Группы по маслам в трансмиссию

Автотранспорт — правила, нормы, положения

1.1. Трансмиссионные масла служат для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии (ведущих мостах, рулевых передачах, коробках перемены передач, раздаточных коробках, и коробках отбора мощности) автомобилей, тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин.

Назначение трансмиссионных масел – уменьшение износов деталей в агрегатах трансмиссии, снижение потерь на трение, отвод тепла от трущихся поверхностей деталей и предохранение деталей от коррозии.

1.2. ГОСТ 17479.2-85 устанавливает обозначения минеральных трансмиссионных масел, которые состоят из трех групп знаков:

— первая группа знаков обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло);

— вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам (5 групп);

— третья – обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.

2. Классификация по вязкости.

2.1. В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С отечественные трансмиссионные масла делятся на 4 класса (9,12,18 и 34).

Класс вязкости 9 – кинематическая вязкость 6,00-10,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Класс вязкости 12 – кинематическая вязкость 11,00-13,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Класс вязкости 18 – кинематическая вязкость 14,00-24,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Класс вязкости 34 – кинематическая вязкость 25,00-41,00 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.

Масла с классом вязкости 9 — для применения в арктических зонах России, с классом вязкости 12 – в северных районах, с классом вязкости 18 — в средней полосе, с классом вязкости 34 – в южных районах.

2.2. Импортные трансмиссионные масла подразделяются на классы по вязкости при 100°С на основании классификации SAE J 306, согласно которой трансмиссионные масла делятся на 4 зимних класса, 3 летних и всесезонные. К зимним относятся классы SAE 70W, 75W, 80W, 85W (чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность). К летним – классы SAE 90, 140 и 250. Чем выше цифра, тем выше температура окружающего воздуха, при которой масло сохраняет свою работоспособность.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение (например, SAE 75W/80, 85W/90, 80W/90). Здесь 85W – класс вязкости при отрицательных температурах (зимняя вязкость), 90 – класс вязкости при положительных температурах (летняя вязкость).

2.3. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.2- 85 и SAE J 306 и температурный предел применения трансмиссионных масел приведено в таблице 1.

Класс вязкости по SAE Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 Температурный предел применения (среднее значение), до
по SAE по ГОСТ
75W 9 -40 -45
80W 12 -26 -35
85W 12 -12 -35
90 18 +30 -18
140 34 +45

3. Классификация по эксплуатационным свойствам.

3.1. В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла по ГОСТ 17479.2-85 делятся на группы 1, 2, 3, 4 и 5, указанные в таблице 2.

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
1 (ТМ-1) Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температура масла в объеме до 90°С
2 (ТМ-2) Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температура масла в объеме 130°С
3 (ТМ-3) Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
4 (ТМ-4) Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
5 (ТМ-5) Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С

В группу ТМ-1 входит нигрол, изготавливаемый по ТУ38-101529-75. Нигрол является неочищенным остатком от прямой перегонки нефти, характеризуется неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяется.

К группе ТМ-2 относится масло марки ТС для коробок передач и рулевых управлений (Ост 38 01260-82). Применяется на старых моделях легковых автомобилей, к этой же группе относится масло ТЭП-15, которое применяется для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач тракторов в районах с умеренным и жарким климатом.

К группе ТМ-3 относятся масла ТСП-10, ТАП-15В и ТСП-15К (ГОСТ-23652-79). Масло ТСП-10 применяется для тяжелонагруженных цилиндрических, конических, спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов (обеспечивает свободное трогание машин без разогрева масла при температуре минус 40-45 °С).

Масло ТАП-15В служит для тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач автомобилей и других машин, работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 °С.

Масло ТСП-15К – всесезонное, применяемое в умеренной климатической зоне для автомобилей КамАЗ, КрАЗ и УралАЗ.

К группе ТМ-4 относятся масла ТСП-14 гип, производимое по ГОСТ 23652-79, ТСЗ-9 гип (ОСТ 38-01158-78) и ТС гип (ОСТ 38 01260-82). Масло ТСП-14 гип содержит антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей в качестве всесезонного в южной и средней климатических зонах страны.

Масло ТСЗ-9 гип применяется в агрегатах трансмиссий грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера.

Масло ТС гип предназначено для гипоидных передач легковых автомобилей старых моделей.

Группа ТМ-5 включает в себя масло ТАД-17И и ТМ 5-12рк.

Масло ТАД-17И предназначено для применения в качестве универсального для смазывания всех видов передач грузовых и легковых автомобилей.

Масло ТМ-5-12рк (ТУ 38 101844-80) – универсальное для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей, всесезонное, применяется в северных районах страны.

Пример обозначения трансмиссионных масел:

Марка масла – ТМ -5- 9З, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – пятая группа по эксплуатационным свойствам (масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия); 9 – класс вязкости; з – масло содержит загущающую присадку.

3.2. Зарубежная классификация API делит все трансмиссионные масла на пять эксплуатационных групп от GL-1 до GL-5.

В группу GL-1 входят масла для ненагруженных автомобильных цилиндрических и спирально-конических передач.

В группу GL-2 – масла для автомобильных червячных передач. Трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

В группу GL-3 – масла для конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач

В группу GL-4 – масла для всех видов передач грузовых и легковых автомобилей, работающих на высоких и малых скоростях. Для синхронизированных передач.

Группа GL-5 включает в себя масла для всех видов передач, работающих при высоких скоростях и ударных нагрузках. Основное предназначение – для гипоидных передач.

3.3. Соответствие эксплуатационных свойств масел по классификации API и ГОСТ 17479.2-85 приведено в таблице 3.

ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО КЛАССИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКА

В этот раз поговорим о трансмиссионных маслах, так как их много всяких видов и разновидностей, различных брендов, как выбрать многие не знают или не понимают.Для начала нужно прочитать инструкцию к авто, чего многие не делают, но там написано какие именно технические жидкости подходят для данного авто (вязкость, допуск, классификация)
Об этом и поговорим сегодня, так как сегодня в данном разнообразии масел сложно выбрать правильное…

ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО КЛАССИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКА

Автомобилисты уделяют не так много внимания трансмиссионным смазочным материалам, как это делается в случае моторных масел. Но роль их в эксплуатации транспортного средства не менее важна. Данный вид смазочных веществ используется в таких узлах и агрегатах автомобиля, как КПП, ведущие мосты, механизмы рулевого управления и раздаточные коробки. Классификация трансмиссионных масел несколько проще, чем у моторных аналогов. Тем не менее, существуют определенные системы, разделяющие эти нефтепродукты по группам.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Трансмиссионные смазочные материалы предназначены для уменьшения трения при работе зубчатых передач. Благодаря данному виду смазки уменьшается износ деталей, снижаются потери на трение, отводится тепло от трущихся деталей и предохраняются поверхности деталей от влияния коррозии. Существует несколько различных классификаций, которые разработаны в разных странах.

РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ

В России классификация масел базируется еще на советских ГОСТах. Основным документом для систематизации смазочных материалов для агрегатов трансмиссии является ГОСТ 17479.2-85. В стандарте имеется 4 категории веществ по вязкости: 9, 12, 18 и 34.

Смазочный материал относится к определенному классу при замере кинематической вязкости при температуре 100˚С. Второй показатель — это минимальная температура с динамической вязкостью не более 150 Па•с.

Сфера применения и эксплуатационные характеристики стали основой для деления трансмиссионных масел на 5 групп. В первой группе в состав смазочного продукта не входят присадки. Остальные 4 группы допускают использование различных добавок. Эффективность присадок растет пропорционально увеличению номера группы. Универсальные смазочные вещества для трансмиссий входят в пятую категорию.

В отечественной системе обозначения трансмиссионных масел применяется маркировка по уровню эксплуатационных свойств и классу вязкости, например, ТМ-3-18 или ТМ-2-9. На сегодняшний день российскую классификацию вытеснили зарубежные стандарты, которые систематизируют большой спектр импортных масел для узлов трансмиссии.

Читайте также  Какое масло применять для трансмиссии нивы

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПО ВЯЗКОСТИ SAE

Американские специалисты разработали особую систему деления масел по вязкости, которая получила обозначение SAE. Данная классификация стала активно распространяться во всем мире. Основным стандартом американской системы становится документ SAE J306. В нем наиболее полно описываются реологические параметры смазочных веществ, которые зависят от скорости течения и температуры. Другими словами, стандарты американской классификации описывают вязкость продукта в условиях минимальных и максимальных температурных режимов, в которых планируется эксплуатировать транспортные средства. Благодаря требованиям SAE определяется диапазон применимости смазочного покрытия для ведущих мостов и механических коробок.

Американская классификация насчитывает 9 категорий вязкости для механических трансмиссий. Среди них 4 группы являются зимними (70W, 75W, 80W и 85W), а остальные 5 — летними (80, 85, 90, 140, 250). Когда материал может использоваться круглый год, в маркировке появляются оба обозначения, например, SAE 70W-85. Автомобилисты чаще всего сталкиваются с всесезонными маслами, которые сочетают в себе свойства летней и зимней смазки. Такие продукты экономически наиболее выгодны для автовладельцев, т. к. при замене сезонного масла приходится выбрасывать продукт, который до конца не реализовал свой потенциал. Ведь трансмиссионные материалы имеют срок службы более года.

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ API

Назначение, качество и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел описывает классификатор API. Принцип деления в данной системе основан на конструктивном использовании смазки и условий ее применения. Также API учитывает содержание противозадирных и противоизносных присадок в смазывающем веществе. Трансмиссионные продукты получили обозначение API GL с добавлением цифры 1…5. Следовательно, все смазки для узлов трансмиссии классификатор делит на 5 групп.

По эксплуатационным показателям смазочных трансмиссионных материалов система API во многом схожа с отечественной систематизацией. Чем больше цифра в маркировке, тем богаче набор многофункциональных присадок в масле, тем в более сложных условиях могут работать передачи. Так, самые нагруженные передачи, которые работают в наиболее тяжелых условиях, требуют использования смазки с обозначением API GL-5.

Для тех агрегатов, которые имеют высокую степень загруженности, разработан новый тип смазочных материалов API MT-1. Он включает специальные смазывающие компоненты, позволяющие успешно работать в КПП автобусов и тягачей. Для ведущих мостов таких транспортных средств предлагается новое обозначение API PG-2.

СМАЗОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ КПП

Смазочные материалы для автоматических видов трансмиссий необходимо рассматривать отдельно. Это объясняется тем, что данная линейка трансмиссионных масел не подчиняется систематизации API. Для классификации таких смазок разработана система стандартизации ATF. Чтобы выделить данные вещества из общей массы смазочных продуктов, их окрашивают в заметный цвет. Автолюбитель должен знать, что смешивать материалы разного цвета не рекомендуется.

На сегодняшний день не существует общей международной классификации масел для автоматических КПП. Поэтому ведущие производители автомобильной техники выдвигают собственные требования к данным материалом. Например, у компании General Motors используется спецификация DEXRON с добавлением римской цифры от I до IV. Увеличение цифрового значения пропорционально расширяет сферу применения смазки. У автоконцерна Ford масла для «автоматов» имеют обозначение Mercon.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ZF

Крупнейшим европейским производителем трансмиссионных силовых агрегатов и автомобильных передач является фирма «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF) из Германии. Она предложила свою классификацию, которая учитывает виды масел, их вязкость, допуски производителей. Данная система предусматривает обозначение смазочных веществ в зависимости от вида автотранспортных передач. Эти перечни обозначают ZF TE-ML с присвоением цифрового кода в пределах 01…14.

ВЫБОР ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ДЛЯ АВТО

При выборе смазочного материала для трансмиссии своего автомобиля необходимо отталкиваться от рекомендаций автопроизводителя, отраженных в инструкции.

Применение смазочной жидкости из более низкой категории недопустимо, т. к. это может привести
к поломке силового агрегата. Использование продукта из более высокой категории
нецелесообразно, прежде всего, из-за экономических соображений. Чем выше класс
трансмиссионного масла, тем дороже стоит продукт.

При отсутствии специальных указаний следует придерживаться такого алгоритма. Для агрегатов, в
которых нет гипоидных передач, можно применять смазочные материалы с обозначением API GL-3.
Для надежной работы редукторов с гипоидными вариантами зацепления необходимо использовать
смазку высшего класса API GL-5.

В общих случаях легковые автомобили требуют заправки в ведущие мосты масла 5 категории, а в
механические КПП — 4 класса.

Замена трансмиссионных масел в легковом автомобиле производится достаточно редко. Поэтому при выборе новой смазки для коробки передач, ведущих мостов и рулевого механизма не стоит экономить. Качественный продукт обеспечит длительную безотказную работу трансмиссии авто в любых условиях эксплуатации.

Данная статья взята здесь.

PS:
Тем кому данная информация помогла, я очень рад что мое время потрачено не зря.

Моторное масло. Классификация API и группы качества

ИА Neftegaz.RU. Моторное масло — это смесь 2 основных компонентов — базового масла и пакета присадок.

Применение терминов «Синтетика», «Полусинтетика» либо «Минеральное масло» подразумевает тип базового масла, которое было использовано в производстве смазочного материала.

Само базовое масло делится на группы:

2 группа — это масла очищенные водородом (гидрокрекинг).
Масло данной группы почти не содержат серы, при производстве, до момента добавления присадок, представляют из себя практически прозрачную жидкость, за счет чего срок службы самого смазочного материала существенно увеличивается, а уменьшение отложений и нагара в двигателе существенно увеличивает его ресурс.
Терминология -«Минеральное масло».

3 группа — это по сути то же масло 2 группы, но с увеличенным индексом вязкости.
Индекс вязкости масла — это показатель, который фиксирует изменение вязкости в зависимости от температуры.
Путем дополнительных процессов изомеризации масла получают лучшие показатели как низко-, так и высокотемпературной вязкости, что позволяет быть уверенным в смазочном материале как при запуске в самый сильный мороз, так и при эксплуатации при максимальных нагрузках.
Терминология — «Синтетика».

Смешение 3 или 4 групп базового масла с 1 или 2 группой базового масла — «Полусинтетика». При смешении 3 или 4 групп базового масла с 1 группой получается «Полусинтетика» увеличенным показателем по сере и иным элементам, что негативно отражается на ресурсе двигателя.

Классификация базового масла Американским институтом нефти (API).

Всего 5 групп (API 1509, Приложение E). Группа IV содержит полностью синтетическое базовое масла из полиальфаолефинов. Группа V для всего другого базового масла, не включенного в группы I — IV.

  • 1 я буква обозначает применение смазочных материалов:
    — масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S
    — масла для дизельных двигателей — буквой C.
  • 2 я буква обозначает уровень свойств моторного масла.

Классификация моторного масла API для бензиновых двигателей

SE *** Бензиновые двигатели 1972. Те же требования к моторному маслу, что и для категории SD, но лучше защита двигателя.
SF *** Бензиновые двигатели 1980. Те же требования, что и для категории SE, но улучшена защита от износа и окислительная стабильность.
SG *** Бензиновые двигатели 1988. Те же требования, что и для категории SF, но лучше защита от износа, образования шлама и окисления масла.
SH *** Бензиновые двигатели 1993. Те же требования, что и для категории SG, но вводится система лицензирования и записи результатов всех моторных тестов и формул с целью гарантии качества. Символ API, который свидетельствует о дейсвтительном соответствии уровню SH помещается на этикетки канистр.
SJ Бензиновые двигатели 1996. Те же требования, что и для категории SH (включая лицензию и систему сертификатов) с лучшей защитой от окисления масла при высоких температурах и забивания катализатора.
Начиная с 01/08/97, уровень SJ официально заменяет SH.
SL Бензиновые двигатели 2001. Новые тесты на степень износа (Seq IVA), моющие свойства моторного масла (TEOST MHT4), окисление (Seq IIIF) и низкотемпературные отложения (Seq VG) для лучшей защиты двигателя и продления интервала замены масла. Стандарт SL заменил API SJ в середине 2001г.
SM Бензиновые двигатели 2004. Улучшены общие свойства для максимально-расширенного интервала замены масла. Ужесточен тест на высокотемпературные отложения (TEOST), новый тест на окисление (Seq. IIIG).
SN Бензиновые двигатели 2010. Представлен в октябре 2010 г. Разработан для автомобилей 2011 года выпуска и более ранних. Улучшенная защита от высокотемпературных отложений на поршнях. Более жесткие требования к контролю сажи и совместимости с уплотнителями.

*** устаревшие классификации, подобно APISA, APISB, APISC и APISD.

Классификация моторного масла API ДЛЯ 2-тактных двигателей

Классификация API для дизельных двигателей.

Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками (2002). Масла для последних дизельных двигателей с пониженным выхлопом, перекрывает требования CH-4. Особенно подходит для оборудования, работающего на дизельном топливе с очень низким содержанием серы (менее 0,5%). Ужесточенные требования к свойствам масел и одновременное увеличение интервала замены масла в 2 раза. Увеличение срока службы двигателя. Также принимается во внимание более строгие требования к работе с системами доочистки выхлопных газов.

Новая версия, названная API CI-4 Plus была опубликована в 2004г. с целью улучшить совместимость с системами EGR

* устаревшие спецификации, ровно как и API CA, API CB, API CC and API CD. CF и CG-4.

Читайте также  Какое масло лить в трансмиссию приоры

Классификация API для 2-тактных дизельных двигателей.

CD-II 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1988). Улучшенная защита от износа и отложений. Удовлетворяет требованиям уровня CD.
CF-2 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1994). Более жесткие требования, чем API CD-II. Усиленная защита от износа поршневых колец и цилиндров.

Классификация API трансмиссионного масла

Классификация ACEA

Категория А/B:
A – бензиновые двигатели
B – дизельные двигатели

Без экономии топлива Экономия топлива
Увеличенный интервал замены A3 / B4 A5 / B5
Стандартный интервал замены A3 / B3 A1 / B1

Категория C:
Двигатели с системами доочистки выхлопных газов

Без экономии топлива Экономия топлива
Низкое содержание SAPS С4 С1
Среднее содержание SAPS С3 С2

Описание требований ACEA 2008 к маслам категории Low SAPS (низкое содержание серы, фосфора и сульфатных зол)

Высокая экономия топлива
Низкое содержание SAPS

2.9 ≤ HTHS
P ≤ 0.05 %;
S ≤ 0.2%,
CS ≤ 0.5 %

Высокая экономия топлива
Среднее содержание SAPS

2.9 ≤ HTHS
0.070 % ≤ P≤ 0.090 %,
S ≤ 0.3 %,
CS ≤ 0.8 %

Стандартная экономия топлива
Среднее содержание SAPS

HTHS ≥ 3.5
0.070 % ≤ P≤ 0.090 %,
S ≤ 0.3 %,
CS ≤ 0.8 %

Сатндартная экономия топлива
Низкое содержание SAPS

HTHS ≥ 3.5
Пониженная летучесть (≤11%)
P≤ 0.090%, S ≤ 0.2%, SA ≤ 0.5%

HTHS — вязкость масла в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры.

Классификация ACEA для тяжелой техники

Низкое содержание SAPS

Среднее содержание SAPS

Расширенный интервал замены

Стандартный интервал замены

TBN — щелочное число

Классификация моторного масла SAE J300

Классификация SAEJ 300 используется для характеристики вязкости (сопротивления течению) масла при высоких и низких температурах.
SAE: Society of Automotive Engineers (Общество автомобильных инженеров, США).

Класс вязкости по SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Проворачивание 1), МПа*сек, max при температуре,
°С
Прокачиваемость 2), МПа*сек, max при температуре,
°С
Кинематическая вязкость 3), мм 2 /сек при 100 °С При высокой скорости сдвига 4), МПа*сек, при 150 °С и 106 с-1, min
min max
0W 6200 при -35 60000 при -40 3,8
5W 6600 при -30 60000 при -35 3,8
10W 7000 при -25 60000 при -30 4,1
15W 7000 при -20 60000 при -25 5,6
20W 9500 при -15 60000 при -20 5,6
25W 13000 при -10 60000 при -15 9,3
20 5,6 9,3 2,6
30 9,3 12,5 2,9
40 12,5 16,3 2,9
(0W-40,
5W-40,
10W-40)
40 12,5 16,3 3,7
(15W-40, 20W-40,
40)
50 16,3 21,9 3,7
60 21,9 26,1 3,7

1. ASTMD 2602 – имитатор холодного пуска CCS
2. ASTMD 4684 и D 3829 – мини-ротационный вискозиметр MRV
3. ASTMD 445 – стеклянный капиллярный вискозиметр
4. ASTMD – конический имитатор подшипника HTHS

Пример: SAE 15W- 40

15W — Низкотемпературный класс вязкости.
Буква « W » означает winter (зима)
Чем ниже класс, тем ниже температура возможного старта двигателя
40 — Высокотемпературный класс
Чем выше класс, тем выше температура, которую может выдержать масло (защита двигателя при высоких рабочих температурах).

SAE xxW-yy — Всесезонное масло, например Quartz 9000 5W-40
SAE xxW или SAE yy – Сезонное масло, например Rubia S 10W

Сезонные масла, в основном, используются там, где нет сильных перепадов температуры и среднегодовая температура достаточно высокая. Всесезонные масла предлагаются как с зимней, так и с летней степенью вязкости.

Классификация трансмиссионных масел или почему лучше покупать дорогое

Несколько десятилетий назад разделение трансмиссионных смазок по категориям было не настолько разноплановым и многогранным, как в настоящее время. Существовало не более десятка подвидов смазок, которые покрывали более 90% потребностей всего розничного рынка.

Трансмиссионное масло ТАД

Сегодня классификация трансмиссионных масел (ТМ) для автомобильного транспорта развилась настолько, что даже осведомленные в этом вопросе автомобилисты не смогут точно разъяснить по кодировке смазки, для чего она предназначена и какие характеристики имеет.

Появилось и утвердилось в качестве общепризнанных несколько классификаций.
Рассмотрим несколько распространенных мировых классификаторов, по которым подразделяются смазочные материалы для узлов трансмиссии автомобильного транспорта.

Классификация по SAE

Наиболее известной, понятной и общедоступной для рядовых автолюбителей выступает классификация, введенная мировым сообществом инженеров. Для маркировки трансмиссионных масел принята спецификация, получившая название SAE J306.

Вязкость ТМ по SAE

Так же, как и для моторных масел, основным критерием для градации ТМ-масел по SAE выступает вязкость. По аналогии присутствуют летние и зимние вязкостные индексы. Для зимних смазок сегодня введены четыре категории:

  1. 70W;
  2. 75W;
  3. 80W;
  4. 85W.

С повышением числового индекса увеличивается вязкость. Здесь, в отличие от смазочных материалов для ДВС, не делается столь четкая градация по допустимым для использования температурам окружающей среды.

Зависимость вязкости от температуры

В немалой степени влияют конструктивные особенности узла и его рабочие режимы нагрузки. Хотя температурный режим по-прежнему имеет наибольший вес при выборе масла.

Классификация по SAE для летних режимов работы включает 5 возможных вариантов:

  1. 80;
  2. 85;
  3. 90;
  4. 140;
  5. 250.

Здесь, аналогичным с летней градацией образом, происходит повышение вязкости с увеличением индекса. Для легковых автомобилей индексы 140 и 250 практически не используются. Смазки с вязкостью 140 и 250 применяются в крупногабаритных тихоходных узлах, которые работают с огромными по меркам серийных авто нагрузками.

Разделение трансмиссионных смазок по API

Традиционно градация всех продуктов нефтепереработки для авто по API (американский институт нефти) основывается на комплексных характеристиках, определяющих рабочие свойства, молекулярный состав и сферу применения масел.

Причем здесь не делается упор на строгое соблюдение всех компонентов масла, а контролируются лишь отдельные, наиболее весомые параметры.

Классы масел по API

Классификация по API для трансмиссионных масел включает в себя шесть основных классов, которыми маркируется более 95% всех производимых ТМ-смазок для узлов серийных авто, и два дополнительных.

Основная градация имеет буквенный индекс GL (Gear Lubrication) и цифру от 1 до 6, написанную через дефис. С повышением цифрового параметра увеличивается технологичность смазки. Сегодня трансмиссионные масла до GL-3 включительно относятся к устаревшим и практически не встречаются.

API GL-4

Трансмиссионное масло с индексом по API GL-4 предназначено для узлов трансмиссии, имеющих все стандартные типы передач, которые работают в условиях средних и тяжелых нагрузок.

Синхронизаторы МКПП

Хорошо сочетаются с синхронизированными МКПП. Но не подходят для ведущих мостов, в которых главная передача – гипоидного типа с большим смещением осей вращения зубчатых колес относительно друг друга.

Смазки категории GL-4, благодаря относительно простому пакету противозадирных и противоизносных присадок, не в состоянии обеспечить надежную защиту для нагруженных гипоидных передач нового поколения.

API GL-5

Смазочные материалы с обозначением API GL-5 включают в себя усовершенствованный набор противозадирных и противоизносных добавок, что позволяет им работать в более тяжелых условиях.

Гипоидная передача

Например, для ведущих мостов и раздаточных коробок, в конструкции которых есть гипоидные передачи. Однако для традиционной механики отечественной классики и некоторых зарубежных, где не рекомендуется по регламенту использование трансмиссионных масел GL-5, эти смазки неприменимы.

Все дело в принципе работы синхронизаторов. Выравнивание частоты вращения между сопрягаемыми шестернями происходит благодаря силе трения между синхронизатором и одной из шестерен.

Это обеспечивает плавное вхождение зубчатых колес в зацепление, так как частота вращения зубчатых колес выравнивается. Масла GL-5 сильно снижают коэффициент трения между синхронизатором и шестерней, что снижает эффективность его работы. Передачи могут начать включаться с затруднением и характерным металлическим скрежетом.

Увидев это, ты не захочешь экономить. Чем отличается дешевая смазка от дорогой — видео

API GL-6

Масла GL-6 создавались уже не только с учетом повышения рабочих свойств, но и с большой долей влияния экологических стандартов. Хорошо справляются с экстремальными нагрузками в гипоидных зацеплениях. Имеют увеличенный ресурс. Способны переносить более высокие рабочие температуры.

Существует два дополнительных класса по API, которые менее распространены ввиду ограниченной сферы применения:

  • МТ-1 – в целом аналог GL-5, но с повышенной стойкостью к длительным термическим нагрузкам;
  • PG-2 – смазки для узлов коммерческой техники со сниженной агрессивностью по отношению к уплотнительным элементам из эластомера (по остальным требованиям схоже с маслами GL-5).

Классификация трансмиссионного масла по API получила наибольшее распространение.

Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ

Несмотря на то, что сегодня почти все смазочные материалы отечественного производства маркируются по классификациям API и SAE, ГОСТом 17479.2-85 предусмотрено весьма удобное разделение ТМ-масел.

Классификация по ГОСТ состоит из двух заглавных букв ТМ (трансмиссионные масла) и двух числовых индексов, следующих за буквами через дефис.

Вязкость по ГОСТ

Первый числовой индекс после букв ТМ указывает на группу масел по составу и области применения. Принцип схож с классификацией по API. Перечень этих индексов периодически дополняется. Последующие цифры (или цифра) говорит о вязкостных характеристиках.

Группы по ГОСТ

В качестве пример рассмотрим масло ТМ-4-9. Первый числовой коэффициент означает, что трансмиссионная смазка включает пакет противозадирных присадок высокой эффективности, обеспечивающих защиту всех типов передач (в том числе гипоидных) при напряжении на сопрягаемых поверхностях до 3000 Мпа.

Читайте также  Комплект прокладок трансмиссии мтз

Ограничения по температуре составляет 150 °C. Второй говорит о том, что вязкость при температуре 100 °C составляет от 6,00 до 10,99 сСт. Детально посмотреть все параметры можно в ГОСТ 17479.2-85.

Доступно о сложном, классификации трансмиссионных масел по SAE, API, ТАД — видео

Все о типах трансмиссионных масел.

Для обеспечения нормальной работы трансмиссии используемые в ней масла должны обладать рядом специфических свойств. По своим качествам и сфере применения эти масла существенно отличаются друг от друга. По областям применения «трансмиссионки» делятся на масла для механических коробок передач (МКП) задне– и переднеприводных автомобилей и для автоматических коробок передач (АКП). Кроме этого, они же применяются в гидроусилителях рулевого управления (ГУР). Масла для МКП предназначены для обеспечения нормальных условий работы коробок передач — эффективная смазка пар трения, снятие механических нагрузок, отвод тепла и продуктов коррозии, микроабразивных частиц из мест износа.

Масла для АКП, кроме этого, выполняют роль передатчика механической энергии во всем комплексе гидромеханической трансмиссии. К этой группе масел предъявляются требования более высокие по сравнению с маслами для МКП. Как и для моторных, так и для трансмиссионных масел в качестве базовых (основы) используются минеральные, комбинированные (полусинтетические) или полностью синтетические масла. В зависимости от них изменяется основной показатель масла — вязкостно–температурная характеристика — и ряд других эксплуатационных показателей.

Основными свойствами трансмиссионных масел являются смазывающая способность, вязкость, термоокислительная способность, антикоррозионные свойства и стойкость к пенообразованию. Смазывающая способность — основная характеристика — напрямую зависит от возможности масла предохранять поверхности трения от различных повреждений. Этот показатель улучшается по мере увеличения вязкости, однако при этом вступает в силу закон борьбы и единства противоположностей: большая вязкость обеспечивает высокую прочность смазывающей пленке, но при этом возрастают потери мощности трансмиссии. Кроме всего прочего, вязкое масло сильнее густеет на морозе, и переход трансмиссии в рабочий режим требует ее прогрева.

Менее вязкое масло отлично противостоит утренним заморозкам, «раскрутка» трансмиссии отнимает гораздо меньше времени и сил. Но при этом снижается прочность масляной пленки и смазывающие способности в целом. Чтобы сбалансировать оба эти показателя, используют специально подобранные пакеты присадок. К тому же более жидкие масла обладают большей проникающей способностью и легче находят микрощели для «ухода» из коробок. В современных агрегатах с этим явлением борются с помощью высокоэффективных герметиков, которые применяются еще на стадии производства автомобилей.

Отдельно стоит сказать несколько слов о стойкости масла к пенообразованию. Для большинства автомобилистов это свойство, к сожалению, малоинтересно, но почувствовать все коварство данного явления можно довольно быстро. Ведь именно от него во многом зависит срок службы трансмиссии. Дело в том, что в процессе работы происходит интенсивное перемешивание масла с неизбежным образованием самой обычной пены. Если не избавиться от нее, вместо масла в коробке образуется воздушно–масляная смесь. И в момент попадания в места трения воздушных пузырьков эти поверхности остаются вообще без смазки. Зато резко возрастает динамика процесса коррозии из–за соприкосновения металла с кислородом. При высоком пенообразовании по существу половину времени коробка работает всухую.

Масла для механических коробок передач.

Так же, как и моторные, трансмиссионные масла маркируются в зависимости от их вязкостно–температурных характеристик и эксплуатационных свойств. В практике российских товаропроизводителей применяются три системы классификации: ГОСТ 17479.2–85, SAE J306 и API. Зарубежные компании, естественно, обходятся лишь двумя последними. ГОСТ РФ в зависимости от вязкости при 1000С, которая обозначается цифрами 9, 12, 18 и 34, разделяет все масла на четыре группы. Эксплуатационные свойства обозначаются цифрами от одного до шести. Если на канистре трансмиссионного масла российского производства имеется маркировка ТМ–5–12, это означает соответствие классификации SAE 85W–90.

Классификация SAE предусматривает деление масел на три группы:

— зимние маркируются индексами 70W, 75W, 80W и 85W;

— летние — 80, 85, 90, 140 и 250;

— всесезонные имеют двойное обозначение (75W–90, 80W–140).

Классификация API делит масло на семь групп: GL–1 до GL–6 и МТ–1. Самыми ходовыми являются масла групп GL–4 и GL–5. Масла первой группы предназначены для эксплуатации коробок при умеренных нагрузках, второй — для работы в сильно нагруженных трансмиссиях, эксплуатирующихся в жестких условиях.

Масла для гидромеханических коробок передач.

Трансмиссионные масла или жидкости для АКП не только смазывают узлы и агрегаты коробок, но и передают мощность двигателя в гидротрансформатор, работают в момент включения фрикционных муфт, обеспечивают их сцепление, а также надежное и эффективное охлаждение. Масла этой группы чаще называются Automatic Trans-mission Fluids (ATF) — жидкость для автоматических трансмиссий. У ATF есть одна особенность — цвет. Чтобы случайно не использовать их в обычных коробках передач, для чего они не предназначены в принципе, их специально окрашивают в заметный цвет, чаще всего красный.

В отличие от масел для МКП, жидкости для АКП не имеют жестких международных стандартов. Ведущие мировые автопроизводители разработали собственные требования к ним и классификации, которым и должны соответствовать ATF. У «General Motors» это группы Dexron II, III и IV. Нормы компании «Ford» обозначаются как «Mercon», концерна «DaimlerChrysler» — МВ 236.1/236.5. При этом группы Dexron II и III взаимозаменяемы с жидкостями класса Mercon и даже могут смешиваться, но, правда, только после квалифицированной консультации с техническими специалистами автомобилестроительных компаний. Жидкости для АКП чаще всего используются и в гидроусилителях рулевых механизмов, хотя для этой цели вполне подходят и обычные трансмиссионные масла.

Большое разнообразие конструкций механических и автоматических коробок передач автомобилей классических, переднеприводных и полноприводных моделей требует от маслопроизводителей выпуска широкой гаммы трансмиссионных масел. Ведущие мировые компании стараются предусмотреть все жизненные ситуации, чтобы в руках автомобилистов в нужное время оказалось масло, полностью отвечающее конкретным условиям эксплуатации.

Среди современных разработок — серия смазочных материалов и технических жидкостей «4х4», специально предназначенных для внедорожников, спортивных и высокодинамичных автомобилей. Она включает моторные и трасмиссионные масла, ATF, тормозную жидкость. Многие производители поставляют на рынок отличные минеральные трансмиссионные масла, обладающие высокой термической стойкостью, одинаково эффективно работающее в главных передачах гипоидного зацепления и традиционных дифференциалах, в механических коробках передач и трансмиссиях классических автомобилей с задним приводом и т. Д. Часто эти продукты имеют и прекрасные противовспенивающие свойства.

Трансмиссионные масла, выполненные на полностью синтетических основах, относятся к смазочным материалам высокого класса. Такие масла рекомендуется для механических коробок передач и дифференциалов, работающих в сильно нагруженных системах, в том числе легковых автомобилях среднего и большого класса, легких грузовиках и мини–вэнах. Масла допускают длительную эксплуатацию с увеличенными сроками замены и, что особенно важно для российских условий, при низких и сверхнизких температурах. Индекс EP (от английского extra presure) в названии сообщает о том, что это масло предназначено специально для защиты механизмов, испытывающих экстремальные нагрузки. Кроме отличных смазывающих способностей, оно характеризуется высокой температурной стабильностью, в том числе и при высоких и сверхвысоких давлениях.

Представлен на рынке и широкий спектр полностью синтетических смазок. Они предназначены для работы в МКП, в том числе полностью синхронизированных, со значительно увеличенным (до 800 тыс. км) сроком замены масла. С одинаковым успехом могут применяться в трансмиссиях и легковых, и грузовых автомобилей. Полусинтетические масла группы 4×4 — это многоцелевые и многофункциональные смеси масла с пакетом присадок для работы при высоких и сверхвысоких температурах и давлении. По своим показателям они часто относится к категории энергосберегающих и значительно превосходит требования, предъявляемые к маслам для цилиндрических и гипоидных пар зацепления. Эти продукты давно пользуется заслуженным успехом у российских джиперов.

На российском рынке трансмиссионных масел присутствуют признанные лидеры отрасли и новые фирмы, зарубежные и отечественные производители. Обширный ассортимент позволяет подобрать масло практически для любого конкретного автомобиля в зависимости от марки, года выпуска, пробега и условий эксплуатации.

Масла для обычных коробок передач также разработаны и выпускаются с учетом всех требований и рекомендаций мировых автопроизводителей. Универсальные всесезонные масла особо рекомендуется для МКП, главных передач и мостов с высокими нагрузками. Характерная особенность — снижение шумов трансмиссии и «низкотемпературные» способности, улучшенные антикоррозионные и противозадирные свойства, хорошие противовспенивающие и температурно–вязкостные характеристики.

Жидкости для АКП серии ATF разработаны с учетом требований, предъявляемых к трансмиссиям, работающим в условиях высоких механических и термических нагрузок, и могут быть использованы в трансмиссиях любых легковых автомобилей, гидравлических усилителях руля и сцепления.

Так что выбор трансмиссионных масел, смазок и жидкостей нынче очень велик. Вы всегда сможете найти продут по потребностям вашей машины и по возможностям вашего кармана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: