Быстро стирается диск сцепления

Статьи –
"Как понять, что пора менять сцепление"

Сцепление в механике представляет собой механизм, принцип действия которого основан на действии силы трения скольжения. Часто термин «сцепление» применяется для обозначения одного из компонентов трансмиссии автомобиля, использующегося для соединения маховика двигателя с трансмиссией. Выжатая педаль сцепления на время отсоединяет силовую передачу от двигателя.

Механизм сцепления необходим для того, чтобы можно было плавно стартовать с места, без рывков. Скорость автомобиля начинает увеличиваться только при определенном минимальном количестве оборотов мотора. Также сцепление используется, когда нужно привести в соответствие скорость автомобиля и число оборотов коленвала двигателя, то есть, обеспечивает плавную передачу крутящего момента от мотора к коробке передач и при необходимости на какой-то момент полностью отключает шестеренки МКП от передающего механизма двигателя.

Различают несколько различных видов сцепления. Часто это один, два или несколько фрикционных дисков, плотно прижимаемых один к другому или к маховику при помощи пружин.

Когда водитель выжимает педаль, то диски сцепления рассоединяются, и между ними возникает воздушный промежуток, сцепление в этот момент отключается, передачи крутящего момента от двигателя к КП не происходит. Если педаль отпускается, прижимные пружины возвращают диски в начальное положение, и они опять плотно соприкасаются, крутящий момент с одного, ведущего диска благодаря действию силы трения передается на ведомый диск.

Сцепление представляет собой один из очень важных узлов автомобиля. Различные виды этих механизмов классифицируются по способу управления, по виду действующего в данном случае трения (сухое трение или мокрое), по числу дисков, и так далее. При увеличении мощности двигателя увеличивается и крутящий момент, соответственно, используются двухдисковые комплексы сцепления, которые имеют больший срок службы.

Рано или поздно диски сцепления изнашиваются и требуют замены. Неисправности сцепления могут привести к выходу из строя других деталей автомобиля, к примеру, шестеренок механизма КП или вообще к невозможности начать движение автомобиля на дороге.

Как понять, что пора менять сцепление

Если в момент выключения сцепления слышится сильный шум, который создается выжимным подшипником — это говорит о том, что он изношен. Изношенность сцепления приводит к увеличенному, неэкономному расходу топлива в результате значительной потери мощности от двигателя на этом автомобильном узле.

Одна из неполадок в работе сцепления – это пробуксовка дисков при свободно отпущенной педали . Проскальзывая друг относительно друга, диски очень нагреваются, что приводит к быстрой деформации или поломке дисков. Обгорают фрикционные накладки, и в салоне автомобиля можно услышать специфичный запах.

Как можно проверить неполадки в системе сцепления самому, не обращаясь на СТО, как говорится, народным способом? Водитель может заметить пробуксовку дисков поначалу на высоких передачах. При этом обороты двигателя растут, а скорость движения при этом не увеличивается. Заметив такое положение вещей, необходимо принять меры, так как процесс развивается, усиливается, и, в конце концов, дойдет до того, что автомобиль просто не сможет начать движение при включении первой передачи.

Каков срок службы механизма сцепления? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Ведь продолжительность службы данного механизма зависит не только от качества производства, но и от опыта и техники езды самого водителя. По негласному правилу автомобилистов замена дисков проводится после того, как проезд составит восемьдесят – девяносто тысяч километров. Но эти показатели могут и отклоняться в любую сторону.

Как еще можно определить, что пора заменить сцепление

Можно перечислить следующие «симптомы»:

· Сцепление ведет, то есть происходит неполное выключение сцепления. Это можно заметить по сильному хрусту во время переключения передачи неподвижной машины;

  • · Автомобиль срывается с места рывками даже тогда, когда педаль отпускается достаточно плавно;
  • · Педаль сцепления выжимается до конца, но в начальное положение не возвращается;
  • · Ощущается сильная вибрация во время включения сцепления.

Обидно будет где-нибудь встать на середине намеченного пути, поэтому не откладывайте замену сцепления в долгий ящик.

Если есть определенный опыт, то износ сцепления поможет измерить специальный инструмент – калибр. Следуя инструкции, имея подъемник, можно измерить толщину диска, не проводя демонтажа.

Для замены сцепления часто требуется снятие коробки передач. Вообще, нужно заметить, что замена сцепления является довольно-таки трудоемкой процедурой, поэтому если нет времени, опыта, большого желания или чего-нибудь еще, тогда нужно отправляться на станцию техобслуживания. Процедура будет стоить недешево. Но экономить на этом не рекомендуем. Может быть дешевле и лучше заменить сцепление в комплексе (корзину, диски, подшипники) и провести смазку вилки выключения сцепления. Выбирайте проверенных производителей и надежные места продажи автозапчастей.

Допустимый износ маховика и сцепления

Допустимый износ маховика

Маховик автомобиля является важнейшей частью двигателя. На него возлагается много задач, которые он безупречно выполняет до поры до времени. Ничто не вечно, и деталь эта тоже имеет свой ресурс. Узнаем, каков допустимый износ маховика.

Про маховик и сцепление

Как известно, исправный чугунный маховик гарантирует нормальное функционирование ДВС. Также элемент предназначен, как оплот муфты. И допустимые значения износа элемента должны вычисляться вкупе с другими элементами сцепления.

По этой причине, если мы говорим о маховике, то будем иметь в виду всю систему сцепления. Очевидно, что деталь эта непосредственно связана со сцеплением, является его опорой.

Рассмотрим функционирование и расположение элементов сцепления более подробно.

  • По всей внешней границе маховика надет бывает металлический обруч, зубья которого входят в сцеп с деталью стартера при заводе мотора. Обруч бывает стальной, прочный. Для повышения прочностных свойств, венец подвергается закалке высоким напряжением. Надевается изначально на балансир кривошипного вала после предшествующего и равномерного прогрева до температуры 180 градусов.
  • Сфера маховика, соприкасаемая с диском сцепления, подвергается большой нагрузке. Фиксируется деталь болтами на оконечность кривошипного вала, а болты обязательно контрятся особой шайбой, чтобы крепежи выдерживали такую нагрузку.

Внимание. Маховики должны проходить обязательный процесс статической балансировки (при этом дисбаланс не должен превышать более 0,1 Нм).

  • маховик также регулируется после посадки на кривошипный вал в сборе;
  • в процессе эксплуатации большей частью истиранию подвергается обратная плоскость маховика, которая соприкасается непосредственно с диском сцепления;
  • наиболее чаще изнашивается металлический обруч-венец.

Шлифовка маховика

Если изнашивается задняя плоскость маховика, то она перешлифовывается на станке с соблюдением основных правил. Если изнашивается венец, то он подлежит замене. Осуществляется замена обруча так: венец выбивается с детали.

В некоторых случаях, если венец сидит очень крепко, следует сделать так. Просверлить в основании обруча несколько отверстий так, чтобы обруч раскололся. При этом надо постараться не повредить чугунный материал самого маховика.

Новый обруч устанавливается либо «на холодную», либо «на горячую». Оба способа имеют как свои плюсы, так и минусы. Поставленный «на холодную» венец прослужит гораздо дольше, однако такая установка бывает сложна. И напротив, гораздо легче поставить венец «на горячую», но делать это нужно с большой внимательностью, иначе прогрев будет неравномерный.

Итак, вот как расположен маховик и элементы сцепления на схеме (речь об однодисковом сцеплении):

  • рычаг педали сцепления;
  • вал, передающий энергию нажатия;
  • вилка выключения муфты;
  • нажимной диск;
  • ведомый диск;
  • демпферная система, состоящая из пружин ведущего диска;
  • выжимной рычаг;
  • подшипник упорного типа;
  • феродо или накладки;
  • первичный вал КПП.
Читайте также  Вакуумный усилитель сцепления тойота дюна

Таблица заводских допустимых размеров и зазоров основных деталей муфты

Обозначение и наименование сопряженных деталей Номинальный размер и допуск, мм Зазор, мм Предел допустимого износа, мм
2141-1701030 — первичный вал коробки передач 1,595+0,046+0,029

Признаки износа маховика

Главным признаком износа детали является поддергивание педали сцепления при нажатии. «Рывки» машины – первый признак того, что с маховиком или сцеплением что-либо не в порядке.

Еще одним явным признаком износа являются видимые внешние повреждения. Но увидеть их без разбора машины невозможно. По этой причине опытные водители советуют: если проводится ремонт автомобиля, снимается коробка, обязательно проверьте состояние маховика и сцепления.

Схема сцепления авто

Второстепенными признаками износа принято считать затрудненное переключение скоростей, пробуксовку автомашины, резкий или чересчур медленный старт и т.п.

От признаков износа маховика отличаются признаки износа сцепления. В этом случае, если диск сцепления отжил свой ресурс, в салоне автомобиля и под капотом будет явно ощутим запах гари.

Еще одним признаком износа диска является неполное задействование механизма. Решением проблемы в этом случае станет замена детали или прокладки. Если этого не сделать вовремя, в дальнейшем владельца ждет капитальный и дорогостоящий ремонт.

Современные автомобили часто оснащаются не стандартными механическими коробками, а роботами. На таких КПП о необходимости ремонта сцепления будет свидетельствовать неожиданное включение защитной системы.

Также на роботе признаком выхода из строя сцепления является затрудненное переключение скоростей.

Как проводится проверка

Если работа маховика или диска сцепления попадает под сомнение, надо провести следующие диагностические приемы:

  • диагностировать состояние плоскости маховика (зеркала) на наличие задиров, царапин или других следов износа;
  • осуществить проверку на биение – оно не должно превосходить две десятые миллиметра (в случае повышенного биения принимаются неотложные меры, иначе произойдет износ ведомого диска, будут наблюдаться рывки и дерганья в процессе задействования сцепления);
  • диагностируется искореживание диска муфты (НДС) и маховика (если наблюдается коробление, то оно устраняется путем шлифования).

Примечание. Самая малая дозволенная толщина НДС обязана быть не менее 20-21 мм. Тоньше этого диск быть не должен, иначе происходит ухудшение работы демпферной системы сцепления.

Нажимной диск сцепления

Вот еще, что следует проверить:

  • диагностировать зеркало НДС на гладкость (при этом допустима вогнутость не более 0.08 мм, а выпуклости вообще быть не должно);
  • проверяется чистота зеркала (должна быть не ниже 1.6 мкм);
  • тщательно диагностировать первый вальный подшипник (не допускается никаких заеданий);
  • отдельно проверять фрикционные накладки, которые обязательно надо менять при появлении на них трещин или значительном износе материала (головки фиксаторных заклепок не должны утопать относительно рабочей поверхности материала более 0.2 мм).

Зная допустимый износ маховика и элементов муфты, удастся предостеречь основные проблемы и сложности, несущие кардинальный характер.

Сцепление. Принцип работы, признаки неисправности и особенности замены

Правильно выжимать педаль сцепления начинающих водителей учат в автошколах. Но даже после получения прав далеко не все представляют, что при этом происходит, каков принцип действия сцепления и зачем оно вообще нужно.

Сцепление по сути является посредником между двигателем автомобиля и коробкой переключения передач. В упрощенном виде его работа выглядит следующим образом.

Двигатель вырабатывает крутящий момент, который передается на маховик. Если к вращающемуся маховику прижать диск сцепления, тот также начнет крутиться за счет силы трения. Диск, в свою очередь, передает вращение первичному валу коробки передач.

В корзине сцепления имеется мощная диафрагменная пружина. Именно она и прижимает диск к маховику.

Надавливая на педаль сцепления, водитель воздействует на выжимной подшипник, который насажен на ось первичного вала и может свободно перемещаться по ней.

Подшипник давит на диафрагму пружины и та ослабляет свое прижимное действие на диск сцепления. В итоге диск отходит от маховика, а крутящий момент прекращает передаваться от двигателя на коробку передач.

Первичный вал КПП перестает вращаться, и теперь можно производить переключение передач, чтобы ввести в зацепление шестерни первичного и вторичного вала.

После отпускания педали первичный вал снова начинает вращаться. От него вращение передается на вторичный вал и далее посредством трансмиссии — на колеса.

Конструктивные особенности

Для передачи усилия от педали на выжимной подшипник в большинстве случаев используется механический трос, электрический привод или гидравлика.

Ведомый диск сцепления выполнен из специального фрикционного композитного материала с высоким коэффициентом трения. Благодаря термостойким компонентам такой материал способен выдерживать температуру до нескольких сотен градусов.

Диск имеет пружинные пластины и фрикционные накладки, которые присоединены к нему с помощью заклепок или клея. Чаще всего используется один ведомый диск, но в некоторых системах их может быть два или больше.

В зависимости от типа трения сцепление может быть сухим или влажным. В сухом в качестве рабочей среды выступает воздух, а во влажном используется масляная ванна.

В легковых автомобилях для отведения ведомого диска от маховика двигателя обычно применяется нажимная пружина диафрагменного типа. Она может быть плоской или конусообразной. В центральной части имеется около двадцати лепестков, на которые при нажатии педали давит выжимной подшипник.

Что способствует ускоренному износу сцепления

Когда трогаетесь с места, не следует резко давить на газ. Чем выше обороты двигателя при не полностью отпущенной педали сцепления, тем сильнее изнашивается диск сцепления. В идеале трогаться лучше на одном сцеплении. При этом нажимать педаль нужно резко, а отпускать плавно.

Некоторые водители имеют привычку на красном сигнале светофора удерживать сцепление нажатым. Это снижает срок службы выжимного подшипника и нажимной пружины. Разумнее в этом случае отпустить педаль и поставить КПП на нейтралку.

Быстрому износу выжимного подшипника способствует также длительная езда с выжатым сцеплением. Чаще такое случается с неопытными водителями, которые просто забывают отпустить педаль.

Встречается еще одна вредная привычка — держать ногу на педали, слегка ее нажимая. При этом ведомый диск не достаточно плотно прижимается к маховику и может стираться из-за пробуксовки.

Неполное выключение. При этом затруднено переключение передач, слышны скрежет, треск и другие посторонние звуки.

Пробуксовка (неполное включение). Часто сопровождается неприятным горелым запахом. Происходит из-за неплотного прилегания дисков и маховика друг к другу. Наиболее частая причина — ведомый диск замаслен или сильно стерся и стал тонким. Также проблема может быть в износе рабочей поверхности маховика, ослаблении диафрагменной пружины или заедании привода сцепления.

Рывки при включении. К этому может привести повреждение фрикционных накладок ведомого диска, его замасливание, деформация прижимной пружины, износ демпферных пружин.

Сильный гул или визг при нажатой педали. Это говорит о скором выходе из строя выжимного подшипника.

Заклинивание педали. Может быть вызвано заеданием или обрывом троса, неисправностью рычага. В гидравлическом приводе возможна утечка жидкости.

Слишком большой рабочий ход педали. Машина начинает двигаться, только когда педаль практически полностью отпущена.

Появление хотя бы одного из этих признаков — повод для срочного обращения в автосервис. Если вы будете игнорировать их, то очень скоро настанет момент, когда ваше авто просто откажется двинуться с места, а к неисправностям сцепления могут добавиться проблемы с КПП.

Как лучше менять — целиком или по отдельности

Сама по себе замена элементов сцепления не слишком сложна. Но при этом приходится снимать, а затем снова ставить на место коробку передач. Именно это является наиболее трудоемкой и дорогостоящей частью работы.

Детали сцепления имеют примерно одинаковый срок службы. Если у вас износился диск, то велика вероятность того, что в скором времени полетит выжимной подшипник, ослабнет пружина или сломается вилка включения сцепления.

Если менять каждую деталь по отдельности, то каждый раз нужно будет платить немалые деньги за монтаж / демонтаж КПП.

К тому же, комплект, в который обычно входит диск, корзина, пружина и подшипник, стоит дешевле, чем совокупность деталей, купленных по отдельности.

Поэтому вывод очевидный — если у вас проблема со сцеплением, меняйте его целиком, а не каждую деталь по мере выхода из строя. В конечном итоге вы сэкономите деньги и не будете иметь лишней головной боли.

замена сцепления на 13: нужно ли менять корзину?

Подошло время менять сцепление на ВАЗ-2113. В сервисе Чебоксары-Лада сказали, что зиму еще протянет, а потом каюк. Симптомы:срабатывает сцепление практически в самом конце хода педали.

Диск сцепления износился, его на замену, это ясно.
Вопрос: нужно ли менять корзину? Отец у меня говорит, корзине ничего не пришло скорее всего.

Ясно, что не глядя сказать трудно. И все же, посоветуйте: купить сразу набор сцепления (чуть больше 2 тыр) или корзина пострадать не должна была, и можно ограничиться заменой диска (600 рублей)?

Машинка 2006 года. Менять буду не сам — кишка тонка, если по-честному.

Сообщений: 1 515
ноги

Подошло время менять сцепление на ВАЗ-2113. В сервисе Чебоксары-Лада сказали, что зиму еще протянет, а потом каюк. Симптомы:срабатывает сцепление практически в самом конце хода педали.

Диск сцепления износился, его на замену, это ясно.
Вопрос: нужно ли менять корзину? Отец у меня говорит, корзине ничего не пришло скорее всего.

Ясно, что не глядя сказать трудно. И все же, посоветуйте: купить сразу набор сцепления (чуть больше 2 тыр) или корзина пострадать не должна была, и можно ограничиться заменой диска (600 рублей)?

Машинка 2006 года. Менять буду не сам — кишка тонка, если по-честному.

Если с корзиной все нормально, то есть износ в пределах нормы, и как ее еще хватит до новой замены самого диска, то и хрен с ним.

Сообщений: 620
cayenne, Q7, A8

Подошло время менять сцепление на ВАЗ-2113. В сервисе Чебоксары-Лада сказали, что зиму еще протянет, а потом каюк. Симптомы:срабатывает сцепление практически в самом конце хода педали.

Диск сцепления износился, его на замену, это ясно.
Вопрос: нужно ли менять корзину? Отец у меня говорит, корзине ничего не пришло скорее всего.

Ясно, что не глядя сказать трудно. И все же, посоветуйте: купить сразу набор сцепления (чуть больше 2 тыр) или корзина пострадать не должна была, и можно ограничиться заменой диска (600 рублей)?

Машинка 2006 года. Менять буду не сам — кишка тонка, если по-честному.

не всегда корзину определишь на глаз. менять однозначно чтоб туда 100 раз не лазить, ослабший металл лепестков на глаз не определишь.

Профессиональная диагностика иномарок. Ремонт систем защиты и иммобилизации автомобилей. Восстановление систем SRS AIRBAG после столкновений. Корректировка пробега.

Сообщений: 9 665
LADA

Сообщений: 620
cayenne, Q7, A8

это 100 процентно

Профессиональная диагностика иномарок. Ремонт систем защиты и иммобилизации автомобилей. Восстановление систем SRS AIRBAG после столкновений. Корректировка пробега.

Сообщений: 20 741
Из: под капота
ВАЗ-2110, 1,5 16кл.

Поддержу. Визуально всё может быть ништяк, а потом в самый непредсказуемый момент лепестки сложатся и дальше вы поедете на галстуке. Не знаю, в каком конце педали у вас срабатывает сцепление, но один из этих концов вполне может означать уставшую корзину.

Сообщений: 11 697
ЗАЗ СЕНС 2.0t

Сообщений: 1 530
Из: за леса, из-за гор
Chevrolet

Сообщений: 1 348
Из: Чебоксары
Lada — Vesta

У меня так и получилось лет 10 назад,по не опытности,поменял диск и выжимной,а через 8тыс.км сломалось три лепестка на корзине. Так что,так как замена сцепления процедура затратная и по времени и по деньгам,лучше менять всё в сборе,чтобы туда ещё долго не лазить.

з.ы. У меня на приоре тоже схватывает в самом конце педали,пробег 192тыс.км. сцепа родная,менять не буду пока не начнет буксовать,что и советую ТС.

Сообщение отредактировал Lider — Dec 27 2014, 14:48

Сообщений: 11 697
ЗАЗ СЕНС 2.0t

Сообщений: 1 749
Из: Чебоксары

idengiv, если будешь брать сцепу, то лучше LUK оригинал. Выжимной сразу тоже лучше сменить, только обязательно разобрать и, увидев там кусочки дерьма какого-то, все выскребсти и залить туда хорошей смазки типа зеленой Castrol (не помню название), в общем, любой некопеешной для высоконагруженных узлов и механизмов.

Сообщение отредактировал SILENT THE BOY — Dec 27 2014, 15:39

Сообщений: 233
Ваз2113

Сообщений: 1 515
ноги

всем спасибо, еще помозгую.

Именно за ВИС просили чуть больше двух. В довольно недорогом вроде магазине на дом ветеренов.

Ты лучше обмозгуй. Потому что если там у тебя все заводское, и окажется что корзинка нормальная по допускам, лучше оставить заводскую, ибо новая, не факто кажется нормальным, особенно если брать в таких недорогих магазинах. Советую тебе особенно над этим задуматься, чтобы потом снова не лазить туда, по причине клина сцепления, или разрушения "новых" агрегатов. Берешь штангенциркуль, и меришь, если в СТО едешь, попроси промерить работников, ибо им тоже хочется тебе поставить все самое новое, разумеется за твои бабки. Так что подумай. Линейные размеры есть в инете, и про тонкости, на которые следует обратить внимание, чтобы удостоверится, что корзине пришел каюк.

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Неполадки сцепления делают вождение автомобиля не только дискомфортным, но и небезопасным. Чтобы ликвидировать неисправности, необходимо сначала диагностировать их причину. Есть признаки, по которым автовладелец может самостоятельно выявить проблему и разобраться с ней.

Устройство и принцип работы сцепления

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Сцепление — это два диска, сидящих на одной оси. Когда они соприкасаются — механизм включается, расходятся — выключается.

Узел состоит из таких основных деталей:

  • первичного вала механической КПП;
  • направляющей подшипника;
  • вилки;
  • корзины;
  • скобы;
  • ведомого диска;
  • маховика мотора;
  • педали.

Задача сцепления — прерывание взаимодействия между КПП и ДВС. Чтобы плавно переключить передачи, надо прекратить подачу крутящего момента (КМ) с ДВС на трансмиссию. Водитель это делает, нажав ногой на соответствующую педаль.

Принцип действия сцепления легкового авто:

  1. Главный элемент механизма — диск, обе поверхности которого покрыты фрикционным материалом. Он стоит на маховике и при воздействии внешнего усилия вращается одновременно с ним.
  2. К диску подключен вал трансмиссии — через него на КПП передается КМ. Чтобы прекратить его передачу, надо разомкнуть муфту. Для этой цели в механизме имеется диафрагменная пружина — она находится между кожухом и диском.
  3. При нажатии на пружину ведомый диск отводится от основного и подача КМ прекращается. В этот момент водитель может переключить передачу.
  4. Как только переключение выполнено, водитель отпускает педаль и работа механизма восстанавливается — КМ опять передается на трансмиссию.

Причины неисправности сцепления

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Наиболее распространенные признаки выхода диска из строя — это его пробуксовывание или недовыжим.

Почему механизм буксует:

  1. Износ диска. Такое случается после большого пробега автомобиля, т.к. изнашиваются фрикционные накладки.
  2. «Сжигание» обычно происходит при затяжном подъеме в гору с грузом. «Сгореть» механизм также может после длительной езды по бездорожью.
  3. Неисправен выжимной подшипник — это негативно отражается на нажимных лепестках корзины.
  4. Вибрация автомобиля при его трогании с места, реже — при переключении передач. Это связано с ослаблением демпферных пружин ведомого диска.
  5. Жесткие и грубые условия эксплуатации — если машина часто стартует с пробуксовыванием, ездит с перегрузом, в гору, по плохим дорогам.

Неопытные водители часто «поджигают» сцепление, если не отпускают его до конца, стараясь предотвратить резкие рывки и дергания.

Признаки неисправности сцепления

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если при переключении передач появляются проблемы, необходимо срочно выяснить причину поломки сцепления и принять соответствующие меры.

Проваливается педаль

Неисправность вызвана дефектом привода сцепления и выражается в «проваливании» педали — после того как водитель убирает ногу, она остается вдавленной в пол.

«Провал» педали свидетельствует о таких проблемах:

  • поврежден гидропривод/трос сцепления;
  • изношена вилка сцепления;
  • клинит подшипник.

Кроме того, может соскакивать возвратная пружина педали.

Появляется неприятный запах

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если при выжимании педали сцепления появляется резкий запах гари, скорее всего, фрикционные прокладки полостью стерлись.

Ситуации, при которых появляется неприятный запах:

  • трогание с места;
  • попытка ускорения при движении в гору.

Причиной такой ситуации обычно становится изношенный ведомый диск — это довольно часто встречается в автомобилях с пробегом. Ездить с подобной помолкой долгое время не получится, так как проскальзывание приводит к быстрому изнашиванию корзины и маховика. Выход только один — замена диска сцепления.

Появление посторонних звуков

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если, нажав педаль, разрывающую передачу КМ, водитель слышит специфические звуки — металлический лязг или другие шумы, которых ранее не наблюдалось, значит, механизм нормально не работает.

Чаще всего шум вызывает выжимной подшипник. Дальнейший ремонт зависит от конструкции механизма — в новых машинах его обычно заменяют, а в старых тщательно смазывают.

С подобной поломкой можно проездить длительное время, если водитель готов мириться с неприятными звуками. Но нужно помнить, что в этой ситуации есть опасность заклинивания подшипника. Лучше его заменить, чем потом снимать и переустанавливать КПП — это обойдется многократно дороже.

Если после нажатия педали сцепления раздается тихий писк, скорее всего, рассыпался подшипник маховика.

Вибрации при трогании и при переключении передач

Вибрации являются первым признаком неисправности ведомого диска сцепления.

Причины поломки диска:

  • износились демпферные пружины;
  • частично разрушились накладки;
  • растрескалась корзина сцепления.

Самая редкая причина поломки диска — неправильно настроена выжимная лапка.

Корзины лапчатого типа автопром не использует уже лет 30, исключение составляет только автомобиль УАЗ.

Тугое переключение со скрежетом

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если переключение передач требует приложения усилий и сопровождается скрежетом, значит, механизм разрывается не полностью. Разведение дисков происходит не до конца — продолжается вращение ведомого диска.

Причины затрудненного переключения:

  • проникновение воздуха в гидропривод – нужна прокачка системы и устранение причин протечки;
  • предельная изношенность вилки — исправить такую поломку нельзя, нужна замена детали;
  • неправильно отрегулировано сцепление — необходима регулировка по инструкции.

Если сцепление совсем не выключается, возможно, повредился трос, разгерметизировалась система гидропривода или поломался датчик, связанный с управляющим механизмом (электроприводом).

Обороты растут, а скорость не увеличивается

Если обороты ДВС высокие, а сцепления нет, причина в изношенности накладок на ведомом диске. При движении происходит качественная продувка моторного отсека и днища, поэтому запах слышен далеко не всегда. Зачастую это происходит из-за замасливания разрывающего механизма, но такое случается очень редко.

Как проверить сцепление

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

При наличии хотя бы одного признака, указывающего на неисправность механизма, разрывающего связь между ДВС и трансмиссией, надо последовательно проверить все элементы узла.

Не демонтируя механическую КПП, можно проверить механизм на три поломки:

  1. Буксует или нет. Машину ставят на ручной тормоз, выжимают сцепление и включают 3 или 4 скорость. Затем пытаются начать плавное движение на 1 передаче. Если мотор заглохнет — значит, неисправности нет. Если двигатель продолжает работать, а машина не трогается, значит, механизм пробуксовывает. Заодно его прослушивают на посторонние шумы.
  2. Проверка на износ. Чтобы проверить, насколько изношен ведомый диск, поворачивают ключ зажигания и включают 1 скорость. Без подгазовки пытаются начать движение. Если это удается сразу, значит, механизм исправен. Если «схватывание» происходит посередине нажатия — износ диска составляет 50%, в конце — износ более 50%, нужна замена изношенной детали или профессиональная регулировка.
  3. Ведет или нет. Мотор запускают на холостых оборотах, выжимают педаль сцепления и включают 1-ю или заднюю скорость. Если для этого приходится приложить силу, а во время переключения раздается хруст, следовательно, наблюдается неполное отхождение ведомого диска от маховика.

Чтобы удостовериться в этом, придется демонтировать механизм для подробного исследования.

Что делать?

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Способ устранения неисправностей зависит от причины их появления и локализации.

Если неисправна корзина:

  1. Надо проверить «лепестки» на износ. Обычно поводом служит звук при нажиме на педаль. Если износ значителен, необходима замена корзины.
  2. Если сломалась пружина нажимного диска, необходимо исследовать ее на исправность и, если надо, заменить.
  3. При короблении нажимного диска необходимо его почистить. Если это не помогает, вероятнее всего, понадобится полная замена корзины.

Если неисправен ведомый диск (механизм пробуксовывает или «ведет»):

  1. Проверяют коробление диска. Если оно более 0,5 мм, нужно устранить его механическим путем или поменять деталь.
  2. Проверяют ступицу на заклинивание. Устраняют проблему, почистив поверхность и смазав ее составом ЛСЦ 15. Если эффекта нет, меняют диск. В самом плохом случае приходится менять первичный вал.
  3. Если масло попадает на диск, механизм пробуксовывает. Это характерно для старых машин, у которых ослаблены сальники и из мотора просачивается масло. Чтобы устранить проблему, нужно проверить сальники и устранить утечку.
  4. Если износилась накладка, ее лучше заменить, но обычно водители предпочитают менять весь ведомый диск.

Как устранить другие неисправности:

  1. Если вышел из строя выжимной подшипник, его надо как можно скорее заменить.
  2. Если неисправен главный цилиндр в авто с гидравлической системой, проводят его демонтаж и промывку. Затем работоспособность механизма проверяют, поместив авто на смотровую яму.
  3. При неисправности педали необходимо учитывать тип сцепления. Если оно механическое, надо проверить и заменить при необходимости вилку. Если гидравлическое — прокачать систему, чтобы удалить воздух, и заменить тормозную жидкость.

Чтобы сцепление не подвело водителя, необходимо соблюдать правила эксплуатации автомобиля и внимательно следить за работой этого механизма. При появлении тревожных признаков важно как можно скорее определить причину неисправности и устранить ее. Это позволит избежать более серьезных неполадок и расходов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: