Гидростатическая трансмиссия бульдозера это

Трансмиссия ТМ10 ГСТ

В статье рассматривается вопрос развития трансмиссии гусеничных бульдозеров класса тяги 10…15 т на гусенице.

1.jpg

Для начала немного истории. Само понятие «бульдозер» возникло в конце XIX в. и означало мощную силу, преодолевающие любые барьеры. К гусеничным тракторам это понятие стали относить в 1930-е гг., образно характеризуя мощь гусеничной машины с закрепленным спереди металлическим щитом, перемещающим грунт. В качестве базы первоначально использовали трактор сельскохозяйственного назначения с главной особенностью – гусеничным ходом, обеспечивающим максимальное сцепление с грунтом. Гусеница определяется как бесконечный рельс. К изобретению ее, как и ко всем ключевым фундаментальным открытиям, имели отношение русские ученые. Один из первых патентов зарегистрирован в России около 1885 г.

Одной из особенностей гусеничного хода является возможность поворота за счет отключения одного из траков, или его блокирования, или включения его в противоход. На рис. 1 показана типовая схема механической трансмиссии, которую использовали и на первых гусеничных бульдозерах и применяют до сих пор.

2.jpg

Достоинства данной схемы – простота конструкции агрегатов, к.п.д. более 95%, низкая стоимость и минимальные затраты времени на ремонт.

3.jpg 4.jpg

В период бурного роста мировой экономики в 1955–1965 гг. и развития технологий механообработки и химической отрасли параллельно несколько производителей гусеничных бульдозеров применили гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Она строилась на базе гидротрансформатора (ГТР), получившего к тому времени широкое распространение на тепловозах. ГМТ на бульдозерах была востребована в первую очередь в тяжелом классе: более 15 т тяги, и характеризуется возможностью получать максимальный момент на нулевой скорости, т. е. при максимальном сцеплении гусеницы с грунтом и максимальном сопротивлении перемещаемой массы грунта. Единственным и критичным недостатком помимо технологической сложности оставались высокие механические потери – 20…25% у одноступенчатого ГТР, применяемого в подавляющем большинстве на гусеничных бульдозерах с использованием ГМТ. Схема гидромеханической трансмиссии представлена на рис. 2.

5.jpg

Достоинства данной схемы – максимально возможная тяга на гусеницы, более простое управление по сравнению с механической трансмиссией, эластичная связь двигатель–гусеница.

Необходимость использовать дорогостоящие планетарные КП и бортовые редукторы вызвана передачей более высокого крутящего момента, чем в механической трансмиссии, – до двух раз. Схему ГМТ на сегодняшний день используют лидирующие производители гусеничных бульдозеров Komatsu и Caterpillar. Лишь Челябинский тракторный завод обеспечивает немалую долю механических трансмиссий, более 50 лет выпуская практически не изменившуюся копию Caterpillar 1960-х гг.

6.jpg

Следующей технологической ступенью развития трансмиссии гусеничных бульдозеров стало применение схемы «гидронасос (ГН) – гидромотор (ГМ)» под общим термином «гидростатическая трансмиссия» (ГСТ). Начало широкого использования ГН–ГМ было положено военными при совершенствовании приводов артиллерийских орудий, где требовалась высокая скорость перемещения подвижных частей, имеющих немалую инерционную массу, что исключало использование жесткой механической связи.

Трансмиссия именно такого типа сегодня преимущественно распространена на спецтехнике среднего и тяжелого класса: гидростатическую трансмиссию применяют все лидеры рынка экскаваторной техники. Применение ГСТ в экскаваторах связано с выполнением ими основной работы исполнительными механизмами с гидропередачей усилия. Распространению ГСТ также способствовало совершенствование технологий механообработки и широкое распространение синтетических масел, производимых под заранее заданные параметры использования, а кроме того, и развитие микроэлектроники, позволившее реализовывать сложные алгоритмы управления ГСТ. Схема гидростатической трансмиссии представлена на рис. 3.

7.jpg

Достоинства данной схемы:

  • высокий к.п.д. – более 93%;
  • максимально возможная тяга на гусеницы выше, чем у ГМТ, за счет меньших потерь;
  • лучшая ремонтопригодность благодаря минимальному количеству агрегатов и их унификации разными производителями, в основном не выпускающими готовые гусеничные бульдозеры;
  • это же обеспечивает минимальную стоимость агрегатов;
  • максимально простое управление одним джойстиком, позволяющее без доработок реализовывать дистанционное управление, в том числе с помощью радиосвязи;
  • эластичная связь двигатель–гусеница;
  • малые габаритные размеры, что позволяет использовать высвободившееся пространство под навесное оборудование;
  • возможность макроконтроля состояния всей трансмиссии по одному параметру – температуре рабочей жидкости;
  • максимально возможная маневренность – нулевой радиус разворота за счет противохода траков;
  • возможность 100%-ного отбора мощности на гидрофицированное навесное оборудование от штатного гидронасоса;
  • минимальная шумовая и вибронагрузка на среду;
  • возможность дешевой программной, а также технологической модернизации в ближайшем будущем за счет элементарного перехода на рабочую жидкость с новыми свойствами, полученными на основе нанотехнологий.

Косвенным подтверждением таких преимуществ является выбор ГСТ лидером немецких производителей спецтехники компанией Liebherr в качестве базовой в конструкции всей спецтехники, в том числе гусеничных бульдозеров. Таблица всех преимуществ, недостатков и особенностей эксплуатации различных типов трансмиссий, в том числе «новой» для Caterpillar и реально реализованной еще в 1959 г. заводом ЧТЗ на бульдозере ДЭТ-250 электромеханической трансмиссии, приведена на сайте www.TM10.ru Завода «ДСТ-Урал».

8.jpg 9.jpg

Конечно, читатели обратили внимание на предпочтения авторов статьи. Да, мы делаем свой выбор в пользу ГСТ и считаем, что именно такое решение позволит преодолеть технологическое отставание лидеров производства спецтехники в России и оторваться от восточного соседа – Китая, претендующего на легкое поглощение нашего рынка бульдозеров. Новый бульдозер ТМ с трансмиссией на компонентах Bosсh Rexroth класса тяги 13…15 т будет представлен «ДСТ-Урал» уже в июле. Рабочая масса нового бульдозера останется 23,5 т, мощность – 240 л.с. и максимальная тяга – 25 т, что с 5%-ным отставанием соответствует аналогу Liebherr PR744 (24, 5 т, 255 л.с.). Еще раз напомним о существующих возможностях отечественного машиностроения. К примеру, мы первыми в мировой практике применили схему тележек на каретках качания в 10-м классе гусеничных бульдозеров на серийном выпуске. До этого ее могли себе позволить производители только в тяжелом классе этих машин массой более 30 т, где цены в разы выше. Рыночная цена бульдозера ТМ10 на каретках качания с гидростатической трансмиссией планируется не более 4,5 млн. руб.

Что вызвало революцию на рынке гусеничных бульдозеров

Долгое время гусеничные бульдозеры считались одним из наиболее сложных в управлении видов землеройной техники. Однако в последние годы благодаря внедрению ряда новых технологий управлять ими становится гораздо легче, а сами бульдозеры приобретают все более универсальные, разносторонние возможности.

Одной из главных причин этого, безусловно, можно считать завоевывающую все большую популярность гидростатическую трансмиссию. Происходящие изменения некоторые специалисты называют даже «гидростатической революцией». Что же создало в мире бульдозеров столь «революционную ситуацию»?

Бульдозер John Deere 850K с гидростатической трансмиссией и системой точной планировки

Гидростатическая трансмиссия как примета времени

Для начала немного статистики. За последние 10 лет доля бульдозеров с гидростатическим видом трансмиссии (по крайней мере, среди машин мощностью до 130 л.с.) постоянно росла. Согласно данным Справочника мирового строительного оборудования, в настоящее время именно бульдозеры с гидростатикой занимают доминирующие позиции. Так, если в 1999 году среди машин мощностью до 130 л.с. на 33 бульдозера, оснащенных коробкой передач, приходилось 25 «гидростатов», то к 2004-му на 27 «традиционных» приходилось уже 38 бульдозеров с гидростатической трансмиссией. Последние данные того же справочника еще более красноречивы: 9 и 36.

Такие изменения в соотношении отнюдь не случайны: избавленные от коробки передач, бульдозеры стали более разносторонними машинами с широким спектром действия.

Бульдозер Liebherr PR 764, оснащенный экономичным гидростатическим приводом

Смелость, основанная на расчете

Компании — производители землеройной техники разными темпами шли к признанию целесообразности использования гидростатической трансмиссии.

Так, несмотря на то, что уже более 100 лет мировым лидером по производству гусеничных бульдозеров считается корпорация Caterpillar, инициатором «гидростатической революции» стала другая американская компания — John Deere. Именно ее разработчики еще в 1976-м создали первый двухдисковый бульдозер с гидростатической трансмиссией.

В последующие годы, в отличие от большинства производителей (за исключением разве что компании Liebherr), John Deere оснащала гидростатической трансмиссией абсолютно все свои бульдозеры, вплоть до самой крупной модели — 35-тонного 1050J мощностью 335 л.с. Целесообразность такого новаторства была заранее точно просчитана инженерами-разработчиками компании.

Новейший бульдозер Komatsu D51PXi-22 с полностью автоматическим контролем отвала

Заманчивые преимущества

Специалистам хорошо известно: принцип гидростатической передачи заключается в том, что источник механической энергии приводится в действие гидронасосом, подающим масло в гидравлический двигатель. Не случайно главным достоинством бульдозеров с гидростатической трансмиссией эксперты в области строительной техники считают отсутствие коробки передач, дифференциала, сцепления и классических тормозов. Такая «облегченная» машина не только обеспечивает высокую производительность, но и снижает затраты на обслуживание, облегчает управление бульдозером, делает его более «гибким» и разносторонним в применении. Благодаря гидростатическому приводу двигатель работает с постоянной скоростью в наиболее экономичном диапазоне оборотов независимо от скорости движения. Результат — значительная экономия топлива без ущерба для мощности и производительности.

Даже при работе на ровной поверхности бульдозер с гидростатической трансмиссией имеет преимущества перед «традиционным», поскольку обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости — то есть отпадает необходимость в переключении передач. Если в процессе работы происходит увеличение нагрузки, бульдозеристу не нужно что-либо предпринимать: машина автоматически увеличивает мощность. Гидростатическая трансмиссия дает преимущество и в случае ускоренного торможения. Достаточно ослабить дроссель — и гидравлическое давление в системе заставит машину остановиться. Это особенно важно при работе на неровной местности, при движении бульдозера вверх: никакого отката назад у такой машины не будет.

Еще одним важным преимуществом гидростатической системы передачи специалисты называют возможность выбрать определенную электронную программу на дисплее монитора в кабине машины. В зависимости от рабочей ситуации и расписания работы бульдозериста можно, например, регулировать частоту перерывов, степень чувствительности рычагов, педали торможения и рулевой модуляции.

Опытные операторы строительных машин знают: среди наиболее сложных видов работ для бульдозера значится укладка труб в траншеи. И в этом случае как раз гидростатическая система способствует их безопасной транспортировке с регулируемой скоростью и точной укладке.

Обновленный бульдозер Cat D9T с системой Automated Blade Assist

Гидростатика рука об руку с навигатором

Сильные стороны гидростатической системы трансмиссии особенно ярко проявились с приходом спутниковой системы навигации, то есть с появлением навигаторов (GPS). Оснащенные гидростатической трансмиссией в сочетании с навигатором, бульдозеры позволили использовать их не только на крупных землеройных работах, но и там, где требуется снять последние миллиметры почвы, причем с качеством не хуже, чем у автогрейдера. Применение различных режимов, контроля скорости в сочетании с точностью управления, обеспечиваемой GPS, существенно повышает возможности машины, одновременно облегчая управление ею.

Читайте также  Автоматическая трансмиссия для мотоцикла

Еще совсем недавно подрядчикам необходимо было иметь два бульдозера: большой — для крупных земляных работ и маленький — бульдозер или автогрейдер — для завершающего этапа. Появление крупных бульдозеров с гидростатической трансмиссией, к тому же оснащенных GPS, означает, что необходимость в дополнительных машинах отпадает. Мощный и многофункциональный бульдозер отлично справляется с работой от начала и до конца.

Облегчение при обучении

Рассуждая о преимуществах все более активного использования бульдозеров, оснащенных гидростатической трансмиссией в сочетании с GPS, специалисты напоминают, что одна из перманентных проблем отрасли — нехватка высококвалифицированных бульдозеристов. И в этом смысле нынешние гидростатические бульдозеры — это просто подарок.

Оснащенные современным оборудованием, эти машины позволяют опытным операторам настроить их предельно точно, в соответствии с предстоящими видами работы. Но не менее важен и тот факт, что молодым бульдозеристам под руководством наставников требуется меньше времени, чтобы освоить когда-то капризную технику. Современное оснащение машин позволяет им приобрести нужную квалификацию по управлению бульдозером ценой куда меньших «проб и ошибок», чем это было ранее, в «догидростатическую эпоху».

Гидростатические бульдозеры Shantui

Гидростатические бульдозеры Shantui

ООО «СтройИмпортТехника» совместно с концерном Shantui Construction Mashinery Co., Ltd осенью 2020 года запустила демо-программу, направленную на популяризацию бульдозеров гидростатической серии DH в России.
Доступны модели DH08, DH10, DH13, DH16, DH17, DH24 и DH26 в комплектациях и конфигурациях, удовлетворяющих различным условиям эксплуатации, с силовыми агрегатами соответствующими требованиям экологических стандартов EPA Tier-2, Tier-3 и Tier-4F.

1

ГИДРОСТАТИЧЕСКОE ДВИЖЕНИE SHANTUI В РОССИИ

Бульдозеры Shantui разрабатываются и производятся концерном Shantui Construction Mashinery Co., Ltd (КНР) с 1980 года.

Благодаря использованию технологий ведущих мировых производителей инженерам Shantui удалось создать продукт с отличным соотношением цены и качества.

Бульдозеры Shantui являются многофункциональными, надёжными, ремонтопригодными и простыми в эксплуатации машинами, которые обладают высокой манёвренностью и производительностью.

Бренд Shantui положительно зарекомендовал себя на мировом и российском рынке.

Компания ООО «СтройИмпортТехника», являясь эксклюзивным дистрибьютором Shantui Construction Mashinery Co., Ltd на территории Российской Федерации, предлагает Российским потребителям всю линейку гидромеханических и гидростатических бульдозеров Shantui.

Гидромеханические бульдозеры SHANTUI серии SD

DH16K2XL

Известные и популярные модели: SD16, SD22, SD26 и SD32 доступны в комплектациях и конфигурациях, удовлетворяющих различным условиям эксплуатации.

Классическая конструкция прошла испытание временем.

— Гидромеханическая трансмиссия позволяет эффективно использовать мощность двигателя

— Централизованный контроль над системами давления облегчает тестирование машины и диагностику неисправностей

— Надёжная гидравлическая система обеспечивает отличные рабочие характеристики в сочетании с легкой управляемостью

— Шестигранная кабина увеличивает зону видимости

— Эргономично расположенные системы управления двигателем, ходом и педаль тормоза позволяют оператору легко и удобно управлять бульдозером

— Системы управления передачей и ходом объединены в один рычаг

— Возможность установки башмаков гусеницы различной ширины для различных типов поверхностей позволяет добиться оптимальных тяговых характеристик на различных грунтах

— Различные модификации отвалов и навесного оборудования позволяют подобрать оптимальную комплектацию для любых условий эксплуатации

В начале 2020 года Shantui прекратил производство SD08 и SD23. Взамен Российскому потребителю стали доступны: гидростатическая модель DH08B2 (Tier-2) и гидромеханическая модель SD26 (Tier-3). Мощность силовой установки SD26 более 250 л.с.

Гидростатические бульдозеры SHANTUI серии DH

DH08B2 %U62F7%U8D1D(1).jpg

Специалисты концерна Shantui Construction Mashinery Co., Ltd при создании бульдозеров учитывают все инновационные разработки в индустрии.

Доступны модели DH08, DH10, DH13, DH16, DH17, DH24 и DH26 в комплектациях и конфигурациях, удовлетворяющих различным условиям эксплуатации, с силовыми агрегатами соответствующими требованиям экологических стандартов EPA Tier-2, Tier-3 и Tier-4F.

Гидростатическая трансмиссия – это гидравлический привод с закрытым (замкнутым) контуром, в состав которого входят один или несколько гидронасосов и гидромоторов. Предназначена для передачи механической энергии вращения от вала двигателя к исполнительному органу бульдозера, посредством бесступенчатого регулируемого по величине и направлению потока рабочей жидкости.

Применение гидростатического привода позволило упростить силовую передачу, реализовать модульный принцип компоновки, отказаться от таких традиционных трансмиссионных узлов, как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза.

В зависимости от внешних нагрузок, возникающих на рабочих органах, гидростатический привод бульдозера с электронной системой управления в автоматическом режиме регулирует тяговые усилия и рабочие скорости бульдозера. Электронный ограничитель нагрузки позволяет автоматически снижать скорость передвижения бульдозера для достижения полной реализации усилия на рабочих органах при постоянной максимальной силе тяги. Благодаря гидростатическому приводу тяговое усилие бульдозера не зависит от частоты вращения двигателя. Также благодаря гидростатическому приводу возможен плавный бесступенчатый поворот машины без разрыва потока мощности, подводимого к обеим гусеницам. Это позволяет разрабатывать и перемещать грунты и породы на криволинейных участках рабочей площадки и прокладываемой трассы. Такой тип трансмиссии обеспечивает разворот бульдозера на месте за счет того, что его гусеницы могут вращаться в противоположные стороны. Это существенно повышает маневренность бульдозера при работе в стесненных условиях. Управление рабочим оборудованием бульдозера, изменение направления движения и управление ходом осуществляются джойстиками. Отсутствие рычагов включения фрикционов и рычага переключения передач значительно снижает утомляемость оператора и повышает точность и безопасность выполнения работ. Педаль тормоза помимо основной функции торможения также выполняет функцию уменьшения оборотов вращения коленчатого вала двигателя.

ООО «СтройИмпортТехника» совместно с концерном Shantui Construction Mashinery Co., Ltd осенью 2020 года запустила демо-программу, направленную на популяризацию гидростатической серии DH в России.

Бульдозер DH17В2 XL оборудован двигателем Weichai WD10 G190E214, соответствующим уровню выброса токсичных веществ в отработанных газах Tier-2, мощностью 188 л.с. (140 кВт). Машина оснащена гидростатическим приводом LINDE, с электрическим управлением. Система безопасности ROPS/FOPS интегрирована в кабину оператора. Климатическая установка для комфортной работы оператора. Модель обладает полусферическим отвалом ёмкостью 4,7 м. куб., рыхлителем три зуба и шириной башмака 510 мм. Эксплуатационная масса 17500 кг. Бульдозер способен развивать скорость до 10 км/час.

Бульдозер DH26С2 XL оборудован двигателем Weichai WD12 G290E304, соответствующим уровню выброса токсичных веществ в отработанных газах Tier-3, мощностью 261 л.с. (195 кВт). Машина оснащена гидростатическим приводом LINDE, с электрическим управлением. Стандартная кабина с климатической установкой для комфортной работы оператора. Модель обладает полусферическим отвалом ёмкостью 6,5 м. куб., рыхлителем три зуба и шириной башмака 560 мм. Бульдозер способен развивать скорость до 11 км/час.

Все модели оснащены точками доступа для обслуживания с уровня земли.

Для DH26С2 XL система безопасности ROPS/FOPS является дополнительной опцией и доступна для заказа.

Бульдозеры DH17В2 XL и DH26С2 XL эксплуатируются на предприятиях по ремонту и строительству автомобильных дорог и предприятиях лесной промышленности в Центральном Федеральном, Западно-Сибирском и Уральском Федеральных округах.

<BC94BE34-1F64-5C20-0F35-48D176973EE3>.png» width=»500″ height=»374″ /> </p>
<p><b>Отзывы наших клиентов о DH17В2 XL:</b> </p>
<p>«Для работы в лесу это то, что нужно. Небольшие габариты (для своего класса) существенно упрощают транспортировку. Для этого мы берем свой самый крупный платформенный лесовоз на базе КАМАЗА. Довез до нужного участка, сгрузил и наслаждайся. Гидростатика на бульдозере реально ощущается. Даже при повышенном режиме нагрузки машина движется максимально плавно. Грамотное распределение нагрузки существенно экономит ресурс двигателя. Электронная система управления сильно развязывает руки оператора. Удобный джойстик сводит его работу к минимуму. Задал нужный скоростной диапазон, выставил мощность и вперед. Преимущества гидростатики для маневренности трудно не оценить. Раздельное движение гусениц реально обеспечивает разворот на месте. Это особенно важно при работе в плотном лесном массиве. По части обслуживания пока все хорошо. Вовремя меняем масло и пока проблем не возникало. Все функции, для которых бульдозер брали, выполняет отлично. А если он хорош в горном деле и лесозаготовке, то на дорожных работах и подавно.»</p>
<p><b>Отзывы наших клиентов о DH26С2 XL:</b> </p>
<p>«Насосы и моторы хода оригинальные LINDE. В кабине просторно, обзор отличный. До этого работал на старых бульдозерах, Отличия, как говорится, налицо. Нет рычагов торможения бортовых. Есть один джойстик, который отвечает и за скорость, и за повороты. Приборная панель легко читаемая, все показатели как на ладони, если какая неисправность, он дополнительно сигнализирует. Что по ходовой части. Плавное переключение скорости, плавный разворот на месте. Это немаловажные детали, они дополнительно позволяют топливо сэкономить. Топливная аппаратура Tier-3 работает исправно и проблем не доставляет. Нагрузка распределяется грамотно, машина не проседает даже на рыхлых участках. В тёмное время суток за счёт мощных фар хорошая видимость и никакого дискомфорта при работе.»</p>
<p>И несмотря на положительный опыт эксплуатации бульдозеров DH17В2 XL и DH26С2 XL гидравлическая трансмиссия не лишена недостатков. Высокая точность, необходимая при производстве гидроаппаратуры, отражается на её стоимости. Гидростатическая трансмиссия требовательна к качеству и чистоте рабочей жидкости, а диагностику неисправности и ремонт должен выполнять квалифицированный специалист.</p>
<p>Гидростатика не прощает ошибок и халатности. Но при должном техническом уходе (выбор типа масел в соответствии с температурой окружающей среды и своевременная их замена) гидронасосы и гидромоторы практически не подвержены износу. Недостатком является наличие сложных электронных блоков для обеспечения прямолинейного движения. Требует специальных решений для обеспечения запуска в работу при низких температурах. Для гидростатического привода характерна проблема значительного теплообразования. Для отвода тепла используются отдельные теплообменники, установленные рядом с радиатором системы охлаждения двигателя.</p>
<p>Однако, такая система привода требует и более высокой культуры обслуживания со стороны технического персонала, что зачастую является ощутимой преградой при внедрении подобных систем.</p>
<div style=

Компания ООО «СтройИмпортТехника», эксклюзивный дистрибьютор Shantui Construction Mashinery Co., Ltd на территории Российской Федерации, обеспечивает бульдозеры Shantui запасными частями, расходными материалами и сервисным обслуживанием по доступным ценам во время всего срока эксплуатации.

Гусеничные бульдозеры LIEBHERR с гидростатическим приводом

Компания Liebherr является одной из ведущих мировых фирм в области производства широкого спектра строительной, землеройной и погрузочной техники для строительной индустрии, нефтедобывающей, газодобывающей и горнорудной промышленности. Значительное место среди выпускаемой компанией землеройной техники занимают гусеничные бульдозеры. По насыщенности структуры типоразмерного ряда гусеничных бульдозеров Liebherr входит в число ведущих мировых производителей этого вида оборудования наряду с такими компаниями, как Caterpillar, Komatsu, Dressta.

Liebherr производит более 1000 бульдозеров в год, которые поставляются более чем в 100 стран мира, из них около 50% закупается странами Западной Европы. При этом доля бульдозеров Liebherr в классах до 35 т составляет 40–50 % мирового рынка.

Типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров Liebherr включает 6 базовых моделей в диапазоне мощности 77–295 кВт (105–400 л.с.) и эксплутационной массой 11.8–45.0 т (табл. 1).

Гусеничные бульдозеры имеют традиционную классическую компоновку с передним расположением моторной установки и задним расположением кабины оператора.

Основной отличительной особенностью гусеничных бульдозеров Liebherr является применение на всех типоразмерах гидростатического привода на основе гидроагрегатов собственного производства. В этом направлении компания Liebherr является единственной среди мировых производителей бульдозерной техники, успешно реализовавшей этот проект.

Привод бульдозеров Liebherr состоит из двух независимых замкнутых гидравлических контуров (рис. 1).

Дизельный двигатель приводит в действие два отдельных, одинаковых и независимых реверсивных гидронасоса, которые связаны рукавами высокого давления непосредственно с реверсивными гидромоторами. Эти гидромоторы вместе с двухступенчатыми планетарными редукторами и ведущими звездочками встроены в раму ходовой тележки.

Система управления Litronic контролирует, координирует и регулирует работу всех узлов. Она обеспечивает постоянный баланс между тяговым усилием и скоростью движения, предохраняя двигатель от перегрузки. Скорость обеих гусениц регулируется независимо друг от друга за счет изменения работы гидронасосов. С помощью меньшего числа элементов привода и их компактного исполнения бульдозеры Liebherr способны максимально преобразовывать мощность двигателя в эффективную работу.

Применение гидростатического привода во всем диапазоне выпускаемых бульдозеров позволило компании существенно упростить построение силовой передачи, достичь модульного принципа компоновки, отказаться от столь традиционных трансмиссионных узлов, как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза.

Гидростатический привод с электронной системой управления Litronic позволяет в автоматическом режиме регулировать тяговые (напорные) усилия и рабочие скорости бульдозеров (практически без вмешательства оператора) в зависимости от внешних нагрузок, возникающих на рабочих органах бульдозера. Электронный ограничитель нагрузки позволяет автоматически снижать скорость передвижения бульдозера для достижения полной реализации усилия на рабочих органах при максимальной силе тяги. Благодаря гидростатическому приводу тяговое усилие бульдозера не зависит от числа оборотов двигателя.

Помимо этого, гидростатический привод позволяет осуществлять плавный бесступенчатый поворот машины без разрыва потока мощности, подводимого к обеим гусеницам. Это позволяет осуществлять рабочий процесс по разработке и перемещению грунтов и пород на криволинейных участках рабочих площадок и прокладываемых трасс. В то же время такой тип трансмиссии обеспечивает разворот бульдозера на месте за счет обеспечения возможности вращения гусениц в противоположные стороны, что существенно повышает маневренность бульдозера при работе в стесненных условиях и на малогабаритных площадках.

Сосредоточение управления движением бульдозера только в одном рычаге (джойстике, рис. 2) при отсутствии тормозных педалей, рычагов включения фрикционов, рычага переключения передач значительно снижает уровень утомляемости оператора, позволяя ему уделять больше внимания непосредственно рабочему процессу, что повышает точность и безопасность выполнения работ. Второй джойстик предназначен для управления отвалом и рыхлителем бульдозера.

Применение гидростатического привода позволило существенно сократить количество операций технического обслуживания и тем самым снизить трудоемкость их выполнения. Кабина с помощью гидравлического домкрата может откидываться назад, предоставляя свободный доступ ко всем узлам и агрегатам трансмиссии во время осмотра и технического обслуживания бульдозера.

На всех моделях бульдозеров, кроме самого тяжелого PR 751, Liebherr устанавливает двигатели собственного производства в 4-х и 6-ти цилиндровом исполнении двух размерностей: с диаметром цилиндра 122 и 135 мм и ходом поршня 142 и 150 мм. На бульдозере PR 751М устанавливается 6-ти цилиндровый двигатель фирмы Cummins размерностью 159(159 мм. Применение двигателей с одинаковыми параметрами цилиндро-поршневой группы создает реальные преимущества потребителям при проведении операций технического обслуживания и ремонта. Применение для двигателей одних и тех же запасных частей позволяет снизить их номенклатуру, обеспечить полную взаимозаменяемость и унифицировать технологические операции технического обслуживания и ремонта.

Ходовые системы бульдозеров всех моделей имеют одинаковое компоновочное построение с овальным (эллипсовидным) гусеничным обводом с передним расположением натяжных и задним расположением ведущих колес (звездочек), имеющих сегментную конструкцию венцов, полужесткую систему подвески и жесткое крепление опорных и поддерживающих катков. В зависимости от типоразмера машины отличия касаются размеров колеи, длины опорной поверхности гусениц, количества катков, ширины гусеницы и др.

На бульдозерах применены гусеницы с маслонаполненными пальцами (смазка на весь срок эксплуатации) и с разъемным замыкающим звеном, что значительно облегчает процесс замены гусеницы (или отдельных ее частей) путем исключения операции по рассоединению гусеницы (в случае применения замыкающего пальца, когда требовалось применение специального пресса по выдавливанию этого пальца или его выколачиванию). Опорные и поддерживающие катки заправлены смазкой на весь срок их эксплуатации. Шарниры качания рам ходовых тележек вынесены в отдельный узел, тем самым обеспечена разгрузка конечных передач от изгибающих усилий (рис. 3).

Гидросистемы управления оборудованием так же выполнены по единой типовой схеме и различаются выходными параметрами, обеспечивающими выполнение их функциональных действий.

Основные параметры базовых моделей гусеничных бульдозеров Liebherr приведены в табл. 1.

Рассматривая типоразмерный ряд базовых моделей бульдозеров Liebherr, можно отметить, что в целом он характеризуется определенным уровнем пропорциональности между ростом мощности двигателя и увеличением эксплутационной массы (от класса к классу). Средний коэффициент пропорциональности находится в пределах 1.27–1.3, что вполне согласуется с современными тенденциями развития типоразмерных рядов бульдозеров ведущих фирм-производителей, для которых этот коэффициент колеблется в диапазоне 1.3–1.4. Имеющаяся некоторая диспропорция между первой и второй базовыми моделями объясняется стремлением компании Liebherr выйти на современный уровень энергонасыщенности бульдозеров, находящийся в пределах 6.5–7.5 кВт на тонну эксплутационной массы бульдозера.

На основе базовых моделей бульдозеров компания Liebherr выпускает ряд модификаций, которые отличаются от базовых моделей более развитыми ходовыми системами за счет увеличения размеров колеи и длины опорной поверхности гусениц. Оснащение таких модификаций гусеницами с увеличенной шириной башмаков (траков) позволяет выполнять земляные работы на грунтах с пониженной несущей способностью (рис. 4). Основные технические характеристики таких модификаций приведены в табл. 2.

Компания Liebherr выпускает широкую гамму бульдозерных отвалов, которыми могут оснащаться базовые машины. Перечень бульдозерных отвалов, рекомендуемых для установки на базовые модели, приведен в табл. 3.

Для всех типов отвалов точки их крепления на базовой машине одинаковы. Эта стандартизация точек крепления дает возможность оснащения базовых тракторов 11 типами бульдозерных отвалов различного назначения. Правильный подбор бульдозерного отвала является одним из главных условий достижения максимальной производительностьи выбранной модели бульдозера.

Прямые отвалы имеют геометрическую емкость 2.14–6.37 м3 при ширине от 3000 до 4500 мм и высоте от 700 до 1450 мм. При этом максимальное заглубление отвала составляет от 350 до 605 мм, а высота его подъема – от 900 до 1180 мм.

Полусферические отвалы выпускаются с геометрической емкостью от 4.95 до 9.7 м3, шириной 3400–4200 мм, высотой 130–1650 мм, с максимальным заглублением 485–614 мм и высотой подъема отвала над опорной поверхностью 1120–1400 мм.

Сферическими отвалами оснащаются только наиболее мощные модели PR 752, PR 751M и PR 742B.

Поворотными отвалами оснащаются бульдозеры последних трех классов мощностью от 132 до 295 кВт. Геометрическая емкость этих отвалов колеблется от 3.8 до 6.3 м3, ширина – от 4215 до 5030 мм и высота – от 1100 до 1300 мм.

Первые три класса бульдозеров мощностью 77–132 кВт могут оснащаться универсальными отвалами, имеющими 6 степеней свободы (подъем, опускание, поворот вправо-влево под углом к продольной оси машины, перекос отвала справа и слева) и гидравлическое управление всеми операциями. Этот тип бульдозерных отвалов имеет как наружное расположение толкающих брусьев, так и внутреннее – между рамой базового трактора и внутренним обрезом гусениц. Эти отвалы имеют геометрическую емкость 2.42–4.13 м3 и ширину от 2950 до 3600 мм.

На бульдозерах могут устанавливаться трехстоечные и одностоечные рыхлители, кроме бульдозеров первых двух классов мощностью 77–97 кВт, а также на модели с увеличенной колеей (в индекс модели включена буква «М»). Кроме того, одностоечные рыхлители устанавливаются только на бульдозерах среднего и высокого класса мощностью от 132 до 295 кВт (табл. 3).

Для расширения сферы использования бульдозеры малых и средних классов мощностью 77–172 кВт могут оснащаться однобарабанными лебедками заднего расположения с максимальными тяговыми усилиями от 227 до 520 кН (22.7–52 т).

Все модели оснащаются комфортабельными кабинами со встроенными системами безопасности оператора, при опрокидывании (система ROPS) и при падении на кабину тяжелых предметов (система FOBS). Кабины имеют большую площадь остекления, обеспечивающую отличную обзорность фронта работ и видимость органов навесного оборудования. Кабины, устанавливаемые на амортизаторах, полностью отвечают современным международным требованиям (стандарты ISO) по условиям труда оператора, эргономике процесса управления, уровням вибрации и шума, оптимальному размещению контрольно-измерительных приборов. Подрессоренное сиденье оператора регулируется по массе и росту оператора (рис. 5). Уровень шума в кабине при выполнении рабочих операций не превышает 82 дБА.

Все модели бульдозеров Liebherr выпускаются в стандартном климатическом исполнении (от–25°С до +40°С) и климатическом исполнении –40°С. Климатический пакет для условий –40°С предусматривает установку на бульдозерах дополнительной системы подогрева двигателя WEBASTO, системы подогрева топлива, дополнительных кожухов и уплотнений на агрегаты двигателя, холодоустойчивой электропроводки, дополнительного нагревателя и остекления кабины. По специальному заказу могут быть изготовлены бульдозеры тяжелых классов в арктическом варианте для работы при температуре окружающей среды –50°С (рис. 6).

Читайте также  Контроллер трансмиссии что это

Гидростатический привод с электронной системой управления Litronic бульдозеров Liebherr предопределяет ряд преимуществ по сравнению с бульдозерами других производителей, имеющих традиционные схемы трансмиссий:

• высокую маневренность на рабочих площадках со стесненными условиями, в том числе и на косогорах с углом уклона до 45°;

• более низкий расход ГСМ (на 20–25%) при высоких тяговых характеристиках;

• более низкие эксплуатационные затраты на закупку запасных частей и техническое обслуживание на весь период эксплуатации, ввиду отсутствия целого ряда узлов и механизмов, присущих традиционным трансмиссиям;

• высокую комфортность оператора ввиду простой системы управления.

Таким образом, удачное сочетание в конструкциях бульдозеров Liebherr традиционных технических решений с применением уникальной гидростатической трансмиссии позволяют констатировать, что бульдозеры Liebherr отвечают современному мировому техническому уровню и представляют несомненный интерес для потребителей такого вида землеройной техники.

«АКР-ТЕХНО», начиная с 2002 г., реализует программу производства в России бульдозеров с гидростатическим приводом мощностью 230–240 л.с. под торговой маркой AKR-LIEBHERR.

Какой бульдозер купить

Изображение к статьеmoskva_1.jpg Изображение к статье о спецтехнике

При выборе бульдозера возникают вопросы соотношения цена-качество-решаемые задачи-срок реализации проекта, ответы на которые можно найти, прочитав эту статью о некоторых этапах развития бульдозерной техники и конструктивных особенностях современных машин.

К привычному в 21-ом столетии внешнему виду бульдозера с его гусеничным шасси и регулируемым отвалом приложили руки ряд зарубежных и отечественных изобретателей, прежде чем он стал технически более производительным и универсальным. Разработчиком гусеничного хода машины по праву считается британец Ричард Эджуорт, который в конце 18-го века запатентовал систему гусеничного движителя.

В 1913 году английским инженером Дэвидом Робертсом был запатентован прообраз современной гусеничной ленты. В 1935 году компания Caterpillar успешно испытала бульдозер с отвалом, управляемым гидравликой, а не только системой лебедок, канатов или вовсе вручную, как до этого позволял уровень развития землеройной техники.

Бульдозер

В последующие годы фирма последовательно развивала и внедряла технологии машиностроения, что позволило ей стать одним из признанных лидеров по производству бульдозеров. Технологии, которые использованы при проектировании популярного американского бульдозера Caterpillar SD9, применяются в производстве его аналога — Shehwa SD-9.

Виды бульдозеров

Бульдозерную технику принято разделять по различным параметрам:

  • Тяговый класс.
  • Назначение.
  • Тип ходовой.
  • Рабочее оборудование.

Деление бульдозеров по этим признакам помогает при выборе техники для расчистки территории, строительных работ, создания насыпей, разработки котлованов.

По тяговому усилию

Тяговое усилие на крюке бульдозера всегда меньше его массы и для различных сфер применения техники предусмотрен свой тяговый класс машины, наиболее оптимальный для выполняемых видов работы. По тяговому усилию бульдозеры классифицируются на категории:

  • Тяговое усилие до 0,6 тонны у малогабаритной техники, которая используется в садово-огородных хозяйствах.
  • Мощностью 0,6-3 тонны — это легкие основные трактора в коммунальных службах, с помощью которых убирают снег, мусор, листья, перемещают песок, щебень и другие сыпучие материалы.
  • Тяговое усилие 3-9 тонны — машины средней мощности для работы с грунтами 1­—2 категории при очистке и планировке территории. К ним относится экскаватор-бульдозер-погрузчик ЭБП-9.
  • 9-35 тонн — тяжелые машины для разработки полезных ископаемых открытым способом, возведения дамб, строительства дорог. В отличие от предыдущих классов бульдозеров в этом классе вместе с техникой уже может использоваться рыхлитель, который предназначен для работы с мерзлыми и скальными грунтами 3-5 категории. В этом классе хорошо себя зарекомендовал по соотношению цена-качество гусеничный бульдозер Shehwa SD7N.
  • Свыше 35 тонн — это сверхтяжелая техника для эксплуатации на горных разработках и для перемещения скальных пород.

Основной парк бульдозерной техники относится к категории тяжелых машин.

По трансмиссии

Техника с тягой до 9 тонн как правило оборудуется механической трансмиссией (МТ), пример тому — экскаватор-бульдозер-погрузчик ЭБП-11 с 4-х ступенчатой КПП. Наряду с простотой конструкции, обслуживания и приемлемым уровнем надежности в механических агрегатах из-за фиксированного передаточного числа ступеней передач невозможно на полную мощность использовать мотор: либо недозагрузка, либо перегрузка.

Экскаватор-погрузчик-бульдозер

В тяговой категории свыше 9 тонн около 90 % мирового бульдозерного парка имеет гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Благодаря отсутствию жестких механических соединений между мотором и трансмиссией ГМТ имеет повышенную надежность, которая обеспечивается демпфирующими свойствами трансмиссионного масла. Если сравнивать однотипные машины с ГМТ и МТ, то расход топлива на единицу перемещенной породы у бульдозера с ГМТ будет на 15–20 % ниже, чем у техники с МТ.

Особую маневренность и возможность разворота с нулевым радиусом бульдозеру обеспечивает гидростатическая трансмиссия (ГСТ). Машины с ГСТ имеют повышенные требования к чистоте трансмиссионного масла и оборудуются сложными электронными блоками, что влияет на особенности их обслуживания.

По рабочему оборудованию

Основной рабочий инструмент бульдозера — отвал, который бывает прямым, полусферическим и сферической формы. По отношению к продольной оси машины отвалы делятся на:

  • Неповоротные. Лопата располагается перпендикулярно оси движения и двигается вверх-вниз.
  • Наклонные с перекосом. Лопата устанавливается под углом в горизонтальной/вертикальной плоскости.
  • Универсальные. Отвал выполнен в виде двух половин и может совершать повороты в различных направлениях.

В действие лопата приводится механизмом подъемного привода, особенности конструкции которого будут определять маневренность отвала: повороты, опускание, наклон или перекос. Типы подъемных механизмов:

  • Гидравлический на базе гидроцилиндров.
  • Электромеханический с комбинированной конфигурацией.
  • Механический с системой канатных блоков и лебедкой.

Лучшие производители бульдозеров

Рынок бульдозеров условно разделен на несколько ценовых категорий, такие как:

  • Премиум. В нее входят машины Caterpillar, Komatsu, Liebherr. Эта техника рекомендуется клиентам с долгосрочными проектами использования бульдозеров сроком до 10 лет, поскольку средний период ее окупаемости составляет 3–4 года.
  • Средняя. К ней относятся такие марки машин, как Shantui, Shehwa, Четра и другая техника с более высокими расходами на мото-час эксплуатации, чем у бульдозеров из экономсегмента. Эта категория подходит для средних режимов эксплуатации в долгосрочных программах сроком до 10 лет.
  • Экономсегмент. В него входят отечественные марки ЧТЗ, ДСТ-Урал и белорусские производители.

Около половины российского парка бульдозерной техники занимают именно китайские машины. Это наиболее выгодные решения по соотношению цена-качество в строительстве на краткосрочный период использования до трех лет и в среднесрочной перспективе — на период до 7–8 лет.

Если сравнивать стоимость аренды машины из линейки бульдозеров Shehwa на 8-часовый рабочий день, то приобретенная техника выйдет на окупаемость в течение 12 месяцев эксплуатации.

Гусеничный бульдозер

Поэтому при определении «лучшего бульдозера» в каждом конкретном случае нужно учитывать задачи, условия использования, загрузку, доступность сервиса и запасных частей, коэффициент технической готовности, которые будут влиять на производительность, бесперебойность и срок эксплуатации техники до капитального ремонта.

Как выбрать бульдозер с наработкой. Пошаговая инструкция

Если с лучшими производителями техники, их задачами и сферой ее использования все более-менее понятно, то при выборе бульдозера с наработкой нужно придерживаться определенного порядка действий для успешной сделки.

Качество бульдозера, купленного на вторичном рынке, сильно зависит от известности и надежности продавца, а также наличия у него сервисной базы, специалистов по ремонту и обслуживанию техники, склада запчастей и/или возможностей их поставок в короткие сроки. При наличии всех вышеперечисленных факторов вероятность того, что покупатель получит машину в комплектности и техническом состоянии, заявленном продавцом, составляет около 100%. Что нужно проверить перед покупкой бульдозера, в том числе с наработкой:

  1. Проверить на наличие отвала и рыхлителя, осмотреть кабину и подвесное оборудование, гидроцилиндры на предмет отсутствия подтеков масла. Проверить состояние подвески, штифтов отвала, патрубков, оценить состояние покраски узлов и агрегатов.
  2. Проверить работоспособность.Запустить машину и убедиться, что она может ехать. Убедиться, что мотор запускается быстро и легко и при работе отсутствует посторонний шум в гидросистеме, трансмиссии и приводе ковша. Проверить работу электрики и сигнальных ламп снаружи кабины, на панели приборов.
  3. Проверка подвески.Ходовая часть должна быть обслужена с заменой изношенных втулок, роликов, гусениц. Выявление следов износа при осмотре подвески ­— это сигнал к тому, что в скором времени машина станет на ремонт и не отработает положенные моточасы до плановой замены элементов подвески.
  4. Обратить внимание на качество покраски подвесного оборудования, узлов, агрегатов, рамы, цилиндров. Визуально качество покраски кисточкой легко отличить от заводских методов нанесения краски и если покрытие восстанавливалось кисточкой, то, возможно, машина проходила капитальный ремонт в кустарных условиях.

Преимущества покупки бульдозеров в «Русбизнесавто»

Компания «Русбизнесавто» занимается поставками бульдозерной техники, в том числе и с наработкой. Для клиентов в регионах доступна услуга «Выездной сервис», которая позволяет в короткие сроки отремонтировать вышедшую из строя технику или провести ее плановый ремонт/обслуживание, если у заказчика отсутствует необходимая ремонтная база, запчасти и специалисты.

У сервисного центра предприятия в наличии все необходимые сертификаты и лицензии для обслуживания бульдозерной техники, а специалисты ремонтной службы проходят периодическое обучение и повышение квалификации по способам и методам ремонта различных марок машин

Бульдозеры с наработкой проходят предпродажную подготовку, обслуживание, замену смазки, резиновых шлангов, патрубков и по результатам диагностики регулировку топливной аппаратуры, мотора, трансмиссии, подвески с заменой изношенных деталей. Поэтому техническая готовность такой техники максимальная и покупатель может сразу ее эксплуатировать на своем объекте без дополнительных вложений средств и времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: