Техническое обслуживание судовых генераторов

Блог судового электромонтажника

Монтаж электрических проводок и узлов автоматики на судне. В помощь судовому электромонтажнику. Монтаж проводок систем автоматизации на суше и в море.

Подготовка электрических машин к пуску, пуск их и остановка

Под обслуживанием любого электрооборудования подразумеваются все действия, связанные с пуском его в ход, наблюдением за ним во время работы и остановкой его.

В соответствии с этим обслуживание судовых генераторов и электродвигателей заключается в выполнении ряда последовательных действий, обеспечивающих правильный пуск, надзор за работой и остановку этих машин.

«Правила технической эксплуатации судового электрооборудования» устанавливают следующую строгую последовательность действий судового электротехнического персонала при обслуживании генераторов и электродвигателей.

При подготовке электрических машин к пуску производят их тщательный наружный и внутренний осмотр с целью убедиться:

1) в отсутствии посторонних предметов на генераторе, редукторе (при его наличии), вблизи соединительных фланцев, а также внутри генератора или электродвигателя;
2) в отсутствии пыли, грязи и ветоши вблизи входных вентиляционных отверстий;
3) в наличии смазки в подшипниках скольжения;
4) в наличии на месте всех защитных кожухов;
5) в наличии всех щеток в щеткодержателях и в целости всех соединительных проводов;
6) в правильности положения, исправности и соответствующем креплении траверсы и щеткодержателей;
7) в наличии правильного нажатия пружин щеткодержателей;
8) в отсутствии окисления, нагара, пыли на рабочей поверхности коллектора или контактных колец;
9) в отсутствии влаги и масла на обмотках.

После наружного и внутреннего осмотра генератор или электродвигатель (последний по возможности) проворачивают вручную на 1—2 оборота, чтобы убедиться в отсутствии заедания как якоря электрической машины, так и первичного двигателя или исполнительного механизма.

Особо тщательно эта проверка и осмотр должны производиться после длительного бездействия или после ремонта машины.

После осмотра генератора или электродвигателя необходимо проверить на главном или групповом распределительном щите:

1) правильность положения маховика регулятора возбуждения;
2) выключенное положение коммутационных и пускорегулирующих аппаратов;
3) наличие и исправность плавких вставок и сигнальных ламп;
4) установку переключателей измерительных приборов в соответствующее положение;
5) величину сопротивления изоляции переносным мегомметром.

У генераторов проверка сопротивления изоляции производится после чистки, ремонта или продолжительной стоянки. У электродвигателей замер величины сопротивления изоляции производится совместно с пускорегулирующей аппаратурой и питающим кабелем.

При подготовке электродвигателя к повторному пуску (если в течение суток с ним не производилось никаких работ) проверяется только отсутствие посторонних предметов и грязи на двигателе, у соединительной муфты и вблизи входных вентиляционных отверстий, а также находится ли пускорегулирующая аппаратура в положении «Стоп».

Пуск в ход генератора осуществляется в следующем порядке. Прежде всего вахтенный механик пускает в работу дизель или другой первичный двигатель, приводящий в движение генератор.

После того как двигатель разовьет номинальную скорость вращения и проработает на холостом ходу 10—15 мин, необходимо довести напряжение генератора до номинальной величины, проверить отсутствие посторонних шумов и стуков, работу щеток и коллектора (контактных колец), после чего включить автомат (рубильник, переключатель) генератора и вновь проверить работу щеток, коллектора или контактных колец и отсутствие посторонних шумов и стуков.

Убедившись в нормальной работе генератора, можно постепенно его нагрузить включением необходимых потребителей тока.

При обнаружении ненормального искрения на коллекторе или кольцах следует по возможности постепенно снять с генератора нагрузку, выяснить причину искрения и после устранения искрения вновь нагрузить генератор.

Для пуска электродвигателя постоянного тока с помощью пускового реостата необходимо.сначала включить рубильник или автомат питания, затем плавно поворачивать маховик пускового реостата до тех пор, пока сопротивление реостата не будет полностью выведено. Перевод маховика на каждое следующее положение производится в тот момент, когда стрелка амперметра электродвигателя после очередного броска пойдет назад и, пройдя номинальное значение тока, почти остановится. При отсутствии амперметра необходимо задерживать маховик реостата на каждом положении в течении 1,5—2 сек.

При наличии пускорегулирующего реостата требуемая скорость вращения электродвигателя устанавливается медленным переводом маховика реостата в соответствующее положение только в зоне регулировки оборотов. При наличии отдельного регулировочного реостата его сопротивление при пуске электродвигателя должно быть полностью выведено, что соответствует минимальной скорости вращения электродвигателя.

Пуск электродвигателей постоянного и переменного тока при помощи магнитных станций или магнитных пускателей производится включением коммутационного аппарата питания и последующим нажатием кнопки «Пуск» или переводом рукоятки командоконтроллера в положение, соответствующее требуемой скорости вращения. Если при этом электродвигатель в ход не пойдет, то необходимо выключить питание и выяснить причину неисправности.

Пуск асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором переключением обмоток статора со «звезды» на «треугольник» необходимо производить в следующем порядке:

1) включить питание;
2) перевести переключатель из положения «Стоп» в положение «Звезда»;
3) после того как скорость электродвигателя перестанет нарастать, переключатель быстро перевести в положение «Треугольник».

В период пуска, а также сразу после его окончания необходимо убедиться, что в электродвигателе отсутствует посторонний шум, стуки и вибрация, искрение под щетками, а также перегрузка (при наличии амперметра).

Во время работы генератора необходимо следить за:

1) величиной напряжения генератора по вольтметру, поддерживая ее постоянной с помощью регулятора напряжения, если регулировка производится вручную;
2) нагрузкой генератора по амперметру и ваттметру;
3) состоянием коллектора (контактных колец) и щеток, один раз за вахту и во всяком случае не реже одного раза в сутки, протирать
рабочую поверхность коллектора (контактных колец) сухой мягкой ветошью;
4) нагревом генератора и его аппаратуры;
5) нагревом подшипников и возникновением в них ненормального шума или стука;
6) частотой переменного тока по частотомеру;
7) величиной сопротивления изоляции сети по щитовому прибору — вольтметру или мегомметру;
8) работой системы охлаждения.

При обнаружении каких-либо ненормальностей в работе генератора необходимо доложить об этом вахтенному механику и электромеханику и в соответствии с их указаниями принять меры к устранению возникших ненормальностей.

При произвольном отключении автомата генератора необходимо отключить механизмы, не имеющие нулевой защиты или имеющие неисправную защиту, после чего включить автомат генератора. Если после этого автомат вновь выключится, то необходимо вызвать электромеханика для выяснения причин отключения автомата. До устранения этих причин повторное включение автомата генератора не допускается.

Если по каким-либо причинам работающий генератор необходимо остановить, то это должно быть сделано без перерыва подачи тока работающим потребителям. В этом случае сначала следует пустить в ход второй генератор, перевести на него нагрузку и только после этого остановить первый.

Немедленная остановка генератора без перевода его нагрузки на другой допускается при серьезной аварии, пожаре или несчастном случае.

В обычных условиях его остановка производится в следующем порядке:

1) с генератора снимается нагрузка, не допуская перехода генератора на двигательный режим (при параллельной работе с другим генератором);
2) выключается автомат (рубильник, переключатель) генератора;
3) снижается напряжение (при ручном регулировании);
4) отключается рубильник гашения поля (у генераторов переменного тока);
5) дается разрешение на остановку первичного двигателя;
6) генератор и возбудитель осматриваются и со всех доступных частей удаляется пыль, влага и масло;
7) коллектор (контактные кольца) протираются чистой ветошью;
8) устраняются неисправности, замеченные во время работы генератора или при осмотре его после остановки;
9) проверяется уровень масла в подшипниках скольжения.

У электродвигателей во время их работы необходимо следить за:

1) нагревом;
2) работой коллектора и щеток, систематически протирая коллектор чистой мягкой ветошью;
3) регулярной подачей масла в подшипники скольжения;
4) отсутствием ненормального шума, стука и нагрева подшипников;
5) отсутствием перегрева контактных соединений;
6) отсутствием вибрации электродвигателя.

Остановку электродвигателя постоянного тока при наличии пускорегулирующего реостата следует производить медленным обратным поворотом маховика в зоне регулирования оборотов и быстрым — в зоне пуска — до начального положения. После этого отключают питание электродвигателя от сети.

Если пусковой реостат имеет автоматический возврат в нулевое положение, то остановку электродвигателя можно производить выключением его питания. В этом случае после остановки необходимо убедиться, что маховик реостата вернулся в исходное (нулевое) положение.

Остановка электродвигателей, управляемых с помощью магнитных станций или магнитных пускателей, производится нажатием кнопки «Стоп» или плавным переводом рукоятки командоконтроллера в нулевое положение. После этого отключается питание электродвигателя от сети.

3. Генераторы судовой электростанции. Техническое обслуживание щеточного аппарата синхронного генератора.

СИНХРОННЫЙ — вращается строго одинаково с частотой сети. и при любых нормальных нагрузках — скорость вращения не меняется. запуск сложный. требует ослабления нагрузки на валу — и предварительного раскручивания.

СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР – механизм, работающий в режиме генерации энергии, в котором частота вращения магнитного поля стартора[1] равна частоте вращения ротора

АСИНХРОННЫЙ — скорость вращения ротора — всегда меньше частоты сети и под нагрузкой в некоторых пределах «скользит» — в общем, меняется скорость вращения.

Настоящее время БЕСЩЕТОЧНЫЕ синхронные генераторы успешно используются на судах в качестве основных и аварийных источников электроэнергии.

В основном бесщёточный синхронный генератор не требует особых трудозатрат на обслуживание. Достаточно почаще менять фильтры на воздухозаборах.

АСИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР – асинхронный двигатель, работающий в режиме торможения. В этом случае ротор вращается в одном направлении с магнитным полем стартера, но с опережением.

Обслуживание щеточных генераторов:

Искрение щеток. Проверять на риски щетки.

Проверять свободно ли ходят щетки

Чистить, проверить на выработку, произвести регулировку и затяжку щеток в соответствии инструкцией завода-изготовителя.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРПУСА СУДНА.

Читайте также  Аккумулятор автомобильный зарядится от генератора

Судно в борьбе со стихией в открытом море подвержено действию различных сил, вызывающих ускоренный износ его конструктивных элементов корпуса судна.

Выбор рационального способа ремонта конструкций корпуса зависит от характера и объема работ, характеризующих соответствующий вид ремонта (текущий, средний, капитальный). Проверка протекторов корпуса судна, удаление старой краски ржавчины, при помощи пескоструйного оборудования, и покраска корпуса. В техническое обслуживание корпуса обеспечивается силами экипажа при помощи баз технического обслуживания флота и судоремонтных заводов. Ответственность за техническое состояние корпуса несет старший механик, а их правильное техническое использование возложено на старшего помощника капитана.

1. Непотопляемость. Борьба за непотопляемость. Судовая документация по непотопляемости.

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬЮ называется способность судна оставаться на плаву при нарушении водонепроницаемо­сти одного или нескольких судовых помещений, сохраняя (в ограниченных пределах) основные мореходные качества судна.

БОРЬБА ЗА НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — действия экипажа судна, направленные на восстановление водонепроницаемости корпуса, его остойчивости и плавучести, а также на приведение судна в положение, обеспечивающее эффективное поддержание других мореходных качеств (ходкость, управляемость), а также дающее возможность использовать навигационные средства и обеспечивающее работу основных судовых механизмов и т. д.

Главным документом, которым необходимо руководствоваться для обеспечения непотопляемости неповрежденного судна, является ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА ДЛЯ КАПИТАНА.

В этом документе содержатся требования к критериям остойчивости, предельному количеству и размещению грузов именно для данного судна, сведения о судне, необходимые для расчета остойчивости, и рекомендации по сохранению остойчивости.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ И ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА является основным документом, содержащим информацию об аварийном состоянии судна при различных случаях затопления.

Включает в себя: • общие сведения о судне; • схемы расположения всех непроницаемых переборок; • схемы расположения всех отверстий и приводов для их закрытия; • системы, используемые в ходе борьбы за непотопляемость судна; • указания, необходимые для поддержания остойчивости неповрежденного судна, достаточной для того, чтобы оно могло выдержать самое опасное расчетное повреждение.

Последняя часть Информации включает рекомендации о действиях, которые необходимо предпринять сразу после получения повреждения для сохранения плавучести и остойчивости судна.

Основы технической эксплуатации судового

Техническая эксплуатация дизельгенератора состоит из трех взаимосвязанных частей:

-технического использования (ТИ);

-технического обслуживания (ТО);

Система ТО и Р зависит от типа дизеля (МОД, СОД, ВОД) и генератора, предприятия-изготовителя, определяющего их ресурсы, а также от условий эксплуатации, влияющих на эти ресурсы.

В результате изучения устройства дизельгенератора необходимо знать основные параметры дизеля и генератора, детали с чертежей поперечного и продольного разрезов, особенности систем: топливной, смазки, охлаждения и электрического пуска дизельгенератора ДГ 50-1.

Дизельгенераторы судовых электростанций по характеру эксплуатационных условий отличаются от главных судовых двигателей, работающих на движитель судна. Для работы на генератор требуется поддержание постоянного числа оборотов при любых нагрузках, при этом мощность дизеля может изменяться в широком диапазоне от 25 до 100 % номинальной мощности с постоянной частотой вращения (n=const).

Основы технического использования судового

Дизельгенератора ДГ 50-1

6.3.1. Подготовка дизельгенератора к пуску:

— пуск дизельгенератора разрешается производить при температуре дизельгенератора, масла и их охлаждающей воды не ниже + 8°С;

— осмотреть дизельгенератор: проверить нет ли каких-либо посторонних предметов на головках рабочих цилиндров, около толкателей, блока топливных насосов и штанг клапанов, на кожухе маховика, на генераторе, а все кабели и провода надежно подсоединены, генератор заземлен;

— убедиться в отсутствии заеданий при открытии и закрытии рабочих клапанов, для этого вручную, воздействуя на коромысла, поочередно открыть клапаны и проследить, свободно ли они садятся под воздействием пружин на седла;

— вскрыть люки картера, убедиться в отсутствии посторонних предметов или баббитовой и дуговой металлической стружки на сетке: наличие металлической стружки на сетке указывает на необходимость срочного ремонта;

— проверить и убедиться в отсутствии пропуска воды в картер через уплотнения рабочих втулок;

— проверить уровень масла в поддоне и в картере топливного насоса, в регуляторе и в ванне воздухоочистителя: он должен быть между верхней и нижней предельными рисками;

— провернуть вручную коленчатый вал на 2…3 оборота, обращая внимание на легкость вращения коленвала и на зазоры между торцами стержней клапанов и концами клапанных рычагов, рукоятку снять;

— проверить уровень воды в расширительном бачке первого контура охлаждения двигателя;

— открыть кран подвода топлива из расходного бака к дизелю, ручным поршневым топливоподкачивающим насосом прокачать топливом насос высокого давлении и выпустить воздух из системы до появления сплошной струи со сливного трубопровода;

— убедиться в том, что рычаг выключения рейки топливного насоса находится справа, если необходимо – повернуть его вправо до упора;

— установить регулировочный маховик на пусковое число оборотов (5 оборотов вправо от крайнего левого положения минимальных оборотов), открыть вентили на трубопроводах подвода и отвода охлаждающей воды;

— убедиться в исправности свечей накаливания включением их: при исправности спираль на щитке должна нагреваться;

— убедиться в наличии в системе сжатого воздуха соответствующего давления: давление должно быть 6,4 МПа;

— проверить сопротивление изоляции электрооборудования дизельгенератора, а также обмоток генератора и возбудителя, для чего:

а) вскрыть клеммную коробку генератора, подсоединить поочередно к клеммам фаз генератора «А», «В» и «С» клемму «Л» мегомметра, а клемму «З» — к корпусу;

б) вскрыть клеммы коробки возбудителя, подсоединить поочередно к клеммам «И1», «Я1» и «Ш1» клемму «Л» мегомметра, а клемму «З» — к корпусу. Во всех случаях сопротивление изоляции должно быть не ниже 0,3 МОм.

— осмотреть генераторный щит и проверить:

а) наличие предохранителей в главной цепи тока, отсутствие отсоединенных кабелей и проводов, разобранных приборов;

б) наличие контрольной лампы (24 В), положение автомата генератора, который должен быть выключен (крайнее нижнее положение);

в) положение рукоятки регулировочного реостата, которая должна быть повернута по направлению против часовой стрелки до упора.

6.3.2. Пуск дизеля

— включить выключатель в цепи электропитания стартера;

— включить свечи накаливания нажатием кнопки «прокачка»;

— не отпуская кнопки «прокачка» нажать кнопку «пуск» и держать ее включенной до тех пор, пока дизель не заработает на топливе, но не более 12 с. Повторные включения электростартера проводить с перерывом 60 с;

— маховиком регулятора установить частоту вращения дизеля 13,3…15 с -1 (800…900 об/мин) поворотом рукоятки по часовой стрелке (вправо);

— выключить выключатель электропитания стартера;

— после пуска дизеля проверить давления масла, которое должно быть не менее 196 кПа (2 кг/см 2 ). Если через 1 мин. после пуска давление масла не достигло этой величины, остановить дизель и выяснить причину;

— прогрев дизеля на холостом ходу производить до достижения: температуры масла – 35 °С, температуры воды – 35 °С, давления масла – не ниже 245 кПа (2,5 кг/см 2 ). При достижении этих параметров можно постепенно нагружать дизель (п. 6.3.3). При достижении температуры масла и охлаждающей жидкости +40 °С разрешается нагружать дизель до номинальной (полной) мощности.

6.3.3. Пуск генератора и прием нагрузки:

— во время пуска дизеля внимательно прослушивать генератор, при появлении посторонних шумов – остановить дизельгенератор, выяснить причину и устранить;

— установить номинальную частоту вращения коленвала 25 с -1 (1500 об/мин);

— включить возбуждение генератора, для чего: проворачивая рукоятку регулировочного реостата по часовой стрелке, т.е. уменьшая сопротивление регулировочного реостата, довести напряжение до номинальной величины (

— включить автомат генератора в крайнее положение и постепенно (по частям) включать нагрузку при помощи нагрузочного устройства, поддерживая напряжение генератора и частоту вращение коленвала дизеля постоянными.

6.3.4. Обслуживание дизеля во время работы

Во время работы дизеля:

— проверять нагрев патрубков пускового воздуха, если патрубки нагреваются, следовательно, пропускает пусковой клапан – он должен быть отремонтирован или заменен;

— следить за показаниями приборов на щите управления, за уровнем масла в поддоне и охлаждающей жидкости в расширительном бачке;

— регулировать температуру охлаждающей воды с помощью сливного и перепускного клапанов;

— на номинальной мощности (50 кВт по прибору на щите генератора) показания приборов на дизеле должны находиться в следующих пределах:

Параметр Рекомендуемые Допускаемые
Давление масла, кПа (кг/см 2 ) 245…490 (2,5…5,0) 196…686 (2,0…7,0)
Температура масла, °С 70…90
Температура охлаждающей воды, °С 80…90
Давление воды внешнего контура, кПа (кг/см 2 ) 19…78 (0,2…0,8) 9,8…118 (0,1…1,2)

Дизель немедленно остановить:

— при появлении ненормальных шумов и стуков или резком увеличении шумности;

— при повышении температуры воды и масла выше допустимых значений или падении давления масла ниже 196 кПа.

6.3.5. Обслуживание генератора во время работы

Во время работы генератора:

— следить за напряжением генератора по вольтметру, поддерживая его постоянным при помощи реостата в цепи возбуждения;

— следить по амперметру за величиной нагрузки, не допуская перегрузки;

— следить за нагревом корпуса генератора, контактных соединений и отсутствием постороннего шума и стука в подшипниках генератора; температура подшипников генератора не должна превышать 65°С (рука на ощупь выдерживает эту температуру не более 3 сек).

6.3.6. Остановка дизельгенератора

Для остановки дизельгенератора последовательно:

— снять нагрузку с генератора, отключая постепенно (по частям) секции нагрузочного устройства и поддерживая при этом напряжение генератора постоянным;

— отключить автомат генератора – в крайнее нижнее положение;

— снизить напряжение до 0, поворачивая рукоятку реостата в крайнее левое положение против часовой стрелки, что соответствует холостому контакту;

Читайте также  Бензиновые генераторы для погружных насосов

— снизить частоту вращения коленвала дизеля до 16,67…20 с -1 (1000…1200 мин -1 ) поворотом рукоятки регулирования частоты вращения коленвала влево (против часовой стрелки);

— работать на холостом ходу, пока температура охлаждающей воды не снизится до 70 °С, но не более 30 мин;

— остановить дизельгенератор поворотом рукоятки регулирования частоты вращения коленвала влево (против часовой стрелки) или поворотом рукоятки выключения топливного насоса влево до упора. После остановки дизельгенератора рукоятку вернуть в рабочее положение и определить, работает ли центрифуга (должен быть слышен шум вращающегося ротора);

— закрыть клапаны на топливном трубопроводе и водяном трубопроводе внешнего контура;

— осмотреть и протереть дизельгенератор.

Оформление отчета

Отчет должен содержать основные операции по подготовке к пуску, запуску и принятию нагрузки дизельгенератором во время работы и остановки дизельгенератора.

6.5. Контрольные вопросы

1. Как подготовить дизель к пуску?

2. Как подготовить генератор к пуску?

3. Как запустить дизель?

4. Как запустить электрогенератор?

5. Как принять нагрузку на электрогенератор?

6. Как обслуживать дизельгенератор во время работы?

7. Как остановить дизельгенератор?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дизели ряда 6Ч 12/14 и агрегаты /Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – М.: Машиностроение, 1975. – 208 с.

2. Овсянников М.К. Судовые дизельные установки: Справочник/ М.К. Овсянников, В.А. Петухов. – Л.: Судостроение, 1985. – 257 с.

3. Артемов Г.А. Судовые установки с газотурбинными двигателями /Г.А. Артемов, В.М. Горбов, Г.Ф. Романовский. – Николаев: УГМТУ, 1997. – 204 с.

4. Судовые энергетические установки /Г.А. Артемов, В.П. Волошин, Ю.В. Захаров, А.Я. Шквар. – Л.: Судостроение, 1987. – 355 с.

5. Артемов Г. А. Суднові енергетичні установки/ Г.А. Артемов, В.М. Горбов. –Миколаїв: УДМТУ, 2002. – 356 с.

Заказ № ____________ от «____» _____________ 200____. Тираж _________ экз.

Виды и периодичность технического обслуживания и ремонтов моторных маломерных судов

Техническое обслуживание (ТО) двигателей (включая водоводяной и водомасляный холодильники, реверс-редуктор, валопроводы и подводящие системы) и движителей, будучи профилактическим мероприятием, необходимо для их поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и предупреждения отказов и неисправностей.

Техническое обслуживание проводится, как правило, в сроки и в объеме, рекомендованном заводом — изготовителем, либо фирмой — гарантом и включает, в общем случае, контрольно — диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы.

Обслуживание двигателей и движителей по периодичности, перечню и трудоемкости проводимых работ можно условно разделить, по общепринятой классификации, на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).

Работы в объеме ЕО выполняются перед и после выхода судна на водоем. Рекомендуемый объем ЕО: внешний контроль комплектности (в т.ч. инструментария), проверка исправности действия приборов, механизмов и систем, наличия горючего, масла, охлаждающей жидкости, дозаправка, проведение уборочно-моечных работ.

Примерный объем работ при ТО-1:

  • проверка крепления двигателя и реверс-редуктора, соединений фланцев промежуточных и гребных валов;
  • проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения, крепления навесного оборудования, состояния и регулировки натяжения приводных ремней, присоединений к дроссельной и воздушной заслонкам, действие их приводов (у дизелей — работу насоса, форсунок, останова двигателя);
  • проверка крепления, надежности, чистоты контактов наконечников проводов с зажимами, уровня и плотности электролита в АБ, исправности электрических цепей зажигания, освещения, звуковой и световой сигнализации.

Комплекс работ по ТО-2 включает объем работ по ТО-1 и дополнительно рекомендуется:

  • проверить герметичность соединения головки с блоком (целостность прокладки), компрессию по цилиндрам, натяжение приводных ремней и цепи,
  • произвести регулировку (при необходимости) тепловых зазоров в клапанном механизме,
  • заменить масло и масляный фильтр (в соответствии со сроками завода-изготовителя),
  • отрегулировать число оборотов холостого хода,
  • проверить герметичность топливного бака (цистерны), соединений и трубопроводов системы питания, смазки, охлаждения, крепление механизмов и приборов на двигателе,
  • продуть сжатым воздухом полости стартера и генератора,
  • проверить состояние их щеток и состояние системы зажигания — катушки, распределителя, свечей.Выявленные в процессе проверки неисправности устранить.Кроме того, в период ТО-2 рекомендуется проводить небольшие, технологически связанные, ремонтные работы по замене узлов и деталей. По окончании ТО-2 следует проверить двигатель и движитель в работе.Сезонное обслуживание (СТО) проводится, как и следует из названия перед началом или по окончании навигационного периода для данного региона и включает в себя наиболее трудоемкие, заранее планируемые работы: проверяется состояние шатунно-поршневой группы, промывается система охлаждения, заменяется смазка на отдельных узлах и деталях, снимаются и приводятся в порядок генератор, стартер, трамблер (с заменой изношенных деталей, контактной группы, щеток) и т.п.

При эксплуатации двигателя необходимо следить за его работой, своевременно определять признаки основных и серьезных неисправностей двигателя, валопровода и движителей судна. К ним относятся: падение мощности и перегрев двигателя, повышенный расход масла, дымный выхлоп, снижение компрессии, стуки в двигателе, вибрация валопровода и кормы судна.

В целях поддержания судна в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах проводится техническое обслуживание судна, которое по характеру и объему выполнявшее работ подразделяются на плановые осмотры и ремонты.

Ответственность за своевременное полное и качественное проведение плановых осмотров и ремонтов возлагается на судоводителей, за которыми закреплено судно.

Осмотры и ремонты выполняются в соответствии с описаниями, инструкциями и руководствами заводов-изготовителей. Основанием для выполнения плановых осмотров и ремонтов служит фактическое техническое состояние корпуса, двигателя, а также число ходовых часов.

Виды осмотров, которые проводятся, а период навигации при нахождении судна в эксплуатации:

  • ежедневный;
  • еженедельный;
  • ежемесячный.

Типовой перечень работ, выполняемых при ежедневном осмотре перед выходом в плавание:

  • наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла, топлива и др.;
  • наружный осмотр двигателя, систем и устройств;
  • проверка подсоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;
  • устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре;
  • дозаправка ГСМ.
  • наличие на судне судовой документации;
  • наличие и исправность: якорного и швартовного устройств, предметов судового снабжения, спасательных, сигнальных и осушительных средств, противопожарного, штурманского, медицинского и другого оборудования;
  • исправность двигателя, реверс — редуктора, обслуживающих систем, дистанционного управления двигателем;
  • исправность сигнально — отличительных огней;
  • уровень масла в двигателе и реверс-редукторе, наличие воды в системе охлаждения;
  • наличие пресной воды и продовольствия в количестве, необходимом для выполнения рейса;
  • правильность размещения груза, соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости.

После возвращения из рейса необходимо:

  • надежно пришвартовать судно в отведенном для него месте;
  • произвести осмотр корпуса, механической установки, судовых систем и устройств;
  • при необходимости снять подвесной мотор, судовое снабжение и сдать на хранение;
  • обеспечить защиту судна от атмосферных осадков;
  • сдать судно под охрану.

Типовой перечень работ, выполняемых при еженедельном осмотре:

  • выполнение работ, предусмотренных ежедневным осмотром;
  • опробование двигателя и его дистанционного управления в работе в течение 2-5 минут.
  • проверка работы дистанционного управления рулем перекладкой его с борта на борт;
  • осмотр систем, устройств и электрооборудования;
  • осмотр леерных ограждений и фальшборта;
  • проверка крепления горловин цистерн и канистр и наличие на них маркировок;
  • устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре.

Типовой перечень работ, выполняемых при ежемесячном осмотре:

  • выполнение работ, предусмотренных ежедневным и еженедельным осмотром;
  • проверка состояния нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистка от ржавчины, гнили, окраска зачищенных мест;
  • смазка всех трущихся поверхностей деталей (роликов, качалок и др.);
  • проверка тросовых проводок на отсутствие оборванных прядей троса;
  • проверка сопротивления изоляции электрооборудования на судах, оборудованных стационарным электрооборудованием;
  • проверка состояния аккумуляторов (уровень электролита и его плотность);
  • проверка сальников трубопроводов, кабелей.

Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев ее необходимо законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Виды ремонтов: навигационный; доковый; аварийный.

Навигационный ремонт

Навигационный ремонт проводится один раз в год перед началом навигации. При навигационном ремонте выполняется ремонт корпуса судна, его механизмов, электрооборудования, приборов и другого оборудования.

В период навигационного ремонта, как правило, выполняется доковый ремонт судна. Навигационный ремонт выполняется с привлечением ремонтных предприятия.

Типовой перечень работ, выполняемых при навигационном ремонте:

  • переборка двигателя а соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
  • очистка, ремонт и окраска корпуса;
  • замена частей такелажа и мелких частей рангоута;
  • замена дефектных резиновых прокладок дверей, люков, горловин;
  • замена дефектных барашков на люковых крышках;
  • мелкий ремонт отдельных предметов мебели, решеток;
  • переборка и чистка обтекателей гребных валов и винтов;
  • замена деталей лееров, тентов;
  • очистка и регулировка электродвигателей, генераторов, замена дефектных электрощёток;
  • проверка сопротивления изоляции электрооборудования, аккумуляторов;
  • ремонт и замена дефектного электрооборудования;
  • проверка аккумуляторов в соответствии с «Краткими правилами эксплуатации и ухода за стартерными батареями»;
  • проверка и ремонт контрольно-измерительных приборов.

Доковый ремонт

Доковый ремонт проводится по мере необходимости, но не реке одного раза в год и совмещается, как правило, с навигационным ремонтом.

Под доковым ремонтом понимается такой вид ремонта, когда выполняется работы по очистке, осмотру, освидетельствованию, ремонту и окраске подводной части корпуса судка, рулей, линий валов и гребных винтов, ремонт которых не может быть выполнен на плаву.

Аварийный ремонт

Аварийный ремонт имеет целью устранение аварийных повреждений, при наличии которых судно не может оставаться в строю и нормально эксплуатироваться или теряет свои технические данные.

При всех видах осмотров и ремонтов обязательны к выполнению меры безопасности, предупреждающие травматизм к гибель обслуживающего персонала.

Хранение судов

Суда в период навигации и межнавигационный периоду зависимости от местных условий, как правило, должны базироваться (храниться) на охраняемых базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов или спасательных станциях.

Читайте также  Бензиновый генератор не дает напряжение причины

При хранении судов должны соблюдаться следующие условия:

  • безопасность стоянки в повседневных условиях, при ухудшении пагоды и в шторм;
  • надежность охраны;
  • надежность швартовки;
  • защита от атмосферных осадков;
  • удобство маневрирования при подходе я отходе от причала;
  • защита от ветра, волн, ледохода;
  • защита лакокрасочных покрытий от механических повреждений;
  • удобство заправки ГСН и водой;
  • возможность безопасного выполнения работ по техническому обслуживанию;
  • соблюдение мер по охране труда, правил пожарной безопасности и санитарных правил.

При сильном волнении и невозможности защитить судно от повреждений его рекомендуется переместить на берег.

Суда должны содержаться в чистоте с качественным лакокрасочным покрытием. Попавшие в трюм ГСМ должны удаляться немедленно в специально отведенное место. Запрещается откачка за борт подсланевых вод.

В межнавигационный период суда должны храниться, как приняло, на берегу, в специально отведенной для этого месте или помещении. При отсутствии помещения можно осуществлять хранение судов на открытом воздухе под невесом или накрытыми брезентом.

Подвесные моторы, оборудование, снабжение и т.д. с судна снимаются и после проведения необходимого очередного ремонта (ухода) консервируются в соответствии в инструкцией завода-изготовителя и хранятся в отдельном запираемом и охраняемом помещении.

Запрещается хранение на берегу судов, заправленных горюче-смазочными материалами и водой.

В период капитального и среднего ремонтов могут проводиться и различного рода модернизационные работы.

Основные этапы ремонта: дефектация (определение технического состояния судна, его устройств и систем, состава и объема операций по восстановлению), составление ремонтных ведомостей по ее результатам, демонтаж деталей, работы по их восстановлению, сборка, приемка судовладельцем произведенных заводом работ по ремонту. Для проведения доковых работ судно поднимают в док или на слип.

Док — искусственное сооружение для осушения судов. Подразделяются на сухие, плавучие, наливные, строительные и т.д.

Докование — совокупность операций по извлечению судна из воды для осмотра или ремонта его подводной части. Осуществляется с помощью сухих или плавучих доков, слипов, вертикальных судоподъемников.

Слип — подъемно-спусковое приспособление для подъема на берег и спуска судов на судовых тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части.

Длина подводной части рельсовых путей должна обеспечивать такое погружение тележек, чтобы плавающее судно могло как свободно входить на них, так и всплывать после спуска.

Подъем и спуск тележек производится с помощью лебедок и тросов. В зависимости от положения судна по отношению к направлению спуска (подъема) различают продольный и поперечный слипы.

В период ремонта производятся, как правило, и наиболее объемные работы по защите корпуса, устройств, систем от коррозии, а также обязательно очистка и покраска подводной части.

Как правильно выбрать судовые дизель генераторы

Установки, способные вырабатывать электроэнергию находят широкое применение не только в быту, но и на производстве. Они являются необходимым элементом даже на речных или морских судах.

Здесь судовые дизель генераторы используются как дополнительный источник электроэнергии, но только при условии, что они имеют соответствующую сертификацию. Для того чтобы правильно выбрать модель такого устройства нужно предварительно узнать о нем как можно больше. Это мы и предлагаем сделать вместе с нами.

Автономная энергетическая установка для водного транспорта

Открытие электричества позволило человечеству шагнуть далеко вперед. Сегодня без энергии не обходится ни одна сфера деятельности. Но поскольку передача ее осуществляется по проводам, то в результате различных природных явлений часто происходят их обрывы и как следствие отключение от электричества отдельных домов, районов, а иногда и населенных пунктов.

Судовые-генераторы

Но не только в быту или промышленности используются автономные генераторы. Широкое применение они находят на различных видах транспорта. Так для водного транспорта разработаны и выпускаются специальные дизельные судовые генераторы, которые обычно используются в качестве одного из двух источников питания:

  • Дополнительного;
  • Аварийного.

В их приобретении заинтересованы как небольшие компании, так и пароходства. Поскольку установка нового генератора позволяет добиться нормальной работы оборудования судна и продлить срок его службы при замене устаревших агрегатов.

Технические характеристики судовых генераторов

Оборудование этого класса производится в соответствии с существующими нормативами. Оно должно проходить обязательную сертификацию и только после этого допускается установка агрегатов на водные суда.

Генераторы от ОАО Автодизель

Если рассматривать конструктивные особенности оборудования отечественных компаний, то оно комплектуется дизельными двигателями, выпускаемыми ведущими отечественными заводами:

  • Алтайским моторным;
  • Владимирским тракторным;
  • ОАО Автодизель.

В некоторых моделях судовых дизельных генераторов находят применение узлы, произведенные на Минском моторном заводе, отличающиеся высоким качеством и низкой ценой.

Кроме того, судовые генераторы, в отличие от обычных электростанций рассчитаны на эксплуатацию при высоких температурах и больших углах крена при бортовой качке. Даже в таких условиях они способны вырабатывать напряжение с высокой стабильностью. Управление оборудованием осуществляется с двух постов:

  1. Местного;
  2. Выносного.

При возникновении аварийной ситуации агрегат останавливается автоматически, а сигнал подается на оба пульта управления.

Еще одним отличием судовых дизельных генераторов является их изготовление во фланцевом исполнении. Это позволило избежать центровки двигателя устройства в процессе проведения монтажных работ. Оборудование крепится на жесткой раме с использованием специальных амортизирующих деталей.

Схема

Обычно оно включает в себя не только двигатель и генератор, но и такие узлы, как:

  • Охлаждающие системы;
  • Насос для подъема забортной воды;
  • Масляный и водяной охладители;
  • Выхлопные коллекторы;
  • Пульт управления.

Виды агрегатов, используемых на водном транспорте

Обычно все судовые энергетические установки имеют напряжение в 380 В, но отличаются по назначению и мощности. В зависимости от предполагаемого применения они делятся на:

  1. Аварийные;
  2. Вспомогательные.

Первые выпускаются двумя линейками мощностей. Для речных судов – от 16 до 100 кВт и для морских – от 30 до 100 кВт.

Вспомогательные дизельные генераторы различаются по способу охлаждения. В некоторых из них установлена двухконтурная жидкостная система, имеющая высоту всасывания забортной воды до 1,5 м. Такие судовые генераторы, могут иметь мощность от 16 до 200 кВт и рекомендованы к применению на речном транспорте.

Для речных судов моделт Вепрь

Второй тип агрегатов также имеет сертификаты Речного Регистра, но отличается от предыдущих системой охлаждения. В этих моделях она воздушная. Линейка мощностей у этого типа невелика и включает в себя только 4 модификации на:

  • 12;
  • 16;
  • 20;
  • 30 кВт.

Вспомогательные судовые дизельные генераторы для морского транспорта могут быть в стандартном исполнении и в утепленном блок-модуле, с радиаторной системой охлаждения. Но те и другие выпускаются линейкой мощностей от 30 до 100 кВт.

Критерии правильного выбора

Поскольку судовые генераторы являются сертифицированным оборудованием, то основным требованием к ним является соответствие жестким нормативным документам. Но кроме этого энергетические установки, применяемые на речных и морских судах должны обладать следующими характеристиками:

    Максимальной надежностью;
  • Невосприимчивостью к агрессивному воздействию окружающей среды;
  • Возможность воздушного пуска;
  • Эксплуатацией в сложных условиях эксплуатации (качки, высокая температура, повышенная влажность).

Поэтому собираясь судовой дизель генератор купить нужно помнить, что только оборудование отвечающее всем перечисленным выше требованиям способно обеспечить эффективную работу силовых и осветительных устройств судов в случае возникновения аварийной ситуации.

Сравним продукцию отечественных и зарубежных производителей

Чтобы понять судовой дизельный генератор какой марки купить необходимо сравнить характеристики моделей, выпускаемых различными компаниями. Возьмем в качестве исследуемых образцов агрегаты итальянского и отечественного производства.

Судовой дизельный генератор Sincro 53 выпускается в Италии. Он имеет синхронный трехфазный двигатель и оснащен автоматическим регулятором напряжения. Мощность агрегата составляет 33,3 кВт. Оборудование укомплектовано японским двигателем Yanmar 4TNV98T GGE, с частотой вращения вала 1500 об/мин. Генераторы этой модели рассчитаны на круглосуточный режим работы и имеют двухконтурную систему охлаждения.

Вторым будет агрегат, относящийся к морским моделям марки Perkuns Sabre 4.108. Его конструкция весьма схожа с сухопутными образцами, но в то же время имеет дополнительный контур охлаждения с использованием забортной воды.

Кроме этого судовой дизельный генератор отличается специальным дизельным мотором и защищенной электропроводкой. В комплектацию такого устройства входят:

  • Ручной масляный насос;
  • Сухой выхлоп;
  • 2 пульта – дистанционный и установленный на корпусе;
  • Дизель-генератор.

Главной особенностью работы такого оборудования считаются высокие обороты мотора, что позволило увеличивать выдаваемую мощность. Кроме того, судовые генераторы отличаются небольшими габаритами и просты в обслуживании.

Смотрим видео о данной модели:

Продукция отечественных компаний представлена на рынке различными моделями. Среди них наибольшей популярностью пользуются судовые генераторы Вепрь. Они отличаются высокой надежностью и длительным ресурсом работы двигателей, а также требуют минимального обслуживания.

Оборудование этой модели устанавливается на подрамнике и имеет пульт управления. Оно может иметь комплектацию по 1-ой или 2-ой степени автоматизации и в зависимости от этого отличается в функциональном плане. Некоторые модели судовых дизель генераторов ЯМЗ оснащаются капотом, позволяющим снизить шум на 10 дБ.

Что касается ценовой составляющей рассмотренных моделей, то конечно самым дешевым вариантом являются отечественные разработки. Однако они несколько уступают по своим эксплуатационным качествам зарубежным генераторам. Поэтому выбирая оборудование следует ориентироваться не столько на стоимость, сколько на надежность и высокое качество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: