Трансмиссия танка т 72 схема

Основной боевой танк Т-72 (Россия)

Основной боевой танк Т-72 («объект 172М») это самый массовый и известный советский танк последних десятилетий двадцатого века (и самый массовый в мире танк 2-го поколения). Разработка Т-72 велась с 1967 по 1972 год на «Уралвагонзаводе», а основой для машины послужил более ранний танк Т-64А, но с ходовой частью от опытного танка, известного как «объект 167».

В 1971 году первые Т-72, совместно с «конкурентами»: проверенным Т-64А, и новым газотурбинным Т-80, приняли участие в беспрецедентных испытания боевых машин. В составе трех рот (каждая рота оснащена танками одной модели), танки проделали путь от Днепропетровска до Слуцка и обратно, а затем, через Баку и пустыню Каракумы, прошли почти до самого Ашхабада. Причем это был не просто «прогон» машин: постоянно проводились учебные стрельбы, ротные и взводные учения, в общем, было сделано все, чтобы выявить действительно лучшие образцы.

По итогам испытаний ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал». В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин, а уже в 1974 году были изготовлены 220 серийных танков.

Чертеж основного боевого танка Т-72

Чертеж основного боевого танка Т-72

Танк Т-72 производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год, а в период с 1978 по 1990 год, ещё и на Челябинском тракторном заводе. Всего было произведено около 20 000 танков Т-72. Кроме СССР, производством по лицензии занимались:

  • Чехославакия (с 1981 г.), изготовлено около 2000 танков.
  • Польша (с 1982 г.), изготовлено 1610 танков.
  • Индия (середина 1980-х), изготовлено 1108.
  • Лицензией на производство обладала также Югославия, а Иран (с 1997 г.) собирал Т-72 из поставляемых комплектов запчастей (300 комплектов).

На данный момент состоит на вооружении : России (2000 в строю, 7000 в резерве), Азербайджане (220), Алжире (325), Анголе (35), Армении (102), Белоруссии (1465), Болгарии (362), Венгрии (238), Вьетнаме (больше 120), Грузии (41), Индии (1950), Ираке (77, чехословацкого производства), Иране (480), Йемене (93), Казахстане (980), Кении (110, оставлены Украиной), Киргизии (150), Ливии (200), Македонии (31), Марокко (100), Мьянме (14), Польше (586), Сербии (13 + 210 М84), Сирии (1600), Словакии (245), Таджикистане (30), Туркмении (670), Узбекистане (70), Украине (не более 885), Хорватии (3) и Чехии (175).

Данные приблизительные, на 2010 г., число реально действующих машин, кроме России, не известно.

Основной боевой танк Т-72 первых модификаций

Основной боевой танк Т-72 первых модификаций

Конструкция танка Т-72

Компоновка основного танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения.

Корпус танка — сварной, собирается из броневых листов различной толщины. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63 градуса к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную броню, эквивалентную по степени защиты стальной броневой плите толщиной до 600 мм.
Башня — литая, относительно небольшая, её передняя часть также представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью.

Отделение управления расположено в передней части танка, справа и слева от места водителя-механика расположены топливные баки, сзади — вращающийся транспортер автомата заряжания. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика- водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днише корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода. Сиденье водителя установлено в углублении на днище танка, за счет чего водитель располагается сидя, в отличие от большинства западных танков, где его место размещается полулежа.

Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и отделено перегородкой от моторного, зато в отделение управления (и обратно), можно перейти без проблем. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева. В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится электромеханическим автоматом заряжания.

Основной боевой танк Т-72М

Основной боевой танк Т-72М

22 выстрела боекомплекта размещены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки, ещё 17 выстрелов размещены в укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр./мин (при ручном — 1-2 выстрела в минуту).

Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТ и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволявшем вести прицельный огонь и во время движения.

Подвеска — индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие имеют внутреннюю амортизацию. Направляющие и ведущие колеса литые, стальные.

Танк оборудован радиостанцией, системой противоатомной защиты, автоматической системой пожаротушения, термической дымовой аппаратурой, оборудованием подводного вождения, оборудованием для самоокапывания.

Основной боевой танк Т-72Б

Основной боевой танк Т-72Б

Модификации танка Т-72

  • Т-72 «Урал» («объект 172М») — первый серийный вариант танка, производился с 1974 по 1975 год.
  • Т-72 «Урал-1» («объект 172М1») — модернизированный вариант Т-72, с улучшенной бронезащитой корпуса и защитой башни. Также изменено размещение ИК-осветителя ночного прицела, и теплозащитный кожух ствола пушки. Серийно производился с 1975 по 1979 год, с 1977 года оснащен литой башней с комбинированной броневой защитой.
  • Т-72К «Урал-К» (1973 г.) — командирский вариант с дополнительной радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратурой ТНА-3, зарядным устройством АБ-1. Боекомплект пушки уменьшен до 31 выстрела.
  • Т-72 (экспортный, 1975 г.) — отличается конструкцией броневой зашиты лобовой части башни и комплектацией боеприпасов.
  • Т-72А («объект 172А») — оснащен лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1, ночным прицелом ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, системой управления огнем 1А40, сплошными бортовыми противокумулятивными экранами, пушкой 2А46, увеличенным боекомплектом, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча», системой защиты от напалма «Сода», системой дорожной сигнализации, ночным прибором механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенным динамическим ходом опорных катков, двигателем В-46-6.
    Башня — литая, с комбинированной броневой защитой с наполнителем из новых неметаллических материалов. Серийное производство с 1979 по 1985 год.
  • С 1980 г. — усиленное бронирование лобовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста и перераспределения толщины комбинированной брони;
  • С 1981 г. — пушка 2А46М, имевшая быстроразъемное соединение ствола с казенником;
  • С 1984 г. — стабилизатор вооружения 2Э42-2, двигатель В-84.

Основной боевой танк Т-72Б

Основной боевой танк Т-72Б

  • Т-72АК — командирский вариант. Отличался от базовой машины наличием дополнительных средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивавших их работу и уменьшенным до 36 выстрелов боекомплектом.
  • Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
  • Т-72М1 (1982 г.) — модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса.
  • Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой, состоящей из 227 контейнеров (61 — на корпусе, 70 — на башне и 96 — на бортовых экранах).
  • Т-72Б (объект 184, 1985 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и системы управления огнем 1В40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-KI, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения), пушка 2А46М. Навесная динамическая зашита «Контакт» из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на Т-72АВ. Верхняя лобовая деталь корпуса усилена 20-мм бронелистом. Антирадиационные подбой и надбой, система пуска дымовых гранат 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода» и быстродействующее ППО 3 ЭЦ13 «Иней». Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостан- ция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года.
  • Т-72Б1 (объект 184-1, 1985 г.) — Т-72 Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
  • Т-72БК — командирский вариант. Радиостанция Р-130М, навигационная аппаратура ТНА-4, агрегат автономного питания АБ-1.
    Основной танк Т-72БА на учениях (слева) и на параде в Екатеринбурге 9 мая 2009 года (внизу)
  • (1988 г.) — Т-72Б с встроенной динамической защитой.
  • Т-72С (1987г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1, 155 контейнеров динамической защиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Основной боевой танк Т-72Б3

Основной боевой танк Т-72Б3

  • Т-72БА (объект 184А, 2000 г.) — модернизированный вариант танка Т-72Б, с системой управления огнем 1А40-1М, КУВ «Свирь», перископическим пассивно-активным ночным прицелом 1К13-49, прибором наблюдения командира ТКН-ЗМК, ПИВ механика-водителя ТВН-5, инфракрасным лазерным прожектором ПЛ-1, стабилизатором вооружения 2Э42-2 «Жасмин», пушкой 2А46М-5, встроенной динамической защитой «Кон- такт-В2, двигателем В-84МС (с 2003 г. — В-92С2 мощностью 1000 л.с.), усиленными бортовыми коробками передач, модернизированной ходовой частью, унифицированной с ходовой частью танка Т-90.
    С 2005 г. — переоснащен системой управления огнем 1А40-М2. Модернизация осуществлялась на Уралвагонзаводе, в ходе капитального ремонта танков.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Танки Т-72Б3 получат автомат переключения передач

Продолжается обновление имеющегося парка бронетанковой техники. На днях стало известно, что в ходе текущей модернизации строевых танков семейства Т-72 было предложено использовать новые комплектующие, дополнительно повышающие характеристики техники. В дополнение к уже реализуемому проекту обновления радиоэлектронных средств, вооружения и т.д. теперь планируется внедрять новые агрегаты силовой установки и трансмиссии, влияющие на подвижность танков и их эксплуатационные характеристики.

Как сообщает издание «Известия», основные боевые танки Т-72 в ходе модернизации новых партий техники будут получать дополнительное оборудование в виде обновленной системы управления коробкой передач. Новый вариант проекта модернизации Т-72Б3 подразумевает использование автомата переключения передач АПП-172. Автоматическая система придет на смену рычагу ручного управления, соединенного с гидравлическими приводами. Ожидается, что такая модернизация значительно упростит эксплуатацию бронетехники, а также облегчит управление ей и уменьшит негативные последствия ошибок водителей.

По имеющимся данным, новый вариант модернизации Т-72Б3 был разработан корпорацией «Уралвагонзавод» по требованию министерства обороны. Очередной контракт Минобороны на ремонт и модернизацию имеющейся в войсках бронетехники, среди прочего, подразумевает применение новой автоматизированной коробки передач. Подписанный в марте контракт подразумевает восстановление и обновление полутора сотен танков Т-72Б. Эта техника вместе с другими новыми системами будет получать автоматы АПП-172.

Читайте также  Схема универсального генератора частот


Танк Т-72Б3. Фото Wikimedia Commons

Сообщается, что коробка передач с автоматом АПП-172, предлагаемая для использования на танках Т-72Б3, была заимствована из проекта Т-90СМ. Таким образом, за счет применения новых агрегатов планируется повысить характеристики существующих танков до уровня новейших разработок. Обновление трансмиссии позволит упростить управление техникой и вывести подобные параметры на новый высокий уровень.

Автомат переключения передач АПП-172, предлагаемый для установки на модернизируемые танки, был разработан в НПО «Электромашина», входящем в состав корпорации «Уралвагонзавод». Устройство выполнено в виде единого блока с набором необходимых органов управления, который может устанавливаться в отделении управления модернизируемой техники. Установка автомата и его подключение к необходимым бортовым системам может осуществляться как на заводах, так и в полевых условиях.

Система АПП-172 способна отслеживать параметры работы трансмиссии и самостоятельно выполнять переключение передач. Имеются ручной и автоматический режим работы. Кроме того, при автоматическом режиме работы сохраняется возможность переключения передач вручную. При автоматической работе на переключение передачи автомат тратит порядка 0,2 с. Автомат подключается к бортовым системам по двухпроводной схеме и устанавливается справа от места механика-водителя, там же, где и штатные системы управления коробкой передач.

Танки Т-72Б3 получат автомат переключения передач
Автомат переключения передач АПП-172 (блок светло-голубого цвета) в отделении управления бронемашины. Фото Npoelm.ru

На корпусе автомата АПП-172 имеется набор необходимых органов управления. Предусматриваются тумблер для включения устройства со светодиодной индикацией, а также подвижный рычаг со шкалой, имитирующий штатное средство управления коробкой передач. Таким образом, использование автомата не требует сложного переучивания личного состава с освоением новых принципов управления аппаратурой.

Применение автомата переключения передач, по данным разработчика, позволяет оптимизировать работу трансмиссии за счет правильного управления ею. Правильное управление трансмиссией позволяет сократить время разгона с места до 50 км/ч на 2-3 с. Средняя скорость движения по шоссе может быть увеличена на 15-20%. На 10-15% сокращается расход топлива. Таким образом, установка сравнительно простого и небольшого прибора позволяет заметно повысить подвижность бронемашины и улучшить ее эксплуатационные характеристики.

Первым отечественным танком, получившим автомат переключения передач АПП-172, стал Т-90СМ. Кроме того, такая аппаратура использовалась в одном из специальных проектов. Теперь эта система предлагается для установки на обновляемые Т-72Б3 для строевых частей. Таким образом, оригинальное нововведение сможет попасть в войска и оказать положительное влияние на эксплуатацию модернизируемой бронетехники.


Танк Т-72Б3М. Фото Wikimedia Commons

По данным «Известий», первая партия из 32 танков Т-72Б3 с автоматом АПП-172 будет модернизирована до конца текущего года и поступит в распоряжение 1-й гвардейской танковой армии Западного военного округа. В дальнейшем войска получат оставшиеся машины, обновление которых будет проведено в соответствии с недавним заказом.

Следует отметить, что проект оснащения танков Т-72Б3 автоматом переключения передач не является первым вариантом обновления силовой установки и трансмиссии бронемашин этого типа. Так, еще в 2014 году был представлен основной танк Т-72Б3М (также встречается обозначение Т-72Б4), предназначенный для участия в «Танковом биатлоне». Эта машина представляла собой доработанный вариант исходного Т-72Б3 с применением узлов и агрегатов от Т-90СМ. «Гоночный» танк оснастили форсированным двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., новой системой управления силовой установкой, автоматом переключения передач и другой аппаратурой различного назначения, в том числе новым прицельным оборудованием.

Т-72Б3М был опробован на трассе соревнований и неплохо показал себя. Тем не менее, эта модификация танка пока не планируется к серийному производству, а модернизация имеющихся в войсках бронемашин ведется по проекту Т-72Б3. Однако согласно последним сообщениям, обновляемые машины новых партий будут получать автоматику управления коробкой передач, заимствованную из предыдущих проектов. Это позволит дополнительно повысить характеристики бронетехники без значительных затрат на замену тех или иных комплектующих.

Танк Т-72

Всем привет. Отзыв изначально размещал на дроме, оказалось людям интересно — решил и здесь выложить.
Букв будет много, сначала про жизнь военную, потом собственно про танчики.

Начиналось всё хорошо. Учился я себе в институте в городе Волгограде, ходил на военную кафедру. Учёба закончилась и тут нам вручили повестки практически вместе с дипломами)) Говорят в СКВО офицеров не хватает, кадровики в такой попе служить не желают, идите-ка вы, ребята. Вот так в 2003 году я и попал на два года в этот бардак с названием "армия". Город Камышин, полк №242 будь он неладен)). Воровство, пьянство, пофигизм и рукоприкладство как оказалось процветают.
Кроме того, солдат мог взять в аренду практически кто угодно. Всего за 100р в сутки. Так однажды меня с 30-ю солдатиками закинули на спецзадание "прополка бахчей". На месяц. Здесь товарищи солдаты наконец-то узнали, что такое питание по норме, так как получил я еды именно столько, сколько положено. И ни единой банки тушёнки не продал, несмотря на кучу предложений.В общем жить на бахче однозначно лучше, чем в полку или на полигоне))
Военная служба у меня проходила примерно половину времени в полку, где почти каждую ночь можно было пойти поспать дома (тобиш в общаге), и половина времени на полигоне, где пойти было некуда и вообще до цивилизации далеко. На полигоне степь, пыль, грязь, учения, палатки и в общем все тяготы, как положено. Но процесс каких-нибудь грандиозных дивизионных учений штука интересная. Можно вдоволь накататься, настреляться и продать солярки.
Должность у меня была командир танкового взвода, соответственно 3 танка в распоряжении, два из которых ездили, а один даже стрелял. Третий всё время нашего с ним знакомства стоял в ожидании капремонта.
На полигон техника перемещалась на жд платформах, палатки и разная лабуда в ЗИЛах и УРАЛах, народ на поездах и электричках. Был правда ещё один ближний полигон за 60км от города, куда все ехали своим ходом. Так как по асфальту низя, то ехали по всяким грунтовкам. Однажды перегоняли танк, заплутали в темноте и въехали во двор дома на окраине деревни. Выбежал мужик вооооот с такими глазами)) ну надо сказать работающий танк штука устрашающая, тем более ночью))
Ну теперь собственно о танках. Полк недавно прибыл из Чечни, соответственно состояние техники было не ахти, и все усилия были направлены на поддержание в рабочем состоянии хотябы половины техники.

Технические характеристики приведу примерно, точно не помню, а кому интересно — думаю в сети найти можно.

Танк Т72, боевая масса 41т, экипаж 3 человека.
Вооружение 125мм гладкоствольная пушка, спаренный 7,62мм пулемёт ПКТ, 12,7мм зенитный пулемёт НСВТ. Ну ещё дымовые гранаты, которые редко у кого срабатывали))
Максимальная скорость 70 км/ч (хотя лично раскочегаривал до 75).
Глубина брода 1,2м, с ОПВТ — 5м. ОПВТ — оборудование для подводного вождения. Эдакая труба для забора воздуха и ещё всякая мелочёвка. Теоретически корпус танка герметичен, но в наших было столько всяких дыр в виде например неприкрученных лючков на днище, что. ну сами понимаете.
Двигатель. Многотопливный дизель, объём 38,8 литра, мощность в зависимости от модификации от 650 до 860 лс.
Расход топлива 3,5 — 5 литров. Как у малолитражки)) но только не на 100, а на один! километр. А вот расход масла как раз у нас был как расход топлива у обычных машин.

Ну теперь по-порядку.

Плавность хода отменная, ямы, канавы, траншеи, а также деревья, столбы и всякую мелочь практически не замечаешь.Танк не козлит как БМП, не кренится. Проходимость — ну танк он и есть танк. Засадить можно только в болоте или очень глубокой грязи. Управляемость хорошая, но на малых скоростях бывает сложно точно рулить (рычагами-то), например заехать на жд платфориу могли всего несколько механиков-водителей. Ещё быстро ехать по грязи или укатанному снегу нереально. Всё-таки гусеницы не резиновые, заносит. А вообще управлять танком — ощущение непередаваемое. Хотя с места он стартует не как ракета, но ощущение безграничной дури в твоих руках неописуемое.
Управлять довольно просто, три педали, два рычага и селектор коробки. Коробка гидромеханическая, сродни автомату, тоже с планетарными рядами и фрикционами. Только скорости переключаются вручную, причём их 7 вперёд и одна назад. Заводится по-современному, с кнопки)) вернее с двух. Сначала включаетя масляный насос, потом стартер. Также можно завести сжатым воздухом, или прикурить, или выстрелив назад от отдачи (не пробовал), или с буксира. Место водителя удобное, посадка полулёжежа, обзорность никакая, со всех сторон торчат и бьют в голову разные железяки. Слева ещё 4 здоровых аккумулятора по 80 кг, которые могут выпасть и придавить если плохо (как обычно и бывает) закреплены.

Вот это как раз то, для чего танк и создан. Пусть в нём нет комфорта, и печка имеет всего 2 режима — вкл и выкл, зато он ниже, легче, проще, надёжнее, манёвренней и обладает большей ударной мощью, чем аналоги (на момент его рождения конечно). Боевое отделение продумано до мелочей, стрелять проще и удобнее, чем в любой компьютерной игре.
В башне два места. Справа командир, слева наводчик. командир смотрит по сторонам, связывается с вышестоящим командовынием и отдаёт приказы экипажу. Ну ещё может перезарядить ПКТ или пострелять из НСВТ (убойная вещь кстати, БМП пробивает навылет).
Навочик целится, выбирает вид снаряда и стреляет. И ему при этом не нужно отвлекаться от прицела. всё управление сосредоточено на двуручном джойстике с четырьмя кнопками, в просторечии чебурашка (плюс одна кнопка автомата заряжания и переключатель типа снаряда). Повернул вверх — пушка пошла вверх, в сторону — пошла в сторону .нажал на кнопку АЗ, автомат зарядил пушку (процесс занимает о 5 до 8с в зависимости от расположения нужного снаряда в конвейере). Навёл на цель, нажал кнопку под правым большим пальцем — замерил дальность лазерным дальномером, и пушка автоматически встаёт на нужный угол возвышения. Всё, осталось нажать кнопку правым указательным. Под левым указательным пальцем кнопка стрельбы из пулемёта, под левым большим — сброс дальности.
То есть процесс наведения пушки и стрельбы происходит настолько быстро, что никто и очухаться не успеет)) Если нажать и удерживать одновременно кнопки АЗ и выстрела (при условии что снаряды в конвейере расположены рядом), то пушка будет стрелять практически очередью с промежутком в 5 секунд. Я пробовал)) Правда дышать быстро становится нечем, если конечно танк не новый))
Вообще автомат заряжания интересная штука. Под башней внизу круглый конвейер, как карусель. В него уложены 22 выстрела в кассетах. В одной кассете снаряд, и над ним заряд (раздельное заряжание). При нажатии кнопки происходит просто-таки завораживающее действо. Пушка встаёт на фиксированный угол заряжания, открывается затвор, поднимается рамка с поддоном (то биш гильзой от предыдущего выстрела), открывается лючок в крыше башни, поддон вылетает наружу. Одновременно с этим конвейер ооочень быстро поворачивается до выбранного снаряда, кассета с зарядом не поднимается, а практически вылетает вверх, специальная цепь свёрнутая в улитку (которую мало кто видел, потому что разглядеть её из-за скорости действа сложно) заталкивает в казённик снаряд и заряд, затвор закрывается, пушка возвращается на заданный угол, можно стрелять.
Ну многие знают, что боекомплект составляет 44 выстрела. А в конвейере только 22. Где остальные? а остальные везде! Где могло бы быть свободное место, там закреплен снаряд или заряд. Под сиденьями, на стенках башни, под потолком… Поэтому с полным боекомплектом на практике никогда и не воюют, основной-то конвейер с точки зрения безопасности экипажа расположен не слишком удачно.

Читайте также  Схемы генераторов наносекундных импульсов

Момент выстрела. В танке слышно глухое БУМ, на стоянке машин за 1,5км срабатывают сигнализации, на наблюдательной вышке за 200м частенько вылетают стёкла, если стрельба ночная, то водитель получает очередной фингал от удара об окуляр ночника. Дело в том, что механик-водитель часто не подозревает о моменте выстрела. В танке шумно. Наводчик обычно кричит слово "выстрел", но его не слышит даже командир, сидящий на расстоянии вытянутой руки. А связь, рабочая, да ещё и внутренняя, да и ещё и у всех членов экипажа — это редкость.

Отсутствует. Есть только сиденья, регулируются по высоте и наклону спинки. А также их можно быстро снять. Со всех сторон торчат железки. В танке много всяких систем, например пожаротушения (не работает), химической защиты и т.п. И у каждой системы есть свои кнопки, тумблеры и блоки управления, которые и торчат везде где можно. Между местами наводчика и командира ходит вверх-вниз казённик пушки весом в несколько тонн, локти лучше не оттопыривать. Летом жарко. Зимой холодно. 40 тонн железа печке прогреть тяжело. Обзорность более-менее нормальная только у командира, потому что его башенка с кучей триплексов имеет возможность поворачиваться.

Конечно много всего интересного наверное забыл написать, постараюсь компенсировать фотографиями.

Оружие конфликта: Т-72: Разбираем танк на части

Для начала разберемся с тем, что такое танк. Происхождение названия довольно известно и забавно: в Первую мировую войну первые изобретатели танков, англичане, держали разработку в такой строгой секретности, что в документах называли его tank, то есть «цистерна». И словечко это прижилось, перейдя во множество языков мира. Первый английский танк был весьма неуклюжим созданием, но несмотря на это произвел серьезный эффект на поле боя, впервые использовавшись в 1916 г. в битве при Сомме. Танковую эру можно было считать открытой.

Большая Советская Энциклопедия говорит, что танк — это «боевая гусеничная, полностью бронированная машина». Добавим, что основным вооружением танков, как правило, является пушка, хотя известны модификации, оснащенные огнеметом. В отличие от других гусеничных машин, это главное оружие танка установлена на вращающейся башне, что позволяет переносить огонь быстро и в широких пределах.

С окончания Второй мировой войны танки принято разделять на 3 поколения. Первое поколение начало разрабатываться еще в войну, но оформилось к середине 1950-х, когда средние и тяжелые танки уступили место концепции «основного боевого танка», существующей и по сей день. Такой вид танков используется для решения большинства боевых задач, они отличаются мобильностью, хорошей защитой и высокой огневой мощью. (Второй вид — легкие танки, которые используются для решения специальных задач, а потому часто обладают более слабой защитой или вооружением, зато повышенной мобильностью). Характерная особенность танков первого поколения — мощное бронирование, обеспечивающее высокую живучесть при попадании снаряда, и пушки большого калибра (часто гладкоствольные, которые подходят и для стрельбы реактивными снарядами). К этому поколению относятся Т-55 и Т-62.

Второе поколение танков учитывает возможность войны в условиях применения оружия массового поражения. Танк полностью герметичен, поступающий воздух фильтруется, специальные насосы стабилизируют давление, а особые компоненты брони защищают от нейтронного излучения. Конечно, увеличивается бронирование и огневая мощь, усиливается двигатель, появляется бортовая электроника. Второе поколение советских танков — это Т-64 и Т-72. Третье поколение отличается использованием высокоточного оружия и современной электроники, новых средств защиты (активной и динамической), а нередко — и новейшими газотурбинными двигателями. К сожалению, российская армия еще не завершила перевооружение и не перешла полностью на танки третьего поколения (например, Т-80 и Т-90), так что во многих частях самым распространенным остается Т-72 — кстати, самый массовый танк второго поколения в мире. Впрочем, модифицированные Т-72 (например, Т-72Б, оснащенный управляемым вооружением и встроенной динамической защитой) тоже можно отнести к третьему поколению.

Разбираем Т-72

Итак, Т-72 в разных модификациях стал основным боевым танком обеих сторон недавнего конфликта. Сотни этих бронированных машин использовались и Россией, и Грузией. Рассмотрим их со всех сторон.

Разработка танка началась еще в 1967 году, на основе версии Т-64. Прежде всего усовершенствованиям подверглись двигатель и ходовая часть. Первая модификация Т-72 под именем «Урал» была принята на вооружение в 1973 г. Он оказался на 4 т тяжелее своего предшественника, но благодаря внесенным изменениям сохранил ту же скорость и запас хода, а также проходимость. Танк передавался и в другие страны Варшавского договора, а также в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.

С годами Т-72 постоянно совершенствовался, и в 1985 г. на вооружение поступила модификация Т-72Б, самая распространенная. Основной его производитель (и разработчик) — нижнетагильский «Уралвагонзавод», но сегодня производство по лицензии было налажено в Югославии, Польше, Чехословакии, Индии — некоторые страны до сего дня продолжают выпуск этой весьма удачной машины, и экспортируют ее.

Танк действительно вышел удачным и еще в 1982 получил первое боевое крещение при конфликте в Ливане. Для своего времени это был лучший танк — впрочем, и сегодня (с учетом современных модификаций) он вполне успешно конкурирует даже с танками третьего поколения. Т-72 участвовали в Ирано-иракской войне (1980−1988 гг.), в Нагорно-Карабахском конфликте (1991−1994), в обеих Чеченских войнах (1994−1996 и 1999−2002), в ходе «Войны в заливе» (Ирак — Кувейт, 1990−1991 гг.), конфликта в Косово (1998−1999), последней американо-иракской кампании (c 2003 г.), ну и теперь — в недавнем конфликте Грузии с Южной Осетией, куда вмешалась и Россия.

Конструкция

Т-72, как и подавляющее большинство танков, реализован по классической компоновочной схеме. Говоря простым языком, он выглядит, как настоящий танк: пушка установлена на вращающейся башне, башня установлена на гусеничной платформе, моторное отделение находится сзади.

Стоит сказать, что на танках уже довольно давно не используются обычные бензиновые двигатели, вместо которых они оснащаются дизельными, а третье поколение танков — газотурбинными. Впрочем, многие страны до сих пор по целому ряду причин предпочитают дизели. Подвижность Т-72 обеспечивает дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель В-84−1 мощностью более 800 л.с. Он установлен поперек силуэта танка и позволяет развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. Двигатель, разумеется, многотопливный — то есть, способен работать на любом виде бензина, на реактивном топливе, на дизельном топливе и керосине.

Как и все танки, ходовая часть Т-72 имеет гусеничный движитель. Это позволяет ему двигаться даже по глубокому бездорожью. При боевой массе более 40 т он легко преодолевает уклон до 30 градусов. Индивидуальная подвеска смягчает толчки и удары при движении, быстро гасит колебания корпуса.

Т-72 оснащен оборудованием для подводного вождения и может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м (с подготовкой). На танке используется комплекс средств связи «Абзац», в который входят УKB-радиостанция и радиоприемник. Дальность связи этого комплекса — не меньше 20 км при движении по средне-пересеченной местности.

Защита

Основной защитой танка служит, понятно, броня. Некогда состояла из сварных стальных листов, сегодня используются сложные многослойные решения из броневой стали, керамике, текстолитов и других материалов (даже обедненного урана). Прибавьте сюда дополнительные внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков и ударов и противонейтронный подбой и надбой, защищающие от потенциального жесткого излучения от ядерного взрыва. Это — пассивная броня, основные концепции которой не изменялись уже десятилетиями. Пожалуй, последней «революцией» в этой области можно назвать идею расположить листы брони под максимально острыми углами, снижая воздействие попадающего в нее снаряда. К примеру, у Т-72 верхняя лобовая деталь брони корпуса наклонена под углом аж 68 градусов от вертикали. Башня же у этого танка цельная, литая, а лобовая часть ее имеет переменный уклон, меняющийся от 10 до 25О.

Дополнительно на танк могут устанавливаться противокумулятивные сетчатые экраны, изобретенные еще советской армией на полях Второй мировой. Такие сетки просто заставляют попавший в них кумулятивный снаряд разорваться еще до встречи с основной броней — и потерять свои основные разрушительные силы. В Т-72 такой экран встроенный.

Читайте также  Схемы включения автономных генераторов

Также используется и динамическая защита — похожие на шоколадную плитку навесные листы можно видеть на многих современных танках. Каждый такой «батончик» — на самом деле «бутерброд» из взрывчатого вещества, заключенного между парой металлических пластин. Попадающий в него снаряд, добравшись до взрывчатого слоя, вызывает его детонацию, и пластины разлетаются в стороны, дестабилизируя поток кумулятивной струи и создавая для него дополнительные препятствия. На Т-72 имеется установлено 227 контейнеров для динамической защиты, а на модификации Т-72Б динамическая защита еще более эффективная, встроенная в броню.

Дополнительную защиту против современных наводящихся противотанковых средств обеспечивает система постановки дымовой завесы — на Т-72 используются 8 дымовых гранатометов «Туча». Дым сильно снижает видимость танка в видимом, инфракрасном диапазонах, мешает лазерному наведению и целеуказанию. Этому же способствует низкий силуэт танка (высота танка по крыше башни — всего 2,2 м).

Вооружение

Основным вооружением любого танка является пушка, на современных танках она оснащается автоматом заряжания. На Т-72 устанавливается 125-мм гладкоствольная танковая пушка. Она способна вести огонь всеми основными типами боеприпасов — осколочно-фугасными (для поражения техники и живой силы противника), кумулятивными (для поражения бронетехники), подкалиберными бронебойными (для бронетехники) и выстрелами с управляемыми ракетами. В автомате заряжания можно разместить до 22, а в боеукладках — дополнительно 23 снаряда. После выстрела поддон гильзы автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в башне.

В последних модификациях (Т-72Б) на танк устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К120, позволяющий вести стрельбу наводящимися по лучу лазера ракетами 9М119. Эти ракеты эффективны на расстояниях до 4 км, куда долетают за 12 с. Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места — 80%.

Как и большинство современных танков, Т-72 имеет 2 пулемета. Один из них (7,62 мм танковый пулемет Калашникова) спарен с пушкой, что позволяет вести из него высокоточный огонь, используя прицельные приспособления пушки. Боекомплект этого пулемета — 2 тыс. патронов. Другой пулемет установлен на башне и используется в качестве зенитного. Его калибр 12,7 мм, а боезапас — 300 патронов.

Модификации

Т-72К — командирский. Т-72А и командирский Т72АК (1979 г.) — среди дополнений: лазерный прицел-дальномер, ночной прицел наводчика, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, улучшенная пушка, система запуска дымовых гранат, система защиты от напалма. Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант Т-72А со слегка измененной конструкцией, защитой и комплектом боеприпасов. Т-72М1 (1982 г.) — тот же Т-72М, но с улучшенной пассивной броней. Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой. Т-72Б — оснащен динамической защитой и комплексом управляемого вооружения, а гладкоствольная пушка позволяет стрелять управляемыми ракетами. Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б со сниженным объемом динамической защиты и другими изменениями. Напоследок можно взглянуть на фрагменты из сюжета Discovery Channel, посвященного этому замечательному основному танку:

. Ну и читайте наш материал о намного более экзотической бронетехнике: «Жираф с ракетами в зубах».

Донбасс, Чечня, Карабах. — боевой путь танка Т-72

Впервые Т-72 «понюхали пороху» в Ливане, в 1982 году. В бою сошлись сирийские и израильские вооруженные силы — охваченный гражданской войной Ливан стал площадкой для встречи старых врагов.

Фокус интереса исследователей сошелся на противостоянии «семьдесятдвоек» и «Меркав», которые тоже впервые приняли участие в боевых действиях. Симпатизанты каждого танка могут найти множество примеров сокрушительных побед одного над другим, и наоборот. Но все это будут фантазии: в реальности Т-72 и «Меркавы» в боях не встречались.

Интересно, что потери новейших танков были следствием одного и того же фактора — противотанковых ракет. Из 12 утраченных сирийцами Т-72 большая часть была поражена в одной удачной засаде из ПТУР «Тоу». Что больше говорит, скорее, об умелом их применении сирийцами, чем о качествах самого танка.

В остальном же крепкая, хоть и не неуязвимая (таких не бывает), лобовая броня новых танков оказалась серьезным аргументом. Хотя экспортный вариант, конечно, был хуже — у танков, состоявших на вооружении СССР, башня была крепче.

Следующим более-менее крупным конфликтом для Т-72 стала подзабытая ирано-иракская война. Там самым грозным противником для «семьдесятдвоек» были уже не «Меркавы», а купленные иранцами британские «Чифтены». Только, в отличие от Ливана, с ними встречаться Т-72 пришлось, и взаимные потери в таких схватках были серьезными.

Потом иракским Т-72 пришлось встретиться уже с американскими «Абрамсами» в двух иракско-американских войнах. Тут ситуация была неутешительная — иракских танкистов ждал разгром. Дело, конечно, обуславливается полным превосходством американцев в высокотехнологичных средствах ведения войны: большинство Т-72 были уничтожены с воздуха. Не стоит забывать и о том, что экспортные модификации «семьдесятдвоек» сильно уступали последним на тот момент вариантам «Абрамсов».

Резня, погромы и танковые лавины

Нагорный Карабах стал камнем преткновения между армянами и азербайджанцами еще во времена Гражданской войны в России. Край, находившийся между двумя государствами, что образовались в результате развала империи, был населен армянами. Его захватили азербайджанские отряды. Позже пришла Красная армия, прекратившая активное противостояние, но при создании СССР вопрос снят не был. Решили, чтобы никого не обижать, сделать Карабах армянской автономией в составе советского Азербайджана. Но это лишь на долгие времена заморозило конфликт.

С развалом СССР два народа тут же вспомнили старое — уже в феврале 1988 года начались погромы с убийствами и грабежом. Гражданское противостояние к 1992 году переросло в полноценную войну.

Танков Т-72 у обеих сторон было много. Где-то разграбили советские склады — Армении таким путем досталось 246 Т-72, а Азербайджану — 314. В некоторых случаях удавалось полулегальным или нелегальным путем купить технику из России: армяне смогли приобрести 84 «семьдесятдвойки».

Обе стороны устраивали атаки, в которых участвовали сотни танков и бронемашин. Вследствие этого картина местами скорее напоминала Великую Отечественную, чем локальный конфликт. Часто экипажами с обеих сторон командовали наемники из бывшей Советской Армии — Россию лихорадило, и найти нормальную работу офицерам было крайне сложно.

Потери танков были высоки, но не только из-за качеств самих машин. Шла война любителей: найти человека с боевым опытом или хотя бы военным образованием было сложно, что часто превращало общевойсковой бой в череду разрозненных схваток. Взаимодействие родов войск оставляло желать лучшего, что не могло не отразиться, в том числе, и на потерях танков, которые всегда требуют пехотного прикрытия.

Чеченские войны

Активно участвовали Т-72 и в боевых действиях на Кавказе — причем еще и до «официального» начала Первой чеченской. Они играли главную роль в организованной спецслужбами авантюре — попытке штурма Грозного в ноябре 1994 года. Ставка делалась на танки с российскими экипажами и пехоту чеченской оппозиции дудаевскому режиму. Причем Т-72 были и у дудаевцев. Штурм, увы, оказался неудачным — из четырех десятков танков было потеряно от половины до трех четвертей.

Затем случился печально известный «новогодний штурм» 31 декабря того же года. Русским мешали последствия «крушения империи»: не хватало обученных экипажей, пехоты прикрытия, топливо разворовывалось и разбавлялось, в бой вводились «семьдесятдвойки» ранних модификаций. А противник успел получить боевой опыт на бушевавшей уже несколько лет чеченской гражданской войне. Кроме того, некоторые отряды (как, например, басаевцы) успели поучаствовать в других локальных конфликтах — например, в Абхазии или том же Карабахе.

Все это стоило потерь, но даже в таких тяжелейших условиях Т-72 могли успешно выживать и наносить тактические поражения противнику. Так, носившийся как угорелый танк лейтенанта Цымбалюка из состава попавшей в самое пекло Майкопской бригады смог подавить десяток гранатометчиков и остаться целым — несмотря на семь следов от попадания противотанковых гранат.

Когда в бой шли имеющие динамическую броню танки последних на тот момент модификаций, уничтожить их было еще сложнее. Они могли выдерживать до четырех попаданий управляемыми ракетами «Фагот». Несмотря на повреждения второстепенных элементов танка и легкие ранения экипажа, Т-72 продолжал сражаться.

Во Вторую чеченскую потери «семьдесятдвоек» заметно снизились. Причиной тому, опять-таки, были не свойства самих танков, а улучшение организации в войсках, учет богатого боевого опыта прошлой войны и некоторое выравнивание обстановки в самой России. Все эти факторы приводили к более тесному взаимодействию танков с другими родами войск, что уже не позволяло безнаказанно ловить в засады грозные, при правильном применении, Т-72.

Наши дни

Использовались Т-72 и в августовской войне с Грузией — «операции по принуждению к миру». Применяли их в Шри-Ланке и Судане. Не обошлись без «семьдесятдвоек» и сегодняшние конфликты — в Сирии и на Донбассе.

Весь опыт применения Т-72 говорит: при грамотном использовании это серьезный и опасный противник . Резервы модернизации танка далеко не бесконечны, но, по крайней мере, на сегодняшний день они еще позволяют ему быть эффективной «рабочей лошадкой» войны.

Да, есть множество кадров горящих «семьдесятдвоек». Но если образ ветерана множества локальных конфликтов о чем-то и говорит, то скорее о том, что он по-настоящему неприхотлив. Ведь использовать его и добиваться результатов смогли далеко не самые обученные экипажи мира, от сирийцев и иракцев до дудаевцев, от федеральных срочников до вчерашних шахтеров — ополченцев Донбасса. Это сочетание доступности и эффективности говорит, что боевой век Т-72 еще далек от завершения. Этот постоянный участник локальных конфликтов, увы, не раз вернется, чтобы прогрохотать гусеницами и сказать веское, 125-миллиметровое слово.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: