Гидромеханическая трансмиссия что это такое тойота

Новый вариатор Toyota Direct Shift-CVT

Главное достоинство вариатора с точки зрения инженера – плавное изменение передаточного числа. Благодаря этому на любой скорости автомобиля можно подобрать именно такое передаточное число, чтобы двигатель работал в оптимальном режиме. Однако с точки зрения водителя это становится недостатком: при нажатии на акселератор двигатель почти не меняет обороты, и человек теряет привычное по более традиционным трансмиссиям «чувство автомобиля». Особенно это не понравилось американцам, а ведь это один из крупнейших рынков сбыта для японских компаний. Да и сам вариатор в чистом виде не идеален, поэтому современные трансмиссии такого типа получили гидротрансформатор. Новый вариатор Toyota под названием Direct Shift-CVT отличается тем, что у него есть и дополнительная зубчатая передача – Toyota назвала ее Launch gear, «стартовой передачей». Именно на ней автомобиль трогается с места и разгоняется до скорости 25 км/ч и более, в зависимости от того, насколько интенсивно водитель нажимает педаль акселератора. Затем зубчатой зацепление выключается, и в дело вступает вариатор.

Меньше – значит легче и лучше

Дополнительная ступень решила сразу несколько проблем. Трогание с места и разгон сильно нагружают двигатель и трансмиссию. КПД зубчатого зацепления выше, чем вариатора, и «стартовая передача» снижает потери именно при повышенных нагрузках.

Поскольку зубчатая пара позволила расширить диапазон передаточных чисел (пусть и только добавив в него одну точку), появилась возможность несколько уменьшить диапазон изменения передаточных чисел вариатора. Если в предыдущей модели диапазон был 6,5, то в Direct Shift-CVT общий диапазон 7,5, а диапазон вариатора – 5,0. Благодаря этому появилась возможность уменьшить размеры деталей вариатора, а значит – и их массу, а с ней и потери от инерции. Toyota пишет, что снижение достигло 40 процентов.

Для ускорения изменения передаточных чисел уменьшен угол между шкивами с 11 градусов до 9. В итоге каждое сближение или раздвигание шкивов приводит к более быстрому изменению перемещению ремня. Скорость изменения передаточных чисел выросла на 20 процентов.

В этом трансмиссии помогает также новый, более эффективный насос.

Результатом уменьшения потерь и более эффективной работы, по данным Toyota, стало снижение расхода топлива на шесть процентов.

Еще одна «десятка»

Как и практически все современные вариаторы, Direct Shift-CVT дает водителю возможность самому выбирать передачи. Всего у этой трансмиссии 10 фиксированных ступеней – на данный момент это рекорд для вариаторов, да и вообще автоматических трансмиссий. Гидромеханическая коробка Direct Shift-10AT устанавливается на Lexus LC и LS. Кроме Toyota десятиступенчатые АКП на легковые автомобили устанавливают Ford, General Motors и Honda.

Похоже, но не то же

Решение, использованное Toyota, заставляет вспомнить о вариаторе Jatco CVT7 (JF015E), который производят почти 10 лет, с июля 2009 года – это первый в мире вариаторы с механическим двухступенчатым редуктором. Однако компания JATCO поставила вариатор и редуктор последовательно, и крутящий момент всегда передаётся через одну из зубчатых пар и вариатор. А в Direct Shift-CVT зубчатая пара и вариатор задействованы, так сказать, попеременно-параллельно – момент передает либо зубчатая пара, либо ремень на шкивах.

Как работает вариатор Jatco CVT7

Детские болезни

Трансмиссия Toyota Direct Shift-CVT разработана совместно с компанией Aisin AW Co., Ltd. Производит ее сама Toyota. В России ее можно увидеть на новом кроссовере Lexus UX 200.

А в США еще осенью поступила в продажу Toyota Corolla Hatchback 2019 модельного года, которая оснащается этим вариатором. Получит его и седан Corolla, который в этом году появится на китайском рынке.

В декабре прошлого года стало известно об отзыве всех Corolla Hatchback, проданных в США. Выяснилось, что их гидротрансформатор может внезапно отказать, и автомобиль будет обездвижен. Дилеры должны связаться с владельцами и заменить трансмиссию. По данным американских СМИ, вариаторы пока в дефиците, поэтому дилеры не спешат с оповещением владельцев.

Зато можно быть уверенными, что когда новая Corolla с Direct Shift-CVT дойдет до Европы и России, она уже будет избавлена от «детcких болезней». Toyota уже объявила о начале поставок новой Corolla в Россию, но пока только с двигателем 1,6 л/122 л.с. и вариатором прежнего поколения Multidrive.

Гидромеханическая коробка передач: Что это тако

Из-за особенностей работы ДВС. При низких оборотах ему не всегда хватает сил (крутящего момента) вращать колёса и двигать автомобиль. Чтобы помочь мотору, нужно дать ему возмож­ность при маленькой скорости движения машины крутиться быстрее — для этого двигатель соединяют с колёсами через передачу.

Простейшая передача — это две шестерни разного размера, сцеплен­ные зубьями. Пред­ставьте, что у одной зубьев в три раза больше, чем у другой. Тогда за один оборот большой шестерни малая сделает уже три оборота. И напротив, соединив двигатель с маленькой шестернёй, а колёса — с большой, мы заставим их крутиться в три раза медленнее коленвала. Ещё один плюс: крутящий момент, вращающий колёса, тоже будет в три раза выше крутящего момента двигателя.

Но когда скорость автомобиля возрастёт вдвое, обороты мотора увеличатся уже в шесть раз. А он не может вращаться слишком быстро — топливо просто не будет успевать сгорать. Поэтому по мере разгона двигателю потребуется другая пара шестерён — с менее кардинальной разницей в количестве зубьев (её называют пере­даточным отношением). В совре­менных легковых автомобилях 5–6 разных передач (или ступеней), а у некоторых и девять. А коробка передач — это агрегат, в котором все они собраны вместе.

Назначение и устройство гидромеханической трансмиссии легкового автомобиля

Неотъемлемыми элементами конструкции классического устройства автомобиля служат сцепление с КПП. Но меняющийся образ жизни диктует создание оптимального комфорта для водителей. Это ведет к изменению стандартных узлов автомашины. Их все чаще заменяет комбинированная гидромеханическая трансмиссия, в состав которой входит как механическая, так и гидравлическая трансмиссии. В устройствах этого типа передаточное число, крутящий момент меняются постепенно и плавно.

Трансмиссия

То есть коробка передач — это просто набор шестерён?

И да, и нет. В реальности всё сложнее. Помимо самих передач нужны ещё механизмы, которые позволяют эти передачи менять. Да и шестерни — лишь один из видов передач. За сто с лишним лет существо­вания автомобилей придумано множество механизмов — от простейших шкивов, между которыми пере­брасывался приводной ремень (подобно тому, как это делается с цепью на велосипедах), до совсем экзотических конструкций. И сегодня в автомобилях используют четыре типа коробок передач: механическую, гидро­механическую, роботизи­рованную и вариатор. Каждая работает по-своему.

Механическая коробка передач

Устройство механической коробки передач ближе всего к примеру, который мы рас­смотрели в самом начале. Передачи в ней — это как раз пары шестерён: ведущая плюс ведомая, с разными пере­даточными отношениями. Все ведущие шестерни насажены на входной вал от двигателя, а ведомые — на выходной, передающий крутящий момент колёсам. Но первые жёстко соединены с валом, а вторые могут свободно вращаться независимо от вала.

Если ведомую шестерню (на рисунке они внизу) любой из передач всё-таки зафикси­ровать на валу — жёстко с ним связать, то двигатель будет крутить колёса с соответ­ствующим передаточным отношением.

Для фиксации шестерён на выходном валу в коробке передач применяются зубчатые муфты, которые могут двигаться вдоль его оси. Водитель, выжимая сцепление, отсоединяет входной вал (а с ним и ведомые шестерни) от двигателя. Потом водитель рычагом включает передачу — сдвигая муфту к нужной шестерне. Между шестернёй и муфтой есть ещё фрикци­онное кольцо — синхрони­затор. Движение муфты заставляет его прижиматься к шестерне и тормозить её или разгонять до скорости вращения вала. Когда скорости вращения шестерни и муфты выравнива­ются, муфта своими зубцами соединяется с шестернёй и передача включается. Водителю остаётся только аккуратно отпустить сцепление, снова подключив коробку передач к мотору.

Как устроен задний ход? Чтобы автомобиль поехал назад, выходному валу коробки нужно начать вращаться в обратную сторону. Для этого шестерни на входном и выходном валах просто соединяются ещё одной, промежуточной. А поскольку задний ход мы включаем на неподвижном авто­мобиле (когда валы в коробке не крутятся), заднему ходу не требуются синхронизатор и муфта. Обычно двигается вдоль своей оси сама промежуточная шестерня, цепляясь зубцами за остальные.

Поначалу точно так же, кстати, работали все передачи на первых механи­ческих коробках в автомобилях — но на ходу включить их было намного труднее синхрони­зированных, повышался износ зубьев. Так появились те коробки передач, которыми мы привыкли пользоваться сегодня.

Роботизированная коробка передач

Со временем инженеры захотели облегчить водителям жизнь, переложив работу со сцеплением и пере­ключением передач на автоматику. Так появились роботи­зированные коробки.

Читайте также  Гипоидное масло для трансмиссии

Самый простой вариант «робота» — это обычная механическая коробка, в которой муфты пере­мещаются с помощью серво­приводов по команде электроники. Другие серво­приводы в нужный момент выжимают и отпускают сцепление. Но на практике в простейших «роботах» электроника пере­ключает передачи как водитель-новичок — грубо и медленно.

Куда лучше работают преселективные роботизиро­ванные коробки. В них передачи включаются так же — муфтами с синхрони­заторами, а крутящий момент пере­даётся шестернями от входного вала к выходному. Только в преселективной коробке использу­ется четыре вала. На одной паре стоят шестерни чётных передач, на второй – нечётных. Сцеплений тоже два, каждое для своего входного вала. Если совсем грубо, то пресе­лективная роботизи­рованная коробка — это две обычные коробки, совмещённые в одной.

Как это работает? Пока автомобиль едет, например, на третьей передаче, автоматика заранее (отсюда и название «преселективная») включает четвёртую передачу — если машина разгоняется, или вторую — если автомобиль замед­ляется. При этом сцепление, которое связано с «чётным» валом, разомкнуто, и связи с двигателем у этой части коробки нет. Переход с третьей на четвёртую передачу происходит в момент, когда отключа­ется одно сцепление и одно­временно включается второе. После чего на недействующем теперь «нечётном» ведомом валу запускается пятая (или первая) ступень, и в нужный момент рокировка сцеплений происходит вновь. Смыкать и размыкать сцепления электроника умеет быстро и почти незаметно для водителя, поэтому и смена передач здесь молниеносная и практически без разрыва тяги.

Вот почему такие коробки стали часто использоваться на спортивных автомобилях.

Гидромеханическая коробка передач

Коробка, которую в просторечии называют «автомат», потому что она тоже переключает ступени без участия водителя. Но основа её конструкции — не пары шестерён, а планетарный редуктор, который устроен сложнее (смотрите рисунок). В нём есть центральная (солнечная) шестерня, коронная шестерня — кольцо с зубцами на внутренней поверх­ности, и несколько сател­литов — маленьких шестерён, которые сцеплены одно­временно с солнцем и с короной. Оси вращения сателлитов соединены между собой ещё одной деталью — водилом. При этом солнечная, коронная шестерня и водило могут вращаться вокруг одной воображаемой оси.

Уникальность планетарного редуктора в том, что его пере­даточное отношение не фиксированное, как у простейшей передачи с двумя шестерёнками, а может меняться — в зависи­мости от того, как вращаются его части. Когда коронная шестерня неподвижна, водило крутится в несколько раз медленнее солнечной. Но если и корона начнёт вращаться в ту же сторону, пере­даточное отношение от солнца к водилу будет уменьшаться — и когда корона «догонит» остальных, оно станет равным единице. А дальше с ростом её скорости передача станет повышающей, то есть выходной вал начнёт крутиться быстрее входного!

И если передавать вращение от входного вала коробки передач к выходному через несколько таких «планетарок», соединяя разные их части в разных комби­нациях — и, за счёт этого, заставляя их крутиться с разными скоро­стями, то получится коробка с несколькими передачами. Можно даже заставить выходной вал вертеться в противо­положную сторону — для заднего хода. Причём для ­пенчатого «автомата» достаточно всего трёх планетарных редукторов, а с четырьмя уже можно сделать 10 передач!

Однако в «автомате» намного сложнее, чем в «механике», переключать передачи — поэтому этим и занимается автоматика, а не человек. Для каждой передачи есть своя комбинация деталей, которые нужно соединить между собой. Или с корпусом коробки, остановив их вращение. Для этого в автомати­ческих коробках передач используются много­дисковые фрикционные муфты, которые работают по тому же принципу, что и сцепление: когда «бутер­брод» из дисков сжимается, те перестают проскаль­зывать друг относительно друга – и скорости вращения деталей, с которыми диски соединены, выравниваются. Муфты в традиционном «автомате» сжимаются под давлением масла — а это давление создаёт насос с приводом от двигателя. Когда и к какой муфте подать масло, решает электроника, открывающая разные клапаны в гидроблоке и направляя жидкость по разным каналам.

Фрикционные муфты срабатывают плавнее зубчатых и не требуют, чтобы мотор при пере­ключении передач полностью отключался от коробки. Поэтому и крутящий момент от двигателя передаётся коробке передач не сцеплением, а гидротранс­форматором — из-за него коробку и называют гидромеханической. В гидро­трансформаторе есть три соосных колеса с лопатками как у турбины: ведущее, вращающееся вместе с мотором, ведомое, соединённое с входным валом «автомата», и так называемый реактор, который может быть неподвижным или свободно вращаться в одном направлении. Простран­ство между этими колёсами заполнено маслом. Лопатки ведущего колеса закручивают поток масла, в реакторе поток меняет своё направ­ление и, в свою очередь, раскручивает ведомое колесо. Жёсткой связи между двигателем и коробкой нет, поэтому «автомат» переключается плавно, без грубых рывков и ударов.

Это, пожалуй, самая сложная по устройству коробка передач, используемая в автомобилях. И если раньше «автоматы» не любили за медли­тельность и низкую эффектив­ность (часть энергии двигателя тратилась на бесполезное пере­меши­вание масла в гидротранс­форматоре), то сегодня этот тип трансмиссий вплотную приблизился к традици­онным механическим коробкам передач по эффектив­ности, и к роботизированным — по скорости смены передач.

А в вариаторе вообще нет передач, из-за чего его называют бесступенчатой трансмиссией. Точнее, передача как бы и есть, но всего одна, зато с изменяемым пере­даточным числом. А крутящий момент передаётся с ведущего вала на ведомый не через непосред­ственное зацеп­ление вращающихся шкивов, а посредством соединяющего их ремня. Подобно тому, как работал ножной привод швейной машинки у наших бабушек.

Но и шкивы, и ремень у вариатора непростые. Каждый шкив — это два конуса на одном валу, обращённые вершинами друг к другу. Зазор между ними, в котором находится ремень, может меняться — становиться больше или меньше. Если конусы раздвинуть, ремень окажется ближе к оси их вращения и при вращении шкива будет двигаться по малому радиусу. И наоборот, при сближении конусов ремень будет вытесняться наружу и радиус увеличится.

Toyota представляет специальную серию Land Cruiser 300 GR SPORT

1 сентября начинается прием заказов на Toyota Land Cruiser 300 в комплектации GR SPORT.

Новая версия займет место на вершине модельного ряда Toyota Land Cruiser 300. Со своим впечатляющим дизайном в лучших традициях дакаровских спортпрототипов Toyota, максимальным уровнем оснащения и внедорожными возможностями, престижная комплектация создана для тех, кто не привык ограничивать себя и хочет всегда оставаться заметным как на дорогах, так и вне их.

Внешность флагмана уникальна. Стиль победителей автоспортивного подразделения компании Toyota Gazoo Racing и внедорожный характер модели прослеживается во множестве деталей — от массивной решетки радиатора с крупными многогранными ячейками до переднего бампера особой формы из матового черного пластика с серебристой накладкой в нижней части, напоминающей о прочной защите двигателя и трансмиссии. Аутентичность дизайна передней части автомобиля и наследие легендарных серий внедорожников подчеркивает эксклюзивный логотип TOYOTA, выполненный в контрастном белом цвете.

Статусный облик Toyota Land Cruiser 300 GR SPORT передают черные элементы декора с различной фактурой: накладки на колесные арки и обрамление остекления выполнены матовыми, а корпуса зеркал и дверных ручек — глянцевыми. Автомобиль комплектуется черными колесными дисками и боковыми подножками с особым дизайном. Сзади выразительный образ GR SPORT дополняют бампер с серебристой накладкой, а также матово-черная надпись Land Cruiser и логотип Toyota на черной подложке.

Специальная серия отмечена двухцветным логотипом GR, придающим дополнительное ощущение уникальности, который размещен на решетке радиатора, передних дверях и двери багажника. На выбор предлагается семь вариантов цветов кузова, включая вариации белого и черного, а также пепельно-серый и красный металлик.

Интерьер автомобиля отличается исключительно черным исполнением потолка и пола, а центральная консоль и дверные карты декорированы стильными серыми вставками. Для сидений используется комбинированная кожа в двух цветовых вариантах — в черном с серыми вставками и серой прострочкой швов или в черно-красном с красной прострочкой. Эмблема GR нанесена на руль и подголовники сидений, а также появляется при запуске двигателя на центральном экране мультимедийной системы. Чтобы подчеркнуть особый статус серии и владельца, ключ зажигания также дополнен логотипом GR.

Toyota Land Cruiser GR SPORT оснащается системой кинетической стабилизации подвески с электронным управлением E-KDSS нового поколения с уникальными настройками. Она сводит к минимуму крены и клевки кузова на асфальте, а на бездорожье максимально эффективно использует ходы подвески, замыкая и размыкая стабилизаторы поперечной устойчивости. В версии GR SPORT изменены диапазоны срабатывания системы и замыкания стабилизаторов. Это делает подвеску жестче и обеспечивает меньше поперечных кренов и продольных клевков кузова в большем диапазоне скоростей на дорогах с твердым покрытием.

Читайте также  Трансмиссия quattro что это такое

Для водителя это дает ощущение лучшей стабильности автомобиля и безопасности при маневрах на скорости. При этом Toyota сохраняет прежние настройки при движении по бездорожью с феноменальными показателями артикуляции колес. Автомобиль в этой версии оснащается постоянным полным приводом с возможностью блокировки всех трех дифференциалов в трансмиссии, а также системой выбора режимов движения Multi-Terrain Select, системой помощи при движении по бездорожью Multi-Terrain Monitor с камерами кругового обзора и обновленной системой поддержания постоянной скорости на бездорожье Crawl Control, работающей в паре с системой Off-Road Turn Assist.

Максимальное оснащение Toyota Land Cruiser 300 GR SPORT отличается от специальной серии 70th Anniversary колесными дисками и противотуманными фарами без дополнительной секции подсветки поворотов.

Пользоваться навигацией на новой мультимедиа с 12,3-дюймовым дисплеем стало еще проще и удобнее: точные карты городов России теперь доступны в сервисах Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор при подключении смартфона через Apple CarPlay © или Android Auto © . Приложения работают только с активной подпиской Яндекс Плюс, которая также даёт возможность слушать в дороге тысячи музыкальных альбомов, получать кешбэк в Яндекс.Заправках и пользоваться другими преимуществами.

Топовая версия модели доступна с двумя двигателями на выбор: бензиновым агрегатом V6 объемом 3,5 литра, двойным турбонаддувом, мощностью 415 л. с. и с 650 Нм крутящего момента и абсолютно новым турбодизельным мотором объемом 3,3 литра, мощностью 299 л. с. и с крутящим моментом в 700 Нм. Оба двигателя работают в паре с эффективной 10-ступенчатой гидромеханической коробкой передач, плавно и быстро передающей момент ведущим колесам.

Цена на комплектацию Toyota Land Cruiser 300 GR Sport с дизельным мотором начинаются от 7 620 000 рублей, с бензиновым двигателем — от 7 684 000 рублей.

Инструкция по замене РКПП на АКПП на Toyota Corolla

Роботизированная трансмиссия вызывает нарекания у владельцев автомобилей Corolla из-за неудачной конструкции и низкой надежности. Замена «робота» на автомат на Тойоте Королле позволяет повысить надежность автомобиля, но для выполнения работ потребуется обратиться в специализированный сервис. Выполнить переоборудование своими руками или в кустарных условиях невозможно.

Замена робота на автомат Тойота Королла

Причины для замены роботизированной коробки передач на автоматическую

Роботизированная коробка на Corolla представляет собой механический агрегат с актуатором для привода муфты сцепления. Электронный контроллер управляет сервоприводами выбора ступеней без вмешательства водителя.

Механические неисправности

Распространенные дефекты деталей трансмиссии:

  • ускоренный износ диска сцепления из-за некорректной работы актуатора;
  • переход трансмиссии в аварийный режим работы с выводом на экран в комбинации приборов кода ошибки;
  • посторонние звуки при переключении, возникающие из-за некорректной работы сцепления или падения уровня масла;
  • монотонный гул, указывающий на чрезмерный износ подшипников.

Неполадки по электрике

Основные неисправности, связанные с блоком управления или жгутами проводки:

  • рывки в начале движения из-за ошибок при инициализации системы управления;
  • самопроизвольный переход на нейтральную передачу из-за перегрева диска сцепления.

Неполадки по электрике

Проблемы с электроникой легко определяются в процессе диагностики трансмиссии сканером. Компьютер подключают к разъему OBD-II и просматривают коды ошибок, записанные в памяти блоков управления. Полученные данные расшифровывают и определяют изношенный или неправильно отрегулированный узел.

Но иногда цена ремонта роботизированной КПП сопоставима со стоимостью автомобиля.

В этом случае владельцу проще переделать трансмиссию и установить классический гидромеханический агрегат, снятый с разобранной техники и прошедший диагностику.

Преимущества замены РКПП на АКПП

Основные преимущества гидромеханических коробок перед «роботами», построенными на базе МКПП:

  • повышение надежности работы за счет отсутствия в конструкции электромеханических приводов;
  • плавное переключение ступеней АКПП вверх и вниз;
  • исключено замерзание приводов переключения при низкой температуре воздуха;
  • невозможно самопроизвольное включение нейтрали;
  • возможность использования дополнительных режимов работы АКПП;
  • повышение надежности благодаря отсутствию муфты сцепления;
  • снижение затрат на обслуживание автомобиля за счет увеличения межсервисного интервала.

Преимущества

Процедура замены производится на автомобилях Corolla с кузовом Е150. Вместо 5-ступенчатой роботизированной коробки устанавливают 4-скоростные АКПП A244L, U340E либо U441 производства компании Aisin. Агрегаты рассчитаны на бензиновые двигатели объемом 2,0 и 1,8 л соответственно. Применение автоматической коробки приводит к увеличению расхода топлива на 0,5-1,0 л на 100 км пути (в зависимости от внешних условий). Взамен снижается акустический шум, поскольку при одинаковой скорости обороты двигателя на АКПП ниже частоты вращения при использовании РКПП.

Подготовительные мероприятия

На подготовительном этапе необходимо определить перечень запасных частей, которые потребуется установить на автомобиль. Затем следует определиться с местами покупки и высчитать затраты на переоборудование. Коробку можно приобрести на разборке в России или заказать в Японии, доставленные из-за рубежа агрегаты имеют пробеги в пределах 40-80 тыс. км и находятся в отличном состоянии.

АКПП рекомендуется обслужить (вне зависимости от места покупки) с заменой рабочей жидкости и фильтров, по количеству продуктов износа можно судить о состоянии узла.

Перечень необходимых запчастей и инструментов

Для проведения работ понадобятся:

  • гидромеханическая коробка, совместимая с имеющимся на машине двигателем;
  • кронштейны крепления и болты для стыковки картеров коробки и мотора;
  • коса электропроводки АКПП в моторном отсеке;
  • блок управления автоматической коробкой;
  • компьютер для удаления ошибок и программирования комбинации приборов (стандартный узел не сможет показывать режимы работы АКПП);
  • селектор переключения АКПП с тросами и крепежными элементами;
  • теплообменник коробки (оригинальный или кустарного изготовления);
  • элементы отделки центральной консоли в салоне;
  • набор гаечных ключей и головок (включая динамометрическую головку).

Набор гаечных ключей

На территории России существуют компании, занимающиеся поставкой готовых наборов для переоборудования (китов).

В комплект входят АКПП с самодельным теплообменником, позволяющим оставить на месте штатный радиатор и снизить себестоимость работ. Также устанавливается кронштейн траверсы кустарного изготовления, рассчитанный на подушку от роботизированной трансмиссии. Покупка кита АКПП позволяет сэкономить время, в набор входят необходимые крепежные элементы и детали декора, владельцу не придется подыскивать подходящие запасные части.

Пошаговая инструкция по замене коробки передач на Тойоте Королле

Алгоритм действий при монтаже коробки на Corolla E150:

  1. Установить автомобиль в гаражный бокс или на подъемник.
  2. Отсоединить аккумуляторную батарею и снять защитные щитки.
  3. Демонтировать роботизированную коробку с приводами переключения, актуатором и блоком управления. Для удержания двигателя в моторном отсеке понадобится гидравлическая стойка или домкрат с деревянной подушкой для защиты поддона от повреждений.
  4. Доработать колокол автоматической трансмиссии под имеющийся двигатель. Для выполнения работ потребуется специальный сварочный аппарат, в кустарных условиях модернизация невозможна.
  5. Установить на тоннель пола кулису от АКПП, для доступа к головкам болтов потребуется снять центральную консоль. В полу потребуется просверлить дополнительное отверстие для жгута проводки, которое необходимо герметизировать после установки электропроводки. Селектор соединить проводом с педалью тормоза, что позволит реализовать режим снятия блокировки механизма выбора скоростей при нажатии на педаль.
  6. Демонтировать комбинацию приборов, от которой следует отключить сигнальный провод, позволяющий отображать номер включенной передачи в РКПП, иначе будет мигать цифра 5 вне зависимости от скорости движения и режима работы АКПП. Поскольку индикатор аварийного состояния будет гореть в постоянном режиме, понадобится убрать светодиод или заклеить пиктограмму куском темной изоляционной ленты.
  7. Демонтировать блок переключателей скоростей под рулевым колесом (ручной алгоритм выбора скорости не поддерживается 4-ступенчатыми гидромеханическими коробками).
  8. Разметить и срезать кронштейн на левом усилителе лонжерона, препятствующий установке автоматической коробки.
  9. Модернизировать проводку моторного отсека и установить новый блок управления коробкой, перепрограммировать контроллер двигателя (для АКПП требуется иная картография).
  10. Расточить нижние точки крепления АКПП к картеру двигателя до 14 мм, а затем установить зубчатый венец и корпус коробки.
  11. Проверить вращение гидравлического трансформатора АКПП, а затем смонтировать полуоси и прикрепить подушки силового агрегата.
  12. Установить на штатное место электрический стартер и подсоединить трубки для подачи антифриза от блока дроссельной заслонки к теплообменнику коробки передач.
  13. Подсоединить электропроводку, подключить и отрегулировать длину троса кикдауна АКПП, иначе при резком нажатии на педаль акселератора автомобиль будет разгоняться вяло.
  14. Установить все снятые щитки и прочие элементы конструкции и проверить уровень технологических жидкостей.
  15. Совершить пробный выезд, в случае обнаружения посторонних стуков или иных проблем определить причину дефекта и устранить неисправности. Следует учесть, что переоборудование не позволит активировать ряд функций (например, круиз-контроля). Для активации режима удержания скорости потребуется перепрограммирование блоков управления.

Полезные советы и общие рекомендации

Интеграция автоматической коробки вместо роботизированной не создает проблем при прохождении технического осмотра или выполнении регистрационных действий. Российское законодательство относит агрегаты к единому типу. Если владелец предполагает установить вместо «робота» механическую коробку, то при регистрации могут возникнуть затруднения. При подборе совместимой АКПП следует выбирать агрегаты, подходящие по мощности и объему двигателя и поддерживающие электронную диагностику для быстрого определения неисправностей.

Если владелец автомобиля не обладает навыками ремонта и обслуживания, то рекомендуется обратиться в специализированный сервис. Процедура установки автоматической трансмиссии займет от 3 до 7 рабочих дней (при условии ожидания поставки комплектующих). Цена составляет от 80 до 90 тыс. руб. с учетом запасных частей. Большинство мастерских дают гарантию 6 месяцев или 10 тыс. км на выполненные работы.

Читайте также  Какие масла лить в трансмиссию уаз патриот

В перечень бесплатных дополнительных услуг входит инспекционный осмотр с заливкой свежей жидкости в АКПП, который проводится через 2-3 тыс. км после монтажа.

Тойота Рав 4 на ручной коробке передач, плюсы и минусы, разные поколения моделей

Механика на рав4

Кроссовер Тойота РАВ 4 с механикой встречается реже аналогов, оборудованных автоматической трансмиссией. В зависимости от поколения может использоваться коробка с 5 или 6 передачами переднего хода. Автомобили с МКПП на первых поколениях имели полный привод, а затем стали оснащаться передними ведущими колесами.

Механическая коробка передач

Автомобили RAV4 с механической трансмиссией отличаются блоком педалей, в котором присутствует привод муфты сцепления. Машина оснащается иной кулисой и рукояткой для выбора скоростей, на наконечнике предусмотрена пиктограмма с траекториями движения при переключении. В конструкции отсутствует отдельный блок управления автоматической коробкой, картер двигателя и маховик рассчитаны на использование ручной коробки. А также отличается комбинация приборов, в которой не предусмотрено отображения выбранного режима работы АКПП.

На ранних вариантах механика обеспечивала улучшенную динамику с одновременным сокращением расхода топлива. Впоследствии появились автоматические трансмиссии с увеличенным числом ступеней и измененными алгоритмами работы, которые не уступают МКПП.

Начиная с поколения XA50, производитель стал использовать вариатор, обеспечивающий плавное изменение скорости и снижающий затраты топлива. МКПП была доступна с системой полного привода до 2018 г., с XA50 ручная трансмиссия сочетается только с передними ведущими колесами.

Устройство и принцип работы механики

Коробка оснащена алюминиевым картером, в котором на подшипниках качения расположены валы с фиксированными и передвижными шестернями. На крышке установлен механизм выбора ступеней, связанный с кулисой тросами в защитной оболочке. Для переключения необходимо нажать на педаль и разорвать подачу потока мощности, а затем перевести рукоятку в требуемое положение. Выбор осуществляется путем перемещения блоков зубчатых колес по шлицам.

Для обеспечения плавного соединения шестерен предусмотрены синхронизаторы (кроме передачи заднего хода).

Особенности

Для смазки шестерен и подшипников используется специальное трансмиссионное масло, залитое в картер. В корпусе предусмотрены резьбовые пробки для проверки уровня и доливки смазки. Насос в конструкции отсутствует, масло подается разбрызгиванием. Внутри картера расположены главная пара и дифференциал. На машинах с полным приводом в конструкции предусмотрен редуктор с муфтой включения заднего моста, на выходе имеется фланец для подсоединения карданного вала.

МКП Рав4

Плюсы

Преимущества машин с МКПП, отмеченные в отзывах владельцев:

  • возможность принудительного включения ступени при движении в сложных дорожных условиях;
  • быстрый разгон (по сравнению с АКПП);
  • способность переносить повышенные нагрузки;
  • сниженный расход топлива;
  • простота ремонта и обслуживания КПП.

Минусы

Недостатки механической трансмиссии:

  • необходимость постоянного переключения и нажатия на педаль сцепления при движении в пробках;
  • при неаккуратной работе с муфтой сцепления можно сжечь фрикционные накладки;
  • для включения задней передачи иногда требуется несколько раз нажать на педаль сцепления;
  • необходимость периодической проверки уровня масла в картере;
  • коррозия втулок наконечников тросов, что вызывает затрудненное переключение;
  • быстрый износ синхронизаторов, приводящий к самопроизвольному выключению скоростей.

В каких поколениях Тойота РАВ 4 стоит механика

Механическая трансмиссия использовалась на следующих поколениях кроссовера:

  • XA10 с двигателем 3S-FE мощностью 128 или 135 л. с. и с любым вариантом кузова. При использовании 5-ступенчатой МКПП с повышающей скоростью машина оснащалась гидромеханической блокировкой межосевого дифференциала, повышавшей проходимость автомобиля.

Тойота Рав 4 на ручной коробке передач, плюсы и минусы, разные поколения моделей

  • XA20 с 2-литровым мотором 1AZ-FE мощностью 147 л. с. (после рестайлинга увеличившейся до 150 л с.). Механическая синхронизированная коробка с 5 ступенями переднего хода предлагалась только для 5-дверных вариантов, машины с короткой базой и 3 дверями поставлялись только с АКПП.

Тойота Рав 4 на ручной коробке передач, плюсы и минусы, разные поколения моделей

  • XA30 с агрегатом 1AZ-FE мощностью 152 л. с. и системой полного привода. После модернизации в 2010 г. стал использоваться 148-сильный мотор 3ZR-FAE, который мог работать с МКПП и ставился на автомобили с передними ведущими колесами или полным приводом. Изредка встречается модификация 3ZR-FAE, имеющая мощность 158 л. с. и предназначенная для рынков США и Ближнего Востока. Вне зависимости от года выпуска и мощности использовалась унифицированная 5-скоростная коробка.

Тойота Рав 4 на ручной коробке передач, плюсы и минусы, разные поколения моделей

  • XA40 с двигателем 3ZR-FAE мощностью 146 л. с., который ставился на машины с передним либо полным приводом. Отличием трансмиссии стало введение 6-й передачи, позволившей снизить расход топлива и повысить акустический комфорт в салоне автомобиля.

Тойота Рав 4 на ручной коробке передач, плюсы и минусы, разные поколения моделей

  • XA50, оснащенный бензиновым мотором M20A-FKS объемом 2,0 л, развивающим 149 л. с. Механическая коробка доступна только для модификации с передними ведущими колесами, при заказе машины с полным приводом ставится вариатор или гидромеханическая 8-ступенчатая трансмиссия. Версия с МКПП оснащена кнопочным селектором для выбора режима работы двигателя в зависимости от дорожных условий.

Тойота Рав 4 на ручной коробке передач, плюсы и минусы, разные поколения моделей

Технические характеристики Тойоты РАВ 4 с ручной коробкой

Основные технические параметры кроссоверов RAV4 с механической трансмиссией приведены в таблице. Значения даны для 5-дверных кузовов (касается поколений XA10 и XA20). Модификации с МКПП отличаются сниженным на 10-20 кг снаряженным весом, что незначительно влияет на динамические возможности и расход топлива.

Из таблицы видно постепенное увеличение массы машины, связанное с наращиванием габаритов салона и повышением пассивной безопасности.

Одновременно наблюдается падение расхода бензина и улучшение динамических характеристик.

Параметр XA10 XA20 XA30 XA40 XA50
Максимальная скорость, км/ч 170 185 185 180 190
Время разгона до 100 км/ч, сек 10,4 10,6 10,2 10,2 9,8
Снаряженный вес, кг 1340 1420 1555 1540 1570
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 9,6 8,8 7,4 7,7 6,8

Возможные поломки механической коробки передач

Основные поломки механической трансмиссии RAV4:

  1. Повышение шума при работе, возникающее из-за падения уровня масла. Необходимо слить остатки жидкости и убедиться в отсутствии в жидкости металлической стружки, образующейся при разрушении шестерен или подшипников. После заправки свежего масла посторонний гул должен исчезнуть.
  2. Течь масла через поврежденные сальники, ремонт заключается в установке новых уплотнителей и доливке смазки до требуемого уровня.
  3. Неработающие огни заднего хода, проблема возникает при поломке концевого переключателя или обрыве жгута электропроводки. Необходимо установить новый контактный механизм либо восстановить целостность кабеля.
  4. Затрудненное переключение из-за нарушения регулировки привода кулисы или повреждения синхронизаторов. Ремонт заключается в настройке длины тросов или переборке МКПП с заменой изношенных элементов. Одновременно следует проверить состояние диска сцепления, который быстро изнашивается при неаккуратной эксплуатации.
  5. Самопроизвольное выключение повышающей передачи из-за износа муфты, шестерни или ступицы. Для восстановления работоспособности потребуется разобрать коробку и поменять поврежденные детали. При износе синхронизатора наблюдается покачивание рычага переключения, возникающее при наборе оборотов или сбросе газа. Дальнейшая выработка кольца приводит к самопроизвольному выключению скорости.
  6. Постепенное откручивание винтов крепления пластины, удерживающей подшипники в корпусе. В результате происходит разрушение шестерни повышающей ступени и части вторичного вала, отмечены случаи разрыва картера. Необходимо снятие коробки для разборки и дефектовки с последующим капитальным ремонтом.

Многие владельцы машин с МКПП отмечают тихий равномерный гул при движении на задней передаче.

Причиной является профиль шестерен и большое передаточное соотношение. Шум не является признаком неисправности при условии отсутствия посторонних звуков при использовании скоростей переднего хода. На автомобилях с 6-ступенчатой трансмиссией часто наблюдается вой при движении на 1-й ступени. Посторонний гул не считается неисправностью при условии нормальной работы остальных скоростей и отсутствии стружки в масле.

Реальные отзывы владельцев механики

Виталий, 41 год, Кострома

ВиталийВ 2016 г. приобрел в автосалоне кроссовер RAV4, специально искал модификацию с передним приводом и ручной трансмиссией. Машина используется на 95% на дорогах с твердым покрытием, поэтому отказ от всех ведущих колес позволяет снизить расход топлива и удешевить обслуживание. КПП позволяет быстро ускориться при обгоне на шоссе, а наличие 6-й ступени обеспечивает низкие обороты двигателя при загородных поездках. Процесс переключения ступеней легкий, эластичный мотор не требует постоянной работы рычагом.

Кирилл, 28 лет, Тула

КириллПриобрел RAV4 2-го поколения с МКПП для периодических выездов на рыбалку и охоту. После оформления поменял масло в картере и сальник, на котором имелись следы течи. Коробка переключается легко, но после нескольких поездок по залитым грязью дорогам появились проблемы со сцеплением. Установил новые диск и корзину, заодно проверил состояние зубчатого венца на маховике. После ремонта проехал более 15 тыс. км по дорогам с различным покрытием, нареканий по работе агрегатов трансмиссии нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: