Кинематическая схема трансмиссии ваз 2121

Схема и описание трансмиссии Нивы 2121

Трансмиссия Нивы 2121

Легендарная Нива относится к полноприводным автомобилям. Благодаря этому обеспечивается беспрецедентная устойчивость на дороге и надежность, сравнимая с дорогими автомобилями с большой мощностью. За исключением обновленных версий под маркой Шевроле традиционная Нива всегда имела достаточно скромный дизайн, но это не мешало ей быть безусловным лидером среди автовладельцев, предпочитающих высококлассные автомобильные платформы.

Что отличает ходовую Нивы от других полноприводных автомобилей, так это передача крутящего момента сразу на две оси без отключения мостов, что существенно влияет на проходимость, одновременно снижая влияние критических нагрузок на трансмиссию. Это же качество делает данный легендарный российский внедорожник и весьма неэкономным в плане расхода топлива.

Агрегаты нивовской трансмиссии

Разработанная трансмиссия Нивы оказалась настолько удачной и эффективной, что позже стала прототипом для Витары. Это сделало новую модель более адаптированной к сложным дорогам. Агрегаты нивовской трансмиссии вполне могут обеспечить требования любого мотора в пределах до 2 литров, поэтому при желании сделать апгрейд подумайте о том, что у каждого автомобиля свои возможности. Многие достоинства обусловлены именно схемой и конструкцией трансмиссии.

Трансмиссия Нивы и ее агрегаты:

  • передние приводы;
  • передний мост;
  • сцепление колес;
  • МКПП;
  • карданный вал (передний);
  • вал (промежуточный);
  • раздаточная коробка;
  • рычаг переключения;
  • межосевой дифференциал и рычаг блокировки;
  • колесные дифференциалы;
  • карданный вал (задний);
  • задний мост;
  • задний привод.

Конструкция подразумевает такие состояния:

  • разблокированный дифференциал;
  • заблокированный дифференциал;
  • низшая передача во включенном состоянии;
  • нейтральное положение;
  • высшая передача во включенном состоянии.

Особенности нивовской конструкции

Трансмиссия Нивы 2121

К особенностям нивовской трансмиссии впору отнести наличие межосевого дифференциала, который связывает задний и передний мост. В результате колеса могут вращаться не только под разными углами, но и с разными угловыми скоростями, что существенно влияет на управляемость в условиях непроходимости дорог.

Межосевой дифференциал находится в раздаточной коробке и по своей конструкции аналогичен межколесным.

Ключевым отличием межосевого дифференциала Нивы является возможность блокировки при вращающихся с одинаковыми характеристиками карданных валах. Блокируют межосевой дифференциал вручную только в сложных условиях проходимости, когда нужно преодолеть большую яму, колею или снеговой занос при условиях отсутствия пробуксовки.

На практике механическая блокировка при некотором неудобстве оказывается лучше, чем современная электромагнитная муфта, используемая для этих целей. Например, Renault Duster не так легко справится с задачей в условиях сурового бездорожья, так как цифровой блок управления может обеспечить передачу ограниченного момента. При этом данный эффект не будет наблюдаться у Нивы с механической блокировкой.

Если оставить межосевой дифференциал заблокированным, это не только скажется в виде повышенного износа, но и значительно снизит управляемость автомобиля. Включенный режим блокировки дифференциала будет отмечен горящим индикатором на приборной панели Нивы. Обратите внимание, что блокировка не исключит потерю сцепления одним колесом.

Для преодоления сложных участков трансмиссия позволяет использовать низшую передачу с высоким передаточным числом (2,135), при высшей передаче параметр составляет 1,2 и предназначен для движения в нормальных условиях. В раздаточной коробке указаны разные режимы высшей и низшей передачи. Низшая включается перед въездом на заснеженный участок, зыбкие грунты, горки и при подсоединенном грузе на буксировке. Низшая передача компенсирует недостаток мощности в меру «сильного» двигателя Нивы и позволяет преодолевать труднопроходимые участки, которые под силу только мощным автомобилям.

Некоторые водители осваивают навыки переключения передачи на скорости 30-35 км/ч. В противном случае придется остановить машину и проделать операцию на стоянке.

Обратите внимание, что Нива требует грамотного отношения к подбору шин, качество которых может сказаться на степени износа трансмиссии уже за один сезон. Шины должны быть одинаковыми по степени износа и, конечно же, по размеру. Разные характеристики приведут к увеличению нагрузки на трансмиссию и к пробуксовке на низшей передаче, а при нормальном движении повысят износ дифференциалов.

Модифицированные версии

Трансмиссия Нивы 2121

Стандартная трансмиссия Нивы при всех ее плюсах часто становится причиной некомфортного шума в салоне. Это в целом связано с конструкцией, но используя инженерные наработки, можно ее модернизировать и сделать машину значительно тише.

Данный подход уже применен в машинах модели ВАЗ-21213, в результате даже на скорости 100 км/ч не ощущается неприятного шума, можно спокойно разговаривать и без усилия услышать собеседника. Для этих целей применен целый ряд способов модернизации: от разгрузки пола возле креплений раздаточной коробки и МКПП, уменьшения нагрузки на подшипники валов до сглаживания пиковых моментов в условиях увеличивающихся нагрузок на трансмиссию. Эффект достигается изменением места монтажа редуктора переднего моста, который в модернизированном варианте подвешивается на расстоянии от двигателя на резиновых опорах. Такой подход позволяет снизить до минимума реактивный момент в продольно-вертикальном направлении и уровень шума на скорости.

Шум в модернизированной трансмиссии Нивы сравним с «Жигулями». В машине становится комфортнее находиться при езде по бездорожью. Затраты на апгрейд незначительны, для модификации требуется только понимание мастера самой конструкции и немного времени.

Трансмиссия ВАЗ 21213, ВАЗ 21310 (Нива)


Легендарная Нива относится к полноприводным автомобилям. Благодаря этому обеспечивается беспрецедентная устойчивость на дороге и надежность, сравнимая с дорогими автомобилями с большой мощностью. За исключением обновленных версий под маркой Шевроле традиционная Нива всегда имела достаточно скромный дизайн, но это не мешало ей быть безусловным лидером среди автовладельцев, предпочитающих высококлассные автомобильные платформы.

Что отличает ходовую Нивы от других полноприводных автомобилей, так это передача крутящего момента сразу на две оси без отключения мостов, что существенно влияет на проходимость, одновременно снижая влияние критических нагрузок на трансмиссию. Это же качество делает данный легендарный российский внедорожник и весьма неэкономным в плане расхода топлива.

Агрегаты нивовской трансмиссии

Разработанная трансмиссия Нивы оказалась настолько удачной и эффективной, что позже стала прототипом для Витары. Это сделало новую модель более адаптированной к сложным дорогам. Агрегаты нивовской трансмиссии вполне могут обеспечить требования любого мотора в пределах до 2 литров, поэтому при желании сделать апгрейд подумайте о том, что у каждого автомобиля свои возможности. Многие достоинства обусловлены именно схемой и конструкцией трансмиссии.

Трансмиссия Нивы и ее агрегаты:

  • передние приводы;
  • передний мост;
  • сцепление колес;
  • МКПП;
  • карданный вал (передний);
  • вал (промежуточный);
  • раздаточная коробка;
  • рычаг переключения;
  • межосевой дифференциал и рычаг блокировки;
  • колесные дифференциалы;
  • карданный вал (задний);
  • задний мост;
  • задний привод.

Конструкция подразумевает такие состояния:

  • разблокированный дифференциал;
  • заблокированный дифференциал;
  • низшая передача во включенном состоянии;
  • нейтральное положение;
  • высшая передача во включенном состоянии.



Дифференциал

Такой механизм представляет собой своего рода распределитель тяговых усилий, идущих от мотора на колеса. Важной особенностью является то, что последние имеют возможность вращаться с различными скоростями. Важность наличия дифференциального механизма обусловлена тем, что во время совершения маневров поворота колесо, находящееся внутри, совершает количество оборотов меньшее, если сравнить их с количеством поворотов внешнего.

При отсутствии механизма дифференциала это вызывало бы пагубные последствия, такие как износ и повреждения, ведь получалось бы следующее: одно колесо при выполнении поворота находилось бы в состоянии букса, а второе просто терлось об дорожное покрытие. Особенности конструкции трансмиссии «Нивы» предусматривают наличие 3-х дифференциалов. Они располагаются в каждом из мостов и в раздаточном механизме.

При движении машины по ровной дороге и прямолинейно дифференциалами усилие тяги разделяется поровну между всеми 4-мя колесами. При недостаточном сцеплении колес с покрытием, появлении пробуксовки дифференциалы перераспределят нагрузку на буксующее и скользящее колесо таким образом, чтобы первое получило большее усилие, а второе, соответственно, меньшее.

Мы уже упоминали УАЗ. Несмотря на многие сходства, следует понимать, что полный привод ВАЗа выполнен в стиле «пат-тайм». Это значит, что при подключении оси крепко связываются друг с другом, и вращение происходит с одинаковыми скоростями. Такое устройство накладывает некоторые ограничения на использование полного привода – возможность его применения лишь в случаях, когда дорожные условия позволяют проскальзывание. В случаях же с твердыми асфальтовыми дорогами и трассами рекомендуется переводить машину в режим монопривода.

Читайте также  Схемы функциональных генераторов частоты

Особенности нивовской конструкции


К особенностям нивовской трансмиссии впору отнести наличие межосевого дифференциала, который связывает задний и передний мост. В результате колеса могут вращаться не только под разными углами, но и с разными угловыми скоростями, что существенно влияет на управляемость в условиях непроходимости дорог.

Межосевой дифференциал находится в раздаточной коробке и по своей конструкции аналогичен межколесным.

Ключевым отличием межосевого дифференциала Нивы является возможность блокировки при вращающихся с одинаковыми характеристиками карданных валах. Блокируют межосевой дифференциал вручную только в сложных условиях проходимости, когда нужно преодолеть большую яму, колею или снеговой занос при условиях отсутствия пробуксовки.

На практике механическая блокировка при некотором неудобстве оказывается лучше, чем современная электромагнитная муфта, используемая для этих целей. Например, Renault Duster не так легко справится с задачей в условиях сурового бездорожья, так как цифровой блок управления может обеспечить передачу ограниченного момента. При этом данный эффект не будет наблюдаться у Нивы с механической блокировкой.

Если оставить межосевой дифференциал заблокированным, это не только скажется в виде повышенного износа, но и значительно снизит управляемость автомобиля. Включенный режим блокировки дифференциала будет отмечен горящим индикатором на приборной панели Нивы. Обратите внимание, что блокировка не исключит потерю сцепления одним колесом.

Для преодоления сложных участков трансмиссия позволяет использовать низшую передачу с высоким передаточным числом (2,135), при высшей передаче параметр составляет 1,2 и предназначен для движения в нормальных условиях. В раздаточной коробке указаны разные режимы высшей и низшей передачи. Низшая включается перед въездом на заснеженный участок, зыбкие грунты, горки и при подсоединенном грузе на буксировке. Низшая передача компенсирует недостаток мощности в меру «сильного» двигателя Нивы и позволяет преодолевать труднопроходимые участки, которые под силу только мощным автомобилям.

Трансмиссия ВАЗ 21213, ВАЗ 21310 (Нива)


Автомобили семейства ВАЗ 2121, 21213, 21310 и их модификации имеют постоянный полный привод. Это значит, что в момент езды крутящий момент передается на любое колесо автомобиля. В действительности выходит, что только одно колесо является ведущим. Это то колесо, которому в данный момент времени легче вращаться. В зависимости от характера дороги легче становиться вращаться то одному, то другому колесу. Поэтому и ведущее колесо автомобиля меняется в зависимости от условий дороги. Ведущим колесом может быть как переднее, так и заднее, как правое, так и левое.

Раздаточная коробка имеет повышенную и пониженную передачу, таким образом, она двухступенчатая. Повышенная передача используется на трассе для экономии топлива. Пониженная передача используется при движении по бездорожью, при этом значительно увеличивается расход топлива ( до 20-25 л).


Коробка переключения передач механическая пятиступенчатая. На автомобилях ВАЗ 2121 использовалась механическая четырехступенчатая коробка передач.


Во время блокировки межосевого дифференциала крутящий момент идет на ведущие мосты. Далее через меж колёсные дифференциалы к ведущим колесам. То есть теперь у нас постоянно вращается одно колесо спереди и одно сзади. Есть люди которые утверждают что при этом колеса вращаются по диагонали автомобиля( какой диагонали легче, та и является ведущей). Это мнение ошибочно, потому что дифференциалы в мостах направляют крутящий момент к колесу, которому легче вращаться. А значить опять всё зависит от конкретных условий дороге. Вращаться могут как переднее правое с задним правым, переднее левое с задним левым, так и по диагонали. В продаже имеются дополнительные самоблокирующиеся меж колесные дифференциала. Принцип их работы заключается в пробуксовке одного колеса и автоматической подачи крутящего момента на оба колеса. Завод изготовитель не советует устанавливать такие устройства, потому что растёт дополнительная нагрузка на все узлы трансмиссии. Даже меж осевой дифференциал необходимо включать только на плохо проходимых участках. Постоянная езда на блокировке приводит к выходу из строя узлов трансмиссии и повышенному расходу топлива ( до 30 л).

Для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к мостам используются карданные валы. Стандартные валы имеют крестовины для передачи угловой скорости. На рынках имеются карданные валы, у которых вместо крестовин установлены шарниры равных угловых скоростей. Такие валы наиболее эффективно передают крутящий момент и снижают уровень вибраций, но при эксплуатации в жестких дорожных условиях необходимо регулярно проверять состояние пыльников этих валов.

При эксплуатации автомобиля нельзя забывать про регулярное техническое обслуживание трансмиссии, в которое входит регулярная замена масла в мостах, в коробке передач и раздаточной коробке. Наилучшее масло для этих узлов является ZIC. Передача крутящего момента от переднего моста к колёсам осуществляется через привода передних колёс, в состав которых входят наружные и внутренние шарниры угловых скоростей. При эксплуатации автомобиля в повышенных тяжелых дорожных условиях, также необходимо регулярно проверять целостность пыльников ШРУС приводов. К недостаткам трансмиссии относятся вибрации в области раздаточной коробки, а также быстрый износ деталей переднего редуктора. При своевременном техническом обслуживании, а также при правильной эксплуатации автомобиля, детали трансмиссии автомобилей ВАЗ 21213 и ВАЗ 21310 практически не выходят из строя.

Все эти узлы Вы можете приобрести в нашем магазине

Модифицированные версии


Стандартная трансмиссия Нивы при всех ее плюсах часто становится причиной некомфортного шума в салоне. Это в целом связано с конструкцией, но используя инженерные наработки, можно ее модернизировать и сделать машину значительно тише.

Данный подход уже применен в машинах модели ВАЗ-21213, в результате даже на скорости 100 км/ч не ощущается неприятного шума, можно спокойно разговаривать и без усилия услышать собеседника. Для этих целей применен целый ряд способов модернизации: от разгрузки пола возле креплений раздаточной коробки и МКПП, уменьшения нагрузки на подшипники валов до сглаживания пиковых моментов в условиях увеличивающихся нагрузок на трансмиссию. Эффект достигается изменением места монтажа редуктора переднего моста, который в модернизированном варианте подвешивается на расстоянии от двигателя на резиновых опорах. Такой подход позволяет снизить до минимума реактивный момент в продольно-вертикальном направлении и уровень шума на скорости.

Шум в модернизированной трансмиссии Нивы сравним с «Жигулями». В машине становится комфортнее находиться при езде по бездорожью. Затраты на апгрейд незначительны, для модификации требуется только понимание мастера самой конструкции и немного времени.

Какие бывают блокировки

Обычно различают два типа – межколесные и межосевые. Первые блокируют работу дифференциала, установленного между колесами, на одной оси. Задача межосевой блокировки – обеспечить распределение усилий между мостами.
У «Нивы» три дифференциала, межосевой и два межколесных. Но они принципиально разные. Если межколесные дифференциалы свободные, на них нет никаких дополнительных устройств, то межосевой имеет принудительную блокировку. Она значительно облегчает движение автомобиля в условиях бездорожья, частично придавая ему возможности вездехода.

Как пользоваться раздаткой на Ниве (ВАЗ 2121), устройство коробки

Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку.

Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска.

Читайте также  Кинематические схемы трансмиссий тракторов

Рычаг, находящийся ближе к торпедо, отвечает за отключение/включение межосевого дифференциала, второй «малый» рычаг управляет демультипликатором и имеет 3 положения: повышенный и пониженный ряды, а также нейтраль.

Устройство и принцип действия раздатки Нива 2121

Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение:

  • корпус;
  • корпус дифференциала;
  • валы;
  • муфты;
  • сальники;
  • сателлиты;
  • шестерни;
  • фланцы;
  • рычаги.

устройство раздатки нива схема раздаточной коробки

Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.

Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу.

Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.

раздатка нива

В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.

Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121

Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:

  • передняя – от себя;
  • задняя – к себе.

инструкция как пользоваться раздаткой нива

Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.

Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце.

Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.

передачи деференциала пониженая повышеная схема

Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП.

Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена.

Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе. Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.

Возможные проблемы

Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:

  • вибрации по кузову в движении;
  • вибрации при старте;
  • гула;
  • шума при маневрировании;
  • тугого включение режимов.

Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.

Выбор и определение основных парламентов трансмиссии автомобиля.

Исходя из данных, указанных в варианте задания, полная масса машины mа определяется по формуле:

m=1150.кг -собственная масса снаряженного автомобиля;

n=4.чел -число пассажиров, включая водителя;

Подбор пневматических шин

Для подбора пневматических шин надо определить максимальную нагрузку на одно колесо автомобиля. Работа эта ведется в следующей последовательности:

1. На основании эскиза рассчитываемого автомобиля или по аналогии с существующими автомобилями, близкими к рассчитываемому по типу, классу, грузоподъемности (пассажировместимости) и назначению принимается колесная схема и положение центра тяжести или доля полной массы автомобиля, приходящейся на ведущие колеса.

2. Определяется сила тяжести автомобиля, приходящаяся на одно ведущее колесо:

km=1 -коэффициент (в долях единицы), определяющий долю полной массы автомобиля, приходящуюся на ведущие колесо;

nk=4 -число ведущих колес автомобиля;

Ga=14,580.кН -полный вес автомобиля.

3. Определив силу тяжести автомобиля, приходящуюся на одно колесо, по существующим нормам подбирается тип и размер пневматической шины.

4. Зная размер пневматической шины, динамический радиус колес определяется так же, как и для колесных тракторов по формуле:

в которых коэффициент, учитывающий деформацию автомобильных пневматических шин, равен 0,85. Динамический радиус колеса определяется по формуле:

В=185 мм -ширина профиля;

d=16 дюймов -посадочный диаметр обода колеса.

Выбор кинематической схемы трансмиссии автомобиля и определение КПД трансмиссии

Кинематическая схема трансмиссии автомобиля выбирается на основании анализа существующих трансмиссий.

Рис. 1.1. Кинематическая схема трансмиссии ВАЗ-2121

Выбрав кинематическую схему коробки передач и механизмов с постоянным передаточным числом, составляется кинематическая схема трансмиссии автомобиля. Делается анализ кинематической схемы и определение КПД трансмиссии:

Определение коэффициента полезного действия трансмиссии автомобиля

Коэффициент полезного действия трансмиссии равен:

где: ηц=0,98 — к.п.д. цилиндрической пары шестерен с учетом механических и гидравлических потерь;

ηк=0,97 — к.п.д. конической пары шестерен с учетом механических и гидравлических потерь;

ηк.п=0,99 — к.п.д. карданной передачи с углом между валами от 0 до 7°;

n-число пар цилиндрических шестерен, работающих в трансмиссии на данной передаче.

k-число пар конических шестерен , работающих в трансмиссии на данной передаче.

m-число пар конических шестерен , работающих в трансмиссии на данной передаче.

Число пар шестерен, передающих вращающий момент на той или иной передаче, определяется по кинематической схеме трансмиссии автомобиля, которая составляется при помощи справочной литературы.

Результаты анализа трансмиссии автомобиля заносятся в таблицу №1:

Передача Число цилиндрических пар шестерён Число конических пар шестерен Число карданных передач Обозначение шестерен передающих поток мощности на данной передачи ηт
1-я 0,7685
2-я 0,7685
3-я 0,7685
4-я 0,7923

Определение передаточного числа главной передачи автомобиля.

Скорость движения автомобиля v может быть выражена через число оборотов в минуту двигателя п следующей формулой:

V- скорость автомобиля, м/с;

п — частота вращения вала двигателя, мин -1 ;

io — передаточное число главной передачи;

iк — передаточное число коробки передач и раздаточной коробки.

Значение io определяют из условия движения автомобиля с заданной максимальной скоростью Vmах на прямой передаче коробки передач, т. е. при iк = 1;

Vmax — максимальная скорость автомобиля, м/с;

— передаточное число главной передачи и раздаточной коробки

Для определения передаточного числа главной передачи необходимо знать: передаточные числа раздаточной коробки на высшей и на низшей передачах.

На высшей-4,1937

На низшей-2,3571

Тяговый расчет автомобиля

Тяговый расчет автомобиля включает в себя построение графиков: 1) тягового баланса P = f(v); 2) баланса мощности N = f (v); 3) динамического фактора D = f (v); 4) ускорений автомобиля j = f(v); 5) времени разгона T = f(v); 6) пути разгона S = f (v).

Значения входящих в формулы величин и коэффициентов берутся из 1-й части данного расчета.

График тягового баланса.

При построении исходят из уравнения тягового баланса;

при установившемся движении

M-тяговое усилие на ведущих колесах, Н;

— сила сопротивления дороги, Н;

Сила сопротивления воздуха оказывает существенное влияние на динамику автомобиля. Она в большой степени зависит от конструкции, формы и геометрических размеров кузова, скорости движения автомобиля и определяется на всех передачах по зависимости:

k=0,2 — коэффициент сопротивления воздуха;
F=2,15м 2 – лобовая площадь автомобиля;
Va – скорость движения автомобиля, км/ч, определяется на всех передачах в зависимости от угловой скорости коленчатого вала двигателя:

Читайте также  Компоновочные схемы трансмиссий транспортных средств

Результаты подсчета свести в таблицы

I-я передача
n, об/мин V км/ч М, Нм Рк, Н Рψ,Н Рω, Н
15,62 290,57 5385,61 100,11 20,18
28,12 308,21 5712,46 180,20 65,38
40,62 313,02 5801,60 260,29 136,40
53,12 305,00 5653,03 340,38 233,26
65,62 284,16 5266,75 420,47 355,94
78,12 250,49 4642,77 500,56 504,45
90,62 204,00 3781,07 580,65 678,79
103,12 144,69 2681,66 660,74 878,95
II-я передача
n, об/мин V км/ч М, Нм Рк, Нм Рψ,Нм Рω, Нм
22,49 290,57 3740,98 144,12 41,82
40,49 308,21 3968,02 259,42 135,49
58,48 313,02 4029,94 374,72 282,70
76,48 305,00 3926,74 490,02 483,43
94,47 284,16 3658,42 605,32 737,69
112,47 250,49 3224,98 720,62 1045,48
130,46 204,00 2626,42 835,91 1406,80
148,45 144,69 1862,75 951,21 1821,64
III-я передача
n, об/мин V км/ч М, Нм Рк, Нм Рψ,Нм Рω, Нм
25,40 290,57 3313,10 162,74 53,32
45,72 308,21 3514,18 292,92 172,75
66,03 313,02 3569,01 423,11 360,43
86,35 305,00 3477,62 553,30 616,36
106,67 284,16 3239,99 683,49 940,53
126,99 250,49 2856,12 813,68 1332,96
147,31 204,00 2326,03 943,87 1793,62
167,63 144,69 1649,70 1074,06 2322,54
IV-я передача
n, об/мин V км/ч М, Нм Рк, Нм Рψ,Нм Рω, Нм
26,99 290,57 3214,32 172,93 60,20
48,58 308,21 3409,39 311,27 195,06
70,17 313,02 3462,59 449,61 406,98
91,76 305,00 3373,92 587,95 695,96
113,35 284,16 3143,38 726,29 1062,00
134,94 250,49 2770,96 864,63 1505,10
156,53 204,00 2256,67 1002,97 2025,26
178,12 144,69 1600,51 1141,31 2622,49

По данным таблицы строятся график тягового баланса.

График баланса мощности.

Из уравнения баланса мощности известно, что

или при установившемся движении

— мощность потерь на преодоление сопротивления дороги, кВт;

— мощность потерь на преодоление сопротивление воздуха, кВт;

Ne – эффективная мощность двигателя, кВт;

Nтр – мощность потерь на трение в трансмиссии, кВт;

Nк – мощность на ободе ведущего колеса, кВт.

Произведенные подсчеты свести в таблицу №6:

I-я передача
n об/мин v км/ч Ne кВт Nк кВт Nψ кВт Nω кВт
15,62 3,78 0,09
28,12 6,80 0,51
40,62 9,82 1,54
53,12 12,84 3,45
65,62 15,86 6,51
78,12 18,88 10,98
90,62 21,91 17,14
103,12 24,93 25,25
II-я передача
n об/мин v м/с Ne кВт Nк кВт Nψ кВт Nω кВт
22,49 5,44 0,26
40,49 9,79 1,53
58,48 14,14 4,61
76,48 18,49 10,30
94,47 22,84 19,42
112,47 27,19 32,76
130,46 31,54 51,14
148,45 35,89 75,35
III-я передача
n об/мин v м/с Ne кВт Nк кВт Nψ кВт Nω кВт
25,40 23,38 6,14 0,38
45,72 44,65 11,05 2,20
66,03 65,49 15,96 6,63
86,35 83,45 20,87 14,83
106,67 96,05 25,79 27,96
126,99 100,79 30,70 47,17
147,31 95,22 35,61 73,62
167,63 76,85 40,52 108,48
IV-я передача
n об/мин v м/с Ne кВт Nк кВт Nψ кВт Nω кВт
26,99 24,11 6,52 0,45
48,58 46,03 11,74 2,64
70,17 67,52 16,96 7,96
91,76 86,04 22,18 17,79
113,35 99,02 27,40 33,54
134,94 103,91 32,62 56,59
156,53 98,17 37,84 88,33
178,12 79,23 43,06 130,16

По данным таблицы строятся график баланса мощности.

На графиках тягового баланса и баланса мощности точка пересечения кривой усилия или мощности на ободе колеса с кривой суммарной силы сопротивления или с кривой суммарных потерь мощности характеризует максимальное значение скорости при данном коэффициенте сопротивления дороги.

Выбор и определение основных парламентов трансмиссии автомобиля.

Механизм переключения передач ваз 2121

Автомобиль Нива позиционируется как внедорожник, который имеет повышенную проходимость. За счет этого на машину отмечается спрос. Установлен прочный несущий кузов. Модель Нива 2131 построена на базе LADA 4×4. Его тюнинг позволяет изменить экстерьер, рабочие характеристики в лучшую сторону. С середины 1990- х гг. для машин Нива стали доступны инжекторные двигатели.

Помимо легковых автомобилей, под маркой Нива выпускается и самоходная техника. В частности, это Нива СК 5.Данная автомашина представляет собой комбайн, предназначенный для уборки посевных. Машина работает на дизельном топливе.

Особенности коробки передач на Ниве

Автомобиль ВАЗ 21213 с объемом двигателя 1.7 л. может развивать мощность до 79 лошадиных сил. Расход горючего в среднем составляет 10 литров на 100 км. Что характерно для бензиновых двигателей, здесь имеется система центрального впрыска. Заправлять такой автотранспорт следует бензином АИ-95.

КПП Нива (ВАЗ 21213) является механической, пятиступенчатой. Трансмиссия Нивы имеет постоянный полный привод. Следует отметить наличие надежного удлинителя рычага КПП на Ниве. Благодаря ему оперативно осуществляется смена скоростных режимов. Имеющийся привод распредвала является цепным. В состав коленвала входит несколько шатунных и коренных шеек. Коленвал отличается своей прочностью, изготовлен из чугуна. Механизм ГРМ закрыт крышкой. Здесь имеется маслозаливная горловина.

На Нива 2121 устанавливается раздаточная коробка. Ее особенность в том, что она имеет как повышенную, так и пониженную передачу. Повышенную актуально использовать, если необходимо сэкономить на трате горючего. В том случае если передвижение происходит по пересеченной местности, выручает пониженная передача. Однако в данном случае расход топлива увеличится.

Раздатка позволяет при необходимости отключить один из ведущих мостов. В состав раздаточной коробки входят валы, дифференциал, муфта переключения передач. Основные поломки выражаются в том, что со временем изнашиваются ее основные компоненты, в результате чего, может отмечаться перегрев коробки, появиться проблемы с включением моста. Ремонт КПП ВАЗ 21213 требуется, если стала отмечаться характерная вибрация со стороны данного узла.

Таким образом, популярность автомобиля объясняется тем, что здесь имеется система полного привода. Схема скоростной коробки показывает, что в ее состав входит большое количество комплектующих деталей, которые взаимодействуют друг с другом, обеспечивая отличную работоспособность автомобиля.

Диагностика и ремонт скоростной коробки

Для проведения полноценной диагностики, скоростную коробку необходимо снять. Как правило, необходимость в этом имеется, если усиливаются во время передвижения вибрации, посторонние шумы, утечка масла.

Как снять коробку? Перед тем как начать снятие коробки передач, необходимо убрать раздатку. Без смотровой ямы ремонтные работы будет сложно выполнять, например, открутить карданы от раздатки. Съему подлежит и стабилизатор. Подлежит съему корпус воздушного фильтрующего элемента.

Для того чтобы изъять КПП, следует отсоединить стержень рычага, крепления крышки картера сцепления, карданный вал, болты, гайки, снять кронштейн. К кузову прилегает подвеска силового агрегата. Чтобы его снять необходимо открутить гайки крепления.

Для продления рабочего ресурса коробки передач ВАЗ 21213, целесообразно периодически проверять уровень трансмиссионной жидкости, своевременно менять ее.

Следует отметить, что нередко появление посторонних шумов со стороны КПП, является следствием того, что в системе имеется пониженный уровень трансмиссионного масла.

В машину можно добавлять минеральное масло. Однако имеет лучшие показатели полусинтетические и синтетические варианты. Преимущество последних видов масел и в том, что и в зимнее время передачи будут легко включаться.

Своевременный уход за коробкой Нива позволяет избежать полной переборки КПП. Сборка всех демонтированных запчастей является кропотливым занятием, поэтому ее стоит доверять профессионалам. Замена подшипника первичного вала КПП – это частые процедуры, которые заказывают в сервисном центре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: