Газ 66 кинематическая схема трансмиссии

Раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточной коробкой принято называть модуль автомобиля, который отвечает за равномерное распределение усилий при вращении между обоими мостам автомобиля. Данная конструкция используется в машинах, предназначенных для поездок по пересеченной местности.

раздаточная коробка ГАЗ-66

Схема раздаточной коробки ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 или, как его называют в простонародье, «Шишига» является одним из наиболее удачных грузовых автомобилей автозавода ГАЗ. И это справедливо, его конструктивные решения по организации основных узлов и агрегатов, в частности, раздатки, позволяют преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу.

ГАЗ 66

Внешний вид ГАЗ-66

Конструкция раздаточной коробки ГАЗ-66

Поскольку внешне, а также функционально раздатка схожа с коробкой трансмиссии, она и получила свое название раздаточной.

Основным ее предназначением является равномерное распределение нагрузки на все мосты автомобиля, а также усиление прилагаемых усилий крутящего момента. В зависимости от типа автомобиля раздатка может иметь либо только функцию подключения переднего моста, либо дополнительное переключение на пониженную передачу.

раздаточная коробка ГАЗ 66

Так выглядит разобранная раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 предусматривает возможность хода на пониженной передаче. Для этого она оборудована двумя рычагами переключения, которые обеспечивают управление включением режимов работы мостов и передач при движении, в том числе:

  • Первый рычаг (с левой стороны): предусмотрено два возможных положения, он отвечает за активацию переднего моста, при этом упор вперед означает одновременную работу двух мостов.

собранная раздаточная коробка

  • Второй рычаг (с правой стороны) имеет три положения:
  • w Нейтральное.
  • w Крайнее вперед, когда подключается основная передача прямого действия.
  • w Заднее, предназначенное для движения с понижением передачи.

Коробка раздатки ГАЗ-66 принадлежит к тому типу, которые оснащены блокирующим устройством с функцией предотвращения подключения пониженной передачи, когда передний мост не активен.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи.

В своем составе раздаточная коробка имеет следующие составляющие:

  • Устройство ведущего вала, к которому посредством фланца передается движение от карданной передачи.
  • Шестерню включения прямой и пониженной передачи.
  • Привод заднего моста, который представляет собой вал с предустановленными двухсторонними зубчатыми колесами.
  • Промежуточный вал, связующий, имеет подвижной зубчатый механизм (шестерню) и отвечает за включение переднего моста, а также пониженной передачи.
  • Привод переднего моста с шестерней, необходимой для непосредственного обеспечения подключения переднего моста.
  • Картер, защитный короб с отверстием для заливки масла.
  • Рычажно-тяговый механизм управления.

Функционирование раздаточной коробки ГАЗ-66 основано на принципе перемещения шестерен в разные положения посредством тягового управления, что обеспечивает вхождение в зацепление с определенной шестерней привода.

Данная конструкция применяется на двухосном, стандартном варианте автомобиля.

Комплектация ГАЗ-66 в трехосном варианте предполагает раздатку, в которой присутствует два положения рычага переключения понижающих передач. При положении включения пониженной передачи происходит автоматическое подключение переднего моста посредством срабатывания клапана электромагнитного типа. Панель приборов в кабине оборудована индикацией работы дополнительного моста и клавишей принудительного его отключения при прямой передаче.

Неисправности раздатки ГАЗ-66, их диагностика и устранение

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 относится к тем частям автомобиля, которые в процессе эксплуатации подвержены серьезным нагрузкам и их исправность зависит как от соблюдения основных правил использования, так и от проведения регулярных профилактических мероприятий.

Показателями неисправного механизма раздаточной коробки, как правило, служат следующие признаки:

  • Дополнительные шумы и вибрации при включенных режимах работы.
  • Затрудненное включение или выключение рычагов управления.
  • Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  • Масленые подтеки на картере раздаточной коробки.

Причинами, вызывающими данные «симптомы», могут быть следующие неисправности:

Раздаточная коробка ГАЗ-66 устройство, неисправности и ремонт.

Раздаточная коробка ГАЗ-66 устройство, неисправности и ремонт.

Рис. 104. Устройство раздаточной коробки ГАЗ-66:
1—сапун; 2—шестерня включения заднего моста и понижающей передачи; 3—вторичный вал; 4—ведущая шестерня привода спидометра; 5—ведомая шестерня привода спидометра; 6—промежуточный вал; 7—шестерня включения переднего моста; 8—вал привода переднего моста; 9—шестерня привода переднего моста; 10—шестерня понижающей передачи; 11—первичный вал; 12—маслоотгонное кольцо; 13—шайба; 14—сливная пробка; 15—наливная (контрольная) пробка

Раздаточная коробка ГАЗ-66 (рис. 104) имеет две передачи: прямую и понижающую. Прямая передача включается перемещением шестерни 2 включения заднего моста и понижающей передачи до зацепления с внутренними зубьями вторичного вала 3. Чтобы включить понижающую передачу, предварительно включают передний мост, что достигается вводом в зацепление с шестерней 9 привода переднего моста шестерни 7 включения переднего моста промежуточного вала. Включение понижающей передачи осуществляется перемещением шестерни 2 до зацепления с шестерней 10 понижающей передачи раздаточной коробки. Раздаточной коробкой управляют двумя рычагами. Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее— мост включен и заднее — мост выключен. Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: переднее — включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и заднее — включена понижающая передача. Механизм переключения передач раздаточной коробки снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при выключенной низшей передаче. Блокирующее устройство предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки. Уход за раздаточной коробкой заключается в подтяжке деталей крепления и проверке уровня масла в картере, доливке и смене его в соответствии с картой смазывания.

Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения ГАЗ-66.

Снятие раздаточной коробки с автомобиля. Отсоединяют от штоков тяги рычагов управления раздаточной коробкой; от рычага горизонтальную тягу ручного тормоза; промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста; отвертывают гайки шпилек подвески раздаточной коробки, снимают раздаточную коробку.
Разборка раздаточной коробки. Откручивают контрольную 15 (см. рис. 104) и сливную 14 пробки картера и сливают масло (если оно не было слито раньше); откручивают два винта и снимают с фланца вторичного вала барабан стояночного тормоза; раскернивают и откручивают гайку крепления фланца вторичного вала, снимают шайбу и фланец; откручивают болты крепления стояночного тормоза к задней крышке раздаточной коробки и снимают последовательно маслоотражатель с прокладкой, стояночный тормоз, отражатель щита тормоза. Расшплинтовывают и снимают шайбу и рычаг привода стояночного тормоза с пальца; откручивают болты, снимают крышку верхнего люка и прокладку и вынимают из отверстий шарики фиксаторов с пружинами; выкручивают пробку из отверстия под стопорные ползуны; предохранительные колпаки штоков; из картера гайки сальников штоков переключения, вынимают уплотнительные кольца, шайбы и сальники; расшплинтовывают и откручивают винты крепления вилок, вынимают из картера штоки переключения, вилки и ползуны блокирующего устройства штоков с пружиной; раскернивают и откручивают гайки крепления фланцев первичного вала и вала привода переднего моста, снимают шайбы и фланцы; выкручивают из крышки подшипника вторичного вала штуцер ведомой шестерни привода спидометра и вынимают шестерню 5 из крышки. Откручивают болты крепления крышки подшипника вторичного вала, снимают крышку, прокладку, снимают с вторичного вала 3 задний шариковый подшипник и ведущую шестерню 4 привода спидометра; откручивают болты, снимают остальные крышки подшипников валов и крышку бокового люка; снимают прокладки крышек. Выкручивают сапун 1 из крышки вторичного вала, выпрессовывают сальники из крышек; снимают с вала привода переднего моста маслоотгонное кольцо 12 и шайбу 13.
Вынимают из картера первичный вал 11 с подшипником в сборе и шестерню 2 включения заднего моста и понижающей передачи. Снимают стопорное кольцо переднего шарикового подшипника вторичного вала, вынимают вал 3 в сборе с подшипником из картера через боковой люк. Раскернивают и откручивают гайки крепления переднего подшипника промежуточного вала и заднего подшипника вала привода переднего моста. Спрессовывают передний подшипник промежуточного вала; вынимают промежуточный вал 6 в сборе с задним подшипником, шестерни 7 и 10 включения переднего моста и понижающей передачи, стопорное кольцо и упорную шайбу шестерни понижающей передачи. Вынимают из картера раздаточной коробки передний подшипник промежуточного вала; снимают с него стопорное кольцо; спрессовывают задний шариковый подшипник вала привода переднего моста. Вынимают из картера вал 8 привода переднего моста и шестерню 9; спрессовывают подшипники с валов, вынимают из паза вала привода переднего моста стопорное кольцо.

Осмотр и контроль деталей раздаточной коробки. К деталям раздаточной коробки предъявляются те же требования, что и к деталям коробки передач (см. разд. «Коробка передач»). Войлочные кольца штоков переключения пропитывают смазочным материалом для газовых кранов при температуре 40. 70 °С в течение 30 мин. Нарезную часть штуцера спидометра, болты крепления и нарезную часть колпаков штоков смазывают тонким слоем герметизирующей пасты (состав пасты указан в разд. «Коробка передач»).
Сборка раздаточной коробки. Ставят стопорные кольца шариковых подшипников первичного и промежуточного валов и вала привода переднего моста. Напрессовывают передний шариковый подшипник на шейку вала 8 привода переднего моста до упора в торец. Подшипник ставят канавкой наружу; ставят в паз вала привода переднего моста стопорное кольцо; подбирают промежуточный вал 6 и шестерню 7 включения переднего моста. Шестерня должна легко, без заеданий перемещаться по шлицам вала от усилия руки. Напрессовывают на шейку промежуточного вала 6 со стороны, противоположной резьбе, шариковый подшипник до упора в торец и устанавливают на вал подобранную шестерню 7. Подбирают первичный вал 11 и шестерню 2 включения заднего моста и понижающей передачи. Шестерня должна легко, без заеданий перемещаться по шлицам вала от усилия руки. Напрессовывают на шейку первичного вала шариковый подшипник до упора в торец. Подшипник ставят канавкой наружу. Запрессовывают в гнездо вторичного вала роликовый подшипник первичного вала до упора в торец; напрессовывают на переднюю шейку вторичного вала 3 шариковый подшипник до упора в торец. Подшипник ставят канавкой наружу. Сапун 1 закручивают в крышку вторичного вала. Запрессовывают сальники в крышки первичного, вторичного валов и вала привода переднего моста. Закручивают контрольную пробку 15 и пробку 14 сливного отверстия в картер раздаточной коробки; заводят в картер шестерню 9 вала привода переднего моста, устанавливают ее на вал 8 в сборе с подшипником и запрессовывают задний подшипник до упора шестерни в упорное кольцо. Ставят на передний конец вала привода переднего моста шайбу 13 и маслоотгонное кольцо 12, Ставят прокладку и переднюю крышку подшипника вала привода переднего моста и закрепляют ее болтами с шайбами моментом 2,4. 3,6 кгс* м. Ставят на вал 8 привода переднего моста фланец, шайбу и закрепляют гайкой моментом 25 кгс* м. После затяжки гайку закернивают в пазу вала. Запрессовывают задний шариковый подшипник в отверстие картера. На шейку вала привода переднего моста ставят и закручивают гайку крепления подшипника моментом 25 кгс* м. Ставят прокладку и заднюю крышку подшипника вала привода переднего моста и закрепляют ее болтами с шайбами моментом 2,4. 3.6 кгс* м. Заводят в картер шестерню 7 включения переднего моста, вставляют в картер со стороны заднего отверстия промежуточный вал 6 в сборе с задним подшипником через шестерню включения переднего моста. Надевают на промежуточный вал стопорное кольцо на длину 5 мм от переднего торца шлицевой части. Вставляют в картер шестерню 10 понижающей передачи и надевают ее на промежуточный вал. Досылают шестерню понижающей передачи на место так, чтобы стопорное кольцо зашло в канавку промежуточного вала. Запрессовывают промежуточный вал 6 в сборе с подшипником в отверстие картера. Ставят на переднюю шейку промежуточного вала шайбу и запрессовывают подшипник в отверстие картера и на шейку вала до упора шестерни понижающей передачи в стопорное кольцо. Накручивают на резьбовой конец промежуточного вала гайку крепления подшипника и закернивают ее в паз вала. Ставят прокладки, переднюю и заднюю крышки подшипников промежуточного вала и закрепляют их болтами с шайбами моментом 2,4. 3.6 кгс* м. Вставляют вторичный вал 3 в отверстие картера под подшипник через боковой люк так, чтобы подшипник был заподлицо с внутренней плоскостью картера. Ставят стопорное кольцо в паз наружной обоймы подшипника, напрессовывают на вторичный вал ведущую шестерню 4 спидометра и задний шариковый подшипник. Ставят уплотнительную прокладку и крышку подшипника вторичного вала и закрепляют ее болтами с шайбами моментом 2,4. 3.6 кгс* м. Ставят ведомую шестерню 5 привода спидометра в отверстие крышки подшипника вторичного вала. Перед постановкой шестерню смазывают. Ставят и закручивают штуцер ведомой шестерни привода спидометра. Заводят в картер шестерню 2 включения заднего моста и понижающей передачи и ставят ее на подсобранный первичный вал 11, установив его в роликовом подшипнике вторичного вала. Запрессовывают первичный вал с подшипником в картер. Ставят уплотнительную прокладку и крышку подшипника первичного вала и закрепляют ее болтами с шайбами моментом 2,4. 3.6 кгс* м. Ставят на первичный вал фланец, шайбу и закрепляют гайкой моментом не менее 25 кгс* м. После затяжки гайку закернивают в пазу вала, ставят на вторичный вал фланец, шайбу и накручивают на резьбовой конец гайку. Ставят уплотнительную прокладку и крышку бокового люка и закрепляют ее болтами с шайбами моментом 2,4. 3,6 кгс* м. Ставят в паз шестерни включения переднего моста вилку, вставляют в отверстия картера и вилки шток и закрепляют вилку стопорным винтом моментом 1,8. 2,5 кгс* м. Вставляют в отверстие картера стопорные ползуны с пружиной. Ставят в паз шестерни включения заднего моста и понижающей передачи вилку, вставляют в отверстие картера и вилки шток и закрепляют вилку стопорным винтом моментом 1,8. 2,5 кгс* м. При заходе штока в заднее отверстие картера отжимают стопорный ползун оправкой, зашплинтовывают стопорные винты вилок проволокой, закручивают пробку в отверстие стопорных ползунов, устанавливают на штоки переключения сальники, шайбы, уплотнительные кольца, гайки сальников и закручивают их. Ставят на выступающие концы штоков со стороны канавок под фиксаторы защитные колпаки и закручивают их до отказа. Вставляют в отверстия под фиксаторы шарики с пружинами. Ставят уплотнительную прокладку и крышку верхнего люка и закрепляют ее болтами с шайбами моментом 0,8. 1,8 кгс* м. Собранную раздаточную коробку ставят на стенд, заливают масло И-20А или ТАп-15В, подогретое до 65. 75 °С, и проверяют работу раздаточной коробки по шуму на всех передачах при частоте вращения первичного вала 1500 об/мин в течение 4. 5 мин.

Читайте также  Схемы стабильных кварцевых генераторов

После испытаний сливают масло из раздаточной коробки, снимают ее со стенда, откручивают гайку крепления фланца вторичного вала и устанавливают на крышку подшипника вторичного вала тормоз стоянки. Затем ставят фланец вторичного вала, шайбу и закрепляют гайкой моментом не менее 26 кгс* м. После затяжки гайку закернивают в пазу вала. Прикручивают винтами барабан тормоза стоянки к фланцу. Раздаточную коробку устанавливают на автомобиль в последовательности, обратной ее снятию.

Регулировка привода управления переключением передач раздаточной коробки должна обеспечить полноту включения шестерен. Требуемое положение рычагов управления обеспечивают регулировкой длины тяг. Для регулировки положения рычага расшплинтовывают палец тяги, вынимают его из вилки, передвигают шток до полного включения требуемой передачи (фиксатор должен четко зафиксировать положение штока), ставят рычаг в положение, соответствующее включенной передаче, и вращением вилки устанавливают необходимую длину тяги. Затем совмещают отверстия в рычаге и вилке тяги, вставляют палец, зашплинтовывают его и затягивают контргайку на тяге.

Газ 66 кинематическая схема трансмиссии

1. Вынуть заглушку из отверстия под, стопорный плунжер.

2. Вынуть из горловины крышки два штифта.

3. Снять коническую пружину.

4. Выбить стопоры из вилки переключения и переводной головки штока первой и второй передач.

5. Снять со штока переключения первой и второй передач вилку и переводную головку и вынуть шток.

6. Выбить стопор вилки переключения третьей и четвертой передач.

7. Снять со штока вилку переключения третьей и четвертой передач, вынуть шток и вынуть из него стопорный палец.

8. Выбить из вилки и переводной головки заднего хода стопорные штифты. Снять со штока переключения заднего хода вилку и переводную головку в сборе и вынуть шток.

9. Вынуть из отверстий крышки стопорные пружины, плунжеры и шарики фиксаторов штоков.

Разборка переводной головки штока заднего хода. Раскернить и отвернуть стопор пружины.

Вынуть пружину и предохранитель.

Определение технического состояния

Детали разобранной коробки передач (за исключением подшипников) подержать в моющем растворе, а затем промыть. В деталях, имеющих масляные каналы, последние тщательно прочистить. После мойки детали тщательно осмотреть. детали с трещинами заменить. При наличии на механически обработанных поверхностях забоин, заусенцев и других неровностей зачистить эти неровности для обеспечения хорошего прилегания сопряженных деталей. При этом следует обратить особое внимание на состояние и геометрию посадочных поверхностей под подшипники в картере и на валах.

Тщательно проверить состояние зубьев шестерен коробки передач. На рабочей поверхности зуба, на площади не более 10% всей поверхности допускаются мелкие раковины (питтинг). Незначительные забоины, заусенцы на торцах зубьев зачистить. Сколы на рабочей поверхности не допускаются. Осмотреть состояние шлиц в шлицевых соединениях и канавок под вилки переключения. При наличии в канавках для вилок и на шлицах задиров, сильного износа, смятия или выкрашивания детали нужно заменить. Замене также подлежат детали, имеющие сорванную резьбу, а также выработку поверхности под сальник.

Подшипники промыть в чистом растворе и протереть тряпкой или продуть сжатым воздухом. Если подшипники пригодны для дальнейшей работы, то, высушив их, смазать смазкой, которая применяется для коробки передач, и хранить пока они не потребуются.

Браковочными признаками подшипников являются:

трещины, сколы, риски и выкрашивание металла на шариках (или роликах) и на дорожках качения, увеличенный радиальный зазор. Величины допустимого радиального зазора составляют:

— 0,05 мм для шариковых подшипников;

— 0,08 мм для роликового подшипника промежуточного вала.

Величину радиального зазора в шариковых подшипниках определяют следующим способом:

Подшипник устанавливают так, чтобы ось его была расположена горизонтально. Торцы одного из колец, например, наружного, закрепляют неподвижно.

После этого перемещают свободное внутреннее кольцо в радиальном направлении под действием нагрузки 10 кг. При этом в верхней части подшипника между шариком и поверхностью дорожки качения появится максимальный радиальный зазор. Для определения величины зазора внутреннее кольцо переместить под действием указанного усилия в обратном радиальном направлении и замерить величину перемещения индикатором.

Указанным способом можно определить радиальный зазор в роликовом подшипнике промежуточного вала.

У картера коробки передач отверстия под подшипники ведущего и ведомого валов, а также под подшипники промежуточного вала должны быть расточены с одной установки.

Расстояние от оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов до оси отверстий под подшипники промежуточного вала должно быть в пределах 110,625 ± 0,07 мм.

Ось отверстий под подшипники промежуточного вала должна быть параллельна оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов и лежать, с ней в одной плоскости, отклонение не должно превышать 0,04 мм на длине 250 мм.

Расстояние от оси отверстий под подшипники промежуточного вала до оси отверстий под ось блока шестерен заднего хода должно быть в пределах 71,25 ± 0,07 мм.

Ось отверстий под ось блока шестерен заднего хода должна быть параллельна оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов и должна лежать с ними в одной плоскости. Отклонение не должно превышать 0,08 мм на длине 200 мм.

Передняя и задняя торцовые плоскости картера должны быть перпендикулярны оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов. Отклонение не должно превышать 0,07 мм на радиусе 75 мм.

Внутренние торцы проушины под блок шестерен заднего хода должны быть перпендикулярны оси отверстий под ось блока шестерен заднего хода. Отклонение не должно превышать 0,1 мм на радиусе 21 мм.

Заусенцы и забоины на зубьях шестерен должны быть зачищены. После сборки синхронизатора (при замене конусных колец) необходимо обработать конусные поверхности колец так, чтобы зазор между торцами кольца и шестерни после притирки конусов был в пределах 0,8 — 1,25 мм. Площадь поверхности притирки должна быть не менее 70% поверхности конуса. Проверку производить по эталону.

Шестерни коробки передач следует подбирать так, чтобы боковой зазор между зубьями был в пределах 0,3 — 0,4 мм.

Шестерню 1-й передачи нужно подбирать к ведомому валу так, чтобы боковой зазор между шлицами был не более 0,18 мм.

Муфту, скользящую переключения 3-й и 4-й ‘передач необходимо подбирать со ступицей.

При этом должно быть обеспечено легкое перемещение деталей без ощутимого бокового зазора.

В крайних положениях скользящей муфты переключения 3-й и 4-й передач, соответствующих 3-й и 4-й передачам, допускается продольное перемещение муфты в пределах 0,2 мм.

1.2 Кинематические схемы и конструкции

Можно выделить несколько типо­вых групп наиболее распространенных кинематических схем раздаточных ко­робок. Три основные группы схем по­казаны на рисунках 1.1. 1.3.

Первой группе (рисунок 1.1) присущи следующие при­знаки:

два соосных выходных вала с дифференциальным приводом;

по­стоянно включенный передний мост;

Второй (рисунок 1.2) группе:

два несоосных вы­ходных вала с блокированным приво­дом: один из выходных валов соосен входному;

периодически включаемый передний мост.

Схемы третьей группы (рисунок 1.3) имеют:

два соосных выход­ных вала с блокированным приводом;

периодически включаемый передний мост.

Читайте также  Схемы регулируемый генератор прямоугольных импульсов схема

Раздаточные коробки первой группы выполняются двухступенчаты­ми и одноступенчатыми, второй и третьей групп — обычно двухступенча­тыми.

Для раздаточных коробок первой группы характерно отсутствие в при­воде ведущих мостов циркуляции мощ­ности, что позволяет иметь постоянно включенный привод всех ведущих мо­стов и, следовательно, обеспечить более равномерную их загрузку. Разда­точные коробки этой группы наиболее

а – УРАЛ — 375; б – КамАЗ-4310; в – Zahnradfabrik «VG-275. 380, 800»

Рисунок 1.1 – Схемы раздаточных коробок с дифференциальным приводом

полно удовлетворяют первому из ука­занных выше требований. Для улучшения проходимо­сти автомобиля в сложных дорожных условиях в раздаточных коробках пер­вой группы устанавливается муфта принудительной блокировки межосе­вого дифференциала (МБ, рисунок 1.1). При движении с блокированным диф­ференциалом может иметь место цир­куляция мощности. Поэтому на сухих твердых дорогах, где циркулирующий момент может быть значительным, блокировать дифференциал не разрешается. Раздаточные коробки первой группы рекомендуются для автомоби­лей, предназначенных для постоянной работы в качестве полноприводных.

а – ГАЗ-66, УАЗ-452; б – Aystin Gipsy; в – ЗИЛ-131

Рисунок 1.2 – Схемы раздаточных коробок с блокированным приводоми и несоосными входными валами

В раздаточных коробках второй группы есть прямая передача с вход­ного вала на соосный с ним выходной. При движении на прямой передаче в раздаточной коробке автомобиль ра­ботает как неполноприводной, с от­ключенным передним мостом. При этом подшипники и зубчатые колеса раздаточной коробки не нагружены. Для работы автомобиля в качестве полноприводного в раздаточной короб­ке второй группы производится вклю­чение привода переднего моста с по­мощью передвижной зубчатой муфты. Привод при этом оказывается блоки­рованным, с кинематически жесткой связью выходных валов. В контур воз­можной циркуляции мощности входят зубчатые колеса раздаточной коробки, соединяющие ее выходные валы, кар­данные и главные передачи, полуоси и шины. При движении по сухой твер­дой дороге привод переднего моста должен быть выключен для предупре­ждения возможной циркуляции момен­та. Раздаточные коробки второй груп­пы рекомендуются для автомобилей, работающих в качестве полнопривод­ных лишь периодически, если при этом на высшей ступени для них допустимо иметь передаточное число, равное еди­нице.

Раздаточные коробки третьей груп­пы качественно отличаются от раздаточных коробок второй группы отсут­ствием прямой передачи, вследствие чего их зубчатые колеса и подшипники нагружены при всех режимах работы. Блокированный привод в раздаточных коробках третьей группы выполняется в двух вариантах: с кинематически жесткой связью выходных валов, осу­ществляемой с помощью передвижной зубчатой муфты (рисунок 1.3, а, б), и со связью указанных валов с помощью муфты свободного хода, действующей автоматически (рисунок 1.3, в, г). В пер­вом варианте возможна циркуляция мощности, однако благодаря соосному расположению выходных валов зубча­тые колеса раздаточной коробки в кон­тур циркуляции не входят. Во втором варианте циркуляция мощности прак­тически отсутствует.

а – Tatra «138»; б – Henschel; в – Timken; г – МАЗ-7310 (проходной редуктор

Рисунок 1.3 – Схемы раздаточных коробок с блокированным приводом и соосными выходными валами

В каждой группе типовых схем раздаточных коробок имеется несколь­ко вариантов, отличающихся общим числом валов, способом переключения ступеней, расположением элементов переключения. Многие схемы, кроме входного и выходных валов, включа­ют еще промежуточный вал. Схемы с промежуточным валом имеют соот­ветственно большее количество зубча­тых колес и подшипников, но обеспе­чивают более широкие компоновочные возможности. Схема с промежуточным валом позволяет распределить пере­даточное число низшей ступени между двумя парами зубчатых колес и тем самым уменьшить диаметр ведомого зубчатого колеса. Таким образом, при одинаковых расстояниях между осями входного вала и вала привода перед­него моста и передаточных числах низшей ступени схема с промежуточ­ным валом обеспечивает большую ком­пактность раздаточной коробки в по­перечном направлении, чем схема без промежуточного вала. Кроме того, при соосном расположении выходных ва­лов в схеме с промежуточным валом меньше реактивный момент, действую­щий на элементы крепления раздаточной коробки. Для таких схем реактив­ный момент равен разности выходного и входного моментов. При отсутствии промежуточного вала в схеме с соосными выходными валами реактивный момент равен сумме выходного и вход­ного моментов.

На рисунку 1.4 показаны схемы неко­торых раздаточных коробок, отличаю­щихся от типовых. Особенностью схем, показанных на рисунке 1.4, а, б, является наличие трех выходных валов. Первая имеет дифференциальный привод к среднему и заднему мосту и блокиро­ванный — к переднему; вторая — бло­кированный привод ко всем трем мо­стам. Для схем, показанных на рисунке 1.4, в, г, характерно разделение потока мощности, проходящего через зубча­тые зацепления. Первая из них имеет дифференциальный привод; поток мощ­ности на входном валу делится между двумя одинаковыми зубчатыми пере­дачами, а суммируется на корпусе дифференциала. При такой схеме для наиболее полного использования мате­риала зубчатых колес и равномерной загрузки параллельных передач тре­буется высокая точность и полная

а – КрАЗ-255; б – ЗИЛ-157К; в – Magirus-Deutz; г – T-70 (США); д – Berliet; е – Magirus Д15/Д22

Рисунок 1.4 – Схемы комбинированных раздаточных коробок

идентичность выполнения последних. Вторая схема (рисунок 1.4, г) имеет два идентичных двухступенчатых редукто­ра, расположенных за межосевым диф­ференциалом. За счет усложнения кон­струкции обеспечивается равномерная загрузка параллельных редукторов.

В схеме, показанной на рисунке 1.4, д, три выходных вала — вал блокированного привода заднего моста и два вала дифференциального привода бортовых передач передних колес. Принятое рас­положение муфт переключений обеспе­чивает на высшей ступени прямую пе­редачу всей мощности на задний мост.

На рисунке 1.4, е показана схема двух­ступенчатой раздаточной коробки с планетарным редуктором. Планетар­ный трехзвенный механизм использу­ется в качестве редуктора на высшей ступени, при этом вся мощность передается на задний мост. На низшей ступени включены оба моста и указан­ный планетарный механизм использу­ется в качестве несимметричного меж­осевого дифференциала, который в случае необходимости может быть блокирован.

В раздаточных коробках грузовых полноприводных автомобилей преду­сматривается установка механизма от­бора мощности. Отбор, как правило, производится с входного вала. В зави­симости от принятой схемы при рабо­те механизма отбора мощности зубча­тые колеса раздаточной коробки мо­гут вращаться без нагрузки (см. рисунок 1.1, б; 3, б) или быть неподвиж­ными (см. рисунок 1.1, а, в; 3, а, в). В первом случае может быть обеспе­чено достаточно длительное смазыва­ние элементов раздаточной коробки и механизма отбора мощности разбрыз­гиванием масла. Во втором — возмож­но лишь кратковременное смазывание элементов механизма отбора мощно­сти, а также подшипников входного вала и установленных на нем шестерен маслом, попавшим на детали при дви­жении автомобиля. Если предусматри­вается более длительная работа меха­низма отбора мощности, то устанавли­вается масляный насос с приводом от входного вала или вала механизма от­бора.

Технические характеристики грузовика ГАЗ-66

Раздаточная коробка или раздатка – особый модуль, который монтируют на автомобилях, сконструированных специально для поездок по бездорожью и пересеченной местности. Раздатка обеспечивает равное распределение усилий между ведущими мостам автомобиля. Именно раздатка ГАЗ 66, устройство и конструкция которой были предметом особого внимания конструкторов, обеспечила автомобилю почти легендарную проходимость. ГАЗ-66 вошел в историю отечественного автомобилестроения как один из наиболее удачных грузовиков. Реализованные при его разработке конструктивные решения позволили преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу. Немалый вклад внесла конструкция раздатки.

Читайте также  Тойота виш схема ремня генератора

Описание и принцип работы раздатки

Раздаточная коробка схожа с коробкой трансмиссии в плане как внешнего вида, так и функционала. Ее главное назначение – равномерное распределять нагрузки на все мосты. В зависимости от типа автомобиля раздатка может подключаться только к переднему мосту либо также к пониженной передаче.

Принцип работы состоит в следующем:

  1. При включенном сцеплении крутящий момент передается на ведущий вал раздаточной коробки и далее на задние колеса. Это обеспечивается за счет зацепления шестерни-каретки с соответствующими шестернями.
  2. Если зацепления нет, то крутящий момент на колеса передаваться не будет.
  3. Также зацепление шестерни-каретки с надлежащей шестерней обеспечивает включение понижающей передачи. Используется при движении по вязкому грунту или в гору под нагрузкой. В результате возрастают тяговые усилия на колесах и повышается проходимость. Это работает только на полном приводе, чтобы избежать перегрузки привода заднего моста.

Раздаточная коробка

Раздатка помогает равномерно распределять нагрузку



Обслуживание

Отличительная особенность двигателей ГАЗ-66 – высокий показатель надежности. Единственным требованием производителя было проведение регулярного и качественного технического обслуживания. Чтобы выполнить диагностику состояния мотора, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Заливать внутрь силовых агрегатов проверенные марки горюче-смазочных материалов или оценивать состояние жидкостей в процессе эксплуатации.
  2. Во время проведения каждого второго технического обслуживания осуществлять подтяжку головок блоков цилиндров. Операцию рекомендуется выполнять на выключенном и остывшем двигателе.
  3. Не добиваться перегрева мотора во время езды на транспортном средстве.
  4. Периодически осуществлять проверку гаек крепления выпускной трубы. Такая осмотрительность позволит избежать проникновения внутрь трубы воды.

Дополнительно владельцу грузовика рекомендуется регулярно проверять состояние поршневых колец и вкладышей подшипников. Если при проведении осмотра были обнаружены деформации элементов или неисправности, их следует заменить.

Устройство

В сети огромное количество рисунков и фотографий, по которым раздатка и схема КПП ГАЗ 66 могут быть изучены в подробностях. Также есть видео по разбору, ремонту и сборке, которые позволяют рассмотреть все детали.

Основные элементы коробки ГАЗ-66:

  1. Картер. Изготавливается из чугуна методом сварки. Заполнен трансмиссионным маслом. На крышке установлен механизм переключения передач и включения переднего ведущего моста.
  2. Ведущий вал. Он расположен в картере и соединен с вторичным валом КПП. Имеет шлицы, на которых установлена шестерня-каретка, обеспечивающая включение заднего моста и понижающей передачи.
  3. Вал заднего моста. На нем имеется шестерня, входящее в зацепление с шестерней-кареткой.
  4. Промежуточный вал, обеспечивающий передачу крутящего момента на передний мост.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи. При этом передаточные числа КПП ГАЗ 66 сделаны с шагом в 14,7.

Это описание раздаточной коробки на двухосный автомобиль. В раздатке для трехосного варианта предусмотрены два положения рычага понижающих передач, что обеспечивает автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи.

Раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы:

  • подключена только задняя ось;
  • подключены две приводные оси;
  • две оси подключены с межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с пониженной передачей и межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с автоматической блокировкой дифференциала.

раздаточная коробка ГАЗ 66 раздаточная коробка ГАЗ-66 ГАЗ 66 собранная раздаточная коробка

Полноприводный автомобиль ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 высокой проходимости и грузоподъемностью 2 тонны предназначен для перевозки грузов и людей в различных дорожных условиях и по бездорожью. Автомобиль изготовлен в разных исполнениях и рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от плюс 50 до минус 45 °С. Автомобиль ГАЗ-66 может буксировать прицеп, имеющий сцепное устройство, электровыводы, а также двухпроводный пневматический привод тормозной системы. Автомобиль оснащается восьмицилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-53 жидкостного охлаждения. Все колеса автомобиля ГАЗ-66 — односкатные ведущие. Размер шин 12,00-18. Трансмиссия — восьмиступенчатая без межосевого дифференциала. Диапазон передаточных чисел трансмиссии -14,7. Главная передача — гипоидная. Установлены самоблокирующиеся кулачковые межколесные дифференциалы. В состав оборудования машины входили также гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов, омыватель лобового стекла. Основные модификации автомобиля ГАЗ-66 ГАЗ-66-11 — основная модификация; ГАЗ-66-12 — с лебедкой; ГАЗ-66-14 — с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-15 — с лебедкой и экранированным электрооборудованием. Общие данные и параметры ГАЗ-66 Тип — Грузовой двухосный автомобиль с приводом на обе оси Масса перевозимого груза, кг — 2000 Наибольшая полная масса прицепа, кг — 2000 Полная масса автомобиля не более, кг: — без лебедки — 5770 — с лебедкой — 5940 Масса автомобиля в снаряженном состоянии (без дополнительного оборудования), кг: — без лебедки — 3440 — с лебедкой — 3610 Габаритные размеры машины ГАЗ-66 (мм) длина — 5805 ширина — 2525 высота (по кабине, без нагрузки) — 2490 База — 3300 Колея передних колес — 1800 Колея задних колес — 1750 Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой (под картером переднего и заднего мостов) — 315 Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м — 9,5 Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч, не менее — 90

Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче с постоянной скоростью 60 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъемами, не превышающими 0,5°, л/100 км — 20

Путь торможения автомобиля с полной нагрузкой без прицепа, движущегося со скоростью 50 км/ч, м — 25 Глубина преодолеваемого брода по твердому дну не более,м — 1 Углы свеса (с полной нагрузкой), град.: — передний — 35 — задний — 32 Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, град. — 31 Погрузочная высота, мм — 1110 Двигатель автомобиля ГАЗ-66 Тип — 4-тактный, карбюраторный, бензиновый Число цилиндров и их расположение — 8, V-образное Диаметр цилиндров, мм — 92 Ход поршня, мм — 80 Рабочий объем цилиндров, л — 4,25 Степень сжатия — 7,6 Номинальная мощность брутто (с ограничителем) при 3200 об/мин, кВт (л.с.) — 88,5 (120) Максимальный крутящий момент при 2000—2500 об/мин, Нм (кг/см) — 29 (29) Порядок работы цилиндров 1 —5—4—2—6—3—7—8 Направление вращения коленчатого вала — правое Система смазки — Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, с полнопоточной фильтрацией. Охлаждение двигателя — Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом и расширительным бачком. В системе охлаждения имеется термостат, установленный в выпускном патрубке. Карбюратор — К-135, двухкамерный, балансированный с падающим потоком Ограничитель частоты вращения — Пневмоцентробежного типа Пусковой подогреватель — ПЖБ-12 Трансмиссия ГАЗ-66 Сцепление ГАЗ-66 — Однодисковое, сухое Коробка передач ГАЗ-66 — Трехходовая. 4-ступенчатая Передаточные числа коробки передач — 1 передача—6,55; 2 передача—3,09; 3 передача—1,71; 4 передача—1,0; задний ход—7,77 Раздаточная коробка — Имеет две передачи: прямую и понижающую с передаточным числом 1,982 Карданная передача — Открытая. Имеет три вала. Главная передача ведущих мостов — Коническая, гипоидного типа. Дифференциал — Кулачкового типа. Поворотные кулаки ГАЗ-66 — Имеются шарниры равных угловых скоростей (ШРУС). Полуоси — Полностью разгруженные. Ходовая часть ГАЗ-66 Рама — Штампованная, клепаная. Колеса — Дисковые с ободом 228Г-457, с бортовым и разрезным замочным кольцами. Шины — Пневматические, размером 320—457 (12,00—18) Установка передних колес — Угол развала колес 0°45′. Угол бокового наклона шкворня 9°. Угол наклона нижнего конца шкворня вперед 3°30′. Схождение колес 2—5 мм. Рессоры — Четыре, продольные, полуэллиптические Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на обоих мостах автомобиля. Рулевое управление машины ГАЗ-66 Тип рулевого механизма ГАЗ-66 — Глобоидиый червяк с трехгребневык роликом 21,3 (среднее). Усилитель рулевого привода — Гидравлический Продольная рулевая тяга — Трубчатая. Соединения тяги с сошкой и рычагом поворотного кулака имеют шаровые пальцы и пружины, затяжка которых регулируется. Поперечная рулевая тяга — Стержневая, соединена с поворотными кулаками посредством шаровых пальцев. Тормоза ГАЗ-66 Рабочая тормозная система ГАЗ-66 — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем в каждом контуре; имеет дзухнроводный пневмовывод для управления тормозами прицепа. Тормозные механизмы —- колодочные, барабанного типа. Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система — С механическим приводом к тормозному механизму, расположенному на трансмиссии. Кабина и платформа машины ГАЗ-66 Кабина — Двухместная, металлическая, откидывающаяся вперед. Кабина оборудована отопителем, стеклоочистителем, электрическим омывателем ветрового стекла, двумя противосолнечными козырьками, двумя зеркалами заднего вида, спальным местом водителя, кронштейнами для крепления ремней безопасности, двумя ковриками для пола, знаком автопоезда. Платформа — Металлическая. Откидной борт задний (деревометаллический). Спецоборудование машины ГАЗ-66 Коробка отбора мощности КОМ — Имеет две передачи: дли наматывания и разматывания троса лебедки. Лебедка — Предельное тяговое усилие на тросе 3000 Н (3000 кгс) при полностью намотанном (верхний ряд навивки) и 4000 —4500 Н (4000—4500 кгс) при полностью размотанном барабане (нижний ряд навивки). Длина троса 50 м. Привод лебедки карданными валами от коробки отбора мощности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: