Трансмиссия камаз 65115 схема цветная

Передачи на КАМАЗЕ — Схема и порядок переключения передач

Устройство трансмиссии камаза

КамАЗ – не только мощная, но и технически сложная машина. Управлять ею, соблюдая все меры безопасности, нет так уж и легко. Изначально потребуется детально изучить передачи на КамАЗе, так как это позволит чувствовать себя за рулем громадной техники гораздо увереннее.

передачи на КамАЗе

Что нужно знать о трансмиссии

Трансмиссия машины состоит из следующих частей и узлов:

  • силовая установка;
  • коробка переключения передач;
  • блок для включения задней передачи;
  • трехвальный картер;
  • защитная крышка агрегата.

Тип и устройство КПП напрямую зависит от модели грузовика. На данный момент большинство машин комплектуются пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Трансмиссия может иметь КПП и на 10 передач. 5-ступенчатые преимущественно используются на КамАЗах, которые эксплуатируются в качестве индивидуальных грузовых машин. 10-ступенчатые актуальны для огромных автопоездов, транспортирующих внушительные грузы.

Модели КамАЗов, на которые устанавливаются эти два типа коробок:

  • 55111;
  • 43118;
  • 4308;
  • 5490;
  • 5511;
  • 53229;
  • 53212;
  • 53205;
  • 53114;
  • 65115 и многие другие.

Десятиступенчатая коробка отличается повышенной мощностью. Ее разрабатывали конкретно для машин, эксплуатация которых осуществляется в тяжелых условиях, например, на неподходящем для езды грунте, горном рельефе, с транспортировками габаритных и массивных грузов.

Главная конструктивная особенность этой коробки – появился редуктор, позволяющий работать в двух режимах, конкретно – в пониженном и повышенном. Он имеет улучшенный синхронизатор. Мощность трансмиссии существенно возросла именно за счет делителя режимов. Он необходим для уменьшения нагрузки на двигатель, что положительно сказывается на его работоспособности и коэффициенте полезного действия.

Мощность трансмиссии

При движении в облегченном режиме рычаг делителя должен находиться в опущенном состоянии. Если предполагается езда с грузом, его нужно перевести в поднятое состояние.

Вне зависимости от типа включаемой передачи – как пониженной, так и скоростной, обязательно использование системы сцепления. Водитель воздействует на нее с помощью соответствующей педали в кабине.

Схема переключение передач на КАМАЗЕ

Схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет гораздо больше вариантов, если сравнивать с классическими легковыми автомобилями. Во многом это обусловлено установкой разделителя.

Расположение передач на отечественном КамАЗе моделей 5320 или 6520 хорошо видно на демонстрируемой картинке, где Н – это пониженный режим работы, а В – повышенный:

5320 или 6520

С точки зрения водителя переключать передачи на КамАЗе нужно следующим образом:

  • первая передача – влево и вверх (при условии, что рычаг изначально находился в нейтральном положении);
  • вторая передача – вправо и вверх;
  • третья – вниз по центру;
  • четвертая – вверх, право и еще раз вверх;
  • пятая – вниз справа.
  • задняя – влево и вниз.

Положение рычага делителя на порядок переключения и на расположение передач не влияет.

Как начать движение

Начинать движение на этой машине нужно с пониженной скорости. Поэтому рычаг делителя трогать не надо. Обязательным условием является выжимание педали сцепления. Порядок переключения высоких и низких передач на КамАЗе может изменяться, в зависимости от условий окружающей среды и массы самого грузовика.

Классическая схема выглядит следующим образом:

  • выжимается сцепление и включается первая передача (1В);
  • далее необходимо переключиться на передачу 2В;
  • следующий этап – включение передачи 3В. При этом скорость вращения коленвала уже должна быть не меньше семи тысяч оборотов в минуту.

Автомобиль начинает ехать и постепенно разгоняться. Теперь можно перевести рычаг делителя в верхнее положение. Когда стрелка тахометра покажет 3000 оборотов в минуту, включается четвертая передача 4Н. Далее – снова понижаем скорость, включаем уже 4В. И на заключительном этапе требуется переключить на 5Н. Если все было проделано правильно, КамАЗ уже будет на уверенном и быстром ходу.

Трогаться с места на КамАЗе, при условии соблюдения вышеописанных рекомендаций, не так уж и сложно. Постоянная практика позволит выработать мышечную память, благодаря чему необходимые передачи будут включаться быстро и без задержек.

Важно понимать, что от уровня оптимизации работы коленчатого вала зависит и расход топлива. Переключаются передачи на КамАЗе быстро, без ненужных задержек и ровно в то время, когда это требуется. Несоблюдение основных правил и рекомендаций приводит не только к значительному увеличению количества используемого топлива, но и к износу механических деталей и узлов трансмиссии.

Переключаются передачи на КамАЗе

Особенности маневрирования

Наличие знаний о том, как переключать скорости и начинать движение – это хорошо, но их явно недостаточно для уверенного управления тяжелой машиной. Обязательно нужно изучить, как включаются передачи на КамАЗе, если есть необходимость в маневрировании. Это может быть движение задним ходом, на подъемах и спусках, на обледенелых дорогах и т.д. Чем больше информации усвоит водитель и чем больше у него будет практики, тем безопаснее будет его езда. Так же можете прочитать про Не заводится КамАЗ .

На подъемах

Чтобы иметь возможность выехать на КамАЗе на подъем, необходимо двигаться на повышенных передачах. Включение первой скорости осуществляется стандартно, а вот для активации второй нужно прибегнуть к методу двойного выжимания сцепления. При этом одновременно следует нажимать на педаль газа и не забывать о подаче горючего к двигателю.

Нарушение одного из этих правил может привести к целому ряду проблем:

  • мотор заглохнет, соответственно, машина остановится и начнет самовольное движение назад, что является крайне опасным явлением. Двигатель глохнет преимущественно из-за резкого падения количества оборотов коленвала, особенно если этот показатель не превышает 2000 об/м;
  • износ движущихся деталей коробки передач или даже ее выход из строя. Ремонт КПП – затратное и длительное мероприятие, требующее привлечение опытных специалистов;
  • увеличение рабочей температуры мотора и, как следствие, более быстрый износ его механизмов;
  • увеличенный расход топлива – это негативно скажется на экономическом факторе.

На спусках

В таких грузовиках традиционно используется тормозная система двойного типа. Помимо стандартного метода торможения, присутствует также дополнительная система замедления движения. Отключать ее во время движения на спуске категорически не рекомендуется.

Активное вспомогательное торможение – основной помощник при таком виде маневрирования. В процессе спуска нельзя выжимать сцепление и заниматься переключением передач на КамАЗе. В более поздних модификациях этих машин уже устанавливаются усовершенствованные типы трансмиссионных механизмов, которые не подвержены сильной нагрузке во время наклонного движения вниз. Соответственно, это позволяет защитить их от преждевременного износа.

На спусках камаз

Главная ошибка водителя на спуске – это когда он глушит двигатель. Делать это категорически запрещено. Дело в том, что остановка мотора активирует систему блокировки руля. А это уже создание потенциально аварийной обстановки на дороге.

Задний ход

Включаются скоростя на российском КамАЗе не только передние, но и задние, причем последних может быть две (если речь идет о десятиступенчатой коробке, например, на грузовике модели 55102). Схема переключения наглядно показывает, что для активации заднего хода необходимо перевести рычаг КПП в нижнее левое положение.

Важно – категорически запрещено включать задний ход во время движения. Предварительно нужно обязательно остановить машину и только тогда переключать рычаг в соответствующее положение.

На обледенелых участках

Здесь нужно соблюдать максимальную осторожность. Важное требование – всегда надо иметь достаточный запас хода, что поможет оперативно выйти из аварийной ситуации. Торможение на дорогах с гололедом рекомендуется осуществлять с помощью дополнительной тормозной системы, основная задействуется только в крайних случаях, например, когда нужно экстренно остановиться. Она позволяет существенно сократить протяженность тормозного пути, но при этом могут появиться иные проблемы:

На обледенелых участках

  • увеличенный износ деталей и механизмов силового агрегата;
  • проскальзывание колес (если это происходит, необходимо выключить пониженную передачу, что поможет быстро сбросить скорость вращения коленчатого вала);
  • возрастает риск попадания в занос.

Если на обледенелом участке нужно выполнить аварийное торможение, всегда нужно начинать с прицепа. Если тормозить колесами самого грузовика, то прицепное оборудование уйдет в занос, вовлекая за собой и саму машину.

Занос и переключение скоростей

Занос – крайне опасное явление, при котором водитель практически полностью теряет управление автомобилем. Самое главное требование, которое обязан знать каждый, кто садится за руль транспортного средства – это то, что переключение передач на КамАЗе при заносе теряет всякий смысл, более того, становится опасным.

Грузовик КамАЗ-65115 — обзор модели

Одним из самых популярных самосвалов, выпускаемых Камским автомобильным заводом является КАМАЗ 65115. О нем и пойдет речь в этой статье.

Область применения

Основным назначением этого самосвала является перевозка грузов, как сыпучих, так и твердых. Широкое применение Камаз находит на всевозможных стройках, помогая выполнять текущие задачи, связанные с передвижением грузов. Также его используют для транспортировки зерна в сельском хозяйстве. Один из главных минусов Камаза — маленькая кабина и отсутствие спального места. Все это говорит о том, что дальние перевозки на этом виде транспорта затруднительны.

Технические характеристики

Эта модель обладает следующими характеристиками:

  • длина — 6,69м;
  • ширина — 2,5м;
  • высота — 2,995м;
  • клиренс — 0,29м.
  • объем топливного бака — 250 литров.
  • Норма расхода топлива на 100 км — 210 г/л;
  • Объем кузова — 10-12 метров кубических;
  • Разрешенная масса — 10 тонн.
  • грузоподъемность — 15 000кг;
  • масса самосвала — 22 200 кг;
  • масса полуприцепа — 13 000кг.
  • максимальная скорость, согласно заявлению производителя — 80 км/час;
  • угол подъема — 25%;
  • внешний поворотный радиус — 9м.

Устройство двигателя

В большей части самосвалов Камаз 65115 устанавливались дизельные двигатели, оснащенные системой турбонаддува. А затем их сменили на турбированные двигатели, работающие на дизеле и имеющие шесть цилиндров. Эти новые движки были более мощными, дешевыми и превосходили предыдущие в экологичности.

Читайте также  Ауди 100 схема ремня генератора

Самым распространенным был двигатель «Cummins 6ISBe 285», который был оснащен охлаждением воздуха. Рабочий объем этого движка оставляет 6,7 литров, мощность — 282 «лошади». Этот двигатель идеально сочетается с механикой в 9 ступеней.

Существовал и альтернативный вариант двигателя, который производился на базе Камского автомобильного завода. Он мог похвастаться следующими цифрами:

  • Объем — 11.76 литров;
  • Мощность — 280 лошадиных сил.

Коробка передач

Коробка передач, производимая Камским автомобильным заводом — это гарантия качества, которая достигается долгим сроком службы и низким показателем износостойкости. Коробки, которые производятся в наши дни, являются частично импортными, и заменяют устаревшую трансмиссию, которая производилась в СССР. Коробка является 9-ступенчатой. Вращение передается с помощью сцепления в один диск с приводом, в котором установлена гидравлическая система.

Схема переключения

Схема переключения передачи представлена на изображении ниже.

Подвеска

Подвеска Камаза располагается на листообразных рессорах. Барабаны тормозов имеют диаметр в 400мм, ширину накладок 140 мм и площадь 6300 квадратных сантиметров. Они вмонтированы на каждое колесо. Тормоза имеют пневматический привод. Чтобы улучшить систему торможения устанавливается ABS. Сзади самосвал имеет двойную оцинковку. Камерные шины с пневматикой монтируют на стальные диски размером 7,5-20.

Электросхема

Напряжение в электросистеме Камаза — 24 В. Электросхема — однопроводная. Два свинцовых аккумулятора, которые подключаются последовательно, обеспечивают функционирование бортовых потребителей энергии, когда двигатель выключен. Генератор, установленный в машине, имеет мощность в 2000 Вт, и питает электрические цепи в устройстве. Схема электрооборудования нужна для ремонта, если возникает такая необходимость. Разные цвета на схеме обозначают последовательность соединений в электропроводке. Ниже приведен перечень элементов системы:

  • Устройство запуска;
  • Освещение в кабине;
  • Поворотники;
  • Сигнал аварийной остановки;
  • Система очистки стекол;
  • Энергоснабжение и отопление;
  • Антиугонный механизм;
  • Приборная панель;
  • Звуковая система;
  • Блок предохранителей;
  • Блок управления.

Все эти элементы будут правильно функционировать только при условии исправности электропроводки в Камазе.

Система охлаждения

Охлаждающая жидкость представлена объемом в 25 литров. В состав системы охлаждения входят:

  • Водяной насос;
  • Охлаждающий вентилятор;
  • Термостат;
  • Патрубки;
  • Радиатор охлаждения.

Устройство самосвала

Самосвал может похвастать стандартными компоновками элементов, которые представлены прочной стальной рамой. Стальные накладки, усиливающие раму — еще один плюс данного автомобиля. Прибавьте к этому вместительный кузов и вы получите Камаз этой модели.

Кабина

В 2010 году была полностью пересмотрена и переоборудована кабина Камаза 65115. Было удалено спальное место, но потолок стал гораздо выше. Бампер стали изготавливать из высокопрочного пластика. Обновления также коснулись колесных арок, зеркал и фар — они стали большего размера. Трехщеточный стеклоочиститель дополнил конструкцию кабины.

Грузовая платформа

Камаз имеет в своем арсенале три разновидности кузова:

  • Ковш, имеющий возможность разгрузки сзади, форма — прямоугольная;
  • Кузов, разгружаемый сзади, форма — корытообразной;
  • Кузов, оснащенный бортами. Возможность разгрузки сзади и сбоку.

Подъем и спуск кузова осуществляется с помощью гидравлического механизма.

Коды ошибок Камаза 65115

Ниже представлена таблица с примерами кодов неисправностей для Камаза 65115. Полный перечень вы сможете найти в инструкции к автомобилю или в сети интернет.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у данного автомобиля гораздо больше, чем недостатков. Он надежен, прост в эксплуатации, идеален для Российских дорог. Большое количество моделей на рынке, от свежих новинок до старых подержанных авто — определенный плюс. Плюс ко всему ремонт и поиск деталей для него гораздо менее затратен по финансам и по времени, чем потребовалось бы для других моделей самосвалов. Большинство автолюбителей довольны этой моделью. Имеются небольшие недостатки в сборке — но это мелочи. Многие водители даже не обращают на них внимание. Самый явный недостаток — отсутствие защиты картера, его приходится делать самому.

В общем и целом, представленная модель обладает рядом достоинств, которые с лихвой перекрывают все недостатки.

Модификации

В настоящее время существуют несколько модификаций этого самосвала. Остановимся на этом подробнее и разберем, чем они отличаются друг от друга.

  • Камаз-65115-015 — автомобиль с грузоподъемностью в 12 тонн, с дизельным двигателем, мощностью в 240 лошадиных сил и российской коробкой 152-й модели.
  • Камаз-65115-023 — этот самосвал отличается от предыдущего грузоподъемностью. Она тут составляет 15 000 кг. Также мощность мотора немного больше — 300 л.с. И коробка здесь не отечественная, а зарубежная.
  • Камаз-65115-030 — средняя грузоподъемность в 13,8 тонн, средняя мощность движка в 260 «лошадей» — основные отличительные черты этой модели.
  • Камаз-65115-1031-62 — в этом автомобиле мощность составляет 280 лошадиных сил, он оснащен коробкой ZF-9 и способен перевозить до 14,75 тонн.
  • Камаз-65115-62 — отличительная черта данной модели — мотор Кaмаз-740.62-28О, а также коробка передач в 10 ступеней, производимая на базе Камского автомобильного завода. Этот самосвал способен перевозить до 14,5 тонн груза.
  • Камаз-65115-N3 — десятиступенчатая коробка, 300 лошадиных сил и грузоподъемность в 15 тонн выделяют данную модель среди прочих. Также в этой модели предусмотрена выгрузка из кузова в 3 стороны — заднюю и две боковых.
  • Камаз-65115-D3 — эта модель не отличается выдающимися характеристиками, но у нее есть одна важная особенность. Она может перевозить не только твердые грузы, но и бетонный раствор в жидком виде.
  • Камаз-65115-А4 — довольно-таки мощная модель с мощным двигателем в 300 «лошадей».
  • Камаз-65115-30 — модель, которая кардинально отличается от всех предыдущих. И дело не в характеристиках. Тут они как раз вполне средние — 260 л.с. в движке, 15 000 килограмм максимальной загрузки. Дело в том, что эта модель работает на сжиженном природном газе и имеет в комплектации баллоны с этим газом.

Частые проблемы

Как заменить шкворни?

Шкворень — это элемент соединения передней балки автомобиля и поворотного кулака. Заменить шкворень при его неисправности можно своими силами. Главное следовать следующей инструкции:

  • Поставьте кабину самосвала в крайнее верхнее положение;
  • Поднимите необходимую сторону автомобиля и снимите колесо;
  • Демонтируйте колодки и барабан тормоза;
  • Снимите гайку, которая удерживает стопорный клин;
  • Теперь, с помощью молотка нужного диаметра, выбейте клин. Если не выходит — просверлите его сверлом 8 мм;
  • С поворотного кулака снимите пылезащитные крышки;
  • Демонтируйте неисправную деталь.

Прокачка ПГУ на Камазе 65115

Чтобы возобновить функцию системы сцепления — необходимо прокачать ПГУ (пневматический гидроусилитель руля). Как это сделать? Инструкция специально для вас:

  • Приступайте к выполнению работ вдвоем, так гораздо удобнее;
  • Колпак перепускного клапана должен быть очищен от грязи и пыли;
  • Наденьте на него обычные резиновый шланг;
  • Свободный конец поместите в сосуд с рабочей жидкостью;
  • Резко нажмите на педаль сцепления 3-4 раза. Причем после нажатия в 4 раз, не отпускайте педаль;
  • Немного ослабьте перепускной клапан.

После этих процедур рабочая жидкость начнет вытекать в емкость. Необходимо повторить данные действия несколько раз, пока не будет стравлен весь воздух из системы. После этого рабочая жидкость заливается обратно.

Какие выбрать шины и сколько они стоят?

Заменить заводскую комплектацию шин можно марками 280 R508, 320 R508. Стоимость варьируется в зависимости от региона и наценки в магазине. По РФ цена скачет от 10 000 до 17 000 рублей за одну шину.

Где находится номер рамы?

Водители часто задают этот вопрос. Отвечаем. Номер рамы можно отыскать на верхней полке правого лонжерона в районе заднего кронштейна передней рессоры.

Где стоит реле дворников?

Еще один популярный вопрос. Схема всех реле представлена на рисунке ниже.

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления — важный этап работ, чтобы не допустить неполадки в автомобиле. Регулировать ход муфты необходимо сразу, как только заметили запах гари, либо что диски проскальзывают.

Если диски разведены не полностью, тогда выполнить регулировку будет немного сложнее. Вот несколько дополнительных шагов:

  • Выставление хода педали;
  • Устранение воздуха из приводных магистралей;
  • Проверка уровня жидкости в системе пневматического гидроусилителя.

Если в настройке используется узел Евро, то настроить нужно лишь ход педалей. Другие части сцепления в смазывании, в процессе эксплуатирования авто, не нуждаются. Кроме уровня рабочей жидкости в приводном бачке, ее нужно контролировать.

В чем же суть регулировки? Это верная регулировка зазора меж плоскостью выжимного диска и рычагами. Также регулировка подразумевает регулирование хода педали и муфты. 6-12 миллиметров — оптимальный свободный ход для приводной педали.

На КамАЗе 65115 работы по регулировке своими силами выглядят так:

  • Первое, что нужно сделать — найти корончатую гайку пальца и расконтрить шплинт;
  • Вращайте палец до тех пор, пока свободный ход не станет приемлемым;
  • Подтяните гайку обратно и шплинтом законтрите ее;
  • Протестируйте полный ход педали. Если все выполнено верно, то он будет оставаться в пределах 185-195 миллиметров.

Важное уточнение — если узел однодисковый MFZ, то ход педали будет немного короче, 140-150 миллиметров.

Итак, мы рассмотрели несколько основных вопросов и проблем, связанных с эксплуатацией самосвала Камаз 65115. Более полную информацию вы можете найти в мануале, либо на различных специализированных форумах.

Заключение

Закончить эту статью хотелось бы словами великого Франсуа де Ларошфуко: «Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться». Эти слова как ничто другое описывают владельцев самосвала Камаз 65115. Только при должном уходе и правильной эксплуатации автомобиля он покажет все свои сильные стороны. Если вы подходите к делу основательно, дотошно разбираете каждую мелочь, не упускаете из вида ни одну деталь — этот автомобиль создан для вас.

Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?

Как ездить на КамАЗе? Вопрос вроде бы простой, поскольку принцип работы такого автомобиля мало чем отличается от принципа работы легковушек. Тем не менее, каждая система большегрузного автомобиля обладает своими особенностями, что, в первую очередь, справедливо по отношению к коробке передач на КамАЗе. Порядок переключения передач на КамАЗе является по-своему специфическим, и с ним мы собираемся вас познакомить ниже.

Читайте также  Зил 157 схема трансмиссии

Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?

Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работыКак осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном автоРазбираем схему переключения передач на КамАЗеСоветы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах

Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работы

Практически все КамАЗы, которые встречаются на наших дорогах, оснащены механическими КПП, которые, в свою очередь, имеют только 5 ступеней скоростей. При этом переключение передач осуществляется привычным образом – нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки в необходимую позицию. Но есть здесь и свой нюанс: поскольку КамАЗ – это большегрузный транспорт, переводить рычаг коробки с одной передачи на другую необходимо поэтапно.

Привычным режимом работы КПП КамАЗа с дизелем является либо повышенный режим «В», или пониженный «Н» (конструкторы создали их специально для того, чтобы снижать нагрузку на двигатель большегрузного автомобиля, когда он полностью загружен, но и при этом не заставлять его чрезмерно активно работать при езде с пустым прицепом).

При этом на многих автомобилях для переключения с высшей передачи на низшую не требуется использование рычага КПП. Для этого водителю КамАЗа всего лишь необходимо поднять или опустить специальный рычажок – переключатель управления делителем передач, и на некоторое время выжать педаль сцепления. Передачи переключатся автоматически – при опущенном рычаге авто будет двигаться в облегченном режиме, а при поднятом в усиленном (рекомендуется включать при полной загрузке автомобиля).

Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто

Чтобы запустить двигатель большегрузного автомобиля, необходимо вначале детально разобраться в схеме КПП КамАЗа, которая немного отличается от привычной схемы коробки передач легковых авто. Аналогичным для таких автомобилей является лишь то, что во время запуска двигателя и попытки съехать с места обязательно выжимается педаль сцепления. После этого на КамАЗе предполагается переключение скоростей в несколько этапов. В качестве примера приведем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

4. Переключаемся на вторичную «Н» и переходим на четвертую передачу.

5. Обратно переключаемся на первичную «В», но при этом остаемся на четвертой.

6. Включаем «Н» и переходим на последнюю пятую передачу.

7. Возвращаемся на облегченный вариант «В» и продолжаем движение на пятой.

Как видите, главной особенностью езды с КПП КамАЗа с дизелем является необходимость осуществления легкого старта с пониженных скоростей и плавного набора скорости. Если же речь идет о сложных условиях движения или же большой загруженности самого автомобиля, то, хотя старт по-прежнему необходимо будет осуществлять с последовательным переключением с первой на пятую передачу, первые четыре передачи рекомендуется активировать в утяжеленном вторичном режиме «Н», после чего четвертую передачу перевести на режим «В», переключиться на пятую «Н» и по возможности снова перейти на «В».

Однако все это следует выполнять с учетом следующих рекомендаций:

1. Перед тем, как тронуться с места на КамАЗе, обязательно разгоните коленчатый вал двигателя транспортного средства до 7 тыс. оборотов в минуту.

2. Переход на вторую передачу возможен только после того, как тахометр зарегистрирует 3 тыс. об./мин (его стрелка покажет цифру «3»).

Важно! Правильный старт и езда на КамАЗе являются не только залогом слаженной работы трансмиссии грузового автомобиля, но и позволяют его владельцу и водителю существенно экономить на топливе.

Разбираем схему переключения передач на КамАЗе

Схема коробки КамАЗа с делителем не представляет собой ничего сложного, однако имеет некоторые особенности в зависимости от модели самой коробки. Рассмотрим их по отдельности.

Коробка передач модели 152

Обычно такие коробки передач устанавливаются на КамАЗы с дизелем, и чтобы разогнать такой автомобиль на ровной дороге, необходимо использовать схему переключения передач, о которой мы уже упоминали выше. Приведем ее в сокращенном варианте: 1В — 2В — ЗВ — 4Н — 4В — 5Н — 5В. При этом стоит помнить, что для переключения передач необходимо выполнять все действия в таком порядке:

1. Сначала переключаем режим работы КПП КамАЗа с дизелем с высшего на низший или наоборот при помощи специального рычажка.

2. Выжимаем сцепление.

3. Переключаемся при помощи рычага на нужную передачу, ни в коем случае не перепрыгивая через них, а включая все по порядку.

Коробки передач моделей 161 и ZF-9S109

Особенность таких коробок передач КамАЗа заключается в том, что переключение специальных повышенного и пониженного режимов у них осуществляется автоматически. То есть, если вы переключились с четвертой на пятую передачу, автоматически активируется высший режим, если же осуществите обратную манипуляцию – активируется пониженный. О том, что был активирован повышенный режим работы, вас обязательно оповестит специальный индикатор с лампочкой желтого цвета.

На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.

Советы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах

Порядок переключения передач на КамАЗе в штатных ситуациях на ровной дороге мы рассмотрели. Однако стоит также уделить внимание тому, как ездить на КамАЗе и переключать его КПП на подъемах, спусках и скользкой дороге, обнесенной льдом или залитой водой. Учтите, что все эти рекомендации будут полезны не только в аспекте экономии горючего, но и безопасности на дороге.

Как вести себя за рулем КамАЗа во время подъема на высокий склон

При подъеме обязательно переключитесь на режим «Н», что сразу же заставит трансмиссию автомобиля работать в условиях повышенного напряжения. В остальном же не забывайте о таких аспектах вождения КамАЗа:

1. Во время переключения с первой на вторую передачу при подъеме на большегрузном авто обязательно необходимо применять метод двойного выжимания педали сцепления.

2. Для стабильной работы коленчатого вола во время переключения передач не стоит забывать и о педали подачи горючего, которую также необходимо периодически нажимать. Это позволит максимально эффективно преодолеть любой склон.

3. Количество оборотов коленчатого вала во время подъема не должно опускаться ниже отметки в 2 тыс. оборотов в минуту. Если подобное допустить, может перегреться или заглохнуть мотор, что при движении по оживленной трассе может привести к аварии.

Но самое важное во время подъема – это не забыть переключиться на нужный режим, что существенно облегчит работу двигателя и всех его систем, а также не позволит ему заглохнуть.

Как управлять КамАЗом на спусках

Многие водители во время спуска с горы или склона любят глушить двигатель, чтобы хотя бы немного сэкономить топливо. Действительно, в случае с легковыми автомобилями подобный способ движения является вполне приемлемым, так как благодаря склону и инерции автомобиль может продолжать движение еще достаточно длительный период времени. Но вот действовать так с коробкой передач на КамАЗе не стоит.

Дело в том, что если заглушить двигатель КамАЗа во время движения, его электроусилитель перестанет выполнять свою задачу, что может привести к блокировке рулевого колеса. Причина такой реакции связана еще и с тем, что торможение большегрузного автомобиля осуществляется не только благодаря прекращению работы двигателя, но и посредством активации вспомогательной тормозной системы.

При этом, если вы преодолеваете спуск и активировали вспомогательные тормоза, то ни в коем случае не выжимайте сцепление и не переключайтесь с одной передачи на другую. Не стоит думать, что такой подход к вождению может сильно износить двигатель. Не забывайте, что коробки передач КамАЗа конструкционно отличаются от привычных КПП на легковых автомобилях.

Как безопасно передвигаться на КамАЗе по оледенелой дороге

В таком случае особенно важно не только правильно использовать КПП КамАЗа с дизелем, но и не забыть о специальных цепях на колеса, которые облегчат и подъем, и обезопасят спуск по обледенелой дороге. Что же касается управления автомобилем, то обязательно учитывайте следующее:

1. Всегда держите большой запас свободного хода, чтобы избежать столкновений.

2. Для торможения обязательно используйте вспомогательную систему остановки двигателя.

3. Обязательно учитывайте тот факт, что во время экстренного торможения КамАЗом осуществляется блокировка колес его прицепа. По этой причине вас с большой вероятностью может сильно занести, поэтому на обледенелой дороге к такому торможению лучше не прибегать.

Важно! Никто не запрещает вам тормозить на обледенелой дороге только при помощи двигателя без вспомогательных систем. Однако при этом вы должны понимать, что такая эксплуатация будет негативно отражаться на состоянии двигателя. Поэтому при таком торможении обязательно переходите на пониженные передачи, что снизит скорость вращения коленчатого вала.

Если вас все-таки занесло на КамАЗе, ни в коем случае не снимайте ноги с педали сцепления. При этом руль лучше выворачивать в ту сторону, которую понесло автомобиль, что позволит вам выровнять его на дороге. А если КамАЗ при этом еще и начал буксовать, то обязательно снимите ногу с «газа» и заблокируйте дифференциал и начинайте двигаться со второй повышенной передачи. Когда трудный участок останется позади, дифференциал необходимо разблокировать.

Несмотря на наличие большого количества особенностей, изучить схему переключения передач и особенности управления КамАЗом не так уж и сложно. Главное не забывать, что коробка передач на КамАЗе имеет повышенный и пониженный режимы работы, а также побольше тренироваться езде на таком авто на безопасных участках дорог.

Читайте также  Схемы генераторы управляемые напряжением гун

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.

При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

Рычаг переключения передач на Камазе

Рычаг переключения передач

Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):

  • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
  • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 на Камазе

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
  • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
  • включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа .
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

КАМАЗ

Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

устройство кпп (на примере модели КамАз 5320)

Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель.

Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152.

Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

схема переключения кпп и делителя

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.

Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.

Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля.

Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

  • Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.
  • Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.
  • Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.
  • Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.
  • Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: