Кинематические схемы трансмиссий тракторов

Трансмиссия

Как и у любой колёсной техники с ДВС (двигателем внутреннего сгорания), у трактора МТЗ – 80 просто в обязательном порядке существует трансмиссия. Не только для белорусских тракторов, но и для них, в частности, трансмиссия – это целый набор различных узлов и механизмов, сочетающих в себе двигатель машины с колёсной базой и с дополнительными узлами, призванными к обеспечению работы всей системы.

В комплектацию трансмиссии трактора Беларусь, а конкретно, МТЗ – 82 или более усовершенствованных моделей, входят следующие узлы и их, мягко говоря, совсем немало:

  • КПП – коробка переключения передач;
  • система сцепления;
  • вал отбора мощности (ВОМ) с двумя скоростями;
  • ходоуменьшитель;
  • раздаточная коробка;
  • карданный привод;
  • дифференциал;
  • ведущий передний мост;
  • тормозная система;
  • задний ВОМ (вал отбора мощности);
  • шкив привода;
  • боковой ВОМ (вал отбора мощности);
  • тормозок для КПП;
  • муфта сцепления.

1- гайка промежуточного вала; 2 – промежуточный вал; 3 – первичный вал; 4 – ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 – корпус коробки передач; 6 – стакан первичного вала; 7 – скользящая шестерня IV и V передач; 8 – скользящая шестерня III передачи; 9 – ползун; 10 – вторичный вал; 11 – шарик; 12 – крышка коробки передач; 13 – заливная пробка; 14 – Шаровая опора; 15 – рычаг переключения передач; 16 – чехол; 17 – штифт; 18 – рамка; 19 – валик рамки; 20 – шарик выключателя; 21 – выключатель ВК-403;22 – регулировочные прокладки выключателя; 23- регулировочные прокладки; 24 – гайка; 25 – ведущая шестерня; 26 – ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 – конические подшипники; 28 – упорная шайба; 30 – крыльчатка; 31 – гнездо внутреннего вала; 32 – втулка; 33 – внутренний вал; 34 – подшипники; 35 – втулка; 36 – ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 – ведущая шестерня I ступени редуктора; 38 – промежуточная шестерня; 39 – подшипник; 40 – ведомая шестерня III передачи; 41 – ведомая шестерня IV передачи; 42 – промежуточная шестерня заднего хода; 43 – ось промежуточной шестерни; 44 – ведомая шестерня V передачи; 45 – подшипник; 46 – переднее гнездо внутреннего вала; 47 – промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 – валик переключения редуктора; 49 – поводок; 50 – промежуточная шестерня; 51 – вилка; 52 – пружинное кольцо; 53 – упорное кольцо; 54 – ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 – крышка левого люка; 56 – ведомая шестерня I передачи и заднего хода; 57 – скользящая шестерня 1 передачи и заднего хода; 58 – вал I передачи и заднего хода.

Как видите, тракторная трансмиссия – это огромный комплекс узлов, связанных между собой в единую систему управления, регулируемую по отдельности.

Основные и общие типы неисправностей

Все механические и электрические детали рано или поздно ломаются, изнашиваются от времени и активной эксплуатации, а значит подлежат ремонту и/или замене.

Трансмиссия трактора МТЗ – 80 в этом случае совсем не исключение, а скорее, подтверждение, ибо техника сугубо рабочая, подверженная большим нагрузкам.

  1. Появление пробуксовок во время движения.
  2. Отсутствие полного включения или выключения (например, передач КПП).
  3. Рывки и толчки при начале и в ходе движения (работы трактора, а также его навесного оборудования).
  4. Гул, шум и скрежет в системе сцепления во время передвижения.
  5. Полное заедание рычагов и педалей трактора.
  6. Утечка рабочих жидкостей из узлов и соединений.

При обнаружении чего-либо перечисленного требуется остановка трактора, осмотр неисправных участков и, возможно, ремонт или замена деталей трансмиссии и конкретных узлов.

Многие виды ремонта по силам осуществить самостоятельно, не прибегая к помощи ремонтных мастерских.

Схема и устройство КПП МТЗ 80

Главная функция коробки переключения передач — создание регулируемого крутящего момента и передача его от двигателя через трансмиссию на ведущие колеса трактора. КПП обеспечивает переключение

Сборка Промежутки Мтз 80

Трансмиссия трактора МТЗ 82(80) обеспечивает распределение крутящего момента от двигателя машины к ведущим мостам и дополнительному оборудованию машины, а также на места отбора мощности. В состав

Сколько Масла В Коробке МТЗ-80

Залив масла осуществляется через отверстие, расположенное на корпусе коробки передач слева, в этом же отверстии расположен мерный щуп, для контроля уровня масла. Объем масла в трансмиссии

Схема коробки передач МТЗ-82 и её ремонт

Как устроена КПП на тракторе МТЗ-80, подробная схема. Что необходимо знать при ремонте коробки передач?

Регулировка сцепления МТЗ 82(80), зазор лапок и установка диска

Полную регулировку сцепления производят при проведении ремонта или замены механизма, а также при сборке после ремонта двигателя или механизмов промежутки трансмиссии трактора. Правильная

Как правильно поставить диск сцепления МТЗ-80

Советы от механиков о том как правильно поставить диск сцепления на трактор МТЗ-80

Колесный, бортовой редуктор: устройство

Трактор – универсальное транспортное средство, пригодное для эффективного использования в самых разных ситуациях. Высокие показатели проходимости тракторов, особенно в условиях бездорожья и

Конструкция и функции раздаточной коробки МТЗ-82

Как устроен раздаточный узел трактора Беларусь? Для чего нужна раздаточная коробка? Тракторный двигатель – необычайно сложное устройство, состоящее из огромного количества узлов и деталей,

Лепестковое сцепление на МТЗ-80: регулировка и ремонт

Особенности и принцип действия лепесткового сцепления на МТЗ. Наиболее частые неполадки и варианты их устранения.

Самостоятельная регулировка муфты сцепления МТЗ-80

Как работает муфта сцепления МТЗ? Что нужно знать для ее правильной регулировке и как это правильно сделать?

Подробная схема переключения передач МТЗ-80

Особенности устройства коробки передач трактора МТЗ-80. Схема переключения. Полезные советы.

Ходоуменьшитель МТЗ-82: Устройство и эксплуатация

Что такое уменьшитель хода? Как он работает? И чем они отличаются друг от друга?

Кинематические схемы трансмиссий тракторов

А – двухпоточное сцепление; В – коробка передач; С – ходоуменьшитель; D – центральная (главная) передача с дифференциалом; Е – ленточный тормоз; F – конечная передача;

Н – задний приводной шкив и вал отбора мощности (ВОМ); J – зубчатая муфта переключения ВОМ на независимый или синхронный приводы; К – боковой шкив; L – боковой ВОМ

Шестерни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Число зубьев 20 30 30 35 22 30 27 17 39 19 37 21 35 15 41 10
Шестерни 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Число зубьев 24 35 23 17 60 12 74 26 14 13 26 54 54 19 24 32

Кинематическая схема трансмиссии трактора МТЗ-80

А – сцепление; В – двухскоростной редуктор привода вала отбора мощности (ВОМ);

С – редуктор-удвоитель числа передач; D – коробка передач; Е – центральная передача с дифференциалом; F – конечная передача; Н – дисковый тормоз; J – зубчатая муфта переключения ВОМ на независимый и синхронный привод; К – планетарный редуктор

ВОМ; L – приводной шкив; М – муфта блокировки дифференциала; N – привод к насосу навесной системы; Р – привод боко­вого ВОМ; Q – ходоуменьшитель

Шестерни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Число зубьев 27 38 24 40 21 43 45 20 37 28 26 32 43 17 31
Шестерни 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Число зубьев 19 12 41 13 69 30 35 30 34 18 47 27 25 26 38
Шестерни 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Число зубьев 16 63 30 22 14 37 20 20 25 10 18 15 48 31
Читайте также  Схемы стабильных кварцевых генераторов
Передача III IV V
Работающие шестерни 5-13-8-7- -17-18-19-20 3-4-8-7- -17-18-19-20 1-2-8-7- -17-18-19-20
Передаточное число 83,55 68,0 57,43
Передача VI VII VIII
Работающие шестерни 5-13-10-9- -17-18-19-20 3-4-10-9- -17-18-19-20 1-2-10-9- -17-18-19-20
Передаточное число 49,06 39,94 33,73
Передача IX (прямая) Задний ход — I Задний ход — II
Работающие шестерни 17-18-19-20 7-8-11-12-14-16- -10-9-17-18-19-20 5-6-11-12-14-16- -10-9-17-18-19-20
Передаточное число 18,13 144,93 67,50

Кинематическая схема трансмиссии трактора МТЗ-82

А – двухпоточное сцепление; В – понижающий редуктор коробки передач;

С – коробка передач; D – центральная (главная) передача с дифференциалом;

Е – дисковый тормоз и муфта блокировки дифференциала; F – планетарный

редуктор вала отбора мощности (ВОМ); Н – приводной шкив; J – муфта переключения ВОМ на независимый и синхронный варианты привода;

К – привод бокового ВОМ; М – раздаточная коробка; N – промежуточная

опора с предохранительной муфтой; Р – самоблокирующийся дифференциал;

Q – конечная передача; R – зубчатая муфта переключения ступеней ВОМ

Шестерни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Число зубьев 30 35 34 30 27 38 19 24 40 43 21 43 26 45 20 28 37
Шестерни 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Число зубьев 31 17 32 12 41 13 69 63 16 30 22 14 20 37 25 10 18
Шестерни 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Число зубьев 15 48 31 18 47 26 38 17 39 11 24 11 14 12 58
Передача III IV V
Работающие шестерни 11-10-15-14- -21-22-23-24 8-9-15-14- -21-22-23-24 5-6-15-14- -21-22-23-24
Передаточное число 83,55 68,0 57,43
Передача VI VII VIII
Работающие шестерни 11-10-16-17- -21-22-23-24 8-9-16-17- -21-22-23-24 5-6-16-17- -21-22-23-24
Передаточное число 49,06 39,94 33,73
Передача IX (прямая) Задний ход — I Задний ход — II
Работающие шестерни 21-22-23-24 11-12-13-20-30- -19-18-7-15-14- -21-22-23-24 11-12-13-20-30- -19-18-7-16-17- -21-22-23-24
Передаточное число 18,13 144,93 67,50

Примечание: Понижающий редуктор (iр = 1,322) выключен.

Схема трансмиссии трактора Т-150. Название и назначение отдельных его механизмов

Гусеничный, общего назначения, класса тяги 30,0 кН (З тс). Предназначен для выполнения в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами сельскохозяйственных. Вспашка, сплошная культивация, боронование, лущение стерни, посев, уборка сельскохозяйственных культур, снегозадержание. Землеройных и погрузочных (со специальными машинами) работ.

Изготовитель — Харьковский тракторный завод, начало серийного производства — с 1970 года. На тракторе установлен четырехтактный, шестицилиндровый, V-образный дизельный двигатель СМД-60 жидкостного охлаждения, с турбонаддувом. Запуск двигателя осуществляется с места водителя при помощи пускового двигателя с электростартером.

На раме, состоящей из двух продольных швеллерных лонжеронов, соединенных между собой стальным передним и двумя поперечными брусьями, смонтированы двигатель с водяным и маслинным радиаторами, масляный радиатор гидросистемы трансмиссии, муфта главного сцепления, коробка перемены передач с коробкой приводов, карданная передача, главные и конечные передачи. Двигатель, муфта главного сцепления и КПП образуют единый блок.

Муфта главного сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая. Ведомые диски имеют гасители колебаний крутящего момента.

Коробка перемены передач механическая, четырехрежимная (рабочий ряд, транспортный ряд, режим заднего хода, режим ходоуменьшителя) с шестернями постоянного зацеплении и ходоуменьшителем. Коробка обеспечивает четыре передачи в каждом режиме.

В коробке приводов находятся привод к насосам гидравлической системы трансмиссии и заднего навесного устройства и привод включения независимого ВОМ.

На задних концах вторичных валов коробки передач установлены тормоза ленточного типа.

Поворот трактора можно осуществлять двумя способами:

  • — путем включения разных передач в пределах ряда (фиксированный радиус поворота); такой способ повышает проходимость трактора в условиях бездорожья, глубокого снега, так как обе гусеницы являются ведущими;
  • — путем частичного или полного выключения фрикционной муфты в КПП (свободный радиус поворота), что наиболее целесообразно при небольших поворотах трактора, например, на пахоте, при транспортировке грузов.

Крутящий момент от вторичных валов коробки перемены передач передается к ведущим шестерням главных передач заднего моста через два карданных вала. Карданы открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках и телескопическими шлицевыми соединениями.

Ведущий мост трактора состоит из корпуса и двух независимых одна от другой главных передач (по одной на каждый борт), которые полностью унифицированы между собой. Каждая из них состоит из ведущей и ведомой спирально-конических шестерен.

Сносно с корпусом заднего моста расположены планетарные редукторы конечных передач. Вместе с задним мостом они образуют единый блок, жестко прикрепленный к раме трактора.

Конечные передачи представляют собой редукторы планетарного типа с ведущей солнечной шестерней, неподвижной эпициклической шестерней и ведомым водилом.

Водило, корпус, и картер планетарного редуктора образуют ведомую часть конечной передачи, к которой прикреплено ведущее колесо.

К верхней части корпуса моста приварены кронштейны, предназначенные для крепления редуктора ВОМ.

ВОМ независимый, двухскоростной приводится во вращение через промежуточный вал, который одним шлицевым концом соединен непосредственно с коленчатым валом двигателя, другим — с ведущей частью зубчатой муфты.

Механизм ВОМ включает в себя редуктор, имеющий автономную гидравлическую систему и гидроподжимную муфту с автоматическим тормозком; карданный вал; систему управления.

Ходовая часть трактора состоит из направляющих колес с натяжным и амортизирующим устройством четырех подрессоренных балансирных кареток подвески, поддерживающих роликов с резиновыми бандажами (с каждой стороны установлено по два ролика) и двух гусеничных цепей.

Верхние части балансиров кареток снабжены двумя концентрически расположенными цилиндрическими пружинами, смягчающими толчки при наезде трактора на препятствия. На верхних частях балансиров передних кареток при помощи кронштейнов установлены гидроамортизаторы.

Трактор оборудован унифицированной раздельно-агрегатной гидравлической системой, механизмов задней навески с автосцепкой и прицепным устройством. Навесное устройство установлено на задней части рамы.

Кабина закрытого типа, цельнометаллическая, герметизированная оборудована вентиляцией, обогревом, устройством для обдува лобовых стекол, стеклоочистителями, противосолнечным козырьком, зеркалом заднего вида. В кабине имеются два мягких сиденья, одно из которых подрессоренно и регулируется по росту и массе водителя, термос для питьевой воды, футляр санитарной аптечки, плафон для освещения и крючки для одежды.

Для прогрева двигателя перед его пуском при температуре окружающего воздуха ниже -5°С на тракторе установлен предпусковой подогреватель ПЖБ-300.

Методическая разработка урока по теме "Трансмиссия тракторов"
методическая разработка по теме

В разработке приводятся основные цели и возможности использования учебного материала, дан план проведения урока и материалы, применяемые при проведении урока.

Скачать:

Вложение Размер
Урок по теме "Трансмиссия тракторов" 54.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»

подразделение с. Тарасово

Методическая разработка урока по теме «Трансмиссия тракторов»

Репенко Дмитрий Витальевич

Урок проводится по окончании прохождения темы «Трансмиссия тракторов», или как подготовительный урок к итоговой контрольной работе в конце курса обучения по теме «Устройство тракторов» — 1 курс со сроком обучения 2 года, 2 курс со сроком обучения 3 года.

Тематика урока предусматривает обобщение и систематизацию основных знаний по теме «Трансмиссия тракторов» в виде игры — соревнования, рассчитанного на один академический час. На повторение выносятся обобщенные вопросы по теме в рамках программы и ограниченные марками изучаемых тракторов.

При проведении урока необходимо следующее комплексное методическое обеспечение:

1. Урок проводится в специализированном кабинете по устройству тракторов и автомобилей;

2. Кабинет оформляется для работы групп (столы группируются по два);

3. На доске оформляется экран соревнования (бланк экрана на ватмане);

4. Подготавливаются раздаточные материалы по количеству рабочих групп (наименование команд, карточки – задания, у преподавателя – эталоны ответов).

В начале урока проводится жеребьевка для деления обучающихся на группы, присваивается группам названия. После этого разъясняются основные принципы работы в группе, правила проведения соревнования, учет баллов каждого конкурса, принципы оценки работы каждого учащегося.

Проведение каждого конкурса сопровождается обязательным объяснением условий проведения и оценки данного задания. По окончании конкурса, или через один конкурс проставляются баллы на экране соревнования.

По окончании урока подводится итог соревнования и проставляются оценки группам и каждому учащемуся в группе, путем голосования членов группы.

В качестве завершения урока предлагается анкета самооценки работы группы.

Дата проведения ____________г.

Тема урока: Трансмиссия тракторов

  • Обобщение и систематизация знаний по устройству и работе агрегатов трансмиссии.
  • развитие памяти, мышления;
  • развитие ключевых компетенций общеучебных – умение выявлять главное, работать со схемами механизмов, быстро ориентироваться в различных вопросах.
  • воспитание ответственности за свою деятельность перед другими.
  • показать приемы активизации деятельности обучающихся в процессе игры.

КМО урока: карточки для жеребьевки, карточки – названия команд, экран соревнования, карточки – сравнения «Неисправности сцепления», записи на доске, карточка – схема «Устройство КПП МТЗ — 80», карточка – схема «Устройство дифференциала», перечень устных вопросов по разделу «Трансмиссия».

Тип урока: обобщение знаний.

Вид урока: урок — соревнование

1. Орг. момент – 5 мин.

2. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

3. Мотивация учебной деятельности – 3 мин.

4. Проведение игры — соревнования – 30 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

6. Завершение урока, обратная связь.

Номер и наименование этапа

1. Задачи: организовать жеребьевку, рассадить команды по местам, определиться с названиями команд.

2. Форма обучения — фронтальная

2. Актуализация опорных знаний

1. Задачи: подготовить обучающихся к работе по теме, определить тему

2. Методы и приемы – репродуктивный, с опорой на ранее полученные знания (беседа, запись на доске)

3. Форма обучения – фронтальная

КМО: запись на доске, карточки – названия команд

3. Мотивация учебной деятельности

1. Задачи: указать роль трансмиссии в работе трактора, вспомнить виды трансмиссий, агрегаты входящие в состав трансмиссии

2. Методы и приемы – репродуктивный, с опорой на ранее полученные знания

3. Форма обучения – фронтальная

КМО: запись на доске

4. Проведение игры — соревнования

Задачи: обобщить знания по теме «трансмиссия»

Методы и приемы – репродуктивный (выполнение конкурсных заданий)

Форма обучения – групповая

КМО: карточки – сравнения «Неисправности сцепления», записи на доске, карточка – схема «Устройство КПП МТЗ — 80», карточка – схема «Устройство дифференциала», устные вопросы по разделу «Трансмиссия»

5. Подведение итогов урока

Задачи: подвести итоги урока, выявить наиболее активных обучающихся, выставить оценки за работу на уроке

Коробки передач тракторов

На тракторах устанавливают механические коробки передач, в которых крутящий момент передается шестернями, соединяемыми между собой в различных комбинациях. Коробка передач с механическим переключением передач представлена на рисунке 1, а, б, в.
Рис. 1. Принцип устройства и действия коробки передач с механическим переключением передач:

а — включен передний ход; б — нейтральное положение; в — включен задний ход; 1 — ведущий вал; 2, 3, 4, 5 — шестерни, жестко закрепленные на ведущем валу; 6 — промежуточная шестерня; 7 — промежуточный вал; 8 — ведомый вал, 9, 10, 11 — шестерни, сидящие на шлицах ведомого вала; 12 — корпус коробки.

Устройство. Коробка передач представляет собой механизм, собранный в металлическом корпусе 12 (см. рис. 1, б), в котором установлены два (а может быть три или даже четыре) вала — ведущий 1, соединенный с валом главного сцепления трактора через промежуточное соединение, и ведомый 8, соединенный с главной передачей трансмиссии.

На ведущем валу 1 закреплены неподвижно шестерни 2, 3, 4 и 5. На ведомом валу 8 посажены на шлицах шестерни 9, 10 и 11. Это дает им возможность перемещаться вдоль вала 8 и одновременно вместе с ним вращаться.

В некоторых коробках передач, наоборот, неподвижные шестерни сидят на ведомом валу, а подвижные — на ведущем, что не меняет принципа действия коробки передач.

Кроме перечисленных шестерен, в коробке на промежуточном валу 7 свободно посажена шестерня 6, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 5.

Действие. Во время работы двигателя с включенным главным сцеплением ведущий вал 1 и сидящие на нем шестерни вращаются, а ведомый вал 8 с шестернями, находящимися на его шлицах, неподвижны. При таком расположении шестерен вращение через коробку передач не передается, и это расположение принято называть нейтральным положением коробки передач.

Если же при работающем двигателе в зацеплении оказываются, например, шестерни 11 и 2 (см. рис. 1, а), то вращение от вала 1 передается на вал 8. Но поскольку ведущая шестерня 2 имеет меньший диаметр, чем ведомая 11, частота вращения ведомого вала 8 будет меньше, чем частота вращения ведущего вала 1, а крутящий момент на ведомом валу будет больше. Такую передачу называют (для данной схемы) первой передачей. Трактор при этом двигается медленно, но одновременно с этим обладает большой силой тяги.

Соединяя поочередно шестерни 3, 10, 4 и 9, можно получить еще два варианта передаточных чисел, или, иначе, вторую и третью передачи, при которых скорость движения трактора увеличивается, а тяговое усилие уменьшается.

Если соединить шестерню 9 с шестерней 6 (см. рис. 1, в), ведомый вал 8 будет вращаться в обратную сторону, т. е. будет включен задний ход.

Таким образом, в рассматриваемой коробке передач можно получить три различные передачи вперед и одну передачу назад, обеспечивающие три различных тяговых усилия вперед и одно назад. Такая коробка называется механической трехскоростной.

Известно, что сельскохозяйственные машины и орудия, буксируемые трактором, имеют самые разнообразные тяговые сопротивления. Причем бывают случаи, когда одна и та же машина или орудие в различных условиях эксплуатации обнаруживает различные тяговые сопротивления. Это обстоятельство говорит о том, что нагрузка на двигатель весьма разнообразна, поэтому ему приходится работать на разных режимах, порой весьма неэкономичных.

Для того чтобы трактор работал более экономично со всевозможными машинами или орудиями, в коробках передач установлены не три, а значительно больше передач — четырнадцать, восемнадцать, двадцать две и др.
Рис. 2. Устройство для переключения передач подвижными шестернями:

а — общий вид коробки передач; б — механизм переключения; 1 — ведущий вал; 2 — ползун; 3 — планка; 4 — конец рычага переключения; 5 — рычаг переключения; 6 — валик, 7 — фиксатор; 8 — вилка; 9, 10 — каретки; 11 — ведомый вал; 12, 13 — ведомые шестерни; I — механизм переключения заблокирован; II — то же, разблокирован.

Переключение передач в такой коробке осуществляется специальным механизмом, который состоит из рычага 5 (рис. 2, а), ползунов 2 (или валиков) и вилок 8, входящих в кольцевые выточки кареток подвижных шестерен 9 и 10, сидящих на ведущем валу.

Для того чтобы в начале движения трактора соединить быстро вращающуюся шестерню на ведущем валу с неподвижной шестерней на ведомом валу, вращающуюся шестерню следует остановить. Для этого необходимо выключить главное сцепление трактора, а уже после соединения шестерен плавно его включить.

Для того чтобы нельзя было переключить передачи без предварительного выключения главного сцепления и остановки ведомого вала, на коробке передач установлен блокировочный механизм, который уменьшает износ зубьев шестерен и обеспечивает более надежную фиксацию подвижных шестерен коробки во время работы. Этот механизм состоит из фиксаторов 7 и валиков 6, соединенных через рычаги и тягу с педалью управления сцеплением. Когда сцепление включено (см. рис. 2, б. положение I), выточки на валиках 6 располагаются так, что валик не позволяет фиксаторам 7 подняться и пропустить ползун 2 для переключения передачи.

Для включения нужной передачи следует нажать на педаль сцепления (положение II). Валик в при этом повернется на угол, при котором его выточка расположится над фиксаторами. Затем нужно поставить рычаг 5 (см. рис. 2, а) так, чтобы его нижний конец 4 встал против нужного ползуна, и повернуть рычаг вперед или назад (в зависимости от того, какую нужно включить передачу). При этом соединяются шестерни А и А’ или Б и Б’ (см. рис. 2, б).

Обычно в коробках передач имеется не один ползун, а несколько, причем их располагают рядом так, чтобы можно было переключать все передачи одним рычагом.

Для того чтобы нижний конец рычага не захватывал одновременно два ползуна, между ними помещают разделительные планки 3 (см. рис. 2, а).

Коробка передач с гидравлическим переключением передач. Устройство. В чугунном корпусе 12 (рис. 3, а) устанавливают валы — ведущий 6, ведомый 75, заднего хода (не показан) и др.

На ведущем валу жестко укреплены четыре ведущие шестерни 5 и 10, а на ведомом свободно посажены на шариковых подшипниках четыре ведомые шестерни 11 и 16 (на рисунке показано только по две шестерни). Ведомые и ведущие шестерни попарно соединены между собой и находятся в постоянном зацеплении. Каждая из ведомых шестерен соединена с гидроподжимной муфтой, жестко укрепленной на ведомом валу 15.

Гидроподжимные муфты предназначены для соединения свободно вращающихся ведомых шестерен с ведомым валом. Муфты собраны попарно в барабане 13, жестко установленном своей шлицевой ступицей на ведомом валу 15 коробки передач.

Каждая из муфт устроена следующим образом. Внутри барабана 13 помещены: поршень 7, прижимаемый пружинами к перегородке барабана, а также ведущие 8 и ведомые 9 диски (дисков бывает четыре или пять).

Ведущие диски 8 своими внутренними зубьями соединяются со шлицами на ступицах шестерен 11 и 16, а ведомые 9 входят своими выступами в пазы барабана. Для подачи внутрь гидромуфты рабочей жидкости в ведомом валу 15 и ступице барабана сделаны каналы.

Действие. Во время работы двигателя с включенным главным сцеплением ведущий вал 6 (рис. 3, б) и все ведущие и ведомые шестерни вращаются, а ведомый вал 15 и гидроподжимные муфты неподвижны. Такое положение называется нейтральным.

Если же подать в любую из гидромуфт рабочую жидкость под давлением 0,7…0,9 МПа, создаваемым насосом 18, поршень передвинется от перегородки барабана и сожмет ведущие и ведомые диски между собой. Муфта замкнется, и ведомый вал начнет вращаться.

Поскольку у ведущих и ведомых шестерен диаметры по величине разные, в рассматриваемой конструкции можно получить четыре различных передаточных числа — четыре различные передачи.

Переключение передач у такой коробки может производиться на ходу трактора без разрыва потока мощности. При постановке рычага 2, например, в положение II масло, поданное насосом из картера коробки передач, направляется в распределитель 1, откуда по каналу, просверленному в ведомом валу 15, поступает в правую муфту. Здесь оно давит на поршень 7, который при этом передвигается вправо и сжимает
Рис. 3. Переключение передач гидроподжимными муфтами:

а — схема действия; б — устройство; 1 — распределитель; 2 — рычаг; 3 — манометр; 4 — гидроаккумулятор; 5, 10, 11 и 16 — шестерни; 6 — ведущий вал, 7 — поршень; 8 — ведущие диски; 9 — ведомые диски; 12 — корпус; 13 — барабан; 14 — пружина; 15 — ведомый вал; 17, 19 — фильтры; 18 — насос; 20 — клапан.

Если перевести рычаг 2 в положение I, то раздаточный паз распределителя встанет против отверстий верхнего канала и направит масло в цилиндр левой муфты.

До тех пор пока масло будет заполнять этот цилиндр, а поршень не сожмет диски, правая муфта останется включенной, так как в ней поддерживается давление, создаваемое гидроаккумулятором 4.

Гидроаккумулятор постепенно разряжается за счет вытекания масла через дроссельное отверстие, и давление масла в правой муфте постепенно падает. Когда поршень левой муфты сожмет диски и вращение будет передаваться через шестерни 5 и 10, перебросные клапаны (на схеме не показаны) под воздействием перепада давления переместятся в такое положение, при котором гидроаккумулятор будет поддерживать давление в верхнем канале.

В гидросистеме коробки также установлены масляный радиатор (не показан), всасывающий 17 и нагнетательный 19 фильтры и предохранительный клапан 20, через который при избыточном давлении в магистрали (более 0,9 МПа) масло стекает в картер коробки передач, что предупреждает возможную поломку. Для контроля за давлением масла в гидросистеме коробки передач установлен манометр 3. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: