Как выбрать трансмиссию для велосипеда

Велосипедная трансмиссия Shimano для MTB

трансмиссия

Каждый человек, будь он новичок или опытный велосипедист, подходя к выбору велосипеда, сталкивается с несколькими вопросами: какую цену он готов заплатить за байк, на каком производителе ему остановиться и какой уровень навесного оборудования ему достанется?

Вопрос с ценой — самый легкий. Каждый сам решает, сколько денег он готов потратить на развлечение, увлечение или транспортное средство. В конечном счете, для кого-то велосипед — стиль жизни, а кому-то нравится иногда пошуршать листьями в парке.

Вопрос с производителем заслуживает отдельной статьи. В велоиндустрии много заслуженных фирм, разрабатывающих и усовершенствующих свои модели, тестирующих их в различных условиях. Но не стоит забывать, что велосипед определенной фирмы – это в первую очередь рама, произведенная или разработанная этой фирмой и еще насколько комплектующих, таких как седла, выносы, рули. Основное навесное оборудование закупается у ведущих производителей, наиболее известных из них два: Shimano и Sram.

В этой статье мы подробно рассмотрим продукцию компании Shimano и постараемся разобраться, стоит ли переплачивать за дорогую навеску и хватит ли ресурса у простых переключателей для серьезных покатушек.

Shimano — японская компания, один из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов. Выпускает 3 линейки оборудования, для горных велосипедов MTB, шоссейных ROAD и для городских CITY&COMFORT

Горные велосипеды MTB (в т.ч. гибриды и туристические)

Наименование

Особенности

9-10-11 звезд, начиная с 2014 года

Профессиональное оборудование для кросс-кантрийных велосипедов.

Внутри группы присутствует оборудование Race и Trail

Задний переключатель с оптимизированным углом наклона, понижено усилие сдвига при улучшении переключения и курсовой устойчивости.

Передний переключатель — исключительно легкое переключение.

Обода карбоновые и карбон ламинированный алюминием.

Тормоза: 2 поршня дают оптимальный износ колодок, калипер из магния с титановым крепежом. У ручек механизм короткого хода Servo-Wave.

Дюральалюминиевые шатуны холодной ковки, низкий вес, высокая жесткость.

Профессиональное оборудование для велосипедов, предназначенных для экстремальных дисциплин (даунхилл, фрирайд)

Манетки с большими рычагами оснащены подшипниками с двойными уплотнениями, что способствует более мягкому переключению, не требующему больших усилий.

Эргономичный рычаг тормоза с текстурированной поверхностью с регулируемым свободным ходом. Оребренные тормозные колодки, самогерметизирующиеся керамические поршни. Оребренный ротор с трехслойной конструкцией. Температура нагрева снижена на 50 гр. С. Сверхжесткая трехслойная гидролиния.

Гоночное оборудование, выпускающееся по передовым технологиям/

Внутри группы присутствует оборудование для XC и Trail/Enduro

Задний переключатель: на 20% уменьшено усилие, трос переключения с покрытием с низким коэффициентом трения. Увеличена стабильность цепи. Композитный состав передних звезд — стальные зубья, алюминиевые звезды.

Стабильное эффективное торможение в различных условиях без изменения положения рычага. Высокая мощность и управляемое торможение при любом стиле катания MTB. Плавная работа и контроль с минимальным свободным ходом. Кованый калипер с керамическим поршнем. У ротора понижена температура нагрева.

Кассета с низким весом, высоким ресурсом и точностью переключения.

У цепи специальный ассиметричный дизайн.

В каретке используются маленькие подшипники для наилучшего вращения. Превосходные уплотнители.

Легкие втулки с высокой степенью герметизации.

Прочные долговечные обода.

Универсальная группа компонентов: XC и Trail/Enduro. Любительские заезды, профессиональные тренировки.

С 2009 года заменяет Deore LX; Сам LX становится туристической группой оборудования

Используя технологии старших линеек XT и XTR, а так же сплавы алюминия и стали, удалось снизить вес комплектующих без потери прочности.

Стабильная работа при любых погодных условиях.

Плавно переключающаяся долговечная трансмиссия с низкопрофильным корпусом заднего переключателя. Технология Shadow+ не позволяет цепи касаться пера. Есть режим, при котором цепь натягивается сильнее, для агрессивной езды, когда соскочившая цепь может обернуться неприятностью.

Максимально легкие тормоза с сервоприводом.

Эргономичные манетки с нескользящими рычагами.

Оборудование для экстремальных дисциплин

Zee — это испытанные технологии и надежность по доступной цене. Разработано для фрирайда, дерт-джампа и прочих агрессивных дисциплин.

Манетки: эргономика и нескользящая текстура.

Рычаг тормоза с сервоприводом. Мощный четырехпоршневой тормозной суппорт (как и в высокоуровневом Saint). Технология охлаждения для безотказной работы на экстремальном спуске. Двухкомпонентный ротор (аналогично серии SLX).

Задний переключатель с короткой лапкой и малым шагом передаточных отношений.

Шатуны из алюминия, усиленного сталью.

Прочная ассиметричная цепь.

Туристическая группа оборудования.

В настоящее время выпуск прекращен

Хорошие показатели веса, надежность и высокий ресурс.

Высокопроизводительные дисковые гидравлические тормоза и V-Brake.

Манетки с технологией Rapidfire Plus – четкое и легкое переключение.

Кованые полые шатуны с интегрированной осью.

Задний переключатель с длинной лапкой.

В группе присутствуют динамо-ступицы.

Средний уровень, максимальное соотношение цены и качества

Подходит для любого стиля катания. Оптимальное соотношение цены-качества. Функциональность, малый вес и долговечность.

Прочные двухсоставные шатуны с внешними подшипниками и встроенной герметичной кареткой, повышена жесткость и снижена масса.

Задний переключатель с двойным механизмом Servo Panta обеспечивает точность движения цепи, плавно переключает передачи. Мощная пружина поддерживает натяжение цепи и устраняет провисание.

Двухходовые манетки: новый рычаг с эргономичной формой и легким доступом.

Тормоза (все типы – ободные, дисковые механические и гидравлические): сервопривод с коротким ходом ручек. Двухсоставной регулируемый калипер с двумя поршнями.

9 звезд, начиная с 2011 года

Недорогое и надежное оборудование для кросс-кантри, туризма и путешествий

Манетки: быстрое переключение, понижение на три звездочки за один ход переключателя. Понижение и повышение передач осуществляется разными рычагами. Есть переключатели, объединенные с тормозными рычагами в одном корпусе.

Новый дизайн заднего переключателя, низкопрофильная конструкция с технологией Shadow RD для большей надёжности, легкая установка колеса.

Втулки оборудованы контактными пыльниками, предотвращающими попадание грязи и влаги в подшипники и повышающими срок службы.

Тормоза V-brake: прочные стойки тормоза не подвержены деформации при интенсивном торможении и полностью передают тормозное усилие на обод колеса.

9 звёзд, начиная с 2012 года

Оборудование начального уровня для кросс-кантри

Довольно распространенная группа.

Задний переключатель: длинная лапка, конструкция с широким линком для большей жесткости и точного переключения. Полностью металлическая конструкция.

Благодаря особой конфигурации зубцов кассеты Hyperglide и контурным кулисам переключения обеспечивается плавное переключение скоростей даже под нагрузкой.

Втулки с уплотнителями для продления срока службы и предотвращения попадания грязи.

Оборудование начального уровня для езды по твердым покрытиям городских и парковых зон

Задний переключатель: широкая рамка для усиления прочности конструкции, ролики увеличенного размера, повышен срок службы и уменьшен шум при работе.

Для повышения износоустойчивости, цепь проходит термообработку роликов, осей и пластин. Имеет высокое усилие на разрыв, благодаря форме осей.

Боковая установка колодок на ободных тормозах, для облегчения замены. Легкие в обслуживании, мощные гидравлические тормоза.

Оборудование начального уровня для прогулочных велосипедов.

Ставится на недорогие модели. Компоненты недолговечны, много пластиковых деталей и соединений, периодически требуют настройки, тяжелые.

Во втулках и каретке насыпные подшипники, которые любят напоминать о себе владельцу.

При всех недостатках, оборудование вполне работоспособно, и к тому же, позволяет существенно снизить конечную стоимость велосипеда.

Часто производитель устанавливает на велосипед оборудование разных уровней и в этом нет ничего плохого. К примеру, нужен горный велосипед среднего уровня для езды по пересеченной местности, небольшим холмам, асфальтовым дорогам. Тут будет уместна хорошая работа заднего переключателя, герметичные втулки и каретка на промподшипниках, шатуны с системой и кассетой, имеющие небольшой вес. При этом можно сэкономить на манетках, т.к. они находятся далеко от источников загрязнения и не будут подвергаться сильным нагрузкам. Четырехпоршневые тормоза с огромными роторами тут будут тоже явно неуместны. В итоге, покупатель не платит за ненужные навороты и получает достойно укомплектованный байк.

В нижнем ценовом сегменте нередка ситуация, когда производитель устанавливает на недорогую модель дисковые тормоза, хороший задний переключатель. При этом, вероятнее всего вы получите велосипед с урезанной комплектацией в менее приметных местах: каретка, втулки, обода. Стоит подчеркнуть, что известные производители велосипедов, такие как Author, Cube, Marin, Merida, Specialized, стараются выпускать сбалансированные по комплектации модели, подходящие под конкретные нужды покупателя.

Рассмотрев комплектации и их особенности, видно, что они имеют не только разные уровни, но и разное назначение. Всегда можно услышать веселые истории про не убиваемые дешевые модели, прошедшие огонь и водуJ Но важно знать, что использование велосипеда не по назначению может привести не только к его поломке и последующему не всегда дешевому ремонту, но и к травмам.

Нередка ситуация, когда покатавшись на новом велосипеде сезон-другой, появляется желание поставить и тормоза с ободами покрепче, и переключатели, неприхотливые к настройке и надежно работающие. Между тем, апгрейд велосипеда – вещь затратная. Почти всегда дешевле сразу купить новый велосипед с оборудованием выше класса, чем складывать стоимость более дешевого велосипеда со стоимостью заказа топовых комплектующих.

Подводя итог, можно сказать, что впервые столкнувшись с выбором велосипеда, лучше доверить этот вопрос специалистам. В сети ВелоДрайв огромный выбор велосипедов и продавцы с удовольствием помогут сориентироваться в этом многообразии. Пытливым же умам, предпочитающим самостоятельно разбираться в деталях и узлах, надеемся, станет полезной данная статья.

Воспользуйтесь нашим промокодом (необходимо ввести в поле промокодов при оформлении заказа): access5 — скидка 5% на аксессуары.

Как подобрать передний переключатель скоростей, и какой из них лучше

С течением времени у каждого велосипедиста возникает необходимость замены переднего переключателя скоростей. Это может быть по нескольким причинам: переключатель вышел из строя, стал плохо работать (образовались люфты), или же просто собрались поменять перекидку на более хорошую. И после того как вы решились купить новый, возникает закономерный вопрос: как правильны выбрать передний переключатель скоростей велосипеда, на какие параметры следует обращать внимание, и какой из них лучше. В этой статье мы рассмотрим основные характеристики передних переключателей, их конструкцию и принцип действия.

Конструкция и принцип действия

Передний переключатель велосипеда состоит из нескольких деталей: хомут, для крепления перекидки на раму, параллелограмм с пружинами, регулировки крайних положений L и H , болта-фиксатора тросика и направляющей рамки.

Конструкция передней перекидки

Передний переключатель скоростей велосипеда работает по следующему принципу: при переключении скоростного режима на манетке, происходит натяжение или ослабление троса (в зависимости от того, увеличиваете вы скорость или уменьшаете). Трос приводит в движение параллелограмм, на котором закреплена направляющая рамка. Она давит на цепь внешней или внутренней стороной (зависит от того на какую скорость вы переключаете) и сталкивает цепь на нужную вам звезду. Если вы уменьшаете скорость, то уменьшается натяжение троса, и рамка под воздействием пружины смещается в сторону рамы, сталкивая цепь на меньшую звезду. В случае увеличения передачи, трос натягивается, и рамка, смещаясь от рамы, давит на цепь, которая, цепляясь за специальные штыри и выступы, (расположены на внутренней стороне 2 и 3 звезд) перескакивает на более крупную звезду системы.

Читайте также  В чем отличия наследственной трансмиссии от наследования по праву представления

Штыри и скосы на передних звездах

Как работает переключатель можно посмотреть на данном видео.

Как вы могли заметить, конструкция и принцип действия передней перекидки не слишком уж сложны. Все основывается на банальной грубой силе. Но не каждый переключатель подойдет к определенному велосипеду. Далее мы рассмотрим, чем отличаются передние переключатели скоростей велосипеда.

Выбираем передний переключатель по параметрам

Перед тем как купить передний переключатель для велосипеда следует определиться с параметрами и выбрать тот, который на 100% подойдет к вашему байку. Таких параметров несколько.

Способ крепления переключателя

На данный момент существует три способа крепления переднего переключателя: при помощи хомута на трубу рамы, установка на специальную площадку («Braze-on») или на каретку велосипеда («E-type»). Последние два типа встречаются очень редко и являются стандартами.

Способы крепления переднего переключателя

Крепление переключателя хомутом к раме имеет 3 стандарта (зависит от толщины трубы рамы велосипеда): 28.6, 31.8, 34.9 мм. Некоторые переключатели имеют в комплекте специальные прокладки, которые могут вставляться внутрь хомута, тем самым давая возможность устанавливать переключатель на рамы с меньшим диаметром подседельной трубы. Плюс ко всему бывают модели передних переключателей с верхним и нижним хомутом.

Переключатели с верхним и нижним хомутами

Направление подвода тросика

На велосипедах встречается несколько способов проводки троса от руля к переключателю скоростей. Обычно их два: по нижней трубе треугольника, под кареткой, или же по верхней трубе рамы.

Нижняя подача троса

Верхняя подача троса

Соответственно переключатели бывают с нижней тягой, верхней тягой и универсальные. Большинство переключателей в данный момент на рынке с универсальной тягой, но все же перед покупкой данный параметр следует уточнить.

Верхняя и нижняя тяга

Параметры системы звезд

Выбор переднего переключателя не заканчивается подбором по способу крепления и направлению подачи троса. Передние перекидки разрабатываются под определенные параметры системы передних звезд, о которых мы поговорим ниже.

Переключатели для 2-х и 3-х скоростных систем

  1. 2-х или 3-х скоростные системы. На велосипедах с передним переключателем скоростей может устанавливаться две или три передних звезды. Соответственно от этого меняются конструкционные особенности перекидки, свойственные каждой системе.
  2. Количество звезд в задней кассете. Данный параметр производители указывают из-за того, что в зависимости от кол-ва задних звезд меняется толщина цепи. У велосипеда с трансмиссией 3х8 толщина цепи составляет 7,05 – 7,1 мм, а у 3х9 — 6,6 мм. Поэтому направляющая рамка на системах 3х8 обычно шире. Как заметили веломастера, данный параметр не сильно влияет на качество переключения, но если вы уж решили купить себе новый переключатель, то лучше чтобы он полностью подходил к вашему велосипеду.
  3. Размер самой большой звезды. Направляющая рамка переключателя имеет специальный изгиб, который должен соответствовать размеру (измеряется в количестве зубьев) максимальной звезды. Если переключатель будет рассчитан на 48 зубьев, а звезда будет на 44 или меньше, то мы получим неравномерное удаление внешней части рамки от звезды (хвостовик рамки будет удаляться). Это может привести к трудностям в настройке, а при сильно большой разнице к невозможности завершить ее вовсе.
  4. Емкость системы. Емкость системы – это разность между количеством зубьев самой большой и самой маленькой звезды. Этот параметр также указывается в спецификации к каждому переключателю скоростей.
  5. Минимальная разность зубьев самой большой и средней звезды. Соответственно, если в спецификации указано, что минимальная разность не должна быть меньше 12, то мы не можем использовать переключатель на системах с разницей, например, 8. Из-за несоответствия данного параметра могут наблюдаться проблемы в переключении со 2-ой скорости на 3-ю.
  6. Длина оси каретки. Для различных переключателей данный параметр разный. Его тоже следует учитывать. Если длина оси будет больше чем указано в спецификации к перекидке, есть вероятность, что вы не сможете настроить переключатель, или же он будет работать не в полном диапазоне.
  7. Угол нижних перьев. Рассчитывается как угол между нижними перьями и подседельной трубой рамы. Данный параметр вы можете узнать в спецификации к раме велосипеда.

Советуем вам, определившись с моделью переключателя, найти в интернете на него инструкцию и сверить все пункту перед покупкой. Ниже мы приведем, в качестве примера, небольшой скрин из спецификации к переднему переключателю.

Технические характеристики переднего переключателя

Использование систем переключения одного производителя

На сегодняшний день самыми крупными и распространёнными производителями передних переключателей для велосипеда являются две фирмы: Shimano и SRAM. Поэтому возникает вопрос можно ли использовать, например, манетку от Shimano , а переключатель от SRAM или наоборот. Ответ – лучше не стоит. Это связанно с тем, что системы от шимано и срам при переключении передач смещают тросик на разное расстояние. Например, у переключателей Shimano за одно переключение тросик смещается приблизительно на 5 мм, а у SRAM – на 2,5 мм. Если используете переключатели от шимано, то и манетки стоит выбрать от данного производителя.

Какой передний переключатель скоростей лучше

Как говорилось ранее, самыми популярными переключателями передач являются продукты от Shimano и SRAM . По сети и на форумах постоянно пылают споры, у какой же фирмы переключатели скоростей лучше. Ответ прост: и те и другие одинаково хороши, с учетом, что они одного уровня. Чем выше уровень, тем более четко будет работать переключатель при загрязнении и под нагрузкой. Картинки с таблицами, в которых проиллюстрировано разделение переключателей по уровням представим ниже.

Уровни оборудования Shimano и SRAM

Здесь, как говорится, принцип простой: выбирайте максимально высокий уровень переднего переключателя, который вы сможете потянуть по бюджету. Хотя, если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, то Shimano Alivio или Acera (или переключатель от SRAM того же уровня) будет вполне достаточно. Они не сильно дорогие и в тоже время достаточно надежные.

Разница систем переключения передач заключается в другом. Компания Shimano для своего оборудования в большинстве своем использует триггерные двухрычажные манетки (rapidfire), хотя есть и исключение в виде серии Tourney, а SRAM предпочитает тип вращающейся ручки (grip shift). У каждого велосипедиста есть свои предпочтения, так что стоит на это обратить внимание.

Манетки переключателей

После того как вы выбрали и купили нужную вам модель следует правильно настроить и отрегулировать передний переключатель скоростей, что вы можете сделать перейдя по ссылке.

Заключение

Выбор переднего переключателя скоростей велосипеда очень важное мероприятие, так как от его правильности зависит простота настройки, четкость переключения, и комфорт при езде. Поэтому прочитав данную статью можно сделать несколько выводов: выбирать манетки и перекидку одного производителя, перед покупкой ознакомиться с инструкцией к переключателю и сравнить все параметры, подобрать лучший переключатель, который потянет ваш бюджет.

Отчеты Кати и Саши

Как компоненты влияют на скорость велосипеда, или как обогнать шоссейник на МТБ

Попробовал собрать в одной статье, сколько можно выиграть в мощности на смене компонентов велосипеда и снаряжения. Измеримо — в ваттах энергии при езде. Насколько на скорость велосипедиста влияют вес, покрышки, втулки, сумки? Написано после того, как я поехал на бревет 300 км не на шоссейном велосипеде, а на МТБ с широкими покрышками для грунта. И в результате проехал эти 300 км по асфальту на полтора часа быстрее своего же лучшего времени на шоссейнике. Это было неожиданно. И захотелось понять — почему?

Как и во всём остальном, в теме мощности при езде на велосипеде присутствуют радикальные группировки. Одна сторона в ответ на вопросы о том, как человеку что-либо улучшить в своем велосипеде, пишет «ноги качай» или «жрать меньше надо». Конечно, послать и попытаться продемонстрировать своё «превосходство» — довольно типично для интернетиков (по крайней, мере русских). Но глупость тут в том, что это заявляется так, будто одно другому противоречит и стоит выбор — тренироваться или цепь смазать.
Другая крайность — это те люди, которые настолько увлечены «железками», их характеристиками и обзорами, что возникают серьезные сомнения в том, что они вообще катаются.

Ну а в этой статье у меня — грубые, но все же обоснованные прикидки где можно заметно выиграть по около-технический части на горном велосипеде, не сильно заморачиваясь. Скорость рассматриваю 30 км/ч — на которой я и ехалю. К каждой цифре дана ссылка на первоисточник. Кто хочет разобраться поподробнее — обращайтесь туда.

Про вес писать не хотел, но надо — именно этот параметр пытаются менять прежде всего. Ведь его очень легко измерить. Но в реальности вес оказывает намного меньшее значение, чем это кажется на интуитивном уровне!
Вот хорошая статья, посвященная влиянию веса на скорость — https://ridefar.info/bike/cycling-speed/weight/. Из нее следует, что для длительного заезда в гористой местности (рассматривается Transcontinental Race) уменьшение общего веса (то есть велосипедист + велосипед + снаряжение) на 5 килограмм дает прирост средней скорости всего в 0.41 км/ч. На плоских участках прирост и вовсе равен всего 0.1 км/ч! Ну а вес самого велосипеда по сравнению с весом ездока и весом снаряжения довольно мал, из него очень мало что можно убрать.
Так что облегчать велосипед на длительные заезды не оправдывает вложений — цифры говорят об этом совершенно однозначно.

Мощность велосипедиста

Для того, чтобы представить, что означают на практике показатели мощности, сначала надо определить, какую вообще мощность выдает велосипедист. А потом уже соизмерить это с тем, что можно выиграть на железках.
Вот статья, посвященная мощности велосипедиста — www.roadbikerider.com/average-wattage-cycling. В ней подсчитано, что самый дохлый, но гонщик, весом 75 кг на интервале в час выдает 200 ватт.
Более подробная таблица мощностей гонщиков разного уровня на дистанциях разной длительности приведена здесь — https://datacranker.com/cycling-power-to-weight-ratio-calculator .
В таблице даны соотношения мощности к весу, и при пересчете из нее следует, что на продолжительной основе (более часа) выхлоп хорошо катающегося любителя — около 160-200 ватт. На более длительном заезде, очевидно, эти цифры будут куда меньше.

Теперь перейду к конкретным компонентам велосипеда.

Покрышки

Есть целый сайт, посвященный экспериментальным измерениям сопротивлению качению у самых разных покрышек — www.bicyclerollingresistance.com/mtb-reviews. Измерения проводятся на ровной поверхности специального аппарата.

Эксперименты показывают, что разница между «худшей» и «лучшей» покрышкой достигает 20 ватт на колесо. То есть 40 ватт на велосипед (четверть того, что вообще может выдать любитель)! При этом все тестируемые покрышки, понятно дело, относятся к хорошему уровню известных производителей. А что там в стоке на дешевых великах стоит?
Но самое интересное тут вот что: резина, которая стоит у меня сейчас на шоссейнике (Durano Plus на давлении в 7 бар) дает сопротивление в 20.7 ватт. А та, что сейчас у меня же на байке (Race King Protection на 3 барах) — 16.8 ватт! Это я на своем конкретном примере. Но для меня это было открытием вот прямо при написании этого текста: неужели какие бы то ни было колёса шоссейника в принципе могут «жрать» на 8 ватт больше байка с жирными зубастыми покрыхами?!

Читайте также  Вездеход тайфун конструкция трансмиссии

Однако, физика все объясняет: накатистость покрышки при одинаковом давлении зависит от того, сколько материала деформируется, на какую величину, насколько этот материал податлив. Если резина гнется хуже (на более дешевых, а так же на более износостойких и защищенных от прокола) — сопротивление возрастает.
А еще вот что: при одинаковом давлении более широкие покрышки катят лучше, так как материал деформируется на меньшую величину (хотя, конечно, тут речь только про сопротивление качению, так как аэродинамического сопротивления более широкие покрышки дают больше).
Прошу заметить, что это всё только на ровной поверхности, а на неровной результат точно не измерить, и главную роль начинает играть баланс: на что больше уйдет энергии — на деформацию мягкой покрышки, или на подбрасывание всей массы велосипедиста вместе с велосипедом. Точно так же отдельную роль играет устойчивость к проколам — пускай антипрокольная защита ухудшает накат, но время потраченное на прокол может оказаться куда больше, чем выигрыш на накате.

Бескамерка

На том же сайте измерения показывают, что переход с покрышек с камерами на бескамерку дает 5 ватт на высоком давлении и 15 ватт на низком. Серьезные цифры! Источник: www.bicyclerollingresistance.com/specials/tubeless-latex-butyl-tubes А еще бескамерка позволяет поставить покрышки с меньшей защитой от проколов (полагаясь на то, что проколы заделает герметик), т.е. более накатистые.

Размер колес

Данные о разнице в накате у колес диаметром 26″ против 29″ немного варьируются. Т.е. 29″ всегда однозначно лучше катит, но насколько — не очень понятно.
Отталкиваться можно от этой статьи: www.mtbiking.com.au/how-to/bike-tech/29-vs-26-inch-wheels-is-bigger-really-betters. В ней кроме всего прочего указывается, что на подъеме на скорости 20 км/ч у найнера тратится на 7.9 ватта меньше, чем у 26-го размера колес. Поскольку зависимость от скорости должна быть линейная, можно считать 12 ватт разницы на 30кмч. Это на твердом — асфальт или «гравий». На неровном покрытии измерить накат нереально, а основной выигрыш найнера теоретически должен быть за счет более эффективного перекатывания через мелкие неровности, а не от просто качения. Рискну предположить, что в результате выигрыш от увеличения размера колес до 29″ должен быть сильно больше экспериментальных 12 ватт.

Втулки

Разница в сопротивлении между качественными втулками пренебрежимо мала, в пределах ватта (источник: http://blog.fairwheelbikes.com/reviews-and-testing/hub-review). Так что в плане наката большого смысла апгрейдиться на керамику нет. НО! Это если качественные втулки в хорошем состоянии. Если они уже поездили, туда что-то подзатекло, позаржавело, или там конусы перетянуты (очень частая картина на бюджетных байках в стоке!), то втулки могут сожрать огромное количество энергии! Ну и сколько жрут даже нормально настроенные дешманские втулки — никто не замерял.

Динамо втулка без нагрузки дает +0.5 ватта для SON, до +2 для Shimano. Со включенной фарой — 6-7 ватт. Не так уж много, зато светит. Источник: https://www.cyclingabout.com/dynamo-hub-drag-lab-testing/

Разные цепи дают до 2 ватт разброса. Источник: https://cyclingtips.com/2019/12/the-best-bicycle-chain-durability-and-efficiency-tested.
А разница между разными смазками достигает 5 ватт. «Выиграла» цепь, особым образом вываренная в парафине. Есть энтузиасты, которые подобное делают дома в кастрюле на кухне, но далеко не все на такое готовы! К счастью, топовые смазки с «человеческим» способом нанесения не сильно отстают. Источник: https://www.ceramicspeed.com/media/3505/velonews-friction-facts-chain-lube-tests-combined.pdf
Но несмазанная цепь будет жрать намного больше! А если вместо смазки в цепи абразив, или если цепь подржавела в роликах… 15 ватт? 20?

Лежак
Одежда

Просто замена свободной майки на облегающую — и вы выигрываете 6 ватт! Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Zo586Bt795I&t=3m50s
А ведь, бывает, едешь в куртке от дождя, которая болтается, не облегает, а еще и расстегнута, потому что жарко. Сколько она жрет — страшно даже представить!

Сумки

Влиянию более и менее аэродинамичного способа упаковки снаряжения посвящена статья https://www.cyclingabout.com/speed-difference-between-panniers-bikepacking-bags-aerodynamic-testing-results . Автор долго катался кругами с одним и тем же весом и постоянным выходом мощности (по датчику на педалях), но упакованным то в байкпакинг, то в ортлибы в разной комплектации, замеряя время в идентичных условиях и высчитывая среднее.
Получилось, что условные 100 километров с двумя задними ортлибами (что эквивалентно небольшим велоштанам) займут на 12 минут больше, чем то же, но с байкпакингом. По его прикидкам, использование ортлибов вместо байкпакинга аналогично добавлению 20 кг к общему грузу. И если пересчитать в ватты, то на 30 км/ч два отрлиба по сравнению с байкпакингом сжирает 13 ватт мощности. А на канале GCN в аэротрубе намеряли 20 ватт, но при скорости 40 км/ч, что примерно соответствует.

Итоги

Конечно, есть еще множество факторов, о которых я или не подумал, или их невозможно объективно измерить (например, мифическая «накатистая рама»). Кроме того, выбор конкретных компонентов и настройка велосипеда (удобство посадки, седла, руля) на дальних дистанциях серьезно сказывается на утомляемости — а значит, и самым непосредственным образом на выдаваемой ездоком мощности.

Но все же давайте просуммируем примерно то, что измерить можно:
— 40 ватт на выборе покрышек
— 5 ватт на установке бескамерки
— 40 ватт на установке лежака
— 10 ватт на одежде (просто снять куртку и штаны от дождя)

И вот уже получаем выигрыш в мощности на 95 ватт при планомерной пилёжке по шоссе. А ведь это половина той мощности, которую в принципе выдает велосипедист! А можно вытянуть и за сотню. Вот такой разброс!
А итог простой: “катящие” покрышки, лежак, обтягивающая одежда, качественные и хорошо обслуженные компоненты, оптимально выставленная посадка — и всё, МТБ валит по шоссе как шоссейник. Что я и ощутил на своем опыте.

Правильное переключение скоростей (для новичков)

Еще в лихие 90-е не было такого понимания как переключение скоростей на велосипеде. Наши железные кони обладали одной скоростью и были похожи друг на друга, тормозили мы при помощи педалей и не задумывались над тем, что вскоре появиться крутая новинка. Велосипеды со скоростями закрепились на рынке, наверное, навсегда. Но умеют ли ими правильно пользоваться их владельцы, обсудим чуть ниже.

Велосипед с рамой

Было бы странно иметь байк с различными передачами, но не уметь ими пользоваться. Даже современные дети, когда получают в подарок долгожданного двухколесного друга, первым делом задают вопрос о количестве его скоростей. Их радости нет предела, когда они слышат какую-то большую цифру (якобы, чем больше, тем круче). Профессионалы велосипедного спорта всегда надеяться на свои силы, а не на ту или иную передачу, но грамотное переключение скоростей лишь умножат способности велосипедиста.

Если раньше водитель байка надеялся только на самого себя и подстраивался под проезжаемую местность, то теперь у него есть свой помощник.

Сейчас байки оснащены двумя блоками звезд: передние и задние. Передний блок звезд ведущий, а задний ведомый.

Большое значение имеет правильный подбор передачи для того или иного вида езды. Существует целый блок правил, как нужно переключать скорости на велосипеде:

  1. Запрещается переключение скорости, если байк не движется (планетарки к этому не относятся);
  2. Во время движения нужно переключать скорости в момент, когда педали не крутятся. В этот момент цепь не под нагрузкой, следовательно переключение происходит легко и плавно. В противоположном случае это чревато затруднением в переключении передач, поломкой всего механизма или цепи;
  3. При подъеме на возвышенность не стоит повышать скорость, это нужно делать до подъема;
  4. Если вы новичок в велосипедном спорте, нужно переключать скорость за скоростью, не перепрыгивая через несколько. ;
  5. Негативно скажется на работе байка сильный перекос цепи.

Переключение передач и все нюансы

У самого простого байка в наличии есть до трех звездочек на переднем колесе и до десяти на заднем.

Для наглядности можно рассмотреть стандартный привод 3х8:

  1. Наибольшая звезда, которая находится спереди, предназначена для езды по ровной поверхности с минимальным сопротивлением ветра. При классической езде, как правило, она работает в паре с несколькими звездочками (от восьмой до четвертой);
  2. Вторая по величине звездочка, которая находится спереди, предназначена для поездок по грунтовой или неровной дороге. Идет в сочетании с седьмой по вторую задними звездами. Не исключено сочетание со всеми задними звездами. На такой скорости велосипед маневреннее, хорошо преодолевает сопротивление ветра;
  3. Наименьшая звездочка, находящаяся спереди, комбинируется с четвертой по первую задними звездами. Данную передачу используют при езде по пересеченной местности, на сильных спусках и подъемах, на песчаных и заболоченных местностях.

как правильно переключать скоростя на велосипеде

Каденс

Каденс – это количество оборотов педалей, которое велосипедист осуществляет за одну минуту. Для каждого велосипедиста существует свой каденс, который нужно правильно подобрать, чтобы не получить травму, а скорость вращения педалей была комфортной.

Не нужно крутить педали слишком медленно или слишком быстро, в первом случае это трата сил впустую, а во втором вы быстро устанете. Только личные ощущения помогут вам подобрать идеальный каденс. На это влияет физическая подготовка водителя и направление ветра.

Двигаться нужно не меняя ритм при любой передаче. Это сохранит вам силы на длительное время, что в свою очередь поможет проехать больше пути.

Говорят, что заведомо невозможно подобрать скорость к дорожным условиям. Существуют всяческие вычисления и расчеты по этому поводу, но они предназначены для идеальных условий езды, где дорога гладкая как стеклышко, а ветер вовсе не сопротивляется. Как только меняется одно условие, все расчеты превращаются в полный ноль. Перед тем как выбрать скорость, учитывается много влияющих на нее факторов: качество дороги, подъемы и спуски, температура, давление в шинах, спортивная подготовка и самочувствие велосипедиста, уровень адреналина и сахара в крови и т.д.

каденс на велосипеде

Большую роль играет каденс:

  • Шоссейные байки

Средняя цифра кручения педалей колеблется от 95 до 115 оборотов в минуту (при условии езды по ровной поверхности);

  • Кросс-кантри

Средняя цифра прокрутки педалей колеблется от 70 до 90 оборотов в минуту.

Но это цифры только для профессионалов. Новичкам же нужно начинать постепенно улучшать свои показатели, с каждой передачи нужно выжимать максимум и лишь тогда переключать на следующую, спешка ни к чему.

Не стоит так же забывать о своем здоровье, например высокая передача в сочетании с медленным темпом негативно скажется на суставах колен.

В плохую погоду и при плохой дороге нужно понижать передачу для запаса крутящегося момента. То же самое касается и езды против ветра или крутого подъема.

Читайте также  Замена масла трансмиссии сузуки гранд витара

19 сентября 2018 года, Американка, Денис Мюллер-Коренек (Denise Mueller-Korenek), установила мировой рекорд скорости на велосипеде, 295,6 км/ч.

Переключение скоростей во время подъема

Чтобы ваш железный конь прослужил вам долго и счастливо не стоит переключать скорости во время движения (педалирования). Это способствует износу элементов.

Чаще всего допускается такая ошибка: велосипедисты не пользуются передними переключателями, не понимая насколько это удобно и эффективно. Скорость набирается быстрее, а задний переключатель поможет лучше скорректировать передачу.

Первым делом нужно выбрать скорость, и только после этого регулировать ее при помощи заднего переключателя.

регулировка заднего переключателя

Советы по уходу за системой переключения передач

Велосипедисты всегда очень трепетно относятся к своим байкам. Некоторые с ними даже разговаривают и просят не подвести на очередной гонке. Многие относятся к своим любимчикам как к живым, поэтому нужно за ними часто и хорошо ухаживать. Бывают ситуации, когда передача меняется сама собой или не переключается когда вам это нужно. В большинстве случаев это свидетельствует об изношенности деталей, но часто бывают случаи, когда в механизм попадает трава, грязь и мусор или деталь нужно смазать. При периодичном и правильном техосмотре вашего двухколесного друга, он вам прослужит долго и верно.

Всегда прислушивайтесь к своему велосипеду. Если с ним что-то не так он обязательно даст знать. Звуки не присущие нормальной работе байка это уже знак, что нужно присмотреться к деталям.

Всегда проверяйте цепь на загрязнение, достаточное количество смазки и растянутость. Осуществляйте замену каждый сезон.

Профессиональный велосипедист (как было сказано выше) хорошо чувствует свой байк, и на уровне интуиции понимает, когда и как нужно сменить скорость. Все происходит настолько рефлекторно, что когда нужно переключить скорость, то вы об этом не задумываетесь, а просто делаете.

Задний переключатель Shimano xt

Выводы!

В статье мы разобрали, как правильно переключать передачи на велосипеде, узнали, что такое каденс и как важно определить для себя оптимальный ритм педалирования. Дали советы по уходу за системой переключения скоростей и узнали абсолютного рекордсмена велосипедного спорта.

Как подобрать передний переключатель скоростей, и какой из них лучше

Как подобрать передний переключатель скоростей, и какой из них лучше

С течением времени у каждого велосипедиста возникает необходимость замены переднего переключателя скоростей. Это может быть по нескольким причинам: переключатель вышел из строя, стал плохо работать (образовались люфты), или же просто собрались поменять перекидку на более хорошую. И после того как вы решились купить новый, возникает закономерный вопрос: как правильны выбрать передний переключатель скоростей велосипеда, на какие параметры следует обращать внимание, и какой из них лучше. В этой статье мы рассмотрим основные характеристики передних переключателей, их конструкцию и принцип действия.

Конструкция и принцип действия

Передний переключатель велосипеда состоит из нескольких деталей: хомут, для крепления перекидки на раму, параллелограмм с пружинами, регулировки крайних положений L и H, болта-фиксатора тросика и направляющей рамки.

Передний переключатель скоростей велосипеда работает по следующему принципу: при переключении скоростного режима на манетке (шифтере), происходит натяжение или ослабление троса (в зависимости от того, увеличиваете вы скорость или уменьшаете). Трос приводит в движение параллелограмм, на котором закреплена направляющая рамка. Она давит на цепь внешней или внутренней стороной (зависит от того на какую скорость вы переключаете) и сталкивает цепь на нужную вам звезду. Если вы уменьшаете скорость, то уменьшается натяжение троса, и рамка под воздействием пружины смещается в сторону рамы, сталкивая цепь на меньшую звезду. В случае увеличения передачи, трос натягивается, и рамка, смещаясь от рамы, давит на цепь, которая, цепляясь за специальные штыри и выступы, (расположены на внутренней стороне 2 и 3 звезд) перескакивает на более крупную звезду системы.

Штыри-и-скосы-на-передних-звездах.jpg

Как работает переключатель можно посмотреть на данном видео.


Как вы могли заметить, конструкция и принцип действия передней перекидки не слишком уж сложны. Все основывается на банальной грубой силе. Но не каждый переключатель подойдет к определенному велосипеду. Далее мы рассмотрим, чем отличаются передние переключатели скоростей велосипеда.

Выбираем передний переключатель по параметрам
Перед тем как купить передний переключатель для велосипеда следует определиться с параметрами и выбрать тот, который на 100% подойдет к вашему байку. Таких параметров несколько.

Способ крепления переключателя
На данный момент существует три способа крепления переднего переключателя: при помощи хомута на трубу рамы, установка на специальную площадку («Braze-on») или на каретку велосипеда («E-type»). Последние два типа встречаются очень редко и являются стандартами.

Способы-крепления-переднего-переключателя.jpg

Крепление переключателя хомутом к раме имеет 3 стандарта (зависит от толщины трубы рамы велосипеда): 28.6, 31.8, 34.9 мм. Некоторые переключатели имеют в комплекте специальные прокладки, которые могут вставляться внутрь хомута, тем самым давая возможность устанавливать переключатель на рамы с меньшим диаметром подседельной трубы. Плюс ко всему бывают модели передних переключателей с верхним и нижним хомутом.

Переключатели-с-верхним-и-нижним-хомутами.jpg

Направление подвода тросика
На велосипедах встречается несколько способов проводки троса от руля к переключателю скоростей. Обычно их два: по нижней трубе треугольника, под кареткой, или же по верхней трубе рамы. Или внутри рамы, но потом подводка все равно верхняя или нижняя.

Верхняя-подача-троса-500x371.jpgНижняя-подача-троса-500x402.jpg

Соответственно переключатели бывают с нижней тягой, верхней тягой и универсальные. Большинство переключателей в данный момент на рынке с универсальной тягой, но все же перед покупкой данный параметр следует уточнить.

Верхняя-и-нижняя-тяга.jpg

Параметры системы звезд
Выбор переднего переключателя не заканчивается подбором по способу крепления и направлению подачи троса. Передние перекидки разрабатываются под определенные параметры системы передних звезд, о которых мы поговорим ниже.

2-х или 3-х скоростные системы. На велосипедах с передним переключателем скоростей может устанавливаться две или три передних звезды. Соответственно от этого меняются конструкционные особенности перекидки, свойственные каждой системе.

Переключатели-для-2-х-и-3-х-скоростных-систем.jpg

Количество звезд в задней кассете. Данный параметр производители указывают из-за того, что в зависимости от количества задних звезд меняется толщина цепи. У велосипеда с трансмиссией 3х8 толщина цепи составляет 7,05 – 7,1 мм, а у 3х9 — 6,6 мм. Поэтому направляющая рамка на системах 3х8 обычно шире. Как заметили веломеханики, данный параметр не сильно влияет на качество переключения, но если вы уж решили купить себе новый переключатель, то лучше чтобы он полностью подходил к вашему велосипеду.

Размер самой большой звезды. Направляющая рамка переключателя имеет специальный изгиб, который должен соответствовать размеру (измеряется в количестве зубьев) максимальной звезды. Если переключатель будет рассчитан на 48 зубьев, а звезда будет на 44 или меньше, то мы получим неравномерное удаление внешней части рамки от звезды (хвостовик рамки будет удаляться). Это может привести к трудностям в настройке, а при сильно большой разнице к невозможности завершить ее вовсе.

Емкость системы. Емкость системы – это разность между количеством зубьев самой большой и самой маленькой звезды. Этот параметр также указывается в спецификации к каждому переключателю скоростей.
Минимальная разность зубьев самой большой и средней звезды. Соответственно, если в спецификации указано, что минимальная разность не должна быть меньше 12, то мы не можем использовать переключатель на системах с разницей, например, 8. Из-за несоответствия данного параметра могут наблюдаться проблемы в переключении со 2-ой скорости на 3-ю.

Длина оси каретки. Для различных переключателей данный параметр разный. Его тоже следует учитывать. Если длина оси будет больше чем указано в спецификации к перекидке, есть вероятность, что вы не сможете настроить переключатель, или же он будет работать не в полном диапазоне.

Угол нижних перьев. Рассчитывается как угол между нижними перьями и подседельной трубой рамы. Данный параметр вы можете узнать в спецификации к раме велосипеда.
Советуем вам, определившись с моделью переключателя, найти в интернете на него инструкцию и сверить все пункту перед покупкой. Ниже мы приведем, в качестве примера, небольшой скрин из спецификации к переднему переключателю.

Технические-характеристики-переднего-переключателя.jpg

Использование систем переключения одного производителя
На сегодняшний день самыми крупными и распространёнными производителями передних переключателей для велосипеда являются две фирмы: Shimano и SRAM. Поэтому возникает вопрос можно ли использовать, например, манетку от Shimano, а переключатель от SRAM или наоборот. Ответ – лучше не стоит, но при прямых руках все делается, но это не точно. Это связанно с тем, что системы от шимано и срам при переключении передач смещают тросик на разное расстояние. Например, у переключателей Shimano за одно переключение тросик смещается приблизительно на 5 мм, а у SRAM – на 2,5 мм. Если используете переключатели от шимано, то и манетки стоит выбрать от данного производителя.

Какой передний переключатель скоростей лучше
Как говорилось ранее, самыми популярными переключателями передач являются продукты от Shimano и SRAM. По сети и на форумах постоянно пылают споры, у какой же фирмы переключатели скоростей лучше. Ответ прост: и те и другие одинаково хороши, с учетом, что они одного уровня. Чем выше уровень, тем более четко будет работать переключатель при загрязнении и под нагрузкой. Картинки с таблицами, в которых проиллюстрировано разделение переключателей по уровням представим ниже.

Уровни-оборудования-Shimano-и-SRAM.jpg

Здесь, как говорится, принцип простой: выбирайте максимально высокий уровень переднего переключателя, который вы сможете потянуть по бюджету. Хотя, если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, то Shimano Alivio или Acera (или переключатель от SRAM того же уровня) будет вполне достаточно. Они не сильно дорогие и в тоже время достаточно надежные.

Разница систем переключения передач заключается в другом. Компания Shimano для своего оборудования в большинстве своем использует триггерные двухрычажные манетки (rapidfire), хотя есть и исключение в виде серии Tourney, а SRAM предпочитает тип вращающейся ручки (grip shift). У каждого велосипедиста есть свои предпочтения, так что стоит на это обратить внимание.

Манетки-переключателей.jpg

После того как вы выбрали и купили нужную вам модель следует правильно настроить и отрегулировать передний переключатель скоростей.

Заключение
Выбор переднего переключателя скоростей велосипеда очень важное мероприятие, так как от его правильности зависит простота настройки, четкость переключения, и комфорт при езде. Поэтому прочитав данную статью можно сделать несколько выводов: выбирать манетки и перекидку одного производителя, перед покупкой ознакомиться с инструкцией к переключателю и сравнить все параметры, подобрать лучший переключатель, который потянет ваш бюджет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: