Бак трансмиссии т 72

Общее устройство боевой машины.

1 — передние топливные баки; 2 — механик-водитель; 3 — наружные топливные баки; 4 — бак-стеллаж; 5 — пушка; 6 — спаренный пулемет; 7 — командир; 8 — зенитный пулемет; 9 — фильтровентиляционная установка; 10 — воздухоочиститель; 11 — входной редуктор; 12 — бортовая коробка передач; 13 — бак масляной системы двигателя; 14 — конический редуктор привода к вентилятору; 15 — соединительный вал, 16 — бак масляной системы трансмиссии; 17 — механизм распределения, ,18 — наружный масляный бак; 19 — двигатель, 20 — задний бак-стеллаж; 21 —выстрел; 22 — командир; 23 — ночной прицел; 24 — боеукладка автомата заряжания; 25 — прицел-дальномер

Основной танк Т-72/Т-90

Разработка танка началась в 1967 году, ко­гда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходо­вой части и механизма заряжания.

Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырех­тактных двигателей В-45, было принято реше­ние установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.

В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 го­дах, были проведены сравнительные испыта­ния танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекци-онной системой охлаждения (разработка кон­структорского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пуш­ки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструк­ции. Изготовленному с указанными измене-

ниями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испыта­ний, он был принят на вооружение под мар­кой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».

В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т-72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее «шестьдесятчетвер-ки» на четыре тонны, разница в массе не отра­зилась на характеристиках максимальной ско­рости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с, а ширина гусеницы — на 40 мм.

Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году — танк Т-72Б. С 1993 года выпус­кается танк Т-90. Ниже подробно рассмотре­на конструкция модификации Т-72Б.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей ком­поновки с экипажем из трех человек и попе­речным расположением двигателя. Механик-

Танк Т-72А

Т-64А изменена конструкция кормовой части противооткатных устройств обеспечивает не­корпуса и увеличена длина МТО в связи с при- заторможенный откат до вылета снаряда из

водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол на­клона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специаль­ной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.

В боевом отделении справа от пушки рас­положен командир танка, слева — наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжа­ния, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри маши­ны из боевого отделения в отделение управле­ния и обратно. Применение автомата заряжа­ния позволило получить величину заброниро­ванного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение за­нимает объем 3,1 куб.м. Для размещения дви­гателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком

менением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двига­тель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.

Огневая мощь

Основным вооружением является специ­альная танковая 125-мм гладкоствольная пуш­ка 2А46М — пусковая установка. Она отли­чается от пушки танка Т-64БВ наличием ме­ханизма улавливания и выброса поддонов.

Конструкция орудия позволяет произво­дить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание кли­на вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улуч­шения точности стрельбы цилиндры двух тор­мозов отката закреплены симметрично отно­сительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция

ТанкТ-72Б

канала ствола и позволяет проводить их про­верку в короткие сроки.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля

Стрельба ведется артвыстрелами раздель­но-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управ-

Танк Т-72Б

Основной танк Т-72А

Конструктивные особенности 125-мм пушки 2А46М. 1 — ствол с повышенной изгибной жесткостью и умсньшенными допусками; 2 — увеличенная база направляющих люльки; 3 — симметричные тормоза с малоторможенным откатом до вылета снаряда из канала ствола; 4 — быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником; 5 — призменные направляющие люльки; 6 — люфтовыбирающее устройство

ляемой ракетой, которая имеет боевую куму­лятивную часть. Все артвыстрелы имеют еди­ный заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасыва­ется наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвы-стрел, поэтому его загрузка в кассету транс­портера автомата заряжания не отличается ка­кими-либо особенностями. Боекомплект пуш­ки размещается во вращающемся транспорте-

Элементы комплекса управления вооруже­нием. 1 — исполнительный цилиндр при­вода ВН стабилизатора оружия; 2 — блок ввода поправок; 3 — блок управления 9К120; 4 — блок управления; 5 — преобра­зователь 9К120; 6 — электроблок 1А40-1 с цифро-аналоговым вычислителем упреж­дений; 7 — электронный блок 9К120; 8 -артиллерийский выстрел; 9 — выстрел с управляемым снарядом; 10 — блок ввода дальности; 11 — исполнительный двига­тель привода ГН; 12 — электромашинный усилитель; 13 — прицел-прибор наведения 1К13; 14 — прицельный комплекс 1А40-1; 15 — гироблок; 16 — питающая установка

Устройство выстрела ЗУБК-14 и управ-ляемой ракеты 9М119.1-гирокоордина-тор; 2 — рулевой привод; 3 — маршевый двигатель;4 — боевая часть; 5 — приемник излучения; 6 — укладка выстрела в кассе-те автомата заряжания; 7 — метательное устройство 9X949

Прицельный комплекс 1А40-1 и при-цел-прибор наведения 1К13-49 (слева)

обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дально-стях от 100 до 4000 метров. Он име-ет помехозащищенную полуавто-матическую систему управления ракетой по лучу лазера.

В состав системы управления огнем входит прицельный ком-плекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в верти-кальной плоскости.

Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных ус-ловиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооруже-ния 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

ре автомата заряжания (22 выстрела) и в не-механизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела). Комплекс управляемого вооружения 9К120

Пушка оснащена стабилизато-ром вооружения 2Э42-2 с электрогидравличе-ским приводом вертикального и электрома-шинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по срав-

Встроенная динамическая защита лобовой части корпуса

нению с электрогидравлическим приводом.

В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Боеком­плект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патро­нов.

Защищенность

Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные ком­бинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумуля­тивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.

На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бор­товых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динами­ческая защита.

Корпус танка — сварной, его верхняя ло­бовая деталь наклонена под углом 68 граду­сов от вертикали. Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от де-

сяти до двадцати пяти градусов. Борта корпу­са защищены противокумулятивными экрана­ми.

Танк отличается высоким уровнем проти­ворадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защи­ты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и сис­темы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстро-действующего противопожарного оборудова-ния ЗЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирую-щую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

Подвижность

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного на-гнетателя. Кроме того, используется инерци­онный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизель­ном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72).

Кинематическая схема трансмиссии танка Т-72.1 -двигатель; 2 -входной редуктор; 3 — бортовая короб­ка передач; 4 — бортовой редуктор; 5 — вентилятор системы охлаждения; б — конический редуктор; 7 -стартер-генератор

Пуск осуществляется с помощью электростар­тера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собствен­ную масляную систему.

В системе подрессоривания применена ин­дивидуальная торсионная подвеска с гидро­амортизаторами рычажно-лопастного типа на

1, 2 и 6 узлах надвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиево­го сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохране­ния гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограни­чительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подвод­ного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке исполь­зуется комплекс средств связи «Абзац», кото­рый включает УКВ радиостанцию Р-173, ра-

Рис

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Танк Т-72

Разработка танка Т-72 началась в 1968 году в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А. Дело в том, что Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева не мог обеспечить выпуск требуемого количества танков Т-64А даже в мирное время, не говоря уже о военном. Кроме того, по своей эксплуатационной надежности «шестьдесятчетверка» не вполне устраивала армию. Поскольку больше всего нареканий вызывал двигатель 5ТДФ, планировалась установка на Т-64А двигателя другого типа, в частности В-45 – усовершенствованной версии дизеля семейства В-2.

t-72-3

РАЗРАБОТКА

Первый образец опытного танка «объект 172» был изготовлен на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле летом 1968 года, второй – в сентябре. От Т-64А они отличались полностью перекомпонованным боевым отделением, так как электрогидромеханический механизм заряжания танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания с механизмом выброса поддонов, и установкой челябинского двигателя В-45К. Все остальные узлы и агрегаты были перенесены с харьковского танка, а точнее – остались на месте, так как первые «объекты 172» представляли собой переделанные «шестьдесятчетверки».

ИСПЫТАНИЯ

До конца года оба танка прошли заводские испытания на полигоне. Летом 1969 года машины прошли еще один цикл испытаний как в Средней Азии, так и в европейской части России. В ходе испытаний ряд агрегатов работал ненадежно, в том числе автомат заряжания, системы очистки воздуха и охлаждения двигателя. Ненадежно работала и штампованная харьковская гусеница. Эти недостатки были частично устранены на трех вновь изготовленных танках «объект 172», которые в первой половине 1970 года проходили обкатку на заводском полигоне, а затем – в Закавказье, Средней Азии и Подмосковье. В КБ Уралвагонзавода, которое с августа 1969 года возглавлял В.Н. Венедиктов, было решено использовать на «объекте 172» ходовую часть с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением «объект 172М». Двигатель, форсированный до 780 л. с, получил индекс В-46. Масса «объекта 172М» возросла до 41 т, но подвижность, запас хода и проходимость остались на прежнем уровне. Установочная партия из 15 машин «объект 172М» совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошла многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждая рота была укомплектована танками одного типа. Маршрут движения был выбран от Днепропетровска через Украину в Белоруссию в район Слуцка и далее в обратном направлении на Днепропетровск, а затем через Донбасс и Северный Кавказ до Баку, через море на паромах до Красноводска, через пустыню Каракумы и горный хребет Копетдаг. Завершиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.

Читайте также  Каризма трансмиссия контроль масла

Конструкция танка Т72

Отделение управления расположено в носовой части корпуса по оси танка, В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, селектор передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО- 168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него – две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.

Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.

КОНСТРУКЦИЯ

Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Корпус танка – сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь – текстолит – сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По некоторым данным, она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.

Башня – литая, сложной конфигурации, имеет относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, механик-водитель в боевом положении располагается сидя, так как нижняя часть его кресла была установлена в специальной выштамповке днища. Место командира находится справа от пушки, а наводчика – слева.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответствующего механизма танка Т-64А. На Т-72 использован автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения.

22 артвыстрела боекомплекта размещены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Остальные 17 артвыстрелов размещены в специальных укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр/мин. Возможно заряжание пушки и вручную, при этом скорострельность составляет 1-2 выстр/мин. Бронебойно-подкалиберный снаряд ЗБМ9 имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель используется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТи 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволяющим вести прицельный огонь и во время движения.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ

На танке установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л. с. при 2000 об/мин. Двигатель форсирован за счет применения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Трансмиссия Т-72 подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передается через гитару и общий ведущий вал на две семискоростные планетарные коробки передач.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1,2 и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию. Направляющие колеса литые, стальные. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами также выполнены из стали.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли боевой машине массой 41 т развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 500 км. На танке установлена радиостанция Р-123М, система ПАЗ, автоматическая система ППО, термическая дымовая аппаратура, оборудование подводного вождения, оборудование для самоокапывания. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.

МОДИФИКАЦИИ

В декабре 1976 года Уральскому КБ транспортного машиностроения было поручено провести модернизацию танка Т-72 с целью повышения его боевых и эксплуатационных характеристик. Эта работа завершилась принятием на вооружение танка Т-72А. В том же году началось его серийное производство, завершившееся в 1985 году. Огневая мощь танка была повышена за счет установки новой 125-мм пушки 2А46 с лучшей точностью стрельбы и большой живучестью ствола. Боекомплект пушки увеличили до 44 артвыстрелов, при этом емкость вращающегося транспортера автомата заряжания осталась прежней. Повышению огневой мощи танка способствовала и установка на нем новых прицелов. На Т-72А был установлен лазерный (или, как он именовался в документах тех лет – квантовый) прицел-дальномер ТПД-К1, После этого процесс измерения наводчиком дальности стал занимать доли секунды. Вместо ночного активного прицела был установлен активно-пассивный ТПН-3-49, Дальность стрельбы ночью с этим прицелом и ИК-осветителем Л-4 «Луна-4» возросла до 1300 м. В пассивном режиме она составляла 500 м.

Существенно возросла защищенность машины. Это было достигнуто за счет как увеличения толщины броневых деталей, особенно в лобовой части, так и применения комбинированной брони с наполнителями из новых неметаллических материалов. В процессе серийного производства танк Т-72А продолжал совершенствоваться. Так, например, в 1980 году было усилено бронирование носовой части корпуса за счет приварки 30-мм броневого листа и перераспределения толщины комбинированной брони: 60+100+50 мм вместо 80+105+20мм. В 1981 году на танк Т-72А начали устанавливать 125-мм пушку 2А46М. Особенностью конструкции этого орудия было быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником, что позволяло производить замену ствола в полевых условиях без демонтажа пушки из башни.

С 1982 года на Т-72А начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40, а с 1984-го стабилизатор вооружения 2Э42-2 с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим – в вертикальной. В том же году на Т-72А появился двигатель В-84 мощностью 840 л. с. В ходе проведения регламентных работ и капитального ремонта с 1985 года на танках Т-72А устанавливалась навесная динамическая защита. Танки, прошедшие такую модернизацию, получили обозначение Т-72 АВ.

Т-72Б

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года на вооружение Советской армии был принят танк Т-72Б. В его конструкции были реализованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет – комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты «Контакт» состоял из 227 контейнеров. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной защиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Огневая мощь танка возросла благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9К120«Свирь». Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа «танк» не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные – в боеукладках корпуса и башни. Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. Входе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л. с. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ.

Т-72 основной боевой танк

Т-72 «Урал» — основной боевой танк производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. На вооружении армии СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали. Танки Т-72 в Чечне так же успели повоевать.

Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А46М). Длина ствола орудия — 48 калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемет ПКТ, в качестве зенитного пулемета используется НСВТ, на Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола, на Т-72Б введен КУВ (комплекс управляемого вооружения)

Т-72 — комплектовался радиостанцией Р-123М (собрана по трансиверной схеме, диапазон рабочих частот радиостанции разбит на два поддиапазона: 20.0 — 36.0 МГц и 36.0 — 51.0 МГц, возможна настройка радиостанции на 4 заранее подготовленные частоты (ЗПЧ)), переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ "Луна" с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т.
Т-72А — установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23(позже заменен на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменен на Л-4"Луна-4"

Т-72Б — установлена радиостанция Р-173 (Диапазон рабочих частот 30 — 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 "Свирь", наведение ракеты по лучу лазера, Т-72Б довольно просто отличить от Т-72Б1 именно по ночному прицелу, на Т-72Б1 шахты для излучателя нету)

Читайте также  Какое масло заливать в трансмиссию ваз 2110

На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года — двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1.

Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три — в отделении управления, по обеим сторонам от водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных — 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л. в зависимости от объема бочки В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.

В состав трансмиссии Т-72 входят:

Повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач («гитара»)
Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота
Бортовые одноступенчатые планетарные передачи

Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состояла из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом. Танк оборудован устройством самоокапывания, приводится в рабочее положение за 2 мин.

Тест-драйв танка Т-72Б3. Суровый биатлон

Что нынче на слуху? Lada Vesta с первыми шагами по России и рекламными разборками с «НеВестами», а еще ажиотаж от перипетий в странных отношениях тигра Амура и козла Тимура. Накал страстей зашкаливает, а огоньку добавляет падающая цена на мало кому понятный, но все же очень важный баррель нефти. Надо сбросить пар, поэтому делаем разворот на 180 градусов и держим курс на военный полигон в подмосковное Алабино. Как раз в это февральское утро там проходят тренировки и отбор на соревнования по танковому биатлону 2016 года.

Вас пугает курс евро под «сотку», стремительно растущие цены на автомобили и дорогой бензин? Я вас умоляю: стоимость модификации машины, на которой мы сегодня будем ездить, превышает 50 миллионов рублей, а расход топлива высчитывается за пройденный километр. Сегодня мы тестируем основной боевой танк Т-72Б3.

Для начала немного истории. Т-72Б3 — плод развития Т-72, самого массового танка второго поколения, принятого на вооружение в далеком 1973 году. Модель Б3 создана как дешевая альтернатива Т-90А и представляет собой простую модернизацию танка Т-72Б, главное отличие которой — новый многоканальный прицел «Сосна-У». Благодаря ему новый танк может вести боевые действия в любых погодных и географических условиях, и самое важное, в темное время суток! Используя один прибор, наводчик выполняет несколько операцией во время боя: с помощью оптического или тепловизионного канала ведет огонь из орудия и управляет противотанковыми ракетами.

Но мы немного отвлеклись, пора вернуться на полигон. Мимо с грохотом проносятся 46 тонн броневой стали, за ними еще и еще: механики-водители тренируются во всю силу, «пилотируя» танк на специальной трассе на скорости 50 км/ч. Это пугает и завораживает, но когда под ногами дрожит земля, появляются даже и какие-то приятные ощущения. Наблюдая за тем, как Т-72Б3 преодолевает ров с водой и эстакаду, начинаешь фантазировать о том, что «пробка», например, на шоссе Энтузиастов в центр в утренний час пик ему была бы не страшна. В реальный мир меня возвращает полевой арбитр. Он ясно дает понять, что я с камерой и штативом нахожусь в опасном для своей жизни месте: в снежной пыли меня могут не заметить и просто-напросто раздавить, и мне пора «валить» отсюда подобру-поздорову.

Вижу, как впереди, окутанные облаками сизого дыма от двигателя, срываются с места еще три Т-72Б3 по своим танковым директрисам. Они идут на огневую позицию, мне — за ними. «Легенда» тренировок такова: танк подъезжает к позиции, механик-водитель, командир и наводчик покидают машину. Последний достает из ящиков снаряды и заряды, загружает их в Т-72, а за ним «упаковывается» и остальной экипаж. Потом танк подъезжает к флажкам и производит выстрел. Из 125-мм орудия 2А46М-5 с хлесткой звуковой волной вылетает болванка. Звук выстрела не такой резкий, как, например, у 100-мм орудия на БМП-3, но и не такой басовитый, как у 152-мм самоходной гаубицы «Мста-С», с которой Т-72 делит часть ходовой. Ударная же волна ощутимо бьет по грудной клетке, я даже неосознанно выдал глупый вопль, но конфуз скрылся за раскатистым эхом. Но все же при выстрелах лучше открывать рот: рекомендация от артмастера помогла мне избавиться от боли в ушах. Своевременный совет, иначе бы я не услышал, как он сообщил, что объявлен перерыв и скоро подъедет танк для теста. Отлично!

А вот и он. С виду машина проста, как кирпич. Компоновка стандартная, танковая, с отделением управления на носу, боевым в центре и силовым отделением на корме с бревном. На башне — то самое 125-мм орудие 2А46М-5, спаренное с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. На крыше — зенитный 12,7-мм пулемет НСВ, а заканчивает список вооружения уже стандартная «опция» — трубки с системой отстрела дымовых гранат «Туча-У».

Возникает вопрос, куда ушли 52 миллиона рублей на модернизацию c 72Б до Б3? Ведь Т-72Б, Б3 и Т-80 неопытный человек не различит. Ответ кроется в деталях: около 30 миллионов обходится капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.

Пора взглянуть, как же там внутри? Уютно танкистам? Пытаемся проникнуть в башню. В люки наводчика и командира влезть сможет только опытный «акробат», да и внутри с моими габаритами особо не разгуляешься. Осматриваешься, только поворачивая голову: прицелы, системы наведения, огромная казенная часть пушки и автомат заряжания с конвейером. Тесновато, но жить можно. Ну а как там механик-водитель?

Тут ситуация намного плачевнее. В кино все мы видели кадры, на которых экипаж с изяществом запрыгивает на свои места и машина срывается с места. Ну так вот: для этого нужна определенная сноровка. Я же такого опыта не имею, поэтому сначала, нащупав ногами сиденье, я на него встал и начал потихоньку «процеживать» свое тело внутрь. С грехом пополам, попутно ударившись мослами обо все механизмы отсека, я все-таки закрыл за собой люк отделения мехвода. Никаких ремней, конечно же, нет, а обилие выпирающих металлических частей наводит на мысли о том, что в краш-тесте NCAP такая машина не набрала бы и одной «звезды», переломав водителю все кости. Но органы управления все же нащупать получилось. Датчики, шкалы и узлы управления намертво прикручены к кузову. Эргономика? Да о чем вы? Применительно к бронетехнике привычные для автомобилистов категории оценки не работают, а обзор в триплексы напоминает подглядывание в замочную скважину, поэтому передвигаться будем по-походному, с открытым люком.

Нажимаю одновременно две кнопки — стартера и запуска двигателя. Могучий V12 с грохотом оживает. По всей конструкции идет дрожь, и мотор, обильно «прокашлявшись» дымом, мотор выходит на ровные обороты. «Болезнь Паркинсона» заявляет о себе сразу – зубы стучат в такт работы двигателя. После пронизывающего ветра, что гуляет по полигону, в машине тепло, а невольно сказанное «О, тепленькая пошла» вызывает приступ хохота у мехвода, который слышит меня через шлемофон.

Под бронированной крышкой силового отделения — надежный дизельный V12 объемом 38,8 л с индексом В-84-1 и мощностью в 840 л.с. Вот он, настоящий «No replacement for displacement», один звук его запуска заставляет поджилки трястись.

Перед началом движения требуется подавать звуковой сигнал. Потом выжимаем «куда-то в космос» педаль сцепления, с лязгом включаем первую передачу, чуть утапливаем тяжеленный акселератор, мягко отпускаем сцепление и, вуаля, без рывков и дерганий Т-72Б3 плавно трогается с места.

Очень удивила плавность хода: Т-72 идет не так мягко, как, скажем, БМД-4М, который можно назвать премиальным внедорожником на пневмоподвеске среди бронетехники, но все равно работа торсионной подвески танка напоминает старый Suburban. В машине семь передних передач и одна задняя, разгоняется Т-72 примерно как какой-нибудь Nissan Micra на «автомате» с двигателем 1,2 л. Но зато какой рев! На максимальных по грунту 50 км/ч создается ощущение, что ты всадник апокалипсиса.

Поворот осуществляется с помощью рычагов, которые блокируют специальные гусеничные фрикционы. Причем тянуть их надо на порядочное расстояние, а машина реагирует на команды под самый конец хода рычага: без резких рывков мягко меняет курс. Потянул левый рычаг — повернул налево, правый — направо. Проще простого! Но маневрирование на скорости имеет нюансы. Так как фрикционы полностью блокируют гусеницы, есть вариант «дрифтануть» на 46-тонном монстре c последующим снятием гусеницы. И не дай Бог повторить «подвиг» иностранных танкистов, которые на биатлоне 2015 года сделали «уши» на своей машине.

Одно из испытаний-препятствий — ров с водой. Его нужно проходить на определенной скорости: если она будет совсем мала, то танк застрянет, если слишком велика, то можно «впечататься» в другую сторону рва со всеми вытекающими. Но «танки грязи не боятся», поэтому мне удалось преодолеть ров на малом ходу и с первого раза, рассекая волны под аккомпанемент дизельного V12.

Ну а если придется «сдавать» задом? В принципе, на такой машине подобный «пустяк» особо волновать не должен: предел нащупывается с помощью бревна для самовыкапывания — это такой суровый «парктроник». Но если без шуток, то маневрирование задним ходом не осуществить без помощника, который стоит снаружи и нехитрыми движениями рук направляет на «парковку».

К сожалению, все хорошее быстро заканчивается. Дисциплина и время неумолимы, пора глушить мотор и отдавать танк парням в черных комбинезонах. Им нужно тренироваться, чтобы в очередной раз «наказать» иностранных коллег по цеху в честной спортивной танковой борьбе на биатлонном полигоне. Правда, на соревнованиях российские экипажи выступают на немного другом танке — Т-72Б3 с полуавтоматической коробкой передач и двигателем, форсированным до 1130 л.с.

Основной боевой танк Т-72 (СССР)

Основной боевой танк Т-72 — наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного объекта 167. Разрабатывался в КБ УВЗ (завод № 183) с 1967 по 1972 год в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А. К началу лета 1971 года была выпушена установочная партия из 15 машин «объект 172М», которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждая рота была укомплектована танками одного типа. Завершиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.

Читайте также  Какое масло заливать в трансмиссию мотоблока нева мб

По результатам испытаний постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал». В том же году была выпушена установочная партия из 30 машин. В 1974 году военпреды приняли на Урал-вагонзаводе первые 220 серийных танков. Танк Т-72 производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год. С 1978 по 1990 год танки Т-72 выпускались на ЧТЗ (изготовлено 1874 единицы). Западные источники оценивают обшее количество изготовленных в СССР танков Т-72 в 20 тыс. единиц.

С 1981 года выпуск танков Т-72, а затем Т-72М и Т-72М1 осуществлялся в Чехословакии (изготовлено около 2 тыс. единиц), а с 1982 года — в Польше (изготовлено 1610 единиц). В начале 1980-х годов лицензия на производство Т-72 была приобретена Югославией.

Компоновка танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Внешне танк очень напоминает Т-64. Отделение управления расположено в носовой части корпуса по оси танка. Оно ограничено справа
правым топливным баком и баком-стеллажом, слева — левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади — вращающимся транспортером автомата заряжания.

В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днише корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТН ПО-168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днише корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.

Размешенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днише. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно.

Корпус танка Т-72 — сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63″ к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь — текстолит — сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толшиной 500-600 мм.

Башня — литая, сложной конфигурации, имеет относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью.

На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответствующего механизма танка Т-64А. На Т-72 использован автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения. 22 артвыстрела боекомплекта размешены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Остальные 17 артвыстрелов размешены в специальных укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр./мин. Возможно заряжание пушки и вручную, при этом скорострельность составляет 1-2 выстр./мин.

Бронебойно-подкалиберный снаряд 3БМ9 имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель используется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТ и 12.7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснашен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволявшем вести прицельный огонь и во время движения.

На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мошностью 780 л.с. при 2000 м/с. Двигатель форсирован за счет применения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Трансмиссия Т-72 подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передается через гитару и обший ведуший вал на две семискоростные планетарные коробки передач.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м. 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию. Направляюшие колеса литые, стальные. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами также выполнены из стали.

На танке установлена радиостанция Р-123М, система ПАЗ, автоматическая система ППО, термическая дымовая аппаратура, оборудование подводного вождения. оборудование для самоокапывания. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-б.

Модификации
Т-72 Урал (объект 172М) — первый серийный вариант. Серийное производство осуществлялось с 1974 по 1975 год.

Т-72 Урал-1 (объект 172М1) — модернизированный вариант танка Т-72 (объект 172М) с улучшенной бронезашитой корпуса и башни. Изменено размещение ИК-осветителя ночного прицела Л-2АГ, теплозашитныи кожух ствола пушки. С 1977 г. — литая башня с комбинированной броневой зашитой с наполнителем из песчаных стержней. Серийное производство с 1975 по 1979 год.

Т-72К Урал-К. (1973 г.) — командирский вариант. Дополнительная радиостанция Р-130М с 10-метровой антенной для работы с места, навигационная аппаратура ТНА-3, зарядное устройство АБ-1. Боекомплект пушки уменьшен до 31 выстрела,

Т-72 (экспортный. 1975 г.) — отличается конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (объект 172А) — лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, СУО 1А40, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46, увеличенный боекомплект, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», система зашиты от напалма «Сода», система дорожной сигнализации, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенный динамический ход опорных катков, двигатель В-46-6. Башня — литая, с комбинированной броневой зашитой с наполнителем из новых неметаллических материалов. С 1980 г. — усиленное бронирование лобовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста и перераспределения толщины комбинированной брони; с 1981 г. — пушка 2А46М, имевшая быстроразъемное соединение ствола с казенником; с 1984 г. — стабилизатор вооружения 2Э42-2, двигатель В-84. Серийное производство с 1979 по 1985 год.

Т-72АК — командирский вариант. Отличался от линейной машины наличием дополнительных средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивавших их работу и уменьшенным до 36 выстрелов боекомплектом.

Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной зашиты.

Т-72М1 (1982 г.) — модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса.

Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической зашитой, состоящей из 227 контейнеров (61 — на корпусе. 70 — на башне и 96 — на бортовых экранах),

Т-72Б (объект 184. 1985 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и СУО 1840-1 (лазерный прицел-дальномер Т11Д-К1, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения и другие элементы), пушка 2А46М. Навесная динамическая зашита «Контакт» из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на Т-72АВ. Верхняя лобовая деталь корпуса усилена 20-мм бронелистом. Антирадиационные подбой и надбой, система пуска дымовых гранат 902Б «Туча», система зашиты от напалма «Сода» и быстродействующее ППО 3 ЭЦ13 «Иней». Двигатель В-84-1 мощностью 840 л,с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года.

Т-72Б1 (объект 184-1. 1985 г.) — Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72БК — командирский вариант. Радиостанция Р-130М, навигационная аппаратура ТНА-4, агрегат автономного питания АБ-1.

Т-72БМ (1988 г.) — Т-72Б с встроенной динамической зашитой.

Т-72С (1987г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1. 155 контейнеров динамической зашиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Т-72БА (объект 184А, 2000 г.) — модернизированный вариант танка Т-72Б. СУО 1А40-1М, КУВ «Свирь», перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49, прибор наблюдения командира ТКН-3МК, ПИВ механика-водителя ТБН-5, инфракрасный лазерный прожектор ПЛ-1, стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», пушка 2А46М-5, встроенная динамическая зашита «Контакт-В2», двигатель В-84МС (с 2003 г. — В-92С2 мощностью 1000 л.с.). усиленные бортовые коробки передач, модернизированная ходовая часть, унифицированная с ходовой частью Т-90. С 2005 г. — СУО 1А40-М2. Модернизация осуществлялась на УВЗ в ходе капитального ремонта танков. С 2000 по 2009 год модернизировано более 100 единиц.

Производство танков Т-72 завершено. Танк состоит на вооружении в Российской Армии (в эксплуатации около 2000 боевых машин, в резерве — около 7 тыс.). Т-72 — самый массовый в мире танк второго поколения. По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-72 различных модификаций состоят на вооружении в Азербайджане, Алжире, Анголе, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Грузии, и др.

Боевая масса, т 41,0 (44,5)
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6860
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Ширина корпуса, мм 3460
Высота, мм 2190
База, мм 4270
Клиренс, мм 470
Бронирование
Тип брони катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 205 / 68°, комбинированная
Лоб корпуса (низ), мм/град. 85 / 60°
Борт корпуса, мм/град. 70—80 / 0°
Лоб башни, мм/град. 280[источник?]—410 / 0°
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм 2А46
Тип пушки гладкоствольная пушка
Длина ствола, калибров 48(50,6)
Боекомплект пушки 39
Дальность стрельбы, км до 10
Прицелы прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49
Пулемёты 1 ? 12,7 НСВТ, 1 ? 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя В-46-6, дизельный с наддувом, объём: 38 880 см3
Максимальная мощность: 700 л.с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент: 3089 Н·м, при 1400 об/мин
Мощность двигателя, л. с. 780 (840)
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 500 (700 с внешними баками)
Удельная мощность, л. с./т 18,8
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: