Диагностирование технического состояния агрегатов трансмиссии.
Оно позволяет сделать заключение об исправности агрегатов и возможности их дальнейшей эксплуатации после выполнения соответствующих регулировок. Агрегаты трансмиссии можно проверить при движении автомобиля, а также на нагрузочном стенде. В последнем случае в зависимости от конструкции стенда сцепление диагностируют на пробуксовку, коробку передач, карданную передачу и задний мост – на степень износа зубчатых зацеплений по характеру шума. Характерным признаком неисправности является превышение допустимого суммарного люфта ведущего моста, карданного вала и коробки передач, которое измеряется переносным прибором типа К-428.
Техническое обслуживание агрегатов трансмиссии проводят в объеме работ ежедневного обслуживания (ЕО), ТО-1 и ТО-2.
При ЕО проверяют агрегаты трансмиссии троганием автомобиля с места и при переключении передач во время движения. Осматривают состояние и герметичность коробки передач и ведущего моста. При ТО-1 в дополнении к ЕО проверяют и при необходимости регулируют свободный ход педали сцепления, смазывают детали привода консистентной смазкой. Проверяют и подтягивают крепление коробки передач, карданной передачи, раздаточной коробки, картера заднего моста, доливают масло в агрегаты до требуемого уровня, проверяют состояние уплотнений. При ТО-2 выполняют те же работы, которые входят в состав ТО‑1 и ЕО, с обязательной заменой масла в агрегаты в соответствии с картой смазки. Если обнаружатся неисправности в сцеплении, механизм и привод сцепления подвергают ремонту.
Задание
По внешним признакам, перечисленным в табл. 5, определить неисправности КПП и указать методы их устранения.
Исходные данные для определения неисправностей трансмиссии
Автомобиля
№ студента по списку группы | Признаки, замеченные водителем | Признаки, отмеченные механиком СТОА | Возможные неисправности и методы их устранения |
Металлический шум при работе КПП | На сливной пробке налипло много металлической стружки | ||
Шум при включении передач | В слитом из коробки масле видны частицы желтого металла | ||
Затрудненное переключение передач | Рычаг переключения передач погнут | ||
Самопроизвольное выключение 4-й (прямой) передачи | Остальные передачи включаются уверенно | ||
Тугое движение рычага переключения передач | Наблюдается в основном на холодном двигателе | ||
Вибрация кузова при трогании с места | Повышенный люфт в трансмиссии | ||
Неуверенное включение передач | Плохая фиксация положения рукоятки переключения передач | ||
Стук под днищем автомобиля при трогании с места | Стук под днищем автомобиля при измен. направления движения на 180 о | ||
Вибрация автомобиля на определенной скорости движения | Колеса автомобиля отбалансированы | ||
Занос автомобиля при торможении задними колесами | Диск одного из колес выглядит «запотевшим» | ||
Шум со стороны заднего моста при движен. автомобиля | Шум исчезает при движении накатом | ||
При резком наборе скорости обороты ДВС не соответствуют скорости движения | Отсутствует свободный ход педали сцепления | ||
Шум со стороны заднего моста при разгоне автомобиля | Редуктор заднего моста полностью заправлен маслом | ||
Шум со стороны заднего моста при движении накатом (по инерции) | Шум снижается при равномерном движении автомобиля | ||
Шум со стороны заднего моста на повороте | Шум исчезает при прямолинейном движении | ||
Шум со стороны заднего моста при любом режиме движения | Люфт трансмиссии в пределах нормы | ||
Повышенный шум при выключении сцепления | Переключение передач не затруднено | ||
Повышенный шум при включении сцепления | Переключение передач происходит нормально | ||
Автомобиль при трогании с места движется рывками | Переключение передач происходит нормально | ||
Сцепление «ведет», т.е. происходит нечеткое выключение сцепления | Движение автомобиля происходит нормально на всех передачах |
Оформление работы
5.1. Создайте текстовый файл и сохраните его под названием «ТЭСА_Группа_фамилия_П5» (например: «ТЭСА_СА-445_Иванов_П5».
5.2. Напишите в первой строчке созданного вами документа номер группы и вашу фамилию с инициалами, а через запятую – индекс занятия – П5. После этого строчкой ниже напишите название занятия «Диагностика трансмиссии автомобиля».
5.3. Скопируйте из методических указаний «шапку» и нужную вам строчку из табл. 5.
5.4. Ознакомьтесь с содержанием электронного конспекта лекций. После этого кратко заполните графу 5 скопированной вами части таблицы.
СА-445, Иванов И.И., П5.
№ студента по списку группы | Признаки, замеченные водителем | Признаки, отмеченные механиком СТОА | Возможные неисправности и методы их устранения |
Вибрация кузова, увеличивающаяся с увеличением скорости автомобиля | Карданный вал не деформирован | 1. Неотбалансировано одно из колес или несколько колес (отбалансировать). 2. Ослаблены крепления карданной передачи (проверить и подтянуть) |
Далее нужно более подробно описать возникшие неисправности и методы их устранения аналогично тому, как это показано в описании к занятию 4.
5.5. После подробного описания возможных неисправностей и методов их устранения необходимо уметь ответить на следующие вопросы:
1. Назовите основные неисправности сцепления. К чему они могут привести и как диагностируются?
2. Назовите основные неисправности коробки передач и раздаточной коробки. Как они диагностируются?
3. Назовите основные неисправности карданной и главной передачи, дифференциала и полуосей. Как они проявляются?
4. Перечислите процедуры технического обслуживания агрегатов трансмиссии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (СРС)
Целью СРС является привитие студенту умения самостоятельно работать с литературой в рамках рассматриваемого предмета, в данном случае – изучение технической эксплуатации силовых агрегатов и трансмиссий.
СРС выполняется в виде реферата на заданную тему, которая указана в табл. ДЗ1.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Для выполнения задания студент должен самостоятельно подобрать литературу по заданному вопросу и составить реферат в виде пояснительной записки объемом от 6 до 12 страниц компьютерного текста и рисунков в электронном виде в редакторе Microsoft Word.
Параметры текста – Times New Roman высотой 14 пикселей, межстрочный интервал – одинарный, формат страницы – А4; левое, нижнее и верхнее поле – 20 мм, правое поле – 10 мм, нумерация страниц – вверху по центру с номером на первой странице, отступ первой строчки абзаца – 1 см.
Рисунки – простейшие, выполненные средствами Microsoft Word или Word Pad, либо скопированные или отсканированные из другого источника Каждый рисунок нумеруется и сопровождается подрисуночной надписью, ссылка на него дается в тексте до появления в нем рисунка. Подрисуночная надпись располагается внизу.
Оформление первого листа пояснительной записки к домашнему заданию
В первой строчке первого листа пояснительной записки ее автор указывает название учебного заведения (Омский государственный технический университет).
В второй строчке указывается фамилия, инициалы студента и номер его группы.
Далее через одну строчку пишется «Домашнее задание по дисциплине «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий».
В следующей строчке пишется номер варианта и название темы.
Со следующей страницы начинается текст пояснительной записки.
При написании текста желательно разбивать его на разделы, а разделы именовать.
Темы самостоятельной работы студента
№ студента по списку группы | Тема реферата |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт кривошипно-шатунной группы ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт газораспределительного механизма и клапанов ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы смазки ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы охлаждения ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт водяного насоса системы охлаждения ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы питания дизельного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт топливного насоса высокого давления дизельного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт форсунок дизельного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт механической КПП без механизма включения | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт механизма включения механической КПП автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт однодискового сцепления автомобиля без механизма включения | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт механизма включения сцепления автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт карданной передачи автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт главной передачи автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт раздаточной коробки автомобиля |
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Диагностика трансмиссии автомобиля
Обращайтесь – мы имеем большой опыт работы с автомобилями любых типов и марок, поэтому прекрасно понимаем все нюансы и особенности конструкции этого узла. Компания всегда стремится сделать услуги доступными для клиентов, поэтому цена диагностики трансмиссии авто непременно порадует владельцев.
СТОИМОСТЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЯ | |
---|---|
ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЯ | от 1000 руб. |
В рамках работ по ремонту МКПП мастера производят следующие операции
- Разборка
- Дефектовка
- Замена изношенных элементов
- Сборка
- Замена рабочих жидкостей
Трансмиссия – это именно тот узел автомобиля, который выдерживает наиболее серьёзные механические нагрузки. Здесь всё должно работать практически идеально, так как любые мелкие нарушения непременно сообщают об определённых проблемах в работе системы, что достаточно быстро может привести к серьёзной поломке всего блока прямо посреди трассы. Наша недорогая диагностика трансмиссии в Москве способна вовремя выявить причины неполадок, что поможет вовремя устранить их.
Разбираться с последствиями запущенных технических проблем всегда выходит намного дороже и дольше, чем вовремя прибегнуть к превентивным мерам. В ряде случаев полный квалифицированный ремонт после поломки может стать по-настоящему серьёзным ударом по личному бюджету. С другой стороны диагностика трансмиссии автомобиля у нас доступна в любое удобное время и по приемлемой цене.
Как мы производим диагностику неисправностей трансмиссии
Не стоит откладывать на потом, в особенности, если вы уже заметили в работе этого узла пусть и совсем небольшие отклонения от нормы. Не стоит к ним привыкать, так как в любой момент нарушения могут стать критическими и привести к выходу из строя целого ряда дорогостоящих деталей. Сделать диагностику трансмиссии у нас просто, и это не займёт много времени.
Современное оборудование, которое мы используем для сбора информации и анализа позволит оперативно получить полный набор исходной информации с автоматических систем контроля и сигнализации автомобиля. Характерные особенности работы этого узла, проверенные на практике, и осмотр квалифицированными специалистами позволят окончательно прояснить ситуацию и разработать ряд рекомендаций ремонту. Кроме того, неисправность трансмиссии может быть быстро и эффективно устранена прямо на нашем сервисе.
Процедура диагностики трансмиссии
В основе успешности любой ремонтной и обслуживающей деятельности лежит качественный анализ и осмотр. Обеспечить соответствующий подход можно, только обладая полным набором профильного оборудования. Диагностика трансмиссии нацелена на выявление различных отклонений и нарушений среди обширного набора систем. Наиболее быстро и эффективно её можно осуществить, произведя несколько этапов тестирования автомобиля в различных режимах движения. Данная методика универсальная, поскольку использует общие для всех автомобилей принципы функционирования отдельных узлов.
Как производится диагностика трансмиссии на иномарках и отечественных авто?
Под трансмиссией в отечественных автомобилях понимаются механизмы сцепления, коробка передач, а также карданная передача и задний мост. Диагностика трансмиссии автомобиля отечественных производителей лежит в тестировании работоспособности систем, а также по производимым нехарактерным шумам. Наличие стуков говорит о неплотном прилегании деталей, образовавшемуся люфту или повышенному износу компонентов. Причины могут варьироваться – от истирания отдельных изолирующих компонентов до деформации основных деталей. Время и стоимость ремонта, соответственно, тоже могут различаться. Для выявления неисправности производится тщательный визуальный осмотр, а также тестирование автомобиля на трассе или при помощи специализированного стенда. Имеющееся в распоряжении оборудование позволяет получить в кратчайшие сроки полную информацию касательно актуальных характеристик автомобиля. В работе с современными иномарками большую помощь оказывает возможность непосредственного считывания данных с датчиков в различных узлах. Одной из наиболее сложных и трудоёмких процедур является демонтаж вскрытие и дефектовка компонентов механических и автоматических коробок передач.
Диагностика технического состояния элементов трансмиссии
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН
Technical diagnostics. Diagnosis of motor vehicles, tractors,
agricultural, construction and road machinery. Basic principles.
МКС 19.100
43.180
Дата введения 1983-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. N 5440 дата введения установлена 01.01.1983 г.*
_______________
* Внедрение стандарта должно осуществляться в соответствии с планом мероприятий согласно приложению 1.
Настоящий стандарт распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины, монтируемые на их базе, самоходные сельскохозяйственные машины, многоосные шасси и силовые агрегаты к ним (далее — машины) и устанавливает основные положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь разрабатываемых и модернизируемых машин, организации диагностирования машин в эксплуатации и ремонте, а также общие требования к документам на диагностирование.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Техническое диагностирование проводится:
при вводе машин в эксплуатацию;
при техническом обслуживании (ТО);
при текущем (капитальном) ремонте машины.
1.2. Устанавливают следующие задачи диагностирования:
проверка исправности и работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования;
поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность машины;
сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период.
1.3. Ответственным за обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация)-разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации — предприятия — потребители машин, при ремонте — ремонтные предприятия.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ
2.1. Порядок разработки системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 27518-87 и заносят в "Техническое задание" в подраздел "Условия эксплуатации (использования), требования к эксплуатации и ремонту" или в "Дополнительные требования" по ГОСТ 15.001-88*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.
2.2. Для каждой машины на стадии разработки устанавливают:
вид, периодичность и объем диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации;
правила и последовательность диагностирования;
номенклатуру диагностических параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов;
номинальные, допускаемые, предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости значений параметров от наработки машины;
требования к точности измерения параметров;
номенклатуру средств диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении диагностирования;
требования к контролепригодности машины по ГОСТ 26656-85 и ГОСТ 24925-81;
требования по технике безопасности труда при диагностировании.
2.3. Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п.2.2, указывают: в "Технических условиях", "Инструкции по эксплуатации" или "Инструкции по техническому обслуживанию" по ГОСТ 2.601-95 — для автомобилей и машин, монтируемых на их базе; в "Технических условиях", "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" по ГОСТ 27388-87 — для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.
3. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ
3.1. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п.2.3.
3.2. Результаты каждого диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты.
3.3. По результатам диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения текущего (капитального) ремонта.
3.4. Объем работ, подлежащих выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на основе диагностирования.
3.5. Ремонтное предприятие организует и проводит диагностирование машин: поступивших в ремонт с целью определения объемов работ при капитальном ремонте; прошедших капитальный ремонт с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления послеремонтного ресурса.
3.6. Значения диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта, заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом отдела технического контроля ремонтной организации.
4. ДОКУМЕНТЫ НА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
4.1. Основным документом по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машины являются: "Инструкция по эксплуатации" или "Инструкция по техническому обслуживанию" — для автомобилей и машин, монтируемых на их базе, "Техническое описание и инструкция по эксплуатации" — для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.
4.2. Министерство (ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с требованиями документа, указанного в п.4.1, организует разработку:
раздела карты типового технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту;
комплекта учетно-отчетных документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об эффективности проведения работ по диагностированию.
4.3. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии с требованиями документов, указанных в п.4.1 или в разделе карты по организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту.
4.4. Диагностическая карта (см. приложение 2) служит для регистрации результатов диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения о необходимых работах при ТО и ремонте машины.
Диагностическая карта является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях проведения диагностирования.
4.5. Накопительная карта предназначена для накопления информации об изменениях диагностических параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах межконтрольного периода.
4.6. Накопительная карта (см. приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную карту передают вместе с машиной.
4.7. По требованию предприятия (организации)-разработчика предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты накопительных карт.
Данные накопительной карты могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и ее составных частей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПЛАН
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГОСТ 25044-81
Организация, ответственная за выполнение
Составление заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандарта
Министерства отраслей народного хозяйства
В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта
Представление заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного обеспечения
В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта
Составление и согласование с Госстандартом плана внедрения стандарта
В течение двух месяцев с момента регистрации стандарта
Обеспечение предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования
По плану министерств
Обеспечение предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом
Внедрение стандарта в отрасли народного хозяйства
По плану министерств, согласованному с Госстандартом
Разработка форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на ЭВМ:
для автомобилей и монтируемых на их базе машин;
для тракторов и монтируемых на их базе машин;
для строительных и дорожных машин
Госкомсельхозтехника СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Оборотная сторона диагностической карты
Наименование диагностического параметра
Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, . °
Начальный угол опережения зажигания, . °
Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, . °
Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, . °
Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В
Вторичное электрическое напряжение, кВ
Давление топлива после насоса, кПа
Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с
Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:
на холостом ходу
при большой частоте вращения
Суммарный угловой люфт коробки передач, . °:
на второй передаче
на прямой передаче
Удельный расход топлива, кг/с:
на холостом ходу
при скорости 100 км/ч
Суммарный угловой люфт карданной передачи, . °
Биение карданного вала, мм
Суммарный угловой люфт главной передачи, . °
Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м
Диагностирование технического состояния автомобиля
Диагностирование технического состояния автомобиля представляет собой комплекс работ, операций по определению с установленной точностью технического состояния — параметров эксплуатационных характеристик автомобиля, его агрегатов, систем и узлов. Диагностирование является одним из элементов процесса технического обслуживания и ремонта. Проводят диагностирование без разборки объекта диагностирования с помощью специального оборудования на специализированных постах.
В настоящее время в соответствии с действующей системой технического обслуживания и технического ремонта диагностирование подразделяют на два основных вида: общее Д—1 и углубленное, поэлементное Д—2.
Диагностирование с помощью контрольно-диагностических средств дает возможность определить диагностические параметры, по которым судят о структурных параметрах, отражающих техническое состояние диагностирующего механизма.
При общем диагностировании происходят оценка технического состояния автомобиля в целом и отдельных его агрегатов и узлов без разборки, выявление неисправностей, для устранения которых необходимы ремонтные или регулировочные работы, а также оценивается пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации с соблюдением безопасности дорожного движения.
При углубленном диагностировании выявляют неисправности, прогнозируют ресурс исправной работы, устанавливают объемы регулировочных и ремонтных работ, необходимых для поддержания автомобиля в исправном состоянии до очередного второго технического обслуживания.
Цель диагностирования при ремонте: выявление неисправностей, причин их возникновения, установление наиболее эффективного способа устранения — на месте, со снятием агрегата узла или детали, с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполненных работ.
Кроме того, диагностирование дает возможность повысить ресурс надежной работы автомобиля.
При диагностировании двигателя устанавливают следующее: наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме (клапанах, зубчатых колесах и др.), развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных ее элементов.
При диагностировании системы питания двигателя устанавливают следующее: подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъема, повышенные расход топлива и содержание СО в отработанных газах, состояние деталей цилиндропоршневой группы, системы газораспределения, прокладок головки цилиндров.
При диагностировании системы охлаждения двигателя определяют: подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъема, узлах (сборных единицах) системы (радиатор, водяной насос и др.), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой.
При диагностировании сцепления выявляют: пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления (педали, тяги и др.).
При диагностировании коробки передач уствнавливают: наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение передач под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъема деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач.
При диагностировании заднего моста определяют: наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъема деталей заднего моста; величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале.
При диагностировании карданного вала и промежуточной опоры необходимо измерить зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала.
При диагностировании рулевого управления выявляют: усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости.
При диагностировании рессор и элементов подвески устанавливают наличие поломок листов, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля.
При диагностировании кузова определяют наличие вмятин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла (в холодное время года), тяг управления жалюзи радиатора, состояние замков и петель капота, крышки багажника.
При диагностировании технического состояния автомобиля необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес автомобиля; эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колес, работу системы зажигания автомобиля, зазор между контактами прерывателя, установку и действие фар, направление светового потока; проверить состояние тормозного привода (тягу, шланги, трубопроводы и др.), радиатора, подвески двигателя, опорных резиновых подушек.
При сервисном обслуживании автомобилей на автотранспортных предприятиях, как правило, автомобили диагностируют с помощью специального оборудования — стендов.
Ремонт и техническое обслуживание автомобилей
Автомобилестроение относится к одним из наиболее интенсивно развивающихся отраслей современного промышленного производства. Очень сложно проследить за новинками в области технологий и технических решений, используемых конструкторами и инженерами при создании новых моделей автомобилей и автотранспортных средств.
Конструкция современного автомобиля содержит не только механическую составляющую, но и сложнейшие электронные, электрические, гидравлические и пневматические устройства, призванные сделать поездку на автомобиле комфортной, безопасной и высокопроизводительной.
Несмотря на высокую надежность современного автомобиля (в сравнении с автомобилями прошлого века), любая техника имеет тенденции к износу и снижению работоспособности из-за многих эксплуатационных факторов. А поскольку автомобиль является средством, представляющим определенную угрозу окружающему живому и даже неживому миру, его техническое состояние, обуславливающее безопасность и эффективность эксплуатации, должно быть предметом пристального внимания со стороны владельцев и структур, эксплуатирующих автотранспортные средства в коммерческих или производственно-технологических целях.
Определение текущего технического состояния автомобиля может осуществляться различными способами, называемыми техническим диагностированием или просто диагностикой.
Слово «диагностика» имеет греческие корни – «diagnostikos» означает «способный распознавать».
Изначально этот термин получил распространение в медицине, где диагностикой называли учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза, а диагностированием — процесс постановки диагноза.
В настоящее время этой науке и ее методам придается огромное значение, при этом не только в медицине, но и в других областях производственной деятельности человека, в т. ч. на автомобильном транспорте. Основные понятия и термины диагностики стандартизированы. При этом выделено понятие технической диагностики, термины которой охватываются межгосударственным стандартом ГОСТ 20911-89.
В соответствии с этим стандартом технической диагностикой называют область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов. Техническое диагностирование — определение технического состояния объектов (ГОСТ 20911-89, п.3, п.4).
Техническая диагностика является составной частью технического обслуживания. Основной задачей технического диагностирования является обеспечение безопасности, функциональной надёжности и эффективности работы технического объекта, а также сокращение затрат на его техническое обслуживание и уменьшение потерь от простоев в результате отказов и преждевременных выводов в ремонт. Все эти понятия и определения в полной мере относятся и к автомобильному транспорту.
Под диагностикой на автомобильном транспорте понимают процесс определения неисправностей автотранспортного средства или элемента его конструкции по внешним признакам, а также установление причин возникновения неисправностей.
Техническая диагностика автомобиля это совокупность целей и задач, связанных с поиском неисправностей механизмов и систем автомобиля, для их дельнейшего устранения.
При этом наиболее прогрессивные методы диагностирования подразумевают определение технического состояния автомобиля или отдельных его систем и механизмов без разборки или существенного демонтажа конструкции. Только в этом случае диагностирование дает существенный экономический эффект при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.
Простой пример – износ деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) можно определить после полной разборки двигателя и выполнения необходимых метрических замеров, а можно сделать определенные выводы об износе ЦПГ измерением давления в конце такта сжатия в каждом цилиндре. Конечно же, второй метод существенно дешевле, поскольку практически не требует какой-либо разборки двигателя, кроме демонтажа свечей зажигания или форсунок.
Правильно организованное техническое диагностирование обеспечивает значительную экономию средств на содержание автомобилей за счет сокращения их простоя во время обслуживания и ремонта, выполнения действительно необходимых регулировочных и ремонтных операций, сокращения расхода запасных частей, материалов и топлива.
Это достигается путем своевременного обнаружения и устранения неисправностей в системах и механизмах двигателя, а также в агрегатах и механизмах трансмиссии и ходовой части автомобиля без разборки и демонтажа.
Следует отметить, что на современных автомобилях иногда трудно зафиксировать сам факт наличия неисправности, поскольку высокая надежность конструкции автомобилей, особенно оснащенной электронными системами управления, привела к сокращению простых, легко выявляемых дефектов, и росту неисправностей, появление которых может быть обусловлено сложной цепью взаимодействия с другими элементами конструкции автомобиля.
С другой стороны, если неисправность даже и обнаружена, можно указать множество вероятных причин ее возникновения. Это значительно усложняет диагностику современных автомобилей и элементов их конструкции.
Диагностированием могут охватываться различные механизмы, устройства и системы автомобиля. Диагностирование механизмов и механических устройств позволяет определить его техническое состояние и остаточный ресурс, диагностирование электрических и электронных устройств тоже позволяет определить и состояние объекта, и возможность его дальнейшей безотказной работы.
Эффективное использование средств диагностирования на станциях обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятиях возможно лишь в результате правильного их применения и эксплуатации. Поэтому созданию диагностического оборудования, технологического, технического и программного обеспечения к нему, а также методов прогнозирования текущего состояния и остаточного ресурса автомобиля в последнее время уделяется особое внимание.
Диагностика автомобиля должна проводиться квалифицированными специалистами, которые имеют в своем распоряжении современное диагностическое оборудование, позволяющее точно определить техническое состояние механизмов, систем и агрегатов автомобиля.
На автотранспортных (АТП, ПАТП и др.) и авторемонтных предприятиях (СТОА, АРЗ) для проведения работ по диагностированию автомобиля создаются специальные участки диагностики с необходимой технологической оснасткой, оборудованием и инструментом.
В настоящее время широко применяется компьютерная диагностика автомобилей с использованием специального оборудования и приборов для проверки электронных систем автомобиля на наличие ошибок и неисправностей, что позволяет быстро и точно дать оценку техническому состоянию не только электроники автомобиля, но и агрегатов, узлов, механизмов, систем и т. п.
Процесс диагностирования включает тестирование всех основных параметров и характеристик систем, влияющих на работу автомобиля (блок управления двигателя и датчики, автоматическая трансмиссия, пневматическая подвеска, система АБС, система безопасности и т. п.).
Диагностика каждого агрегата, механизма и системы автомобиля состоит из нескольких этапов.
Так, например, диагностирование двигателя включает:
- проверку системы управления двигателем;
- диагностирование системы питания двигателя;
- проверку наполняемости цилиндров, давления в цилиндрах. анализ частоты вращения коленчатого вала и т. п.
После выполнения диагностики формируется отчет, в котором специалист-диагност фиксирует все обнаруженные ошибки и неисправности, а также возможные способы их устранения, после чего ремонтно-обслуживающему персоналу остается только принять решение о выборе наиболее оптимального метода устранения недостатков.
Дальнейшее развитие технической диагностики имеет тенденцию к непосредственному внедрению в конструкцию автомобиля элементов диагностирования, которые могут достаточно полно описывать техническое состояние автомобиля и его составных элементов. Такие средства диагностики (встроенная диагностика) позволяют не только специалисту, но и водителю оценить текущее техническое состояние автомобиля, его систем и механизмов, и принять решение о возможности и целесообразности дальнейшей эксплуатации автотранспортного средства.