Детали трансмиссии автомобиля это

Трансмиссия автомобиля

Совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Работа механической коробки передач. Конструкция раздаточной коробки. Главная передача автомобиля и дифференциал. Ведущие и ведомые шестерни.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.03.2011
Размер файла 1,2 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Трансмиссия автомобиля — совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Она предназначена для изменения величины крутящего момента, а также для изменения направления движения. Если мы имеем переднеприводный автомобиль, то крутящий момент от мотора к колесам передается на передние колеса, если заднеприводный — то на задние колеса. Также выпускаются автомашины с четырьмя ведущими колесами. Для определения числа ведущих колес существует «колесная формула», которая выглядит приблизительно так: «4х2». Первое число обозначает число всех колес, а второе — число ведущих. В данном примере, у нас имеется всего два ведущих колеса. Колесная формула 4х4 обозначает, что все колеса являются ведущими.

Трансмиссия автомобиля это очень сложный и технологичный механизм, куда входят еще множество таких же сложных механизмов. В её состав входят: коробка передач, ШРУС (шарниры равных угловых скоростей), сцепления, главная передача, дифференциал и карданный вал. Карданный вал используется в заднеприводной трансмиссии, из-за далекого расположения двигателя относительно ведущих колес. Также можно сказать и про шарниры равных угловых скоростей (в простонародье «гранаты»), которые применяются исключительно на переднеприводных автомобилях.

К современным трансмиссиям предъявляют весьма жесткие требования. Она должна быть по своей конструкции простой, но в тоже время передавать высокий крутящий момент и иметь большой КПД. При всем при этом, трансмиссия должна обладать малыми размерами и быть очень надежной, чтобы не подвести в неподходящий момент. И самое главное требования к трансмиссии автомобиля со стороны автолюбителей — это бесшумность работы.

Транмисия автомобиля состоит из:

2. КПП (коробка переключения передач) (с делителем)

3. Раздаточная коробка

4. Карданная передача

5. Главная передача и Дифференциал

Главной задачей сцепления является кратковременное отключение двигателя от коробки переключения передач, а также плавное соединение этих агрегатов при работающем двигателе. Сцепление предотвращает резкое изменение нагрузки, обеспечивает ровное трогание автомобиля с места, а также предохраняет детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, который создается вращающимися деталями мотора при резком замедлении вращения коленчатого вала.

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

Схема работы механической коробки передач. 1 — первичный вал; 2 — рычаг переключения передач; 3 — механизм переключения передач; 4 — вторичный вал; 5 — сливная пробка; 6 — промежуточный вал; 7 — картер коробки передач

Механическая коробка передач состоит из:

· первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями,

· дополнительного вала и шестерни заднего хода

· механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами

Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом (в некоторых моделях автомобилей применяется моторное масло).

Валы коробки передач вращаются в подшипниках, установленных в картере, и имеют наборы шестерен с различным числом зубьев.

Синхронизаторы необходимы для плавного, бесшумного и безударного включения передач, путем уравнивания угловых скоростей вращающихся шестерен.

Механизм переключения передач служит для смены передач в коробке и управляется водителем с помощью рычага из салона автомобиля. При этом замковое устройство не позволяет включаться одновременно двум передачам, а блокировочное устройство удерживает передачи от самопроизвольного выключения.

Как же происходит изменение величины крутящего момента (числа оборотов) на различных передачах? Давайте с этим разберемся на примере.

Раздаточная коробка является неотъемлемым атрибутом автомобиля, оборудованного системой полного привода. Раздаточная коробка имеет следующее предназначение:

1. распределяет крутящий момент по осям автомобиля;

2. увеличивает крутящий момент при движении по плохим дорогам и бездорожью.

Конструкция раздаточной коробки различается в зависимости от вида системы полного привода.

С помощью карданной передачи на заднеприводных автомобилях осуществляется передача крутящего момента от вторичного вала КПП к главной передаче под изменяющимся углом.

Иначе говоря, карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между агрегатами, оси валов которых не совпадают и могут изменять свое положение относительно друг друга при движении автомобиля.

Карданная передача состоит из следующих основных элементов (рис. 4.7):

· переднего и заднего валов;

· промежуточной опоры с подшипником;

· шарниров с вилками;

Механизм шарниров с вилками и крестовинами обеспечивает передачу крутящего момента под изменяющимся углом.

У заднеприводного легкового автомобиля задний мост с установленными колесами связывается с кузовом не жестко. С другой стороны, к кузову очень прочно и неподвижно крепятся двигатель, коробка переключения передач, а также передний вал карданной передачи.

Если дорога ухабистая, то при движении автомобиль периодически подпрыгивает на неровностях. При этом кузов машины относительно заднего моста перемещается по вертикали — то вверх, то вниз, в результате чего постоянно изменяется угол между передним валом карданной передачи и главной передачей, которая расположена в заднем мосту автомобиля.

Однако крутящий момент передается именно в «играющее» место, и этот процесс должен быть постоянным и равномерным. Само собой, задний вал карданной передачи не может и не должен быть жестким. Именно поэтому он имеет два шарнира, с помощью которых крутящий момент ровно и спокойно передается от КПП к главной передаче даже тогда, когда автомобиль прыгает на ухабах.

С помощью шлицевого соединения осуществляется компенсирование линейного перемещения карданной передачи относительно кузова машины при каждом изменении угла передачи крутящего момента.

Что касается эластичной муфты, то она компенсирует резкую и неаккуратную работу с педалью сцепления, поглощая проходящую по трансмиссии автомобиля ударную волну.

1 — удлинитель картера коробки передач; 2 — вторичный вал коробки передач; 3, 6 — грязеотражатели; 4, 5 — резиновые сальники; 7 — скользящая вилка; 8 — балансировочная пластина; 9 — трубчатый карданный вал; 10 — вилка простого кардана; 11 — вилка с фланцем; 12 — соединительный болт; 13 — фланец ведущей шестерни главной передачи; 14 — пружинная шайба; 15 — гайка; 16 — картер главной передачи; 17 — предохранительный клапан крестовины кардана

Главная передача и Дифференциал

Главная передача автомобиля предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его на полуоси колес под углом 900

Схема работы главной передачи автомобиля 1 — фланец; 2 — вал ведущей шестерни; 3 — ведущая шестерня; 4 — ведомая шестерня; 5 — ведущие (задние) колеса; 6 — полуоси; 7 — картер главной передачи

двигатель автомобиль передача дифференциал

Главная передача состоит из:

Крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление, коробку передач и карданную передачу передается на пару косозубых шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении.

На рисунке оба колеса будут вращаться с одинаковой угловой скоростью. Но ведь в этом случае поворот автомобиля невозможен, так как колеса должны пройти неодинаковое расстояние при этом маневре!

Если взять игрушечную машинку, у которой задние колеса связаны между собой жесткой осью, и немного покатать ее по полу, то паркет в вашем доме может заметно пострадать. При каждом повороте автомобильчика, одно из его колес обязательно будет проскальзывать, и оставлять за собой черный след.

Давайте посмотрим на следы, оставленные на повороте мокрыми колесами любого реального автомобиля. Рассматривая эти следы заинтересованно, можно увидеть, что внешнее от центра поворота колесо проходит путь значительно больший, чем внутреннее.

Если бы каждому колесу передавалось одинаковое количество оборотов, то поворот автомобиля, без черных следов на «паркете», был бы невозможен. Следовательно, настоящий автомобиль, в отличие от игрушечного, имеет некий механизм, позволяющий ему делать повороты без «черчения» резиной колес по асфальту. И этот механизм называется — дифференциалом.

Дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между полуосями ведущих колес при повороте автомобиля и при движении по неровностям дороги. Дифференциал позволяет колесам вращаться с разной угловой скоростью и проходить неодинаковый путь без проскальзывания относительно покрытия дороги.

Иными словами 100% крутящего момента, который приходит на дифференциал, могут распределяться между ведущими колесами как 50 х 50, так и в другой пропорции (например, 60 х 40). К сожалению, пропорция может быть и 100 х 0. Это означает, что одно из колес стоит на месте (в яме), а другое в это время буксует (по сырой земле, глине, снегу).

Что поделаешь! Ничто не бывает абсолютно правильным и идеальным, зато данная конструкция позволяет автомобилю поворачивать без заноса, а водителю не менять каждый день напрочь изношенные шины.

Главная передача с дифференциалом 1 — полуоси; 2 — ведомая шестерня; 3 — ведущая шестерня; 4 — шестерни полуосей; 5 — шестерни-сателлиты

Конструктивно дифференциал выполнен в одном узле вместе с главной передачей (рис. 38) и состоит из:

· двух шестерен полуосей,

· двух шестерен сателлитов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Назначение, устройство и работа коробки передач. Изменение крутящего момента по величине и направлению и длительное отсоединение двигателя от трансмиссии. Неисправности, своевременный ремонт и техническое обслуживание коробки передач автомобиля.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 26.05.2012

Определение трансмиссии автомобиля как совокупности агрегатов и механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и изменения его по величине и направлению. Общие сведения и классификация однодисковых сцеплений.

реферат [559,6 K], добавлен 28.10.2011

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Определение передаточных чисел главной передачи и коробки передач. Оценка приемистости автомобиля. Разработка кинематической схемы трансмиссии. Определение модуля шестерен коробки передач.

курсовая работа [303,8 K], добавлен 13.06.2014

Технические характеристики Kia Cerato 1,6. Ускорение, время и путь разгона. Тормозная динамика автомобиля, его проходимость и управляемость. Проверочный расчет раздаточной коробки. Влияние крутящего момента двигателя на величину прогиба выходного вала.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 05.11.2013

Использование раздаточной коробки передач для увеличения тяговой силы на ведущих колесах и повышения проходимости автомобиля. Создание чертёжа раздаточной коробки, выполненного в программе компас 3D. Описание механизма переключения и привода управления.

курсовая работа [826,8 K], добавлен 11.04.2012

Трансмиссия (силовая передача автомобиля). Назначение двойной главной передачи, увеличение крутящего момента. Устройства и работа двойной главной передачи среднего и заднего ведущего моста автомобиля КамАЗ-5320. Основные регулировки главной передачи.

Читайте также  Горит значок трансмиссии что значит

дипломная работа [1,3 M], добавлен 09.01.2009

Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Двигатель и шасси грузового автомобиля. Передние и задние оси автомобиля. Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Рулевое управление и тормозные системы. Компоновка колесного трактора.

Из чего состоит трансмиссия автомобиля

Трансмиссия автомобиля выполняет сразу множество задач. Основная из них — поддерживать крутящий момент между двигателем и ведущей осью таким образом, чтобы соотношение разгонных характеристик и расхода топлива всегда оставалось оптимальным. Эта статья дает исчерпывающий ответ на вопрос: что входит в состав коробки передач современного автомобиля, и как элементы КПП взаимодействуют между собой.

Первичный вал

Вал, как и любой другой узел и составляющая КПП, выполнен из усиленного металла. Для чего? Это позволило инженерам добиться того, что у трансмиссии срок службы увеличился буквально в несколько раз, а у автовладельцев отпала необходимость заниматься постоянным ремонтом своего автомобиля и часто пользоваться услугами сервисов.

Замена коробки передач на Toyota

Первичный вал трансмиссии имеет сложную геометрическую форму, поскольку очень важен для эффективного переключения скоростей на коробке передач. Он представляет собой стержень большой толщины, на который наварены шестерни различного размера и диаметра. Стержень вращается за счет коленчатого вала двигателя, связанного с выжимным диском сцепления.

Как только диски сцепления соединяются друг с другом, первичный вал коробки передач приводится во вращение. При этом частота вращения с точностью совпадает с той, которой обладает маховик двигателя и оба вала, вращающиеся в нем.

Другими словами, задача первичного вала — перенимать крутящий момент, передаваемый двигателем, и сообщать его коробке. За счет этого момента и осуществляется работа всех узлов и их постоянное взаимодействие.

Промежуточный вал

Еще один узел, из которого состоит трансмиссия автомобиля, — это ее промежуточный вал. Основная его задача — взаимодействовать с первичным таким образом, чтобы крутящий момент двигателя передавался колесам в нужной пропорции и осуществлял их постоянное вращение с нужной скоростью.

Как выглядит промежуточный вал коробки передач и что он собой представляет? Все достаточно просто: по своей форме он практически идентичен первичному валу трансмиссии, который, как известно, соединяется с выжимным диском сцепления и перенимает его вращение на себя.

Тем не менее у промежуточного, или вторичного, вала автомобиля есть несколько отличий, которые позволят мгновенно отличить его от какой-либо другой детали. К примеру, набор шестерен здесь окажется несколько иным. В первичном ближе к соединению с диском сцепления находятся шестерни меньшего размера, тогда как во вторичном происходит их постепенное уменьшение в диаметре.

С чем соединяется вторичный вал, и почему он называется промежуточным? Весь секрет названия кроется в следующем: именно эта деталь в коробке передач занимается тем, что соединяет первичный вал с карданным и находится посередине этой цепочки. Именно поэтому на промежуточном валу находится соединение, которое надежно синхронизирует вращение кардана, соединенного с редуктором ведущей оси и осуществляющего его работу.

Синхронизаторы

Синхронизаторы на трансмиссию автомобиля устанавливались не всегда. Однако их появление в современных конструкциях позволило избавиться от неудобств, которые преследовали водителей автомобилей старых моделей.

Что же это за неудобства? Дело в том, что синхронизаторы отвечают за стабилизацию вращения первичного и промежуточного валов, усредняя их скорость и частоту. Без этого переключать передачи пришлось бы с двойным выжимом сцепления, взаимодействуя с педалью при переводе рычага в нейтральное положение и при переходе из нейтрали на новую скорость.

Синхронизаторы трансмиссии имеют достаточно сложное строение, и их принцип работы основывается на движении системы пружин и сухарей, которые за счет изменения силы нажима могут по-разному воздействовать на приводы валов и подтормаживать их с различной эффективностью. Структура КПП такова, что применение синхронизаторов не только прибавило удобства водителю: помимо прочего, их применение увеличило срок службы коробки передач и значительно снизило степень износа трансмиссии в целом.

Коробка передач BMW

Резюме

Современные коробки передач имеют достаточно сложное устройство и большое число функционирующих элементов. Тем не менее основной принцип работы все время остается неизменным, поэтому получить знания о том, как работает КПП, может даже новичок, который не имел дело с ремонтом и обслуживанием автомобиля. Кроме того, это позволит производить диагностику и простой ремонт КПП самостоятельно, что значительно сократит затраты на обслуживание и услуги сервиса.

18 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и агрегатов трансмиссии автомобилей

На сцепление, карданную передачу, коробку передач, раздаточную коробку, главную передачу и бортовые редукторы приходится 10—15 % отказов и до 40 % материальных и трудовых затрат на технические воздействия от их общего объема по грузовым автомобилям. На устранение отказов гидромеханической передачи, являющейся наиболее сложным и дорогим агрегатом, приходится порядка 20 % материальных и трудовых затрат по автобусам.

При своевременном смазывании агрегатов силовой передачи изменение технического состояния ведущего моста, карданной передачи, раздаточной коробки и коробки перемены передач главным образом зависит от дорожных условий и характера вождения автомобиля (в первую очередь квалификации водителя). На изменение технического состояния механизма сцепления основное влияние оказывают дорожные условия, нагрузочный режим, квалификация водителя и качество регулировок.

Если ухудшаются дорожные условия, то увеличивается число включений сцепления, тормозов и передач, усложняется работа подвески (рессор, амортизаторов) и колес. При возрастании напряжений в рессорах грузовых автомобилей (в результате неровностей дороги) в 2 раза срок службы их по количеству циклов уменьшился в 5—6 раз, а при изменении прогиба от нуля до максимума срок их службы сокращается в сотни раз. Кроме вертикальной нагрузки листовые рессоры подвергаются действию боковой и скручивающей нагрузок, воспринимаемых ушками и первыми листами рессор. Если автомобиль движется с поперечными колебаниями кузова (езда по колее разной глубины, пахоте и т. п.), а также при резких поворотах автомобиля боковые и скручивающие нагрузки в рессорах достигают большой величины.

При движении автомобиля ЗИЛ с полной нагрузкой по ровной дороге с асфальтовым покрытием число колебаний с прогибом рессоры, превышающим 25 мм, для передней подвески составляет 500—900 на 100 км пути, а для задней — 120 — 500. В тяжелых дорожных условиях эти цифры составляют соответственно 7 — 9 и 1,8—2 тыс., т. е. больше, чем на асфальте, в 10—15 раз — для передней подвески и в 1,5 — 4 раза — для задней подвески.

Нагрузка на карданную передачу при движении на первой передаче может превышать максимальный крутящий момент двигателя более чем в 3 раза, на задней передаче в 4, а при резком торможении в 6 —8 раз. Эти нагрузки воспринимает и сцепление, которое является своеобразным амортизатором и за счет пробуксовки дисков поглощает часть энергии, изнашиваясь при этом. Такое увеличение крутящего момента может вызвать высокое контактное давление на поверхностях деталей и разрушение шестерен, коробок передач и главных передач, крестовин и подшипников карданного вала, полуосей, шпилек фланцев полуосей и других деталей силовой передачи.

На неровных дорогах больших величин достигают динамические нагрузки в балках мостов и раме. Если при движении по асфальту эти нагрузки увеличиваются в 1,7 раза против статических, то по неровной грунтовой — в 4,2 раза. Нагруженность подшипников колес на неровных дорогах выше, чем на асфальте, в 4 —5 раз.

От качества вождения в значительной степени зависят и величины динамических нагрузок в деталях силовой передачи и ходовой части. Иногда автомобили одной и той же марки, работающие в одном хозяйстве при одинаковых условиях эксплуатации, техническом обслуживании и хранении, имеют разные межремонтные пробеги.

2.6.2. Характерные неисправности агрегатов и механизмов силовой передачи и их диагностика

Диагностирование агрегатов и механизмов трансмиссии осуществляют на основе: сведений водителя о самопроизвольном выключении передач или трудностях их включения, шумах и перегревах агрегатов, наблюдаемых в..процессе работы на линии; результатов внешнего осмотра (отсутствие подтеканий, деформации и др.); данных о суммарных люфтах, а также легкости переключения передач, повышенных шумах и вибрациях отдельных агрегатов при испытаниях автомобиля на беговых барабанах участка диагностирования.

Характерными неисправностями сцепления являются: пробуксовка под нагрузкой (из-за отсутствия свободного хода, износа или замасливания функциональных накладок и ослабления пружин); неполное выключение (из-за увеличенного сво- 1 бедного хода, перекоса рычажков, заклинивания или коробления диска); резкое включение (вследствие заедания подшипника выключения, поломки демпферных пружин, износа шлицевого соединения); нагрев, стуки и шумы (из-за разрушения подшипника выключения, ослабления заклепок накладок диска).

Неисправности механизма сцепления вызывают его пробуксовку, неполное выключение, резкое включение. Эти неисправности затрудняют включение передач и могут быть причиной дорожно-транспортных происшествий. Внешним признаком неисправности сцепления является величина свободного хода педали привода, которая определяется зазором между выжимными рычажками и выжимным подшипником и в процессе эксплуатации уменьшается. Уменьшение свободного хода педали привода сцепления происходит в результате износа рабочих дисков и отхода нижних концов отжимных рычажков в сторону выжимного подшипника. Если рычажки упрутся в подшипник, диски не будут прижаты, и сцепление будет пробуксовывать. Начальный свободный ход педали привода сцепления устанавливается 30—40 мм, а предельная величина 10—15 мм.

Опасна не только пробуксовка, но и неполное выключение сцепления («сцепление ведет»). Обе эти неисправности не гарантируют безопасную работу автомобиля. Диагностирование технического состояния сцепления проводят как по ходу автомобиля, так и на стендах с применением приборов.

Состояние механизма сцепления контролируют по свободному ходу педали и полноте включения сцепления, определяемой легкостью включения передач.

Гидравлическая система механизма управления сцеплением состоит из главного цилиндра 16 (см. рис. 126), исполнительного цилиндра с пневматическим усилите­лем 10, гибкого шланга 8 и трубопровода.

-отвернуть пробку главного цилиндра, вынуть отражатель пробки, заполнить систему через сетчатый фильтр рабочей жидкостью до уровня 15-20 мм от верхнего края бачка;

-снять с клапана выпуска воздуха 7 резиновый колпачок и надеть шланг для прокачки гидравлического привода на головку клапана. Свободный конец шланга опустить в прозрачный сосуд с тормозной жидкостью вместимостью 0,5 л на 1/4

отвернув на 1/2-1 оборот клапан 7, нажимать на педаль сцепления до упора в нижний ограничитель хода педали с интервалами между нажатиями 1/2-1 с до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд.

В процессе прокачки системы следить затем, чтобы уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра не опускался ниже 35 мм от края (следует периодически доливать жидкость).

Завернуть плотно клапан выпуска воздуха при нажатой до упора педали сцепления. Снять с головки клапана шланг и надеть резиновый колпачок. По окончании прокачки системы долить свежую тормозную жидкость в бачок 17 главного цилиндра до уровня 15-20 мм от верхнего края бачка, установить отражатель пробки и плотно завернуть пробку бачка.

Читайте также  Гидростатическая трансмиссия садового трактора

Характерными неисправностями механической коробки передач, раздаточной коробки, главной передачи и бортовых редукторов являются: самовыключение передачи (из-за разрегулировки привода, износа подшипников, зубьев, шлицов, валов, фиксаторов); шумы при переключении (из-за неполного выключения сцепления или неисправностей синхронизатора); повышенные вибрации, шум, нагрев, люфт из-за износа или поломки зубьев шестерен, износа подшипников и их посадочных мест, ослабления креплений и разрегулировки зацепления зубчатых пар;| подтекание смазки из-за износа сальников и повреждений уплотняющих прокладок.

Характерными неисправностями гидромеханической коробки передач (ГМП) являются: не включение како-й-либо передачи при движении автомобиля из-за выхода из строя электромагнитов, заклинивания главного золотника, отказа в работе гидравлических клапанов, разрегулировки системы автоматического управления переключения передач; рывки при переключении передач как следствие разрегулировки переключателя золотников периферийных клапанов или ослабления крепления центробежного регулятора и тормоза главного золотника; несоответствие моментов переключения передач по скорости движения и степени открытия дроссельной заслонки карбюратора вследствие разрегулировки системы автоматического переключения передач или неисправностей силового и центробежного регуляторов (погнутость, заедание тяг и рычагов, ослабление креплений) пониженное давление масла в главной магистрали из-за износа деталей масляных насосов или чрезмерных внутренних утечек масла в передаче; повышенная температура масла на сливе из гидротрансформатора вследствие коробления или повышенного износа дисков фрикционов.

Для диагностирования коробок передач и главной передачи основное распространение получил метод, основанный на измерении суммарных люфтов при помощи специализированных. люфтомеров-динамометров для задания необходимого момента (20—25 Н-м). При этом зев динамометрического ключа прибора накладывают на крестовину карданного вала, указатель закрепляют зажимом на шейке отражателя ведущего вала главной передачи, а шкалу на фланце заднего моста. Таким образом производится последовательное измерение люфтов главной передачи (с бортовыми редукторами) и коробки передач с карданным валом (для грузовых автомобилей последний измеряется отдельно). У новых обкатанных автомобилей люфт на различных передачах 2,5 — 6° (наименьший — на первой передаче, наибольший — на прямой). Предельные значения люфта — от 5 до 15°.

Люфт главной передачи грузовых автомобилей не должен превышать 60°, коробки передач 15° и карданного вала 6°. Описанный метод должен сочетаться с прослушиванием характерных шумов агрегатов трансмиссии при имитации скоростного режима работы автомобиля на ненагруженных беговых барабанах. При этом выявляются вибрации карданного вала, места повышенного нагрева, проверяется легкость переключения передач. Диагностирование гидромеханических передач возможно на основе тестовых испытаний автобуса на динамометрическом стенде с заданием необходимых скоростных и нагрузочных режимов — разгона, торможения, установившегося движения на каждой передаче. Перспективным является создание специализированных динамометрических стендов с автоматической программой испытаний.

Эксплуатация автомобиля недопустима, если карданный вал сильно вибрирует или имеет повреждения. Суммарный угловой люфт карданной передачи не должен превышать 2°, а биение карданного вала — 1 — 1,2 мм.

В ведущем мосту автомобиля возрастает зазор в зацеплении шестерен, шлицевых соединений, подшипниках. В первую очередь изменяется зазор в зацеплении шестерен главной передачи. У новых автомобилей он достигает 5 — 8°, у автомобилей, требующих ремонта, 65 — 70°.

Подшипники и шестеренчатые механизмы заднего моста, работающие с определенными зазорами, подвержены ударным нагрузкам. Для диагностирования этих деталей применяют приборы, измеряющие угловой люфт, осевое перемещение ведущей шестерни и виброакустические сигналы.

Определение технического состояния зубчатых передач виброакустическими методами дает хорошие результаты : они позволяют без разборки и быстро контролировать изменение параметров главной передачи. Например, при увеличении зазора в подшипниках ведущей шестерни (который устанавливается с натягом) до величины 0,8—0,85 мм увеличиваются виброакустические сигналы в 2 раза, а трещина с надломом кромки подшипника увеличивает этот сигнал в 3 — 4 раза.

Техническое состояние агрегатов силовой передачи по люфтам определяется раздельно (по каждому агрегату) и по суммарному люфту, имеющему место в агрегатах силовой передачи от коробки передач до ведущего колеса. Этот суммарный люфт, измеряемый по ободу колеса, для новых автомобилей (номинальная величина) соста­вляет 18-25°, предельный-43-45°.

2.6.3. Средства контроля технического состояния агрегатов и механизмов трансмиссии

При замене фрикционных накладок возможны случаи коробления ведомого диска. Поэтому ведомый диск с но­выми переклепанными накладками следует проверить на отсутствие коробления. Способ проверки показан на рис.2-9. Допускается биение ведомого диска не более 1,0 мм, а неплоскостность не более 0,5 мм. Если биение превышает указанную величину, ведомый диск следует править спе­циальным захватом, как показано на рис.2-8.

Устройство для проверки сцепления автомобилей (рис. 59) служит для определения технического состояния и эффективности действия сцепления автомобиля, которое со­стоит из измерителя силы и указателя хода педали. Из­меритель силы включает манометр 1, датчик 12 с захватом для фиксации на педали сцепления и гибкий шланг 11.

Указатель хода педали состоит из свободного сидящего на оси корпуса 2 барабана 4, спиральной пружины

Планетарная передача автоматической коробки передач

Планетарная передача автоматической коробки передач

В основе самых распространенных на сегодняш­ний день автоматических коробок передач лежит планетарная передача. Она используется в работе классической гидродинамической коробки передач, так как посредством ее работы можно эффективно перераспределять как крутящий момент, так и передаточное число на валах коробки.

Преимущества таких коро­бок передач:

  • Круглая форма;
  • Высокие передаточные отношения;
  • Распределение момента и мощности между несколькими планетарными шестернями, а также разделение мощности между отдельны­ми планетарными рядами.

Это дает, среди прочего:

  • Снижение усилия на зубьях;
  • Более компактную конструкцию;
  • Уменьшение маховых масс;
  • Снижение уровня шума.

Недостатком, по сравнению с механически­ми коробками передач, является более высокая стоимость планетарной передачи.

Простая планетарная передача

Название «планетарная передача» связано с тем фактом, что водило (S) планетарной пере­дачи, соединенное с планетарными шестерня­ми (2), вращается внутри неподвижной корон­ной шестерни (3) вокруг солнечной шестерни (1), при этом расположенные между ними пла­нетарные шестерни вращаются вокруг соб­ственной оси (рис. 14 «Планетарная передача«). Такая схема движе­ния в принципе напоминает вращение планет вокруг солнца.

Планетарная передача

При оснащении каждой из этих деталей ко­робки передач соединительным валом (рис. 15), а также муфтами свободного хода или тормозами, можно получить различные соот­ношения взаимного перемещения деталей пла­нетарного механизма, а, следовательно, раз­личные варианты передаточных отношений (см. таблицу 1).

варианты передаточных отношений

Примечание: количество зубьев коронной шестерни обозначается знаком «-», поскольку коронная шестерня имеет внутренний зубчатый венец.

Вращение блоком (вариант 7 в таблице 1) достигается за счет жесткого соединения сол­нечной и коронной шестерней, в результате чего водило с планетарными шестернями вынуждено вращаться с такой же частотой.

На практике в автомобилях используются в основном планетарные передачи с одной опреде­ленной точкой отбора мощности. Это означает, что количество возможных передаточных отно­шений сокращается с семи до трех.

Вариант 3 (рис. 16)

Передаточное отношение «на замедление» Солнечная шестерня вращается Коронная шестерня неподвижна. Отбор мощности через водило.

Вариант 7 (рис. 18)

Вращение блоком. Коронная шестерня вращается и сблокирована с солнечной шестерней.

Водило вращается с такой же частотой:

Нейтральное положение

Одна часть зубчатой передачи приводится в движение. Все остальные элементы могут сво­бодно вращаться, то есть подвижны и не сблоки­рованы друг с другом.

Составные части планетарные передачи

Если несколько простых планетарных передач конструктивно соединены друг с другом (к при­меру, передача Симпсона, рис. 19), такой механизм называют составной планетарной передачей. При грамотном сочетании отдельных элементов коробки передач возникает огромное множество теоретически возможных вариантов передаточных отношений.

передача Симпсона

Если стоимость составной планетарной пере­дачи снижается за счет:

  • Объединения водил планетарной передачи;
  • Использования одинаковых по размеру шесте­рен;
  • И/или использования одинаковых по размеру планетарных шестерен, говорят об «урезанной» планетарной передаче (к примеру, передача Равиньо).

Планетарная передача Симпсона

Отличительной чертой передачи Симпсона явля­ются простые в техническом отношении зубча­тые венцы. Это означает, что в этой конструкции друг с другом соединены два блока планетарных шестерен с одинаковыми солнечными шестер­нями (Z1 = Z4) одинаковыми планетарными шестернями (Z2 = Z5) и одинаковыми коронны­ми шестернями (Z3 = Z6). В целях уменьшения стоимости чаще всего используется удлиненная солнечная шестерня, общая для обоих блоков планетарных шестерен.

Планетарная передача Равиньо

Очень часто в многоступенчатых планетарных пе­редачах в качестве блоков планетарных шестерен используются блоки Равиньо рис. 20 «Передача Равиньо». Такой «урезанный» блок планетарных шестерен состоит из солнеч­ных шестерен (1 и 2), а также одной коронной ше­стерни (3) и водила (4), общего для обоих блоков планетарных шестерен.

передача Равиньо

Переключение передач в планетарной коробке

В планетарной коробке передач одни детали блока планетарных шестерен удерживаются на месте, другие с геометрическим замыканием (жестко) соединены с валом турбины гидротранс­форматора крутящего момента (выполняющим роль первичного вала механической планетарной передачи).

Удержание обеспечивается за счет тормозов, а соединение с геометрическим замыканием — за счет соединения многодисковых муфт.

Тормоза и многодисковые муфты в автома­тической коробке передач носят общее название органы переключения или элементы переключе­ния передач. Управление ими всегда осущест­вляется с помощью гидравлического давления.

Тормоза

При включении или затягивании тормозов в рамках переключения передачи солнечные ше­стерни, водило планетарной передачи или корон­ные шестерни блокируются (останавливаются), а при выключении или отпускании тормозов снова разблокируются и начинают движение,

В планетарных передачах могут использовать­ся ленточные или дисковые тормоза.

Ленточные тормоза

По окружности тормозного барабана располо­жена тормозная лента, имеющая с внутренней стороны фрикционную накладку.

У ленточного тормоза с одинарной обвивкой тормозной лентой тормозная лента обвита вокруг тормозного барабана один раз, а у ленточного тормоза с двойной обвивкой тормозной лен­той — два раза, благодаря чему усилие фиксации тормозного барабана при стягивании тормозной ленты в два раза выше, чем у ленточного тормоза с одинарной обвивкой. Ленточный тормоз авто­матической коробки передач Opel имеет двойную обвивку тормозной лентой. На рис. 21 «Ленточный тормоз с гидравлическим приводом механизма переключения передач автоматической коробки» изо­бражен ленточный тормоз с одинарной обвивкой тормозной лентой.

Ленточный тормоз с гидравлическим приводом механизма переключения передач автоматической коробки

Дисковые тормоза

В современных автоматических коробках пере­дач используются только дисковые тормоза. На рис. 22 изображены основные детали дисково­го тормоза. Стальные диски (2) с наружными за­хватами вложены в стальную обойму (1) и имеют возможность перемещения в осевом направлении, фрикционные диски (3) с накладками соединены с блоком планетарных шестерен с помощью вну­треннего зубчатого венца. Стальная обойма жестко соединена с картером коробки передач (в ZF и Opel такой дисковый тормоз получил название «непод­вижной муфты»). По сравнению с ленточными тормозами дисковые тормоза могут передавать более высокие крутящие моменты и более точно регулироваться в отношении передачи усилия.

Основные детали дискового тормоза автоматической коробки передач

Муфты

Муфты автоматической коробки передач вы­полняют следующие функции:

  • Соединение вала турбины (первичный вал коробки передач) с определенными частями блока планетарных шестерен и отсоединение от них;
  • Передача усилия от частей одного блока пла­нетарных шестерен на части другого.

При установлении соединения с жестким гео­метрическим замыканием говорят, что муфта включается или соединяется. При разъединении соединения с геометриче­ским замыканием говорят, что муфта выключает­ся или разъединяется.

Читайте также  Замена масла трансмиссии l200

Как и дисковый тормоз (рис. 22) дисковая муфта состоит из стальных дисков с наружными захватами и фрикционных дисков с накладками и внутренним зубчатым венцом.

На рисунках 23 и 24 схематически изо­бражена муфта переднего хода автоматической коробки передач Audi и VW.

Муфта переднего хода автоматической коробки передач

Название муфта переднего хода говорит о том, что эта муфта включается на всех передачах переднего хода. Только в нейтральном положе­нии и на передаче заднего хода муфта разъеди­нена.

Муфта переднего хода автоматической коробки передач Audi

Под системой автоматического переключения понимается гидравлический привод тормозов и муфт. Для затягивания и быстрого отпуска­ния ленточных тормозов используются круглые поршни в соответствующих цилиндрах (см. рису­нок 21).

Для обеспечения соединения дисковых тормо­зов и муфт поршни выполнены в виде колец, как показано на рисунках 23 и 24. Отпускание тормозов и разъединение муфт выполняется с помощью тарельчатых или спиральных пружин или с помощью нескольких небольших круглых витых пружин, расположенных по окружности муфты.

Основные элементы автомобиля — кузов, ходовая, двигатель

Машина — это и роскошь, и средство передвижения, и свидетельство инженерного гения. В каждой конструкции используются тысячи деталей и узлов, среди которых выделяют основные части автомобиля: кузов, двигатель и ходовая. Автомобилистам нужно не просто уметь управлять машиной, но и знать названия отдельных узлов и агрегатов, чтобы правильно оценить проблему, если случится неисправность.

Кузов

Главная и самая дорогая часть автомобиля — кузов. Корпус автомобиля защищает все внутренние агрегаты, но это одновременно и основа, на которой держится большинство автомобильных узлов. Главные элементы кузова:

  • крыша;
  • передние и задние крылья;
  • передний, задний бампер;
  • рама лобового стекла;
  • передняя, задняя панель;
  • дверные стойки;
  • днище;
  • двери, капот, крышка капота;
  • пороги.

Сборка машины

Если концепция автомобиля предполагает наличие рамы как несущего узла, кузовные запчасти располагаются на раме (шасси). В безрамных конструкциях несущая нагрузка ложится на кузов. По типу действующих нагрузок кузов разделяют:

  1. Несущий. До 80 % легковых автомобилей имеют несущую конструкцию кузова, если нет рамы. На деталь приходится до 90% всей динамической нагрузки, которую испытывает машина во время езды.
  2. Полунесущий. Схема предполагает распределение части нагрузки на кузов, который жестко соединен с рамой (сидит на ней).
  3. Разгруженный кузов. Не имеет жесткого сварного соединения с рамой, устанавливается на шасси через другие детали соединения. Единственную нагрузку, которую испытывает элемент, — это вес груза в кабине. Часто используется на внедорожниках и грузовых машинах.

В зависимости от типа сборки кузов разделяется на классы:

  1. Каркасный. В конструкции присутствует жесткий общий каркас, к которому присоединяются детали облицовки. Облицовочные элементы нагрузки не испытывают. Исключение – лобовое стекло.
  2. Скелетный тип (полукорпусной, полукаркасный). В конструкции используются несколько главных частей каркаса: дуга, усилитель. Нагрузка распределяется как на кузовной скелет, так и на детали облицовки.

Несущий каркас авто

По количеству видимых внутренних объемов различают виды кузова:

  • однообъемные;
  • полутораобъемные;
  • двух- и трехобъемные.

К однообъемному типу кузова можно отнести комплектации Renault Megane Scenic и Toyota Avensis Verso последнего поколения. Если смотреть на автомобиль сбоку, четко виден только один объем. Трехобъемные кузова — это классические седаны, где каркас автомобиля разделен на части: салон, багажник и моторный отсек.

Устройство кузова автомобиля зависит от конкретной модели, но для всех классов характерно наличие этих основных деталей.

Передняя часть

Если рассматривать кузов автомобиля на примере всех поколений ВАЗ, то можно определить главные детали передней части, в который входит моторный и пассажирский отсек:

  • поперечины верхняя и нижняя;
  • лонжероны фронтальные;
  • поперечина двигателя;
  • стойка кузова передняя правая;
  • стойка кузова передняя левая;
  • обвес кузова;
  • стойка кузова центральная;
  • панель рамы лобового стекла;
  • передние крылья;
  • бампер передний правый, левый.

Разобранная стойка

Крылья, бампер и обвес — элементы кузовной облицовки. Главные детали передней части кузова: передняя балка и лонжероны. Эти элементы принимают на себя всю нагрузку при лобовом столкновении. Правильно выверенная геометрия кузова не позволит двигателю влететь в салон: он провалится под днище.

В качестве тюнинга передняя часть кузова и пороги дополняется обвесами. Обвесы плотнее прижимают автомобиль к земле на скорости больше 120 км/ч, улучшая аэродинамические показатели.

Задняя часть

Основные кузовные детали задней части авто — задняя панель, нижняя поперечина, крылья и бампер. В скелетной конструкции навесными элементами остаются:

  • панель рамы заднего стекла;
  • задние двери;
  • боковая панель крыши;
  • задний лонжерон;
  • пороги;
  • крышка багажника.

Задняя часть автомобиля в кузовной конструкции купе не имеет центральной стойки, которая поддерживает крышу. Это главное отличие купе от седана.

Пороги после ремонта

К задней части кузова относят и пассажирский отсек, бывают комплектации авто одного модельного года на два или три ряда сидений.

Несущие элементы кузова и навесные боковые детали изготавливаются из высокопрочного металла необходимой жесткости, они способны обеспечить пассивную безопасность пассажиров при боковом столкновении.

Днище

На днище кузова ложится 60 % всего веса автомобиля. Элемент изготавливается из металла и в обязательном порядке проходит горячую оцинковку. Исключением остаются автомобили китайского производства. Отсутствие антикоррозийного покрытия приводит к тому, что днище автомобиля на второй год начинает гнить. Основные элементы:

  • усилитель передней стойки;
  • порог кузова;
  • задняя поперечина пола;
  • задний пол.

Крыша

В зависимости от конструкции кузова автомобиля крыша может быть панорамной, изготовленной из прозрачного пластика или стекла или цельной. По конструкции крыши кузов относится к открытому или закрытому типу. Закрытый вариант встречается на таких концепциях:

  • седан;
  • универсал, лифтбек;
  • хэтчбек, фастбек;
  • купе;
  • лимузин;
  • минивэн, микроавтобус;
  • хардтоп (жесткий верх).

Кабриолет Porsche 911

К открытым типам кузова (без крыши или со съемной конструкцией) относят комплектации:

  • кабриолет;
  • родстер, фаэтон;
  • ландо, брогам.

Двигатель

Главная классификация силовых агрегатов автомобилей проходит по типу потребляемого топлива. Сегодня это бензин, дизельное топливо (солярка) и газ. Гибридные автомобили использую два вида моторов: ДВС и электродвигатель. Электромобили используют только заряд аккумуляторной батареи.

Классический топливный двигатель автомобиля состоит из более тысячи деталей (двигатели от Bosch комплектуются из более чем 3000 деталей).

Главные элементы ДВС независимо от типа используемого топлива:

  • блок цилиндров;
  • кривошипно-шатунный механизм;
  • поршни, кольца;
  • ГРМ.

Лопнувший ремень ГРМ

Неправильно говорить, что в ДВС есть главные и второстепенные элементы. Выход из строя самой даже незначительной детали — втулки, сальника, кольца — может привести к блокировке работы всего агрегата.

Водители со стажем определяют корректную работу двигателя на слух. ДВС должен работать плавно, без перепадов мощности и скачков, не «стучать».

Ходовая часть

Наименование деталей этого блока автомобиля говорит само за себя. В устройство ходовой части входят:

  • подвеска;
  • рама;
  • колеса;
  • мосты (устанавливаются на автомобилях с зависимой подвеской).

Рессорная подвеска

Подвеска гасит колебания во время езды. По конструкции подвески могут быть независимыми, зависимыми, полунезависимыми. В зависимости от того, какие демпфирующие элементы установлены в подвеске, различают:

  • рессорную;
  • пружинную;
  • торсионную;
  • рычажную или МакФерсон;
  • пневматическую, гидравлическую.

Зависимая подвеска жестко установлена на мостах, крепеж к кузову через пружинные элементы. Чаще используется на грузовом транспорте. Независимая подвеска обеспечивает разное положение колес во время передвижения, каждое крепится к кузову через отдельные элементы.

Трансмиссия

Трансмиссия — это не отдельный элемент в машине, а система узлов и агрегатов, которые передают крутящий момент с маховика двигателя на ведущие колеса. В полноприводных автомобилях момент распределяется на все колеса, в полуприводных — на передний или задний мост.

Диск сцепления

Название деталей трансмиссии знакомо каждому автомобилисту:

  • сцепление;
  • коробка передач;
  • дифференциал;
  • карданный вал (кардан);
  • раздаточная коробка (раздатка) для полноприводных автомобилей;
  • приводной вал и полуоси.

Это главные составные части машины в узле трансмиссии. По своей конструкции могут значительно отличаться для разных модельных комплектаций, сохраняя одинаковый принцип работы.

Блок сцепления соединяет либо разрывает связь коленвала с ведущим валом при переключении передач. В механической коробке передач переключение дисков сцепления — задача водителя. В АКП переключение скоростей происходит автоматически после перевода рычага коробки передач:

  1. Коробка передач. Редуктор изменяет скорость автомобиля через изменение передачи крутящего момента.
  2. Карданный вал передает крутящий момент на ведущие задние колеса в полноприводных автомобилях.
  3. Дифференциал. Блок, который позволяет колесам вращаться с разной скоростью при повороте и при разном сцеплении колес с дорогой. Например, если одно колесо находится в грязи, а второе на сухом асфальте.

Рулевое управление

Главные внутренние детали кабины со стороны водителя — это рулевое колесо и торпеда — панель управления и контроля за всеми автомобильными системами. Рулевое управление предназначено для передвижения автомобиля и состоит из главных запчастей.

  • руль (рулевое колесо) с колонкой;
  • механизм рулевой:
  • привод (боковые тяги, поворотный и маятниковый рычаг);
  • усилитель руля.

Конструктивно усилители руля, призванные облегчать водителю поворот рулевого колеса, перешли на легковые автомобили с грузового транспорта. Например, при повороте руля КАМаЗа без гидроусилителя водителю пришлось бы приложить усилие, равное повороту груза весом в 400 кг. В зависимости от типа используемого усиления приводы называются и классифицируются на гидравлические, механические, пневматические и пр.

Электрический усилитель руля

Система рулевого управления остается самой простой в комплектации автомобиля, но одной из самых важных. Рулевой привод соединяет рулевое колесо с передними колесами через рулевой механизм. Передача вращательного движения колеса переходит в поступательное движение рейки в горизонтальной плоскости.

Тормозная система

Первая система, которая позволяет водителю безопасно управлять авто — это тормоза. Большинство тормозных систем используют для работы гидравлику, где применяется тормозная жидкость.

Для легкового автомобиля в тормозную систему входят следующие узлы и комплектующие:

  • тормозные цилиндры, диски, колодки;
  • педаль тормоза, выведенная в салон;
  • гидроцилиндр, бачок тормозной системы;
  • усилитель вакуумный;
  • тормозные патрубки (передний, задний).

В автомобиле есть три вида тормозной системы: стояночная с использованием ручного тормоза, средняя запасная, рабочая.

В список систем безопасности авто тормозная система входит как основная; жесткость кузова и наличие элементов пассивной безопасности — как вторичная.

Электрооборудование

Детали автомобиля, которые обеспечивают работу мотора, запускают сигналы, участвуют во всех процессах, связанных с электроснабжением, входят в общий класс электрооборудования. Уже в базовых моделях система электрики отличалась сложностью. Главные элементы системы электрооборудования:

  1. Батарея аккумулятора (источник электропитания).
  2. Генератор. Преобразует механическую работу в электросигнал.
  3. Система зажигания.
  4. Автомобильная оптика, фары головного и дополнительного света, освещение салона и пр.
  5. Кондиционер, печка. Система обогрева зеркал, стекол и пр.

Электрооборудование обеспечивает работу ЭБУ, электронику роботизированной КП, сигналы датчиков на всех узлах.

Это краткий перечень главных элементов автомобиля, которые необходимо знать каждому автовладельцу. Понимание устройства кузова и входящих в него комплектующих, поможет определить область неисправности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: