Схемы генераторов зарядки ямз

Генераторы автомобиля МАЗ

На автомобилях МАЗ с двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ) устанавливаются следующие генераторные установки (ГУ): Г273В1 — на 45 А, 1312.3771 — на 50 А, 6582.3701 — на 80 А и 3112.3771 — на 80 А

Возможна установка генератора 3232.3771, отличительной особенностью которого является отсутствие клеммы возбуждения.

Самовозбуждение генератора происходит при частоте вращения ротора не более 1200 мин.

Технические характеристики, устройство и особенности технического обслуживания генератора 3232.3771 приведены ниже.

Технические характеристики генераторных установок см. в таблице.

1. При эксплуатации во избежание выхода из строя генераторной установки запрещается:

а) отключение провода от плюсового вывода генератора или отключение батареи выключателем «массы» при работающем генераторе;

б) проверка исправности генераторной установки путем замыкания клемм «+», «В» и «О», «Д» перемычками на «массу» и между собой;

в) проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампочкой, питаемой напряжением выше 26 В.

2. При установке аккумуляторных батарей на автомобиль и их подключении необходимо строго соблюдать полярность («+» в цепь, «-» на «массу»).

3. Проверку натяжения приводного ремня, надежность подключения проводов к генераторной установке проводить при неработающем двигателе и отключенных аккумуляторных батареях.

4. При мойке автомобиля следует избегать прямого попадания воды на генераторную установку.

Схема включения генераторной установки Г273В1

Схема включения генераторной установки Г273В1 в бортовую сеть автомобиля (рис. 1)

Все генераторные установки состоят из синхронных генераторов с самовозбуждением, выпрямительных блоков и регуляторов напряжения.

Обмотка возбуждения (0 В) генератора Г273В1 питается от нулевой точки обмотки статора напряжением 14 В.

Для улучшения возбуждения в цепь ОВ включено сопротивление подпитки. ОВ генераторов 1312.3771; 3112.3771; 6582.3701, питаются от дополнительных диодов напряжением 28 В.

У генераторов, с дополнительными диодами имеется контрольная лампа заряда аккумуляторных батарей, сигнализирующая об исправности и работе генераторной установки.

При включении выключателя стартера и приборов лампа при исправной ГУ горит.

После запуска двигателя и возбуждения генератора лампа гаснет.

Схема включения генераторной установки 6582.3701

Схема включения генераторной установки 6582.3701 (рис. 2)

На автомобилях, оборудованных электрофакельным устройством (ЭФУ) облегчения запуска холодного двигателя, генератор блокируется (отключается питание на регулятор напряжения).

Это необходимо для того, чтобы не вывести из строя свечи ЭФУ, т. к. после возбуждения генератора напряжение в бортовой сети автомобиля будет не менее 28 В, а система ЭФУ рассчитана на напряжение 24 В.

Схема включения генераторной установки 1312.3771; 3112.3771

Схема включения генераторной установки 1312.3771; 3112.3771 (рис. 3)

Все генераторные установки имеют вывод фазы для подключения тахометра.

Регуляторы напряжения генераторных установок Г273В 1 и 6582.3701 имеют посезонную регулировку.

При наружной температуре 0˚ и выше переключатель посезонной регулировки (ПНР) должен находиться в положении «Лето» (Л) винт посезонной регулировки вывернут до упора.

При наружной температуре ниже 0 °С ПНР должен находиться в положении «Зима» — винт ввернут до упора.

Регуляторы напряжения генераторных установок 1312.3771 и 3112.3771 посезонной регулировки не имеют, а имеют температурную компенсацию.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей. Часть 5.

Генераторная установка Г-273 с встроенным интегральным регулятором напряжения Я-120 (автомобили МАЗ). Генераторная установка Г-273 заменяет собой генераторы Г-271 и Г-272 с соответствующими регуляторами напряжения. Размеры интегрального регулятора Я-120 38•58•12 мм, а масса 50 г, поэтому такой регулятор легко встраивается в заднюю крышку генератора. Общий вид генераторной установки Г-273 показан на рис. 49. Принципиальное отличие схемы генератора Г-273 от рассмотренных выше заключается в том, что обмотка возбуждения ОВ (рис. 50) включена между нулевой точкой обмотки статора и через транзистор Т1 с «массой». Напряжение между нулевой точкой и «массой» равно половине напряжения на выходе генератора, т.е. 14 В. Такая схема обмотки возбуждения позволяет защитить аккумуляторную батарею от разряда на обмотку возбуждения при неработающем двигателе и включенном выключателе «массы» ВМ, унифицировать роторы генераторов на 14 и 28 В (роторы Г-273 и Г-250 взаимозаменяемы) и снизить перенапряжение на выходе генератора и транзистора Т1 при сбросе нагрузки. Генераторная установка Г-273 имеет посезонную регулировку «зима — лето» с целью лучшего заряда аккумуляторной батареи зимой (регулируемое напряжение 28,1-30,2 В) и предупреждения перезаряда батареи летом (регулируемое напряжение 27,1-28,1 В). Если винт 5 (см. рис. 49) посезонной регулировки вывернут, резистор R пр (см. рис. 50) отключен, регулятор поддерживает напряжение, соответствующее летней регулировке, если винт 5 завернут до упора, то регулятор поддерживает регулируемое напряжение «зима». Для улучшения условий возбуждения генератора в момент пуска двигателя между обмоткой возбуждения и «+» аккумуляторной батареи включен подпиточный резистор R под . В генератор Г-273 устанавливаются выпрямительные блоки БПВ-4-45 или ВБГ-1Б.

Генераторная установка Г-273 со встроенным интегральным регулятором напряжения Я-120
Рис. 49. Генераторная установка Г-273 со встроенным интегральным регулятором напряжения Я-120: а — общий вид: б — блок щеткодержателя с регулятором напряжения в разобранном виде- 1, 2, 3, 4 — выводные зажимы С, В, «+», «-» — соответственно- 5 — винт посезонной регулировки- 6 — регулятор напряжения- 7 — блок посезонной регулировки- В, Д, Ш, С — шины, к которым подсоединен регулятор напряжения

Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения Я-120 выполнен по электронной схеме (см. рис. 50, а) в интегральном исполнении, в котором пассивные элементы (резисторы), соединительные проводники и контактные площадки под активные элементы (транзисторы, диоды) неразъемно связаны и выполнены по толстопленочной технологии на керамической подложке. На плате пассивных элементов монтируются и подвесные дискретные элементы (конденсаторы, стабилитроны, входной транзистор Т3). На другой малогабаритной керамической плате расположены структуры (кристаллы) транзистора предоконечного каскада Т2, выходного транзистора Т3 и гасящего диода Д1. После сборки схема закрывается крышкой и заливается специальным герметиком. Регулятор напряжения Я-120 прибор неразборный и ремонту не подлежит. Максимальная сила тока возбуждения, на которую рассчитаны элементы конструкции регулятора Я-120, равны 3,3 А. Схемные решения и конструкция регулятора обеспечивают высокую стабильность выходного напряжения генераторной установки при изменении тока нагрузки, частоты вращения и температуры не более чем -0,4, +0,2 и +0,1 В соответственно.

Принцип работы генераторной установки Г-273 на примере включения ее в схему электрооборудования автомобилей МАЗ показан на рис. 50. При включении выключателя массы ВМ и замка выключателя ВК (положение 1) генераторная установка подключается к аккумуляторной батарее АБ.

Электрическая схема (а) генераторной установки Г-273 и ее подключение в схему (б) электрооборудования автомобиля с дизельным двигателем (без термостарта)
Рис. 50. Электрическая схема (а) генераторной установки Г-273 и ее подключение в схему (б) электрооборудования автомобиля с дизельным двигателем (без термостарта): Rпр — резистор посезонной регулировки 8,2 — 10 кОм- Rпод — резистор подпиточный 14 — 25 Ом- ВК — замок-выключатель- ВМ — выключатель «массы»- А — амперметр- РП — реле промежуточное выключателя «массы»- КН — кнопка дистанционного выключателя массы- П — переключатель посезонной регулировки. Обозначения элементов схемы Я-120: R = 0,02

0,06 Ом- R1 = 300 — 400 Ом- R2 = 300 Ом- RЗ = 1300 Ом- R4 = 800 Ом- R5 = 2000 Ом- Яос = 8 кОм- С1, С2 по 0,1 мкф- Т1 — транзистор КТ808А- Т2 — трансистор КТ807Б- ТЗ — транзистор КТ315Б- Д1 — гасящий диод, переход эмиттер — база транзистора КТ808А- Д2 и ДЗ — стабилитроны, переход эмиттер — база транзистора КТ315. Стрелками показан ток возбуждения Iв при открытом транзисторе Т1- Б и К — маркировка зажимов на приборах ВМ и РП- 0 — «Выключено», 1 — «Приборы», 2 — «Стартер», 3 — «Стоянка, приемник»

Читайте также  Вся схема трансмиссии ваз 2107

Пути тока:

— тока делителя: «+» АБ, амперметр А, ВК, клеммы В генератора и регулятора, резисторы R4 и RЗ делителя, «масса»-

— тока управления транзистором T1: «+» AБ, клеммы В генератора и регуляторов, резистор R5, переход база — эмиттер T2, переход база — эмиттер T1, резистор R, «масса»-

— тока возбуждения при положении «СТ» выключателя СТ: «+» AБ, клемма 50 реле стартера, резистор R под , вывод генератора «О», вывод «Д» регулятора, обмотка возбуждения ОВ, клемма Ш регулятора, открытый коллекторно-эмиттерный переход транзистора T1, резистор R, «масса».

При повышении напряжения генератора выше настройки регулятора напряжения (U г > U рн ) стабилитроны Д2 и ДЗ открываются, появляется ток базы транзистора Т3, транзистор Т3 открывается, а транзисторы Т2 и Т1 запираются, и ток возбуждения снижается. При снижении тока возбуждения напряжение генератора падает, стабилитроны Д2 и ДЗ вновь запираются, схема переходит в исходное положение, и напряжение генератора снова начинает расти. Процесс повторяется с большой частотой аналогично работе вибрационного регулятора.

Уход за регулятором сводится к периодической проверке уровня регулируемого напряжения и проверке надежности контакта между плоскими выводами «В», «Ш», «С» и «Д» (см. рис. 49) и соответствующими шинами щеткодержателя. Замену вышедшего из строя регулятора и щеток надо проводить в мастерской. При эксплуатации автомобильных генераторов переменного тока на автомобиле запрещается:

— пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора (опасно высокое напряжение на выпрямителе)-

— включение батареи в сеть обратной полярностью (выход из строя генератора и регулятора напряжения)-

— работа генератора с регулятором напряжения при отключенной батарее-

— проверять исправность генератора на «искру»- соединять зажим «Ш» и зажимы «В» щеткодержателя и «+» генератора (мгновенный выход из строя регулятора)-

— проверять исправность схемы электрооборудования от источника тока с напряжением более 36 В, если генератор с регулятором не отключен от схемы.

Необходимо следить, чтобы вода и масло не попадали на генератор и регулятор.

Как устроен

Устройство работает, используя электромагнитную индукцию. Основные узлы, входящие в генератор ЯМЗ 238 и 236:

  • металлический корпус с небольшим числом пластиковых деталей;
  • ротор;
  • статор с обмоткой;
  • щеткодержатели;
  • вентилятор;
  • выпрямительный мост;
  • реле-регулятор.

Корпус изделия одновременно играет роль основы статорной обмотки. Для его изготовления применяют легкие прочные сплавы, обладающими плохими магнитопроводящими свойствами: например, дюралюминий. Чтобы обеспечить эффективное охлаждение, в корпусе предусмотрены большие отверстия в виде «окон». На валу ротора закреплены подшипники (впереди и сзади). Катушка статора выполнена из медного провода, который укладывается в специальных пазах металлического сердечника. Ротор конструктивно представляет собой электромагнит с одной обмоткой, находящейся на валу. Сверху нее – ферромагнитный сердечник.

Статор выполнен в виде трехфазной обмотки, соединенной треугольником. В одну фазу входит 6-ти катушек, соединенных последовательно и размещенных на 18-ти полюсах. Минусовая шина подсоединена к корпусу, плюсовая – к выпрямительному мосту. Последний закреплен в задней крышке корпуса. Крепление генератора ЯМЗ 236 к двигателю осуществляется посредством пары лап, расположенных на передней крышке: одна из них нужна для фиксации на планке, с помощью которой натягивается приводной ремень, вторая служит для крепления к кронштейну на моторе.

Функция выпрямительного моста – трансформация переменного тока в постоянный. В узел входит шесть диодов, рассчитанных на ток свыше 40А. Располагаются они на токопроводящих основаниях (минусовом и плюсовом) попарно. Реле-регулятор «держит» под контролем выходное напряжение и при необходимости изменяет его в сторону понижения или повышения в небольших пределах.

Особенности конструкции генератора ЯМЗ 236 и 238

Производитель предлагает два варианта электрического агрегата: компактное и традиционное. В первом случае пара охлаждающих вентиляторов размещена внутри изделия, чтобы уменьшить его габариты. Эти агрегаты часто оснащаются приводом с увеличенным передаточным отношением. Традиционный генератор ЯМЗ 238, 236 имеет для охлаждения специальные «окна», находящиеся в торцах. Вентилятор крепится у приводного шкива.

Как работает

Принцип действия основан на формировании в статорных обмотках переменного тока, что происходит благодаря работе постоянного магнитного поля, находящегося вокруг стального сердечника. Через ременный привод после пуска двигателя начинает вращаться ротор. На его катушки поступает постоянное напряжение от аккумулятора, чтобы возбудить появление магнитного потока. Его силу устанавливает реле-регулятор. Выходной электроэнергии вполне хватает, чтобы питать бортовые потребители и одновременно подзаряжать аккумуляторную батарею.

Технические параметры устройства

Трехфазный синхронный агрегат 1702.3771 (соответствует ГОСТ Р52230), вырабатывающий переменный ток с последующим его выпрямлением в основном предназначен для использования совместно с двигателями Ярославского моторного завода:

  • выдаваемое напряжение: 28 вольт;
  • ток: 47 ампер;
  • мощность: 1 кВт;
  • частота вращения вала при нагрузке до 30 А: 1900-18000 об/мин;
  • ток возбуждения: 1,5-1,7 А;
  • длина изделия 23 см;
  • масса, не считая шкива: 10 кг.

Эксплуатация

При поездках и использовании спецтехники важно соблюдать несложные правила, которые увеличат эксплуатационный ресурс:

  1. При установке агрегата и (или) АКБ следите за правильностью подключения клемм: «минус» к корпусу, «плюс» — к положительному контакту агрегата.
  2. Не рекомендуется проверять работоспособность изделия посредством искры, образуя контакт плюсовой клеммы устройства с корпусом двигателя. Такой способ проверки чреват выходом из строя диодного моста; как результат – ремонт генератора ЯМЗ 238, 236. Лучше воспользуйтесь тестером (ампер- или вольтметром).
  3. Осуществляя самостоятельный ремонт, не проверяйте целостность изоляции обмоток статора и ротора высоким напряжением. Делать это можно только на специальном стенде после отключения выпрямительного моста.
  4. Не стоит проверять работоспособность бортовой сети машины (электропроводки) при работающей силовой установке: это может привести к короткому замыканию и выходу из строя диодов выпрямительного моста.
  5. Осуществляя сварочные работы по кузову, необходимо отключать аккумулятор.
  6. Не допускается работа агрегата с отсоединенным аккумулятором.

Основные неисправности

Поломки связаны с электрической либо механической частью устройств. Главный признак – отсутствие зарядки аккумулятора. В таком случае на приборной панели загорается аварийная лампа. Также о неисправности агрегата может свидетельствовать недостаточное напряжение в бортовой сети при работе двигателя или периодические скачки вниз и вверх от номинального значения 28 В. Причина может крыться:

  • в неисправной (замыкание, обрыв) электропроводке;
  • выходе из строя реле-регулятора;
  • повреждении обмоток статора или ротора;
  • износе подшипников;
  • ослаблении, обрыве приводного ремня.

С вышеперечисленными неисправностями можно справиться самостоятельно или доверив ремонт генератора ЯМЗ 238 профильной автомастерской. Исключение составляют обмотки генератора: в этом случае чаще всего приходится задуматься о замене генератора ЯМЗ 236.

Снятие генератора и его проверка тестером

Сначала нужно убедиться, что напряжение 12 или 24 В поступает на генератор. Для этого включите зажигание и проверьте наличие напряжения на клеммах устройства. Если все нормально, его придется снять. В противном случае проверьте проводку, предохранители. После демонтажа «располовиньте» устройство. Обмотку статора отсоедините от выпрямительного моста. Проверьте катушки на замыкание (корпус) и обрыв при помощи омметра. Если обмотки целы, переходите к диодам: они проверяются в прямом и обратном направлениях омметром. В противном случае проблема решается заменой генератора ЯМЗ 238, 236.

Обслуживание генератора

Здесь никаких особых требований нет. Нужно следить за тем, чтобы на устройство не попадала вода (особенно при мойке), масло и иные технические жидкости, а изоляция подсоединенных проводов была целой. При установке смотрите, чтобы вращающиеся части двигателя не касались проводов генератора. В инструкции по эксплуатации должно указываться время замены щеток генератора. Проверку технических параметров устройства – напряжение, сила тока рекомендуется проводить каждые 50 тыс. км пробега одновременно с очередным техобслуживанием. Соблюдение этих несложных правил отодвинет время текущего или капитального ремонта генератора ЯМЗ 236, 238.

Читайте также  Схема установки ремня генератора рено лагуна

Схема подключения генератора МАЗ

Электрооборудование автомобилей MA3-54322, МАЗ-64227 отличается от электрооборудования автомобилей МАЗ ранее выпускавшихся моделей насыщенностью различными контрольными приборами, лампами и сигнализаторами, позволяющими оценить состояние агрегатов и систем автомобиля. Работа систем автомобиля контролируется световыми сигнализаторами, а в отдельных случаях и шумовым реле. Ниже приведены необходимые сведения по конструктивным особенностям, обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей.

  • Схема расположения предохранителей, их номиналы и назначение
  • Назначение всех штекерных соединителей

На всех приведенных в разделе схемах буквами обозначены цвета проводов: Б — белый, Г — голубой Ж — желтый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; 3 — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ч — черный; Ф — фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Принцип работы генератора МАЗ, ремонт генераторов маз, ремонт генераторов, ремонт стартеров

генератор 4242 03.3771 имеет выпрямитель в регулятор напряжения. Перед сборкой обязательно выполняется проверка работоспособности выпрямителя установки на стенде. Так как блок состоит из трех элементов, советуем осмотреть все переходы.

Советы по эксплуатации

Генератор автомобиля МАЗ необходимо периодически проверять. При использовании придерживайтесь следующих правил:

  1. Не проверяйте состояние схем генератора МАЗ лампочкой либо мегомметров с напряжением более 26 В;
  2. Не допускайте осмотра агрегата замыканием клемм;
  3. Не отключайте провода от вывода, а также аккумулятор при работающей установке.

Согласно схеме подключения генератора МАЗ строго соблюдают полярность. Натяжение ремней проверяют только после остановки двигателя и аккумулятора.

Во время мойки автомобиля следует соблюдать осторожность. Поэтому следите за тем, чтобы вода не попала в деталь. Иначе со временем возникнут поломки, которые приведут к ремонту запчасти.

Как подключить генератор МАЗ?

Схема установки зависит от вида установки. На транспортных средствах ОАО «Минский автомобильный завод» с двигателями ЯМЗ применяются следующие модификации:

  • 3112.3771 и 6582.3701 на 80 Ампер;
  • 1312.3771 на 50 Ампер;
  • Г273В1 на 45 Ампер.

При проведении ремонта используют схему генератора МАЗ. Разборку выполняют в следующем порядке:

  1. Отвинчивают соединение щеткодержателя и крышки;
  2. Вынимают деталь;
  3. Отворачивают винты шарикоподшипника и стяжки;
  4. Снимают крышку и отсоединяют вывозы фазы от выпрямителя;
  5. Отворачивают гайки шкива и снимают его, зажав в тисках ротор;
  6. Снимают вентилятор и втулку;
  7. Демонтируют крышку.

Чтобы узнать, как подключить генератор МАЗ правильно, следуйте его схеме. Проверяйте установку через 50 000 пробега и при каждом ТО-2. Во время эксплуатации контролируйте натяжение ремня и следуйте за износом составных элементов.

Особенности устройства генератора 4242 03.3771

Установки состоят из выпрямителей и обмотки. Предусмотрено сопротивление подпитки.

Генераторы автомобиля МАЗ моделей 3112 и 1312 питание получают от дополнительных диодов. Установки имеют контрольную лампу заряда аккумулятора, сообщающую о состоянии агрегата.

Деталь состоит из нескольких элементов:

  • Статор;
  • Ротор;
  • Крышка;
  • Щеткодержатель;
  • Шкив;
  • Вентилятор.

Генераторы имеют фазовый вывод, предназначенные для подключения тахометра. У моделей 6582.3701 и Г273В предусмотрена посезонная регулировка напряжения.

Модификации 3112.3771 и 1312.3771 оснащены температурной компенсацией. Статор выполнен в виде стальных пластин. Внутри находятся пазы (18 штук) с медной трехфазной обмоткой.

Отверстия расположены по окружности. Используется соединение по схеме генератора МАЗ «звезда». Ротор изготовлен из стали в форме втулки. Имеет катушку возбуждения с намоткой.

Рядом с втулкой расположены полюса, образующие двенадцатиполюсную систему. Для крепления используется прессовая посадка.

Крышка контактных колец отлита из алюминиевого сплава. Выпрямитель укреплен прямо на ней. С внешней стороны помещены контакты проводов. В крышке привода имеется посадочное место под шарикоподшипник.

Чтобы упростить снятие, предусмотрены резьбовые отверстия.

Генератор МАЗ обеспечивает питанием электрооборудование автомобиля. Возбуждение установки осуществляется при частоте вращения до 1200 мин.

Правильное подключение и эксплуатация агрегата гарантируют длительную работу агрегата.

Поэтому тщательно изучите схему подключения генератора МАЗ. Если вы сомневаетесь в своих силах – обратитесь за помощью к специалисту.
Оригинал статьи…



Ремонт и подключение генератора на грузовых автомобилях МАЗ

Генератор МАЗ является источником электроэнергии бортовой сети автомобиля при работающем двигателе. Питание потребителей осуществляется параллельно с аккумуляторной батареей (АКБ). Сеть устроена так, что при напряжении генератора более 24 В начинается заряд аккумуляторов, а менее — наоборот. На автомобилях МАЗ устанавливаются агрегаты различных типов, отличающихся между собой мощностью и способом подключения. Однако их конструкция и принцип действия одинаковы.

содержание .. 70 71 72 ..

аккумуляторные батареи автобусов МАЗ-103, МАЗ-107

На автобусе в специальном отсеке кузова установлены две аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А. Аккумуляторные батареи 7 (рис. 4.10.4) установлены на салазках, которые позволяют выдвигать каждый из аккумуляторов из отсека для его обслуживания. В транспортном положении салазки, с закрепленными на них аккумуляторными батареями, зафиксированы стопорами 2.

Для извлечения АКБ из отсека необходимо приподнять стопор 2 и выдвинуть за ручку АКБ из отсека.

В отсеке АКБ установлен выключатель АКБ 1. Для отключения АКБ повернуть ручку выключателя в горизонтальное положение (при отключенных АКБ ручка может быть извлечена из выключателя).

ВнимАниЕ! Если не планируется эксплуатация автобуса на срок более 10 дней, то необходимо отключить АКБ от бортовой сети выключателем АКБ; при отсутствии выключателя — отсоединить провод «массы» от клеммы АКБ. Внимание! Отключать АКБ при выключенном «зажигании» и ПЖД, не ранее чем через 10 минут после остановки двигателя.

ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ МАЗ-103, МАЗ-107

Обслуживание аккумуляторных батарей при проведении ТО-1 заключается в следующем:

— не реже одного раза в 2 недели проверить надежность крепления батарей и плотность контакта наконечников проводов с выводами батарей;

— наконечники проводов и выводы смазать техническим вазелином ВТ13-1 ТУ 38.101180-76 или смазками Литол-24 ГОСТ 21150-75, солидол С ГОСТ 4366-76;

— очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10 % раствор);

— проверить и, при необходимости, прочистить вентиляционные отверстия;

— проверить уровень электролита во всех аккумуляторах и, при необходимости, довести его до нормы дистиллированной водой. В холодное время года, во избежание замерзания, воду заливать непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом.

Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверить степень заряженности батареи по плотности электролита.

Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку.

Хранение аккумуляторных батарей автобусов МАЗ-103, МАЗ-107

Батареи, снятые с автобуса на хранение, зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району.

Батареи устанавливать на хранение в состоянии полной заряженности и, по возможности, в прохладном помещении, что замедляет саморазряд и коррозию аккумуляторных пластин. Установка батарей производится в один ряд выводными клеммами вверх.

В период хранения необходимо ежемесячно контролировать плотность электролита в батареях.

Читайте также  Схемы подключения генераторов для авто

Заряжать батареи, поставленные на хранение, следует непосредственно перед их пуском в эксплуатацию или в тех случаях, когда выявлено падение плотности электролита (приведенной к 25 °С) ниже 1,230 г/см3.

На автобусы устанавливаются различные типы генераторов в зависимости от двигателя (см. табл. 4.10.4)

В схеме электрооборудования генераторы подключаются к бортовой сети параллельно (см. рис. 1 и 15, прил. И). Описание технического обслуживания генератора приведено в Инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА МАЗ-103, МАЗ-107

При установке генератора и в процессе его эксплуатации необходимо контролировать и, при необходимости, регулировать натяжение ремня (см. Руководство по эксплуатации двигателя). Слишком сильное натяжение приводит к увеличению нагрузок на подшипники и преждевременному выходу их из строя, а слабое — ухудшает зарядку ак-кумуляторных батарей, вызывает колебания, отдаваемого генератором тока, расслоение ремня, его пробуксовку и перегрев.

Для предупреждения выхода из строя генераторов, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и очистку их от грязи, масла и пыли.

Кроме того, при эксплуатации электрооборудования необходимо:

— не отключать провода от плюсового выхода генераторной установки при работающем двигателе. Это резко уменьшает нагрузки на генератор и повышает вырабатываемое напряжение, что может привести к выходу из строя регулятора напряжения;

— не проверять исправность генератора замыканием клемм «В+», «В-» и «D+» и «W» на массу или между собой. Это может привести к выходу из строя интегрального регулятора напряжения или выпрямительного блока генератора.

Схемы генераторов зарядки ямз

Генераторы грузовых автомобилей СССР.
Хотел я тему написать про генераторы камаз-маз, но подумавший назвал «генераторы грузовых автомобилей СССР.»
Актуальность темы побудило меня написать эту статью.речь пойдет о 24 В генераторах устанавливаемых на автомобили Камаз и Маз.скорее даже на двигатели ямз 236-238 и на Камаз 740 и их модификации. вскользь коснусь и про другие двигатели устанавливаемые на эти автомобили,это ман,мерседес-дойц,каминс,мтз 260,мтз 240.
первый вопрос
Как из такого разнообразия выбрать нужный?
Изображение
Изображение
выше фото сделаны на обьездной в Кате.

это фото сделано в Чувашии фирма "Генстар"
Изображение

Последний раз редактировалось cxaL 09 авг 2013 22:28, всего редактировалось 2 раз(а).

фото сделано в Радужном

вот посмотрите генератор от зил 130
Изображение
вот от волги
Изображение
вот от Камаз тип г250
Изображение

Един для всех. И для автомобилей с борт сетью переделывать под 12 в не будут. Это и увеличение кол-ва витков,что привлечет увеличение размеров самого якоря,что привлечет к увеличению размеров самого генератора.

вот по з-ч
передняя крышка
Изображение
якоря
Изображение
Изображение

Как можно увидеть разницы нет, только шкивы разные.
Осталась только решить одно проблему-подать возбуждение на якорь.
т.к на тот момент возбуждение приходило от внешнего реле регулятопа(выносного) то для борт сери 24 в пришлось изобрести свой отдельный реле регулятор

Изображение

И вот появился на дорогах Советского Союза камаз..бывший зил 137..
который начал активно(скорее агресивно) как сказали бы современные маркетологи наполнять автопарк союза грузовыми дизельными автомобилями.
1976 г. (февраль) — с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик. Правительство СССР утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки.
1977 г. (октябрь) — КАМАЗ досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи.
1978 г. (август) — изготовлен 50-тысячный КАМАЗ.
1979 г. (июнь) — с главного конвейера сошел грузовик за номером 100000. Темпы роста производства на КАМАЗе были рекордными не только для нашей страны.
1980 г. (август) — выпущен 150-тысячный КАМАЗ.
Советская промышленность уже не успевала за темпами выпуска автомобилей камаз,маз,краз,урал,военка. и прочее.
Уже на заводы стали поставлять реле регуляторы рр132
Изображение

Но этих мощностей не хватало. Стали выпускать реле 2702.3702 но их чуть позже

Изображение

Изображение

Также стало не хватать генераторов вообще ибо при таком спросе основных конвейеров генератор качеством обладать не будет, так что спрос на з-ч был тоже огромный.
Так же перед конструкторами стояла задача избавиться от выносного рр.слишком это сложно технологически. Нужна операция т.е 1 чел (в стране где не хватало людей на работе),который будет монтировать рр на автомобиль.да и время на операцию по монтажу тоже нужно затратить, да и отдельные провода тянуть-это все удорожало себестоимость автомобиля.
В ходе эволюции на рынок выходит автомобиль 2105 со своим семейством..
огромный шаг для автопрома ссср. Много конструкторских решений внем было реализованно. В элекрике в нем был реализован блок Чя,новая элекропроводка.. и по теме нашего разговора- был создан новый генератор Г-222. Чем это замечательно? А тем что в первые в ссср генератор сам диагностировал себя- через лампочку.подобное было только на авто серии 2101 рр 380,но лампа контролировала только зарядку.
А контрольная лампа генератора г-222 вообще цепи генератора..
из моей статьи..
контрольная лампа
лампа на панели приборов на которой нарисован аккуммулятор. или в простонародье лампа зарядки.для генераторов типа а-ля Бош.(старого типа),наиболее распространые пока на сегодняшний момент,но связи с тем что конструкторам надо кушать и обьяснением того что не зря "хлеб едят" они придумывают много чего лишнего. это комбинации приборов с чипом,где лампа заряда акб не так физически связанна с генератором как та про которую опишу ниже.
обычно эта лампочка на напряжение соответствующее борт сети авто и 2-5 вт.
при включении замка зажигания она должна при исправних з-ч генератора (реле-регулятор,обмотка ротора,контактные кольца,щетки)должна загораться,ну само собой разумеещееся лампа должна быть исправна и провод от этой лампы до генератора не быть в обрыве.
вспомним физику. для того чтоб сработала электротехническая вещь нужно подвести к этой вещи 2 провода. на этой лампе 1-й провод это питание равное напряжению борт сети автомобиля которое появляеться при "зажигании"комбинации приборов.
если есть + то где минус может меня спросить читатель. а вот минус береться из цепочки реле регулятор 1-я щетка,1-контактное кольцо,обмотка ротора,2-е контактное кольцо,2-я щетка,разьем +D или В генератора.с этого разьема(шпильки,болта и т.п) идет на 2-й контакт лампы. вот именно поэтому можно с помощью загорания лампы протестить генераторные узлы.

теперь мы заводим авто. генератор начинает вырабатывать напряжение.в зависимости от внутренней схемотехники реле-регулятора на выводе генератора В начинает появляться напряжение равное напряжению борт сети. получаеться что на лампу подаються
+ напряжения борт сети от замка зажигания и + напряжение борт сети от генератора клемма В(+D). и лампа гаснет.
эта лампа всего лищь
1 диагностирует цепи описанные выше
2 показывает что генератор дает напряжение.
случай "мерцания лампы" при исправных деталях показывае

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: