Индекс масла для трансмиссии

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Как расшифровать маркировку трансмиссионного масла

Практически каждый автомобилист хорошо знает, для чего применяется трансмиссионное масло. Опытные водители подбирают его самостоятельно, другие обращаются к друзьям или едут на СТО, где точно определят нужную марку. Чтобы точно определить оптимальный вид масла, необходимо знать, как расшифровывается маркировка, что входит в состав, как устанавливается цена такого продукта.

Как расшифровать маркировку трансмиссионного масла

Расшифровка по букве

Выбирая смазку, в первую очередь нужно посмотреть на ее маркировку. Если в надписи присутствует буква «W», например 75W90, значит, она относится к всесезонной группе. Цифры, стоящие перед буквой, обозначают текучесть в зимнее время, когда на улице стоит минусовая температура. После буквы «W» указывается величина вязкости, когда температура достигает 100° по Цельсию. Если после «W» цифры отсутствуют, значит, ТМ предназначено только для зимнего использования. Отсутствие буквы – показатель того, что состав рассчитан на работу в летний сезон.

Расшифровка по вязкости

Значение вязкости устанавливаются международным стандартом SAE и определяет густоту состава. Трансмиссионные масла делятся на несколько видов:

  • Для лета,
  • Для зимы,
  • Всесезонные.

Вязкость обозначает способность смазки задерживаться на поверхности детали, одновременно сохраняя показатель текучести. Вязкость играет очень важную роль, поэтому к этому показателю нужно относиться очень серьезно.

Какое масло предназначено для лета, какое заливают зимой

Многие владельцы автомобилей пользуются универсальными (всесезонными) трансмиссионными маслами. Они могут эксплуатироваться независимо от температуры.

В случае применения сезонного масла, сначала нужно подобрать марку, рекомендованную производителем автомобиля, только потом можно смотреть на температуру. В летние месяцы лучше использовать SAE в диапазоне 20-60 единиц. Оно идеально подходит к жарким летним дням. Для зимы наиболее подходящим считается SAE с маркировкой 0W — 25W.

Стандарты трансмиссионного масла

Сегодня существует несколько стандартов. Каждый из них предназначен для конкретного использования.

API Gl-4

Трансмиссионное масло данного типа предназначено для различных механизмов:

  • Коробка с гипоидными передачами.
  • КПП с коническими шестернями.
  • Ведущие мосты.

API Gl-5

В основном применяется в ведущих мостах с гипоидными передачами, работающими при большой температуре, когда возможны кратковременные механические воздействия.

Чтобы автомобиль хорошо работал, необходимо постоянно следить за состоянием его механизмов:

  • Двигателя,
  • Трансмиссии,
  • Ходовой части,
  • Ведущего моста.

Очень важно вовремя проводить полную замену трансмиссионного масла. При покупке необходимо учесть:

  • Силу нагрузки,
  • Скорость скольжения деталей.

Gl-5 отличается от Gl-4 количеством специальных присадок, в составе которых находится много фосфора и серы. Благодаря им на деталях трансмиссии создается прочная масляная поверхность, которая защищает их от повышенного износа. Прочность такой поверхности намного выше, чем поверхности деталей из мягкого материала, с которым она вступает в контакт. Как результат, надежно защищается поверхность элементов из цветного сплава, а также их защитный слой.

Поэтому GL5 нельзя использовать в КПП, где синхронизаторы сделаны из меди. Они будут подвергаться высокому износу. Его лучше применять в передачах, где КПП испытывает неоднозначные нагрузки. В основном это касается гипоидных передач, отличающиеся минимальным смещением осей. Смазку можно использовать в КПП:

  • Грузовиков,
  • Автобусов,
  • Тягачей.

Чтобы спокойно ездить круглый год, идеальным считается трансмиссионное всесезонное масло 75W90. А в целом всегда рекомендуется подбирать состав не по стоимости, а в зависимости от технологических показателей и рекомендации производителя.

Индекс масла для трансмиссии

Классификация трансмиссионных масел

ЛукойлТехнологии

Масло для трансмиссии: классификация и критерии выбора

Коробку передач по праву можно назвать одним из самых дорогостоящих и сложных в обслуживании узлов автомобиля. Многие автоматические КПП являются неразборными, а значит, возникновение малейшей неисправности потребует полной замены агрегата. Это чревато потерей не только денег, но и времени в том случае, если оригинальной модели нет в свободной продаже. Продлить срок бесперебойной работы вашей механики или автомата поможет качественное трансмиссионное масло. О том, как его выбрать, мы поговорим в данном материале.

Состав трансмиссионных масел

Любые технические масла, будь то моторные или трансмиссионные, состоят из базовых масел и модификаторов (присадок), придающих составу требуемые физико-химические свойства. Единая классификация базовых масел была разработана Американским институтом нефти (API, American Petroleum Institute) и включает в себя 6 групп.

Классификация трансмиссионных масел и его критерии

Эксплуатационные категории трансмиссионных масел

Если SAE отталкивается от вязкости трансмиссионных масел, то классификация API учитывает совокупность их противоизносных и противозадирных свойств, совместимость с коробками передач различной конструкции, а также состав используемого пакета присадок.

Среди всего многообразия последних следует выделить:
  • противоизносные — улучшают способность масел к образованию защитной пленки, предотвращающей механический износ подвижных деталей;
  • противозадирные — препятствуют появлению на трущихся поверхностях повреждений в виде борозд, идущих по направлению скольжения;
  • противопенные — исключают образование пены, наличие которой негативно сказывается на смазывающих свойствах и вязкости масел, нарушая их однородность;
  • антиокислительные — предотвращают окисление масла, первыми вступая в реакцию с продуктами распада и образуя с ними безопасные, химически нейтральные соединения;
  • антифрикционные — способствуют снижению силы трения между соприкасающимися поверхностями за счет образования прочной, слоистой пленки (по сути, скольжение обеспечивается благодаря смещению этих слоев друг относительно друга);
  • противовибрационные — в отличие от описанных выше модификаторов, способствуют повышению коэффициента трения, за счет чего обеспечивается более плавное и мягкое сцепление.

В соответствии с перечисленными критериями, трансмиссионные масла принято разделять на следующие классы:

Минеральные масла с добавлением антиокислительных, противопенных и противоизносных присадок, не содержащие противозадирных компонентов. Подходят для смазки цилиндрических, спирально-конических и червячно-зубчатых передач, совместимы с механическими КПП без синхронизаторов. Предназначены для сельскохозяйственных и грузовых машин, работающих на низких скоростях.

Масла с противоизносными присадками, могут включать в себя антифрикционные компоненты. Подходят для червячных передач. Как правило, применяются для смазывания трансмиссии сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства.

Характеризуются лучшими противоизносными свойствами по сравнению с маслами GL-2, содержат вплоть до 2.7% противоизносных присадок. Не подходят для гипоидных передач, использующихся в большинстве современных авто, однако совместимы с конусными.

Отличаются высоким содержанием противозадирных присадок (до 4%). Предназначены для конусных и гипоидных передач с малым смещением осей, агрегатов ведущего моста, несинхронизированных КПП североамериканских (Kenworth, Caterpillar, Freightliner и других) грузовиков и тягачей. В настоящее время используются в качестве основных трансмиссионных масел для подавляющего большинства транспортных средств, включая легковые и малые коммерческие автомобили, выпускаемые на территории Евросоюза (Audi, BMW, Volkswagen, Renault, Peugeot, Fiat), в Японии (Nissan, Mazda, Mitsubishi, Toyota) и других странах. GL-4 также подойдет для среднетоннажных грузовиков и автобусов, оснащенных синхронизированными коробками передач с интардером (гидродинамический тормоз-замедлитель, разработанный компанией ZF Friedrichshafen AG). Трансмиссия данной категории используется в коммерческом транспорте практически повсеместно, в том числе — в отечественных грузовых авто: например, Камаз 65206 комплектуется синхронизированной 16-ступенчатой механикой ZF 16S 2221.

Концентрация противозадирных и противоизносных присадок достигает 6.5%. К данному классу относят масла, предназначенные для гипоидных передач со значительным смещением осей, подходящие для смазки ведущих мостов большинства современных автомобилей, в том числе — работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Трансмиссионные масла API GL-5, совместимые с синхронизированными КПП, должны иметь соответствующую отметку на этикетке: они не содержат дитиофосфат цинка и другие присадки, разрушающие синхронизаторы, выполненные из медных сплавов (такие установлены, например, на Toyota Lite Ace Noah).

Читайте также  Датчик трансмиссии акпп дастер

Класс GL-5 включает подкласс GL-5 LS, отвечающий спецификациям MIL-L-2105D (об этой классификации речь пойдет ниже) и пригодный для смазки дифференциала повышенного трения (самоблокирующийся дифференциал). Как следует из названия (LS расшифровывается как Limited Slip — «ограниченное скольжение»), трансмиссионные масла, относящиеся к данной категории, отличает наличие противовибрационных присадок. Вследствие этого они подходят для спортивных легковых автомобилей, кроссоверов (Jeep Wrangler), некоторых фургонов (Fiat Ducato) и универсалов (таких как Audi A4 Avant, оснащенных межосевым самоблоком Torsen).

Помимо перечисленных выше существуют и два дополнительных класса трансмиссионных масел, предложенных в 1998 году. Их появление стало плодом совместной работы специалистов API, SAE и ASTM International (American Society for Testing and Materials — Американское международное сообщество, специализирующееся на стандартизации различной продукции и материалов):

  • PG-1 (также известный как M-1): масла предназначены для использования в несинхронизированных механических КПП тяжелых автомобилей. По составу эквивалентны маслам GL-5, однако отличаются большей термической стабильностью;
  • PG-2: масла разработаны специально для ведущих мостов грузовиков и автобусов.
Наряду с API широкое применение нашла классификация трансмиссионных масел, используемая Вооруженными силами США.
Маркировка Характеристики
MIL-L-2105А Практически идентичны классу API GL-4
MIL-L-2105В Трансмиссионные масла для гипоидных передач, требования сравнимы с API GL-5
MIL-L-2105С Всесезонные масла, характеристики которых соответствуют API GL-5
MIL-L-2105D По сравнению с MIL-L-2105С предъявляются более жесткие требования к противоизносным и противозадирным свойствам
MIL-PRF-2105E Класс идентичен MIL-L-2105D, но также включает в себя спецификации API PG-1
Давайте потренируемся в расшифровке маркировок на примере трансмиссионного масла ЛУКОЙЛ SYNTH BSX.

В сопроводительной документации мы увидим уже знакомые аббревиатуры:
API GL-5; MIL-PRF-2105E; SAE 75W-90

Приступим к расшифровке:
  • Маркировка API GL-5 (MIL-PRF-2105E) свидетельствует о том, что трансмиссионное масло предназначено для гипоидных передач и ориентировано на грузовые автомобили, работающие в тяжелых условиях, в том числе — с увеличенными межсервисными интервалами. Оно отличается высокой термической стабильностью, а концентрация противозадирных и противоизносных присадок в нем достигает 6.5%
  • Маркировка SAE 75W-90 указывает, что рассматриваемое трансмиссионное масло относится к категории всесезонных и подходит для эксплуатации при температуре окружающей среды от −40°С до +35°С. Его вязкость при нагреве до 100°С остается в пределах 13,5–18,5 мм2/с.

Таким образом, мы получили практически исчерпывающую информацию об интересующем нас масле, узнав его физические свойства, оптимальную температуру эксплуатации и конструкцию трансмиссии, с которой гарантирована совместимость.

Трансмиссионные масла. Маркировка и классификация

Трансмиссионные масла — это масла, которые применяются для смазки таких высоконагруженных узлов автомобиля, как коробка передач и ведущий мост, раздаточная коробка, рулевое управление, с целью уменьшения потерь на трение, отвода тепла от зоны контакта, предохранения деталей трансмиссии от коррозии.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны:

  • иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые, вязкостно-температурные, антипенные свойства
  • обладать высокой антиокислительной стабильностью
  • не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии
  • иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой
  • обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнителями
  • иметь хорошую физическую стабильность в условиях длительного хранения

Доля трансмиссионных масел в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации, всего лишь 0,3..0,5 %, потому что сроки замены масла составляют 60…150 тыс. км пробега (или, если автомобиль эксплуатируется нерегулярно, через 3…7 лет независимо от пробега).

Несмотря на то, что трансмиссионные масла используются в более легких условиях, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 500 до 2000 МПа, а гипоидных – до 4000 МПа. Скорость скольжения зубьев относительно друг друга на входе в зацепление изменяется в диапазоне 1.5…12 м/с в конических и цилиндрических передачах, 20…25 м/с в червячных и 15 м/с и более в гипоидных. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется от температуры окружающего воздуха до 200 °С, однако в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный нагрев до 300 °С, а иногда и выше. В результате этого могут происходить усиленный износ, задиры, питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен) и др.

К маслам, используемым в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают несколько совершенно разнородных агрегатов (гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач и сложную систему управления), спектр функций масла весьма широк. Такое масло кроме смазки и охлаждения должно передавать крутящий момент.

В основном трансмиссионные масла имеют минеральную (нефтяную) основу. Однако в последнее время появляется все большее количество масел на синтетической и полусинтетической основах. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в основу вводят различные присадки: противозадирные, защищающие, антикоррозионные и др.

Самым важным свойством трансмиссионных масел является вязкость, которая обусловливает противоизносные характеристики масла, сопротивление проворачиванию (что особенно важно в зимнее время), потери энергии при передаче мощности. Данный показатель имеет большое значение для обеспечения нормальной работы сальников. Основным сортом трансмиссионного масла для легковых автомобилей российского производства является универсальное масло ТМ-5-18 (более распространенное обозначение ТАД-17И), которое применяется для коробок передач, главной передачи и рулевого управления. Его можно использовать как всесезонное при эксплуатации автомобилей в зоне с умеренным климатом. Данное масло получают смешением остаточного и дистиллятного масла с введением многофункциональной и депрессорной присадки.

Маркировка и классификация трансмиссионных масел

Маркировка масла ТМ-5-18 обозначает:

  • ТМ – трансмиссионное масло
  • 18 – класс вязкости, т.е. при температуре 100 «С данное масло имеет вязкость около 18 сСт
  • 5 – группа масла, которое имеет противозадирные и многофункциональные присадки.

Международная классификация по вязкости SAE делит масла на семь классов: четыре – зимних и три летних. Если масло всесезонное, применяется двойная маркировка, например SAE 80W-90, SAE75W-90 и т. д.

Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на шесть групп GL в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

Масла GL-4 и GL-5, применяемые для легковых автомобилей, составляют группу так называемых универсальных трансмиссионных масел, которые используются в главных передачах ведущих мостов. Кроме того, их применяют в коробках передачах и раздаточных коробках, хотя для этого не всегда требуются масла, содержащие эффективные противозадирные присадки. Тем не менее, использование одного масла в главной передаче и других агрегатах трансмиссии автомобилей целесообразно, так как сокращается ассортимент применяемых масел и исключается возможность заправки узла маслом неподходящего сорта.

Применяемое в агрегатах трансмиссии автомобилей России масло ТМ-5-18 соответствует по классификации SAE маслу 80W-90, а по классификации API – группе GL-5. Аналогами данного масла являются зарубежные масла, имеющие в соответствии с международной классификацией API маркировку CL-5, например масла «Spirax ND90» (фирма «Shell»), «Mobilube ND90» (фирма «Mobil») и др.

Читайте также  Как настроить трансмиссию велосипеда

Для автоматических коробок передач применяются масла «Туре F», «Dexron», «Мercon» или по заводской спецификации «Mersedes-Benz», «Toyota» и др. Различаются они в основном фрикционными характеристиками и представляют минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью. Для того чтобы не перепутать масла, применяемые в автоматических коробках передач, с маслами механических коробок передач, первые окрашивают в красный цвет.

Маркировка трансмиссионного масла

Каждый водитель знает о необходимости своевременной замены масла в двигателе. Но далеко не все думают о том, насколько важно менять масло в коробке передач. Трансмиссионное масло, как и моторное масло, имеет свой срок службы. В среднем, менять масло в коробке передач современного автомобиля нужно каждые 60-70 тысяч километров пробега, при его эксплуатации в нормальных условиях.

В продаже можно найти трансмиссионное масло от разных производителей. Все оно классифицируется по двум международным стандартам — SAE и API. В рамках данной статьи рассмотрим, как происходит классификация масла по этим стандартам.

Зачем используется трансмиссионное масло

Перед тем как переходить к маркировке трансмиссионного масла, нужно разобраться с тем, какие задачи перед ним ставятся. Это важно, чтобы понимать, почему именно на определенные параметры подобных расходных жидкостей обращают внимание при классификации.

Трансмиссионное автомобильное масло должно:

  • Отводить тепло, возникающее в процессе работы трущихся деталей коробки передач;
  • Снижать трение деталей коробки передач друг о друга. Снижая трение элементов коробки передач, удается снизить их износ;
  • Снижение энергии, затраченной на трение, благодаря образованию масляной пленки на элементах коробки передач;
  • Снижать негативное влияние от возможных окислительных процессов, возникающих в коробке передач в процессе работы;
  • Не терять свои свойства при контактировании с водой;
  • Не влиять негативным образом на резиновые элементы — различные уплотнители;
  • Не терять свои качества при “простое” автомобиля без движения, в том числе и при продолжительном хранении автомобиля;
  • Не пениться в процессе работы, в том числе и при попадании в масло микрочастиц от износа элементов;
  • Минимизировать шум, возникающий в процессе работы коробки передач;
  • Не иметь в своем составе компонентов, которые бы выделяли токсичные пары в процессе нагревания.

Исходя из перечня задач, которые ставятся перед трансмиссионными маслами, можно понять, что подобные составы представляют собой сочетание базового масла с большим количеством всевозможных присадок. Данный состав должен иметь определенную вязкость, чтобы выполнять все поставленные перед ним задачи, и вязкость не должна сильно меняться, в зависимости от температуры.

Классификация трансмиссионных масел по SAE

Классификация SAE (она же часто в литературе может обозначаться SAE J 306 C) была разработана американской ассоциацией автомобильных инженеров. Она подразделяет трансмиссионные масла по степени вязкости на следующие 9 категорий: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250.

Масла, у которых в классификации SAE указана буква W предназначены для эксплуатации в условиях низких температур окружающей среды.

Если у масла не указана буква W, оно предназначено для летнего периода.

Класс вязкости Минимальная температура, 0C Вязкость, сСт
70W -55 4,1 / –
75W -40 4,1 / –
80W -26 7,0 / –
85W -12 11,0 / –
80 7,0 / < 11,0
85 11,0 / < 13,5
90 13,5 / 24,0
140 24,0 / 41,0
250 41,0 / –

Обратите внимание: Также имеются всесезонные трансмиссионные масла, маркировка которых имеет два обозначения. Например, зимние 70W и 80W и летние 80 и 90. То есть на упаковках с таким маслом обозначения указаны через дефис: 70W-80 или 80W-90.

Классифицируя масла по степени вязкости, берется в расчет минимальная температура, при которой масло обладает необходимым показателем динамической вязкости (150 тысяч сП — санти-пуазов). Также учитывается минимальная кинетическая вязкость при нагреве масла до 100 градусов по Цельсию.

Классификация трансмиссионных масел по API (GL)

Тогда как классификация SAE делит трансмиссионные масла по вязкости, классификация API (символьный индекс GL) разделяет их по применению. То есть, в зависимости от того, с какими механизмами будет использоваться масло, при каких температурах, с какими нагрузками и другими параметрами, ему присваивается индекс GL от 1 до 6.

Обратите внимание: В России есть свой аналог классификации GL — ТМ (трансмиссионное масло). Он закреплен в ГОСТ и не сильно отличается от стандарта API.

Рассмотрим все 6 классов трансмиссионных масел по API:

    GL-1. Трансмиссионные масла практически без присадок (за исключением тех добавок, которые исключают вспенивание масла и снижают окисление металла). Такие масла применяются в коробках передач, в которых низкие скорости скольжения и малое удельное давление. Могут использоваться практически со всеми типами зубчатых передач с невысокой скоростью вращения шестерней, червяков и других деталей.
  • GL-2. Трансмиссионные масла с добавлением антифрикционных присадок. Их рекомендуется использоваться с червячными передачами. Не рекомендуется применять масла стандарта GL-2 с механизмами, которые имеют высокие скорости вращения.
  • GL-3. Трансмиссионные масла, в которые входят присадки для снижения износа металла. Такие применяются в коробках передач с несколькими ступенями, в также в механизмах рулевого управления, гипоидных и главных передачах. Часто можно встретить масла GL-3 в применении со спирально-коническими парами шестерней, которые работают на низких и средних скоростях в умеренно жестких условиях эксплуатации.
  • GL-4. Трансмиссионные масла с большим количеством всевозможных присадок. В том числе, в такие масла добавляются антизадирные присадки. В современных автомобилях с традиционными коробками передач зачастую используется масла класса GL-4. Такие масла не подходят для высоких передач, но они могут выполнять свои функции в стандартных коробках передач, где высокие скорости вращения элементов и небольшие крутящие моменты.
  • GL-5. Трансмиссионные масла, которые применяются в сложных условиях эксплуатации, где имеются большие усилия, в том числе ударные нагрузки. Они включают в себя большое количество различных присадок, в том числе на основе серофосфорных компонентов, что позволяет минимизировать вероятность возникновения задиров на металле. Они могут использоваться с разными типами шестеренок. Можно использовать масла класса GL-5 для гипоидных передач, которые работают с небольшим моментом, но с высокими скоростями. Также применение масла GL-5 находятся в парах шестерней с ударными нагрузками.
  • GL-6. Трансмиссионные масла, которые могут эксплуатироваться в сложных условиях. В них максимальное количество присадок, в том числе современные антизадирные присадки, которые отсутствуют в масле класса GL-5. Из-за использования большого количества присадок, стоимость такого масла значительно выше. Масла класса GL-6 редко используются в автомобильных коробках передач. Они предназначены для работы в особо жестких условия, при высоких скоростях вращениях, с большим моментом и при наличии ударных нагрузок.

Важно: Все трансмиссионные масла изготавливаются на минеральной основе.

Стоит отметить, что отдельные характеристики присущи жидкостям для автоматических коробок передач, поскольку они выполняют роль рабочего тела.

Общие сведения о трансмиссионных маслах: функции, использование, классификация

Общие сведения о трансмиссионных маслах: функции, использование, классификация

Основной задачей трансмиссионных масел является защита поверхностей трения приводных механизмов. Ввиду экстремальных условий элементов трансмиссии (высокие скорости и нагрузки, высокие и низкие температуры), масла для них должны отвечать следующих требованиям:

    обеспечивать антикоррозионную защиту;

обеспечивать экологическую безопасность;

Качественные трансмиссионные масла обладают устойчивостью к окислительным процессам и воздействию влаги, имеют низкий уровень пенообразования.

Любые трансмиссионные масла изготавливаются на основе базовых минеральных или полусинтетических масел с добавлением специального пакета присадок.

Присадки, входящие в состав трансмиссионного масла, различаются по способу действия:

    антифрикционные (нафтеновые кислоты и жиры): применяются для повышения смазывающих свойств масел;

Особенности использования трансмиссионных масел

Смазочные материалы для трансмиссий обладают длительным сроком эксплуатации: в среднем период их использования составляет 5-6 лет или 75-150 тыс. км (эти значения варьируются в зависимости от конкретного масла и марки автомобиля). Условия эксплуатации трансмиссионных масел менее тяжелые, чем у моторных. Этим и объясняется увеличенный срок их службы.

Тем не менее, при эксплуатации трансмиссионных масел их температура при определенных условиях поднимается до +250 °С. При этом значение вязкости существенно снижается. В сочетании с высокими механическими нагрузками такие условия могут приводить к разрушению масляной пленки, что становится причиной образования задиров, питтинга и катастрофического износа узлов. Таким образом, качественные трансмиссионные масла должны обладать высокой вязкостной стабильностью.

Подобрать подходящее для конкретных условий эксплуатации масло можно, зная параметры индекса его вязкости. Чем он выше – тем стабильнее смазочный материал, тем меньше он изменяет свои вязкостные свойства под воздействием повышенных температур и интенсивных нагрузок.

Классификации трансмиссионных масел

Развитие автотранспорта, разнообразие производственных механизмов и появление новых видов спецтехники способствовали росту ассортимента трансмиссионных смазочных материалов и разработке их классификации. Одной из самых известных систем классификации товарных масел являются системы API (American Petroleum Institute) и SAE (Society of Automotive Engineers). По которым продукты делятся на определенные классы и категории в зависимости от их рабочих характеристик и индекса вязкости.

Система классификации SAE делит трансмиссионные масла на 7 классов: три из них включают в себя летние классы (90, 140, 250) и четыре – зимние, с индексом W («winter») — 70W, 75W, 80W, 85W. Масла, предназначенные для всесезонного применения, имеют двойную маркировку SAE 80W-90, SAE 75-90.

Классификация API делит масла для трансмиссий на несколько групп, обозначаемых литерами GL или MT и цифрами от 1 до 6 (МТ-1, GL-1, GL-4, GL-5 и т.д.)

Классификация трансмиссионных масел по API (группа и область использования):

GL-1 Спирально-конические, червячные и цилиндрические зубчатые передачи в условиях пониженных скоростей и нагрузок. Минеральные масла без содержания присадок или с добавлением противопенных и антиокислительных присадок без противозадирных компонентов.
GL-2 Червячные передачи, которые работают в условиях пониженных скоростей и нагрузок, но с наиболее высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционные присадки.
GL-3 Стандартные трансмиссионные передачи со спирально-коническими шестернями, работающие в условиях умеренно интенсивных нагрузок и скоростей. Имеют более высокие противоизносные свойства, чем предыдущая группа.
GL-4 Трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях высоких скоростей при малом крутящем моменте и малых скоростях при высоком крутящем моменте. Содержат высокоэффективные противозадирные присадки.
GL-5 Гипоидные передачи, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, при воздействии ударных нагрузок на зубья шестерен и высоких ско¬ростях скольжения. В составе большое количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки.
GL-6 Гипоидные передачи с повышенным верти¬кальным смещением осей шестерен. Имеют большее количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

Смазочные материалы для автоматических трансмиссий автомобилей обозначаются аббревиатурой ATF (Automatic Transmission Fluid). Эти жидкости ATF изготавливаются на минеральной или синтетической основе и имеют хорошую текучесть в условиях пониженных температур.

Исторически в области стандартов на масла для автоматических трансмиссий выступают корпорации «General Motors» (GM) и «Ford». Качественные масла ATF имеют одобрения ведущих автопроизводителей. Однако наличие одобрения конкретного автопроизводителя вовсе не означает, что масло не годится для других автомобилей. Это лишь указывает на то, что продукт прошел испытания именно в трансмиссии автомобильной этой марки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: