Автоматы для подключения генераторов

Схемы, виды и особенности подключения генераторов к дому

Часто возникают подобные ситуации: вроде бы установлены новые электрические подстанции, старые провода электросети заменены на новые — но все равно, частенько происходит отключение электричества в доме. В данном случае может помочь установка автономного топливного генератора, способного обеспечить ваш дом электричеством во время перебоев подачи основной электросети. Рассмотрим все нюансы такого процесса, как подключение генератора к дому.

Способы подключения генератора

Подключение генератора к дому можно осуществлять двумя способами:

  • используя специальное устройство, которое обеспечивает автоматическое включение подачи тока от генератора в дом;
  • применение обычного рубильника: в данном случае придется в ручном режиме переключать подачу тока с основной электросети на генераторную подачу энергии.

sposoby-podklyucheniya-generatora.jpg

Схема подключения переносного бензогенератора к дому

Применение автоматической системы включения генераторного устройства обойдется недешево, но такая система имеет ряд значительных преимуществ: при отключении основной электросети происходит автоматическое включение генератора — тогда не придется вручную осуществлять переключение (кроме того, такой способ гораздо безопаснее).

Для использования автомата, его следует вмонтировать в схему электропроводки дома: сразу после счетчика электроэнергии защитного аппарата. Далее устанавливается специальный блок для автоматического управления — и только потом, по схеме, идет сам генератор.

Покупка обычного рубильника значительно сэкономит ваши средства, но здесь возникают некоторые неудобства: так как придется постоянно переключать электросистему ручным способом.

Для безопасного применения рубильника лучшим вариантом будет монтирование трех его положений: первое — подача тока от основной сети; второе — полное отключение всего электричества; и третье — генераторная подача тока.

В том случае, когда генератор не способен полностью обеспечить ваш дом электричеством, следует поделить все электроприборы на две группы. В первую группу входят аппараты первой необходимости: такие, как холодильник, система водоснабжения, освещение.

Ко второй относятся не такие важные приборы и подключаются они просто к основной сети: поэтому при перебоях с током останутся нерабочими. Приборы первой группы следует подключить непосредственно к генератору, чтобы в случае отключения тока они продолжали свою бесперебойную работу.

Особенности подключения генератора

При монтировании генераторной системы не следует забывать, что для безопасной работы такого устройства необходимо наличие достаточного проветривания, так как происходит выделение выхлопных газов.

shema-podklyucheniya-sistemy-avtomaticheskogo-zapuska-generatora.jpg

Правильное подключение бензогенератора

Следует позаботиться о том, чтобы помещения для генератора имели хорошие вентиляционные параметры: либо устанавливать генератор на улице, смонтировав его в отдельном сарайчике или защитном коробе.

При монтаже генератора внутри дома, следует учитывать, что такое устройство издает достаточно сильный шум: поэтому помещение для него в доме следует хорошенько звукоизолировать.

Также не следует забывать о том, чтобы в генераторе всегда было топливо на случай аварийных ситуаций и тщательно следить за исправностью оборудования.

Рекомендуется подключение генераторной установки при помощи медного кабеля, у которого сечение будет соответствовать производительности генератора. Обязательным условием использования данного оборудования, является его заземление.

Виды генераторов для дома

На сегодняшний день существует несколько видов генераторных установок, их основное отличие — в применяемом виде топлива: дизельное, газ или бензин.

generatory-i-elektrostancii.jpg

Один из видов генератора для дома и дачи

  1. Для дизельных генераторов характерна более высокая стоимость, но, в то же время, такие генераторы являются более мощными, а применение дизельного топлива удешевляет процесс получения тока.
  2. Наиболее доступными по ценовым параметрам являются бензиновые типы генераторных установок. Но они же более капризные в обслуживании, не могут использоваться для постоянного обеспечения электричеством.
  3. Газовые генераторные устройства обладают самой высокой производительностью и долговечностью. Кроме того, являются экологически безопасными. Сложны в своей эксплуатации. Для газовых генераторных установок более дешевым и безопасным газом является метан.

Мощность генераторов

Важными критериями при выборе генераторных устройств для дома являются показатели мощности. Существует два вида мощности генераторов: пиковая и рабочая. Значения этих двух мощностей могут существенно разниться, поэтому следует быть внимательным и читать данные производителя.

Производители могут указывать, к примеру, показатели пиковой мощности, выдавая ее за рабочую. Хотя обязаны указывать все типы мощностей в паспорте данного оборудования. При этом можно самостоятельно определить, какая мощность указывается в техническом паспорте:

Схемы подключения автомобильного генератора

Автомобильный генератор – блок, отвечающий за генерацию электричества и подзарядку аккумулятора в дороге. Является устройством первой линии, поломка которого может привести к недееспособности всего ТС. Здесь вы найдете схемы подключения и работы генератора, а также инструкцию по проверке на работоспособность.

Как работает генераторный узел автомобиля

Работа генератора автомобиля заключена в преобразовании механической энергии и электрическую. После включения двигателя, коленчатый вал раскручивает шкив. Он передает через ременную систему энергию на катушку.

Вращение якоря создает электромагнитное поле, индуцирующее в переменный ток. Он поступает на выпрямительные мосты, а затем на обмотку «треугольник» генератора.

Так поддерживается регламентированное для автомобиля напряжение в 12-14 вольт.

Вот как работает генераторный блок в упрощенной форме, но этого достаточно для понимания принципа устройства.

Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ

Схема автомобильного генератора немного отличается, в зависимости от модели ВАЗ.

«Копейка»

Структурная схема автогенератора у «копейки» самая простая и ремонтопригодная. Состоит всего из 13 узлов, поэтому легко поддается диагностике и ремонту.

«Шестерка»

Схема подключения с автомобильным генератором Г-222 состоит из:

  1. Аккумуляторной батареи.
  2. Самого генератора.
  3. Регулятора вольтажа.
  4. Монтажного блока с батареей предохранителей.
  5. Отключателя зажигания.
  6. Вольтметра для контроля выходящего/входящего напряжения.
  7. Реле контролирующей лампы.

«Семерка»

  1. АКБ.
  2. Минусового диода.
  3. Дополнительного диода.
  4. Генераторного блока.
  5. Плюсового диода.
  6. Стартерной обмотки.
  7. Контроллера напряжения.
  8. Роторной обмотки.
  9. Конденсаторный фильтр помех.
  10. Монтажный блок с батареей предохранителей.
  11. Контрольная лампочка АКБ и бортовых приборов.
  12. Вольтметр.
  13. Реле управления зажигания.
  14. Выключатель.

«Восьмерка»

В целом, устройство и принцип работы «восьмерки» схоже с 2107. Единственное отличие – в значительном усилении обмотки статора, при этом было увеличено сечение провода.

«Девятка»

Вот из чего состоит генераторный узел «девятки»:

  1. Генератор переменного тока. В зависимости от ревизии, может быть установлены версии 373701 или 943704.
  2. Минусовой диод.
  3. Дополнительная диодная обвязка.
  4. Плюсовой диод.
  5. Контрольная лампочка.
  6. Комбинация контролирующих аппаратов.
  7. Вольтметр.
  8. Батарея реле и предохранителей.
  9. Дополнительные резисторы.
  10. Реле управления зажиганием.
  11. Замок.
  12. АКБ.
  13. Сглаживающие конденсаторы.
  14. Роторная обмотка.
  15. Реле вольтажа.

«Десятка»

В «десятке» схема максимально упрощенная, поэтому узел подключения состоит всего из нескольких блоков:

  1. АКБ.
  2. Генератор. Обычно здесь применяется версия 943701.
  3. Главный монтажный блок.
  4. Замок.
  5. Контрольная лампочка.

Как проверить генератор своими руками

Если принцип работы автомобильного генератора понятен, продиагностировать его будет несложно. Для примера подойдет 943701 из «девятки».

Для проверки понадобится подвести напряжение напрямую к генератору. Для этого плюсовую клемму бросьте на D+, через контрольную лампочку.

Теперь необходимо запустить двигатель. Т.к. стартерная обмотка получает напряжение с трех диодов на выпрямительном блоке, должна зажечься контрольная лампа, после выключения – сразу погаснуть.

Если этого не произойдет, значит в генераторном блоке наблюдаются какие-либо нарушение и необходима разборка с диагностикой.

Читайте также  Австрийские фамилии мужские генератор

Важно! Нельзя допускать:

  1. Проверку на «искру» через плюсовой вывод «В» на массу. Через клеммы пройдет ток, для которого они не предназначены, что приведет к фатальной поломке.
  2. Диагностику при включенном АКБ. Допускается проверка только при подключенном аккумуляторе. В противном случае возможны повреждения бортовой сети.

Замена и снятие электрогенератора

Итак, если генератор сломан или требует чистки – необходимо его вытащить. Сделать это не сложно – понадобится только автомобильный набор головок и ключей.

Пошаговая инструкция демонтажа:

1 Сначала – отключите АКБ. Это важно, при подключенном аккумуляторе нельзя производить демонтаж – возможно внутреннее замыкание.

2. Затем – снимите колпак с вывода «30». Там будет гайка, которую понадобится скрутить и убрать провод.

3. После отключите колодку с контактами на генераторе.

4. Найдите крепление генератора к панели. Как правило, оно находится на гайках, которые нужно открутить. Затем поднимите его максимально вверх, чтобы ослабились ремни – снимите их.

5. Осталось окончательно снять болт крепления с блока цилиндров. Также должна быть пара креплений на нижнем кронштейне.

Обратите внимание, что все соединение на генераторе часто окисляются. Из-за постоянно напряжения, попадание воды вызывает активное образование ржавчины на резьбе.

Ни в коем случае нельзя рвать гайки — используйте любые «жидкие ключи» или проникающие смазки.

Вопрос по подключению бензогенератора.

Всем доброго вечера.Прошу подсказать ,надо на время подключить бензик к сети дома, включать будем в розетку , выведенную на улицу (вводной автомат будет отключаться и опечатываться от случайного включения). А собственно вопрос в следующем — при работе генератора будет ли крутиться эл.счетчик или нет ?? и как сделать чтобы не крутился? Вводные провода в доме заходят в сдвоенный автомат — потом из него в эл.счетчик, а из счетчика на автоматы групп потребителей.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Счетчик крутится не будет. Как в щитке разведены N и PE могут быть проблемы

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

vs220 написал :
Как в щитке разведены N и PE могут быть проблемы

РЕ нету, фазный провод и N входят в двухполюсный автомат,оттуда в счетчик, из счетчика фазный провод идет на автоматы, а N на шинку.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Тогда можно смело подключать, главное вводной автомат не включить и не используйте переноску с двумя вилками

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

vs220 написал :
Тогда можно смело подключать, главное вводной автомат не включить

Спасибо, а то местный "специалист" упрямо уверял нас,что при таком подключении счетчик будет крутить.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Для таких случаев предусмотрен перекидной рубильник. )

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Amstel написал :
Спасибо, а то местный "специалист" упрямо уверял нас,что при таком подключении счетчик будет крутить.

Счетчик крутится когда по его токовой катушке течет ток, выключая вводной автомат вы разрываете цепь — тока нет. Это конечно если вы подключите генератор после счетчика. Если же подключать на выводы вводного автомата до счетчика то будет крутится

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

services написал :
Для таких случаев предусмотрен перекидной рубильник. )

слышал про такие, а куда его там ставить в моей схемке надо? и какая модель есть?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

например такой + к нему дополнительные контакты на ноль требуется докупить.
моделька по проще
а если 220 В то и доп контакты не нужны. и на авв

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

После счетчика перед автоматами групп
Например такой

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение
  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

ценник не порадовал на рубильники.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

есть ещё вариант с контактором.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

наверно рубильник ставить не буду, сложновато и дороговато для нас — делать приходится самому, т.к толковых электриков поблизости нет.. буду подключать как описал в первом посту ,а вводной автомат буду "опечатывать" .

services написал :
есть ещё вариант с контактором.

а это что? тоже вид рубильника?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Amstel написал :
наверно рубильник ставить не буду, сложновато и дороговато для нас —

Знаете, всем надоевшую, пословицу: "скупой платит дважды . " Так и у Вас. Поймите правильно. Поставив перекидной рубильник Вы забудете про все остальные опечатывания. Вам надо будет просто рубильник перевести из положения "основной ввод" на ввод от генератора" и все. тем самым Вы за один раз сделаете все что необходимо.
У меня с этим справляются уже в возрасте родители. Конечно для перестраховки периодически звонят, но это не смертельно. Но по крайней мере я знаю точно что никто и ничто не натворят.
А то что дорого . Да, но один раз земноводному можно и рот закрыть, а тем более, это все Ваша же безопасность. Тем более что

Amstel написал :
толковых электриков поблизости нет..

Автоматы для подключения генераторов

Если в Ваш дом приходит 3 фазы и нагрузки, питание которых надо резервировать, распределены по 3 фазам, необходимо организовать переключение на резерв всех 3 фаз. Выбор фазности генератора зависит только от фазности резервируемой нагрузки.

Если у Вас в хозяйстве есть 3-фазные нагрузки, такие как асинхронные двигатели, нагреватели и т.д. и есть необходимость в их аварийном питании, тогда нужно смотреть в сторону 3-фазного генератора, при этом нужно так выбирать его мощность, чтобы при подключении к нему однофазных нагрузок, перекос по фазам не превышал 30%. Если не выполнять это требование, напряжение на недогруженных фазах может превысить необходимые пределы и вывести нагрузку из строя.

Если Вы резервируете только однофазные нагрузки, то и генератор должен быть однофазным. При этом переключение между сетью и генератором осуществляется реверсивной сборкой пускателей. Выходы пускателей соединяются вместе и подключаются к потребителям. Ко входу первого пускателя подключаются 3 фазы, ко входу второго — генератор, при этом все 3 фазы объединяются в 1. От взаимного включения пускателей страхуют механическая и электрическая блокировки. Тут возникает вопрос: «Что делать с нейтралью?». Многие советуют ее коммутировать, объясняя это тем, что в случае обрыва нейтрали на линии, Ваши соседи окажутся подключенными своей нейтралью к Вашему заземлению,что может привести к разного рода последствиям. Но тут есть один момент, ПУЭ запрещает разрывать PEN проводник (глухозаземленная нейтраль идущая от трансформатора к Вам и Вашим соседям), а следовательно, при разделении на PE и N, Вы все равно должны подключить свое заземление к PEN (в самой рекомендуемой системе TN-C-S). Это требование ПУЭ понятно — отключая свое заземление от PEN, Вы понижаете надежность всей системы в целом. Также заземление обычно дублируется через каждые 2-3 столба. Следовательно, если Вы решите коммутировать нейтраль, то это можно делать только после разделения на N и PE, но тут возникает другая проблема. Любое коммутирующее устройство имеет определенный ресурс, т. е. в любом случае, рано или поздно оно откажет. Ускорить этот процесс могут такие факторы как: брак при изготовлении, повышенная влажность, пыль и грязь, насекомые, повышенные токи и напряжения и т. д. Если при коммутации перестанет работать контакт, коммутирующий N (или будет коммутировать с задержкой), Вы получите 380В на недогруженных фазах хаотичным образом. При этом все электроприборы, подключенные в этот момент к этим фазам скорее всего выйдут из строя. Избежать этого можно, если между реверсивным пускателем и нагрузкой установить реле контроля фаз и еще один пускатель для отключения напряжения, в случае проблем с нейтралью.

Читайте также  Антивибрационные коврики для генератора

Чтобы самим не создавать себе лишних проблем, я рекомендую не коммутировать N. При этом возникает вопрос: «А как же генератор, мы должны соединить его с N?». Катушка генератора, вырабатывающая 220В гальванически развязана c заземлением генератора (по крайней мере мне не попадались генераторы с гальванически связанной катушкой, но, на всякий случай, проверьте это. На заглушенном генераторе с отключенной нагрузкой, подключите Омметр между выходом 220В и заземлением — Омметр должен показать разрыв). Следовательно, соединяя один из выходов генератора с N, мы назначаем его «нулем», а соответственно второй выход становится «фазой». «Фазой» лучше назначать тот выход, который проходит через защитный автомат генератора.

Схема соединения реверсивной сборки:

Схема подключения автозапуска:

Если же Вы решили коммутировать нейтральный провод, тогда нужно будет собрать следующую схему:

Для организации переключения нагрузки также можно использовать специализированные мотоприводы. На рынке есть доступные модели китайского производства:

Подробнее про подключение мотопривода можно прочитать здесь.

В схеме используется блок питания DR-60-15, мощностью 60 Вт, напряжением 15 Вольт. Напряжение на выходе БП необходимо отрегулировать таким образом, чтобы питание системы (шина «+»), при отключенном аккумуляторе генератора, составляло 13,7-13,8 Вольт, что соответствует выходному напряжению БП 14,5 Вольт. Если в генераторе используется аккумулятор до 15 Ач, можно использовать БП на меньшую мощность, например DR-30-15.

Для подключения системы Вам надо найти на генераторе 4 основных сигнала:

1. Зажигание. Зажигание, как правило, идет от катушки зажигания к замку и в выключенном состоянии замкнуто на землю. Катушка зажигания имеет довольно низкое сопротивление, поэтому при поиске этого сигнала тестером (в режиме измерения сопротивления) разница в сопротивлении между включенном зажигании и выключенном может быть очень маленькой. Если сопротивление отличается сильно, то значит между катушкой и замком установлена некая буферная схема. Система определяет работу зажигания по импульсам отрицательной полярности. Если катушка подключена к замку через буферную схему, то «Zin» платы управления подсоса необходимо подключать к управляющему выходу катушки зажигания, а «Z» блока управления к замку зажигания.

2. Стартер. Сигнал включения реле стартера. В некоторых генераторах реле стартера находится в некотором удалении от самого стартера. При этом существует возможность подключить сам стартер через реле автозапуска. Не сделайте такой ошибки! Cигнал включения стартера так же как и зажигание удобнее всего взять с замка зажигания, туда приходит провод точно с реле. Перед подключением схемы к замку зажигания ОБЯЗАТЕЛЬНО померяйте ток управления пуском стартера. Если пусковой ток более 5 Ампер, то необходимо установить дополнительное автомобильное реле на 40 Ампер.

3. 12 В. Плюсовая клемма аккумуляторной батареи. Для удобства прокладки проводов я предпочитаю брать это напряжение тоже с замка зажигания. Туда напряжение с аккумулятора подается обычно через предохранитель 5-10А, и служит для пуска стартера. Это полезно для блока зарядки аккумулятора, т. к. в случае сильной разрядки аккумулятора существует дополнительная защита от перегрузок (правда защита в самом блоке питания, как правило, срабатывает раньше).

4. Масса. (Она же G), (Она же GND). Казалось бы — самый простой сигнал — бери где хочешь. Однако же нет! Во многих генераторах масса двигателя и рамы гальванически развязаны. ВСЕ СОЕДИНЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ С МАССОЙ ДВИГАТЕЛЯ!

Не прокладывайте низковольтные сигналы в одной связке с высоковольтными — это может вызвать сбои в работе системы. Так как узел вибронагруженный, провода должны быть многожильные. Активно используйте наконечники, кембрики, термоусадку, изоленту и пластиковые хомуты.

Назначение выводов генератора (и схемы генераторов)

Электрические схемы автомобильных генераторных установок
Приводим примеры восьми наиболее распространенных схем автомобильных генераторных установок. На всех схемах под цифрами обозначены:
1 — генератор;
2 — обмотка возбуждения;
3 — обмотка статора;
4 — выпрямитель;
5 — выключатель;
6 — реле контрольной лампы;
7 — регулятор напряжения;
8 — контрольная лампа;
9 — помехоподавительный конденсатор;
10 — трансформаторно-выпрямительный блок;
11 — аккумуляторная батарея;
12 — стабилитрон защиты от всплесков напряжения;
13 — резистор.

Генераторные установки имеют различные обозначения выводов (обозначения немного разнятся с обозначениями на первой таблице):
— «плюс» силового выпрямителя: «+», В, 30, В+, ВАТ;

— «масса»: «-», D-, 31, В-, М, Е, GRD;

— вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, DF, F, ЕХС, Е, FLD;

— вывод для соединения с
лампой контроля исправности
(обычно «плюс» дополнительного
выпрямителя, там, где он есть): D, D+, 61, L, WL, IND;

— вывод нулевой точки
обмотки статора: 0 (ноль), МP;

— вывод регулятора напряжения
для подсоединения его в
бортовую сеть, обычно к
«+» аккумуляторной батареи: Б, 15, S;

— вывод регулятора напряжения
для питания его от выключателя
зажигания: IG;

— вывод регулятора напряжения
для соединения его с бортовым
компьютером: FR, F.

Различают два типа невзаимозаменяемых регуляторов напряжения — в одном типе (рис. 1) выходной коммутирующий элемент регулятора напряжения соединяет вывод обмотки возбуждения генератора с «+» бортовой сети, в другом типе (рис. 2, 3) — с «-» бортовой сети. Транзисторные регуляторы напряжения второго типа являются более распространенными.

Чтобы на стоянке аккумуляторная батарея не разряжалась, цепь обмотки возбуждения генератора (в схемах 1, 2) запитывается через выключатель зажигания. Однако при этом контакты выключателя коммутируют ток до 5А, что неблагоприятно сказывается на их сроке службы. Разгрузить контакты выключателя можно, используя промежуточное реле, но более прогрессивно, если через выключатель зажигания запитывается лишь цепь управления регулятора напряжения (рис. З), потребляющая ток силой в доли ампера.

Прерывание тока в цепи управления пере водит электронное реле регулятора в выключенное состояние, что не позволяет току протекать через обмотку возбуждения. Однако применение выключателя зажигания в цепи генераторной установки снижает ее надежность и усложняет монтаж на автомобиле. Кроме того, в схемах на рис. 1, 2, 3 падение напряжения в выключателе зажигания и других коммутирующих или защитных элементах, включенных в цепь регулятора (штекерные соединения, предохранители), влияет на уровень поддерживаемого регулятором напряжения и частоту переключения его выходного транзистора, что может сопровождаться миганием ламп осветительной и светосигнальной аппаратуры, колебанием стрелок вольтметра и амперметра.

Поэтому более перспективной является схема на рис. 5. В этой схеме обмотка возбуждения имеет свой дополнительный выпрямитель, состоящий из трех диодов. К выводу «Д» этого выпрямителя и подсоединяется обмотка возбуждения генератора. Схема допускает некоторый разряд аккумуляторной батареи малыми токами по цепи регулятора напряжения, и при длительной стоянке рекомендуется снимать наконечник провода с клеммы «+» аккумуляторной батареи.

В схему на рис. 5 введено подвозбуждение генератора от аккумуляторной батареи через контрольную лампу 8. Небольшой ток, поступающий в обмотку возбуждения через эту лампу от аккумуляторной батареи, достаточен для возбуждения генератора и в то же время не может существенно влиять на разряд аккумуляторной батареи. Обычно параллельно контрольной лампе включают резистор 1З, чтобы даже в случае перегорания контрольной лампы генератор мог возбудиться.

Читайте также  Течет масло под генератором

Контрольная лампа в схеме на рис. 5 является одновременно и элементом контроля работоспособности генераторной установки. В схеме применен стабилитрон 12, гасящий всплески напряжения, опасные для электронной аппаратуры. С целью контроля работоспособности в схеме рис. 1 введены реле с нормально замкнутыми контактами, через которые получает питание контрольная лампа 8. Эта лампа загорается после включения замка зажигания и гаснет после пуска двигателя, т.к. под действием напряжения от генератора реле, обмотка которого подключена к нулевой точке обмотки статора, разрывает свои нормально замкнутые контакты и отключает контрольную лампу 8 от цепи питания.

Если лампа 8 при работающем двигателе горит, значит, генераторная установка неисправна. В некоторых случаях обмотка реле контрольной лампы 6 подключается на вывод фазы генератора.

Схема рис. 6 характерна для генераторных установок с номинальным напряжением 28 вольт. В этой схеме обмотка возбуждения включена на нулевую точку обмотки статора генератора, т.е. питается напряжением, вдвое меньшим, чем напряжение генератора. При этом приблизительно вдвое снижаются и величины импульсов напряжения, возникающих при работе генераторной установки, что благоприятно сказывается на надежности работы полупроводниковых элементов регулятора напряжения.

Резистор 13 служит тем же целям, что и контрольная лампа в схеме рис. 5, т.е. обеспечивает уверенное возбуждение генератора.

На автомобилях с дизельными двигателями может применяться генераторная установка на два уровня напряжения 14/28 В. Второй уровень 28 В используется для зарядки аккумуляторной батареи, работающей при пуске ДВС. Для получения второго уровня используется электронный удвоитель напряжения или трансформаторно-выпрямительный блок (ТВБ), как это показано на рис. 4.

В системе на два уровня напряжения регулятор стабилизирует только первый уровень напряжения 14 вольт. Второй уровень возникает посредством трансформации и последующего выпрямления ТВБ переменного тока генератора. Коэффициент трансформации трансформатора ТВБ близок к единице.

В некоторых генераторных установках зарубежного и отечественного производства регулятор напряжения поддерживает напряжение не на силовом выводе генератора «+», а на выводе его дополнительного выпрямителя, как показано на схеме рис. 7.

Схема является модификацией схемы рис. 5, с устранением ее недостатка — разряда аккумуляторной батареи регулятора напряжения при длительной стоянке. Такое исполнение схемы генераторной установки возможно потому, что разница напряжения на клеммах «+» и «Д» невелика. На этой же схеме (рис. 7) показано дополнительное плечо выпрямителя, выполненное на стабилитронах, которые в нормальном режиме работают как обычные выпрямительные диоды, а в аварийных — предотвращают опасные всплески напряжения.

Резистор R, как было показано выше, расширяет диагностические возможности схемы. Этот резистор вообще характерен для генераторных установок фирмы 8osch. Генераторные установки без дополнительного выпрямителя, но с подводом к регулятору вывода фаз, применение которых, особенно японскими и американскими фирмами, расширяется, выполняются по схеме рис. 8. В этом случае схема генераторной установки упрощается, но усложняется схема регулятора напряжения, т.к. на него переносятся функции предотвращения разряда аккумуляторной батареи на цепь возбуждения генератора при неработающем двигателе автомобиля и управления лампой контроля работоспособного состояния генераторной установки.

На вход регулятора может подаваться напряжение генератора или аккумуляторной батареи (пунктир на рис. 8), а иногда и оба эти напряжения сразу.

Конечно, стабилитрон 12, защищающий от всплесков напряжения дополнительное плечо выпрямителя, а также выполнение выпрямителя на стабилитронах может быть использовано в любой из приведенных схем.

Некоторые фирмы применяют включение контрольной лампы через разделительный диод, а в схемах рис. 5, 7 включение ее идет через контактное реле. В этом случае обмотка реле включается на место контрольной лампы. Если генераторная установка работает в комплексе с датчиком температуры электролита, она имеет дополнительные выводы для его подсоединения.

Генераторы на большие выходные токи могут иметь параллельное включение диодов выпрямителя. Для защиты цепей генераторной установки применяют предохранители, обычно в цепях контрольной лампы, соединениях регулятора с аккумуляторной батареей, в цепи питания аккумуляторной батареи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: