Карьерные самосвалы с электромеханической трансмиссией

Обзор карьерных самосвалов БЕЛАЗ

Едва ли сегодня найдется хоть одна горная разработка, где бы ни использовались карьерные 90-тонные самосвалы. Так сложилось, что выпускаются эти машины мировыми производителями карьерной техники только с гидромеханической трансмиссией. ОАО «БЕЛАЗ» было первым на мировом рынке предприятием, которое представило потребителям карьерный самосвал грузоподъемностью 90 тонн с электромеханической трансмиссией.

Машины новой серии БЕЛАЗ-75580 предназначены для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, грунта и других сыпучих грузов вне дорог общего пользования. Самосвалы могут использоваться при создании дорожно-магистральных комплексов, на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, а также на технологических площадках предприятий перерабатывающей промышленности.

Серия БЕЛАЗ-75580: история создания

карьерные самосвалы белаз

В 2010 году специалисты белорусского автозавода начали разработку новой модели самосвала с электромеханической трансмиссией. Новое поколение белазовской техники, создавалось с учетом современных требований рынка. К середине 2012 года был изготовлен первый опытный образец — БЕЛАЗ-75580. В этом же году на предприятии была собрана модификация, которая в настоящее время изготавливается под индексом БЕЛАЗ-75581. Через три года в серии появилась еще одна модель — БЕЛАЗ-75583. А в 2017 году производственную линейку 90-тонников серии БЕЛАЗ-7558 пополнила еще одна модель — БЕЛАЗ-75585.

В настоящее время после проведения комплекса приемочных и эксплуатационных испытаний эта серия включает три модификации: БЕЛАЗ-75581, БЕЛАЗ-75583 и БЕЛАЗ-75585. На этой технике реализованы все последние инновационные конструкторские решения, благородя которым машины демонстрируют хорошие эксплуатационные показатели. ОАО «БЕЛАЗ», являясь крупнейшим производителем карьерного транспорта, представил 90-тонники новой серии в 2016 году на международной выставке горнодобывающего оборудования «MINExpo International», проходящей раз в четыре года в городе Лас-Вегас (США).

Технические характеристики

карьерные самосвалы белаз

На самосвалах установлены современные дизельные двигатели фирмы «Cummins» мощностью 1 050 л.с. и 2 500 л.с. для БЕЛАЗ-75581 и 75310 соответственно. Силовые агрегаты с электронным управлением и центральной отключаемой крыльчаткой системы охлаждения, обеспечивают высокую удельную мощность, а соответственно и скорость самосвала на подъеме, а также высокую топливную экономичность. Соответствие стандартам экологии Tier II позволяет сократить выброс вредных веществ в атмосферу.

Двигатели оборудованы электро стартерным пуском, сухими трехступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года на самосвале установлен предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки с функцией подогрева топлива. Выпуск отработавших газов осуществляется через теплоизолированные трубопроводы и метало-рукава оригинальной конструкции в газо-приемник для обогрева грузовой платформы.

На самосвалах установлен высокоэффективный электропривод переменного тока четвертого поколения. Применение данного типа электропривода позволяет:

  • улучшить тяговые и тормозные характеристики самосвала;
  • повысить эффективность его работы за счет более высокой производительности;
  • расширить скоростной диапазон;
  • снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт;
  • повысить надежность работы автосамосвала в целом.

Надежность и производительность самосвала также позволяет повысить применение высокоэффективной микропроцессорной системы управления и диагностики.

Все модели серии БЕЛАЗ-75580 оборудованы объединенной гидравлической системой для рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма, что позволяет унифицировать гидропривод. Применение регулируемых насосов с автоматом разгрузки позволяет снизить потери мощности в приводе и обеспечить охлаждение масла без использования радиаторов. Производителю удалось достичь ресурса насосов до ремонта – не менее 25-30 тыс. мотто-часов.

Хорошую плавность хода, минимальные динамические нагрузки на оператора и узлы самосвала обеспечивает оригинальная схема направляющего аппарата подвески самосвала, снижающая силу сухого трения, по сравнению с самосвалами-аналогами, в 2-4 раза. Использование шаровых опор в цилиндрах подвески снижает трудоемкость и себестоимость ремонта, при ремонте требуется замена только вкладышей вместо шарнирных подшипников в сборе.

В стандартную комплектацию включено оборудование, улучшающее эксплуатационную привлекательность самосвалов:

  • предпусковой подогреватель жидкости;
  • система кондиционирования;
  • система комбинированного пожаротушения с дистанционным включением;
  • автоматическая централизованная система смазки;
  • система контроля загрузки и топлива;
  • телеметрическая система контроля давления в шинах;
  • система видео обзора;
  • система предупреждения приближения к высоковольтным линиям.

По заказу потребителя возможно комплектование различными грузовыми платформами, обеспечивающими максимальное использование грузоподъемности самосвала.

В кабине — как дома

Работать в кабине новых самосвалов по-настоящему комфортно. Оптимальный размер рабочего пространства салона позволяет эффективно управлять самосвалом. Основные органы управления машины расположены таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный комфорт водителю. Большое внимание уделили вопросам шумоизоляции. Чтобы обеспечить низкий уровень шума в кабине, были применены новейшие обивочные и изоляционные материалы, с улучшенными свойствами.

Рабочее место водителя спроектировано с учетом современных требований безопасности, эргономики и ортопедии, что в совокупности с высокой плавностью хода самосвала снижает утомляемость водителя во время его повседневной работы. Климат в салоне обеспечивает отопительно-кондиционерный блок, который обогревает зимой и охлаждает летом. Включенная в стандартную комплектацию система активного видео обзора улучшает видимость «мертвых зон» на опасных участках дороги.

В обзоре использованы материалы официального сайта автозавода «БЕЛАЗ» и сайта генерального дистрибьютора компании в РФ — «Торговый дом «БЕЛАЗ».

Изучаем 90-тонники. Обзор популярных в РФ карьерных самосвалов

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 с электромеханической трансмиссией

Источник фото: belaz.by

Масса: 74 000 / 80 150 кг
Грузоподъемность: 90 000 кг
Мощность: 1 050 л.с.

Производство этих карьерных машин началось в 2012 году. Особенностью самосвалов БЕЛАЗ-75581является использование в конструкции машины узлов и технических решений, обеспечивающих эксплуатационную привлекательность самосвала. В том числе:

  • мощной гидравлической системы, уменьшающей время разгрузки;
  • «фирменной» подвески БЕЛАЗ, гарантирующей плавный ход самосвала и минимальные динамические нагрузки на водителя и узлы машины;
  • надежного дизельного двигателя в совокупности с электромеханической трансмиссией переменного тока, которые обеспечивает высокую производительность 90-тонника и снижает стоимость владения техникой.

Самосвалы БЕЛАЗ-75581, оснащенные электромеханической трансмиссией, имеют ряд преимуществ. Так, электромеханическая передача плавно изменяет тяговое усилие, облегчая рабочий процесс. Использование меньшего количества технологических узлов и компонентов c узлами трения свело естественный износ трансмиссии к минимуму. Ресурс редуктора мотор-колес обеспечен на весь срок службы машины за счет унификации с редукторной частью серийных 130-тонников. Отсутствие переходных процессов переключения передач и ударных нагрузок на ДВС увеличивает срок службы силового агрегата.

Самосвал оснащается двухдверной двухместной кабиной (оснащенной системами безопасности ROPS и FOPS), созданной в соответствии с требованиями стандартов к допустимым уровням шума (показатель не превышает 80 дБ) и вибрации внутри, запыленности воздуха и концентрации вредных веществ (ЕН 474-1 и СТБ 474-6).

Источник фото: belaz.by

В производственной линейке 90-тонных машин с электромеханической трансмиссией (серия 7558) на ОАО «БЕЛАЗ» существует несколько серийный модификаций. Это машины с индексами 75581, 75583 и 75585. Основные технические характеристики у них схожи, но есть и некоторые различия. Модель БЕЛАЗ-75585 комплектуется дизелем Cummins KTA 38-C, остальные самосвалы оснащаются силовыми агрегатами Cummins QST 30-C. Масса машин без груза составляет 74 т, максимальная скорость движения — 60 км/ч.

В стандартной комплектации техника оснащается устройством сигнализации приближения к высоковольтной линии, централизованной системой смазки, комбинированной системой пожаротушения. Имеются системы контроля топлива и загрузки кузова, а также телеметрическая система контроля давления в шинах. Для безопасности и удобства установлены предпусковой подогреватель, система видеообзора и отопительно-кондиционерный блок. Дополнительно можно заказать футеровку днища кузова.

Источник фото: belaz.by

Сегодня ОАО «БЕЛАЗ» работает над расширением серии 7558, предлагая своим клиентам помимо вышеупомянутых машин новые 90-тонники:

  • БЕЛАЗ-75585-05 (ДВС Cummins QST30-C, 1 200 л.с., трансмиссия КТЭО-90 с новыми двухступенчатыми цилиндрами опрокидывающего механизма для уменьшения времени разгрузки платформы);
  • БЕЛАЗ-7558С (ДВС Cummins QST30-C, 1 050 л.с., трансмиссия КТЭО Б-90, включает в себя генератор, шкаф с жидкостным охлаждением и 2 вентильно-индукторных двигателя);
  • БЕЛАЗ-75589 (ДВС Weichai 12M33, 1 068 л.с., трансмиссия КТЭО-90);
  • БЕЛАЗ-7558B (ДВС Cummins QST30-C, 1 050 л.с., шкаф управления трансмиссией производства «БЕЛАЗ», генератор и 2 электродвигателя).

Источник фото: belaz.by

В 2019 году линейка 90-тонных самосвалов пополнится следующими модификациями:

  • БЕЛАЗ-7558D (ДВС Cummins QST30-C, 1 050 л.с., трансмиссия КТЭП-90, шкаф управления трансмиссией и 2 электродвигателя СП «Сибэлектропривод» и Skoda);
  • БЕЛАЗ-75584 (ДВС MTU 16V2000, 1 200 л.с., трансмиссия КТЭО-90);
  • БЕЛАЗ-7558F (ДВС Cummins QST30-C, 1 050 л.с. (PN441), трансмиссия GE100AC, ведутся работы по согласованию нового шкафа и генератора).

Нестандартная базовая комплектация. Карьерные самосвалы Komatsu HD785-7

Источник фото: istk.ru

Масса: 72 000 кг
Грузоподъемность: 90 000 кг
Мощность: 1 200 л.с.

На российском рынке сегодня доступны 90-тонные самосвалы Komatsu HD785-7, производимые в Японии. Наряду с этим, в июне 2010 года начал работать завод в Ярославле «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», благодаря чему удалось значительно сократить сроки поставки оборудования. Таким образом на текущий момент в России компания предлагает самосвалы как российского, так и японского производства.

Основным отличием 90-тонных машин Komatsu является наличие в стандартной комплектации таких опций, которых у других производителей либо нет, либо их не включают в базовый комплект поставки. Например, самосвалы, поставляемые российским клиентам, в обязательном порядке оснащаются системой контроля приближения к ЛЭП (в соответствии с п. 380 Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, когда все самосвалы массой свыше 30 тонн должны быть укомплектованы устройством блокировки (сигнализатором) поднятия кузова под высоковольтными линиями). Учитывая качество дизельного топлива в удаленных регионах России производитель предоставляет российскому потребителю в стандартной комплектации систему фильтров для работы с загрязненным топливом плохого качества, имеющего примесь воды.

Источник фото: istk.ru

Машины HD785-7 оснащаются также системой быстрой заправки топливом, а также системой и учета полезной нагрузки, обогревателями поддона картера двигателя и охлаждающей жидкости силового агрегата, зеркалами заднего вида с подогревом. Имеются четыре маслоохлаждаемых многодисковых тормоза-замедлителя (AP-FOUR) с системой плавного торможения, звуковой сигнал и сигнальная лампа температуры охлаждающей жидкости.

В стандартную комплектацию самосвалов Komatsu HD785-7 также входят следующие опции:

  • система автоматического контроля скорости спуска (ARSC);
  • система централизованной автоматической смазки;
  • резервная система рулевого управления (включается автоматически);
  • система предупреждения о сбросе оборотов двигателя;
  • система мониторинга состояния машины (VHMS) и т.д.

Самосвалы Komatsu HD785-7 оснащаются 30-литровыми 12-цилиндровыми двигателями собственного производства SAA12V140E-3, соответствующими стандартам Tier 2. Номинальная мощность по SAE J1995 составляет 895 кВт при 1 900 об/мин. Это 4-тактные силовые агрегаты с водяным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Работает ДВС в паре с полностью автоматической коробкой передач (7 скоростей переднего и 2 скорости заднего хода). Применение двигателей с высоким крутящим моментом при низкой частоте вращения, высокой приемистостью и низким уровнем расхода топлива позволили обеспечить высокую производительность.

Читайте также  Какие масла заливать в трансмиссию нивы 21214

Источник фото: istk.ru

Кабина оператора шумоизолированного типа ROPS/FOPS оборудована приемником, кондиционером воздуха, обогревателем и антиобледенителем, операторским сиденьем на пневмоподвеске с возможностью регулировки наклона спинки. Имеется инерционный ремень безопасности и амортизационная подвеска, гасящая вибрации в ходе работы самосвала. Рулевая колонка — телескопическая с регулируемым углом наклона. Конструкция соответствует требованиям стандартов ISO3471 ROPS и ISO3449 FOPS.

Объем кузова с «шапкой» составляет 60 куб. м, габаритные размеры (внутренняя длина х ширина) — 7 065 х 5 200 мм. Такие показатели обеспечивают простоту загрузки самосвала при минимальных потерях груза из-за рассыпания, делая тем самым транспортировку более эффективной. Обогрев кузова осуществляется выхлопными газами.

Источник фото: istk.ru

Если стандартная комплектация самосвала удовлетворяет все насущные требования к комфорту водителя и обеспечивает высокую производительность техники в процессе эксплуатации, то дополнительные опции предназначены для обеспечения комфортной работы водителя в специфических горно-геологических и природно-климатических условиях (жара, холод, холмистая местность) либо для обеспечения дополнительной безопасности персонала.

По желанию клиента дополнительно самосвалы Komatsu HD785-7 можно оснастить:

Сколько у БелАЗа лошадиных сил и другие характеристики этих машин

Два карьерных самосвала БелАЗ – самый маленький и самый большойКарьерная техника БелАЗ сейчас занимает более четверти мирового рынка самосвалов, грузоподъемностью свыше 90 тонн. В 2014 году произошло включение карьерного самосвала БелАЗ в европейскую книгу рекордов Гиннеса, поскольку он смог перевезти 503.4 тонны груза! Вообще же грузоподъемность БелАЗа 75710 составляет 450 тонн, и эта самая крупная модель, которая выпускается белорусским производителем.

Зачем был создан?

Промышленное строительство и энергетика в Советском Союзе требовали увеличение карьерных разработок. После войны было принято решение о запуске производства белорусские самосвалы повышенной грузоподъемности, которые способны снизить себестоимость работы в карьерах. Расчет оказался верным, а успешная история предприятия насчитывает уже больше 70 лет.

История автомобилей БелАЗ

Архивное фото культового карьерного самосвала БелАЗ-540

Завод в Жодино был создан в 1948 году, но лишь в 1958 году сюда передали производство большегрузных самосвалов с МАЗа. Сначала здесь производили 25-тонные МАЗ-525, а первая БелАЗ машина с маркировкой 540А увидела свет только в 1965 году. Уже тогда советским конструкторам поставили задачу создать на базе БелАЗа самый большой самосвал в мире.

Стоит отметить, что завод за эти годы развивался поступательно:

  • В 1967 создали карьерный БелАЗа-548А грузоподъемностью 40 тонн;
  • 1968-й год отмечен появлением нового 75-титонного БелАЗа-549 в с электромеханической трансмиссией;
  • к годовщине Октябрьской революции в 1977 году выпускается самосвал, способный везти уже 110 тонн груза;
  • двумя годами позже появляется грузовик БелАЗ-7521 грузоподъемностью 180 тонн;
  • в 1990 году новая модель с обозначением 7550 способна перевозить уже 280 тонн груза.

По заводской программе выпускаются не только карьерные самосвалы с гигантскими габаритами, но и трактора БелАЗ, аэродромные тягачи, погрузчики и машины для подземных работ.

Стоит отметить, что 96 % продукции белорусского автогиганта идет на экспорт. БелАЗ входит в семерку ведущих производителей карьерной техники в мире.

Грузоподъемность БелАЗов

Гигантский самосвал БелАЗ 75710 является флагманом. Его номинальная грузоподъемность 450 тонн, а фактически он способен перевозить при максимальной нагрузке свыше 500 тонн груза.

Самый маленький из выпускаемых белорусским заводом автомобилей с самосвальной выгрузкой – 7540. Этот грузовик перевозит «всего» 30 тонн, что является минимальным значением для модельного ряда автомобилей.

Технические характеристики карьерных самосвалов БелАЗ

Габаритные размеры карьерного самосвала БелАЗ серии 7571

Учитывая внушительные габариты и массу автомобиля, при его создании пришлось решать массу технических задач. Обеспечить эффективное управление и безопасную эксплуатацию автомобиля собственной массой (без учёта груза) от 20 до 390 (. ) тонн дело не простое.

Габаритные размеры и вес покрышки

Размер самого крупного в мире карьерного самосвала БелАЗ 75710 просто гигантские: 20 600 х 9 750 х 8 265 мм. Более 20 метров в длину и 8 метров в высоту! Диаметр колеса составляет 63 дюйма или 3,7 метра.

Вес одной покрышки БелАЗа 75710 составляет 5 300 кг. Два таких колеса будут весить больше, чем большинство серийных седельный тягач, которые перемещаются по дорогам общего пользования,

Ходовая часть и рулевое управление самосвала БелАЗ 75710

У БелАЗа 450-тонной грузоподъемности зависимая пневмогидравлическая ходовая часть со встроенным гидравлическим амортизатором. Удивительно, но этот гигант достаточно маневренный и хорошо управляемый.

Рулевое управление на этом карьерном гиганте специфическое. Управляемыми на модели являются передний и задний мосты. Вместо рулевых тяг применяются два цилиндра. Такое управление дает радиус разворота «всего» 45 метров. А если в дело при повороте входят оба моста, то он и вовсе уменьшается до 19.8 метра.

Силовая установка и ее характеристики

Фото одного из двигателей БелАЗа

Узнать сколько у БелАЗа лошадиных сил заглянув в характеристики мотора нельзя. Дело в том, что у модели 75710, например, сложносоставная силовая установка, которая с помощью электромеханической трансмиссии позволяет разогнать самосвал до 67 км/час.

Она состоит из двух дизельных двигателей MTU DD 16V4000 мощностью в 2 332 л. с. (1 715 кВт) каждый, суммарным объемом 130 литров. Они запускают в работу два генератора, которые подают ток на электромоторы тяги, установленные на приводах колёс. Суммарная мощность колёсных электромоторов составляет 6 520 л. с.

Обратите внимание! Силовая установка требует периодического обслуживания, которое делается каждые 500 моточасов. Во время ТО меняется масло и фильтры, тоже не маленьких размеров.

Несмотря на тяжёлые условия эксплуатации ресурс пробега у БелАЗа достигает 800 000 километров. И хоть курсирует этот грузовик в карьерах с небольшим транспортным плечом, вырабатывает ресурс примерно за 6-7 лет. Ведь часто, эти огромные «муравьи» используются круглосуточно.

Трансмиссия и гидросистема

Карьерные самосвалы белорусского автозавода разделены на две категории – с гидромеханической и электромеханической трансмиссией. К первой относятся «малыши» грузоподъёмностью до 90 тонн, ко второй – все самосвалы, способные поднять 90 тонн и больше.

В небольших по меркам БелАЗа 7540 самосвалах применяется трех- или пятиступенчатая гидромеханическая трансмиссия. Два карданных вала передают крутящий момент на привод.

В машинах используется гидравлическая система с одним общим баком. Контур подаёт масло как на гидроцилиндры, так и на тормоза. Рулевое управление, естественно, тоже оснащено гидроусилителем. Цилиндры идут по два на каждый мост для управления поворотами.

Производительность гидросистемы составляет 168дм3 в минуту, что позволяет поднять кузов за 16 секунд, а опустить – за 20. Однако, когда идёт разгрузка предусмотрено полное отключение рулевого управления. В это время вся мощность гидравлической системы направляется на подъём самосвальной платформы.

Системы безопасности

Система безопасности специально разработана БелАЗом для автомобиля-самосвала гигантских размеров. Она включает в себя:

  • стабилизатор поперечной устойчивости, защищающий от бокового опрокидывания и придающий плавность хода;
  • страховочную систему рулевого управления, если сломается гидравлика;
  • из салона БелАЗа видны индикаторы электронных весов, которые показывают, сколько породы уже загружено в кузов.

Сферы применения и особенности эксплуатации

Фото карьерного самосвала БелАЗ 75710 на горе и идущего к нему человека

Семейство самосвальной техники белорусского производителя предназначено для транспортировки в большом объеме рассыпного горного сырья и полезных ископаемых. Эти автогиганты способны работать и на приисках, и в карьерах, и на обогатительных предприятиях, строительных и гидротехнических площадках независимо от климатического пояса и температурного режима.

Производитель предлагает БелАЗы как в тропическом, так и северном исполнении, и, соответственно, жизненный цикл таких машин зависит от условий эксплуатации. Например, вопрос о серьезном ремонте или списании БелАЗа на Крайнем Севере встанет лишь, когда он отходит около 225 000 км. В то же время карьерная страда позволит на полную катушку использовать самосвал до выработки в 220 000 км, а на строительном поприще пробег грузовика составит не менее 320 000 км.

Из-за серьезных рабочих нагрузок ахиллесовой пятой агрегата считается перегрев. Особенно на территориях с жарким климатом стальной богатырь испытывает проблемы с масляными радиаторами и фрикционами передач. В остальном же нареканий в сторону белорусских самосвалов мало. Большинство владельцев эксплуатирует автогиганты в рамках рекомендаций компании-производителя.

Аналоги БелАЗов

Карьерный самосвал Liebherr T284 на выставке MINExpo 2012

Карьерные самосвалы белорусского производства можно встретить не только на просторах бывшего СССР, но и в Европе, Китае, Африке, Южной и Северной Америке. Среди конкурентов БелАЗа знаменитые гиганты Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Hitachi. Все они имеют в своей продуктовой линейке карьерные самосвалы разной грузоподъёмности.

Кроме того, есть специализированные компании, такие как Terex trucks (вновь принадлежащий Volvo Group), индийское предприятие BEML, итальянские Astra и Perlini. Китайские машиностроительные предприятия, особенно крупные – Sany, XCMG – также активно продвигают горные самосвалы на мировой рынок.

Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

Карьерные самосвалы — отдельный, весьма специфичный тип грузовиков. Поскольку на дорогах общего пользования их не встретить, они обычно остаются «за кадром» периодических изданий. Тем не менее карьерники довольно примечательны, ведь их конструкция сильно отличается от устройства обычных машин. И разработкой такой техники занимается лишь малый «закрытый клуб» специальных фирм. Исторически это массово делали только четыре самых развитых страны мира — Германия, США, Япония и СССР. Знаменитый советский БелАЗ после 1991 года достался в наследство нашему соседу — Белоруссии. Завод успешно продолжает выпуск усовершенствованных автомобилей, причем нисколько не уступает зарубежным конкурентам.


В апреле 2010 года конструкторско-экспериментальной службе крупнейшего производителя карьерной техники — Белорусского автомобильного завода исполнилось 50 лет.

Родившийся в первые послевоенные годы и выпускавший первоначально торфяное оборудование и технику для мелиоративных работ, этот завод в 1958 году получил известное теперь всему миру имя БелАЗ. Первым самосвалом, сошедшим с конвейера Белорусского автозавода к 7 ноября 1958 года, был МАЗ-525, разработанный конструкторами Минского автозавода, и большинство заложенных в нем технических решений были аналогичны тем, которые применялись на грузовых автомобилях, предназначенных для движения по дорогам общего пользования.

Читайте также  Изменение крутящего момента трансмиссии

Однако уже в апреле 1960 года на БелАЗе создается своя конструкторская служба, которую возглавил З.Л. Сироткин, приехавший в Жодино из Минска вместе с группой конструкторов МАЗа. Только что созданному отделу необходимо было решить сложную проблему. Еще недавно считавшийся образцом новой техники, МАЗ-525 переставал удовлетворять возрастающим требованиям эксплуатационников. Мощным горнорудным и угольным карьерам, крупным гидротехническим стройкам, предприятиям строительной индустрии нужны были более высокопроизводительные самосвалы, максимально приспособленные, прежде всего, к условиям работы в карьерах.

Конструкторской службой и руководством предприятия принимается решение не совершенствовать существующую модель самосвала, а создавать совершенно новую машину. Этот период можно назвать этапным в истории Белорусского автомобильного завода. Заводские конструкторы изучали условия эксплуатации и требуемые технические характеристики будущего самосвала, на вертикали кульманов рождались контуры будущей машины, на испытательных стендах проверялась правильность принятых технических решений.

Наверное, сейчас это может показаться невероятным, но тогда, в эпоху невиданного трудового энтузиазма первых послевоенных пятилеток, было событием почти рядовым: менее чем за один год на молодом заводе создали принципиально новый карьерный самосвал грузоподъемностью 27 тонн под именем БелАЗ-540, опытный образец которого был выпущен в сентябре 1961 года.

В конструкцию этого автомобиля было заложено много новых для машиностроения технических решений, обеспечивших впоследствии высокоэффективную работу самосвала в условиях карьеров. Это впервые примененная в практике отечественного автомобилестроения пневмогидравлическая подвеска, обеспечивавшая высокую плавность хода как в груженом, так и в порожнем состоянии, гидромеханическая передача, которая также впервые в практике нашего машиностроения была использована для серийно выпускаемых машин, оригинальная компоновка: расположение кабины рядом с двигателем позволило получить минимальную базу и минимальные габаритные размеры и тем самым повысить маневренность машины, увеличить ее устойчивость, платформа ковшового типа позволила понизить центр тяжести и также повысить устойчивость автомобиля. Оригинальные решения по системам рулевого управления и опрокидывания платформы, оперению и другим узлам стали традиционными при создании самосвалов очередных классов грузоподъемности.

БелАЗ-540 стал родоначальником целого семейства большегрузных самосвалов. В 1967 году предприятие освоило выпуск 40-тонного самосвала БелАЗ-548А, спроектированного с учетом максимально возможной унификации основных узлов и деталей двух машин.

1968 год стал годом рождения опытного образца БелАЗ-549 — базового самосвала класса грузоподъемности 75-80 тонн, первого образца с электромеханической трансмиссией. В 1977 году были выпущены опытные образцы самосвала БелАЗ-7519 — базового самосвала класса грузоподъемности 110-120 тонн. Через шесть лет завод приступил к серийному производству БелАЗ-75211 — базового самосвала класса грузоподъемности 170-220 тонн.

В начале 1990-х, отмеченных распадом СССР и резким сокращением производства, БелАЗ не прекратил выпуск ни одной из моделей карьерных самосвалов, охватывающих диапазон грузоподъемности от 30 до 220 тонн. Более того, он включил в производственную программу другое специальное тяжелое транспортное оборудование, выпуск которого осваивался с девяностых годов прошлого столетия: самосвалы повышенной проходимости с гидромеханической трансмиссией, строительно-дорожные машины и машины для обслуживания горно-транспортных работ, такие, как погрузчики, бульдозеры, тягачи-буксировщики и поливооросительные машины; техника для подземных работ, машины для металлургических предприятий и т.д.

Прогрессивные решения, заложенные в конструкцию первых белорусских карьерных самосвалов, позволяли в дальнейшем совершенствовать узлы и системы машин всех классов грузоподъемности, внедрять новые комплектующие и материалы, поэтапно проводить модернизацию самосвалов с созданием новых модификаций на основе использования дизельных двигателей, трансмиссий и шин производства различных фирм. Особое внимание заводские специалисты всегда уделяли приспособленности техники к условиям эксплуатации, создавая в каждом классе самосвалов варианты в северном и тропическом исполнении, для перевозки легких грузов и т.п.

Модельный ряд техники, выпускаемой Белорусским автомобильным заводом, пополнили также машины нового поколения — 55-тонный карьерный самосвал БелАЗ-7555, карьерный самосвал БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн, который был спроектирован с учетом более чем 15-летнего опыта эксплуатации предшественника — 120-тонного самосвала, а также самый большой в истории отечественного автомобилестроения карьерный самосвал БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн.

Всего же за всю историю управлением главного конструктора Белорусского автозавода разработано более 600 модификаций карьерных самосвалов грузоподъемностью от 27 до 320 тонн, предприятием выпущено более 130 тысяч единиц карьерных самосвалов, которые за всю историю завода были отправлены в более чем 70 стран мира.

Значительно расширило производственную линейку БелАЗа, и прежде всего за счет подземной тематики, вхождение в его состав Могилевского автомобильного завода. Отдел подземной и строительно-дорожной техники, осуществляющий конструкторское сопровождение производства на филиале в Могилеве, также влился в состав конструкторской службы Белорусского автомобильного завода. Специальное конструкторское бюро УГК БелАЗа осуществляет разработку конструкции грузового подвижного состава, выпускаемого на Могилевском вагоностроительном заводе, также вошедшем недавно в состав ПО «БелАЗ».

Только за последнее время на БелАЗе были разработаны и изготовлены опытно-промышленные партии:

— 90-тонных карьерных самосвалов БелАЗ-75570 с 6-ступенчатой гидромеханической коробкой передач; по результатам испытаний заканчивается подготовка серийного производства, опытно-промышленная партия карьерных самосвалов отгружена в г. Белогорск ООО «Русал Транспорт Ачинск»;

— 45-тонных карьерных самосвалов БелАЗ-75450 с увеличенным до 600 тыс. км пробега ресурсом эксплуатации, опытный образец которого успешно прошел испытания в Челябинской области России на ОАО «Южуралзолото»;

— 320-тонных карьерных самосвалов БелАЗ-75600. Первая машина этой серии прошла приемочные испытания в условиях эксплуатации на ОАО «УК “Кузбассразрезуголь”» в Кемеровской области, которые показали, что в результате использования самосвалов БелАЗ-75600 обеспечиваются увеличение производительности на 35-40% и соответствующее снижение себестоимости транспортных работ. На базе основных узлов 320-тонника разработан карьерный самосвал БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн, опытный образец которого изготовлен к юбилею УГК.

Однако было бы неверным утверждать, что своим рождением карьерная техника, полвека разрабатывавшаяся и выпускавшаяся на БелАЗе, обязана только белорусской земле. Огромный объем исследовательских и конструкторских работ при создании машин с гидромеханической трансмиссией в 60-е годы прошлого столетия БелАЗу удалось выполнить благодаря широкому содружеству завода со многими организациями, среди которых НАМИ, Институт электросварки, Барнаульский завод транспортного машиностроения, Ярославский моторный завод и другие.

Создание первого образца карьерного самосвала с электромеханической трансмиссией БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн велось согласно программе Государственного Комитета науки и техники СССР с участием соисполнителей, в числе которых были Уральский турбомоторный завод, завод «Динамо», НИИ КГШ (г. Днепропетровск), завод «Сибэлектропривод».

Путевку в жизнь техника нового поколения получала на крупнейших горнодобывающих предприятиях, где проводились испытания опытных образцов и проверялась правильность принятых технических решений: на Бачатском и Нерюнгринском угольных разрезах, Оленегорском, Лебединском и Балхашском ГОКах, ГМК «Печенганикель» и других предприятиях.

Созданный в 2005 году научно-технический центр БелАЗа, объединивший в своем составе управление главного конструктора, отдел подземной и строительно-дорожной техники, экспериментальный цех и испытательную лабораторию, консолидировал творческие силы не только работников завода, но и горных научных учреждений стран СНГ, таких, как ФГУП «ЦНИИ-чермет им. И.Б. Бардина», Криворожский технический университет, Научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз», Санкт-Петербургский государственный горный институт и др.

В день празднования 50-летнего юбилея на БелАЗе была организована выставка выпускаемой предприятием продукции, где показали как серийно выпускаемую технику, так и новые разработки.

Одной из новинок предприятия был самый большой карьерный самосвал в линейке техники БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 т.

Он разработан как машина более высокого технического уровня и класса грузоподъемности с использованием базовых узлов самосвала БелАЗ-75600 и комплектующих узлов и агрегатов ведущих мировых производителей. На нем установлены дизельный двигатель MTU 20V4000 мощностью 3750 л.с., трансмиссия переменного тока фирмы Siemens, шины размерностью 59/80R63 диаметром 4 метра.

А главным сюрпризом выставки техники оказалась машина будущего поколения — дистанционно управляемый карьерный самосвал БелАЗ-75137. Это прототип, который специалисты предприятия только учат «ходить». Дальнейшее развитие конструкции самосвала диктует необходимость разработки полностью автономно управляемой машины без участия человека. Такая разработка призвана снизить влияние человеческого фактора во время работы в труднодоступных местах добычи с опасными условиями эксплуатации, а также устранить воздействие на оператора самосвала вредных факторов окружающей среды.

Система управления данного самосвала состоит из бортовой системы управления и рабочего (удаленного) места оператора. Оптико-электронная система, установленная на самосвале, обеспечивает безопасность вождения машины при любых погодных и климатических условиях, даже в темноте.

Дизельный двигатель MTU DD 12V4000 мощностью 1623 л.с. с новой электронной системой управления подачей топлива и диагностикой соответствует требованиям по выбросу токсичных веществ Tier1. На самосвале применена трансмиссия переменно-постоянного тока, есть и ряд новых конструктивных решений в различных системах гиганта.

Беспилотный самосвал, внедрение технологий 5G и самый большой автомобиль в мире: посмотрели, как на БЕЛАЗе собирают машины, ставшие брендом Беларуси

История научно-технического прогресса неразрывно связана с развитием машинного производства. Беларусь как индустриальная страна обладает развитым машиностроением. Эта отрасль уже несколько десятилетий доминирует в экономике нашей страны. На предприятиях машиностроительного комплекса формируется значительная доля валового внутреннего продукта, что напрямую влияет на рост нацио­нального благосостояния. Белорусская продукция марки «БЕЛАЗ», «Гомсельмаш», «МАЗ», «Беларус» сегодня работает на разных континентах. Во многих странах мира знают современную технику «Горизонт», «Атлант», «Витязь», «БелОМО». Взятый машиностроителями курс на создание конкурентной и востребованной технической продукции свидетельствует об интеллектуальном и производственном потенциале отечественной промышленности.

День машиностроителя — праздник для людей, вкладывающих свои способности, усилия и ум в развитие многих отраслей экономики. Сегодня вы претворяете в жизнь самые прогрессивные идеи и решения, осваиваете новые технологии и виды продукции. Убежден, что, продолжая славные традиции, вы будете и впредь успешно решать поставленные перед вами социально-экономические задачи, повышать авторитет Беларуси на мировой арене.

В преддверии профессионального праздника желаю вам и вашим семьям доброго здоровья, счастья и новых трудовых свершений.

Премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко

Каждая успешная страна имеет бренды, которыми она широко известна за рубежом. И у нас таких достаточно. Среди промышленных гигантов — это БЕЛАЗ, МАЗ и МТЗ. Завтра они отмечают свой профессиональный праздник — День машиностроителя. Накануне этой даты корреспондент «Р» побывала на заводе БЕЛАЗ — крупнейшем мировом производителе карьерных самосвалов. Ежегодно продукция предприятия уходит более чем в 30 стран мира. Большая часть отгружается в Россию и страны СНГ. Чтобы сохранять свои позиции, заводчане следят за тенденциями и адаптируются к потребностям рынка. Сейчас на предприятии реализовываются такие амбициозные проекты, как беспилотные и электросамосвалы, карьерная техника на газовом топливе. Корреспондент «Р» узнала подробности.

Все, что грузоподъемностью от 110 до 240 тонн, собирается здесь, в цехе сборки, испытаний автомобилей и тягачей.

Читайте также  Как определяется общее передаточное число трансмиссии автомобиля

Сборка — изнутри

Жодино встречает промозглой осенней погодой. Но даже моросящий дождь не в силах смазать впечатления от масштабов карьерных самосвалов, успевших стать брендом не только города, но и Беларуси в целом. Сегодня предприятие входит в топ-3 мировых производителей крупной карьерной техники. На экспорт идет около 95 процентов продукции.

Огромные карьерные машины создают люди. Создают здесь, на БЕЛАЗе. Этот завод — город внутри города, со своей планировкой и инфраструктурой. Производство настолько масштабное, что, для того чтобы попасть из одного цеха в другой, нам приходится преодолеть несколько километров. К слову, площадь производства сверхтяжелых машин — 37,5 тысячи квадратных метров!

Попадаем в цех сборки, испытаний автомобилей и тягачей. БЕЛАЗ едва ли не единственный производитель в мире, собирающий карьерные самосвалы конвейерным способом. Сперва — двигатели, затем — гидромеханические трансмиссии и остальное оборудование, следом — кабина и решетка радиатора… Так шаг за шагом формируются очертания будущего самосвала. Последними устанавливаются колеса. И вот новинка готова своим ходом покинуть ворота завода.

— Сейчас собираем в основном самосвалы по 130 и 220 тонн, иногда 240 тонн. Техника побольше попросту не войдет в наш цех по габаритам, ее собирают в других цехах, — встречает нас мастер первого участка Роман Хоружий.

Роман Хоружий: «У нас все заводится с первого раза и уезжает, потому что специалисты классные!»

На заводе он работает 10 лет. Машиностроителем стал не случайно. Говорит, пошел по стопам отца, который тоже много лет посвятил БЕЛАЗу:

— В месяц собираем 40—60 машин, то есть по три единицы в сутки. Мало только собрать, их еще нужно обкатать, протестировать, сделать полную диагностику. Все должно работать безупречно, чтобы потребитель остался доволен и пришел к нам с новыми заказами.

Мало только собрать машины, их еще нужно обкатать, протестировать, сделать полную диагностику.

Машина размером с дом

Первый участок — самый тяжелый. Фактически здесь закладывается основа, на которой в последующем собирается самосвал. Сейчас на сборке сразу пять машин БЕЛАЗ-7513 и БЕЛАЗ-75306 грузоподъемностью 136 и 220 тонн соответственно. В подчинении у молодого мастера участка 53 человека, и каждый занят своим делом. Одни собирают кабины, другие ставят комплектующие, занимаются наладкой… Одним словом, график работы плотный.

Одни собирают кабины, другие ставят комплектующие, занимаются наладкой. График работы — плотный.

— У нас все заводится с первого раза и уезжает, потому что специалисты классные, — Роман Хоружий объясняет успех мастерством и опытом сотрудников. Со дня прихода на завод мастер вместе с командой собрал более 2 тысяч самосвалов!

БЕЛАЗ — та машина, в которой не каждому посчастливится когда-нибудь оказаться. Однако нам повезло посидеть в кабине карьерного гиганта. Забраться внутрь оказалось задачей не из легких — кабина находится на высоте около трех метров! Для тех, кто никогда не бывал в машине размером с дом, Роман Хоружий объясняет:

— Благодаря современным системам управлять самосвалом несложно. Здесь у нас баллоны с воздухом, которые запускают двигатель, там емкость с тосолом литров на 500 и два топливных бака по тысяче литров каждый… Мультимедийной системы нет (улыбается), но это ничего. Водителю нужно слышать работу двигателя, чтобы в случае неполадки оперативно ее устранить. Шумоизоляция в кабине на высоком уровне. Если мотор работает, не нужно повышать голос, чтобы услышать друг друга. Рабочее место оператора безопасное и эргономичное, оснащенное всем необходимым.

Благодаря современным системам управлять машиной размером с дом несложно.

В кабине действительно довольно просторно. Пневмосиденья, печка и кондиционер обеспечат водителю комфорт даже в карьерных условиях. Зато почувствовать габариты гиганта нелегко. Правое зеркало находится в нескольких шагах от кабины. Поэтому для безопасности по желанию заказчика технику оснащают камерами — на правом борту и сзади. Изображения с них отображаются на мониторе в кабине. На машине БЕЛАЗ-75306 особо не погоняешь. По техпаспорту его максимальная скорость — 43 км/ч. Но это ничего. Для такого класса техники важны не лошадиные силы, а тяговитость.

Размер — особо крупный

Пока перемещаемся в другой цех, нашу беседу то и дело прерывает рев мощных моторов — водители подгоняют технику на центральную площадку, где развернутся торжественные мероприятия по случаю Дня машиностроителя. Этот праздник жодинцы всегда отмечают с особым размахом, ведь практически в каждой семье кто-то работает на БЕЛАЗе. В этот день завод традиционно распахнет двери для посетителей. Все желающие смогут погулять по цехам, посмотреть новинки и сделать снимки на фоне большегрузов.

А посмотреть действительно есть на что! Буквально на этой неделе на БЕЛАЗе собрали юбилейный 90-тонный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7558 — шасси № 500. Машины именно этой серии вошли в историю как первые в мире самосвалы грузоподъемностью 90 тонн с электромеханической трансмиссией переменного тока. Они отлично справляются с нагрузкой при работе на уклоне до 20 процентов. Именно эта серия послужила платформой для машин нового поколения, таких как самосвалы-роботы и электросамосвалы. При этом вся техника соответствует самым жестким требованиям по выбросу вредных веществ в атмосферу, ведь общемировой тренд на экологичность никто не отменял.

Вся техника соответствует самым жестким требованиям по выбросу вредных веществ в атмосферу, ведь общемировой тренд на экологичность никто не отменял.

Замечаем на площадке знаменитый супергигант грузоподъемностью 450 тонн, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире карьерный самосвал. Мы с легкостью проходим под бампером этого гиганта в полный рост. Высота машины — девять метров, колеса — четыре метра. Несмотря на внушительные габариты, язык не поворачивается назвать эту махину неповоротливой. При длине 20 метров радиус поворота самосвала — 19 метров, то есть он способен развернуться практически на месте!

Еще одна разработка, известная в мире карьерной техники, — беспилотный самосвал. Беспилотная технология добычи с использованием передачи данных по каналам связи 5G сейчас тестируется на месторождении «Ситницкое» в Лунинецком районе. В перспективе ее использование позволит увеличить производительность добычи до 30 процентов и снизить травматизм при проведении горных работ. Тестирование безлюдной технологии добычи проходит с использованием опытных образцов карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн и фронтального погрузчика БЕЛАЗ-7825D. Второй этап испытаний стартовал в июне.

В настоящее время проводятся сравнительные испытания пилотной и беспилотной технологии добычи, ведутся постоянный мониторинг и анализ технического состояния техники. В зимний период специалисты продолжат работы по адаптации систем автономного движения к тяжелым погодным условиям — обледенению и большому количеству снега. Измененные алгоритмы позволят оперативно корректировать траекторию, скорость и другие параметры движения при ухудшении погодных условий.

Производство в деталях

С грузом самый большой самосвал весит больше, чем крупнейший пассажирский самолет «Боинг-747», и может в прямом смысле слова свернуть горы. Собирается 450-тонник за два-три месяца. В одном таком красавце 91 тысяча деталей! Этот БЕЛАЗ, как и его меньшие братья, машины уникальные, поэтому большинство деталей для них не закупаются, а делаются прямо здесь. Оператор станков с программным управлением Сергей Маруга — один из тех, кто занимается их изготовлением:

Сергей Маруга: «Бывает, если деталь большая, за день успеваешь обработать только одну».

— Я на заводе уже 14 лет. Коллектив у нас преимущественно молодой. В сентябре тоже пришли новые ребята, только после техникума. Наша задача — из заготовки сделать деталь. Токарим, сверлим, резьбы нарезаем. Работы много. Бывает, если деталь большая, за день успеваешь обработать только одну, а бывает, наоборот, много мелких нужно сделать.

Цех программных станков, где делают внутренности самосвала, выглядит как отдельный завод. Огромное количество оборудования выстроено в несколько рядов согласно технологической цепочке. Деталь передается с одного станка на другой, и так до полной готовности. Пробую поднять — даже самая малая деталь весьма увесистая. Один день в цехе — и никакой тренажерки не нужно!

Чтобы машины могли работать при жестких условиях, все детали подготавливаются особым образом, в частности упрочняются.

Белорусские самосвалы идеальны для работы в самых разных условиях, при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов. Для этого все детали подготавливаются особым образом, в частности упрочняются — их выдерживают в специальных печах, где они насыщаются углеродом. Там при температуре 930 градусов детали могут находиться от нескольких часов до семи дней.

Кузова практически всех самос­валов разборные, ведь к заказчику эти мощные красавцы поедут в разобранном состоянии: нужно лишь собрать из «конструктора» самосвал заново. Для этого нужны обученный персонал и подъемный кран. Помочь набраться опыта помогут здесь же, на БЕЛАЗе. Специалисты обучают и обслуживать самосвалы, и управлять ими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: