Какая трансмиссия была у тигра

Немецкий танк «Тигр» – «визитная карточка» панцерваффе

Бронетехника гитлеровской Германии

Вторая мировая

Тяжёлый танк «Тигр» давно и прочно стал символом бронетанковых войск гитлеровской Германии. Несмотря на то что это была далеко не самая массовая машина, именно с ней у большинства людей ассоциируются панцерваффе Третьего Рейха.

Почему она появилась?

Потому что вскоре после вторжения в СССР немцы убедились, что адекватного ответа советским танкам КВ и Т-34 у них нет. Паритет они удержали только благодаря «acht-acht» – 88-мм зенитным орудиям FlaK-18/36. Устанавливаемые на прямую наводку, они оказались очень эффективными против советских танков.

Вот орудие такого калибра и установили на новые танки «Тигр», разработанные фирмой «Хеншель», и в августе 1942 года запущенные в серийное производство.

Образец Pz.Kpfw.VI Tiger

Pz.Kpfw.VI Tiger

Сколько весит танк «Тигр» – немецкий «хищник №1»? Боевая масса танка Pz.Kpfw.VI Tiger составляет 57 тонн.

Немецкий танк Т-6 «Тигр» – характеристики

Первые 250 «Тигров» получили 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. Все последующие – Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для использования в Северной Африке на корме танков дополнительно монтировались воздушные фильтры.

Ёмкость четырёх бензобаков танка составляла 534 литра, а паспортный расход горючего –270 литров на 100 км пути (при движении по шоссе), 480 л – по бездорожью. В реальности этот танк «съедал» ещё больше бензина – по 5-6 л на каждый пройденный им километр.

Полуавтоматическая коробка Maybach обеспечивала 8 передних передач вперёд и 4 – назад. Чтобы их переключить, нужно было только перевести рычаг, и сервопривод без участия механика-водителя включал нужную передачу.

В составе ходовой части танка было 24 опорных катка, расположенные в 4 ряда на одну сторону, в шахматном порядке. Торсионной подвеской обеспечивалась отличная плавность хода, важная для хорошего прицеливания в движении.

Гусеницы применялись боевые – 725 мм шириной и транспортные – шириной 520 мм (их использовали при езде по дорогам с твёрдым покрытием и перевозке танков железнодорожным транспортом.

Габаритные размеры танка «Тигр» таковы: длина – 6,316 м; с пушкой – 8,45 м; ширина – 3,705 м; высота – 3 метра ровно. Скорость движения – до 38 км/час.

Немецкий танк «Тигр» – вооружение

Орудие этого танка – 88 мм KwK-З6 L/56 – стало специальным танковым вариантом зенитной пушки Flak-18/З6 от концерна Крупп. Ствол пушки оснастили 2-х камерным дульным тормозом и электрическим спуском. Длина ствола орудия составляла 493 см. Его полный боекомплект состоял из 92-х снарядов.

Образец немецкого танка "Тигр"

Тигр I

Также танк «Тигр» был вооружён двумя пулемётами MG34, установленными в корпусе и в башне. Их боекомплект состоял из 4800 патронов. Дымовые гранатомёты, которые устанавливали на башне сначала, впоследствии заменили на мортирки для гранат – средства защиты от пехотинцев неприятеля.

Вооружение танка был оснащено телескопическими прицелами с 2,5-кратным увеличением и полем зрения в 23 градуса. 1,8-кратный телескопический прицел имел и курсовой пулемёт MG34 KZF2. Всё это была превосходная оптика от «Карл Цейсс».

Немецкий танк «Королевский тигр»

В марте 1944 года в серийное производство была запущена новая модификация танка «Тигр» – Pz.Kpfw VI Tiger II «Königstiger». До конца войны германская промышленность успела выпустить около пятисот «Королевских тигров».

Танк "Королевский тигр"

«Королевский тигр»

От Tiger I эта машина отличалась наклонной бронёй, обеспечивающей лучшую защиту. Минусами «Königstiger» были недостаточная мощность двигателя для такой высокой боевой массы, а также связанные с этим ненадёжность и невысокие ходовые качества.

Сколько весил немецкий танк «Тигр II»? 68 тонн.

Немецкий танк «Тигр» / «Тигр II» в современных музеях

До XXI века сохранилось совсем немного подлинных германских тяжёлых танков «Тигр». По одному Tiger I есть в музеях Великобритании, США, Германии; по два – во Франции и России.

Образец танка "Королевский тигр" в музее

«Королевский тигр» в музее Бовингтон, Англия

Два Tiger II имеется в музеях Великобритании, по одному – в Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, России и США.

Сборка немецкого танка «Тигр» от «Звезды» становится для многих начинающих моделистов первым шагом в этом увлечении.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Пожалуй, нет более одиозной машиной Второй мировой, чем Pz.Kpfw VI Ausf. H (а позже – Ausf. E). Этот танк стал символом немецкой инженерной мысли, и – в отличии от своего последователя – смог оказать влияние на ход боевых действий. Что говорить, если само имя «Тигр» было нарицательным для союзных танкистов!

Схема расположения узлов и механизмов Pz.Kpfw VI

Многие неоднократно писали об этом танке в разном контексте, но сегодня я решил остановиться на его внутренностях. В данном материале мы заглянем внутрь «Тигра», и увидим те условия, в которых приходилось служить пятерым немецким танкистам.

Экипаж немецкой машины состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира.

Наводчик
Перед глазами наводчика располагался визир бинокулярного прицела TZF-9. Ниже — органы наведения орудия

Оператор 88-мм орудия KwK 36, разработанного на основе одной из лучших зениток Второй мировой – FlaK 36 располагался слева от казенной части орудия. В его распоряжении были эффективные приборы наблюдения TZF-9b и TZF-9c. Последний имел переменную кратность от 2,5 – до 5, с полем зрения в 23 градуса. Вкупе с отличной настильностью, это позволяло вести огонь с больших дистанций.
Справа от наводчика за щитком находилась казенная часть орудия, а сзади — сидение командира

Внутри немецкого танка «Тигр» История, Вторая мировая война, Танкостроение, Механика, Длиннопост
"Вид сверху на место заряжающего"

Справа от орудия расположился заряжающий орудия. Рядом с ним находится казенная часть пушки и спаренный пулемет. Правда, огонь с него может вести только наводчик – посредством ножной педали. Вес снарядов к основному орудию превышал 10 килограмм для бронебойных, и 7 – кумулятивных.
Заряжающий сидел спиной к спаренному пулемету MG-34. Для лучшей осведомленности, у него была своя смотровая амбразура для наблюдения за полем боя (как, впрочем, и у наводчика)

Вид на казенную часть, в которую заряжающий отправлял 10-килограммовые снаряды

Механик-водитель
Общий вид на место механика-водителя. Необычным был "классический" руль вместо рычагов, привычных для гусеничной техники. Снизу над педалями — кожух трансмиссии

Этот член экипажа располагался в передней части корпуса, за трансмиссией. Под педалью этого человека было управление 700-сильным мотором Maybach HL230, объемом в 23 литра. Элементы управления практически «автомобильные»: классическое рулевое колесо, и ключ зажигания. Помимо стандартных датчиков, есть сигнализатор систем пожаротушения, которая автоматически включалась при температуре в МТО свыше 120 градусов. Полуавтоматическая коробка передач была тоже от Maybach – 8 передач вперед, и 4 – назад.
Несмотря на то, что водитель был ближе расположен к фронту, его защищала 10-сантиметровая лобовая деталь

Вид на места водителя и радиста. Отсюда можно понять, что срез на руле сделан из-за стесненных объемов. К слову, такое же решение используется на болидах "Формулы-1

Стрелок-радист. Место стрелка-радиста. Перед ним — пулемет MG-34 в шаровой установке

Основным инструментом радиста был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в 100-мм лобовой плите, и радиостанций FuG-5. Она позволяла вести прием и передачу на расстоянии в 9,4 километра в режиме азбуки «Морзе», и до 7 – в режиме телефона.

Вид на командира, предположительно, с места заряжающего

Лидер экипажа располагался практически над наводчиком, в задней части башни. При закрытом люке наблюдение за полем боя производилось через перископическую панораму командира, окошки которой располагались в командирской башенке. На первых машинах была прямая комбашенка с откидным люком. Такая конструкция демаскировала машину, и увеличивала вероятность рикошета снаряда в люк командира. Позже от этого отказались. Новый люк получил толщину стенок в 10 сантиметров, и форму, способствующую рикошету вражеских снарядов. Кроме того, решили проблему люка, который теперь приподнимался и сдвигался.

На фото — командирская башенка поздних выпусков — без кожуха. Приборы наблюдения командира позволяли иметь максимальную осведомленность.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Tiger H1

germ_pzkpfw_vi_ausf_h1_tiger.png

Работы по созданию тяжёлого танка начались в 1937 году. Только после нападения на СССР были определены тактико-технические требования на новую боевую машину прорыва. Танк был разработан фирмой Henschel под руководством Эрвина Адерса. Выпускался заводами Henschel и Weggman, которые изготовили около 450 экземпляров с июля 1942 года по август 1943 года.

Первые 495 машин оснащались оборудованием, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. Начиная с 251-й машины двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 600 л.с. был заменён на Maybach HL 230 P45 мощностью 700 л.с. «Тигр» вооружался 88-мм пушкой 8,8 cm KwK-36 L/56, которая была танковым вариантом знаменитого зенитного орудия Flak 18/36. Весной-летом 1943 года танк комплектовался дымовыми гранатомётами и мортирами для стрельбы противопехотными минами.

Panzerkampfwagen Tiger (8,8 cm) Ausführung H1 или Tiger I поступали на вооружение тяжёлых танковых батальонов. Впервые танки были применены осенью 1942 года на Ленинградском фронте в составе 502-го тяжёлого танкового батальона. В декабре 1942 года в Северной Африке вступили в бой Тигры 501-го батальона.

Читайте также  Авто с автоматической трансмиссией что это

Первые танки, поступившие в войска, зачастую ломались, сказывалась поспешность в запуск массового производства. Машина получилась очень тяжёлой, с низкой маневренностью. Расход топлива составлял 10 литров на 1 км. Полного запаса топлива танка 567 литров хватало всего на два с половиной часа боевой работы — это было одним из существенных минусов танка. Но все компенсировалось простотой и легкостью в управлении боевой машиной. Танкисты, служившие на «Тиграх», постоянно положительно отзывались о коробке передач танка, трансмиссии, органах рулевого управления. Броневая защита танка обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою, даже в случае выхода танка из строя.

В War Thunder Tiger H1 был представлен в обновлении 1.41 вместе с выходом наземной бронетехники в открытое бэта-тестирование и располагается на III ранге в дереве исследования бронетехники Германии.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Tiger H1 по конструкции корпуса представляет собой классическую немецкую коробку, поэтому постановка «ромбом» является идеальным приёмом по усилению защищённости танка. Обратите внимание на числа приведённой брони по отношению к реальной толщине плит. Непосредственно в ангаре стоит подробнее ознакомиться со значениями приведённой брони на каждой бронеплите в зависимости от угла постановки танка. Это поможет в понимании где и как лучше ориентировать машину на местности, чтобы эффективно сопротивляться тем или иным орудиям противника. Также на танк установлены шесть дымовых гранатомётов, они помогут в случае опасной ситуации.

Именно из такой постановки корпуса «Тигр» должен атаковать, чтобы оставаться максимально неуязвимым для ответного огня. При этом если цель находится в движении и атакует, необходимо смещать собственный корпус так, что бы сохранять максимально эффективное положение ромба. В противном случае цель обойдёт с борта. Если цели две и более, ромб стоит выставлять к более опасной из них.

Расположение модулей и экипажа танка

Подвижность

Разворот на Тигре реализован вращением на месте, посредством хода гусениц в противоположном направлении, что несомненно ускоряет его. Сам танк весьма медлителен, максимальной скорости достигает с трудом, скорость задней передачи не выше 8 км/ч.

Также всегда следует помнить, что танк — это цельный механизм, поэтому, при окружении или при заходе с фланга, нужно разворачивать не только башню или корпус, а всё сразу.

Модификации и экономика

АБ 1 400 → 1 817
РБ 1 700 → 2 206
СБ 2 150 → 2 790
Общая стоимость модификаций 24 300
Стоимость талисмана 1 100
Обучение экипажа 32 000
Эксперты 110 000
Исследование АСов 320 000
60 / 100 / 130 %
142 / 142 / 142 %

Mods new tank engine.png

Вооружение

Основное орудие

Установлено мощное орудие 88-мм пушкой KwK 36 длинной 56 калибров (длинна ствола 4 м 92 см). Комфортные расстояния стрельбы, с которого должен работать Тигр, составляют 800-1400 м. Это расстояние обеспечивает быстрое гарантированное уничтожение цели и сохраняет защищённость танка от ответных выстрелов. При этом орудие обладает быстрым темпом стрельбы, что зачастую прощает ошибки наведения. Боекомплект Тигра представлен тремя типами снарядов.

  • PzGr 39 — бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет хорошее бронепробитие и отличное заброневое действие.
  • Hl.Gr 39 — кумулятивный снаряд. Имеет невысокое пробитие и низкую скорость полёта. Рекомендуется против легкобронированной техники противника с разрушением корпуса.
  • Sprgr — осколочно-фугасный снаряд. Малоэффективен ввиду наличия кумулятивных снарядов.
  • Pzgr — бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет хуже пробитие, чем PzGr 39, однако в разы лучше заброневой эффект.

Боезапас танка составляет 92 выстрела. Рекомендуется брать в бой около 30 снарядов, чтобы снизить шанс подрыва боекомплекта.

Пулемётное вооружение

Установлен спаренный с орудием 7,92-мм пулемёт MG 34. Данный пулемёт практически бесполезен на данном боевом рейтинге и может быть полезен лишь для отметки противника на поле боя.

Применение в бою

Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1 — сильная, среднебронированная и, в некоторой степени, мобильная машина. Многими расценивается только как танк «дальней руки», однако это не совсем верно. Да, орудие действительно позволяет вести эффективный огонь по врагу на большой дистанции. Однако это не единственная тактика боя на «Тигре». Наша подвижность позволяет нам вести активный бой: достаточно быстро занимать центральные точки на карте, и уже с этих позиций вести огонь. Однако, недолго задерживаясь на одном месте, можно попробовать зайти врагам в фланг. Некоторые противники, не ожидая от «Тигра» такой активной атаки, могут быть взяты врасплох.

Если танк находитесь под прицельным обстрелом, не рекомендуется долго принимать бой в случае, когда противник опасен. Вместо этого лучше скрыться, стараясь затем либо подманить цель ближе для гарантированного поражения, либо обойти её.

Однако, основная тактика ведения боя на этом танке — стрельба со средних и дальних дистанций, возможная благодаря нескольким ключевым особенностям машины. Постановка машины ромбом позволяет выдерживать чужие попадания, а орудие — уничтожать противников.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Лобовая броня способна выдержать множество попаданий;
  • Высокая максимальная скорость;
  • Мощное 88-мм орудие;
  • Наличие дымовых гранатомётов.
  • Боеукладка расположена вдоль всего борта;
  • Бронирование без рациональных углов;
  • Большая командирская башенка

Историческая справка

Танки Тигр 502ттб.jpg

Тигр, 1942г.jpg

С 1936 года и вплоть до конца Второй мировой войны Эрвин Адерс — главный инженер и начальник отдела новых разработок компании «Хеншель и сын АГ» в Касселе. Через год после вступления в должность Эрвин Адерс оставил проектирование паровозов, самолетов и кранового оборудования и целиком сосредоточился на танкостроении. В 1937-1938 гг возглавлял группу, занимавшуюся экспериментальными танками прорыва DW.1 и DW.2. В годы Второй мировой войны Адерс руководил разработкой проектов VK.3001 — VK.4501, что в конечном итоге привело к созданию танков PzKpfw VI «Tiger» и PzKpfw VI B «Tiger II». За разработку этих машин Адерс получил неофициальное прозвище «Отец Тигров» (нем. Tigervater).

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1937 году. Panzerkampfwagen VI Tiger I, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK.4501 (H), окончательно разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина Адерса. В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии изначально танк получил обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1, но после принятия на вооружение одноимённого нового тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf. B в название добавили римскую цифру «I» для отличия от более поздней машины, которая в свою очередь именовалась как «Тигр II». Хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения, модификация танка была всего лишь одна. В советских документах танк «Тигр» обозначался как T-6 или T-VI.

«Тигр» являлся исключительно грозным оружием, вместе с тем не лишенным недостатков технического характера. «Тигры» выходили из строя по причине механических поломок, пожаров двигателей. Кроме того, танковые подразделения испытывали дефицит топлива, поэтому порой приходилось бросать исправные танки. Противником «тигров» наряду с советскими танками и пушками стали хлипкие мосты, не выдерживавшие чудовищной массы бронированных мастодонтов. К счастью для немцев, на Восточном фронте чаще всего стояла плохая погода с низкой облачностью, затруднявшая действия авиации. Такой охоты летчиков за танками как на Западе, на Востоке не было. Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале-марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. Общее количество выпущенных машин — 1354 единицы.

«Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV

По мемуарам наших ветеранов мы хорошо представляем, каким грозным противником был немецкий танк «Тигр». А каково в нем было воевать?

По мемуарам наших ветеранов мы хорошо представляем, каким грозным противником был немецкий танк «Тигр». А каково в нем было воевать?

Альфред Рюббель – один из тех, кому довелось оценивать «Тигр» изнутри.

Мы очень, очень мало стреляли

В 1939 году он добровольно пошел в солдаты. Добровольцам позволяли выбрать род войск, в котором предстояло служить. Рюббель «ужасно хотел» в танковые войска. А в пехоту не хотел… Танкист, так сказать, по своему хотению. Вот только его, как сказали бы в России в конце 20-го – начале 21 века, «кинули». Попал он в пехотинцы танковой дивизии. 9 просьб о переводе в танкисты оказались напрасными. Лишь в июне 1940 года он наконец-то стал танкистом: «Танковым войскам я оставался верным 5 лет войны, 22 года в Бундесвере и 12 лет в разработке танков после моей отставки». Солидный танковый опыт накоплен, ничего не скажешь.

Готовили его сначала как заряжающего, затем как наводчика танкового орудия. Качество подготовки высоким назвать трудно: «…боеприпасов было мало. В учебной части для обучения стрельбе были тренажеры. В пушку был вмонтирован винтовочный ствол, с помощью которого имитировался выстрел. Только пару раз мы выстрелили настоящими снарядами. Мы очень, очень мало стреляли».

Любопытно мнение Рюббеля о Pz.IV, на котором он воевал на Восточном фронте в 1941-42 годах:
«Неудачный танк, медленный, с плохой пушкой. Если есть платформа, ну поставьте туда длинноствольную пушку! Так потом и сделали. До появления «Тигра», у которого была пушка 8-8, русские всегда были лучше вооружены».

Первое знакомство с «Тигром» в начале 1943 года обернулось разочарованием:

«Однажды за завтраком у меня с Хайно, который единственный из нас накануне видел «Тигра», был такой диалог:

Читайте также  Гидрообъемная трансмиссия для вездехода

— Хайно, скажи, как он выглядит?
— Представь себе очень длинную танковую пушку. Представил?
— Да!
— А у него она еще длиннее!

Скоро я тоже увидел это чудо. Я был впечатлен, но и несколько разочарован. Я ждал чего-то более элегантного, как Т-34, а тут такой ящер. Обучение было вялым, потому что была всего одна машина».

Опять жалоба на процесс обучения.

С этого момента я начал относиться к Тигру серьезно

Потом случился неприятный казус: «После окончания обучения в марте 1943-го года нас перевели в близлежащий лагерь «Сенне», в котором формировались роты Тигров. Наши первые, предназначенные для роты Шобера, «Тигры» прибыли на вокзал, и до утра, до разгрузки, их надо было охранять. Это приказали мне. Караульного помещения не было, было холодно. Я сел в кресло водителя одного из танков. Все было новым и незнакомым — и ночью было очень скучно. Ключ зажигания торчал в панели, с назначением некоторых переключателей я разобрался. Заведется ли мотор? Прав на управление танком у меня не было, но я часто нелегально управлял танком. Из любопытства я повернул ключ — и мотор завелся!

Что я тогда еще не знал: передача всегда была включена! Я шевельнул рулевое колесо, дал газ, и танк сдвинулся с места и повернулся! Что произошло? Разгрузочные клины были выдавлены из-под танка, корма и нос танка свисали с платформы. Испугавшись дальнейших ошибок, я не пытался поставить танк на место. Что подумала разгрузочная команда, я не знаю, но расследования не было. С этого момента я начал относиться к «Тигру» серьезно и основательно его изучил. Меня назначили командиром танка и дали подобрать себе экипаж».

Получается, что после завершения обучения немецкий танкист толком не знал свою машину и основательно изучил «Тигр» лишь после неприятной истории. А если бы она не произошла?

При этом надо учитывать, что уровень подготовки молодых советских танкистов был, увы, обычно еще ниже, чем у противника.

Огневая мощь «Тигра» была фантастической, но…

Главное достоинство «Тигра» было особенно очевидно на фоне Pz.IV:

«Они отличались как небо и земля. Тигр был качественным скачком в ряду наших танков… Огневая мощь «Тигра» была фантастической».

Но при этом Рюббель подробно описал и недостатки своей новой машины: «Однако ужасной была похожая на печную трубу командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову. Ну и подвижность была просто никакой. Скорость передвижения на марше была очень низкой, теоретически — 38 км/ч, практически так никогда ехать было нельзя. По пересеченной местности «Тигр», как правило, ехал 10 км/ч.

Мотор очень плохо переносил перегрузки. Продолжительность его жизни была очень ограничена. От наших водителей требовались хорошие знания и очень много работы, чтобы обеспечить готовность «Тигра» к бою. Ремонтная группа и ремонтная мастерская работали без перерывов. Во время маршей я всегда держал одно ухо открытым, чтобы все время слушать шум мотора. Перегрев вел к разрушению прокладок во втулках цилиндров, вода из системы охлаждения попадала в цилиндры. Тогда надо было вынимать свечи и убирать воду из цилиндров. После этого «Тигр» ехал еще медленней. Перегрев также мог сжечь пробковые уплотнения в головке цилиндров, тогда мотор терял масло. Наш водитель Вальтер Эшриг жевал солдатский хлеб и получившуюся хлебную кашу использовал как уплотнитель в головках цилиндров, что на время помогало. Кроме того, слабыми местами были коробка передач, боковые передаточные механизмы и ходовая часть. Гидравлика тогда была еще не зрелой. Боковые передаточные механизмы были хрупкими, как сырое яйцо, и при механической нагрузке чуть выше средней сразу ломались.

Особым «удовольствием» был ремонт шахматной ходовой части у «Тигра» I. Известно, что у него на каждой стороне было 16 катков и 8 рычагов подвески. В начале марша все 16 катков были в отличном состоянии. Потом четыре внешних катка, начиная с переднего, начинали жить собственной жизнью. Движение рычагов подвески и напряжение на сгиб ослабляли фланцевые соединения всей подвески. Поэтому появлялась повышенная нагрузка на остальные катки и разрушалось резиновое покрытие катков. Количество работы для замены средних и задних катков было огромным, для этого надо было снять передние восемь катков».

После этого становится понятно, почему немцы потеряли значительную часть «Тигров» из-за поломок во время отступления.

Ничего не могло произойти?

Но сколько бы ни сетовал Рюббель на проблемы с ходовой частью «Тигра», на сложности с ремонтом и низкую скорость, мощь огня и брони для него перевешивали недостатки:

«Превосходство «Тигра» I и II в огневой мощи и бронировании над всеми вражескими танками, сохранявшееся до конца войны, сделало нас беспечными. Во время прикрытия наших частей и в боях, мы, бывало, часами стояли на одном месте, ничем не прикрытые и не замаскированные, и с нами ничего не могло произойти»!

Любопытно было бы получить по этому поводу комментарии наших танкистов, воевавших на ИС-2. Согласились бы они признать «тигриное» превосходство в огневой мощи и бронировании, или оспорили бы мнение Альфреда Рюббеля? Может быть, его экипажу просто очень везло, а кому-то приходилось дорого платить за беспечность, за нежелание маскироваться? Уверенность в том, что «с нами ничего не могло произойти» на войне может очень дорого обойтись в любых войсках.

«Королевский тигр»: как сложилась судьба тяжелейшего и мощнейшего танка Второй мировой войны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. История разработки и производства

Войну с Советским Союзом Германия начала, имея в распоряжении легкие и средние танки. Столкновение с хорошо бронированными на момент 1941 года Т-34, а также тяжелыми танками КВ-1 и КВ-2 заставило немецкое командование задуматься о разработке собственного тяжелого танка. В 1942 в конце августа 1942 года во время боев на станции Мга под Ленинградом состоялся дебют главного арийского квадрата, танка Panzerkampfwagen VI Ausf.H – E или просто «Тигр». Разработкой и выпуском машины занималась ныне не существующая компания «Henschel-Werke». За годы войны немцы сделают более 1 400 таких.

Появление на восточном фронте «Тигров», а затем в 1943 году во время Курской битвы и первых «Пантер» заставило шевелиться уже советских конструкторов. В итоге всю войну Германия и Советский Союз бились не только на земле, в воздухе и на воде, но и в конструкторских бюро: шло соревнование прочности брони и мощности орудий танков и САУ. При этом уже к 1943 году в Германии окончательно сложилась концепция «танка-истребителя». Философия была примерно такой: делаем относительно немного высокотехнологичных и хорошо бронированных танков, расплачиваемся за их высокую живучесть ходовыми качествами и надежностью. Взамен надеемся на то, что такие танки принесут победу за счет сверхдальней стрельбы (2-2.5 км) и атак из засад. Благо и тому благоприятствовала действительно качественная немецкая оптика.

При этом еще в августе 1942 года фирма « Nibelungenwerk », принадлежавшая Фердинанду Порше, получила техническое задание на создание еще более мощного и бронированного танка, чем «Тигр». Аналогичное задание получил и Эрвин Адерс, который до этого уже разработал «Тигр» в стенах компании « Henschel ». Хотя многие полагали, что во второй раз победит именно проект Порше, творение Адерса вновь помогло инженеру обойти его конкурента. По ходу разработки конструкторскому бюро «Henschel» были переданы в том числе наработки компании MAN, которая также трудилась над новым танком, в частности над проектом «Пантера II». В итоге предложения MAN нашли в новом танке самое широкое применение. Не пропала и работа завода Порше. К 1943 году, когда был собран первый рабочий образец новинки, заводы «Nibelungenwerk» уже сделали 50 башен для тяжелого танка собственного проекта. Однако, так как конструкция Порше все-таки была отвергнута, уже готовые башни передали заводу Адерса. Злополучные «Королевские тигры» будут выпускаться в двух вариантах: с башней Эрвина и башней Фердинанда.

Первый новый тяжелый серийный танк «Henschel» — Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II» был выпущен в ноябре 1943 года. Несмотря на нехватку материалов и постоянные бомбардировки Союзников собирали танки «Тигр II» с представительной скоростью. На пике производства одного «Короля» свинчивали за 15 суток. Всего до конца войны немцы собрали 489 серийных машин. Несмотря на это, объем выпуска все равно значительно уступал тем показателям, на которые надеялась немецкая ставка.

2. Защитные характеристики

Танк «Тигр II» по праву считается одним из самых защищенных танков Второй мировой войны. Одним из важнейших решений в области брони был окончательный уход от прямых углов и переход на наклонную броню. Данное решение немецкие конструкторы подсмотрели в советских танках Т-34. При этом немцы пытались упростить и удешевить производство новой машины без сокращения надежности защиты. Для этого было решено свести число используемых в конструкции бронеплит к минимуму. Корпус танка собирали из 6 бронеплит толщиной от 80 до 250 мм. Вся броня была гомогенной катанной из высокоуглеродистой стали. При этом молибден в стали пришлось заменять ванадием из-за проблем с наличием в Германии легирующих элементов. Данное решение привело к сокращению ударной вязкости брони.

Номинально броня «Тигра II» была массивнее и надежнее, чем броня «Тигра». Однако, нехватка легирующих компонентов привела к тому, что танк получился даже менее защищенным, чем машина 1942 года выпуска. Частично низкое качество стали компенсировалось переходом на наклонное расположение бронеплит. Повысить надежность конструкции немцы пытались также за счет сведения к минимуму числа о отверстий в корпусе боевой машины.

Читайте также  Трансмиссия lks audi a4

Сверху лоб корпуса был бронирован плитой 150 мм под 50 градусов, снизу – 120 мм под 50 градусов. Борт корпуса сверху защищался плитой 80 мм под 25 градусов, снизу 80 мм под 0 градусов. Корма имела бронирование 80 мм под 30 градусов. Крыша – 40 мм, днище – 40 мм. Маска орудия прикрывалась 65 мм стали, борта башни – 80 мм под 20 градусов, корма башни – 80 мм под 18 градусов. Лобовая броня у сборок Порше и Хеншеля отличалась своими параметрами. В первом случае «Тигр II» имел броню 107 мм под 10 градусов. Во втором случае – 185 мм под 10 градусов.

3. Вооружение

Если танк «Тигр» был вооружен в целом неплохой танковой пушкой 8,8 cm KwK 36 L/56, то при разработке «Королевского тигра» немецкие инженеры решили пойти еще дальне и поставили на новый тяжелый танк нарезное орудие 8,8 cm Pak. 43 . И здесь будет достаточно сказать уже только то, что 43-я – это самая мощная противотанковая пушка времен Второй мировой войны. Производилась она компанией Krupp A.G. с 1942 года. При скорострельности 6-10 выстрелов в минуту пушка могла поражать цели на удалении до 4 км. При этом орудие обладало феноменальной точностью и высочайшим показателем пробития брони: на дистанции в 2 км эта пушка с лёгкостью пробивала бронеплиту 150 мм при угле в 60 градусов. На дистанцию в 1 000 метров в реальных боевых условиях пушка с 85% вероятностью поражала мишень типа танк 2.5х2 метра профилем.

За выдающиеся характеристики пришлось расплачиваться большой массой и габаритами. Вместе с маской главное орудие «Королевского тигра» весило 2 265 кг. Абсолютно все пушки Pak. 43 страдали от ускоренного износа ствола. В контексте использования орудия на танке появилась проблема с поворотным механизмом для башни: он подвергался повышенным нагрузкам и работал очень медленно. Кроме того, длина унитарного выстрела для Pak. 43 составляла 2.3 метра из-за боеукладка занимала очень много места и была слишком быстро расположена к самому орудию. Клались снаряды в нишах над гусеницами. В зависимости от башни менялся размер боекомплекта. В башню Порше помещалось 67 снарядов. В башню Хеншеля – 72 снаряда. Снаряды складывались в башню через специальный люк в ее корме. Он же использовался для выбрасывания отстрелянных гильзы, а в случае крайней необходимости еще и для эвакуации экипажа.

Орудие Pak. 43 обеспечивало «Тигру II» почти гарантированную победу в перестрелке с любым другим танком Союзников. Пушка со 100% вероятностью пробивала броню. Лишь советский танк ИС-2 на удалении в 1.5-2 км мог подарить своему экипажу шанс в 15% на выживание от выстрела «Королевского тигра» в лобовую броню. До «Короля» Pak. 43 использовался или сам по себе, или устанавливался на немецкие САУ, такие как «Фердинанд» и «Ягдпантера».

В качестве вспомогательного вооружения служили два пулемета калибра 7.92 мм MG-34. Один пулемет был курсовым. Другой устанавливался на командирской башенке и являлся зенитным. Общий боекомплект пулеметов составлял 5 850 выстрелов. Кроме них в распоряжении экипажа были бойницы для стрельбы из личного оружия и 26-мм мортира « Nahkampfgerät » для запуска дымовых шашек и выбрасывания осколочных гранат при приближении пехоты.

Для наведения орудия танка использовался шарнирный телескопический прицел TZF 9d/1 , который спустя несколько месяцев сменила монокулярная модель TZF 9d. Прицелы обеспечивали х3 и х2.5 кратное увеличение соответственно, а также поле зрения 26 и 13 градусов. Разработан прицел был фирмой Carl Zeiss . Все смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста были защищены специальными скобами. Рядом с курсовым пулеметом ставилась фара. Каждый «Тигр II» получал в распоряжение радиостанцию FuG 5 с дальностью передачи в 4 км. Командирские танки данной модели звена «полк-дивизия» оснащались радиостанциями FuG 8 с дальностью передачи 10 км, а модели звена «рота-батальон» оснащались станциями FuG 7 с дальностью передачи 30 км.

4. Ходовые характеристики

В движение танк «Тигр II» приводился двигателем HL 230 P30 производства компании « Maybach ». Это был 12-цилиндровый V-образный 4-танктный карбюраторный силовой агрегат с жидкостным охлаждением и рабочим объемом 23 литра. При 3000 оборотах в минуту установка развивала удельную мощность в 700 лошадиных сил. Питался двигатель «Королевского тигра» от семи топливных баков суммарным объемом 860 литров. В годы войны этот же двигатель ставился на танки «Тигр», «Пантера», а также САУ «Ягдпантера» и «Ягдтигр», штурмовое орудие «Штурмтигр». Весила установка 1.2 тонны и имела габариты 1000х1190х1310 мм.

Данный двигатель неплохо зарекомендовал себя в годы войны, однако дальнейшее наращивание массы танка привело к тому, что на практике HL 230 P30 был вынужден работать под нагрузкой намного выше расчетной. Как итог, рабочие обороты агрегата не превышали на практике 2.5 тысяч. А потому падала и удельная мощность, с 700 «лошадей» она сокращалась до 500. На заключительном этапе войны для «Тигра II» был разработан новый X-образный 16-цилиндровый двигатель фирмы Simmering , который при 2 тысяч оборотов в минуту давал до 900 лошадиных сил за счет использования системы турбонаддува.

Торможение машины осуществлялось при помощи дисковых механических бортовых тормозов Argus Motoren LB 900.4 . Танк использовал 12-ступенчатую коробку передач безвального типа с постоянным шестерным зацеплением, индивидуальными торсионами и центральной синхронизацией разработки фильмы Maybach модели OLVAR OG(B) 40 12 16B .

Ходовая часть «Королевского тигра» имела по 9 штампованных опорных катков с внутренней амортизацией с каждой стороны. Каждый первый и последний каток был оснащен гидравлической амортизацией. Располагались катки в шахматном порядке: 5 наружных, 4 внутренних. Ширина гусеничных траков модели Kgs 73/660/152 составляла 658 мм, что позволяло добиться относительно неплохого распределения массы и даже помогало держать танку вполне приемлемую скорость на пересеченной местности. Более того, по сравнению с «Тигром I» немецким инженерам удалось снизить давление гусениц на грунт с 1.09 кг до 1.06 кг, что было достижением при возросшей боевой массе с 57 до 68 тонн. Правда, транспортировка танка, проезд по мостам и форсирование водных преград для нового «Тигра» все еще было серьезной проблемой.

5. Боевое применение и оценка эффективности

Первые пять «Королевских тигров» были отправлена на Западный фронт в ведомство 316-ой Танковой учебной дивизии. Первые боевые 12 машин получил 503-ий батальон тяжелых танков. Уже 7 июля 1944 года новая машина побывала в бою. Там «Тиграм II» удалось подбить не менее 12 союзнических шаманов. «Король» также смог продемонстрировать высокую надежность против американских и британских противотанковых орудий QF 17 pounder и САУ М36. К 6 августу 1944 года был потерян под огнем тяжелой артиллерии первый «Королевский тигр».

К этому моменту тяжелые танки нового образца получали уже и другие подразделения. Там их судьба складывалась не толь радужно. Например, 101-ый тяжелый танковый батальон СС, получивший в свое распоряжение 14 машин «Тигр II» при отступлении в начале сентября 1944 года потерял все переданные ему танки.

Дебют «Королевских тигров» на Восточном фронте состоялся 13 августа 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме . Первое выступлении против СССР оказалось, по сути, разгромным для Германии, так как советское командование ожидало появления большого количества тяжелых машин. На участке против «Тигров» были выставлены в том числе 122-мм артиллерийские орудия А-19 и самоходки ИСУ-152. Более того, в бою у Оглендува немецкие «Тигры II» попали в засаду Т-34-85. В результате столкновения всего двум Т-34-85 из выгодного местоположения удалось уничтожить сразу 3 новинки рейха, а также серьезно повредить еще одного «Тигра» новой модели.

По итогу танк «Тигр II» оказался, с одной стороны, очень грозной, хорошо бронированной машиной с мощнейшим орудием. С другой стороны, машина была чрезвычайно уязвимой и страдала от многих хронических болезней других супертяжелых танков и САУ вермахта. В столкновении 1 на 1 «Королевский тигр» побеждал с вероятностью 90% любой танк или САУ. Однако на практике реализовывать его потенциал было чрезвычайно сложно. Хотя «Тигр II» был лучше по всем параметрам «Тигра I», машина не смогла в отличие от танка 1942 года оказать хоть сколь-нибудь представительное влияние на боевые действия. Будучи грозой всех союзнических танков на поле боя, «Королевский тигр» не стал проблемой даже для англичан и американцев, которые имели против него еще меньше аргументов, что Советский Союз. Впрочем, на Западном фронте против «Тигров II» быстро приспособились использовать авиацию.

Огромная масса, слабость силовой и ходовой части и специфика оперативно-тактической обстановки в 1944-1945 годах и вовсе делали «Тигр II» едва ли не бесполезным. Считается, что последний «Королевский тигр» был подбит 2 мая 1945 года в Берлине в районе моста Шпандау.

Видео с нашего канала расскажет про малоизвестный отечественный пулемет Березина:

Если хочется узнать еще больше интересного о бронетехнике, читайте про «Штурмтигр» : как показал себя на деле грозный сокрушитель городов вермахта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: