Какие марки масел выпускаются для агрегатов трансмиссий автомобилей

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используют в коробках передач, ведущих мостах, раздаточных коробках автомобилей и тракторов. Все эти агрегаты представляют собой зубчатые передачи: цилиндрические, конические, гипоидные и др. Основное назначение трансмиссионных масел: снижение износа трущихся сопряжений, повышение механического КПД трансмиссии, охлаждение деталей и предохранение их от коррозии. Они также снижают действие ударных нагрузок, уменьшают шум и вибрацию шестерен, уплотняют зазоры в сальниках.

Трансмиссионное масло

По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла делятся на следующие группы:

  • универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссии;
  • общего назначения – для цилиндрических, конических и червячных передач автомобилей;
  • для гипоидных передач, сочетающих высокие скорости относительного скольжения профилей зубьев с высокими давлениями, что обуславливает очень неблагоприятные условия трения и вызывает необходимость применения масел с высокоэффективными противозадирными присадками;
  • масла для гидромеханических передач;
  • масла для гидрообъемных передач.

1. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел

К наиболее важным эксплуатационным требованиям, которым должны удовлетворять трансмиссионные масла, относятся:

  • уменьшение интенсивности изнашивания и величины износа всех деталей трансмиссии;
  • снижение потерь энергии, передаваемой от двигателя к ходовой части автомобиля;
  • отвод тепла и удаление из зон трения продуктов износа и других загрязняющих масло примесей;
  • отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям трансмиссии;
  • снижение вибрации и шума шестерен и защита их от ударных нагрузок при движении автомобиля на режиме «разгон – накат – разгон»;
  • отсутствие вспенивания и стабильность свойств масла, при работе смазываемых им механизмов.

Обязательным компонентом современных трансмиссионных масел являются присадки, улучшающие их эксплуатационные свойства; как правило, они вводятся в масла при изготовлении. Применяют антифрикционные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные, моющие и диспергирующие, противопенные, депрессорные и др.

Для получения трансмиссионных масел с хорошими вязкостнотемпературными характеристиками загущают маловязкие масла (МС-8 – масло селективной очистки для авиационных двигателей; И-12А – индустриальное масло без присадок, общего назначения и других) высокополимерными присадками. В качестве загущающих присадок используют главным образом полиизобутилены, полиметакрилаты и др.

2. Классификация трансмиссионных масел

В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 существует 4 класса трансмиссионных масел по вязкости (табл. 10) и 6 классов вязкости по SAE (табл. 11).

Классы и значения кинематической вязкости отечественных трансмиссионных масел

динамическая вязкость не превышает

Классификация трансмиссионных масел по вязкости (стандарт SAE)

Первые три класса масел, представленные в табл. 11, являются зимними и имеют индекс “W”. Для них нормируются требования к низкотемпературным свойствам по вязкости. Кроме того, классификация SAE предусматривает применение трех летних классов. Всесезонные масла по SAE имеют двойное обозначение: SAE 80W/90, 80W/140, 85W/140 (табл. 12).

Соответствие отечественных классов вязкости и классификации SAE

В отечественной практике (табл. 13), а также в США и странах Западной Европы приняты различные классификации трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств.

Классификация отечественных трансмиссионных масел в зависимости от давления и температуры в зоне зубчатого зацепления

Новое обозначение отечественных трансмиссионных масел представляет собой сочетание знаков. «ТМ» – трансмиссионное масло; вторая группа – цифры (от 1 до 5) обозначает принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам; третья – обозначается цифрами, характеризующими вязкость.

Допускаются также некоторые уточняющие обозначения, например: масло ТМ-5-9з – трансмиссионное масло, относящееся к пятой группе по эксплуатационным свойствам и к девятому классу по вязкости, содержащее загущающую присадку; масло ТМ-5-12РК – трансмиссионное, относящееся к пятой группе по эксплуатационным свойствам и к 12 классу по вязкости, одновременно являющееся рабоче-консервационным.

Область применения моторных масел регламентируют в соответствии с системой API (Американский нефтяной институт).

В инструкциях по эксплуатации автомобилей импортного производства также может встречаться еще один тип обозначения качества масла (и соотвественно области их применения) – «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (Германия, Фридрихсхафен, далее ZF).

В соответствии с классификацией (API) трансмиссионные масла по уровню эксплуатационных свойств делятся на шесть групп в зависимости от работы узла зацепления. Рекомендуемые области применения трансмиссионных масел приведены ниже.

GL-1 – масла, предназначенные для применения в агрегатах с цилиндрическими, червячными и спирально-коническими зубчатыми передачами в условиях низких скоростей и нагрузок. Это обычные минеральные масла без присадок или с антиокислительными, антикоррозионными и противопенными присадками, но без противоизносных и противозадирных.

GL-2 – масла, предназначенные для смазывания червячных передач, работающих в условиях таких же нагрузок, скоростей скольжения и температур, как и масла группы GL-1, но к которым предъявляются более высокие требования по антифрикционным свойствам. Они содержат антифрикционные присадки.

GL-3 – масла, предназначенные для обычных трансмиссий со спирально-коническими зубчатыми передачами, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Такие масла обладают более высокими противоизносными и противозадирными свойствами по сравнению с маслами GL-2.

GL-4 – масла для автомобильных трансмиссий с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малой скорости при высоких крутящих моментах. В таких условиях обязательно наличие в маслах высокоэффективных противозадирных присадок.

GL-5 – масла, предназначенные для автомобильных гипоидных передач, работающих в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, а также при наличии ударных нагрузок на зубьях колес при высоких скоростях скольжения. Условия работы по жесткости превосходят GL- 4, поэтому в масла введены серо-фосфоросодержащие присадки.

GL-6 – масла для автомобильных гипоидных передач с большим (чем у обычных гипоидных передач) вертикальным смещением осей зубчатых колес, что создает условия для достижения высоких крутящих моментов при повышенных скоростях и высоких ударных нагрузках. Масла содержат серо-фосфоросодержащие противозадирные присадки в большем количестве, чем масло GL-5.

В списках для каждого вида передач перечисляются: виды и классы качества смазочных материалов; классы вязкости; допущенные к применению продукты с указанием марки и производителя (табл. 14).

Классификация трансмиссионных масел, применяемых в агрегатах ZF

ZF является одной из крупнейших и влиятельных в Европе компаний по производству передач и силовых агрегатов транспортных средств. Компания создала систему классификации всех видов автотранспортных передач. Каждый вид имеет свой список смазочных материалов. Эти списки обозначаются инициалами и цифрами от ZF TE-ML 01 до ZF TE-ML 15.

Европейские производители масел стараются получить апробации ZF. Эта система классификации в Европе становится основной.

3. Ассортимент трансмиссионных масел

Масла групп ТМ-1 и ТМ-2 в настоящее время практически не применяются.

В группу ТМ-3 входят масла ТСп-10, ТАп-15В, ТСп-15К.

ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Содержит присадку ОТП, а также противозадирную, депрессорную и антипенную присадки. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов страны. Имеет рабочий температурный диапазон -40…+110 ºС.

ТАп-15В содержит композицию присадок, улучшающих противозадирные и низкотемпературные свойства. Служит всесезонным маслом для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Имеет рабочий температурный диапазон -25…+130 ºС.

ТСп-15К имеет улучшенные, по сравнению с маслом ТАп-15В, противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Имеет рабочий температурный диапазон -30…+130 ºС. Предназначено для тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, преимущественно большегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, «Урал».

К группе ТМ-4 относятся масла ТСп-14гип, ТСз-9гип.

ТСп-14гип (ТМ-4-18) содержит противозадирные (хлорофосфоросодержащая присадка – «Хлорэф-40»), моющие и антипенные компоненты. Обладает высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей (в основном семейства ГАЗ). Имеет рабочий температурный диапазон -30…+130 ºС.

ТСз-9гип (ТМ-4-9) предназначено для применения в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей гипоидных передач в районах Крайнего Севера при температуре воздуха до -50…55 ºС. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний период.

В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И и ТМ5-12рк.

ТАД-17И (ТМ-5-18) – минеральное масло с хорошо сбалансированной серофосфоросодержащей композицией присадок, улучшающей антиокислительные, антиржавейные и противопенные свойства. Благодаря хорошему индексу вязкости и депрессерной присадке масло работоспособно от -30 до +140 ºС. Масло обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и может всесезонно применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой климатических зонах.

ТМ5-12рк получают из низкозастывающего масла селективной очистки, загущенного полимерной присадкой с введением многофункциональной композиции присадок. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве всесезонного для эксплуатации в северных районах.

На практике возможна ситуация, при которой возникает необходимость смешивания масел. Как вынужденная мера это допустимо. Исключением является масло ТСз-9гип, которое несовместимо с другими маслами.

Смеси масел можно использовать в коробках передач и в ведущих мостах с негипоидными передачами. В гипоидных передачах должны использоваться только гипоидные масла.

Руководство по эксплуатации автомобилей импортного производства обычно допускают применение масел различных фирм, объединенных общей классификацией по вязкостным и эксплуатационным свойствам. Поэтому, зная требования, предъявляемые к моторному маслу, можно подобрать аналог независимо от фирмы и страны производителя (табл. 15).

Применение и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел зарубежных и отечественных фирм-производителей

ТОП производителей трансмиссионных масел – кого стоит выбрать?

Трансмиссионные масла — неотъемлемая часть жизни каждого владельца автомобиля. 1 раз в 60 000 км или 1 раз в 5-6 лет (для большинства машин интервал именно такой) нужно заменить смазочные жидкости. Это позволит дольше эксплуатировать агрегат и предотвратить его разрушение. Нужно признать, что технические узлы становятся все более требовательными к качеству смазочных материалов. Если залить неподходящее масло, коробка не проживет и года. Особенно это касается вариаторов, роботизированных КПП и гидротрансформаторов. Каждая деталь в таких узлах должна получать качественную смазку и не работать на сухую. В противном случае детали этого устройства вскоре потребуют замены, а многие КПП и вовсе не подлежат ремонту. Также смазка очень важна для механических трансмиссий и раздаточных коробок, которые постоянно работают в очень нагруженном состоянии. Только эффективная смазка спасает их от быстрого выхода из строя.

Читайте также  Трансмиссия easytronic что это

Производители масел представлены сегодня на рынке в огромном количестве. Есть как оригинальные смазки от крупных производителей автомобилей, так и возможности более демократичной замены. Дело при выборе смазок обстоит вовсе не в стоимости, а в совместимости материалов и в качестве их производства. К сожалению, российский рынок сильно засорен подделками и контрафактными материалами, которые даже приблизительно не обеспечивают необходимые параметры эксплуатации агрегатов. Нужно быть очень внимательным при выборе и покупке материалов. Сегодня на нашем сайте мы рассмотрим популярных в России производителей масел и поговорим немного о каждом из них. Представляем вашему вниманию ТОП-5 брендов, которые заслуживают вашего внимания и могут похвастать весьма качественными материалами.

Содержание

Оригинальные масла — всегда вне конкуренции

Вы можете использовать оригинальные смазочные материалы не только в период гарантийного обслуживания на официальных станциях. Их можно купить в обычном автомобильном магазине и получить достойное качество для сохранения ресурса технических узлов в вашем автомобиле. Оригинальные технические жидкости всегда подбираются в соответствии с требованиями техники производителя, и это очень важно для продления работы коробок.

Некоторые особенности оригинальных масел:

ни один концерн по производству машин не изготавливает масло сам, он закупает масла у крупных брендов, таких как Shell, BP, Mobil, Motul, Liqui Moly;

тем не менее, для смазочных жидкостей разрабатывается отдельный пакет присадок, так что под другим брендом идентичное масло вы не сможете купить;

смазка идеально подходит для КПП, если она рекомендована производителем, именно ее свойства полностью удовлетворяют ваш агрегат;

на таком масле проводились стендовые испытания агрегата, при которых он прошел условный миллион километров без значительных поломок;

конечно, такое масло дорогостоящее, так как производители автомобилей стремятся нажиться на своих клиентов, это ни для кого не секрет.

Именно оригинал нужно лить на гарантии. Многие владельцы автомобилей продолжают использовать оригиналы в том случае, если хотят получить максимальный срок жизни дорогих элементов авто. Но, конечно, это помогает далеко не всегда. Важно соблюдать и другие рекомендации по эксплуатации транспорта.

Теперь перейдем к пятерке топовых производителей трансмиссионных масел, которые получили популярность среди российских покупателей:

1. Shell

Это один из топовых мировых производителей смазочных жидкостей для двигателей и коробок передач в автомобильной сфере. Наверное, о данном производители слышали совершенно все. Его единственная проблема заключается в том, что данные смазочные жидкости чаще всего подделываются. Именно поэтому к Шелл на российском рынке отношение двоякое. Одни покупают только такие масла для коробок передач, другие предпочитают любой другой бренд, только не Shell.

Масло Shell Spirax

Выделяется особыми свойствами дорогостоящая линейка трансмиссионных масел Shell Spirax S4G, разработанная специально для машин VAG. Именно владельцы Skoda и Volkswagen являются главными покупателями таких жидкостей. Впрочем, вы можете использовать масло и в других автомобилях, производители которых дают особые допуски. Качество оригинала очень высокое, но этот оригинал еще нужно отыскать на рынке среди множества контрафакта.

2. Liqui Moly

Отдельного внимания заслуживает масло серии Hochleistung. Это старый продукт, известный еще любителям ранней немецкой техники на просторах российских дорог. Именно Ликви Моли всегда рекомендовали заливать знающие механики. Предназначена эта жидкость для механических коробок передач, а также для мостов и прочих трансмиссионных узлов. Состав масла просто прекрасен с точки зрения продления срока жизни агрегата.

Особое свойства масла этой серии — способность переносить практически любые нагрузки. Впрочем, это далеко не единственный продукт для коробок передач в линейке крупного производителя, и вы можете получить удовольствие от эксплуатации практически любого решения. Бренд хорошо зарекомендовал себя в японских вариаторах и немецких роботах. Продукцию стоит выбирать по допускам.

Корпорация несколько лет назад ворвалась в пятерку лидеров и не спешит покидать свои высокие позиции. Наверное, единственной проблемой Мотюль стала высокая цена. Французские технологии и производства в Европе на самых современных промышленных площадках делают свое дело — канистра такой смазк

Масло Liqui Moly

3. Motul

и обходится ну очень уж дорого. Так что покупают ее разве что владельцы элитных авто, которые ищут весьма достойную альтернативу оригиналу.

Важное свойство смазочного материала серии Gear 300, к примеру, — это возможность значительно улучшить качество трения в механизме. Также синтетика очень долго сохраняет свои свойства и обладает прекрасными чистящими возможностями. Это позволит вам продлить срок эксплуатации трансмиссии до следующей замены. Очистка механизмов проводится эффективно и без негативного эффекта для состояния поверхностей.

Масло Motul

4. ZIC

Корпорация немного сдала позиции в моторных маслах, но удерживается в списке лидеров среди трансмиссионных жидкостей. В частности, масла ZIC представлены на рынке в самых разных вариациях, поэтому есть огромный диапазон цены. Зик не у всех ассоциируется с качеством. Нужно покупать более дорогие синтетические составы, чтобы ощутить особые преимущества. К примеру, серия GF Top отлично показала себя в российских условиях эксплуатации.

Трансмиссионные масла от ZIC в бюджетной линейке далеко не такие интересные с точки зрения качества и выносливости к экстремальным температурам, как топовые линейки. Но эти варианты стоят намного дешевле и в целом предлагают лучшие возможности среди своих ценовых конкурентов. Так что даже владельцы стареньких машин найдут в каталоге ZIC подходящие трансмиссионные масла.

Масло ZIC

5. Castrol

Весьма перспективный лидер рынка, который не занимает первую строчку только из-за наличия огромного количества подделок. Это одно из самых популярных трансмиссионных масел в России, которое представлено в нескольких вариантах вязкости и температурной стойкости. Смазка оригинального происхождения отлично держится при разных температурах, хорошо чистит детали агрегата и в целом очень здорово работает на сохранение состояния коробки.

Кастрол дороговат, а подделывать его просто из-за отсутствия серьезных защитных этапов при производстве упаковки. Поэтому на российском рынке очень любят продавать вагоны поддельного Castrol. Но если вы покупаете смазку в проверенном месте, проблемы с жидкостью вас не будут поджидать. Нужно признать, что это один из лучших вариантов с точки зрения подобранных присадок, а также по соотношению цены и качества.

Масло Castrol

Что нужно учесть при выборе масла?

Смазочные материалы для коробок передач должны выполнять ряд важнейших задач. В частности, они защищают детали коробки от повышенных нагрузок, исключают возможность коррозионного воздействия, снижают риски повреждения при трении. Смазка способствует сохранению рабочих поверхностей в трансмиссии. Это исключает возможность образования деформаций, появления шумовых эффектов при работе коробки передач.

При выборе стоит учитывать такие особенности:

вязкость, рекомендуемая вашим производителем, это очень важный момент, нужно соблюдать рекомендации концерна;

заявленные маркировки по SAE и прочим видам классификации — в маркировке скрыты основные свойства смазочных жидкостей;

производитель — выбирайте только проверенные товары от надёжных брендов, в качестве продукции которых вы уверены полностью;

основа — это может быть полностью синтетический продукт, минеральное масло или вариант смеси разных жидкостей (полусинтетика);

пакет присадок — обычно для современных трансмиссий требуется довольно обширный пакет присадок для достижения разных свойств.

Выбирайте продукцию, в которой полностью уверены. Если масло в двигателе будет меняться через 10-15 тысяч км, то трансмиссии придется работать на залитой жидкости более 60 000 км, и это очень продолжительный срок. Так что цена ошибки при выборе смазочных материалов будет очень и очень велика. Ремонт современной коробки обходится достаточно дорого и станет одной из проблем для владельца машины.

Когда нужно менять масло в трансмиссии?

Синтетические масла меняются достаточно часто, так как плохо очищаются от загрязнений, их сегодня практически не используют. Полусинтетику можно использовать до 40-50 тысяч км и до 5 лет. Обычно за этот период происходит полное изменение свойств масла, поэтому в дальнейшем оно попросту не очищает коробку.

Регламентный срок эксплуатации коробки для производителя — 150 000 км. Именно на такой срок рассчитаны вариаторы, некоторые роботы. Замена масла часто помогает продлить срок службы устройства.

Свойства смазочных жидкостей. За 10 лет или 100 000 км масло любого плана теряет свои свойства и становится намного менее эффективным, но производителя это не волнует, так как авто снимается с гарантии.

Нагрузка на узел. Если вы возите прицеп, буксируете другие автомобили или просто грузите авто сверх нормы, масло в узлах трансмиссии придется менять почаще. Иначе коробка быстро потребует ремонта.

Пробег авто. На машинах с пробегом за 200 000 км нужно регулярно менять масло в коробке каждые 50-60 тысяч км, а также устанавливать новые фильтры для автоматов, иначе их срок службы будет непредсказуемым.

Тип коробки. Для автоматов масло можно менять реже, так как в большинстве АКПП установлены эффективные фильтры. Но при любых неисправностях в автоматах первым делом нужно заменить смазочную жидкость.

Стоимость ремонта. Учтите, что стоимость замены масла — это копейки в сравнении со стоимостью ремонта и восстановления коробки передач. Так что лучше раскошелиться на эту процедуру.

Конечно, на автоматах дорого менять масло в КПП. Да и некоторые механические коробки не позволяют выполнить это без трудностей. Но отсутствие замены смазочных жидкостей длительный срок станет причиной очень неприятных явлений. В частности, вас ждут проблемы с коробкой, которые часто можно будет решить только заменой одного из самых дорогих элементов в вашем автомобиле.

Замена масла

Предлагаем посмотреть видео о замене масла в КПП:

Подводим итоги

Сегодня мы говорили в основном о производителях трансмиссионных масел и затронули тему замены смазочных материалов и регламентных рекомендаций производителя. Если вы хотите, чтобы ваша машина долго ездила и обеспечивала оптимальные характеристики, обязательно проводите регулярные ТО с полным списком рекомендованных работ, а также не забывайте о тех задачах, которые рекомендуют профессионалы. Эксперты в сфере ремонта автомобилей скажут вам в один голос, что менять масло в КПП нужно, и это следует делать почаще.

Замена масла — не такая дорогая процедура, как замена или капитальный ремонт коробки. Чтобы не сделать ваш бюджет жертвой очередной поломки, просто вовремя проводите необходимые процедуры обслуживания. Это поможет вам значительно дольше ездить на автомобиле и не заезжать на СТО по причине появления различных звуков и вибраций в процессе передвижения автомобиля. Если вы решили менять смазочные материалы на дешевую продукцию, лучше пока оставьте оригинал и соберите деньги на товары одного из представленных выше брендов.

Читайте также  Какая трансмиссия лучше автомат или механика

Масло для трансмиссии: особенности трансмиссионных масел

Масло для трансмиссии

Современный автомобиль состоит из большого количества деталей, механизмов, агрегатов и узлов. При этом в процессе работы многие детали взаимодействуют между собой, создается трение в условиях различных нагрузок. Естественно, так называемое «сухое» трение обычно приводит к тому, что сопряженные поверхности сильно изнашиваются. В результате от трения растет температура, может произойти заклинивание, деформация, разрушение деталей и т.д.

Именно по этой причине в различных механических элементах используются смазочные материалы. Коробка передач независимо от типа КПП не является исключением. В данный агрегат заливается специальное трансмиссионное масло, которое по свойствам несколько отличается от моторного масла. Далее мы рассмотрим, какие особенности, свойства и отличия от других видов смазок имеет масло для трансмиссии.

Масло и трансмиссия: что нужно знать

Трансмиссионное масло масло для трансмиссии особенности

Итак, хотя детали в коробке передач не испытывают слишком сильных нагрузок по сравнению с ДВС, все равно агрегат нуждается в смазке. Для решения задачи используется специальное трансмиссионное масло.

Также в автоматические КПП гидромеханического типа и вариаторы заливается специальная трансмиссионная жидкость ATF. Такая жидкость является не просто смазкой, но и выполняет функции рабочего тела (через жидкость передается крутящий момент, а также осуществляется передача усилия на исполнительные механизмы для переключения передач).

Масло для КПП в основе имеет минеральную, синтетическую или полусинтетическую базу, куда добавляется целый пакет присадок для получения нужных свойств (антиокислительные и антикоррозийные присадки, противоизносные присадки, моющие добавки и т.д.). Указанные добавки представляют собой хлор, фосфор, серу, дисульфиды и т.д.

Основной задачей трансмиссионного масла, как и моторного, является создание особой защитной пленки на поверхности деталей, что позволяет избежать сухого трения, перегрева и повышенного износа, различных повреждений и т.д. При этом масло должно иметь нужную вязкость, чтобы пленка не разрушалась (прорывалась) под механическими ударными и температурными нагрузками.

Получается, среди основных требований к маслу для трансмиссии выделяют способность выдерживать режимы скольжения с большой скоростью, высокое давление и перепады температур (в среднем, от минус 60 до плюс 150 градусов по Цельсию).

Также в списке основных требований к трансмиссионным маслам и жидкостям можно выделить:

  • снижение потерь на трение;
  • эффективное охлаждение сопряженных поверхностей;
  • защиту от износа, заклинивания;
  • сведение к минимуму ударной нагрузки;
  • уменьшение уровня шумов от работы шестерен;
  • снижение уровня вибронагруженности;
  • низкая токсичность и легкость переработки отработанного масла;

Чтобы в полной мере соответствовать данным требования и иметь способность выполнять поставленные задачи на протяжении всего срока службы, масло должно иметь следующие свойства: низкая склонность к пенообразованию, противоизносные и противозадирные свойства, стойкость к окислению, высокий порог вязкостно-температурных значений, защитные свойства при контакте с водой, химическая стабильность. Также можно отметить, что масло не должно быть агрессивным к различным уплотнительным элементам из резины.

Виды трансмиссионных масел и классификация

Виды трансмиссионных масел классификация масел трансмиссионных

Как уже было сказано, масло состоит из базовой основы, которая бывает:

  • минеральной;
  • полусинтетической
  • синтетической

Также на степень вязкости трансмиссионных масел напрямую влияют присадки и разные добавки в их составе. Минеральное масло получают из нефти, продукт является самым распространенным и доступным по цене вариантом.

Данная жидкость способна формировать плотную и устойчивую пленку на деталях, неплохо защищает от износа. Однако минусом является небольшой срок службы, быстрая потеря свойств и зависимость от температуры (особенно от отрицательной).

С учетом таких недостатков позже появились полностью синтетические трансмиссионные масла, которые по качеству лучше минеральных. Прежде всего, такой продукт получают искусственно (химический синтез), а также добавляют в состав целую группу присадок. В результате такое масло стабильно по вязкости при высоких и низких температурах, имеет большой срок службы, дольше сохраняет заявленные свойства. Недостаток — сложность производства и, соответственно, высокая стоимость.

Трансмиссионные жидкости и масла делятся по степени вязкости. Классификация по SAE:

  • зимние масла для коробки передач: SAE 70W, 75W, 80W, 85W;
  • летние трансмиссионные масла: SAE 80, 85, 90, 140, 250
  • всесезонные масла для коробки, которые сочетают в себе летний и зимний индекс;

Масло подбирается в зависимости от требований производителя агрегата, степени нагрузок и рабочих температур. Согласно требованиям к маркировке, все масла сегодня обозначаются по следующему принципу: только одна степень зимнего ряда W (например, SAE 80W) указывает, что это зимнее масло, то есть предназначено для условий эксплуатации при низких температурах.

Одна степень летнего ряда (например, SAE 85) говорит о том, что это летнее масло. Комбинация сразу двух степеней (например, SAE 75W-85) укажет на то, что масло для коробки всесезонное. Отметим, что на данный момент большинство масел, причем как для двигателя, так и для КПП, являются всесезонными. Также маркировка трансмиссионного масла должна отличаться от маркировки моторных масел, которые могут иметь такую же вязкость в обозначениях по SAE.

Общей же системы классификации трансмиссионной жидкости по другим параметрам, попросту не существует. Однако признанным в мире стандартом является классификация по API, которая классифицирует масла для МКПП.

Масло для коробки передач Рекомендуем также прочитать статью о том, какие особенности имеет масло для коробки передач. Из этой статьи вы узнаете о назначении и основных функциях смазочной жидкости КПП.

Для классификации по API отдельно учитываются рабочие условия и особенности конструкции КПП, а также наличие различных противоизносных присадок. Жидкости для таких коробок обозначены API GL, имеется 5 групп качества: начиная с API GL-1 (низшая) и заканчивая API GL-5 (высшая). Также есть отдельные дополнительные группы, однако соответствующие им продукты в продаже встречаются редко.

Данная классификация учитывает классы вязкости, виды масел, их качество, марку и производителя продукта. Производители смазочных материалов в Европе стараются получить допуск ZF, так как созданная компанией система классификации уверенно вытесняет другие.

Как правильно подобрать масло в коробку передач

Трансмиссионное масло выбор

Начнем с того, что оптимально использовать только такие масла, которые отдельно рекомендует сам производитель авто или КПП (оригинальные масла). Информацию можно найти в мануале или в технической литературе. В случае с коробками-автомат часто рекомендуемый тип масла указан прямо на масляном щупе.

В общих чертах, для большинства МКПП подходят масла SAE 75W-90 API GL-4, для гидромеханических автоматов рекомендуется заливать жидкость типа DEXTRON II (иногда прописывается DEXRON). Также недавно появился новый тип трансмиссионных жидкостей «Т» или «Т2». Еще существует отдельная группа масел для вариаторов, причем масло для CVT отличается от масла для АКПП и роботизированных КПП.

Если выбирать по базовой основе, нужно помнить, что минеральное масло для МКПП будет более вязким на «холодную» и быстрее сработается (нужно чаще менять), а слишком «жидкое» синтетическое масло может начать течь через сальники и уплотнители КПП после прогрева.

Масло в АКПП выбор Рекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать масло для автоматической коробки передач. Из этой статьи вы узнаете, что представляет собой масло для АКПП, а также чем отличается от масел для «механики» и на что следует обращать внимание при выборе масла для коробки автомат.

Также нужно при выборе показателя летней и зимней вязкости делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации ТС и средние температуры в регионе, где используется конкретная машина.

Во время замены или долива масла нужно использовать только ту жидкость, которая была залита в агрегат ранее. Если же осуществляется переход с одной марки на другую, коробку может потребоваться дополнительно промывать перед заменой масла.

Напоследок отметим, что только правильный подбор масла для коробки передач и своевременная его замена позволяет увеличить срок службы агрегата и повысить качество работы трансмиссии на протяжении всего срока службы.

Какое масло заливать в механическую коробку передач

Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.

Какое масло лить в коробку автомат

Какое масло лить в коробку автомат, что нужно учитывать при выборе трансмиссионного масла для АКПП. Полезные советы и рекомендации.

Масло трансмиссионное выбор

Масло КПП: отличия и особенности трансмиссионных масел. Вязкость, классификация по SAE и API. Выбор масла для коробки передач, рекомендации.

Классификация трансмиссионных масел

Свойства и особенности масла для коробки передач «автомат и механика»: классификация трансмиссионного масла по SAE, API. Выбор масла АКПП и МКПП, советы.

Трансмиссионное масло механика автомат

Трансмиссионные масла и жидкости для МКПП и АКПП: особенности, свойства, отличия. Классификация масел для коробки передач. Подбор масла для КПП, замена.

Масло трансмиссионное что это такое особенности отличия свойства

Масло для коробок передач: чем отличается трансмиссионное масло от других смазок, свойства, вязкость, классификация. Как выбрать масло для КПП, советы.

Какие марки масел выпускаются для агрегатов трансмиссий автомобилей

Марки трансмиссионных масел и область их применения

Трансмиссионные масла используют для смазки шестерен и других трущихся деталей задних мостов, коробок передач, раздаточных коробок, агрегатов гидромеханических передач, бортовых и колесных редукторов, рулевых механизмов и других агрегатов трансмиссии автомобилей. В подавляющем большинстве (кроме отдельных агрегатов трансмиссии автомобилей МАЗ , КрАЗ) детали агрегатов трансмиссии смазываются методом окунания и разбрызгивания масла.

Главное назначение трансмиссионных масел — это смазка зубчатых передач, которые бывают спирально-конические, гипоидные и червячные. Характерные особенности этих передач — это высокие удельные давления в местах контактов зубьев (6—12 тыс. кгс/см2 в спирально-конических и до 40 гыс кгс/см2 в гипоидных зацеплениях), большие скорости перемещения трущихся поверхностей и .высокие (порядка 300—1000 °С) температуры в точках контакта зубьев шестерен. В этих условиях наиболее часто наблюдается режим граничной смазки.

Поэтому, как отмечалось ранее, трансмиссионные масла должны обладать высокими противоизносным и противозадирными свойствами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

С этой целью в трансмиссионных маслах содержится значительное количество природных поверхностно-активных смолистых веществ и к ним добавляются специальные противоизносные и противозадирные присадки.

Читайте также  Газ соболь 4х4 трансмиссия

Для обеспечения поступления методом разбрызгивания достаточного количества масла к трущимся деталям трансмиссионные масла должны иметь хорошие вязкостно-температурные качества и низкие температуры застывания. Максимально допустимая вязкость масла в агрегатах при трогании автомобиля не должна превышать 3000—3500П (цилиндрические и спирально-конические передачи) и 5000—6000П (гипоидные передачи), а рабочая вязкость — 2011. Минимальная же рабочая вязкость не должна быть ниже 5—6 сСт во избежание подтекания через сальники и ухудшения условий смазки.

Кроме того, трансмиссионные масла должны обладать хорошими противокоррозионными и противоржавеющими свойствами, а также образовывать минимальное количество пены.

Удовлетворение этих высоких требований достигается подбором соответствующей масляной основы и добавкой к ней комплекса присадок.

К тому же условия работы трансмиссионных масел отличаются а зависят от конструктивных особенностей агрегатов трансмиссии автомобилей, режима работы и от температуры окружающего воздуха. Поэтому для агрегатов трансмиссии автомобилей выпускаются масла нескольких марок, которые следует применять в соответствии о их назначением.

Так, для смазки главных передач задних мостов с гипоидным зацеплением шестерен допускается применение только гипоидных масел, содержащих специальные присадки, повышающие прочность масляной пленки.

По отмеченным ранее причинам желателен выпуск более универсальных трансмиссионных масел без снижения их технико-экономических показателей.

Масла общего назначения

Трансмиссионное автомобильное ТСп-14 применяется наряду маслом ТАп-15В всесезонно в средней климатической зоне. Выделяется хорошими защитными свойствами против коррозии деталей даже в присутствии влаги, а также высокой термоокислительиой лабильностью.

Все три указанные марки масел совместимы и поэтому их. можно заменять друг другом без промывки агрегатов»

Гипоидные масла

Масло для гипоидных передач грузовых автомобилей используется всесезонно в средней климатической зоне с температурой окружающего воздуха до минус 40 °С.

Масло для гипоидных передач применяется только в гипоидных передачах легковых автомобилей при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С.

Универсальные масла

Трансмиссионное автомобильное ТАд-17и и ТАд-17 предназначены для задних мостов, коробок передач и рулевых механизмов автомобилей ВАЗ всех модификаций при температуре окружающего воздуха до минус 35 °С

Специальные масла

Масло А используется в гидромеханических коробках передач автомобилей, автобусов, автопогрузчиках при температуре окружающего воздуха до минус 35 °С.

Масло Р применяется для гидрообъемных передач и гидроусилителей рулевых приводов автомобилей при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С.

Лекция № 11 Трансмиссионные масла

1. Эксплуатационные требования к качеству трансмиссионных масел.

2. Основные свойства трансмиссионных масел.

3. Масла для автоматических коробок передач.

4. Классификация и обозначение масел по ГОСТ.

1. Эксплуатационные требования к качеству трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла предназначены для механизмов агрегатов трансмиссии автомобилей, тракторов и других транспортных средств. Условия работы трансмиссионных масел имеют ряд особенностей: высокие удельные давления в зоне зацепления зубчатых колес, условия граничного трения, тепловые вспышки в зоне контакта, высокие скорости относительного скольжения зубьев и др. К тому же условия работы смазочных материалов в различных механизмах трансмиссий не одинаковы. Поэтому трансмиссионные масла различают по целевому назначению.

Например, масла для коробок передач, для механизмов рулевого управления, для гипоидных передач и т. д. Но даже в одном определенном механизме трансмиссии, например, в главной передаче автомобиля, к условия работы масла изменяются в очень широких пределах как по температурному режиму, так и по удельному давлению и скорости скольжения в зоне контакта. Это очень осложняет процесс правильного подбора и применения трансмиссионных масел.

Для гидромуфт и гидротрансформаторов с их специфическими условиями используются специальные марки масел.

Наиболее перспективным является создание универсальных и желательно всесезонных трансмиссионных масел, пригодных для всех основных механизмов трансмиссий. Такие масла уже созданы и применяются.

С помощью трансмиссии, и ее отдельных агрегатов передается и преобразовывается крутящий момент от двигателя к движителю, т. e. к колесам, гусеницам, гребному винту и т. д., причем это сопровождается смягчением динамических нагрузок демпфированием вибрациями и снижением уровня шума.

Практически в каждом агрегате трансмиссии имеются зубчатые передачи, подшипники и уплотнения, нормальная работа которых во многом, а часто полностью, определяется свойствами и показателями качества смазочных материалов. В отличие от других механизмов, для механизмов трансмиссии требуются масла с определенными специфическими качествами и, прежде всего, с высокой прочностью масляной пленки. Основным узлом трения в механизмах трансмиссии является зубчатая передача, поэтому требования к смазочным материалам этого узла следует считать основными и определяющими. Экспериментально установлено, что даже в самых простых и умеренно нагруженных цилиндрических и конических передачах давление между зубьями в зоне их зацепления достигает 200-600 МПа. В спиральных конических передачах оно возрастает в 2-3 раза и достигает 1-2 ГПа. Особо высокими удельными давлениями отличаются гипоидные зацепления, наиболее часто применяемые в главных передачах легковых, а в последнее время и грузовых автомобилей.

Даже без учета динамических и ударных нагрузок, характерных для автомобильных трансмиссий в зоне зацепления гипоидных передач, наблюдаются удельные давления до 4-4,5 ГПа. Трудные условия работы масла в гипоидных передачах усугубляются еще тем, что в этом зацеплении происходит относительное скольжение соприкасающихся участков зубьев со скоростями до 10 м/с, что приводит к выдавливанию масла из зоны зацепления, локальному повышению температуры до 350—400 °С (тепловой вспышке).

Хорошие вязкостно-температурные свойства, т. е. пологая вязкостно-температурная характеристика, имеющая важное значение для моторных масел и смазочных материалов, работающих в агрегатах трансмиссии, приобретают особое значение. Известно, что скорость прогревания масла в трансмиссии (в главной передаче, в раздаточной коробке, в рулевом механизме) значительно меньше, чем в двигателе. Даже при испытаниях на стенде с беговыми барабанами масло в главной передаче прогревается в 2-4 раза медленнее, чем в двигателе. Малый приток тепловой энергии и большие поверхности теплоотвода замедляют прогрев масла, и автомобиль или трактор значительное время работает при очень высокой его вязкости. Это вызывает большие потери энергии в трансмиссии, а, следовательно, существенно снижается топливная экономичность (на 8—12 %, а иногда и более).

Долгое время в качестве трансмиссионных масел применяли остаточные неочищенные масла, например, нигрол вязкостью 20-35 мм 2 /с при 100 °С. Эти масла при понижении температуры из-за высокого содержания в них смолистых и ряда других естественных поверхностно-активных веществ резко увеличивали свою вязкость, достигавшую 50 000-100 000 мм 2 /с при 0 °С. При отрицательных температурах эти масла настолько становились вязкими, что без предварительного прогрева заднего моста движение автомобиля было невозможно. При температуре масла, близкой к 0 °С, потери мощности в трансмиссии достигали 45—50 % мощности двигателя.

В настоящее время получение трансмиссионных масел основано на иных принципах. Их высокая маслянистость достигается введением специальных присадок.

Поэтому лучшие современные трансмиссионные масла могут работать в очень широком диапазоне температур от +100 до -45 °С, причем их кинематическая вязкость при температуре -45 °С составляет не более 2500 мм 2 /с, а температура застывания -50 °С.

Учитывая условия работы трансмиссионных масел, можно сформулировать основные требования к их показателям качества:

невысокая кинематическая вязкость при рабочих температурах возможно пологая вязкостно-температурная характеристика, особенно в области отрицательных температур;

возможно большая прочность масляной пленки, обеспечивающая надежное и по возможности полное разделение поверхностей зубьев в зоне контакта.

Кроме этого, трансмиссионные масла должны обладать высокими антипенными свойствами, минимально возможной коррозионной агрессивностью, хорошими защитными свойствами, высокой стабильностью, т. е. неизменностью первоначальных свойств, и не должны разрушать уплотнительные материалы узлов трансмиссии.

Одновременно трансмиссионные масла должны удовлетворять требованиям, к которым относят:

уменьшение износа всех деталей трансмиссии;

снижение потерь энергии, передаваемой от двигателя к ходовой части автомобиля;

отвод тепла, вымывание и удаление из зон трения продуктов износа и других загрязняющих масло примесей;

отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям трансмиссии;

снижение вибрации и шума шестерен и защита их от ударных нагрузок;

отсутствие вспенивания и меньшее изменение свойств масла.

Условия работы трансмиссионных и моторных масел существенно отличаются друг от друга. Температурный режим, частота вращения шестерен, удельное давление в зоне их контакта – основные факторы предопределяющие условия работы масла в зубчатой передаче.

Температура масла в агрегатах трансмиссии колеблется в широких пределах, а это влияет и на интенсивность истирания зубьев шестерни. С повышением температуры интенсивность изнашивания замедляется, и постепенно этот процесс при температуре масла 70-80 °С и воздуха 30-40 °С стабилизируется.

По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла можно разделить на следующие группы:

универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссий;

общего назначения для цилиндрических, конических и червячных передач;

для гипоидных передач грузовых и легковых автомобилей;

для гидромеханических передач;

для гидрообъемных передач.

Общее требование для всех масел – надежное разделение контактирующих зубьев шестерен, защита поверхностей от износа, снижение потерь на трение.

В зависимости от климатических условий могут входить летние, зимние, всесезонные, северные и арктические масла, различающиеся вязкостно-температурными свойствами.

Смазывающая способность (маслянистость) трансмиссионных масел зависит от их состава, определяемого методом получения: путем смешения маловязких масел с остаточными маслами или с экстрактом, получаемым после селективной очистки, в которых сохраняются естественные поверхностно-активные вещества, находящиеся в исходном сырье. Повышению смазочных свойств трансмиссионных масел способствует добавление антифрикционных, противоизносных и противозадирных присадок.

Роль антифрикционных присадок – снижение или стабилизация коэффициента трения соприкасающихся поверхностей. Для этого используют вещества, обладающие поверхностной активностью: животные или растительные жиры, жирные кислоты и их эфиры, нафтеновые кислоты, мыла жирных кислот и др.

Смазочные свойства трансмиссионных масел в качестве присадок улучшают органические вещества; металлоорганические соединения свинца, цинка, алюминия молибдена, вольфрама и др.; сложные соединения, эффективность действия которых зависит от их активности и концентрации в масле.

Смазывающую способность, противозадирные и противоизносные свойства трансмиссионных масел оценивают экспериментальным путем на машинах трения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: