Дальнейшая эволюция трансмиссии велосипеда

Апгрейд трансмиссии велосипеда

Если Вы вдруг решили избавиться от надоевших и неустраивающих переключателей и манеток и т. д., то сразу приготовьтесь, что «малой кровью» трансмиссию заменить не получится. Это значит, что ее менять надо в комплексе. Прийдется подкопить денег и заменить все, иначе смысла менять компоненты по очереди не имеет смысла.

Апгрейд трансмиссии велосипеда — если трансмиссия на 7 или 8 скоростей, то конечно ее захочется поменять на 9-ти скоростную, о 10-ти скоростной говорить не будем. Трансмиссия на 8 скоростей имеет два недостатка, первый — отсутствие топовых кассет и манеток на 8 скоростей, и второй, следующий из первого — отсутствуют кассеты на пауке, при этом невозможно использовать алюминиевые барабаны, кроме 737 хт или XTR 900-й серии.

Плюсов больше — меньшая цена, в тяжелых условиях лучше работает, меньшее количество закусываний на системе и как правило легче кассеты. Поэтому есть смысл оставаться на 8-ми скоростях, к тому же есть возможность приобрести манетки sram Х-9 на 8 скоростей.

Помимо того, для 8-ми скоростной трансмиссии можно применять не только восьмискоростной, а любой переключатель, так как ему все равно сколько передач переключается — ход троса определяет манетка. Передний переключатель для 9-ти скоростей, имеющий меньшую рамку без проблем работает с широкими 8-ми скоростными цепями.

Как апгрейдить трансмиссию велосипеда

Апгрейд трансмиссии велосипедаПри замене трансмиссии важно правильно выбрать систему, потому что самую важную роль в переключении впереди играет не манетка и не передняя переброска, а именно система, верней звезды системы.

Весь секрет заключается в специальных зацепках на звездах, в доли секунды перебрасывающие цепь на необходимую передачу. кроме Звезды дорогостоящих систем имеют большую жесткость и восьмерку на них вы никогда не поставите, в отличие от звезд ниже Shimano Deore. Систему надо выбрать с интегрированной кареткой, так сразу можно выиграть 250-300 г, у неинтегрированной системы аналогичного класса и получить повышенную жесткость.

Апгрейд трансмиссии велосипеда — не стоит менять передний переключатель на дорогой не заменив систему на более высокий уровень. Ни один XTR не будет хорошо переключать на Torneo, как на системе с нормальными звездами. Выглядеть это будет прикольно, но не это самое плохое — в дешевой системе переход между звездами равняется 10-ти зубъям, а у перебрасывания от Deore и выше переход между 2-й и 3-й звездой равняется 12-ти зубьям и могут возникнуть проблемы с установкой и настройкой. К тому же разница между звездами, по просту не даст XTR продемонстрировать весь свой потенциал.

Для любых условий трансмиссии класса Deore или Deore LX хватит с головой. Делать апгрейд трансмиссии велосипеда необходимо разумно, не допуская перекосов в классе оборудования. Оптимальным вариантом будет ставить все компоненты трансмиссии одной серии.

Напоследок о манетках

У каждого свое мнение, но хочется спеть оду грипшифтам. Какие преимущества? Первое — это вес, грипшифты легче любых MTB манеток, второе — с грипшифтом можно перемотать одним движением руки всю кассету. И третье — левый с микроиндексом грипшифт позволяет катать с перекосами без затираний, что очень важно в гонках. А теория о том, что нельзя на грипшифтах тормозить и переключаться или про случайные переключения, то скорей всего ее надумали те, кто никогда не использовал грипшифт.

Еще посмотреть на эту тему:

Психология апгрейда. Даже при наличии таких непомерных расходов, отдельных владельцев велосипедов нельзя отговорить делать апгрейд своего железного друга и бездумно тратить деньги…

Велокастом. Велокастом – изготовление или переделка велосипеда владельцем или на заказ вручную. От серийного покупного велосипеда отличается наличием оригинальных деталей и…

Вейтвиннерство. Профессиональные гонщики прибегают к облегчению велосипеда для получения максимального спортивного результата. Количество потраченных на это денег не играет большой роли…

Альтернатива цепной трансмиссии.

ременная передача

Одной из самых интересных передач для велосипеда является ременная передача. Чистые руки, чистая одежда, легкость, неприхотливость, долговечность, тишина — вот список преимуществ над цепью и переключателями. Сфера использования покрывает требования комьютеров и туристов, включая в себя и велосипеды на планетарных передачах, преимущественно Shimano Alfine и Rohloff Speedhub. КПД цепной трансмиссии выше, поэтому вряд ли в ближайшее время ремень появится на спортивных велосипедах, будь это шоссейник или кантрийный подвес, но в этой системе есть много, что предложить.

Самый большой плюс ременной трансмиссии заключается в том, что ремень не растягивается со временем, как цепь, поэтому служит в 4 раза дольше (разница в сравнении зависит от техники педалирования, погодных условий, катания по грязи, песку, и персонального отношения райдера к сервису). В отличии от цепи, которая состоит из нескольких сотен отдельных деталей, которые со временем изнашиваются из-за трения, ремень представляет собой цельную конструкцию и не склонен к такого типа деформации. Цельность в то же время является и минусом, ведь для установки на велосипед, вам как-то надо разъединить задний треугольник, чтобы продеть ремень сквозь раму. Обычные рамы для этого не приспособлены. Рама должна быть разработана именно под Carbon Drive: правый дропаут имеет замок, который соединяет верхнее и нижнее перо.

В большинстве случаев запасные части для ременной трансмиссии приходится заказывать через интернет. В денежном вопросе можно неплохо сэкономить в долгосрочной перспективе.

Система состоит из ремня, передней и задней звезды. Передняя стоит около $90, имеет посадочный интерфейс BCD130 или BCD104 (чотирилапка) и подходит к любому популярному шатуну. Задняя стоит от $30 до $110, а ремень — около $35. Учитывая цены на системы 1x, это умеренные деньги. Возьмите калькулятор и посчитайте, сколько можно сэкономить по сравнению с долгосрочным использованием 1x. За период службы системы Carbon Drive придется 4 раза заменить кассету. Возьмем не топовые компоненты. Например, кассета SRAM PG-1130 с расчетом 11-42 стоит $80. Сколько раз вы замените цепь, это вопрос личный, ведь кто меняет цепи по кругу каждые 500 км, а кто-то гоняет на одной цепи, пока он не растянется и не съест звезды кассеты. Сколько бы это не было, добавьте стоимость N цепей, где N — количество, которое вы используете за срок службы кассеты, умноженную на четыре.

Какая сумма вышла? Это стоимость расходных материалов, без учета стоимости переключателя, манетки и звезды narrow-wide. Однако, на другой чаше находится стоимость планетарной втулки, которая имеет собственный перечень минусов. Вилка цен на планетарные втулки широкая и доходит до $1200 за Rohloff Speedhub. Цены на дешевые планетарки стартуют с $60 и это будет скорее всего 3-скоростная втулка Shimano Nexus SG-3C41, хотя вряд ли найдутся фанаты выложить бешеные деньги за раму со специальными дропаутами и сэкономить на качественной планетарке. Shimano Alfine стоит порядка $200.

Втулка Rohloff Speedhub стоит астрономических денег, но стоит того. Rohloff в комбинации с передачей Gates Carbon Drive — любимый выбор велопутешественников.

А вот сэкономить в сравнении с синглспидами не удастся. Сингловые звезды и цепи стоят копейки и ходят долго.

Перейдем к техническим деталям.

ременная передача

Ремень представляет собой петлю из волокон карбона в оправе из нейлона и полиуретана. Рифленая поверхность сверху предотвращает перекручивание; в тело ремня из полимерных материалов заключены карбоновые волокна, имеющие высокую прочность на разрыв; нейлоновый слой имеет зубья с проточкой посередине для удержания на звездах.

Система очень требовательна к правильному чейнлайну. Если чейнлайн Centertrack немного смещен, задняя звезда сообщит об этом звуком, которого она не выдает при идеальных условиях.

Система требовательна к жесткости заднего треугольника рамы. Если рама мягкая, возрастает скорость износа трансмиссии. Например, модифицированная стальная рама «играет» при вращении педалей во время езды по разбитой дороге. В этот момент ремень соскакивает.

Система также очень требовательна к натяжению. Прочное натяжения ремня приводит к ускоренному износу подшипников задней втулки и каретки.

ременная передача

Ременная передача от Gates бывает двух видов, которые не совместимы друг с другом: CDC и CDX Centertrack. Система CDC, которая появилась в середине нулевых годов, использует бортики по бокам звезд, предотвращающими соскальзывание ремня с шлицов.

CDX Centertrack появился в 2011 году и представляет собой значительно улучшенную версию, в которой исправлено много недостатков предшественника. Шлицы на звездах имеют Т-образную форму, а по центру ремня есть проточка, которой он цепляется за вертикальный гребень. Наибольшее преимущество Centertrack над CDC в том, что система допускает большую амплитуду колебаний рамы без риска, что ремень соскочит со звезды, даже если натяжения слабее рекомендованного. Centertrack требует меньшего натяжения, чем CDC, она тише, лучше очищается на ходу от грязи и песка. Задняя звезда выполнена из нержавеющей стали, в отличие от алюминиевой на CDC, которая изнашивалась быстрее, чем сам ремень. Для использования ременного привода со втулкой Rohloff, пользователи должны покупать дорогую звезду Phil Wood, а теперь Gates делает свою более дешевую версию также из нержавейки.

Читайте также  Загорелся значок неисправность трансмиссии

Так выглядит разрыв заднего треугольника для Gates Carbon Drive. Горизонтальный дропаут оснащен струбциной для тонкой настройки натяжения ремня.

А вот вариант со слайдинговими дропаутами.

Как уже сказано выше, привычная рама для многоскоростного велосипеда не подойдет. Чтобы использование Carbon Drive стало возможным, она должна иметь разрыв на верхнем или нижнем пере, или в дропауте, чтобы можно было через треугольник протянуть ремень. Можно модифицировать старую раму, отрезав дропаут и впаявши/вваривши/вклеив другой, с возможностью разъединить перья. Иногда у производителей встречаются интересные конструкции, такие, как модель Woodsmoke от Salsa, в которой заднее перо задрано кверху выше линии цепи. Но, хотя в Woodsmoke не нужно протягивать цепь/ремень через треугольник, использовать ременный привод не удастся, ведь не решенным останется вопрос как натянуть систему к заявленным нескольких десятков килограммов.

Есть также требования к дропаутам.

Слайдинговые дропауты являются лучшим выбором, ведь они позволяют легко настроить натяжения. Горизонтальные дропауты, как в трековых велосипедах, также подходят, но установив колесо, у вас должно остаться еще около сантиметра до края дропаута перед окончательным натяжением. Косые дропауты не подходят.

Длина петли ремня фиксирована и считается по количеству зубов, начиная со 108 для короткобазным комьютеров, заканчивая 250 для тандемов.

Натяжение регулируется также изменением позиции эксцентриковой каретки, если рама оборудована таким узлом.

Неизменная длина петли требует правильного подбора передаточного числа, для чего существует специальный калькулятор. Это в свою очередь ограничивает желание настроить «задним числом» натяжения системы, потому что передаточные числа фиксированы и напрямую зависят от длины заднего пера и количества зубов на звездах. Вы не можете просто так установить любую комбинацию звезд, как в цепном приводе и не можете оставить ремень провисать на трековый манер.

Для определения передаточного числа используйте калькулятор трансмиссии на сайте Gates. Интересно, что поскольку ремень натянут, словно струна, степень натяжения можно оценить по звуку. Для этого понадобится гитарный тюнер или приложение к смартфону с функцией измерения высоты звука. Кто подбирает на слух, используя бас-гитару в качестве эталона (строй E-A-D-G, струна E на седьмом ладу дает 62 Hz, или струна A на втором ладу дает те же 62 Hz). Частота 62 Кгц соответствует рекомендации производителя для легкого райдера.

Кстати, диаметр передней звезды может вызвать странные реакции. Количество зубьев варьируется 22T вплоть до 70T, но не дайте своим глазам себя обмануть. Комбинация 70T/19T дает передаточное число около 3,7, что соответствует комбинации 52T/14T на цепной трансмиссии. Для подавляющего большинства мощных лосей этого достаточно.

Как видите, технических ограничений достаточно, но все они относятся к подготовительному периоду и однажды найдя свой сетап, можно о них забыть. В процессе эксплуатации вы будете иметь беспроблемную трансмиссию, которая почти не требует ухода и смазки, моется обычной водой , не издает никаких звуков, кроме условий катания по песчаным трейлам, оставляет руки, ноги и одежду чистыми и ходит в 4 раза дольше, чем цепь. Для тех велосипедистов, кто ездит много, для туристов и любителей это замечательный выбор.

Carbon Drive не подойдет спортсменам у него чуть меньше, чем в цепи, КПД. Джейсон Смит из Friction Facts провел лабораторные испытания и определил, что обычная сингловая цепная трансмиссия теряет из-за трения в среднем 2,92 Ватта энергии, тогда как ременная передача теряет 3,93 — на 1 Ватт больше. Система была натянута по рекомендации производителя до 38,5 кг (для тяжелого велосипедиста), но, что интересно, с нулевым прелоадом ремень показал высокий КПД, когда мощность перевалила за отметку 208 Ватт. Кривые момента оказались разными. С нулевым прелоадом цепь почти не показывала потери энергии, но с ростом мощности возрастает трение в системе и это то самое место, где история начинает приобретать новые цвета. Ремень будет проскакивать под нагрузкой с таким настроем, но если в будущем найдут способ избежать скольжения ремня, этот вид привода может появиться на спортивных велосипедах.

Также не следует списывать со счетов и коробку передач Pinion, которая в последнее время приобретает популярность. В комбинации с ременным приводом закрытая коробка передач может стать ультимативной системой для туристических велосипедов, которые не требуют даже минимального ухода.

Напоследок хочется добавить, что существуют целые бренды, которые специализируются по продаже комплектов к системе Gates Carbon Drive. Лидерами среди них можно назвать Schindelhauer, Bombtrack, Steppenwolf, Stevens, Kalkhoff и другие. Полный список представлен на сайте Gates.

Ременная передача на велосипеде и ее особенности

Велосипед с ременной передачей – необычный транспорт. Он получил название Gearbox Bike, что в переводе означает «коробка передач байка». В последнее время популярность Gearbox Bike растет, и вместе с тем увеличиваются их продажи.

Велосипед с ременной передачей

Прежде, чем выбрать именно такой велосипед, лучше узнать о нем немного больше. О его преимуществе пред байком с цепным приводом. Также не помешает изучить недостатки и конструктивные особенности этого вида транспорта.

Велосипед с ременной передачей – что это?

Байки, имеющие в оснащении ременную передачу, на вид обычные велосипеды. Отличает их собственно наличие ремня, который заменяет цепь. Но такая замена ведет к некоторым изменениям в конструкции байка и функциональности езды транспорта.

Он не оснащен «петухом» — регулировочным натяжным роликом. Достаточно уязвимая деталь, расположенная близко к дорожному покрытию. Классический вид переключения передач не подходит к этим велосипедам.

Конструктивные особенности ременного привода

Конструктивные особенности ременного привода

Поставить систему с ременной передачей на обыкновенную раму очень сложно. Даже в случае решения замены рамы, нужно внести и другие перемены. Необходима установка втулки (планетарной) на заднее колесо. Впереди надо поменять тросы, а также штифты. Если нравится ременная передача, все же проще приобрести с ней новый велосипед.

Коробка передач включает от 7 до 9 пар шестеренок. Байк с девятью парами равнозначен транспорту, имеющему цепной привод с системой 24/36, а также кассету 11/34. Конструкция коробки представляет из себя три вала. Первый принимает крутящий момент, после – передает на второй.

Задача вторичного – переключение скоростей. Состоит из подвижной муфты. Когда она двигается, происходит сцепление шлицов. Третий вал содержит шестеренку зубчатого ремня. Так как второй вал не несет дополнительной нагрузки, данная конструкция считается долговечной, а также надежной.

После изучения конструктивных особенностей может сложиться мнение, что велосипеды с ремнем тяжелее, чем с цепью. Ведь количество и толщина шестеренок больше. Но цепь намного тяжелее. К тому же классическая модель оснащена двумя переключателями, один из которых (задний) имеет немалый вес. Поэтому заявление производителей о том, что вес велосипедов с различными видами передач приблизительно одинаков, не лишено смысла.

Преимущества

Преимущества

Главные преимущества ременной передачи:

  1. Долговечность. На ремне нет трущихся частей, он не ржавеет и не стягивается. Материал – композит – прочный и надежный. Время службы ремня превышает срок использования цепи в несколько раз.
  2. Деталь не нуждается в постоянном обслуживании. Например, в смазывании. Соответственно грязи и потраченных на содержание финансов меньше.
  3. Простой уход – ремень достаточно помыть водой.
  4. Малый вес. Материал изготовления ремня намного легче металла, из которого сделана цепь.
  5. Бесшумность езды, а также плавность хода.
  6. Велосипед с ременной передачей хорош для круглогодичной езды, когда владельцы байка с цепью иногда не рискуют выезжать в снег.
  7. Клиренс (дорожный просвет) больше. Повышается проходимость.
  8. Легче двигаться вверх. Этому способствует отсутствие инерции, которая создавалась массой цепи.
  9. Планетарная втулка, которую устанавливают вместе с ремнем и звездой, надежнее кассеты.
  10. Красивый внешний вид, сборка. Некоторым велолюбителям больше по душе дизайн именно этих велосипедов.

Недостатки

В использовании ременной передачи существует несколько недостатков:

  • Для соревнований и агрессивной езды такой транспорт не подойдет.
  • Цена байка с ременной передачей выше, чем с цепной. Но разница может компенсироваться за счет экономии смазочных материалов, высоком сроке службы, а значит затратах на ремонт.
  • Нестандартные детали, а также инструменты. При поломке на ходу ремонт осложняется. Тем более, что не во всех мастерских пока смогут помочь.
  • Неспособность к размыканию, которая существует у цепи. Чтобы установить или заменить деталь, возникает необходимость в особой раме.
  • Требуется хорошая натянутость ремня, который невозможно пропустить через обыкновенную спортсистему. Значит или велосипед с одной передачей, или втулочная система переключения. В последнем варианте байк чуть тяжелее.
  • Прибавка к весу за счет веса втулки. А увеличение массы заднего колеса дает знать о себе при езде.
Читайте также  Гидродинамическая трансмиссия принцип работы

Что лучше – цепная или ременная передача?

Что лучше – цепная или ременная передача?

Ременная передача в велосипедах отлично подойдет:

  • любителям инноваций;
  • пользователем городских и парковых дорог;
  • велосипедистам, которым не нужно участвовать в велогонках и использовать стиль агрессивной езды.

Спор насчет того, какая передача лучше – цепная или ременная, идет постоянно. Судя по отзывам, небольшое преимущество одерживает байк с ремнем. Но оно объясняется нежеланием слишком сильно загонять велосипед на гонках, любовью покататься в тишине. Любители чистоты также склоняются к ременной передаче.

А вот многие мужчины, которые любят велоспорт, пока не готовы променять цепь на ремень. Поэтому однозначного ответа на вопрос «что лучше?» нет.

Велосипеды, имеющие в оснащении ременной привод, постепенно завоевывают все большую популярность. Происходит вытеснение обычных байков. Как говорится, «медленно, но верно». И не удивительно – ремень надежнее, крепче обыкновенной велосипедной цепи. Такому байку не страшны бездорожье и грязь.

Миссия «Трансмиссия» или уход за цепью велосипеда

Все самое важное о том, как ухаживать за цепью велосипеда.

Ваш Трилайф Ваш Трилайф

Очень часто начинающие велосипедисты и триатлеты сталкиваются с тем, что поменяв старую цепь на новую, она начинает «скакать» по кассете и делает тренировку невозможной. Это происходит от того, что цепь со временем растягивается и конечно же нет – убрать одно звено, дабы укоротить цепь не получится) Она растягивается по всем звеньям, места в точке крепления звеньев протираются и цепь потихоньку вытягивается. Быстрее этот процесс происходит когда цепь грязная, ржавая, несмазанная. В растянутой цепи увеличивается расстояние между звеньями, те звенья уже не ровно попадают на зубья кассеты, а немного с запозданием, и начинается процесс протачивания кассеты – те расстояние между зубцами кассеты меняется.

Представим что у нормальной цепи и кассеты расстояние между узлами X, а у растянувшейся Y. И вот вы решили, что уже много проехали на старой цепи и пора бы ее поменять, но у новой то цепи расстояние X, а вы его пытаетесь совместить с расстоянием Y. К сожалению, не получится, придется менять и кассету. А так как некоторые кассеты стоят по 15-20 тыс.руб, а цепь около 2-4 тыс.руб, то экономически выгодно чаще менять цепь, чем кассету + цепь. Как понять, когда надо менять цепь, чтобы она не скакала по новой кассете?

Для этого нужно купить калибр для цепи, в целом стоят они недорого. У него, как правило, 2 стороны измерения: 0.75 и 1. Это означает 0.75% увеличения длины цепи и 1%. Но еще он имеет и промежуточные значения которые не промаркированы, но можно их понять тактильно. Приведу примерную последовательность измерений:

  1. Нужно нажать на педаль и натянуть цепь, так как рабочее состояние цепи – это натянутое положение. Далее вставляете калибр стороной 0.75. Если он заходит только кончиком, то цепь считается новой. Если наполовину, то очень немного катанной. Если с трудом входит, то слабо б/у. Если проваливается «со свистом», то цепь пора менять. Правда забежим вперед, и скажем что если калибр 1 не заходит, то цепь скакать не будет, а вот если и 1 проходит «со свистом» то придется менять и кассету.
  2. Если у нас проходит калибр 0.75, но на небольшое значение или на половину заходит 1, то самое время менять цепь, точнее это уже крайнее значение. Ресурса у цепи уже совсем нет. В идеале надо менять цепь, когда с трудом проходит 0.75 калибр, тогда на одной кассете можно откатать 3-5 цепей. А если учесть, что на одной цепи можно катать 3-4 тысячи километров, то на кассете можно откатать около 12000 км, а для многих любителей это 2 сезона.
  3. Если калибр 1 проходит очень легко, падает в цепь, то большая вероятность того что новая цепь будет скакать. Это зависит от того, как долго вы катались на этой цепи. Если 100 км, то можно и новую поставить, если выше 1000 км, то и кассету придется менять.

Итак, мы разобрались с тем, как часто нужно менять цепь, теперь нужно понять как за ней ухаживать. Вот основные правила:

1. Держать цепь в чистоте. Когда на цепи слой смазки с грязью такой, что на вид это больше похоже на гуталин, ничего хорошего тут нет. Цепь должна блестеть, и выдавать небольшие капельки смазки в роликах при прокручивании.

2. Регулярно смазывать цепь . Если цепь свистит, там точно не хватает смазки. Как часто смазывать цепь? Сложный вопрос. Но если вы после смазывания цепи всегда удаляете излишки тряпочкой, протираете цепь после каждого катания, то хоть каждый день. Если же времени нет, то раз в 3-4 катания. И обязательно пройдитесь тряпкой, по свежесмазанной цепи, практически всегда мы смазываем больше чем нужно, а отсюда вытекает 3 пункт.

3. Удалять излишки смазки с цепи. Если после смазки цепи, мы не протираем цепь, то излишки набирают грязь, и пыль и прочее втягивает смазку в себя. Или мы на грязную цепь нанесем свежую смазку, грязь впитает смазку и цепь будет сухой и вдобавок еще и грязной. Поэтому нужно удалять излишки с цепи, а возможно еще и с передних звезд и роликов заднего переключателя.

4. Выбрать тип смазки . Как правило сейчас у многих производителей есть 3 типа смазок: для мокрой погоды, для сухой и универсальные. Для шоссе лучше использовать «сухие смазки» и универсальные для мокрой погоды. «Мокрые» смазки очень липкие и консистентные, они хороши для маунтинбайка в грязь и катания зимой. Мокрые смазки более требовательны к чистоте цепи.

5. Смазывать после мытья. После того как помыли велосипед, сразу смазать цепь, иначе она ржавеет и ресурс ее сильно падает. Если нет под рукой смазки, то максимально высушить цепь тряпкой.

Вот основные сведения которые вам нужно знать, чтобы ваша трансмиссия работала хорошо и выглядела эстетично.

Есть еще много нюансов по совместимости цепей и кассет, но этого очень большой материал, не стесняйтесь консультироваться у продавцов и спрашивать: подойдет ли мне та или иная цепь.

Материал взят с сайта David Warden Coaching, автор Александр Озаренков, тренер DWC, сертифицированный тренер ФТР.

Планетарные втулки. Принцип работы, плюсы и минусы.

Для переключения передач на велосипедах используют две системы:

  • Систему переключения передач на звездах и
  • Планетарные втулки

Что такое скорости у велосипеда и как их переключать мы рассмотрели в отдельной статье, а здесь поговорим о втором типе механизмов переключения передач – о планетарных втулках.

Системы переключения скоростей на велосипедах

Планетарная втулка (планетарка) – механизм переключения скоростей, основанный на принципе работы планетарной передачи.

Что такое планетарная передача можно почитать в википедии.

Трансмиссии на планетарных втулках, переживают в настоящее время свое очередное возрождение. Изобретенная впервые в далеком 1880 году для мотоциклов, она была двухскоростной и не смогла получить широкого распространения.

Затем, в начале 20 века количество скоростей увеличилось до трех, и в 30 годы 20 века велосипедный рынок был полон ими. Особенно велосипеды с планетарками были распространены в Европе и, в частности, в Великобритании, Германии, Голландии, на Скандинавском полуострове.

Позже, с появлением на рынке более дешевых и легких переключателей скоростей и кассет, устанавливаемых на втулке, они опять ушли в забвение. Но прогресс не стоит на месте и в 21 веке производители велосипедов вновь обратили свой взгляд на планетарные системы переключения скоростей. Особенно это стало заметно после разработки 7-скоростных втулок в конце 90-х. С этого периода они постоянно совершенствуются.

Основными фирмами, выпускающими планетарные втулки, являются SRAM, Shimano (маркируются » SG») , Sturmey-Archer и Rohloff. На сегодняшний день они производят втулки, которые могут переключать до 14 скоростей.

В чем принцип работы планетарной втулки.

Для её работы используется простая планетарная эпициклическая зубчатая передача.

Читайте также  Какие присадки используют для трансмиссии

Попробуем разобраться в работе этого механизма хотя бы на уровне общего понимания работы трех скоростной планетарки.

Устройство и принцип работы планетарной втулки

Солнечная шестерня (светло-желтая деталь на рисунке) жестко крепится к оси втулки, которая, в свою очередь, крепится в дропаутах велосипеда. Три — четыре одинаковых «планетарных» шестерёнки (детали синего цвета на рисунке) сцепляются зубьями с «солнечной» шестерёнкой, вращаясь вокруг неё.

Планетарные шестерёнки, прикреплённые к «планетарной обойме» (деталь салатового цвета), сцепляются с зубьями на внутренней поверхности «зубчатого колеса» или эпицикла. Это розовая деталь на рисунке с зубьями внутри.

При вращении планетарной обоймы (голубой), зубчатое колесо (розовое) вращается 4 раза на каждые 3 оборота планетарной обоймы. Это соотношение у разных моделей планетарных втулок разное.

Принцип работы планетарной передачи во втулке велосипеда:

  • На низкой передаче(первой) задняя звёздочка (фиолетовая деталь на рисунке) вращает зубчатое колесо (розовая деталь на рисунке). Планетарная обойма (салатовая на рисунке) вращает втулку, что даёт понижение передачи. Таким образом, на каждые четыре оборота звездочки заднее колесо повернется три раза. Т.е. передача понижается на 25%.
  • На средней передаче (второй) задняя звёздочка напрямую передает усилие на зубчатое колесо, приводящее в движение втулку. Это прямая передача. Усилие с вращающихся внутри втулки шестеренок никуда не передается.
  • На высокой передаче (третьей) усилие с задней звёздочки (фиолетовая) передаётся на планетарную обойму (салатовая на рисунке). Оно через зубчатое колесо (розовая деталь) приводит в движение втулку и, соответственно, заднее колесо. Получается, что на каждые три оборота звёздочки колесо провернется четыре раза. Т.е. передача повышается на 33%.

Во втулках с более чем тремя скоростями, используют не менее двух разных блоков планетарных механизмов или комбинируют планетарные многоступенчатые шестерёнки с несколькими параллельными рядами зубьев.

Видео как работает планетарная втулка

В чем плюсы планетарных втулок

  1. Высокая надежность по сравнению с системой переключения передач на основе кассеты. Передачи переключаются быстро и точно. К тому же их можно переключать стоя на месте, в отличие от наружной системы, в которой скорости нужно переключать только в движении при педалировании.
  2. В планетарной втулке можно переключатся между разными скоростями напрямую, а не последовательно как на обычной системе.

Т.е., если необходимо быстро переключится с 1-ой скорости на 5-ю, то на обычной системе нужно последовательно переключать скорости: с первой на вторую, потом на 3, 4 и только потом на 5-ю, что занимает определенное время, то в планетарке можно сразу переключить с первой на пятую.

Правда, все плюсы от такого переключения можно ощутить только на многоскоростных моделях. На модели с тремя скоростями это не так заметно, хотя переключение всё равно происходит быстрее и удобнее чем на стандартном варианте.

Особенно это удобно при езде в городском ритме.

Вообще эти втулки необслуживаемый компонент. Единственно, в процессе эксплуатации, возможно, придется регулировать натяжение тросика переключения передач, который может растянуться. Зато Вы избавлены от проблемы износа звезд системы, кассеты, цепи, настройке механизма переключения передач и прочих забот.

На планетарной втулке, как и на односкоростном велосипеде, используются только две звезды – передняя и задняя, и цепь работает без перекосов. В результате одна цепь будет работать всю велосипедную жизнь.

А с учетом того, что односкоростные цепи дешевле своих многоскоростных собратьев и их не нужно регулярно менять – эксплуатация такого велосипеда будет стоить значительно дешевле. А теперь добавьте сюда необходимость так же регулярно, в связи с износом, менять звезды системы и кассеты, их стоимость, а так же стоимость таких работ и станет понятно, что при длительной эксплуатации велосипеда, первоначально более высокая цена планетарной втулки вполне себя оправдывает и окупает.

Механизм втулки находится в масле в пыле и влагозащищенном корпусе, но грязевые ванны для него все равно нежелательны.

Помните, что обычный механизм переключения передач требует регулярной мойки и чистки от попадающей в него грязи для уменьшения износа цепи и звезд.

Так же при мойке велосипеда струей воды под большим напором, например, на автомойке или домашним кёрхером, не нужно струю воды направлять непосредственно на саму втулку.

Ножной тормоз – один из самых интуитивно понятных, эффективных и надежных. Работает в любую погоду: в грязи, под дождем, на колесах с «восьмеркой» и т.д. Лично мне байки с такими тормозами нравятся больше всего. Особенно если в дополнение к ножному тормозу на заднем колесе стоит ободной тормоз на переднем.

Справедливости ради скажем, что ножной тормоз работает только на втулках с внутренним тормозным механизмом. Существуют многоскоростные втулки без такого механизма и на велосипедах с ними устанавливают дисковые или ободные тормоза.

Так что если велосипед используется при поездках на работу, то чистые брюки – большой плюс.

Встроенный в планетарку барабанный тормоз надежно работает при низких температурах и, в отличие от V-brake и дисковых тормозов, не боится налипания снега на тормозные колодки и обледенения ободов или ротора, продолжая зимой работать так же надежно, как и летом.

Недостатки планетарных втулок

  1. Самый главный минус – они дороже, чем обычная система переключения передач. Но с учетом того, что их уже не нужно обслуживать в дальнейшем – стоимость эксплуатации велосипеда будет значительно ниже.
  2. Маленькое общее передаточное отношение.

У обычных переключателей передаточное отношение в среднем 550%. Это значит, что за один оборот педалей на самой высокой передаче велосипед проедет в 5,5 раз большее расстояние, чем на самой низкой передаче.

У планетарных втулок это соотношение порядка 300%. На них сложно будет преодолевать крутые подъемы и разгоняться до высоких скоростей.

Хотя прогресс не стоит на месте, и инженеры велосипедных фирм работают над улучшением выпускаемых моделей. Уже сейчас есть хорошие 7, 11 и даже 14 скоростные варианты.

Тут то же не все однозначно. Да, сама планетарная втулка тяжелее аналогичной втулки с кассетой для горного многоскоростного велосипеда. Но, ставя её, Вы так же снимаете с велосипеда все ненужное оборудование для переключения передач (две передних звездочки, оставляя только одну, одну ручку переключения передач, тросики, механизмы переброски цепи и т.д.) Вместе с этим отпадают вопросы по их обслуживанию. Да и, в конце концов, если Вы не веломаньяк по весу, то лишние полкило для городского велосипеда не делают никакой погоды.

Планетарные втулки и манетки для них

Как правильно переключать передачи на планетарной втулке

Планетарный механизм переключения скоростей на велосипеде имеет сходство с механической коробкой передач на автомобиле, поэтому если систематически неправильно переключать передачи – можно сломать даже такой надежный механизм, как у них.

Переключать передачи на планетарной втулке в движении нужно без педалирования. Т.е. в момент переключения велосипед должен двигаться накатом (педали крутить не нужно) или стоять на месте.

С помощью ручки переключения, установленной на руле, выбирается нужная скорость и буквально через пару секунд можно крутить педали.

Помните, что при езде в горку переходим на пониженную передачу. На трех скоростной втулке – это первая скорость.

Если нужно ехать быстрее – переходим на повышенные скорости. На трех скоростной втулке – это третья скорость.

Ну и еще. Не забудьте прочитать инструкцию к вашему велосипеду. Вполне возможно, что производитель втулки, установленной на Вашем байке, описал правила эксплуатации своего оборудования.

Перечислив все плюсы и минусы планетарных втулок можно сделать итоговый вывод:

Планетарная втулка для езды по городу значительно удобнее, чем переключение передач на звездочках.

Поэтому, если Вы не веломаньяк, борющийся с каждым граммом веса, используете велосипед для городских поездок и для спокойной (не скоростной) езды по более-менее равнинной местности с небольшими горками, не любите постоянно мыть трансмиссию и следить за её износом, то велосипед с планетарной втулкой это как раз то, что Вам нужно.

Если вы любите агрессивную езду, скоростные поездки, а так же преодолеваете большие подъемы – лучше выбирайте обычную систему переключения передач на звездах.

Благодаря всем перечисленным выше преимуществам планетарок, в Европейских странах городские велосипеды с ними очень распространены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: