Тракторный генератор 24 вольта с самовозбуждением

Как разобрать и проверить генератор МТЗ: схема подключения

МТЗ – самые распространенные тракторы в России. Их используют в строительстве, обустройстве города и сельхоз работ. Периодически им необходимо обслуживание, и особенно в переборке нуждается тракторный генератор. Ниже вы узнаете основные этапы подключения, разборки и диагностики поломок.

Конструкция и принцип работы

Для начала нужно разобраться в том, где расположен генератор МТЗ. Он находится на боковинке картера и крепится на поворотном основании. В верхней точке происходит фиксация ремня генератора, который и передает крутящий момента.

Ремешок также необходим, чтобы вращать емкость с охлаждайкой. Если же он обрывается, работа всех систем автоматически прекращается.

С торцов крышки генератора находятся отверстия для наддува воздуха.

Схема из сервисного мануала выглядит так:

Сердцем агрегата выступает статор. Внутри него установлен сердечник из штампованных пластин с обмоткой.

Обмотка образует фазы, соединенные последовательно по схеме треугольник. В статоре заключен подшипник с зафиксированным валом. Он запрессован в пакет из штампованных пластин. В съемные крышки вмонтированы опоры. Мысок вала оборудован крыльчаткой-вентилятором для активного охлаждения.

В агрегате предусмотрены катушки возбуждения. На них подается ток от аккумулятора, что и вводит систему в работу.

Если аккумулятор в технике отсутствует, то можно перевести генератор в режим параллельного возбуждения. В этом случае он будет работать независимо.

Кстати, по этой причине генератор называют самовозбуждающимся.

Итак, принцип работы выглядит следующим образом:

  1. Сначала запускается ротор. Своими колебаниями он создает магнитное поле, воздействующее на статор.
  2. Электромагнитные импульсы создают в статоре трехфазный переменный ток, который в дальнейшем инвертируется в постоянный. В некоторых вариациях необходимо подключить дополнительное реле.

Схема подключения генератора

Итак, схема подключения автомобильного генератора необходима каждому трактористу, чтобы ввести его в эксплуатацию прямо «в поле».

Описание процесса

Подключение генератора МТЗ 80 – процедура несложная. Делается она в несколько этапов:

  1. Генератор болтами крепится к боковинке двигателя.
  2. Затем происходит натяжение ремня и окончательная фиксация болтом.
  3. После необходимо подключить электрику. Крепится она стандартным способом «клемма-болт». Вот электросхема генератора.

А как проверить генератор на МТЗ? Нужно повернуть ключ зажигания. Если загорелась красная лампа – значит была допущена ошибка. Она говорит о недостаточном заряде. Нужно еще раз проверить схему подключения.

Проверка обмотки

Генератор на МТЗ 82 все еще не запускается, возможно, проблема не в подключении, а в самой обмотке. Тогда понадобится диагностика системы.

Для этого нужно отключить генератор от мотора и полностью зарядить аккумулятор. Итак, минус нужно бросить на контакт М, а плюс на Ш.

Если катушка исправна, лампочка будет очень тускло гореть. Яркий свет говорит о серьезных проблемах.

Также могут понадобиться дополнительные тесты:

  1. Минус на М, а плюс — на В. Необходимо в цепь включить и индикаторную лампочку. Если все хорошо, гореть она не будет. В случае пробоя диода или плюсового вывода на корпус индикация будет заметной.
  2. Минус на любой контакт переменного напряжения, а плюс на В-колодку. Результат, как и ранее, определяется по лампочке.
  3. Положительный на М, а отрицательный на переменные контакты. Если горит лампа, значит в диоде пробой.

Также не будет лишним убедится в работоспособности самой лампочки. Иногда она не горит, потому что сломана.

ТО устройства на МТЗ

Чтобы органы управления и сам генератор не выходили из строя, лучше регулярно проводить обслуживание.

В первую очередь, необходимо регулярно удалять масло и пыль, которые оседают под крышкой. Пыль лучше продувать компрессором, но подойдет и обычная ветошь. Если грязь забила щели, понадобится разборка и протирка. Делать ее нужно той же ветошью, смоченной в бензине. Вату или синтетику для уборк использовать не стоит.

Регулярно нужно осматривать клеммы на предмет окислов. Как только они появляются, их нужно удалить механически наждачной бумагой или напильником. Действовать стоит аккуратно, только чтобы снялась оксидная пленка. Также можно смазать контакты медной или силиконовой смазкой.

Периодически осматривайте крыльчатку и шкивы. Любые трещины или сколы говорят о скором капитальном ремонте. Лучше их сразу заменить, чтобы не было аварийных ситуаций. Аналогично рекомендуется проверять натяжку ремня.

После того, как подключить генератор получилось и был запущен двигатель, смотрите на контрольную лампочку. Он должна сразу же гаснуть. На некоторых тракторах МТЗ мигание вхолостую – норма, если вращение не достигло 1,4 тысячи оборотов.

Частые неполадки и их диагностика

1 Итак, контрольная лампочка не гаснет, что же делать? Не паниковать и сразу проверить натяжение ремня. Если оно в порядке – тогда необходимо проверить контакты на окислы. Если после чистки работоспособность не восстановилась, нужно проверить напряжение на выходе. Оно не должно быть ниже 12,5 вольт.

2 Если слышен посторонний шум и стук во время работы – проблема в ослаблении гайки фиксации шкива. Однако возможно и разрушение подшипника. Диагностируется обычной разборкой. Подшипник будет заметно хрустеть при износе и его понадобится заменить. Гайку можно смазать уплотнителем резьбы и покрепче затянуть.

Главное, чтобы не была нарушена посадка на шкиве. Заметить разбитое посадочное место можно по свободному движению гайки. В этом случае его нужно заменить.

3 Подшипник ни в коем случае нельзя выбивать. Можно повредит вал, а это уже капитальный ремонт. Необходим специальный съемник.

В остальном, на тракторах МТЗ редко случаются другие поломки генератора.

Генератор МТЗ-80: Схема подключения и профилактика неисправностей

Генератор МТЗ-80: Схема подключения и профилактика неисправностей

Практически в любом транспортном или рабочем средстве на колёсах существует два источника питания – аккумулятор и генератор. Автомобили нас не интересуют, а вот генератор МТЗ очень даже интересен, и именно его мы подробно рассмотрим.

Генератор МТЗ-82

Как абсолютно любой генератор, тракторный строго придерживается тех же целей – преобразование одного вида энергии в другой. Конкретно, механической в электрическую, что успешно выполняет от вращения коленвала, как и на другой технике.

Принцип работы этого устройства в тракторной технике

Если говорить откровенно, то он вообще ничем не отличается, кроме внешнего вида, габаритов (размеров), способов подключения и ещё несколькими нюансами.

Генератор МТЗ – 80 – это всегда трёхфазное устройство с односторонним возбуждением электромагнита, которое называется Г306 – Д (прочие модификации: Г – 306А, Г – 304А).

Для адекватной работы генератору Г306 – Д требуется постоянный ток, именно поэтому в самом генераторе ток проходит через трёхфазный выпрямитель, превращаясь в постоянный из переменного. Основные детали Г306 – Д, устанавливаемых на белорусских тракторах марки МТЗ – 80, 82 и аналогичных моделях – это статическое устройство и роторное (статор и ротор).

Статор этой модели изготавливается из нескольких электротехнических стальных листов, а трёхфазная катушка с обмоткой крепится изнутри к выступу. Ротор выполнен по аналогичной технологии и выглядит, как звезда с шестью углами, напрессованная на вал, где и крепится.

Подробную детальную схему генератора Г306 – Д вы можете увидеть на рисунке:

Читайте также  Акт по ремонту генератора

Детальная схема генератора Г306

1 – Крышка регулирующего устройства; 2 – Винт; 3 – Шайба; 4 – Шайба; 5 – Гайка; 6- Шайба; 7 – Шайба; 8 – Гайка; 9 – Шайба; 10 – Шайба; 11 – Шайба изоляционная; 12 – Изолятор; 13 – Крышка задняя; 14 – Панель выводов; 15 – Болт М6х53; 16 – Выпрямитель; 17 – Втулка распорная; 18 – Болт М4х27,5; 19 – Изолятор фазный; 20 – Втулка разрезная; 21 – Катушка возбуждения; 22 – Болт стяжной; 23 – Шарикоподшипник; 24 – Винт; 25 – Гайка; 26 – Шайба; 27 – Шкив (одноручьевой); 28 – Вентилятор; 29 – Винт; 30 – Крышка подшипника; 31 – Шарикоподшипник; 32 – Болт; 33 – Крышка передняя; 34 – Щиток; 35 – Болт; 36 – Шайба; 37 – Втулка ротора; 38 – Гайка; 39 – Шайба; 40 – Шайба; 41 – Болт; 42 – Гайка; 43 – Болт; 44 – Кронштейн генератора; 45 – Растяжка; 46 – Ротор; 47 – Гайка; 48 – Статор; 49 – Планка; 50 – Болт; 51 – Шайба упорная; 52 – Винт М8х28; 53 – Регулирующее устройство.

Схема подключения электроцепи трактора МТЗ – 80, 82 и его модификаций:

Схема подключения электроцепи трактора МТЗ - 80, 82 и его модификаций

Профилактический осмотр генератора

Основным условием правильной и надёжной работы этого устройства всегда остаётся внимательный осмотр и генератор МТЗ здесь не исключение. Необходимо постоянно следить за качественным креплением проводов и самого генератора, натяжением ремня и даже банальной чистотой деталей.

Иными словами, требуется чистить от грязи и пыли корпус, если таковые обнаружены на нём. Смотреть за приборным щитком, где присутствует световой индикатор (лампочка). Перед пуском двигателя лампочка, естественно, должна загораться. При появлении неисправностей замыкание массы ничего не даст, ибо лампочка индикатора либо совсем не будет гореть, либо загорится в пол силы (индикация и яркость зависит от конкретной модели трактора).

На исправность генератор МТЗ проверяется исключительно при заглушённом и остывшем моторе трактора, предварительно отключив от него все провода и клеммы. Проверка осуществляется лампой на 12 вольт и аккумуляторной батареей.

Признаки неисправности обмотки статора

Приборная панель МТЗ

Для начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме “М” генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме “Ш”.

  1. Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
  2. Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
  3. Меняем подключение. Клемму “минус” АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму “плюс” снова через лампочку индикатора к клемме “В” генератора.

Загораться при таком подключении лампа не будет, но… Если она умудрилась включиться, значит:

  • коротнул один диод или сразу несколько;
  • между теплопроводом и выпрямителем пробило изоляцию;
  • на корпусе генератора замкнуло провод “плюс”.

Рекомендации

Как говорится, не уверен – не обгоняй. Если вы не можете гарантировать свои познания в электротехнике, то браться за проверку (а тем паче, за ремонт) не следует.

Ни в коем случае (даже на одну секунду, в виде проверки искры) не соединяйте клеммы “Ш” и “В” с регулятором массы – возможен окончательный сбой и поломка.

Ветрогенератор из тракторного генератора Г-700

Ветрогенератор из тракторного генератора Г-700

Этот ветрогенератор сделан на основе генератора Г-700 от трактора. Винт генератора имеет двухлопастную конструкцию, что в комплекте позволяет развивать высокие обороты даже прим алых ветрах. Средняя мощность которую выдает генератор составляет 150 ватт, она достигается уже при ветре в 6 мс. В статье рассмотрены основные моменты модернизации и конструктивных особенностей ветрогенератора данной модели.

Материалы и детали необходимые для постройки ветряка данного типа:
1) тракторный генератор Г-700
2) провод 0.8 мм толщиной около 200 метров.
3) профильная труба
4) дюралюминиевая труба 110 мм
5) болты м10

Рассмотрим более подробно конструкцию ветряка и его основных составляющих.

Основной частью ветряка является генератор, который в данном случае был переделан из стандартного тракторного генератора Г-700. Тракторный генератор Г-700 обладает следующими характеристиками: номинальное напряжение равно 14 В, номинальный ток 50 А, генератор весит 5.4 кг без шкива, а так же имеет ресурс в 10000 часов.

Единственной загвоздкой для использования этого генератора без переделок стали слишком высокие рабочие обороты от 5000 до 6000 оборотов. Поэтому для начала автор занялся модернизацией генератора.

Был полностью перемотан статор генератора при помощи провода толщиной в 0.8 мм по 80 витков. Это было сделано для того, чтобы поднят напряжение на оборотах. Так подверглась переработке и катушка возбуждения электромагнитов. На катушку тем же проводом, что использовался для статора, было намотано 250 витков. С учетом полной перемотки статора и домотки катушки автор затратил около 200 метров провода на подобную модернизацию.

Так как генератору все же требуются достаточно высокие обороты для качественной работы конструкция винта была выбрана двухлопастной. Сам винт получился диаметром около 136 см, а материалом для его создания стала дюралюминиевая труба диаметром в 110 мм. Из этой трубы и были вырезаны обе лопасти винта. Длинна каждой лопасти получилась 63 см. Для того, чтобы уменьшить закрутку и сделать лопасти более плоскими автор раскатал их. В итоге получилось как будто лопасти были сделаны из трубы диаметром 400 мм.

Фотографии готового ветряка:

Благодаря тому, что у использованного генератора нет залипаний, винт стартует даже от самого легкого ветра и развивает высокие обороты. Длинна мачты ветрогенератора составляет 5 метров. Высоту добавляет так же труба самого генератора.

Крепление происходит в трех местах через болты м10. Для удержания мачты ветрогенератора в вертикальном положении она была закреплена при помощи растяжек. провод от ветрогенератора идет внутри трубы, таким образом он надежно защищен от внешних условий. В конструкции автор не использовал токосъемные кольца.

Зарядка аккумулятора начинается уже при ветре в 3.5 мс, а при скорости в 4 мс винт ветрогенератора разгоняется до 300 обм, при 7 мс обороты достигают отметки в 800-900, когда ветер 15 мс то винт выходит на обороты в 1500 обм.

Максимальная мощность генератора, которая была зафиксирована автором составляла 250 ватт. При стандартном ветре в 6 мс ветрогенератор каждый час выдает 150 ватт энергии. Этой мощности вполне хватает для зарядки автомобильного аккумулятора.

Генератор трактора ЮМЗ и его схема

Генератор трактора ЮМЗ — 46.3701 является источником электроэнергии, обеспечивающим работу электрооборудования трактора.

Генератор представляет собой бесконтактную трехфазную электромашину с протяжной вентиляцией с односторонним электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным блоком БПВ23−50, собранным по трехфазной мостовой схеме на кремниевых вентилях (диодах) ВА-20, и блоком интегрального регулятора напряжения (ИРН) типа Я112Б.

Читайте также  Бензиновый генератор europower ep6500t3x230v

Статор шихтованный из листовой стали, имеет девять зубцов, на которых закреплены катушки трехфазной обмотки. Соединение катушек в фазе последовательное. Фазы соединены в треугольник. Концы фаз выведены гибкими монтажными проводами к выпрямительному блоку.

1 — переключатель; 2 и 14 — подшипники; 3 — крышка регулирующего устройства; 4 — блок БПВ23−50; 5 — стяжной болт; 6 — магнит; 7 — ротор; 8 — статор; 9 — втулка ротора; 10 — катушка возбуждения; 11 — вентилятор; 12 — крышка подшипника; 13 — шкив; 15 — передняя крышка; 16 — задняя крышка.

Ротор представляет собой пакет пластин в виде шестилучевой звезды, шихтованный из листовой стали и напрессованный на вал. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клювообразными выступами-коробами, расположенными между зубцами пакета ротора, укреплены гексаферритовые магниты. Постоянные магниты обеспечивают надежное самовозбуждение генератора при работе без аккумуляторной батареи.

Передняя крышка стальная штампованная с двумя приваренными лапами, одна из которых служит для натяжения приводного ремня, вторая — для крепления генератора. Крышка на торцовой части имеет вентиляционные окна для прохождения охлаждающего воздуха. На цилиндрической части крышки имеются отверстия для установки стяжных болтов. Подшипник в передней крышке по наружному кольцу жестко защемлен фланцем втулки катушки возбуждения и крышкой подшипника, а по внутреннему — втулкой ротора и ступицей вентилятора. Задняя крышка отлита из алюминиевого сплава вместе с лапой для крепления генератора трактора ЮМЗ.

На торцовой части крышки имеются вентиляционные окна и отверстия для крепления выпрямительного блока. Подшипник в задней крышке по наружному кольцу — плавающий. Подшипники генератора (шариковые закрытой конструкции) не требуют добавления или замены смазочного материала в течение всего срока эксплуатации. Катушка возбуждения прикреплена к передней крышке и представляет собой стальную втулку с фланцем и обмоткой. Начало и конец обмотки выведены гибкими монтажными проводами к блоку регулятора, расположенному на задней крышке и закрытому пластмассовой крышкой.

Электрическая схема генератора трактора ЮМЗ

Выпрямительный блок смонтирован на задней крышке с внутренней ее стороны и состоит из двух изолированных один от другого алюминиевых теплоотводов. В одном теплоотводе запрессованы три диода обратной полярности, а в другом — три диода прямой полярности. Теплоотвод с диодами прямой полярности изолирован от крышки электроизоляционными прокладками и прикреплен к ней изолированными пинтами. Выводы диодов прямой и обратной полярности попарно соединены между собой перемычками, к которым прикреплены монтажные провода, идущие от концов фаз статора. «Плюс» выпрямителя снимается с теплоотвода с диодами прямой полярности и выводится клеммным болтом наружу, а «минус» снимается с теплоотвода с диодами обратной полярности на корпус генератора трактора ЮМЗ. Выпрямительный блок имеет три дополнительных диода, предназначенных для питания обмотки возбуждения. «Плюс» выпрямителя обмотки возбуждения соединен с выводом начала катушки возбуждения и выводом Д генератора.

Блок регулятора состоит из клеммника, ИРН с теплоотводом, переключателя посезонного регулирования напряжения «Зима» — «Лето», конденсатора фильтра и резистора сопротивлением 120 Ом. ИРН имеет четыре вывода (Ш, Д, Б, С) в виде контактных прокладок, изолированных от его основания, и вывод «минус», соединенный с основанием. Вывод Ш соединен с выводом конца катушки возбуждения, вывод Д — с выводом Д генератора, вывод Б — с выводом «плюс» генератора, а вывод С — с переключателем посезонного регулирования. Конструкция ИРН — не разборная. Основание ИРН имеет ориентирующий выступ, предотвращающий неправильную установку его на теплоотвод.

В генераторе юмз-6 применено циркуляционное охлаждение с помощью центробежного вентилятора. Воздух забирается через заднюю крышку, а выбрасывается через переднюю.

Внутренние полости генератора от попадания крупных частиц отходов сельскохозяйственного производства защищены сетчатой пластмассовой крышкой. Крышка легкосъемная, и ее нужно периодически снимать и удалять скопившиеся под ней мякину или хлопок.

Ветрогенератор из тракторного генератора с однолопастным винтом

Ветрогенератор из тракторного генератора

Умелец сделал из тракторного генератора Г700.04.01 вертикальный ветрогенератор своими руками для зарядки своих аккумуляторов снабдив его винтом с одной лопастью.

По задумке автора, ветрогенератором для зарядки аккумуляторных батарей выступает тракторный генератор.

генератор Г 700

Характеристики генератора Г700.04.01:
• Номинальное напряжение – 14V.
• Номинальный ток – 50А.
• Номинальная частота вращения – 5000 об/мин.
• Максимальная частота вращения – 6000 об/мин.
• Вес – 5,4 кг.

Тракторный генератор является высокооборотным агрегатом, им выдается зарядка для аккумулятора при больше чем 1000 об/мин, поэтому без переоборудования на ветряк он не подходит. Чтобы генератор был способен заряжать батарею в условиях низких оборотов, его пришлось дорабатывать.

ветрогенератор своими руками

Мастер перемотал статор – 80 витков для каждой катушки, используя провод 0,8 мм. Катушку возбуждения электромагнита автор перемотал и увеличил на 250 витков, применив такой же провод. Он дополнительно использовал 200 м провода, чтобы перемотать статор и домотать катушку.

ветрогенератор своими руками

Затем умелец сварил крепление для генератора, используя профтрубу, изготовил защиту от сильного ветра. Она выполнена в виде складывающегося хвостовика, одевающегося на шкворень.

ветрогенератор своими руками

Выбирая винт, автор решил в первую очередь создать конструкцию с двумя лопастями, диаметр винта – 1360 мм. Для лопастей использована алюминиевая труба с сечением 110 мм, которые были раскатаны. Длина каждой из них – 630 мм.

ветрогенератор своими руками

Мастер установил ветрогенератор на 5-метровую мачту. Он отбросил идею с токосъемными кольцами и пустил провод генератора внутри в трубе мачты.

ветрогенератор своими руками

Для фиксации мачты на высоте 4 м использованы тросовые растяжки.

ветрогенератор своими руками

Ветрогенератор начинает заряжать аккумулятор, если появляется скорость ветра достигает 3,5 м/с.
4 м/с – 300 об/мин.
7 м/с – 900 об/мин, генератор обеспечивает порядка 150 Ватт.
15 м/с – скорость вращения винта достигает 1500 об/мин, ветрогенератор выдает порядка 250 ватт. Эти параметры достаточны для того, чтобы зарядить автомобильный аккумулятор.

Для усовершенствования своей установки автор увеличивает обороты – он переделывает двухлопастный винт в винт с одной лопастью.
Винт с одной лопастью обладает таким преимуществом как высокий коэффициент использования энергии ветра. При одной и той же скорости ветра винт с одной лопастью вращается вдвое быстрее, чем трехлопастный винт.

ветрогенератор своими руками

Однако для изготовления однолопастного винта нужно провести непростую операцию – его балансировку. В противном случае из-за сильных вибраций подшипник генератора разрушится, преждевременно выйдет из строя.

ветрогенератор своими руками

Местом фиксации такого винта выступает трубка, на которой предусмотрен противовес. Работа конструкции заключается в принципе коромысла.
Крепление под балку лопасти автор приварил на генераторный шкив, в балке просверлил отверстие для шпильки М6. В крепление он вставил два ограничителя в виде шпилек, чтобы винт не задевал мачту.

ветрогенератор своими руками

На фото – крепление винта на шпильке М6, отклонение винта от оси может составлять 15 градусов.

ветрогенератор своими руками

Во время вращения однолопастный винт может отклоняться от оси. Таким образом он мягче реагирует на повороты установки.

ветрогенератор своими руками

ветрогенератор своими руками

В случае с ураганным ветром хвостовик происходит поворот хвостовика, он вырывает винт из потока воздуха.

ветрогенератор своими руками

Автор провел испытания конструкции и получил приличные результаты. В случае правильной балансировки винта вал генератора вращается существенно быстрее. В итоге генератором вырабатывается больше электроэнергии, даже если дует слабый ветер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: