Доработки для нивы трансмиссии

30 000 км. Три года. Впечатления, доработки и ATF в трансмиссии.

Проехели мы с ней по полям, лесам и дорогам, в основном с прицепом, с лодкой, мототехникой — вот уже 30 тыс.

Сразу скажу, что сейчас модно Шниву поругать, недостатки у нее поискать (хотя тут как и у людей, идеальных машин и людей не бывает), но вот меня машинка за весь этот период ни разу не не подводила. Вот не за что упрекнуть авто!)

Живем с ней душа в душу)))

Повторюсь — автомобиль в семье второй, используется как авто выходного дня по сути. Но, регулярно, не менее 4х раз в год гоняю по делам в Казань. А это — 500 в каждую сторону. Так что длительные переезды случаются.

Итак, что же было сделано — установлдено за этот период?

Начнем спереди — назад:

— Ксенон в ближний свет фар (уже на 2й так делаю, за счет линз световой поток с четкой границей, никто не мигает не возмущается)

— Диоды в дальний свет и в туманки. Диоды с резулируемым «центром» т.е. другими словами, центр источника света находится в центре отражателя фары. Туманки сдаланы как ДХО, загораются вместе с включением зажигания.

— Установлен автоматический натяжитель цепи ГРМ. Разрезная шестерня.

— Удален катализатор, прошивка, 95й бензин. Мощность на стенде — 98 лошадей (кто там, пишет, что Шниве нужен движок 100ка — да пожалуйста, он вот с базе стоит!)

— Провода ВВ нулевики. Установлен счетчик моточасов — для контроля интервалов замены масла каждые 300 м/ч.

— Установлен усиленный ступичный узел с усиленной ступицей (подшипник «Iveco»), в сборе с тормозным диском

— В агрегаты трансмиссии залит ATF (в Ниве наступила тишина. )))

— В салоне — кнопка запуска / остановки двигателя.

— Сигнализация (Китай) с функцией бесключевого доступа.

— Сделано одновременное включение плафона освещения спереди и сзади при открывании двери.

— В багажнике вместа штатного плафона — два светодиодного модуля под полкой для более яркого освещения багажника.

Пожалуй вот и все.

Теперь подробнее что и как дали доработки.

Ну про рост мощности от удаления ката и прошивок писалось не раз, другое дело, что тут нужен комплексный подход — я выбирал из 12 или 15 прошивок разных вариантов. Шили и ехали тестировать как машина себя ведет. Выбрал, на мой взгляд, самую оптимальную. Провода медь, нулевики — с Али, снижают потери энергии на искру. Разрезная шестерня ГРМ и автоматический натяжитель — обеспечивают четкое газораспределение. Ну и как финал — 98 лошадей. Все это проделали на 3000 км.

Самое вкусное — ATF в трансмиссии, да?))) Сейчас — сейчас) Эту тему я так же замутил на 3000 км, на 30 000вот недавно сменил масло — результат — можно было билеты продавать в СТО на замене масла — все мастера прибежали посмотреть, как оно. Результат — я сам глаза протирал — на пробках ежей нет! От слова совсем! А про акустический комфорт во время движения. Короче, забудьте гудящие агрегаты Нивы, как страшный сон! Будите слышать аэродинамические шумы от зеркал и рейлингов на крыше. Но! Нужно соблюдать определенные правила эксплуатации авто на ATFе — первое, заливаем в не убитую в хлам коробку и агрегаты — если у вас пробеги, сравнимые с кругосветными по экватору расстояниями))) то однозначно ATF добъет вашу трансмиссию! Поскольку жидкая смазка в увеличенных зазорах. Второе, зимой не важно, а летом — актуально. В теплую погоду сразу после длительной стоянки тапку в пол не давим — масло жидкое, даем спокойно за пару км ему растечся куда надо. В это время бывает слышан повышенный гул от агрегатов, потом он резко прекращается. При заливке в коробку — делаем перелив уровня из салона — пятая передача пусть долго живет))

Сигналка с бесключевым доступом и кнопка запуска — когда от реки идешь и в каждой руке по мешку с рыбой, то как-то удобно, когда подойдя к машине двери разблокировались. Зимой перчатку не нужно снимать, что бы пальцем в кнопку ткнуть)))

С новыми ступичными узлами (беру такие уже второй раз) машина мало того, что перестала нуждаться в постоянных регулировках, но и более «плотно» стала стоять на дороге и рулиться.

Ах, да, все же ждут когда я начну ругать и плеваться. А вот — не дождетесь! Никаких головняков мне авто не доставил за этот период! Вот все крутиться — включается, горит — моргает, подогревы все работают.

Кто-то сядет на конька любимого некоторых блогеров — так она не едет! Как не едет — 30000 же прошла!? Или, позволите себе утверждать, что она на месте стояла, а Земля у нее под колесами крутилась. ))) Мне вот не понятна логика — купить за хорошие бабки авто, а потом еще и постоянно штрафы платить за превышение, т.е. еще и еще деньги тратить! Сейчас все города в камерах, на перекрестах у нас вообще 40 сделали — в таких условиях не то что 80 лошадей, 8ми будет достаточно для уверенного движения с черепашьей скоростью в пробке! А на трассе так вообще треног и камер — больше чем в лесу деревьев! Я иду на пятой передаче на 3000 — 3500 об в мин по тахометру, это 95 — 102 км в час. Расход 8 на сотню. Народ, я так скажу — штрафов за превышение мы с Нивой моей не видели никогда!))) Вот у супруги Ниссан, седан, там можно и притопить, позволяет авто, так из Кирова до Казани мы доезжаем на ней на 34 минуты быстрее. 34 минуты разница, Карл. Ну и плюс пара штрафов с камер)))

Короче, по мне, так пусть некоторые «эксперты на диване», который, не покидает меня ощущение, никогда Нивой не владели и не будут, тратят время своей жизни на кидание какашками, написание и снимание видео о том, какая Нива плохая, никогда не куплю, накоплю на Крузак, или еще как. — я же буду прямо вот сейчас ездить на этой «плохой Ниве» в лес, на реку, да куда еще захочу! И получать массу позитива! Жизнь, она ведь одна и никогда не знаешь, когда она закончиться, можно и не дождаться когда накопиться.

Еще немного философии))) Почему не меняют радикально Ниву? Хотя уже вот третий рестайлинг проведен.

Я думаю, что тут дело не в желании / не желании АвтоВАЗа, дело в рациональном и логическом подходе. Нива на конвеере сколько? Конструкция надежная, отработанная, сбалансированная, спросом пользуется. Нива это инструмент для решения конкретных задач, но не лишенный некой универсальности. Как автомат Калашникова (и карабины на его базе), как снегоход Буран.

Все три конструкции не один десяток лет на конвеере, спрос устойчивый, балланс цена/качество/возможности адекватный.

Самое главное, что все три у меня в хозяйстве есть))) И что-то мне подсказывает, что спрос не упадет и выпускаться будут еще не один десяток длет!)) Это опять же к тем, кто любит громкие заголовка типа — «. убийца Нивы»!)))

Взял бы я снова Шниву, ой, теперь уже Ниву))) Ответ однозначный — ДА!

Хотел бы я улучшить что-то в машине — да, это прежде всего — хочу версию с АКПП, и хочу что-бы отдельно открывалось стекло в багажник!)) Более — желать нечего, лучшее враг хорошего, как говорят в Одессе, а еще говорят, что не нужно учить утку плавать.

Поэтому, всех с Новым Годом! Ни гвоздя ни жезла на дороге! Удачи! Катайтесь, не попадайтесь!)))

Что доработать в Lada Niva Travel сразу после покупки

Что доработать в Lada Niva Travel сразу после покупки

Чтобы новый автомобиль служил вам долго и не требовал внепланового ремонта, рекомендуется сразу после покупки выполнить ряд доработок. Список таких советов подготовил канал «Лиса Рулит» в youtube, опираясь на мнение экспертов, которые не один год занимаются ремонтом и обслуживанием внедорожников Niva Chevrolet (сейчас это Lada Niva Travel) и Lada 4×4.

Читайте также  Жидкость для автоматических трансмиссий mobil atf 320

Для повседневной езды

1. Заменить технические жидкости на пробеге 500 км.

АВТОВАЗ рекомендует менять моторное и трансмиссионные масла на Lada Niva Travel на ТО-0 при пробеге 2000-3000 км. Однако автоэксперты советуют заменить масло в двигателе, механической коробке передач, раздаточной коробке и мостах уже на пробеге 500 км.

2. Заменить гидронатяжитель цепи ГРМ на механический.

Простая и недорогая доработка, которая поможет существенно снизить шум от двигателя, а так же увеличивается ресурс всех узлов ГРМ за счет правильного натяжении цепи. Подробней об этом доработке.

3. Проверить нижние шаровые опоры.

На Niva Travel с завода могут быть установлены шаровые опоры, которые имеют люфт уже на 500 км пробега. Это зависит от модификации шаровой опоры (есть опоры старого и нового образцов). В случае необходимости заменить шаровые опоры на опоры последней модификации. Подробней об этом мы рассказывали тут.

4. Установить нерегулируемые ступицы.

На Lada 4×4 (сейчас Lada Niva Legend) еще несколько лет назад в передних ступицах появился подшипник, не требующий периодической регулировки. На Lada Niva Travel по-прежнему используются регулируемые ступицы. Чтобы упростить последующие обслуживание внедорожника рекомендуется заменить штатные ступицы на нерегулируемые.

5. Заменить ключ на выкидной с кнопками.

В базовых версиях внедорожника используется простой ключ без кнопок. Для более комфортной эксплуатации автомобиля можно купить и обучить ключ с кнопками или купить центральный замок с новым ключом.

6. Установить магнитолу и динамики.

Можно установить простую магнитолу и динамики в двери (аудиоподготовка в дверях есть с завода), либо более функциональную мультимедийную систему (ММС) с экраном. Вместо штатной ММС рекомендуется установить планшет (инструкция).

Для внедорожья

1. Нанести смазку внутри тормозных барабанов.

Если машина эксплуатируется на внедорожье, рекомендуется смазать внутри тормозных барабанов. Это исключит закисание болтов и механизмов в будущем.

2. Установить задний самоблокирующий дифференциал.

Самоблокирующийся дифференциал повышает управляемость и проходимость автомобиля при движении по дорогам с разным покрытием, улучшает динамику разгона автомобиля.

Установка не требует дополнительной доработки сопрягаемых деталей трансмиссии.

3. Установить грязевые шины.

Если ранее владельцы Шеви Нивы могли вместо штатных шин 215/65R16 установить 215/75R15 без доработок, то на Ниве Тревел такой трюк не пройдет. Для этого потребуется сделать лифт подвески (+30мм), а также подрезать передний бампер и подогнуть внутренний подкрылок.

4. Установить металлическую защиту двигателя.

Для внедорожья рекомендуется заменить штатную защиту картера на более толстую, металлическую.

Также можете установить фаркоп (ТСУ) и лебедку. В последнем случае стоит учитывать, что кронштейн лебедки от Шеви Нивы не подойдет на Ниву Тревел.

Куда приводят мечты, или Как потратить 30.000 долларов на доработку ​»Нивы»

180 лошадиных сил — звучит вполне обыденно, пока не узнаешь, что речь идет о «Ниве». Да, мы в курсе, что сейчас она называется Lada 4×4, но по привычке все равно вырывается «Нивка». Так вот, конкретно в этой, ничем не примечательной с виду «Ниве» под капотом спрятано порядка 180 л.с. И для этого пришлось поэтапно «закопать» порядка 30.000 долларов!

Почему «закопать»? Потому что владелец авто остался недоволен результатом работ, проведенных одним известным московским тюнинг-ателье, специализирующемся на «Нивах». Во-первых, доработки конкретно затянулись — последние документы датированы началом 2018 года, а в работу машина ушла о-о-очень задолго до этого. А во-вторых, сочетание вложенных денег и достигнутого результата оказалось не таким идеальным, как мечталось изначально. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь, поэтому рассказывать будем как есть.

Началось все случайно: наш герой живет за городом, но в специфическом месте — по дороге домой отличное скоростное шоссе сменяется разбитой грунтовкой, а затем еще и довольно крутыми холмами, с которыми зимой и в межсезонье бороться весьма сложно. Поскольку имеющийся в семье современный кроссовер из-за таких дорог периодически требовал солидных «инвестиций» в подвеску, при выборе второго автомобиля среди вариантов всплыла новая «Нива». Простите, новая Lada 4×4 Urban.

Кстати, усмешка судьбы — в тот день мы случайно встретились с героем материала в салоне дилера, и он спросил: ну как, мол, машина? «Довольно специфическая, но со своими достоинствами», — ответил я, уверенный, что после кроссовера на Urban современный человек вряд ли пересядет. И ошибся. Причем дважды!

«Я себе еще одну купил! Такую же!» — услышал я восторженный возглас «нивовода», когда спустя год мы встретились снова. «А с первой что?» — осторожно интересуюсь. «В Москву отправил, тюнинговать будут. Салон сделаю нормальный, «музыку», доводчик крышки багажника… И турбину поставим — обещают под 200 «лошадей»!» Уже тогда это звучало слишком безумно, чтобы оказаться правдой, но мы условились, что «как только — так сразу». И стали ждать: владелец машины — весточек из Москвы, я — этого необычного тест-драйва.

И вот она, красавица. Но снаружи привлекает только красота, созданная в далеком 1977-м, потому что владелец принципиально отказался от любого внешнего тюнинга, даже малозаметного. А вот в салоне он «разгулялся» по полной программе. Шумо- и виброизоляция моторного щита и салона, подогревы сидений, электропривод двери багажника, парктроники, новая аудиосистема, подлокотник, задний плафон освещения и даже кнопка запуска и остановки двигателя — всего под 30 позиций разной степени сложности и стоимости. Итоговая сумма оказалась практически равной стоимости новой Lada 4×4 Urban — 545.961 российский рубль. Но если вы уже хотите выдать какой-то комментарий по этому поводу, наберите побольше воздуха в грудь: отдельной строкой идет обшивка салона немецкой кожей Monza (все панели и пластиковые детали в салоне) за 550.000 российских рублей.

Итого: новый Urban за 8500 долларов и еще 1.095.961 российский рубль, что в сумме составляет 25.641 доллар. Именно столько было потрачено на доработку ТОЛЬКО салона. Ну а дальше наступил черед тюнинга двигателя и ходовой части. И здесь такого ценового экстрима уже нет, все доработки обошлись в 378.200 российских рублей. В эту сумму входят: доработка блока цилиндров и головки блока цилиндров, новая поршневая группа, форсунки Bosch 360cc, топливный насос Masuma MPU-103 увеличенной производительности, ЭБУ «Январь 7.2», турбина -Garrett GТ-17 от компании Honeywell (китайские аналоги не применяются), новые датчики измерения расхода топлива, фронтальный интеркулер и т.д. Если автомобиль имеет электронную педаль «газа», то ее в комплекте меняют на механический привод акселератора, а для любителей «отжигать» предусмотрена опция в виде электронно-управляемого термостата. Общий список переделок и доводок только ДВС включает в себя почти 30 позиций.

По результатам всего процесса тюнинга ателье обещает следующие характеристики: при давлении наддува 1 бар двигатель должен выдавать порядка 180 л.с. и 285 Нм (для сравнения: у «стока» — 83 л.с. и 129 Нм). Время разгона с места до 100 км/ч обещают снизить вдвое, с «ветхозаветных» 17 секунд до 9 или даже менее на топливе не ниже Аи-95. И вот теперь, когда мы уже сидим за рулем этой супер-«Нивы», так и хочется спросить: «Ну и. «

Огорчу вас сразу: время разгона с места до 100 км/ч мы не замеряли. Причина? Ее знает каждый «нивовод». Чтобы обеспечить хотя бы 2-3 совершенно одинаковых замера, на «Ниве» нужно поездить хотя бы неделю. Неудобная посадка, неоптимальное расположение органов управления, архаичная коробка передач и система полного привода… «Чисто» разогнаться несколько раз подряд не получается, как ни старайся, поэтому мы лишь убедились, что разгон действительно стал «ураганным» (на фоне обычных «нив» и «шнив»), а замеры оставили на потом.

Но по ощущениям в «десятку» доработанная машина вкладывается, хотя это приносит мало удовольствия, поскольку приходится использовать все приемы, начиная со старта на «ручнике» и заканчивая ударными переключениями передач. Машина ревет, дергается, клацает крестовинами… Больше похоже не убийство, а не на «фан».

Другое дело ускорение в пределах одной передачи, в идеале — второй или третьей. После очень «короткой» первой они позволяют и полностью распробовать характер доработанного двигателя, и ощутить ту самую динамику, ради которой все и затевалось. Характер действительно изменился: если в обычной «Ниве» мечешься между немощью на холостых и «хоть какой-то» мощностью на средних и высоких оборотах, то здесь одна задача — попасть в турбозону. «Низов» по-прежнему мало, но зато начиная с двух тысяч уже очень хорошо! Прямо не ожидаешь от старенького (конструктивно) внедорожника такой прыти: ускорение сильно удивляет водителя, пассажиров и соседей по потоку. Если грамотно переключиться на третью, можно удивить их еще раз — именно на этих передачах и получается главный выигрыш в динамике.

Читайте также  Капает масло из трансмиссии

Но «Нива» есть «Нива», как ты ее ни назови и ни доработай. Мощный двигатель сильно напрягает трансмиссию (слабым местом «выбрана» КПП, но ввиду ее небольшой стоимости это вовсе не критично), нужно быть аккуратным с резкими стартами и маневрами. Идеальный шторм — это все то же ускорение в пределах одной передачи, затем достаточно плавное переключение и снова ускорение. И тут опять же важно не «проморгать» обороты, потому что тянет мотор до «отсечки», но заветные секунды можно быстро потерять, пока тянешься к рычагу КПП, находящемуся возле панели. То есть если ты все время держишь себя и «Ниву» в тонусе, все ок, но если расслабился и хочешь ехать и быстро, и с комфортом, ничего не получится: турбояма испортит все впечатление.

Да и ходовая здесь не готова к полетам — «Нива» осталась прежней, со своими кренами, довольно широким динамическим коридором и привычкой сильно «кивать» на торможении. Несмотря на то что здесь стоят дисковые тормоза сзади, замедление нельзя назвать стабильным: малейшее движение рулем заставляет сердце биться чаще. Ну и в поворотах, конечно, приходится держаться за потолочные рукоятки — крены очень сильные.

Зато на бездорожье, как обычно, куда хочешь, туда и поезжай. Отличная «геометрия», приличные ходы подвесок и высокая энергоемкость: движение в раллийном стиле подходит «Ниве» как нельзя лучше. А вот если нужно ехать в «натяг»… Увы и ах, вся «соль» комедии в том, что «низов» у мотора не стало в два с лишним раза больше, как мощности. Да, мотор стал более тяговитым относительно стокового, но не настолько, чтобы сказать: «Ну наконец-то!»

Что же в итоге получилось? В данном виде — игрушка выходного дня. Полюбоваться нестареющим дизайном, послушать характерный щелчок дверной ручки, ощутить вибрации рычага коробки передач… А потом выехать на трассу — и слегка «наказать» зарвавшийся кроссовер, чтобы его водитель удивленно смотрел на «Ниву» и недоумевал, как она может держаться рядом на разгоне. Игрушка как есть. Причем если бы владелец ограничился только доработкой мотора и ходовой части, то игрушка получилась бы еще и относительно недорогой. Хотя, как по мне, проще было не возиться, и «свапнуть» нестареющий вездеход нормальным современным мотором…

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY
Фото автора

У вас еще нет мечты? Пора найти ее в нашей базе объявлений о продаже авто!

Шестерни раздатки Нива для ювелирного вождения на бездорожье

_

Оптимальное соотношение веса, габаритов и геометрии кузова, конструкция трансмиссии — этот набор качеств и сформировал Ниву такой, какой ее знают и ценят вот уже на протяжении нескольких поколений.

Когда штатного понижения в РК Нивы не хватает.

Однако, при всех достоинствах Нивы, на бездорожье автомобиль часто подводит недостаточно мощный двигатель. При пересечении местностей с неровностями, заболоченным грунтом, суглинками Ниве со штатным понижением в РК может не хватить момента.

Возникает парадоксальная ситуация: подготовленный автомобиль с установленной межколесной блокировкой и колесами увеличенного размера оказывается неспособен противостоять серьезному бездорожью.

Но это — только наиболее очевидная проблема.

Другой недостаток заключается в ускоренном износе узлов трансмиссии.

Изменить передаточное число с 2,135 до 3,15 — это реально!

До недавнего момента единственным выходом была переделка всей начинки раздаточной коробки. Причина — в том, что никто, кроме самого ВАЗа, не занимался производством косозубых комплектов. Почему?

Дело в том, что профиль зуба заводских шестерен НИВА спроектирован специально для условий работы РК. По конструкции он существенно отличается от стандартного (ГОСТовского), поэтому никому пока не удавалось повторить эту технологию на собственном оборудовании.

Трудность изготовления заключалась в том, что производителям тюнинга никак не удавалось добиться необходимого сопряжения заводских и доработанных шестерен. В итоге, для изменения передаточного числа пониженного и повышенного рядов в раздаточной коробке приходилось прибегать к доработке всех шестерен:

  • повышенной и пониженной,
  • промвала,
  • шестерни дифференциала.

Однако существует и менее затратный, но от этого не менее эффективный способ модификации РК Нивы, который заключается в изменении параметров только двух деталей: шестерни пониженной раздатки Нива и промвала.

Для его реализации потребовалось провести комплексную подготовку производства, в ходе которого мы приобрели и подготовили к работе необходимое высокоточное оборудование (зубофрезерные, косозубый долбежный, шевинговальные станки) и инструмент, разработали конструкторскую документацию.

В частности, для изготовления так называемых закрытых венцов косозубых комплектов — участков, не поддающихся обработке на обычном оборудовании, мы используем специализированный зубодолбежный станок с винтовой направляющей — один из немногих в стране. Станки такого типа изготавливались в СССР только под определенные позиции (детали).

На видео показан станок в действии — так осуществляется нарезка зубьев шестерни промвала.

Специфична и оснастка для такого станка: необходим режущий инструмент (долбяк) необходимого модуля с определенным углом наклона зубьев, предназначенный для изготовления именно этой детали.

В чем суть?

Все это сделало возможным появление комплекта шестерен, предназначенного для установки в раздаточную коробку автомобиля Нива, который позволяет увеличить передаточное число пониженной передачи РК Нива с 2.135 до 3.15.

Во-первых, установка такого комплекта понижения в мелкомодульную «раздатку» Нивы даст ощутимый (46 %) прирост к крутящему моменту на колесах, увеличив тем самым проходимость автомобиля на пониженных оборотах.

Во-вторых, установка понижающей шестерни и промвала с измененными характеристиками позволит увеличить ресурс трансмиссии, т.к. это освобождает их от излишней нагрузки, чреватой износом и поломкой при прохождении препятствий на пониженных оборотах со стандартным передаточным числом.

В-третьих, в отличие от существующих на рынке аналогов, в комплекте понижения Нива изменены только шестерни ветки понижения. Это позволило, помимо всего прочего, существенно уменьшить стоимость комплекта.

В-четвертых, установка комплекта шестерен ИЖ-ТЕХНО в понижающий ряд рк нива 3.15 позволяет сохранить неизменными показания спидометра, в отличие от аналогичных решений наших конкурентов. Это достигается благодаря тому, что передаточное отношение в паре «промвал-колесо дифференциала» остается прежним.

Таким образом, установке нашего комплекта понижения управляемость автомобиля Нива на экстремальном бездорожье повышается в разы. Купить шестерни раздатки Нива 3.15 по выгодной цене вы можете в соответствующем разделе каталога.

Экономная «НИВА». Эксперименты и доработки, позволяющие значительно снизить расход топлива

Отключение переднего моста Нивы 4х4 (отзывы, плюсы и минусы)

Завод-изготовитель не стал устанавливать на Ниву 4х4 раздатку с отключаемым передним мостом по ряду причин, например, для равномерного распределения нагрузки по осям. Но многие владельцы внедорожника не разделяют такого решения и пытаются сделать свой автомобиль моноприводным. А Вы знаете, что дает отвязка переднего или заднего моста ВАЗ 2121?

Когда задний привод дороже полного

КОГДА ЗАДНИЙ ПРИВОД ДОРОЖЕ ПОЛНОГО

КОГДА ЗАДНИЙ ПРИВОД ДОРОЖЕ ПОЛНОГО
Эта тема стала поводом для серьезной дискуссии в редакции. Многие владельцы «Нивы», поездив некоторое время, замечают, что машина, при всех ее достоинствах, имеет серьезный недостаток — повышенный расход бензина, особенно в сравнении с переднеприводными вазовскими моделями. Можно ли его снизить? Слово Виктору СЛЕСАРЕВУ.

Известно, что путевой расход бензина сильно зависит от стиля вождения машины. В частности, от скорости. Но, положим, вам эту скорость жестко установили, например 90 км/ч. От чего зависит расход в этом случае? Ясно: меньше бензина «спалит» хорошо отлаженная машина. Иными словами, если после точных заводских измерений окажется, что расход, например, составляет 8 л/100 км, то ощутимо снизить его вам вряд ли удастся. Увеличить же легко. Этому способствуют неисправности зажигания, системы питания, заедающие тормоза, нарушенные углы установки колес и т. д. Но если, поездив на разрегулированной машине и «устав» переплачивать за бензин, вы, наконец-то, привели ее в порядок, то не хвастайте улучшением экономичности: на деле расход вернется к норме, о которой мы говорили.

Читайте также  Какие трансмиссии считают механическими ступенчатыми

Почему так происходит? Потому, что в инженерном деле чудес не бывает.

Итак, обратимся к столь популярной у нас «Ниве». Отчего у нее столь неумеренный аппетит по сравнению с «Жигулями» или «Самарой»? Причин несколько. Так, вполне очевидно, что силы сопротивления движению «проходимца» в сравнении с дорожными автомобилями намного больше. А именно на них расходуется энергия сгоревшего топлива, то есть дополнительное его количество. В самом деле, у «Нивы» и лобовая площадь больше, чем у VAZ 2106, и сам коэффициент аэродинамического сопротивления выше.

Далее, «Нива» тяжелее дорожных собратьев, а значит, потери на качение ее шин пропорционально больше. Наконец, у «Нивы» сложный привод на обе оси. На вращение его тратится больше мощности.

Не забудем и еще одно обстоятельство. Вспомните статью «Бухгалтерия» под капотом» (ЗР, 1997, № 7). Разработчики автомобиля учли действующие факторы и «увязали» возросшее сопротивление машины с возможностями двигателя тем, что на «Ниве», кроме коробки передач и главной передачи (таких же, как на «Жигулях»), есть еще и раздаточная коробка, в которой передача для нормальных дорог — с числом i=1,2. Иначе говоря, при тех же оборотах двигателя колеса «Нивы» вращаются на 20% медленнее. (Одновременно учтена и разница в их размерах.) А это — еще один «канал» дополнительного расхода топлива: вообразите, например, что на легковой машине вы едете по трассе на третьей передаче вместо четвертой.

Наш автолюбитель достаточно начитан, чтобы сообразить: много бензина «берет на себя» сложная трансмиссия. Отсюда шаг до вывода: если я на своей «Ниве» почти не бываю там, где нужна «вездеходность», то почему бы не отключить передний мост, оставив привод на один задний?

Давайте оценим плюсы и минусы. Первым плюсом будем считать уменьшенный расход топлива. Насколько? По слухам (подчеркиваю это!), его удавалось уменьшить литра на два-три. Но. вновь напомним: здесь крайне важна корректность замеров. Если их делают с помощью «точной канистры», совершенно не учитывая действия ветра, уклона дороги, нагрузки машины, скорости и т. д., то вряд ли стоит «замерам» доверять. Дело в том, что упомянутые три литра плохо согласуются с теорией автомобиля! Автомобильная наука давно установила: львиная доля бензина, сгоревшего в двигателе, идет. на «отопление» мирового пространства и только процентов двадцать-тридцать — на полезную работу двигателя. Если «Нива» в поездке израсходовала 15 литров, прикиньте, какая часть этого бензина пошла «в дело»! (Одна из полезных публикаций на эту тему была в журнале «Мото» — 1994, № 10). Итак. 3–4,5 литра?

Только эта доля от общего расхода и затрачивается на преодоление двигателем сил сопротивления. Включая сюда и сопротивление трансмиссии. Потери в ней при расчетах (ЗР, 1997, № 7) мы оценили в 15%. У вездехода они, видимо, больше. Но даже если это 25%, то на них будет затрачена только четверть того бензина, что «пошел в дело». то есть от 0,75 до 1,125 литра.

Но ведь удалив «раздатку», вы не сведете потери к нулю! Если они упали до 15% — значит, убрав раздаточную коробку, вы сэкономите только 0,3–0,45 литра.

Вот почему лучшие легковые автомобили сегодняшнего дня даже при полноприводной схеме катастрофическим «аппетитом» не страдают! «Довесок» расхода на потери в трансмиссии перекрывается совершенством автомобиля по другим направлениям. Особенно — аэродинамическому. Что касается вседорожников, то ни один из них в этом смысле не идеал.

Но давайте все же представим себе «Ниву», в результате «секвестрирования» лишенную раздаточной коробки (так обычно «экономисты» и делают). И отбросим стереотип, в плену которого находятся многие, насчет «очень больших потерь в трансмиссии „Нивы“ — мы их только что оценили. А вспомним другое: без „раздатки“ „Нива“, формально говоря, делается на 20% более „скоростной“ — это все равно, что на „Самаре“ перейти с четвертой передачи на пятую. Согласно данным завода, это повышает экономичность на 5–6%. Если для „Нивы“ действуют похожие закономерности (законы физики-то одинаковы!), то 6% от 15 литров составят. 0,9 литра. (Кстати, на пятискоростной „Ниве“ (VAZ 21213) движение на пятой („экономической“) передаче дает этот же результат.) Накинем еще чуть-чуть на отсутствие приводов передних колес, уменьшение массы машины. Конечно, при одной и той же скорости движения без „раздатки“ мотор „Нивы“ работает на пониженных на 20% оборотах, что влияет и на его „внутренние“ процессы (иные нагрузки, меняется теплоотдача и т. д.). В итоге, возможно, что путевой расход „Нивы“ без „раздатки“ может снизиться литра на полтора.

Автору могут возразить: а как на низших передачах? Ведь при малых скоростях влиянием аэродинамических потерь можно пренебречь, и решающее значение приобретают механические? Действительно, в этом случае «экономия» будет ощутимей, но. много ли вам приходится ездить на низших передачах? А главное, при необходимости ехать по тяжелой дороге заднеприводная машина вас разочарует — и будет «не до экономии»! Так стоила ли овчинка выделки?

Теперь о недостатках — минусах. Отказ от » раздатки» означает, что крутящий момент на ведущих колесах уменьшится на всех передачах все на те же 20% (!), а его избыток, от которого зависят динамические показатели (ЗР, № 8, 1997) — в еще большей степени. И если при движении на низших передачах по хорошей дороге с этим легко смириться, то на высшей машина «вялая» (см. рисунок). Вы заметите это на первом же подъеме (не дай Бог, при встречном ветре!). На тяжелом участке дороги, требующем максимальных тяговых сил (крутые подъемы, рыхлый песок, грязь и т. п.), «вездеходность» автомобиля на низших передачах будет недостаточной.

Но все это — не самая главная беда. Отказавшись от полноприводной схемы, вы пересядете в опасный автомобиль! Ведь не случайно схема 4х4 все чаще применяется не только на автомобилях для бездорожья, но и для спорта, и просто на нормальных дорожных машинах. Они гораздо дороже, поскольку сложнее — зато намного безопаснее: крутящий момент двигателя делится между ведущими осями. Так, заставить колеса буксовать — при «дележке» 50:50 — мотору вдвое сложней. Это хорошо знает любой владелец «Нивы», до этого ездивший, например, на «шестерке». Даже на льду, при «дубовых» шинах, «Нива» ведет себя намного спокойнее. Решив переделать ее в заднеприводную, вспомните, как непросто ездить по гололедице в «Жигулях». Между тем, «Жигули» — вполне доведенный, тщательно отработанный автомобиль. И все же при его геометрических характеристиках (база, высота, ширина) и развесовке по осям уверенно ездить на нем во время гололедицы могут лишь те, кто владеет специальной техникой управления. Лишив «Ниву» переднего моста и раздаточной коробки, вы уменьшаете нагрузку на передние колеса, ухудшая управляемость и устойчивость машины. Полный крутящий момент передается на задние колеса, теперь на льду ждите «подарков» от автомобиля — особенно с диагональными шинами.

Проект ХМ-01: как на ВАЗе хотели сделать Ниву лучше, и почему тогда это не получилось

Улучшить хорошее

Вместе с тем, многие советские автомобилисты отказывались от Нивы из-за того, что в сравнении с Жигулями она была не слишком практичной – маленький багажник, тесный салон, да и залезать на заднее сиденье через небольшие боковые двери было не очень-то удобно. Возможно, именно поэтому уже в конце восьмидесятых на ВАЗе начали работать над модернизированным вариантом автомобиля, в котором особенности Нивы проявлялись бы не так ярко.
Первый важнейший параметр, который решили изменить конструкторы – колесная база. Её увеличение на 150 мм должно было как облегчить посадку-высадку задних пассажиров, так и увеличить пространство для ног. Кроме того, увеличение габаритной длины кузова должно было благоприятно отразиться и на объеме багажного отделения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: