В каких случаях пользуются сцеплением

Как правильно использовать автомобильное сцепление

Как правильно использовать автомобильное сцепление

Принцип использования сцепления стоит изучить, чтобы не допустить ускоренного износа деталей авто и постоянного ремонта в связи с этим. Стоит запомнить, что сцепление должно все время оставаться включенным, а пользоваться педалью стоит только для того, чтобы машина сдвинулась с места, а также при переключении передач и при необходимости полной остановки ТС. Не надо продолжать удерживать педаль во время стоянки – это не самым лучшим образом влияет на механизм. Движение при наполовину выжатом сцеплении способствует подгоранию дисков.

Работать с педалью сцепления несложно – нажать и плавно отпустить. Можно допускать небольшую паузу при нажатии в точке схватывания. На практике мало кто ездит все время на передаче, но лучше делать именно так.

При постоянной езде на скорости плюсы в том, что для осуществления маневров у водителей намного больше возможностей, ТС может двигаться плавно, а нагрузка на резину и тормозные диски при торможении снижается.

Правильное использование педали сцепления

Выжимать сцепление следует без задержек и до упора. При ее отпускании нога должна двигаться плавно, без «бросков», возможна остановка при достижении точки схватывания.

Подолгу удерживать сцепление в нажатом положении не стоит.

Начинается движение всегда с первой передачи. Опытные водители иногда на скользких зимних дорогах начинают со второй.

За состоянием системы рекомендуется внимательно следить и при необходимости исправлять поломки немедленно.

  • Зачем нужно сцепление в автомобиле
  • Принцип работы сцепления
  • Как проверить сцепление на машине
  • Как менять сцеплениеКак менять сцепление
  • Как выжимать сцеплениеКак выжимать сцепление
  • Как нажимать сцеплениеКак нажимать сцепление
  • Как отрегулировать сцепление МАЗКак отрегулировать сцепление МАЗ
  • Как выключать сцеплениеКак выключать сцепление
  • Как отрегулировать сцеплениеКак отрегулировать сцепление
  • Когда нужно менять сцеплениеКогда нужно менять сцепление
  • Как настроить сцепление на ВАЗКак настроить сцепление на ВАЗ
  • Как регулировать сцепление на ВАЗКак регулировать сцепление на ВАЗ
  • Как проверить сцепление
  • Как отрегулировать сцепление на вазКак отрегулировать сцепление на ваз
  • Как не бросать сцеплениеКак не бросать сцепление
  • Как переключать передачи в автоКак переключать передачи в авто
  • Как определить сцеплениеКак определить сцепление
  • Как просто самостоятельно проверить износ сцепленияКак просто самостоятельно проверить износ сцепления
  • Как натянуть сцеплениеКак натянуть сцепление
  • Как регулировать сцеплениеКак регулировать сцепление
  • Как нажимать педали на машинеКак нажимать педали на машине
  • Как проверить исправность сцепленияКак проверить исправность сцепления
  • Как включить передачу без сцепленияКак включить передачу без сцепления
  • Что такое корзина сцепленияЧто такое корзина сцепления
  • Как отрегулировать сцепление на Renault LoganКак отрегулировать сцепление на Renault Logan
  • Как правильно трогаться на механикеКак правильно трогаться на механике
  • Как научиться ездить на МКППКак научиться ездить на МКПП

Правильное начало движения «качели» — «ножницы» (одновременная работа сцеплением и газом)

Наиболее правильный способ начала движения «качели» — «ножницы» (одновременная работа сцеплением и газом) используется в случаях, когда требуется динамичный старт с последующим ускорением. Он является самым распространенным у опытных водителей и наиболее часто используемым в повседневной городской езде, незаменим при старте на светофоре. Схожий прием применяется при переключении передач в нисходящем и восходящем порядке. В данном способе есть определенная избыточность, с учетом того что такое начало движение сложно в освоении данным способ не является обязательным. Знать о его существовании важно.

Суть метода «качели» — «ножницы»:

Педали сцепления и газа работают в противоходе подобно качелям. Возможны различные комбинации очередности поднятия педалей в зависимости от ситуации. Самый известный: плавное, но быстрое поднятие педали сцепления с одновременным увеличением давления на педаль газа.

Предварительные действия:

К освоению этого приёма следует приступать после усвоения и уверенного выполнения «начало движения на холостом ходу» и «начало движения с газом». Для удачного освоения этого весьма сложного метода, рекомендуется проделать следующие упражнения. Первое: обнаружение точки срабатывания сцепления с удержанием педали в этом положении. Несколько раз плавно поднимаем педаль сцепления до контакта. Потом этот подъем ускоряем, постепенно приходя к мгновенному подъему до точки контакта, как бы минуя холостой ход педали сцепления. Второе: контролируемый подъём и удержание оборотов двигателя в установленном диапазоне. Кратковременно неглубоко несколько раз нажимаем на педаль газа. Попутно отмечаем реакцию мотора и приборов. После этого пробуем плавно поднять обороты двигателя на 1500-2000 и удерживать на этом значении примерно 10 секунд. Повторять до стабильного результата. Далее плавно поднять обороты до 3000 и плавно спустить до 2000,опять задержать на 10 секунд и так повторять до стабильного результата.) .
Важно учесть, что избыточное дросселирование (много газа) может привести к пробуксовке ведущих колёс при старте, что в свою очередь спровоцирует частичную потерю управляемости, просадку колёс в рыхлом основании (песок, снег), износ шин, ударные нагрузки на конструкции автомобиля. А при неполном, либо слишком медленном поднятии педали сцепления, существует риск перегреть его механизм. Крайне нежелательно очень резко поднимать сцепление, так как из-за этого может произойти поломка узлов автомобиля. Также нужно быть готовым к резко возрастающей скорости автомобиля.

Алгоритм «качели» — «ножницы» по пунктам:

(Машина заведена, прогрета, зафиксирована стояночным тормозом, посадка и зеркала настроены, месторасположение рычагов/тумблеров/клавиш управления известно, термины согласованы, маршрут показан, действия продемонстрированы, фары включены, ремень пристегнут, ноги на педалях)
— Выжим сцепления.
— Включение первой/задней передачи.
— Включение указателя поворота в необходимом направлении.
— Оценка дорожной ситуации в отрегулированное зеркало с соответствующей стороны.
— Снятие ручного/стояночного тормоза.
— Повторная оценка дорожной ситуации.
— Начинаем плавно (первые разы медленнее) поднимать педаль сцепления практически до точки контакта.
— В момент, когда педаль сцепления практически поднята до точки контакта , начинаем увеличивать обороты двигателя до заранее оговоренного значения, плавно увеличивая давление на педаль газа.
Давление на педаль газа необходимо рассчитать таким образом, чтобы прирост оборотов, приходящийся на момент поднятия сцепления, не превышал 1500 и был растянут на весь подъём педали сцепления. Это должно происходить в достаточно короткий временной промежуток порядка 1-3 секунд. Первой начинает подниматься педаль сцепления, после прохода холостого хода педали и подхода к точке контакта, мы начинаем подавать газ. В среднем активная часть, идущая после холостого хода при подъёме педали сцепления, имеет протяженность около 10 мм, именно эти 10 мм нужно проходить за 1-3 сек. и именно на них приходится растягивать прирост оборотов двигателя с холостых до 1500. А уже после рабочих 10 мм есть остаточная часть подъёма, пройдя который, можно активно наращивать обороты двигателя. Иными словами, если итоговое значение 2500 оборотов, оно должно быть достигнуто при уже полностью поднятой педали сцепления. Возможен вариант наращивания оборотов двигателя на фоне поднятия педали сцепления, то есть одновременное движение педалей сцепления вверх, газа — вниз.
— На фоне равномерного завершения подъёма педали сцепления продолжаем плавно увеличивать давление на педаль газа.
— Выводим педаль сцепления в верхнее положение, а педаль газа в положение соответствующее желаемым оборотам двигателя (НЕ в крайнее нижнее).
— Убираем ногу с педали сцепления и при помощи педали газа поддерживаем равномерную скорость.
— Контроль движения и остановку осуществляет инструктор.

Автор Вячеслав Нуриев, инструктор по вождению из Санкт-Петербурга, связаться с ним и задать вопросы можно по емаилу instrspb@gmail.com

Также можно задать вопросы или прокомментировать написанное в комментариях.

Если у вас есть что предложить для Рулимс, пишите — с радостью опубликуем.

Почитать еще:

Опубликовано 23.3.2016, версия 1.1 от 29.07.2020
Если вы хотите быстрей увидеть новые материалы и сервисы пожалуйста опубликуйте ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Участие в проекте.

This article has 4 comments

Здравствуйте, подбираю зимнюю шипованную резину (живем за городом, именно поэтому без шипов никак)
Может есть шины для авто которые оптимально подойдут как для мегаполиса, так и для деревенских дорог?

Читайте также  Бачок сцепления ваз 2101 в сборе

Приветствую! Спасибо за вопрос, это первый вопрос про автомобили на рулимс! ;)… Современные резины достаточно универсальны, так что варианты наверняка есть. Но для конкретики полезно знать какая машина, какие колеса. Ну и оптимально задать вопрос где много людей, чтобы разные мнения услышать, например, на drive2.ru

Здравствуйте, какие есть особенности описанного Вами порядка действий, применительно к дизельному автомобилю? (Например, начинаю движение с добавлением газа, до

1500 оборотов, только в горку. На ровной местности, — старт и начальный разгон, с холостого хода).

Приветствую! Тут многое/почти все зависит от конкретной машины (двигателя), какие у двигатели рабочие обороты (смотри руководство и/или инет). Общие принципы универсальны.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Как правильно трогаться на машине

Правильно тронуться с места на автомобиле — значит обеспечить безопасную и уверенную езду. Для большинства новичков двухсекундный маневр превращается в настоящее испытание. Машина не заводится, глохнет или сильно дергается, что порядком усугубляет и без того стрессовую ситуацию. Управление автомобилем с механической коробкой передач полностью возлагается на человека, в то время как в автоматах все делает компьютер. И если со вторым успешно справляется даже тот, кто еще не имеет опыта в вождении, то к первым необходимо приловчиться.

Чем машина с МКПП лучше автомата?

Механика дает возможность полноценно прочувствовать автомобиль, и это ее главное преимущество. Именно поэтому в спортивных моделях невозможно встретить автоматическую коробку передач. Компьютер не дает стопроцентной гарантии отсутствия проблем в пути, поэтому МКПП заслуженно считается самой надежной и безопасной системой. Авто с такой трансмиссией имеют немало преимуществ:

  • меньший расход топлива;
  • более дешевый ремонт и ниже стоимость запчастей;
  • небольшое время разгона;
  • упрощенная конструкция, что выгодно сказывается на общей цене автомобиля.

Почему так важно научиться пользоваться сцеплением?

Сцепление отвечает за плавное разъединение и соединение трансмиссии с двигателем, тем самым дает возможность менять одну скорость на другую. Чтобы без труда трогаться с места, важно научиться работать с МКПП, не глядя на рычаг, доведя действия до автоматизма. Начинать тренировки можно на автомобиле с выключенным двигателем. Следует придерживаться простой инструкции:

  1. Утопить педаль сцепления в пол (полностью выжать).
  2. Перевести рычаг коробки передач в нейтральную позицию и сразу же включить нужный скоростной режим.
  3. Плавно отпустить сцепление.

Не допуская рывков и резких движений, так удастся безопасно начать движение и без проблем пользоваться всеми деталями авто в процессе езды.

Как тронуться с места и не заглохнуть: пошаговая инструкция

Начинать движение нужно со стандартного нажатия педали сцепления до конца. Одновременно рычаг МКПП переводится на первую передачу. Когда автомобиль двинется с места, убирать ногу со сцепления нельзя. Это допустимо только после достаточного ускорения — ориентировочно через 2-3 метра. Если мотор машины слабый, то при таком маневре он заглохнет. Во избежание подобного придется подключить педаль газа.

Трудности могут возникнуть при подъеме в горку или после остановки на светофоре. В первом случае важно не допустить непроизвольного отката автомобиля, используя педаль тормоза. Во втором — главное не бросить сцепление, иначе двигатель остановится. При старте также можно применить ручной тормоз.

Как начать движение, используя ручник?

Если нужно начать движение в горку после продолжительной стоянки на ручнике, целесообразно использовать именно этот способ:

  1. Поднять ручной тормоз до упора.
  2. Надавить на педаль сцепления в полную силу.
  3. Переместить рычаг в режим первой скорости.
  4. Плавно нажать на педаль газа до момента, когда на тахометре отобразиться порядка 2 тысяч оборотов.
  5. Отпустить сцепление до тех пор, пока по машине не пойдет легкая вибрация.
  6. Опустить ручник.
  7. После начала движения убрать ногу со сцепления, и выжать акселератор до нужного уровня.

При старте на ровной дороге или после непродолжительной остановки на железнодорожном переезде использовать такой способ нецелесообразно. В этих случаях на авто с механической коробкой передач стоит воспользоваться методом фиксации сцепления или задействовать газ.

Старт с фиксацией сцепления

Чтобы двинуться с места на машине, используя этот способ, нужно лишь слегка видоизменить порядок действий, описанный в предыдущем варианте. В момент отпускания педали сцепления и появления вибрации нужно зафиксировать ногу в одном положении и одновременно начать ослаблять тормоз. Когда машина начнет движение, следует плавно отпустить сцепление и добавить газ.

Появление специфической вибрации в двигателе обусловлено тем, чем диски сцепления схватываются, и нагрузка на трансмиссию и мотор резко увеличивается. Начатое движение автомобиля сдерживает фактически один тормоз. При правильно выполненном маневре авто останется на месте либо начнет ехать вперед, но точно не откатится назад.

Как трогаться с задействованием педали газа?

Этот способ не подходит для неопытных новичков, так как без должной сноровки в момент выполнения маневра можно создать аварийную ситуацию. Использовать педаль газа при старте целесообразно, когда нужно двинуться с места на машине в гору или после длительной стоянки. Как выглядит порядок действий:

  1. Удерживая правую ногу на тормозе, надавить на сцепление.
  2. Отпустить тормоз и очень быстро переместить ногу на педаль газа, нажать до нужного предела.
  3. Ослабить нажатие на сцепление, пока автомобиль не начнет движение.
  4. Не меняя положения ноги на акселераторе, отпустить сцепление, тем самым позволить двигателю набрать обороты, а машине увеличить скорость.

Профессионалы рекомендуют ориентироваться на показатель на тахометре в 2000 оборотов. Иначе можно не только въехать во впереди едущий автомобиль при резком старте, но и повредить сцепление.

Особенности переключения передач на МКПП

Кроме правильного использования педалей, в процессе езды на авто с механической коробкой, очень важно корректно переключать передачи. Скоростной режим меняется, в зависимости от оборотов двигателя. Момент, когда требуется сменить передачу, опытные водители определяют на слух. Например, после удачно начатого движения автомобиля на первой скорости, по мере ускорения появляется специфический гул. Это указывает на необходимость включения второй передачи. Для этого потребуется:

  • надавить на сцепление до упора;
  • перевести рычаг КПП с первой скорости на вторую;
  • постепенно отпустить сцепление, одновременно усиливая давление на газ.

Новички обязаны ориентироваться на тахометр, и предпринимать действия в зависимости от числа оборотов. Если стрелка достигает 3000-3500 оборотов, значит передачу требуется повысить, если же она опускается до 1500 оборотов, это говорит о необходимости понижения скоростного режима. Указанные значения меняются, когда автомобиль сильно нагружен или едет в горку. Чтобы минимизировать риск поломок, нужно ориентироваться на параметры на 500-1000 оборотов больше стандартных.

Чтобы привести автомобиль в движение на высокой скорости, первых двух скоростей недостаточно. Они необходимы для медленного и безопасного разгона. Чтобы переключиться со второй скоростью на третью, следует придерживаться обычной схемы. Кроме тахометра, ориентироваться можно и по спидометру. При достижении скорости в 35 км/ч нужно включать третью передачу, после 50 км/ч — четвертую, а на отметке в 90 км/ч — пятую.

Чтобы замедлить автомобиль, следует постепенно снижать скорость, и переключать скорости одну за одной. Единственное отличие — газ нужно не добавлять, а плавно сбрасывать. Когда же планируется ускорение, то после понижения передачи обороты двигателя, наоборот, увеличиваются. Для полной остановки автомобиля на месте нельзя резко нажимать на тормоз. Оптимальнее выжать сцепление, перевести рычаг в нейтралку и плавно затормозить.

Несколько советов для безопасного вождения

Трогание с места без рывков и внезапного глушения двигателя — показатель профессионализма водителя. Научиться этому несложно, главное запастись терпением и создать подходящие условия:

  • для тренировок выбирать автодромы или пустые дороги с отсутствием движения;
  • перебираться на дороги с плотным трафиком постепенно;
  • не пренебрегать помощью специалистов, при необходимости взять несколько практических уроков в автошколе.
Читайте также  Автоматическая регулировка сцепления ямз 236 двухдисковое

При управлении автомобилем все маневры должны быть неторопливыми и обдуманными. Машина с механикой во многом превосходит автомат несмотря на то, что спрос на компьютеризированные авто стремительно растет с каждым годом. Все что нужно для комфортной езды — научиться чувствовать автомобиль и помнить о правилах дорожного движения.

Педаль сцепления в машине на механике: для чего нужна и как пользоваться

Езда на транспортном средстве требует от водителя специальных навыков и умений. Особенно, если речь идет об автомобилях с механической трансмиссией. Не зря на курсах вождения каждому приходится пройти сквозь многочасовые занятия, которые подготовят обучающегося к самостоятельной езде. Но даже после завершения обучения нельзя с уверенностью сказать,что ученик стал мастером. Ведь существует достаточно много нюансов, которые касаются сцепления.

как работает педаль сцепления

Если разобраться в них, можно не только улучшить старт и разгон, но и существенно повысить срок службы элемента. Именно о том, как работает педаль сцепления, а также о тонкостях ее эксплуатации, мы и поговорим сейчас.

Что приводит к износу элемента

Сцепление – достаточно деликатный узел. Таким образом, неправильная эксплуатация может привести к его преждевременному износу. К примеру, на поломки сцепления сильно влияет агрессивный стиль вождения. Уличные гонки – не самый лучший способ продлить срок службы этому элементу. Кроме того, не способствуют долговечности также длительные пробуксовки по непрочному дорожному покрытию (грязь, песок и т. д).

Понять, что сцепление вышло из строя, можно по характерному запаху, который доносится из узла. Но больше всего сцепление страдает, если резко его бросать, если в этот момент мало дать газа, то машина вообще может заглохнуть. Но с опытом, когда водитель начинает чувствовать машину, он может быстро отпускать педаль сцепления, чуть ли не бросая ее, и жать газ в пол и машина просто будет срываться с места.

Педаль сцепления

Педаль сцепления: для чего она нужна

Прежде чем разобраться, когда нужно выжимать сцепление в автомобиле, следует понять принцип работы данного узла вообще. Стоит отметить, что агрегат является одним из основополагающих элементов ходовой части транспортного средства. С его помощью можно разъединять коленчатый вал с коробкой передач на небольшой промежуток времени. Именно это и позволяет переключать передачи в ходе езды.

когда нужно выжимать сцепление в автомобиле

Как правило, большинство современных легковых автомобилей оснащается однодисковым фрикционным сцеплением. Устройство сцепления предполагает наличие основного элемента и привода.

Понять, пригодна ли педаль сцепления к работе, можно при помощи одного простого теста. Включаем четвертую скорость, после чего выжимаем педаль акселератора до максимума. Если диск сцепления не будет изношенным, из силового агрегата донесется характерный рев, и вы почувствуете толчок. Если же это не наблюдается, необходимо заменить узел. Кроме того, иногда признаком неполадки элемента выступает запах жженой резины.

Как сцепление работает

Чтобы понять, как подводить сцепление, необходимо ознакомиться с принципом работы элемента. Стоит отметить, что узел состоит из:

  • диска нажимного типа. В быту можно встретить и еще одно название данного элемента – «корзинка». Такое название нажимной диск получил благодаря своему внешнему сходству с корзинкой. Эта деталь напрямую соединяется с маховиком;
  • ведомый диск. С его помощью можно сократить вероятность сгорания;
  • выжимной подшипник. Устройство находится на первичном валу, благодаря ему возможно функционирование вилки привода;
  • собственно педаль. С ее помощью можно управлять сцеплением. В транспортных средствах с автоматической коробкой переключения передач педаль не предусмотрена.

как подводить сцепление

Несколько советов о том, когда используется сцепление

Достаточно часто можно услышать, что самая легкая педаль – сцепление, ведь она напрямую не отвечает ни за торможение, ни за ускорение. Стоит отметить, что такое утверждение является ошибочным.

Именно сцепление позволяет опытным водителям управлять транспортным средством максимально эффективно.

С его помощью можно добиться максимальных показателей производительности и долговечности транспортного средства. С другой стороны, неправильное использование элемента часто приводит к преждевременному износу сразу нескольких узлов машины (включая и двигатель). Таким образом, возникает необходимость научиться прибегать к сцеплению в нужный момент. Сейчас мы поговорим о том, как и когда стоит использовать сцепление. Но для начала надо убедиться в том, что была проделана правильная регулировка сцепления.

Что нужно помнить при старте

Когда транспортное средство заводят, рычаг коробки передач должен быть расположен в нейтральном положении. Чтобы предотвратить повреждение сцепления, педаль необходимо выдавить, после чего установить первую передачу. Важно, чтобы коленвал и коробка передач соединились максимально ровно, без рывков.

самая легкая педаль – сцепления

Чтобы грамотно перейти от нейтралки к первой скорости, необходимо следовать следующим пунктам:

  • немного выжимаем медаль. Если маховик соединится с диском плавно, машина начнет двигаться с минимальной скоростью;
  • делаем паузу на несколько секунд. В результате, установится баланс между вращением маховика и диска. Это приведет к небольшому росту скорости;
  • далее отпускаем педаль. Не стоит слишком передерживать сцепление, иначе диск преждевременно износится.

Правила старта

Стоит помнить, что перед стартом машины силовой агрегат следует немного прогреть. Кроме того, важно выключить ручной тормоз. Зажимаем сцепление до упора, после чего переводим рычаг КПП на первую скорость. Чтобы предотвратить сгорание сцепления, нужно установить его таким образом, чтобы обеспечить оптимальное схватывание. Одновременно легонько отпускает педаль сцепления и нажимаем на педаль газа. Делаем это плавно, не спеша.

Важно, чтобы показатель тахометра не превышал 1,5 тыс. об.

Некоторые автовладельцы предпочитают контролировать все на слух, но так не всегда можно принять верное решение. Тем более, если водитель не слишком опытен. Лучше следить за тахометром – так оно будет вернее для новичков. Опытные водители такими вопросами не задаются и просто ездят вообще не задумываясь.

педаль сцепления

Стоит отметить, что на первых порах чувствовать педаль сцепления будет достаточно трудно. Таким образом, для водителей рекомендуется мягкая обувь, благодаря которой чувствительность водителя повысится. Но не тапочки, как показано на фото выше. Лучше одевать удобные кроссовки или мокасины.

Как вести себя в пробке и на светофоре

Учителя из автошкол советуют на светофоре полностью выжимать сцепление и устанавливать первую передачу. В то же время, подобные действия способствуют перегрузкам клапана и, как результат, приводят к преждевременному износу элемента.

Более оптимальным решением тут будет отжать педаль и перейти на нейтралку, а потом когда придет время ехать — выжать сцепление, вставить 1-ю передачу и плавно отпускать сцепление и ехать.

Если же говорить о пробках, то именно они являются самым злостным врагом сцепления. Потому что часто надо то выжимать, то отпускать педаль сцепления. В результате, система быстрее нагревается и изнашивается.

Важность такого элемента, как сцепление, является неоспоримой. От того, насколько правильно водитель сможет манипулировать этой педалью на автомобилях с механической трансмиссией, во многом зависит производительность и долговечность всего транспортного средства. Выше мы описали несколько основных советов, которые помогут новичкам разобраться с особенностями функционирования этого узла, а также позволят продлить срок его эксплуатации. Придерживаясь их, вы сможете быстро научиться тому, как управлять сцеплением на своем авто.

Как выжимать сцепление

В этом уроке мы подробно рассмотрим как работать сцеплением при переключении передач вверх и вниз, а так же сделаем краткий обзор малоизвестных особенностей работы сцепления мотоциклов.

Работа сцеплением при переключение вверх

Представьте ситуацию: вы движетесь со скоростью 30Км/ч на первой передаче, ручка газа откручена на 5% и вы хотите переключиться вверх на вторую передачу. Для переключения на вторую передачу вы тяните рычаг сцепления на себя, в это время постепенно теряется связь мотора с нагрузкой — задним колесом — если вы продолжите удерживать ручку газа на 5% — обороты начнут стремительно расти, поэтому синхронно с выжимкой рычага вы прикрываете ручку газа и сразу, после полной потери связи (сцепление выжато), вы толкаете лапку переключения передач вверх. Теперь вы отпускаете сцепление, постепенно появляется связь мотора с нагрузкой (задним колесом), обороты двигателя начинают падать и чтобы их не потерять — вам необходимо приоткрыть ручку газа. Если представить весь процесс как единое целое — то он будет выглядеть как перегазовка. Теперь вы знаете что кроется за таинственным термином — перегазовка во время переключения передач вверх.

Читайте также  Болты крепления картера сцепления змз 409

Важные точки контроля качества переключения передач:

1. самый важный параметр над полировкой которого надо работать — скорость переключения. Чем быстрее вы выжимаете сцепление, делаете короче сброс газа, толкаете лапку передач вверх и затем отпускаете сцепление откручивая ручку газа — тем плавнее происходит переключение и тем меньшее ускорение теряет мотоцикл.

2. обороты, после переключения передачи вверх ваш тахометр должен показывать те же самые обороты что и до переключения передачи, если наблюдать за тахометром, то идеальное (недостижимое без использования спец. средств, таких как Квик Шифтер) переключение это если обороты падают на 100-50 оборотов вниз, происходит переключение и вы оказываетесь почти на тех же оборотах что и были практически не чувствуя потери ускорения. На практике же, если вы переключаетесь за 2-3 тысячи до красной зоны на мотоцикле объемом 600 куб.см, и не используете специальных устройств, ваши обороты падают на 500-1000 (вы закрываете газ во время выжимки сцепления) и затем вы возвращаетесь в зону -200 -100 оборотов с которых переключались вверх.

Если вы подойдете к вопросу оттачивания переключения передач понимая к чему вы должны стремиться — скоро вы научитесь переключаться неплохо. Помните — чем быстрее вы переключаетесь тем меньше расходуете сцепление. Существует заблуждение насчет «плавной» работы с рычагом сцепления и ручкой газа. Чем медленнее вы переключаетесь тем плавнее вам нужно работать с ручкой газа и рычагом сцепления. Если вы переключаетесь быстро — вы практически бросаете ручку сцепления и резко откручиваете (и закрываете) ручку газа. В начале, когда мотоциклист учится переключаться — ему трудно координировать работу левой и правой кисти с левой ступней, — процесс переключения — медленный и с рычагом сцепления действительно приходится работать плавно. Но это вынужденная техника и чем больше у мотоциклиста практики — тем резче он бросает и выжимает сцепление и резче работает с ручкой газа.

Мотоцикл движется со скоростью 50км/ч на первой передаче, обороты составляют 7000 RPM.
Для переключения вверх — выжимаем сцепление, одновременно опускаем обороты до 6000 RPM, закрывая ручку газа — левая кисть тянет на себя рычаг сцепления, правая прикрывает газ — синхронное движение.
Толкаем лапку передач вверх. Обороты мотора — 6000.
Отпускаем сцепление одновременно откручивая ручку газа, стараемся чтобы в момент когда сцепление полностью отпущено — обороты мотора снова были бы в окрестности 7000.

Теперь делаем то же самое, но чуть быстрее, затем ещё быстрее. Чем холоднее на улице тем медленнее получается переключение, если вы занялись переключением весной — летом будет получаться быстрее!

Пример нормальной работы со сцеплением
кроме второй передачи, во время переключения обороты не опускаются более
чем на 1000RPM

Пример медленной работы со сцеплением
во время переключения обороты опускаются более чем на 2000RPM

Работа сцеплением при переключение вниз

Рассмотрим городской вариант переключения вниз на одну передачу. Вы двигаетесь на 3ей передаче и хотите переключиться вниз на 2ую передачу. Для этого вы выжимаете сцепление, мотор начинает терять связь с нагрузкой — задним колесом, для предотвращения раскрутки мотора вы, одновременно с выжимкой сцепления прикрываете ручку газа, стараясь удержать те же обороты. В общем случае, с выжатым сцеплением — нужно стараться удерживать обороты в диапазоне не ниже -500 (на момент переключения вниз) от оборотов с которых началось переключение вниз. Как и при переключении передач вверх — все решает скорость с которой вы переключаетесь. Если вы быстро переключаетесь вниз — вы можете полностью закрыть ручку газа, быстро выжать сцепление и, пока мотор останавливается, тут же переключиться вниз. Мотор не успевает потерять обороты и вы переключаетесь вниз на оборотах -500 от оборотов с которых начали переключение. Если вы замешкаетесь, закрыв ручку газа катитесь с выжатым сцеплением — обороты мотора упадут до оборотов холостого хода и, в зависимости от вашей скорости и передачи на которую вы переключаетесь, — вы почувствует резкий толчок назад при возврате связи мотора с задним колесом (сцепление отпущено).

В своем экстремальном проявлении — если, к примеру, вы разогнались на 2ой передаче, выжали сцепление, подождали пока обороты опустятся до оборотов холостого хода и, не снижая скорости, вы втыкаете 1ую передачу с резким возвратом сцепления — заднее колесо мотоцикла начнет прыгать. Поэтому, если вы замешкались при переключении вниз — обращайте внимание на обороты, универсальное правило — вы никогда не должны умышленно переключаться на передачи: 1,2 на оборотах близких к холостому ходу если скорость вашего движения не меньше 80Км/час.

Вы можете переключаться и на 2 и на 3 передачи вниз за одно отжатие сцепления. Но, при переключении на 2 или 3 передачи вниз вы должны либо уметь управлять мотоциклом с заблокированным задним колесом, либо делать перегазовку. Перегазовка при переключении вниз используется если вы уходите на 2-3 передачи, целью перегазовки является уменьшение вероятности блокировки заднего колеса. Если вы переключаетесь вниз на 3 передачи, то в момент возврата связи с задним колесом обороты мотора должны быть не меньше а наоборот — больше чем обороты с которых происходило переключение вниз. Иными словами, если вы движетесь со скоростью 100Км/ч на 3ей передачи и ваши обороты 8000 оборотов и вы хотите уйти на первую передачу, вам нужно в момент когда вы отпускаете сцепление находиться на оборотах не менее 10 000. Тогда вы уменьшаете вероятность запуска заднего колесо в слайд.

Мотоцикл движется со скоростью 100км/ч на второй передаче, обороты составляют 7000 RPM.
Для переключения вниз — выжимаем сцепление, одновременно удерживаем в пределах 6500 RPM, закрывая ручку газа — левая кисть тянет на себя рычаг сцепления, правая прикрывает газ — синхронное движение.
Толкаем лапку передач вниз. Обороты мотора — 6500.
Отпускаем сцепление. Если мы отпускаем сцепление медленно — не забудьте поднять обороты до 6500.

Ограничитель момента

Сцепления большинства современных мотоциклов оборудовано ограничителем момента. К сожалению в инструкции к мотоциклу не написано когда и как оно работает. Ограничитель момента срабатывает на недовыжатом сцеплении, т.е. если когда вы отпускаете ручку и появляется первая свзяь мотора с нагрузкой в этот момент срабатывает ограничитель. Если момент приложенный мотором к заднему колесу слишком велик, то сцепление начинает прокручиваться. Ограничитель момента не работает на отпущенном сцеплении. Ограничитель момента снижает вероятность «прыгания» заднего колеса при переключении на пониженные передачи с большой скорости.

Комбинированное торможение

В городе (и в большинстве случаев на треке) торможение всегда должно происходить с последовательным понижением номеров передач. Т.е. если вы начали торможение с 6ой передачи и хотите остановиться во время торможения вам нужно прощелкать все передачи с 6ой
до первой и затем до нейтрали.

Неправильно:

* тормозить с 6ой передачи до остановки находясь на 6ой передаче, а затем, перед остановкой, прощелкивать коробку вниз на две или более передач
* тормозить с выжатым сцеплением

* тормозить с 6ой передачи до остановки по мере потери скорости прощелкивая передачи вниз
* тормозить с отпущенным сцеплением

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: