Дать определение трансмиссии трактора

Назначение, принцип работы, классификация и схемы коробок передач

Большинство колесных и гусеничных тракторов работают по одному принципу, ведь наличие ряда конструктивных особенностей позволяет технике удобно передвигаться и выполнять отведенные задачи. Трансмиссия является незаменимой частью любого трактора, ведь ее основная задача — передавать и преобразовывать полученную энергию к потребителю. Причем передача проходит максимально удобно и просто, а значит управлять трактором сегодня достаточно просто.

Назначение и схема трансмиссии трактора

Нынешние тракторы создаются в различных вариантах трансмиссии, можно выделить две основных трансмиссии:

  • Механическая — в основе лежат лишь механизмы и шестерни;
  • Гидромеханическая — трансмиссия также имеет механизмы, но также присутствуют гидродинамические преобразователи.

Также производители создают несколько трансмиссий, которые различаются по изменению передаточного числа. В зависимости от этого выделяют комбинированную, ступенчатую и бесступенчатую трансмиссии.

Механическая и гидромеханическая трансмиссии

Наиболее популярной, недорогой и практичной считается механическая трансмиссия, она достаточно удобная и неприхотливая в работе. В основе механической коробки лежат такие главные механизмы как: сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал, конечные передачи, механизм поворота и карданная передача.

Назначение и схема трансмиссии трактора

Также в зависимости от производителя выбранного трактора в его трансмиссию могут устанавливаться ходоуменьшители, раздаточная коробка и система повышения крутящего момента.

Также следует понимать, что нынешние зарубежные тракторы могут предлагаться с трансмиссиями электрического и смешанного типа. Вышеуказанные виды трансмиссий обычно различаются по способу обработки крутящего момента.

Классификация по преобразованию передаточного числа

В тракторах принято использовать ступенчатые трансмиссии, они удобные, неприхотливые в обслуживании и недорогие.

Назначение и схема трансмиссии трактора

  • Ступенчатая — предполагает специальные интервалы передаточного числа, в эти интервалы трактор способен выдать максимальную мощность и при этом оставаться экономичным.
  • Бесступенчатая — определенные заданные интервалы передаточного числа способствуют изменению положения, поэтому не требуется усилие и внимание для выбора оптимального соотношения экономичности и мощности.
  • Комбинированная — данный механизм позволяет сочетать одну бесступенчатую передачу и ступенчатую передачу. Таким образом вы получаете все плюсы бесступенчатой трансмиссии, одновременно контролируется максимальная мощность и экономичность.

Особенности трансмиссии гусеничного трактора

Для работы трактора на гусеничном ходу используется иная трансмиссия, предполагает наличие двух больших гидравлических передач. На каждой передаче устанавливается регулируемый насос и гидравлический мотор.

Назначение и схема трансмиссии трактора

Гидравлические насосы созданы таким образом, что соединяются с двигателем, гидравлические моторы в передачах соединяются с ведущими звездочками. Непосредственно данные звездочки уже соединены зубчатым механизмом. Схемы трансмиссии гусеничного трактора позволяют проще оценить принцип работы и все особенности.

Какое использовать масло в трансмиссию трактора?

Для полноценной работы такого узла трактора как трансмиссия приходиться использовать специальное масло, характеристики которого устанавливаются еще на заводе производителе. Трансмиссионное масло создается согласно ГОСТ 17479.2-85, при маркировке масла производитель может указать буквы ТМ.

Также марка масла обозначается цифрами, обозначающими наличие присадок и определенную вязкость. Приведем пример: масло ТС-3-1H можно расшифровать как трансмиссионное, относиться к 3 группе и создано по 4 классу вязкости.

Масло для сельскохозяйственной техники имеет в составе дистиллятную и нефтяную разновидности, хорошее масло должно иметь присадки, уменьшающие износ и появление задиров. В основе могут содержаться такие компоненты как фосфор, сера, хлор и т. д.

Назначение и схема трансмиссии трактора

При использовании на тракторе ведущего моста и гипоидной скорости обязательно требуется использование специального смазочного вещества — гипоидного масла. Также играют важную роль — защищают от появления задиров. Любое трансмиссионное масло должно выполнять единственную роль — смазка внутренних механизмов трансмиссии и обеспечение правильного теплоотвода.

Видео

Описать устройство и работу механической коробки передач.

Механические коробки передач состоят из шестерен, валов с опорами и уплотнениями и механизма переключения передач. Шестерни, валы, подшипники, помещенные в картерах (корпусах), несут большие нагрузки. Обеспечение высокого срока службы без ремонта (не менее 6000 ч) требует правильного выбора кинематических и силовых схем, материалов и технологии изготовления. Особое значение приобретают надежность уплотнений и качество масел. Распространенная до сего времени смазка разбрызгиванием уступает место принудительной смазке при помощи шестеренчатых насосов. Жесткость корпуса коробок передач из чугунного литья увеличивается специальными ребрами жесткости или совмещением с корпусом заднего моста (ДТ-75, ДТ-75М).

Валы изготавливают из специальных и углеродистых сталей и подвергают термической обработке. Основное требование к валу — высокая жесткость, так как деформация вала ведет к нарушению правильности зацепления шестерен, быстрому их износу и разрушению подшипников. Для установки на валы шестерен используются шлицевые соединения прямоугольного профиля с центрированием по наружному диаметру вала и шлицы с эвольвентным профилем. Геометрия шлицевых соединений и их надежность во многом определяют срок службы шестерен и подшипников. В автомобильных коробках передач все или наиболее нагруженные и более часто включаемые шестерни изготавливают косозубыми. Это повышает срок службы шестерен и снижает шум зацепления. Возникающие осевые усилия от подвижных шестерен воспринимаются косыми шлицами.

В тракторных коробках передач все шестерни прямозубые, за исключением конической шестерни вторичного вала, которая имеет спиральные зубья, и сопрягаемой с ней шестерни.

Валы большинства коробок передач двухопорные, на шариковых или роликовых подшипниках качения. Первые распространены больше, потому что хорошо воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки. Однорядные шариковые и роликовые подшипники удобны для сборки и не требуют дополнительных регулировочных операций. В случае применения цилиндрических роликовых подшипников (когда возникают ограничения пространства для установки радиального шарикового подшипника требуемой работоспособности) предусматриваются устройства для восприятия осевых нагрузок. При действии больших нагрузок устанавливают сдвоенные подшипники, например однорядный радиальный шариковый и цилиндрический роликовый (передние опоры валов коробки передач трактора Т-130).

Конические роликовые подшипники чаще используются на задней опоре вторичного вала, где возникают наибольшие осевые нагрузки и по условиям ограничения габаритов установка радиального шарикового подшипника равноценной работоспособности невозможна. Для сохранности корпусных деталей и легкости ремонта посадочные места под внешние обоймы подшипников делают в съемных стаканах (гнездах), прикрепляемых к основному корпусу.

В коробках передач более распространены механические устройства переключения передач, приводимые в действие мускульной силой водителя. Подвижные шестерни включаются или устанавливаются в нейтральное положение при помощи рычажного устройства.

Шестерни перемещаются вдоль вала коробки передач вилками 6, 7, 8, 11 (рис. 1,А), Которые свободно входят в кольцевые выточки

Устройства для переключения передач

Рис. 1. Устройства для переключения передач:

А — механизм переключения: 1 — корпус; 2 — Пружина; 3 — фиксатор;

4 — Замковая пластина; 5 — планка; В, 7, 8, 11— вилки; 9 — валик переключения; 10 — поводок; 12—ползуны; А — выемки на ползунах;

Б, в — механизм блокировки: 1 — валик блокировочного механизма;

2 — Фиксатор; 3— Валик переключения; Г — замок-фиксатор: 1 — фиксатор;

2 — сухарик; 3 — валик переключения; 4 — пружина; Д — синхронизатор:

1 — первичный вал; 2, 7 — шестерни; 3 — штифт; 4 — шарик; 5 — пружина;

6, 9 — пальцы; 8 — вторичный вал; 10 — каретка; 11 — кольцо;

А — блокирующие поверхности.

Подвижных шестерен. Вилки 6, 8, 11 Закреплены на ползунах 12 И перемещаются вместе с ними. Вилка 7 закреплена на валике переключения 9, Который поводком 10 Соединен с одним из ползунов 12. Ползуны удерживаются во включенном или выключенном положении фиксаторами 3 с пружинами 2.

Передвижение ползунов (валиков) проводится нижним концом рычага переключения передач, входящим в выемки А Ползунов. Рычаг устанавливается на шаровой опоре в крышке корпуса коробки передач; движение нижнего конца рычага направляется кулисой, которая имеет прорези, ограничивающие перемещение нижнего конца рычага в определенных пределах.

Включение передачи при включенном или не полностью выключенном сцеплении может вызвать поломку шестерен. Для предупреждения этого коробки передач снабжаются механизмами блокировки.

Механизм блокировки не допускает самовыключения шестерен; он имеет валик 1 (рис. 1,б, в), расположенный под фиксаторами 2. На валике сделан паз А (или сверление), в который могут входить концы фиксаторов. При полностью включенном сцеплении паз становится точно над фиксатором и при переключении шестерен отжимается валиком переключения 3. Если сцепление не выключено или выключено не полностью, то верхний конец фиксатора упрется в валик (рис. 1, б) и не допустит включения передачи.

Для предупреждения произвольного перемещения валиков переключения служат Замки-фиксаторы. Фиксаторы (шариковые или конусные) располагаются в сверлениях крышки или корпуса коробки передач и прижимаются к валику переключения 3 (рис. 1, Г) Пружиной.

В нейтральном положении или при включенной передаче фиксатор под действием пружины входит в соответствующее углубление валика. Когда включается передача, фиксатор выжимается из углубления и дает возможность включить выбранную передачу или занять валику нейтральное положение. Сухарик 2 Выполняет роль замка—исключает одновременное включение двух передач. Длина сухариков 2 Равна расстоянию между валиками плюс размер одного углубления на валике.

Поэтому возможно перемещение только одного валика, так как второй запирается сухариком.

Многоступенчатые

Для получения такого числа передач используют сложные многоступенчатые коробки передач, в которых больше передвижных кареток и валов и в которых введено многопарное зацепление. К ним относятся типы коробок с промежуточными валами и трехвальные с прямой передачей.

В коробке с промежуточными валами усилие от ведущего вала к ведомому передается через дополнительный промежуточный вал и шестерни. Благодаря этому размещается большее число кареток на валах и большее число передач. Конструкция при этом усложняется.

В коробке с прямой передачей ведущий и ведомый валы расположены на одной оси. Усилие к ведомому валу передается через промежуточный вал.

В таком типе коробок передач, кроме введения в зацепление шестерен ведомого вала с промежуточным, получают дополнительную передачу, соединив непосредственно ведущий вал с ведомым. Усилие в этом случае будет передаваться от ведущего вала ведомому, минуя промежуточный вал. Передаточное число при включении прямой передачи равно 1,0.

Считаются ли транспортом трактора и прицепы

Поскольку прицеп вместе с машиной выезжает на дорогу, то он становится участником дорожного движения, а значит, подчиняется установленным правилам. Соответственно, его использование возможно только при условии соблюдения ПДД. Читатели часто спрашивают: прицеп — это транспортное средство или нет. Чтобы выяснить это, обратимся к законодательно-правовым нормам.

Что говорит гражданское законодательство о транспортном средстве

Синий бортовой прицеп с двумя осями

Гражданское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия транспортного средства. Но в Федеральном законе № 196 от 10.12.1995 г., где прописаны правила безопасности на дорогах, содержится следующее определение: транспортное средство – это устройство для передвижения по дорогам и перемещению людей, животных, грузов и оборудования, предварительно установленного на нем.

Читайте также  Высокий показатель датчика трансмиссии что это

Разобраться поможет свод ПДД: прицеп и трактор – это автотранспортные средства или нет. Кстати, в 1993 году были приняты Правила дорожного движения, где даны содержательные дефиниции транспортного средства и прицепа.

Определение трактора и прицепа

Колёсный мини трактор с бортовым прицепом

Узнать к какому виду транспорта относится трактор, можно в пункте 1,2 раздела 1 ПДД. По правилам, трактор входит в пул механических транспортных средств. Трактора выпускаются на гусеничном и на колесном ходу и интегрируются с прицепным оборудованием: борона, плуг, прицеп. Скорость трактора установлена в пределах 50 км/час в силу технических ограничений. Машина не предназначена для быстрой езды, ее инженерная особенность заключена в силе тяги. Этот показатель – основной при выборе для выполнения сельскохозяйственных работ и для транспортировки машин и орудий не способных перемещаться самостоятельно.

Прицеп вынесен в отдельную категорию в ПДД. В частности, прицеп – это транспортное средство, в котором нет двигателя, а передвижение возможно только вместе с механическим ТС. Данные устройства различаются максимальной грузоподъемностью и нагрузкой между прицепом и тягачом:

  1. Соединение с тягачом осуществляется сцепным устройством типа «крюк — петля». Масса перевозимых предметов полностью передается дороге, а соединение с тягачом необходимо для движения прицепа до пункта назначения груза.
  2. Полуприцеп через сцепное устройство соединяется с тягачом. Механизм называется сцепной «шкворень». В этом случае масса груза равномерно распределяется между тягачом и прицепом. Оборудование может двигаться только в связке с транспортным средством. Устойчивость полуприцепа, на время отсутствия тягача, обеспечивается стойками.
  3. Роспуск – это гибрид между прицепом и полуприцепом. Он нужен для транспортировки очень длинных грузов. Здесь нет платформы, есть только «коники», используемые для распределения массы перевозимого груза.

Трактор и прицеп – транспортные средства

Синий колёсный трактор, вид спереди

Трактор приравнивается к ТС, но специального назначения. Управление разрешается после получения прав и удостоверения тракториста определенной категории. Документы выдаются в Гостехнадзоре, после прохождения обучения на специализированных курсах.

Прицеп также относится к ТС, но его регистрация и разрешение на эксплуатацию оформляется в ГИБДД.

Категории транспортных средств

Средства, передвигающиеся по дорогам, делятся по типу и по категориям. Первый тип классификации используется чаще всего. Его можно представить схематично:

Схема понятия дорожный транспорт

Всего выделяют 4 категории ТС, которые разбиваются на подкатегории:

  1. Категория L. Сюда входят ТС, где установлено меньше четырех колес. Здесь есть подкатегории:
  • L1. ТС на двух колесах. Двигатель внутреннего сгорания, объем от 50 см3. Предельная скорость до 50 км/час с любым двигателем;
  • L2. Транспортное средство на 3-х колесах. Их расположение не имеет значение. Объем ДВС 50см3, предельная скорость до 50 км/час;
  • L3. Мотоцикл – ТС на двух колесах. Объем ДВС больше 50 см3, предельная скорость выше 50 км/час;
  • L4. Мотоцикл с коляской. ТС, передвигающееся на трех ассиметрично расположенных колесах. Рабочий объем ДВС больше 50 см3. Предельная скорость от 50 км/час, независимо от типа используемого двигателя;
  • L5. Трицикл. Три ассиметрично расположенных колеса. Рабочий объем ДВС от 50 см3, предельная скорость – выше 50 км/час;
  • L6. Легкий квадрицикл. ТС на четырех колесах. Предельная масса подъема 350 кг. Сюда не входит вес аккумулятора, если ТС на электрической тяге. Объем ДВС до 50 см3. Развивает скорость выше 50 км/час;
  • L7. Квадрицикл. ТС на четырех колесах. Может поднять до 400 кг. Если механизм используется для перемещения грузов, тогда максимальный вес равен 550 кг. Мощность двигателя на уровне 15кВт.
  1. Категория М. ТС с четырьмя колесами, используются для перевозок людей. Здесь есть свои подкатегории:
  • М1. Транспортное средство, в котором количество пассажирских мест, кроме водительского, не превышает восьми;
  • М2. ТС, где помещается больше 8 пассажиров, кроме водителя, а максимальный вес не превышает 5 тонн;
  • М3. Транспортное средство с количеством мест от 8 шт., а предельный вес больше 5 тонн.
  1. Категория N. Здесь располагаются транспортные средства на четырех колесах, но техника используется для перемещения груза на расстояние:
  • N1. ТС, используемое для перемещения грузов с максимальной нагрузкой 3,5 тонны;
  • N2. Грузовые ТС с максимальной грузоподъемностью и максимальной массой груза от 3,5 тонн до 12 тонн;
  • N3. Грузовые ТС с максимальной массой груза свыше 12 тонн.
  1. Категория О. в этой категории находятся только прицепы и полуприцепы. Разделение по подкатегориям следующее:
  • О1. Прицепы с максимальной грузоподъемностью до 0,75 т;
  • О2. Прицепы и полуприцепы с максимальной грузоподъемностью от 0,75 т до 3,5т;
  • О3. Прицепы с максимальной грузоподъемностью от 3,5т до 10 т;
  • О4. Прицепы и полуприцепы с максимальной грузоподъемностью больше 10 т.

Существуют транспортные средства, отличающиеся повышенной проходимостью. Для таких ТС имеется категория G.

Что является самоходной машиной, правила управления

Трёхколёсный мотороллер с кабиной

Определение самоходного транспорта есть в Постановлении правительства РФ № 796 от 12.07.1999 г (раздел Общие положения). Во втором пункте сказано, что самоходная машина является транспортным средством, имеет независимый привод, ДВС объемом от 50 см3. Если установлен электродвигатель, тогда его мощность должна быть больше 4 кВт.

Исходя из сказанного к самоходным машинам относятся трактора, машины для дорожно-строительных работ, механические ТС, способные передвигаться по дороге, но не являющиеся участниками дорожного движения.

Но есть исключения: к самоходным ТС не относятся автомототранспортные средства, скорость которых выше 50 км/час, а также боевая самоходная техника ВС РФ.

Основная задача самоходной машины заключается в выполнении определенных видов работ. Ее не используют для передвижения или перевозки чего-либо. Регистрируется техника в органах Гостехнадзора.

Управление самоходной техникой при движении по проезжей части подчиняется общим требованиям ПДД: соблюдение скоростного режима, внимательность на дороге, выполнение требований знаков и светофоров. Исключением считаются автомашины, занятые на определенных работах на дороге. Это касается снегоуборочной техники, коммунальных машин и спецтехники для дорожного строительства.

Возраст получения тракторных прав

Колёсный трактор Беларусь 821

Для того чтобы можно было сесть за руль трактора, требуется удостоверение тракториста. В удостоверении прописано 6 категорий и 4 подкатегории. Каждый пункт имеет свое возрастное ограничение:

  1. Категория А. Здесь находятся ТС, которые никогда не выезжают на проезжую часть.
  • Подкатегория I – мототранспортные внедорожные средства. Разрешен с 16 лет;
  • Подкатегория II – внедорожные ТС с массой до 3500 кг и не больше 8 пассажирских мест (карьерные самосвалы и вездеходы). Разрешен с 19 лет;
  • Подкатегория III – ТС для движения по бездорожью, масса от 3500 кг за исключение транспорта из подкатегории IV (карьерные самосвалы и вездеходы). Разрешен с 19 лет;
  • Подкатегория IV- ТС для движения по бездорожью, с количеством пассажиров больше 8 (Перронные и вахтовые автобусы). Разрешен с 22 лет.
  1. Категория В. Тракторы на колесах и на гусеницах, с мощностью мотора до 25,7кВт.
  2. Категория С. Тракторы на колесах, мощность в пределах 25,7 – 110,3 кВт. Разрешен с 17 лет.
  3. Категория D. Тракторы на колесах, мощность от 110,3 кВт. Разрешен с 18 лет.
  4. Категория Е. Тракторы на гусеницах, мощность от 25,7 кВт. Разрешен с 17 лет.
  5. Категория F. Самоходные машины, комбайны. Разрешен с 17 лет.

Обязательна ли постановка на учет прицепа

Участок регистрации транспортных средств в ГИБДД

Несмотря на то, что в прицепе отсутствует двигатель, он все равно относится к транспортным средствам и является участником дорожного движения. Это значит, что он должен подчиняться правилам ПДД для обеспечения безопасности на дороге. Эксплуатация прицепа без соответствующих документов запрещена.

Прицеп ставится на учет в ГИБДД также, как автомобиль. За исключением ситуаций, когда документ оформлять не нужно – в том случае, если прицеп не эксплуатируется или он находится в технически неисправном состоянии.

Должен ли прицеп проходить техосмотр

Техническое состояние прицепа очень важно, поскольку он используется в тандеме с легковым автомобилем. Пока технический осмотр прицепного устройства для частных лиц отменен. Причина в том, что физическое лицо в любом случае будет следить за состоянием своего имущества.

А вот для владельцев юридических лиц техосмотр прицепа остается обязательной процедурой. Также стоит знать, что прицеп грузоподъемностью от 3,5 тонн проходит осмотр независимо от того, кто им владеет.

Транспортный налог на прицепы и полуприцепы

Налог на прицепную технику не начисляется. Транспортное средство без мотора не включено в список налогооблагаемой техники. Владельцу прицепа достаточно заплатить налог за свой автомобиль и спокойно передвигаться по дорогам государства.

Общее устройство тракторов и автомобилей

Трактор и автомобиль состоят из деталей, сборочных единиц, механизмов, приборов, составных частей, систем и агрегатов.

Деталь — это изделие, выполненное без применения сборочных операций (гайка, болт).

Сборочная единица — изделие, составные части которого соединены между собой с помощью каких-либо сборочных операций.

Механизм — это устройство, служащее для передачи механического движения.

Прибор — это устройство для измерения, контроля, освещения или сигнализации.

Составная часть — это часть машины, выполняющая законченные функции.

Система — это составные части, механизмы, приборы, совместно выполняющие определенную работу.

Агрегат — самостоятельный механизм (или укрупненная часть машины), обладающий полной взаимозаменяемостью и выполняющий определенные функции. Агрегатом называют и разнотипные составные части или машины, соединенные для выполнения общей работы.

Техническое обслуживание ходовой части трактора Общее устройство тракторов и автомобилей Общее устройство тракторов и автомобилей Общие сведения о ходовой части трактора Техническое обслуживание ходовой части трактора Общие сведения о ходовой части трактора Общее устройство тракторов и автомобилей Общее устройство тракторов и автомобилей Общие сведения о ходовой части трактора Общее устройство тракторов и автомобилей

Рис. 1. Основные части трактора: а — гусеничного; б — колесного; 1—дизель; 2 — органы управления; 3 — трансмиссия; 4 — вспомогательное оборудование; 5 — рабочее оборудование 6 — ходовая часть

Рис. 2. Основные части грузового автомобиля.

Основные части трактора — двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рабочее оборудование, механизмы управления и другие устройства.

Двигатель (рис. 1) через трансмиссию вращает ведущие колеса ходовой части трактора. Трансмиссия состоит из последовательно расположенных агрегатов: сцепление, коробка передач, ведущий мост. Ходовой частью трактор опирается на грунт и с ее помощью движется. К рабочему оборудованию относится гидравлическая навесная система, вал отбора мощности (ВОМ), приводной шкив и прицепное устройство.

Техническое обслуживание ходовой части трактора Техническое обслуживание ходовой части трактора Общее устройство тракторов и автомобилей Техническое обслуживание ходовой части трактора Общие сведения о ходовой части трактора Общее устройство тракторов и автомобилей Общее устройство тракторов и автомобилей Техническое обслуживание ходовой части трактора Общее устройство тракторов и автомобилей Общие сведения о ходовой части трактора

Для управления трактором и его механизмами служат органы управления, а для контроля за работой систем и составных частей — контрольные приборы. К вспомогательному и дополнительному оборудованию трактора относятся кабина, приборы освещения, сигнализация и другое электрооборудование, а также дополнительные устройства.

Читайте также  Какая трансмиссия ауди а4

Основные части автомобиля — двигатель, кузов и шасси (рис. 2). В шасси входят трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления. Автомобиль снабжен также электрическим оборудованием, контрольными приборами и дополнительными устройствами.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСМИССИИ ТРАКТОРА И АВТОМОБИЛЯ. СЦЕПЛЕНИЕ

Цель занятия. Изучение составных частей шасси. Изучение принципа работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи. Приобретение знаний и умений оценивать основные показатели и назначение сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи по их технической характеристике и общему устройству.

Материалы и оборудование. Плакаты и макеты по устройству тракторов, их узлов и деталей. Натуральные образцы тракторов МТЗ-82, ДТ-75М, их узлы и детали.

Содержание работы

1. Назначение, принцип работы и классификация муфт сцепления.

2. Ведущие части муфты сцепления.

3. Ведомые части муфты сцепления.

4. Привод управления сцеплением.

5. Неисправности, техническое обслуживание и регулировки.

Порядок выполнения работы

1. Назначение, принцип работы и классификация муфт сцепления.

Шасси трактора включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизм управления.

Трансмиссия состоит из агрегатов (рисунок 1), передающих вращающий момент от двигателя ведущим колесам и изменяю­щих этот момент и частоту их вращения как по величине, гак и по направлению. В трансмиссию входят сцепление I, коробка пе­редач 2 и ведущий (задний) мост. Для передачи вращения и вра­щающего момента между агрегатами используют промежуточное соединение 10 или карданную передачу 8. Задний мост колесноготрактора включает в себя, главную передачу .5, дифференциал 4 и конечные передачи 5. У колесного трактора со всеми ведущими колесами 6 дополнительно имеются передний ведущий мост со своей главной передачей 3 и дифференциалом 4.

1 — сцепление; 2 — коробка передач;3, 5, 8 — соответственно главная, конечная и карданная передачи;4 — дифференциал; 6 — ведущее колесо (звездочка); 7 — раздаточная коробка; 9 — гусеница; 10 — промежуточное соединение; 12 — механизм поворота

Рисунок 1 — Схемы составных частей трансмиссии колесного (а)и гусеничного (б) тракторов

В заднем мосту гусеничного трактора, кроме главной и ко­нечных передач, установлены механизмы поворота 1 I.

Для смазывания вращающихся деталей коробки передач (без гидравлического управления), как и других деталей трансмиссии, применяют масло трансмиссионное ТМ-3-18, ТАп-15в или ТСп-15к (ГОСТ 23652). Для коробок передач с гидроуправлением ис­пользуют моторное масло.

2. Схема работы и устройство сцепления.

Сцепление служит для кратковременного разъединения дви­гателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании трактора с места.

На тракторах применяется фрикционное сцепление. Его работа основана на использовании сил трения. Трущимися поверхностями служат диски, изготовленные из материала с высоким коэффи­циентом трения. В зависимости от передаваемого крутящего мо­мента необходимо применять разное число трущихся элементов, поэтому сцепление может быть одно- или двухдисковым.

Ведущий (нажимной) диск 1 (рисунок 2) соединен с махови­ком 4, а ведомый 3 установлен на валу 8 сцепления. Маховик вы­полняет одновременно функцию ведущего диска.

1,3- ведущий и ведомый; диски; 2 — пружина; 4 — маховик; 5 — отжимной рычажок; 6 – выжимной подшипник; 7 — педаль; 8 — вал сцепления; 9 – кожух

Рисунок 2 — Принципиальная схема сцепления

Между нажимным диском 1 и кожухом 9 по окружности раз­мещены пружины 2, зажимающие ведомый диск между нажим­ным диском и маховиком. Под действием возникающей между ними силы трения крутящий момент передается от двигателя на кал сцепления.

Сцеплением управляет механизм выключения. Выжимной подшипник 6 перемещается с помощью вилки и тяги от педали 7. Подшипник нажимает на внутренние концы рычажков 5. их на­ружные концы отводят нажимной диск от ведомого, и сцепление выключается. Когда педаль отпускают, нажимной диск под дей­ствием пружин 2 прижимает ведомый диск к маховику сцепле­ние включается. Плавность включения обеспечивается за счет начального проскальзывания дисков до момента полного прижатия одного к другому.

Сцепление описанного типа называют сухим, постоянно замкнутым.

Одподисковое сцепление состоит из ведущих и ведомых час­тей и механизма выключения. В ведущую часть сцепления входят маховик 1 (рисунок 3) двигателя и нажимной диск 10, в ведомую ведомый диск 8 и вал 15.

1 — маховик; 2 — пружина; 3 — шланг масленки; 4 — ступица ведомого диска; 5 — демп­ферная пружина; 6 — отжимной рычажок; 7 — опорный диск (кожух); 8, 10- ведомый и нажимной (ведущий) диски; 9 — палец (болт); 11 — регу­лировочный винт; 12 — выжимной подшипник (отводка); 13 — ведущий вал привода ВОМ; 14 — вилка тормозка; 15 — вал трансмиссии; 16 — рычаг включения понижающего редуктора; 1 7 — зубчатая муфта; 18 — вал приво­да ВОМ; 19 — ведущая шестерня понижающего редуктора; 20, 21 — веду­щий и скользящий диски тормозка; 22 — вилка включения ВОМ; 23 — соединительная муфта; 24, 25 — шестерни привода ВОМ второй и первой ступеней; 26 — вилка выключения сцепления

Рисунок 3 — Однодисковое сцепление трактора МТЗ-80

Нажимной диск гремя выступами входи 1 в пазы опорною диска (кожуха) I, закрепленного на маховике болтами 9. На вы­ступах нажимного диска осями крепятся отжимные рычажки 6. Между опорным и нажимным дисками установлены в стаканах двенадцать пружин 2, которые через ведущий диск прижимают ведомый диск к маховику.

Ведомый диск состоит из ступицы 4, стального диска, двух приклепанных к нему фрикционных накладок и демпферных пружин, гасящих крутильные колебания. Ведомый диск демп­ферными пружинами соединен со ступицей 4, внутри которой нарезаны шлицы. Ступица надевается на шлицы вала 15 транс­миссии и вращается вместе с ним. Вращение ведомому диску пе­редается под действием силы трения между маховиком и нажим­ным диском. При выключении сцепления ведомый диск с валом останавливается.

Для быстрой остановки вала сцепление снабжено тормозном, который уменьшает торцевое изнашивание зубьев шестерен ко­робки передач при их переключении. Ведущий диск 20 тормозка с приклеенной фрикционной накладкой жестко установлен на ва­лу трансмиссии. Скользящий диск 21 тормозка размещен на шлицах неподвижного кронштейна. Управление тормозком сбло­кировано с управлением сцепления. При его выключении сколь­зящий диск тормозка под действием вилки 14 прижимается к ве­дущему диску и затормаживает вал.

В шлицах ступицы опорного диска 7 установлен трубчатый ведущий вал 13 независимого привода ВОМ. Он выполнен со­вместно с двумя шестернями, поэтому на тракторе две скорости ВОМ. Механизм привода ВОМ расположен в нижней части кор­пуса сцепления.

Двухдисковое сцепление (рисунок 4) в отличие от однодиско-вого имеет два ведомых (2 и 4) и два ведущих диска 3.

Сцепление, показанное на рисунке 4, двухпоточное (комби ипрованное). Оно передает крутящий момент от коленчатою вала двигателя одновременно ведущему валу коробки передач и ВОМ. Последний включается и выключается независимо от положения главного сцепления. Двухпоточное сцепление представляет собой сочетание двух однодисковых сцеплений, на каждом из которых размещены ведомые и ведущие диски.

1 — ведомый вал; 2, 4 — ведомые диски; 3 — ведущие нажимные диски; 5 — отжимной рычажок; 6 — педаль сцепления трансмиссии; 7 — педаль сцепления ВОМ; 8 — шестерня привода ВОМ; 9 — выжимные подшипники сцепления трансмиссии и ВОМ; 11 — пружина; 12 – маховик

Рисунок 4 — Схема двухдискового сцепления трактора ЛТЗ-55

Оба сцепления имеют отдельные валы (один расположен внутри другого) и независимо действующие механизмы выклю­чения.

Механизм выключения сцепления изучаемых тракторов осна­щен механическим приводом. Его основные элементы — педаль, выжимной подшипник, вилки выключения сцепления и включе­ния тормозка, рычаги вилок и тяг. При нажатии на педаль 1 (ри­сунок 5) выжимной подшипник 6 с помощью тяги 11, рычага 10 и вилки перемещается вперед, давит на внутренние концы отжим­ных рычажков 5, которые наружными концами отводят нажим­ной диск 3 от маховика, освобождая ведомый диск 2, и сцепление выключается. Движение от рычага 10 передается через тягу 9 на рычаг 7 тормозка, который прижимает диски 8 один к другому, и вал трансмиссии останавливается.

Для включения сцепления педаль отпускают, отжимные ры­чажки с выжимным подшипником отходят назад, а нажимной диск под действием пружин прижимает ведомый диск к махови­ку. При включенном сцеплении между выжимным подшипником и отжимными рычажками должен быть зазор, который соответствует свободному ходу педали 40. 45 мм. При задействовании пе­дали сцепления ее перемещение должно быть плавным.

Для снижения усилия, прикладываемого трактористом к пе­дали, механизмы выключения многих тракторов снабжены уси­лителями. В качестве усилителя рассматриваемого сцепления применен механический сервоусилитель. Он состоит из пружины и кронштейна с упорным болтом 12. В начале хода педали сцеп­ления пружина сжимается, а затем, разжимаясь, полностью от­ключает сцепление.Механизм выключения сцепления трактора ЛТЗ-55 также ме­ханический. В отличие от механизма сцепления трактора МТ1-80 в него входит еще педаль сцепления 7 (см. рисунок 4) для вклю­чения ВОМ.

1- педаль; 2 — ведомый диск; 3 ведущий (нажимной) диск; 4 — регулиро­вочный винт; 5 — отжимной рычажок; 6 — выжимной подшипник; 7 — рычаг тормозка; 8 — диски тормозка; 9 — тяга тормозка; 10 — рычаг сцепления; II — тяга сцепления; 12 упорный болт пружины

Рисунок 5 — Схема механизма выключения сцепления трактора МТЗ-80

Работоспособное состояние сцепления зависит от надежности и плавности соединения ведущей и ведомой частей при включе­нии и полноты разьединения при выключении.

Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его нужно быстро, а включать плавно и без задержки в полувыклю­ченном положении.

При ТО-2 проверяют работу сцепления и при необходимости регулируют. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная ре­гулировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали. Ему соответствует определенный зазор между отжимными рычажками и выжимным подшипником. Не­обходимый зазор (свободный ход педали) устанавливают изме­нением длины тяги 11 (см. рисунок 5) сцепления. Перед регули­ровкой сцепления предварительно снимают тягу 9 тормозка и ос­вобождают педаль I от воздействия пружины сервоусилителя, ввернув в кронштейн до упора болт 12.

Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением длины тяги 9 тормозка. При правильной регулировке тормозок должен срабатывать после полного выключения сцепления. Для этого педаль сцепления выжимают до конца, рычагом 7 сводят вплотную диски тормозка и устанавливают на место тягу 9 тор­мозка, отрегулировав ее длину.

Читайте также  Трансмиссия fat что означает

При неодинаковом зазоре между всеми рычажками и выжим­ным подшипником могут возникнуть перекос нажимного диска и ненормальная работа сцепления (неполное выключение или включение рывками). Равномерность зазора регулируют отвер­тыванием или ввертыванием регулировочных винтов 4 при от­пущенных контргайках. При сборке сцепления регулировочными винтами устанавливают определенное расстояние между отжим­ными рычажками 5 и ступицей кожуха сцепления.

Классификация и виды тракторов

Классификация и виды тракторов

Научно-технический прогресс последовательно охватывает новые области — совершенствуется как автомобильная промышленность, так и тракторная. Сельское хозяйство переходит от стадии полуавтоматизированной работы, когда человек управляет трактором — к полностью автоматизированной работе, когда агрегат выполняют всю программу по алгоритмам и командам, которые были заданы ранее. Но, чтобы работать с техникой нужно знать её конструкцию, виды и способы применения.

Тракторы различают по движителю, остову, тяговому классу и назначению. В зависимости от вида техники, она выполняет различные задачи в сельскохозяйственных, коммунальных или строительных областях. Агрегаты способны выполнять большинство задач, которые только могут стоять перед тяжелыми и тяговитыми машинами.

Классификация по типу движителя

Движитель трактора отвечает за перемещение агрегата. По типу движения технику классифицируют на колесную и гусеничную. У колесного агрегата тяговое усилие создаётся за счет движения колёс, а у гусеничного — за счёт гусеничных лент.

Машины с гусеничным типом движителя лучше перемещается по трудному и тяжелому рельефу, чем колесные, поэтому их используют на сложной местности.

Колёсный

Тяговое усилие у колесного трактора создаётся за счет движения колес. Машины бывают как четырехколесными, так и трехколесными. Техника с тремя колесами разработана для работы на посадках хлопчатника, чтобы соблюдать междурядья. Колеса, на которые передается движение от двигателя — называют ведущими, а колеса, которые направляют технику — направляющими. Колесные формулы бывают 4×4 (полный привод) и 4х2 (задний привод). Агрегаты, у которых движение от двигателя передается на четыре колеса — это тракторы повышенной проходимости.

На колесной машине можно передвигаться по дорогам общего пользования, в отличие от техники с гусеничным типом движителя, но сцепление с землей на колесном агрегате значительно ниже, чем на гусеничном. На мягкой и влажной почве колеса могут увязнуть.

Полноприводные машины не буксуют на рыхлом грунте, но из-за их большой массы они наносят ущерб почве, поэтому на тяжелые тракторы устанавливают сверхширокие колеса по две-три пары на обеих осях.

Гусеничный

Преимущество гусеничного трактора перед колесным — это стабильное движение по мягкому влажному грунту, гусеницы не могут закопаться в землю, как колеса. Опорные катки двигаются по гусеничной цепи, распределяя массу машины на всю поверхность движителя, поэтому эта техника наносит меньше вреда почве.

Ходовая часть гусеничного агрегата состоит из остова, движителя и подвески. Конструкция остова может быть как рамной, так и полурамной. Например, рама трактора ДТ-75МВ состоит из продольных и поперечных брусьев, которые связаны между собой заклепками. Опорные катки связаны с остовом техники при помощи подвески, которая передаёт на них нагрузку и отвечает за плавное движение по пересеченной местности.

Сила тяги у гусеничной машины больше, чем у колесной. Главный недостаток этого агрегата в том, что гусеничный трактор не может передвигаться по дорогам общего пользования, потому что гусеницы разрушают асфальт.

Классификация по типу остова

Остов — это основная часть техники, на которую приходится нагрузка. На раму закрепляют все основные элементы машины. По типу остова агрегаты бывают:

  • Рамные;
  • Полурамные;
  • Безрамные.

Рамный

Рама состоит из продольных лонжеронов, на которые закрепляются поперечные балки для установки основных агрегатов машины. Масса рамной техники больше, чем полурамной или безрамной, но её преимущество в жесткости, прочности и легкому доступу к отдельным механизмам. При необходимости ремонта, можно снять отдельную часть механизма и произвести его замену без разбора всего агрегата.

Рамный остов устанавливают на технике с гусеничным типом движителя. Навесное оборудование закрепляется кронштейнами на раме.

Полурамный

Полурамный остов состоит из литых корпусов, на которые крепятся основные узлы техники, и нескольких лонжеронов для крепления силового агрегата. Преимущество этого типа в доступности обслуживания основных узлов агрегата, но доступ к второстепенным механизмам затруднен.

Полурамные машины распространены больше, чем остальные. Этот остов используется на универсальной, сельскохозяйственной и коммунальной техники. Например, трактор МТЗ-80 базируется на полурамном остове.

Безрамный

Безрамный остов машины — это соединенные корпуса двигателя и трансмиссии, которые образуют общую систему для закрепления второстепенных деталей и механизмов. Безрамная техника компактна, но обслуживание и ремонт этих агрегатов вызывает сложность, потому что доступ к отдельным узлам возможен только при снятии основного корпуса. Например, на тракторе ДТ-20 установлен безрамный остов.

Тяговый класс

Тяговый класс — это технические характеристики мощности трактора. Определение мощности агрегата через тяговый класс используется только в России и СНГ, в других странах мощность определяется только количеством лошадиных сил двигателя.

Преимущество классификации по тяговому классу в том, что мощность определяется не только количеством лошадиных сил двигателя, но и типом ходовой части и массой машины. Разделение на классы по тяговому классу стандартизировано в соответствии с ГОСТ 27021-86.

Подключение навесного оборудования также распределяется по тяговому классу, чем он выше, тем тяжелее и производительней подключается оборудование

  • 0, 1-0,2 — мотоблоки и мини-тракторы;
  • 0,4-0,9 — универсальная техника мощностью до 50 л.с.;
  • 1,4 — МТЗ-80 и другие универсальные агрегаты;
  • 5 — тяжелые промышленные и сельскохозяйственные машины.

Классификация по назначению

Тракторы используются в решении задач, где требуется мощное тяговое усилие для транспортировки грузов и оборудования:

  • Сельскохозяйственные;
  • Промышленные;
  • Трелёвочные;
  • Армейские.

Сельскохозяйственный

Техника для сельского хозяйства — это самый распространенный вид назначения, эти агрегаты обрабатывают почву, сажают и собирают урожай, скашивают сено и т.д. По назначению выделяют:

  • Тракторы общего назначения, которые предназначены для универсальной сельскохозяйственной работы;
  • Универсально-пропашные, которые предназначены для сельскохозяйственной работы: вспашка, культивация, боронование, посев и сбор урожая;
  • Специализированные, которые предназначены для узкопрофильной работы на плодовых плантациях и сложной местности.

Преимущество сельхоз машины в том, что на них быстро подключается и отключается навесное оборудование, они двигаются на повышенных передачах, оборудование подключается на универсальный прицепной механизм; поэтому на трактор устанавливают двигатель с повышенным числом оборотов, многоступенчатую коробку передач, ходоуменьшитель, трехточечную систему навесного оборудования.

Промышленный

Промышленную технику используют для строительства и земляных работ. Это малоподвижные машины, которые выполняют работу статично — бульдозер, экскаватор, трубоукладчик и другая техника. Особенность промышленных агрегатов:

  • Стационарное, несъемное оборудование;
  • Большое тяговое усилие;
  • Работа на сложном рельефе;
  • Транспортировка до рабочего места спецтранспортом.

Промышленные машины используют гусеничный тип движителя, потому что огромный вес агрегата распределяется на всю длину гусеницы и предотвращает запрокидывание. У техники смещен центр тяжести, так как вес стационарного оборудования достигает трети массы всего агрегата, для уравновешивания устанавливаются противовесы. Рабочая скорость не более 5 км/ч. В отличие от сельскохозяйственных машин, промышленные тракторы разрабатываются для узконаправленных задач, например для бульдозерно-рыхлительной работы.

Трелёвочный

Трелёвка — это доставка срубленных деревьев с места вырубки на погрузочную площадку. Для выполнения этой задачи разработаны трелёвочные тракторы, на которых установлено специальное оборудования для захвата древесины. Основа этой техники — это тяговитые сельскохозяйственные машины, которые могут передвигаться по пересеченному сложному рельефу.

Кроме специальной площадки для деревьев устанавливают лебедку для чекерной трелёвки леса, как на тракторе ТДТ-55 или гидравлический захват для бесчекерной трелёвки, как на тракторе ЛТ-187. Ходовая часть на этих агрегатах отличается большой опорной площадью, которая уменьшает воздействие на грунт.

Армейский

Тяжелая техника уже давно используется в вооруженных силах, например во время первой мировой войны тракторы модифицировали под бронетанковые машины, но сегодня технические характеристики армейских автомобилей намного выше, чем у тракторов.

Армейский трактор используют для перемещения артиллерийских орудий и других прицепных объектов военного назначения. Агрегаты с высокой проходимостью используют для подготовки местности для проведения операций. Основная характеристика армейской машины — это вездеходность, высокая проходимость и большая тяговая сила.

Какой трактор выбрать

При выборе трактора нужно учитывать его предназначение, если необходима машина для работы на дачном или фермерском участке, то стоит выбирать агрегат мощностью до 50 л.с. Более мощные машины не такие маневренные, а по функциональности небольшие машины не уступают более мощным.

Для выполнения повседневных работ на дачном участке нужен мини-трактор мощностью до 20 л.с. Файтер Т-15 — это агрегат, у которого под капотом установлен силовой агрегат мощностью 15 л.с. Техника быстро выполняет сельхоз задачи, которые на дачном участке делают вручную: пахота, сенокос, выкапывание картофеля. Крутящий момент от силового агрегата к движителю передаются ременной передачей. Для подключения навески установлено одноточечное прицепное устройство.

Если техника нужна не только для повседневных задач, но и для перевозки грузов, уборки снега или ваш участок больше 1 гектара, то лучше остановить свой выбор на тракторе Dongfeng 244C. На агрегате установлена герметичная отапливаемая кабина, в которой комфортно работать при любой погоде. Двигатель мощностью 24 л.с. Если вы владелец фермерского хозяйства, то Донг фенг станет вашим надежным помощником.

Для решения более сложных задач: уборка сыпучих материалов, земляные работы, стоит выбрать СКАУТ Т-504С. Это новый трактор в линейке компании Скаут. На машине установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 50 л.с. Машина разработана с учетом суровых климатических условий. Навесное оборудование подключается к трехточечной навесной системе второй категории с грузоподъемностью 880 кг. Трактор подходит для сельскохозяйственной и коммунальной работы, к машине подключается фронтальный погрузчик и навесной экскаватор. Агрегат подходит для фермерских хозяйств и коммунальных служб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: