Автоматическое сцепление для мопеда альфа

Регулировка сцепления на мопеде Альфа

Регулировка сцепления на мопеде альфа

Регулировки

Феном экосистем

Регулировка сцепления на мопеде альфа

Регулировка сцепления на мопеде альфа

Друзья всем привет! В этой статье хочу поговорить о механическом сцеплении мопеда Альфа, его регулировке и неисправностях. Многие проводят регулировку сцепления тросиком, но это не правильно.

Принцип работы механического сцепления

Сцепление представляет из себя набор дисков и когда мы выжимаем сцепление, то эти диски разжимаются между собой освобождая вал, который передает вращающий момент на коробку передач.

Неисправности сцепления

Итак, какие могут быть неисправности сцепления – это когда сцепление буксует, или когда сцепление ведет.

Давайте разберем такие ситуации, когда сцепление буксует:

  1. Проскальзывает лапка кикстартера и мопед не заводится;
  2. Когда вы включаете первую передачу, а мопед не едет. Начинает схватывать уже в самом конце выжатой ручки сцепления;
  3. Когда вы едете на мопеде и даете резко газ, то обороты двигателя возрастают, а мопед скорость не набирает.

Теперь разберем ситуацию, когда сцепление ведет:

Мопед хорошо заводится, но при выжатой ручке сцепления и включении первой передачи мопед дергается и начинает ехать;

Плохо включаются и выключаются передачи. На ходу возникают сложности с переключением на другую передачу.

Регулировка сцепления на мопеде альфа

Механизм регулировки сцепления находится с правой стороны двигателя, где кикстартер. Что бы до него добраться, нужно открутить два винта круглой крышки сцепления крестовой отверткой.

Отворачиваем крышку сцепления

Отворачиваем крышку сцепления

Механизм выжима сцепления должен всегда находиться в смазке! Иначе детали механизма быстро сотрутся и придут в негодность.

Если у вас нет смазки на деталях механизма сцепления, то смажьте. Подойдет для смазки литол, солидол, автомобильное моторное масло. Я смазал автомобильной смазкой для тормозных суппортов. Потому что данная смазка термоустойчивая.

Механизм сцепления регулируется регулировочным болтом, который законтрен контргайкой. Для начала регулировки нужно ослабить контргайку ключом на 10. Лучше воспользоваться торцовым ключом.

Теперь берем простую отвертку и выкручиваем регулировочный болт до тех пор, когда детали выжима сцепления ослабнут и начнут болтаться, а регулировочный болт будет свободно вращаться.

Откручиваем регулировочный винт

Откручиваем регулировочный винт

На данном этапе диски сцепления полностью сцеплены.

Затем начинаем медленно закручивать регулировочный болт до тех пор, когда он упрется во втулку выжимного подшипника. Вы это должны почувствовать нарастающим усилием при закручивании болта.

Как пошло усилие на болт, значит он уперся в выжимной подшипник. Далее откручиваем регулировочный болт на четверть оборота, что бы был небольшой зазорчик. На этом первичная регулировка механизма сцепления закончена.

Теперь нужно отрегулировать ход ручки выжима сцепления, который регулируется натяжником на тросике сцепления.

Регулировка хода ручки выжима сцепления

Регулировка выжима ручки сцепления на мопеде Альфа регулируется натяжником на тросике сцепления.

Натяжник на тросике сцепления мопеда Альфа RX

Натяжник на тросике сцепления мопеда Альфа RX

Нам нужно завести мопед и включить первую передачу, но перед тем как завести мопед, он должен быть установлен на сервисную подножку.

Добиваемся такого момента, когда заднее колесо можно остановить небольшим усилием. На пример взять в руки ту же отвертку, или ключ и поднести к покрышке заднего колеса.

Проверяем регулировку сцепления

Проверяем регулировку сцепления путем небольшого усилия на заднее колесо.

Регулируем подворачиванием натяжного болта и проверяем сцепление. Перед регулировкой натяжник нужно расконтрить контргайкой.

После того, как мы добились нужной регулировки – затягиваем натяжной болт контргайкой и прикручиваем крышку сцепления.

После данной регулировки еще раз проверяем как крутится заднее колесо при выжатом сцеплении. Убеждаемся в правильности настройки.

Сцепление мопеда

Сцепление мопеда

Сцеплением оборудовано каждое механическое транспортное средство. Сцеплением называется такой механизм, в основе работы которого находится действие силы трения скольжения. Данному механизму в функционировании транспортного средства в целом отводится достаточно значительное место, поскольку благодаря сцеплению передается крутящий момент от двигателя к колесам, а также переключаются передачи, гасятся крутильные колебания, трансмиссия на короткий промежуток времени отсоединяется от маховика двигателя. Как правило, сцепление является частью трансмиссии транспортных средств. На трансмиссию возложена ответственная миссия подключения или отключения соединения двигателя и коробки передач. Автором разработки первого в автомобильном мире сцепления является Карл Бенц.

Виды сцепления

Виды сцепления

Сцепления абсолютно всех транспортных средств работают по одному и тому же принципу – на несколько ведущих или ведомых дисков воздействует сила трения, что и позволяет транспортному средству сдвинуться с места.

Так, сцепление мопеда разделяют на два вида:

  • сухие.
  • мокрые, т.е. те, для работы которых необходимо наличие масляной ванны.

Кроме этого, сцепления также разделяются по количеству ведомых дисков:

  • однодисковые или двухдисковые;
  • многодисковые.

Как правило, первый вариант дискового сцепления всегда является сухим. А вот для работы многодискового сцепления необходима масляная ванная, которая является общей и для коробки передач.

Принцип работы сцепления

Принцип работы сцепления мопеда

Таким образом, к основным конструктивным элементам сцепления относятся ведущие и ведомые диски, пружины, а также механизмы привода. Сухие однодисковые или двухдисковые сцепления имеют связь ведущих дисков с маховиком. Для правильной работы дисков второго типа сцепления необходима корзина сцепления мопеда, в которую и помещаются диски. Корзину еще называют кожухом, который приводится в движение посредством первичной передачи. Для того, чтобы увеличить трение дисков, на их рабочие части наносится специальный фрикционный материал. Зачастую бывает так, что для изготовления нескольких дисков одного вида используется высокопрочная пластмасса.

Роль коленвала

Коленвал ередает крутящий момент к коробке передач посредством работы включенного сцепления. Это обусловлено тем, что в данном случае диски сцепления, как ведущие, так и ведомые, находятся в плотно прижатом состоянии к друг другу с помощью пружин.

Если пилот воздействует силой на расположенный на руле рычаг мопеда, который выключает сцепление, то тем самым он оказывает влияние на привод (механический или гидравлический). Работа данного привода заключается в следующем – он перемещает шток или подшипник выключения сцепления, который и разъединяет диски сцепления между собой. Таким образом, диски перестают сильно тереться друг с другом, в результате чего крутящий момент прекращает передаваться от коленвала к коробке передач.

Большая часть мопедов оборудована сцеплением, управление которым осуществляется вручную путем воздействия на рычаг, расположенный на левой рукоятке руля. Однако, есть и такие модели, которые оборудованы автоматическим сцеплением. В случае последнего, то рычага на руле нет, двигатель с трансмиссией соединяется и разъединяется путем работы центробежного автомата. В подобных конструкциях частота вращения коленвала двигателя выступает в качестве задающего параметра. Стоит отметить, что коробкой-автоматом очень часто оборудуются мопеды, а также скутеры в сочетании с клиноременным вариатором.

Таким образом, сцепление выполняет крайне важную функцию в работе и передвижении транспортного средства. Оно требует, как и все остальные детали, тщательного ухода и своевременной регулировки и замены. Однако, каким бы хорошим уход за сцеплением не был, все же наступает момент, когда приходит необходимость его отрегулировать или же вовсе поменять. Замена сцепления осуществляется в тех случаях, когда для этого есть совершенно конкретные показания или же когда регулировка не помогла.

Основные поломки сцепления

Регулировку сцепления необходимо произвести, если:

  1. Сцепление проскальзывает. Это происходит в момент включения двигателя ножным стартером, в результате чего мопед не заводится.
  2. Мопед начинает двигаться в момент, когда выжимается сцепление, включается первая передача и пилот начинает газовать;
  3. При включении повышенной передачи и педали газа «в пол», слышится сильный рев мотора, его обороты растут, однако, скорость мопеда не увеличивается.

Пошаговый ремонт сцепления мопеда

Регулировка сцепления процесс трудоемкий, однако, не настолько сложный. С этим способен справится даже новичок. Итак, чтобы отрегулировать сцепление необходимо последовательно и внимательно выполнить несколько пунктов.

ремонт сцепления мопеда

  1. Поставить мопед на центральную ножку;
  2. Найти хромированную крышку двигателя, которая распложена с правой стороны, и открутить ее;
  3. Когда крышка будет снята, появится доступ к регулировочному винту и фиксирующей контргайке;
  4. Для начала следует чуть ослабить контргайку, после чего с помощью шлицевой отвертки ее следует открутить до момента, пока она сможет свободно и беспрепятственно вращаться;
  5. Теперь необходимо закрутить регулировочный винт до того момента, пока он не упрется в препятствие и станет закручиваться с легким усилием. Данное положение является правильным;
  6. Теперь ничего больше не остается, кроме как зафиксировать этот болт от поворачиваний отверткой;
  7. После этого следует затянуть контргайку;
  8. Находим на тросике сцепления болт и закручиваем его до упора. Таким образом сцепление расслабляется;
  9. После выполнения данной процедуры следует завезти мопед и включить первую передачу. При этом не забываем, что мопед остается на центральной ножке, чтобы заднее колесо было на весу. Колесо начнет крутиться;
  10. Теперь нужно найти такое положение, которое позволит во время выжима сцепления остановить крутящее колесо рукой или ботинком. Если колесо получилось остановить таким образом, то работа по регулировке сцепления мопеда закончена. Если колесо продолжает крутиться и остановить его не получается, то следует выполнить пункт, описанный ниже;
  11. Необходимо изменить местоположение регулировочного вина. Для этого понадобится из инструментов все та же отвертка.
  12. Когда желаемый результат получен, и колесо возможно остановить рукой или ботинком, нужно закрутить контргайку и вернуть обратно хромированную крышку;
  13. Завершающим этапом является выкручивание болтика, расположенного на тросе сцепления, до момента, чтобы ручка сцепления имела свободный ход в 1 см.
Читайте также  Блок управления сцеплением opel astra h

Ремонт мопеда альфа своими руками

Отворачиваем крышку сцепления Регулировка сцепления на мопеде альфа Мопед Альфа

Итак, какие могут быть неисправности сцепления – это когда сцепление буксует, или когда сцепление ведет.

Давайте разберем такие ситуации, когда сцепление буксует:

  1. Проскальзывает лапка кикстартера и мопед не заводится;
  2. Когда вы включаете первую передачу, а мопед не едет. Начинает схватывать уже в самом конце выжатой ручки сцепления;
  3. Когда вы едете на мопеде и даете резко газ, то обороты двигателя возрастают, а мопед скорость не набирает.

Теперь разберем ситуацию, когда сцепление ведет:

Мопед хорошо заводится, но при выжатой ручке сцепления и включении первой передачи мопед дергается и начинает ехать;

Плохо включаются и выключаются передачи. На ходу возникают сложности с переключением на другую передачу.

Регулировка сцепления на мопеде альфа

Механизм регулировки сцепления находится с правой стороны двигателя, где кикстартер. Что бы до него добраться, нужно открутить два винта круглой крышки сцепления крестовой отверткой.

Отворачиваем крышку сцепления

Отворачиваем крышку сцепления

Механизм выжима сцепления должен всегда находиться в смазке! Иначе детали механизма быстро сотрутся и придут в негодность.

Если у вас нет смазки на деталях механизма сцепления, то смажьте. Подойдет для смазки литол, солидол, автомобильное моторное масло. Я смазал автомобильной смазкой для тормозных суппортов. Потому что данная смазка термоустойчивая.

Механизм сцепления регулируется регулировочным болтом, который законтрен контргайкой. Для начала регулировки нужно ослабить контргайку ключом на 10. Лучше воспользоваться торцовым ключом.

Теперь берем простую отвертку и выкручиваем регулировочный болт до тех пор, когда детали выжима сцепления ослабнут и начнут болтаться, а регулировочный болт будет свободно вращаться.

Откручиваем регулировочный винт

Откручиваем регулировочный винт

На данном этапе диски сцепления полностью сцеплены.

Затем начинаем медленно закручивать регулировочный болт до тех пор, когда он упрется во втулку выжимного подшипника. Вы это должны почувствовать нарастающим усилием при закручивании болта.

Как пошло усилие на болт, значит он уперся в выжимной подшипник. Далее откручиваем регулировочный болт на четверть оборота, что бы был небольшой зазорчик. На этом первичная регулировка механизма сцепления закончена.

Теперь нужно отрегулировать ход ручки выжима сцепления, который регулируется натяжником на тросике сцепления.

Как настроить сцепление на мопеде?

Признаки того, почему стоит отрегулировать сцепление:

Кроме этого, сцепления также разделяются по количеству ведомых дисков:

  • однодисковые или двухдисковые;
  • многодисковые.

Как правило, первый вариант дискового сцепления всегда является сухим. А вот для работы многодискового сцепления необходима масляная ванная, которая является общей и для коробки передач.

Принцип работы сцепления

Таким образом, к основным конструктивным элементам сцепления относятся ведущие и ведомые диски, пружины, а также механизмы привода. Сухие однодисковые или двухдисковые сцепления имеют связь ведущих дисков с маховиком. Для правильной работы дисков второго типа сцепления необходима корзина сцепления мопеда, в которую и помещаются диски. Корзину еще называют кожухом, который приводится в движение посредством первичной передачи. Для того, чтобы увеличить трение дисков, на их рабочие части наносится специальный фрикционный материал. Зачастую бывает так, что для изготовления нескольких дисков одного вида используется высокопрочная пластмасса.

Роль коленвала

Коленвал ередает крутящий момент к коробке передач посредством работы включенного сцепления. Это обусловлено тем, что в данном случае диски сцепления, как ведущие, так и ведомые, находятся в плотно прижатом состоянии к друг другу с помощью пружин.

Если пилот воздействует силой на расположенный на руле рычаг мопеда, который выключает сцепление, то тем самым он оказывает влияние на привод (механический или гидравлический). Работа данного привода заключается в следующем – он перемещает шток или подшипник выключения сцепления, который и разъединяет диски сцепления между собой. Таким образом, диски перестают сильно тереться друг с другом, в результате чего крутящий момент прекращает передаваться от коленвала к коробке передач.

Большая часть мопедов оборудована сцеплением, управление которым осуществляется вручную путем воздействия на рычаг, расположенный на левой рукоятке руля. Однако, есть и такие модели, которые оборудованы автоматическим сцеплением. В случае последнего, то рычага на руле нет, двигатель с трансмиссией соединяется и разъединяется путем работы центробежного автомата. В подобных конструкциях частота вращения коленвала двигателя выступает в качестве задающего параметра. Стоит отметить, что коробкой-автоматом очень часто оборудуются мопеды, а также скутеры в сочетании с клиноременным вариатором.

Таким образом, сцепление выполняет крайне важную функцию в работе и передвижении транспортного средства. Оно требует, как и все остальные детали, тщательного ухода и своевременной регулировки и замены. Однако, каким бы хорошим уход за сцеплением не был, все же наступает момент, когда приходит необходимость его отрегулировать или же вовсе поменять. Замена сцепления осуществляется в тех случаях, когда для этого есть совершенно конкретные показания или же когда регулировка не помогла.

Основные поломки сцепления

Регулировку сцепления необходимо произвести, если:

  1. Сцепление проскальзывает. Это происходит в момент включения двигателя ножным стартером, в результате чего мопед не заводится.
  2. Мопед начинает двигаться в момент, когда выжимается сцепление, включается первая передача и пилот начинает газовать;
  3. При включении повышенной передачи и педали газа «в пол», слышится сильный рев мотора, его обороты растут, однако, скорость мопеда не увеличивается.

Пошаговый ремонт сцепления мопеда

Регулировка сцепления процесс трудоемкий, однако, не настолько сложный. С этим способен справится даже новичок. Итак, чтобы отрегулировать сцепление необходимо последовательно и внимательно выполнить несколько пунктов.

  1. Поставить мопед на центральную ножку;
  2. Найти хромированную крышку двигателя, которая распложена с правой стороны, и открутить ее;
  3. Когда крышка будет снята, появится доступ к регулировочному винту и фиксирующей контргайке;
  4. Для начала следует чуть ослабить контргайку, после чего с помощью шлицевой отвертки ее следует открутить до момента, пока она сможет свободно и беспрепятственно вращаться;
  5. Теперь необходимо закрутить регулировочный винт до того момента, пока он не упрется в препятствие и станет закручиваться с легким усилием. Данное положение является правильным;
  6. Теперь ничего больше не остается, кроме как зафиксировать этот болт от поворачиваний отверткой;
  7. После этого следует затянуть контргайку;
  8. Находим на тросике сцепления болт и закручиваем его до упора. Таким образом сцепление расслабляется;
  9. После выполнения данной процедуры следует завезти мопед и включить первую передачу. При этом не забываем, что мопед остается на центральной ножке, чтобы заднее колесо было на весу. Колесо начнет крутиться;
  10. Теперь нужно найти такое положение, которое позволит во время выжима сцепления остановить крутящее колесо рукой или ботинком. Если колесо получилось остановить таким образом, то работа по регулировке сцепления мопеда закончена. Если колесо продолжает крутиться и остановить его не получается, то следует выполнить пункт, описанный ниже;
  11. Необходимо изменить местоположение регулировочного вина. Для этого понадобится из инструментов все та же отвертка.
  12. Когда желаемый результат получен, и колесо возможно остановить рукой или ботинком, нужно закрутить контргайку и вернуть обратно хромированную крышку;
  13. Завершающим этапом является выкручивание болтика, расположенного на тросе сцепления, до момента, чтобы ручка сцепления имела свободный ход в 1 см.
Читайте также  Ваз 2131 буксует сцепление что делать

Регулировка хода ручки выжима сцепления

Регулировка выжима ручки сцепления на мопеде Альфа регулируется натяжником на тросике сцепления.

Натяжник на тросике сцепления мопеда Альфа RX

Натяжник на тросике сцепления мопеда Альфа RX

Нам нужно завести мопед и включить первую передачу, но перед тем как завести мопед, он должен быть установлен на сервисную подножку.

Добиваемся такого момента, когда заднее колесо можно остановить небольшим усилием. На пример взять в руки ту же отвертку, или ключ и поднести к покрышке заднего колеса.

Проверяем регулировку сцепления

Проверяем регулировку сцепления путем небольшого усилия на заднее колесо.

Регулируем подворачиванием натяжного болта и проверяем сцепление. Перед регулировкой натяжник нужно расконтрить контргайкой.

После того, как мы добились нужной регулировки – затягиваем натяжной болт контргайкой и прикручиваем крышку сцепления.

После данной регулировки еще раз проверяем как крутится заднее колесо при выжатом сцеплении. Убеждаемся в правильности настройки.

Регулировка сцепления на мопеде Альфа завершена.

Пошаговый ремонт сцепления мопеда

Регулировка сцепления процесс трудоемкий, однако, не настолько сложный. С этим способен справится даже новичок. Итак, чтобы отрегулировать сцепление необходимо последовательно и внимательно выполнить несколько пунктов.


Поставить мопед на центральную ножку;

Регулировка и замена сцепления на мопеде Альфа 110 или 125

Сцепление мотороллера – набор дисков, которые при нажатии курка разжимаются и освобождают коленчатый вал. Таким образом на коробку передач передается крутящий момент. Но если система износилась или работает некорректно, двухколесник будет «вялым» или вообще откажется ехать. И решить проблему поможет только настройка или замена сцепления на мопеде Альфа. Поэтому если вы решили купить мопед Альфа, нужно разобраться, как реанимировать байк и устранить все симптомы неисправности.

Когда нужно регулировать сцепление мопеда Альфа?

При эксплуатации мотороллера Alpha райдер может столкнуться с тем, что сцепление ведет или буксует. В первом случае после запуска двигателя и переключения на первую скорость байк начинает ехать (при зажатом сцеплении). А вот при буксировке мопед вообще отказывается ехать либо не набирает скорость (хотя обороты увеличиваются).

Причиной появления таких проблем становится банальный износ деталей системы или неправильная регулировка сцепления на Альфе 110, 125 или 50 куб. см. Также проблемы могут возникнуть и при длительном простое байка. К примеру, после зимовки мопед может завестись, но не тронется с места. Подобная проблема обычно возникает из-за того, что фрикционный диск прикипел к маховику и дискам. Это приводит к тому, что байк не «отпускает» сцепление и отказывается ехать. И решит такую неисправность только полная разборка и обслуживание узла.

Как настроить сцепление на Альфе?

Важно отметить, что сцепление находится внутри двигателя. Но с его настройкой, заменой или ремонтом справится даже начинающий водитель.

Чтобы настроить сцепление мопеда Альфа 110 или любого другого аналогичного байка нужно:

  • Установить мотороллер на центральную подножку.
  • Снять хромированную крышку двигателя (с правой стороны).
  • Выкрутить два винта, которые удерживают пластину. Это откроет доступ к регулятору и контргайке.
  • Ослабить гайку и при помощи шлицевой отвертки немного выкрутить винт. Пластина переключения должна свободно перемещаться.
  • Вынуть компонент, смазать его и установить обратно.
  • Затянуть регулятор до упора шлицевой отверткой (не нужно сильно затягивать).
  • Зафиксировать контргайку, чтобы она не проворачивалась.
  • Затянуть болт на тросике сцепления.
  • Запустить двигатель и включить первую скорость. Важно, чтобы мотороллер оставался на подножке, поскольку заднее колесо не должно касаться земли.
  • Зажать сцепление и попробовать остановить вращающееся колесо ногой. Если оно остановилось, значит, регулировка сцепления Альфа завершена.

В случае, если колесо продолжает вращаться, райдеру следует затянуть регулировочный винт на 0,25-0,5 оборота. Процедура выполняется до тех пор, пока колесо не получиться остановить. После выполнения регулировки нужно закрутить контргайку, установить хромированную крышку. На последнем этапе мотолюбителю нужно отрегулировать болт на тросике, чтобы ход ручки составлял 10 мм.

Как заменить сцепление на Альфе 110, 125 или 50 куб. см?

Поскольку конструкция у всех малокубатурных мотороллеров идентична, эта инструкция подойдет для всех двухколесников. Если у райдера возникла необходимость поменять сцепление, ему нужно:

  • Снять колпачок со свечи зажигания.
  • Отсоединить трос от лапки переключения передач.
  • Демонтировать хромированную крышку, за которой находится регулирующий винт.
  • Выкрутить болты, удерживающие крышку двигателя, и снять ее. При выполнении процедуры желательно ослабить лапку тормозов, чтобы она не мешала.
  • Достать втулки.
  • Снять крышку сцепления.
  • Отогнуть стопорную шайбу.
  • Выкрутить центральную гайку.
  • Снять само сцепление и установить новый компонент.

После замены узла следует выполнить повторную регулировку сцепления мопеда Альфа.

Примечание: При монтаже нового компонента рекомендуется сразу его смазать, чтобы избежать заеданий и чрезмерного износа дисков. Параллельно с заменой сцепления мопеда Альфа 110 или 125 кубов рекомендуется поменять и масляный фильтр.

Если замену узла мотолюбитель может выполнить самостоятельно, то полную разборку и ремонт элемента желательно доверить специалистам. У мастеров компании Dvako Moto есть необходимое оборудование для диагностики и обслуживания всех компонентов мотороллера.

Автоматическое сцепление для мопеда альфа

Статья «Сцепление для ленивых». Источник: журнал МОТО. Автор: Николай Коржавин, г.Ковров.

Мокики «ЗиД-Пилот» вот уже два года комплектуются китайскими 4-тактными двигателями фирмы Lifan — «близким родственником» мотора Honda Super Cub, выпущенного огромным «тиражом» и во множестве модификаций. Немало тех и других машинок у наших владельцев. Один из самых удивительных узлов -автоматический механизм сцепления: он действует так, что полностью освобождает водителя даже от самой мысли о своем существовании. Но, случается, ломается. Давайте чинить.

РАЗБОРКА
Чтобы добраться до сцепления, отсоедините рычаг кикстартера, открутите болты, крепящие правую крышку двигателя, и снимите ее. Под ней увидите упорный подшипник с тремя шариками. Снимите с посадочной поверхности его и пружину, что под ним. На шлицы вала, связанного с педалью переключения передач, насажен рычаг с кулачком на конце. Кулачок входит в паз фигурной пластины, установленной в подшипник крышки ведущего барабана сцепления. Снимите рычаг с вала, а пластину вместе с подпятником и подпружиненным цилиндриком выньте из подшипника.

Открутите винты, крепящие крышку барабана, и снимите ее. Под ней гайка, которой прикручен весь механизм сцепления к цапфе коленвала. Отогните усики стопорной шайбы и открутите гайку. Но не зубилом — испортите деталь! Воспользуйтесь специальным ключом. То, что его трудно найти в продаже, не оправдание. В крайнем случае, такой инструмент можно за считанные минуты изготовить с помощью «болгарки» (или ножовки) и напильника из подходящей по размеру трубы.

Снимите механизм сцепления с цапфы коленвала. С его обратной стороны увидите стопорное кольцо. Прижмите рукой диски и выньте кольцо из паза с помощью пассатижей с узкими губками. Его можно поддеть и тонкой отверткой (но тогда берегите пальцы!).

Когда справитесь с кольцом, переверните барабан и аккуратно, чтобы не растерять пружины, разжимающие диски, вытряхните его содержимое. Должны вывалиться: фрикционные диски, ведомый барабан, втулка и четыре пружины. Открутите винты, стягивающие ведущий барабан и пластину с грузиками. Откручивайте постепенно, по 2-3 оборота — чтобы детали не перекашивались. Когда выкрутите приблизительно наполовину, демпферные пружины ослабнут. Выньте их узкой отверткой. Выполните операцию именно на этом этапе разборки: раньше или позже это будет проделать намного сложнее. К тому же при открученных винтах демпферные пружины могут перекоситься и деформироваться. Так же постепенно выкрутите винты до конца и выньте из ведущего барабана диск с грузиками.

Читайте также  Автомобиль лада приора сцепление


Схема работы автоматического сцепления:
А — двигатель работает на холостом ходу. Мокик стоит на месте.
Б — обороты коленвала увеличились, грузики под действием центробежной силы сжали диски сцепления. Мокик тронулся с места.
В — рычаг переключения передач нажат. Шарики раздвинули фигурные пластины. Ведущий барабан, сжав пружины, сместился в сторону двигателя вместе с кольцом, в которое упираются диски сцепления. Грузикам не хватает хода, чтобы сжать диски, шестерни могут без удара войти в зацепление. Передача переключается.
Г- запускаем двигатель «с толчка». Клиновые поверхности втулки и ведомого барабана раздвигают детали, на которых они расположены. Диски сжимаются, и заднее колесо крутит коленвал.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Конструкция этого механизма сцепления отличается от большинства других тем, что содержит в себе целых три механизма. Первый — центробежный автомат: он избавляет водителя от необходимости манипулировать рычагом при троганье с места. Второй — полуавтомат: он разъединяет трансмиссию и двигатель в момент переключения передач. Третий, клиновый, как и первый, — автоматический: он предназначен для того, чтобы мопед мог тормозить двигателем при закрытом дросселе. Кроме того, клиновый механизм соединяет трансмиссию и двигатель при запуске мотора «с хода», когда центробежный автомат еще не работает.

Вся троица управляет пакетом из пяти стальных фрикционных дисков — он и передает вращение коленвала трансмиссии. Два крайних, ведущих, в четырех усиках содержат стержни — направляющие для пружин, которые разжимают пакет в свободном состоянии, чтобы диски не слипались. То есть они исключают явление, о котором говорят «сцепление ведет». Со стороны этих направляющих на диски нанесен слой фрикционного материала. На средний, тоже ведущий диск, этот материал нанесен с двух сторон. Остальные ведомые диски — «голые». Вращение от них передается через ведомый барабан ведущей шестерне моторной передачи.

Центробежный механизм — это пластины, на которые установлены четыре грузика. Когда коленвал вращается, грузики под действием центробежной силы поворачиваются на своих осях и сжимают фрикционные диски. Если мотор работает на холостом ходу, а передача включена, грузикам не хватает центробежной силы, чтобы сжать фрикционные диски — и мокик стоит на месте. По мере увеличения оборотов сила возрастает — мопед трогается с места.

В эту конструкцию изначально заложена возможность тюнинговать. У форсированных моторов пик крутящего момента смещен в сторону высоких оборотов, на малых они ощутимо слабее. Выходит, резво рвануть с места можно только на высоких оборотах. Значит, нужно подкорректировать работу автоматики — облегчить грузики, чтобы они сжимали диски на более высоких оборотах. Каждый из четырех грузиков состоит из семи одинаковых пластин. Замените одну из них или несколько в каждом грузике шайбами (обязательно одинаковыми по весу!), и форсированный аппарат начнет стартовать резвее.

На валу, переключающем передачи, два рычага. В то время как водитель нажимает ногой на тот, что снаружи, другой, расположенный на противоположном конце вала, поворачивает фигурную пластину с тремя радиальными пазами. В крышке расположена другая пластина с такими же пазами, чтобы она не повернулась, ее зафиксировали от поворота штифтом. Между пластинами расположен упорный подшипник с тремя шариками, объединенными сепаратором. Шарики помещены в пазах пластин. При включении передачи пластины поворачиваются друг относительно друга, при этом шарики выдавливаются из канавок и раздвигают эти детали. Подвижная пластина давит на барабан, а тот смещается, сжимая силовые пружины между ним и пластиной с грузиками. Грузикам уже недостает хода, чтобы снова сжать пакет дисков — и сцепление выключается. В это же время третий рычаг на все том же валу включает очередную передачу. Когда вал возвращается в исходное положение, сцепление снова включается. Чтобы сепаратор не дребезжал при езде, специальная пружина поджимает его к той фигурной пластине, что установлена на крышке.

Клиновый механизм совсем прост: втулка с клинообразными поверхностями расположена внутри ведомого барабана сцепления. Если коленвал «тянет» колесо, втулка никак себя не проявляет. Если же колесо начинает «вращать» коленвал, клинообразные поверхности выталкивают втулку из ведомого барабана, и она сжимает фрикционные диски.

Если понадобится запустить двигатель с хода, включите зажигание, передачу -и толкайте. Центробежное сцепление при этом, разумеется, не сможет работать, но ему поможет клиновая втулка. Как только двигатель «схватит», клиновый механизм выключится. Но учтите: если сильно откроете газ и обороты коленвала окажутся намного выше, чем предусмотрено для холостого хода, центробежное сцепление может неожиданно «вспомнить» про свои «обязанности» — и мокик рванет вперед.

При торможении двигателем клиновый механизм не позволит выключиться сцеплению до тех пор, пока частота вращения ведомого барабана не станет меньше частоты вращения барабана ведущего.

СБОРКА
Сначала наденьте силовые пружины на выступы пластины с грузиками и наполовину стяните винтами. Как и при разборке, закручивайте винты по 2-3 оборота за один раз — чтобы не перекосить детали. На полпути с помощью тонкой отвертки вставьте демпферные пружины. При этом старайтесь жало отвертки наклонять в направлении сжатия — иначе пружина может соскользнуть с него внутрь барабана. Вынуть ее оттуда трудно — без пинцета не обойтись. Когда все пружины установите на место, так же постепенно, но окончательно затяните все винты. Установите ведомый барабан с фрикционными дисками и втулкой и, прижимая рукой диски, закрепите его стопорным кольцом. Далее собирайте в порядке, обратном разборке.

РЕГУЛИРОВКА, ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Регулировка может понадобиться только полуавтомату выжима сцепления. Например, если при переключении передач услышите стук шестерен. В правой крышке картера, под «своей» круглой крышкой, «прячется» регулировочный болт — он законтрен гайкой. Отпустите гайку и закручивайте болт до тех пор, пока втулка, сжав пружину, не дойдет до упора. Тогда отпустите винт на 1/8-1/4 оборота и затяните гайку.

Механизм сцепления этого двигателя неприхотлив и долговечен. Единственное, что может случиться, со временем износятся фрикционные диски. Чтобы их заменить, придется разобрать всю конструкцию.


Полуавтомат сцепления:
1 — рычаг, управляющий работой полуавтомата; 2 — фигурная пластина с подпятником; 3 — упорный подшипник с тремя шариками; 4 — пружина, устраняющая люфт; 5 — регулировочный винт; б — фигурная пластина крышки двигателя со стопором; 7 — демпферные пружины; 8 — ведущий барабан сцепления; 9 — вал переключения передач.


Чтобы демонтировать механизм сцепления с коленвала, снимите крышку ведущего барабана и, отогнув усики (1) стопорной шайбы, открутите гайку (2).


Такой ключ для откручивания гайки несложно изготовить из трубы.


Стопорное кольцо (удерживающее пакет фрикционных дисков) удобнее извлекать из канавки пассатижами с острыми губками, слегка придавливая диски.


Грузики центробежного сцепления при возрастании оборотов двигателя выдвигаются (так же, как нижний пакет под действием силы тяжести) и сжимают фрикционные диски.


Работа клинового механизма. Когда коленвал тянет ведомый барабан, втулка утоплена (А). Если же частота вращения ведомого барабана выше, чем ведущего (Б), клинообразные поверхности ее выталкивают:
1 — ведущие диски; 2 — ведомые диски; 3 — ведомый барабан; 4 — втулка.


Демпферные пружины легче демонтировать и устанавливать тонкой отверткой. Отвертку лучше наклонить так, как показано на фото — иначе пружина может соскользнуть внутрь.


Чтобы отрегулировать полуавтомат сцепления, отпустите контргайку и закручивайте регулировочный винт до тех пор, пока втулка не дойдет до упора. Затем отпустите винт на 1/8-1/4 оборота.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: