Как промыть трансмиссию велосипеда

Уход за велосипедом для начинающих

«Любишь кататься, люби и за велосипедом ухаживать!» — гласит народная велосипедная мудрость.

Современные велосипеды, в большинстве своём, очень надёжны, могут эксплуатироваться в тяжёлых условиях, буквально под потоками грязи. Но, конечно же, дорожная грязь не оказывает лечебного эффекта на его компоненты, а только ухудшает работу некоторых узлов и приближает срок их замены. Особенно, если велосипед используется регулярно в качестве повседневного транспортного средства круглый год и в любую погоду. Но если регулярно проводить ряд нехитрых манипуляций, то срок работы компонентов можно существенно продлить, а качество работы заметно улучшить. Далее мы поговорим о том, что нужно делать, чтобы ваш велосипед работал как «часы» и катание на нём приносило максимум удовольствия и приятных впечатлений. В этой статье мы не будем рассматривать манипуляции, которые требуют специального инструмента или навыков, но частично затронем и их, так как каждый должен быть в курсе этого.

Привод (цепь, система, кассета)

Любой несведущий человек удивится, что такого может сделаться цепи и какое там может быть обслуживание, она же железная. Раньше вон по 20 лет по деревне ездили и всё нормально, смажешь маслом раз в месяц и всего делов. Да, действительно цепи на таких вот дачных и деревенских велосипедах не меняют годами и даже десятилетиями. Но, с другой стороны, сколько на них проезжают за всё время? Хорошо если столько, сколько успевает проехать за год самый обычный велосипедист не профессионал. Да и катаются на дачах чаще всего в хорошую погоду и не особо напрягаясь. Но вот когда годовой пробег велосипеда приближается к пробегу автомобиля, что вполне реально при постоянном использовании велосипеда для поездок по городу или просто при активном катании, то тут уже совсем другое дело, компоненты изнашиваются значительно быстрее. Так вот, деталь велосипеда, которую вы будете менять чаще всего — это цепь.

Большинство современных цепей имеют ресурс порядка 1500-2000км. На одной цепи можно ездить и сильно больше без опасания, что она вдруг порвётся, но со временем она вытягивается и начинает быстро съедать зубья на звёздах системы и кассеты, соответственно, в итоге, придётся менять и их, что уже гораздо затратнее. Для определения износа цепи существует специальный измеритель, а также это можно выполнить простым измерением при помощи линейки, а при наличии опыта даже на глаз, оттянув её пальцами на передней звезде.

Если вы не хотите заморачиваться с измерением и прочими методами определения износа, то можете взять за правило менять цепь раз в 2000 км., которые можно засекать по одометру велокомпьютера. Для замены цепи необходимо обратиться в веломастерскую, а при желании освоить эту операцию самостоятельно, вам потребуется специальный инструмент — выжимка цепи. Впрочем, о замене цепи мы как-нибудь поговорим в отдельной статье.

Цепь находится в постоянном контакте с грязью, песком, водой ну а зимой ещё солью и реагентами. Используя велосипед в грязных условиях не ленитесь после каждой поездки чистить и смазывать цепь, это продлит срок её службы.

Для чистки от грязи существуют специальные «машинки для чистки цепи», но, как показывает практика, если велосипед используется каждый день, то на применение такой штуки не всегда хватает времени. Поэтому, просто берёте сухую тряпку (можно немного смочить её WD40, TF2, керосином, Уайт спиритом), прихватите через неё цепь. Медленно прокручивайте педали назад и убирайте всю грязь с поверхности. Конечно это не даст идеальной чистоты цепи, но такой чистки вполне достаточно. Если есть время и желание, то, конечно, пользуйтесь машинкой для чистки цепи или периодически снимайте цепь и полощите её в керосине. Но у меня редко когда хватало на это время, поэтому довольствовался описанным выше способом.

Чем смазывать цепь велосипеда — вопрос вкуса. Сразу замечу, что WD40 и TF2 не являются смазками. Да, эти средства удобно возить с собой в маленьких баллончиках и пользоваться, когда цепь начинает «свистеть» в пути, но это не смазка, а просто промывка/очиститель, которая также оказывает некоторый смазывающий эффект, но не на долго. Уже много лет я пользуюсь популярным и доступным маслом для цепи — Weldtite. У этой фирмы есть и другие, более дорогие смазки, при желании можете попробовать и сравнить. Ни в коем случае не используйте густые смазки типа Литол, Солидол и т.п. На них будет налипать лишняя грязь и даже в сухую погоду вся цепь будет в песке, что плохо скажется на её ресурсе.

Смазывать цепь не сложно. Вы уже вытерли цепь тряпкой, она сухая и вполне чистая. Теперь берёте в левую руку маслёнку, приставляете её горлышком к цепи, а другой рукой медленно прокручиваете педали назад, выливая немножко масла по всей длине цепи. Если масло находится не в маленькой бутылочке, то можно воспользоваться шприцем. Несколько оборотов и достаточно. После этого сделайте ещё 20-30 оборотов в обратном направлении, чтобы масло растеклось по звеньям, затем тряпкой удалите лишнюю смазку с поверхности цепи. Вот и всё, цепь смазана. Такая процедура занимает не более 5 минут времени и её можно проводить каждый день после поездки в грязных условиях.

В не меньшей степени контактируют с грязью и другие подвижные компоненты трансмиссии велосипеда, находящиеся внизу — звёзды системы и кассеты, а также переключатели.

Со звёздами системы всё понятно — берём тряпку, небольшую щётку и периодически вычищаем их снаружи и изнутри, удаляем забившуюся между ними грязь, песок, траву пр. Смазывать тут ничего не надо, поэтому всё очень просто.

Со звёздами кассеты немного сложнее, их много и между ними всегда забивается грязь смешанная со смазкой, наматывается трава и т.п., это всё иногда неплохо оттуда извлекать. Для этих целей можно пользоваться специальной универсальной щёткой, можно взять что-то тонкое и длинное (например спицу) или, если совсем ничего нет под рукой, прочистить верёвкой, просунув в промежуток между звёздами и пошевеливая туда-сюда. Удобнее всего проводить эту процедуру со снятым колесом.

С переключателями тоже всё не так сложно. Переднему ничего особо не грозит, просто очищайте его от грязи и можно немного проливать TF2 его подвижные элементы. А вот за задним нужно следить лучше. Дело в том, что ролики заднего переключателя забиваются грязью, что будет отражаться на чёткости его работы. Чистите их по мере загрязнения и следите за износом. Как определить когда ролики пора менять? У износившегося ролика зубья заостряются кверху, когда у нового кончик зуба — плоский. Сам механизм заднего переключателя также неплохо периодически очищать, всё же он находится довольно низко и постоянно контактирует с грязью. Для улучшения чёткости его работы можно проливать его подвижные части TF2.

Также к трансмиссии относятся тросики и рубашки переключателей, их нужно периодически менять, но эта процедура уже требует определённого навыка и опыта, поэтому об этом мы как-нибудь поговорим отдельно. Если вы катаетесь недавно и желания заниматься этим самостоятельно нет, то будет достаточным менять их пару раз в год при активной круглогодичной езде.

Тормоза

Тормоза — это весьма важный компонент велосипеда. Что, в общем-то и не удивительно, ведь от них зачастую зависит ваша безопасность. На большинстве современных велосипедов используются ручные тормоза, конечно же существуют модели и с ножным тормозным механизмом, но там как раз особо обслуживать нечего, он весь скрыт во втулке.

Более дорогие модели горных (МТБ) велосипедов оборудуют дисковыми тормозами, а те, что попроще — ободными. Но ухода требуют как те, так и другие. Первое, за чем нужно следить — это за степенью износа колодок. Срок их службы напрямую зависит от условий эксплуатации велосипеда и вашего стиля езды. Помимо этого, после езды по грязи, необходимо счищать лишнюю грязь с тормозов. В этом плане с дисками проще, они, как правило, работают одинаково эффективно в любых условиях, да и не загрязняются так, как ободные.

Аммортизационная вилка

В отличие от жёсткой, аммортизационная вилка требует довольно внимательного ухода и регулярного обслуживания. В первую очередь это касается пружинно-маслянных и воздушно-маслянных амортизаторов. С обыкновенными эластомерными вилками всё гораздо проще, они не требуют обслуживания ввиду простоты своей конструкции, но некоторый уход требуется и им.

Если у вас самая обычная пружинно-эластомерная вилка, то единственное что потребуется с ней делать — это чистить от грязи, чтобы как можно меньше её попадало внутрь. В качестве профилактики можно периодически немного брызгать TF2 на ноги вилки.

Если у вас хорошая пружинно-маслянная или воздушно-маслянная вилка, то помимо чистки она требует регулярной замены масла. Для этого, конечно же, лучше обратиться на сервис, мероприятие это требует навыка и некоторого опыта. О периодичности замены масла можно прочитать в инструкции, прилагаемой к вилке.

Конечно, у велосипеда есть и другие важные компоненты, такие как: втулки, рулевая колонка, да и хоть рама, которую тоже естественно нужно мыть и чистить от грязи и дорожного налёта. Но, думаю, что для новичка такой информации о базовом уходе за велосипедом будет вполне достаточно. О других тонкостях и особенностях настройки постараемся поговорить в отдельных статьях, по возможности, конечно же 🙂 Следите за обновлениями!

P. S. Прошу прощения, что без картинок, постараюсь добавить позже для наглядности.

Всем тёплого попутного ветра!

Уход за велосипедом для начинающих : 6 комментариев

Вопрос, что будет если порвется тросик на переднем или заднем переключателе во время езды. Можно ли будет на нем доехать до дома?

  1. Rider Автор записи 31.03.2013 в 11:24

Вообще, такая ситуация довольно маловероятна, ведь большой нагрузки на тросики переключателей нет. Ну а если вдруг такое по какой-то причине случилось, то доехать до дома можно, для этого нужно выбрать подходящую передачу и зафиксировать переключатели ограничительными винтами, которые есть как на переднем, так и на заднем. Надеюсь, понятно написал.

Большое спасибо за статью. Очень понятно и доходчиво написано для новичков.

  1. Rider Автор записи 08.04.2013 в 18:55

Спасибо большое, очень толковая статья, с удовольствием прочла, завтра, наконец, смажу цепь))

  1. Rider Автор записи 29.07.2014 в 16:37

Пожалуйста! Рад, что оказалось полезно.

Добавить комментарий Отменить ответ

Главная боковая колонка

Езда на велосипеде, как жизнь

Приветствую вас на сайте Ride a Bike!
Как вы уже догадались, этот ресурс полностью посвящён такому простому, но гениальному изобретению, как велосипед. И не важно, опытный вы велосипедист или только собираетесь сесть в седло, в любом случае, добро пожаловать в удивительный мир велосипеда, мир свободы и здорового образа жизни!

Читайте также  Какое масло залить в трансмиссию лада калина

Обслуживание цепи и звезд велосипеда

Цепь и звёзды

При регулярном использовании велосипеда износу подвержены цепи, передние и задние звёзды. Эти детали находятся в постоянном трении между собой — цепь растягивается, а звёзды стачиваются. Как следить за цепью, давайте разберемся.

На скорость износа цепи и звёзд влияют условия катания.В лесах и в грязи детали изнашиваются быстрее чем на шоссе и в парковом катании по велодорожкам. Зимой в городской среде с реагентами и грязью у этих деталей возникает повышенный износ.

Следите за чистотой цепи и звёзд, регулярная мойка/чистка/смазка увеличит ресурс всей вашей трансмиссии. Регулярность чистки и смазки в нормальных условиях 100-150 км, в тяжёлых условиях 50-70км. Всегда можно определить визуально необходимость данной процедуры: сухая цепь, налипший песок, засохшие комочки смазки, ржавчина или свист(скрип) цепи при катании.

Очистка трасмиссии без снятия цепи


Как помыть цепь:

1. Лучше всего снять цепь при помощи специального инструмента – выжимки цепи или разомкнуть специальный замок цепи. Смотрите наш ролик, как разомкнуть цепь в домашних условиях;
2. Положить грязную цепь в баночку с растворителем (типа уайт-спирита или использовать бензин), подержать пару минут и встряхнуть баночку. Вся грязь с цепи и между звеньями уйдёт в осадок на дно баночки;
3. Если ваша цепь не имеет замка или у вас нет выжимки цепи, то можете для очистки использовать специальные спреи. Они так и называются – спреи для очистки цепи. Можно пользоваться очистителями дисковых тормозов или карбюраторов для автомобилей;
4. Чистим звёзды и пространство между ними щётками с грубым ворсом, но не металлическим. В продаже есть специальные велосипедные щётки для кассет, которые снимают всю грязь между звёзд;
5. Одеваем чистую цепь на чистые звёзды и смазываем только цепь. Смазку наносим на каждое звено в небольшом количестве. Смазывать можно как специальными спреями, так и жидкими маслами (идеально подходит маслёнки для швейных машин). Выбор смазок на рынке огромный:

  • Есть смазки для влажной погоды и зимы (липкие, не вымываются, остаются слоем на цепи и требуют регулярного обновления каждые 50км, так как к остаткам смазки прилипает абразив-пыль и грязь);
  • Для сухой погоды (не притягивает пыль, не остаётся на цепи, после смазывания надо дождаться пока высохнет и образуется плёночка, легко вымывается при катании в дождь и по лужам);
  • Силиконовые смазки (не пачкают одежду, снижают трение и шум, отлично отталкивают влагу);
  • Для цепи преимущественно выбирают тефлоновые смазки (высокий показатель сопротивления к стиранию, долгая выработка и содержание антистатических компонентов отталкивающих пыль, долго надо сушить перед использованием).

Велосипедные щётки для кассетВелосипедные щётки для кассет

Надо сказать, что wd-40 не подходит для смазки, это не масло. Им можно только промывать цепь (отлично разжижает высохшую старую смазку, вытесняет влагу и размягчают ржавчину). Если не хотите снимать цепь для очистки, отличный вариант, как альтернатива растворителю. Для этого надо сделать «пшик» на каждое звено цепи.

Не заливайте цепь машинным или подсолнечным маслом и помните, что все густые смазки используются для подшипников и резьбовых соединений, но никак не для цепей! При смазывании капаем на каждое звено цепи. Важно смазать ролики и внутренние части цепи. Внешнюю сторону звеньев смазывать не надо. Если вы используете спрей, то дозируйте нажатие аккуратно, чтобы частицы смазки не разлетелись на другие узлы велосипеда, т.к. попадание смазки на обода или дисковые тормоза чревато скрипом колодок и неэффективным торможением! После смазки всей цепи делаем несколько оборотов шатунов, чтобы смазка проникла равномерно по всей цепи, лишнюю смазку необходимо убрать тряпкой. Повторять несколько раз. Цепь не должна пачкаться, на ней должен остаться тонкий слой смазки, к которому не будет прилипать песок и пыль во время катания.

image

В последнее время популярно парафинить цепь, что мы советуем делать особенно в грязевых условиях и влаге. Износ парафинированной цепи минимален, к ней ничего не липнет, песок отскакивает, цепь всегда в чистом виде, да-да, совсем не пачкается — отсюда повышенное КПД цепи и редкое её обслуживание (при правильной процедуре парафин на цепи будет держаться около 500км) ✊

Из минусов можно отнести смывание водой, если в дожди и по болотам катать, ну и процедура подготовки к такой смазке очень долгая и не простая – вряд ли подойдёт для обычных пользователей. Надо проваривать цепь в расплавленном парафине, а еще лучше, делать это на водной бане. В нижней банке вода, в верхней парафин, вода не нагревается выше 100 градусов, не давая подгорать парафину. Варить следует минут десять, «помешивая», чтобы парафин проник в полном объеме туда, куда надо. Перед вывариванием, цепь и вся трансмиссия разумеется должны быть вычищены до идеала (иначе не прилипнет) , а еще лучше начать парафинирование на новой трансмиссии. Процедура может быть проведена дома, на кухне, потому что расплавленный парафин не имеет неприятного запаха, не токсичен и не пачкает поверхности.

Как и чем почистить велосипедную цепь в домашних условиях

Капать велосмазку на грязную цепку – все равно что ездить на сухой: эффект тот же. Не нужно листать учебники, чтобы понять, что растворенная смазкой грязь проникнет в контактную пару «пин-ролик», отчего оси расточат свои посадочные места гораздо быстрее. Цепь удлинится раньше положенного интервала, и звезды в итоге прослужат меньше. Поэтому, сначала мойка, потом сушка, а уж затем обработка смазочным составом.

Как почистить велоцепь в домашних условиях

как чистить велосипедную цепь

Задача чистки – растворить, а затем вымыть всю грязь из зазоров. Это можно сделать двумя методами: непосредственно на байке или демонтировать цепочку.

Технология №1: как чистить велосипедную цепь, не снимая ее с веломашины

Машинка

Цепемойка представляет собой разъемную конструкцию, внутри которой несколько роликов с щетками. Внутрь заливается едкий раствор, цепка пускается между щетинами, педали крутятся – объект моется. Очищать с помощью этого приспособления – одно удовольствие: быстро, удобно и руки чистые.

  • Очистить велоцепь ветошью.
  • Заправить цепомойку моющим средством.
  • Установить очистное оборудование на цепочку.
  • Сделать несколько оборотов педалями, придерживая машинку.
  • Снять цепомойку и слить раствор.
  • Повторить пункты 2, 3, 4, 5 до тех пор, пока чистящая жидкость не будет прозрачной.v
  • Просушить цепь в течение 1-1,5 часа.
  • Почистить звезды.
  • Смазать звенья.

чем почистить велосипедную цепь

Как удобнее поступить

Помойте цепку сразу после поездки, тут же почистите кассету и звезды системы. Перед следующей покатушкой смажьте цепочку. За ночь она высохнет, поэтому терять время на сушку не придется.

Чтобы заниматься мойкой реже, или вовсе не заниматься, уясните, чем смазывать цепь велосипеда в домашних условиях , и как это грамотно делать. Не заливайте смазкой всю велоцепь: она нужна только в зоне трения, но никак не снаружи, а уж тем более на звездах.

Как улучшить чистящие свойства машинки

Прикрепите напротив щеток неодимовые магниты. Для этого с одной стороны достаточно оборудовать быстросъемный крепеж.

Улучшение моющих свойств изделия после привлечения магнитного поля описал Александр:

«Езжу только по шоссе, чищу через 80-100 км. Без магнитов цвет уайт-спирита практически не меняется. Стоит создать магнитное поле и моющее сразу становится черным».

Зубная щетка + ветошь

Удалите с велоцепи старую смазку с помощью тряпочки, а затем пройдитесь по каждому звену и каждой звезде зубной щеточкой. Для улучшения чистящих характеристик используйте две щетки, смотав их изолентой так, чтобы щетины были направлены друг к другу.

как чистить цепь велосипеда

Способ малоэффективный и позиционируется как безвыходный экспресс-метод ввиду крупных недостатков:

  • Металлическая пыль не удаляется.
  • Грязь внутри роликов не вымывается.
  • При сильном загрязнении старая смазка только разносится по другим звеньям, а не удаляется.
WD-40 + тряпочка

«Вэдэшка» – это не смазка, а классический дегризер (растворитель) на основе керосина. Смахните старую смазку чистой ветошью, накиньте на тормозной ротор тряпку, продуйте каждое звено очистителем. В общей сложности это занимает 5 минут.

К сведению. Рассматривается как единственный способ чистки ржавых цепей.

как почистить цепь велосипеда

Активные жители велофорумов нарекают на то, что такая очистка на пользу не идет. Подозревается, что наружная грязь загоняется внутрь, отчего контактным парам становится только хуже. Повод тому – хруст при изгибе, появляющийся после продувки. Выражается мнение, что лучше просто протереть велоцепь снаружи и смазать, чем дуть в каждое сочленение WD-40.

Впрочем, если вы взяли способ на вооружение, можете пользоваться любым автомобильным дегризером под давлением:

  1. Очиститель карбюратора, к примеру, ABRO CARB&CHOKE CLEANER.
  2. Быстроиспаряющийся обезжириватель, например, Liqui Moly Schnell Reiniger
  3. Моющее для подкапотного пространства автомобиля, к примеру, Turtle Wax Engine Cleaner.

Технология №2: чистка снятой цепи от старой смазки

Классический и, по сути, самый лучший метод очистки велоцепи – это бросить ее в банку с растворителем, прополоскать или поставить откисать. На этот счет разработана целая методика:

  • Снять цепочку (рассоединить замок или воспользоваться выжимкой).
  • Опустить ее в бутылку (для удобства использовать бутылочку с широким горлышком) или банку/судочек.
  • Налить в емкость растворителя в таком объеме, чтобы жидкость полностью покрывала цепок.
  • Закрыть тару и потрусить в течение 3-5 минут или поставить отстаиваться минимум на 15 минут.
  • Слить отработку.
  • Залить моющее средство (вода + Fairy) и потрусить на протяжении 3-5 минут.
  • Вынуть и просушить цепок (оставить на ночь, положить на солнце или на печь, продуть феном).
  • Почистить звезды.
  • Надеть цепку.

чем чистить грязную велосипедную цепь

В теме, как подобрать цепь для велосипеда , не раз говорилось, что опасаться использования разъемных замочков не стоит. Это не слабое звено! Правильно установленная быстросъемная защелка не рассоединяется самопроизвольно. Опытные велосипедисты не раз отмечали, что видели массу порванных велоцепей в каком-то из родных звеньев и лишь единицы из них рвались по замку.

К чему мыть дважды: сначала растворителем, а потом моющим на водной основе? Дело в том, что нефтяные жидкости плохо испаряются, и смазка на покрытых ими поверхностях не держится.

Средство для мойки посуды хорошо обезжиривает, и после высыхания нанесенная велосмазка отлично держится в зазорах. Некоторые велосипедисты практикуют продувку каждого звена компрессором, после которой можно сразу же смазывать цепку.

Читайте также  Диск трансмиссии подвижный буран

Быстро и без забот

Все способы ни к чему, если под рукой есть мойка высокого давления или немного денег + автомойка «под боком». Вода под высоким напором выбивает грязь из любых зазоров, продувка сжатым воздухом ускоряет высыхание цепочки. После такой процедуры достаточно погулять 10 минут, капнуть смазки на каждое звено, и в путь.

Внимание! Не направляйте высоконапорную струю «Керхера» на втулки. Для этого переключите цепь на самую большую звезду спереди и самую маленькую – сзади.

Чем чистить велосипедную цепь

Особые требования к химии могут быть разве что у тех, кто очищает велоцепь в квартире. «Чтобы не воняло и мыло» – вот, что требуют жители многоквартирных домов. Продвинутые велосипедисты посоветовали бы перейти на парафин или воск, перед нанесением которых достаточно пополоскать звенья в теплой водичке, но бытует мнение, что это плохая смазка.

По классике всем советуют уайт-спирит, как наименее навязчивый по запаху растворитель. Сподручен и бензин «Калоша» марки Б-70. Есть более прогрессивные средства, например, Pedro’s Bye Grease, которые перебивают запах WD-40 или уайт-спирита. В итоге цепка приятно пахнет.

Если работы проводятся на открытом воздухе или в гараже, где аромат не критичен, можно отмыть велосипедную цепь любой горючей жидкостью на основе нефти:

  • Бензин.
  • Керосин.
  • Сольвент.
  • Нефрас С2Ф.
  • Средство для разжигания углей.
  • Раскоксовочные препараты для двигателя машины, например, LAVR ML202.

почистить цепь велосипеда не снимая

К сведению. На растворителе можно сэкономить, если после мойки его не утилизировать, а поставить отстаиваться. Грязь осядет на низ банки, а чистую жидкость можно слить в другой резервуар.

Справедливо уделить внимание и вопросу, чем заправлять машинку для мойки цепи. Спецжидкость-то удовольствие дорогое. Как такового запрета на использование перечисленных жидкостей в цепомойке не существует. Поэтому, смело пользуйтесь любым из растворителей.

Как правильно мыть и смазывать велосипедную цепь

В предыдущих статьях мы поговорили об устройстве велоцепи, что такое износ цепи, как его измерять и как с ним бороться.

Одним из главных способов продления жизни всей трансмиссии (цепи и звездочек) является мойка, чистка и смазка цепи.

Рассмотрим, как это делать.

Цепь обязательно нуждается в смазке. Но, и это самое главное, смазывать нужно только чистую цепь! В противном случае это не только бесполезно, но часто даже вредно.

Велоцепь в грязи

Смазка, совместно с грязью и песком, загустевает и превращается в наждачку, которая еще больше мешает работе цепи. Тем более, что при этом, велосипедисту придется тратить дополнительные силы на преодоления усиленного трения грязной цепи.

Как помыть трансмиссию.

Да, именно всю трансмиссию – не только цепь, но и звезды в кассете сзади, и передние звезды системы. Если помыть только цепь и оставить звездочки грязными — это не сильно спасет их от износа.

Цепи можно мыть, используя два подхода:

  1. Мыть прямо на велосипеде. и мыть отдельно.

Оба подхода нормальные и все зависит от загрязнения цепи и трудолюбия велосипедиста.

Вообще считается, что самый лучший способ помыть цепь – снять ее с велосипеда и бросить на 15-20 минут в пластиковую бутылку с уайт-спиритом, время от времени взбалтывая бутылку. Он идеально вычищает практически любую грязь, размывая ее во всех местах.

Так же можно использовать керосин или бензин. В инструкциях к советским велосипедам прямо указывалось, что для промывки цепи её «снимают с велосипеда, очищают от пыли и грязи, промывают в керосине или бензине и вытерают насухо». Оба эти продукта хорошо растворяют остатки старой смазки и грязи.

Как снять цепь с велосипеда рассмотрено в этой статье.

Если снимать цепь лень или просто некогда можно помыть ее и, не снимая с трансмиссии.

Самый легкий и достаточно чистый способ — это воспользоваться машинкой для мойки цепи. Такие машинки бывают разных форм и производителей, некоторые из которых приведенных на рисунках.

Машинки и другие приспособления для мойки цепи

Последний самодельный вариант из зубных щеток самый дешевый, простой и достаточно надежный. У него кроме стоимости есть еще один очень большой плюс — его удобно брать с собой в поездку. Легкий и занимает мало места. И хотя эффективность чистки у него ниже, чем у творений китайской промышленности, иногда легче десять раз сполоснуть щетки, чем возить с собой или чинить хлипкие машинки.

В общем, каждый велосипедист сам решает, чем пользоваться при мойке цепи в зависимости от своих финансовых возможностей и лености. Хочется заметить, что шетки для такого прибора нужно брать с жесткой щетиной.

Что в машинку заливать?

Вообще в комплекте с ней идет специальное моющее средство. Хватает его правда ненадолго, поэтому используют те же уайт-спирит, керосин, бензин или другие дегризеры. Дегризер (degreaser) — это специальный обезжиривающий состав, предназначенный для удаления грязи, жира, масла.

Иногда бывает, что бензин растворяет корпуса машинок, даже удивительно из чего это их китайцы делают. Да и вообще, при работе с бензином нужно быть аккуратным, чистить им цепь можно только на улице, ну и, естественно, не курить при этом.

Существуют специальные очистители цепи — различные моющие средства специально подобранные для смывки старой смазки и растворения грязи. Выпускают их не только в жидком, но и в аэрозольном варианте. Эти средства довольно эффективны и хорошо очищают цепь от грязи, просты в использовании, но достаточно дороги.

Часто задают вопрос: «Можно ли мыть велосипедную цепь водой?». Конечно можно. Вода вообще самый лучший растворитель грязи и все моющие средства делают на ее основе. Так же можно добавлять в воду бытовые моющие средства, например, хозяйственное мыло или фери. Самое главное дать цепи высохнуть после мытья.

Сильно загрязненную цепь помыть машинкой сложно. Придется несколько раз менять растворитель или воду.

Можно еще перед промывкой цепи машинкой взять WD40 и продуть им каждое звено. При этом обязательно закройте тормозные поверхности (ротор на дисковых тормозах и тормозную поверхность ободов для ободных тормозов), чтобы не запачкать их. Учтите WD40 не смазка, а наоборот дегризер. Он удаляет из мест сочленения цепи наслоения старой грязи, поэтому после него цепь обязательно нужно смазать.

Если его нет, используйте другие дегризеры. Еще можно использовать смазку силиконовую Xado Mottec Universal. Она также удаляет грязь с цепи.

После чистки цепи машинкой обязательно протрите цепь тряпкой. В итоге на цепи не должно остаться грязи, песка и она должна быть сухой. Чтобы цепь нормально высохла, особенно после использования воды, оставьте велосипед на некоторое время на свежем воздухе.

Теперь цепь нужно смазать. Как это сделать мы поговорим чуть ниже, а пока остановимся на чистке звездочек.

Чем и как мыть звезды кассеты и системы велосипеда.

Для чистки звезд используют как специальные, так и обычные щетки, в том числе и зубные, только с жестким ворсом. Мы, конечно, рекомендуем пользоваться специальными щетками, но можно и самодельными вариантами попробовать. Зубной щеткой здесь будет сложновато – слишком у нее ворс короткий.

Чем и как мыть кассету при чистке цепи

Есть еще вариант использования специальной нити, но это уже для сильных любителей.

Использование специальной нити для чистки кассеты

При мойке кассеты можно также использовать различные растворители и те же очистители, что и для мойки цепи. Помните, Ваша главная цель – на звездах не должно остаться никакой грязи.

Какая смазка считается хорошей?

Хорошая смазка должна быть достаточно жидкой, чтобы легко проникать в труднодоступные места — между роликами и осями звеньев. При этом она не должна оттуда вытекать и легко вымываться водой.

В магазинах продаются различные виды смазок. Лучше всего использовать специальные смазки для велосипедных и мотоциклетных цепей. Можно смазывать и автомобильными маслами. Это часто дешевле, но не всегда лучше. Все-таки автомобильные масла более приспособлены для автомобилей, чем для велосипедов.

Наиболее эффективные аэрозольные варианты смазок или жидкие.

Аэрозольные смазки проникают в самые труднодоступные места цепи, но при этом часто попадают не туда, куда нужно, на обода, покрышки, роторы дисковых тормозов. При их использовании нужно прикрывать остальные части велосипеда, а при попадании, куда не нужно – быстро удалить.

Жидкой смазкой можно точно капнуть в смазываемое место – на ролик цепи и не запачкать остальные части велосипеда. Но многие жидкие смазки на морозе густеют. Если зимой Вы предпочитаете теплую квартиру активным покатушкам, то этот минус не имеет особого смысла.

Есть еще двухкомпонентные смазки. Это густая смазка разведенная растворителем. В процессе смазывания она жидкая и попадает куда нужно. После этого растворитель испаряется и смазка загустевает. При этом возможно ее точное применение, но требуется время для высыхания. Кататься можно через какое-то время, указанное на упаковке. От десятков минут до нескольких часов.

Особенно хочется отметить, что применять густые смазки категорически не рекомендуется. Доставить ее в нужное место цепи не представляется возможным, а оставшись на цепи, она впитает в себя всю грязь и песок и станет не смазкой, а абразивом.

Что нужно смазывать в цепи.

Что (какие места) смазывать в велоцепи

Смазывать нужно трущиеся части под роликами.

Смазывать пластины и наружную часть цепи нет никакого смысла. Мало того, что одежда будет постоянно пачкаться, так еще и смазка наберет на себя уличную грязь и пыль, которая будет проникать внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.

Как смазывать цепь.

Самое главное – перед смазыванием цепь должна быть чистой и сухой. Если при чистке цепи использовалась вода — цепь обязательно должна просохнуть.

Здесь несколько методов:

  1. Смазываем каждое звено цепи, точечно капая смазку на ролик. Это метод для терпеливых байкеров. Смазывать нужно не внешнюю часть звеньев, а чуть-чуть на ролики.

VeloTcep-smazka-kak-min.jpg

    Прокручивая цепь, капают на нее смазку по ходу движения сверху и снизу. Это значительно быстрее, но не всегда так эффективно как в предыдущем случае.

После этого прокручивают цепь несколько раз, прогоняя ее по всем звездочкам.

После смазывания нужно протереть цепь сухой тряпкой, поскольку если на ней будет много масла, при следующей поездке она соберет всю грязь на себе.

Если цепь промывалась в воде — обязательно дайте ей высохнуть.

При варке разогретое масло проникает во все «труднодоступные места» и хорошо смазывает все ролики, пины и трущиеся места между пластинами. После такой варки её вынимают из емкости с маслом, дают слиться всему лишнему маслу, остужают, вытирают досуха, а затем устанавлиывают на место.

Читайте также  Вмп присадка для автоматических трансмиссий resurs at 50 мл 4701

В общем, процесс это немного грязноватый и, в зависимости от испольуемого для смазки масла, может быть очень вонюч.

Например, графитовая смазка при сильном разогревании очень воняет и потом придется всю квартиру долго проветривать. Так что лучше это делать где-нибудт в гараже на газовой горелке или маленьком костерчике.

Как часто смазывать цепь

Здесь все зависит от условий эксплуатации велосипеда.

Если поездки в основном происходят по асфальту и непыльным дорогам, то жидкой смазки хватит километров на 300-500. Если Вы гоняете по грязи, лесным дорогам и под дождем или снегом мыть и смазывать цепь нужно после каждой поездки. Причем желательно сразу. Смывать засохшую грязь сложнее, чем свежую, да и цепь не успеет начать ржаветь.

Если Вы видите, что старая смазка начала вырабатываться. Этот момент можно услышать: цепь еще не скрипит жалобно, но уже начала предупреждающе стрекотать.

Если уже слышно скрип в цепи – нужно ее мыть и смазывать обязательно.

При подготовке велосипеда к долгому зимнему хранению нужно нанести на цепь больше смазки и со всех сторон цепи. Это особенно важно, если байк будет храниться в неотапливаемом помещении (неотапливаемый гараж, чердак, подвал, просто застекленный балкон). Смазка со всх сторон цепи защитит ее от влаги и ржавчины. А перед сезоном катания лишнюю смазку нужно будет удалить, чтобы она не цепляла на себя грязь, пыль и песок с дороги.

Как промыть трансмиссию велосипеда

Как помыть и смазать ваш велосипед

Если ваш байк покрыт слоями грязи, это пошаговое руководство расскажет, что сделать, чтобы он выглядел как новенький, а бегал еще лучше. На это уйдет меньше часа.

Мы считаем, что до такого лучше не доводить: пятиминутный полив из шланга и немного смазки сразу после поездки поможет вам содержать велосипед в чистоте и исправности, он будет блестеть почти как на витрине. Но никто из нас не совершенен, и в этой статье мы расскажем, как удалить вековую грязь.

Необходимые иснструменты

  • Ведро
  • Очень теплая вода
  • Жидкость для мытья
  • Щетки и губки
  • Старая зубная щетка
  • Тонкая узкая плоская отвертка
  • Старая спица
  • Средство для удаления масла
  • Полироль/воск
  • Смазка
  • Масло для цепи
  • Тряпки

Как помыть и смазать ваш велосипед

1. Помойте цепь.

Цепь — самая важная часть трансмиссии. На первом этапе ее нужно помыть теплой водой. Оденьте резиновые перчатки — это даст вам возможность использовать более горячую воду, а она эффективнее. Добавьте обычного чистящего средства в ведро с водой и дайте ему вспениться его.

Установите самую высокую передачу, возьмите жесткую щетку и как следует намочив ее начинайте активно тереть цепь. Вы увидите появление светлых блестящих звеньев цепи.

Как помыть и смазать ваш велосипед

2. Смойте смазку с цепи.

Когда на вашей цепи не останется грязи, воспользуйтесь биоразложимым очистителем смазки для чистки цепи. Дайте ему впитаться в звенья. Это удалит продукты износа цепи и остатки смазки, которые вы можете не увидеть, и даст возможность цепи свободно работать.

Как помыть и смазать ваш велосипед

Покрутите педали назад несколько оборотов, чтобы очиститель смазки проник внутрь звеньев. Промойте вашу цепь чистой водой.

3. Протрите цепь.

Используйте мягкую тряпку, чтобы вытереть цепь начисто — вы удивитесь, как классно выглядит ваша чистая цепь. Протрите цепь по всей ее длине, чтобы дотянутся даже до тех участков, которые не видны.

Как помыть и смазать ваш велосипед

4. Смажьте цепь.

Смазывайте цепь только, когда она уже чистая. Мы предпочитаем смазывать цепь минимально, насколько это возможно, самым светлым маслом, какое есть в наличии. Используйте бутылку с носиком-капельницей, потому что так проще более аккуратно подавать минимальные порции масла.

Как помыть и смазать ваш велосипед

Смажьте цепь целиком, покрутите педали, чтобы масло проникло внутрь звеньев. Именно там масло наиболее необходимо, не снаружи, а внутри звеньев. Оботрите излишки масла тряпкой.

5. Оботрите тросы.

Отодвиньте рубашку троса, чтобы обнажить внутренние участки, которые раньше были закрыты. Протрите внутреннюю часть троса тряпкой, пропитанной в очистителе масла. Если вы обнаружите куски троса, покрытые ржавчиной — замените трос. Большинство тросов можно оживить небольшим количеством светлой смазки.

Как помыть и смазать ваш велосипед

6. Смажьте тросы.

Лучший способ намазать смазку равномерно на трос — сначала положить смазку на чистую (безворсовую) тряпку. Держа тряпку в одной руке с областью со смазкой между большим и указательным пальцем, аккуратно зажать часть троса в тряпку и протащить его через смазанный участок тряпки.

Как помыть и смазать ваш велосипед

Идея состоит в том, чтобы дать смазке проникнуть между жилами кабеля без образования сгустков на поверхности.

7. Промойте механизм переднего переключателя.

Передний переключатель всегда страдает от недостатка внимания. До него трудно добраться и он часто забит грязью и его подшипник высушен сильнее чем крекер Jacob’s. Первое, что вы можете сделать, чтобы привести переключатель в наилучшее состояние — это промыть его горячей водой. Используйте маленькую зубную щетку, чтобы забраться внутрь паралеллограмма и под лапку.

Как помыть и смазать ваш велосипед

8. Протрите насухо передний переключатель.

Пройдетесь тряпкой по всему механизму целиком. Используйте тонкие полоски тряпки, чтобы натереть его детали в местах, которые напрямую недоступны. Не оставляйте без внимания внутренние части лапки, т.к. она становятся грязной от постоянного трения с цепью. Пара минут и у вас получится сверкающий передний переключатель.

Как помыть и смазать ваш велосипед

9. Прочистите задний переключатель.

Нет никакого смысла в свободно движущейся цепи, если ролики заднего переключателя покрыты грязью. Используйте старую спицу или тонкую плоскую отвертку, чтобы аккуратно выковырять из ролика старую траву, масляную грязь, которая застряла между роликом и пластинками механизма его лапки.

Как помыть и смазать ваш велосипед

10. Промойте ролики переключателя.

Когда крупная грязь вычищена, с помощью средства удаления масла и маленькой зубной щетки выскребите остатки грязи с ролика (не забывайте про внутреннюю часть рамки). Можно открутить ролик натяжения с лапки, но мы не рекомендуем так делать, иначе вам придется использовать клей для фиксации резьбы, когда будете устанавливать обратно болты подшипника. К сожалению, мы видели слишком много поездок, которые заканчивались откручиванием нижнего ролика натяжения цепи.

Как помыть и смазать ваш велосипед

Как помыть и смазать ваш велосипед

11. Смажьте ролик натяжения цепи.

Смажьте ролик натяжения цепи. Ему нужно всего немного масла, т.к. он получает достаточно от цепи при ее похождении. Помните, что эти ролики получают большое количество грязи и, при обилии смазки, она будет прилипать, а это лучший способ увеличить нагрузку на ролик. Сотрите излишки масла тряпкой. Ролики должны выглядеть сухими.

Как помыть и смазать ваш велосипед

12. Отсоедините тросики.

Установите переключатель передач на самую большую заднюю звезду и затем, не давая заднему колесу вращаться, переместите переключатель на самую меньшую звезду. Это освободит большой кусок троса и позволит вам вытащить рубашку троса с его упора на раме. Теперь, когда тросы полностью освобождены с рамы, вы можете тщательно проверить, промыть, смазать оставшееся части, а затем установить все обратно.

Как помыть и смазать ваш велосипед

13. Смажьте передний переключатель.

Используйте бутылку с тонким носиком, чтобы смазать все шарниры переднего переключателя. Они принимают на себя тяжелую нагрузку и вам нужно постараться помочь им выполнять эту нелегкую работу. Переместите лапку на самую маленькую звезду и подвигайте рамку рукой, чтобы масло попало во внутренности подшипников.

Как помыть и смазать ваш велосипед

14. Вычистите грязь из кассеты.

Задние звездочки являются последним оплотом грязи в нашем походе борьбы за чистоту. Они наполнены технологиями для быстрейшего переключения передач, но также и наполнены смазкой, грязью и остатками травы. Вытащите ужасные комки грязи с помощью старой спицы или тонкой длинной плоской отверткой. Вы будете удивлены, сколько всего спрятано в этих тесных пространствах, даже на дорогих открытых алюминиевых версиях звездочек.

Как помыть и смазать ваш велосипед

15. Промойте задние звездочки.

Возьмите горячую воду с моющим средством и начинайте натирать щеткой с жесткой щетиной ваши звездочки. Наиболее трудные сгустки грязи можно удалять с помощью средства для удаления масла и все той же щетки. Добраться до обратной стороны звездочек может быть непросто, но именно они и заслуживают наибольшей настойчивости, чем тщательнее вы их промоете, тем сложнее будет новой грязи налипнуть обратно.

Как помыть и смазать ваш велосипед

16. Протрите насухо задние звездочки.

Натрите задние звездочки с помощью полоски тряпки. Это поможет вытереть их насухо и уберет старые отметины. Чем чище вы сможете вытереть ваши звездочки, тем лучше они будут переключать и тем дольше они прослужат. Грязь работает как наждачная бумага, когда находится в контакте с трансмиссией, поэтому от нее лучше избавиться.

Как помыть и смазать ваш велосипед

Подсказка: не забывайте делать генеральную чистку велосипеда.

Вы можете делать небольшую чистку только самых важных деталей, но полная мойка и чистка должна быть частью ваших регулярных планов после поездки. Снимите колеса и промойте все, начиная с седла и далее вниз.

Подсказка: смажьте шарниры

Капните масла на шарниры рукояток тормоза — они тоже высыхают, а работают лучше при небольшом количестве масла. Проделайте то же и с манеткой. Если у вас манетка SRAM X.9/X.0, просто открутите верхние крышки и капните несколько капель на пружину и верхний край рубашки тросика. В Shimano нужно открутить винт и капнуть внутрь несколько капель, затем закрутить его обратно.

Как помыть и смазать ваш велосипед

Подсказка: отполируйте все что можно

Если вы любите свой байк — покажите это. Возьмите мягкую тряпку и полироль и придайте крашенным частям велосипеда такой блестящий вид, который запомнится надолго. Кроме того, что ваш байк будет блестеть, это также уменьшит прилипание пыли к раме, когда вы в следующий раз отправитесь в поездку.

Подсказка: используйте теплую воду и чистящие средства для наилучшего результата

В магазинах в изобилии чистящих жидкостей для велосипедов и большинство из них достаточно хорошо справляются со своей задачей. Многие из них в баллончиках типа спрея, для их использования достаточно нажать на 30 секунд, а затем промыть с помощью щетки.

Как помыть и смазать ваш велосипед

Они все хороши, но почти того же результата можно достичь с помощью автомобильного шампуня и горячей воды. Вы, даже, можете использовать обычное моющее средство, но запомните, оно содержит соль, поэтому, его нужно тщательно смывать. Несмотря на всю рекламную шумиху, моющее средство и струя горячей воды дает достаточную эффективность в борьбе с грязью, и их сложно превзойти. Запаситесь достаточным набором губок и щеток, чтобы суметь добраться до самых дальних уголков и пролезть в любые щелки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: