Для чего предназначена трансмиссия в тракторе

Для чего предназначены тракторы? Приведите их классификацию.

Трактор – самодвижущаяся гусеничная/колёсная машина, предназначенная для передвижения прицепных и навесных машин и используемая как база для создания строительных и дорожных машин. Тракторный транспорт применяют в тех случаях, когда экономически нецелесообразно устраивать автомобильные дороги или когда по техническим причинам применение автомобильного транспорта затруднено/не возможно (вывоз леса, освоение стройплощадки, перевозка грунтов по бездорожью).

Тракторы делят на сельскохозяйственные, промышленные и специальные (для горных, подводных, подземных и др. специальных работ.)

По конструкции ходового оборудования различают гусеничные и колёсные тракторы. Главный параметр трактора – максимальное тяговое усилие на крюке, по величине которого их относят к различным классам тяги.

В строительстве используют тракторы сельскохозяйственного типа классов тяги 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 9; 15; 25 и промышленного типа классов тяги 10; 15; 25; 35; 50; 75.

Тракторы промышленного типа по своим конструктивно-эксплуатационным параметрам наиболее соответствуют требованиям к тяговым средствам и базовым машинам в строительстве.

Класс тяги означает максимальную силу тяги без нагрузки навесным оборудованием на передаче 2,5-3 км/ч для гусеничных и 3-3,5 км/ч для колёсных тракторов, обеспечивающую эффективную работу с землеройным оборудованием.

Устройство и принцип работы гусеничного трактора. Приведите схемы механических трансмиссий гусеничных тракторов.

Любая схема гусеничного трактора отображает три основные составные части трактора: двигатель, трансмиссию и ходовую часть. Двигатели в основном применяются дизельные, как наиболее экономичные. Трансмиссия может быть механической, электромеханической, гидромеханической. В устройстве гусеничных тракторов обычно применяют упругую и полужесткую ходовую часть. Упругая ходовая часть позволяет трактору двигаться более плавно и быстрее. Полужесткая ходовая — переносит большие нагрузки и облегчает точность управления навесного оборудования при движении трактора.

В тракторостроении используют две схемы устройства гусеничного трактора, с передним и задним расположением двигателя. Классическая компоновочная схема гусеничного трактора предусматривает расположение двигателя впереди. Такая схема удобна для сельскохозяйственных тракторов, т.к. обеспечивается хороший обзор прицепного оборудования, и двигатель уравновешивает нагрузку от этого оборудования. Заднее расположение двигателя и переднее расположение кабины удобно для работы бульдозера, но при этом усложняется конструкция трансмиссии.

В зависимости от подвески гусеничного трактора остов трактора может быть рамным, полу рамным или безрамным. Если трактор имеет упругую парную подвеску опорных катков, то он имеет рамный остов. У трактора с рамным остовом основные узлы и агрегаты монтируются на сварной раме. Это упрощает проведение ремонтных работ и облегчает механизмы трактора. Недостатком такой конструкции является то, что рама в процессе работы деформируется, и соединительные детали между механизмами быстрее изнашиваются. Тракторы с полужесткой подвеской имеют полу рамный остов. Они занимают промежуточное положение между рамными и безрамными тракторами. Тракторы с жесткой или упругой групповой подвеской катков к балансиру имеют безрамный остов. Недостатком такого остова является то, что на нем трудно крепить навесное оборудование и оборудование самого трактора. Достоинством является жесткость, дающая возможность обходиться без соединительных муфт между узлами трактора.

Рис. 11. Компоновка механизмов на тракторе:
а — колесный трактор общего назначения; б — гусеничный трактор; в — самоходное шасси; 7 —радиатор; 2 — двигатель; 3 —муфта сцепления; 4 — коробка передач; 5 — задний мост; 6 — центральная передача; 7 — дифференциал (механизм поворота у гусеничных тракторов); 5 — конечная передача; 9 — ведущее колесо (гусеница); 10 — направляющее колесо

Тестовые материалы по МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х оборудования
тест

1.выжимные рычаги, выжимная муфта;2.вал, диски с гасителем крутильных колебаний; 3.кожух, нажимной диск, маховик; тормозок.

2.Какие части муфты сцепления относятся к ведомым?

1.выжимные рычаги, выжимная муфта;2.вал, диски с гасителем крутильных колебаний; 3.кожух, нажимной диск, маховик; тормозок.

3.Какие части муфты сцепления относятся к механизму привода?

1.выжимные рычаги, выжимная муфта;2.вал, диски с гасителем крутильных колебаний; 3.кожух, нажимной диск, маховик; тормозок.

4.Для чего предназначен тормозок?

1.не дает трактору разгоняться при выжатом сцеплении;2.является дополнительным тормозом для экстренной остановки трактора;3.выравнивает частоту вращения ведомых и ведущих частей сцепления для безударного переключения передач.

5.Какой усилитель сцепления применяется в тракторе Т-150К? 1.гидравлический;2.пневматический;3.механический (сервомеханизм).

6.Какой усилитель сцепления применяется в тракторе ДТ-75М? 1.гидравлический; 2.пневматический; 3.механический (сервомеханизм).

7.Какой усилитель сцепления применяется в тракторе МТЗ-80? 1.гидравлический;2.пневматический; 3.механический (сервомеханизм).

8.Зазор между какими деталями обеспечивает свободный ход педали сцепления МТЗ-80?

1.между ведущим и ведомым диском; 2.между кожухом и маховиком; 3.между выжимными рычагами и муфтой.

9.Если свободный ход педали больше нормы, то муфта сцепления…

10.Если выжимные рычаги находятся не в одной плоскости, то муфта сцепления…

1.включается рывками и ведет из-за перекоса дисков; 2.включается очень плавно и медленно; 3.буксует, при работе чувствуется специфический запах;

11.На каком тракторе устанавливается однодисковое сцепление? 1 Т-150К 2. ДТ-75. 3. МТЗ-80

12.Где устанавливается демпферное устройство? 1. На ведомом диске 2. На ведущем диске 3. На промежуточном диске.

13.Какого типа тормозок устанавливается на Т-150К? 1. Ленточный 2.дисковый 3.колодочный.

14. Каков зазор между отжимными рычагами и выжимным подшипником в муфте сцепления трактора ДТ-75? 1.12мм 2 . 0,3мм 3. 3,5-4,5мм

15. Какой величины полный ход муфты сцепления тракттораМТЗ-80? 1. 150-160мм 2.180-200мм 3. 175мм

1.Какое устройство (деталь) КПП ДТ-75М предотвращает одновременное включение двух передач? 1. разделительные пластины; 2.механизм блокировки; 3.ползуны и вилки;

2.Какое устройство (деталь) КПП ДТ-75М предотвращает самопроизвольное выключение передач? 1. разделительные пластины; 2.механизм блокировки; 3.ползуны и вилки;4. каретки.

3.С чем связан механизм блокировки КПП ДТ-75М? 1.с педалью тормоза; 2.с педалью сцепления; 3.с коленчатым валом двигателя;4.с отдельной педалью в кабине трактора.

4.Сколько всего валов в КПП ДТ-75М? 1.-2;2-3; 3-4.

5.Сколько валов в КПП ДТ-75 всегда вращается при работающем двигателе и выключенное передаче?

6.Какая передача КПП МТЗ-80 является «прямой»? 1.передача заднего хода; 2.первая; 3.девятая.

7.Сколько передач у КПП трактора МТЗ-80, включая пониженные? 1.9 – переднего хода и 1 – заднего хода; 2.18 – переднего хода и 2 – заднего хода;3. 18 – переднего хода и 4 – заднего хода.

8.Какое устройство (деталь) КПП МТЗ-80 предотвращает самопроизвольное выключение передач?

1.разделительные пластины; 2.механизм блокировки; 3.механизм фиксации.

9.Какой вал является ведущим (приводится от коленчатого вала двигателя) в КПП МТЗ-80?

1.первичный; 2.вторичный; 3.дополнительный.

10.С какого вала КПП МТЗ-80 крутящий момент передается на ведущий мост?

1.первичный; 2.вторичный; 3.дополнительный;

11.Каким образом раздаточная коробка МТЗ-82 «реагирует» на пробуксовку задних колес в автоматическом режиме? 1.частота вращения передних колес увеличивается, обгонная муфта начинает передавать крутящий момент на передний ведущий мост;

2.частота вращения задних колес увеличивается, обгонная муфта начинает передавать крутящий момент на передний ведущий мост

12.Раздаточная коробка МТЗ-82 может работать в таком количестве режимов: 1-1; 2- 2; 3- 3.

13. Где в коробке передач трактора Т-150К устанавливаются гидроподжимные муфты? 1.на вторичном валу 2. На первичном валу 3. На промежуточном валу

14. От куда поступает масло в гидроподжимную муфту выключаемой передачи в гидросистеме КПП Т-150К? 1. С фильтра 2.С гидрораспределителя 3.С гидроаккумулятора

15.Сколько передач позволяет включить коробка передач с раздаточной коробкой трактора Т-150К? 1 . 12 2 . 4 3 . 16

Тема: Ведущие мосты колесных тракторов

1.Какой привод механизма блокировки предусмотрен в заднем ведущем мосте МТЗ-80?

1.механический, включается трактористом;

2.гидравлический, от гидроусилителя рулевого управления;

3.пневматический, от компрессора;

2.В каком режиме НЕ может работать ведущий мост МТЗ-82?

1.принудительно включен;2.в автоматическом; 3.в полуавтоматическом;

3.Какое условие должно быть соблюдено для блокировки дифференциала любого ведущего моста?

1.необходимо соединить любую полуось с корпусом дифференциала;

2.необходимо соединить корпус дифференциала с ведущей шестерней главной передачи;

3.необходимо соединить ведущую шестерню конечной передачи с ведомым зубчатым венцом главной передачи;

4.заблокировать дифференциал можно лишь только соединив жестко две полуоси.

4.Какой механизм блокировки предусмотрен в переднем ведущем мосте МТЗ-82?

1.включаемый принудительно; 2.дифференциал переднего моста не блокируется; 3.самоблокирующийся.

5.Какие механизмы есть в заднем мосту МТЗ-80/82?

1.главная передача;2.дифференциал; 3.конечная передача; 4.имеются все.

6.Какой способ блокировки дифференциала используется в ведущем мосте Т-150К?

1.дифференциал из кабины блокируется трактористом принудительно;

2.дифференциал блокируется автоматически при пробуксовке колес;

3.дифференциал не блокируется.

7.Конечная передача Т-150К представляет собой…

1.солнечный механизм; 2.планетарный механизм; 3.дифференциальный механизм.

8.Какая деталь является ведущей в конечной передаче Т-150К?

1.солнечная шестерня; 2.водило; 3.коронная шестерня.

9.Поворот гусеничного трактора Т-150осуществляется за счет работы агрегатовтрансмиссии, назовите их 1. планетарного механизма в ведущем мосту;2. дифференциала в заднем мосту; 3 . гидроподжимных муфт в коробке передач;
4. фрикционных муфт повороте

10 Сходимость передних колес тракторов МТЗ в мм 1. 8-12 мм;2 . 4-8 мм; 3. 0-4 мм

Тема: ведущий мост гусеничного трактора ДТ-75М

1.Какая деталь НЕ вращается при движении трактора по прямой траектории?

1.солнечная шестерня;2.водило;3.тормозной барабан;

2.Какая деталь не вращается при крутом повороте трактора направо?

1.солнечная шестерня;2.сателлиты;3.тормозной барабан;

3.Что контролируют для правильной регулировки лент барабана солнечной шестерни?

1.положение педали остановочного тормоза. Зуб педали должен заходить в первую впадину на секторе;

2.кольцевая проточка на контрольном штоке должна быть совмещена с кромкой проушины;

3.зазор между лентой и барабаном остановочного тормоза должен быть в пределах нормы;

4.Что контролируют для правильной регулировки лент барабана остановочного тормоза?

1.положение педали остановочного тормоза. Зуб педали должен заходить в первую впадину на секторе;

2.кольцевая проточка на контрольном штоке должна быть совмещена с кромкой проушины;

3.зазор между лентой и барабаном солнечной шестерни должен быть в пределах нормы.

5.Каким должен быть зазор между лентами и барабанами? 1.0,1-0,8 мм;2.0,1-0,5 мм;3.0,5-1 мм;4.1,5-1,8 мм.

6.Какой допустимый свободный ход рычагов управления? 1.10-30 мм;2.30-60 мм;3.60-80 мм.

7.Трактор самопроизвольно отклоняется от прямолинейной траектории, потому что:

1.изношен, неправильно отрегулирован, или замаслен барабан и лента солнечной шестерни;

2.изношен, неправильно отрегулирован или замаслен барабан и лента остановочного тормоза;

3.зазор между лентами и барабанами меньше нормы.

8.При движении на тракторе невозможно выполнить крутой поворот. Почему?

1.свободный ход рычагов управления меньше нормы;2.остановочный тормоз не правильно функционирует;3.зазор между лентами и барабанами больше нормы.

9.В какой момент сателлиты вращаются только вокруг своей оси, не обегая водило?

1.при движении трактора прямо;2.при движении трактора направо или налево;3.когда трактор не движется.

10.Чем регулируют свободный ход рычагов управления?

1.регулировочной гайкой;2.изменением длины тяг;3.регулировкой пружинного механизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Данная разработка представляет собой методический материал для изучения курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр.

Мастер класс на тему «Назначение, классификация, общее устройство ДВС»

Мастер класс Назначение, классификация, общее устройство ДВС. Процессы, происходящие в цилиндре.

Тесты ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц МДК.01.01 Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин

Тесты ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единицМДК.01.01 Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машинРазработал:Препод.

Тестовые материалы по МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х оборудования
Тестовые материалы по МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х оборудования

тема "Трансмиссия автомобиля&quot.

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин

Методические указания предназначены для внеаудиторного самостоятельного изучения устройства и работы узлов, систем и механизмов автомобилей, технического обслуживания и ремонта, основ законодательства.

Классификация тракторов

классификация тракторов

Тракторы различных марок отличаются мощностью двигателя, габаритами, массой и другими параметрами, но в основном схожи по конструкции. Далее рассмотрено устройство наиболее распространённых в нашей стране сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) и ДТ-75МЛ (ДТ-75Д), уделено особое внимание оригинальным механизмам и системам тракторов Т-ЗОА-80, ЛТЗ-55 и Т-150К.

Классификация тракторов

Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов. Тракторы классифицируют по следующим признакам.

Читайте также  Какое масло лучше залить в трансмиссию в ниву 21213

По назначению тракторы делят на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.

Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ при возделывании сельскохозяйственных культур (вспашка, дискование, сплошная культивация, боронование, посев и уборка). Эти тракторы отличаются от других малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.

Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. В связи с этим некоторые универсально-пропашные тракторы снабжены сменными ведущими колесами с широкими (для выполнения работ общего назначения) и узкими (для работ в междурядьях) шинами, а также имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую по ширине междуряднй.

Специальные тракторы — это модификации какого-либо тракгора общего назначения или универсanьно-пропацшого, предназначенные для выполнения определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике) или разных работ, но в строго определенных условиях (на болотистых почвах, в горном земледелии).

По конструкции ходовой части (по типу движителя) тракторы бывают гусеничными и колёсными.

Гусеничный трактор с большой опорной поверхносгью незначительно уплотняет почву. При высокой проходимости он способен развивать значительное тяговое усилие. Колесный трактор более универсален по сравнению с гусеничным, и его можно использовать как на полевых, так и на транспортных работах, несмотря на худшее сцепление с почвой.

По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет собой раму; полурамные — образуют две короткие продольные рамки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста; безрамные — состоят из соединенных корпусов отдельных механизмов.

По номинальному тяговому усилию в зависимости от конструкции тракторы подразделяют на девять классов. Номинальным считают тяговое усилие, при котором трактор работает с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости. Девять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.

Система тракторов

Система тракторов — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

Модель — машина с определёнными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.

Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью.

Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

Серийную и готовую к производству сельскохозяйственную технику включают в каталог. Рассмотрим модели и модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.

Мини-тракторы тягового класса 0.2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 н др.) предназначены для работы на мелкоконтурных,селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.

Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,б (Т-25А, Т-ЗОА-80, ТТЗ-ЗО, ХТЗ-2511, Т-25ФМ, СШ-25 и Т-16МГ) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и санов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т- I6МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.

Тракторы тягового класса 0,9 ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, ТТЗ-80.10 и Т-28Х4М) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колёс применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывання удобрения, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларусь». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларусь-920» имеет двигатель мошностыо 90 л.с. и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацепленнем шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.

Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветам и горные тракторы для работы на склонах.

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноградниковый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларусь-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларусь» ШУ-356.

На тракторе «Беларусь-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нём объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического. Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ. Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180 гр. для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах. У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет.

Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-121) предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.

Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощноспю 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического измерения скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия. Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. н 120 л.с.). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора.

Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.

Тракторы тягового класса 4 (гyсеничный Т-4А) служат для выполнения энергоёмких работ. Их применяют на полях большой площади. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402.

Тракторы тягового класса 5 (Кировец К-701М, К-700А и К-744 со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами) используют для вспашки, культивации, лущения стерни, посева, снего-задержания на большой мощами и транспорпiровання. Мощность ди-зеля этих тракторов 350 л.с. Разработан гусеничный трактор Т-250 этого тягового класса.

Тракторы тягового класса 6 (гусеничный трактор Т-170М) применяют на полях большой площади при выполнении энергоёмких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.

Трансмиссия и ходовая часть тракторов МТЗ-80;82 (стр. 1 из 3)

Трансмиссия предназначена для передачи энергии от двигателя к движителю трактора, а также с активным рабочим органам сельскохозяйственных машин.

Передача энергии (рис. 2) характеризуется угловой скоростью и крутящим моментом. У автотракторных двигателей внутреннего сгорании угловая скорость коленчатого вала слишком высока, чтобы передать се непосредственно на колеса или к рабочим органам сельскохозяйственных машин. Поэтому отдельные агрегаты трансмиссии (коробка передач, редуктор, главная передача и т.д.) изменяют угловую скорость, а следовательно, и крутящий момент так, что передаваемая мощность остается почти неизменной.

Сцепление тракторов МТЗ-80;-82 (рис. 3) конструктивно подобно сцеплениям всех мобильных машин. Сцепление рассматриваемых тракторов однодисковое, однопоточное, постоянно замкнутое. Отличительной конструктивной особенностью изучаемого сцепления является привод независимого вала отбора мощности (ВОМ) от опорного диска сцеплений Опорный диск через приваренную к нему шлицевую ступицу соединен с трубчатым валом 9. Заодно с валом выполнены две шестерни: шестерня Г привода насоса гидросистемы и шестерня Д привода независимого ВОМ.

Привод управления выключения сцеплением — механический. Педаль выключения сцепления при замкнутом положении удерживается пружиной 13 механического усилителя (сервоустройства). Чтобы быстрее остановить вал сцепления и первичный вал коробки передач, ставится тормозок. Ведущий диск 14 тормозка имеет фрикционные накладки и установлен на валу 18 сцепления. Отводка 12 установлена на кронштейне 10. Управление тормозком и сцеплением сблокировано тягой 16. В блокировочной тяге установлена пружина 17, через которую усиление от рычага сцепления передается к тормозку. При выключении сцепления отводка тормозка прижимается к его ведущему диску и затормаживает силовой вал сцепления. Сцепление размещено в сухом отсеке чугунного литого корпуса, s котором размещаются также редукторы вала отбора мощности и коробки передач. Корпус соединен впереди с блок-картером двигателя, сзади — с корпусом коробки передач, образующим часть остова трактора.

Регулировка сцепления, тормозка и сервоустройства.

Величина свободного хода педали управления сцеплением 40. 50 мм устанавливается изменением длины тяги 15 (рис. 3), что соответствует зазору между отжимным подшипником и отжимными рычагами 3. 4 мм. Педаль должна возвращаться в верхнее исходное положение до упора в полик при включении сцепления и снятия ноги с нее. В случае зависания педали на участке свободного хода необходимо увеличивать сжатие пружины 13 упорным болтом (см. в лаборатории института плакаты и макеты).

Действие тормозка регулируется длиной тяги 16. Для этого необходимо отсоединить тягу 16 от рычага отводки 11, повернуть рычаг отводки 11 против хода часовой «стрелки до упора, удлинить тягу и присоединить к рычагу. Затем вновь отсоединить тягу 16, укоротив длину ее на 7 мм, и закрепить внизу контргайкой. При этом установится необходимый зазор между ведущим диском тормозка и его отводкой.

Регулировка отжимных рычагов 8 заключается в установке расстояния А от торца ступицы опорного диска до выступов отжимных рычагов, которыми они соприкасаются с упорным шарикоподшипником отводки включения сцепления. Это расстояние должно быть в пределах 12±0, 5 мм. Отклонение каждого рычага от размера не более 0, 3 м

3. Коробка передач

Девятиступенчатая коробка передач с продольным расположением валов (рис. 4) состоит из трех редукторов: понижающего А, основного Б и заднего В, включенных в силовую цепь последовательно.

Понижающий редуктор А размещен перед коробкой передач в корпусе сцепления. Он позволяет понижать частоту вращения каждой передачи в 1, 3 раза, В него входят ведущая 2 и ведомая 4 шестерня с зубчатыми вентами, соединительная муфта 3 и блок 25 промежуточных шестерен. Включается редуктор передвижением соединительной муфты 3 вперед с использованием двух пар шестерен и назад — по схеме трехвальной коробки передач с прямой передачей.

Основной редуктор Б пятиступенчатый. Вторичный вал 10 изготовлен заодно с ведомой шестерней 8 первой ступени заднего редуктора. Внутренние зубья этой' шестерни предназначены для включения прямой' IX передачи.

Промежуточный вал 20' задним' концом опирается на ступицу ведущей шестерни 13'второй ступени редуктора В. На заднем торце ступицы шестерни 13 выполнены выступы для соединения с кулачковой муфтой включения синхронного BOМ.

Промежуточный вал – трубчатый, в ней пропущен внутренний вал 12 привода независимого ВОМ. Hа шлицах промежуточного вала установлены шестерни 17, 18, 19, 26, 23.

Читайте также  Какие жидкости есть в трансмиссии

На валу 24 спереди на его шлицах установлена каретка 21 для включения I и II передач и заднего хода, а сзади каретка 15 для включения ходоуменьшителя. На тракторах бея ходоуменьшителя эта шестерня сдвинута вперед и зафиксирована пружинным кольцом.

Рис. 4. Коробка передач трактора МТЗ-80; — 82:

а — кинематическая схеме коробки передач тракторов МТЗ-80; — 82; б — схема переключения передач; Л — понижающий редуктор; В — основной редуктор; В — задний редуктор; 1 — вал сцепления; 2 — ведущая шестерня понижающего редуктора; 3 — подвижная зубчатая муфта; 4 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 — вторичный вал; 6 — каретка шестерни IV, V и VII, VIII передач; 7 — каретка шестерни Ш, IV и IX передач; 8 — ведомая шестерня первой ступени; 9 — ведомая шестерня второй ступени; 10 — вторичный вал; II — ведущая шестерня зависимого ВОМ; 12 — вал независимого привода ВОМ; 13 — ведущая шестерня второй ступени; 14 — каретка переключения диапазонов (ступеней); 16 — каретка включения ходоуменьшитель 16 — ведомая шестерня I и П передач переднего и заднего хода; 17 — промежуточная шестерня; 18 и 19 — ведомые шестерни I, II, IV, VII и Щ, VI передач; 20 — промежуточный вал; 21 — каретка включения I и II передач и заднего хода; 22 — промежуточная шестерня; 23 — большая ведомая шестерня заднего хода; 24 — вал первой передачи и заднего хода; 25 — блок промежуточных шестерен понижающего редуктора; 26 — малая ведомая шестерня заднего хода

Высшая (IX передача) – прямая. Её выключают непосредственно соединяя первичный 5 и вторичный 10 валы. Для этого каретку 7 перемешают назад (на рисунке вправо) и вводят в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 8.При включении остальных передач с первичного шла на вторичный передается через задний редуктор В и промежуточный вал 20.Поскольку промежуточный вал опирается на ступицу шестерни 13, то они вращаются независимо. поэтому, если каретку 14 перемещать по шлицам промежуточного вала влево и ввести ь зацепление с шестерней 8 вторичного вала (положение показано на рисунке), то включается первая ступень редуктора. Перемещая каретки 7 и 6 по шлицам первичного вала и вводя их в зацепление с шестернями 19, 18 и 23, получают соответственно III, IV и V передачи. Если же каретку 14 редуктора переместить вправо и ввести в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 13, то шестерня и промежуточный вал будут вращаться как одно целое. Частота вращения вторичного вяла при этом увеличится, т.е. включится вторая ступень редуктора. Если вводить в зацепление те же каретки и шестерни, то будут получены еще три передачи: VI, VII и VIII.

Передачи умножаются редуктором В при включении f, II передач, а также заднего хода. Шестерня 17 вращается на промежуточном валу свободно, как на оси. Будучи постоянно зацепленной большим венцом с кареткой 7, а малым — с шестерней 16, она передает вращение на вал 24. Последний вращается в том же направлении, что и первичный, но значительно медленнее его, так как обе ведущие шестерни, участвующие в передаче меньше ведомых. Поэтому, когда каретку 21 вводят в зацепление с шестерней 19, промежуточный вал вращается с самой малой частотой. Если с помощью каретки 14 переключить редуктор, то будут получены I и П передачи.

Если каретку 21 переместить влево и ввести в зацепление с шестерней 22, то промежуточный вал будет вращаться медленно в обратном направлении. Поэтому, переключая редуктор, получают две передачи заднего хода.

Механизм переключения передач работает по принципу автомобильных коробок передач. Отличительной особенностью механизма переключения передач трактора МТЗ-80; — 82 от других тракторов является отсутствие механизма блокировки переключения передач. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ГМ-3-9, которое заливают в полость корпуса через отверстие в крышке.

Диаграмма рабочих скоростей

Коробки современных тракторов многоступенчатые. Это облегчает механизатору оптимально загрузить двигатель, включив соответствующую передачу. С другой стороны, если число рабочих передач достигает If), то механизатору уже сложно выбрать наиболее производительную и экономичную передачу для конкретных условий работы. Если трактор не загружен (на малоэнергоемких работах), то даже опытному механизатору весьма сложно выбрать нужную передачу с пониженной частотой вращения коленчатого вала. Облегчить эту задачу помогает диаграмма скоростей.

По ординате на диаграмме нанесены значения скорости движения агрегата, а по абсциссе — значения частоты вращения коленчатого вала двигатели. Сплошными линиями отмечены передачи трактора с включенным редуктором (слева) и без редуктора (справа). Например, проводя пунктирную линию ш> оси абсцисс а диапазоне 7 км/ч видно, что в распоряжении механизатора имеется 5 передач с различной частотой вращения коленчатого вала на одной скорости движении at регата с редуктором (VI — 1800 мин '; V — 2000 мин»1) и без редуктора (Ш — 2200 мин»1; IV — 1800 мин»1; V — 1500 мин»1), соответственно. И из них только одна передача будет самая экономичная — V без редуктора, соответствующая минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя 1500 мин»1.

Назначение, принцип работы, классификация и схемы коробок передач

Основное назначение коробки передач — изменять силу тяги и скорость движения трактора в зависимости от условий работы. Кроме того, ее используют для получения заднего хода и остановки трактора при работающем двигателе.

Производительность трактора и количество расходуемого топлива зависят от степени использования мощности двигателя. Наибольший эффект получают при нагрузке, близкой к максимальной мощности двигателя.

Нагрузка на двигатель зависит от сопротивления, оказываемого передвижению трактора при выполнении им различных работ, и от скорости его передвижения. Поскольку во время работы сопротивление изменяется, то для поддержания наивыгоднейшего режима работы двигателя нужно соответственно изменять и скорость движения трактора.

Коробка передач на тракторах позволяет при увеличении сопротивления увеличивать силу тяги за счет уменьшения скорости движения и наоборот.

Простейшую коробку передач можно представить в виде двух параллельных валов с шестернями. Вал 9 (рис. ниже), называемый первичным, или ведущим, получает вращение от двигателя через муфту сцепления. Вторичный, или ведомый, вал 8 через механизмы заднего моста соединен с ведущими колесами (звездочками). На одном из валов шестерни закреплены неподвижно, а на другом могут перемещаться по шлицам. Подвижные шестерни называют каретками.

схема действия коробки передач на тракторах

Схема действия коробки передач:

а — нейтральное положение; б — включена II передача; в — включена I передача; г — включен задний ход; 1, 2 и 3 — подвижные шестерни (каретки); 4 — промежуточная шестерня заднего хода; 5, 6 и 7 — неподвижные шестерни; 8 — вторичный вал; 9 —первичный вал

Когда шестерни первичного и вторичного валов не находятся в зацеплении (нейтральное положение, рис. а), трактор неподвижен. Если же шестерню 2 ввести в зацепление с шестерней 6 (рис. б), предварительно остановив первичный вал путем выключения муфты сцепления, то после ее включения трактор будет двигаться со скоростью, пропорциональной числу оборотов вала 8, и развивать необходумую силу тяги. Положение шестерен, показанное на рис. б, соответствует включению II передачи.

Предположим, что сопротивление движению увеличивается (вспашка более плотной почвы, преодоление подъема и т.п.). Когда оно достигнет величины, соответствующей максимальной мощности двигателя, последний будет работать на самом выгодном режиме. Однако при дальнейшем увеличении сопротивления двигатель окажется перегруженным (его крутящий момент будет недостаточен для преодоления сопротивления) и может заглохнуть.

Остановку двигателя можно предотвратить, своевременно включив I передачу. Для этого каретку смещают влево, в результате чего шестерня 2 выйдет из зацепления с шестерней 6, а шестерня 1 войдет в зацепление с шестерней 7 (рис. в). Теперь число зубьев ведущей шестерни уменьшилось, а ведомой— увеличилось. Поэтому число оборотов вала 8, а следовательно, и скорость трактора уменьшатся. Но зато соответственно увеличится крутящий момент на валу 8 и сила тяги трактора.

Если возросшее сопротивление обеспечивает полную загрузку двигателя на I передаче, то он снова будет работать в наивыгоднейшем режиме. Но если после переключения передачи трактор сможет развить силу тяги большую, чем это необходимо для преодоления возросшего сопротивления, то двигатель окажется недогруженным.
Очевидно в данном случае для получения наивыгоднейшего режима работы двух передач недостаточно» Необходима еще какая-то промежуточная передача, при которой вал 8 вращался бы быстрее, чем на I передаче, но медленнее, чем на II. Поскольку сопротивление движению изменяется в широких пределах, то нужно иметь по возможности большее число передач, которое позволит маневрировать скоростями и добиваться наивыгоднейшего режима работы двигателя.

Поэтому коробки передач современных тракторов имеют по 6—9 и даже больше передач. В их числе имеются рабочие передачи, обеспечивающие высокопроизводительную и экономичную работу трактора на повышенных скоростях (6—9 km/h), передачи замедленного хода (0,7—1,5 km/h), используемые на некоторых работах, а также транспортные, позволяющие колесным тракторам двигаться со скоростью 20—30 km/h.

Для получения заднего хода вторичному валу нужно сообщить обратное направление вращения. Это достигается введением в зацепление шестерни 3 с промежуточной шестерней 4, постоянно соединенной с шестерней 5. У некоторых тракторов (Т-25, Т-4 и др.) есть специальный механизм — реверс, позволяющий получать несколько передач заднего хода.

Коробки передач на тракторах различают по следующим признакам:

по числу передач (ступеней) — четырехступенчатые, пятиступенчатые и т.д.;

по числу подвижных кареток — двухходовые, трехходовые и т. д.;

по числу валов, участвующих в передаче вращения, — двухвальные, многовальные (трехвальные и т.д.);

по расположению валов — с продольным и поперечным расположением валов;

по характеру зацепления шестерен — с шестернями, вводимыми в зацепление только на время включения передачи (скользящие шестерни) и с постоянно зацепленными шестернями;

по устройству механизма переключения — с механическим приводом и с гидравлическим приводом.

Двухвальные коробки передач (см. рис. выше) просты по устройству, потери энергии в них на трение невелики, так как в каждой передаче, кроме заднего хода, участвует только одна пара шестерен. Однако получение большого числа передач в таких коробках ограничено чрезмерным удлинением валов.

Многовальные коробки выполняют по различным схемам. На рис. 105, а показана схема трехвальной коробки с прямой передачей. Вместе с первичным валом 1 через шестерни 2 и 11 вращается промежуточный вал 10. Если с его шестернями 9, 8 и 7 последовательно зацепить шестерни 3, 4 и 5, передвигая их по шлицам вторичного вала 6, то соответственно будут получены I, II и III передачи, при которых вторичный вал вращается медленнее первичного.

Если же шестерню 3 сместить влево и внутренним зубчатым венцом соединить с шестерней 2, то будет получена IV прямая передача, так как валы 1 и 6 будут вращаться как одно целое. Подобное расположение валов может быть в коробках и без прямой передачи.

схемы многовальных коробок передач

Схемы многовальных коробок передач:

а — с прямой передачей; б — с редуктором; 1 — первичный вал; 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 и 11 — шестерни коробки; 6 — вторичный вал; 10 — промежуточный вал; 12—ведущий вал редуктора; 13—шестерня редуктора; 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23 и 24 — шестерни коробки 14 — каретка редуктора; 15 — ведомый вал редуктора; 20 — вторичный вал; 25 — блок шестерен; 26 — ось блока шестерен

Для увеличения числа передач применяют коробки с редукторами. Примером такого устройства может служить коробка, схема которой показана на рис. б.

От муфты сцепления вращение передается на ведущий вал 12 редуктора. Его ведомый вал 15 одновременно служит первичным валом коробки передач. Когда в редукторе кареткой 14 включена прямая передача, то зацеплением шестерен 16 и 24, 17 и 23, 18 и 22, 19 и 21 получают четыре передачи.

Если в редукторе шестерню 14 соединить с малым зубчатым венцом блока 25 шестерен, то вал 15 будет вращаться медленнее вала 12. Поэтому, используя те же шестерни, получают еще четыре замедленные передачи.

Иногда редуктор используют не только для снижения числа оборотов первичного вала 15, но и для изменения направления его вращения. В этом случае такой редуктор называют реверс-редуктором.

У некоторых тракторов (МТЗ-50, Т-74 и др.) шестерни редуктора не обособлены в отдельный узел, а установлены прямо на валах коробки передач. На тракторе ДТ-75 устанавливают планетарный редуктор, который называют увеличителем крутящего момента. Он позволяет изменять число оборотов первичного вала коробки передач без остановки трактора.

Читайте также  Киа мохаве 2020 трансмиссия

Во всех коробках передач, выполненных по рассмотренным выше схемам, шестерни, передающие вращение вторичному валу, вводятся в зацепление только на время включения соответствующей передачи.

На новых моделях тракторов все большее применение получают коробки передач с постоянно зацепленными шестернями. Принципиальная схема такой коробки показана на рис.

Схема коробки передач с шестернями постоянного зацепления:

1, 5, 6 и 7 — шестерни первичного вала; 2 и 4 — дополнительные зубчатые венды шестерен; 3—зубчатая муфта; 8 — первичный вал; 9 и 10 — фрикционные муфты; 11 — вторичный вал; 12, 13, 14 и 15 — шестерни вторичного вала; 16 — зубчатая втулка

Шестерни 15, 14, 13 и 12, закрепленные на вторичном валу 11, находятся в постоянном зацеплении с шестернями 7, 5, 6 и 7 первичного вала. Эти шестерни лишь опираются на первичный вал, но имеют возможность свободно вращаться на нем. Поэтому, если первичный вал получает вращение от двигателя, а все передачи выключены, то шестерни 5, 6 и 7 остаются неподвижными.

Переключение передач достигается поочередным соединением шестерен 1, 5, 6 и 7 с первичным валом. Для этой цели используют или зубчатую муфту 3, или фрикционные муфты 9 и 10, Например, если муфту 3 сместить влево, то она своими внутренними зубцами соединит дополнительный зубчатый венец 2 шестерни 1 с зубчатой втулкой 16, закрепленной на первичном валу. В результате шестерня 1 будет вращаться вместе с первичным валом и через шестерню 15 передавать вращение на вторичный вал.

Если же муфту 3 сместить вправо, то с первичным валом окажется жестко соединена шестерня 5, имеющая большее число зубцов, чем шестерня 1. В результате вторичный вал будет вращаться быстрее, чем это было при включении предыдущей передачи.

Если для соединения шестерен с первичным валом вместо зубчатых муфт использовать фрикционные, то передачи можно переключать на ходу, без разрыва потока мощности, передаваемого от двигателя к ведущим колесам.

Полезная информация

Универсально-пропашные тракторы МТЗ («Беларус») средних тяговых классов (МТЗ-80/82, 900-я, 1000-я, 1200-я и 1500-я серии) в своей основе имеют общую концепцию и одинаковое устройство систем. Это в полной мере относится и к трансмиссии — о ее устройстве и о наиболее важных частях читайте в данной статье.

Общий взгляд на трансмиссию минских тракторов

В тракторах МТЗ, начиная со спроектированных в 1949 году моделей МТЗ-1 и МТЗ-2, используются оригинальные технические решения, направленные на упрощение конструкции и максимально эффективное использование пространства. Одно из таких решений — отказ от сплошной рамы в пользу полурамы и коробчатого остова, который выступает в роли картеров для агрегатов трансмиссии.

Данная конструкция характерна для моделей МТЗ-50/52 и их глубокой современной модернизации серии Беларус-500, МТЗ-80/82 и серии Беларус-80/82, а также современных тракторов «Беларус» 900-й, 1000-й, 1200-й, 1500-й серий. Концепция несущего остова из картеров трансмиссии полностью оправдала себя и в будущем вряд ли потеряет свою актуальность.

Трансмиссия заднеприводных тракторов указанных модельных рядов состоит из следующих компонентов: Схема-трактора-МТЗ-82.jpg
Сцепление — сухое, фрикционное, постоянно замкнутое, на тракторах МТЗ-50/52, 80/82 и других — обычное однодисковое, на современных тракторах 1200-й и 1500 серий — двухдисковое, прижим дисков обеспечивается периферийными цилиндрическими пружинами через рычаги и выжимной подшипник. Также в сцеплении предусмотрен тормозок, который обеспечивает торможение ведомого вала при выключении сцепления — это облегчает переключение передач и продлевает ресурс всего агрегата;
Понижающий редуктор — двухступенчатый редуктор, удваивающий количество передач. Наиболее часто редуктор имеет передаточное отношение 1,34;
Редуктор привода заднего вала отбора мощности — двухступенчатый, с фиксированными скоростями 540 (или 545) и 1000 об/мин. Так как необходимость переключения скорости вращения ВОМ возникает нечасто, эта операция осуществляется гаечным ключом.
Важно отметить, что сцепление, понижающий редуктор и редуктор привода заднего ВОМ размещены в одном сухом картере, который устанавливается сразу же за двигателем. Этот картер является одной из несущих частей остова трактора. В актуальных моделях тракторов МТЗ на этом картере располагается и масляный насос системы гидравлического управления трансмиссией.

Коробка передач — механическая (с р
учным управлением), наиболее часто используются коробки с 9-ю передачами переднего хода и 2-мя передачами заднего хода (с понижающим редуктором количество передач удваивается до 18 вперед и 4 назад), также применяются коробки с 8-ю передачами переднего и 4-мя передачами заднего хода (с понижающим редуктором 16 и 8 соответственно). КПП находится в своем картере, который крепится к картеру сцепления и составляет часть несущего остова трактора;
Ходоуменьшитель — специальный редуктор с передаточным числом 7,104, обеспечивающий движение вперед со скоростью 0,27-0,6 км/ч (только на 1-й и 2-й передачах) и назад со скоростью 0,6-1,3 км/ч. Агрегат располагается в своем картере, который крепится на коробку передач с левой стороны;
Задний мост — образован из конических шестерен главной передачи, дифференциала (его корпус имеет болтовое соединение с ведомой шестерней ГП) и двух бортовых передач. Все детали располагаются в своем картере, соединенном с картером КПП, и составляющим часть остова трактора. Важно отметить, что в заднем мосте также расположены детали тормозной системы трактора — это система дисков, которые при сжатии обеспечивают торможение осей главной передачи. Диски с механизмом привода расположены по бокам коробки и закрыты кожухами.
В тракторах с полным приводом (МТЗ-52, 82, модификации 4К4 актуальных моделей) предусмотрены дополнительные компоненты трансмиссии:

Раздаточная коробка — одноступенчатый редуктор, обеспечивающий отбор крутящего момента от КПП и направление его на передний ведущий мост (ПВМ). Раздатка заключена в собственный картер, который крепится с правой стороны на КПП. Передача момента осуществляется через муфту свободного хода, управление муфтой в ранних моделях тракторов МТЗ — механическое (с помощью тяги из кабины), в актуальных моделях — гидравлическое (кнопки на распределительном щитке в кабине);
Карданный вал — составной, с промежуточной опорой, обеспечивает передачу крутящего момента от раздаточной коробки. Промежуточная опора оснащается фрикционной предохранительной муфтой, которая предотвращает поломку редуктора переднего моста при пробуксовке задних колес;
ПВМ — портального типа с регулируемой колеей, ГП и дифференциал (самоблокирующийся) расположены в балке моста, колесные редукторы (одновременно выступающие в роли ШРУСов) расположены в наклонных кожухах по бокам балки и в крышке редуктора в колесе. Также в боковых кожухах устанавливаются пружины подвески.
О некоторых агрегатах трансмиссии тракторов МТЗ следует рассказать подробнее.

Конструкция и работа заднего моста МТЗ

Задний мост собран в одном коробчатом картере, образующим часть несущего остова трактора. В картере объединены следующие части:

Главная передача — традиционная на двух конических шестернях, она обеспечивает изменение крутящего момента и его поворот на 90° (от продольно расположенного вторичного вала КПП на дифференциал);
Дифференциал — планетарного типа с автоматической блокировкой, расположен в корпусе, соединенном с ведомой шестерней ГП, образован четырьмя сателлитами и двумя шестернями полуосей;
Конечные (бортовые) передачи — состоят из двух ведущих цилиндрических шестерен, соединенных с шестернями полуосей дифференциала с помощью валов, и двух ведомых шестерен большого диаметра. Ведомые шестерни конечных передач жестко установлены на полуосях, которые через уплотнительные манжеты выходят с правой и с левой стороны коробки и несут на себе ступицы задних колес.
Также мост несет на себе и тормоза трактора (рабочий и стояночный). Эти тормоза — фрикционные, дисковые, они состоят из пакета дисков, часть которых установлена на валу полуосевой шестерни дифференциала. Торможение трактора происходит при сжатии пакета дисков с помощью нажимного диска, растормаживание осуществляется за счет отжимного диска.

Работа моста не отличается от работы аналогичных агрегатов тракторов и автомобилей.

Конструктивные особенности и функционирование переднего моста

Трансмиссия тракторов МТЗ
Передний мост — портального типа с возможностью регулировки ширины колеи, устанавливается на полураму с помощью шкворня. Мост содержит следующие основные детали:

Балка моста, в центральной части располагается ГП и дифференциал (если мост не ведущий, то балка пустая), а по бокам вставлены подвижные (телескопические) кожухи (или корпусы верхней конической пары). На балке монтируются винты, с помощью которых обеспечивается изменения ширины колеи;
Редуктор (главная передача и дифференциал) — ГП на конических шестернях с передаточным числом 2,18, ведомая шестерня жестко соединена с внешним корпусом дифференциала. Дифференциал самоблокирующийся, образован четырьмя сателлитами на крестовине (жестко соединенной с внутренним корпусом дифференциала) и двух полуосевых шестерен. Внешний и внутренний корпуса дифференциала соединены через фрикционные диски, которые обеспечивают автоматическую блокировку;
Полуоси — на шлицах вставлены в полуосевые шестерни, за счет большой длины шлицевого хвостовика обеспечивают возможность изменения колеи моста. На внешнем конце полуось завершается конической шестерней;
Колесный редуктор (он же играет роль ШРУС) — образован верхней и нижней парами конических шестерен. Верхняя пара образована шестернями на полуоси и вертикальном валу, который расположен внутри вертикального (а точнее — наклонного) кожуха. Нижняя пара образована шестерней, имеющей шлицевое соединение с вертикальным валом, и ведомой шестерней большого диаметра в колесе (в специальном корпусе редуктора). Ведомая шестерня коротким валом соединена с фланцем, которые играет роль ступицы колеса.
ГП и дифференциал ПВМ работают так же, как и аналогичные узлы заднего моста. Колесные редукторы за счет наличия двух пар обеспечивают поворот колес и передачу крутящего момента без использования шарниров равных угловых скоростей. При повороте колес ведомая шестерня нижней пары просто прокатывается по ведущей шестерне — в этом случае нет нужды в сложных механизмах и шарнирах.

Если нужно увеличить колею, корпусы верхних конических пар просто выдвигаются из балки моста, движение и фиксация корпусов обеспечивается специальными винтами. При этом полуоси выдвигаются из полуосевых шестерен, но благодаря длинному шлицевому хвостовику сохраняют надежный контакт.

Конструкция и устройство карданной передачи

Трансмиссия тракторов МТЗ
Карданная передача тракторов с колесной формулой 4К4 состоит из следующих частей:

Два трубчатых вала (промежуточной и передний, они полностью взаимозаменяемы);
Четыре карданных шарнира (по два на каждый вал) — они состоят из вилок, соединенных крестовинами, крестовины вставлены в отверстия вилок через игольчатые подшипники (расположены в стаканах) на уплотнителях. Для подачи в подшипники смазочного материала крестовина имеет полости и пресс-масленку;
Промежуточная опора с предохранительной муфтой, состоит из ведущего (полого) и ведомого вала, установленных в подшипниках, и соединенных с ними фрикционных дисков.
Промежуточная опора монтируется на картер сцепления, карданные валы монтируются к фланцам на вторичном валу раздаточной коробки и на перднем ведущем мосту. Таким образом, карданная передача располагается под полурамой трактора, и при этом имеет изгиб в двух плоскостях (раздаточная коробка располагается выше и правее редуктора моста).

Важную роль в карданной передаче играет предохранительная муфта. Она образована пакетом дисков, которые всегда прижаты друг к другу и обеспечивают передачу крутящего момента от одного вала на другой. При увеличении скорости вращения задних колес и при повышении нагрузки крутящий момент возрастает резко, скачком, фрикционные диски муфты проворачиваются друг относительно друга, благодаря чему редуктор переднего моста защищается от поломок.

Карданная передача обычно закрывается защитными кожухами (три или меньше в зависимости от модели), которые предотвращают контакт валов с посторонними предметами и наматывание на них волокон, травы, соломы и т.д.

Вопросы ТО и ремонта трансмиссии минских тракторов

Обслуживание всех деталей трансмиссии тракторов МТЗ сводится к проверке и пополнению уровня масла (и других смазочных материалов), а также к разнообразным регулировкам. Интервалы замены масла, применяемые смазочные материалы и порядок их замены прописан в инструкции по эксплуатации и ТО.

Большое внимание уделяется проверке работы предохранительной муфты промежуточной опоры, регулировке пар конических шестерен переднего моста и других деталей. Многие операции требуют демонтажа целых узлов и агрегатов, так что эта работа должна проводиться в специализированных мастерских.

При грамотном обслуживании, а главное — при правильной эксплуатации трансмиссии, любой трактор МТЗ будет долгие годы надежно и бесперебойно выполнять все поставленные задачи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: