Где находится трансмиссия автомобиля

Комбинированная трансмиссия транспортного средства

Полезная модель комбинированной трансмиссии направлена на повышение гибкости системы управления потоком энергии, подводимой к ведущим колесам транспортного средства от источников энергии, что, по сравнению с классическими схемами трансмиссий, позволит сэкономить топливо с одновременным снижением загрязнения окружающей среды. Наличие в полезной модели двигателя внутреннего сгорания, маховичного накопителя кинетической энергии, тяговой аккумуляторной батареи и обратимой электромашины, при совместной работе обеспечивающей движение транспортного средства. При применении полезной модели обеспечивается снижение расхода топлива и уменьшение загрязнения окружающей среды, за счет снижения мощности применяемого в транспортном средстве двигателя внутреннего сгорания и оптимизации режима его работы. Конструктивная схема полезной модели позволяет на некоторых режимах движения транспортного средства отключать двигатель внутреннего сгорания и тем самым полностью исключить выброс вредных веществ с отработанными газами.

Полезная модель комбинированной трансмиссия относится к автомобильной промышленности и может быть использована при модернизации и производстве автомобилей, автобусов, а также ж/д дрезин и других транспортных средств.

Известна трансмиссия Патент РФ ЕР 162519 в составе гибридного привода транспортного средства, включающая маховик и трехзвенный планетарный механизм. Водило трехзвенного планетарного механизма связано с бесступенчатой механической передачей. Трансмиссия имеет две муфты сцепления, первая из которых связана с маховиком и с солнечной шестерней, а вторая с коронной шестерней и с внешней передачей поступательного движения. Промежуточная передача позволяет соединять маховик с солнечной шестерней, передавать ускоренное вращение маховику и управлять при помощи вариатора включением второй муфты сцепления, что позволяет запасать энергию с помощью маховика и передавать ее гибридному приводу транспортного средства.

Известна трансмиссия Патент РФ 2160191 с планетарным механизмом и муфтой сцепления, связанной с маховиком, что обеспечивает ускорение маховика и последующую передачу его вращения выходному валу привода движителя транспортного средства.

Известна маховичная трансмиссия Авторское свидетельство СССР 1629654, содержащая корпус с размещенным в нем основным маховиком и дополнительными маховиками с переменными моментами инерции, а также фрикционную муфту и вариатор привода маховика. Дополнительные маховики с четырьмя фрикционными муфтами через планетарный редуктор соединяются с движителем транспортного средства.

Известна трансмиссия автомобиля Авторское свидетельство Великобритании 2121742, включающая трехзвенный дифференциал, первое звено которого связано с выходным валом, передающим вращение ведущим колесам транспортного средства, второе звено связано с двигателем, а третье звено с маховиком — накопителем энергии.

Известна трансмиссия, Учебник — Автомобили / В.К.Вахламов, М,Г. Шатров, А.А.Юрчевский / «Академия» 2005 г., обеспечивающая движение автобуса фирмы «Вольво», которая представляет собой поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС), дополнительно снабженный маховичным накопителем кинетической энергии. Раскрутка маховичного накопителя осуществляется от трансмиссии в процессе торможении автобуса, при этом маховичный накопитель играет роль тормоза-замедлителя. Запасенная энергия маховичного накопителя используется при трогании автобуса с места и при его разгоне.

Недостатком подобного устройства трансмиссии является ограниченность ее эффективности на всех режимах движения — она достаточно эффективна только в режиме частых остановок автобуса.

Наиболее близкой по технической сущности к заявленной полезной модели является трансмиссия, Учебник — Электромобили /В.А.Щетина, Ю.Я.Морговский/, Машиностроение, 1994 г., гиробуса, использующая маховичный накопитель энергии, разработанный фирмой «Дженерал электрик». В этом гиробусе функции тягового двигателя, обеспечивающего его движение, выполняет основная электромашина, питаемая от внешних источников энергии и от тяговых аккумуляторных батарей. При торможении гиробуса основная электромашина работает в режиме генератора и питает вторую электромашину, раскручивающую маховичный накопитель. При разгоне гиробуса вторая электромашина, за счет аккумулированной энергии маховичного накопителя, переходит в режим генератора и питает током основную тяговую электромашину, что и обеспечивает дальнейшее движение гиробуса.

Недостатком подобной конструкции трансмиссии является ее привязанность к внешнему электроснабжению, необходимому для подзарядки тяговых аккумуляторных батарей гиробуса на стоянках.

В перечисленных выше аналогах используется по два источника энергии: в первом аналоге — ДВС и маховичный накопитель, а во втором — маховичный накопитель и аккумуляторная батарея.

Предлагаемая полезная модель комбинированной трансмиссии позволяет решить техническую задачу по увеличению запаса хода транспортного средства, снижения загрязнения атмосферы вредными выбросами и экономии топлива, может быть использована для разных видов транспортных средств.

Решение поставленной задачи достигается путем использования энергии ДВС, аккумулированной кинетической энергии маховичного накопителя, энергии тяговой аккумуляторной батареи.

В отличие от аналогов, в предлагаемой полезной модели комбинированной трансмиссии транспортного средства предусмотрено использование трех источников энергии: ДВС, маховичного накопителя и тяговой аккумуляторной батареи. Кроме того, в предлагаемой полезной модели трансмиссии двигатель внутреннего сгорания является только дополнительным источником энергии, используемым для движения транспортного средства, раскрутки маховичного накопителя и подзарядки аккумуляторной батареи. При этом рабочий процесс ДВС выполняется на оптимальных режимах, обеспечиваемых программой электронного блока управления (ЭБУ), при которых выбросы токсичных веществ в атмосферу минимальны.

Предлагаемая полезная модель комбинированной трансмиссии транспортного средства представлена на фиг.1.

Полезная модель трансмиссия транспортного средства содержит:

ДВС 1, маховичный накопитель кинетической энергии 4 с редуктором-мультипликатором 3, сцепления в виде электромагнитных муфт 2, 5, трансмиссию, выполненную в виде обратимой электрической машины, соединенной с тяговой аккумуляторной батареей и электронным блоком управления 5, третья электромагнитная муфта 9 установлена после обратимой электрической машины. Поток энергии передается к ведущим колесам транспортного средства 11 через карданную передачу 10 и главную передачу 12, причем обратимая электромашина совместно тяговой аккумуляторной батареей является дополнительным источником энергии для движения транспортного средства.

Работа полезной модели трансмиссии осуществляется следующим образом:

Перед запуском ДВС электромагнитная муфта 9 отключена, а электромагнитные муфты 2 и 5 включены командой блока ЭБУ. Двигатель транспортного средства запускается управлением ЭБУ с помощью обратимой электромашины 8 и тяговой аккумуляторной батареи 7. После пуска и прогрева ДВС, установка переводится ЭБУ в автоматический режим, при котором электромашина 8 совместно с ДВС при включении всех трех электромагнитных муфт 2, 5 и 9 обеспечивают движение транспортного средства. Одновременно, от коленчатого вала через электромагнитную муфту 2 редуктор-мультипликатор 3 раскручивает маховичный накопитель энергии 4.

При остановке транспортного средства электромагнитная муфта 9 отключается, а ДВС продолжает работу, обеспечивая полную подзарядку аккумуляторных батарей и дополнительную раскрутку маховичного накопителя, после чего ДВС автоматически отключается блоком ЭБУ. При продолжении движения транспортного средства ДВС под управлением ЭБУ вновь запускается и рабочий цикл силовой установки повторяется.

В процессе движения транспортного средства при полной раскрутке маховичного накопителя 4, ДВС отключается ЭБУ с помощью электромагнитной муфтой 2, а подзарядка тяговой аккумуляторной батареи 7 продолжается под управлением ЭБУ за счет маховичного накопителя 4 и обратимой электромашины 8. При падении частоты вращения маховичного накопителя 4, примерно до 1/3 от ее максимальной рабочей величины, электромашина 8 в режиме электродвигателя и через электромагнитную муфту 5 раскручивает маховичный накопитель 4.

Если в процессе движения транспортного средства ДВС был заглушен, а уровень зарядки тяговой батареи снизился на 1520% от номинального, в связи с расходом электроэнергии, то ДВС автоматически запускается для подзарядки батареи и через электромагнитную муфту 2 обеспечивает дополнительное раскручивание маховичного накопителя 4.

При торможении транспортного средства или движении под уклон с произвольным набором скорости, а также в режиме движения «накатом», электромашина под управлением ЭБУ автоматически переводятся в режим генератора, подзаряжая аккумуляторную батарею 7 и через электромагнитные муфты 5 и 9 раскручивая маховичный накопитель 4. При достижении полной заряженности аккумуляторной батареи ДВС автоматически отключается ЭБУ.

В состав предлагаемой полезной модели комбинированной трансмиссии входит тяговая аккумуляторная батарея большой емкости, подзаряжаемая во время ночной стоянки от внешних источников электроэнергии. Это обеспечит дополнительный пробег транспортного средства без включения ДВС, что позволит значительно снизить расход топлива и выброс вредных веществ в атмосферу.

Наличие в полезной модели трансмиссии обратимой электромашины, тяговой аккумуляторной батареи и маховичного накопителя позволяют снизить мощность ДВС, по сравнению с силовой установкой классического транспортного средства с аналогичной массой.

Техническая задача по снижению расхода топлива и уменьшению загрязнения окружающей среды в полезной модели может быть решена за счет снижения мощности ДВС, оптимизации режима его работы и введения в состав предлагаемой комбинированной трансмиссии маховичного накопителя энергии и обратимой электромашины с аккумуляторной батареей. Предлагаемая в полезной модели конструктивная схема позволяет на некоторых режимах движения транспортного средства отключать ДВС и тем самым полностью исключить выброс вредных веществ с отработанными газами.

Отличительными признаками предлагаемой полезной модели комбинированной трансмиссии от наиболее близкой к ней являются наличие в ней ДВС, маховичного накопителя кинетической энергии, тяговой аккумуляторной батареи и обратимой электромашины, при совместной работе обеспечивающей движение транспортного средства. Электромашина приводится от ДВС или от маховичного накопителя, причем в режиме генератора заряжает тяговую аккумуляторную батарею, а в режиме электродвигателя совместно с ДВС раскручивает маховичный накопитель и ведущие колеса, кроме того, при подключении к тяговой аккумуляторной батарее, обеспечивает запуск ДВС.

При применении предлагаемой полезной модели трансмиссии, обеспечивается более гибкая система управления потоками энергии, подводимой к ведущим колесам автомобиля от трех источников энергии, что, по сравнению с классическими схемами силовых установок, позволит сэкономить до 15% топлива с одновременным снижением загрязнения окружающей среды.

Читайте также  Беспроводная трансмиссия для велосипеда

Комбинированная трансмиссия транспортного средства содержит двигатель внутреннего сгорания, аккумуляторную батарею, два сцепления, электронный блок управления, редуктор-мультипликатор с маховичным накопителем энергии, карданную передачу и главную передачу, отличающаяся тем, что трансмиссия выполнена в виде обратимой электрической машины, соединенной с тяговой аккумуляторной батареей и электронным блоком управления, электромашина одновременно является дополнительным источником энергии для движения транспортного средства, а сцепления выполнены в виде электромагнитных муфт, причем после обратимой электрической машины установлена третья электромагнитная муфта.

Как устроена и работает планетарная коробка передач

Современная автоматическая коробка – второй по сложности агрегат после двигателя, и одним из основных его узлов является планетарная передача. Но самое интересное, что этот механизм имеет более чем 100-летнюю историю – впервые его использовали в далёком 1908 году на автомобиле Ford model T.

Планетарная коробка передач

Правда, на коробке с ручным переключением передач. Многие не в курсе, но первая АКПП появилась ещё раньше – в 1906 году. Она была трехступенчатой и с гидравлическим приводом, который прижился и использовался повсеместно вплоть до последнего времени, когда управление работой автоматической коробкой переложили на электронику.

Но планетарная коробка передач до сих пор остается самой распространённой разновидностью среди автоматических трансмиссий.

Устройство, принцип работы

Схематически АКПП можно представить как конструкцию, состоящую из двух частей – планетарного механизма и гидротрансформатора. Крутящий момент от силового агрегата передаётся на гидротрансформатор – именно он преобразует момент вращения, реагируя на изменение режима движения (или вообще не передаёт вращение).

В МКПП валов три (ведущий, промежуточный, ведомый), а их шестерни пребывают в постоянном зацеплении. Переход на другую передачу осуществляется за счёт подключения ведомого вала к определённой паре шестерён. В коробке-автомате принцип иной: выбор необходимого режима движения осуществляется посредством блокировки соответствующих шестерен планетарного механизма.

Конструкция планетарной КПП, или планетарного редуктора, включает солнечную шестерню, принимающую вращение от гидротрансформатора посредством элемента, называемого водило, к которому подключены сателлиты в количестве 3 или 4 штук. Сателлиты стыкуются с коронной шестерней (её второе название – кольцевая). Все перечисленные элементы планетарной передачи содержит тормозной механизм фрикционного типа (в редких случаях – ленточные тормоза), с помощью которых и осуществляется блокировка шестерен.

Чтобы понять принцип работы планетарной коробки, рассмотрим три простых примера:

  • пускай нам нужно ускориться, то есть перейти на повышенную передачу. В этом случае кольцевая шестерня стопорится, вращательное движение от гидротрансформатора и СШ поступает на сателлиты, скорость вращения которых возрастает. Водило как бы «суммирует» вращение сателлитов и в результате тоже начинает вращаться быстрее;
  • при уменьшении скорости движения фиксируется уже водило, а сателлиты продолжают вращаться, что заставляет кольцевую шестерню снизить скорость вращения;
  • прямая передача обеспечивается следующим образом: водило при помощи фрикциона жёстко фиксируется с кольцевой шестерней, все не активные элементы «планетарки» не вращаются, минимизируя трение.

Принцип работы планетарной коробки передач

Важно понять, что в каждом из режимов происходит блокировка определённых элементов планетарной передачи.

Как же происходит передача крутящего момента далее, на приводы (раздатку для авто с ПП или карданный вал для заднеприводных авто)? Всё просто: вращение «снимается» с тех элементов, которые остались незаблокированными. Так, если блокируется водило, вращение на колёса передаётся с кольцевой шестерни. Если говорить о прямой передаче, здесь планетарный редуктор является фактически «лишним», поскольку крутящий момент на привод передаётся непосредственно с гидротрансформатора.

Усовершенствование АКПП, направленное на снижение расхода горючего, создание для мотора более благоприятных условий работы, улучшение динамики автомобиля, происходит по нескольким направлениям. Для этого увеличивают количество планетарных редукторов, при этом все редукторы, кроме первого, не содержат понижающих передач. Вследствие этого прямая передача на втором и так далее редукторах оказывается более скоростной, нежели повышающая передача основного редуктора. В то же время понижающая передача дополнительным редукторам как бы не нужна, поскольку крутящий момент с них снимается далеко не во всех случаях.

Рассмотрим более подробно работу фрикционов, которые, собственно, и отвечают за переключение режимов. Каждый планетарный редуктор включает набор фрикционов – тонких подвижных или фиксированных колец. Подвижные кольца связаны с вращающимися узлами редуктора. Если электроника, среагировав на манипуляции с педалью акселератора, создаёт соответствующее давление жидкости в АКПП, неподвижные диски вступают в зацепление с подвижными. В результате определённые элементы (например, КШ или водило) оказываются обездвиженными. Такой принцип является сутью планетарного механизма.

Очень многое зависит от электроники. Именно она отслеживает текущую скорость движения машины, а также скорость вращения коленвала, регулируя работу коробки таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для двигателя при минимизации расхода топлива. Современная электроника умеет даже определять степень износа фрикционов, и при выполнении диагностики автомобиля сообщать об этом. Тем, кто планирует покупку б/у авто с АКПП, это полезно знать – так можно застраховать себя от приобретения авто с неисправной трансмиссией.

Устройство планетарной КПП включает насос, в функции которого входит создание требуемого давления в магистрали движения технической жидкости, между магистралями распределение давления жидкости регулируется электромагнитными клапанами.

Поскольку величина давления, создаваемого насосом, довольно значительная, авто с коробкой-автоматом «с толкача» не заведёшь – буксировка нужного давления обеспечить не может.

Если бы автоматическая коробка с планетарным механизмом была напрямую подключена к двигателю, при остановке авто и переключении передач мотор бы глох, ведь сцепление здесь не предусмотрено. Проблему решает гидротрансформатор, который, собственно, и выполняет функции сцепления, но в автоматическом режиме.

Устройство планетарной передачи

Он состоит из трёх компонентов:

  • центробежного насоса, жёстко соединённого с валом маховика;
  • реактора, в случае необходимости блокирующего передачу вращения;
  • центростремительной турбины, в функции которой входит передача преобразованного момента вращения планетарному механизму.

Колёса турбины и насоса имеют между собой некоторый зазор. Вращение на турбину передаётся посредством трансмиссионного масла, которое с лопастей насосного колеса направляется на лопасти турбинного. Геометрия элементов гидротрансформатора подобрана таким образом, что, невзирая на отсутствие жёсткого сцепления между насосом и турбиной, ТМ движется по замкнутому кругу. Таким образом, при остановке автомашины вращение передаётся без необходимости выключать передачу. При возникновении необходимости изменения текущего режима движения начинает «трудиться» реактор.

При резком нажатии на педаль акселератора (скажем, при старте) скорость вращения турбинного колеса увеличивается, при этом реактор останавливается. Это так называемый гидротрансформаторный режим. Форма лопастей реактора такова, что когда масло возвращается из турбины в насосную секцию, формируется дополнительное сопротивление, способствующая ускорению движения жидкости.

В определённый момент времени скорость вращения турбинного колеса сравнивается с насосным, и тогда колесо реактора тоже приходит в движение, не препятствуя движению жидкости увеличивая КПД автоматической трансмиссии. Этот режим гидромуфты.

Сфера применения планетарных МКПП

На заре автомобилестроения планетарные трансмиссии присутствовали и в механических коробках – например, в знаменитой модели Ford T. Передачи переключались тремя педалями, педаль газа перенесли на подрулевой переключатель. Первая передача включалась левой педалью, вторая – центральной, задняя – правой. В 1928 году модель сняли с конвейера, и эра планетарных МКПП ушла в небытиё.

В 30-е годы появились первые полуавтоматические коробки передач планетарного типа, которые впоследствии были вытеснены полностью автоматическими.

В полуавтоматах функции сцепления выполняла гидромуфта. В автоматических трансмиссиях – гидротрансформатор.

Велосипед с планетарной втулкой

Впрочем, планетарные МКПП всё ещё в ходу – их устанавливают в гусеничную технику (трактора, экскаваторы), в том числе военного назначения (танки, транспортёры, тягачи). Используется планетарный механизм в металлорежущих станках, и даже в турбинах авиационных двигателей, в качестве редуктора.

Весьма популярны планетарные коробки передач в велосипедных трансмиссиях. Они отличаются долговечностью, малым весом и простотой эксплуатации, являясь, по существу, необслуживаемыми. Однако они существенно увеличивают стоимость двухколёсной техники, поэтому в чисто спортивных моделях не используются, во многом – из-за увеличения массы ТС на 1,5-2 кг. и плохой ремонтопригодностью, если сравнивать с устройствами переключения передач параллелограммного типа.

Плюсы и минусы планетарных трансмиссий

Планетарный механизм, используемый в автоматических коробках, обладает рядом неоспоримых достоинств:

  • компактность механизма (все шестерни скомпонованы рядом и расположены на одной оси);
  • низкая шумность, обусловленная минимальной загрузкой зубьев;
  • планетарная коробка обеспечивает увеличение количества передаточных чисел;
  • такая коробка работает более плавно, с гораздо меньшим уровнем вибраций;
  • зубья шестерен обладают большим ресурсом, поскольку могут выдерживать в разы большую нагрузку.

Но есть и недостатки:

  • сложность конструкции предполагает высокую стоимость изготовления, что сказывается на конечной цене изделия;
  • из-за необходимости соблюдения высокой точности при сборке ремонтопригодность таких трансмиссий весьма низкая;
  • планетарный механизм весьма требователен к нагрузкам: если этим злоупотреблять, надёжность и КПД коробки резко падает. Причина очевидна – сложность конструкции и большое количество шестерен, при частой интенсивной нагрузке потери на трение возрастают, как и вероятность поломки;
  • АКПП весьма чувствительна к качеству и уровню трансмиссионного масла. Если с этими характеристиками возникнут проблемы, коробка долго не проработает.
Читайте также  Какое масло заливается в трансмиссию рено дастер 4х4

В любом случае принцип работы, положенный в основу планетарной коробки передач, позволяет делать её более компактной, чем механический аналог, что в современном автомобилестроении ценится очень высоко.

Характерной особенностью планетарных механизмов является способность обеспечивать передачу солидного крутящего момента, который весьма равномерно передаётся на сателлиты, и чем их больше, тем меньшие нагрузки испытывают зубья. Эта особенность активно используется в тяжёлой военной технике.

Если соблюдать все регламентные процедуры, то можно утверждать, что современные АКПП обладают большим ресурсом.

Если конструкция такой коробки спроектирована грамотно, то она заведомо будет иметь больший КПД, чем у двух- и трёхвальных МКПП.

Отметим также, что тенденция производить автоматические коробки с увеличенным числом ступеней ведёт к существенному усложнению конструкции, вызванному необходимостью применения каскадных схем, что сказывается на надёжности таких агрегатов.

Где находится трансмиссия автомобиля

Снятие

Примечание : Это сложная процедура, так как доступ к болтам крепления двигателя к трансмиссии весьма ограничен. Рекомендуется прочесть эту Гпаву полностью, прежде чем приступать к работе.

1 Отключите от аккумулятора отрицательный провод и отведите его по-дальше от полюсного штыря. Аккумулятор находится в багажном отсеке.
2 Откройте капот. Чтобы защищать перегородку и тормозные трубки, прикройте их фанерой или картоном площадью приблизительно 300 мм2.
3 Затяните стояночный тормоз, затем поддомкратьте переднюю часть автомобиля и установите ее на осевые подпорки. Поддомкратьте автомобиль достаточно высоко, чтобы можно было опустить и достать из-под него трансмиссию. Снимите нижний щиток двигателя.
4 Слейте трансмиссионную жидкость .
5 Поместите маленький, тонкий деревянный брусок между поддоном картера и сварной поперечиной под моторным отсеком.
6 Снимите выхлопную систему. Открепите кронштейн выхлопной системы от задней части трансмиссии (см. иллюстрацию).
7 Где имеется, открепите теплоизоляционный щит выхлопной системы от пола автомобиля, чтобы получить доступ к сборке промежуточного подшипника карданного вала (см. иллюстрации).
8 Отсоедините карданный вал от фланца трансмиссии. На ранних моделях ослабьте гайку зажима на промежуточном подшипнике карданного вала, затем ослабьте (но не снимайте) крепежные гайки подшипника. Сместите карданный вал назад насколько возможно (см. иллюстрации).

7 8 9

6.6 Открепите подвес выхлопной системы от задней части трансмиссии

6.7а Открутите гайки …

6.7Ь … и снимите теплоизоляционный щит выхлопной системы

Примечание : Рекомендуется заменить самоконтрящие гайки.

9 Где установлен тросик привода спидометра, открутите стяжной болт, выведите тросик из стенки картера трансмиссии и подвяжите его к кузову. Где имеется, распустите стяжку, крепящую тросик к трансмиссии.
10 Где установлен импульсный приемопередатчик спидометра, открепите блок от задней стенки картера трансмиссии и также подвяжите его к кузову.
11 Открепите от трансмиссии исполнительный цилиндр сцепления и аккуратно выведите его вместе с трубкой гидросистемы назад, так чтобы его штанга-толкатель вышла из трансмиссии. Удалите прокладку (см. иллюстрации). Подвяжите исполнительный цилиндр к кузову подальше от трансмиссии.

Примечание : Трубка гидропровода сцепления, идущая от главного цилиндра. пролегает по картеру трансмиссии и в качестве альтернативы можно открутите соединительную гайку на левой стенке трансмиссии и оставить трубку и исполнительный цилиндр в рабочем положении. В этом случае пе-режмите специальным хомутом подающий шланг, идущий от дополнительного бачка тормозной гидросистемы к главному цилиндру сцепления. Подставьте под соединительную гайку подходящую емкость, чтобы собрать жидкость. которая будет выпущена, и закупорьте открытые концы трубки и шланга.

12 Отожмите крепежные скобы и отсоедините штоки выбора передач от рычагов на задней стенке трансмиссии (см. иллюстрации).
13 Открутите нижний монтажный болт трансмиссии, крепящий также ремень заземления (см. иллюстрацию).
14 Подоприте трансмиссию домкратом, проложив между ними кусок доски.
15 Открепите задний подвес двигателя/трансмиссии от трансмиссии и от днища (см. иллюстрации).
16 Снимите стартер.
17 Убедитесь, что трансмиссия поддерживается надежно, затем опустите сборку насколько возможно (двигатель ляжет на деревянный брусок, вставленный между поперечиной и поддоном). Поддерживайте карданный вал у днища. Следите за тем, чтобы не повредить тормозные трубки и другие компоненты на поперечине и перегородке.
18 Открутите болты крепления двигателя к трансмиссии, оставив по одному болту с обеих сторон трансмиссии. Доступ к верхним болтам очень затруднен даже когда сборка наклонена, потребуется несколько длинных гнездовых насадок (см. иллюстрацию).
19 Открутите два оставшихся болта крепления двигателя к трансмиссии, затем с помощью ассистента сместите трансмиссию, назад и выведите входной вал из сцепления (см. иллюстрацию). Не позволяйте трансмиссии повиснуть на входном валу и следите за тем, чтобы не повредить исполнительный цилиндр сцепления. Если необходимо, поверните трансмиссию влево, чтобы вершина картера сцепления не цеплялась за кузов.
20 Как только входной вал выйдет из сцепление, опустите трансмиссию на землю и извлеките ее из-под автомобиля (см. иллюстрации).

6.8а Открутите болты …

6.8Ь… и извлеките карданный вал из фланца

6.11а Открепите исполнительный цилиндр трансмиссии сцепления…

6.11Ь … и удалите прокладку

6.12а Отожмите крепежные скобы …

6.12Ь … и отделите штоки выбора передач

12

6.13 Открепите от трансмиссии ремень заземления

6.1 5а Открутите болты, крепящие задний подвес двигателя/трансмиссии к днищу автомобиля …

13

6.15Ь … затем открепите резиновую подушку…

6.15с … и извлеките кронштейн подвеса

14 15

6.18 Открутите верхние монтажные болты трансмиссии, используя гнездовые насадки

6.19 Отделите трансмиссию от двигателя

16 17

6.20а Сместите трансмиссию назад

6.20Ь Вид двигателя после удаления трансмиссии

Установка

21 Перед установкой трансмиссии проверьте центровку фрикционного диска. Проверьте также компоненты разъединения сцепления и центрирующий подшипник коленвала.
22 Смажьте пазы входного вала трансмиссии небольшим количеством молибденовой смазки.
23 Подоприте трансмиссию домкратом как во время снятия, затем поднимите ее в рабочее положение. Потребуется помощь ассистента.
24 Если исполнительный цилиндр сцепления не был снят, поднимите его трубку над трансмиссией чтобы не зажать ее между узлами.
25 Переместите трансмиссию вперед, направляя входной вал в пазы фрик-ционного диска сцепления. Возможно придется слегка покачать двигатель и трансмиссию и/или немного повернуть коленвал. Не позволяйте трансмиссии повиснуть на входном валу.
26 Сместите трансмиссию вперед, совмещая отверстия под болты и посадив блок на установочные штыри.
27 Установите и зажмите болты крепления двигателя к трансмиссии.
28 Далее производите установку в обратном снятию порядке, уделяя внимание следующему.

a) Где необходимо, прокачайте гидросистему сцепления.
b) Подсоедините карданный вал к фланцу трансмиссии.
c) Установите выхлопную систему.
d) Заполните трансмиссию.

За что отвечает редуктор в автомобиле

Многие автомобилисты знают, что в конструкции трансмиссии их машины есть редуктор. Но о том, что это за механизм, как он устроен, какие функции выполняет в зависимости от размещения, какие для него характерны неисправности и как их исправлять, осведомлены немногие. Сегодня мы расскажем обо всех особенностях автомобильного редуктора.

Редуктор автомобиля

Редуктор автомобиля

Назначение и устройство редуктора

Свое название этот узел трансмиссии автомобиля получил от английского глагола to reduce (уменьшать). Назначение редуктора – принимать на себя крутящий момент от коленвала двигатели и, уменьшив его, передавать далее узлам трансмиссии (межосевому дифференциалу, который распределяет момент на ведущие колеса в определенной пропорции). В зависимости от того, где он установлен, различают редуктор переднего и заднего мостов. В переднеприводных автомобилях применяется редуктор переднего моста, который интегрирован в коробку передач, а в заднеприводных машинах этот узел установлен на задней оси. В полноприводных автомобилях применяют два редуктора – передний расположен в КПП, а задний – на оси, оба редуктора соединены между собой при помощи карданного вала.

Механизм редуктора выглядит следующим образом:

  • Корпус с уплотнителями (сальниками) и креплениями. Изготовлен из высокопрочной стали или легких сплавов, обеспечивает защиту главной передачи и межколесного дифференциала от внешних воздействий. Крепления служат для привязки корпуса редуктора к основаниям, а сальники предотвращают утечку трансмиссионной жидкости, которая смазывает шестерни редуктора и дифференциала.

Редуктор заднего моста

Редуктор заднего моста

  • Главная передача. а) ведущая шестерня. Предназначена для приема крутящего момента от вторичного вала коробки передач и последующей передачи его на ведомую шестерню. б) ведомая шестерня. Принимает крутящий момент от ведущей шестерни и передает его далее, к механизму межколесного дифференциала. Ведомая шестерня больше по размеру, чем ведущая, имеет большее количество зубцов – это сделано для того, чтобы уменьшать высокий крутящий момент, поступающий от ведущей шестерни.
  • Межколесный дифференциал. а) корпус с сальниками. Оберегает шестерни дифференциала от повреждений. б)сателлитные шестерни. Обычно их три, две расположены параллельно друг другу, а одна – перпендикулярно, она соединяется с ведомой шестерней главной передачи. Функция сателлитов – передача момента с ведомой шестерни на шестерни полуосей. в) шестерни полуосей колес. Принимают уменьшенный крутящий момент от сателлитов и передают его на валы колесных полуосей. г) подшипники. Установлены между шестернями полуосей и приводным валом. Обеспечивают вращение валов полуосей колес.

Если главная передача отвечает за получение крутящего момента, уменьшение или увеличение его, то межколесный дифференциал, помимо распределения полученного от редукторной передачи крутящего момента между колесами, регулирует скорости вращения колес при поворотах автомобиля. Когда автомобиль поворачивает, то внешнее колесо получает больше крутящего момента, а внутреннее – меньше. Без дифференциала такая операция была бы невозможна.

Читайте также  Какое масло лить в трансмиссию приоры

В зависимости от того, каким образом соединены зубцы ведущей и ведомой шестерен, выделяют четыре типа редукторных передач:

  • Коническая, представляет собой две расположенные под углом 90 градусов конические шестерни. Применяется на автомобилях с задним и полным приводом.

Коническая передача

Коническая передача

  • Цилиндрическая, представляет собой две сцепленные параллельно цилиндрические шестерни. Этот тип главной передачи применяется на автомобилях с передним приводом.

Цилиндрическая косозубая передача.

Цилиндрическая косозубая передача.

  • Гипоидная, представляет собой шестерни, расположенные под углом 45 градусов по отношению друг к другу. Применяется на автомобилях с задним и полным приводом.

Гипоидная передача

Гипоидная передача

  • Червячная, представляет собой сцепленный перпендикулярно винт (червяк) и червячную ведомую шестерню. Применяется в рулевом механизме, в трансмиссии автомобилей не применяется.

Червячная передача

Червячная передача

Главная характеристика редуктора – передаточное число, отражающее отношение угловой скорости ведущего вала к угловой скорости ведомого вала. Редукторы с высоким передаточным числом устанавливаются на трансмиссии автомобилей, обладающих большой снаряженной массой. Такие машины передвигаются с небольшой скоростью, но обладают большей грузоподъемностью. Редукторы с низким передаточным числом устанавливают на трансмиссии машин с небольшой снаряженной массой, что обеспечивает их высокую скорость движения. Передаточное число редуктора определяется по количеству зацеплений ведущей шестерни с ведомой. Например, если передаточное число равно 5.1, то за один оборот ведущей шестерни ведомая войдет с ней в зацепление и выйдет из него 5 целых и 1 десятую раза.

Чем отличается редуктор от дифференциала

Этот вопрос часто задают начинающие автомобилисты. Редуктор, как мы сказали выше, это узел, который повышает или понижает крутящий момент, приходящий на него от коленвала двигателя. А дифференциал – узел, который делит приходящий от редуктора крутящий момент между осями (межосевой дифференциал) или полуосями (межколесный дифференциал) в определенной пропорции, а также отвечает за подачу большего или меньшего крутящего момента на внешнее колесо при повороте автомобиля.

Поломки и ремонт редуктора

Наиболее часто в автомобильных редукторах выходят из строя шестерни, сальники и подшипники. Причина – износ этих деталей вследствие эксплуатации с повышенными нагрузками, длительного масляного голодания по причине недостатка трансмиссионной жидкости. Диагностируются эти поломки по наличию гула или щелчков в местах соединений шестерен и подшипников. Износ сальников можно определить по каплям трансмиссионной жидкости, которая просачивается через появившиеся трещины в уплотнителях. Рекомендуется при каждом ТО проверять работу этих элементов редуктора и при необходимости – заменять износившиеся детали на новые.

Вытекает масло из редуктора

Вытекает масло из редуктора

Реже происходит поломка самого корпуса автомобильного редуктора или обрыв креплений, при помощи которых он присоединяется к основанию. Эта поломка может произойти при наезде автомобиля на какое-нибудь препятствие. В образовавшуюся при поломке щель может попасть пыль и грязь, которая повлияет на состояние трансмиссионной жидкости. Та, в свою очередь, не сможет выполнять свои функции, что приведет к перегреву шестерен, поломке или износу их зубьев. Повреждение корпуса редуктора чревато еще и появлением громкого гула, который производят работающие элементы, что скажется на акустическом комфорте при езде. Диагностировать неисправность корпуса редуктора можно по появлению под ним следов трансмиссионного масла. В этом случае можно заварить корпус редуктора или заменить его на новый.

Поломка редуктора

Поломка редуктора

В любом случае, чтобы не допустить выхода из строя редуктора, нужно следить за уровнем залитой в него трансмиссионной жидкости, менять ее через каждые 100 тысяч километров пробега или при вынужденной замене сальников. Рекомендуется также периодически диагностировать работу трансмиссии и при появлении малейших признаков поломки элементов редуктора своевременно проводить их замену и текущий ремонт.

Что такое кулиса в коробке передач, где находится и для чего она нужна?

Посещая уроки водительского мастерства, вы наверняка помните, сколько времени уделялось изучению строения машины. Базовые знания, безусловно необходимы, но в попытках уместить курс в сжатые временные рамки, инструкторы часто забывают о, на первый взгляд, не столь важных вопросах. Понять тип, функционал и разобраться в конструкции такой составляющей как кулиса в коробке передач могут далеко не все, по причине незнания самого его существования. Попробуем разобраться с этим устройством более подробно.

Что такое кулиса в коробке передач

Для начала, следует разобраться, что такое кулиса, какая её функциональная важность и для чего нужна кулиса в коробке передач. Отвечая на первый вопрос, следует уточнить, что точное техническое название звучит как «тяга привода управления коробки передач». По ошибочному предположению многих, её часто называют как рычаг переключения передач. Однако, кулиса КПП – это многосоставная конструкция, функциональным предназначением которой является связывание рычага-переключателя со штоком, подводящим к коробке передач.

Из этого утверждения следует, что конструкция запчасти сама по себе является достаточно сложным механизмом, а сама кулиса в коробке передач выполняют соединяющую функцию рычага с КПП. В современных автомобилях эту деталь размещают под днищем (достаточно близко к карданному валу), а в автомобилях постарше её можно увидеть непосредственно под самой коробкой передач.

Как и любое другое устройство, кулиса в МКПП имеет свойство изнашиваться. Запас прочности всего механизма часто определяют этими самыми небольшими деталями, а значит, что неисправность хотя бы одной из составляющих ведет к потере первоначальной работоспособности. Поломки чаще всего связаны с длительным эксплуатационным сроком, попадания дополнительных элементов в систему (пыль, влага), или же недостаточно бережное отношение к самой КПП.

Устройство механизма

С током времени, автомобильные производители в корне меняют особенности КПП собственных машин. Постоянно появляются новые типы роботизированных коробок передач, особой активность пользуются КПП с двумя сцеплениями. Прогресс МКПП также не стоит на месте, и такое стремление к модернизации часто создает настоящую проблему для автотехников и любителей покопаться в собственном автомобиле.

Благодаря такому широкому выбору доступных МКПП, конструкция самой кулисы в коробке передач свойственна к постоянному видоизменению. Для того чтобы упростить задачу, мы используем обобщенно-ориентировочный тип рассматриваемого устройства.

Основные составляющие, которые входят в состав кулисы КПП:

  1. Рычаг коробки передач
  2. Тяга передач
  3. Вилка + палец вилки
  4. Фиксатор сальника

Кроме того, условно в состав кулисы входят такие составляющие как: трос, пружина и сам корпус (либо основа). Сложенная, настроенная работа этих деталей позволяет переключать режимы скоростей в заранее отведенных на КПП положениях.

Признаки неисправностей кулисы

Несмотря на отменную надежность этой конструкции, как и любая другая деталь сложно работающего механизма (кулиса при работе подвергается постоянным физическим воздействиям, как от водителя, так и от самого автомобиля), она требует постоянной профилактики и бережного ухода. В противном случае, часто могут возникать нежелательные последствия, приводящие к поломкам и проблемам. Разберем наиболее вероятные из них:

  • расшатанность ручки переключения передач (повысился люфт рычага);
  • трудность переключение передач (туго идет рычаг, «хрустит» при смене положения);
  • невозможность включения (например, включить 6-ю передачу);
  • ошибочное переключение (вместо 3-й включается 5-я, и т.д.).

В отличии от последних троих, первая проблема (люфт) не влияет на скорость переключения, и вообще никак не влияет на работу КПП. Однако, то что сейчас доставляет лишь дискомфорт, может «перерости» в серьезные проблемы. Затягивание с ремонтом в таких ситуациях ни к чему хорошему не приводит, а неожиданная поломка может случится в самый неподходящий момент.

Самостоятельная регулировка кулисы

Частой ошибкой всех начинающих автолюбителей является понимание собственной проблемы. Малейшие неисправности коробки передач, они связывают с глобальными проблемами и готовятся к полной замене системы. Однако, часто случается, что небольшие вмешательства, а именно правильная и профессиональная регулировка кулисы является необходимым решением по устранению возникшей неисправности.

Для начала следует начинать с регулировки (настройки) используемого привода. Проводить его нужно предварительно убедившись в работоспособности. На первой скорости заезжаем на эстакаду, либо схожее по типу возвышение. При возникновении проблем с переключением (описанных ранее), попробуйте осуществить необходимые действия при выключенном двигателе.

Находясь на ручном тормозе, предварительно подставив противооткаты, начинаем предварительную регулировку. При выключенном моторе, но не выключенных передачах смещаем рычаг влево до максимально возможного положения. Затягиваем хомут под авто. Часто бывает, что хватает всего лишь несколько миллиметров по отношению к карданному валу для необходимого смещения.

Другим вариантом профилактики и предотвращения проблем является удаление инородных элементов с механизма (влаги, пыли, попавшей грязи) и смазывание деталей. Кулиса в коробке передач, как и любая другая деталь требует смазку. Но чем смазать кулису? Особых предпочтений не имеется. Подойдет обычная смазка для автомобильных запчастей. Главное не переборщить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: