Где находится трансмиссия у трактора

Главная и конечная передачи тракторов

Главная передача (рис. 1, а, б) предназначена для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и, кроме того (у большинства тракторов), для передачи вращения от вала, находящегося в продольной плоскости трактора, валу, расположенному в его поперечной плоскости.
Рис. 1. Главная и конечная передачи:

а — гусеничного трактора; б — колесного трактора; 1 — конические шестерни; 2 — механизмы поворота; 3 — конечная передача.

Главная передача располагается непосредственно за коробкой передач и состоит из двух конических, реже цилиндрических шестерен. Во многих тракторах ведущие шестерни z1 главной передачи закреплены на вторичном валу коробки передач или же изготовлены заодно с ним. Зубья конических шестерен главной передачи делают прямыми или спиральными.

Чтобы снизить частоту вращения, передаточное число главной передачи, т. е. отношение числа зубьев ведомой шестерни z2 к числу зубьев ведущей z1, у современных тракторов находится в пределах от 2,6 до 4,6. Во столько же раз уменьшается частота вращения, передаваемая главной передачей от коробки передач к конечной передаче. Шестерни главной передачи находятся в корпусе ведущего моста трактора (заднего или переднего).

У колесных тракторов в ступице ведомой шестерни главной передачи размещен механизм, называемый дифференциалом, через который и происходит передача крутящего момента от главной передачи к конечной.

У гусеничных тракторов ведомые шестерни главной передачи обычно жестко укреплены на валу заднего моста, и вращение от них на конечную передачу 3 (рис. 1, а) передается через механизмы 2, предназначенные для управления поворотом трактора.

Конечная передача служит для увеличения передаваемого крутящего момента путем повышения передаточного числа трансмиссии i = 4,35…9,94), а также для передачи вращения от главной передачи или дифференциала к ведущим колесам (звездочкам) трактора.

У разных тракторов конструкции конечных передач выполнены неодинаково. У одних типов тракторов конечные передачи расположены в общем корпусе с главной передачей и дифференциалом и состоят из двух пар цилиндрических шестерен, по одной паре на каждое колесо (см. рис. 1, б). У других тракторов эти шестерни (см. рис. 1, а) установлены в отдельных корпусах, которые закреплены по бокам заднего моста, поэтому их иногда называют бортовыми редукторами, или бортовыми передачами. Количество шестерен в конечных передачах бывает от двух до пяти в каждой.

У некоторых мощных тракторов, как гусеничных так и колесных, находят применение планетарные передачи, по конструкции более компактные и передающие вращение с большим передаточным числом (i = 6).

Устроены и действуют планетарные передачи следующим образом.
Рис. 2. Конечные передачи:

а — планетарного типа; б — типа сдвоенных редукторов; 1 — солнечная шестерня; 2 — коронная шестерня; 3, 11 — валы; 4 — шпилька; 5, 8, 9 — корпуса; 6 — палец; 7 — сателлиты; 10 — рукав; 12 — роликовый подшипник; 13, 18 — шестерни; 14 — двухвенцовая шестерня; 15 — ось; 16 — стакан; 17 — ведущее колесо; 19 — полуось; 20 — гидроцилиндр; 21 — проушина; 22 — тяга; 23 — рычаг.

От главной передачи вращение передается через вал 3 (рис. 2, а) на солнечную шестерню 1. Вращение от солнечной шестерни 1 передается на малые цилиндрические шестерни — сателлиты 7, свободно сидящие на пальцах 6, укрепленных в водиле. Сателлиты 7, вращаясь, обкатываются по зубьям коронной (эпициклической) шестерни 2, через пальцы 6 увлекают за собой водило и через соединенный с ним корпус 5 редуктора вращение передается на ведущее колесо или звездочку.

У тракторов специального назначения (крутосклонных и горно-равнинных) конечные передачи делают в виде самостоятельных редукторов, имеющих возможность поворачиваться относительно остова трактора, что позволяет при въезде трактора на склон (поперек склона) удерживать задние ведущие колеса (стабилизировать) в строго вертикальном положении.

В качестве примера на рисунке 2, б показано устройство конечной передачи горно-равнинного трактора. У этого трактора каждая из конечных передач представляет собой сдвоенные редукторы, расположенные сбоку остова трактора.

Сдвоенный редуктор состоит из двух корпусов 8 и 9, внутри которых помещены шестерня 18, сидящая на полуоси 19 ведущего колеса 17, и шестерня 13, жестко укрепленная на конце вала 11 заднего моста. Корпус 9 первого редуктора посажен на рукав 10 заднего моста таким образом, что может поворачиваться вокруг оси вала 11 на роликовых подшипниках 12.

Корпус 9 связан с корпусом 8 осью 15 и стаканом 16, образуя подвижный шарнир, который позволяет корпусам 8 и 9 перемещаться один относительно другого. Вращение от вала 11 заднего моста на полуось 19 передается через шестерню 13, двухвенцовую промежуточную шестерню 14, посаженную на подшипниках стакана 16 и ведомую шестерню 18. Бортовые редукторы поворачиваются при помощи гидроцилиндра 20, связанного своим штоком с корпусом 9. Редуктор 8 связан с проушиной 21, укрепленной на корпусе заднего моста тягой 22 и рычагом 23. При подаче масла в гидроцилиндр 20 корпусы 8 и 9 будут занимать различные положения один относительно другого (показано стрелками на рисунке 2) и тем самым изменять положение ведущего колеса 17, относительно остова трактора. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Трактор с электромеханической трансмиссией, показанный Президенту в Логойске, на 90% готов к серийному производству


О том, что над созданием такого трактора активно работают конструкторы и скоро его можно будет увидеть в работе, «Сельская газета» писала еще в мае прошлого года. Директор Белорусской МИС Александр Ващула тогда говорил: «Электротрактор уже создан на базе «Беларус-3023» и скоро поступит к нам на испытания. Он работает на дизеле, трансмиссия электромеханическая, что дает возможность на 40 процентов уменьшить количество деталей. Техника будет передвигаться с бесступенчатым переключением скорости, самостоятельно выбирать оптимальный режим, обеспечивая при этом экономию топлива на 10—15 процентов».

Что изменилось за это время? «СГ» продолжает рассказ о новом уникальном тракторе МТЗ.

НА СНИМКЕ: фото трактора с электромеханической трансмиссией «Беларус-3023» со сдвоенными колесами — одного из трех опытных экземпляров — предоставлено МТЗ.

Как удалось узнать «СГ», новый трактор уже неделю как работает в логойском сельхозцехе «Гайна». Это экспериментальное хозяйство ОАО «Минский тракторный завод», где предприятие и проводит испытания своих разработок на разного рода сельхозработах. Исполняющий обязанности главного инженера Геннадий Рыбчик говорит, что за основу трактора на электромеханической тяге «Беларус-3023» взята модель «Беларус-3022». По функциям, внешнему виду, если не открывать капот, отличия не видны, только немного длиннее база. А принцип работы таков: дизельный двигатель в 300 лошадиных сил раскручивает ротор генератора, который вырабатывает ток на электромотор, что приводит в движение трактор.

Новый «Беларус» задействован в основном в сцепке с восьмикорпусным плугом на подготовке почвы под сев кукурузы. В день обрабатывает около 20 гектаров. Геннадий Рыбчик отмечает, что в процессе пахоты конструкторы снимают параметры работы и постоянно улучшают конструкцию. К примеру, за последние годы внесены изменения в электротрансмиссию, чтобы трактор начинал ход более плавно. «Беларус-3023» уже проходил испытания в нескольких хозяйствах Логойского района, а также на полях Минской овощной фабрики, Дрогичинского, Червенского и Мядельского района.

Читайте также  Когда надо менять масло в трансмиссии нивы

О перспективах производства и использования в АПК такого трактора «СГ» рассказывает начальник центра испытаний тракторной техники холдинга «МТЗ-Холдинг» Дмитрий Грузд:

«Беларус-3023» с одинарными колесами за работой на логойском поле.

На заводе провели конструкторскую подготовку, так как необходимо было создать новые корпусные детали, системы передачи мощности. В цехе испытаний МТЗ создали стенд, на котором начали отрабатывать систему управления машиной. На стенде, а он представлял собой трактор, который приводился в движение от двигателя внутреннего сгорания, замерялась мощность, передаваемая двигателем, и мощность, передаваемая на колеса. Измерялись КПД трансмиссии, а также системы охлаждения и другое. Потом был создан макет трактора, а после завершения работы с ним появился первый образец. Его испытывали и сами, и передавали в сельхозпредприятия. Сейчас существуют три единицы тракторов.

— Дмитрий Маратович, в чем, на ваш взгляд, преимущество этой модели?

— Нет необходимости через каждую тысячу часов проводить плановое техническое обслуживание трансмиссии, куда входит замена масла, фильтров, что дорого обходится. Это ведь в легковушке надо поменять 5 литров, а здесь 50. Электрические двигатели обслуживать, пока они работают, не нужно. Дорогостоящие операции на этой технике отсутствуют. Как и сцепление, его корпус, большая с немалым количеством шестеренок коробка передач. При этом движение вперед-назад выполняется за несколько секунд. Управление возможно как от педали газа, так и от джойстика. В последнем выставляется необходимая скорость, нажимается кнопка «разрешение» — и трактор движется. Механизатор только рулит. Сравните: если в базовой модели 36 передач, то в 3023-й всего четыре. И то мы планируем оставить только две — одна рабочая со скоростью до 20 и транспортная до 40 километров в час.

— Насколько возможна локализация производства?

— Наши белорусские компании могут предложить компоненты управления, но никто не предлагал двигатель такой мощности. В кооперации работаем с китайской и российской компаниями, которые производят электродвигатели, блок силовой электроники, контроллер верхнего уровня. Мы, со своей стороны, ставим двигатели, корпусные детали, коробку переключения передач и задний мост.

— Считаете ли вы, что «Беларус-3023» может занять достойное место в АПК?

— Считаю, да, необходимо только провести небольшие доработки в плане программного обеспечения. Трактор готов более чем на 90 процентов для серийного производства. Он выполняет работы с различными сельхозорудиями. К ним, замечу, требуется определенный подход. Если плуг, например, забирает всю мощность двигателя, то на косилке отдача неполная, но при этом работает задний и передний валы отбора мощности. Здесь режим управления необходимо немного поменять. Его программу пишет российская корпорация, для работ по совершенствованию программного обеспечения необходимо месяц-два. И тогда уже трактор, можно считать, будет полностью готов. Он сможет работать со всеми орудиями и при этом экономить потребление топлива, что актуально для маломощных режимов.

Общее устройство коробки передач и ее работа

Коробка передач трактора состоит из главных частей и деталей:

  1. Корпуса с крышкой
  2. Валов, вращающихся в корпусе на подшипниках качения
  3. Шестерен
  4. Механизма переключения передач

Конструкция

Корпус коробки передач представляет собой каркас, отлитый из чугуна в виде отдельной детали или совместно с корпусом заднего моста трактора. Сверху корпус закрыт крышкой.

Для понятия общего устройства коробки передач, рассмотрим схему простейшой кпп, в корпусе которой размещаются на подшипниках два основных вала.

Верхний вал соединяется с валом муфты сцепления и называется ведущим. На шлицованную поверхность вала насажены передвижные шестерни-каретки: одинарные или двойные. Шлицевое соединение перемещает каретки по валу при совместном их вращении.

На нижнем ведомом валу неподвижно закрепляются ведомые шестерни, число зубьев которых и диаметр подобраны так, чтобы при зацеплении с ними соответствующих ведущих шестерен было обеспечено получение необходимых передаточных чисел.

На заднем наружном конце ведомого вала закреплена малая ведущая коническая шестерня главной передачи, входящая в постоянное зацепление с большой ведомой шестерней заднего ведущего моста трактора.

Механизм переключения кпп

  1. рычага
  2. передвижных стержней
  3. вилок
  4. кулисы
  5. фиксаторов

Рычаг переключения передач располагают в приливе крышки корпуса на шаровой опоре. Рычаг качается в разных направлениях.
Нижний конец рычага входит в пазы головок вилок или поводков, закрепленных на передвижных стержнях. Стержни свободно вставлены в отверстия приливов крышки или корпуса.

Вилки закрепленные на стержнях, входят в выточки на передвижных каретках и не препятствуют их вращению. Передачи включают при стоящем тракторе.

1 — рычаг переключения передач; 2 — переключающая вилка двойной каретки; 3 — фиксатор; 4 — передвижной стержень двойной каретки; 5 — передвижной стержень одинарной каретки; 6 и 7 — шестерни двойной каретки; 8 — коническая шестерня ведомого вала; 9, 10 и 11 — шестерни ведомого вала; 12 — двойная шестерня заднего хода; 13 — ведомый вал; 14 — валик шестерни заднего хода; 15 — одинарная каретка; 16 — ведущий вал; 17 — корпус коробки передач; 18 — переключающая вилка одинарной каретки; 19 — крышка корпуса; 20 — кулиса; 21 — шаровая опора рычага.

При введении малой ведущей шестерни каретки в зацепление с большой ведомой получают первую передачу. Введением в зацепление пары шестерен с меньшей разницей в диаметрах включают вторую передачу и, зацепляя шестерни с наименьшей разницей в диаметрах, — третью.

Для получения заднего хода между двумя шестернями ведущего и ведомого валов помещают дополнительную двойную шестерню, насаженную свободно на специальный валик, закрепленный в корпусе. При перемещении шестерни вперед она войдет в зацепление с передней шестерней и вращение ведомому валу будет передаваться в обратную сторону.

Для исключения перемещения стержней одновременно, что приведет к включению двух передач сразу и поломке шестерен, нижний конец рычага проходит через вырезы кулисы. Она определяет положение рычага, при котором нижний его конец входит в паз головки только одного стержня.

Стержни и шестерни после включения передачи и в нейтральном положении стопорятся фиксаторами, шарики или штифты которых с пружинами помещаются в гнездах крышки и входят в выемки на стержнях.

Включать передачи можно только при остановке ведущего вала с шестернями

Это достигается выключением главной муфты сцепления. В противном случае при включении передачи зубья вращающейся ведущей шестерни ударятся о зубья шестерни ведомого вала, стоящего неподвижно, и они поломаются.

Для исключения включения передачи при не выключенной главной муфте сцепления, коробку передач оборудуют блокирующим устройством. Для этого в приливе крышки коробки передач над фиксаторами монтируют блокирующий валик, соединенный рычагом и тягой с педалью или рычагом управления главной муфтой сцепления.

На валике сделан паз, в который входят штифты фиксаторов. При включенной муфте сцепления валик располагается против штифтов стороной, не имеющей паза. При этом фиксаторы, входя в гнезда на переключающих стержнях, упираются штифтами в валик и удерживают стержни, не позволяя их передвигать и переключать передачи.

При нажатии на педаль или переводе рычага при выключении муфты сцепления, блокирующий валик проворачивается и против штифтов фиксаторов располагается его паз. В этом случае фиксаторы освобождаются и перемещаются вверх, выходя из гнезд стержней при их передвижении и позволяя переключать передачи.

Читайте также  Какие 5 элементов трансмиссии содержит гидропривод погрузчика

Силовые передачи тракторов

Силовая передача (трансмиссия) трактора представляет группу механизмов и предназначена для преобразования крутящего момента, передаваемого от двигателя на ходовую часть, а также для передачи через вал отбора части мощности на агрегатируемые машины. Известно, что мощность двигателя характеризуется крутящим моментом и частотой вращения коленчатого вала или его оборотами, причем мощность, передаваемая от двигателя, имеет малый крутящий момент (25-150 кгм для различных дизелей) при значительной частоте вращения 1600-2000 об/мин.

В то же время ведущий аппарат трактора должен получать энергию в виде большого крутящего момента с относительно малой частотой вращения, чтобы трактор мог развивать большие тяговые силы при небольшой (в пределах до 20-40 км/ч) скорости движения.

Чтобы изменять крутящий момент и обороты трансмиссии, поставлены зубчатые передачи, изменяющие передаточное число. Зубчатая передача изменяет крутящий момент следующим образом.

Представим, что первое ведущее колесо имеет число зубьев вращается с частотой об/мин. Ведомое колесо имеет в 2 раза больше число зубьев и поэтому, когда первое колесо сделает оборот, то второе — лишь пол-оборота, то есть передача замедляющая, а передаточное число будет или обороты снизятся на ведомом валу в 2 раза.

В то же время каждый зуб ведущего колеса давит на зуб ведомого колеса, передавая крутящий момент, то есть крутящий момент — это произведение силы на плечо, а плечом является радиус колеса.

Но эта же сила, действуя на плечо, создает крутящий момент на ведомом валу. Это свойство зубчатых передач и используют в силовых передачах тракторов, а именно — в главной и конечной передачах, что позволяет изменять тяговое усилие и скорость движения при работе с различными машинами.

При переходе с одного режима к другому крутящий момент изменяется через определенные интервалы в соответствии с передаточными числами, поэтому такие силовые передачи называются ступенчатыми; они получили наибольшее распространение.

Кроме ступенчатых механических передач могут использоваться бесступенчатые — гидравлические и электрические, а также комбинированные передачи. Гидротрансмиссии у тракторов находятся в стадии экспериментальных разработок. Электромеханическая трансмиссия используется на тракторе ДЭТ-250.

Ступенчатые силовые передачи

В механическую силовую передачу входят следующие механизмы. Муфта сцепления служит для соединения вала двигателя с трансмиссией и их разъединения. Промежуточное соединение, или карданная передача, передает вращения с вала муфты к валу коробки передач.

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел, а следовательно, и крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса, и изменения направления движения. Составной частью некоторых коробок (МТЗ-82) является редуктор и ходоуменьшитель.

У колесных тракторов, имеющих все колеса ведущие, дополнительно устанавливается раздаточная коробка для раздачи вращения на задний и передний мосты. У тракторов ДТ-75 М перед коробкой передач устанавливается увеличитель крутящего момента — УКМ.

Главная или центральная передача служит для дальнейшего снижения частоты вращения валов и увеличения крутящего момента на ведущих колесах. Дифференциальный механизм позволяет ведущим колесам вращаться с разной частотой вращения, что необходимо при повороте трактора или движения по неровному пути.

У гусеничных тракторов для выполнения поворота устанавливаются муфты поворота или планетарный механизм поворота. Конечные передачи предназначены для окончательного снижения частоты вращения ведущих колес и увеличения крутящего момента.

Промежуточные соединения и карданные передачи

Промежуточные соединения предназначены для передачи вращения от муфты сцепления к коробке передач, оси которых могут не совпадать или смещены на незначительную величину вследствие деформации остова трактора. Соединяя валы через специальные шарниры или соединительные муфты, уменьшают вредные нагрузки на детали, возникающие от несоосности валов, и повышают долговечность их работы.

В силовых передачах тракторов используются жесткие, упругие и комбинированные промежуточные соединения. На тракторе Т-25А двигатель и корпус силовой передачи соединены литым корпусом повышенной жесткости, что обеспечивает точную соосность вала муфты и первичного вала коробки передач, поэтому они соединены не упругой, а жесткой муфтой.

На тракторе МТЗ-80,82 также применяется жесткое соединение, выполненное в виде зубчатой муфты. Зубчатое соединение используется и для связи вала муфты сцепления, и первичного вала коробки передач на тракторах Т-150 и Т-150К.

На тракторах К-701 применяется полужесткая соединительная муфта, установленная на маховике двигателя. На тракторе ДТ-75М крутящий момент от вала муфты сцепления на вал усилителя крутящего момента передается карданной передачей, которая представляет две упругие муфты (переднюю и заднюю).

Головка кардана представляет склепанный из двух половинок стальной каркас, в гнездах которого установлены резиновые втулки, навулканизированные на стальные втулки. С помощью болтов каркас передней головки кардана соединен с двумя крестообразно расположенными вилками, а каркас задней головки — с вилками.

Вилка насаживается на шлицы вала муфты сцепления, а вилка — на шлицы вала увеличителя крутящего момента. Компенсация угловых смещений происходит за счет деформации резиновых втулок, а осевых — за счет шлицевых перемещений вилок относительно друг друга.

Карданные передачи трансмиссии применяются тогда, когда крутящий момент необходимо передать между валами агрегатов силовой передачи, удаленными друг от друга и расположенными под некоторым углом. В этих случаях карданные передачи состоят из двух или более карданных шарниров с крестовинами на игольчатых подшипниках.

Такие передачи используются на тракторах К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-82. В качестве примера рассмотрим карданную передачу трактора Т-150К. Передача состоит из карданного вала привода переднего моста и кардана привода заднего моста.

Каждый из карданов имеет телескопическое шлицевое соединение, защищенное чехлом, которое позволяет валам изменить длину при поворотах трактора и колебаниях подрессоренного переднего моста. Привод заднего моста имеет две двойные вилки и промежуточную опору. Карданные шарниры одинаковой конструкции.

Каждый из них содержит по две вилки, крестовину и четыре игольчатых подшипника с уплотнениями. На каждой крестовине имеется масленка. Обслуживание карданной передачи сводится к проверке и подтяжке креплений, проверке состояния уплотнений подшипников и чехлов шлицевых соединений.

Через каждые 240 ч работы смазывают через масленки солидолом шлицевые соединения. Периодически в соответствии с инструкцией (на тракторах Т-150 и Т-150К через 480 ч, на К-701 одноразовая смазка) смазывают игольчатые подшипники крестовин смазкой № 158.

Запрещается смазывать игольчатые подшипники солидолом. На тракторе МТЗ-80,82 игольчатые подшипники крестовин смазывают через 120 ч работы трансмиссионным автотракторным маслом (нигролом).

ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ. 1. Назначение тракторов и их основные типы

Трактор – колесная или гусеничная самоходная машина, которую используют в качестве энергетического средства для передвижения прицепных или навесных сельскохозяйственных машин и орудий, а также для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных машин.

Тракторы классифицируют по следующим признакам:

· назначению – общего назначения, универсально-пропашные и специальные;

· конструкции ходовой части – колесные и гусеничные;

· типу остова – рамные, полурамные, и безрамные;

· тяговому классу – 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8.

Основные типы тракторов, выпускаемых отечественной промышленностью, представлены на рис.1.

СШ-25 МТЗ-82-1 МТЗ-1221
ЛТЗ-155 ЛТЗ-60АБ ТЗО-69
МТЗ-82П ХТЗ-17221 ВТ-100ДТ
Беларус 921.3СМ ДТ-75 ВТ-100ДС
Читайте также  Где будет проходить трансмиссия

Рисунок 1 – Типы тракторов

Все тракторы с о с т о я т из определенного набора механизмов, систем и сборочных единиц, из них основными являются (рис. 2):

· двигатель внутреннего сгорания (ДВС);

· рабочее и вспомогательное оборудование.

Двигатель п р е о б р а з у е т химическую энергию сгорания топлива и атмосферного воздуха в механическую энергию (вращение коленчатого вала).

Трансмиссия п р е д с т а в л я е т собой совокупность механизмов, передающих и изменяющих по величине и направлению вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам (звездочкам). В трансмиссию входят: сцепление, соединительный вал, коробка передач, главная и конечная передачи (рис.3).

а – гусеничный; б – колесный

1 – остов; 2 – двигатель; 3 – вспомогательное оборудование (кабина);

4 – рабочее оборудование; 5 – трансмиссия; 6 – механизм управления;

7 – ходовая часть

Рисунок 2 – Общая компоновка тракторов

Ходовая часть с л у ж и т для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение трактора. В нее входят остов (рама), ведущие и направляющие колеса(гусеничные цепи, поддерживающие ролики).

Механизмы управления п р е д н а з н а ч е н ы для изменения траектории движения трактора, остановки и удержания его неподвижным. К ним относятся планетарный механизм поворота (гусеничный трактор) и рулевой механизм с рулевым приводом (колесные тракторы), а также тормозная система.

Рабочее оборудование п р е д н а з н а ч е н о для агрегатирования трактора с рабочими машинами и орудиями или обеспечения возможности выполнения технологических и транспортных операций. В его состав входят: механизм навески с объемным гидроприводом, прицепное устройство, механизм отбора мощности (МОМ) и гидросистема отбора мощности (ГСОМ). С помощью МОМ и ГСОМ приводятся в действие рабочие органы агрегатируемых машин.

Вспомогательное оборудование с л у ж и т для улучшения условий труда тракториста. К нему относят: кабину с подрессорным сидением, вентилятором, кондиционером, приборами контроля и сигнализации, зеркалами заднего вида, а также облицовка и капот двигателя.

Схемы трансмиссий колесных и гусеничных тракторов имеют некоторые различия (рис. 3).

Судя по рис. 3, б, у колесного трактора с двумя ведущими мостами имеется раздаточная коробка 7, которая распределяет вращающий момент двигателя между мостами. Кроме того, в трансмиссиях колесных тракторов с одним и двумя ведущими мостами имеется дифференциал. Его задачей является распределение вращающего момента, подводимого к нему, между полуосями ведущих колес, что позволяет им вращаться с различными скоростями. Место положения дифференциала между главной и конечными передачами.

а – классическая компоновка; б – с приводом передних ведущих колес;

в – с приводом переднего ведущего моста;

г – компоновка электро- и гидротрансмиссии; д – гусеничные машины

1 – двигатель; 2 – муфта сцепления; 3 – коробка передач; 4 – промежуточная

(карданная) передача; 5 – задний ведущий мост; 6 –синхронные шарниры;

7 – передний ведущий мост; 8 – раздаточная коробка; 9 – электрогенератор или

гидронасос; 10 – электрическая или гидравлическая связь; 11 – электро- или гидромотор; 12 – главная передача; 13 – конечная передача

Рисунок 3 – Схемы трансмиссий тракторов

В марке тракторов указывают сокращенное название завода-изготовителя или характерное для трактора слово и через дефис цифру, указывающую мощность двигателя в л.с.

Автомобиль – это самоходное транспортное средство, которое п р е д н а з н а ч е н о для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций (например, буксирование прицепов).

Автомобили классифицируют по следующим признакам:

· назначению – грузовые, пассажирские и специальные;

· типу шасси – рамные и безрамные;

· приспособляемости к дорожным условиям – нормальной и повышенной проходимости;

· числу осей – двух-, трехосные;

· типу двигателя – карбюраторные, дизельные, инжекторные, газовые, газодизельные.

Колесная формула автомобилей нормальной проходимости 4×2, повышенной проходимости 4×4, 6×4 и 6×6. Автомобили с колесной формулой 4×4, 6×6 называют полноприводными.

В марке автомобилей указывают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, “Урал”, КрАЗ, ВАЗ, ИЖ, АЗЛК, ЗАЗ, УАЗ) и через дефис цифру, соответствующую номеру модели.

Наиболее распространенные типы отечественных автомобилей, используемых в сельскохозяйственном производстве, представлены на рис. 4.

Lada Kalina 1119 ВАЗ 2115 ВАЗ 2121
УАЗ Патриот УАЗ HUNTER ИЖ 27175
ГАЗ 31105 ГАЗ MAKSUS ГАЗ 3307
КАМАЗ 65117 ЗИЛ 431410 МАЗ 533603

Рисунок 4 – Типы автомобилей

Основные части автомобиля (рис.5) и их размещение практически не отличается от схемы их расположения у колесного трактора.

Одна из основных и отличительных частей автомобиля – это кузов. Кроме того, совокупность трансмиссии, ходовой части и механизма управления автомобилем принято называть шасси. Таким образом, основные части автомобиля – двигатель, шасси, кузов.

Кузов грузового автомобиля состоит из двух или трехместной кабины и грузовой платформы. Кабины устанавливают за двигателем, над ним и перед двигателем. Грузовые платформы бывают:

· самосвальные с гидроприводом (рис. 20);

· постоянно прикрепленные к раме – бортовые (рис. 5).

Для управления автомобилем служит механизм управления, в состав которого входят:

· рулевое управление, предназначение которого изменять направление движения автомобиля,

· тормозная система для снижения скорости движения или остановки автомобиля.

В состав вспомогательных устройств автомобиля входят: лебедка, отопление, вентиляция кабины, тягово-сцепное устройство и др.

1 — двигатель; 2 – трансмиссия; 3 – ходовая часть;

4 – рабочее и вспомогательное оборудование; 5 – кузов

Рисунок 5 – Общая компоновка грузового автомобиля

Контрольные вопросы

1. По каким признакам классифицируют тракторы и автомобили?

2. Назвать тяговые классы сельскохозяйственных тракторов.

3. Из каких основных частей состоит трактор?

4. Назвать узлы и механизмы, входящие в состав трансмиссии гусеничного трактора.

5. Перечислить узлы и механизмы, входящие в состав трансмиссий колесных тракторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: