W — обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -26С.

85W — обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -12С.

Масла с маркировкой 80, 85, 90, 140, 250 являются летними и отличаются только по степени вязкости.

Классификации трансмиссионных масел

Какие функции выполняет трансмиссионное масло, для чего оно используется и как защищает узлы автомобиля. Как классифицируется смазка по вязкости, типу, качеству и области использования – американские, европейские, отечественные стандарты. Трансмиссионные масла для МКПП и АКПП. Все нюансы выбора трансмиссии, исходя из эксплуатационных особенностей.

Предназначение трансмиссионных масел – это обеспечение работоспособности узлов в легковых и грузовых автомобилях, прочих видах транспорта.

Формула таких масел представляет собой базовую смазку, легированную определенными присадками. А в качестве базы выбираются минеральные, синтетические или полусинтетические масла. Все агрегаты трансмиссии не смогут нормально функционировать без соответствующей смазки.

Основная функция масел в этом агрегате – это предотвращение износа трущихся поверхностей. Кроме того, смазка позволяет отводить избыточное тепло от рабочей зоны, снижать силу вибрации, ударов, а также шум. В числе важных характеристик трансмиссионных масел – антикоррозионные свойства, антикислотная стабильность, совместимость с резиновыми уплотнениями, антипенные свойства, стабильность физических показателей при длительных хранении/эксплуатации. Для получения этих качеств в масла и вводятся присадки.

Классификация SAE. Вязкость

transmission-3

Американская классификация вязкости масел SAE J306 сегодня востребована по всему миру. Здесь выделяют сезонные и всесезонные смазки. Сезонные зимние обозначаются буквой «W» (winter), а если этой буквы нет, то смазка принадлежит к летним.

Впрочем, использование сезонных трансмиссионных масел не всегда оправдано – ведь смена сезона происходит намного быстрее, чем выработка ресурса смазки. А потому пальма первенства отдана более густым жидкостям – всесезонным.

Классификация API. Эксплуатационные показатели

Эта классификация считается более современной альтернативой отечественным ГОСТам. Она принята повсеместно и используется большинством производителей, разделяя трансмиссионные масла на 5 групп:

  • GL-1 без присадок, с минеральной базой, соответствует ТМ1 по ГОСТ;
  • GL-2 с жирными базами, для червячных передач (ТМ2);
  • GL-3, дополнено противозадирными присадками, для ручных КПП, спирально-конических передач (КПП, задние мосты грузовиков) (ТМ3);
  • GL-4 с противозадирными, противоизносными добавками для ручных коробок передач (ТМ4);
  • GL-5 с противозадирными, противоизносными присадками для гипоидных передач КПП, ведущих мостов ТМ5.

Классификация по ГОСТ 17479.2-85

Трансмиссионное масло ТМ-5

Этот тип классификации можно отнести к устаревшим, но в отечественном автопроме он все еще встречается.

В обозначениях трансмиссионных масел по ГОСТ указывается 3 группы знаков: ТМ (трансмиссионное масло); цифры, указывающие на принадлежность смазки к определенной эксплуатационной группе (5 групп); цифры, указывающие на класс кинематической вязкости.

Существуют 4 класса вязкости, каждый из которых определяет климатическую зону использования той или иной смазки (от южных до северных широт).

Классификация ATF

На трансмиссионные масла для АКПП стандарты API не распространяются, здесь используют классификацию ATF.

Кстати, продукты из этой группы часто окрашиваются очень ярко – для того, чтобы владелец не спутал их с обычными трансмиссионными маслами и не залил в МКПП. Также не стоит смешивать жидкости разных цветов, поскольку далеко не все их них являются взаимозаменяемыми.

Всемирно признанной классификации для АКПП нет, а потому стандартизацией смазок занимаются автопроизводители. Так, концерн Дженерал Моторс пользуется классификациями DEXRON I, II, III, IV. Здесь чем выше цифра в обозначении, тем более совершенной считается смазка. А вот компания Форд обозначает свои спецификации Mercon.

Классификация ZF. Европейские масла

В Германии расположена компания «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF). Она является ведущим европейским производителем КПП и силовых агрегатов, и пользуется собственной классификацией, ориентирующейся на виды масел, их классы качества и вязкость. Учитываются здесь и допуски автопроизводителей.

Считается, что для каждой коробки передач допустимы свои смазочные материалы. Допуска представлены в виде перечней, которые маркируются как ZF TE-ML. Предусмотрен здесь и цифровой код в пределах 01-14.

Все нюансы выбора

Выбор определенного наименования трансмиссионного масла обусловлен, в первую очередь, рекомендациями автопроизводителя, где указаны оптимальные критерии и эксплуатационные характеристики смазки.

Решение в пользу масел низкого качества с целью сэкономить не допускается, поскольку некорректно подобранная смазка может спровоцировать неполадки в агрегате. Увеличивать группу масел также не стоит – в первую очередь, из экономических соображений.

Если же точных указаний автопроизводитель не дает, то следует руководствоваться практическими соображениями. В частности, КПП грузовиков, работающие без гипоидных зацеплений, успешно функционируют на рабочей жидкости уровня GL 3, хотя для «ГАЗель» нужно GL 5.

Это же масло, GL 5, потребуется для тех КПП, где предусмотрено гипоидное сцепление шестерен (вне зависимости от того, легковое или грузовое авто). Использование масла низкой категории в данном случае не сможет предотвратить задиры в зубьях гипоидной пары. Что касается МКПП, то здесь потребуется смазка группы GL 4.

Указанные классы принадлежат к категории API, то есть демонстрируют эксплуатационные характеристики смазок. Однако при выборе обязательно нужно учесть и вязкость материала, которую подбирают в зависимости от климатических условий эксплуатации машины. Например, классы 250 и 140 по SAE включают в себя масла с вязкостью не ниже 24 мм кв./с при 100°С, а потому будут нормально работать только на жарком Юге. В умеренных широтах оптимален класс 90 – это всесезонные масла типа 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Впрочем, нужно знать, что для низких температур 85W-90 не подойдет, 80W-90 считается более универсальным, а 75W-90 подойдет даже для экстремально низких температур.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: