Дополнительная трансмиссия пожарного насоса

Дополнительная трансмиссия пожарного насоса

ГОСТ Р 58790-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Классификация. Термины и определения

Fire tehniques. Fire-fighting pumps. Classification. Terms and definitions

Дата введения 2021-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 декабря 2019 г. N 1497-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений национального стандарта Великобритании БС ЕН 1028-1:2002+А1:2008 "Насосы пожарные. Насосы центробежные пожарные. Классификация. Общие технические требования" (BS EN 1028-1:2002+А1:2008 "Fire-fighting pumps — Fire-fighting centrifugal pumps with primer — Classification — General and safety requirements", NEQ)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправокв ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области пожарных насосов.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.

В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, не рекомендуемые к применению термины-синонимы — курсивом.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий, применяемых при проектировании, производстве, оценке соответствия, эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации пожарных насосов.

1.2 Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области пожарной техники, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2 Классификация

2.1 Графическая схема классификации пожарных насосов приведена в приложении А.

2.2 В настоящем стандарте под жидкой средой понимается капельная жидкость, которая может содержать твердую или газовую фазу.

3 Термины и определения

Общие понятия

насос: Машина (механическое устройство), включающая в себя всасывающий и напорный присоединительные патрубки и выступающие части своих валов, предназначенная для создания потока жидкой среды.

пожарный насос: Насос, используемый для подачи воды и водного раствора пенообразователя с расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара.

насосный агрегат: Агрегат, состоящий из насоса и привода совместно с элементами трансмиссии, опорной плитой и любым другим вспомогательным оборудованием.

привод насоса: Машина, снабжающая насос механической энергией.

Примечание — Приводом могут быть: электродвигатель, турбина, гидравлический привод, пневматический привод, двигатель внутреннего сгорания и пр.

насосная установка: Конструкция из трубопроводов, опорных частей, фундаментов, блоков управления, приводов и т.д., в которую установлен насос или насосный агрегат в целях обеспечения выполнения тех задач, для которых данная конструкция предназначена.

система: Часть установки, включая насос, которая определяет функциональные характеристики установки.

условия: Совокупность параметров, определяемых окружающей обстановкой в каждом конкретном случае применения оборудования, а также свойствами перекачиваемой жидкости, оказывающая влияние на функционирование и эксплуатационные свойства системы.

Понятия, характеризующие принцип действия и конструкции

динамический насос: Насос, в котором жидкая среда перемещается под силовым воздействием на нее в камере, постоянно сообщающейся со входом и выходом насоса.

объемный насос: Насос, в котором жидкость перемещается путем периодического изменения объема занимаемой ею камеры, попеременно сообщающейся со входом и выходом насоса.

центробежный насос: Динамический (лопастной) насос, в котором жидкая среда перемещается через рабочее колесо от центра к периферии.

поршневой насос: Возвратно-поступательный насос, у которого рабочие органы выполнены в виде поршней.

затопляемый насос: Насос, предназначенный для продолжения эксплуатации, будучи временно погруженным в жидкость, которая может быть (необязательно) перекачиваемой жидкостью.

погружной насос: Насосный агрегат, предназначенный для эксплуатации в состоянии полного погружения в перекачиваемую жидкость.

скважинный насос: Погружной насос, устанавливаемый в скважине.

shallow well pump

диафрагменный насос (Нрк. мембранный насос): Возвратно-поступательный насос, у которого рабочие органы выполнены в виде упругих диафрагм.

шестеренный насос: Зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих геометрическое замыкание рабочей камеры и передающих крутящий момент.

шиберный насос: Роторно-поступательный насос с рабочими органами в виде шиберов.

roller vane pump

пластинчатый насос: Шиберный насос, в число рабочих органов которого входят шиберы, выполненные в виде пластин.

ручной насос: Насос, в котором жидкая среда перемещается за счет мускульной силы человека.

насос с трансмиссионным валом: Насос, у которого приводящий двигатель и насос соединены промежуточным валом.

насос с реверсивным потоком (Нрк. обратимый насос): Насос, у которого возможно изменение направления движения подаваемой жидкой среды на противоположное.

регулируемый насос: Насос, обеспечивающий в заданных пределах изменение подачи, а у динамических насосов — напора.

variable capacity pump

дозировочный насос: Насос, обеспечивающий подачу с заданной точностью.

самовсасывающий насос: Насос, обеспечивающий самозаполнение подводящего трубопровода жидкой средой.

self priming pump

паровой насос: Насосный агрегат с приводом от парового цилиндра, распределительное устройство которого входит в конструкцию насоса.

пневмонасос: Насосный агрегат с приводом от пневмоцилиндра, распределительное устройство которого входит в конструкцию насоса.

air operated pump

электронасос: Насосный агрегат с приводом от электродвигателя, узлы которого входят в конструкцию насоса.

турбонасос: Насосный агрегат с приводом от турбины, узлы которого входят в конструкцию насоса.

насос нормального давления: Одно- или многоступенчатый насос, обеспечивающий подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 2 МПа.

насос высокого давления: Многоступенчатый насос, обеспечивающий подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе от 2 до 5,0 МПа.

high pressure pump

комбинированный насос: Насос, состоящий из последовательно соединенных насосов нормального и высокого давления, имеющих общий привод.

напор: Энергия единицы массы жидкости, деленная на ускорение свободного падения.

Примечание — Величину напора пожарного насоса определяют по формуле

,

Назначение устройство и принцип работы пожарного насоса пн 40: основные понятия и определения

Сегодня невозможно представить тушение пожара без использования специальных устройств. Один из таких агрегатов — пожарный насос ПН 40.

Мы расскажем об устройстве насоса ПН 40, характеристиках, положительных и отрицательных сторонах. А также, рассмотрим принцип его работы, и какие могут возникнуть неисправности при эксплуатации.

Насос ПН 40 УВНасос ПН 40 УВ https://firegarnizon.ru

Пожарный насос ПН — 40 — описание

Насосы ПН 40 — аппараты, подающие жидкость (в виде воды или пенного раствора) к очагу возгорания. Они устанавливаются в пожарной машине или катере, для этого там оборудован специальный закрытый отсек. Способны подавать воду из колодцев, водоёмов и водопроводов. Для работы с морской водой не предназначены.

Маркировка отражает устройство пожарного насоса ПН 40 и технические характеристики. Первые буквы — серия, цифры — норма воды в л/сек, которую подаёт агрегат, конечные буквы показывают специфику конструкции.

Насосы ПН 40 — устройство

Аппараты марки ПН 40 бывают комбинированными, с высоким или низким давлением. Они выпускаются следующих модификаций: ПН 40 УВ и ПН 40 УВ.01.

Описание устройства насоса ПН 40 УВ — алюминиевый корпус, рабочие колёса из стали, установленные на валу, и зафиксированные гайками вдоль оси. Стальной вал закреплён подшипниками, и вращается по часовые стрелке.

Устройство насоса ПН 40Устройство насоса ПН 40 https://i1.wp.com

/>

Рабочие колеса пн 40ув имеют диаметр 289 мм, они оснащены 7-ю лопатками и 7-ю препускными отверстиями. В пространстве между колёсами и корпусом, установлены чугунные серые уплотнительные кольца. Данные кольца предназначены для разделения частей: напорной и всасывающей. От величины зазора между колёсами и корпусом зависит эффективность работы агрегата. Чем он шире, тем больше воды движется внутри аппарата, что приводит к уменьшению подачи жидкости, и понижению КПД. Поэтому при сборке насоса ПН 40 устанавливают кольца имеющие малые зазоры.

Насос ПН 40 — ТТХ

Пожарный насос ПН 40 УВ имеет следующие характеристики:

  • агрегат — центробежный одноступенчатый, консольный;
  • рабочий напор — 40 литров в секунду;
  • количество вращений вала в минуту — 2700 оборотов;

Вал насоса ПНВал насоса ПН http://www.specserver.com

  • номинальный напор — не меньше 105 метров;
  • подача воды в секунду, максимум — 60 литров;
  • уровень мощности по нормам — не больше 82 л/с;
  • максимальный напор — до 115 метров;
  • КПД — 65%;
  • уровень максимального давления на входе и выходе — 6 кгс/см2 и 15, соответственно;
  • время заполнения — 20 — 35 сек;
  • дозатор — пеносмеситель вмонтированный, с 8-ю положениями;
  • габариты — 700×940х700;
  • вес — 65 кг;
  • срок эксплуатации — 12 лет.
Читайте также  Как промыть трансмиссию велосипеда

ПН 40 УВ.01 — модель усовершенствованная, производится с конца 90 годов. В отличие от модели ПН 40 УВ, она имеет вакуумную автономную систему забора воды — привод механический. По своим характеристикам агрегат схож с устройством ПН 60. Вес его — около 80 кг.

Важно отметить, какую мощность потребляет на номинальном режиме пожарный насос ПН 40 УВ — в среднем 62—75 кВт.

Пожарный насос ПН 40 УВ. 01Пожарный насос ПН 40 УВ. 01 http://www.prom-rus.com

Положительные и отрицательные стороны

Основные положительные стороны модели ПН 40 ув:

  • подаёт ровный, не пульсирующий напор воды;
  • не нуждается в подключении дополнительного привода от постороннего движка;
  • не выключается, если происходит залом рукава.

К недостаткам можно отнести то, что такие насосы не могут работать на открытом водоёме. Для этого требуется укомплектовать аппарат вакуумной системой. Усовершенствованный вид — пожарный насос ПН 40 УВ.01 имеет в комплекте такую систему.

Принцип работы и особенности проверки

Пожарные насосы ПН 40 У относятся к центробежным устройствам, они работают от вращения вала, что позволяет менять давление при неизменной скорости. Тем самым, создаваемый насосом ПН 40 максимальный номинальный напор получается равномерный, и достигает 115 метров.

Прежде чем запустить пожарный насос ПН 40у в эксплуатацию, необходимо провести его проверку. Для этого автомобиль размещают около водоисточника и под передние колёса устанавливают противооткатное приспособление.

В видео представлен пожарный насос ПН 40 — его устройство

В дальнейшем принцип действий следующий;

  • включается коробка передач;
  • проверяются вентиля и задвижки — они должны быть закрыты;
  • открывается вакуумный кран и газоструйный аппарат;
  • производится подача газа с помощью рычага управления, пока не пойдёт вода из вакуумного аппарата;
  • включается насос и подаётся вода — напорные задвижки должны быть закрыты;
  • определяется величина напора по манометру, при этом частота вращения вала должна быть номинальной.

Сверяются рабочие показатели со стандартными. Допустимо отклонение не более 15%.

Неисправности насоса ПН 40

В процессе эксплуатации такого устройства, как насос ПН 40у, могут возникнуть следующие неполадки:

  • Не качает — это может произойти из-за наличия воздуха в устройстве. Потребуется произвести повторную накачку воды с использованием вакуумной системы.
  • Уменьшается или прекращается подача воды. Причина — загрязнилась сетка на линии или маленькая глубина забора.

Сетка пожарного насосаСетка пожарного насоса https://vodnik.ru

  • При работе слышны громкие звуки, и осуществляется вибрация. Это бывает из-за плохой затяжки болтов, износился сборочный узел или сломались шейки вала. Требуется подтянуть болты, и заменить изношенные узлы.
  • Не вращается вал. В летний период — из-за загрязнения его песком, зимой — колесо может примёрзнуть.
  • Просачивается вода — износ манжет, их следует заменить.

Это основные причины, по которым может не работает насос.

Коротко о главном

Пожарные насосы ПН 40 У надёжны и имеют высокий уровень КПД. Способны производить быструю подачу воды к месту возгорания в нужном количестве.

Устройство пожарных насосов ПН 40 простое, поэтому они несложны в использовании, и работают без подключения к стороннему двигателю. В связи с этим такие агрегаты широко применяют при пожаротушении.

Как считаете — какой напор воды насоса ПН 40 УВ в номинальном режиме может обеспечить полную потребность в жидкости при пожаре?

Методика испытания пожарного насоса, газоструйного вакуумаппарата на производительность пн-40ув. параметры работы пн-40, пн-60, пн-100. параметры пожарных насосов. устройство. возможные неисправности и методы устранения

Заземление насоса пожарного автомобиля считается важной мерой по обеспечению техники безопасности во время работы оперативной бригады. Агрегаты имеют электромотор, из-за чего вероятно распространение по деталям ПА тока

При включении наноса проводят заземление с использованием внешних устройств. Это защищает от удара током при возникновении наведенного напряжения на машине и при заливе проводящей части электроустановки.

В практике пожарных используется два вида заземлений:

Переносное для пожарных стволов. Используется для защиты от попадания на электроустановки воды. По устройству такие заземлители очень просты: проводник с опрессованными концами. С одной стороны крепится к струбцине, с другой – к стволу.

Переносное заземление для пожарных машин. Для защиты спасателей от возникновения наведенного напряжения. Представляет собой гибкий медный провод в прозрачной оболочке. Наконечники при помощи болтов крепятся к заземляющей струбцине и пожарному стволу.

Сферы применения

Высокой популярностью мотопомпы пожарные пользуются как у представителей коммунальных служб, владельцев сельскохозяйственных и строительных компаний, так и у собственников дач и частных домов. К наиболее распространенным задачам, которые позволяет эффективно решать пожарная мотопомпа, относятся:

  • устранение очагов возгорания;
  • ликвидация последствий наводнений и паводковых ситуаций;
  • устранение последствий аварий в водопроводных и канализационных системах;
  • организация полива растений;
  • откачивание воды из затопленных подвальных помещений и погребов;
  • осушение строительных котлованов и траншей;
  • откачивание воды из естественных и искусственных водоемов, подземных и наземных резервуаров;
  • промывка скважин и шахт колодцев перед началом их использования или после длительной эксплуатации.

Современные пожарные мотопомпы ничуть не уступают гражданскому оборудованию по оснащению и часто превосходят его по надежности

Если говорить об узкоспециализированных сферах применения пожарных мотопомп, то сюда относятся откачивание воды из трюмов кораблей, пещер, гротов, а также резервуаров любого другого назначения.

Общие конструктивные особенности и принцип действия

Общими конструктивными особенностями мотопомп как российского, так и зарубежного производства является наличие в оснащении таких устройств следующих элементов:

  • приводного двигателя;
  • насоса;
  • металлической рамы, которая выполняет несущую функцию и защищает все элементы конструкции помпы от вибрационных колебаний;
  • топливного бака, от емкости которого зависит, сколько мотопомпа пожарная может работать без перерыва (довольно хорошими показателями продолжительности работы без дозаправки обладают модели, емкость топливного бака которых составляет не менее 6 литров).

Большинство современных моделей мотопомп оснащается сетчатыми фильтрами, устанавливаемыми на всасывающем шланге. Назначение такого фильтра состоит в том, чтобы не пропустить в рабочую камеру насоса слишком крупные частицы твердых включений, содержащихся в перекачиваемой жидкой среде. Размер ячеек фильтров в зависимости от технических характеристик установленной на оборудовании насосной установки может варьироваться в достаточно широких пределах.

Немаловажным параметром автономных пожарных насосов является диаметр выходного раструба, к которому подсоединяется рукав для мотопомпы. У многих моделей внутренний диаметр выходного раструба составляет 10 см, что позволяет создавать хороший напор жидкости, перекачиваемой устройством со средней производительностью.

Схема установки пожарной мотопомпы

Отдельные модели пожарных мотопомп оснащаются корпусами закрытого типа, что позволяет обеспечить более надежную защиту элементов конструкции от механических повреждений. Между тем корпуса закрытого типа ограничивают доступ к конструктивным элементам помпы, что несколько усложняет ее техническое обслуживание и ремонт.

Работает бензиновая или дизельная мотопомпа так же, как и электрическая насосная установка. Основное различие между такими устройствами заключается в типе двигателя, приводящего в действие сам насос. Оснащение бензиновым или дизельным приводным двигателем делает пожарную мотопомпу абсолютно автономной, способной работать в тех местах, где отсутствует централизованное электроснабжение.

Подготовка мотопомпы к работе

Порядок подготовки новой мотопомпы (обкатка на примере МП-600А):

  1. Предварительные действия:
    1. Расконсервация, удаление масла.
    2. Осмотр.
    3. Проверка креплений.
    1. Выкручивают свечу, открывают спусковой краник.
    2. Зацепляют пусковой узел с зубчаткой.
    3. Энергично двигая педалью, прокручивают коленвал до полного очищения от масла.
    4. Цилиндр заправляют 3 – 5 см. куб. топлива, проворачивают коленвал, смесь удаляют посредством спускного краника на картере.
    5. Промывка свечи бензином, просушка, установка.
    1. Запускают МП на смеси из 1 части масла и 16 – 18 частей бензина.
    2. Продолжительность обкатки до 30 ч. Происходит приработка рабочих узлов.
    3. Давление поддерживают до 0,4 мПа.

    Подготовка к запуску:

    1. Заправляют горючим, маслом, охлаждающую рубашку – водой.
    2. Проверяют:
      1. Не застопорился ли поршень (вращают маховик).
      2. Расбрасываются ли шарниры вакуум-аппарата (вращают фрикционное колесо).

      Конкурирующие модели

      Ещё до выхода в свет новая Лада Нива 2021 модельного года обзавелась весьма широким перечнем реальных соперников. В качестве конкурентов выступают бюджетные модели многих ведущих брендов класса: Suzuki Jimny, Хендай Терракан, TagAZ Tingo, Chery Tiggo 4, Great Wall H5 и UAZ Hunter.

      На что еще обратить внимание при выборе мотопомпы

      При выборе пожарной помпы необходимо сначала очертить круг задач, для решения которых будет использоваться такое оборудование, что и определит перечень требований к данной технике. Для нужд дачного участка или частного дома нет смысла приобретать дорогостоящую мотопомпу высоконапорную пожарную, которая не будет использоваться на всю свою мощность, а затрат на техобслуживание (в частности, на приобретение запчастей на мотопомпы профессиональной категории) потребует немало. Для таких целей можно приобрести бюджетную модель, способную работать с производительностью 130 литров чистой воды в минуту и формировать поток жидкой среды в пределах 6–7 метров.

      Если мотопомпа приобретается с целью обустройства системы автономного водоснабжения частного дома или дачи, то потребуется оборудование, работающее с производительностью 1000 л/мин, способное создавать напор с высотой водяного столба 20–25 метров. Таким параметрам соответствуют многие модели помп производителей из России, а также продукция зарубежных компаний. Одним из таких устройств, хорошо зарекомендовавших себя у отечественных пользователей, является помпа модели МП 800. Ее прототипом является хорошо известная многим специалистам и частным пользователям советская мотопомпа МП 600. Мотопомпа высоконапорная данной модели характеризуется высокой надежностью, она экономична в плане расхода топлива, проста в обслуживании и ремонте. Еще одним преимуществом выбора оборудования от российских производителей является то, что проблем с приобретением запчастей на мотопомпы отечественных торговых марок, как правило, не возникает.

      Советская пожарная мотопомпа МП 800

      Для решения более масштабных задач, связанных с осушением участков большой площади, а также с тушением пожаров, потребуется оборудование с более высокой производительностью. Одним из удачных вариантов в этом случае является МП 1600 – мотопомпы высоконапорного типа, перевозимые к месту использования на специальной колесной тележке. Как и в случае с моделью МП 800, проблем с приобретением запчастей на мотопомпу данной модификации, а также с ее техническим обслуживанием не возникает.

      Насосы на мотопомпах

      Принцип действия нагнетателя – создания перепада атмосферного давления (разрежения) за счет чего вода всасывается, а точнее, вдавливается (втягивается) в заборный шланг. В МП используют 2 вида насосов:

      Пожарные насосы

      Одним из наиболее сложных технологических средств вооружения МЧС являются пожарные насосы. Их главное предназначение — подача составов, тушащих огонь, к очагу пожара. Первые ручные пожарные насосы появились еще в 18 веке, в конце 19-ого уже использовались устройства с приводом от паровых машин. Сегодня в сфере пожаротушения используются несколько видов данного вооружения. Они имеют различную конструкцию, принцип действия, технические возможности, набор режимов, создают давления с разными показателями. Но и теперь разработки не окончены, в ВИПТШ и ВНИИПО продолжаются предлагать новые конструкции устройств.

      Насосная станция

      Пожарные насосы: устройство, принцип работы, особенности применения

      Пожарные насосы – это оборудование, которое преобразует энергию источника питания в механическую, и использует ее для перекачки жидких или газообразных рабочих сред. Этими установками комплектуются автомобили. Основное назначение ПН — обеспечение подачи веществ к очагу возгорания, работы гидравлического оборудования, вакуумных устройств. Функционал ограничен 2-мя операциями: засасывание рабочей среды и ее нагнетание. Каждое устройство характеризуется такими ключевыми параметрами:

      • величина подачи, то есть объем рабочий среды, который проходит через установку за отчетное времени;
      • показатели напора – это разность величины энергии рабочей среды до входа в агрегат и после него;
      • высота всасывания;
      • показатели КПД.

      Насос сформирован несколькими рабочими модулями: входной патрубок, задвижка для изменения напора, коллектор, соединительный элемент для пожарного рукава. В подразделениях пожарной охраны преимущественно используются следующие модели: ПН-40У, PN40, ПН-40УА и ПН-40УВ.

      Важно! Существует государственный стандарт на пожарные насосы, в нем регламентируется классификация, устройство и принцип действия оборудования. При выборе модели нужно ориентироваться на требования этого ГОСТ.

      Классификация ПН

      Современные пожарные насосы, назначение и виды предполагают несколько модификаций. На практике преимущественно применяют объемные, струйные, центробежные модификации:

      Струйный насос

      Этот вид помп классифицируется по двум типам:

      • Водоструйные. Этими установками комплектуется каждая спецмашина. Они разрешают брать воду из водоемов даже с берегами, поросшими водной растительностью, ими же удаляют воду после пожара из помещений. Это оборудование эжекторного типа, в котором потенциал трансформируется в кинетическую энергию.
      • Газоструйные. Агрегаты используются для наполнения центробежных агрегатов и трасс всасывания. Использует отработанные среды ДВС. Проходя по корпусу, рабочая среда создает разряженную зону, которая и осуществляет функционал.

      Объемный насос

      Передвижение среды в таком агрегате осуществляется посредством изменения объема внутреннего отсека. Объемные устройства классифицируются на несколько групп:

      • Поршневые. В таких модификациях трансформация объема выполняется посредством движений поршневого элемента. Их достоинства — в высоком КПД, отличной всасываемости, а недостаток в том, что подача слаба и ее нельзя регулировать.
      • Пластинчатые. Здесь работает лопатка ротора, вращаясь, она прижимается к гильзе, и формирует полости, изменяющие объем рабочей камеры. Полости движутся в направлении выхода, проталкивая к нему жидкость.
      • Шестеренные. В таких насосах работа выполняется посредством двух колес, одно из которых двигается принудительно, второе — в сцепке с ним свободно.
      • Водокольцевые. Изменения пространства камеры выполняет ротор, ее объем трансформируется до 2 раз. Этот вид характеризует низкий коэффициент полезного действия, а перед началом работы, в насос следует завивать жидкость.

      Центробежный насос

      Насосы центробежного действия устанавливают на различные виды пожарной техники. Максимально востребованы установки консольного типа с правым вращением. Центробежные агрегаты различаются по показателям давления:

      • до 2,0 МПа;
      • до 5,0 МПа;
      • агрегаты способные создавать и то и другое давление.

      Этот тип насосов принято классифицировать по нескольким параметрам:

      • По количеству колес. Насосы бывают 1-ступенчатые, 2-ступенчатые и с большим числом колес.
      • Расположение вала. Элемент может быть расположен под наклоном, вертикально или горизонтально.
      • Максимальный напор. Эта характеристика может быть нормальной – до 100 метров, высокой – до 300 метров, комбинированной – установки способные создавать и нормальный и высокий напор.
      • Размещение в спецмашине. Агрегат может размещаться в автомобиле спереди, посредине и сзади.

      Внутри корпуса центробежного насоса есть колесо, которое при вращении передает жидкости энергию, при увеличении скорости повышается давление. «Зуб» направляет воду в диффузор. Так на входе формируется разряженная зона, а на выходе — с избыточным давлением. Закручивание жидкости купируют разделители.

      На заметку! Какие насосы не используются в пожарной технике, регламентирует ГОСТ. Все устройства, не включенные в перечень, применять запрещено.

      Центробежная модификация

      Центробежная модификация

      Общие схемы ПН

      Общие сведения о насосах пожарных предлагают следующие схемы:

      Схема объемных насосов

      Схема объемных насосов

      Схема центробежного насоса

      Схема центробежного насоса

      Подвиды объемных пожарных насосов могут отличаться схемами, но в целом их функционал тождественен.

      Объемная модификация

      Объемная модификация

      Разновидности

      Один из важных критериев, по которым классифицируют ПН – это принцип работы. Этот параметр делит все установки на две больших группы:

      • Объемные. Эти агрегаты в свою очередь подразделяются на две подкатегории: возвратно-поступательные, к которым относятся диафрагменные, поршневые, плунжерные, и роторные – пластинчатые, шестеренные, винтовые.
      • Динамические. Это лопастные насосы и агрегаты трения. У первым относятся осевые, центробежные, диагональные. Насосы трения – это вихревые и струйные.

      Технические параметры ПН

      Классификация пожарных насосов предполагает, что каждому виду устройств присущи определенные технические характеристики. При выборе модели следует рассматривать такие ТТХ:

      • рабочая подача огнетушащего вещества;
      • напор в рабочем режиме;
      • уровень дозирования образователя пены;
      • мощность в рабочем режиме;
      • наибольшая подача;
      • параметры КПД;
      • кавитационный запас;
      • температурный диапазон рабочей среды;
      • максимальные размеры и концентрация твердых веществ;
      • рабочая частота вращения вала привода;
      • время, за которое насос заполняется рабочей средой;
      • габариты и вес;
      • комплектация.

      Эксплуатация и обслуживание пожарного насоса предполагают определенный порядок. Не выполнение требований увеличивает риски появление неисправностей, потерю работоспособности и преждевременную выработку ресурса.

      Работа с помпой

      Работа с помпой

      Признаки и причины неисправностей, возможности восстановления работоспособности

      Любые виды пожарных насосов могут выйти из строя, или снизить производительность по ряду причин:

      • неправильное подключение к водопроводным коммуникациям;
      • износ рабочих элементов устройства;
      • снижение герметичности соединений.

      Если неисправности не критичны, их можно устранить. В таблице ниже приведены признаки неполадок, причины их появления и способы восстановления работоспособности.

      1. Открыт кран слива входного патрубка, не закрыта арматура, неплотное прилегание клапанов.

      1. Привести арматуру в нужную конфигурацию.

      1. Высота всасывания – больше, чем требуется.

      2. Расслоение рукава.

      1. Снизить высоту.

      2. Поменять рукав.

      3. Прочистить сетку.

      1. Прибор неисправен.

      1. Поменять прибор.

      1. Появилась кавитация.

      2. Ослабли крепления.

      3. Износ подшипников.

      1. Корректировать настройки.

      2. Подтянуть крепления.

      3. Поменять подшипники.

      1. Засорилась сетка.

      2. Нарушена герметичность соединений.

      1. Прочистить засор.

      2. Поменять кольца.

      2. Износ уплотнителей.

      3. Попадание воздуха в систему.

      1. Устранить загрязнения.

      2. Поменять уплотнители.

      3. Купировать попадание воздуха.

      1. Засор в магистрали.

      1. Прочистить магистраль.

      Обратите внимание! Выполняя техническое обслуживание насосного оборудования нужно руководствоваться инструкцией по эксплуатации конкретной модели. ТО и проверки должны проводиться регулярно.

      Перекачка воды из водоема

      Перекачка воды из водоема

      Последовательность действий при работе с насосом

      Виды пожарных насосов и их классификация важны при техническом обслуживании, но не влияют на порядок работы с оборудованием:

      • поскольку ПН не является самовсасывающим устройством, перед пуском его следует заполнить, из автоцистерны это выполняется без создания разряженного пространства посредством открывания арматуры;
      • при заборе жидкости из водоема потребуется вакуумный насос, чтобы заполнить ПН.

      Во втором случае время заполнения измерительный прибор показывает избыточные параметры давления. Затем в агрегате открывается арматура, и вода направляется в напорные рукава. Когда жидкость избавится от воздуха, насос готов к эксплуатации. Всасывание осуществляется с высоты до 7,5 метров. Увеличение параметров чревато нестабильным функционалом, появлением кавитации и срывом потока. Для производительной работы важна герметичность камер, поэтому важно регулярно проверять их. При максимальных значениях разрежённости нужно закрыть кран между ПН и вакуумной помпой.

      Коммутация с рукавами

      Коммутация с рукавами

      Чем отличается НЦПВ от пожарного насоса

      Конструкция НЦПВ полностью тождественна пожарному насосу, включая схему и модули управления. При этом конструкторам удалось добиться существенных преимуществ:

      • повышена производительность в полтора раза – до 50 литров в секунду от пожарных гидрантов, до 60 – при заборе из водоема;
      • на 10% увеличен КПД;
      • до 20% увеличен напор;
      • возможность обеспечить функционал 8 генераторов пены;
      • НЦПВ комплектуется расширенным набором измерительных приборов;
      • возможность регулирования концентрации всех типов ПО и их экономия;
      • кардинально изменена конструкция узла сальников, в НЦПВ он не требует техобслуживания, замены расходников, надежен и долговечен.

      Чем выше тактико-технические параметры оборудования, тем быстрее заправляется цистерна спецтехники, а, следовательно, оперативно и эффективно локализуются возгорания. Поэтому прежде, чем купить агрегат, внимательно ознакомьтесь со сведениями о нем. Наиболее востребованные модели: НЦПН-40/100 и НЦПН-70.

      ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ

      Рекомендации по практической работе со специальными агрегатами пожарных автомобилей. М.: ВНИИПО МВД РФ, 1994, с.

      Изложены рекомендации по работе со специальными агрегатами пожарных автоцистерн (насос пожарный, газоструйный вакуум-аппарат, вакуумный затвор, коробка отбора мощности и т.д.). Предназначено для водителей пожарных автомобилей, инженерно-технических работников гарнизонов противопожарной службы, слушателей средних и высших учебных заведений МВД России.

      от ГУ ГПС — И.Н.Безруковым, А.И.Зайцевым; от ВНИИПО — А.П.Ашаковым, В.А.Веселовым, В.А.Гвоздевым, В.В.Зенковым, Ю.С.Кузнецовым, Л.А.Орловым, В.Г.Плосконосовым, О.Г.Севостьяновым, А.В.Суржиковым; от УГПС ГУВД Московской обл. — В.П.Вдовиным.

      СОДЕРЖАНИЕ

      Стр.

      1. Приемы работы по управлению специальными агрегатами пожарных автоцистерн

      1.1. Подготовка ПА по прибытии к месту работы..

      1.2. Подача воды из цистерны

      1.3. Подача воды из цистерны в лафетный ствол

      1.4. Забор воды из водоёма при помощи газоструйного вакуумаппарата

      1.5. Забор воды из водоёма без применения вакуумаппарата

      1.6. Забор воды из водоёма по схеме

      1.7. Заполнение цистерны водой

      1.8. Работа от гидранта

      1.9. Работы по размораживанию гидранта в зимний период с помощью «устройства отогрева»

      1.10.Работа с гидроэлеватором по схеме

      1.11.Работа с гидроэлеватором по схеме

      1.12.Работа с гидроэлеватором по схеме

      1.13.Уборка воды гидроэлеватором с установкой автомобиля на водоисточник

      1.14.Подача воздушно-механической пены (без установки автомобиля на водоем)

      1.15.Подача воздушно-механической пены (с установкой автомобиля на водоём).

      1.16.Подача воздушно-механической пены (с установкой автомобиля на гидрант).

      1.17.Подача воздушно-механической пены (с забором пенообразователя от внешней ёмкости).

      1.18.Подача воздушно-механической пены от цистерны с помощью лафетного ствола

      1.19.Обслуживание насоса во время работы

      1.20.Уход за пеносмесителем после окончания работы

      1.21.Остановка насоса и уход за автоцистерной после окончания работы

      1.22.Обслуживание автоцистерны в зимний период.

      2. Характерные неисправности при работе ПА, их причины и способы устранения

      3. 3. Проверка специальных агрегатов ПА.

      3.1. Проверка вакуумной системы.

      3.2. Проверка насоса на вакуум.

      3.3. Проверка пожарного насоса.

      3.4. Проверка пеносмесителя

      4. Техника безопасности при работе на ПА.

      4.1. ТБ при выезде и следовании на пожар

      4.2. ТБ при боевом развёртывании.

      4.3. ТБ при заправке автомобиля ГСМ, пенообразователем, порошком..

      4.4. ТБ при техническом обслуживании ПА.

      Введение

      Успех боевой работы пожарного подразделения во многом определяется профессиональным мастерством водителя пожарного автомобиля (ПА). Действия водителя ПА по управлению специальными агрегатами ПА должны выполняться быстро и в строго определенной последовательности. Так для забора воды из открытого водоисточника с помощью газоструйного вакуумаппарата и пуска насоса водитель ПА должен быстро и в строгой последовательности произвести 11 операций рычагами и маховичками, не считая операций по включению коробки отбора мощности, производимой из кабины. Только профессиональное мастерство водителя ПА гарантирует безотказную работу механизмов ПА, снижает перегрузки деталей автомобиля, сокращает потери огнетушащих веществ, уменьшает психофизическую нагрузку.

      Анализ заводских инструкций показывает, что они описывают не все приемы работы со специальными агрегатами ПА или описывают их в общих чертах. Рекомендации составлены на основе практического опыта работников Главного Управления Государственной противопожарной службы (ГПС), Управлений ГПС гарнизонов.

      Расчет должен установить ПА по возможности в безопасном, удобном для работы месте, обеспечив, при этом, проезд другим автомобилям. При установке ПА необходимо стремиться, чтобы длина напорной рукавной линии и количество изгибов при прокладке рукавов были минимальными.

      При установке автомобиля на проезжей части дорог, в условиях ограниченной видимости, необходимо принять дополнительные меры безопасности, например: установить знак аварийной остановки, а в ночное время — включить габаритные огни и свет в насосном отсеке.

      Убедившись в правильном выборе места установки ПА, необходимо:

      · затормозить ПА, с работающим на минимально устойчивых оборотах двигателем, ручным тормозом (рычаг коробки передач должен быть в нейтральном положении); при необходимости положить упоры под колеса автомобиля;

      · выключить сцепление, включить коробку отбора мощности (КОМ) и плавно включить сцепление. 2При включении КОМ начинает работать насос пожарный.

      Дальнейшие операции по пуску насоса пожарного зависят от конкретных условий работы ПА и производятся из насосного отсека.

      Особенности включения дополнительной трансмиссии к насосу на автомобилях ГАЗ На пожарных автоцистернах на шасси ГАЗ включение дополнительной трансмиссии к насосу отличается следующим.

      · включить прямую (четвертую) передачу в КП;

      · плавно включить сцепление.

      Несоблюдение очередности включения КП-РК-КОМ на автоцистернах на шасси ГАЗ приводит к затруднению включения шестерен.

      Водитель помни!

      Работа насоса пожарного типа ПН-40 без воды на больших оборотах недопустима (выходят из строя манжеты).

      Во избежании выхода из строя выжимного подшипника сцепления длительная работа двигателя (более 1 мин.) с выжатой муфтой сцепления недопустима.

      Подача воды из цистерны.

      При работе «от цистерны» на пожарных автоцистернах (АЦ), кроме АЦ с гидравлическим (АЦ-40(43202)-Ц1А) и пневматическим (АЦ-40(131)-137А и АЦ-40(131)-153А) управлением работой задвижек насоса необходимо:

      · установить ПА на месте работы;

      · присоединить напорные рукава к задвижкам пожарного насоса;

      · проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, а также других вентилей и кранов;

      · открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;

      · открыть задвижку «из цистерны»;

      · после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку;

      · плавно включить сцепление;

      · увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ), контролируя его величину по манометру;

      · медленно открывая напорные задвижки и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.

      При работе «от цистерны» АЦ-40(43202) Ц-1А0 необходимо:

      · установить ПА на месте работы;

      · присоединить напорные рукава к задвижкам пожарного насоса;

      · проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, а также других вентилей и кранов;

      · проверить гидрозадвижки насоса — их шпиндели должны быть полностью ввернуты (при этом пружина задвижки должна быть разгружена);

      · плавно включить сцепление;

      · увеличить число оборотов двигателя и повысить давление масла в гидросистеме до 2,5 — 4,0 МПа (25-40 кгс/см );

      · открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса с помощью золотника дистанционного управления;

      · установить золотник дистанционного управления всасывающим клапаном ДУ-115 в положение «из цистерны»;

      · после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку с помощью золотника дистанционного управления;

      · плавно включить сцепление;

      · увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ) по манометру;

      · золотником управления открыть напорные задвижки, одновременно увеличивая обороты двигателя;

      · установить необходимый режим работы насоса.

      При работе «от цистерны» на автоцистернах 2АЦ-40(131)-137А и АЦ-40(131)-153А необходимо:

      · установить ПА на место работы;

      · присоединить напорные рукава к задвижкам пожарного насоса;

      · проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, а также других вентилей и кранов;

      · проверить пневмозадвижки насоса — их шпиндели должны быть полностью ввернуты (при этом пружина задвижки должна быть разгружена);

      · открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;

      · краном пневмоуправления открыть задвижку «из цистерны»;

      · после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку

      · плавно включить сцепление;

      · увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ) по манометру;

      · плавно открыть напорные задвижки;

      · увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.

      Характерные ошибки.

      1. Заполнение насоса водой происходит при включенном сцеплении.

      2. Резкое включение сцепления.

      3. Создание большого напора в насосе до открытия напорной задвижки.

      4. Работа дистанционным приводом при отвернутых шпинделях гидро- и пневмозадвижек.

      ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

      Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

      ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: