Какие трансмиссии считают механическими ступенчатыми

Механическая ступенчатая трансмиссия

В механической ступенчатой коробки передаваемый от мотора к водящим колесам вращающий фактор меняется ступенчато в согласовании с передаточным числом коробки, тот или другой одинаково творению передаточных чисел шестеренных (зубчатых) устройств коробки.

Механическая ступенчатая трансмиссия

Передаточным числом зубчатой передачи механизма именуется отношение числа зубьев ведомой шестерни (колеса) к числу зубьев водящей шестерни. На каре с колесной формулой 4×2, передним расположением мотора и задними водящими колесами в коробку входят сцепление, коробка, карданная передача, основная передача, дифференциал и полуоси. Вращающий фактор от двигателя через сцепление передается к коробке, где меняется в согласовании с включенной передачей. Сцепление играет важнейшую роль в работе. При его незначительной неисправности уже не будет комфорта при вождении, а затягивание с ремонтом приведет к значительным расходам в дальнейшем для приведения автомобиля в порядок. Для решения этой проблемы вам лучше обратиться в https://avtorusservis.ru/zamena-scepleniya. Здесь получите консультацию и при необходимости качественный ремонт.

От коробки вращающий фактор спустя карданную передачу подводится к основной передаче водящего моста, в тот или другой возрастает, и дальше спустя дифференциал и полуоси к задним водящим колесам. Для легковых каров этакое обоюдное размещение мотора и устройств коробки обеспечивает равномерное распределение перегрузки меж передними и задними колесами и вероятность размещения сидений меж ими в зоне меньших потрясений кузова. Недочетом приходит необходимость внедрения длинноватой карданной передачи с промежной опорой. Заднее размещение мотора и коробки обеспечивает фаворитные обзорность и размещение сидений в кузове меж мостами кара, изоляцию салона от гула мотора и отделавших газов.

Но ухудшаются управляемость, устойчивость кара, сохранность водителя и переднего пассажира при наездах и столкновениях. Переднее размещение мотора и коробки улучшает управляемость и устойчивость кара, но при движении ни скользких взлетах дороги может быть пробуксовывание водящих колес вследствие убавления на их перегрузки. Механическая коробка кара с колесной формулой 4×4 и передним расположением мотора не считая сцепления, коробки, карданной передачи заднего водящего моста дополнительно включает передний водящий управляемый мост и раздаточную коробку, соединенную с сиим мостом и коробкой карданными передачами. Вращающий фактор от раздаточной коробки подводится к переднему и заднему водящим мостам.

В раздаточной коробке имеется установка для включения привода переднего водящего моста либо межосевой дифференциал, распределяющий вращающий фактор меж водящими мостами кара. Передний водящий мост обладает основную передачу, дифференциал и привод колес в облике карданных передач с шарнирами У одинаковых угловых скоростей, обеспечивающих подведение вращающего фактора к передним водящим управляемым колесам. У каров с колесными формулами 6×4и 6×6крутящий фактор к среднему (промежному) и заднему водящим мостам может подводиться один-одинешенек корпоративным валом (основная передача среднего моста обладает проходной водящий вал) либо отдельно 2-мя валами. В раздаточной коробкеполноприводных каров имеется особое установка для включения привода переднего моста и межосевой дифференциал, распределяющий вращающий фактор меж водящими мостами.

Кар с колесной формулой 8×8 традиционно обладает подтележечное размещение водящих мостов, при тот или другой сближены водящие мосты 1-ый со вторым и 3-ий с четвертым. При всем этом 1-ые два моста приходят управляемыми. При агрегату 2-ух движков коробка обладает два сцепления, две коробки передачи две раздаточных коробки с межосевыми дифференциалами. Таковая схема дозволяет кару продолжать движение при один-одинешенек действующем движке.

По сопоставлению с иными трансмиссиями, механическая примитивнее по сборки, надежнее в службе, наиболее экономична, обладает наименьшую массу и довольно высочайший КПД (0, 8. 0, 95). Недочетом ее приходит разрыв потока мощности при переключении передач, что не дозволяет на сто процентов применять мощность мотора, понижает тягово-скоростные характеристики, усугубляет проходимость кара, усложняет управление каром. Корректность выбора передачи и фактора переключения передач зависит от квалификации водителя, а нередкие переключения передач в критериях городка приводят к его сильному утомлению.

Современные трансмиссии: коробочка с секретом

Каких-то 80–90 лет назад люди более всего ценили комфорт. Им пришелся по вкусу телефон и, конечно, автомобиль. Следуя моде, автомобили тех лет строили максимально комфортабельными, с мягкой подвеской и легким рулем. Для удобства конструкторы уменьшили количество передач в КП до трех, а то и до двух. Например, у «Бугатти 28», тип 30, КП была трехступенчатая, причем для трогания с места и вообще езды использовалась вторая, прямая передача. На ней же «Бугатти» разгонялась до 150 км/ч. Первую передачу пускали в ход только при трогании в горку, а на третьей, скоростной, машину можно было разогнать до 200 км/ч. У Гитлера был «Хорьх» с двумя передачами, причем ездили (и трогались) на второй.

В последние годы тенденция изменилась в корне, сейчас в почете управляемость и экология. Подвески стали жестче, руль — острее, мотор — живее и быстроходнее. Количество же передач в коробках неуклонно растет, есть КП для легковых автомобилей с семью, восемью и даже девятью ступенями. Понятно, что жесткие подвески и острый руль дают автомобилю лучшую управляемость, из-за чего скорость движения по той же дороге увеличивается. Быстроходный оборотистый мотор наделяет автомобиль хорошей динамикой. А зачем нужна многоступенчатая коробка, какой в ней толк?

Дело в том, что коробка передач строится под конкретный двигатель. На старых моторах они были совсем не такими, как на современных — крутящий момент достигал максимума чуть ли не на оборотах холостого хода. За что расплачивались никудышной литровой мощностью, невероятными размерами и весом, вялой динамикой и зверским аппетитом. Современные моторы в погоне за экономией топлива имеют куда меньшие рабочие объемы и как следствие — меньший крутящий момент. Для поддержания двигателя в диапазоне рабочих оборотов и были созданы многоступенчатые КП. С увеличением числа передач конструкторы добиваются наиболее эффективной работы двигателя по экономичности и тяговым возможностям, а нормы экологии только подстегивают процесс. В качестве примера приведу две новые коробки, сконструированные одним из мировых лидеров по производству КП — немецким концерном ZF.

201204211640_1_1_9hp_zf_resize

201204211641_1_2_9hp_schnittbild_zf_resize

Именно ZF Friedrichshafen AG разработала первую в мире 9-ступенчатую автоматическую коробку (9НР). Это АКП для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя. Две модели коробки перекрывают крутящий момент от 200 до 480 Нм (9НР28 и 9 НР48 соответственно). Интересно, что в коробке предусмотрен апгрейд до гибридной трансмиссии или реализации функции «старт-стоп». Реализуется это просто — достаточно заменить гидротрансформатор стандартным стартер-генератором.

201204211642_43

Стоит ли игра свеч, ведь девять передач — не шутка, агрегат получается сложным и, значит, дорогостоящим? По всей видимости, стоит. По утверждению ZF, по сравнению с обычным 6-ступенчатым «автоматом», экономия топлива у автомобиля с новой коробкой доходит аж до 16%. Такая эффективность достигается, прежде всего, благодаря весьма высокому общему передаточному числу коробки — 9,84. То есть большое количество ступеней АКП позволяет очень точно выбрать нужное передаточное отношение, ведь различие между соседними передачами маленькое, а чем меньше это различие — тем точнее можно выбрать передачу для заданного режима работы двигателя. Эта особенность положительно влияет на комфорт при езде и заодно позволяет двигателю работать в более экономичном режиме. Так, при движении на девятой передаче при скорости 120 км/ч частота вращения двигателя — 2170 об/мин, а с 6-ступенчатой АКП — 2890 об/мин.

201204211644_48

201204211646_47

Раcход топлива, кроме того, минимизируется блокированием гидротрансформатора на довольно низких оборотах, уменьшая тем самым гидравлические потери. При этом не только уменьшается расход топлива, но и растет динамика, поскольку момент от двигателя передается напрямую. Кроме того, этот новый алгоритм работы гасителя крутильных колебаний усиливает чувство слияния с автомобилем — скорость работы элементов системы управления и переключения ниже порога восприятия водителя.

Читайте также  Для чего помогают присадки для трансмиссии

Возможность быстрого переключения передач, в свою очередь, придает новой коробке спортивный характер. Интересно, что настраивать точки и динамику переключения передач, задавая разные режимы, от комфортного и экономного до спортивного, может не только производитель автомобилей, но и водитель, то есть система управления режимами движения коробки весьма гибкая. Система автоматического управления трансмиссией ATSYS включает в себя все устройства управления сцеплением, функцию адаптации, функции защиты коробки передач. Кроме того, система ASIS (алгоритм переключения передач) незаметно для водителя выбирает оптимальную передачу в зависимости от дорожной ситуации.

201204211648_44

201204211649_46

Одно из важнейших преимуществ новой коробки — модульный принцип, по которому она создана. Например, для привода на все колеса может быть установлена дополнительная раздаточная коробка. Для этого разработан автоматически подключаемый полный привод (по терминологии ZF — AWD Disconnect). Эта система включает привод на задние колеса только при необходимости и экономит до 5% топлива по сравнению с постоянным полным приводом. Кроме того, коробка уже в серийном исполнении приспособлена к работе в режиме «стоп-старт» без вспомогательного масляного насоса. Так как при повторном старте блокируется только фрикционный механизм переключения, время реакции оказывается весьма незначительным. Важно, что коробка совместима и с гибридной версией: в параллельной архитектуре гибридного привода гидротрансформатор заменяется электромотором.

201204211651_50

Большое число передач коробка реализует с помощью четырех комплектов шестерен и шести переключающих устройств. Очень сложной задачей была компоновка всех этих узлов в корпусе коробки, так как в легковом автомобиле с поперечным расположением двигателя пространство весьма и весьма ограниченно. Выход был найден оригинальный: коробка состоит из двух планетарок с общей солнечной шестерней, а механизм переключения использовали кулачковый, с гидроприводом. У такого механизма высокий КПД, и он мало влияет на монтажную длину коробки. Если у многодискового механизма переключения в разомкнутом положении действуют моменты инерции, вызывающие потери мощности, то у кулачкового потери очень малы. Это важно именно для коробки с большим числом передач: благодаря точному подбору передач здесь нет таких потерь при передаче потока мощности от двигателя, как в других трансмиссиях.

201204211722_8_1_8hp_zf_resize

В отличие от 9-ступенчатой, новая 8-ступенчатая коробка (8НР) предназначена для автомобилей с продольным расположением двигателя.

Два модельных ряда этой коробки покрывают очень широкий диапазон крутящих моментов — от 300 до 1000 Нм. 8HP — это первый «автомат», позволяющий реализовывать функцию «старт-стоп» без вспомогательного насоса. Уже сейчас коробка 8HP устанавливается серийно на некоторые модели Alpina, Audi, Bentley, Chrysler, BMW, Jaguar, Lancia, Land Rover, Range Rover и Rolls-Royce.

Широкий охват уровня входного крутящего момента позволяет применять коробку передач в самых разных классах автомобилей и с самыми разными типами двигателей. Эта 8-ступенчатая коробка снижает расход топлива автомобиля даже по сравнению с 6-ступенчатым «автоматом» второго поколения, который еще совсем недавно был образцом топливной экономичности.

201204211725_33

Техническое решение основывается на концепции с четырьмя планетарными рядами шестерен и пятью элементами переключения. Поскольку на каждой передаче только два элемента переключения находятся в разомкнутом положении, потери тягового усилия из-за моментов инерции внутри коробки существенно снижаются. Кроме того, более высокое общее передаточное число (7,05 по сравнению с 6,04 у предшествующей модели) обеспечивает работу двигателя на более низких оборотах, что снижает расход топлива. Экономит топливо и уровень выбросов CO2 и системы гашения крутильных колебаний в гидротрансформаторе, в частности, быстрой его блокировкой при старте. Как и 9-ступенчатая коробка, новый 8-ступенчатый «автомат» отличается высокой скоростью переключения — ниже порога восприятия.

201204211727_34

201204211728_38

8НР — первая модель ступенчатой трансмиссии, в которой можно реализовать функцию «старт — стоп». Дело в том, что при выключенном ДВС в коробке не будет давления масла, поэтому она не может функционировать. Однако в ней есть особое устройство — гидроаккумулятор, который создает давление в коробке, и автомобиль может немедленно тронуться. Благодаря этому гидроаккумулятору импульсного действия автомобиль может повторно тронуться с места спустя всего 350 миллисекунд после отключения двигателя. Пружинный поршневой аккумулятор в доли секунды нагнетает гидравлическое масло, необходимое для старта, во внутренние узлы коробки. Режим «Старт — стоп» позволяет снизить расход топлива с этой коробкой в общей сложности до 11% по сравнению с прежней 6-ступенчатой.

201204211730_39

Новая коробка может работать и в гибридной, и в полугибридной (со стартер-генератором) версиях, причем для этого не требуется никаких изменений, простой заменой гидротрансформатора на электромашину. Полугибрид позволяет сэкономить до 15% топлива, а полный гибрид — до 25%.

Коробка может быть дополнена полноприводной версией и другими разными элементами трансмиссии. Например, гидродинамическое сцепление с охлаждением (hydrodynamically cooled clutch — HCC) обеспечивает плавный старт и быстрое переключение передач. При этом в картере сцепления вместо гидротрансформатора устанавливается «мокрая» многодисковая муфта. У такой муфты момент инерции массы меньше, чем у гидротрансформатора, а это позволяет передавать больший крутящий момент и делает его привлекательным для спортивных автомобилей. Версий полного привода несколько. Во первых, это классический вариант с «навешиванием» дополнительной раздаточной коробки, как это обычно делается во внедорожниках. Во-вторых — интеграция раздаточной коробки с включением привода на переднюю ось, так конструкция получается компактнее, легче и с лучшим КПД. И в-третьих — интегрированная полноприводная версия, в которой кроме раздаточной коробки в корпус автоматической коробки передач встроен еще и дифференциал.

201204211731_50

Итог прост. Количество передач в коробках неуклонно растет и будет расти, а коробки будут все сложнее и сложнее. И главная причина тому — экологические требования. По всей видимости, и девять ступеней — не предел.

МКПП — механическая коробка переключения передач

Механическая коробка передач МКПП

МКПП — механическая коробка переключения передач (в обиходе «механика») является разновидностью КПП и позволяет ступенчато изменять передаточное число (соотношение), при этом выбор и включение/выключение передачи осуществляется самим водителем вручную.

Простыми словами, механическая коробка позволяет водителю самостоятельно выбирать необходимую ступень из доступных (с тем или иным передаточным числом) в зависимости от режима работы ДВС, нагрузки, дорожных условий и т.д.

Особенности работы ступенчатой коробки передач

МКПП механическая коробка передач

Начнем с того, что данный тип КПП является самым простым и дешевым в производстве решением для обеспечения переменного передаточного числа трансмиссии. Также коробка-механика проста в ремонте и достаточно надежна. Сама ступенчатая механическая коробка передач представляет собой шестеренчатый редуктор, в котором передаточное число изменяется благодаря выбору пары шестерен с разным передаточным соотношением, которые передают крутящий момент.

Как правило, в ступенчатой коробке имеются низкие, промежуточные и высокие передачи. Низших передач зачастую бывает не больше двух, а пара шестерен на таких передачах имеет самые большие передаточные числа. Указанные передачи нужны для того, чтобы стронуться с места и быстро разогнать автомобиль.

Также наличие пониженных передач позволяет двигаться на малой скорости под нагрузками, по снегу, размытым грунтовым дорогам и т.д. Даже если на низкой передаче обороты будут высокими, скорость движения значительно не увеличится, однако на колеса будет передаваться максимум мощности и крутящего момента.

При этом нужно учесть, что езда в таком режиме не позволит разогнать машину до высокой скорости, быстро изнашивает мотор и приводит к значительному увеличению расхода топлива, а также колеса на высоких оборотах могут потерять сцепку с покрытием, то есть машина начинает буксовать.

Что касается повышенных передач, в этом случае задействованы пары шестерен с самым малым передаточным числом. Такие передачи нужны для движения с постоянной высокой скоростью. Силовой агрегат в таком режиме работает на средних и высоких оборотах, что позволяет мотору отдавать максимальную мощность, необходимую для преодоления сопротивления, которое создает встречный воздушный поток и т.д.

Читайте также  Вид трансмиссии в мазде cx 90

Другими словами, именно мощность ДВС позволяет противостоять влиянию тех факторов, которые воздействуют на автомобиль после набора высокой скорости, что в результате дает возможность разогнать машину до максимальных скоростей.

Добавим, что в зависимости от того, насколько плотным окажется ряд передач коробки, настолько менее заметным будет снижение оборотов двигателя после переключения передачи на одну ступень выше. Простыми словами, чем больше передач в КПП, тем активнее и плавне разгоняется автомобиль.

Преимущества и недостатки МКПП

С учетом вышесказанного становится понятно, что главным плюсом механической коробки является возможность самостоятельно подбирать необходимую передачу, что дает полный контроль над автомобилем, чего не скажешь об АКПП, вариаторах или роботизированных коробках.

Изменение дорожных условий также требует постоянного переключения передачи выше или ниже, в результате чего процесс управления транспортным средством становится более сложным, водитель быстрее устает.

Параллельно с этим снижается комфорт не только для водителя, но и для пассажиров (если водитель не умеет пользоваться механической коробкой). Также отсутствие базовых навыков езды на авто с МКПП часто становится причиной повышенного расхода топлива, быстрого износа ДВС и элементов трансмиссии. В отдельных случаях неумение ездить на «механике» становится причиной различных ДТП.

Устройство механической коробки передач и принцип работы

Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия

Рычаг КПП

Причины затрудненного включения передач на заведенном моторе. Трансмиссионное масло и уровень в КПП, износ синхронизаторов и шестерен коробки, сцепление.

КПП в автомобиле назначение устройство коробки передач

Что такое КПП в автомобиле: назначение коробки передач, виды коробок передач, принцип работы, отличительные особенности трансмиссий.

АКПП с гидротрансформатором устройство плюсы минусы

Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) «классического» типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.

Соединение двигателя или коробки передач

Стыковка коробки передач и двигателя автомобиля. Соединение механической и автоматической трансмиссии с ДВС: на что обратить внимание, особенности и нюансы.

Устройство АКПП гидромеханический автомат

Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.

Конспект урока по теме «Техническое обслуживание механической коробки передач»

Средства обучения: средства мультимедиа, информационный материал, рабочие листы.

Межпредметные связи: история, спец. предметы.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Работать сегодня на уроке будете в командах. Результат работы команды будет зависеть от результата работы каждого из вас.

Настраиваются на урок, приветствуют.

Вводный этап.

Создание проблемной ситуации.

Сегодня на урок я принес велосипед.

Кто догадался, зачем? Что общего у велосипеда и автомобиля?

Какова тема нашего урока? (Мы будем говорить о механической коробке передач).

Почему вы так решили? Кто может объяснить?

Все верно. Тема урока: техническое обслуживание механической коробки передач.

Сначала мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о механической коробке.

Кто знает, кто и когда изобрел первую механическую коробку передач?

Изобретателем механической коробки переключения передач считается знаменитый немецкий инженер Карл Бенц. 1887 год. Его супруга Берта тайно отправилась вместе с их сыновьями на первом автомобиле в мире навестить свою мать, на расстояние 80 километров. Путешествие оказалось очень сложным из-за несовершенства автомобильной конструкции. Трудность состояла не только в быстром износе тормозных механизмов, сделанных из кожаных ремней, и топлива, роль которого в те времена исполнял обычный пятновыводитель – средство под названием лигроин. Двигатель этого автомобиля был настолько слабым (его мощность равнялась всего лишь 0,8 лошадиным силам), что он не мог ехать под гору, и его приходилась заталкивать туда вручную. Именно после этого вояжа Бенц решил усовершенствовать автомобиль, установив на него вспомогательную передачу.

Вспомните, какие бывают коробки передач?

(механические и автоматические, вариаторные )

Безусловно, есть как достоинства, так и недостатки, во всех коробках передач.

Итак, сейчас вы получите задания.

Первая команда. Ваша задача: вспомнить и записать достоинства механической коробки передач.

Вторая команда: запишите недостатки механической коробки передач.

Третья команда: Вам необходимо указать, какие характеристики при выборе МКПП являются решающими.

Четвертая команда: общими усилиями выполнить тест по теме «Трансмиссия» (Приложение 1)

Время на выполнение задания 3 минуты.

Желаю удачи! Время пошло!

Давайте проверим, что у вас получилось.

Если вы правильно ответили на все вопросы, это пятерка.

На один вопрос неверно — четверка.

На 2 вопроса неверно-3.

Давайте поиграем. Представьте, что в автосалон пришел покупатель. Он не может определиться, автомобиль, с какой коробкой передач ему приобрести.

Кто хочет сыграть роль покупателя?

Кто будет продавцом-консультантом?

Задача продавца: убедить покупателя купить автомобиль именно с механической коробкой передач.

Думают, анализируют, выходят на тему урока.

Думают, рассуждают, высказывают свое мнение.

Выполняют задания в командах.

Представители команды представляют результат работы.

Проверка выполнения тестового задания.

Принимают участие в игре.

Основная часть.

Диагностика

Несмотря на обилие автомобилей с автоматическими коробками передач и вариаторами, механическая коробка по-прежнему остается более популярной, особенно в среде опытных водителей. Пристрастие этих водителей к механической коробке достаточно обосновано. Первое и самое главное – это меньший расход топлива. К другим достоинствам механической коробки можно отнести ее невысокую стоимость, простота конструкции, а значит и ремонта.

Немаловажный фактор – водитель может показать свое мастерство вождения. Все это не означает, что механическая коробка так уж проста. При всей ее надежности, она тоже иногда может выйти из строя.

Диагностика — это часть требуемых процедур при эксплуатации абсолютно любого автомобиля.

Неисправности коробки передач не проявляются внезапно. В большинстве случаев дефекты проявляются постепенно. Сначала начинают прослушиваться шумы и другие звуки, распространяемые коробкой передач.

Такой шум может выражаться по-разному. Коробка может шуметь в нейтральном положении, при её включении либо работе. Любой из этих шумов может относиться к определённой поломке. Например, если коробка шумит в нейтральном положении возможно повреждение подшипника ведущего вала, либо недостаточен уровень масла в коробке.

Недостаток трансмиссионного масла приводит к нагреву шестерен и характерному шуму. Если не принять меры, то шестерни в скором времени могут раскрошиться. Шум с периодическим постукиванием может указывать на разрушение зубьев шестерёнок. При сильном повреждении шестерёнок стук становится постоянным. Причиной таких поломок является обычно резкий, спортивный стиль вождения.

Сейчас я раздам карточки с наиболее распространенными поломками коробки передач.

Ваша задача: назвать причины.

Заполняем таблицу.

Время на выполнение задания 3 минуты.

Затрудненное переключение передач

а) неполное выключение сцепления, наличие воздуха в гидроприводе выключения сцепления или недостаток жидкости в главном цилиндре выключения;

б) ослабление затяжки стопорных болтов головок или вилок механизма переключения;

в) заусенцы на внутренней поверхности зубьев муфт включения передач;

г) разбиты отверстия под штифты в горловине механизма переключения.

Самопроизвольное выключение передач

а) ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или гаек крепления удлинителя к картеру коробки передач;

б) износ торцов и поверхности наружных зубьев скользящей муфты – шестерни Т и II передач, промежуточной шестерни заднего хода, венца передачи заднего хода на блоке шестерен;

в) износ торцов зубьев муфт включения передач или износ зубьев шлицевого венца на шестернях I , II, III передач или на первичном валу;

г) ослабление пружин фиксаторов

Шум в коробке передач

а) износ подшипников;

б) поломка зубьев шестерен;

в) износ или выкрашивание рабочей поверхности зубьев шестерен;

г) пониженный уровень масла в картере;

д) нарушена соосность коленчатого вала и картера сцепления.

Течь масла из коробки передач

а) износ манжет удлинителя;

б) загрязнение сапуна или его повреждение;

в) не герметичность пробок картера и удлинителя;

г) не герметичность заглушек и пробок фиксаторов механизма переключения передач;

д) ослабление креплений передней крышки, механизма переключения передач и удлинителя;

Читайте также  Какое масло заливается в трансмиссию рено дастер 4х4

е) повреждение прокладок крышек или наличие забоин на привалочных поверхностях.

Итак, проверяем задание.

Диагностику мы выполнили, переходим к Техническому обслуживанию механической коробки передач.

Какие бывают коробки, о четырех, пяти и шестиступенчатых

Каждый водитель наверняка помнит слова своего первого инструктора. «Прежде чем повернуть ключ зажигания, убедись, что авто стоит на нейтральной передаче». В данной статье будут рассмотрены виды коробок передач, их отличия друг от друга, преимущества и недостатки, а так же сфера применения.

Усреднено, коленчатый вал двигателей большинства легковых автомобилей имеет рабочие обороты от 800 до 8000 в минуту. При этом, пик мощности приходится на четыре – пять тысяч оборотов. Безусловно, такой диапазон угловых скоростей не отвечает условиям эксплуатации любого колесного транспортного средства в целом и легковых автомобилей в частности.

Основное назначение автомобильной коробки передач – изменение частоты вращения, а так же крутящего момента, передаваемого от коленвала двигателя к ведущим колесам транспортного средства.

Первым узлом такого рода стала механическая коробка передач. Бытует такое мнение, что слово «механическая» попало в название агрегата из за неправильно понятого сокращения, принятого в англоязычной технической литературе. Буквы MT обозначают manual transmission, что означает «ручная, переключаемая рукой передача», а вовсе не mechanical – механическая.

Как это работает

Проще всего пояснить принцип действия данного узла на примере работы механической коробки передач. По сути, МКП это многоступенчатый понижающий редуктор, собранный по трехвальной, а реже по двухвальной схеме. Первичный, или ведущий вал посредством сцепления соединен с маховиком ДВС. Вторичный, или ведомый вал имеет жесткое соединение с карданным валом автомобиля. Третий, промежуточный, вал необходим для передачи оборотов от ведущего вала к ведомому. Валы располагаются параллельно друг другу и собраны в едином корпусе.

На ведущем валу располагается шестерня, передающая движение промежуточному валу. Промежуточный вал оснащен блоком мертво закрепленных шестерен, часто изготовленных как единое целое. Шестерни ведомого вала расположены в щлицах оси или специальных ступицах. Между ними располагаются муфты включения передач, которые вращаются вместе с валом, но способны передвигаться по его продольной оси. Шестерни и муфты ведомого вала могут взаимодействовать друг с другом при помощи зубчатых венцов на своих торцевых поверхностях.

При включении какой либо передачи, кроме заднего хода, муфта, ответственная за ее включение соединяется с соответствующей шестерней и блокирует ее. Двигаясь как единое целое, ведомый вал передает вращение на карданный.

Поступательное движение муфте сообщает водитель транспортного средства, воздействуя на нее при помощи ручки переключения передач, взаимодействующей с вилками и ползунами коробки.

Четырехступенчатая коробка передач и схема ее работы

  • Первичный вал – оранжевый
  • Вторичный – желтый
  • Промежуточный – серый

Цифро-буквенные обозначения указывают на номер передачи и задний ход.

Нейтральное положение и включение первой передачи

Пятиступенчатая коробка передач

Видеоролик, который демонстрирует принцип работы.

Несинхронизированые механические коробки передач

Скорости вращения шестерен ведомого вала значительно отличаются одна от другой. В этом случае, при попытке переключения передачи муфта просто не сможет соединиться с требуемой шестерней, а зубчатый венец будет разрушен. Для приблизительного уравнивания скоростей вращения шестерни и муфты используется прием под названием «двойной выжим». При переключении на более высокую передачу, водитель сначала выжимает сцепление, затем переводит рычаг переключения в нейтральное положение. Промежуточный вал, а следовательно, и ведомый, прекращают вращение. Затем отпускает сцепление, выжимает и включает нужную передачу.

При переключении с повышенной передачи на пониженную водителю необходимо провести подобные манипуляции, но в момент, когда коробка выключена, следует нажать на педаль акселератора. Этот прием называется «двойной выжим с перегазовкой».

Несинхронизированные МКП использовались в легковых автомобилях вплоть до 40-х годов двадцатого столетия. Сегодня они используются исключительно в спортивных машинах, и вот по каким причинам:

  1. Скорость переключения выше, чем у синхронизированных аналогов
  2. Лучше переносят ударные высокие нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации

Синхронизированные МКП

Данные типы коробок передач оснащены дополнительными элементами – синхронизаторами. Шестерни, располагающиеся на ведомом валу, имеют конусную торцевую поверхность. Между каждой шестерней и муфтой переключения находится бронзовое кольцо – синхронизатор. Начиная движение, муфта подхватывает кольцо и прижимает его к торцевой поверхности шестерни. За счет трения, скорости вращения шестерни и муфты уравниваются, после чего происходит их окончательное соединение с помощью зубчатого венца. На сегодняшний день все современные автомобили, на которых стоит 4-х, 5-ти или 6-ти ступенчатая МКП, оснащены синхронизаторами.

История развития МКП, от Ford T до Bugatti Veyron

Со времен появления первого автомобиля и по наши дни конструкторы используют следующие типы МКП:

  • 2-х ступенчатая планетарная коробка стояла на знаменитом Ford T, чей выпуск начался в 1908 году.
  • 3-х ступенчатая МКП появилась в 1920 году. Просуществовала до конца 60-х годов двадцатого века. Встречается на раритетных автомобилях, находящихся в частных коллекциях.
  • Четырехступенчатая МКП появилась на свет всего на три года позже трехступенчатой. Но из за отсутствия синхронизаторов плохо выдерживала ударные нагрузки при использовании неопытным водителем. Большинство производителей устанавливали на свои автомобили трехступенчатую МКП, четырехступенчатая считалась спортивной опцией.

Автоматические и полуавтоматические коробки передач

Несмотря на потрясающие возможности современных коробок передач, их конструкция основана на той же, проверенной временем МКП. Изменения затронули привод переключающих муфт и способ передачи крутящего момента от коленвала двигателя на ведущий вал коробки, в остальном же схема осталась неизменной.

Отдельным рядом стоят устройства под названием вариаторы, их принцип действия будет рассмотрен отдельно.

Автоматическая коробка передач или АКПП состоит из гидротрансформатора и обычной 5-ти или 6-ти ступенчатой МКП. Роль гидротрансформатора заключается в плавном выравнивании скоростей вращения ведущего и коленчатого валов. По достижении нужной скорости блокировочная муфта переводит гидротрансформатор в режим гидромуфты. За работу АКПП отвечает электронный блок управления.

Роботизорованная коробка передач представляет собой МКП, в которой функции переключения передач и выключения сцепления полностью автоматизированы. Электронный блок управления и электромеханические сервоприводы справляются с поставленной задачей не хуже профессионального гонщика.

Сравнительная характеристика видов коробок передач

Большинство неофитов, выбирающих свой первый автомобиль, задаются вопросом – какую коробку выбрать? Механику или автомат. А, может, робот? Четырехступенчатая механика не котируется, нужна как минимум, пятиступенчатая коробка передач. Или 7G-Nronic.

Какая коробка передач лучше – зависит исключительно от условий эксплуатации.

АКПП прекрасно себя зарекомендовала при городской езде. 5-ти или 6-ти ступенчатая, обеспечивающая плавный ход автомобиля, избавляющая водителя от частого переключения передач вовремя езды в вечерних «тянучках». Бывают экземпляры и с восемью ступенями. Но всякий комфорт имеет свою цену. Повышенный расход топлива и медленный разгон автомобиля – умеренная плата за возможность отдохнуть во время пути домой.

Роботизированные коробки предоставляют своим хозяевам практически тот же уровень комфорта. Расход топлива держится на уровне механики, но вот скорость срабатывания оставляет желать лучшего. Изготавливаются роботы на основе современных 5-ти или 6-ти ступенчатых МКП. Прекрасный вариант для городской машины и езды на дальние расстояния по гладкой дороге.

Механическая четырехступенчатая коробка звезд с неба не хватает, но прекрасно выполняет свое основное предназначение. Различные типы 5-ти и 6-ти ступенчатых коробок помотают с непривычки нервы в городе, но прекрасно покажут себя на трассе, поддерживая оптимальный режим работы двигателя.

Что же важнее – комфорт в городе или могучий рывок на трассе, каждый должен решить для себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: