Делитель в трансмиссии автомобилей камаз служит для

Механизм КАМАЗ переключения делителя: воздух управляет коробкой

В коробках передач КАМАЗ 15-й модели (152 и 154) используется дополнительный одноступенчатый редуктор — делитель, который вдвое увеличивает общее количество передач. Управление делителем осуществляется пневматикой с помощью специального механизма — об этом механизме подробно рассказано в данной статье.

Особенности конструкции и работы коробок передач КАМАЗ

В грузовых автомобилях КАМАЗ в настоящее время устанавливается довольно большое число моделей коробок передач, которые при минимальных конструктивных отличиях обладают различными характеристиками:

  • Модельный ряд КПП 14 — модели 141, 142 и 144;
  • Модельный ряд КПП 15 — модели 152 и 154;
  • Модельный ряд КПП 16 — представлен одной моделью 161;
  • КПП производства ZF-КАМА — большое разнообразие МКПП моделей 6S, 9S и 16S, автоматизированные КП 12A и автоматические коробки 6H.

КПП 14 — это наиболее простые 5-ступенчатые трехходовые коробки передач с ручным управлением и синхронизаторами. Они устанавливаются главным образом на самосвалы и другие одиночные автомобили, эксплуатируемые без прицепов.

КПП 15 — это модернизированные КПП 14, к которым добавлен делитель. Благодаря использованию делителя количество передач удваивается (до 10 вперед и двух назад). Делитель – это одноступенчатый редуктор, построенный на одной паре обычных цилиндрических (обычно косозубых) шестерен, установленный между сцеплением и КП (фактически, он находится в колоколе сцепления, который выполнен заодно с корпусом КП). Делитель имеет пневмомеханическое управление, при необходимости включается прямая или понижающая передача, за счет чего и достигается удвоение общего числа скоростей КПП.

КПП 16 (модель 161) — это 8-ступенчатая коробка с ручным управлением, в котором вместо делителя используется планетарный демультипликатор. Фактически, это 4-х ступенчатая коробка ZF, в которой за счет планетарного редуктора удваивается общее число передач. Данная коробка производится на СП ZF-КАМА.

КПП ZF-КАМА — это широкий набор механических, автоматизированных и автоматических коробок передач, которые устанавливаются на все грузовые автомобили КАМАЗ и ряд автобусных шасси КАМАЗ, на которых строятся автобусы НефАЗ. На сегодняшний день производятся модельные ряды 6-ступенчатых МКПП и АКПП, 9-ти и 16-ступенчатые МКПП (с демультипликаторами), и 12-ступенчатые автоматизированные КП.

Очень широкое распространение имеют коробки модельного ряда 15 с делителем, который в общем случае имеет несложное устройство. Делитель собран на паре шестерен, установленных на валах. Шестерня первичного вала монтируется на подшипниках, шестерня вторичного вала жестко закреплена с помощью шпонки. При этом первичный вал делителя соосен первичному валу КП и они могут соединяться с помощью муфты синхронизатора. Промежуточные валы КП и делителя также находятся на одной оси и всегда жестко соединены друг с другом.

Включение прямой (или повышающей) и пониженной передач осуществляется с помощью муфты синхронизатора на первичном валу, она имеет два положения:

  • Переднее — в данном случае шестерня блокируется муфтой, вследствие чего крутящий момент от нее передается на шестерню промежуточного вала, а от него — непосредственно на вторичный вал КПП. Так включается пониженная передача;
  • Заднее — в этом случае муфта соединяет первичные валы делителя и КПП, одновременно освобождая шестерню делителя, в результате крутящий момент от сцепления по первичному валу редуктора делителя напрямую поступает на первичный вал КП без изменения.

Переключение скоростей в КПП и режимов делителя осуществляется различными органами управления, о которых нужно рассказать отдельно.

Схема управления КПП и делителем

Управление КП а/м КАМАЗ и расположенным в ней делителем — традиционное механическое. В КПП управление реализовано в виде механизма выбора передачи с тремя вилками, перемещающими синхронизаторы, привод механизма тоже механический, на основе традиционного рычага, выведенного в пол кабины. Механизм управления делителем (механизм переключения передач делителя, далее — МППД) включает в себя только одну вилку, она установлена на собственном валу, который выходит из корпуса коробки и с обратной стороны соединен с рычагом. Соединение вилки с муфтой — на сухарях, расположенных в канавке каретки синхронизатора.

Привод МППД — пневмомеханический, для переключения передач в нем используется сила сжатого воздуха, который отбирается из пневмосистемы грузовика. Система привода состоит из следующих компонентов:

  • Кран управления делителем. Золотникового типа, устанавливается на опоре рычага переключения передач КП (под полом кабины, доступ к нему — через специальный лючок). Имеет два фиксированных положения — понижающая и прямая передача. Золотник переводится в крайние положения с помощью рычажка (переключателя), установленного в верхней части рычага переключения передач КПП, и соединенного с золотником с помощью тросика;
  • Редукционный клапан. Обеспечивает отбор сжатого воздуха из пневмосистемы автомобиля и стравливание воздуха в случае чрезмерного роста давления. От клапана воздух подается на кран управления и клапан включения делителя — так образуется два контура пневматической системы управления делителем;
  • Клапан включения делителя. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в механизм переключения передач делителя в моменты выключения сцепления (тем самым, обеспечивая включение и отключение понижающей передачи одновременно с переключением скоростей основной КП);
  • МППД. Включает в себя установленный в цилиндре поршень, шток которого соединен с рычагом, насаженным на валик вилки механизма управления делителем. При подаче сжатого воздуха поршень смещается в одну или другую сторону, обеспечивая перевод вилки и переключение делителя. Механизм устанавливается непосредственно на коробку передач;
  • Воздухораспределитель. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндр механизма переключения делителя с одной или другой стороны поршня, чем достигается его перемещение и переключение передач делителя. Воздухораспределитель монтируется непосредственно на корпус механизма, на него подается сжатый воздух от крана управления и клапана включения делителя, также в нем предусмотрен клапан для стравливания сжатого воздуха из цилиндра.

Основной компонент привода переключения передач делителя — МППД, выполненный в виде отдельного агрегата.

Конструкция и работа МППД

Механизм состоит из литого корпуса, в котором можно выделить три основных части:

  • Коробка под рычаг валика вилки — в этой коробке располагается рычаг и соединенная с ним часть штока поршня;
  • Герметичный цилиндр, в котором располагается поршень;
  • Цилиндр малого диаметра, соединяющий большой цилиндр с коробкой — здесь располагается шток поршня.

В нижней части к корпусу МППД крепится узел управления — воздухораспределитель. Он представляет собой трубку, в которой устанавливается золотник, обеспечивающий подачу сжатого воздуха над или под поршень. С обоих сторон золотника имеются поршни, располагающиеся в герметичных цилиндрах — с их помощью выполняется перемещение золотника при переводе переключения делителя на рычаге в то или иное положение. Золотник и поршни входят в разные контуры пневмосистемы управления делителем, поэтому они герметичны по отношению друг к другу.

Работает механизм следующим образом. При переводе переключателя на рычаге в нижнее положение (понижающая передача делителя) сжатый воздух из крана управления разделяется на два контура и подается:

  • В правый управляющий цилиндр воздухораспределителя;
  • На вход клапана включения делителя.

Под действием силы сжатого воздуха золотник распределителя переводится сдвигается влево, открывая доступ сжатого воздуха к левой полости цилиндра МППД. Однако в этот момент клапан включения делителя закрыт, поэтому переключения не происходит. При выжиме педали сцепления этот клапан открывается, и воздух под давлением через золотник подается в цилиндр — под его действием поршень смещается вправо, а его шток тянет рычаг, вследствие чего происходит включение понижающей или повышающей передачи делителя. В случае перевода переключателя делителя на рычаге вверх все процессы происходят в обратном порядке.

Механизм, на который сразу устанавливается воздухораспределитель, на пяти болтах (и через прокладку) крепится на левой по ходу движения автомобиля стороне корпуса КПП.

Вопросы ТО и ремонта механизма переключения передач делителя

Рассматриваемый агрегат не нуждается в специальном обслуживании, необходимо лишь периодически проверять и устанавливать рекомендуемый ход переключателя передач и зазор в клапане включения делителя. Порядок проведения этих операций прописан в инструкции по эксплуатации и ремонту грузовика. При этом важно помнить, что любые регулировки должны проводиться при нормальном давлении воздуха в пневматической системе и при правильно отрегулированном сцеплении.

При износе деталей механизма и их поломке целесообразна полная замена механизма в сборе (либо отдельно механизма и воздухораспределителя). После такой замены следует провести указанные выше регулировки, и если все выполнено верно, то автомобиль сразу же будет готов к эксплуатации.

Другие статьи

Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

Устройство механизма

Для проведения ремонта делителя КПП требуется наличие навыков обслуживания и знаний о работе механизма.
В устройство делителя коробки передач входят следующие элементы:

  1. Шестерни.
  2. Синхронизаторные кольца.
  3. Вал.
  4. Корпус агрегата.
  5. Вилка переключения передач.
Читайте также  Звон в трансмиссии нивы

Правила ремонта коробки передач

Для проведения ремонтных работ агрегата требуется выявить дефектные и сломанные части, а затем провести сборку и проверку функционирования делителя коробки передач. Устройство разбирается в определённом порядке:

В начале демонтируется вилка переключения скоростей. Для этого снимается воздушный переключатель, раскручиваются болты, и вытаскивается валик. После демонтируется синхронизатор, снимается крышка подшипника. Далее следует снять промежуточный вал 154 КАМАЗа. При его снятии необходимо что бы зубья второго вала были совмещены с вырезом, расположенным на шестеренке. Для удобства демонтажа крышки подшипника на промежуточном валу имеются отверстия. После отворачивания крепежных болтов снимается опорная шайба и с ведомого вала демонтируется роликовый подшипник. Он снимается после удаления стакана. Что бы это выполнить требуется открутить крепежные болты. Подшипник снимается со стаканом.

На следующем этапе работ требуется выбить вал и вытащить подшипник из корпуса агрегата. Для этого применяется деревянный брусок. Запрещается использовать для выбивания вала молоток, так как он может привести к повреждению частей.

Конечной операцией становится разбор первичного вала. Для этого требуется зажать в тиски шлицы вала и произвести снятие маслонагнетательной шайбы. В конце снимается подшипник вместе со втулкой и ведущей шестерней.

После определения дефектных частей они заменяются на новые. Что продлить эксплуатацию делителя передач КАМАЗа на максимально возможный срок рекомендуется использовать для ремонта только новые оригинальные запасные детали, приобретаемые у производителя.

Сборка механизма осуществляется в обратном порядке. В конце сборки необходимо проверить исправность работы всех элементов механизма. Вместе с этим необходимо проверить комплексную работу устройства. Сбои в функционировании механизма могут быть обнаружены и после ремонта.

Принцип функционирования и управления агрегатом

Управление агрегатом осуществляется механическим способом. КПП управляется посредством выбора скоростей тремя вилками, которые направляют синхронизаторы в заданное положение. Скорости включаются посредством рычага кулисы переключения передач КАМАЗа 65115, который выведен через пол кабины в салон автомобиля.

Делитель КАМАЗа управляется посредством одной вилки. Она крепится на валу. Вилка и муфта соединяются между собой посредством сухарей. Делитель КПП имеет пневмомеханический привод. Скорости переключаются при помощи силы воздуха, нагнетающего пневмосистемой автомобиля.

В устройство привода входят следующие части:

  1. Кран. Он монтируется на рычаге переключения передач. Что бы попасть к нему, необходимо отрыть люк в полу кабины. Он переключает КПП на понижающую либо прямую передачу. Кран переключается посредством рычага, расположенного наверху рукоятки переключения скоростей.
  2. Редукционный клапан. Данный элемент обеспечивает подачу и удаление лишнего воздуха в случае его чрезмерного увеличения.
  3. Клапан включения агрегата. Подает воздух к агрегату при выключении сцепления. В это время осуществляется включение и выключение понижающей скорости. Клапан функционирует аналогично работе обратного клапана КАМАЗа евро 3.
  4. Механизм переключения передач. Агрегат состоит из поршня и штока. При поступлении воздуха в рабочую камеру цилиндра осуществляется движение поршня. Его движение обеспечивает работу делителя.
  5. Распределитель воздуха. Подает воздух в рабочую камеру цилиндра. Благодаря этому поршень приводится в движение и осуществляется переключение передач. Так же в данной части находится клапан для удаления воздуха из рабочей камеры.

Принцип работы делителя

Делитель передач КАМАЗа имеет особый принцип работы. При включении пониженной скорости воздух направляется в цилиндр и к клапану включения агрегата. При выключении сцепления происходит открывание клапана, в результате чего воздух попадает в рабочую камеру и приводит в действие поршень. При перемещении поршня в право происходит включение необходимой скорости. При включении рычажка делителя передач КАМАЗа 5320 в верхнее положение, процессы происходят в обратном направлении.

Особенности технического обслуживания механизма

Специального обслуживания делителя на Камазе не требуется. Обязательно стоит проверять исправность переключения скоростей. Помимо этого зазоры клапанов не должны превосходить рекомендуемые размеры.

Важно знать! Регулировка механизма может проводиться только при наличии давления в системе и стабильной работе сцепления.

При поломке деталей механизма рекомендуется полная замена агрегата. После замены проводится его настройка и автомобиль можно эксплуатировать.

Схема работы КПП с делителем

Основная часть моделей КАМАЗов располагают пятиступенчатой КПП. Переключение передач на КАМАЗе очень простое: отжимается сцепление, и рукоять переходит в нужное направление. Стоит отметить, что на КАМАЗе с делителем транспортируют тяжелые грузы, соответственно переключение передач должно осуществляться последовательно.
Для трансмиссии транспортного средства создан пониженный и повышенный режим эксплуатации. Такие режимы были разработаны специально для уменьшения нагрузки на силовой агрегат автомобиля, как в груженом, так и в незагруженном состоянии.
Ряд моделей семейства Камского автомобильного завода имеют возможность переключения указанных режимов без применения рукояти КПП КАМАЗа 43118 с делителем. Для этого водитель должен воспользоваться переключателем механизма и мгновенно отжать сцепление. Следует помнить, что переключение скоростей КПП на КАМАЗе с делителем возможно исключительно при выключении сцепления. Если переключать передачи на КАМАЗе в пониженном или повышенном режиме, необходимо передвинуть рычаг, и резко отжать акселератор сцепления. После этого педаль требуется отпустить для включения главной передачи.

Совет!Водитель должен внимательно следить за уровнем масла в коробке скоростей во время обслуживании автомобиля.

При недостаточном уровне оно доливается, а по прошествии определенного времени его необходимо заменить на новое, предварительно промыв агрегат. Это обезопасит эксплуатацию транспортного средства от возникновения проблем в дальнейшем.

Главные ошибки в использовании КПП

  1. Выключение скорости при неполном выжимании педали сцепления. Если водитель не сможет понять как переключать передачи, то может произойти износ синхронизаторов.
  2. Переключение скоростей с повышенных на пониженные с перескакиванием. Важно знать, что это приведет к поломке устройств демультипликатора.
  3. Запрещается ехать на автомобиле накатом на спуске. Ввиду того, что масляный насос трансмиссии работает от вращения вала КПП, на нейтральной скорости давление масла в устройстве будет недостаточным, вследствие чего подшипники начнут перегреваться.
  4. При попытке завести двигатель автомобиля посредством буксирования необходимо обеспечить минимальное сопротивление работы двигателя.
  5. Включение реверса возможно только при полной остановке автомобиля и падении вращения оборотов коленчатого вала до минимума.

Коробка передач

На автомобили КамАЗ устанавливаются две моде­ли коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатая коробка передач модели 14; на авто­мобилях-тягачах, предназначенных для работы в со­ставе автопоездов, — десятиступенчатая коробка пе­редач модели 15, состоящая из основной пятиступен­чатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя. Делитель имеет высшую и низ­шую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать де­сять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает уп­равление автомобилем, так как при его использо­вании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

На модернизированных моделях автомобилей по­вышенной грузоподъемности устанавливаются короб ки передач модели 152, имеющие следующие конст­руктивные отличия от коробки передач модели 15:

— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

— упрощена пневматическая схема управления делителем передач (исключены два воздухопровода, колодка крепления воздухопроводов) за счет приме­нения пластмассовых воздухопроводов от крана уп­равления делителем;

— применены бесшпоночные соединения шесте­рен и промежуточного вала за счет увеличения натяга;

— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4-5 передач-вал вторичный коробки передач (в целях повышения долговечности соединения);

— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач применено четырехградусное утонение зу­бьев муфт каретки синхронизатора4-5 передач (вме­сто полутороградусного) и, соответственно, зубьев муфты первичного

вала и шестерни 4 передачи,так-же увеличена высота зубьев муфт;

— установлен подшипник передней опоры вто­ричного вала большей нагрузочной способности;

— расширен зубчатый венец шестерни 4 передачи для увеличения несущей способности.

Рис. 128. Коробка передач модели 14: 1 — вал ведущий; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 — прокладки регулировочные; 4 — шток рычага; 5 — кольцо защитное; 6 — крышка опоры рычага; 7 — сухарь опоры рычага; 8 — кольцо уплотннтельное; 9 — опора штока; 10 — пружина; 11 — опора рычага переключения передач; 12 — ось блока шестерен заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 — блок шестерен заднего хода; 15 — роликоподшипник: 16 — болт со штифтом; 17 — шайба стопорная; 18 — крышка верхняя; 19, 32, 36 — прокладки уплотнительные; 20 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 — кольцо стопорное; 22 — шарикоподшипник задний ведомого вала: 24 — червяк привода спидометра; 25, 39 — манжеты уплотнптельные; 26 — гайка крепления фланца; 27 — фланец крепления карданного вала; 28 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 — крышка подшипника; 30 — роликоподшипник сферический: 33 — вал промежуточный; 34- картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 — картер сцепления; 40 — вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления; 42 — муфта выключения сцепления

Коробка передач модели 14 (рис. 128) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведо мый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестер­нями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 короб­ки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреп­лен картер 38 сцепления.

Подшипники валов закрыты крышками с уплот-нительными прокладками. Крышка 2 заднего под­шипника ведущего вала внутренней расточкой цен­трируется по наружной обойме подшипника; по­верхность крышки, обработанная по внешнему диа­метру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для разме­щения в ней маслонагнетающего устройства; спи­ральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания масло-нагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центро­бежные силы, а значит способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подво­да смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания. Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В нижней части крышки в специальной расточке поме­щен валик, выполненный заодно с шестерней 10 (рис. 129) червячной пары привода спидометра. На выступа ющем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня 12 цилиндрической пары сменных шестерен привода спидометра. Ведомая цилин­дрическая шестерня 13 установлена на валике 14 привода спидометра, который вращается в расточке фланца 16 датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются конси­стентной смазкой ЦИАТИМ-201, закладываемой при сборке. От вытекания смазка удерживается масло-сгонной резьбой, выполненной на валике, и манже­той. Для обеспечения правильности показания спи­дометра числа зубьев сменных цилиндрических шес­терен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи (табл. 21).

Читайте также  Запчасти для грузовой трансмиссии

В приливах правой стенки картера коробки пере­дач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис. 128) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена сто­порной шайбой 17, привернутой болтом 16, имею­щим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.

Масло в коробку передач заливается через гор­ловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки 8 и 9 (см. рис. 129), в пробку 8 вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323—66. Допустимый отбор мощности по 22064,97 Вт ( 30 л . с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при враще­нии шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.

Регулировка делителя Камаз 5320

Регулировка делителя на автомобиле Камаз включает в себя:

  • Регулировка хода вилки синхронизатора
  • Свободный ход нажимной пластины на клапан включения делителя.
  • Регулировка тросика переключения делителя

Для чего служит делитель

Делитель это механический редуктор, который служит для повышения передаточных отношении передач основной КПП. То есть при включённой пониженной передаче, вращение первичного вала делителя передаётся непосредственно на первичный вал коробки передач.

Если переключить делитель на повышенную передачу вращение первичного вала передается на его промежуточный вал , который непосредственно соединен с промежуточным валом основной коробки переключения передач.Подобное переключение осуществляется при помощи синхронизатора.

Передачи в делителе переключаются синхронизатором, каретка которого перемещается поршнем пневматического цилиндра непосредственно через рычаг и вилку делителя. Пневматическая система управления делителем состоит из нескольких механизмов, с помощью которых происходит переключение передач в делителе.

Проблемы возникающие при работе делителя

В процессе эксплуатации , а зачастую и после ремонта, возникают проблемы с переключением передач делителя. Связано это в основном с неисправностями пневматической системы переключения передач. Особенно эти неисправности проявляются после ремонта. Когда мы устанавливаем новые запасные части, их сопрягаемые поверхности имеют шероховатости, и перемещаются друг относительно друга с усилием, поэтому очень важно чтобы пневматическая система была в исправном состоянии. Потому что в случае, если по какой то причине не хватит усилия для перемещения каретки синхронизатора из одного положения в другое, сухари на вилке переключения, в результате возникающего трения, расплавятся, и делитель выйдет из строя, придётся снова снимать КПП, для замены сухарей. Что бы этого не произошло необходимо проверить все элементы пневматической системы на исправное состояние и провести необходимые регулировки.

Принцип работы пневматической системы делителя

Принцип работы пневматической системы переключения передач заключается в следующем. Воздух под давлением 6.2- 7.5 кгс/см2 подаётся из пневматического привода тормозной системы в редукционный клапан, на выходе которого поддерживается постоянное давление воздуха величиной 3.9- 4.5 кгс/см 2.

Далее давление воздуха подаётся на кран управления делителем и клапан включения делителя. Кран управления делителем, переключатель которого расположен на рычаге переключения передач в кабине водителя, направляет давление воздуха в ту или другую полость воздухораспределителя.

Поршни находящиеся в этих полостях перемещают золотник в одну из двух крайних положений, в результате чего давление воздуха поступающее от клапана включения делителя, расположенного на корпусе делителя. Подаётся в ту или иную полость пневматического цилиндра, в результате чего происходит его перемещение.

Шток поршня входит в зацепление с рычагом переключения передачи.Который закреплен на валу с вилкой. Вилка перемещает синхронизатор.

Регулировка делителя Камаз

Неисправности делителя Камаз

Кран управления делителем

Если КПП старого образца в смысле не евро, и кран управления делителем, начинает пропускать, воздух, то устранить это можно путем замены уплотнительных колечек на золотнике.

Но из за сильной выработки сопрягаемых поверхностей это к результату не приводит, возникает необходимость замены. При установке нового крана возникает проблема. Почему-то тросик, через который происходит управления краном, делают короче. Чем это необходимо. Кран в результате этого практически не поддаётся регулировке. Поэтому лучше всего приобрести кран нового образца аналог с евро. Адаптированный под старые КПП. С его установкой проблема снимается раз и на всегда.

Клапан включения делителя

Ремонт клапана включения делителя, как правило, не приводит к результату. И если он начал пропускать давление воздуха, поступающее на пневматический цилиндр, его лучше заменить на новый.

Регулировка делителя Камаз

Механизм переключения передач

Регулировка делителя Камаз

Возникают проблемы и в самом механизме переключения передач, а именно в воздухораспределителе.

В нем собирается конденсат из пневматической системы, в результате чего происходит образование ржавчины и налета грязи, поршеньки и золотник воздухораспределителя начинают клинить. Поэтому лучше сделать ревизию. Очистить воздухораспределитель от грязи и ржавчины, поменять уплотнительные кольца, смазать сопрягаемые поверхности. Сделать это не сложно.

Часто забиваются трубки подводящие воздух к механизмам пневматической системы управления. Это связано опять же с наличием конденсата в системе и образованием ржавчины, особенно если делитель с ремонта, после того как его промывают в каналах остаётся жидкость, которая образует ржавчину, и достаточно не большого её количества чтобы трубки забились и перестали пропускать воздух. Поэтому перед установкой необходимо тщательно прочищать и продувать все каналы. Помимо устранения неисправностей очень важно правильно отрегулировать делитель.

Регулировка делителя Камаз

Если параметры регулировок будут нарушены. Делитель неизбежно выйдет из строя. Переключение делителя должно происходить при выжатой корзине сцепления, в противном случае произойдет поломка синхронизатора. На штоке ПГУ имеется пластина, которой осуществляется нажатие на клапан включения делителя.

Нажатие клапана включения делителя

Пластина стянута двумя гайками при помощи, которых и происходит регулировка нажатия клапана включения делителя. Когда мы полностью выжимаем сцепление, пластина должна надавить на клапан таким образом, чтобы расстояние между ограничителем хода клапана и крышкой корпуса составляло 0,2-0,6 мм.

Отрегулировать можно и более грубо. Если шток ПГУ отпущен, то можно выставить расстояние от пластины до штока клапана примерно 1.5-2 см., но в этом случае необходимо убедиться, что пластина включает клапан, после того как выжато сцепление.

Регулировка ограничения хода рычага

Ещё одной очень важной регулировкой является регулировка ограничения хода рычага, расположенного на одном валу с вилкой переключения синхронизатора. Рычаг приводится в действие механизм переключения делителя. На его корпусе имеются два регулировочных винта. Их необходимо выкрутить.

Включить делитель в одном положении. После того как синхронизатор полностью включится подвести регулировочный винт до упора с рычагом, после этого провернуть винт еще на четверть оборота. То есть если мы не сделаем ограничение хода рычага, вилка после включения передачи будет постоянно давить на синхронизатор, и сухари в результате быстро сотрутся.

После того как положение регулировочного винта установлено, затягиваем контргайку. Затем переключаем делитель в другое положение и повторяем операцию со вторым винтом. Регулировка делителя Камаз необходимо производить после ремонта делителя. Так как нельзя допустить, чтобы синхронизатор включался не до конца, и включение клапана раньше чем выжато сцепление так же приведет к поломке.

Введение

Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля. Крутящий момент на ведущих колесах необходимо изменять в соответствии с дорожными условиями для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя.

Как парадоксально это не звучит, но применение КПП является самым большим недостатком двигателей внутреннего сгорания. Диапазон скоростей вращения ДВС в большинстве случаев (обычно от 500 до нескольких тысяч об/мин) не совпадает со скоростями вращения колёс автомобиля (обычно от 0 до 1800 об/мин). Другая особенность ДВС в том, что максимальные значения крутящего момента достигаются в сравнительно небольшом интервале, расположенном приблизительно посередине между максимальными и минимальными оборотами. Максимальная же мощность развивается на максимальных оборотах. Трансмиссия, таким образом, служит для обеспечения оптимального режима работы двигателя в различных условиях движения. В механической трансмиссии это осуществляется за счёт того, что водитель вручную переключается между несколькими ступенями (передачами) МКПП, имеющими различное передаточное число.

Читайте также  Как работает гидростатическая трансмиссия

В чём же недостаток применения КПП в трансмиссии автомобиля? Это конечно же механические потери, падение КПД, а также повышение веса конструкции и её усложнение. Поэтому первостепенной проблемой, для инженеров разрабатывающих КПП, является снижение потерь и веса.

В данной работе будет проведен обзор существующих КПП грузовых автомобилей, будет проведено описание работ по ТО и ТР, описаны методы испытаний и разработан пост, специализирующийся на обслуживании КПП грузовых автомобилей.

Назначение, устройство и работа КПП автомобиля КамАЗ

Коробка передач служит для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля при строгании с места и его разгоне. Помимо этого коробка передач обеспечивает автомобилю движение задним ходом и позволяет длительно разъединять двигатель и ведущие колеса, что необходимо при работе двигателя на холостом ходу во время движения или при стоянке автомобиля.

На автомобиле КамАЗ-5320 установлена механическая десятиступенчатая коробка передач, которая объединяет трехвальную, трехходовую, пятиступенчатую основную коробку передач и передний двухвальный редуктор-делитель. Такая коробка устанавливается на всех модификациях автомобилей КамАЗ, предназначенных для постоянной работы в составе автопоезда. На модификациях, предназначенных для работы без прицепа, может быть установлена только пятиступенчатая коробка передач.

В редукторной части коробки применены косозубые шестерни постоянного зацепления, кроме первой передачи и передачи заднего хода. Основная коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения пятой, четвертой, третьей и второй передач. Первая передача и задний ход включаются зубчатой муфтой. Переключение в делителе передач осуществляется синхронизатором инерционного типа.

Картер основной коробки передач крепится к картеру, являющемуся общим для сцепления и редуктора-делителя передач. В картере на подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы. Первичный и вторичный валы фиксируются от смещения в осевом направлении при помощи шариковых подшипников, а промежуточный вал при помощи двойного сферического роликоподшипника. Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликоподшипниках. Шестерня первичного вала выполнена заодно с валом. На промежуточном валу шестерни заднего хода, первой и второй передач выполнены заодно с валом, а остальные укреплены на валу при помощи шпонок и распорного кольца. Большая шестерня привода промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней, первичного вала, образуя первую ступень понижения передач основной коробки. Все шестерни вторичного вала установлены на специальных роликоподшипниках. Между шестерней первичного вала и шестерней четвертой передачи вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения пятой и четвертой передач, а между шестернями третьей и второй передач вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения этих передач. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой.

Редукторная часть делителя передач состоит из первичного и промежуточного валов, установленных на них шестерен и инерционного синхронизатора, размещенных в картере делителя, выполненном заодно с картером сцепления. Валы фиксируются от смещения в осевом направлении шарикоподшипниками, установленными в перегородке картера. Шестерня первичного вала установлена на роликоподшипниках, а шестерня промежуточного вала жестко соединена с валом при помощи шпонки. Переключение передач в делителе осуществляется инерционным синхронизатором.

Смазка деталей коробки осуществляется в основном разбрызгиванием. Однако смазка роликовых подшипников шестерен вторичного вала циркуляционная, под давлением. На первичном валу делителя установлено маслонагнетающее кольцо для принудительной подачи смазки в осевой канал, по которому смазка подается через радиальные сверления к подшипникам шестерен.

В полости картера коробки обеспечивается поддержание нормального давления при помощи сапуна или отводящей трубки, которая устанавливается на коробках герметизированного исполнения. Выходной конец отводящей трубки располагается выше максимальной глубины брода, преодолеваемого автомобилем.

В картере коробки имеются два люка для установки коробок отбора мощности.

Привод к спидометру смонтирован в крышке подшипника выходного конца вторичного вала. В зависимости от передаточного числа применяемой на автомобиле главной передачи и размеров шин для обеспечения правильности показания спидометра предусмотрены сменные цилиндрические шестерни.

Механизм переключения передач в коробке состоит из синхронизаторов, зубчатой муфты включения, вилок переключения с ползунами, замков, фиксаторов и устройства для предохранения от случайного включения заднего хода.

Синхронизатор инерционного типа обеспечивает легкое и безударное включение передач путем выравнивания скоростей зубьев соединяемых шестерен до их введения в зацепление. В коробке и делителе применены одинаковые по принципу действия синхронизаторы, отличающиеся только размерами и некоторыми деталями устройства.

Муфта синхронизатора, имеющая два зубчатых венца, установлена на шлицах вторичного вала. Два конусных кольца жестко связаны между собой пальцами. В средней части пальцев имеются проточки с коническими боковыми поверхностями, а в отверстиях фланца муфты — конические фаски, являющиеся блокирующими поверхностями муфты. Конусные кольца жестко с муфтой не связаны и могут перемещаться относительно нее в осевом направлении. В среднем положении кольца удерживаются фиксирующими сухарями, которые прижимаются к полукруглым проточкам в пальцах пружинами.

При передвижении муфты для включения передачи конусные кольца передвигаются вместе с муфтой до соприкосновения поверхности одного из колец с конической поверхностью шестерни включаемой передачи. Возникающей при этом силой трения кольца поворачиваются относительно муфты до упора коническими поверхностями проточек пальцев в блокирующие поверхности конических фасок фланца муфты. Дальнейшее продольное продвижение муфты становится невозможным до момента выравнивания частот вращения муфты (вторичного вала) и шестерни включаемой передачи, которое обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и шестерни включаемой передачи.

Когда частоты вращения будут выровнены, от усилия, прикладываемого к муфте через вилку выключения, пальцы 3 занимают среднее положение в отверстиях фланца муфты, и блокирующие поверхности не будут препятствовать ее перемещению. Сухари фиксаторов, выходя из полукруглых выточек, сжимают пружины, муфта освобождается и, передвигаясь дальше, соединяется своим зубчатым венцом с зубчатым венцом шестерни включаемой передачи.

Вилки и ползуны переключения передач, замок и фиксаторы, а также предохранитель включения заднего хода смонтированы в крышке картера основной коробки передач. Ползуны установлены в расточках приливов верхней крышки картера. На трех ползунах соответственно укреплены вилка переключения первой передачи и заднего хода; вилка переключения второй и третьей передач и вилка переключения четвертой и пятой передач. Вилки зафиксированы на ползунах винтами, которые шплинтуются проволокой. Вилки соединены с муфтами синхронизаторов, а другая вилка с муфтой переключения. Для перемещения ползунов первой передачи и заднего хода, а также второй и третьей передач на них установлены головки с пазами, аналогичный паз имеется в головке вилки включения четвертой — пятой передач. В эти пазы входит нижний конец рычага переключения передач механического дистанционного управления коробкой, перемещение которого обеспечивает выбор и включение требуемой передачи.

Для удержания ползунов в нейтральном положении или в положении включенной передачи в верхней крышке картера вмонтированы фиксаторы. В сверлениях крышки установлены три стакана, в каждом из которых находится стопорный шарик фиксатора, нагружаемый пружиной. Шарик входит в лупки на ползунах при нейтральном положении и при включенной передаче, удерживая ползун в нужном положении.

Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в механизме переключения предусмотрено замковое устройство. Оно состоит из двух пар шариков и расположенного между ними штифта замка.

Размеры шариков и штифта подобраны таким образом, что при перемещении среднего ползуна шарики, входя в лунки крайних ползунов, застопоривают их. При перемещении одного из крайних ползунов (например, правого) два шарика, перекатываясь, стопорят средний ползун и передвигают штифт, воздействующий на другую пару шариков; при этом стопорится второй ползун (левый). Таким образом, одновременно передвигать можно только один ползун, включая нужную передачу, а два других ползуна остаются неподвижными, и, следовательно, исключается включение сразу двух передач.

Предохранитель от случайного включения первой передачи и заднего хода состоит из пружины, штока и толкателя. Толкатель препятствует введению в паз головки ползуна нижнего конца рычага механизма переключения передач и тем самым предохраняет от случайного включения заднего хода. Для включения заднего хода необходимо преодолеть усилие пружины, чтобы сместить толкатель и шток.

Схема 1 пневматический привод переключения передач в делителе

Включатель делителя расположен у верхней головки рычага переключения передач. Верхнее положение включателя соответствует включению высшей, а нижнее — низшей передачи в делителе.

В кране управления находится золотник, соединенный тросом в оболочке с включателем. При включении низшей передачи (на схеме 1) этот золотник находится в верхнем положении. Сжатый воздух от редукционного клапана через кран управления поступает к золотниковому устройству воздухораспределителя в его полость Б. В результате золотник воздухораспределителя смещается влево и полость под поршнем силового цилиндра соединяется с клапаном включения делителя передач. Для включения передачи в делителе необходимо нажать на педаль сцепления. При этом упор на толкателе привода сцепления нажмет на шток клапана включения делителя, клапан откроется, и сжатый воздух от редукционного клапана через клапан поступит в полость под поршнем силового цилиндра. Поршень и соединенный с ним нижний конец рычага включения передачи в делителе переместятся вправо по схеме и включится низшая передача в делителе.

Для включения высшей передачи надо установить включатель делителя в верхнее положение и нажать на педаль сцепления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: