Камаз 4310 схема трансмиссии

Трансмиссия КамАЗ-43105

Регулирование привода сцепления. В про­цессе эксплуатации, по мере износа накладок ведомых ди­сков, следует регулировать привод сцепления для обеспече­ния свободного хода муфты выключения сцепления.

Регулирование привода сцепления заключается в провер­ке и регулировке свободного хода педали сцепления, сво­бодного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

Свободный ход муфты выключения сцепления проверяет­ся перемещением вручную рычага вала вилки от регулиро­вочной сферической гайки 17 (рис. 51) толкателя 16 пнев­могидроусилителя привода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход ры­чага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то отрегулируйте его сферической гайкой толкателя до величи­ны 3,7—4,6 мм, что соответствует свободному ходу муфты выключения сцепления 3,2—4,0 мм.

Затем проведите проверку полного хода толкателя пнев­могидроусилителя нажатием педали сцепления до упора; при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм, при меньшей величине хода не обеспечивается полное выключе­ние сцепления. В случае недостаточного хода толкателя пневмогидроусилителя проверьте свободный ход педали сцеп­ления, количество жидкости в бачке главного цилиндра при­вода сцепления, а при необходимости прокачайте гидроси­стему привода сцепления.

Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен составлять 6—12 мм. Замеряйте его в средней части площадки педали сцепления. Если сво­бодный ход выходит за пределы, указанные выше, отрегули­руйте зазор А (рис. 166) между поршнем и толкателем порш­ня главного цилиндра.

ис. 166. Главный цилиндр управления сцеплением: 1 — толкатель поршня; 2 — корпус; 3 — поршень; 4 — корпус бачка; 6 — пробка бачка; А — зазор свободного хода толкателя главного цилиндра

Зазор между поршнем и толкателем поршня главного ци­линдра регулируйте эксцентриковым пальцем 6 (рис. 51), ко­торый соединяет верхнюю проушину толкателя 7 с рыча­гом 5 педали. Регулируйте зазор при положении, когда от­тяжная пружина 8 прижимает педаль сцепления к верхнему упору 4. Поверните эксцентриковый палец так, чтобы пере­мещение педали от верхнего упора до момента касания тол­кателем поршня составило 6—12 мм, затем затяните и за­шплинтуйте корончатую гайку.

Полный ход педали сцепления должен составлять 185— 195 мм.

Прокачка гидросистемы привода сцепления. Прокачку гидросистемы привода сцепления выполняйте для удаления воздушных пробок в гидросистеме, возникающих из-за на­рушения герметичности гидравлического привода в следую­щем порядке:

— снимите с корпуса бачка 4 (рис. 166) главного цилиндра пробку 5 и заполните бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 15—20 мм от верхней кромки заливной горловины бачка. Заполнение системы рабочей жидкостью вести через сетчатый фильтр во избежание попадания в систему посто­ронних примесей;

— снимите с перепускного клапана на пневмогидравлическом усилителе колпачок 12 (рис. 52) и наденьте на головку клапана шланг для прокачивания гидропривода. Свободный конец шланга опустите в стеклянный сосуд вместимостью 0,5 л, наполненный рабочей жидкостью на 1/4—1/3 по вы­соте сосуда;

— отверните на 1/2—1 оборот перепускной клапан и прове­дите последовательные резкие нажатия на педаль сцепления до упора в ограничитель хода педали с интервалом между нажатиями 0,5—1 с до прекращения выделения пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд;

— в ходе прокачки добавляйте рабочую жидкость в систему, не допуская снижения ее уровня в бачке ниже 40 мм от верх­ней кромки заливной горловины бачка во избежание попа­дания в систему воздуха;

— по окончании прокачки при нажатой до упора педали сцепления заверните до отказа перепускной клапан, снимите с головки клапана шланг, наденьте колпачок. Заворачивание клапана ведите при надетом на него шланге, свободный ко­нец которого должен быть опущен в рабочую жидкость;

— после прокачки системы долейте свежую рабочую жидкость в бачок до нормального уровня (15—20 мм от верхней кромки заливной горловины бачка).

Качество прокачки определяется вели­чиной полного хода толкателя пневмогидро­усилителя.

Проверьте наличие конденсата в сило­вом пневмоцилиндре. Для слива конденса­та отверните пробку 33 (рис. 52) в корпу­се пневмогидроусилителя. Для полного сли­ва слегка нажмите педаль сцепления.

Смена масла в коробке передач. Для смены масла в коробке передач слейте мас­ло в горячем состоянии через два сливных отверстия, вывернув пробки, расположен­ные в нижней части картера коробки пе­редач. Очистите магнитную пробку слив­ного отверстия от грязи и металлических частиц. Промойте картер коробки передач моторным маслом, для чего залейте масло в коробку передач (8,5 л) и прокрутите ее шестерни, пустив двигатель при нейтраль­ном положении рычага переключения передач на 10 мин; слейте моторное масло из коробки передач, вверните пробки сливных отверстий и залейте масло до верхней метки щупа. Прокрутите коробку передач при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3—5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости долейте.

Для проверки уровня масла в картере коробки передач выверните пробку с указателем 1 (рис. 167) уровня масла из заливного отверстия, вытрите насухо указатель и вставьте его снова до упора пробки в резьбу, не заворачивая. Масло должно покрывать указатель до отметки «В». Если уровень масла доходит только до нижней отметки указателя, то долейте масло через горловину, очистив ее от пыли и грязи.

Рис. 167. Положение указателя уровня масла с пробкой в сборе: 1 — указатель; 2 — картер коробки передач

Смена масла в раздаточной коробке. Масло заливается через верхнее отверстие в картере, закрытое конической пробкой. Уровень масла контролируется по нижнему отвер­стию, также закрытому пробкой. Сливается масло через от­верстие в нижней части крышки картера, закрытое проб­кой 27 (рис. 64). Для очистки масла от продуктов износа в пробку вмонтирован магнит. При смене масла необходимо тщательно промыть пробку дизельным топливом.

Проверка уровня масла в мостах. Для обеспечения на­дежной и долговечной работы главной передачи ведущих мостов меняйте масло в строгом соответствии с таблицей смазки, постоянно поддерживая требуемый уровень в кар­тере моста.

Для проверки уровня масла в картерах мостов выверни­те пробку контрольного отверстия на картере моста. Если при этом масло из контрольного отверстия не вытекает, то через заливное отверстие в картере редуктора долейте масло до уровня контрольного отверстия. Не наполняйте картер выше контрольного отверстия, так как это приводит к выбра­сыванию масла через манжеты и попаданию его в другие системы. В то же время недостаточный уровень масла при­водит к повышенному износу деталей главной передачи.

Сливайте масло через сливные отверстия, вывернув проб­ки из контрольных и заливных отверстий.

Схема раздаточной коробки камаз 4310

Схема раздаточной коробки КамАЗ 4310 оборудуется 2-ступенчатой раздаткой, имеющей блокируемый цилиндрический дифференциал, выполненный по планетарному типу, и электропневматический привод управления. Она осуществляет разделение крутящего момента между передним и мостами задней тележки, позволяя дополнительно его увеличить во время передвижения в условиях повышенной сложности. Передаточное число 1-й передачи равно 1.692, 2-й – 0.917.

Дифференциал раздаточной коробки 4310

Раздаточная коробка 4310 схема у стройство закрепляется на ланжероне рамы и продольной балке, находящейся между поперечинами, посредством кронштейнов на резиновых подушках. Такое расположение позволяет защитить механизмы от колебаний и резких ударов во время движения, увеличивая тем самым срок их службы. Такая особенность конструкции КамАЗ выгодно отличает его от ряда других полноприводных грузовиков.

Раздаточная коробка камаз 4310

— ведущего и промежуточного валов в сборе;

— межосевого дифференциала (МОД);

— валов привода переднего, промежуточного и заднего мостов;

— приборов блокировки и переключения передач, с приводами управления.

Внутри картера находится первичный вал с шестернями, он размещается на подшипниках. Верхняя часть картера имеет закрывающийся люк, в который можно установить КОМ. Она дает возможность первичному валу поделиться мощностью в 60 л.с. (44.1 кВт) прямо во время движения автомобиля. В картер также можно установить односкоростную коробку отбора мощности на лебёдку. Межосевой дифференциал устанавливается на вал привода ведущих мостов. Когда он разблокирован, происходит деление крутящего момента между двумя ведущими мостами в соотношении 1:2.

Эксплуатация раздатки Камаз 4310

В процессе эксплуатации раздатки (Схема раздаточной коробки 4310 смотрите выше) на КамАЗ 4310 нужно помнить, что электроснабжение системы управления происходит независимо от того, включено ли зажигание или нет. Следовательно, при длительных стоянках транспортного средства нужно не забывать переводить переключатель управления в нейтраль – это поможет разгрузить электрический пневмоклапан.

Читайте также  Схемы автомобильных генераторов бош

Техобслуживания раздаточной коробки 4310

Процесс техобслуживания раздатки предполагает, в том числе проверку и задтяжку крепежа картера и его крышек, своевременную смену масла, поддержку масла в картере на требуемом уровне, устранение обнаруженных в ходе работы повреждений.

Кроме этого во время техобслуживания проводят:

– проверку герметичности и крепежа агрегата;

– проверку и доведение уровня масла в картере до нормы (смена масла в картере РК осуществляется 1 раз в год осенью);

– очищение сапуна от грязи;

– проверку работы механизма блокировки МОД.

Масло заливают через горловину, которая расположена в верхней части картера и закрывается посредством конусной пробки. Контроль за уровнем масла осуществляется по нижнему отверстию, которое тоже закрывается с помощью пробки. Масло сливают через сливное отверстие, которое находится в нижнем сегменте крышки картера. От примесей, появляющихся в ходе эксплуатации, масло очищается посредством магнита, встроенного в пробку. При замене масла пробку промывают и очищают магнит.

Раздатка 4310 схема следует заменить в случаях:

— обнаружения чрезмерного шума и стука во время работы, которые являются следствием износа валов и зубчатых колёс, подшипников, повреждения зубьев зубчатых колёс;

— неконтролируемого выключения передач, являющегося результатом изнашивания деталей механизма переключения, подвижных элементов и зубьев зубчатых колёс;

— обнаружения механических дефектов, которые нарушают её нормальную работу (трещины в зоне опоры креплений, срыв резьбы под болты крепления крышек, пробоины и т.д.);

– необходимости прилагать дополнительные усилия при включении передач, вследствие износа элементов раздатки, заедания штоков переключения передач и иных причин.

КАМАЗ-4310 – один из лучших вездеходов Советской Армии

Автомобиль КАМАЗ-4310 выпускался с 1979 года. В 1981 году была выпущена первая серийная партия. Большая часть данных автомобилей предназначалась для нужд Советской Армии. Кроме того, военная эксплуатация КАМАЗ-4310 показала, что данный грузовик может эффективно использоваться и в хозяйственной сфере. Особой популярностью пользуется КАМАЗ-4310 лесовоз, который за счёт своей проходимости и экономичности выгоднее в эксплуатации, чем ЗИЛ-131.

История появления КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310

В начале 1980-х годов автомобиль КАМАЗ-4310 представлял собой совершенный и высокотехнологичный грузовик. Так как производство данной машины было ориентировано на армию, вездеход имел следующие возможности:

  • Он мог преодолевать препятствия;
  • Подниматься на крутые подъёмы;
  • Спускаться по крутым спускам;
  • Преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 метров.

Массовое производство вездехода КАМАЗ-4310 началось в 1981 году. Данное событие было приурочено к 26-му съезду КПСС. Первым автомобилем серии традиционно стал КАМАЗ-4310 бортовой. Потом появились различные модификации с военными кунгами, а ещё позже появились гражданские модификации, среди которых одним из самых популярных стал КАМАЗ-4310 лесовоз.

Автомобили КАМАЗ-4310 производились на заводе в Набережных Челнах, но мало кто знает, что схема этого автомобиля была разработана на заводе ЗИЛ. Так как завод имени Лихачёва разработал армейские грузовики ЗИЛ-131, правительство уже через год дало инженерам задание разработать новую дизельную модель, используя полноприводную схему ЗИЛ-131.

За 10 лет, в течение которых инженеры завода ЗИЛ занимались разработкой нового дизельного грузовика для армии, удалось создать 12 прототипов, используя полноприводную схему ЗИЛ-131. Но правительство решило передать все разработки на новый завод КАМАЗ, чтобы именно там собирали новейшие модели советских грузовиков. Новый дизельный двигатель КАМАЗ является разработкой инженеров ЗИЛ.

Технические характеристики КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 в лесу

ТТХ автомобиля КАМАЗ-4310 выглядят следующим образом:

  • Длина машины составляет 7 650 мм. Естественно, что некоторые модификации отличаются по габаритам. Например, КАМАЗ-4310 лесовоз значительно длиннее;
  • Высота – 3 590 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Грузоподъёмность составляет 6 тонн;
  • Масса автомобиля – 8 410 кг;
  • Дизельный двигатель способен разогнать машину до 85 км/ч. При этом до 60 км/ч грузовик разгоняется за 35 секунд.

Благодаря устройству дизельного двигателя, удалось добиться огромной экономии топлива. Даже бронированные версии могут похвастаться расходом около 30 литров на 100 км. Если автомобиль передвигается в условиях бездорожья, то расход топлива вырастает до 35 литров. По сравнению с ЗИЛ-131, двигатель которого с лёгкостью «съедает» около 50 литров в условиях бездорожья, этот показатель расхода очень достойный.

Для того чтобы увеличить максимальный запас хода до 830 км, пришлось установить на машину два топливных бака по 125 литров каждый.

Особенности двигателя КАМАЗ-4310

Двигатель КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 оснащался дизельными двигателями двух типов. Более ранние модели получили двигатель КАМАЗ-740.10, обладающий следующими характеристиками:

  • V-образный 8-цилиндровый мотор с жидкостным охлаждением;
  • Рабочий объём составляет 10,85 литра;
  • Мощность – 210 л.с.

Более поздние модели КАМАЗ-4310 получили мотор КАМАЗ-740.10-20, который технически ничем не отличался от предыдущего мотора, только его мощность увеличена до 220 л.с.

Устройство ходовой части КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 на подъеме

КАМАЗ-4310 имеет полный привод 6х6. Его трансмиссия состоит из механической коробки передач и раздатки. Передний и задние мосты КАМАЗ-4310 снабжены блокировками дифференциала. Раздаточная коробка КАМАЗ-4310 служит для распределения крутящего момента между мостами автомобиля. Управление раздаточной коробкой КАМАЗ-4310 осуществляется дистанционно, за счёт электропневматического привода.

Грузовик имеет четыре карданных вала: один идёт на передний мост, один – на задний, один – промежуточный и один – на средний мост. Колёса вездехода имеют традиционную широкопрофильную «зубастую» резину. Все колёса подключены к системе автоматической регулировки давления.

Подвеска КАМАЗ-4310 рессорного типа. Передняя подвеска кроме рессор имеет амортизаторы. Рессоры полуэллиптического типа. Задняя подвеска является балансирной и снабжена реактивными штангами.

Тормозная система грузовика барабанная. Привод двухконтурный пневматический. Стояночный тормоз тоже пневматического типа. Запасной тормоз в машине совмещён со стояночным, а вспомогательный тормоз выполнен в виде моторного замедлителя. Он также имеет пневматический привод.

Военные грузовики КАМАЗ-4310 часто имеют механические барабанные лебёдки, снабжённые червячным редуктором и тормозом ленточного типа. Усилие на лебёдку подаётся за счёт карданной передачи через коробку отбора мощности.

Стандартный военный бортовой грузовик КАМАЗ-4310 имеет следующие особенности:

  • Имеются надставные решетчатые борта;
  • В кузове имеются боковые и средняя скамейки, которые позволяют перевозить до 30 человек;
  • Кабина КАМАЗ-4310 имеет три места, и оборудована независимым отопителем.

По сравнению с другими грузовиками тех лет, КАМАЗ-4310 имел хорошую шумоизоляцию кабины. Кроме того, водительское сиденье имеет возможность регулировок в нескольких положениях. Спального места в КАМАЗ-4310 не предусмотрено, но в более современных вариантах можно было заказать его в качестве опции на заводе.

Модификация «Тайфун» и легенда, связанная с ней

"Тайфун"

В начале 1990-х годов на базе КАМАЗ-4310 производилась полукустарная военная модификация, получившая название «Тайфун-1». Это был обычный внедорожный грузовик, который получил вместо кузова будку для перевозки солдат, обшитую листовой бронёй. Кабину водителя защищали ещё более толстые броневые пластины. Данная машина участвовала в Первой Чеченской компании, поэтому её эффективность проверили на практике.

КАМАЗ-4310 был выбран за основу не случайно. Его технические характеристики, а особенно мощный дизельный двигатель, позволяли машине легко передвигаться даже с толстым слоем брони.

Многие считают, что бронетранспортёры «Тайфун», которые появились в российской армии в 2011 году, являются модернизированной версией той боевой машины из 90-х, которая была создана на базе КАМАЗ-4310. На самом деле, общего у них только название, и платформа КАМАЗ-4310 не имеет к нему никакого отношения.

Основные модификации КАМАЗ-4310

Модификация КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310, который изначально создавался как военный внедорожный грузовик, со временем стал выпускаться в нескольких вариантах:

  • КАМАЗ-4310. Базовая модификация, которая предназначалась исключительно для армейских нужд. Отличается укороченной платформой с тентом. Имеет откидные скамейки для перевозки 30 человек и откидной задний борт. Выпускалась данная модификация с 1983 по 1990 годы;
  • КАМАЗ-43101 опытный. Опытная модификация. Имела Платформу от КАМАЗ-5320. У данной модификации откидывались три борта;
  • КАМАЗ-43101. Так как опытная модель оказалась удачной, на её основе было решено выпускать серийную модификацию. Имела увеличенную грузоподъёмность и более мощный двигатель. Выпускалась с 1989 по 2000 год;
  • КАМАЗ-431010. Специальная спортивная версия, подготовленная для участия в ралли Париж-Даккар. В 1992 году данная модель участвовала в марафоне Париж-Москва-Пекин;
  • КАМАЗ-43102 опытный. Тот же КАМАЗ-43101, только его кабина была оборудована спальным местом;
  • КАМАЗ-43103 опытный. Ещё одна модификация КАМАЗ-43101 со спальным местом;
  • КАМАЗ-43105. Специальная версия, созданная для гражданского использования. Не имела лебёдки и системы регулировки давления в шинах;
  • КАМАЗ-43106. Такая же модификация, как и предыдущая, только с более мощным двигателем. Выпускался по 2000 год;
  • КАМАЗ-43114. Специальная версия для российской армии. Имеет двигатель мощностью 260 л.с. Выпускается с 1996 года;
  • КАМАЗ-43115. Гражданская версия модернизированного для армии грузовика. Выпускается заводом с 1998 года;
  • КАМАЗ-43118. Ещё одна гражданская модификация, выпускаемая с 1996 года. Отличается увеличенной грузовой платформой;
  • КАМАЗ-4410. Специально сконструированный тягач на базе модели 4310. Может буксировать полуприцепы общей массой до 15 тонн.
Читайте также  Схема установки ремня генератора бмв х5 е53

Грузовые автомобили КАМАЗ-4320 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Несмотря на то, что во времена Советского Союза данные автомобили считались лучшими в своём классе, сейчас они безнадёжно устарели. Несмотря на это, в российской армии их всё ещё достаточно. Более того, их не спешат продавать. Если ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 с консервации продаются достаточно часто, то КАМАЗ-4310 встречается в продаже значительно реже.

Схема и устройство коробки передач Камаза

На грузовом автомобиле производства ПАО «КАМАЗ» устанавливаются разные КПП. Все они отвечают за передачу крутящего момента, изменяют передаточные отношения, позволяют отсоединять двигатель от трансмиссии. Схема переключения передач на Камазе мало чем отличается от систем других машин. Несмотря на это, имеются важные особенности, которые хотелось бы подчеркнуть.

Устройство и принцип работы

Коробка передач Камаза

Вот, например, как устроена коробка передач Камаза (модель 154):

  • основная коробка на 5 скоростей;
  • делитель на 2 ступени или мультипликатор;
  • сцепление;
  • валы — основной, вторичный, промежуточный;
  • синхронизаторы и шестерни;
  • картеры и привод

Принцип работы, нацеленный на улучшение работы автомобиля, увеличение скорости передвижения и позволяющий экономить горючее, можно представить себе так. При включении 1-й передачи, механизм сцепления соединяет валы редуктора и МКПП. От двигателя Камаза к трансмиссии поступает начальный момент вращения или КМ (крутящий момент). Как только скорость повышается, зубья синхронизаторов соединяются с ведущим валом ДВС. Вращение передаётся на промежуточный вал коробки, коэффициент уменьшается, а число оборотов повышается.

Традиционная КПП 152 или 14 — пятискоростная, механическая, установлена в целях упрощения конструкции и повышения надёжности изделия.

Но есть и другие варианты:

  • 10-ступенчатый или 15 модель;
  • 8-ступенчатый с редуктором на четыре передачи и «понижайкой» или 16 модель — используется на КамАЗ-65115;
  • 9-скоростная ZF со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные вездеходы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.

Полноприводный Камаз

14-ю модель КПП на последних версиях грузового авто усовершенствовали. Получилась новая коробка Камаза 154, отличающаяся несколькими преимуществами перед классической старой «пятиступкой»:

  • усиленные синхронизаторы;
  • новое крепление шестерёнок;
  • доработанная шлицевая система;
  • использование новых конусообразных подшипников в опорах валов;
  • отсутствие шлицевого крепления;
  • увеличенная высота зубьев.

4 и 5 передачи больше не вылетают, как было на старой КПП. Отметим, что 154 модель или 15 предназначена для работы на двигателях с крутящим моментом 1100 Нм. Это модификации автомобиля Kamaz 55111, 43118 и другие.

КПП с делителем

5-скоростная коробка обычная, предназначена для одиночных машин. 10-ступенчатая — усовершенствованная КПП Камаз с делителем. По сути, это одинаковые коробки, но в случае с 10-скоростной добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создаёт 10 передних скоростей и 2 задние.

Коробка с делителем считается усовершенствованной моделью, даёт немало плюсов:

  • меньшая частота переключения в ходе передвижения;
  • увеличение тяги двигателя;
  • повышение комфорта управления.

Устройство привода управления делителя выглядит так:

  • рычаг или опора;
  • уплотнительное кольцо;
  • ось;
  • вибрационный изолятор.

Технические характеристики

Подробно приведены в таблице ниже.

Схема переключения передач на Камазе

Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.

В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:

  1. Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
  2. Задействуется режим H, осуществляется переключение на 4-ю скорость;
  3. Переход на режим B;
  4. Вновь переход на H, включение 5-й скорости;
  5. Возврат на облегчённый режим B.

Что это даёт? Лёгкое трогание с низов, плавное ускорение. При возникновении сложных условий движения или большой загруженности машины, первые 4 передачи рекомендуется включать в утяжелённом режиме H.

Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.

Схема переключения передач

Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим. Напротив, если с 5-й на 4-ю, априори задействуется пониженный режим. За включением режимов можно следить по индикатору на щитке приборов.

Начало движения

Перед тем как трогаться с места на Камазах с такой коробкой, надо разогреть движок до 7 тыс. об/мин. Главная особенность старта на большом грузовике — обеспечить плавность движения с места и эффективный набор дальнейшей скорости.

Включение скоростей

Из-за того, что Камаз — специфический крупный грузовой автомобиль, часто эксплуатируемый в жёстких условиях, переключение положений КПП с одной на другую проходит в несколько этапов. В остальном особенностей нет — надо выжимать муфту и перемещать рычаг.

Вторую передачу можно задействовать лишь после регистрации шкалой на приборке 3 тыс. об/мин. Рычаг скоростей переключается только с выжатой до упора педали сцепления после паузы в 1 секунду. Рычаг делителя находится на картере с левой стороны.

Задний ход

Включается задний ход переключателем, выставленным в нижнее левое положение. Во время движения автомобиля ставить эту передачу воспрещено! Сначала машину надо остановить, а уже потом совершить маневр.

Техника управления в сложных условиях

Безопасность движения зависит от многих факторов. Это и техническое состояние машины, и качество топлива, и квалификация водителя. Отдельное внимание уделяется внешним условиям, так как они могут резко измениться.

Подъем

Подъем на Камазе

Заезд на горку должен сопровождаться включением пониженного режима H. Это даёт возможность легче преодолеть склон и препятствия, ведь трансмиссия начинает работать в полную силу.

  • во время подъёма, особенно с грузом, переход с первой на вторую передачу должен проводиться с применением повторного выжима муфты;
  • не отпускать педаль газа, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, предотвратить перебои;
  • не допускать снижения оборотов за 2000 в минуту, иначе движок перегреется.

Спуск

Скат с горки должен осуществляться с обязательно заведённым силовым агрегатом. Отключать его ни в коем случае нельзя — это не легковушка! Так можно остановить работу усилителя, который заблокирует рулевое управление грузовика. Чем это грозит, остаётся только гадать.

Если возникнут сложности с тормозами, на Камазе имеется возможность подключения вспомогательной системы. Но в этом случае нельзя использовать муфту и переключать скорости.

Сильная пробуксовка колес

Пробуксовка колёс возможна на различных дорожных покрытиях, но часто такое происходит на льду. Поэтому зимой рекомендуется использовать цепи, увеличивающие коэффициент сцепления с дорогой. Если Камаз забуксовал, опытные водители рекомендуют убрать ногу со сцепления и задействовать дифференциал. На щитке имеется специальный регулятор, позволяющий это сделать. На панели включится индикатор.

В песке и грязи пробуксовка — верный способ застрять надолго. Если воспользоваться лопатой и домкратом, ситуацию можно исправить. Надо просто очистить песок под мостом автомобиля, и как можно сильнее увеличить вращение колёс. Безусловно, шины не должны быть низкопрофильными. Только внедорожные глубокопрофильные или та же цепь, аккуратно надетая на колёса.

Переключение при заносе

При заносе надо держать ногу на муфте, а руль поворачивать в сторону заноса. Этот приём позволит выровнять машину. Также рекомендуется включать дифференциал, а после преодоления заноса его разблокировать.

Читайте также  Схема установки ремня генератора фольксваген кадди

Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения

Износ механизмов — самая распространённая неисправность в КПП автомобиля Камаз. Как правило, чаще страдают подшипники и шестерни, так как постоянно находятся под нагрузкой, в движении и трутся. Ремонт в данном случае подразумевает замену этих деталей.

На примере коробки 152 рассмотрим, как ведёт себя проблемная коробка:

  • увеличиваются шум и стуки;
  • самопроизвольно вылетают передачи;
  • механизм сложно включается;
  • скорость блокируется в одном положении.

Ремонт всегда подразумевает демонтаж и разборку агрегата с последующим выявлением дефектов. Проблемные и изношенные элементы меняются, параметры регулируются. Масло обязательно обновляется. Затем, после сборки и установки КПП на место, проводится проверочный тест-драйв.

Появился шум

Как правило, при выжиме муфты гул пропадает. Обычно такое происходит при изношенном подшипнике основного вала. Шумит коробка практически на всех передачах, реже — на пятой. Со временем шум усиливается.

Причиной воя может стать не только КПП, но и сцепление. Поэтому после снятия коробки, перед её разборкой, желательно проверить устройство. Надо завести двигатель. Если слышно металлическое бряцанье, это либо пружины диска корзины износились, либо другая неисправность сцепления.

Не включается задняя и первая

Тяжелое включение задней и первой передачи может свидетельствовать о ведении сцепления. Другими словами, изнашивается диск, ухудшается регулировка и функционирование привода. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов — для передней передачи. Ещё одна причина — отсутствие масла в коробке.

Переключение передачи в Камазе

Если трудно переключить передачу, когда машина стоит на месте, а двигатель заглушен, неисправность однозначно в механизме выбора передач КПП. В нём либо поломка, либо нарушена регулировка.

Выключаются (вылетают) передачи

Данная неисправность связана с механизмом переключения скоростей. Возможно, что изношены вкладыши вилок, ослаблены их фиксаторы. Нередко такое происходит при затяжной езде в горку. Машина, как правило, должна быть гружённой, и приходится включать пониженные передачи — первую или вторую. Причина, скорее всего, в изношенных синхронизаторах. Возможно, что венцы поистёрлись на зубцах, поэтому скорости и выбивает.

Своевременно меняйте трансмиссионное масло, периодически следите за работой сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Тогда Камаз не будет бояться никаких дорог.

Строение трансмиссии грузовика

Грузовые машины КамАЗ агрегатируются МКП, которые состоят из 5-ти ступеней. Координирование происходит за счет совместного воздействия на рычаг трансмиссии и сцепление. Поскольку машина изначально предназначается для транспортировки массивных грузов, то смена скоростей производится в несколько шагов.

Существует 2 режима функционирования МКПП:

  • первичный (Н);
  • вторичный (В).

Роль переключателя между режимами выполняет особый рычаг, который располагается на ручке коробки КамАЗа 154 типа и других. Если автомобиль не загружен, то рычаг опущен вниз, а на груженом – поднимается.

Как запустить мотор и тронуться с места на большегрузном авто

Передвижение на пустом автомобиле трудностей не вызывает, а вот езда на загруженном КамАЗе требует внимания.

Совет! Прежде чем говорить о запуске мотора большегрузного авто, следует понять схему КПП, которая имеет свои отличия от легковых машин.

Единственная схожесть агрегатов двух типов авто является обязательное выжимание сцепления при запуске ДВС. Дальнейшая смена скоростей на грузовом авто выполняется в несколько шагов.

Разберем, как активируются ступени на примере старта мотора на ровной трассе с твердым покрытием:

  • первая «В»;
  • вторая «В»;
  • третья «В»;
  • активация вторичной «Н», переход на четвертую скорость;
  • продолжая двигаться на четвертой ступени, вернуться на первичную «В»;
  • переход на «Н» и включение пятой;
  • последнее – переход на облегченную «В», при этом нужно оставаться на пятой ступени.

Как видно из разбора, основное правило передвижения с коробкой КамАЗа 4310 основывается на спокойном старте с пониженных передач и равномерной смене ступеней.

Старт груженого транспорта выполняется с последовательной сменой всех передач, однако первые 4 скорости следует включать в утяжеленном вторичном режиме «Н». Дальше 4-ая переводится в положение «В», после пятая «Н», затем снова «В».

Принцип управления КПП на КамАЗе

Схема трансмиссии грузовика с делителем выглядит достаточно просто, однако есть некоторые особенности, которые зависят от типа самой КПП.

Трансмиссия 152 агрегатируется на грузовик с дизельным ДВС. Для разгона такого транспорта требуется придерживаться схемы, о которой говорилось ранее: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В.

Необходимо подчеркнуть, что это тип использует дополнительный одноступенчатый редуктор – делитель КамАЗа.

Особенностями моделей 161 и ZF-9S109 заключается в автоматической смене повышенного и пониженного режимов. Иными словами, при переключении с 4-ой на 5-ую скорость автономно задействуется высший режим. При выполнении обратного действия включается пониженный.

Справка! Водитель КамАЗа узнает о смене режимов благодаря световому индикатору с лампочкой.

Эта 8-ми ступенчатая коробка передач на КамАЗе обладает еще одной ступеней «С». Она предназначается для передвижения в трудных ситуациях и маневрирования.

Правила управления КПП КамАЗа на разных отрезках

Выше указана информация о смене ступеней на ровных и твердых участках дороги. Однако довольно часто встречаются трудные отрезки, например, подъемы, спуски, оледенение и заносы. Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.

На подъемах

Если водителю КамАЗа требуется подняться на крутой склон, то изначально необходимо активировать передачу «Н». Дальнейшее передвижение основывается на таких моментах:

  • при переходе с первой на вторую требуется использовать способ двойного нажатия на сцепление;
  • для исправного и бесперебойного функционирования коленвала при смене скоростей требуется периодически нажимать на педаль подачи горючего;
  • количество оборотов коленвала всегда должно быть не менее 2 тысяч об./мин.

Справка! Если количество оборотов падает ниже значения в 2 000, то возникает перегрев и остановка ДВС.

На спусках

Главное правило при спуске со склона заключается в запрете на выключение мотора. Если подобное не выполнить, то руль транспорта моет заблокироваться. Система торможения авто облает двойным усилением – за исключением торможения мотором есть дополнительная система остановки ДВС.

При езде с крутого склона с работающим вспомогательным торможением ненужно деактивировать сцепление и менять скорости.

На участках с наледью

Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.

Справка! При совершении экстренной остановки сначала останавливаются колеса прицепа. Подобное требуется с целью избегания заноса автомобиля.

В некоторых случаях разрешается выполнять остановку двигателем. Это изнашивает силовой агрегат, но значительно сокращает тормозной путь.

Следует предотвратить буксование колес, для этого требуется своевременно задействовать пониженную передачу. Это позволит уменьшить интенсивность кручения коленвала относительно коробки передач на КамАЗе ZF.

Координирование при заносе машины

Главное требование состоит в том, чтобы водитель КамАЗа не выключал сцепление. Переключение ступеней на МКПП типа DT производится так, что позволяет ехать с наибольшим запасом хода. Это позволяет восстановить направление движения по самому разнообразному дорожному покрытию.

Важная информация! При заносе, руль требуется вращать в ту же сторону, куда тянет грузовик.

Если КамАЗ сбился с курса и вошел в занос, то требуется прекратить движение. Сначала отключается мост дифференциала. Трогаться с места требуется с повышенной передачи. Когда авто вернется на трассу, мост вновь активируется.

Заключение

Необходимо постоянно наблюдать за поведением тахометра. Принцип того, как активируются ступени на грузовике на наиболее популярных видах трансмиссий, дает возможность минимального потребления горючего. Точное увеличение или снижение передачи при контроле функционирования коленвала приводит к повышению скорости движения авто, а также способствует уменьшению риска перегрева ДВС.

КПП на КамАЗе, метод переключения и тонкости контроля не имеют существенных отличий от таковых на легковой машине. Рекомендуется лишь помнить основные нюансы функционирования коробки, чтобы понимать, как включаются скорости на грузовике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: