Для предупреждения скатывания автомобиля с механической трансмиссией при подъеме

Движение на подъемах и уклонах

dvijeniye-na-podyem

При движении в условиях пересеченной местности искусство водителя проявляется в умелом пользовании коробкой передач для быстрого и наиболее экономичного преодоления подъемов.

Подъем в зависимости от его крутизны, протяженности, состояния дороги и видимости может преодолеваться тремя способами:

  1. с разгоном на прямой передаче;
  2. с разгоном на прямой передаче с переходом в дальнейшем на низшие передачи;
  3. с включением низшей передачи в начале подъема.

Сущность преодоления подъема с разгоном на прямой передаче заключается в использовании инерции движения автомобиля, которую он развивает при ускорении. Способ этот применим для преодоления небольших подъемов, является наиболее быстрым и экономичным и рекомендуется во всех случаях, когда это возможно по условиям состояния дороги и видимости.

Перед длинным, пологим или крутым подъемом водитель дает разгон автомобилю и двигается на прямой передаче до тех пор, пока двигатель будет хорошо тянуть. Как только водитель почувствует, что двигатель начинает «сдавать», он должен немедленно перейти на низшую передачу, не допуская перегрузки двигателя. Если двигатель работает с перегрузкой и вибрация его усиливается, водитель переходит на следующую низшую передачу. Переключение передач надо производить быстрее, чем обычно, а обороты двигателю давать несколько больше, учитывая, что, если двигатель заглохнет, автомобиль может покатиться вниз. Как только автомобиль приобретет прежнюю скорость, а обороты двигателя начнут быстро повышаться, необходимо включить высшую передачу, избегая ненужного движения на низших передачах.

На тяжелых грузовиках переключение передач на подъеме производится с двойным выключением сцепления.

Для преодоления крутых подъемов на тяжелой дороге (глубокий песок, мокрая глинистая почва, гололедица) разгон автомобилю не дают, а низшую передачу включают в начале подъема. На высшие передачи водитель переходит только после того, как подъем будет преодолен. В условиях плохой видимости — ночью, во время тумана или когда на подъеме есть крутой поворот, ограничивающий видимость, — следует двигаться на низшей передаче.

При приближении к вершине подъема скорость движения снижают, учитывая, что при переезде через вершину холма сцепление колес с дорогой уменьшается под воздействием центробежной силы, стремящейся оторвать автомобиль от дороги. Чем выше скорость, тем больше будет центробежная сила и тем меньше сцепление колес с дорогой. Гребень подъема скрывает от водителя дорогу. В этих условиях надо проявлять повышенную осторожность, так как за перевалом может быть крутой спуск или поворот, неожиданное препятствие или встречный автомобиль. Приближаясь к вершине подъема, необходимо принять насколько возможно вправо, дать звуковой сигнал и, конечно, ни в коем случае не производить обгон.

Может случиться, что на плохой дороге, тяжело нагруженный автомобиль не сможет преодолеть подъем даже на первой передаче. В этом случае можно использовать передачу заднего хода, дающую наибольшее тяговое усилие (передаточное число заднего хода выше, чем у первой передачи). Однако к этому можно прибегать лишь в крайних случаях на крутых, но коротких подъемах.

Если потребуется длительная остановка на подъеме (уклоне), надо принимать дополнительные меры против самопроизвольного скатывания автомобиля: подкладывать какие-либо упоры под колеса, включать первую передачу на подъеме и заднюю — на уклоне.

Трогание автомобиля с места на подъеме отличается от трогания с места на ровной дороге тем, что в условиях наклонной плоскости автомобиль под действием собственного веса стремится сдвинуться назад, поэтому подача горючей смеси должна быть большей, чем на горизонтальном участке, и тем большей, чем круче подъем.

Для того чтобы начать движение на подъеме, нужно при заторможенном автомобиле пустить двигатель стартером, выключить сцепление, включить первую передачу, дать педалью горючей смеси больше, чем при трогании на ровном месте, и, отпуская ручной тормоз, одновременно включать сцепление.

При этом исключительно важное значение имеет согласованность действий водителя, так как, если тормоз будет отпущен раньше, чем включено сцепление, автомобиль может покатиться под уклон. Если же сцепление включить раньше, чем будет отпущен тормоз, нагрузка на двигатель возрастет настолько, что он заглохнет.

По мере отпускания тормоза подача горючей смеси должна увеличиваться до тех пор, пока водитель не будет уверен, что двигатель развивает достаточное тяговое усилие для движения на подъем. Только согласованные действия педалью управления дросселем, педалью сцепления и ручным тормозом могут обеспечить плавное трогание с места на подъеме.

В том случае, когда необходимо будет применить ножной тормоз, как более сильный, то для подачи горючей смеси можно воспользоваться рукояткой управления дроссельной заслонкой.

Если в результате неправильных действий водителя автомобиль начнет откатываться вниз, надо быстро затормозить и затем повторить трогание с места.

Всякий спуск, особенно в гористой местности, требует от водителя принятия мер предосторожности.

Если спуск пологий и длинный, а дорога сухая, можно перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и спуститься накатом. Если спуск пологий, но дорога мокрая или скользкая, то достаточно прикрыть дроссель, чтобы с небольшой скоростью спуститься с уклона. Если же спуск крутой, но короткий, то, кроме прикрытия дросселя, нужно, не выключая сцепления, периодически притормаживать, чтобы не допустить слишком большой скорости.

При движении на крутом и длинном спуске, особенно в гололедицу, тормозить следует двигателем, для чего еще до уклона надо включить соответствующую низшую передачу (чем круче спуск, тем ниже передача), а двигатель должен работать на прикрытом дросселе. Торможение двигателем более надежно, чем частое применение тормозов, так как продолжительная работа тормозов сопровождается нагревом тормозных колодок, что резко снижает торможение, повышает износ тормозных колодок и шин.

Выключать сцепление и выключать зажигание на крутом спуске нельзя.

На длинном крутом уклоне, когда торможение двигателем недостаточно, можно попеременно пользоваться ручным тормозом, не допуская чрезмерного нагревания.

Водитель не должен забывать, что для остановки автомобиля на уклоне нужно большее расстояние, чем на прямой дороге, так как на уклоне тормозной путь автомобиля увеличивается.

Иногда спуск заканчивается выемкой (впадиной) на местности. Такую впадину надо проходить на замедленной скорости, чтобы ослабить вредные напряжения в подвеске автомобиля и в шинах.

Билет ПДД 30 ABM: ответы и комментарии

Прежде чем начать движение от тротуара, Вы должны убедиться в том, что при этом не создаете опасности для движения и помехи другим участникам дорожного движения. Следовательно, Вы должны уступить дорогу мотоциклу, выполняющему разворот (п. 8.1).

Правильный ответ: Должны.

Вопрос №9

Разрешено ли водителю легкового автомобиля движение задним ходом для посадки пассажира в тоннеле?

  • Разрешено.
  • Разрешено, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.
  • Запрещено.

Правильный ответ: Запрещено.

Вопрос №10

В данной ситуации Вам разрешается движение:

  • Только по правой полосе.
  • По правой или средней полосе.
  • По любой полосе.

Правильный ответ: >По правой или средней полосе.

Вопрос №11

Разрешено ли выполнить обгон в тоннеле?

  • Разрешено.
  • Разрешено только при наличии искусственного освещения.
  • Запрещено.

Правильный ответ: Запрещено.

Вопрос №12

Можно ли водителю поставить автомобиль на стоянку указанным способом?

  • Можно.
  • Можно, если при этом не будут созданы помехи для движения других транспортных средств.
  • Нельзя.

Правильный ответ: Нельзя.

Вопрос №13

В каком случае Вы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю?

  • При повороте налево.
  • При развороте.
  • В обоих перечисленных случаях.

Правильный ответ: >В обоих перечисленных случаях.

Вопрос №14

Вы намерены продолжить движение прямо при желтом мигающем сигнале светофора. Ваши действия?

  • Остановитесь и продолжите движение только после включения зеленого сигнала светофора.
  • Уступите дорогу гужевой повозке.
  • Проедете перекресток первым вместе со встречным автомобилем.

При желтом мигающем сигнале светофора перекресток считается нерегулируемым (п. 13.3), поэтому Вы должны, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог, уступить дорогу гужевой повозке, приближающейся справа (п. 13.11).

Правильный ответ: Уступите дорогу гужевой повозке.

Вопрос №15

Вы намерены повернуть налево. Кому Вы обязаны уступить дорогу?

  • Легковому автомобилю и автобусу.
  • Только автобусу.
  • Только мотоциклу.
  • Никому.
Читайте также  Автоматической трансмиссией как у lada granta

Правильный ответ: Никому.

Вопрос №16

В каком случае водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам?

  • Если пешеходы переходят дорогу.
  • Если пешеходы вступили на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
  • В обоих перечисленных случаях.

Правильный ответ: В обоих перечисленных случаях.

Вопрос №17

Должны ли Вы переключить дальний свет на ближний, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого?

  • Должны.
  • Должны, только если расстояние до встречного транспортного средства менее 150 м.
  • Не должны.

Правильный ответ: Должны.

Вопрос №18

Какое административное наказание может быть назначено водителю транспортного средства за оставление в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является?

  • Только штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.
  • Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет.
  • Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

Правильный ответ: Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

Вопрос №19

Для предупреждения скатывания автомобиля с механической трансмиссией при кратковременной остановке на подъеме следует:

  • Привести в действие стояночный тормоз.
  • Включить первую передачу или передачу заднего хода.
  • Перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Правильный ответ: Привести в действие стояночный тормоз.

Вопрос №20

Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения?

  • Выбор бокового интервала от скорости движения не зависит.
  • При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо увеличить.

Правильный ответ: При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо увеличить.

Тест онлайн – Билет №30

Вам также может понравиться

Read more about the article Билет ПДД 8 ABM: ответы и комментарии

Билет ПДД 8 ABM: ответы и комментарии

Билет ПДД 36 ABM: ответы и комментарии

Помощь при старте на подъеме (Hill-Start Assist Control): суть системы и принцип работы

Как простой магнит на 100-200 тысяч километров удлиняет срок службы авто? Метод, о котором мало кто знал

Инспектор ГИБДД заполнил протокол с ошибками: почему на них нельзя указывать?

Китайцы жестко раскритиковали новый Peugeot 2008, но покупать его все равно будут. Почему

Популярное за неделю

Новый кроссовер ИЖ «Ода» 2021-2022 раскрывается незадолго до презентации. Первые фото

Новый пикап ГАЗ М20 «Победа» 2021-2022 раскрывается незадолго до дебюта. Опубликованы первые фото

Русский умелец сделал из старого ГАЗ-66 «Шишига» настоящий Hummer и даже лучше. Он прославился

Пять лет по «убитым» дорогам России и ни одного ремонта: ТОП самых надежных авто до 650 тыс. рублей

Новая ГАЗ-3102 «Волга» 2021-2022 анонсирована за несколько дней до презентации. Первые фото

Комфорт и безопасность пассажиров являются чрезвычайно важными факторами для автопроизводителей при выпуске современных автомобилей. Причем, если еще 5-10 лет назад электронные помощники при управлении авто были присущи только наиболее дорогим моделям, в последнее время даже бюджетные комплектации оснащаются целым рядом ассистентов. Одной из важнейших для водителя является система помощи при старте на подъеме (Hill-Start Assistant Control). Чтобы владелец авто понимал, как работает данная опция и когда она способна помощь, нужно четко понимать суть такого сервиса, а также принцип его действия.

В чем суть ассистента HAC

Своим появлением сервис помощи водителю HAC обязан японскому автопроизводителю Toyota. Специалисты автокомпании разработали данный ассистент, который позволяет предотвратить откатывание машины в обратном направлении во время начала движения на гору. Наличие подобного ассистента позволяет автомобилисту не использовать ручной тормоз. Использование подобного помощника чрезвычайно важно во время начала движения на крутых подъемах, где многие автолюбители не способны удержать автомобиль и допускают его откат под уклон либо глохнут.

Появление ассистента HAC стало возможным благодаря существованию системы динамической стабилизации. По своей сути, данный сервис является не отдельным техническим элементом, а предполагает установку дополнительного ПО к существующей системе стабилизации. Его применение и позволяет автомобилю не скатиться вниз во время старта движения на подъеме. Благодаря использованию системы помощи для автомобиля создается тормозное усилие, за счет которого машина удерживается в течение нескольких секунд в неподвижном состоянии.

Принцип работы HAC

Суть работы данного ассистента можно описать следующим образом – после того, как водитель убирает ногу с педали тормоза, давление в тормозной системе снижается крайне медленно, что предусматривает удержание авто в статичном виде в течение нескольких секунд. Подобный сервис будет работать при соблюдении следующих условий:

  • угол наклона, при котором возможна сработка ассистента составляет 5 и более градусов;
  • в автомобиле включено зажигание и двигатель работает;
  • тормозная педаль выжата.

Сам принцип работы ассистента предполагает четыре основных цикла:

  • создание – в данный период наблюдается максимальное тормозное усилие в следствии нажатия педали тормоза;
  • удержание – тормозное давление удерживается на высоком уровне до того момента, пока автомобиль не тронется с места;
  • снижение – усилие тормозной системы становится слабее;
  • сброс – в системе отсутствует тормозное давление.

В каких ситуациях ассистент сможет помочь водителю

Благодаря наличию помощника при начале движения на подъеме водитель может избежать проблем в следующих сложных ситуациях:

  • двигатель автомобиля глохнет во время максимальной нагрузки и недостаточного использования педали газа;
  • некачественное покрытие, гололед, мокрый асфальт, в результате чего происходит пробуксовка колес автомобиля;
  • откатывание машины;
  • различное сцепление ведущих колес с дорогой в ситуации, когда одно из колес попадает на заснеженную часть дороги.

По каким причинам система может не работать

Как правило, ассистент помощи при трогании на подъеме, который встроен в основной блок управления помощниками ABS либо ESP, не работает в следующих ситуациях:

  • не работает сам блок управления системами;
  • есть проблема с датчиками вращения колес;
  • произошел обрыв электропроводки либо датчиков;
  • чрезмерный износ тормозных колодок;
  • в тормозной системе не хватает жидкости;
  • между тормозными дисками и колодками присутствует жидкость, которая не позволяет применить эффективное торможение.

На каких автомобилях система может быть задействована

Как известно, сама система предназначена для защиты автомобилей от скатывания при начале движения на подъеме, уклон которого превышает 5 градусов. Первоначально разработчики планировали использовать ее лишь на моделях, оснащенных коробкой-«автомат». Однако, после великолепных результатов, продемонстрированных сервисом при работе в паре с автоматической КПП, производители приняли решение попробовать задействовать аналогичную систему и на машинах, оборудованных механической трансмиссией. Несмотря на то, что разработчики пересмотрели принцип действия ассистента и постарались адаптировать его под «механику», отзывы о его работе в данном случае не настолько хороши, как для автомобилей с АКПП. Основная проблема в том, что сервис не понимает, когда водитель начинает движение, а когда выполняет обычную перегазовку. В результате, вместо помощи владелец авто может получить дополнительные проблемные ситуации. Поэтому, если автомобиль, оснащенный механической КПП, оборудован подобным сервисом, то водителю потребуется пройти ряд тренировок, чтобы адаптироваться к его работе.

Основные недостатки ассистента

Как и большинство электронных систем, данный помощник наряду с массой положительных качеств имеет и немало недостатков. К их числу можно отнести:

  • «непонимание» ситуации, особенно в случае, если автомобиль оснащен механической КПП;
  • в случае выхода из строя, система может потребовать обращения в специализированный сервис и дорогостоящего ремонта.

В целом нужно сказать, что наличие ассистента, помогающего не допустить скатывание автомобиля во время начала движения на подъеме, является весьма важным и полезным моментом в его комплектации. Особенно важно наличие данного сервиса для начинающих автомобилистов, которые имеют небольшой стаж вождения и не всегда способны проявить должную реакцию на внештатные ситуации на дороге. Автор: Константин Старченко

Дорожный знак подъема. Школа жизни: проценты на дорожных знаках подъема и спуска

В горной местности или в зависимости от рельефа дороги, могут присутствовать подъемы, преодоление которых требует внимательности от водителя. Необходимо использовать низшую передачу и держать ногу на педали акселератора и стараться проехать участок подъема без остановки.

Читайте также  Демпфер в трансмиссии это

Затруднить движение может затор, в котором потребуется мастерство в работе на механических коробках передач. Новичкам следует потренироваться на подъемах, нежели сразу двигаться в потоке, допустимые ошибки могут сказаться в причинении вреда другим участникам дорожного движения.

Требования дорожного знака 1.14

Знак «Крутой подъем» предупреждает водителя о возможности автомобиля самопроизвольно скатываться назад, если не предпринять соответствующих мер. Процесс преодоления крутых подъемов сопряжен с эмоциональным напряжением водителя, при которой нужно выбирать правильную оценку скорости и держать верную дистанцию.

Большая ошибка многих водителей, использующих автоматические коробки передач – это подпирание впереди идущих машин. Не у всех водителей имеется мастерство тронуться на подъем, не заглохнув и не откатившись при этом. В результате, скатившийся автомобиль бьет сзади идущего.

Возникает вопрос, кто понесет ответственность за столкновение, если автомобиль сзади не держал дистанцию, но въехал впереди едущий водитель?

Ситуация будет неоднозначной. Доказать невиновность водителя, можно будет при наличии видеорегистратора, в случае его отсутствия, а также по общему правилу виноватый всегда сзади. Поэтому водитель, не использующий безопасную дистанцию, может поплатиться своими финансами, если его

Правила установки знака 1.14

К особенностям установки знака 1.14 относят следующее:

  • во-первых, нахождение знака должно быть на определенном расстоянии. В городе это 50-100 метров, за городом 150-300 метров;
  • во-вторых, допускается дублировать указателем 8.1.1, на котором будет прописано конкретное расстояние до подъема дороги;
  • в-третьих, на горных серпантинах или неровном рельефе местности, где подъем, сменяется спуском и наоборот, допускается устанавливать знак 1.14 непосредственно перед движением на подъем;
  • в-четвертых, для понимания уровня наклонности дороги, имеется информация в процентном соотношении. От угла подъема, водитель будет избирать скорость движения, и держать соответствующую дистанцию.

Водитель, поднимающийся в гору, всегда имеет преимущество перед встречным движением. Если на пути будет препятствие, то водитель может в порядке приоритета проехать подъем дороги. Водитель, не предоставивший преимущество, понесет ответственность по правилам административного законодательства.

Ответственность за нарушение знака 1.14

При проезде подъема, часто встречающимся нарушением среди водителей, не выполняющих предписаний ПДД, является игнорирование требований уступить дорогу водителям, пользующимся преимуществом проезда. Санкция в виде предупреждения или 500 рублей штрафа, будет наложена на нарушителя ПДД по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Водитель, безответственно оставивший свой автомобиль на подъеме дороги, может получить административное взыскание в виде 2000 рублей по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ.

Также водитель, у которого не работают стоп-сигналы, может понести ответственность по ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей, так как сзади идущий транспорт не может распознать действия водителя по совершению остановки.

В гололед, остановка на крутом подъеме, может послужить причиной дорожно-транспортного происшествия.

На дорожном знаке 1.14 изображен подъем дороги в виде черного треугольника, над которым в процентах указан угол наклона. Как и со знаком 1.13 крутой спуск стоит пояснить, что единица измерения углов — это градусы, а не проценты! Так что же за проценты указаны на дорожных знаках крутой спуск и крутой подъем? За 100% стоит считать уклон в 45 градусов, а тангенс 45 градусов равен 1. Если уклон дороги составляет 7 градусов, то тангенс 7 градусов — это 0,12, вот поэтому 12% и пишут на знаке. Второй вопрос — это зачем так все усложнять? Оказывается тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Для примера коэффициент сцепления колес автомобиля с мокрым льдом составляет менее 0,1. Если Вы видите на подъеме 10%, то Вы должны понимать, что никакой опыт вождения, никакая шипованная резина и даже попутный ветер не поможет Вам въехать в эту горку без достаточного разгона! Тронуться с места на таком подъеме у Вас не получится и даже наоборот Вы можете скатиться с такого спуска вниз!

В первую очередь, увидев данный дорожный знак, водителю следует набрать скорость перед подъемом. Стоит понимать и помнить:

1) От погодных условий меняется сцепление с дорогой.
2) Сцепление с мокрым льдом меньше 0,1, а значит спуски и подъемы со знаками, на которых больше 10% — могут быть крайне опасными и непреодолимыми.
3) Запрещен обгон транспортных средств в конце подъема согласно пункту 11.4 ПДД.
4) Согласно пункту правил 11.7, при затрудненном разъезде на подъеме вы имеете преимущество проезда препятствия первым. Следовательно, транспортные средства следующие на спуск должны уступить Вам дорогу.

Когда на знаках крутого спуска или крутого подъема указан небольшой процент, многие считают его лишним. Это не так! Часто бывает, что в условиях плохой видимости (ночь, туман, снегопад. ) водитель просто не замечает небольшие, но затяжные спуски или подъемы

Знак 1.14 устанавливается

В населенном пункте: на расстоянии 50-100 метров до начала подъема.

Вне населенного пункта: на расстоянии 150-300 метров до начала подъема.

Вне населенного пункта данный знак может устанавливаться совместно со знаками:

Запрещается

1. Запрещен обгон транспортных средств в конце подъема согласно пункту 11.4 ПДД.
2. Согласно пункту правил 11.7, при затрудненном разъезде на подъеме вы имеете преимущество проезда препятствия первым. Следовательно, транспортные средства следующие на спуск должны уступить Вам дорогу.

Дорожный знак 1.13 «Крутой спуск» предупреждает о том, что впереди крутой спуск.

Чтобы отличить этот знак от знака «Крутой подъем» нужно воспользоваться левой рукой. Подставьте левую ладонь к наклонной линии над которой нарисованы проценты. Если пальцы ладони смотрят вниз, то впереди крутой спуск, если вверх, то крутой подъем.

Можно конечно и визуально определить где спуск, а где подъем. Но не всегда. Из личного опыта скажу, что этот знак очень полезен во время сильного снегопада, дождя или когда туман настолько плотный, что не видно даже кончика капота. Тогда не ориентируешься на дороге вообще и складывается ощущение, что ты едешь по полю без подъемов и спусков. И только дорожные знаки могут действительно помочь.

На спуске есть небольшая особенность, о которой лучше упомянуть сразу. Обратите внимание на изображение.

Допустим, вы водитель автомобиля, который движется с горы. Впереди вы видите встречную машинку, а так же замечаете, что на встречной полосе небольшой обвал, через который встречный автомобиль не проедет, ему придется выезжать на вашу полосу. Так вот, водитель на подъеме имеет преимущество и вы должны уступить ему дорогу, потому что он еде в гору.

Предупреждающие знаки 1.13, 1.14 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150 — 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке .

Знаки 1.13 и 1.14 могут устанавливаться без таблички 8.1.1 непосредственно перед началом спуска или подъема, если спуски и подъемы следуют друг за другом.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • знаки крутой спуск и крутой подъем
  • крутой спуск
  • знак 1 13
  • знак крутой спуск

Вы уже обращали внимание на предупреждающие дорожные знаки, обозначающие крутизну спуска или подъема, и, возможно, задавали себе вопрос – а, например, 12% – это сколько? И почему бы крутизну уклона не обозначать в градусах?

На знаках 1.13 (Крутой спуск) и 1.14 (Крутой подъём) обозначен тангенс угла наклона, выраженный в процентах. Чтобы понять наглядно, что это такое, вспомним геометрию. Итак, прислоните лыжную палку под углом к стене напротив яркой лампы. Вы увидите две тени – одну на стене, другую на полу. Это проекции, соответственно, на вертикальную и горизонтальную плоскости. Та тень, что на стене, называется «синус», та, что на полу – «косинус». Чем ближе к стене вы придвинете низ палки, тем короче будет «косинус». Наоборот, отодвигая низ палки от стены, вы увидите, что «синус» становится все меньше, а «косинус» – больше. Отношение синуса к косинусу называется тангенсом. Если вы установите палку под углом 45 градусов от пола, синус и косинус будут совершенно одинаковы. В таком случае тангенс будет равен 1. Или, как говорили ваши учителя, тангенс 45 градусов равен 1. Если мы посмотрим сбоку на дорогу, в том месте, где она имеет уклон, то увидим, что угол этого уклона находится в пределах 8 градусов от горизонта. Высота подъема, или «синус», гораздо меньше, чем длина проекции дороги на горизонтальную плоскость – «косинус». Разделив высоту подъема на длину горизонтальной проекции, обнаружим, что тангенс угла такого уклона не превышает 0,12. Его удобно выражать в процентах – например, 12 %. В таком случае тангенс угла 45 градусов равен 100 %.

Читайте также  Велосипед с электрической трансмиссией

Теперь вы уже смело можете использовать эту информацию. Так, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12 %, вы подниметесь (или спуститесь) на 120 метров. (При таких небольших углах уклона длину горизонтальной проекции дороги можно считать равной длине дороги).

Из любопытства вы можете перевести угол уклона обратно в градусы с помощью калькулятора на сотовом телефоне, настроив его на «научный» режим, например: TAN-1(0,12)=7 градусов. В некоторых калькуляторах: ATAN(0,12)=7. Впрочем, для автолюбителей главное не это.

Отношение двух сил – силы, необходимой для сдвига машины с заблокированными колесами, и силы тяжести, прижимающей машину к дороге, называется коэффициентом сцепления . Так мы легко можем получить коэффициенты сцепления для сухого асфальта – 7000/10000 = 0,7, для грязной дороги – 3000/10000 = 0,3, и для льда – 1000/10000 = 0,1. Эти значения приблизительно такие же и в том случае, если машину тянуть вбок. Зачем вам это знать?! Недостаточное внимание к коэффициенту сцепления или его неправильная оценка является основной причиной аварий на дорогах, особенно весной и осенью, когда из-за этого происходит до 70% аварий.

Оказывается, тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления . Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (Это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой.) Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы.

Так, при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину. И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки 1.13 и 1.14. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае – не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске, машину может занести. Старайтесь тормозить двигателем на длительных спусках.

Тестовые задания по теме «Сцепление»

Тестовые задания по теме "Сцепление"

Тесты к теоретическим занятиям по теме « Сцепление », входящей в состав МДК 01.01 «Устройство автомобилей» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» .

Целью настоящих тестов является закрепление студентам знаний, полученных при изучении теоретического материала по теме « Сцепление », входящей в состав МДК 01.01 «Устройство автомобилей» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» .

Тесты составлены в соответствии с требованиями программы профессионального модуля ПМ.01 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта » специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» дневной формы обучения.

Организация-разработчик: Морской колледж ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

Разработчик: Минаев Николай Александрович, преподаватель.

1. Какие из перечисленных функций не выполняет трансмиссия?

а) увеличивает мощность, подводимую к ведущим колёсам

б) передает крутящий момент к ведущим мостам под изменяющимся углом

в) изменяет значение крутящего момента, передаваемого от двигателя к ведущим колесам

г) все названные функции

2. Как изменяется по мере разгона автомобиля значение крутящего момента необходимого для дальнейшего увеличения скорости?

а) не изменяется

3. Для чего необходим свободный ход педали сцепления?

а) для полного выключения сцепления

б) для плавного включения сцепления

в) для быстрого включения

г) для полного включения сцепления

4. По какому признаку определяется конец свободного хода педали сцепления?

а) по началу плавного нарастания усилия на педали

б) по резкому увеличению усилия на педали

в) по резкому уменьшению усилия при нажатии на педаль

г) по любому из перечисленных признаков

5. Какие детали вращаются при работающем двигателе и выключенном сцеплении?

а) кожух сцепления

б) нажимные рычаги

в) вилка выключения сцепления

г) муфта выключения сцепления

ж) первичный вал коробки передач

6. Когда чаще всего может проявляться пробуксовка сцепления?

а) когда автомобиль нагружен

б) когда автомобиль движется порожним

в) при движении на подъём

г) при движении по горизонтальному участку дороги

7. Когда необходим наибольший крутящий момент на ведущих колесах?

а) при движении со скоростью от 40 до 70 кмчас

б) при движении со скоростью более 70 кмчас

в) при трогании автомобиля с места

8. Какие функции выполняет сцепление?

а) разъединение двигателя и трансмиссии

б) изменение крутящего момента

в) передача крутящего момента к ведущим колёсам

9. К чему может привести несоответствие свободного хода педали сцепления?

а) к пробуксовыванию сцепления

б) к затрудненному переключению передач

в) к ускоренному износу деталей сцепления

г) к любой из указанных неисправностей

10. Какие детали входят в привод сцепления?

а) педаль сцепления

б) муфта выключения сцепления

в) вилка выключения сцепления

г) кожух сцепления

д) выжимной подшипник

е) нажимные рычаги

ж) корзина сцепления

11. Для чего на ведомом диске сцепления накладки из фрикционного материала?

а) для уменьшения веса сцепления

б) для более точного включения сцепления

в) для создания трения между ведущим и нажимным дисками

12. Какой вид привода сцепления применяется на легковых автомобилях?

13. Каким основным свойством обладает диафрагменная пружина?

а) отгибаются края при нажатии на центр

б) обладает хорошими упругими свойствами

в) возвращается в первоначальное состояние при снятии нагрузки

Ответы на тестовые задания

Критерии оценивания

Оценка «неудовлетворительно» – 7 правильных ответов и меньше

Оценка «удовлетворительно» – 8-9 правильных ответов

Оценка «хорошо» – 10-11 правильных ответов

Оценка «отлично» – 12-13 правильных ответов

Список используемой литературы

1. Устройство автомобилей : учеб. пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 496 с. — (Профессиональное образование). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911994

2. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учеб. пособие / В.М. Виноградов. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2018. — 376 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961754

3. Устройство автомобилей. Сборник тестовых заданий: Учебное пособие / В.А. Стуканов. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 192 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Профессиональное образование). (обложка) ISBN 978-5-8199-0457-2 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430327

4. Устройство автомобилей : учеб. пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 496 с. — (Профессиональное образование). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911994

5. Гладов Г.И. Устройство автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: