Техника безопасности при эксплуатации судовых генераторов

Техника безопасности при эксплуатации судовых генераторов

ГОСТ Р 54585-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования безопасности, методы контроля и испытаний

Ship’s electrical equipment. Safety requirements, control and test methods

Дата введения 2012-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии" (ФГУП "ЦНИИ СЭТ")

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2013 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на судовое электрооборудование (далее — СЭО), электромеханизмы, агрегаты и устанавливает общие требования безопасности к конструктивному исполнению СЭО, классы СЭО по способу защиты человека от поражения электрическим током, специфические требования безопасности следующих групп СЭО:

— машины электрические вращающиеся;

— аппараты коммутационные низковольтные;

— кабели и провода;

а также на методы контроля параметров и испытаний.

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности, исключающие или уменьшающие до допустимого уровня воздействие на человека электрического тока, шума и электрических полей СЭО, а также предотвращающие возможность получения травм от движущихся частей СЭО и частей СЭО, нагревающихся до высоких температур.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для установления требований безопасности и нормативной документации на СЭО.

Требования безопасности должны быть учтены при проектировании, разработке, выборе, монтаже и сдаче СЭО на строящихся объектах и судах морского флота на судостроительных заводах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.002-84 Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах

ГОСТ 12.1.009-76* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.009-2009, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.019-79* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.019-2009, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.045-84 Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 12.4.124-83 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования

ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 4751-73 Рым-болты. Технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 16264.0-85 Машины электрические малой мощности. Двигатели. Общие технические условия

ГОСТ 16372-93* Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 53148-2008, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 18690-82 Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 22483-77 Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования

ГОСТ 24040-80 Электрооборудование судов. Правила и нормы проектирования и электромонтажа

ГОСТ 27408-87 Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровня шума, излучаемого машинами

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ 12.1.009 и ГОСТ 17703.

4 Общие положения

4.1 СЭО должно соответствовать требованиям настоящего стандарта.

4.2 При проектировании СЭО следует применять:

— изоляцию токоведущих частей (рабочую, дополнительную, двойную, усиленную);

— малое напряжение постоянного тока, не превышающее 50 В между полюсами, и малое напряжение переменного тока, не превышающее 50 В между фазами или между фазами и корпусом судна;

— элементы для осуществления защитного заземления металлических нетоковедущих частей СЭО, которые могут оказаться под напряжением (при нарушении изоляции, режима работы СЭО и т.п.);

— устройства, отключающие СЭО от сети, когда доступные прикосновению части СЭО оказываются под напряжением;

— оболочки для предотвращения возможности случайного прикосновения к токоведущим движущимся, нагревающимся частям СЭО;

— блокировки для предотвращения ошибочных действий и операций;

— экраны и другие средства защиты от опасного и вредного воздействия электромагнитных полей;

— устройства, предназначенные для контроля сопротивления изоляции и сигнализации о ее повреждении, а также для отключения СЭО при уменьшении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня;

— предупредительные надписи, знаки, окраску в сигнальные цвета и другие средства сигнализации об опасности.

4.3 Методы (способы) обеспечения безопасности, не установленные настоящим стандартом, должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

5 Классы электрооборудования по способу защиты от поражения электрическим током

Для СЭО установлены пять классов защиты: 0, 0I, I, II, III.

К классу 0 относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию и не имеющие элементов заземления.

К классу 0I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент для заземления и кабель без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания.

К классу I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент заземления и кабель для присоединения к источнику питания с заземляющей жилой и соединителем с заземляющим контактом.

К классу II относят СЭО, имеющие двойную или усиленную изоляцию и не имеющие элементов заземления.

К классу III относят СЭО, во внутренних и внешних электрических цепях которых напряжение не превышает 50 В. Напряжение источника питания — не более 50 В, а при холостом ходе — не более 55 В. При использовании в качестве источника питания трансформатора или преобразователя его входная и выходная обмотки не должны быть электрически связаны, и между ними должна быть двойная или усиленная изоляция.

6 Требования безопасности к судовому электрооборудованию и его частям

6.1 Общие требования

6.1.1 Допустимые значения шума СЭО следует указывать в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

Уровень шума электрических машин зависит от степени их защиты, номинальной частоты вращения и мощности. При отсутствии норм на предельные значения уровней шума в нормативной документации на судовые вращающиеся электрические машины рекомендуется руководствоваться ГОСТ 16372 и ГОСТ 27408.

6.1.2 СЭО, создающее электрические поля промышленной частоты, должно иметь защитные элементы для ограничения воздействия этих полей.

Требования к защитным элементам должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

Организация безопасности труда при эксплуатации и ремонте судового электрооборудования

Основными условиями обеспечения безопасности труда при эксплуатации судового электрооборудования являются: исправность и надежность работы средств автоматики, сигнализации, контроля, измерения и защиты; отличное знание обслуживающим персоналом устройства электрооборудования и правил его эксплуатации; регулярный инструктаж и проверка знаний по электробезопасности.

Для обеспечения безошибочного ориентирования, определения рода тока и фазы (полюса) кабели и провода электрических трасс маркируют, а шины окрашивают в соответствующие отличительные цвета.

Читайте также  То генераторов переменного тока реферат

При производстве ремонтных и профилактических операций с судовым электрооборудованием все работы по степени электроопасности разделяются на выполняемые без снятия напряжения, при частично или полностью снятом напряжении.

Необходимые меры предосторожности при проведении этих видов работ в зависимости от конкретных условий изложены в Правилах техники безопасности на судах морского флота . Этими правилами, в частности, предусмотрено, что все работы по осмотру и ремонту судового электрооборудования должны производиться при полностью снятом напряжении. Работа без снятия напряжения допускается только при аварийных ситуациях при участии старшего электромеханика и с точным соблюдением всех мероприятий, обеспечивающих безопасность их выполнения. В виде исключения персоналу разрешается производить некоторые работы по обслуживанию электротехнических устройств без снятия напряжения. Конкретный перечень таких работ, выполняемых в период текущей эксплуатации, регламентируется старшим электромехаником судна. Ha электрооборудовании, установленном в сырых, взрыво- и пожароопасных помещениях, производить работы без полного снятия напряжения категорически запрещается.

Обслуживание работающих электрических машин и преобразователей осуществляют вахтенный механик и, если это предусмотрено штатным расписанием, вахтенный электрик. При обслуживании электрических машин необходимо соблюдать меры предосторожности от поражения электротоком, рекомендуемые инструкцией и правилами

При аварийных отключениях оборудования необходимо твердо знать, что после исчезновения напряжения оно может быть подано вновь без предупреждения об этом персонала.

При ремонте механизма без его разборки, работающего от электродвигателя, этот механизм должен быть остановлен, а на его пусковом устройстве повешен плакат с надписью: «Не включать! Работают люди». Все отсоединенные от электрической машины фазы кабеля необходимо накоротко замкнуть и заземлить.

Состояние изоляции электрических машин, проводов, кабелей и радиотехнических устройств должно систематически контролироваться. Обычно для проверки уровней сопротивления изоляции используют мегомметры. Проверка сопротивления изоляции должна производиться лицами электротехнического персонала только при снятом напряжении не реже одного раза в месяц. В случае обнаружения пробоя изоляции, а также снижения ее сопротивления ниже допустимых норм необходимо отключить электротехническое устройство и с учетом условий плавания произвести восстановление изоляции. Сопротивление изоляции измеряется относительно корпуса судна и между токоведущими частями установок, находящихся в эксплуатации. Согласно Правилам Регистра сопротивление изоляции определяется в зависимости от рабочего напряжения.

Главные распределительные щиты (ГРЩ), пульты и станции управления должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от ГРЩ должны находиться у электромеханика и у поста управления главной машиной или в центральном посту управления (ЦПУ). Входить за главные распределительные щиты и щиты управления лицам, не допущенным к их обслуживанию, запрещается. Перед началом работ с распределительными устройствами, пультами управления, щитами, а также любой коммутационной аппаратурой необходимо убедиться в том, что палуба возле них, а также в проходах у щитов по всей их длине покрыта диэлектрическими ковриками. Перед началом работ по обслуживанию коммутационных устройств с автоматическим приводом и дистанционным управлением в целях предупреждения ошибочного или случайного их включения необходимо снять предохранители всех фаз цепей управления и силовых цепей и вывесить плакаты на ключах и кнопках дистанционного управления с надписью: «Не включать! Работают люди». Работа по установке и снятию предохранителей производится при снятом напряжении и отключенной нагрузке в диэлектрических перчатках и защитных очках. Работу по очистке распределительных устройств без снятия напряжения рекомендуется производить с помощью специальных щеток или пылесосов, снабженных шлангом с изолирующим наконечником. Работа выполняется только в диэлектрических перчатках. Очистка изоляции без снятия напряжения производится не менее чем двумя лицами электротехнического персонала. Включения и отключения на ГРЩ, ЦПУ судовой энергетической установки должны осуществляться только вахтенным механиком или электромехаником. В случае обнаружения неисправностей, которые могут привести к несчастным случаям с людьми или крупной аварии, вахтенный электрик или механик должен самостоятельно произвести необходимые отключения и включения с последующим уведомлением об этом старшего механика или электромеханика.

Оказывая помощь пораженному электротоком, необходимо немедленно снять напряжение с токоведущих частей (без получения на это разрешения), а затем доложить об этом старшему механику и электромеханику.

На рукоятках автоматов, рубильниках и кнопках управления, при помощи которых может быть снова подано напряжение к месту работ, лицо, производящее отключение, обязательно должно вывесить запрещающий плакат с надписью:»Не включать! Работают люди».

Проверку наличия в цепи электрического потенциала до 1000 В допускается выполнять с помощью указателя напряжения или переносного вольтметра. Контрольные лампы допускается применять при линейном напряжении до 220 В. Все работы, выполняемые персоналом по текущей эксплуатации, должны быть зафиксированы в электротехническом формуляре, регулярно проверяемом электромехаником судна.

Основные положения. Меры электробезопасности при эксплуатации судового электрообрудования

зации, измерения и защиты в условиях высокой влажности, тесноты судовых помеще­ний и наличия металлических конструкций, придается первостепенное значение.

Эксплуатация судовых электротехнических устройств и систем объединяет комп-

лекс работ по вахтенному и техническому обслу­живанию, которые требуют от обслужива

ющего персонала глубо­ких профессиональных и технических знаний, выполнения правил безопасности при эксплуатации судовых установок, что в конеч­ном итоге является самым главным по предупреждению травма­тизма на судах.

В процессе эксплуатации судового электрооборудования не исключается возмож-

ность повреждения изоляции электроустано­вок, заземляющих устройств, нарушения раз-

личного вида блоки­ровок и других технических неисправностей, в результате которых об-

служивающий персонал подвергается опасности воздействия электрического напряжения.

ёК обслуживанию судового электрооборудования допускаются работники не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие необходимое электротехническое образова

ние и навыки самостоятельной работы на данных элект­ротехнических установках.

Обслуживание электрооборудования, выполняемое судовым персоналом в процесс

се текущей эксплуата­ции, разделяется по степени опасности и необходимым мерам защи-

ты на три категории: при полном снятии напряжения, при ча­стичном снятии напряжения и без снятия напряжения.

Работы, выполняемые при полном снятии напряжения, проводятся на обесточен-

ных участках или электроустановках, на кото­рые исключается подача напряжения от дру-

гого электрооборудо­вания, находящегося под напряжением. К работам этой категории от-

носятся все профилактические мероприятия, необходимый ре­монт кнопок, магнитных пу-

скателей, реостатов, автоматических; воздушных выключателей и смена плавких вставок на различные величины токов.

Работы, выполняемые при частичном снятии напряжения, про­водятся на обесто-

ченном участке, но соседние участки находятся под напряжением. Для исключения сопри-

косновения людей с участками, находящимися под напряжением, принимаются техни­че-

ские и организационные меры: ограждение рабочих мест, нало­жение переносных заземлений, вывешивание плаката «Работать здесь».

Для предотвращения подачи напряжения к месту работы на включающих аппара-

тах устанавливаются механические замки,, изолирующие прокладки между контактами, и снимаются предо­хранители. На рукоятках коммутационной аппаратуры, при помо­щи кото

рой может быть подано напряжение к месту работы, вы­вешивается табличка «Не вклю-

чать — работают люди».

Вывеши­вание плакатов производится лицом, занимающимся отключени­ем установ

ки и подготовкой места работ. Он проверяет отсутствие напряжения.

Работы, выполняемые без снятия напряжения, проводятся в аварийных случаях, в виде исключения на установках до 500 В судовым квалифицированным и опытным элект-

ротехническим пер­соналом под непосредственным руководством электромеханика.

Допускается под напряжением установка перемычек для шунти­рования неисправ-

ных приборов, рубильников, выключателей, шун­тирующих разъединителей, подтягивание гаек и болтов на выво­дах распределительных устройств.

Работающий под напряжением должен быть в головном уборе и в одежде с рука-

вами, застегнутыми у кистей рук, работать в диэлектрических перчатках и стоять на ди-

электрическом коврике или быть в диэлектрических галошах, пользоваться электромон-

тажным инструментом с изолиро­ванными рукоятками, при этом не касаться других токове

дущих частей, переборок и лиц, стоящих рядом на изолированной палу­бе, а также не применять для работы ножовки, напильники и ме­таллические мерительные инструменты.

В порядке текущей эксплуатации судовому персоналу разрешается без снятия на-

пряжения производить обтирку и чистку корпусов электрических машин и оборудования, смазку подшипников, смену электрических ламп и перегорев­ших плавких вставок на вели

чину тока до 15 А с обязательным, применением изолирующих клещей, стоя на изолирую-

щем коври­ке в защитных очках.

Все работы, выполненные в порядке текущей эксплуатации, записывают в электро

техническом формуляре с указанием содер­жания и места их проведения и фамилии испол

нителя. Журнал ежедневно проверяет электромеханик.

Электромонтажные работы и смену ламп на высоте проводят с обязательным их отключением и при снятых предохранителях. Работы, выполняемые на высоте более 5 м над поверхностью па­лубы, считаются верхолазными. Их проводят с разрешения электро-

механика или старшего механика. С работающим на высоте, перед началом работы прово-

дят специальный инструктаж, выда­ют ему испытанный монтерский предохранительный пояс и стра­хующий канат. На предохранительном поясе должен стоять номер и дата оче-

Читайте также  Бензиновый генератор fubag bs 11000 da es с авр

редного испытания, которое проводится через каждые 6 мес при статической нагрузке 225 кг в течение 5 мин. Предохра­нительный пояс регистрируется в журнале учета и хранения средств защиты.

Ответственные оперативные переключения производятся по устному или телефон

ному распоряжению командного состава суд­на с последующим оформлением в вахтенном электротехническом журнале.

Наиболее ответственным мероприятием с точки зрения пожар­ной безопасности счи

тается промывка электрических машин и обо­рудования специальными моющими средства

ми. Для этого используются там­поны, кисти или струйные шприцы. Рукоятки и обоймы кистей выполняются из материалов, не вызывающих искрообразования. На месте протир-

ки или промывки машины устанавливают поддон емкостью не менее 3 л.

При протирке запас бензина на рабочем месте не должен превышать 0,25 л, а при промывке — 2 л. Емкости под бензин должны быть из латуни, алюминия или пластмасс с хорошо закрывающимися крышками.

Место промывки ограждают, устанавливают противопожарное оборудование, выве

шивают плакаты предупреждения и включают все виды вентиляции. Обтирочный матери-

ал после использования убирают в металлический ящик, закрывающийся крышкой.

Для обеспечения безопасности работ на судне эксплуатируемое электрооборудова-

ние надежно соединяют с корпусом судна. Переносный электроинструмент и переносные лампы подключают к сети переменного тока через разделяющие трансформаторы и соеди

няют с корпусом судна третьей жилой питающего кабеля. Сечение провода защитного за-

земления устанавливается равным сечению токопроводящей жилы кабеля до 16 ммвклю

чительно, но не менее 50% сечения токоведущих проводов, если сечение их более 16 мм. Однако применение защитного заземляющего про­вода сечением свыше 70 ммсчитается нецелесообразным.

Минимально допустимое сечение заземляющего медного про­вода устанавливается не менее 4 ммдля силовых установок и не менее 2,5 ммдля установочной арматуры и сетей освещения. В аппаратуре связи, сигнализации и теплового контроля сечение заземля

ющего провода выбирается не менее 1,5 мм. Установка предохранителей в проводах за-

земления не допускается.

Для соз­дания надежного контакта между оборудованием и заземляющим проводом используются болтовые соединения при тщательной за­чистке и лужении соприкасающих

Охрана Труда

Техника безопасности при эксплуатации судовых двигателей

Особые условия работы судовых двигателей определяют собой и требо­вания техники безопасности при их эксплуатации. Надежность работы всех механизмов и исправное состояние корпуса определяет безопасность пла­вания судна и людей, находящихся на нем.

Таким образом, правила технической эксплуатации судовых механизмов в основном предусматривают и требования техники безопасности. Поэтому весь состав машинной команды судна обязан знать не только руководства по эксплуатации тех или иных машин и механизмов, но и правила техники безопасности. Ответственность за состояние силовой установки судна и за безопасность машинной команды возлагается на механика судна. Механик и все члены машинной команды, выполняя те или иные работы на судне, долж­ны строго выполнять при этом все правила техники безопасности. Наиболее сложные и опасные работы должны выполняться под непосредственным ру­ководством механика судна. При возникновении аварии с каким-либо меха­низмом вахтенный помощник механика должен вызывать в машинное от­деление механика судна. Механик, установив причину аварии, обязан при­нять меры, исключающие повторение ее в будущем.

Главные и вспомогательные двигатели должны быть установлены в ма­шинном отделении судна так, чтобы вокруг них были проходы и площадки требуемой ширины. Загромождать эти проходы и площадки какими-либо предметами запрещается.

Машинное отделение каждого судна должно быть устроено и оборудо­вано в соответствии с требованиями Речного Регистра СССР, органов по­жарной безопасности, охраны труда и санитарного надзора.

Для удобства и безопасности обслуживания вокруг главных и вспомо­гательных двигателей предусматриваются достаточные по величине проходы и площадки. Во время эксплуатации и ремонтов загромождать их какими- либо предметами запрещается.

Поверхность сланей, площадок, трапов, решеток и поручней в машин­ном отделении должны содержаться в чистом, сухом состоянии.

Маховики двигателей, наружные передачи движения к механизмам, валопроводы, муфты и другие подвижные части должны быть ограждены или полностью закрыты кожухами или решетками.

Наружные поверхности трубопровода выпускных газов дизелей, га­зоходы котлов и паропроводы покрываются тепловой изоляцией для пре­дупреждения ожогов при соприкосновении с ними и для уменьшения нагре­ва воздуха в машинном отделении.

Двигатели должны иметь исправное валоповоротное устройство.

Все контрольно-измерительные приборы и средства связи между машин­ным отделением и рубкой должны быть исправными.

Освещенность и вентиляция машинного отделения должны соответст­вовать действующим нормам.

Все клапаны, вентили и другая арматура трубопроводов должны иметь металлические таблички с указанием назначения и направления от­крытия.

Необходимый для работы инструмент должен быть исправным и хра­ниться в отведенных ему местах в специальных инструментальных сумках, ящиках или стеллажах.

Монтажные приспособления, грузоподъемные средства, запасные и сменные части должны храниться на своих местах в исправном состоянии и прочно закрепленными.

Используемые при ремонтных работах переносные лампы разрешается питать только током низкого напряжения (6—12 в).

Окраска бортов, переборок, механизмов, цистерн и трубопроводов в приятные светлые тона способствует не только лучшей освещенности рабо­чих мест, но и позволяет скорее обнаружить образование трещин и утечки масла, топлива и воды.

Автоматизация и дистанционное управление механизмами, увеличивая производительность труда команды, одновременно повышают безопасность работы с ними.

Актуальной проблемой техники безопасности в настоящее время яв­ляется борьба с шумом работающих дизелей. Решение этой проблемы осу­ществляется двумя путями: путем создания двигателей с меньшим уровнем рабочего шума, путем звукоизоляции машинных отделений при дистанцион­ном управлении и автоматизации обслуживания двигателей, т. е. путем вывода людей из сферы действия наибольшего шума.

Подробный перечень операций, которые надлежит выполнять при экс­плуатации судовых дизелей, приведен в «Правилах обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания и ухода за ними», а по конкретным типам двигателям — в заводских инструкциях к ним и в специальных инструкциях на рабочих местах.

Поэтому здесь ограничимся изложением основных положений, выпол­нение которых гарантирует безопасность работающему.

Регулировать форсунки, приводы клапанов и производить какие-либо ремонтные работы на работающем дизеле категорически воспрещается.

Также воспрещается ощупывать или протирать ветошью или тканью дви­жущиеся детали работающего механизма.

На постах управления подготавливаемого к ремонту двигателя необ­ходимо вывешивать предупредительные таблички: «Двигатель не провора­чивать, не пускать — ремонт!».

Валопровод такого двигателя должен быть застропорен тормозом, валоповоротным устройством или заклинен каким-либо приспособлением. Подвод топлива и пускового сжатого воздуха к двигателю на время ремонта должен быть перекрыт, индикаторные краны открыты. При электростартер- ном пуске двигателя провод питания стартера должен быть отключен от аккумуляторной батареи.

Рекомендуется избегать одновременного производства работ на разных уровнях одной вертикали.

Запрещается пользоваться неисправными и неиспытанными грузоподъ­емными механизмами (талями, домкратами и т. п.). Работать со стальными тросами можно только в рукавицах.

Грузы должны подниматься и опускаться плавно, без рывков.

Категорически воспрещается перемещать грузы над людьми и оставлять поднятую деталь на весу без надзора.

Демонтаж жестких пружин, находящихся под нагрузкой, должен про­изводиться только с использованием специальных приспособлений.

При механической очистке от нагара, накипи, краски и коррозии дета­лей и трубопроводов работающий должен надевать защитные очки.

При разборке трубопроводов, работающих под давлением, необходимо убедиться в том, что давление снижено до атмосферного.

Сварку, резку, пайку и другие работы с открытым пламенем в машин­ном отделении следует производить с особой осторожностью. При вскрытом картере двигателя работа с пламенем не допускается.

При проверке и регулировке форсунок нельзя подносить руки к ра­ботающим сопловым отверстиям. Следует избегать насыщения распылен­ным топливом воздуха, особенно при плохой вентиляции.

На ходу судна значительно снизить обороты вала двигателя или не­медленно остановить двигатель без соответствующей команды из ходовой рубки разрешается только в следующих случаях:

а) если дальнейшая работа двигателя угрожает жизни человека;

б) когда двигатель идет вразнос;

в) при появлении стуков и ненормальных шумов, свидетельствующих об аварийном состоянии основных подвижных деталей.

Техника безопасности при эксплуатации судовых генераторов

7. техника безопасности при эксплуатации СЭУ
Организация любого трудового процесса на судах должна предусматривать необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих. Правильно организовать рабочие места, обеспечить всех работающих спецодеждой и необходимыми индивидуальными защитными средствами — одна из главных обязанностей администрации судна. К основным мероприятиям по организации рабочих мест относятся :

— обеспечение безопасного доступа к рабочему месту, а в случае эвакуации — к спасательным средствам;

— обеспечение правильной передачи команд и распоряжений;

— оптимальная для данных условий компоновка рабочего места;

— устройство необходимых ограждений, защитных устройств, надписей, обеспечение работающих соответствующим инструментом, приспособлениями и такелажем;

— осуществление специальных мероприятий в зависимости от спецификации работ.

Читайте также  Ауди а6 с7 неисправность генератора аккумулятор не заряжается

Рабочим местом обычно называют производственную площадь, специально оборудованную для выполнения определённых операций или исполнения служебных обязанностей членами экипажа.

Над всей площадью рабочего места не должно быть никаких конструкций, расположенных на высоте менее 2 м, а также предметов, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе. Монтировать оборудование непосредственно над рабочим местом разрешается только на высоте более 2 м и при наличии надёжных разделительных настилов.

Рациональная планировка рабочего места предполагает прежде всего установление удобных и безопасных зон для выполнения трудовых операций и соответствующее размещение всего необходимого для работы оборудования.

Важная роль в организации рабочих мест отводится обеспечению

работающих исправным инструментом и приспособлениями.

К каждому инструменту предъявляются следующие общие требования:

— рабочая часть инструмента должна быть правильно обработана и не иметь дефектов;

— рукоятки изготавливаются из материалов с низким коэффициентом теплопроводности и прочно насаживаются;

— использование неисправного инструмента не допускается.

Инструменты должны храниться вблизи рабочего места в специальных ящиках или сумках.

Весь электроинструмент напряжением свыше 30 В до включения в сеть надёжно заземляется.

Приспособления устанавливаются на палубе или стеллажах так, чтобы при качке судна, толчках или вибрации они не опрокидывались. Все тяжёлые приспособления надёжно крепятся в положении по-походному в предусмотренных для этого на судне местах.

Рабочие места нельзя размещать в опасных зонах. Опасная зона — это пространство, в котором постоянно или периодически действуют или возникают факторы, опасные для жизни и здоровья человека.

Все опасные зоны должны быть выделены специальными ограждениями, обозначены предупредительными знаками, надписями или снабжены блокировочными устройствами.

Все площадки и рабочие места, расположенные на высоте 500 мм, ограждаются. Главные двигатели, паровые котлы, вспомогательные механизмы и устройства эксплуатируют в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации судов флота рыбной промышленности, заводских и судовых инструкций.

Обеспечению нормальных и безопасных условий труда обслуживающего персонала в машинном отделении способствуют специальные площадки, трапы с поручнями, мягкое и равномерное освещение, установка аварийного освещения, оборудование приточно-вытяжной вентиляции, устройство необходимых проходов между механизмами, установка ограждений и другие мероприятия. Решетки, трапы, плиты в машино-котельном отделении должны быть всегда сухими и чистыми. Пролитый мазут или масло необходимо немедленно убирать.

Маховики двигателей, валопроводы, муфты и другие подвижные части ограждают решетками или полностью закрывают кожухами. Во время работы механизмов снимать ограждения запрещено. Движущиеся части силовой установки, вспомогательных механизмов и электродвигателей также ограждают защитными сетками, кожухами или поручнями.

Плиты палубных настилов должны быть закреплены, вырезы на них тщательно закрывают. Прутки решеток, стойки и поручни прочно закрепляют.

Горячие части двигателей (коллекторы, выхлопные трубопроводы, глушители), паропроводы, паровые котлы и другие нагревающиеся части тщательно изолируют и ограждают кожухами, что снижает степень нагрева воздуха и предохраняет людей от ожогов. Трубопроводы прочно укрепляют и окрашивают в установленные отличительные цвета согласно табелю отличительных знаков и окраски судовых трубопроводов.

В процессе обслуживания действующих машин и механизмов иногда определяют степень нагрева движущихся частей на ощупь. При этом необходимо соблюдать осторожность, стоять, широко расставив ноги и держась одной рукой за леер, поручни ограждения или за другую неподвижную часть оборудования. Рукава спецодежды должны иметь плотно облегающие обшлага. Наклоняться к движущимся частям машины не разрешается. Руки к проверяемым частям протягивают только по ходу их движения.

Детали, проверяемые на ощупь во время работы оборудования, не должны иметь острых углов и выступающих за пределы гаек и шплинтов. Прокладки в мотылевых и головных подшипниках, а также в бугелях не должны выступать из разъема.

Особенную осторожность нужно соблюдать при обслуживании машин на

средних решетках. Здесь высокая температура окружающей среды, подвижность частей машины требуют четкости и неторопливости действий машиниста. Трубопроводы краны и арматура над средними решетками должны быть исправны.

Все машины, системы и баллоны, находящиеся под давлением или вакуумом, эксплуатируют в соответствии с Правилами технической эксплуатации и Правилами Регистра.

Воздушные баллоны необходимо оберегать от ударов и повреждений. Установку, ввод в эксплуатацию, содержание, освидетельствование и гидравлические испытания баллонов производят в соответствии с Правилами Регистра.

Баллоны со сжатым воздухом и газом должны иметь предохранительные клапаны, проверенные запломбированные манометры, запорные вентили и приспособления для продувания. Выхлопные трубопроводы, воздухохронители и воздухопроводы должны быть исправны.

При доставке на судно баллонов, предназначенных для пуска двигателя, надо убедиться в том, что в них находится воздух (необходимо помнить, что пуск двигателя с помощью кислорода или другого горючего газа приводит к взрыву).

Все предохранительные клапаны проверяют на установленное давление и в сроки, указанные в инструкциях. Манометры и предохранительные клапаны паровых котлов должны быть исправны, а пружины предохранительных клапанов — иметь зазоры между витками (пружины, сжатые до предела, являются причиной взрыва котла).

Увеличивать давление пара в котле сверх давления, установленного инструкцией запрещено. Если давление в котле поднимается выше установленного, необходимо выключить форсунки и понизить давление. При разборке и других работах на трубопроводах, вентилях и оборудовании, находящемся под давлением, следует закрыть соответствующие запорные устройства, что исключит поступление к месту производства работ пара, воды, топлива.

Среди факторов, снижающих взрывобезопасность топлива, следует отметить его электризацию, которая возникает в процессе эксплуатации при прокачке топлива по трубопроводам, разбрызгивании топлива в воздухе, ударе струи о твердую поверхность и распылении топлива (по этой причине не допускается налив танков свободно падающей струей топлива), прохождении топлива через фильтры, пропускании воздуха через массу топлива и разрыве пузырьков газа над поверхностью топлива. Статическое электричество накапливается на наружной поверхности проводника. Если емкости не заземлены, то на их поверхности может накопиться статическое электричество с напряжением в тысячи и даже десятки тысяч вольт.

При напряжении в 300500 В уже появляется опасность, поскольку при разряде искра имеет температуру, способную воспламенить смесь паров топлива с воздухом.

Для минеральных масел реальная опасность воспламенения Даров воз­никает при температуре в закрытой емкости свыше 100 °С (повышается концентрация паров). Однако эта опасность может сохраняться и при более низких температурах, если в масле содержится топливо, поэтому рекомендуется тщательно вентилировать картер дизеля (рабочая температура картера способствует повышению концентрации паров).

^ Экологические свойстве топлива определяются токсичностью по отношению к человеку, живым организмам и растительности при хранении, транспортировке, применении и сжигании. Все сорта топлив и смазочных масел в различной степени токсичны, что следует учитывать при работе с ними. Чаще всего нефтепродукты попадают в организм через дыхательные пути (в виде паров) и воздействуют намного быстрее (почти в 20 раз), чем при попадании их через желудок. Это объясняется тем, что они непосредственно попадают в большой круг кровообращения, минуя печень. Через кожные покровы проникают только те ядовитые вещества, которые растворимы в жирах и жироподобных веществах организма, поэтому случаи таких отравлений встречаются редко.

Ввиду малой испаряемости дизельное топливо не представляет опасно­сти на открытом воздухе. Его опасное воздействие может проявляться в закрытых помещениях, особенно при очистке различного рода танков, цистерн и резервуаров, если не соблюдены меры предосторожности. Поэтому при концентрации паров выше 0,3 мг/л работы без кислородо-изолирующих приборов не допускаются. Первыми признаками отравления парами нефтепродуктов являются понижение температуры тела и артериального давления, замедление пульса, вялость, мышечная слабость, озноб.

Токсичность масел проявляется в случае, когда они содержат легкие углеводороды, а также при образовании масляного тумана или масляных паров, содержащих взвешенные вещества (размеры частиц 1. 100 мкм). Вдыхание последних может привести к отравлению, длительное воздействие — к хроническому заболеванию легких и бронхов. Особенно вредным является воздействие серы, содержащейся в масле, а также сероводорода (может вызвать мгновенную потерю сознания).

Неблагоприятное влияние оказывают и присадки к ГСМ. При работе с нефтепродуктами следует соблюдать следующие меры предосторожно­сти:

применять индивидуальные средства защиты;

не хранить и не принимать пищу на рабочем месте;

перед курением и приемом пищи мыть руки теплой водой с мылом; при попадании на кожу стереть аккуратно ветошью и промыть теплой водой с мылом;

максимально использовать приточно-вытяжную вентиляцию места. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе рабочей зоны равна 300 мг/мл, масляного тумана — 5 мг/мл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: