Автомобильные генераторы обмоточные данные

Таблица обмоток электродвигателей как разобраться?

Для того, чтобы разобраться с таблицами которые есть на просторах интернета, нужно хотя бы знать азы формирования таблиц программы «Eldvig».

См.страницу:Разведка копа заброшенных железных дорогах Москвы.

Программа ведет расчет индукции в магнитной цепи электродвигателя — в самом теле статора, в зазорах статора и ротором и индукцию в зубцах.
Если вы знаете размеры диаметра железа, саму форму и количество пазов получить информацию можно примерно, эта точность расчета снизится.

Для того, чтобы определить сколько меди в электродвигателе нужно знать некоторые расчетные данные модели и по шильдику или бирки это не определить.

Геометрические размеры статора

-число пазов статора(Z1) 24

-внутренний диаметр статора (D), мм 70

-наружный диаметр статора (Dн), мм 132.0

-глубина тела статора (hn) мм 14.0

-высота тела статора hc мм 17.0

-длина сердечника статора in мм 50

-ширина зубца bz мм 5.0

-толщина листов статора мм без изоляции

-площадь паза Qn мм кв. 73.42

Обмоточные данные

-число пар полюсов P 1

-полюсное деление t mm 109/96

-площадь полюсного деления Qb mm кв. 5498

-тип обмотки однослойная катушечная

-число пазов на полюс и фазу q 4

-шаг по пазам Y 12.0

-кол-во параллельных ветвей в обмотке (а) 1

-число витков в фазе W 244

-число послед.секций в кажд. ветви фазе 4

-число проводников в пазу Sn 61.0

-марка обмоточного провода ПЭТВ-2

-диаметр провода с изоляцией dn mm 0.79

-диаметр провода без изоляции dr mm 0.71

-сечение провода без изоляции wr mm кв. 0.396

-коэфф. заполнения паза проводом 0.407

-средняя длина витка Iv мм 448.0

-масса провода с изоляцией Gн кг 1.188

-сопротивление фазы R 4.719

Современные электродвигатели выпускаются с уменьшенными обмотками сейчас и это выгодно не только например китайцам, но и нашим отечественным производителям, им вообще не выгодно мотать надежные и долговечные двигатели.
Заводы производители нарочно завышают индукцию в железе (особенно китайцы), из-за этого уменьшается число витков в фазе; при расчетах завышают плотность тока, из-за чего занижают сечение обмоточного провода — таким образом экономят большое количества меди своей промышленности.
Кроме этого, высококачественную электротехническую сталь которую они у нас покупают в виде лома они не используют а используют низкокачественную и тому подобное. Все это дает огромные возможности экономии меди, и поддерживать большой постоянный спрос за счет недолговечности двигателя.
Есть случаи, привозят в перемотку китайский двигатель якобы 45 кВт, перематывают и отдают клиенту. Через неделю он сгорает. Снова привозят. Начинают его пересчитывать в программе Eldvig и в результате получают 32 кВт. Оказывается двигатель новый, только куплен взамен советского мощностью 45 кВт, но он китайский. Работать длительно под нагрузкой 45 кВт он не будет. Так и будет все время гореть. Потому что он всего лишь 32кВт и перегружен в полтора раза.

Из вышеприведенного имея немного внимания мы можем определить при мерное количество обмоток имеющегося у вас электродвигателя, его вес без изоляции, вес с изоляцией. То есть вы хотите выжечь обмотку статора и выплавить из этой проволоки слиток, по таблице легко определяется сколько меди будет на выходе.

Или вы медную обмотку проволоки электродвигателя просто выпрессовываете без выжигания, а значит вместе с изоляционным лаком сверху. И тут вы спокойно выбираете примерно проволоку, сечение, массу и если нужны доп. данные узнаете сколько меди будет в вашем эл. моторе.

Для того, чтобы разобраться с таблицами которые есть на просторах интернета, нужно хотя бы знать азы формирования таблиц программы «Eldvig». Но кому это нужно по ней нужно думать, а это никто не любит делать, вот и рассчитываем на коленке примерно килограмм туда или килограмм сюда. Меньше будет меди не беда, а больше очень хорошо.

Из вышесказанного извлекаем электродвигатели с хорошим наполнением обмоток меди это времен СССР выпущенные в Украине и у нас в России. В них все было заложено по Советским Гостам и нормативам и все делалось с запасом и надежностью, меди не жалели и наматывали с избытком.

До 2000 года все электродвигатели выпущенные в России и Украине можно спокойно считать совдеповскими и меди и обмотки в них завались. Потому как все заводы еще не восстановились и все делалось по инерции и по старинке на простом обмоточном столе .

Отсюда вывод, хороший электродвигатель это старый электродвигатель времен СССР и немного на десяток,полтора лет позднее. Такой эл.мотор будет работать долго, если его конечно чрезмерно не перегружать а следовать рекомендациям производителя.

Как вы знаете компрессоры холодильников завода»Зил» до сих пор работают и не требуют замены. Хорошая качественная обмотка с данными из Гост да еще и в масле, он будет работать очень и очень долго.

Автомобильные генераторы обмоточные данные

Справочники по ремонту электродвигателей и генераторов

Автор справочников — более 40 лет работает на электроремонтных предприятиях Москвы, и в течение многих лет занимался сбором и систематизацией технических данных электрических машин. В итоге были разработаны 7 справочников по ремонту различных видов электрических машин:

Справочники содержит материалы электромашиностроительных заводов, каталогов, периодических изданий и данных, полученных при разборке двигателей на электроремонтных заводах.
В справочниках помещены обмоточные данные электрических машин (около 22 000), схемы обмоток (в том числе полюсно-переключаемых), чертежи и расчёт оснастки для изготовления катушек из прямоугольного провода (статорных и якорных), количество материалов для ремонта, трудоёмкость и стоимость ремонта, технологические инструкции. Для ознакомления с содержанием справочников нажмите курсором на название интересующего вас справочника.

Руководство по расчёту обмоток 3-фазных двигателей

При расчёте обмоток наибольшие затруднения вызывает определение количества витков в пазу (фазе). В руководстве эта проблема решена, количество витков уже рассчитано для двигателей на различные частоты вращения в зависимости от внутреннего диаметра и длины сердечника статора с числом пазов от 18 до 90. Так же выполнен расчёт витков на двухскоростные двигатели с полюсно-переключаемыми обмотками с числом полюсов 4/2, 8/4, 12/6, 6/4, 8/6. Полученные данные с рассчитанным количеством витков сведены в соответствующие таблицы. К каждой таблице на соответствующую частоту вращения и количество пазов приведены схемы обмоток. Для расчёта всех остальных параметров (диаметра провода, проводов в витке, сопротивления обмотки, массы провода и т. д.) даны соответствующие формулы. Дан пример расчёта. Для более подробного ознакомления с содержанием можно получить первые страницы руководства по электронной почте или на форуме обмотчиков http://forum.dvigatel.org/viewtopic.php?f=23&t=6795&start=0

Определённые затруднения вызывает сборка схем обмоток, особенно полюсно-переулючаемых для низковольтны двигателей и высоковольтных тихоходных двигателей с дробным числом пазов на полюс и фазу (q). Эти схемы собраны в сборнике

Схемы обмоток 3-фазных двигателей

Сборник содержит более 500 схем для двигателей с частотой вращения от 3000 до 167,5 об/мин. с числом пазов от 12 до 432. В том числе 94 схемы для полюсно-переключаемых обмоток на 4/2, 8/4, 12/6, 16/8, 20/10, 6/4, 8/6, 10/2, 10/8, 10/6, 16/4 полюсов и 20 схем для тихоходных обмоток лифтовых двигателей. Подробный перечень схем, включённых в сборник, можно получить по электронной почте.

Справочник обмоточных данных судовых электродвигателей серии МАП

В справочнике помещены обмоточные данные на 122 электродвигателя. Схемы 2-х и 3-х скоростных двигателей серии МАП сильно отличаются от схем аналогичных двигателей других серий. Этот факт вызывает наибольшие затруднения у обмотчиков. Обычно не разобравшись, делают традиционные схемы, после чего двигатель не выдаёт нужные параметры. В справочнике приведены 50 схем.

C целью исключения ошибок, для всех двигателей был выполнен поверочный электромагнитный расчёт на компьютере по разработанным автором справочников трём программам «Разработка документации на ремонт электрически машин с помощью ЭВМ».

1. "Разработка документации на ремонт электрических машин с обмоткой статора из круглого провода"

2. "Разработка документации на ремонт электрических машин с обмоткой статора из прямоугольного провода"

3. Разработка документации на ремонт электрических машин постоянного тока"

Программы содержат обмоточные данные на 22 000 электрических машин и позволяют:

1. Выполнить расчёты:

— обмоточных данных электрических машин по размерам сердечника статора (якоря) при отсутствии старой обмотки;

— обмотки на другое напряжение и другую частоту вращения;

— количества и стоимости материалов на изготовление обмоток и ремонт статора или якоря;

— трудоёмкости изготовления обмоток и ремонта статора или якоря;

— стоимости изготовления обмоток и ремонта статора или якоря;

— оснастки для изготовления катушек обмотки статора и якоря (провод прямоугольный).

Читайте также  Бензиновый генератор hyundai hy 9000ser

2. Получить комплект технологической, конструкторской коммерческой документации:

— схемы обмоток статоров, якорей, роторов с волнлвой стержневой обмоткой;

— чертежи катушки обмотки статора и якоря из прямоугольного провода;

— чертежи оснастки для изготовления статорных и якорных обмоток из прямоугольного провода;

— спецификации на материалы для изготовлния обмоток и ремонта электрических машин переменного и постоянного тока;

— расшифровки трудозатрат на изготовление обмоток и ремонт электрических машин переменного и постоянного тока;

— калькуляцию на изготовление и ремонт электрических машин переменного и постоянного тока;

Для более подробного ознакомления с программами можно получить по электронной почте подробное её описание с полным комплектом документов на ремонт эл. машины и инструкцию по работе с ней

Справочники и Программы высылаются на вашу электронную почту в течение 12 часов после перечисления денег на банковскую карту

Справки по тел. 8 (499) 264 85 20, моб. 8 903 723 96 40

Услуги оказываемые бесплатно.

1. Двигатели 3-х фазные с обмоткой статора из круглого провода:

— схемы обмоток статоров, в том числе полюснопереключаемых на 4-2, 8-4, 12-6, 6-4, 8-6, 8-2, 10-8, 10-6, 16-4, 8-6-4 полюса;

— пересчёт обмоточных данных на другую частоту вращения и другое напряжение;

— расчёт (восстановление) обмоточных данных по размерам сердечника статора при отсутствии старой обмотки.

2. Электрические машины переменного тока с обмоткой статора из прямоугольного провода:

— чертёж катушки статора;

— чертежи оснастки для изготовления статорных катушек;

— спецификации материалов на изготовление обмотки и ремонт статора;

— расшифровка трудоёмкости по операциям на изготовление обмотки и ремонт статора;

— расчёты стоимости изготовления обмотки и ремонт статора;

— пересчёт обмоточных данных на другое напряжение и другую частоту вращения;

— расчёт (восстановление) обмоточных данных по размерам сердечника статора при отсутствии старой обмотки.

3. Электрические машины постоянного тока:

— чертёж катушки якоря (при прямоугольном проводе);

— чертежи оснастки для изготовления якорных катушек;

— спецификации материалов на изготовление обмотки и ремонт якоря;

— расшифровка трудоёмкости по операциям на изготовление обмотки и ремонт якоря/

— расчеты стоимости изготовления обмотки и ремонт якоря;

— пересчёт обмоточных данных на другое напряжение и другую частоту вращения (при круглом проводе);

— расчёт (восстановление) обмоточных данных по размерам сердечника якоря при отсутствии старой обмотки (при круглом проводе).

4. Роторы электрических машин:

— схемы обмоток роторов с волновой стержневой обмоткой;

— спецификации материалов для ремонта роторов с волновой стержневой обмоткой и роторов с явновыраженными полюсами;

— расшифровки трудоёмкости по операциям на ремонт роторов с волновой стержневой обмоткой и роторов с явновыраженными полюсами;

— расчёт стоимости ремонта;

— расчёт (восстановление) обмоточных данных фазных роторов по размерам сердечника ротора при отсутствии старой обмотки.

Как самостоятельно проверить и перемотать статор генератора?

Основным узлом в электрической сети автомобиля по праву считается генератор. Благодаря работе этого устройства обеспечивается питание током всех потребителей энергии авто, начиная от оптики и магнитолы и заканчивая вспомогательными девайсами, такими как навигатор и регистратор. Одним из основных элементов данного механизма является статор генератора. Подробнее о его устройстве, диагностике и перемотке обмоток вы можете узнать в этой статье.

Устройство и принцип работы статора генератора

Статорный элемент состоит из таких деталей:

  • сами обмотки;
  • сердечник либо пакет;
  • выводы для подключения к выпрямительному устройству.

Конструктивно статорное устройство состоит из трех обмоток, в которых формируется три разных значения переменного тока, такая схема представляет собой трехфазный вывод. К корпусу генераторного узла подключается по одному концу каждой обмотки, а второй конец соединяется с выпрямительным устройством. Чтобы усилить и сконцентрировать магнитное поле в обмоточных элементах, проводок от каждой обмотки прокладывается вокруг сердечника, который, в свою очередь, должен быть выполнен в виде металлических пластик.

Обмотка статорного устройства находится в специальных пазах, количество которых в большинстве агрегатов составляет 36. В самом пазу обмотка зафиксирована при помощи пазового клина, который также выполнен из изоляционного материала.

Возможные неисправности: признаки и причины

В работе статорного механизма может произойти два типа поломок — это обрыв в обмотках либо их замыкание на массу. В результате длительного воздействия влажности и температурных перепадов на торцевой поверхности сердечника могут расслоиться и растрескаться изоляция. Это в свою очередь, может стать причиной замыкания и ускоренного выхода из строя агрегата в целом. Вне зависимости от причины, признак неисправности один — генераторный узел перестает нормально функционировать, в его работе появляются неполадки, также агрегат не может генерировать ток.

Проверка статора генератора мультиметром

Как проверить механизм на предмет поломок? В зависимости от неисправности, статорный механизм может быть проверен на предмет обрыва либо замыкания.

Чтобы произвести диагностику обрыва, вам потребуется мультиметр либо контрольная лампочка:

  1. Возьмите тестер и активируйте его в режим омметра, после чего подключите щупы к выводам обмотки. В том случае, если обрыв в устройстве отсутствует, тестер должен вывести на дисплей значение сопротивления, составляющее около 10 Ом. Если же обрыв в устройстве имеется, соответственно, ток к обмоткам пройти не может, то значение сопротивления будет стремиться к бесконечности. В данном случае необходимо произвести проверку всех трех выводов.
  2. Что касается диагностики контролькой, то в данном случае вам необходимо будет подать отрицательный заряд от аккумуляторной батареи на один из контактов обмоточного устройства. Для этого вам потребуется изолированный провод. Положительный заряд необходимо будет подать через контрольку на другой контакт. Если источник освещения стал гореть, это говорит о том, что девайс работает нормально, если нет, то в системе имеется обрыв. Процедуру проверки нужно будет повторить для каждого вывода.

Что касается диагностики на предмет короткого замыкания, то она также может быть проведена с помощью тестера или лампы:

  1. Отрицательный щуп тестера следует подключить к статору, при этом мультиметр нужно настроить в режим омметра. Положительный щуп соединяется с контактом обмотки, без разницы, с каким именно. Процедура повторяется с каждым выводом.
  2. Что касается диагностики контролькой, то она осуществляется аналогичным образом. Отрицательный контакт аккумуляторной батареи соединяется с выводом статорного механизма, а положительный — от АКБ с любым выводом. Если лампочка стала гореть, это говорит о том, что в механизме имеется короткое замыкание, если нет, то устройство работает в нормальном режиме. Диагностика осуществляется с каждым выводом (автор видео — канал altevaa TV).

Инструкция по перемотке генератора своими руками

Ремонт статора заключается в перемотке обмоток.

Как выполнить эту процедуру своими руками:

  1. В первую очередь нужно разобрать генераторный узел и достать из него статор.
  2. Имеющиеся обмотки необходимо обжечь, чтобы они сгорели, но перед этим следует посчитать число витков и сделать соответствующую схему для перемотки. При этом на статоре нужно будет отметить места выводов для начала и конца обмотки. Не пугайтесь ее жечь, это не испортит железо, его магнитные характеристики не нарушатся.
  3. После сгорания производится очистка.
  4. Далее, используя такие материалы, как синтофлекс либо прессшпан, необходимо нарезать изоляционные прокладки. Учтите, что они должны выступать из торцов паза примерно на 2.5-3 мм. Когда одна из прокладок будет сделана и подогнана под размеры, в соответствии с ее шириной либо длинной необходимо будет отрезать кусок ленты. Затем, используя эту прокладку, отрезать 36 кусков аналогичной длины и установить их в пазы.
  5. Затем осуществляется перемотка. Суть перемотки заключается в том, чтобы проводок из одного паза шел как бы волной сразу в четвертый. Намотав половину витков на одной фазе, производится намотка в обратную сторону, при этом вам необходимо перекрыть пустые части полукатушек. Все фазы наматываются аналогичным образом.
  6. Когда фазы будут перемотаны, вам необходимо будет заделать пазы, установив в них выступающие части прокладок. Необходимо добиться того, чтобы выступающие части полукатушек не выступали за границы металла внутрь, а также за границы крепления снаружи. Для этого через проставки катушки следует обстучать.
  7. На данном этапе может произвести проверку и примерить статор в крышке генераторного узла, убедитесь в том, что обмотки не касаются корпуса. Если же касание есть, то от него нужно избавиться.
  8. Произведите очистку и соединение выводов обмоточных элементов, для этого скрутите их между собой и запаяйте. Также их необходимо будет заизолировать, для этого можно использовать текстильный кембрик.
  9. Перед непосредственным соединение нужно убедиться в том, что между фазами, а также на металл нет короткого замыкания. Если замыкание имеется, то необходимо обнаружить место контакта, после чего заизолировать его, для этого потребуется еще одна прокладка.
  10. Выполнив эти действия, вам нужно будет связать обмоточные элемент и зафиксировать его контакты с помощью кордовой нити. Если ее нет, можно использовать льняную нить, но только не капроновую, иначе при сушке она расплавится и потечет. Статорный механизм нужно немного подогреть, это делается для просушки, после чего поместить его в емкость с пропиточным лаком либо похожим веществом. Мебельный лак использовать нельзя.
  11. Когда девайс пропитается, подвесьте его и подождите какое-то время, пока весь лак не стечет. Затем устройство рекомендуется поместить в духовку обычной печки, которую нужно настроить на минимальный нагрев, его лучше будет подвесить, а под него установить старую кафельную плитку. Или что-то подобное, главное, чтобы лак не стекал на горячий поддон. Подождите около одного часа — если за это время лак перестанет липнуть, то при такой же температуре вам нужно будет сушить девайс еще около 2 часов.
Читайте также  Тихоходный генератор своими руками

Фотогалерея «Самостоятельная перемотка статора»

Заключение

Как видите, процедура перемотки обмоток в целом — достаточно сложная и кропотливая процедура, справиться с выполнением такой задачи сможет далеко не каждый. В общей сложности ее выполнение займет не менее четырех часов свободного времени. При этом если вы допустите ошибки и узнаете об этом только в конце, то можно считать, что время было потрачено зря. Поэтому если вы не усидчивы, то возможно, есть смысл приобрести новый статор.

Видео «Наглядная инструкция по перемотке»

Как не допустить ошибок при выполнении этой задачи — смотрите в ролике ниже (автор видео — канал sypostat1).

  • Исправная работа генератора — задача №1 автомобилиста: как ее поддерживать?
  • Диагностика генератора в домашних условиях: все тонкости и секреты
  • Эксплуатация и обслуживание генератора: диагностика ротора и возбуждение агрегата

ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ

Устройство генератора переменного тока для мотоциклов. Все генераторы разработаны для бесконтактных электронных систем зажигания (БЭСЗ). Наверное, мало кто знает, что Советский Союз применил БЭСЗ на мототехнике одним из первых в Европе. Япония же пришла к этому еще позже — там др начала 80-х даже для многоцилиндровых мотоциклетных двигателей использовались классические контактные системы. У нас же первой моделью с БЭСЗ стал мотороллер «Вятка-Электрон», выпускавшимися с 1973 по 1979 год.

Было бы неверным утверждать, что «переменники» отечественного производства лучше зарубежных, однако по некоторым параметрам говорить о превосходстве можно. Так, пусковые обороты (то есть те, при которых генератор способен отдавать напряжение, достаточное для работы системы зажигания) наших «переменников» составляют 400 об/мин, а зарубежных — 600. 700 об/мин. В результате отечественные моторы легко запускаются от «кика», а «их» иногда надо раскручивать электростартером.

Рассмотрим конструкцию генератора переменного тока Г-427, хорошо знакомого владельцам «Минское» и «Восходов»: на фото слева его ротор, справа — статор, Ротор отлит из магниевого сплава и представляет собой восьмилучевую звезду. Лучи оканчиваются стальными полюсными наконечниками — на фото они обведены черными линиями. После сборки «звездочка» заливается алюминиевым сплавом и полученной отливке придается цилиндрическая форма. В ее центре формируется посадочный конус для установки на цапфу коленвала.

После механической обработки ротор намагничивают в специальном индукторе. Намагничивание производится пропусканием тока большой величины через обмотку индуктора. При этом необходимо создать магнитное поле, раз в 5 превышающее ‘остаточное поле ротора. Поэтому ток в индукторе создается мощной батареей конденсаторов, и в домашних условиях подмагнитить ротор практически невозможно.

На одной оси с ротором генератора на латунной втулке установлен ротор датчика системы зажигания. Он представляет собой кольцевой магнит с двумя расположенными рядом полюсами, так называемыми «клювами». Поскольку «клювы» (на фото они не видны) расположены рядом, за один оборот ротора в обмотке датчика наводится только один импульс ЭДС. Поэтому за один оборот коленвала формируется только одна искра, что и нужно для одноцилиндрового двухтактного двигателя. Для улучшения формы импульса, а также для упрощения настройки всей системы между полюсами фрезеруется паз. Взаимное положение обоих роторов строго определяется при сборке.

Посадить их на цапфу можно тоже только в одном положении. Таким образом, гарантируется подача импульса в строго определенный момент времени. Ротор в сборе балансируется зачеканиеанием грузиков в глухие отверстия в торцах ротора. На коленвалу ротор фиксируется шпонкой и болтом, однако основную нагрузку несет коническая посадка. Поэтому при монтаже надо обязательно убедиться в том, что ротор «садится» плотно, без люфта. Статор представляет собой пакет из пластин электротехнической стали. Он имеет восемь зубцов, которые являются как бы продолжением лучей звезды ротора. На каждый зубец надета обмотка.

Для питания системы зажигания предназначены две последовательно включенные обмотки (на фото 2—черные, в верхней части статора). С катушек снимается напряжение порядка 400 В, поэтому если возникнет необходимость перемотать их, воспользуйтесь проводом в двойной лаковой изоляции (например, ПЭВ-2). Другие обмотки предназначены для питания прочих потребителей. Три задействованы на освещение, две — на указатели поворотов, и одна — на стоп-сигнал. Такая разветвленная схема — плата за простоту и дешевизну конструкции.

Если бы все потребители (кроме зажигания) питались от одной цепи, то включение и выключение любого из них вызывало бы сильные «броски» напряжения во всей системе.- Поэтому, например, при переключении света фары с дальнего на ближний могла перегореть лампа заднего фонаря или фары. Кстати, так часто и происходило на мотоциклах «Ковро-вец-175А» М-1М и М-103 с генератором переменного тока Г-38, имевшим общую цепь питания системы освещения и сигнализации. Обмотки зажигания намотаны на каркасах, все остальные — непосредственно на зубцах статора. Последние предварительно изолируются электрокартоном толщиной 0,25—0,3 мм.

Намотка катушек в ряд, виток к витку, слой за слоем. Если мотать «внавал», то обмотки не «влезут» в пазы статора. Кроме того, все они должны иметь одно и то же направление намотки. Готовые катушки пропитываются электротехническим лаком, обматываются хлопчатобумажными нитками, а на торцах— еще и тканевыми полосками. Это необходимо для того, чтобы лепестки крепления катушек не стали причиной замыкания обмоток на «массу». Между собой обмотки соединяются скруткой с последующей пропайкой.

Плохое соединение вызовет нагрев провода и как следствие — обгорание изоляции и замыкание. Чтобы ЭДС, наводимые, а катушках, складывались, соединять последние надо по принципу: «начало» с «началом», «конец» с «концом». Статор датчика набран из Ш-образных пластин, обмотка выполнена на каркасе, который, в свою очередь, надет на средний выступ набора пластин. К крышке генератора статор крепится двумя винтами. Отверстия для крепления имеют продолговатую форму, что необходимо для регулировки зазора между ротором и датчиком. Чем меньше зазор, тем больше ЭДС датчика, тем мощнее импульс, тем меньше пусковые обороты.

Крышка генератора переменного тока выштампована из листовой стали и служит не столько для защиты катушек от грязи и механических повреждений, сколько для размещения выводных клемм и крепления датчика. Генератор Г-427 имеет параметрическое регулирование напряжения (ПРИ). Это значит, что параметры обмоток подбираются исходя из номинальной, заранее определенной мощности потребителей, включенных в цепь.

Поэтому установка не рекомендованных инструкцией ламп ведет к нарушению ПРН, и лампы будут либо гореть с «недокалом», либо перегорать от «перекала» даже на средних оборотах коленвала. На смену «427-му» пришел генератор, получивший обозначение 43.3701. Он по конструкции, габаритным и установочным размерам полностью аналогичен предшественнику. Но по электрическим характеристикам значительно отличается от него. Во-первых, он 12-вольтрвый.

Во-вторых, вместо трех раздельных цепей питания осветительных и сигнальных приборов сделана одна общая. Но этот генератор переменного тока не страдает болезнью уже. упоминавшегося Г-38: благодаря наличию электронного стабилизатора напряжение в сети не «прыгает», а плавно регулируется. Обмотки питания, зажигания и датчика генераторов 43.3701 и Г-427 одинаковые.

А вот цепь питания прочих потребителей на 43.3701 состоит из шести обмоток, соединенных смешано: по три обмотки— последовательно, и две такие цепочки — параллельно. «Мопедный» генератор 26.3701 представляет собой уменьшенную копию 43.3701 и вырабатывает напряжение 6В. С 1992 года мотоциклы Ковровского завода оснащаются генераторами 80.3701. Это — дальнейшее развитие «427-го»

. Главная особенность конструкции — отсутствие самостоятельного узла датчика. Его роль выполняют две небольшие катушки, намотанные на одном из зубцов статора. Последний посередине рассечен пополам — чтобы можно было разместить две обмотки. Они соединены, тек, что при прохождении мимо них «обычных» магнитов ротора наводимые ЭДС взаимно уничтожаются.

Читайте также  Адаптер системы выхлопа генератора

Но когда проходят два соседних паза специальной формы, в обмотках формируется импульс тока, «запускающий» систему зажигания. «Восьмидесятый» генератор мощнее «сорок третьего» почти в полтора раза. Это достигнуто за счет применения не звездообразного магнита ротора, а кольцевого, с более высокими энергетическими характеристиками- Схемы соединения обмоток генераторов показаны на рисунке, а обмоточные данные — в таблице.

(Автор: Н. ВИХОРЕВ, г. Москва инженер. источник журнал Мото )

Обмоточные данные генераторов

Рис. 1. Крепление обмоток: 1 — статор; 2 — обмотка; 3 — лента из х/б ткани; 4 — лепесток.

Рис. 2. Схемы соединения обмоток генераторов. Обозначение выводных клемм: «3» — зажигание; «О» — освещение; «У» — указатели поворотов; «Т» — стоп-сигнал; «Д» и «Д1» — датчик; «М» — «масса».

Определение обмоточных данных асинхронных двигателей

В некоторых случаях возникает необходимость ремонта электрических машин своими силами. Зная обмоточные данные асинхронных двигателей, часто можно избежать их отправки на завод, где потребуют немалую сумму за свои услуги.

Устройство двигателя

Любой электродвигатель состоит из двух основных частей: статора, чаще всего неподвижного, и ротора. У двигателей с короткозамкнутым ротором подвижная часть – ротор – выполнен в виде замкнутых накоротко между собой пластин, имеющих нулевое активное сопротивление. Часто такая конструкция называется «беличьей клеткой» из-за очень похожего устройства. К примеру, двигатель типа АИР, широко применяемый в различных сферах из-за простоты в работе, собран именно таким образом.

Конструкция асинхронного двигателя

Когда на трехфазную обмотку подается электрический ток, в ней образуется вращающееся магнитное поле. Частота вращения зависит от частоты питающего напряжения, числа пар полюсов и скольжения. Индуктивность и сопротивление на частоту не влияют.

Схемы соединения обмоток бывают разные: звездой, треугольником, двойной звездой. Делают также переключаемые звезда – треугольник: все зависит от марки аппарата, его расчетных данных, где и как он работает. Главное, определить начала и концы выводов. К примеру, двухскоростные электродвигатели имеют полюсно переключаемые обмотки, соединенные тройной звездой. Такое их расположение позволяет задавать аппаратам различные характеристики. Правильно будет сказать, что статор – это мощный магнит с определенным сдвигом фаз, задающий крутящий момент.

Устройство обмоток

Катушка обмотки из двух секций

Катушка обмотки из двух секций

Статорная обмотка улаживается в специальные пазы. Она состоит из катушек, которые соединяются друг с другом со сдвигом по фазам. Катушка, в свою очередь, – это отдельные витки изолированного провода, называемые секциями и намотанные согласно обмоточным данным. Если в паз производится укладка одной катушки, то это однослойная обмотка, а если двух, тогда двухслойная.

Расчет числа пазов на полюсное деление проводят по формуле: Q = Z/2p, где Z – это количество пазов в статоре, а 2р – число полюсов.

Можно также посчитать число пазов, которые приходят на фазу и на полюс трехфазной обмотки: q = Q/3 = z/(3*2p)

Также считаются все необходимые коэффициенты, а также сопротивление обмоток и значения индуктивности.

Общая схема однослойной трехфазной обмотки выглядит таким образом:

Общая схема однослойной трехфазной обмотки

А двухслойной так:

Общая схема двухслойной трехфазной обмотки

Коэффициент заполнения паза обязательно стоит учитывать, ведь чем толще провод, тем сложнее намотка. Расчет этого коэффициента проводят по формуле:

Видно, что он прямо пропорционален сечению проводов вместе с изоляцией и обратно пропорционален площади самого паза.

Обмотка должна плотно входить в пазы, иначе будет появляться паразитная индуктивность, вызывающая лишний нагрев.

Находим выход проводов

В процессе ремонта электродвигателя возникает необходимость определения начала и конца его выводов. Представим ситуацию: есть шесть проводов от катушек, их необходимо правильно соединить между собой. Как это сделать, чтобы не попутать фазы?

Наши читатели рекомендуют! Для экономии на платежах за электроэнергию наши читатели советуют ‘Экономитель энергии Electricity Saving Box’. Ежемесячные платежи станут на 30-50% меньше, чем были до использования экономителя. Он убирает реактивную составляющую из сети, в результате чего снижается нагрузка и, как следствие, ток потребления. Электроприборы потребляют меньше электроэнергии, снижаются затраты на ее оплату.

Эта операция, состоящая из нескольких шагов, делается методом измерений при помощи комбинированного прибора. Сперва определяем, какие вывода к каким катушкам относятся. Просто меряем их сопротивление между собой, находим три катушки.

Теперь соединяем две катушки таким образом:

Соединение катушек

Можно подать не 220, а 100 вольт и посмотреть показания вольтметра. Если он покажет напряжение, значит, обмотки включены правильно, если ничего не покажет, или очень мало, то их вывода нужно переключить наоборот и проверить еще раз, чтобы убедиться в правильном фазном подключении. Аналогичным образом остается найти правильность соединения третьей катушки. Теперь начала и концы катушек найдены.

Намотка

Намотка электродвигателей производится как в специализированных цехах, так и специалистами – любителями. Для проведения подобного ремонта нужно ясно представлять себе, что потребуется делать в этой модели, ее данные, расположение статорных обмоток, их соединение. Такая работа требует знания обмоточных данных аппарата, а в некоторых случаях – проведения дополнительных расчетов, например, расчет сопротивлений и индуктивностей катушек.

Большинство информации можно получить в специальных таблицах, которые содержат обмоточные данные на те или иные модели. Вот расчеты по двигателю АИР:

Расчеты по двигателю АИР

Энергосберегающие двигатели

Очень хорошо, если на кожухе статора сохранилась маркировка двигателя. Тогда можно получить необходимые данные по конкретной модели и ремонт будет наиболее качественным.

Схема обмотки Славянка

Схема обмотки Славянка

В последнее время стали уделять больше внимания двигателям с совмещенными обмотками. Суть заключается в том, чтобы сдвиг фаз был не 120, а 90 градусов. Такая схема очень близка к модели четырехфазного электродвигателя и получила название «Славянка», тип РПЭДЯ. Преимущества «Славянки» перед обычной укладкой существенны: меньшие пусковые токи, больший коэффициент полезного действия, меньший нагрев. Коэффициент мощности выше. Однако необходимо все точно рассчитать, ведь обмоточные характеристики все равно не бывают идеальными.

Если обычный двигатель можно представить, как три однофазных аппарата, то асинхронный двигатель с совмещенными обмотками, или РПЭДЯ, как соединение трех двухфазных электродвигателей. При росте нагрузки у РПЭДЯ скорость замедляется, как и у обычных АД, но вот ток растет незначительно. Также при аварии в сети, когда напряжение падает, он работает в экономном режиме, а когда сеть восстанавливается, РПЭДЯ выходит на расчетные обороты.

Количество выводов, как и у обычных асинхронных двигателей, три.

Можно отметить, что на основе РПЭДЯ был построен электродвигатель для велосипедного колеса. Он имеет обмотку «Славянка» и абсолютно не имеет магнитов. Двигатель без магнитов – это, конечно, революция в области электротехники, главное, чтобы работа над этим новшеством не заглохла в самом начале.

Двигатель АВЕ

В случае с однофазным аве- 071-4с обмоточные характеристики несколько иные. Нужно найти пусковую и рабочую обмотки, их вывода, знать их схему включения. Также необходимо знать сопротивления катушек: так можно будет проконтролировать правильность их намотки и соединения, хотя, конечно, индуктивность зависит от многих других параметров.

Тип аве-071-4с имеет коэффициент полезного действия 60%, а коэффициент мощности не менее 0,9. Для маломощного аппарата этого достаточно. Обмоточные характеристики для аве-071-4с можно посмотреть на рисунке:

Обмоточные характеристики для аве-071-4с

Обслуживание обмоток

В процессе эксплуатации все электрические машины нуждаются в мелком и не очень ремонте. Основные признаки неисправности: нестабильная работа, большой нагрев, сильный гул, вибрация. Обмотки в двигателях небольшой мощности, как правило, меняют. Если это двухслойная обмотка, можно заменить только одну катушку.

Стоит замерить сопротивление обмоток как между собой, так и на корпус, а также проверить легкость хода вала. В «Славянке» будут свои характеристики, поскольку для данного типа обмоток это только начало выхода на рынок, и качественных схем на РПЭДЯ пока немного, а значит ремонт может вызвать некоторые сложности.

Внимательно осмотреть статор. Иногда все, что нужно – пайка выводов, идущих в борно. При отсутствии одной из фаз двигатель сильно греется, но не всегда успевает сгореть.

Асинхронные двигатели, при всей своей кажущейся простоте, тем не менее являются сложными электрическими машинами, требующими профессионального подхода. По ним пишутся дипломные работы. Обмоточные схемы для неспециалиста, и даже для начинающего обмотчика, могут показаться сложными и запутанными. Это говорит о том, что лучше будет, если перемотку и ремонт двигателей будут делать специалисты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: