Схема тахометр для дизеля от генератора

Тахометр для дизеля

http://www.multitronics.ru/products/acp/dm11/ — тахометр бензин/дизель с программируемым коэффициентом пересчета, расчитан на клемму W. Клемму несложно организовать самому — это фазное напряжение любой обмотки, например как тут http://www.ranock.co. 1&SSID=nxdfkhwo Останется выбрать правильный коэффициент перепсчета. Это только один из многих вариантов. Он зависит от ременной передачи на генератор. С маховиком все однозначнее, но готовых вариантов вряд ли найти.
Для съема импульсов с маховика я бы предпочел стандартный датчик положения КВ от впрысковых тазиков.

#7 Трибун

  • Из: Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

С генератора считывать мне не нравится. Так как он не "родной" и на моём ДВС он был не предусмотрен. А вот за датчик спасибо!!!! Как в голову не пришло?)))) Это же элементарно Ватсон, у нас сп****и палатку))))) Ещё раз спасибо.

Сообщение отредактировал Трибун: 06 сентября 2012 — 22:20

#8 StrangerM

  • Из: СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

#9 Трибун

  • Из: Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Если ШатунЪ в электронике не дока, то тахометр типа указанного мной для него самый цимус.
Если ШатунЪ в электронике чуток ориентируется, то я бы взял тот же девайс, добавил бы к нему входной нормирующий усилитель сигнада магнитоиндукционного ДПКВ (есть провереный вариант на LM311) и простейший делитель частоты, чтобы вогнать импульсы с венчика в рабочий диапазон девайса. Это проще, чем городить все с 0. В этом варианте датчик Холла может пройти без нормоусилителя, коли такой существует. А вот с оптикой сегодня я бы не связывался — это сложнее схемно и механически, бывает засоряется, плывет на температуре. Оптика рулила ранее, когда не были доступны современные датчики. Например ДПКВ можно найти в любом ларьке.

Почитал книжицу с теорией ветряков и склоняюсь к такой мысли. Коли в зоне ветра слабые и нестабильные, то рискованно выпендриваться с вертикальными карусельками с их КИЭВ порядка 0,15. Классический пропеллер по КИЭВ редко превышает 0,4, а теоретический предел использования энергии ветра 0,593.

Сообщение отредактировал Трибун: 07 сентября 2012 — 08:16

#10 StrangerM

  • Из: СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

#11 Трибун

  • Из: Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Написали на бумаге. А установка на маховик? Кстати, какой у него принцип, он намагничен?

Еще стоит иметь ввиду момент троганья. На пропеллере его обеспечить проще, поэтому для него стартовая скорость ветра меньше.

#12 StrangerM

  • Из: СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

#13 ШатунЪ

Рулевой 2-го класса

  • Из: Новосибирск

Для неродного генератора в той примочке предусмотрена возможность менять коэффициент пересчета. С датчиком не так все розово. Она магнитоиндукционный. Т.е. амплитуда выхода будет меняться от долей вольта при пуске и ХХ до примерно 200В на высоких оборотах — нужен нормирующий усилитель (например компаратор с гистерезисом) с входным ограничителем и только затем измерение частоты. Измеритель может быть аналоговый. С цифровым просто будет при 120 зубах на венчике. Если их другое число, то на рассыпухе цифровой измеритель будет сложный — нужен PIC-контроллер или процик. Думаю готовых решений для маховика найти сложно.
А вот датчик Холла мог бы выдавать нормированный импульс, но не уверен, что такие стандартные в автоисполнении существуют для столь высоких частот — если на маховике 100-130 зубов, то на 5000об/м частота будет более 10кГц.

#14 Трибун

  • Из: Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Ну а если у меня тихоход, в максимкм 2000 об.? Дизель Д 37 М

Сообщение отредактировал Трибун: 07 сентября 2012 — 19:22

#15 БАР

  • Из: СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

#16 Трибун

  • Из: Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Сообщение отредактировал Трибун: 07 сентября 2012 — 19:33

#17 БАР

  • Из: СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

1. Вы представляете все это "не на венце, а ближе к оси на плоскости диска"? Я нет.
2. Сомневаетесь в частотых свойставах Холла на маховике?

#18 Трибун

  • Из: Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

1. Элементарно, Ватсон. Сверлите в диске отверстие и вклеиваете магнит. Ничего никуда не улетит. Может придется подбалансировать. Но скорее всего нет.
2. Не сомневаюсь. Мое предложение появилось после прочтения Ваших сообщений о проблемах, связанных с использованием венца. См. выше.
Мы в своих анемометрах используем оптопару и получаем прекрасные результаты. Но у нас другие условия и нет грязи. А проблема — погрешность на малых оборотах. Её приходится решать увеличением числа зубцов (секторов). В рассматриваемом случае все наоборот.

1.Элементарно в моем понимании сделать все без вскрытия двигателя ради получения не очень необходимой информации. Что Вы там будете сверлить — маховик, корзину? Где будете крепить датчик? Как обеспечите точные расстояния?
2.Делал турбинный расходомер топлива с оптопарой и прекрасно понимаю почему в анемометре не годятся магнитные датчики — они влияют на тело вращения. Там можно применить чисто индуктивный (параметрический, без магнита), емкостной, оптический методы считывания, но только не магнитный. Потому у Вас там оптика. Кстати если число сектров у Вас уже предельное, можно применить математику — по предыдущим импульсам (ускорение/замедление) прогнозировать следующий и разбить временной интервал на более мелкие. Нужен хороший программист.

Так что я бы предпочел для Холла прилепить метки на переднем шкиве, чем углубляться в ливер сцепления с частичной разборкой двигателя. На шкиве можно и поколхозить — на малом радиусе трудно внести дисбаланс и сам шкив легко снять для доработки. Ну и простенький кронштейн для датчика. Такие вещи в варианте ДПКВ с шкивом 60-2 люди массово колхозят тут http://www.mpsz.ru/forum/about.php на свои карбюраторные старушки.

#19 ШатунЪ

Рулевой 2-го класса

  • Из: Новосибирск

1.Элементарно в моем понимании сделать все без вскрытия двигателя ради получения не очень необходимой информации. Что Вы там будете сверлить — маховик, корзину? Где будете крепить датчик? Как обеспечите точные расстояния?
2.Делал турбинный расходомер топлива с оптопарой и прекрасно понимаю почему в анемометре не годятся магнитные датчики — они влияют на тело вращения. Там можно применить чисто индуктивный (параметрический, без магнита), емкостной, оптический методы считывания, но только не магнитный. Потому у Вас там оптика. Кстати если число сектров у Вас уже предельное, можно применить математику — по предыдущим импульсам (ускорение/замедление) прогнозировать следующий и разбить временной интервал на более мелкие. Нужен хороший программист.

Тахометр для дизельного двигателя – выбираем себе помощника

В отличие от других устройств, устанавливаемых на автомобили, тахометр для дизельного двигателя подключается через генератор. Сам прибор предназначен для определения, с какой частотой вращается коленчатый вал. Иначе говоря, тахометр показывает число оборотов за определенный промежуток времени.

Тахометр для дизельного двигателя – принцип работы

Видеть показания тахометра можно прямо во время движения, он располагается возле спидометра на панели приборов. Для снятия показаний используются различные типы датчиков, в зависимости от этого способ измерения может быть бесконтактный или контактный. Тахометры используются не только в автомобилях, но и в других устройствах, где требуется контроль над скоростью вращения.

Фото тахометра на приборной панели авто, autoreview.ru

Тем не менее, именно в авто этот прибор нашел самое широкое применение. Ни одна современная машина не обходится без этого устройства, позволяющего контролировать работу двигателя и своевременно осуществлять переключение передач. Все это помогает увеличить срок службы, способствует экономии топлива, обеспечивает безопасность движения.

На фото - тахометр для дизельных двигателей, svtuning.by

Существует очень много разновидностей этих устройств, которые применяются в определенных случаях. Они могут быть стационарными и портативными, а также электрическими, магнитно-индукционными, центробежными и электронными. Самый первый тахометр был центробежным, где энергия, поступающая от механизма, передается через ось. Воздействие на стрелку в каждом случае производится по-разному, в зависимости от конструкции прибора.

Читайте также  Газель полноприводная схема трансмиссии

Тахометр для двухтактного двигателя – сферы применения и выбор

Следует отдельно рассмотреть электронный тахометр для двухтактного двигателя. Одной из разновидностей такого прибора является водонепроницаемый вариант, применяемый в мотоциклах, скутерах, снегоходах и прочих ТС, где стоят двухтактные моторы. Практически, это то же самое, что и тахометр для одноцилиндрового двигателя, определяющий срок его службы, а также периодичность технического обслуживания, такого как регулировка клапанов, замена масла, свечей зажигания и прочее.

На фото - тахометр для двухтактного двигателя, motor.ck.ua

Установка такого прибора на механизм очень проста. Здесь не требуется отдельная батарея, благодаря встроенному аккумулятору. Подключение производится напрямую к проводу одной из свечей зажигания. Разрешение такого прибора составляет 0,1 часа, он может считать максимально до 10 тысяч часов, а затем производится сброс.

Фото схемы подключения тахометра, forums.drom.ru

Циферблаты тахометров отличаются размерами. Например, прибор диаметром 125 миллиметров чаще всего используется в спортивных автомобилях, где пилот должен постоянно контролировать режимы работы двигателя и особенно величину его крутящего момента. При достижении определенного количества оборотов срабатывает специальная лампа-вспышка, после чего следует переключение на очередную передачу. Такие большие тахометры занимают много места и частично закрывают обзор.

У более удобных устройств размеры несколько меньше и составляют уже 95 мм. Наиболее распространенным является размер в 52 мм, который позволяет устанавливать прибор в любом месте на панели тех машин, где собственный тахометр не предусмотрен конструкцией.

Шкала тахометра и его дополнительные возможности

Конструкция каждого тахометра в авто предусматривает работу с конкретным числом цилиндров. Основная масса этих устройств работает с двигателями на четыре цилиндра. В отдельных моделях существует возможность переключения на необходимое количество цилиндров. В зависимости от числа оборотов двигателя градуировка шкалы имеет разное значение и может достигать от 8 до 11 тысяч оборотов в минуту.

На фото - шкала тахометра, ru.wikipedia.org

Отдельные виды тахометров, оборудованные вспышкой, могут запоминать наибольшее количество оборотов двигателя. В состав тахометра могут быть дополнительно включены и другие приборы, отображающие работу мотора. Такие устройства называются мультиприборами. Таким образом, тахометр является очень нужным и полезным устройством, от которого во многом зависит стабильная работа двигателя и общие показатели эксплуатации автомобиля.

Причины неработающего тахометра

Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.

Классификация по принципу работы

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.
  • Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
  • Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Схема подключения

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
  • подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
  • подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

Как самостоятельно найти причину неисправности

интсрукция к мультиметру

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.

Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

Стрелка тахометра дергается

генератор автомобиляПроблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Читайте также  Ауди а4 схема трансмиссии

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.

Индикатор — тахометр для любого автомобиля-схема

Индикатор — тахометр для любого автомобиля-схема

В настоящее время число доступных и популярных автомобильных марок в РФ уже давно не ограничивается моделями ВАЗ и ГАЗ. Имеется большой выбор как бюджет­ных, так и более дорогих «иномарок», а вот имеющиеся в продаже электронные тахо­метры в основном ориентированы на про­дукцию ВАЗа, то есть, на четыре цилиндра. Конечно это самое распространенное число цилиндров, но сейчас есть очень много машин с 3-цилиндровыми или 5-6-8- цилиндровыми двигателями. В таком случае установка тахометра предназначенного для «жигулей» невозможна, так как его показания будут существенно отличаться от реальных, да и способ подключения вызывает вопросы.

На рисунке 1 показана схема квазианало­гового тахометра, индицирующего частоту вращения коленвала числом светящихся светодиодов линейной шкалы. В отличие от покупных цифровых приборов это конечно не так точно, но индикация линейной диаграм­мой в некоторых случаях даже удобнее, особенно в процессе эксплуатации машины, а не её ремонта и регулировки. Шкала сос­тоит из 9-ти светодиодов, при соответствую­щей настройке каждый соответствует 600 об/мин. То есть, на холостом ходу горит один светодиод. Регулировка тахометра выпол­няется подбором сопротивления резистора R 6, при этом, можно настроить индикатор на любое число цилиндров мотора, а так же, если есть желание, изменить цену деления. Источником импульсов может быть датчик Холла электронной системы зажигания, датчик положения вала, импульс с катушки зажигания и другие варианты, доступные на конкретном автомобиле. Соответственно изменяют сопротивление R 1.

Принцип работы напоминает упрощенный частотомер. Импульсы, поступающие от датчика автомобильного двигателя, проходят на счетный вход десятичного счетчика. На вход обнуления поступают короткие импульсы от тактового генератора. Чем больше входная частота, тем на большее число относительно нуля изменится состояние счетчика. На выходе счетчика десятичный дешифратор. Потому что пока идет подсчет входных импульсов светодиоды не выключаются, благодаря инерционности зрения создается впечатление одновре­менного горения линии светодиодов, длина которой тем больше, чем больше входная частота.

Питание на схему можно подавать от авто­мобильного аккумулятора, прикуривателя, провода для магнитолы, то есть мимо замка зажигания. Хотя можно и через замок, — разницы нет, так как при неработающем моторе показания прибора будут равны нулю, то есть, светодиоды гореть не будут, ток потребления будет незначительным. Диод VD 1 защищает схему от неправильной полярности подключения питания. Стабили­затора питания нет, — микросхемы К561 работают при напряжении до 1 5 V , а больше 14 V в электросети исправного автомобиля не должно быть.

Импульсы от датчика оборотов (или от того прибора, который используется как датчик оборотов) поступают на базу транзистора VT 1. Транзистор служит средством защиты восокоомного входа КМОП-микросхемы от различных неприятностей, которые могут иметь место в электрооборудовании машины (особенно если импульсы снимаются с низковольтной обмотки катушки зажигания), а так же служит преобразователем уровня. Сопротивление резистора R 1 выбирают в зависимости от источника импульсов. Пока­занный на схеме номинал соответствует размаху импульсов с выхода датчика поло­жения коленвала инжекторного двигателя или датчика Холла бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя.

Согласованные по уровню импульсы с коллектора VT 1 поступают на триггер Шмитта на элементах D 1.1- D 1.2. Его назначение в придании импульсами необходимой для ра­боты со счетчиком формы. Конденсатор С2 подавляет помехи, которые могут проникать на схему по входу и вызывать сбои в работе счетчика (практически с R 4 он образует фильтр, не пропускающий импульсы отно­сительно высокой частоты).

Импульсы с выхода D 1.2 пода­ются на счетный вход счетчика D 2. На двух других элементах микросхемы D 1 собран мульти­вибратор. Мультивибратор гене­рирует тактовые импульсы опре­деленной частоты, которая зави­сит от сопротивления R 6. Эти импульсы поступают на цепочку C 3- R 7, которая по фронту каждого импульса формирует короткий импульс для обнуления счетчика D 2.

К выходам счетчика D 2 подклю­чены светодиоды HL 1- HL 9. Выходы микросхемы К561ИЕ8 относительно слабые, поэтому желательно использовать сверх- яркие светодиоды (при низком токе они будут гореть как обыч­ные индикаторные). Дополни­тельно в схеме есть регулятор яркости R 9. С помощью этого резистора можно регулировать ток через светодиоды. Напри­мер, днем можно сделать их поярче, чтобы индикатор было виднее, а ночью уменьшить яркость, чтобы светодиоды не слепили глаза водителю.

Индикатор собран на простой печатной плате, схематическое изображение которой дано на рисунке 2. Чтобы не усложнять раз­водку печатных дорожек светодиоды HL 1- HL 4 подключены к выходам счетчика через перемычки из монтажного провода. Свето­диоды расположены в линию на краю печат­ной платы. Если конструкция автомобиля не позволяет установить весь модуль в какой- то отсек на приборной панели, расположен­ный достаточно удобно, то можно светодио­ды вынести за пределы платы, установив их на отдельной плате или панели, размеры которой соответствуют конструкции при­борной панели автомобиля.

Есть и другой вариант, — собрать индикатор в самостоятельном корпусе из пластмассы, и при помощи двухстороннего скотча при­клеить его в удобном месте.

Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К561ЛА7 или CD 4001, CD 4011. Микросхему К561ИЕ8 можно заменить на CD 4017.

Светодиоды — любые сверхяркие, жела­тельно прямоугольной или квадратной формы, но можно и круглые.

Транзистор КТ3102 заменяем на КТ315.

Налаживание следует начать с расчета сопротивления R 1 исходя из того что указан­ное на схеме сопротивление соответствует размаху входящих импульсов 8 V .

Затем, заменить R 6 последовательно вклю­ченными переменным резистором на 1 M и постоянным на 10 кОм. Установите пере­менный резистор на максимум сопротив­ления, и уменьшая его сопротивления добей­тесь чтобы на холостом ходу горело только два светодиода. Заметьте это положение ручки переменного резистора. Затем еще уменьшите сопротивление переменного резистора так чтобы теперь горел только один светодиод. Заметьте это положение ручки переменного резистора. Теперь уста­новите ручку переменного резистора в сред­нее между этими двумя отмеченными поло­ жениями. Измерьте полученное сопротив­ление и узнаете необходимое сопротивление R 8.

Если есть возможность измерить частоту вращения коленвала каким-то производ- ственым прибором, используемом на станции техобслуживания, то настройку можно выполнить точнее, сравнивая пока­зания этого индикатора с показаниями образ­цового прибора.

В любом случае, — назначение этого инди­катора только в приблизительной индикации частоты вращения коленвала. Никаких пре­тензий на звание «измерительного прибора» у него нет.

И еще хочу отметить один момент, бывают моменты, когда мы управляя автомобилем нарушаем правила дорожного движения, но не все мы знаем сколько стоит штраф за то или иное нарушение. Вот для этого я и представляю таблицу, где написаны все штрафы ПДД в очень удобном и подробном оформлении.

Как работает и для чего нужен тахометр в автомобиле

Тахометр занимает центральное место на приборной панели. Учитывая его показания, водитель может вовремя перейти на нужную передачу, уменьшить расход топлива, а также контролировать работу мотора. Что отображает тахометр и зачем следить за оборотами коленвала, каковы конструкции приборов и особенности их установки – обо всем этом расскажем далее в статье.

Что такое тахометр

Тахометр – это измерительный прибор, который определяет количество или частоту вращения механизмов за единицу времени. Чаще используется единица измерения обороты/минута. В автомобиле тахометр считает количество оборотов коленчатого вала за 1 минуту. Расположен он на приборной панели, возле спидометра.

фото 1

При езде необходимо постоянно переключать скорости, разгоняться, начинать движение и тормозить. Тахометр показывает водителю лучший момент для переключения передачи, если авто оборудовано механической коробкой, момент критической нагрузки мотора, когда стрелка прибора приближается к красной зоне.

Читайте также  Схемы подключения генераторов для авто

Обеспечить комфортное передвижение и максимально увеличить ресурс двигателя можно, если переключать скорости, начинать и заканчивать движение в определенном диапазоне вращения коленвала. Не рекомендуется стартовать с высоких оборотов, для бензиновых двигателей – 1100 об/мин, для дизелей – выше 800 об/мин, переходить на повышенную передачу при подъеме в гору при малой тяге.

На холостом ходу с помощью тахометра можно диагностировать работу двигателя. При запуске мотора стрелка должна плавно перейти на отметку 1000-1200 оборотов, через несколько секунд после разогрева двигателя она плавно опускается до значения 600-800 оборотов. Если стрелка прыгает, дергается на шкале – это признак не ровной работы двигателя.

Как использовать информацию

На шкале прибора содержится информация о скорости вращения коленвала. Выжимая педаль газа, увеличиваются обороты. Переход стрелки тахометра в красную зону свидетельствует о том, что двигатель достиг пика своей мощности и работает в аварийном режиме.

фото 2

На тахометре указывают критические обороты для конкретного двигателя. Когда коленчатый вал вращается на предельной для мотора скорости, происходит увеличение вибрации и ускорение нагрева – это может вывести из строя поршни, вкладыши, порвать или растянуть цепь ГРМ.

Ориентируясь на показания прибора, переключая во время передачи, водитель может:

  • уменьшить расход топлива;
  • сократить износ деталей поршневой группы;
  • правильно выбрать режим передвижения.

Каждый тахометр настроен под конкретный класс и тип двигателя, поэтому они не переустанавливаются на различные модели авто.

Устройство и принцип работы

Главный элемент прибора – датчик положения коленвала, который считывает частоту его вращения. Передача данных происходит через тросик в механических конструкциях тахометра или через подсчет импульсов для аналоговых и цифровых приборов.

По типу передачи данных тахометры делятся на группы. Самые распространенные из них – цифровые, аналоговые или электромеханические и механические.

В конструкции аналогового прибора используется магнитная катушка, микросхема, привод передачи данных или тросик, стрелочная шкала. Для цифровых приборов в конструкции используются другие элементы: процессор, АЦП (преобразователь), оптрон и пр. В цифровых тахометрах часто вместо градуированной шкалы со стрелкой применяется жидкокристаллический дисплей. Как правило, водителям удобнее использовать стандартный стрелочный прибор, который отображает шкалу оборотов во время движения машины.

Виды приборов

Автомобильные тахометры классифицируются:

  • по способу обработки сигнала;
  • методу подключения;
  • принципу работы.

Механический

Прибор используется на низкооборотистых двигателях. Конструкция механического тахометра предельно проста. На распредвал или коленвал устанавливается датчик тросика. Крутящий момент передается на шестерню, через тросик поступает на подвижную катушку прибора через электромагнит, который является главной деталью механической конструкции. Изменение частоты вращений коленвала меняет магнитное поле, которое отклоняет стрелку прибора.

Механический тахометр имеет наибольшую погрешность – до 500 об/мин.

Аналоговый

Аналоговый прибор на 50% точнее, чем механический. Он имеет такую же градуированную шкалу показателей оборотов, но отличается от механики способом передачи сигнала. Главными элементами аналогового прибора является магнитная катушка и датчик. Подключается аналоговый тахометр не к коленчатому валу, а к катушке зажигания двигателя.

Катушка зажигания преобразует напряжение от 12В до 24 000В для возникновения искры. Одновременно с подачей импульса на катушку зажигания импульс идет и в электрическую схему аналогового тахометра, поступает в обмотку электромагнита. Чем больше импульсов поступает в схему, тем выше индукция. Отклонение стрелки шакалы происходит под воздействием изменяющегося магнитного поля. Аналоговые показывают погрешность до 250 об/мин.

Цифровой

Цифровой тахометр сегодня считается наиболее надежным – погрешность составляет до 100 об/мин. Данные на процессор поступают с датчика коленвала и датчика холостого хода. Для этого в конструкцию цифрового прибора включен оптрон (оптопара) – датчик подсчета интервалов между импульсами. В конструкции цифрового тахометра используются элементы:

  • оптрон;
  • ЦП – центральный процессор, узел осуществляет вычисление от датчиков;
  • жидкокристаллический дисплей – отображает информацию на приборной панели;
  • микросхема – обнуляет данные процессора.

Существует несколько типов подключения тахометра на авто, в зависимости от класса мотора и модели.

На бензиновые двигатели подключение осуществляется через катушку зажигания. В тахометре предусмотрено два выхода: на ЭБУ (электронный блок управления), на датчик положения коленвала. Подключение проходит по этапам:

  1. Тахометр устанавливается на приборную панель.
  2. Минусовый, провод присоединяется к массе авто.
  3. Красный провод соединяют с плюсом замка зажигания.
  4. Провод входа прибора подключается в зависимости от системы зажигания. Если система зажигания контактная, распределение искры по цилиндрам регулирует трамблер, тахометр подключается к прерывателю трамблера. Если система зажигания бесконтактная, вход тахометра присоединяется к коммутатору напряжения.

Для дизельных моторов тахометр подключается к генератору, поскольку частота вращений коленвала считывается не с катушки зажигания, а с клеммы генератора. Это связано с порядком работы дизельных ДВС, которые менее оборотисты, чем бензиновые. Каждый тахометр дизеля, подключаемый к генератору, рассчитывается под конкретное передаточное отношение между двигателем и генератором.

Основные неисправности

Если тахометр неисправен, водителю придется определять на слух, до каких оборотов двигатель раскрутил маховик и в зависимости от этого начинать переключать передачу или сильнее давить на педаль газа. Первые признаки того, что тахометр неисправен и дает искаженные показатели – некорректное поведение стрелки: зависание или заклинивание на одном месте, резкое перемещение по шкале во время равномерного движения.

Если прибор вышел из строя, необходимо в первую очередь проверить цепи устройства:

  1. Проверяется питающий провод, для цифровых и аналоговых приборов питающий провод изолирован серым пластиком. Начало провода от статора или мотора, затем питание поступает на замок зажигания и к измерителю частоты.
  2. Проверить напряжение питания – 12 В.
  3. Корректное присоединение заземляющего провода.
  4. Работоспособность предохранителя.

Если в питающей цепи неисправность не обнаружена, проверяются комплектующие тахометра.

Причины и способы устранения

  1. Короткое замыкание или обрыв цепи между измерителем и контроллером. При этом улавливатель датчика отслеживает частоту вращений коленвала, но стрелка на шкале не двигается. Замена провода.
  2. Обрыв привода датчика – необходима замена датчика.
  3. Стрелка после запуска мотора движется в противоположную сторону – перепутаны провода подключения. Нужно переустановить провода в разъеме соединителя и колодке.

Колебание стрелки может быть вызвано несколькими неполадками в работе:

  1. Напряжение на выходе датчика снижено. Необходимо проверить напряжение между фазами, датчик подлежит замене.
  2. Размагничивание, попадание мусора в магнитную муфту аналогового тахометра.
  3. Ось принимающего элемента имеет дефект. Если стрелка переходит за ноль при остановке двигателя – пружина стрелки ослаблена или искривлена.

При неисправности элементов тахометра в 90% случаев прибор меняют.

Диагностику проводят через подключение аналогичного устройства и сверяют качество данных. Цифровые приборы подключают параллельно главному прибору через специальную клипсу. Если показания приборов совпадают, наблюдается аналогичное отклонение параметров, некорректное поведение стрелки – поломка не относится к работе прибора. Отклонения в работе проверяемого тахометра на 100-150 об/мин считаются нормальными.

Диагностику можно провести самостоятельно, если наблюдается некорректное движение стрелки. На автомобиле с бортовым компьютером, на приборной панели загорается код ошибки. Необходимо проверить контакт массы аккумуляторной батареи, проводку в местах соединений. Если стрелка тахометра пульсирует хаотично или дергается, необходимо заменить датчик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: